«Газпром нефть» приступила к проведению геолого-разведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Газпром нефть шельф соколов


Запасы месторождения «Нептун» достигли 415 миллионов тонн нефти

11 Сентября 2018

Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых утвердила запасы углеводородов месторождения «Нептун»*, расположенного на континентальном шельфе в Охотском море. Они составили 415,8 млн тонн нефти по категориям С1+С2, что в 1,6 раза превышает первоначальную оценку.

Месторождение «Нептун» — крупнейшее открытие «Газпром нефти» за 2017 год. Владельцем лицензии на Аяшский лицензионный участок является компания «Газпром нефть Шельф». Работы по строительству скважины осуществляло «Газпромнефть-Сахалин», Научно-Технический Центр «Газпром нефти» участвовал в сопровождении строительства скважины. На основании полученных результатов построена геологическая модель и произведен подсчет запасов. Выполнены исследования керна и флюидов, интерпретация данных геофизических исследований скважины.

В настоящее время «Газпромнефть-Сахалин» продолжает строительство второй скважины на Аяшском участке. Эксперты международной консалтинговой компании Wood Mackenzie включили ее в двадцатку самых ожидаемых разведочных скважин 2018 года.

Александр Дюков, Председатель правления «Газпром нефти»:

«Месторождение „Нептун“ по объему запасов стало одним из крупнейших активов „Газпром нефти“. Дальний Восток будет новым стратегически важным регионом нашей деятельности на многие годы вперед, что позволит Компании более активно работать на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом „Газпром нефть“ продолжает геологоразведочные работы на лицензионном участке шельфа Сахалина, наши запасы в этом регионе еще могут быть увеличены».

Андрей Патрушев, Заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти»:

«Шельф Охотского моря является для «Газпром нефти» новым регионом присутствия, открывающим очередную страницу в истории успехов компании на шельфе. Открытие месторождения «Нептун», одного из крупнейших на российском шельфе, стало возможным благодаря слаженной работе подразделений Компании, а также опыту, полученному при реализации арктических проектов и накопленным компетенциям. Освоение шельфовых месторождений является одним из стратегических направлений работы «Газпром нефти».

*Месторождение «Нептун» расположено в 55 км северо-восточнее острова Сахалин, глубина моря над месторождением — 60-70 метров.

Возврат к списку

shelf.gazprom-neft.ru

Умный шельф – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

«Газпром нефть» реализует программу «Посейдон», направленную на повышение эффективности шельфовых проектов благодаря использованию современных цифровых технологий

Хотя цифровизация сегодня актуальный тренд для всей нефтяной отрасли, шельфовые активы, пожалуй, нуждаются в ней особенно остро. Удаленность месторождений от материка, высокая стоимость обустройства и эксплуатации, особые требования к охране труда и окружающей среды, все более сложные и технологичные скважины не оставляют права на ошибку, требуют максимальной эффективности в организации работы и оперативности принятия решений. В «Газпром нефти» цифровые проекты для шельфовой добычи объединены в программу «Посейдон». Уже сегодня они преобразуют работу нефтедобывающей платформы «Приразломная» на шельфе Печорского моря.

Все элементы выстраиваемой системы свяжет воедино Центр оптимизации добычи (ЦОД). Это площадка для работы мультидисциплинарной команды специалистов, организационный центр, куда стекается вся информация, необходимая для принятия взвешенных управленческих решений. Здесь же разместится Центр управления чрезвычайными ситуациями. В штатном режиме отсюда будет осуществляться руководство учениями, а в случае реального происшествия в кратчайшие сроки здесь будет организована работа комитета по чрезвычайным ситуациям.

Так как ЦОД — объединяющий элемент, его полноценная эксплуатация может начаться, только когда будут реализованы остальные проекты программы. Сегодня наиболее проработанный из них — «Интегрированное моделирование». Речь идет о создании модели всей производственной цепочки нефтедобывающего актива, которая включает в себя пласт, скважины, систему сбора и подготовки нефти. Модель позволяет анализировать работу каждого из этих элементов — не изолированно, а во взаимовлиянии со всеми остальными. По сути, это цифровой двойник Приразломного месторождения — расчетный инструмент, который дает возможность делать прогнозы производственных показателей добычи, осуществлять мониторинг работы оборудования, находить узкие места, проигрывать возможные сценарии оптимизации. Уже сейчас он используется для настройки технологических режимов работы оборудования платформы. Интегрированная модель постоянно актуализируется и дополняется, что позволяет принимать более точные решения.

Еще один проект, работа по которому должна завершиться до конца 2018 года, — создание базы данных реального времени. Она будет отвечать за сбор, хранение и визуализацию данных со всех датчиков и систем управления в максимально удобном для использования формате и должна облегчить доступ к этим данным для всех специалистов независимо от их места нахождения. Делая совм

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» пробурила первую многозабойную скважину по технологии «рыбья кость» на арктическом шельфе

В настоящее время «Приразломное» является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Недропользователем проекта является «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.

«Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

  • Фотогалерея «Приразломная»:

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» и СПбГМТУ намерены совместно развивать отечественные технологии освоения континентального шельфа России

1 июня 2017

«Газпром нефть» и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Документ, направленный на совместное развитие российских технологий освоения континентального шельфа России, в ходе Петербургского международного экономического форума подписали заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев и исполняющий обязанности ректора университета Глеб Туричин.

На фото (слева направо): заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев и исполняющий обязанности ректора университета Глеб Туричин

В настоящее время «Газпром нефть» занимается разведкой и освоением участков недр континентального шельфа Российской Федерации в акваториях Баренцева, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского и Охотского морей. В свою очередь, СПбГМТУ выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в таких областях, как проектирование, постройка и ремонт кораблей, судов и платформ, изучение и освоение мирового океана, совершенствование энергосберегающих технологий, а также в сфере информационно-измерительных средств навигации.

В рамках сотрудничества стороны планируют обмениваться информацией и данными исследований, организовывать совместные переговоры, семинары и конференции с привлечением технических специалистов и экспертов, проводить научные, технические, производственные и маркетинговые исследования, необходимые для создания новой шельфовой техники. Партнерство также предполагает разработку опытно-конструкторской и иной документации, изготовление опытных образцов оборудования и проведение их опытно-промышленных испытаний.

Кроме того, стороны подготовят предложения по развитию производства специального оборудования в РФ, формированию нормативно-правовой базы развития промышленности с использованием механизма специального инвестиционного контракта, установленного Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».

«Развитие ресурсной базы арктического шельфа России — задача, требующая координации усилий бизнеса и научного сообщества для создания новых технологических решений, которые позволят приступить к освоению этих запасов. При этом разработка арктических месторождений, включая проекты на шельфе, требует применения наиболее эффективных и безопасных технологий. Научный потенциал СПбГМТУ, объединенный с производственными возможностями „Газпром нефти“, позволит найти новые технологические решения и подходы для интенсификации работы на российском арктическом шельфе», — сказал заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (до 1990 года — Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт) — основан в 1930 году. Единственный в России технический вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.

Теги: технологии, технологии добычи, шельф

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» приступила к проведению геолого-разведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей

26 августа 2015, пресс-релиз

«Газпром нефть» приступила к проведению гравиразведки и магниторазведки на Северо-Врангелевском лицензионном участке. Геолого-разведочные работы проводятся двумя специально оснащенными воздушными судами. Оператором проекта является «Газпромнефть-Сахалин» (дочернее общество «Газпром нефти»).

Объем проводимой аэрогравимагнитой съемки составит 70,5 тыс. пог. км, полученные материалы позволят выявить приоритетные участки для последующего изучения. Интерпретацию данных планируется завершить в марте 2016 года. В дальнейшем будет проведен полный цикл геолого-разведочных работ, включая сейсморазведочные работы, а также бурение поисково-оценочных и разведочных скважин.

Летно-исследовательский аэрогеофизический центр

На данный момент степень изученности участка низкая: общий объем ранее проведенных сейсморазведочных работ 2D составляет около 5 тыс. пог. км при плотности 0,04 пог. км/кв. км. Прогнозные геологические ресурсы, промышленная нефтегазоносность которых пока не доказана, оцениваются более чем в 3 млрд тонн н.э., в том числе свыше 2 млрд тонн нефти и конденсата, а также около 1 трлн куб. м газа.

«Газпром нефть» получила право на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов в пределах Северо-Врангелевского лицензионного участка в июне 2014 года. Участок площадью 117 тыс. кв. км находится на северо-востоке Восточно-Сибирского и на северо-западе Чукотского морей и отличается сложными климатическими условиями.

Председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков отметил: «Освоение российского арктического шельфа является одним из стратегических направлений развития нашей компании. „Газпром нефть“ накапливает уникальный опыт по освоению северных территорий и не планирует останавливать геологическое изучение этого региона. Успешный опыт добычи нефти на Приразломном месторождении позволяет нам оставаться пионерами в освоении российской Арктики и продолжать эффективную работу на собственных лицензионных участках».

На российском арктическом шельфе «Газпромнефть-Сахалин» владеет лицензиями на Долгинское месторождение и Северо-Западный участок в Печорском море, на Хейсовский участок в Баренцевом море и Северо-Врангелевский участок, расположенный в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В 2014 году на Долгинском месторождении пробурена четвертая разведочная скважина, на ней проведены геофизические и гидродинамические исследования.

«Газпром нефть» ведет добычу в российском секторе Арктики — на шельфе Печорского моря. Приразломное — первый в мире проект по добыче нефти в уникальных природных условиях. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Всего в первый год промышленной разработки Приразломного месторождения на нем было добыто 300 тыс. тонн.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн. тонн. Лицензия на разработку Приразломного месторождения принадлежит ООО «Газпром нефть шельф», которое является дочерним обществом «Газпром нефти».

Специально для разработки месторождения в России была создана новая нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. «Приразломная» проектировалась с учетом характеристик арктического региона и рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно.

Фотогалерея «Добыча на шельфе»

Теги: шельф, добыча, геологоразведка

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» приступила к геологоразведочному бурению на Долгинском месторождении на шельфе Арктики

30 июня 2014, пресс-релиз

«Газпромнефть-Сахалин» (дочерняя компания «Газпром нефти») начала бурение новой разведочной скважины на Долгинском нефтяном месторождении на шельфе Печорского моря. Программа работ, которую выполнит компания в межледовый период 2014 года, предусматривает бурение одной скважины глубиной 3,5 тыс. м и проведение полного комплекса ее геологических исследований. При разработке параметров программы был подробно проанализирован опыт выполнения работ на шельфе Печорского моря, в том числе на расположенном в относительной близости Приразломном месторождении, оператором по освоению которого также является «Газпром нефть».

К реализации проекта на Долгинском месторождении привлечены сервисные компании Schlumberger, Weatherford и ряд других. Полученные результаты позволят сформировать дальнейшую программу изучения месторождения и подготовиться к разведочному бурению в межледовые периоды ближайших лет.

Бурение и испытание скважины в 2014 году будет выполняться при помощи самоподъемной буровой установки (СПБУ) GSP Saturn, прибывшей на месторождение в середине июня и установленной непосредственно на дно моря. Платформа имеет необходимые допуски для выполнения буровых работ на шельфе северных морей, прошла дополнительную модернизацию и все необходимые аудиты*, проведенные международными и российскими специализированными организациями. Их заключения свидетельствуют о полной готовности СПБУ Saturn к бурению разведочной скважины в Печорском море.

Для строительства скважины будут применяться передовые технологические решения. В частности, в процессе бурения используются экологически безопасные буровые растворы на водной основе. Роторная управляемая система автоматического поддержания вертикальности скважины позволит сократить время бурения и количество бурового шлама. Для реализации принципа «нулевого сброса» весь отработанный буровой раствор и шлам будут вывозиться на сушу для дальнейшей утилизации. Инновационная внутрискважинная технология дает возможность ускорить исследование перспективного пласта и провести высокоточные измерения максимально безопасным и эффективным способом. Ряд используемых технологий применяется в России впервые.

В течение всего периода работ вокруг платформы будет нести круглосуточное дежурство аварийно-спасательное судно «Спасатель Карев». Оно и четыре других зафрахтованных для выполнения сопутствующих бурению операций судна оснащены системой динамического позиционирования (DP-2), которая позволяет надежно удерживать корабль на одной точке даже при наличии ветра и волн. Для осуществления вертолетного сообщения с районом работ Долгинского месторождения был расширен пункт пропуска через государственную границу в аэропорту Варандей, который ранее функционировал только для полетов на платформу «Приразломное».

*Платформа Saturn имеет необходимые допуски на осуществление буровых работ на арктическом шельфе. В 2009 году платформа прошла полную модернизацию, включающую монтаж современного бурового и судового оборудования, а также специальную подготовку для работы в северных широтах в условиях существенных ветровых и волновых нагрузок. С 2009 года СПБУ Saturn имеет допуск Нидерландов и Дании на осуществление буровых работ на шельфе Северного моря, что свидетельствует о ее соответствии современным международным стандартам промышленной и экологической безопасности. В 2013 году платформа осуществляла буровые работы на одном из проектов компании Wintershall в Северном море.

В апреле 2014 года завершилась очередная инспекция платформы организацией American Bureau of Shipping (АВS, Американское бюро судоходства), которая подтвердила соответствие установки всем необходимым требованиям и стандартам для выполнения безопасного бурения скважин. О готовности СПБУ к работам в арктических широтах также свидетельствуют результаты проверки, проведенной специалистами Lloyd’s Register — компании, являющейся мировым лидером по осуществлению независимых технических инспекций морских буровых установок. В мае 2014 года аудитор подтвердил, что все приготовления, необходимые для эксплуатации установки в суровых климатических условиях, были выполнены. Кроме того, в конце мая 2014 года Ростехнадзор провел выездной аудит платформы, установив, что буровая установка отвечает всем требованиям российского законодательства в сфере промышленной и экологической безопасности.

Долгинское нефтяное месторождение расположено в центральной части Печорского моря в 120 км к югу от архипелага Новая Земля и в 110 км к северу от материкового берега. Месторождение открыто в 1999 году, глубина моря в этом районе составляет 35-55 метров. На месторождении проведены сейсморазведочные работы методом 2D в объеме более 11 тыс. погонных км, а также сейсмические исследования методом 3D на площади 1,6 тыс. кв. км. Выполнено бурение трех разведочных скважин — двух Северо-Долгинских и одной Южно-Долгинской. В 2014 году будет пробурена четвертая разведочная скважина — Северо-Долгинская № 3. В настоящее время извлекаемые запасы месторождения оцениваются более чем в 200 млн тонн нефтяного эквивалента.

Теги: добыча, шельф

www.gazprom-neft.ru