«Газпром нефть» продемонстрировала высокую степень готовности к ликвидации разливов нефти в Арктике. Газпром нефть шельф варандей


Перевалочную базу «Газпром нефть шельфа» в Варандее посетили члены арктической экспедиции «Полстраны под парусом»

29 Августа 2017

В рамках экспедиции по русской Арктике перевалочную базу проекта «Приразломное» в посёлке Варандей посетила команда Plan X — группа путешественников-энтузиастов из Санкт-Петербурга, которые объединились с целью популяризации внутреннего туризма и активного образа жизни. Помощь в организации четырёхмесячного плавания «Полстраны под парусом» оказала «Газпром нефть». Компания выступила в качестве спонсора экспедиции и взяла на себя обязательства по обеспечению стабильной спутниковой связи путешественников на протяжении всего маршрута.

Варандей — современный вахтовый посёлок «Газпром нефть шельфа», который используется компанией в качестве временного пункта размещения персонала для дальнейшей доставки людей на нефтедобывающую платформу «Приразломная» в Печорском море. На территории посёлка расположены общежитие гостиничного типа на 180 мест, котельная, электростанция, гараж, склад хранения оборудования для ликвидации разлива нефти и аэропорт.

«Для нас провели экскурсию по территории вахтового посёлка Варандей: показали общежитие и административный блок, представили объекты транспортно-хозяйственной инфраструктуры. Особое впечатление произвёл склад аварийно-спасательного оборудования — мы убедились воочию в готовности „Газпром нефть шельфа“ к любым чрезвычайным ситуациям. Кроме того, компания обеспечила все необходимые условия для эффективной работы и полноценного отдыха сотрудников на перевалочной базе проекта „Приразломное“, а факт того, что обитатели живой природы не боятся приближаться к технологическому объекту, подтверждает его экологическую безопасность», — сказал руководитель команды Plan X Сергей Северин.

Экспедиция включает в себя речной и морской этапы, в ходе которых участники команды уже осуществили сплав по реке Енисей, пересекли Карское и вошли в акваторию Печорского моря. Впереди у команды преодоление ещё двух водных пространств Северного Ледовитого океана — Баренцева и Белого морей.

С момента старта экспедиции в конце июня из Красноярска экипаж парусного судна преодолел более двух третей пути. Путешествие завершится в сентябре в Архангельске, когда общая протяжённость маршрута составит свыше 6000 км.

Подготовка к арктическому путешествию Plan X велась в течение полутора лет. Для прохождения экстремального маршрута в водных просторах Русского Севера было выбрано специальное судно — 8-метровый катамаран с надувными баллонами «Морской слон». Модульная конструкция плавсредства позволяет без труда транспортировать его в любую точку мира, а малая осадка и отсутствие жёстких элементов корпуса обеспечивает возможность высадки экипажа на неоснащённое побережье и дрейфующие льдины.

Справка

В настоящее время «Приразломное» является единственным проектом на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. К настоящему моменту на «Приразломной» добыто уже более 5 миллионов тонн нефти. Недропользователем проекта является «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпром нефти».

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Для его разработки создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина моря в районе месторождения — 20 м. Кроме того, установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования.

«Приразломная» работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Возврат к списку

shelf.gazprom-neft.ru

Газпром нефть шельф — Википедия. Что такое Газпром нефть шельф

«Газпром нефть шельф» — российская нефтяная компания, созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений. Владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения, открытого в 1989 году на шельфе Печорского моря. Приразломное — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[1]. «Газпром нефть шельф» является дочерним предприятием ПАО «Газпром нефть».

Деятельность

В настоящий момент «Газпром нефть шельф» — единственная нефтяная компания, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное»).

Приразломное месторождение расположено в Печорском море(прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года, когда компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу «Приразломная» в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта — ПО «Севмаш». Летом 2013 года было начато бурение первой скважины, в декабре 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти[2].

Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин[3]. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти[4]. На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Первая добывающая скважина на месторождении была запущена 19 декабря 2013 года. Устья всех скважин находятся внутри платформы — таким образом ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа — в случае необходимости скважина будет герметично перекрыта в течение 10 секунд.

МЛСП «Приразломная»

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения.

Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

Глубина Печорского моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа «Приразломная» установлена на морском дне и надежно удерживается на нём за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёхсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Для того, чтобы отгрузка состоялась, необходимо соблюсти 30 условий.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Транспортная система проекта

Существующая транспортная система проекта освоения Приразломного месторождения, включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти, обеспечивают проведения ледокольных операций с платформой. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий нештатных ситуаций на платформе.

В целях обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок, по заказу ООО «Газпром нефть шельф» было построено два многофункциональных ледокольных суда (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и ледокольного обеспечения отгрузок нефти на челночные танкеры.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения.

Береговая структура проекта

Для оперативного управления производством и для доставки вахтового персонала и грузов на платформу создана береговая инфраструктура. В её состав входят:

  • Перевалочная база на Варандее с вахтовым поселком для временного размещения персонала;
  • База снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске.

Экологическая и промышленная безопасность проекта

Технология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов и других вредных веществ в море. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения работ и манёвров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте. Водозабор на «Приразломной» происходит через специальные рыбозащитные устройства, которые обеспечивают эффективную защиту рыбы. Для воспроизводства промысловых пород рыб в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012—2014 гг. выпущено более 150 тыс. двухгодовиков атлантического лосося.

Район добычи Приразломного нефтяного месторождения окружен многочисленными государственными заповедниками и заказниками, где обитают моржи, относящиеся к атлантическому подвиду: на о. Долгий, о. Вайгач, в Ненецком заповеднике. Согласно результатам исследований не зафиксировано отклонений от показателей естественного функционирования береговых экосистем. Фактора беспокойства для атлантического моржа как вида-индикатора экологического состояния не выявлено.

План ЛАРН

Компания «Газпром нефть шельф» разработала внедрила подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти. План ЛРН разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ), согласован Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта, Министерством энергетики Российской Федерации и утвержден МЧС России. В августе 2013 года реферат Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти опубликован на сайте компании «Газпром нефть шельф»[5].

В плане рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений. Также организованы профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными органами. Компанией закуплено специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

В районе расположения платформы постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий команды проекта в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Тренировки выполняются как на море в ледовой обстановке, так и на суше — для защиты береговой полосы в районе пос. Варандей. С начала 2014 года компанией проведено более 100 учебно-тренировочных занятий по теме ЛРН, самым масштабным из которых стало учение по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014»[6].

История

С мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть».

1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому», было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф». В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф».

29 декабря 2004 года «Газпром» стал единственным владельцем компаний, связанных с освоением Штокмановского и Приразломного месторождений, — «Росшельфе» и «Севморнефтегазе». Участвовавшая в этих проектах «Роснефть» вышла из них, получив за это 1,7 млрд долларов.

ЗАО «Севморнефтегаз» по решению совета директоров ЗАО «Росшельф», принятому 1 августа 2002 года, получает лицензий на пользование участками недр Штокмановскогои Приразломного месторождений с ЗАО «Росшельф» на. Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года лицензия на освоение Приразломного месторождения была переоформлена на ЗАО «Севморнефтегаз» (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002).

ЗАО «Севморнефтегаз» учрежден в декабре 2001 — январе 2002 года «Газпромом» и «Роснефтью» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями.

4 октября 2001 года между «Газпромом» и «Роснефтью» было подписано соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. В их число, помимо Штокмановского и Приразломного, вошли Харампурское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное и Етыпуровское месторождения.

Компания была учреждена 29 мая 1992 года под названием ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В состав учредителей вошли 20 организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», "Архангельскгеология другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений месторождений арктического шельфа. 15 марта 1993 года «Росшельф» получил лицензии сроком на 25 лет (до 2018 года) на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на указанных месторождениях.

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Газпром нефть шельф — Википедия © ru.wikipedia.org

«Газпром нефть шельф» — российская нефтяная компания, созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений. Владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения, открытого в 1989 году на шельфе Печорского моря. Приразломное — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[1]. «Газпром нефть шельф» является дочерним предприятием ПАО «Газпром нефть».

В настоящий момент «Газпром нефть шельф» — единственная нефтяная компания, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное»).

Приразломное месторождение расположено в Печорском море(прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года, когда компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу «Приразломная» в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта — ПО «Севмаш». Летом 2013 года было начато бурение первой скважины, в декабре 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти[2].

Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин[3]. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти[4]. На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Первая добывающая скважина на месторождении была запущена 19 декабря 2013 года. Устья всех скважин находятся внутри платформы — таким образом ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа — в случае необходимости скважина будет герметично перекрыта в течение 10 секунд.

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения.

Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

Глубина Печорского моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа «Приразломная» установлена на морском дне и надежно удерживается на нём за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёхсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Для того, чтобы отгрузка состоялась, необходимо соблюсти 30 условий.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Существующая транспортная система проекта освоения Приразломного месторождения, включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти, обеспечивают проведения ледокольных операций с платформой. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий нештатных ситуаций на платформе.

В целях обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок, по заказу ООО «Газпром нефть шельф» было построено два многофункциональных ледокольных суда (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и ледокольного обеспечения отгрузок нефти на челночные танкеры.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения.

Для оперативного управления производством и для доставки вахтового персонала и грузов на платформу создана береговая инфраструктура. В её состав входят:

  • Перевалочная база на Варандее с вахтовым поселком для временного размещения персонала;
  • База снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске.

Экологическая и промышленная безопасность проекта[править | править код]

Технология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов и других вредных веществ в море. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения работ и манёвров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте. Водозабор на «Приразломной» происходит через специальные рыбозащитные устройства, которые обеспечивают эффективную защиту рыбы. Для воспроизводства промысловых пород рыб в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012—2014 гг. выпущено более 150 тыс. двухгодовиков атлантического лосося.

Район добычи Приразломного нефтяного месторождения окружен многочисленными государственны

ru.wikipedia.org.mevn.net

Газпром нефть шельф — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ТипЛистинг на биржеГод основанияГод закрытияПрежние названияОснователиРасположениеКлючевые фигурыОтрасльПродукцияСобственный капиталДолгОборотЗатраты на НИОКРОперационная прибыльЧистая прибыльЧисло работниковПодразделенияМатеринская компанияАудиторНаградыСайт
ООО «Газпром нефть шельф»
200x200px
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Общество с ограниченной ответственностью

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

2002

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

• 2002—2009ЗАО «Севморнефтегаз»

ЗАО «Росшельф» («Газпром») и ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» («Роснефть»)

Россия22x20px Россия: Москва

Геннадий Любин(генеральный директор)Александр Киссер(главный инженер)

Нефтедобыча

сырая нефть, попутный газ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

ОАО «Газпром нефть»

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

[http://shelf-neft.gazprom.ru/ shelf-neft.gazprom.ru]

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).К:Предприятия, основанные в 2002 году «Газпром нефть шельф» — российская нефтяная компания, созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений. Владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения, открытого в 1989 году на шельфе Печорского моря. Приразломное — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[1]. «Газпром нефть шельф» является дочерним предприятием ОАО «Газпром нефть».

Деятельность

В настоящий момент «Газпром нефть шельф» — единственная нефтяная компания, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное»).

Приразломное месторождение расположено в Печорском море(прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года, когда компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу «Приразломная» в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта — ПО «Севмаш». Летом 2013 года было начато бурение первой скважины, в декабре 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти[2].

Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин[3]. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти[4]. На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год.

В настоящее время на месторождении эксплуатируется одна добывающая скважина. В 2015 году планируется начать эксплуатацию нагнетательной и поглощающей скважин (используется для реализации принципа «нулевого сброса», когда отходы либо вывозятся на берег, либо закачиваются обратно в пласт), а также начать бурение ещё четырёх скважин. В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 36 скважин, в том числе 19 добывающих, 16 нагнетательных и одной поглощающей.

МЛСП «Приразломная»

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения.

Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

Глубина Печорского моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа «Приразломная» установлена на морском дне и надежно удерживается на нём за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёхсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Для того, чтобы отгрузка состоялась, необходимо соблюсти 30 условий.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Транспортная система проекта

Существующая транспортная система проекта освоения Приразломного месторождения, включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти, обеспечивают проведения ледокольных операций с платформой. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий внештатных ситуаций на платформе.

В целях обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок, по заказу ООО «Газпром нефть шельф» было построено два многофункциональных ледокольных суда (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и ледокольного обеспечения отгрузок нефти на челночные танкеры.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2010 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения.

Береговая структура проекта

Для оперативного управления производством и для доставки вахтового персонала и грузов на платформу создана береговая инфраструктура. В её состав входят:

  • Перевалочная база на Варандее с вахтовым поселком для временного размещения персонала;
  • база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске.

Экологическая и промышленная безопасность проекта

Технология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов и других вредных веществ в море. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения работ и манёвров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте. Водозабор на «Приразломной» происходит через специальные рыбозащитные устройства, которые обеспечивают эффективную защиту рыбы. Для воспроизводства промысловых пород рыб в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012—2014 гг. выпущено более 150 тыс. двухгодовиков атлантического лосося.

Район добычи Приразломного нефтяного месторождения окружен многочисленными государственными заповедниками и заказниками, где обитают моржи, относящиеся к атлантическому подвиду: на о. Долгий, о. Вайгач, в Ненецком заповеднике. Согласно результатам исследований не зафиксировано отклонений от показателей естественного функционирования береговых экосистем. Фактора беспокойства для атлантического моржа как вида-индикатора экологического состояния не выявлено.

План ЛАРН

Компания «Газпром нефть шельф» разработала внедрила подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти. План ЛРН разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ), согласован Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта, Министерством энергетики Российской Федерации и утвержден МЧС России. В августе 2013 года реферат Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти опубликован на сайте компании «Газпром нефть шельф»[5].

В плане рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений. Также организованы профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными органами. Компанией закуплено специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

В районе расположения платформы постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий команды проекта в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Тренировки выполняются как на море в ледовой обстановке, так и на суше — для защиты береговой полосы в районе пос. Варандей. С начала 2014 года компанией проведено более 100 учебно-тренировочных занятий по теме ЛРН, самым масштабным из которых стало учение по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014»[6].

История

С мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ОАО «Газпром нефть».

1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому», было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф». В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф».

29 декабря 2004 года «Газпром» стал единственным владельцем компаний, связанных с освоением Штокмановского и Приразломного месторождений, — «Росшельфе» и «Севморнефтегазе». Участвовавшая в этих проектах «Роснефть» вышла из них, получив за это 1,7 млрд долларов.

ЗАО «Севморнефтегаз» по решению совета директоров ЗАО «Росшельф», принятому 1 августа 2002 года, получает лицензий на пользование участками недр Штокмановскогои Приразломного месторождений с ЗАО «Росшельф» на. Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года лицензия на освоение Приразломного месторождения была переоформлена на ЗАО «Севморнефтегаз» (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002).

ЗАО «Севморнефтегаз» учрежден в декабре 2001 — январе 2002 года «Газпромом» и «Роснефтью» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями.

4 октября 2001 года между «Газпромом» и «Роснефтью» было подписано соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. В их число, помимо Штокмановского и Приразломного, вошли Харампурское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное и Етыпуровское месторождения.

Компания была учреждена 29 мая 1992 года под названием ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В состав учредителей вошли 20 организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», "Архангельскгеология другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений месторождений арктического шельфа. 15 марта 1993 года «Росшельф» получил лицензии сроком на 25 лет (до 2018 года) на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на указанных месторождениях.

Напишите отзыв о статье "Газпром нефть шельф"

Примечания

  1. ↑ [http://ria.ru/economy/20131220/985499839.html РИА Новости: «Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении]
  2. ↑ [http://www.vedomosti.ru/companies/news/20597421/gazprom-otkryl-arktiku Ведомости: «Газпром» начал добычу нефти в Арктике]
  3. ↑ [http://itar-tass.com/ekonomika/1131537 ТАСС: Путин: начало отгрузки нефти с «Приразломной» — старт большой работы России в Арктике]
  4. ↑ [http://portnews.ru/news/193321/ Portnews: Добыча нефти на Приразломном месторождении в 2014 году составила 300 тыс. тонн]
  5. ↑ [http://shelf-neft.gazprom.ru/d/textpage/4f/79/referat-po-planu-lrn-2013.pdf План ЛАРН]
  6. ↑ [http://murman.tv/news/5536-mezhdunarodnye-ucheniya-arktika-2014-sobrali-v-murmanske-specialistov-atomnoy-otrasli.html Телеканал «Россия»: Международные учения «Арктика-2014» собрали в Мурманске специалистов атомной отрасли]

Ссылки

  • [http://www.shelf-neft.gazprom.ru Официальный сайт компании «Газпром нефть шельф»]
  • [http://gazprom-neft.ru Официальный сайт компании «Газпром нефть»]

Отрывок, характеризующий Газпром нефть шельф

– Но почему же мне не понадобилось ничего «очищать»? – удивилась я. – Анна ведь ещё ребёнок, у неё нет слишком много мирской «грязи», не так ли? – Ей предстоит слишком много в себя впитать, постичь целую бесконечность... А ты уже никогда туда не вернёшься. Тебе нет необходимости ничего «старого» забывать, Изидора... Мне очень жаль. – Значит, я никогда больше не увижу мою дочь?.. – шёпотом спросила я. – Увидишь. Я помогу тебе. А теперь хочешь ли ты проститься с Волхвами, Изидора? Это твоя единственная возможность, не пропусти её. Ну, конечно же, я хотела увидеть их, Владык всего этого Мудрого Мира! О них так много рассказывал мне отец, и так долго мечтала я сама! Только я не могла представить тогда, насколько наша встреча будет для меня печальной... Север поднял ладони и скала, замерцав, исчезла. Мы очутились в очень высоком, круглом зале, который одновременно казался то лесом, то лугом, то сказочным замком, а то и просто «ничем»... Как не старалась, я не могла увидеть его стен, ни того, что происходило вокруг. Воздух мерцал и переливался тысячами блестящих «капель», похожих на человеческие слёзы... Пересилив волнение, я вдохнула... «Дождливый» воздух был удивительно свежим, чистым и лёгким! От него, разливаясь животворящей силой, по всему телу бежали тончайшие живые нити «золотого» тепла. Ощущение было чудесным!.. – Проходи, Изидора, Отцы ожидают тебя, – прошептал Север. Я шагнула дальше – трепещущий воздух «раздвинулся»... Прямо передо мной стояли Волхвы... – Я пришла проститься, вещие. Мир вам... – не ведая как должна приветствовать их, тихо сказала я. Никогда в своей жизни не ощущала я такой полной, всеобъемлющей, Великой СИЛЫ!.. Они не двигались, но казалось, что весь этот зал колышется тёплыми волнами какой-то невиданной для меня мощи... Это была настоящая ЖИЗНЬ!!! Я не знала, какими бы словами ещё можно было это назвать. Меня потрясло!.. Захотелось объять это собой!.. Вобрать в себя... Или просто упасть на колени!.. Чувства переполняли меня ошеломляющей лавиной, по щекам текли горячие слёзы... – Здравой будь, Изидора. – тепло прозвучал голос одного из них. – Мы ж а л е е м тебя. Ты дочь Волхва, ты разделишь его путь... Сила не покинет тебя. Иди с ВЕРОЙ, радная... Душа моя стремилась к ним криком умирающей птицы!.. Рвалось к ним, разбиваясь о злую судьбу, моё раненное сердце... Но я знала, что слишком поздно – они пращали меня... и жалели. Никогда раньше я не «слышала», как глубоко значение этих чудесных слов. И теперь радость от их дивного, нового звучания нахлынула, заполняя меня, не давая вздохнуть от переполнявших мою раненную душу чувств... В этих словах жила и тихая светлая грусть, и острая боль потери, красота жизни, которую я должна была прожить, и огромная волна Любви, приходящая откуда-то издалека и, сливаясь с Земной, затапливая мою душу и тело... Жизнь проносилась вихрем, зацепляя каждый «краешек» моего естества, не оставляя клетки, которой не коснулось бы тепло любви. Я побоялась, что не смогу уйти... И, вероятно из-за той же боязни, сразу же очнулась от чудесного «прощания», видя рядом с собой потрясающих по внутренней силе и красоте людей. Вокруг меня стояли высокие старцы и молодые мужчины, одетые в ослепительно белые одежды, похожие на длинные туники. У некоторых из них они были подпоясаны красным, а у двоих это был узорчатый широкий «пояс», вышитый золотом и серебром. Ой, смотри! – неожиданно прервала чудесный миг моя нетерпеливая подружка Стелла. – Они ведь очень похожие на твоих «звёздных друзей», как ты мне их показывала!.. Смотри, неужели это они, как ты думаешь?! Ну, скажи же!!! Честно говоря, ещё тогда, когда мы увидели Священный Город, он показался мне очень знакомым. И меня также посетили схожие мысли, как только я увидела Волхвов. Но я их тут же отогнала, не желая питать напрасных «радужных надежд»... Это было слишком важно и слишком серьёзно, и я лишь махнула Стелле рукой, как бы говоря, что поговорим попозже, когда останемся вдвоём. Я понимала, что Стелла расстроится, так как ей, как всегда, хотелось немедленно получить ответ на свой вопрос. Но в данный момент, по-моему, это было далеко не столь важно, как рассказываемая Изидорой чудесная история, и я мысленно попросила Стеллу подождать. Я виновато улыбнулась Изидоре, и она, ответив своей чудесной улыбкой, продолжала... Мой взгляд приковал мощный высокий старец, имевший что-то неуловимо схожее с моим любимым, страдавшим в подвалах Караффы, отцом. Я почему-то сразу поняла – это и был Владыко... Великий Белый Волхв. Его удивительные, пронизывающие, властные серые глаза смотрели на меня с глубокой печалью и теплом, будто он говорил мне последнее «Прощай!»... – Подойди, Чадо Света, мы прастим тебя... От него пошёл вдруг дивный, радостный белый Свет, который, окутывая всё вокруг мягким сиянием, заключил меня в ласковые объятия, проникая в самые потаённые уголки моей истерзанной болью Души... Свет пронизывал каждую клеточку, оставляя в ней лишь добро и покой, «вымывая» собою боль и печаль, и всю накопившуюся годами горечь. Я парила в волшебном сиянии, забыв всё «земное жестокое», все «злое и ложное», ощущая лишь дивное касание Вечного Бытия... Чувство потрясало!!! И я мысленно умоляла – только бы оно не кончалось... Но, по капризному желанию судьбы, всё прекрасное всегда заканчивается быстрее, чем нам этого хотелось бы... – Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора... Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу... – Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я. – Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе... – ?!.. – Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север. – Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай... – Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости. Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться. Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа. – Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель. – Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла... Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал. – Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа. Я знала, что в душе он просто «горел», желая быстрее получить ответ, и решила его помучить, пока он мне не сообщит, где сейчас находится мой отец. – Разве это имеет значение, Ваше святейшество? Ведь у Вас находится мой отец, у которого Вы можете спросить всё, на что естественно, не отвечу я. Или Вы ещё не успели его достаточно допросить? – Я не советую Вам разговаривать со мной подобным тоном, Изидора. От того, как Вы намерены себя вести, будет во многом зависеть его судьба. Поэтому, постарайтесь быть повежливее. – А как бы Вы себя вели, если бы вместо моего, здесь оказался Ваш отец, святейшество?..– стараясь поменять, ставшую опасной тему, спросила я. – Если бы мой отец был ЕРЕТИКОМ, я сжёг бы его на костре! – совершенно спокойно ответил Караффа. Что за душа была у этого «святого» человека?!.. И была ли она у него вообще?.. Что же тогда было говорить про чужих, если о своём родном отце он мог ответить такое?.. – Да, я была в Мэтэоре, Ваше святейшество, и очень жалею, что никогда уже более туда не попаду... – искренне ответила я. – Неужто Вас тоже оттуда выгнали, Изидора? – удивлённо засмеялся Караффа. – Нет, Святейшество, меня пригласили остаться. Я ушла сама... – Такого не может быть! Не существует такого человека, который не захотел бы остаться там, Изидора! – Ну почему же? А мой отец, святейшество? – Я не верю, что ему было дозволено. Я думаю, он должен был уйти. Просто его время, вероятно, закончилось. Или недостаточно сильным оказался Дар. Мне казалось, что он пытается, во что бы то ни стало, убедить себя в том, во что ему очень хотелось верить. – Не все люди любят только себя, знаете ли... – грустно сказала я. – Есть что-то более важное, чем власть или сила. Есть ещё на свете Любовь... Караффа отмахнулся от меня, как от назойливой мухи, будто я только что произнесла какую-то полную чушь... – Любовь не управляет, миром, Изидора, ну, а я желаю им управлять! – Человек может всё... пока не начинает пробовать, ваше святейшество – не удержавшись, «укусила» я. И вспомнив что-то, о чём обязательно хотела узнать, спросила: – Скажите, Ваше святейшество, известна ли Вам правда о Иисусе и Магдалине? – Вы имеете в виду то, что они жили в Мэтэоре? – я кивнула. – Ну, конечно же! Это было первое, о чём я у них спросил! – Как же такое возможно?!.. – ошеломлённо спросила я. – А о том, что они не иудеи, Вы тоже знали? – Караффа опять кивнул. – Но Вы ведь не говорите нигде об этом?.. Никто ведь об этом не знает! А как же ИСТИНА, Ваше святейшество?!.. – Не смешите меня, Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Вы настоящий ребёнок! Кому нужна Ваша «истина»?.. Толпе, которая её никогда не искала?!.. Нет, моя дорогая, Истина нужна лишь горстке мыслящих, а толпа должна просто «верить», ну, а во что – это уже не имеет большого значения. Главное, чтобы люди подчинялись. А что им при этом преподносится – это уже является второстепенным. ИСТИНА опасна, Изидора. Там, где открывается Истина – появляются сомнения, ну, а там где возникают сомнения – начинается война... Я веду СВОЮ войну, Изидора, и пока она доставляет мне истинное удовольствие! Мир всегда держался на лжи, видите ли... Главное, чтобы эта ложь была достаточно интересной, чтобы смогла за собой вести «недалёкие» умы... И поверьте мне, Изидора, если при этом Вы начнёте доказывать толпе настоящую Истину, опровергающую их «веру» неизвестно во что, Вас же и разорвёт на части, эта же самая толпа... – Неужели же столь умного человека, как Ваше святейшество, может устраивать такое самопредательство?.. Вы ведь сжигаете невинных, прикрываясь именем этого же оболганного, и такого же невинного Бога? Как же Вы можете так бессовестно лгать, Ваше святейшество?!.. – О, не волнуйтесь, милая Изидора!.. – улыбнулся Караффа. – Моя совесть совершенно спокойна! Не я возвёл этого Бога, не я и буду его свергать. Но зато я буду тем, кто очистит Землю от ереси и блудодейства! И поверьте мне, Изидора, в день, когда я «уйду» – на этой греховной Земле некого будет больше сжигать! Мне стало плохо... Сердце выскакивало наружу, не в состоянии слушать подобный бред! Поэтому, поскорее собравшись, я попыталась уйти от понравившейся ему темы. – Ну, а как же то, что Вы являетесь главою святейшей христианской церкви? Разве не кажется Вам, что ваша обязанность была бы открыть людям правду об Иисусе Христе?.. – Именно потому, что я являюсь его «наместником на Земле», я и буду дальше молчать, Изидора! Именно потому... Я смотрела на него, широко распахнув глаза, и не могла поверить, что по-настоящему всё это слышу... Опять же – Караффа был чрезвычайно опасен в своём безумии, и вряд ли где-то существовало лекарство, которое было в силах ему помочь. – Хватит пустых разговоров! – вдруг, довольно потирая руки, воскликнул «святой отец». – Пройдёмте со мной, моя дорогая, я думаю, на этот раз мне всё же удастся Вас ошеломить!..

o-ili-v.ru

«Газпром нефть» продемонстрировала высокую степень готовности к ликвидации разливов нефти в Арктике

31 Июля 2018

«Газпром нефть» успешно провела комплексное учение по ликвидации разливов нефти в районе расположения платформы «Приразломная» в Печорском море, а также защите береговой полосы поселка Варандей и удаленных островов от нефтяного разлива. Летние учения 2018 года стали первыми после ввода в действие обновлённого плана ликвидации разливов нефти (ЛРН). Результаты мероприятия подтвердили высокий уровень готовности компании к реагированию на чрезвычайные ситуации, продемонстрировали эффективное взаимодействие аварийно-спасательных подразделений «Газпром нефти», а также всех участников и взаимодействующих организаций.

В ходе проведения комплексного учения были задействованы собственные ресурсы компании, в том числе профессиональное аварийно-спасательное формирование «Экошельф-Балтика», авиационные суда компании «Газпром Авиа», а также силы и средства по ликвидации разливов нефти организации «Варандейский терминал».

Согласно плану учения, в результате разгерметизации емкости для хранения добытого углеводородного сырья на платформе, произошел разлив нефти на акваторию Печорского моря. Для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации условного разлива нефти был незамедлительно мобилизован оперативный персонал и ледокольный флот, задействовано оборудование ЛРН. Для недопущения загрязнения прибрежной полосы поселка Варандей и острова Долгий, расположенных в оперативной зоне ответственности платформы, был организован постоянный авиамониторинг акватории Печорского моря в районе «Приразломной», поселка Варандей и удаленных островов, также проведена оперативная постановка боновых заграждений и мобилизация берегового оборудования ЛРН. На остров Долгий авиатранспортом была доставлена спасательная группа, вагон-городок для чрезвычайных ситуаций и оборудование.

В рамках учения впервые были организованы и проведены мероприятия по спасанию диких птиц, гнездящихся на побережье.

Завершили учение мероприятия по защите прибрежной полосы на острове Долгий, показавшие профессиональную подготовку участников и эффективное взаимодействие в сложных условиях Арктической зоны. Все запланированные мероприятия учения были успешно выполнены.

«Технологии, используемые на платформе „Приразломная“, сводят риски возникновения чрезвычайных ситуаций к минимуму, однако мы всегда должны быть готовы к любой нештатной ситуации. В первую очередь — полностью обезопасить персонал платформы и исключить угрозу негативного воздействия на экосистему Арктики» — сказал Андрей Патрушев, заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти».

Возврат к списку

shelf.gazprom-neft.ru

Береговой комплекс ЛРН «Газпром нефть шельфа» усилен вездеходами-амфибиями

Компания «Газпром нефть шельф» усилила состав берегового комплекса по ликвидации разливов нефти (ЛРН) в поселке Варандей двумя вездеходами-амфибиями «Витязь».

Они представляет собой плавающие двухзвенные гусеничные транспортеры с дополнительным прицепом. Один из них дополнительно оборудован краном-манипулятором грузоподъемностью 25 тонн.

Комплексное использование новой техники позволит оперативно реагировать на последствия возможного разлива нефти в зоне ответственности платформы «Приразломная» в случае выхода нефтяного пятна на материковую береговую линию. «Витязи» обеспечивают автономную погрузку, доставку в район чрезвычайной ситуации и выгрузку аварийно-спасательного формирования, оборудования ЛРН берегового комплекса необходимого количества сорбента. Объем топливных баков позволяет доставлять все необходимое для производства аварийных работ на удалении до 250 км от поселка Варандей.

Компания Газпром нефть шельф» уделяет особое внимание вопросам безопасности при разработке Приразломного нефтяного месторождения.

«Береговой комплекс, предусмотренный планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти, включает в себя современную технику — нефтесборщики, боны, вездеходы-амфибии „Витязь“, катера — и целый ряд вспомогательного оборудования для ликвидации последствий разлива. Он позволяет защитить береговую шельфовую зону и обладает достаточными средствами для сбора нефти и утилизации загрязненной нефтепродуктами почвы и отработанных сорбентов», — отметил главный инженер компании Александр Киссер.

СПРАВКА

Вездеходы-амфибии «Витязь» относятся к уникальному типу быстроходных транспортных машин — сочлененным гусеничным машинам с высокими показателями проходимости и маневренности в особо тяжелых дорожно-климатических условиях. Они предназначены для работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50°С. Конструкция модернизированных транспортеров отвечает требованиям Минприроды России, предъявляемым к наземным транспортным средствам и отличается минимальным воздействием на почвенно-растительный покров и окружающую атмосферу.

Компания "Газпром нефть шельф" уделяет особое внимание вопросам безопасности при разработке Приразломного нефтяного месторождения.

С учетом передового мирового опыта и требований российского законодательства разработан подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти, в рамках которого рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений, организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными формированиями.

В рамках плана ЛРН выполнено математическое моделирование аварийных сценариев, идентификация источников опасности (вертолет, скважина, танкер, платформа) и смоделированы объемы возможных разливов нефти. «Газпром нефть шельф» использует специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

Компания «Газпром нефть шельф»

fire.securitymedia.ru

Газпром нефть шельф — ВиКи

Деятельность

В настоящий момент «Газпром нефть шельф» — единственная нефтяная компания, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное»).

Приразломное месторождение расположено в Печорском море(прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года, когда компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу «Приразломная» в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта — ПО «Севмаш». Летом 2013 года было начато бурение первой скважины, в декабре 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти[2].

Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин[3]. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти[4]. На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Первая добывающая скважина на месторождении была запущена 19 декабря 2013 года. Устья всех скважин находятся внутри платформы — таким образом ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа — в случае необходимости скважина будет герметично перекрыта в течение 10 секунд.

МЛСП «Приразломная»

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения.

Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

Глубина Печорского моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа «Приразломная» установлена на морском дне и надежно удерживается на нём за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёхсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды.

Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Для того, чтобы отгрузка состоялась, необходимо соблюсти 30 условий.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Транспортная система проекта

Существующая транспортная система проекта освоения Приразломного месторождения, включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти, обеспечивают проведения ледокольных операций с платформой. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий нештатных ситуаций на платформе.

В целях обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок, по заказу ООО «Газпром нефть шельф» было построено два многофункциональных ледокольных суда (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и ледокольного обеспечения отгрузок нефти на челночные танкеры.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения.

Береговая структура проекта

Для оперативного управления производством и для доставки вахтового персонала и грузов на платформу создана береговая инфраструктура. В её состав входят:

  • Перевалочная база на Варандее с вахтовым поселком для временного размещения персонала;
  • База снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске.

Экологическая и промышленная безопасность проекта

Технология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов и других вредных веществ в море. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения работ и манёвров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте. Водозабор на «Приразломной» происходит через специальные рыбозащитные устройства, которые обеспечивают эффективную защиту рыбы. Для воспроизводства промысловых пород рыб в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012—2014 гг. выпущено более 150 тыс. двухгодовиков атлантического лосося.

Район добычи Приразломного нефтяного месторождения окружен многочисленными государственными заповедниками и заказниками, где обитают моржи, относящиеся к атлантическому подвиду: на о. Долгий, о. Вайгач, в Ненецком заповеднике. Согласно результатам исследований не зафиксировано отклонений от показателей естественного функционирования береговых экосистем. Фактора беспокойства для атлантического моржа как вида-индикатора экологического состояния не выявлено.

План ЛАРН

Компания «Газпром нефть шельф» разработала внедрила подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти. План ЛРН разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ), согласован Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта, Министерством энергетики Российской Федерации и утвержден МЧС России. В августе 2013 года реферат Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти опубликован на сайте компании «Газпром нефть шельф»[5].

В плане рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений. Также организованы профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными органами. Компанией закуплено специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

В районе расположения платформы постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий команды проекта в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Тренировки выполняются как на море в ледовой обстановке, так и на суше — для защиты береговой полосы в районе пос. Варандей. С начала 2014 года компанией проведено более 100 учебно-тренировочных занятий по теме ЛРН, самым масштабным из которых стало учение по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014»[6].

История

С мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть».

1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому», было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф». В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф».

29 декабря 2004 года «Газпром» стал единственным владельцем компаний, связанных с освоением Штокмановского и Приразломного месторождений, — «Росшельфе» и «Севморнефтегазе». Участвовавшая в этих проектах «Роснефть» вышла из них, получив за это 1,7 млрд долларов.

ЗАО «Севморнефтегаз» по решению совета директоров ЗАО «Росшельф», принятому 1 августа 2002 года, получает лицензий на пользование участками недр Штокмановскогои Приразломного месторождений с ЗАО «Росшельф» на. Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года лицензия на освоение Приразломного месторождения была переоформлена на ЗАО «Севморнефтегаз» (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002).

ЗАО «Севморнефтегаз» учрежден в декабре 2001 — январе 2002 года «Газпромом» и «Роснефтью» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями.

4 октября 2001 года между «Газпромом» и «Роснефтью» было подписано соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. В их число, помимо Штокмановского и Приразломного, вошли Харампурское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное и Етыпуровское месторождения.

Компания была учреждена 29 мая 1992 года под названием ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В состав учредителей вошли 20 организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», "Архангельскгеология другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений месторождений арктического шельфа. 15 марта 1993 года «Росшельф» получил лицензии сроком на 25 лет (до 2018 года) на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на указанных месторождениях.

Примечания

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai