Новые ледоколы укрепят лидерство «Газпром нефти» в Арктике. Газпром нефть время арктики


Арктическая программа «Время Арктики» – Брендинговое агентство Weavers Brand Consultancy

Прошли времена, когда богатство России прирастало Сибирью. Теперь экономическое будущее страны связано с Севером. Огромные запасы полезных ископаемых, в том числе углеводородов, самый короткий путь из Европы в Азию — все это Арктика.Освоение Арктики — ключевая задача стратегии развития «Газпром нефти» до 2025 года.Уже несколько лет Компания реализует грандиозные проекты на арктическом шельфе: Новопортовское месторождение, Приразломное месторождение в Печорском море, где добыча нефти осуществляется с морской платформы «Приразломная», Мессояхское месторождение – самое северное континентальное месторождение России. Осуществлен уникальный проект по круглогодичной транспортировке добытой нефти по Северному морскому пути.

Однако за всем этими впечатляющими результатами – не только новейшие технологии, развитие арктической инфраструктуры и увеличение роста добычи углеводородов. Освоение Арктики предполагает важнейшую социально-гуманитарную составляющую, которая становится неотъемлемой частью программы. Это и экологические мероприятия, направленные на сохранение уникальной арктической экосистемы и сохранение животного мира, и социальные программы поддержки малых народов Севера, и совместные проекты с международными компаниями.

Чтобы подчеркнуть значимость освоения территорий крайнего Севера, масштабность и амбициозность проектов, руководством компании было принято решение создать бренд арктической программы «Газпром нефти». Новый бренд должен был отразить способность компании успешно преодолевать вызовы времени, стать символом эпохи промышленного освоения крайнего Севера, символом уникальных наукоемких проектов, ориентированных не только на реализацию бизнес-задач, но и гармонично соседствующих с арктической природой. Важной задачей бренда стало укрепление публичного позиционирования Программы и демонстрация системности работы «Газпром нефти» на арктическом шельфе, при том, что бренд направлен не только на российскую, но и на международную аудиторию.

В рамках реализации проекта нашей командой была проведена большая и серьезная аналитическая работа. Мы тщательно проанализировали идентификацию и коммуникацию всех существовавших в мире экологических, арктических и антарктических программ и инициатив. В ходе нескольких совместных стратегических сессий были сформулированы ключевые характеристики бренда Арктической программы, определены направления разработки ее вербальной идентификации и дизайн-стратегия.

По результатам этапа нейминга было выбрано наименование «Время Арктики» — вдохновляющее название, говорящее о новой эре в развитии региона. В сочетании с дескриптором «Арктическая программа «Газпром нефти», название в полной мере передает идею позитивных изменений, развития и модернизации. В названии есть ощущение старта, начала великого и грандиозного пути.

Разработанная концепция визуальной идентификации бренда транслирует сразу несколько идей, важных с точки зрения идеологии Программы. Уникальный символ, который является основой логотипа «Время Арктики» ассоциируется с арктическим солнцем и путеводной звездой, отражая целенаправленность Компании в позитивных преобразованиях региона. Графика и цветовая гамма знака напоминает также разрез пластов породы на шельфе так, как это отображается на современных геологических картах. Бионические, естественные формы знака говорят о гуманитарном характере Программы, человечном подходе и заботе об экосистеме арктического региона. Стилеобразующая графика, которая является логичным продолжением и развитием идеи знака делает стиль бренда Программы уникальным, интересным и зрелищным.

Мы изначально создавали знак с учетом удобства его нанесения на различные носители, включая униформу и брендирование промышленных объектов в Арктике. В рамках проекта, команда Weavers Brand Consultancy разработала систему визуальной идентификации бренда, а также имплементировала его визуальные константы ко всем актуальным носителям стиля.

Впервые бренд «Время Арктики» был представлен публично 25 мая 2016 года, когда «Газпром нефть» приступила к отгрузке новопортовской нефти через нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Команду на запуск объекта дал президент РФ Владимир Путин.

Команда Weavers Brand Consultancy продолжает активную работу по развитию и воплощению бренда арктической программы «Газпром нефти».

weaversbc.ru

Арктический марафон – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

«Сквозь сибирскую тайгу к океану» — под таким девизом стартовала летом 2017 года экспедиция «Полстраны под парусом», организованная при поддержке «Газпром нефти». Четверо яхтсменов на надувном катамаране прошли путь из Красноярска в Архангельск по Енисею и арктическим морям. О необычном маршруте и подготовке к нему репортаж руководителя команды путешественников PLAN X Adventure

Северное побережье России по праву считается одним из самых неосвоенных путешественниками регионов. По оценке секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, сегодня число туристов в Арктике не превышает нескольких тысяч в год. Тем интереснее оказалось не просто увидеть Крайний Север, но и отправиться туда в составе самостоятельно организованной экспедиции.

В активе команды PLAN X Adventure Team уже были поездки в Заполярье: Кольский полу-остров от Терского берега Белого моря до ставшего знаменитым после фильма «Левиафан» села Териберка, самая северная точка континентальной Европы — мыс Нордкап в Норвегии. Арктическую географию нужно было расширять на восток.

Добраться до оконечности Ямала или острова Вайгач сегодня можно либо воздушным транспортом, либо морем. Второй из этих способов представляется идеальным вариантом для тех, кто хочет за один сезон увидеть максимум.

Парусник

Спланированный маршрут экспедиции, получившей название «Полстраны под парусом», составил 6000 км и разделился на два этапа. Первый, речной, начался в Красноярске и завершился в устье Енисея. Второй, морской, пролегал от Карского моря до Архангельска.

Для такого путешествия судно должно соответствовать целому ряду зачастую противоречивых параметров. Прежде всего — малая осадка и возможность высаживаться на любое не оборудованное причалами побережье. Далее — уровень комфорта и автономность для нахождения на борту в течение нескольких месяцев. И, наконец, мореходность, обеспечивающая безопасное движение по морям Северного Ледовитого океана.

Выбор пал на разборный парусный катамаран с надувными баллонами длиной 8 метров. Грузоподъемность и площадь палуб судна, названного «Морской слон», позволяли взять на борт экипаж из четырех человек, продовольствие на четыре месяца полной автономности, до 300 литров топлива и 50 литров пресной воды. При этом катамаран с полной загрузкой можно было вытащить на сушу с помощью ручной лебедки и надувных катков.

Полтора года команда потратила на оснащение и испытания судна, которому предстояло отправиться в моря, где привычнее видеть ледоколы. Баллоны катамарана, каждый из которых разделен на три независимых отсека, дополнительно усилили плотной ПВХ-тканью. В каюте, образуемой пирамидальным каркасом, установили камбуз на две газовые горелки и герметичные рундуки для электроники. Проложили 12-вольтовую сеть с буферным аккумулятором и возможностью зарядки электроприборов через порты автомобильных прикуривателей. На корме заняла свое место дополняющая паруса силовая установка — двухтактный подвесной мотор мощностью 5 л.с.

Ключевую роль в безопасном прохождении маршрута сыграла стабильная спутниковая связь. Благодаря ей экипаж «Морского слона» получал ежедневные прогнозы погоды и планировал переходы таким образом, чтобы не попасть в штормовые условия.

Точки на карте

Из Красноярска экспедиция «Полстраны под парусом» стартовала 26 июня. Первый этап — сплав по Енисею — по сравнению с морями Северного Ледовитого океана опасностей в себе не таил. Самое сложное для судоходства место на реке — Казачинский порог, где ширина русла сужается вдвое, а скорость потока возрастает до 20 км/ч. Для проводки крупных судов вверх по течению у порога дежурит единственный в России буксир-туер, перемещающийся вдоль протянутого по дну троса.

Первый этап путешествия протяженностью 2000 километров завершился 14 июля в порту Дудинки. Там экспедиция пополнила запасы топлива, израсходованного в безветренные дни. Это был последний населенный пункт маршрута с любыми благами цивилизации: заправками, крупными продуктовыми и лодочными магазинами.

К 20 июля «Морской слон» вышел в Енисейский залив Карского моря. Участок пути до пролива Югорский Шар из-за малонаселенности берегов вызывал наибольшие опасения на этапе подготовки экспедиции. В случае чрезвычайных происшествий в этой части Арктики рассчитывать приходится только на свои силы. Опасность этого этапа усугублялась еще и тем, что 8-метровый катамаран несколько раз выходил в открытое море, удаляясь от берегов на расстояние до 50 км при пересечении Обской и Байдарацкой губ.

22 июля экспедиция достигла самой северной точки маршрута — острова Шокальского, лежащего за 73-й параллелью. Это единственное место, где участники экспедиции смогли увидеть припайный лед. Несмотря на сложную ледовую обстановку лета 2017 года, дрейфующие айсберги остались в более высоких широтах.

4 августа катамаран пришвартовался в порту Амдермы для пополнения запасов топлива. Заправок, как в Дудинке, в этом поселке нет. Но еще зимой при подготовке путешествия удалось договориться о заброске в Амдерму бочки с топливом. Ее, как и многие бытовые товары для населения, доставили из Воркуты гусеничным вездеходом.

Из-за продолжительных штормов в Карском море стоянка в Амдерме затянулась на 10 дней. И вот, наконец, прощай, Амдерма! Идти предстояло недалеко, около 80 километров, зато против встречного ветра и течения. Если бы прилив позволил выскользнуть из поселка на пару дней раньше, мы уходили бы сразу на Варандей. Но момент благоприятной погоды оказался упущен, и пришлось довольствоваться коротким переходом до острова Вайгач и остановкой близ поселка Варнек.

Мы вошли в пролив Югорский Шар. Это одна из двух артерий, соединяющих Карское и Печорское моря. Наиболее интенсивное судоходство ведется в проливе Карские Ворота. Там проходит трасса Северного Морского пути, по которой в Европу сегодня вывозится, в том числе, и арктическая нефть, добываемая на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Из Карского моря груженые танкеры (в зимнее время с ледокольной поддержкой) через пролив попадают в Баренцево и, преодолев в общей сложности 2500 км, доходят до Мурманска. Там производится перевалка, и уже другие танкеры увозят российскую нефть своим европейским потребителям.

Оба пролива — и Югорский Шар, и Карские Ворота — отличаются живописным скальным рельефом. Если восточнее по нашему маршруту любой обрывистый берег на деле оказывался осыпавшимся грунтом, то здесь взору участников экспедиции предстали настоящие скалы. С разбивающимися на тысячи брызг волнами у их подножия и зелеными плато наверху.

20 августа экспедиция прибыла в поселок Варандей, где расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Там экипаж катамарана смог отдохнуть перед длительным переходом по Баренцеву морю и познакомиться с бытом нефтяников, ожидающих отправки на Большую землю или на добывающую платформу. К этому моменту полярный день в Арктике сошел на нет. Двигаться в темное время суток при штормовой погоде стало невозможно, что сузило диапазон доступных для выхода в море ветро-волновых условий.

Последним сложным отрезком пути стало пересечение горла Белого моря, где дважды в сутки менялось направление течения. К 5 сентября экспедиция преодолела пролив, а уже 7 сентября катамаран «Морской слон» пришвартовался на берегах Северной Двины, в Архангельске. Путешествие продлилось ровно 74 дня.

Живая арктика

Одними из самых интригующих моментов путешествия стали встречи с дикими животными. Потенциальную угрозу представляли медведи: бурые на речном этапе и белые — на островах Северного Ледовитого океана. На берегах Енисея следов косолапых хозяев тайги было действительно много. Иногда из-за четкости оставленных на песке отпечатков казалось, что медведь прошел вдоль уреза воды только что и теперь наблюдает за путешественниками из тени деревьев. Но увидеть ни одного из них так и не удалось.

Белые медведи тоже обошли экспедицию стороной, хотя, по сообщениям жителей приморских поселков, в последние годы все чаще навещают населенные пункты. Большинство хищников на летний период уходят вместе со льдами на север, но некоторые не успевают мигрировать. В поисках пищи они приходят к людям, пытаются проникнуть в дома и портят стоящие на берегу лодки. Белые медведи относятся к охраняемому виду, поэтому нежданных гостей не отстреливают, а прогоняют из поселков с помощью ракетниц или ярких фальшфейеров. Старожилы Арктики рассказывают, что один медведь, научившийся питаться у людей, может в течение недели обойти несколько населенных пунктов и полярных станций.

Гораздо приятнее оказались встречи с морскими обитателями: моржами, касатками и белухами. При бесшумном движении под парусом животные не боятся катамарана и выныривают прямо возле борта. Особо запомнилось поведение одного из моржей. В отличие от своих сородичей, он не проявлял ни малейшего любопытства. Вместо этого ластоногий поднялся к поверхности, лег на спину и безмятежно продрейфовал мимо судна.

Встречи с дикими сухопутными животными ограничились визитом в лагерь экспедиции на острове Вайгач песца. Сперва зверек показался на одной из окружающих бухту Варнека сопок и возвестил о своем присутствии протяжным печальным воем. Чтобы запечатлеть осторожное животное на фото, пришлось около сотни метров ползти по тундре по-пластунски. Спустя сутки, привыкнув к двуногим гостям на своей территории, он осмелел и сам подходил к палаткам.

Встречи с дикими сухопутными животными ограничились визитом в лагерь экспедиции песца

Человек и природа

Жизнь человека в Арктике — это непрерывное взаимодействие с природой. Погодные явления влияют на регулярность поставок с Большой земли, в населенные пункты приходят дикие животные, море ежегодно размывает береговую линию и приближается к постройкам. Тем интереснее было познакомиться с бытом людей, которые живут в самом суровом регионе России постоянно или приезжают на долгосрочную работу.

На побережье Карского моря экспедиции удалось встретиться с представителями коренных малочисленных народов Севера. Ненцы, занимающиеся оленеводством, до сих пор сохранили традиции жизни своих предков. Они, как и сотни лет назад, ездят на нартах, круглый год живут на лоне природы в чумах с отоплением от небольших дровяных печей, пешком ходят за несколько десятков километров друг к другу в гости. Хотя сегодня цивилизация приходит и к ним. Благодаря местным властям и поддерживающим коренное население коммерческим компаниям, к которым относится и «Газпром нефть», у ненцев появляются спутниковые телефоны, ездовых оленей сменяют квадроциклы, а на чумах все чаще можно заметить телевизионные антенны. Со своей стороны участники экспедиции преподнесли семьям оленеводов привезенные с собой детские игрушки.

На базе проекта «Приразломное» в поселке Варандей организован раздельный сбор мусора

К постоянному населению Арктики можно отнести и персонал полярных метеостанций, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана. Работают там обычно годовыми вахтами. Едут в суровый северный край в основном не за деньгами, а по велению души. Многие полярники в прошлом трудились в море и не смогли отказаться от плеска волн и шума прибоя в пользу городского комфорта. Работа эта тяжелая: снимать показания с приборов нужно каждые несколько часов, в случае любых поломок можно надеяться только на собственные силы. Тем не менее некоторые из специалистов ухитряются находить время и на ликвидацию последствий небрежного отношения к природе. Хороший пример — полярная станция Марресале на берегу Байдарацкой губы. Ее персонал уже пять лет по собственной инициативе занимается уборкой окрестной тундры от сохранившегося с советских времен металлолома: бочек, останков гусеничной техники, давно упавших вышек.

Зато образцом рационального использования ресурсов и территорий Арктики оказался вахтовый поселок «Газпром нефти» на побережье Печорского моря, который по приглашению специалистов компании посетили участники экспедиции. Рядом с расселенными домами поселка Варандей, пострадавшего от резкого изменения береговой линии в 1990-е годы, вырос комплекс зданий фирменной сине-белой раскраски. В одном из них, напоминающих хорошую гостиницу европейского образца, останавливаются нефтяники из числа работников добывающей платформы «Приразломная». В Варандей они прибывают самолетами, после чего на специально подготовленных для полетов над морем Ми-8 АМТ улетают на свое рабочее место. Но погода не всегда позволяет поднять в воздух винтокрылые машины, и людей нужно где-то размещать на время ожидания. Для этого и была создана перевалочная база, способная одновременно принять до 200 человек.

Для них в Варандее созданы все условия. Разместиться прилетающим нефтяникам предлагают в трех-, двух- или даже одноместных номерах, в каждом из которых есть телевизор и телефон, с которого можно позвонить на Большую землю. Это особенно впечатляет на фоне того, что в некоторых населенных пунктах по морскому побережью нет даже сотовой связи. Также в каждом номере висит картина. Проводивший экскурсию начальник эксплуатационной службы поселка Алексей Миронов заверил, что каждая из них уникальна — двух одинаковых в Варандее не найти. Есть в здании перевалочной базы и спортивные залы: один с тренажерами, второй со столами для настольного тенниса и гимнастической стенкой.

Помимо здорового образа жизни, в компании заботятся и об экологии. Если на самой нефтедобывающей платформе «Приразломная» реализуется принцип «нулевого сброса», в рамках которого все побочные продукты бурения, даже загрязненный снег и талую воду, вывозят на материк, то в вахтовом поселке на Варандее практикуют раздельный сбор мусора.

Арктика открывает двери

На финишных переходах по Белому морю настоящим чудом для экипажа «Морского слона» стали ночные вахты. Природа разыгралась такими яркими красками, что невольно приходили мысли, а не остаться ли еще на недельку. По левому борту висит неподвижным желтым диском полная луна, создавая на воде вьющуюся змеей световую дорожку. Впереди мигает гостеприимным огнем маяк острова Моржовец. На небе расцветает между облаками феерия северного сияния, звезд и с завидной регулярностью сгорающих в атмосфере метеоритов. А на приборной доске покачивается завораживающая, подсвеченная зеленым полусфера компаса.

В такие моменты жалеешь, что даже лучшие фотокамеры не смогут передать и доли тех эмоций и впечатлений, которые получает оказавшийся под арктическим небом человек.

Переход закончен. Успешное преодоление измеряемого тысячами километров пути по арктическим морям доказало, что даже в этом регионе возможна самостоятельная организация туристических маршрутов. А туризм, открывающий двери в Арктику всем желающим, в свою очередь может стать стимулом бережного отношения к удивительному северному краю.

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» наращивает компетенции по управлению ледовой обстановкой на шельфе Арктики

19 июня 2018

«Газпром нефть» начала практическую отработку методов воздействия на ледовые образования в районе платформы «Приразломная». Впервые, помимо собственного флота ледокольных судов, к манёврам привлечён один из самых современных и мощных российских дизель-электрических ледоколов — «Владивосток».

В марте-апреле в районе «Приразломной» сложилась самая сложная ледовая обстановка за всю историю отгрузок, которая продолжается и по сей день. Привлечение мощного линейного ледокола «Владивосток» обеспечивает бесперебойное и безопасное проведение отгрузок челночных танкеров, снабжение и обеспечение аварийно-спасательной готовности в районе платформы.

Основной задачей маневров является оценка влияния различных схем маневрирования ледокола и ледокольных судов обеспечения на снижение интенсивности воздействия неблагоприятных ледовых факторов и продолжительность удержания челночных танкеров в рабочих зонах отгрузки нефти.

Результаты проводимой работы, полученные в рамках реализации единственного российского проекта добычи нефти на арктическом шельфе, станут неотъемлемой частью создаваемой системы управления ледовой обстановкой «Газпром нефти» Она призвана обеспечивать безопасную и эффективную реализацию как добычных, так и геологоразведочных проектов компании в арктических и замерзающих морях.

«Обеспечение безопасности людей, окружающей среды и активов — наш безусловный приоритет. Для достижения этой цели при реализации проектов на шельфе необходимо постоянное наращивание практических навыков управления ледовой обстановкой», — отметил заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти» Андрей Патрушев.

  • Фотогалерея «Приразломная»:

Теги: Приразломное месторождение, Арктика

www.gazprom-neft.ru

«Время Арктики» ускоряется - Слухи

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе «Газпром нефти» — «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района — долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

«Ворота Арктики» — уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе — в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Фото: «Газпром нефть»

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище — он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса — 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно. Обская губа очень сложна в гидрологическом плане — она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море — оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Фото: «Газпром нефть»

1/4

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан Выборгскому судостроительному заводу. И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Ледокол «Александр Санников» — это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой — до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне — многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн — функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна — «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» — российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами — важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» — один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа — для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

Источник: slyxi.com

slyxi.com

Новый ледокол "Газпром нефти" | "ВПриоритете"

Ледокол нового поколения «Александр Санников», способный за минуту совершить разворот вокруг своей оси, двигаться боком и пройти ледовое поле двухметровой толщины, вошел в состав арктического флота России. Это первый ледокол, построенный по заказу «Газпром нефти» для обеспечения отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в районе Обской губы. О том, как будет развиваться нефтедобыча в Арктике и почему нефтяникам не обойтись без собственного флота, в интервью рассказал заместитель председателя правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев.

 

— «Газпром нефть» остается единственной компанией, которая добывает нефть на российском арктическом шельфе. Почему компания выбрала для себя это направление, несмотря на очевидную сложность проектов и риски?

— Арктика — один из самых перспективных регионов добычи углеводородов. Безусловно, здесь сложные климатические условия, удаленность производственной инфраструктуры, непростая логистика. Но времена «легкой нефти» остались далеко позади. На месторождениях, открытых десятилетия назад, добыча снижается, поэтому важно смотреть в перспективу и создавать прочный фундамент на будущее. Для нашей компании таким фундаментом является Арктика, разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Освоение новых активов позволит нам и дальше оставаться лидерами по темпам роста добычи нефти в России, наращивать потенциал извлечения углеводородов и быть конкурентоспособными на мировой арене. Компания уже сегодня создает технологические преимущества перед другими игроками рынка и добивается высоких показателей эффективности в освоении арктических активов.

— Недавно компания получила лицензии на оценку залежей по нескольким участкам на Ямале. Насколько они перспективны?

— «Газпром нефть» создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.

— Почему сейчас у компании возникла потребность в собственных ледоколах? В России исторически мощный ледокольный флот, почему не задействовать готовые суда?

— «Газпром нефть» в Арктике реализует уже три крупных проекта: Новопортовское, Восточно-Мессояхское и Приразломное месторождения. Кроме того, по нашим прогнозам к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути вырастет на треть. Независимость от внешних условий и мощностных ограничений судоходных компаний важна для успешного развития нашего бизнеса в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» делает ставку на развитие собственного ледокольного и танкерного флотов. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на головном ледоколе компании «Александре Санникове». Подходит к завершающей стадии строительство его близнеца — судна «Андрей Вилькицкий». Уже успешно эксплуатируются шесть танкеров арктического класса, ведется строительство седьмого. Все они призваны укрепить позиции компании за Полярным кругом и обеспечить круглогодичную транспортировку нефти по Севморпути.

— Два года назад в Обской губе заработал нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Сколько нефти через него отгружается сейчас и как происходит ее транспортировка?

— В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала «Ворота Арктики» до порта в Мурманске, таким образом мы отгрузили 5,9 миллиона тонн нефти особого сорта Novy Port. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 миллионов тонн, а значит потребности в перевозках возрастут. Сам процесс отгрузки сырья уже отработан, танкеры приходят в район Обской губы, где происходит стыковка судна и терминала. После чего танкеры с нефтью проделывают путь по Северному пути через Карское и Баренцево моря. Этот маршрут показал свою работоспособность, несмотря на вызовы, с которыми компания здесь столкнулась: сложная ледовая обстановка, мелководье в Обской Губе, которое накладывает ограничения по проходимости судов. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными — этим требованиям соответствуют новые дизельные ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они смогут качественно и безопасно трудиться в акватории, которая 250 дней в году покрыта льдом и помогать другим судам выполнять задачи по отгрузке нефти.

— Почему был сделан выбор в пользу дизельных судов, а не атомоходов?

— При работе в районе Обской Губы важны размеры ледокола и его маневренность, что обеспечивают конструктивные особенности судна. При мощности в 22 МВт «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, при этом он является более энергоэффективным. Благодаря своей технической «начинке» судно совершает полный разворот вокруг оси всего за минуту, такие преимущества обеспечивают особая форма корпуса и три винто-рулевые колонки «Azipоd» в кормовой и носовой частях, которые вращаются на 360 градусов. Классические ледоколы наезжают на лед и ломают его своим весом, а «Александр Санников» с помощью винтов-азиподов разрушает лед снизу и одновременно продавливает ледовые куски корпусом.

— Как показал себя «Александр Санников» во время ходовых испытаний в мае и июне?

— Результаты были выше технических характеристик, заложенных в проекте. На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов, но даже на крейсерской скорости сверхудобен в управлении, которое осуществляется эргономичными джойстиками. На ледоколе внедрена современная система динамического позиционирования, а бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют работу оборудования, регулируют температуру и проведение технологических процессов на палубах. Моряки отмечают, что «Александра Санникова», по уровню инноваций, можно сравнить с появлением смартфона на рынке кнопочных телефонов.

— Какая команда необходима, чтобы управлять «цифровым» ледоколом?

— Экипаж «Александра Санникова» составляет всего 19 человек. Обычно для работы на подобных судах формируют экипаж вдвое больше. Снизить количество людей, задействованных на нашем проекте, позволяет высокий уровень автоматизации судна. Также это предъявляет высокие требования к персоналу, подобранному на ледокол. Специалисты не только должны иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий, которые повышают эффективность выполнение поставленных задач.

— Как реализована политика импортозамещения при строительстве «Александра Санникова»?

— Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, — российского производства. Например, центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также на ледоколе установлено отечественное навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы — важнейшие элементы, которые обеспечивают работу судна.

— Расскажите об экологической безопасности, какое внимание уделяется этому вопросу на новых ледоколах?

— «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» устроены по принципу «нулевого сброса», который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской Губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения. Сохранение уникальной природы и биологического разнообразия в Арктике — один из главных приоритетов нашей компании.

— Когда новый ледокол ждут в Арктике?

— Прибытие «Александра Санникова» в район Обской губы запланировано на август этого года.

— В честь кого назван «Александр Санников»?

— Судно названо в честь нашего коллеги, сильного, волевого человека, который внес значительный вклад в развитие ТЭКа в нашей стране. Ледокол с именем «Александр Санников» на борту — это дань памяти и уважения Александру Леонидовичу. Под его началом реализовывались масштабные проекты, такие как комплексная модернизация Омского и Московского нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти», что запустило цепочку качественных трансформаций и позволило предприятиям стать лучшими в своей отрасли на сегодняшний день.

 

(Интервью для РИА Новости)

Поделитесь хорошей новостью

vprioritete.company

Новые ледоколы укрепят лидерство «Газпром нефти» в Арктике — ПАО «Газпром нефть»

Ледокол нового поколения «Александр Санников», способный за минуту совершить разворот вокруг своей оси, двигаться боком и пройти ледовое поле двухметровой толщины, вошел в состав арктического флота России. Это первый ледокол, построенный по заказу «Газпром нефти» для обеспечения отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в районе Обской губы. О том, как будет развиваться нефтедобыча в Арктике и почему нефтяникам не обойтись без собственного флота, в интервью РИА Новости рассказал заместитель председателя правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев.

РИА Новости

— «Газпром нефть» остается единственной компанией, которая добывает нефть на российском арктическом шельфе. Почему компания выбрала для себя это направление, несмотря на очевидную сложность проектов и риски?

— Арктика — один из самых перспективных регионов добычи углеводородов. Безусловно, здесь сложные климатические условия, удаленность производственной инфраструктуры, непростая логистика. Но времена «легкой нефти» остались далеко позади. На месторождениях, открытых десятилетия назад, добыча снижается, поэтому важно смотреть в перспективу и создавать прочный фундамент на будущее. Для нашей компании таким фундаментом является Арктика, разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Освоение новых активов позволит нам и дальше оставаться лидерами по темпам роста добычи нефти в России, наращивать потенциал извлечения углеводородов и быть конкурентоспособными на мировой арене. Компания уже сегодня создает технологические преимущества перед другими игроками рынка и добивается высоких показателей эффективности в освоении арктических активов.

— Недавно компания получила лицензии на оценку залежей по нескольким участкам на Ямале. Насколько они перспективны?

— «Газпром нефть» создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.

— Почему сейчас у компании возникла потребность в собственных ледоколах? В России исторически мощный ледокольный флот, почему не задействовать готовые суда?

— «Газпром нефть» в Арктике реализует уже три крупных проекта: Новопортовское, Восточно-Мессояхское и Приразломное месторождения. Кроме того, по нашим прогнозам к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути вырастет на треть. Независимость от внешних условий и мощностных ограничений судоходных компаний важна для успешного развития нашего бизнеса в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» делает ставку на развитие собственного ледокольного и танкерного флотов. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на головном ледоколе компании «Александре Санникове». Подходит к завершающей стадии строительство его близнеца — судна «Андрей Вилькицкий». Уже успешно эксплуатируются шесть танкеров арктического класса, ведется строительство седьмого. Все они призваны укрепить позиции компании за Полярным кругом и обеспечить круглогодичную транспортировку нефти по Севморпути.

— Два года назад в Обской губе заработал нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Сколько нефти через него отгружается сейчас и как происходит ее транспортировка?

— В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала «Ворота Арктики» до порта в Мурманске, таким образом мы отгрузили 5,9 миллиона тонн нефти особого сорта Novy Port. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 миллионов тонн, а значит потребности в перевозках возрастут. Сам процесс отгрузки сырья уже отработан, танкеры приходят в район Обской губы, где происходит стыковка судна и терминала. После чего танкеры с нефтью проделывают путь по Северному пути через Карское и Баренцево моря. Этот маршрут показал свою работоспособность, несмотря на вызовы, с которыми компания здесь столкнулась: сложная ледовая обстановка, мелководье в Обской Губе, которое накладывает ограничения по проходимости судов. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными — этим требованиям соответствуют новые дизельные ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они смогут качественно и безопасно трудиться в акватории, которая 250 дней в году покрыта льдом и помогать другим судам выполнять задачи по отгрузке нефти.

— Почему был сделан выбор в пользу дизельных судов, а не атомоходов?

— При работе в районе Обской Губы важны размеры ледокола и его маневренность, что обеспечивают конструктивные особенности судна. При мощности в 22 МВт «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, при этом он является более энергоэффективным. Благодаря своей технической «начинке» судно совершает полный разворот вокруг оси всего за минуту, такие преимущества обеспечивают особая форма корпуса и три винто-рулевые колонки «Azipоd» в кормовой и носовой частях, которые вращаются на 360 градусов. Классические ледоколы наезжают на лед и ломают его своим весом, а «Александр Санников» с помощью винтов-азиподов разрушает лед снизу и одновременно продавливает ледовые куски корпусом.

— Как показал себя «Александр Санников» во время ходовых испытаний в мае и июне?

— Результаты были выше технических характеристик, заложенных в проекте. На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов, но даже на крейсерской скорости сверхудобен в управлении, которое осуществляется эргономичными джойстиками. На ледоколе внедрена современная система динамического позиционирования, а бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют работу оборудования, регулируют температуру и проведение технологических процессов на палубах. Моряки отмечают, что «Александра Санникова», по уровню инноваций, можно сравнить с появлением смартфона на рынке кнопочных телефонов.

— Какая команда необходима, чтобы управлять «цифровым» ледоколом?

— Экипаж «Александра Санникова» составляет всего 19 человек. Обычно для работы на подобных судах формируют экипаж вдвое больше. Снизить количество людей, задействованных на нашем проекте, позволяет высокий уровень автоматизации судна. Также это предъявляет высокие требования к персоналу, подобранному на ледокол. Специалисты не только должны иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий, которые повышают эффективность выполнение поставленных задач.

— Как реализована политика импортозамещения при строительстве «Александра Санникова»?

— Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, — российского производства. Например, центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Также на ледоколе установлено отечественное навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы — важнейшие элементы, которые обеспечивают работу судна.

— Расскажите об экологической безопасности, какое внимание уделяется этому вопросу на новых ледоколах?

— «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» устроены по принципу «нулевого сброса», который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской Губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения. Сохранение уникальной природы и биологического разнообразия в Арктике — один из главных приоритетов нашей компании.

— Когда новый ледокол ждут в Арктике?

— Прибытие «Александра Санникова» в район Обской губы запланировано на август этого года.

— В честь кого назван «Александр Санников»?

— Судно названо в честь нашего коллеги, сильного, волевого человека, который внес значительный вклад в развитие ТЭКа в нашей стране. Ледокол с именем «Александр Санников» на борту — это дань памяти и уважения Александру Леонидовичу. Под его началом реализовывались масштабные проекты, такие как комплексная модернизация Омского и Московского нефтеперерабатывающих заводов «Газпром нефти», что запустило цепочку качественных трансформаций и позволило предприятиям стать лучшими в своей отрасли на сегодняшний день.

www.gazprom-neft.ru

Ледоколы “Газпром-нефти” взяли курс на Арктику

YKTIMES.RU – В Санкт-Петербурге отправился в первый рейс за полярный круг ледокол «Александр Санников», построенный для «Газпром нефти» на верфях Выборгского судостроительного завода. Подобных по оснащенности ледоколов в России больше нет, отмечает газета “Известия”. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. По мнению экспертов, растущая нефтедобыча за полярным кругом в ближайшие годы потребует от России наращивание выпуска подобных современных судов арктического класса.

Флаг поднят

Нефтяники открывают новую веху в развитии российской Арктики. В минувшую пятницу единственная компания, осуществляющая добычу нефти на арктическом шельфе России — «Газпром нефть» — получила свой первый ледокол «Александр Санников». Судно построено по программе «Время Арктики», в рамках которой уже спущены на воду и эксплуатируются шесть танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с августа.

Благодаря подобным ледоколам нефтяники смогут более эффективно и экономично вывозить нефть из труднодоступных районов российского севера, рассказал в ходе церемонии поднятия флага заместитель председателя правления компании Вадим Яковлев.

— Мы построили уникальную схему вывоза нефти водным путем по Обской губе и далее по Северному морскому пути. Для решения этой задачи требуется строительство современных мощных судов, и сегодня ледокол «Александр Санников» — это новый флагман арктического флота, — отметил топ-менеджер.

Второй новейший дизельный ледокол — «Андрей Вилькицкий»— в компании «Газпром нефть» ожидают до конца этого года.

По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в российской Арктике.

Арктические инновации

Нынешнее поколение ледоколов считается самым инновационным в своем классе. Одной из главных технических новинок является система управления, способная полностью брать контроль за проводкой ледокола на несколько суток без необходимости участия человека.

Кроме того, судно фактически не «давит» лед, как это было принято на ледоколах предыдущего поколения, а размывает и крошит его с помощью специального корпуса и винтов, установленных как на корме, так и под «носом». Таким образом, в сплошном льду судно может двигаться со средней скоростью более 4 км/ч, а на чистой воде разгоняться уже до 30 км/ч.

Ледокол отличается от своих предшественников и по функционалу. К примеру, благодаря довольно низкой осадке (до 8 м) он без проблем может работать на мелководье, где атомные ледоколы, как правило, пройти не могут. При необходимости ледокол способен развернуться или даже совершить на месте полный оборот на 360 градусов всего за минуту. Даже в равных условиях ледокол существенно обыгрывает соратников как по экономичности (на проходах во льдах толщиной 2 м ему нужно всего 22 МВт против 36 МВт у атомоходов типа «Таймыр»), так и по экологичности (принцип «нулевого сброса» предполагает хранение всех отходов до конца рейса).

Собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 т — функционал «Александра Санникова» превосходит большинство существующих ледоколов. Помимо помощи танкерам он может самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

Технологии для нефти

Построить столь технологичный ледокол было под силу не всем, даже самым новейшим, судоверфям мира. Участвовать в создании ледокола Выборгский судостроительный завод (принадлежит ОСК) приглашал крупнейших мировых производителей из Европы, Японии и Сингапура, однако большинство из них заявили о невозможности выполнить заказ в столь сжатые сроки. Дооснастить судно самыми современными подруливающими устройствами взялась северодвинская «Звездочка». Во многом это объясняется и уникальностью российского ледокольного судостроения — подобного флота нет ни у одной страны мира. Впрочем, до недавних пор многие из арктических судоверфей были недозагружены, и только после 2014 года в России заработала масштабная программа обновления флота на основе инвестиционных квот. К примеру, благодаря «Газпром нефти» Выборгский судостроительный завод полностью загружен заказами до 2023 года.

«Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» отправятся в район Обской губы для сопровождения танкеров с арктической нефтью сорта Novy Port. Здесь «Газпром нефтью» ведется масштабная эксплуатация Новопортовского месторождения, отгрузки с которого происходят через терминал «Ворота Арктики». Это единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за полярным кругом. Из-за того, что Новый Порт располагается в 700 км от существующих трубопроводов, то углеводороды оттуда вывозят морским путем. С помощью новых судов компания рассчитывает повысить эффективность и стабильность круглогодичных перевозок по Обской губе, скованной льдом на протяжении более чем 255 дней в году.

— Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы — это будущее для нашей нефтяной отрасли, — рассказал журналистам председатель правления, генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Объем работ для нового судна предстоит солидный — только в 2018 году на Новопортовском месторождении планируется добыть порядка 7 млн т нефти, а к началу 2020 года тут хотят добывать уже до 8 млн т ежегодно. С помощью новых ледоколов компания планирует и дальше расширять поставки арктической нефти, уже экспортируемой в девять стран мира, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Хотя Россия обладает самым сильным арктическим флотом в мире, на рынке всё равно ощущается нехватка новых технологичных ледоколов. Приобретение судна для работающей в Арктике нефтяной компании вполне логична: обслуживание нефтеналивного терминала требует фактически круглогодичной навигации, обеспечивать которую за счет арендованных ледоколов дорого и не всегда целесообразно из-за повышающихся требований к технологиям, отметил в разговоре с «Известиями» заведующий отделом «Арктика» и лабораторией «Шельф» Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН Василий Богоявленский.

По его словам, большинство уже работающих в Обской губе танкеров способны и сами перемещаться во льдах, но в зависимости от ледовой обстановки могут требовать и сопровождения. Таким образом, новые ледоколы, по мнению эксперта, существенно повышают безопасность нефтегазодобычи на российском шельфе.

Арсений Погосян.

www.yktimes.ru