Стало известно, куда на самом деле уходят белорусский бензин и дизель. Где беларусь покупает нефть


Сможет ли Беларусь найти «нефтяную» альтернативу России?

И каких сюрпризов ожидать тогда бюджету?

В связи с новым давлением Москвы на Минск и уменьшением поставок нефти на белорусские НПЗ Беларуси необходимо возобновить поиски альтернативных поставок нефти, заявил на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» директор «Консалтинговой группы А-95» (Киев) Сергей Куюн.

Экономист Лев Марголин отмечает, что пока у Беларуси в поиске альтернативных источников нефти «только отрицательный опыт – это поставки венесуэльской нефти».

— Чтобы, например, организовать реверсные поставки из Европы, требуются достаточно серьезные капиталовложения. Нужно строить дополнительные мощности, так что это вопрос не ближайшего будущего, — уверен экономист.

Эксперт в области энергетики, нефтехимической промышленности и приватизацииТатьяна Манёнок отмечает, что у белорусских властей, еще остается надежда договориться по поставкам газа и нефти. Но если российская сторона реализует проект по отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и введет налог на добычу полезных ископаемых, то это больно ударит по белорусскому бюджету. 

— Россия согласилась в этом году поставлять нефть только по трубопроводам, что гораздо дешевле, чем по железной дороге, поэтому до последнего времени не было логичной необходимости в альтернативных поставках нефти. Ведь любая другая нефть стоила бы гораздо дороже  российской, — отмечает Татьяна Манёнок.

Если Россия реализует сценарий налогового маневра, стоимость российской нефти заметно вырастет.

— Нужно заранее думать и просчитывать возможности импортировать нефть из других источников, — считает эксперт.

Беларусь, которая находится в Евразийском экономическом союзе, где единый рынок нефтепродуктов должен быть создан к 2025 году, рассчитывала, что появятся возможности импорта нефти из Казахстана, а не только из Российской Федерации, если будет равный доступ к трубопроводной системе.

Татьяна Манёнок не исключает варианта поставок иранской нефти. Но подчеркивает: сегодня, пока не отменены экспортные пошлины на российскую нефть, она — самая дешевая для Беларуси.

Белорусская сторона, по словам эксперта, будет исходить прежде всего из экономической целесообразности.

— В любом случае с альтернативой нужно все тщательно просчитывать, поскольку может не получиться эффекта для белорусских НПЗ и экономики, — подчеркивает эксперт.

Сегодня, добавляет собеседница, важно развивать эффективную логистику, что и пытается делать Белорусская нефтяная компания, пытаясь извлечь выгоду от продаж в сопредельных государствах, дойти до покупателя.

— Важно одновременно модернизировать и заводы, которые могут предложить рынку современные нефтепродукты, увеличив глубину переработки нефти. Пока белорусские НПЗ не завершили этапы модернизации, с более дорогой нефти будет сложно получить ту маржу, которая есть сегодня. Но в любом случае, альтернатива нужна, и эти варианты надо просчитывать, — подытоживает Татьяна Манёнок. 

ГЕННАДИЙ КОСАРЕВ

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

belarus-mt.ru

Стало известно, куда на самом деле уходят белорусский бензин и дизель

В 2018 году спецэкспортер белорусских нефтепродуктов Белорусская нефтяная компания (БНК) планирует сохранить поставки топлива на прошлогоднем уровне — 11 млн тонн. Об этом сообщил журналистам заместитель гендиректора БНК Сергей Гриб в кулуарах конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница». Мы попытались выяснить, кто является конечным покупателем белорусских бензинов, дизеля и мазута.

По итогам 8 месяцев Беларусь экспортировала 9 млн тонн нефтепродуктов. Из них 8 млн реализовала БНК. Основные группы — это дизтопливо (34% от общего объема поставок), мазут (28%) и бензины (22%). Сколько это получается в деньгах? Компания выручку не раскрывает. Согласно данным белорусской официальной статистики, за полгода Беларусь поставила на экспорт 6,6 млн т нефтепродуктов на 3,36 млрд долларов.

По данным Белстата, крупнейшими покупателями белорусских нефтепродуктов являются Нидерланды и Великобритания. Однако на рынках этих стран никогда не было замечено больших объемов моторного топлива из Беларуси.

— Это вопрос таможенного оформления, — пояснил TUT.BY Сергей Гриб.

Дело в том, что в Англии находится одно из представительств БНК, а в Нидерландах, точнее в порту Роттердама — крупнейший хаб, через который происходят поставки нефтепродуктов по всему миру.

— Мазут традиционно идет в Сингапур, бензин — либо в Африку, либо в Латинскую Америку, либо в Штаты. Дизельное топливо по морю в Польшу и Германию, — рассказал Гриб. — Мы работаем с крупными мировыми трейдерами. Они практикуют в портах укрупнение партий нефтепродуктов. Бывает, меняют направления в портах. Поэтому мы можем даже и не знать, куда наши нефтепродукты уходят.

БНК работает преимущественно через порты стран Балтии. За январь−август через порты Латвии экспортировано 2,9 млн тонн нефтепродуктов, Литвы — 1 млн т, Эстонии — 448 тыс. т.

Ранее белорусские нефтепродукты еще отгружались через порты Украины. Но в этом году поставок не было. А вот через порты России было поставлено около 40 тыс. тонн нефтепродуктов. Хотя российские власти настаивали на куда больших объемах. Российские железные дороги даже предоставили 50% скидку на транспортировку. Но поставки белорусских нефтепродуктов на экспорт через российские порты оказались экономически невыгодными.

— Нужно смотреть на тарифную политику как железной дороги, так и терминалов по перевалке. В текущий момент, если в комплексе рассматривать перевалку и транспортировку, затраты на поставку через порты России выше, чем через Прибалтику, — пояснил Гриб.

Между тем, он отметил, что БНК дает «покупателям возможность выбора портов поставки и готова выполнить их пожелания».

Еще одним крупным рынком для белорусских (в первую очередь светлых) нефтепродуктов является Украина. В январе−июле 2018 года Беларусь экспортировала в Украину почти 2 млн т топлива.

По данным Сергея Гриба, доля БНК в украинском импорте бензинов составляет 81%, в импорте дизтоплива — 40%. Произошло небольшое снижение в объеме реализации и, соответственно, в доле на рынке Украины. В частности, Беларусь уступила пальму первенства России на рынке дизтоплива. Однако БНК планирует сохранить свои доли в следующем году. «Наша цена на текущий момент справедливая», — сказал Гриб, отвечая на вопрос, готова ли БНК конкурировать по цене с российскими компаниями.

Перспективными в БНК считают рынки Польши, Чехии и Словакии. Уже сейчас 13% импорта дизтоплива в Польше приходится на Беларусь.

— Наша доля там сейчас небольшая. Но это в связи с тем, что основная доля на текущий момент приходится на Украину, — отметил Гриб. — Мы считаем данные рынки перспективными, поскольку там большая доля импорта, стабильный спрос, идет постоянный рост ВВП и, соответственно, потребления. Поэтому мы с учетом модернизации [белорусских НПЗ] делаем фокус на стабильные гарантированные поставки на эти рынки, чтобы в перспективе, ближе к 2020 году, могли нарастить туда поставки.

Заместитель гендиректора БНК оценил прирост по дизтопливу на заводах в Мозыре и Новополоцке к 2020 году в 3 млн тонн. Увеличению поставок белорусских нефтепродуктов на рынки стран Восточной Европы будут способствовать отработанные логистические схемы.

news.tut.by

Беларусь купила в Иране танкер нефти

Еще осенью прошлого года Александр Лукашенко заявлял, что Беларусь ведет переговоры с Ираном о покупке нефти. И они прошли успешно: на сайте Национальной нефтяной компании Ирана появилось сообщение о том, что Беларусь приобрела 600 тысяч баррелей нефти. Это около 82 тысяч тонн - как раз один танкер. Покупателем выступила компания BelOilPolska - дочернее предприятие «Белоруснефти» и Белорусской нефтяной компании, которое базируется в Польше. Во сколько нам обошлось черное золото из Ирана, неизвестно.

Танкер уже загрузили в понедельник, 20 февраля. Теперь он отправится либо в порт Одессы, либо в порт латышского Вентспилса, а дальше его перевезут на белорусские предприятия по железной дороге. Кстати, нефть займет около 207 цистерн.

Беларусь пошла на закупку нефти в Иране из-за нефтегазовой войны с Россией. Напомним, весь прошлый год белорусская сторона отказывалась платить за российский газ по контрактной цене, называя ее завышенной. В результате задолженность по газу за 2016 год составила, по подсчетам Москвы, около 550 миллионов долларов. В качестве ответной меры Россия урезала поставки нефти в Беларусь. Изначально за 2016 год мы должны были получить 24 миллиона тонн нефти, а получили только 17,5 миллиона. Договоренности на этот год пока так и не достигнуты.

К слову, это уже не первый раз, когда Беларусь покупает нефть в других странах. Например, в прошлом году мы получили 560 тысяч тонн из Азербайджана. А еще раньше, в 2010 - 2012 годах, нефть к нам приплывала аж из Венесуэлы. Изначально контракт был заключен на 30 миллионов тонн. Но вскоре выяснилось, что это слишком дорогое удовольствие, и потому венесуэльскую нефть заменили все той же азербайджанской.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«С Ирана сняли санкции, он активно ищет покупателей»

- В конце года Россия и Беларусь подписывают баланс по объемам поставок нефти на предстоящий год. На 2017 год баланс пока не подписан. На данный момент российская сторона уведомила о возможности поставить в нынешнем году 16 миллионов тонн нефти. Однако белорусские перерабатывающие предприятия рассчитаны на загрузку 24 миллионов тонн в год. Соответственно, сейчас заводы работают не в полную силу, и поэтому Белорусская нефтяная компания занимается поисками дополнительных объемов нефти, - объясняет обозреватель и эксперт сырьевых рынков Татьяна Маненок. - Пока не согласованы четкие объемы поставок российской нефти, сложно говорить о том, что появится какой-то стабильный альтернативный канал поставок, это скорее тестовые закупки. Сейчас переговоры Беларуси и России по нефтяному вопросу продолжаются, и представители обеих сторон заявляли, что есть определенные продвижения в решении конфликта. Не исключено, что договоренности будут подписаны уже на этой неделе. Если Россия будет готова поставлять в Беларусь нефть в прежнем объеме (24 миллиона тонн в год), то необходимость в альтернативной нефти отпадет.

- Почему Беларусь выбрала именно иранскую нефть? Может, она дешевле?

- Любая другая нефть в принципе обходится нам дороже российской. Во-первых, из-за стоимости транспортировки, во-вторых, нефть из России мы получаем без пошлин. Но относительно недавно с Ирана сняли санкции, поэтому он активно ищет покупателей и готов поставлять нефть на более привлекательных условиях. Кроме того, по мнению специалистов нефтяной отрасли, по технологическим характеристикам иранская нефть больше приближена к российской, чем азербайджанская, которую мы покупали в прошлом году. Поэтому для наших предприятий она подходит больше.

www.kp.by

Беларусь хочет покупать нефть не только у РФ

Беларусь ведет переговоры по диверсификации закупок нефти, заявил председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко, передает Vzglyad.az со ссылкой на Interfax.

"Не буду называть конкретные страны и пути поступления альтернативной нефти: переговоры идут, и их содержание является коммерческой тайной. Но определенные варианты просматриваются", - заявил И.Ляшенко в интервью газете "Республика".

По словам главы "Белнефтехима", разногласия с Россией по нефтегазовой тематике заставили Минск присмотреться к возможности поставок нефти из других регионов.

"Процесс не самый простой и быстрый: необходимо найти партнеров, просчитать логистику, различные варианты, - сказал И.Ляшенко. - Продолжаем прорабатывать все эти вопросы: не в пику России, но диверсификация всегда является дополнительной подушкой безопасности для экономической устойчивости любой отрасли".

При этом глава концерна констатировал, что предприятия отрасли пережили непростой этап дефицита сырья. "Получили не только проблемы, но и серьезный опыт. Учитываем его при формировании долгосрочной стратегии развития. Тем более, что рано или поздно Россия завершит налоговый маневр. Не исключено, что под давлением министерства финансов уже в 2019-2020 годах", - сказал И.Ляшенко.

Из-за разногласий в подходах к определению цены газа между Россией и Беларусью в 2016 году возник конфликт неплатежей. Россия сократила поставки нефти, из-за чего объем ее переработки белорусскими НПЗ сократился почти на 20% - до 18,6 млн тонн нефти.

В начале февраля президент Александр Лукашенко заявил, что для замещения российской нефти республика ищет в других странах нефть для переработки на своих предприятиях. "В Венесуэлу едем добывать нефть, сейчас в Канаду поедем, в Иране договариваемся", - сказал А.Лукашенко.

В феврале стало известно, что Беларусь купила 600 тыс. баррелей нефти у National Iranian Oil Company (NIOC).

В апреле Беларусь и Россия договорились о возобновлении поставок российской нефти в республику на уровне 24 млн тонн в год. Такие объемы будут поставляться с текущего года до 2024 года включительно.

Тэги: #Беларусь  

vzglyad.az

Беларусь искала и нашла замену российской нефти – в Иране. 21.by

МИНСК, 16 фев — Sputnik. Белорусская нефтяная компания впервые в истории суверенной Беларуси заключила контракт о закупке в Иране 80 тысяч тонн нефти для переработки на белорусских НПЗ, сообщили Sputnik источники в нефтетрейдерских кругах республики и участники белорусского рынка нефтепереработки.

Сделка заключена с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC), объем партии составляет 80 тысяч тонн, что примерно соответствует одному танкеру.

В концерне "Белнефтехим" Sputnik официально не подтвердили факт заключения контракта с NIOC. "Мы продолжаем работу над выполнением поручения президента о привлечении в Беларусь альтернативной нефти", — в то же время заметили в концерне.

Ранее с иранской нефтью Беларусь не работала. Республика свернула участие в нефтедобывающем проекте в Иране много лет назад из-за санкций США. Участие в проекте осуществлялось путем разработки нефтяного месторождения, продажи добытой нефти и разделения прибыли пропорционально доле белорусской и иранской сторон в совместном предприятии.

Как будет доставлена нефть?

Предполагается, что нефть будет доставлена по морю в один из портов, с которым работают белорусские нефтетрейдеры.

В порту будет осуществлена ее перевалка в железнодорожные цистерны, и далее иранская нефть проследует по железной дороге на один из белорусских НПЗ. По предварительным данным, отгрузка может начаться 20 февраля.

Пока нет полной ясности, с каким портом будет работать белорусская сторона и какой из заводов будет эту нефть перерабатывать. Предполагается, что это может быть порт Одесса на Черном море и дальнейшая переработка на Мозырском НПЗ, либо порт Вентспилс на Балтике и переработка в ОАО "Нафтан".

Опыт переработки уже есть

Беларусь уже имеет опыт работы с нефтью происхождением из третьих стран. Так, некоторое время назад Беларусь закупила аналогичную партию нефти в Азербайджане, осуществила ее перевалку в порту Одессы и переработала на МНПЗ.

За 2016 год азербайджанская Socar поставила в Беларусь около 500 тысяч тонн нефти по такой схеме.

Кроме того, Мозырский завод уже имеет опыт работы с венесуэльской нефтью. В 2010 году завод перерабатывал сначала нефть из Венесуэлы, затем азербайджанскую нефть, которая поставлялась в Беларусь по своп-схемам взамен венесуэльской. За 2010-2011 годы таким образом в республику было поставлено и переработано около 900 тысяч тонн нефти.

Вопрос в трубопроводах

Исходя из озвученных российской стороной планов поставок, дефицит нефти для Беларуси в 2017 году может составить 6-12 миллионов тонн. Доставить такие объемы по железной дороге практически нереально: только для разгрузки одного танкера требуется задействовать несколько железнодорожных составов. Поэтому логично предположить, что белорусским властям придется в срочном порядке решать вопрос с доставкой азербайджанской или любой другой нефти по магистральным трубопроводам.

Для этих целей можно задействовать нефтепровод "Одесса-Броды", как это было в 2010-2011 годах, либо северную ветку "Дружбы" в обратном направлении. Транзит по ней был прекращен в 2006 году по инициативе российской стороны.

Но для использования трубопроводов Минску придется в срочном порядке заниматься незаконченными судебными процессами и убеждать украинскую сторону в том, что этот проект будет долгосрочным, гарантировать четкие объемы поставок по развернутому вновь нефтепроводу "Одесса-Броды".

В частности, необходимо решить, наконец, затянувшееся судебное дело о праве собственности на технологическую нефть. Этой нефтью заполнена перемычка нефтепровода "Одесса-Броды", которая соединяет его с идущим на Мозырский НПЗ отрезком нефтепровода "Дружба".

Гораздо серьезнее выглядит проект поставок альтернативной нефти "по трубе" на "Нафтан". Для этого придется реанимировать северный участок "Дружбы", транзит по которому был прекращен в 2006 году.

Здесь Беларусь также ожидает судебный иск с компанией Lat Ros Trans — процесс о праве собственности на технологическую нефть, которой заполнена труба, начался в 2011 году и до сих пор не завершен.

Кроме того, в Минске понимают, что латвийская компания — дочерняя структура российской "Транснефти". Поэтому, для возобновления поставок нефти на "Нафтан" по северной ветке "Дружбы" с терминалов порта Вентспилса Беларуси все равно придется как-то договариваться с российским собственником.

На сколько ограничат поставки?

Как ранее сообщалось, РФ из-за газового долга ограничила поставки нефти для Беларуси в 2016 году до 18 миллионов тонн при плане поставок в 24 миллиона тонн. На 2017 год РФ не исключает сокращение поставок до 18 миллионов тонн вместо плановых 24 миллионов тонн. Также обсуждаются варианты секвестра поставок до 12-16 миллионов тонн на год.

В четверг вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что Минску и Москве удалось согласовать протокол по разрешению нефтегазового спора. Осталось решить лишь некоторые вопросы, которые лежат вне полномочий вице-премьеров Беларуси и РФ. Ожидается, что основные положения этого протокола будут озвучены на следующей неделе, после того, как документ будет подписан.

 

Теги: Минск

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Минск, уже опробовавший схему замещения российской нефти на азербайджанскую, теперь отрабатывает механизм получения нефти из Ирана.

 

news.21.by

Сколько еще Беларусь сможет извлекать выгоду из дешевой российской нефти

Когда отечественные НПЗ будут готовы к налоговому маневру России?

Параметры налогового маневра в нефтяной отрасли в целом согласованы, детали будут обсуждаться на совещании с нефтяными компаниями на этой неделе, сообщил вице-премьер России Дмитрий Козак. К 2024 году правительство РФ планирует обнулить экспортную пошлину на нефть при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сообщает «Заўтра тваёй краіны».

Чем это обернется для Беларуси?

Экономический обозреватель Татьяна Маненок обращает внимание, что сроки окончания российского налогового маневра наступят еще не скоро.

РЕКЛАМА

— Это на этапе резкого падения цен на нефть и сокращения бюджетных доходов Российской Федерации от экспорта нефти и нефтепродуктов Минфин России еще полтора-два года назад форсировал завершение налогового маневра с целью увеличения доходов бюджета от нефтянки. А сейчас цена на нефть существенно выросла, в России даже пересмотрели бюджет. Доходы от нефтянки растут, растут поступления в Фонд национального развития РФ. Сейчас торопиться с завершением налогового маневра нет необходимости, — считает эксперт.

Это произойдет не раньше 2024-2025 годов, когда планируется создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза.

Фото: svaboda.org

Белорусские власти были очень обеспокоены, что Россия может вдруг резко завершить налоговый маневр, когда речь шла даже о 2017 годе. Раньше Минфин России жестко настаивал на формировании этих сроков. Была опасность, что белорусские НПЗ не успеют завершить ключевые этапы модернизации, которые должны привести их к уровню европейских НПЗ, увеличить глубину переработки и, следовательно, улучшить возможности экспорта белорусских нефтепродуктов и получить дополнительную маржу от глубины этой переработки.  

— Это позволило бы Беларуси нивелировать негативный эффект от завершения налогового маневра Россией. Ведь оно по сути означает, что белорусские заводы будут покупать российскую нефть фактически по мировым ценам, включая разницу в затратах на транспортировку нефти, — отмечает Татьяна Маненок.

Сейчас Беларусь платит за нефть около 80% от мировых цен. По словам эксперта, если бы белорусские НПЗ не завершили модернизацию (а ее окончание планируется на конец 2019 года), были бы проблемы.

— Если заводы успевают завершить модернизацию, это уменьшает риски для перспектив нефтеперерабатывающей отрасли, хотя нужно учитывать все те проблемы, которые могут возникнуть в комплексе. Конечно, современный уровень заводов – это прекрасно, но есть еще логистика поставок нефти. Сегодня белорусские нефтяники и куратор нефтяной отрасли – Белорусская нефтяная компания разрабатывают логистику с учетом того, чтобы снизить поставки нефтепродуктов через порты, а в большей степени сотрудничать с сопредельными рынками. Поскольку поставки через порты будут менее эффективными, так как все-таки мировая цена, и понятно, что после модернизации будут меньше производить мазута, а больше бензина, — констатирует экономический обозреватель.

Бензин активнее продается на сопредельных рынках — Украина, Польша, Литва, Латвия, Молдова. После завершения модернизации белорусские заводы будут технологически готовы перерабатывать нефть по мировым ценам. А продажа нефтепродуктов на сопредельных рынках позволит получать более высокую маржу.

— А в принципе, белорусское руководство и наши заводы уже готовятся к тому, что нефть в России придется покупать по мировой цене, а не рассчитывать на какие-то послабления, — подытоживает Татьяна Маненок.  

Автор: Заўтра тваёй краіны

www.intex-press.by