Почему Европа больше не хочет покупать нефть РФ. Где европа покупает нефть


Нефть уходит за рубли в Европу.

Игра началась. Российская нефть продаётся за рубли, и в скором времени можно ожидать укрепления рубля. Далее должно последовать создание бирж, которые будут устанавливать цены на нефть в рублях. Это большой шаг к краху нефтедоллара.

"Газпром нефть" начала проводить первые транзакции в Европу; оплата производится в рублях. Две транзакции уже завершены. Поскольку этап тестирования прошёл успешно, скорее всего, Россия введёт рублёвую оплату и для других поставщиков.

Проект Новапорт уже начал осуществлять доставку за рубли. Доставки на азиатский рынок теперь будут производиться в юанях. Доллар США - мировая ликвидная валюта, и перевод в другую валюту - это определённые сложности с рисками и затратами. Почти все клиенты "Газпрома", приобретающие нефтепродукты, подписали соглашение об оплате в рублях. Некоторым было разрешено производить платежи в евро.

По словам главы "Газпрома" Александра Дюкова, "они [клиенты] видят потенциально большое количество сырой нефти и нефтепродуктов, которое можно реализовать за оплату в долларах. Им необходимо осуществить перевод в рубли с наименьшим риском и самым простым способом". Дюков прямо сказал, что России стоит создать собственное ценовое агентство и биржи, которые будут устанавливать упомянутые цены на нефть в рублях. Эта функция поможет облегчить глобальный доступ к рублю, что в свою очередь увеличит количество нефтепродуктов, продаваемых за рубли и юани.

 

Недавно "Газпром нефть" отправила в Европу второй танкер с нефтью за оплату в рублях. Нефть была добыта на Новопортовском месторождении на полуострове Ямал. Партия объёмом в 27,2 тыс. тонн сырой нефти была доставлена в Северо-Западную Европу 17 сентября. Новый сорт нефти получил название Novy Port и по своим качественным характеристикам, в том числе по низкому содержанию серы, превосходит эталонные показатели сорта Brent. Сейчас компания готовит к отправке третий танкер. Можно сделать вывод, что нефть за рубли - это свершившийся факт. Скоро за Газпромом последуют и другие компании, которые тоже начнут осуществлять крупные продажи за рубли и вероятно за юани, возможно за пределами энергетического сектора. Рубль значительно окрепнет.

http://www.dal.by/news/4/24-09-14-18/

Так вот почему Обама вчера Россию на второе место поставил по ужасности после вируса Эболы.

maxpark.com

Китай важнее: Россия оставит Европу без нефти

Потоки российской нефти переориентируются на китайский рынок. За пять месяцев 2018 года НПЗ Европы потеряют пятую часть нефтяных поставок из РФ. При этом поставки на восточном направлении растут. По мнению экспертов, азиатский рынок становится более привлекательным для российских нефтяников — спрос здесь будет расти минимум до 2035 года, а в условиях западных санкций дополнительным бонусом становится возможность брать у Китая кредиты.

Российская нефть переориентируется на восток. С января по май 2018 года поставки российского «черного золота» на европейские НПЗ снизились на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили около 1,86 млн баррелей в сутки (б/с).

По подсчетам агентства Bloomberg, поставки нефти в сторону Китая по трубопроводам из РФ в этот же период увеличились на 43% — до 750 тысяч б/с.

В соответствии с планами загрузки, на которые ссылается агентство, поставки снизятся через порты на Балтийском и Черном морях в первые пять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наращивание объемов экспорта в КНР и снижение в ЕС говорит лишь о том, что крупнейшие поставщики сейчас следуют за рынком и высокой ценой, отмечает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

В Китае цены на энергоносители традиционно выше, чем на рынке Европы. Нарастить добычу для развития обоих направлений РФ не может в условиях сделки ОПЕК+.

Сокращение поставок в Европу в основном происходит за счет снижения нагрузки на порты прибалтийских стран, российские порты, например, Высоцк, остаются загруженными.

На мировом рынке фрахта текущая ситуация никак не скажется, поскольку российская нефть предпочитает путешествовать по трубам: экспорт 85% добытой в России нефти обеспечивает «Транснефть», с учетом того, что часть нефтепродуктов и нефть уходят на внешний рынок еще и по железной дороге, на морской транспорт приходится не более 7-8%, поясняет Жарский.

Сейчас Китай обеспечивает около четверти прироста спроса на нефть в мире. Последние три года потребление в стране растет в среднем на 5% в год против среднемировых темпов в 1,7%. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), Китай и Индия будут основными источниками увеличения спроса на нефть как минимум до середины 2030-х гг.

Корпорация ВР в своем прогнозе также отмечала, что Китай и Индия обеспечат половину прироста спроса на энергоносители до 2040 года.

В прошлом году КНР стала крупнейшим импортером нефти в мире, обогнав США: при потреблении в 610 млн тонн КНР импортировала 420 млн тонн нефти. Ежедневно Китай закупал около 8,43 млн баррелей нефти на фоне высокого спроса и продолжающегося формирования стратегического резерва.

Перераспределение товарных потоков нефти в пользу Китая главным образом связано с увеличением поставок «Роснефти» в эту страну, в том числе по тем контрактам, под которые компания привлекла многомиллиардные предоплаты (по сути — обеспеченные кредиты), отмечает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

Сильные позиции России на этом направлении сохраняются, в первую очередь, за счет долгосрочных контрактов. Одним из ключевых направлений экспорта российской нефти Китай стал всего несколько лет назад: этому предшествовал запуск трубопровода «Восточная Сибирь —Тихий океан» (ВСТО), а также ряд двусторонних соглашений, самое крупное из которых — договор между «Роснефтью» и CNPC, заключенный в 2013 году. По нему российская компания получила предоплату на $20 млрд.

С точки зрения выручки, особой разницы, куда продавать нефть, нет — цена привязана к мировым котировкам, если там и есть какие-то скидки, они незначительные. Выгода от долгосрочных контрактов с Китаем заключается в том, что Китай традиционно готов предлагать поставщикам различные «плюшки», как то долгосрочное долговое финансирование или вхождение в капитал, поясняет эксперт.

С этой точки зрения сотрудничество с Китаем выгодно, особенно в свете западных санкций, которые не позволяют некоторым российским компаниям привлекать деньги европейских и американских инвесторов, добавляет он.

В марте Главное таможенное бюро КНР обнародовало данные, согласно которым РФ уже год удерживает лидерство среди поставщиков нефти в республику. Импорт нефти из РФ в КНР в январе вырос на 23,4% в годовом выражении — до 5,67 млн тонн. По итогам февраля импорт сырья из РФ вырос на 18% в годовом выражении и составил 5,05 млн тонн.

В настоящее время РФ поставляет нефть в КНР по трем направлениям: через ВСТО и порт Козьмино на Дальнем Востоке, через трубопровод Сковородино-Мохэ и по трубопроводу Атасу — Алашанькоу транзитом через Казахстан.

Китай увеличивает покупки нефти из России, так как для него это более выгодно, чем закупать из нестабильного Ближнего Востока. К тому же в Китай Россия больше продает нефти сорта WSPO (ВСТО), которая стоит столько же, сколько Brent или выше, имея высокие качественные характеристики, отмечает директор аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов. Так что данный тренд, скорее всего, носит долгосрочный характер, считает он.

Подобная ребалансировка рынка вполне логична: европейский рынок — это рынок с падающим спросом, а азиатский рынок является растущим, соглашается старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов. В стратегическом плане это правильная переориентация, и она выгодна всем сторонам: Россия получает свою долю рынка на азиатском направлении, Ближний Восток и США — свою долю европейского, а Европа — более диверсифицированные поставки нефти с других направлений.

Источник: finance.rambler. ru

daily-finance.ru

Почему Европа больше не хочет покупать нефть РФ — Рамблер/финансы

Российский нефтяной экспорт в Европу может оказаться под угрозой, и причиной тому являются действия самой российской стороны.

Как сообщил РИА Новости официальный представитель «Траснефти» Игорь Демин, несколько европейских стран снизили объемы закупок российской нефти марки Urals.

Речь идет о поставках по нефтепроводу «Дружба» построенному еще в советские времена, для снабжения нефтью стран социалистического лагеря.

По словам Демина, с января по апрель 2018 года поставки российской нефти упали на 10%. Лидером по масштабам отказа от российской нефти стала Венгрия, поставки в которую сократились почти на 20%, на 8% меньше закупила Словакия и на 2,3% — Польша. Суммарно эти страны, снабжаемые по «Дружбе» практически полностью, не добрали около 530 тысяч тонн, в сравнении с прошлым годом.

В чем причина?

По словам Демина, покупатели недовольны тем, что содержание серы в поступающей к ним нефти сорта Urals составляет 1,75%, что близко к предельному значению (1,8%).

У европейских НПЗ существуют четкие требования по качеству сырья и содержанию в нем серы. По этому, повышенная сернистость российской нефти вынуждает ее приобретателей разбавлять Urals легкими (и более дорогими) сортами, которые приходится покупать дополнительно. Повышение и без того высокого содержания серы в российской нефти ведет к росту затрат потребителей, вынужденных закупать еще больше легкой нефти.

Ситуация усложняется тем, что по независимым подсчетам, сернистость Urals, превосходит максимальные значения, о которых говорит Демин.

Собственное исследование, проведенное агентством Reuters еще в феврале, показало, что процентная доля серы в нефти, поставляемой по «Дружбе» на НПЗ в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, довольно часто не то что приближается, а превышает 1,8%. «Показатель серы у Urals регулярно за 1,8 процентов зашкаливает, и это (превышение) становится систематическим», — сообщает Reuters со ссылкой на собственный информированный источник. Содержание серы на северной ветке «Дружбы», для Польши и Германии, в течение января этого года неоднократно составляло 1,81−1,85 процента, свидетельствуют предоставленные тремя участниками рынка документальные данные, с которыми ознакомился Reuters.

По сравнению со средним показателем за 2017 год содержание серы в нефти выросло на 0,15 процента, показывают расчёты агентства.

В польском концерне PKN Orlen Reuters подтвердили повышение показателя серы в трубопроводных партиях Urals, поставляемых на НПЗ компании.

«Мы наблюдали изменение качества Urals, главным образом из-за повышенного содержания серы. Это важный вопрос в контексте нашего будущего сотрудничества с российскими партнерами», — сообщил в письменном ответе на запрос агентства вице-президент PKN Orlen Мирослав Кочальский.

«Дружба» с запахом серы

Ответ на этот вопрос хорошо известен всем, кто имеет дело с добычей и переработкой черного золота. Сера присутствует практически во всех ее сортах, но в разном количестве. И чем меньшее ее там содержится, тем выше качество нефти.

В соответствии с нормами ГОСТа 51858, в нефти Urals предполагается содержание серы от 0,61 до 1,8% и плотность от 853,7 до 873,5 кг на кубометр, в связи с чем, основной российский экспортный сорт относится к разряду среднесернистых.

Долгое время европейских потребителей устраивало качество российского товара. Что же случилось сейчас и в чем причина недовольства европейских нефтепереработчиков?

Ответ заключается в самом процессе получения субстанции, называемой сортом Urals, поступающей к потребителям по нефтепроводу «Дружба».

Историческая справка: трубопровод «Дружба» создавался для поставок нефти в Восточную Европу из месторождений Татарии, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской (ныне Самарская) областей. К 1970 году в «Дружбу» стала поступать нефть из Западной Сибири и Северного Прикаспия. Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве. Официальная церемония пуска магистрали состоялась 15 октября 1964 года. Нефтепровод с диаметром трубы до 1,02 метра проходил по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходит ответвление в латвийский Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра. Далее труба идет на запад в Белоруссию, где магистраль разделяется на две ветки. Северная идет через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию. Российская экспортная нефть образуется путем смешивания легкой нефти, поступающей из Сибири, с высокосернистыми сортами, добываемыми в Урало-Поволжском бассейне (в Башкирии и Татарстане). Волго-уральскую нефть не любят нефтепереработчики ни в России, ни за рубежом. Содержание серы в ней достигает 4%, что исключает возможность ее переработки в качественные нефтепродукты в неразбавленном виде. При этом добыча легкой и малосернистой нефти в Западной Сибири постоянно сокращается из-за истощения месторождений.

Все это постоянно усложняет приготовление экспортного сорта Urals, соответствующего международным стандартам. Легкой нефти для разбавления сернистых волжских сортов с каждым годом становится все меньше и меньше.

Китайский след

Проблема с качеством Urals хорошо известна и на Западе, но до последнего времени европейские НПЗ предпочитали мириться с происходящим, не имея альтернативы.

Что же послужило причиной падения качества экспортируемой Россией нефти, что потребители решили сократить (нонсенс) закупки?

Как выяснилось, па протяжении последнего года, Россия была вынуждена перенаправить значительную часть легкой сибирской нефти с западных направлений на Восток для увеличения поставок малосернистого сырья в Китай в соответствии с межправительственным соглашением. «Россия сейчас большую часть своей легкой нефти направляет в Китай, чтобы обеспечить приоритетные поставки по межправу (межправительственное соглашение), а уж европейским покупателям — что осталось», — цитирует Reuters информацию своего источника в нефтяной отрасли РФ.

Предполагалось, что недостающая легкая нефть будет компенсирована благодаря приросту добычи в Восточной Сибири. Однако, этого прироста не произошло из-за выполнения пакта ОПЕК+, предполагающего сокращение добычи нефти Россией.

Опасные игры

Почему российское руководство решило пренебречь наработанными десятилетиями связями с европейскими потребителями в угоду Китаю, догадаться нетрудно. К сожалению, в современных экономических отношениях политические аспекты довольно часто вступают в противоречия со здравым смыслом. Нынешняя ситуация не исключение.

Россия пожертвовала доверием проверенных партнеров ради того, чтобы показаться нужной своему сильному восточному соседу.

Вопрос лишь в том, что Китай не скрывает своих прагматических соображений в выборе поставщиков. В этом деле Пекин может себе позволить руководствоваться не политическими, а сугубо экономическими интересами, и этом состоит самая главная опасность для России.

Китай стремится к максимальной диверсификации поставок, что помогает ему всегда получать наиболее выгодную цену. «Ломать» продавца по цене, выворачивая его наизнанку — любимый прием китайских потребителей. Очевидно, что для попадания в число поставщиков российские нефтяники пошли на крайние меры, разве что, не превратив свою нефть в шоколад.

В то же время, учитывая сокращающиеся объемы добычи легкой нефти, можно ожидать возникновения проблем с качеством российской нефти не только для Европы, но и для Китая. В этом случае, Поднебесная в свойственной ей манере, без малейшего сожаления откажется от российских поставок в более выгодного предложения.

Что касается западного направления, то здесь снижение качества Urals повлечет за собой рост издержек местных потребителей и требования снижения цены. Ввиду отсутствия четкой альтернативы, это не приведет к скорому отказу от российских поставок. Однако, это не значит, что попытки ее поиска не будут предприниматься.

Учитывая, что в последнее время в нефтяной отрасли все большую роль начинают играть не объемы запасов, а технологии добычи, альтернатива поставкам по «Дружбе» рано или поздно появится. Со всеми вытекающими последствиями для российской нефтянки.

finance.rambler.ru

Россия оставит Европу без нефти — Рамблер/финансы

Потоки российской нефти переориентируются на китайский рынок. За пять месяцев 2018 года НПЗ Европы потеряют пятую часть нефтяных поставок из РФ. При этом поставки на восточном направлении растут. По мнению экспертов, азиатский рынок становится более привлекательным для российских нефтяников — спрос здесь будет расти минимум до 2035 года, а в условиях западных санкций дополнительным бонусом становится возможность брать у Китая кредиты.

Российская нефть переориентируется на восток. С января по май 2018 года поставки российского «черного золота» на европейские НПЗ снизились на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили около 1,86 млн баррелей в сутки (б/с).

По подсчетам агентства Bloomberg, поставки нефти в сторону Китая по трубопроводам из РФ в этот же период увеличились на 43% — до 750 тысяч б/с.

В соответствии с планами загрузки, на которые ссылается агентство, поставки снизятся через порты на Балтийском и Черном морях в первые пять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наращивание объемов экспорта в КНР и снижение в ЕС говорит лишь о том, что крупнейшие поставщики сейчас следуют за рынком и высокой ценой, отмечает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

В Китае цены на энергоносители традиционно выше, чем на рынке Европы. Нарастить добычу для развития обоих направлений РФ не может в условиях сделки ОПЕК+.

Сокращение поставок в Европу в основном происходит за счет снижения нагрузки на порты прибалтийских стран, российские порты, например, Высоцк, остаются загруженными. На мировом рынке фрахта текущая ситуация никак не скажется, поскольку российская нефть предпочитает путешествовать по трубам: экспорт 85% добытой в России нефти обеспечивает «Транснефть», с учетом того, что часть нефтепродуктов и нефть уходят на внешний рынок еще и по железной дороге, на морской транспорт приходится не более 7-8%, поясняет Жарский. Сейчас Китай обеспечивает около четверти прироста спроса на нефть в мире. Последние три года потребление в стране растет в среднем на 5% в год против среднемировых темпов в 1,7%. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), Китай и Индия будут основными источниками увеличения спроса на нефть как минимум до середины 2030-х гг.

Корпорация ВР в своем прогнозе также отмечала, что Китай и Индия обеспечат половину прироста спроса на энергоносители до 2040 года

В прошлом году КНР стала крупнейшим импортером нефти в мире, обогнав США: при потреблении в 610 млн тонн КНР импортировала 420 млн тонн нефти. Ежедневно Китай закупал около 8,43 млн баррелей нефти на фоне высокого спроса и продолжающегося формирования стратегического резерва. Перераспределение товарных потоков нефти в пользу Китая главным образом связано с увеличением поставок «Роснефти» в эту страну, в том числе по тем контрактам, под которые компания привлекла многомиллиардные предоплаты (по сути — обеспеченные кредиты), отмечает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

Сильные позиции России на этом направлении сохраняются, в первую очередь, за счет долгосрочных контрактов. Одним из ключевых направлений экспорта российской нефти Китай стал всего несколько лет назад: этому предшествовал запуск трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), а также ряд двусторонних соглашений, самое крупное из которых — договор между «Роснефтью» и CNPC, заключенный в 2013 году. По нему российская компания получила предоплату на $20 млрд

С точки зрения выручки, особой разницы, куда продавать нефть, нет — цена привязана к мировым котировкам, если там и есть какие-то скидки, они незначительные. Выгода от долгосрочных контрактов с Китаем заключается в том, что Китай традиционно готов предлагать поставщикам различные «плюшки», как то долгосрочное долговое финансирование или вхождение в капитал, поясняет эксперт.

С этой точки зрения сотрудничество с Китаем выгодно, особенно в свете западных санкций, которые не позволяют некоторым российским компаниям привлекать деньги европейских и американских инвесторов, добавляет он.

В марте Главное таможенное бюро КНР обнародовало данные, согласно которым РФ уже год удерживает лидерство среди поставщиков нефти в республику. Импорт нефти из РФ в КНР в январе вырос на 23,4% в годовом выражении — до 5,67 млн тонн. По итогам февраля импорт сырья из РФ вырос на 18% в годовом выражении и составил 5,05 млн тонн.

В настоящее время РФ поставляет нефть в КНР по трем направлениям: через ВСТО и порт Козьмино на Дальнем Востоке, через трубопровод Сковородино-Мохэ и по трубопроводу Атасу — Алашанькоу транзитом через Казахстан. Китай увеличивает покупки нефти из России, так как для него это более выгодно, чем закупать из нестабильного Ближнего Востока. К тому же в Китай Россия больше продает нефти сорта WSPO (ВСТО), которая стоит столько же, сколько Brent или выше, имея высокие качественные характеристики, отмечает директор аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов. Так что данный тренд, скорее всего, носит долгосрочный характер, считает он. Подобная ребалансировка рынка вполне логична: европейский рынок — это рынок с падающим спросом, а азиатский рынок является растущим, соглашается старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов. В стратегическом плане это правильная переориентация, и она выгодна всем сторонам: Россия получает свою долю рынка на азиатском направлении, Ближний Восток и США — свою долю европейского, а Европа — более диверсифицированные поставки нефти с других направлений.

Читайте также

finance.rambler.ru

Почему Европа больше не хочет покупать нефть РФ

Российский нефтяной экспорт в Европу может оказаться под угрозой, и причиной тому являются действия самой российской стороны.Как сообщил РИА Новости официальный представитель «Траснефти» Игорь Демин, несколько европейских стран снизили объемы закупок российской нефти марки Urals.Речь идет о поставках по нефтепроводу «Дружба» построенному еще в советские времена, для снабжения нефтью стран социалистического лагеря.По словам Демина, с января по апрель 2018 года поставки российской нефти упали на 10%. Лидером по масштабам отказа от российской нефти стала Венгрия, поставки в которую сократились почти на 20%, на 8% меньше закупила Словакия и на 2,3% — Польша. Суммарно эти страны, снабжаемые по «Дружбе» практически полностью, не добрали около 530 тысяч тонн, в сравнении с прошлым годом.В чем причина?По словам Демина, покупатели недовольны тем, что содержание серы в поступающей к ним нефти сорта Urals составляет 1,75%, что близко к предельному значению (1,8%).У европейских НПЗ существуют четкие требования по качеству сырья и содержанию в нем серы. По этому, повышенная сернистость российской нефти вынуждает ее приобретателей разбавлять Urals легкими (и более дорогими) сортами, которые приходится покупать дополнительно. Повышение и без того высокого содержания серы в российской нефти ведет к росту затрат потребителей, вынужденных закупать еще больше легкой нефти.Ситуация усложняется тем, что по независимым подсчетам, сернистость Urals, превосходит максимальные значения, о которых говорит Демин.Собственное исследование, проведенное агентством Reuters еще в феврале, показало, что процентная доля серы в нефти, поставляемой по «Дружбе» на НПЗ в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, довольно часто не то что приближается, а превышает 1,8%.«Показатель серы у Urals регулярно за 1,8 процентов зашкаливает, и это (превышение) становится систематическим», — сообщает Reuters со ссылкой на собственный информированный источник.Содержание серы на северной ветке «Дружбы», для Польши и Германии, в течение января этого года неоднократно составляло 1,81?1,85 процента, свидетельствуют предоставленные тремя участниками рынка документальные данные, с которыми ознакомился Reuters.По сравнению со средним показателем за 2017 год содержание серы в нефти выросло на 0,15 процента, показывают расчёты агентства.В польском концерне PKN Orlen Reuters подтвердили повышение показателя серы в трубопроводных партиях Urals, поставляемых на НПЗ компании.«Мы наблюдали изменение качества Urals, главным образом из-за повышенного содержания серы. Это важный вопрос в контексте нашего будущего сотрудничества с российскими партнерами», — сообщил в письменном ответе на запрос агентства вице-президент PKN Orlen Мирослав Кочальский.«Дружба» с запахом серыОтвет на этот вопрос хорошо известен всем, кто имеет дело с добычей и переработкой черного золота. Сера присутствует практически во всех ее сортах, но в разном количестве. И чем меньшее ее там содержится, тем выше качество нефти.В соответствии с нормами ГОСТа 51858, в нефти Urals предполагается содержание серы от 0,61 до 1,8% и плотность от 853,7 до 873,5 кг на кубометр, в связи с чем, основной российский экспортный сорт относится к разряду среднесернистых.Долгое время европейских потребителей устраивало качество российского товара. Что же случилось сейчас и в чем причина недовольства европейских нефтепереработчиков?Ответ заключается в самом процессе получения субстанции, называемой сортом Urals, поступающей к потребителям по нефтепроводу «Дружба».Историческая справка: трубопровод «Дружба» создавался для поставок нефти в Восточную Европу из месторождений Татарии, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской (ныне Самарская) областей. К 1970 году в «Дружбу» стала поступать нефть из Западной Сибири и Северного Прикаспия. Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве. Официальная церемония пуска магистрали состоялась 15 октября 1964 года. Нефтепровод с диаметром трубы до 1,02 метра проходил по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходит ответвление в латвийский Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра. Далее труба идет на запад в Белоруссию, где магистраль разделяется на две ветки. Северная идет через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию. Российская экспортная нефть образуется путем смешивания легкой нефти, поступающей из Сибири, с высокосернистыми сортами, добываемыми в Урало-Поволжском бассейне (в Башкирии и Татарстане).Волго-уральскую нефть не любят нефтепереработчики ни в России, ни за рубежом. Содержание серы в ней достигает 4%, что исключает возможность ее переработки в качественные нефтепродукты в неразбавленном виде. При этом добыча легкой и малосернистой нефти в Западной Сибири постоянно сокращается из-за истощения месторождений.Все это постоянно усложняет приготовление экспортного сорта Urals, соответствующего международным стандартам. Легкой нефти для разбавления сернистых волжских сортов с каждым годом становится все меньше и меньше.Китайский следПроблема с качеством Urals хорошо известна и на Западе, но до последнего времени европейские НПЗ предпочитали мириться с происходящим, не имея альтернативы.Что же послужило причиной падения качества экспортируемой Россией нефти, что потребители решили сократить (нонсенс) закупки?Как выяснилось, па протяжении последнего года, Россия была вынуждена перенаправить значительную часть легкой сибирской нефти с западных направлений на Восток для увеличения поставок малосернистого сырья в Китай в соответствии с межправительственным соглашением.«Россия сейчас большую часть своей легкой нефти направляет в Китай, чтобы обеспечить приоритетные поставки по межправу (межправительственное соглашение), а уж европейским покупателям — что осталось», — цитирует Reuters информацию своего источника в нефтяной отрасли РФ.Предполагалось, что недостающая легкая нефть будет компенсирована благодаря приросту добычи в Восточной Сибири. Однако, этого прироста не произошло из-за выполнения пакта ОПЕК+, предполагающего сокращение добычи нефти Россией.Опасные игрыПочему российское руководство решило пренебречь наработанными десятилетиями связями с европейскими потребителями в угоду Китаю, догадаться нетрудно. К сожалению, в современных экономических отношениях политические аспекты довольно часто вступают в противоречия со здравым смыслом. Нынешняя ситуация не исключение.Россия пожертвовала доверием проверенных партнеров ради того, чтобы показаться нужной своему сильному восточному соседу.Вопрос лишь в том, что Китай не скрывает своих прагматических соображений в выборе поставщиков. В этом деле Пекин может себе позволить руководствоваться не политическими, а сугубо экономическими интересами, и этом состоит самая главная опасность для России.Китай стремится к максимальной диверсификации поставок, что помогает ему всегда получать наиболее выгодную цену. «Ломать» продавца по цене, выворачивая его наизнанку — любимый прием китайских потребителей. Очевидно, что для попадания в число поставщиков российские нефтяники пошли на крайние меры, разве что, не превратив свою нефть в шоколад.В то же время, учитывая сокращающиеся объемы добычи легкой нефти, можно ожидать возникновения проблем с качеством российской нефти не только для Европы, но и для Китая. В этом случае, Поднебесная в свойственной ей манере, без малейшего сожаления откажется от российских поставок в более выгодного предложения.Что касается западного направления, то здесь снижение качества Urals повлечет за собой рост издержек местных потребителей и требования снижения цены. Ввиду отсутствия четкой альтернативы, это не приведет к скорому отказу от российских поставок. Однако, это не значит, что попытки ее поиска не будут предприниматься.Учитывая, что в последнее время в нефтяной отрасли все большую роль начинают играть не объемы запасов, а технологии добычи, альтернатива поставкам по «Дружбе» рано или поздно появится. Со всеми вытекающими последствиями для российской нефтянки. Об этом сообщает Рамблер.

Источник: benzol.ru

na-atr.ru

Схватка за европейский рынок нефти

Между двумя крупнейшими в мире экспортерами нефти Саудовской Аравией и Россией начинается состязание за нефтяной рынок Европы на фоне устойчиво низких цен на нефть и перспектив выхода в Европу нефти из Ирана после снятия с него санкций. Как пишет The Wall Street Journal, в последние месяцы российские нефтяные компании и Saudi Arabian Oil Co., известная как Saudi Aramco, агрессивно дисконтируют цену нефти для Европы.

Саудовская Аравия нацеливается на такие страны, как Швеция и Польша, где Россия долгое время доминировала. Конкуренция в Европе между поставщиками нефти становится все более острой. При этом ряд стран, входящих в ОПЕК надеются, что Россия прислушается к их призывам ограничить добычу для поддержания цен на мировых рынках. Они хотят, чтобы не входящие в ОПЕК страны, такие как Россия, снизив добычу, помогли повысить цены, которые упали более чем на 60% от максимумов 2014 года. При этом сами страны ОПЕК снижать добычу не хотят. Иногда Россия ведет переговоры с ОПЕК по поводу рынка, хотя традиционно Москв не сотрудничает с ОПЕК в сфере производства нефти и не координирует с ней свою политику.

Саудовская Аравия начала двигаться в Европу в ноябре, когда впервые за 20 лет королевство стало поставлять нефть крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Швеции. Переработчик принадлежит саудовским бизнесменам, но является давним покупателем российской нефти. За этим последовали поставки саудовской нефти в Восточную Европу, где Россия уже давно хозяйничает в нефтяном бизнесе. Также саудовцы начали хранить нефть в терминале Гданьска в Балтийском море.

Конкуренция привела к тому, что российская нефтяная компания значительно снизила объем продаж нефти марки Urals. В октябре глава "Роснефти" Игорь Сечин, открыто обвинил Саудовскую Аравию в «активном сбрасывании» нефти в Европу и сказал, что компания «сделает свой ход», чтобы обезопасить рынки России. Саудовская Аравия в ответ указала, что просто пыталась удовлетворить спрос своих клиентов.

И Россия, и Саудовская Аравия производят более 10 млн баррелей нефти в день, что способствует созданию избытка предложения на рынке, удерживая цены ниже 50 долларов за баррель. Конкуренция, вероятно, усилится в Европе в следующем году, когда Иран, который удовлетворял потребности около 4,4% населения Европы в нефти до введение в отношении него санкций в 2012 году, планирует вернуться на рынок нефти с бОльшими объемами ее поставок.

Однако, несмотря на внешнюю уверенность и даже агрессивность Саудовская Аравия сегодня находится в непростой ситуации, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Она умудрилась поссориться практически со всеми – с США, Ираном, другими соседями и партнерами по ОПЕК и, разумеется, Россией, с которой, впрочем, отношения всегда были непростые. Так что нельзя сказать, что нефтяной демпинг Саудовской Аравии направлен именно против России. В равной степени он бьет и по нефтяным компаниям США и ЕС.

Другое дело, продолжает эксперт, что США и ЕС как нетто-импортеры нефти с целом выигрывают от низких цен, а свои нефтяные компании могут достаточно долго поддерживать дешевыми кредитами. У России таких возможностей нет, но нефтяные компании серьезно поддержала проведенная девальвация. Кроме того, российская налоговая система устроена таким образом, что львиную долю сверхдоходов от высоких цен на нефть забирает себе государство. Поэтому от падения цен в первую очередь пострадал бюджет, а нефтяники, хотя и пережили эту коллизию болезненно, но катастрофой это не стало: добыча в целом по стране даже чуть-чуть подросла.

Таким образом, заключает Дмитрий Адамидов, ситуация получилась патовая – Саудовская Аравия за прошедший год своих целей толком не достигла, и в основном только растратила валютные резервы. При этом резервов у неё много и минимум ещё пару лет саудовцы теоретически выдержат подобный демпинг. Другой вопрос что в случае с нефтью к экономике как всегда обильно примешивается политика, как внешняя (ситуация в Сирии и Йемене) так и внутренняя (обесценение реала, перспектива сокращения социальных выплат ввиду проблем с бюджетом и т.д.). Так что конец эпохе низких цен, скорее всего, положат именно политические катаклизмы.

Преимущество России - близость к потребителю, указывает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Другой козырь - цена. Российская нефть Urals имеет дисконт к арабской Light, за счет чего в итоге российскую нефть выгодно покупать европейским потребителям. Об этом говорит рост объемов поставок: за 15 лет они выросли со 144 до примерно 250 млн тонн. Тактика арабских компаний также понятна: скупка инфраструктуры, в частности, НПЗ и операторов, чтобы покупать в итоге свою нефть. Также можно отметить агрессивную ценовую политику, по их мнению, это должно помочь разобраться с конкурентами из Ирана, когда те вступят в борьбу за рынки сбыта после снятия санкций.

К чему это может привести? В худшем случае, полагает Георгий Ващенко, к дальнейшему падению цены на нефть. Сейчас предложение превышает спрос примерно на 4%. Но, согласно недавней презентации Роснефти, это ничто по сравнению с тем что происходило 30 лет назад, когда в борьбе за рынки сбыта нефтеэкспортеры сбили цены и создали навес предложения, на четверть превышающий спрос. Не исключено, что борьба за потребителя на европейском рынке обострится, поскольку у сторон еще есть резервы к снижению цены на 10 долларов за баррель, а кратковременно и более существенному. Кто в итоге победит, сложно предполагать, но именно из-за близости к Европе, готовой инфраструктуры и низких цен, существенно ослабить позиции российских компаний невозможно. Менее 220 млн тонн в ближайшие годы экспорт из России не упадет даже при цене 40 долларов за баррель.

investfuture.ru