Как Баку помог Советскому Союзу победить во Второй Мировой Войне. Где фашисты брали нефть


Где Гитлер брал нефть на самом деле »

Обычно, когда говорят, что существовал план спровоцировать Гитлера на большую войну, имеют в виду политику «умиротворения агрессора», когда сверхдержавы последовательно сдавали Германии одну позицию за другой, хотя возможностей остановить Гитлера было предостаточно.

При этом как-то в тени остается один ключевой момент. С одной стороны, все понимают, что для большой войны Германии нужна была мощная топливная база. Все знают, что такой базой для Германии стала Румыния, в которой, кстати, до сих пор добывают нефть. Характерно, что по настоящему серьезные проблемы с обеспечением немецкой армии топливом начались как раз после выхода Румынии из состава союзников Гитлера. Таким образом, роль румынской нефти признается исключительно важной, но то, как именно Гитлер эту нефть получил, остается как бы за рамками дискуссии. Этому вопросу редко уделяют внимание.

Союзник или враг?

Во главе Румынии в предвоенные годы стоял монарх Кароль II — представитель немецкого рода Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Хотя династия немецкая, но назвать ее политику безоговорочно прогерманской никак нельзя. Возможно, это связано с тем, что значительную часть своих капиталов представители правящего рода предпочитали хранить в английских банках. Впрочем, считать немецкой династию румынских монархов можно лишь с определенными оговорками, ведь матерью Кароля II была принцесса Великобритании, а бабушкой – Великая княжна Мария Александровна (да, да, дочь российского императора Александра II). А предшественник Кароля на румынском престоле Фердинанд так вовсе выступал против Германии в Первой мировой войне.

Что касается Кароля, то ему пришлось решать ряд сложнейших внешних и внутренних политических задач. Было видно, что Германия усиливается на глазах при полном попустительстве Англии и Франции. Венгрия, имевшая территориальные претензии к Румынии, стала союзницей Германии; Чехословакия перестала существовать; проводился аншлюс Австрии, а это означало, что Германия теперь стала граничить с Румынией. Гитлер предложил Каролю поучаствовать в разделе Чехословакии, но румынский правитель на эту приманку не клюнул и отказался. Это, конечно, был вызов Гитлеру. Но демарш Бухареста отчасти был смягчен тем, что Румыния не дала разрешение Советскому Союзу прийти Чехословакии на помощь, не пропустив советские войска через свою территорию. Кароль пытался лавировать между сверхдержавами, но пространство для маневра стремительно уменьшалось, а тут еще Советский Союз заявил о своих претензиях на Бессарабию и часть Буковины.

Англия и Франция уведомили Кароля, что не гарантируют Бухаресту неприкосновенности румынских границ на востоке, где находится Бессарабия. Вот тут то и наметился поворот Бухареста в сторону Берлину, Германия получила право закупать румынскую нефть по ценам ниже мировых. Видно, что Кароль продолжал упираться, до последнего пытаясь изыскать возможности не связывать судьбу своей страны с гитлеровской Германией. Да, он шел на уступки, но Румынию при Кароле нельзя было назвать союзницей Германии.

Роль Иона Антонеску

Тем не менее политика лавирования для Бухареста не увенчалась успехом. Румыния потеряла Бессарабию и часть Буковины, отошедшие Советскому Союзу, уступила часть своей территории Венгрии и Болгарии. с 19 по 21 августа 1940 года прошли соответствующие румыно-болгарские переговоры. Причем требования Болгарии поддержали Германия, Италия, СССР и Британия. А румыно-венгерские споры «урегулировали» на Втором венском арбитраже 30 августа 1940 года. «Арбитрами» выступали, как вы наверняка уже догадались, Германия и Италия. Понятно, что деваться Каролю уже было некуда.Также понятно, что это полностью подорвало его позиции внутри самой Румынии, чем и воспользовался Антонеску – на тот момент глава правительства. Антонеску заставил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая, который, по сути, стал лишь прикрытием для диктатуры Антонеску. Характерно, что Гитлер посулил Антонеску пересмотр условий Второго венского арбитража, если Румыния проявит активность в войне против СССР.

Антонеску считается ставленником Гитлера. И, действительно, именно этот человек присоединил Румынию к Тройственному пакту (Германия-Италия-Япония), именно при нем в 1940 году в Румынию вошли немецкие войска под предлогом необходимости защитить нефтяной помысел, а в дальнейшем втянул Румынию в войну с СССР под лозунгом возвращения утраченных территорий.

Итак, Антонеску Ион (румынский вариант имени Иван). Родился в офицерской семье и избрал для себя карьеру военного. Получил очень хорошее образование. Военную гимназию окончил с отличием, после чего учился в кавалерийско-пехотной школе, где был первым среди курсантов своего выпуска. Далее — учеба в элитном кавалерийском училище, и вновь он – первый ученик. Военную академию Антонеску окончил в числе лучших. В 1914 году Антонеску стал сотрудником Генерального штаба, занимался дипломатической работой, в 1919 году командовал батальоном при подавлении революции в Венгрии. Принял участие в Парижской мирной конференции. В звании полковника работал атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии. При этом пребывание в Британии наложило глубокий отпечаток на будущего диктатора Румынии, он впоследствии даже внедрял униформу английского образца в румынской армии. Быстро двигаясь по карьерной лестнице, Антонеску в 49 лет получил звание генерал-майора.Вскоре стал заместителем начальника, а потом и начальником Генштаба. В 55 лет (в 1937 году) возглавил министерство обороны.

В это время внутри страны набирала силу организация правого толка «Железная гвардия» под руководством Корнелиу Кодряну – настоящее имя Корнелиу Зелински (наполовину поляк, наполовину немец). Несмотря на репрессии со стороны властей, последователи Кодряну успешно выступили на выборах в парламент, получив 66 депутатских мандатов из 390. Но чтобы лучше понять феномен «Железной гвардии», надо обратиться к истокам этой организации. После Первой мировой войны в Румынии резко активизировались коммунистические силы, проводились забастовки и манифестации под лозунгами «Долой короля!», «Да здравствует коммунистическая революция!» В качестве противовеса государственная власть выбрала националистов, способствовала развитию их движения, финансируя и одновременно контролируя его. Крупной фигурой среди идеологов румынского национализма был Александру Куза, профессор университета, где учился молодой Кодряну. Но если Куза тяготел к публицистике, то Кодряну был скорее человеком действия.

Румынский национализм

Впоследствии при участии Кодряну Куза создал Лигу национальной христианской защиты, и румынский национализм получил политическое оформление. Спустя некоторое время Лига приобрела значительную популярность. Но, видимо, слишком большое влияние националистов не входило в планы властей: скорее всего, по приказу сверху в среде руководителей Лиги был спровоцирован конфликт (можно сказать, на пустом месте), который привел к расколу организации. Тогда в 1927 году Кодряну объединил своих единомышленников в «Железной гвардии», которая с годами окрепла, превратившись в мощное движение.

Надо заметить, что «Гвардия» была не столько партией парламентского типа, сколько боевой группой, не гнушавшейся политическими убийствами. Она пользовалась поддержкой известных представителей интеллигенции, в числе которых, кстати, был Мирча Элиаде. Так что «гвардейцы» превратились в серьезного конкурента Кароля II, стремившегося установить режим личной диктатуры. Кодряну был знаком с Антонеску, и когда власти страны во главе с королем взяли курс на силовой разгром «Железной гвардии», Антонеску оказал содействие Кодряну. Однако это его не спасло от тюремного заключения, во время которого Кодряну и ряд других видных представителей движения были убиты. Спрашивается, кому была выгодна расправа над Кодряну, ведь мертвый вождь очевидным образом превращался в мученика, погибшего за правое дело. Не думаю, что приказ об убийстве шел от короля, вероятней всего, монарха подставили люди рангом пониже.

Внутриполитическая ситуация резко накалилась. В ответ на убийство Кодряну и его нескольких соратников «Железная гвардия» развязала террор против тех, кого считала виновными в смерти своих лидеров. Власть ответила крутыми мерами, и вскоре несколько сот «гвардейцев» были казнены. Возмездием «Железной гвардии» стала расправа с министром внутренних дел. Понятно, что на таком фоне территориальные уступки, которые сделал Кароль, привели к настоящему взрыву в обществе. «Железная гвардия» была ослаблена репрессиями, но не разгромлена окончательно, ее идеи и символика стали символом общественного протеста против короля. Пытаясь сбить волну выступлений, Кароль согласился сформировать новое правительство, в которое вошли представители «Железной гвардии» и которое возглавил Антонеску.

Сам Кароль очень скоро едва унес ноги из страны, преследуемый «гвардейцами». А в начале 1941 года «Железная гвардия» подняла мятеж уже против Антонеску, но попытка переворота провалилась, после чего Антонеску сосредоточил в своих руках максимум власти, став главнокомандующим армии и вождем. Для Германии это означало устранение последнего препятствия на пути к началу масштабной войны. Теперь у Гитлера появилось много топлива.

Источник

Post Views: 28

topast.ru

Где Гитлер брал нефть на самом деле — Рамблер/новости

Обычно, когда говорят, что существовал план спровоцировать Гитлера на большую войну, имеют в виду политику «умиротворения агрессора», когда сверхдержавы последовательно сдавали Германии одну позицию за другой, хотя возможностей остановить Гитлера было предостаточно. При этом как-то в тени остается один ключевой момент. С одной стороны, все понимают, что для большой войны Германии нужна была мощная топливная база. Все знают, что такой базой для Германии стала Румыния, в которой, кстати, до сих пор добывают нефть. Характерно, что по настоящему серьезные проблемы с обеспечением немецкой армии топливом начались как раз после выхода Румынии из состава союзников Гитлера. Таким образом, роль румынской нефти признается исключительно важной, но то, как именно Гитлер эту нефть получил, остается как бы за рамками дискуссии. Этому вопросу редко уделяют внимание.

Союзник или враг?

Во главе Румынии в предвоенные годы стоял монарх Кароль II — представитель немецкого рода Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Хотя династия немецкая, но назвать ее политику безоговорочно прогерманской никак нельзя. Возможно, это связано с тем, что значительную часть своих капиталов представители правящего рода предпочитали хранить в английских банках. Впрочем, считать немецкой династию румынских монархов можно лишь с определенными оговорками, ведь матерью Кароля II была принцесса Великобритании, а бабушкой — Великая княжна Мария Александровна (да, да, дочь российского императора Александра II). А предшественник Кароля на румынском престоле Фердинанд так вовсе выступал против Германии в Первой мировой войне. [С-BLOCK] Что касается Кароля, то ему пришлось решать ряд сложнейших внешних и внутренних политических задач. Было видно, что Германия усиливается на глазах при полном попустительстве Англии и Франции. Венгрия, имевшая территориальные претензии к Румынии, стала союзницей Германии; Чехословакия перестала существовать; проводился аншлюс Австрии, а это означало, что Германия теперь стала граничить с Румынией. Гитлер предложил Каролю поучаствовать в разделе Чехословакии, но румынский правитель на эту приманку не клюнул и отказался. Это, конечно, был вызов Гитлеру. Но демарш Бухареста отчасти был смягчен тем, что Румыния не дала разрешение Советскому Союзу прийти Чехословакии на помощь, не пропустив советские войска через свою территорию. Кароль пытался лавировать между сверхдержавами, но пространство для маневра стремительно уменьшалось, а тут еще Советский Союз заявил о своих претензиях на Бессарабию и часть Буковины.

Англия и Франция уведомили Кароля, что не гарантируют Бухаресту неприкосновенности румынских границ на востоке, где находится Бессарабия. Вот тут то и наметился поворот Бухареста в сторону Берлину, Германия получила право закупать румынскую нефть по ценам ниже мировых. Видно, что Кароль продолжал упираться, до последнего пытаясь изыскать возможности не связывать судьбу своей страны с гитлеровской Германией. Да, он шел на уступки, но Румынию при Кароле нельзя было назвать союзницей Германии.

Роль Иона Антонеску

Тем не менее политика лавирования для Бухареста не увенчалась успехом. Румыния потеряла Бессарабию и часть Буковины, отошедшие Советскому Союзу, уступила часть своей территории Венгрии и Болгарии. с 19 по 21 августа 1940 года прошли соответствующие румыно-болгарские переговоры. Причем требования Болгарии поддержали Германия, Италия, СССР и Британия. А румыно-венгерские споры «урегулировали» на Втором венском арбитраже 30 августа 1940 года. «Арбитрами» выступали, как вы наверняка уже догадались, Германия и Италия. Понятно, что деваться Каролю уже было некуда.

Также понятно, что это полностью подорвало его позиции внутри самой Румынии, чем и воспользовался Антонеску — на тот момент глава правительства. Антонеску заставил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая, который, по сути, стал лишь прикрытием для диктатуры Антонеску. Характерно, что Гитлер посулил Антонеску пересмотр условий Второго венского арбитража, если Румыния проявит активность в войне против СССР.

Антонеску считается ставленником Гитлера. И, действительно, именно этот человек присоединил Румынию к Тройственному пакту (Германия-Италия-Япония), именно при нем в 1940 году в Румынию вошли немецкие войска под предлогом необходимости защитить нефтяной помысел, а в дальнейшем втянул Румынию в войну с СССР под лозунгом возвращения утраченных территорий. [С-BLOCK]

Итак, Антонеску Ион (румынский вариант имени Иван). Родился в офицерской семье и избрал для себя карьеру военного. Получил очень хорошее образование. Военную гимназию окончил с отличием, после чего учился в кавалерийско-пехотной школе, где был первым среди курсантов своего выпуска. Далее — учеба в элитном кавалерийском училище, и вновь он — первый ученик. Военную академию Антонеску окончил в числе лучших. В 1914 году Антонеску стал сотрудником Генерального штаба, занимался дипломатической работой, в 1919 году командовал батальоном при подавлении революции в Венгрии. Принял участие в Парижской мирной конференции. В звании полковника работал атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии. При этом пребывание в Британии наложило глубокий отпечаток на будущего диктатора Румынии, он впоследствии даже внедрял униформу английского образца в румынской армии. Быстро двигаясь по карьерной лестнице, Антонеску в 49 лет получил звание генерал-майора. Вскоре стал заместителем начальника, а потом и начальником Генштаба. В 55 лет (в 1937 году) возглавил министерство обороны.

В это время внутри страны набирала силу организация правого толка «Железная гвардия» под руководством Корнелиу Кодряну — настоящее имя Корнелиу Зелински (наполовину поляк, наполовину немец). Несмотря на репрессии со стороны властей, последователи Кодряну успешно выступили на выборах в парламент, получив 66 депутатских мандатов из 390. Но чтобы лучше понять феномен «Железной гвардии», надо обратиться к истокам этой организации. После Первой мировой войны в Румынии резко активизировались коммунистические силы, проводились забастовки и манифестации под лозунгами «Долой короля!», «Да здравствует коммунистическая революция!» В качестве противовеса государственная власть выбрала националистов, способствовала развитию их движения, финансируя и одновременно контролируя его. Крупной фигурой среди идеологов румынского национализма был Александру Куза, профессор университета, где учился молодой Кодряну. Но если Куза тяготел к публицистике, то Кодряну был скорее человеком действия.

Румынский национализм

Впоследствии при участии Кодряну Куза создал Лигу национальной христианской защиты, и румынский национализм получил политическое оформление. Спустя некоторое время Лига приобрела значительную популярность. Но, видимо, слишком большое влияние националистов не входило в планы властей: скорее всего, по приказу сверху в среде руководителей Лиги был спровоцирован конфликт (можно сказать, на пустом месте), который привел к расколу организации. Тогда в 1927 году Кодряну объединил своих единомышленников в «Железной гвардии», которая с годами окрепла, превратившись в мощное движение.

Надо заметить, что «Гвардия» была не столько партией парламентского типа, сколько боевой группой, не гнушавшейся политическими убийствами. Она пользовалась поддержкой известных представителей интеллигенции, в числе которых, кстати, был Мирча Элиаде. Так что «гвардейцы» превратились в серьезного конкурента Кароля II, стремившегося установить режим личной диктатуры. Кодряну был знаком с Антонеску, и когда власти страны во главе с королем взяли курс на силовой разгром «Железной гвардии», Антонеску оказал содействие Кодряну. Однако это его не спасло от тюремного заключения, во время которого Кодряну и ряд других видных представителей движения были убиты. Спрашивается, кому была выгодна расправа над Кодряну, ведь мертвый вождь очевидным образом превращался в мученика, погибшего за правое дело. Не думаю, что приказ об убийстве шел от короля, вероятней всего, монарха подставили люди рангом пониже. [С-BLOCK]

Внутриполитическая ситуация резко накалилась. В ответ на убийство Кодряну и его нескольких соратников «Железная гвардия» развязала террор против тех, кого считала виновными в смерти своих лидеров. Власть ответила крутыми мерами, и вскоре несколько сот «гвардейцев» были казнены. Возмездием «Железной гвардии» стала расправа с министром внутренних дел. Понятно, что на таком фоне территориальные уступки, которые сделал Кароль, привели к настоящему взрыву в обществе. «Железная гвардия» была ослаблена репрессиями, но не разгромлена окончательно, ее идеи и символика стали символом общественного протеста против короля. Пытаясь сбить волну выступлений, Кароль согласился сформировать новое правительство, в которое вошли представители «Железной гвардии» и которое возглавил Антонеску.

Сам Кароль очень скоро едва унес ноги из страны, преследуемый «гвардейцами». А в начале 1941 года «Железная гвардия» подняла мятеж уже против Антонеску, но попытка переворота провалилась, после чего Антонеску сосредоточил в своих руках максимум власти, став главнокомандующим армии и вождем. Для Германии это означало устранение последнего препятствия на пути к началу масштабной войны. Теперь у Гитлера появилось много топлива.

news.rambler.ru

Где Гитлер брал нефть на самом деле

Обычно, когда говорят, что существовал план спровоцировать Гитлера на большую войну, имеют в виду политику «умиротворения агрессора», когда сверхдержавы последовательно сдавали Германии одну позицию за другой, хотя возможностей остановить Гитлера было предостаточно.

При этом как-то в тени остается один ключевой момент.

С одной стороны, все понимают, что для большой войны Германии нужна была мощная топливная база. Все знают, что такой базой для Германии стала Румыния, в которой, кстати, до сих пор добывают нефть. Характерно, что по настоящему серьезные проблемы с обеспечением немецкой армии топливом начались как раз после выхода Румынии из состава союзников Гитлера. Таким образом, роль румынской нефти признается исключительно важной, но то, как именно Гитлер эту нефть получил, остается как бы за рамками дискуссии. Этому вопросу редко уделяют внимание.

Союзник или враг?

Во главе Румынии в предвоенные годы стоял монарх Кароль II - представитель немецкого рода Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Хотя династия немецкая, но назвать ее политику безоговорочно прогерманской никак нельзя. Возможно, это связано с тем, что значительную часть своих капиталов представители правящего рода предпочитали хранить в английских банках. Впрочем, считать немецкой династию румынских монархов можно лишь с определенными оговорками, ведь матерью Кароля II была принцесса Великобритании, а бабушкой – Великая княжна Мария Александровна (да, да, дочь российского императора Александра II). А предшественник Кароля на румынском престоле Фердинанд так вовсе выступал против Германии в Первой мировой войне.

Что касается Кароля, то ему пришлось решать ряд сложнейших внешних и внутренних политических задач. Было видно, что Германия усиливается на глазах при полном попустительстве Англии и Франции. Венгрия, имевшая территориальные претензии к Румынии, стала союзницей Германии; Чехословакия перестала существовать; проводился аншлюс Австрии, а это означало, что Германия теперь стала граничить с Румынией. Гитлер предложил Каролю поучаствовать в разделе Чехословакии, но румынский правитель на эту приманку не клюнул и отказался. Это, конечно, был вызов Гитлеру. Но демарш Бухареста отчасти был смягчен тем, что Румыния не дала разрешение Советскому Союзу прийти Чехословакии на помощь, не пропустив советские войска через свою территорию. Кароль пытался лавировать между сверхдержавами, но пространство для маневра стремительно уменьшалось, а тут еще Советский Союз заявил о своих претензиях на Бессарабию и часть Буковины.

Англия и Франция уведомили Кароля, что не гарантируют Бухаресту неприкосновенности румынских границ на востоке, где находится Бессарабия. Вот тут то и наметился поворот Бухареста в сторону Берлину, Германия получила право закупать румынскую нефть по ценам ниже мировых. Видно, что Кароль продолжал упираться, до последнего пытаясь изыскать возможности не связывать судьбу своей страны с гитлеровской Германией. Да, он шел на уступки, но Румынию при Кароле нельзя было назвать союзницей Германии.

Роль Иона Антонеску

Тем не менее политика лавирования для Бухареста не увенчалась успехом. Румыния потеряла Бессарабию и часть Буковины, отошедшие Советскому Союзу, уступила часть своей территории Венгрии и Болгарии. с 19 по 21 августа 1940 года прошли соответствующие румыно-болгарские переговоры. Причем требования Болгарии поддержали Германия, Италия, СССР и Британия. А румыно-венгерские споры "урегулировали" на Втором венском арбитраже 30 августа 1940 года. «Арбитрами» выступали, как вы наверняка уже догадались, Германия и Италия. Понятно, что деваться Каролю уже было некуда.

Также понятно, что это полностью подорвало его позиции внутри самой Румынии, чем и воспользовался Антонеску – на тот момент глава правительства. Антонеску заставил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая, который, по сути, стал лишь прикрытием для диктатуры Антонеску. Характерно, что Гитлер посулил Антонеску пересмотр условий Второго венского арбитража, если Румыния проявит активность в войне против СССР.

Антонеску считается ставленником Гитлера. И, действительно, именно этот человек присоединил Румынию к Тройственному пакту (Германия-Италия-Япония), именно при нем в 1940 году в Румынию вошли немецкие войска под предлогом необходимости защитить нефтяной помысел, а в дальнейшем втянул Румынию в войну с СССР под лозунгом возвращения утраченных территорий.

Итак, Антонеску Ион (румынский вариант имени Иван). Родился в офицерской семье и избрал для себя карьеру военного. Получил очень хорошее образование. Военную гимназию окончил с отличием, после чего учился в кавалерийско-пехотной школе, где был первым среди курсантов своего выпуска. Далее - учеба в элитном кавалерийском училище, и вновь он – первый ученик. Военную академию Антонеску окончил в числе лучших. В 1914 году Антонеску стал сотрудником Генерального штаба, занимался дипломатической работой, в 1919 году командовал батальоном при подавлении революции в Венгрии. Принял участие в Парижской мирной конференции. В звании полковника работал атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии. При этом пребывание в Британии наложило глубокий отпечаток на будущего диктатора Румынии, он впоследствии даже внедрял униформу английского образца в румынской армии. Быстро двигаясь по карьерной лестнице, Антонеску в 49 лет получил звание генерал-майора.Вскоре стал заместителем начальника, а потом и начальником Генштаба. В 55 лет (в 1937 году) возглавил министерство обороны.

В это время внутри страны набирала силу организация правого толка «Железная гвардия» под руководством Корнелиу Кодряну – настоящее имя Корнелиу Зелински (наполовину поляк, наполовину немец). Несмотря на репрессии со стороны властей, последователи Кодряну успешно выступили на выборах в парламент, получив 66 депутатских мандатов из 390. Но чтобы лучше понять феномен «Железной гвардии», надо обратиться к истокам этой организации. После Первой мировой войны в Румынии резко активизировались коммунистические силы, проводились забастовки и манифестации под лозунгами «Долой короля!», «Да здравствует коммунистическая революция!» В качестве противовеса государственная власть выбрала националистов, способствовала развитию их движения, финансируя и одновременно контролируя его. Крупной фигурой среди идеологов румынского национализма был Александру Куза, профессор университета, где учился молодой Кодряну. Но если Куза тяготел к публицистике, то Кодряну был скорее человеком действия.

Румынский национализм

Впоследствии при участии Кодряну Куза создал Лигу национальной христианской защиты, и румынский национализм получил политическое оформление. Спустя некоторое время Лига приобрела значительную популярность. Но, видимо, слишком большое влияние националистов не входило в планы властей: скорее всего, по приказу сверху в среде руководителей Лиги был спровоцирован конфликт (можно сказать, на пустом месте), который привел к расколу организации. Тогда в 1927 году Кодряну объединил своих единомышленников в «Железной гвардии», которая с годами окрепла, превратившись в мощное движение.

Надо заметить, что «Гвардия» была не столько партией парламентского типа, сколько боевой группой, не гнушавшейся политическими убийствами. Она пользовалась поддержкой известных представителей интеллигенции, в числе которых, кстати, был Мирча Элиаде. Так что «гвардейцы» превратились в серьезного конкурента Кароля II, стремившегося установить режим личной диктатуры. Кодряну был знаком с Антонеску, и когда власти страны во главе с королем взяли курс на силовой разгром «Железной гвардии», Антонеску оказал содействие Кодряну. Однако это его не спасло от тюремного заключения, во время которого Кодряну и ряд других видных представителей движения были убиты. Спрашивается, кому была выгодна расправа над Кодряну, ведь мертвый вождь очевидным образом превращался в мученика, погибшего за правое дело. Не думаю, что приказ об убийстве шел от короля, вероятней всего, монарха подставили люди рангом пониже.

Внутриполитическая ситуация резко накалилась. В ответ на убийство Кодряну и его нескольких соратников «Железная гвардия» развязала террор против тех, кого считала виновными в смерти своих лидеров. Власть ответила крутыми мерами, и вскоре несколько сот «гвардейцев» были казнены. Возмездием «Железной гвардии» стала расправа с министром внутренних дел. Понятно, что на таком фоне территориальные уступки, которые сделал Кароль, привели к настоящему взрыву в обществе. «Железная гвардия» была ослаблена репрессиями, но не разгромлена окончательно, ее идеи и символика стали символом общественного протеста против короля. Пытаясь сбить волну выступлений, Кароль согласился сформировать новое правительство, в которое вошли представители «Железной гвардии» и которое возглавил Антонеску.

Сам Кароль очень скоро едва унес ноги из страны, преследуемый «гвардейцами». А в начале 1941 года «Железная гвардия» подняла мятеж уже против Антонеску, но попытка переворота провалилась, после чего Антонеску сосредоточил в своих руках максимум власти, став главнокомандующим армии и вождем. Для Германии это означало устранение последнего препятствия на пути к началу масштабной войны. Теперь у Гитлера появилось много топлива.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

belayaistoriya.ru

Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933

Опубликовано: 16 апреля 2011 Просмотров: 4850 После краткого ознакомления с источниками получения жидкого топлива (натурального и синтетического), перейдем наконец к балансу и выясним, хватало ли немцам всего произведенного. Однако, прежде чем перейти к балансу, коротко об источниках нефти в оккупированных странах и трофейном топливе.

Первой страной, подвергшейся германской агрессии была Польша. Наверняка у многих вызовет удивление тот факт, что Польша имела собственные месторождения нефти с годовой добычей примерно 400.000 тонн в год. Тем не менее это так. Располагались они в юго восточной части Польши. После окончания польской кампании эти месторождения оказались поделены между Германией и СССР. Причем Германии достались месторождения в которых добывалась только одна треть от всей довоенной польской нефтедобычи. Т.е с годовым выходом примерно в 130.000 тонн. Поляки не успели вывести объекты нефтедобычи из строя и поэтому они достались и немцам и советской стороне целыми и готовыми к производству. По крайней мере немцы сразу же начали добычу нефти, выдавая продукцию в закрома Рейха. (Советская часть бывших месторождений Польши летом 1941 года досталась немцам в неповрежденном виде, что позволило немцам получать из Польши ее довоенные 400.000 тонн). После поражения Франции, Бельгии и Голландии помимо больших запасов топлива, немцам досталось и французское месторождение Pechelbronn с годовым выходом нефти в 60.000 тонн. После нападения на СССР, немцы также пытались где только можно наладить добычу нефти в оккупированной зоне. Если кто смотрел таблицу во второй части касаемую довоенного импорта Германии, то он мог бы заметить, что немцы получали мазут в том числе и из Эстонии. Эстония, как это ни странно звучит, также располагала собственными месторождениями нефти. Правда нефть эта была сланцевая. Годовая довоенная добыча нефти составляла 250.000 тонн. В основном из этой нефти получали мазут. А поскольку единственным крупным потребителем мазута был немецкий флот, флотские и попытались восстановить производство нефти в Эстонии, поскольку при отступлении Красной Армии из Эстонии все объекты нефтедобычи были уничтожены. Процесс восстановления шел медленно и в 1942 году немцы смогли добыть только 60.000 тонн нефти, что учитывая довоенную добычу в 250.000 совсем не много. В 1943 году планировали добыть 120.000 , однако смогли добыть только 107.000. На 1944 год план составлял 250.000 и на 1945 год — 550.000. Для увеличения производства сланцевой нефти немцы завезли в Эстонию дополнительное оборудование и даже успели его смонтировать, однако наступление Советской Армии спутало все планы и оборудование пришлось размонтировать обратно. Всего же за 1944 год немцы успели добыть 150.000 тонн нефти. Кстати сказать — все оборудование немцы вместе с работавшими на добыче и производстве эстонцами немцы вывезли в Германию, где в Южном Вюртемберге также было найдена сланцевая нефть. И там же немцы приступили к монтированию оборудования. Однако удача снова не сопутствовала немцам. После завершения всех подготовительных мероприятий, эта часть Германии оказалась занятой французскими войсками в марте 1945 года.

Теперь перейдем непосредственно к балансу. Все непосредственно к топливу относящиеся цифири представлены в следующей таблице.

Все цифры в тысячах тонн. Пояснения Production — производство, consumption — потребление, stocks — запасы. Потребление складывается из военного потребления и потребления гражданского сектора. На первый взгляд все хорошо и замечательно. Топливо производится, потребляется и даже есть запасы. Однако посмотрим теперь вот такую табличку.

Пояснения stocks — запасы, average monthly consumption — среднемесячное потребление, Mil — потребление топлива военными, Civ — гражданские нужды, Exp — экспорт (как это ни удивительно — Германия экспортировала горючее. Это Италия и Финляндия. Возможно еще и Швеция) Aviation spirit — авиабензин, motor gasoline — автобензин, diesel oil — соляра. В ней отражены годовые запасы — stocks. В том числе сведены годовое производство и годовое потребление. Причем в графе производство учтено также и захваченное топливо. По трофейному топливу цифры несколько разнятся и согласно вот этой таблицы (там где раздел Booty) — в результате кампании на Западе в 1940 году немцами было захвачено 745.000 тонн топлива, по результатам кампании 1941 года (это преимущественно СССР) 112.000 тонн. И в результате экспроприации итальянского топлива немцам досталось 140.000 тонн. Следует сказать, что в разных источниках цифры захваченного топлива разные. Тем не менее, можно заметить, что расход авиабензина, автобензина, соляры в 1941 году превышает их производство. Если посмотреть аналогичные цифры за 1940 года, то там в целом баланс положительный. Вполне очевидно, что разница в балансе 1941 года компенсировалась топливом захваченным в результате кампании на Западе. После поражения под Москвой со всей очевидностью стал вопрос, как быть с топливом дальше, поскольку довоенные запасы и трофеи не бесконечные. Для этого было решено форсировать строительство заводов по производству синтетического горючего, ограничить потребление гражданского сектора ну и наконец прибрать к рукам какие либо источники нефти. То, что производство синтетического горючего росло из года в год вы уже знаете из первой части, с прибиранием к рукам месторождений нефти вышла однако промашка — про наступление немцев на Сталинград и Кавказ и чем там все закончилось рассказывать, полагаю, нет необходимости. Отмечу лишь, что месторождения нефти около города Майкоп все таки попали к немцам в руки, хотя и на короткий период. И хотя немцы пытались наладить там добычу нефти, ввиду постоянных диверсий и саботажа ни единого литра нефти из скважин добыть так и не удалось.

Коротко об ограничении гражданского потребления. Как уже было видно из предыдущей таблицы — среднемесячное потребление топлива гражданским сектором снижалось. Более наглядно снижение потребления топлива гражданским сектором представлено вот в такой табличке,

поскольку тут отмечен и довоенный 1938 год. Видно, что из года в год потребление любого топлива гражданским сектором неуклонно снижалось. Тем не менее легковые автомобили, грузовики и всевозможные экскаваторы требуют топлива. Где его брали — нам ответит следующая табличка —

топливо используемое в гражданском секторе. (В тысячах тонн) Пояснения. Motor gasoline — автобензин. Diesel oil — соляра. Total liquid fuel — общее количество жидкого топлива. Bottled gas — газ в баллонах (про баллоны я уже писал в первой части) Methan & gas — это газ для автомобилей, оборудованных специальными встроенными баллонами для заправки газом. И наконец Generators fueled with wood, anthracite etc — это газ получаемый газогенераторами из древесины, антрацита и так далее (в разряд так далее входил также бурый уголь и даже сосновые шишки). Чтобы было понятно, как учитывали газ — пересчет делался на бензиновый эквивалент. Внизу Percentage of pre war consumption — процент от довоенного потребления и Additional wood generator fuel used by army — количество газа используемого Вермахтом (опять же в расчете бензинового эквивалента) Т.е несмотря на значительное сокращение гражданского потребления (до трети довоенного начиная с 42 года) топлива не хватало и его даже в военных целях начали заменять газогенераторным газом, который назывался немцами Holzgas

Коротко о газогенераторах. В двадцатых годах инженер Жорж Имбер

сконструировал газогенератор для установки его на автомобили. Как работает газогенератор можно узнать к примеру вот тут. В 1931 году он наладил серийный выпуск газогенераторов своей конструкции и уже к концу тридцатых годов во всем мире насчитывалось примерно 9.000 газогенераторных автомобилей. Преимущественно конечно же в Европе. Ввиду экономии бензина, как натурального, так и синтетического, к концу войны только в одной Германии имелось около 500.000 автомобилей, работающих от газогенератора. Общая схема работы генератора представлена на картинке.

Слева на картинке собственно генератор, куда загружаются либо древесные чурки, либо уголь. Образующийся газ поступает в радиатор для охлаждения, затем проходит через фильтр и затем подается в сам двигатель. Газогенераторами оборудовались как легковые автомобили, так и грузовые. Газогенераторами оборудовались даже немецкие БТРы и танки. Если БТР вероятно использовались в боевых целях, то газогенераторные танки по всей видимости можно было использовать только для обучения экипажей или подобных целей, поскольку появление на поле боя, ну скажем Пантеры с газогенератором на корме, я как то себе совершенно не представляю.

На картинках автомобиль с газогенератором. Сзади генератор, сверху труба к радиатору, где газ охлаждается и затем поступает в двигатель. Снимок сделан в Берлине в 1948 году, вероятно в советской зоне, поскольку на номере имеются кириллические буквы БГ.

Вид сзади

Вид спереди

Наряду с такими уродцами имелись и вполне эстетичного вида автомобильчики.

Газогенераторный Кюбельваген.

Грузовики оборудовали примерно по той же схеме Схема размещение оборудования на грузовика прилагается.

Сам генератор с одной стороны, радиатор с другой, фильтр спереди.

На картинке грузовик с газогенератором.

Буквы RW на номере означают, что он принадлежит Рейхсверу. Т.е сделан до 1933 года. По всей видимости некоторое количество автомобилей с газогенераторами уже имелось в немецкой армии еще и до 1933 года. Военный засыпает в генератор топливо, что он там засыпает — понять сложно. Возможно, что и шишки.

На этих картинках —

БТР с газогенератором. Судя по надписям на вывесках — это Голландия. Год вероятно 44 или 45.

Пара картинок танка PZ II с газогенератором. Вид спереди

и вид сзади Видно, что сверху находится, скажем так, запас топлива. Люди на броне по всей видимости из французского Сопротивления. Совершенно очевидно, что такой танк использовать в боевых условиях невозможно. На нем нет даже вооружения.

Я уже писал про Triebgas в первой части. Так вот не нужно его путать с Holzgas'ом. Вот пара картинок.

Marder III. На броне видны два баллона — это и есть баллоны со сжиженным газом. Как такую самоходку использовать в бою, затрудняюсь сказать. PZ IV. Сзади видны 4 баллона с газом. Вероятнее всего — опытный образец.

Однако вернемся к балансу. Вот такой график,

отражающий производство (production) , военное (military) и гражданское (civil) потребление, общее потребление (total consumption) и запасы (stocks) Сверху указаны события, дабы на них можно было ориентироваться в оценке запасов и остальных линий графика. Первый резкий всплеск кривой запасов относится к окончанию войны на Западе и захвату топлива во Франции, Бельгии и Голландии. Далее идет уменьшение запасов ввиду военных действий и наконец резкое уменьшение запасов в связи с войной с Советским Союзом. Повышение уровня запасов в мае 1942 года — собственное производство. Следующий пик летом 1943 года — экспроприация итальянских запасов. И наконец следующий пик — экспроприация венгерской нефти и нефтепродуктов. (Это случилось потому, что в Венгрии по примеру Италии начали подумывать о выходе из войны и даже начали переговоры с союзниками (Англией и США) о вводе их войск на территорию Венгрии (как это выглядело бы практически — совершенно непонятно). С целью недопущения этого немцы оккупировали Венгрию, присвоив все венгерские запасы нефти и нефтепродуктов.) Далее — все линии графика покатились вниз. А почему они туда покатилась, мы узнаем из следующего графика.

12 мая 1944 года можно назвать черным днем немецкой нефте химической промышленности. Начиная с этого дня союзники начали методично бомбить заводы по переработке нефти и заводы по производству синтетического топлива и остальные химические заводы.

На картинке представлено получение топлива из нефти (crude oil), получение топлива методом гидрогенизации, методом Фишера-Тропша, из каменноугольной смолы (coal tar), а также бензола и прочих видов топлива (в основном спирта) и наконец общее производство. Каждый символ бомбы — 2000 тонн бомб. Бомбы сбрасывались как англичанами — RAF, так и американцами — USAAF.По заведенной традиции американцы бомбили днем, англичане ночью.

Бомбардировки заводов продолжались вплоть до марта 1945 года и вместе с бомбардировками железнодорожных станций и других объектов транспорта поставили крест на какой либо переработке нефти и производству топлива вообще. Видно, что с началом бомбардировок выпуск топлива стал резко сокращаться. Не следует думать, что это было вызвано только физическим разрушением объектов. Нужно учесть еще и потери рабочего времени, связанные с воздушными тревогами. Результаты же бомбардировок не всегда соответствовали тонно бомбам. К примеру нефтеперегонный завод около Мисбурга, Ганновер.

Визуально завод разрушен и производить ничего не может. Тем не менее несмотря на разрушения и то, что с 18 июня 1944 года по 17 марта 1945 завод бомбили 14 раз, вывал бомб составил 4711 тонн бомб, непосредственно на территорию завода упало только 1650 тонн. Производство топлива на нем полностью никогда не прекращалось. И уже к 1 июля 1945 года завод работал на 53 % от своей мощности. Это связано прежде всего с тем, что немцы прилагали огромные усилия по восстановлению жизненно важных объектов (прилагали усилия по правде сказать преимущественно военнопленные, разгребающие завалы и восстанавливавшие разрушенное) Но как бы там ни было — бомбардировки продолжались. И выпуск топлива ввиду этих бомбардировок все таки постепенно скатился к нулю.

Вот собственно, что я хотел поведать относительно топлива и Германии. Можно конечно немножко пофантазировать, что было бы, не получи немцы запасы Франции, Бельгии и Голландии. Может немцы просто и не дошли бы до Москвы. Но что получилось — то получилось

В следующих частях марлезонского балета — мероприятия немцев по защите нефте химической промышленности, состояние ПВО Рейха и эффективность этой самой ПВО.

 

Спасибо

feldgrau.info

Как Баку помог СССР победить во Второй Мировой Войне

Во времена второй мировой войны, Баку (и весь Азербайджан соответственно) был частью Советского Союза. Чем закончилась война знают все.

Однако, роль Баку как нефтедобывающего центра, в борьбе с нацизмом, к сожалению, была занижена советским руководством, как справедливо считает профессор Бакинского государственного университета Эльмира Мурадалиева.

Я как-то наткнулся на ее эту статью, прочел, и на меня это произвело глубокое впечатление.

«Почему Баку, внесший неоценимый вклад в победу над Германией, не удостоился звания Города-героя?…Сознательно, или же по стечению обстоятельств, но нефтяное сердце советской страны, четко бившееся в те тяжелые годы, несмотря ни на что, осталось без заслуженной награды,» писала профессор.

И все у меня никак руки не доходили найти эту ее заметку, и поделиться ею на блоге — она мне кажется очень интересной, и заслуживающей большего внимания. После недолгих поисков онлайн, мне удалось таки ее найти. Кому интересно — читаем ниже.

Эльмира Мурадалиева Профессор Бакинского государственного университета

Без фактора азербайджанской нефти СССР не победил бы Германию в войне 1941-45 годов, а самолеты и танки были бы просто грудой металла.

Многим, наверное, известно, что Баку, как центр мировой добычи углеводородов, сформировался еще в далеком 1901 году. Но немногие знают, что первая мировая война, а затем захват страны большевиками практически нивелировали эту роль, превратив Баку в региональную “столицу нефти”.

Накануне Второй мировой войны советское правительство вывезло из Баку все передовое оборудование и лучших специалистов–нефтяников в Поволжье и на Южный Урал. Позднее этот регион получил неофициальное название “второго Баку”. Но что интересно — сам Баку при этом по-прежнему оставался главной жилой «черного золота». Не шутка ведь – на тот период столица Азербайджанской ССР давала порядка 80% нефти от всей добычи по Советскому Союзу, и до 50% — от мировой добычи.

Непонятно одно, а именно, для какой цели СССР нужно было создавать «второй Баку»? Ведь если Баку как таковой устраивал советское руководство в плане источника углеводородной добычи, то какая необходимость была в создании его двойника, что требовало огромных затрат? Из исследований, проведенных историками, стало ясно, что выделенные средства в итоге просто ушли на ветер, а сформированная за долгие годы нефтяная инфраструктура Азербайджана была разорена, ценные кадры вывезены и т.д. Эффект оказался таким, что за годы войны с Германией в новом нефтяном регионе, то бишь «втором Баку», было добыто всего 4 млн. тонн нефти, в то время, как Баку за эти же годы дал более 75 млн. тонн нефти, и это несмотря на разоренную инфраструктуру.

Главную причину, по которой возникла необходимость создать «второй Баку», историки видят в том, что в тот период существовала опасность оккупации Баку. Кстати говоря, планы по взрыву нефтепромыслов Абшерона были весьма актуальны не только в годы Великой отечественной. Обсуждения велись еще во время Первой мировой войны британскими оккупационными войсками, затем правительством 26-ти Бакинских комиссаров. Накануне начала Второй мировой войны Великобритания и Франция также разработали совместный план по взрыву нефтепромыслов Баку в случае военных действий. Тогда эти страны считали, что социалистический СССР опаснее гитлеровской Германии, однако после захвата немцами Франции и бомбардировки крупнейших английских городов планы союзников изменились.

Дело в том, что немецкие войска уже находились на Северном Кавказе. Во время войны никакой другой нефтепромысловый район СССР не был так близок к угрозе военных действий, как Баку. Исходя из этого риска, советское правительство потому и пришло к решению создать так называемый (в литературе так и указывается) «второй Баку».

В итоге, с начала 41-го и до 42-го года проводилась переброска нефтяного оборудования, а самое главное, были эвакуированы ценные кадры в области нефтедобычи. Фактически, в Баку на тот момент работающих нефтяников со стажем практически не осталось.

Но даже при наличии угрозы взрыва, советское руководство ошибочно полагало, что за счет так называемого «второго Баку» можно будет обеспечить горючим все необходимое, начиная танками и заканчивая авианосцами.

Уже после окончания войны, когда стало возможным подсчитать результаты того, что же дал новый нефтепромысловый регион, выяснилось, что практически ничего. Всего 4 миллиона тонн нефти – это капля в море по сравнению с тем, что дал сам Баку. Это был огромный просчет со стороны властей СССР. А после, когда фашисты были разгромлены и было объявлено об окончании войны, никто так и не стал восстанавливать довоенный уровень нефтепромыслового центра — Баку. Кадры не были возвращены, а разрушенная инфраструктура так и не была восстановлена.

Если в 41-м году в Баку, еще до создания его двойника, было добыто 23,5 миллиона тонн нефти, что по сути превзошло самые ожидаемые результаты по добыче, то спустя годы после разорения инфраструктуры такого уровня добычи так и не сумели достичь. В 1943 году, когда после победы под Сталинградом была приостановлена операция Гитлера по захвату Кавказа и бомбардировки Баку, объемы добычи бакинской нефти вновь увеличились, но все равно уже не достигали того уровня, что наблюдался двумя годами ранее. Из сохранившейся переписки первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Багирова с центральным руководством СССР в ответ на требование повысить нефтедобычу следует: в условиях разрушенной инфраструктуры это невозможно. Но нефть все равно приходилось выкачивать любыми способами, дабы обеспечивать растущие военные расходы советской армии. В противном случае, это было бы расценено как диверсия со стороны руководителя Азербайджанской ССР. Так что Баку на тот момент сделал все возможное и невозможное для победы над фашистами. Из всего рассказанного сожаление вызывает скорее не факт создания двойника при живом-то Баку, а то, что несмотря на опасность его бомбардировки, несмотря на то, что пережили его жители, несмотря на героизм города по добыче горючего, без которого любой патриотизм выглядел бы голым, Баку так и не присудили название Города-героя.

Да, фашизм был побежден, но советская историография почему-то умалчивала роль азербайджанских нефтяников, работавших под страхом взрывов нефтепромыслов и переселения в случае захвата Азербайджана гитлеровцами. А ведь без бакинской нефти одним лишь патриотизмом вряд ли удалось бы их победить. Нефть выкачивали, инфраструктуру рушили, экологии вредили, эксплуатировали труд женщин и детей (любопытный факт — в 1941-45 годах больше половины работников в нефтяном секторе составляли женщины и дети). И не нужно забывать, что вклад Баку в Победу – это не только нефть. Баку жил в режиме почти что прифронтового города, под постоянной угрозой бомбардировок и оккупации, его жители, несмотря на все трудности, героически трудились для фронта, приютили, накормили и обогрели в те годы в своих домах тысячи беженцев из России, Украины, Беларуси…

На фронт ушли и не вернулись сотни тысяч мужчин этой маленькой республики. И несмотря на все это, Баку так и не заслужил статуса Города-героя?…  Баку отдал Победе слишком много, чтобы остаться незамеченным теми, кто раздавал награды и звания.

Саму статью я читал в печатном виде, а то что выше — это, насколько я могу судить, отредактированный и укороченный вариант. Если мне не изменяет память, в этом отредактированном варианте отсутствует информация о том, как уничтожали Бакинские источники нефти, заливая их мазутом, в результате чего Азербайджан в наше время не стал второй Саудовской Аравией.

Интересные новости:

Еще материалы из рубрики

timtal.com

Как США СССР бензином помогал,а до то СССР Германии нефтью(Размышления)

Поговорим немного о нефти и какую роль она сыграла  в отношениях между Германией,СССР и его союзниками. Начнём с конца событий .Данные официального американского отчета «Report on War Aid Furnished by the United States to the U.S.S.R. June 22, 1941 – September 20, 1945» достаточно убедительны для понимания места и значения союзнических топливных поставок. Здесь указано, что суммарно по ленд-лизу и коммерческим схемам было получено из США авиационного бензина (short ton) с октановым числом выше 99 - 590 434 коротких тонн авиационного бензина с октановым числом с 87 до 99 - 122 415 коротких тонн авиационного бензина с октановым числом до 87 - 19690коротких тонн. Итого:732539 short ton. Плюсуем британский бензин в рамках ленд-лиза по взаимозамещению с США (включая продукцию Абаданского НПЗ) в суммарном объеме 587698 short ton(включая авиационный бензин с октановым с  числом выше 99 - 572979 short ton и авиационный бензин с октановым числом с 87 до 99 - 14719 тонн .Итого:587698 short ton Итоговый суммарный объем высокооктанового авиационного бензина, поставленный союзниками в СССР в переводе в метрическую систему равен ((732539+587698)*0.90718474)= 1197699 метр.тонн. А вот данные по книге генерал-полковника В.В. Никитина «Горючее – фронту»: «За годы войны Красной Армией было израсходовано более 4 млн. 481 тыс. т. авиабензинов, в том числе высокооктановых 2 млн. 998 тыс. т.» ,т.е доля союзного высокооктанового авиационного бензина составляет 1197699/2998000=40%. http://matveychyk-aa.info/index/vysokooktanovaja_sostavljajushhaja_lend_liza/0-73  Однако это чисто количественный показатель, но не качественный, т.к. сов. бензин был с существенно меньшим октановым числом по сравнению с импортным и если в бензин марки Б-78 добавить некоторые присадки то он как раз и станет тем высокооктановым авиационным бензином, который поствляли США . Бензин бензину рознь и авиабензин с невысоким октановым числом от 70 до 74 был годен только для устаревших типов самолетов истребителей И-15, И-153, И-16, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А и этого более менее хватало,но потребность по авиационному бензину Б-78, в котором нуждались новые боевые самолеты Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2, была удовлетворена по стране всего на 4%. Выступая на совещании высшего руководящего состава РККА в декабре 1940 г. командующий ВВС Ленинградского военного округа генерал А.А.Новиков заявил: «Как правило, ежегодно… в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты.… Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить»  Вот тут и пригодились американские поставки 100 октанового бензина,ведь новые авиамоторы, требовали бензина с большим октановым числом, нежели выпускавшийся в значительных количествах Б-70  и плюс к этому много бензина было потеряно на взорванных складах в западных военных округах, а эвакуация бакинских нефтеперерабатывающих заводов еще более усугубила кризис.Было израсходовано за время войны 2998000 тонн высокооктанового авиабензина( импорт 1197699 СШа+Британия + 1117000 смешение импортных высокооктановых (с октановым числом от 95 до 100) компонентов с низкооктановым бензином советского производства.) остаётся 683301 тонны произвели бакинские заводы. 683301/2998000=0.383,т.е 23% от общего кол-ва ну пусть 30%,  т.е. 1/3 от общего кол-ва. Так что без помощи союзников советские самолеты могли бы и простоять войну на земле  так не взлетев. Теперь об импорте  нефти Германией. Максимально количество нефти было импортировано в Германию в 1939 году-5165000 тонн .После начала Второй мировой войны, когда  англичанами была введена морская блокада Германии  импорт нефти   снизился более чем в два раза и составил  в 1940 году-2075000 тонн ,из них 1429800 т. приходилось на поставки из Румынии при объеме собственной нефтедобычи- 1465000  т. Остальная часть в размере  тонн 645200 пришлась на СССР и   такие страны как Голландия,Испания , Португалия. С декабря 1939 по конец мая 1941 года Германия импортировала из СССР   нефтепродуктов 1 000000 тонн, это много или мало? 3 348 000 -1940 год,4 116 000 -1941 год sintetic ptoduction  было произведeно Германией. В среднем на производство 1 тонны топлива шло 4 тонны каменного угля или от 8 до 10 тонн бурого угля, и процесс этот страшно дорог. 8 умн на 1000000 получим 8 000 000 тонн бурого угля ,имея себестоимость пр-ва тонны угля(50рейсмарок  по некоторым неточным данным) можно подсчитать сколько рейсхмарок сэкономили рейху поставки нефти из СССР.(400 млн рейсхмарок).Необходимо отметить,что основным поставщиком готовых нефтепродуктов до 1940 года  являлась Голландия. Проследив динамику поизводства синтетического топлива (Synthetic production)  в Германии,которое росло от 1.6 миллиона тонн в 1938 году до 5.7 миллионов тонн в 1943 году, а начиная с 1940 года  import резко падал с 5,165 млн тонн до 2,075 млн тонн в 1940 году из-за открытия военных действий и морской блокады и контрабандным путем с мая 1940 года до мая 1945 Германия получила только 290.000 нефти  http://nnm.ru/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_2​/      понимаем  что  не США снабжали всю войну Германию горючим,как утверждают некоторые, что  мол Standard Oil поставлял нефть Германии через нейтралов, но Standard Oil в 1911 году  была разбита на 34 компании, некоторые из которых были названы "Стандарт Ойл" и имели права на этот бренд в "своих" штатах. Standard Oil of New Jersey ("Jersey Standard") имела такие права в этом штате, а также в штатах Мэриленд , Западная Вирджиния , Вирджиния , Северная Каролина , Южная Каролина , а также в округе Колумбия . К 1941 году она также получила такие права в штатах Пенсильвания , Делавэр , Арканзас , Теннесси и Луизиана . В этих штатах продукция продовалась под торговой маркой «Esso", фонетическое произношение букв "S" и "O". Компания также использовала бренд "Esso" в Нью-Йорке и шести штатах Новой Англии , где Standard Oil Company of New York (Socony - Vacuum, позднее Socony - Mobil) имела права на торговую марку, но не возражала против использования компанией из Нью-Джерси слов Standard Oil в товарный знаке. Однако в других штатах местные компании (тоже бывшее ранее в составе Standard Oil) возражают против этого и вынуждают Jersey Standard использовать другие торговые марки. В большинстве штатов компания использовала товарный знак "Enco", а некоторых "Humble". Другие компании -осколки бывшей Стандарт Ойл так же использовали слово "Standard" с упоминанием штата, в которых они появились, либо другие бренды". или в оригинале "In 1911, Standard Oil was broken up into 34 companies, some of which were named "Standard Oil" and had the rights to that brand in certain states (the other companies had no territorial rights). Standard Oil of New Jersey ("Jersey Standard") had the rights in that state, plus in Maryland, West Virginia, Virginia, North Carolina, South Carolina, and the District of Columbia. By 1941, it had also acquired the rights in Pennsylvania, Delaware, Arkansas, Tennessee, and Louisiana. In those states, it marketed its products under the brand "Esso", the phonetic pronunciation of the letters "S" and "O". It also used the Esso brand in New York and the six New England states, where the Standard Oil Company of New York (Socony - Vacuum, later Socony - Mobil) had the rights, but did not object to the New Jersey company's use of the trademark (the two companies did not merge until 1998). However, in the other states, the other Standard Oil companies objected and forced Jersey Standard to use other brand names. In most states the company used the trademark Enco ("Energy Company"), and in a few "Humble". The other Standard companies likewise were "Standard" or some variant on that in their home states, and another brand name in other states.           http://en.wikipedia.org/wiki/Esso  В чём фокус то  советских агитаторов и их последователей приписать несуществующей  на 1941 год Standard Oil поставки нефти Гитлеру, которая была разбита на несколько компаний,так какая же из них конкретно поставляла нефть Германии в 1941-1945 годах ,пусть ответят? Кроме того  до 11 декабря  1941 года до обьявления войны Германией США,последние официально были нейтралами и могли в принципе продавать нефть кому  угодно, но в любом случае речь не может идти об существенном объёме поставок, цифры говорят сами за себя. Возьмём к примеру 1943 год .Import  Германией 2359000  тонн, из них Румыния(1822207+369452=2191659 тонн), оставшаяся часть приходится на Венгрию  http://nnm.ru/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_2​/ СССР же в период "дружбы с Германией" кроме поставок нефти занимался также поставками ценных металлов и металлолома, необходимых для военной промышленности а также  покупал стратегические металлы и сырье в других странах, помогая немцам обойти британскую блокаду и более того СССР давал 50% скидку для Германии на провоз товаров "The Soviets also granted Germany the right to transit for German traffic to and from Romania, Iran, Afghanistan and other countries in the east, while reducing by 50 per cent freight rates to Manchukuo, which was under Japanese control" Nazi–Soviet economic relations (1934–1941)  Ну вот пусть теперь и говорят в свете фатов как "миролюбивый и мирный СССр" помогал своему другу,а в войну и без поставок союзников мы  бы справились , забывая при этом сколькими бы ещё миллионами жизней дополнительно пришлось бы уплатить за цену победы, которая и так огромна.                                                     Ещё немного о роли нефти.В вопросе о  нападении или ненападения Японии  на СССР огромную роль сыграла сахалинская  нефть.Вот пример сочетания военной политики и экономики . "Командование сухопутной армии при нападении отдавало приоритет Маньчжурии, Северному Китаю, Внутренней Монголии и учитывало угрозу со стороны Советского Союза. Командование флота, зависящего от нефти из концессионных месторождений Сахалина, исходя из доктрины «хокусюнансин» («обороняться на севере, наступая на юге»), обратило свое внимание в сторону голландской Ост-Индии, Индокитая и других территорий Тихого океана, обладающих значительными природно-сырьевыми ресурсами. Споры о том, куда направить свою агрессию, привели к принятию судьбоносного решения о прекращении на неопределенный срок действий в отношении Советского Союза и концентрации всех усилий на южном направлении в целях обеспечения контроля над всем Индокитаем и его сырьевыми ресурсами.Решение Японии начать военные действия в Юго-Восточной Азии вместо нападения на Советский Союз позволили советскому руководству перебросить отборные сибирские дивизии на германский фронт и начать в декабре 1941 года первое успешное наступление. Сохраняя нейтралитет по отношению к нашей стране, она получила важный источник энергоресурсов, так как сахалинская нефть практически всю войну на Тихом океане беспрерывно продолжала идти на нужды японского флота и авиации, которые сражались против американцев и англичан. На столь странное положение вещей союзники не раз обращали внимание И. В. Сталина. Войну сообща мы все-таки выиграли, но, как говорится,  неприятный осадок у союзников остался.http://bujet.ru/article/67916.php

maxpark.com

Ленд-лиз для фашистской Германии » Военное обозрение

Ленд-лиз для фашистской ГерманииКак американские компании снабжали Гитлера во время войны

1 октября 1941 года был подписан первый протокол по ленд-лизу между США и СССР, который получал от Америки помощь в танках, самолетах, топливе, продуктах и прочих материалах. Однако, американские компании щедро снабжали всем этим и своих собственных врагов – Германию. Бизнес – и ничего личного.

Американские комплектующие для «Фау»

Некоторые американские компании, действительно, поставляли топливо и вооружение и гитлеровцам, и собственной воюющей армии. Казалось бы, зачем же еще и фашистов снабжать всем необходимым? На самом деле, объясняется такой демарш весьма просто: Германия платила намного больше.К тому же, на территорию самой Америки не упал ни один германский снаряд. Но если этот снаряд предназначен для кого-то другого, пусть даже для союзника, Англии, - ничего страшного – это ведь не США. Видимо, так решили в корпорации International Telephone and Telegraph (ITT) и наладили поставки комплектующих и даже целых готовых узлов к ракетам «Фау». А ими, как известно, немцы бомбили Лондон. Подобная циничность и жадность не может не поражать.

Что нельзя купить за большие деньги, можно купить за очень большие деньги. Покупались также и политики, закрывавшие глаза, в частности, на большой контракт той же ITT с нацистским правительством в тот момент, когда Америка уже находилась с ней в состоянии войны. Согласно контракту ITT добросовестно снабжала Германию аппаратурой спецсвязи, высокочастотным оборудованием, селеновыми выпрямителями, взрывателями к артиллерийским снарядам (30.000 каждый месяц), радиолокационным оборудованием, телефонными аппаратами, коммутаторами и многим, многим другим.Известно, что автомобильный магнат Генри Форд симпатизировал Гитлеру и еще до Второй Мировой войны вложил в экономику фашистской Германии огромное состояние. И уже в 1940-м его заводы начали массовое производство грузовиков-пятитонок для нацистов. На всех своих мощностях работал и завод Форда в Европе, снабжавший фашистов автомобилями различного предназначения, автопокрышками, авиационными двигателями, автозапчастями и многим другим. В то же время, производство двигателей к автомобилям для британцев было сокращено. А выпуск авиамоторов к английским «Спитфайрам» и «Харрикейнам» вообще прекращен.

Вычислительные машины IBM для концлагерей

Не менее «нравственные» люди возглавляли и компанию IBM, которая поставляла счетно-вычислительные машины, запчасти к ним и специальную бумагу для… концентрационных лагерей. Видимо, чтобы контингент лагерей смерти пополнялся, американцы увеличили поставки машин, которые помогли фашистам быстро посчитать население тех стран, где уже ступил сапог вермахта, и выявить лиц, подпадающих под арест. Делалось это перекрестным и сравнительным анализом – метод позволял выявить евреев, не одно поколение скрывавших свою национальность. После войны айбиэмовцы долго отбивались в судах от жертв Холокоста, требующих компенсаций. Впрочем, платить было чем: в течение войны капитал компании вырос втрое.

Чудовищность ситуации состоит в том, что капитал этот составляла прибыль, полученная после «инвестиций» в этот «концлагерный» бизнес. Ведь именно золотом, извлеченным из коронок, портсигаров, часов и прочих вещей, отобранных у заключенных, фашисты расплачивались с американскими поставщиками – а общая сумма такой «добычи» составила почти 400 миллионов долларов золотом.

И немцы щедро платили. Например, компании «Стандарт Ойл», которая поставляла Германии миллионы баррелей нефти. На Канарских островах вообще была устроена заправочная база для немецких субмарин. Кроме того, эта корпорация владела патентом на тетраэтил, который входил в состав горючего для самолетов. И уплата, скажем, британскими ВВС патентных отчислений за него фактически означала заправку немецких самолетов, бомбивших столицу Туманного Альбиона.

Причем, «Стандарт Ойл», снабжавшая фашистов в больших количествах нефтью, чем родную армию, в 1942 году вообще пошла на резкое сокращение поставок метанола в США. Разразился скандал. Ведь речь шла о таких компонентах, как уксусная кислота (на ее основе изготовляют взрывчатку), горюче-смазочные материалы, синтетический каучук и т. д.. В разгар войны Рокфеллеры, владевшие компанией, поставили через подставные фирмы нацистам гигантскую партию хлопка (10.000 тонн), из которого производят порох. А также 25.000 тонн взрывчатки. А ведь всего этого так не хватало как самой Америке, так и Красной Армии, задыхавшейся без ленд-лизовской помощи.

topwar.ru