«Лукойл» вернул на Украину российское дизельное топливо. Где украина покупает нефть


Бензиновая война: чем Украина ответит России

Иллюстрация REUTERS

Россия, загнанная на глобальном уровне в глухой политический и экономический кризис западными санкциями за агрессию в Украине, ищет все новые и новые методы мести нашей стране. На этот раз за поребриком заговорили о перекрытии поставок нефтепродуктов в Украину. Именно эту тему смакуют сейчас на российских телеэфирах.  «80% нефтепродуктов мы поставляем и Беларусь. Вот так просто: раз, и все, до свидания. Коллапс сразу», - заявил член комитета Госдумы Алексей Журавлев.

Реальная угроза

Эта идея особо продвигается с учетом того, что Россия с 1 ноября ввела ограничения на экспорт в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа. Они продлятся в течение следующего года. Соответствующий протокол между Россией и Беларусью уже подписан. Такими действиями Кремль «решил» давний спор с Минском относительно цены на газ. В обмен на его удешевление, на чем настаивали белорусы, и введены «бензиновые» ограничения. Президент РБ Александр Лукашенко уже поручил найти замену российской нефти за счет закупки этого топлива у других стран.

Как это может коснуться Украины? Дело в том, что Беларусь покупает в России нефть на льготных «дружеских» условиях. После переработки на НПЗ, большая часть топлива идет на экспорт, в том числе в Украину – почти 80% рынка. Занимается Беларусь и реэкспортом российской нефти на наш рынок. Бюджет страны от такой практики пополняется миллиардными суммами. Как результат – напрямую российского бензина в Украине нет, но завуалированное присутствие есть.

Ведь прекрасно известно, что АЗС под брендом австрийской компании AMIC Energy в реальности – Лукойл, а АЗС якобы швейцарской компании Glusco на самом деле – Роснефть. К тому же, главный белорусский поставщик нефтепродуктов в Украину - Мозырский нефтеперерабатывающий завод – наполовину, так сказать, «на паритетных началах», принадлежит российским компаниям.

Иллюстрация REUTERS

После того, как Минск в очередной раз показал свой «газовый» характер, Россия решила убить двух зайцев сразу – наказать Беларусь потерей большей части прибыли от нефтеопераций, а также нанести удар по Украине, заблокировав поставки топлива. Ставка делается на то, что наша страна не сможет быстро переориентировать рынок, что может спровоцировать топливный коллапс.

На ситуацию уже отреагировала «Укртатнафта», оператор Кременчугского НПЗ. Она обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману и секретарю Совета национальной безопасности и обороны Александру Турчинову с просьбой разработать и внедрить комплекс мер по ограничению импорта нефтепродуктов из РФ, а также увеличить их поставки из других стран и нарастить собственное производство, в связи с угрозой дестабилизации экономики страны в случае возможного резкого прекращения поставок топлива из России.

По данным компании, РФ опосредованно, через поставки из Беларуси, контролирует до 80% украинского рынка дизтоплива, до 75% рынка сжиженного газа и до 50% - бензина. «Поэтому возможное прекращение поставок грозит коллапсом не только топливному рынку, но и украинской экономике, и национальной безопасности», - подчеркивают в компании.

Чем можем ответить

Эксперты считают, что рынок, конечно, может пролихорадить от российского «бензинового» эмбарго, но драматизировать ситуацию не стоит. Виной всему называют недальновидность власти, но утверждают, что проблему можно разрешить, причем в сжатые сроки.

Так, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн убежден, что «бензиновый» сценарий России раздавить Украину не состоится.

«Украина обладает возможностями по диверсификации источников поставок нефтепродуктов. Во-первых, в стране есть крупный Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который, при максимальной загрузке, может на 100% обеспечить внутренний рынок бензином и на 50% - дизельным топливом. Имеет перспективу наращивания производства и государственный Шебелинский ГПЗ. Но самое главное, что у нас есть развитая перевалочная инфраструктура в морских портах, которая способна обеспечить прием необходимых объемов сырья и нефтепродуктов в случае прекращения поставок через северную границу», - подчеркнул эксперт.

По его мнению, теоретически, Россия может устроить демарш и заблокировать нефтепоставки, притом не только напрямую, но и через Беларусь, что неоднократно проводила по отношению к Литве (и необязательно это звучит как эмбарго, часто прекращение поставок Москва объясняет ремонтом трубопроводов и тому подобным, но суть от этого не меняется). Однако, в случае с Украиной, на такой шаг Москва вряд ли пойдет – себе дороже.

Кременчугский нефтеперерабатывающий завод при максимальной загрузке может на 100% обеспечить внутренний рынок бензином и на 50% - дизельным топливом, отметил эксперт / Фото УНИАН

«Я очень сомневаюсь, что россияне пойдут на такой шаг в отношении Украины. Прежде всего потому, что они понимают: мы можем наладить альтернативные поставки, в отличие от той же Беларуси. Практика показывает, что в таких условиях Москва предпочитает нормально торговать. Блокада может быть оправдана в случае желания серьезно дестабилизировать ситуацию в стране, но в долгосрочной перспективе такой шаг ударит по самой России. Мы в течение месяца наладим поставки из новых источников, а они потеряют наш рынок навсегда. А здесь они неплохо зарабатывают, лучше, чем где бы то ни было», - отметил Куюн.

Между тем, по его словам, Украине необходимо быть готовой к любой ситуации. Доля россиян на рынке дизтоплива составляет порядка 40%, белорусов - 35% и еще 40% рынка бензина. Исчезновение такого объема с рынка будет серьезным вызовом.

«Первое, что необходимо, - создавать стратегический запас нефтепродуктов и сырья. Это - мировая практика. Сейчас запасов никто не держит, это очень дорого, а закон и не требует. Ожидается, что необходимый законопроект будет внесен в парламент до конца этого года. Также необходимо провести ревизию морских портов на предмет их готовности к приему увеличенных объемов углеводородов. Думаю, необходимо изучить возможность создания государственных мощностей в этой сфере. У госкомпании «Укртранснафта» есть мощный нефтеперевалочный комплекс в порту «Южный», но нет инфраструктуры для работы с нефтепродуктами. Проблему нужно и можно решить», - сказал эксперт. 

Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко считает, что Россия вряд ли пойдет на полное блокирование поставок нефтепродуктов в Украину, скорее, они станут «серыми». Но беспокоиться в отношении российского «бензинового» эмбарго нужно, оно подымет цены на рынке.

Иллюстрация REUTERS

«Вероятность такого шага России есть. Мы уже видели такие блокады, они заканчивались созданием узкого круга трейдеров, через которых шли поставки продукции из России. В энергорынке много политики, но есть и экономика. Украина – один из самых крупных в Европе рынков потребления энергоносителей, начиная от природного газа и заканчивая нефтепродуктами. Для России, которая имеет свою огромную ресурсную базу и порядка 30 нефтеперерабатывающих заводов, глупо отказываться от премиального украинского рынка. А премиальным рынком мы стали после того, как, по сути, не без помощи России, угробили свою нефтепереработку. Сегодня мы по отдельным категориям нефтепродуктов на 80% зависим от импорта, причем покупаем за валюту. На нашем рынке очень хорошо зарабатывать всем производителям, которые только есть в округе. Это - и Беларусь, и Румыния, и Польша. Поэтому отказываться от украинского рынка – большая глупость.  Но, зная, какие политические решения принимает Россия (с логикой они не соприкасаются), такое может произойти. Однако все равно российский ресурс пойдет к нам, только обходными путями. Это уже происходило на рынке сжиженного газа в прошлом году, когда РФ разрешила напрямую работать с нами только одной компании, все остальные пошли в обход», - прокомментировал ситуацию эксперт.  

По его словам, повод для волнения есть, с политической и военной точки зрения мы знаем, к чему могут привести отношения с северным соседом: «В конечном итоге все скажется на цене для потребителя. Если Россия нас отрежет от нефтепродуктов, то, конечно, цены поднимутся. Во-первых, российские ресурсы пойдут к нам обходными путями и за дополнительную логистику придется платить нам. Во-вторых, в Украину пойдет более дорогой ресурс из других источников и по другим каналам. К примеру, морские поставки, которые дороже. Для сравнения: дизтопливо, которое поступает по трубопроводу, - самый дешевый вид поставок. Но сейчас он работает на максимуме своих возможностей. В октябре Россия вентиль прикрутила и в Украине цены на дизель достигли рекордных значений. Сейчас на заправках дешевеет только бензин, а дизель до сих пор не может отойти от октябрьского искусственного дефицита. Всему виной – российская труба, и Россия может диктовать условия».   

По мнению Сиренко, нужно, чтобы власть приняла волевое решение – ограничила поставки российских ресурсов, чтобы их доля была настолько мала, чтобы в любой момент минимизировать их значимость.

«Предложений на мировом рынке нефтепродуктов, как и самой нефти, - предостаточно. Вопрос цены. Нерешенных задач на этом рынке нет, даже если нужно быстро переориентироваться. Причем Украина – рынок премиальный, на нем хорошо зарабатывают как иностранные, так и отечественные трейдеры. В пиковые, остродефицитные моменты все можно решить быстро. В первые дни цена на нефтепродукты вырастет, но к нам придут другие поставки. Почему вопрос энергетической безопасности Украины, с учетом агрессии России, не решен с 2014 года? Это говорит либо о заинтересованности людей во власти, либо об их недальновидности. Если мы со страной, с которой воюем, «целуемся» на рынке нефтепродуктов, то есть вопрос – зачем мы тогда говорим о победе над врагом. Такого в цивилизованном мире нет. Никто не дает врагу заработать миллиарды долларов на поставке любой продукции. Так можно профинансировать создание в России еще одного танкового или ракетного завода. И мы это делаем. Но это все вопросы к политическому истеблишменту», - подытожил Сиренко.

Вывод напрашивается один - если Россия заблокирует поставки нефтепродуктов в Украину, то рынок залихорадит – цены взлетят, перепрофилирование импорта потребует времени. Не исключен ажиотаж. В такой момент важна отлаженная работа команды - власти и бизнеса, чтобы успокоить потребителя, не создать хаос. Жизнь уже доказала, что в момент появления экстраординарной проблемы общество может консолидироваться. Только нужно его вовремя проинформировать, правильно сориентировать рынок и не позволять спекуляций. Тогда Украина со всем справится. Причем с минимальными потерями.

Нана Черная

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

economics.unian.net

«Лукойл» вернул на Украину российское дизельное топливо

Чтобы сдержать танковое наступление украинских военных в Донбассе, Москва прошлой осенью ввела ограничения на поставки дизтоплива на Украину. Теперь их решено отменить – невзирая на то, что Киев наращивает свою бронетанковую группировку под Луганском и Донецком. Стрельба не стихает – тем не менее сообщается о возобновлении регулярных поставок солярки из России на Украину.

Ограничения были сняты благодаря стараниям ЛУКОЙЛа, «уговорившего» Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК). Эксперты подсчитали, что речь идёт об объёме до 70 тыс. тонн дизтоплива в месяц.

Наступление украинской армии в Донбассе откладывалось именно по причине нехватки солярки. На продолжение танковых атак украинской армии требовалось по меньшей мере 50 тыс. тонн солярки в месяц дополнительно к тем объёмам, которые Киев получал до весны текущего года. За весь прошлый год из России Украина ввезла 19 тыс. тонн солярки, из Польши – 24 тыс. тонн, а из Литвы – 92 тыс. тонн. И всё же дизтоплива не хватало. Украине удавалось закупить дизтопливо и на свободном рынке танкерами. Более того, минские «партнёры» помогали Киеву и российской, и собственной соляркой: с января по октябрь включительно Минск поставил на Украину 150 тыс. тонн солярки, но уже в ноябре было поставлено 272 тыс. тонн дизельного топлива! Это почти снимало все вопросы касательно предстоящего наступления, но, как подсчитали в минобороны Украины, солярки всё же недоставало. Между тем контракт украинского оборонного ведомства на поставку дизтоплива в декабре прошлого года выиграл Мозырский НПЗ Белоруссии, предложивший за 4,1 млн долларов пополнить баки украинской «броне». Да, чтобы расставить все точки над «ё»: мозырскую солярку, разумеется, производят из российской нефти. Так что, по сути, российское ограничение на торговлю с Украиной братья-белорусы успешно обошли.

Лев Вершинин, политолог

Лев ВЕРШИНИН, политолог:

– Без российского дизельного топлива деятельность украинских военных была затруднена, но благодаря усилиям ЛУКОЙЛа, который смог добиться от ФСТЭК разрешения на поставку дизтоплива, украинские военные, по всей видимости, получили возможность использовать российское дизельное топливо в «зоне АТО», что, разумеется, облегчит их деятельность. А выводы делайте сами.

Двумя третями акций ЛУКОЙЛа управляют заокеанские инвесторы

Видя такой расклад, в ЛУКОЙЛе, по всей видимости, решили не терять своей прибыли. «Полное эмбарго будет снято, уже сейчас российские производители предлагают свой ресурс», – цитирует «Коммерсантъ» источник OilNews. При этом подчёркивается, что ограничения сняли благодаря усилиям ЛУКОЙЛа (возможно, и лично главы компании Вагита Алекперова), который смог добиться от ФСТЭК разрешения на поставку дизтоплива на Украину. Поставщиками первой партии в 20 тыс. тонн выступили «Альянс Энерго Трейд», «НП-Трейдинг», «Амик», «Элемент» и Полтавский ГОК. Не стыдно ли будет российской компании, если именно эти объёмы поставок помогут Украине стронуть танки против народных республик Донбасса?! Да в том-то и дело, что ЛУКОЙЛ – не совсем российская компания, чтобы не сказать «почти совсем не российская». Как выясняется, на 63% акций структуры Вагита Алекперова выписаны так называемые американские депозитные расписки (ADR) – производные ценные бумаги, свидетельствующие о принадлежности акций иностранному инвестору. Депозитарными расписками ЛУКОЙЛа торгуют в основном на Лондонской бирже, а также на биржах Германии и внебиржевом рынке США. Таким образом, на долю обыкновенных акций, которыми в основном оперируют российские собственники, приходится лишь 37% акционерного капитала ЛУКОЙЛа. И о какой российской принадлежности компании в этом случае может идти речь? Зато становится ясным, где именно могло приниматься решение о возобновлении поставок солярки для воинствующей Украины.

Сергей Михеев, политолог

По теме

2058

В российском внешнеполитическом ведомстве усомнились в необходимости введения ответных мер на запрет со стороны Киева въезжать на территорию Украины российским мужчинам.

Сергей МИХЕЕВ, политолог:

– Ничего удивительного в том, что ЛУКОЙЛ продавил решение о возобновлении поставок солярки на Украину, я не вижу. Для крупного бизнеса деньги не пахнут в принципе. А все вопросы следует адресовать ФСТЭК – это ведь они в первую очередь должны радеть о государственном интересе. Что же до мотивов руководства ЛУКОЙЛа, то мерилом для них выступают деньги. Есть прибыль – хорошо, нет прибыли – плохо. Да, в России есть лобби глобалистов – тот же Сбербанк, даром что государственный, фактически присоединился к западным санкциям по Крыму. Наплевательское отношение крупного бизнеса к государственным интересам – системная проблема нашей внешней и внутренней политики.

Киев использовал ЛУКОЙЛ вразрез с политическими интересами Кремля?

Кстати, комиссия по ценным бумагам и биржам США как минимум хорошо информирована о крупных сделках и ключевых корпоративных решениях компаний – держателей ADR. Такая информация может оказаться инструментом для манипуляции, заставляя компанию постоянно «сверять часы» с американским регулятором. В случае с ЛУКОЙЛом, по-моему, выходит следующее: вопросы, связанные с освоением шельфа, поставками импортного оборудования и привлечением кредитов, оказываются не только в ведении иностранных инвесторов, но, возможно, и американских властей.

Год назад дочерняя структура ЛУКОЙЛа компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз», управляющая зарубежными активами группы, изменила свою организационную структуру, открыв офисы в Дубае и Хьюстоне. Дубай – известная офшорная зона, гарантирующая полную анонимность своих бенефициаров. Во второй половине 90-х, когда создавался «ЛУКОЙЛ Оверсиз», на предполагаемую офшорную прописку «дочки» не обращали внимания, но решительно ничего не изменилось и с провозглашением президентом России курса на вывод нашей экономики из офшоров. Но если с Дубаем всё более-менее ясно, то с Хьюстоном, напротив, туман один. В то время как российские нефтегазовые компании оказываются под гнётом американских санкций, часть из них открывает в Америке офисы – не странно ли это? И почему за океаном проявляют к ЛУКОЙЛу такую лояльность? И по каким причинам администрация США неявно потворствует работе «российской» компании в зонах экономического интереса собственных нефтяных гигантов? И вообще, что стоит за намерением ЛУКОЙЛа перенести часть управленческих функций в Штаты? Как это стыкуется с тем, что ЛУКОЙЛ претендует на статус национальной компании, которая имеет стратегическое значение для страны? Или это лишь декларативные заявления, попытка пустить пыль в глаза?

Ведь сложно себе представить, что иностранный де-факто собственник будет заинтересован в рачительном использовании ресурсов нашей родины и пополнении российского бюджета.

Скрыть предыдущий вариант текста:

Через неделю-две возобновятся поставки солярки из России на Украину по железной дороге. Эксперты подсчитали, что речь идёт об объёме, превышающим 70 тысяч тонн дизтоплива в месяц. Сообщают, что ранее наложенные ограничения были отменены стараниями администрации «Лукойла», «уговорившего» Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России. Так что слухи о предстоящем наступлении украинской армии на Донбассе подтверждаются – откладывали демарш именно по причине нехватки солярки.

На продолжение танковых атак Донбасса украинской армии требовалось, по меньшей мере, 50 тысяч тонн солярки в месяц дополнительно к тем объёмам, которые они получали до весны текущего года. За весь прошлый год из России Украина ввезла 19 тысяч тонн солярки, из Польши – 24 тысячи тонн, а из Литвы – 92 тысячи тонн. Украинские военные остро ощущали нехватку «чёрной крови войны». Правда, Киеву помогали белорусские «партнёры»: с января по октябрь включительно Минск поставил на Украину 150 тысяч тонн солярки, но уже в ноябре – всего за месяц! – было поставлено 272 тысячи тонн дизельного топлива! Это почти что решало все вопросы касательно предстоящего наступления на Донбассе, но, как подсчитали в Минобороны Украины, солярки могло и не хватить. Решили дождаться весны. Между тем, контракт украинского оборонного ведомства на поставку солярки в декабре прошлого года выиграл Мозырьский НПЗ Белоруссии, предложивший за 4,1 миллиона долларов пополнить баки украинской «броне». Да, и чтобы расставить все точки над «ё»: мозырскую солярку, разумеется, производят из российской нефти. Так что, по сути, российское ограничение на торговлю с Украиной братья-белорусы успешно обошли.

Видя такой расклад, в «Лукойл», по всей видимости, решили не терять прибыли из-за какого-то ограничения. «Полное эмбарго будет снято, уже сейчас российские производители предлагают свой ресурс», - сообщил источник «Коммерсанта». Таким образом, - иронизирует политолог Лев Вершинин, - «без российского дизельного топлива деятельность украинских военных была затруднена, но благодаря усилиям «Лукойла», который смог добиться от ФСТЭК разрешения на поставку дизтоплива, украинские военные получили возможность использовать российское дизельное топливо в «зоне АТО», что, разумеется, облегчит их деятельность. А выводы делайте сами».

Сегодня на встрече с руководством армии высшего и среднего звена в Киеве президент Украины Пётр Порошенко предупредил об испытаниях новых видов ракет на Донбассе – начаться они должны на текущей неделе. Военные эксперты считают, что испытания, о которых предупредил президент Украины, ни что иное, как военное наступление на ДНР и ЛНР. Теперь можно, в украинских танках наконец-то заплещется солярка в достаточном для штурма Донецка количестве.

Автор: Александр Артищенко

Дата публикации: 22.03.2016 14:22

versia.ru

Украина не покупает нефть, но тратит миллиарды долларов на бензин - Экономика - Больше всего нефтепродуктов импортируется из Беларуси

6 Июля 2014, 01:17 Просмотров: ...

Больше всего нефтепродуктов импортируется из Беларуси

Впервые за много лет Украина начала экспортировать нефть. Фото: bizozo.ru

Украина в январе-июне 2014 года импортировала нефтепродукты на общую сумму $3 млрд 9 млн, в том числе в июне — на $552 млн.

По данным Министерства доходов и сборов, за шесть месяцев импортировано топливо из Беларуси на $1 млрд 543 млн, из России — на $569 млн, из Литвы — на $292 млн, из других стран — на $604 млн.

Кроме того, в январе-июне текущего года на экспорт из Украины были поставлены нефтепродукты на общую сумму $405 млн. Стоимость поставленного на Кипр топлива составила $184 млн, на Британские Виргинские острова — $105 млн, в Панаму — $25 млн, в другие страны — $89,8 млн.

При этом Украина в мае-июне 2014 года не импортировала нефть. Таким образом в январе-июне сумма импорта нефти осталась на уровне четырех месяцев текущего года — $146,5 млн. В том числе из России за отчетный период было импортировано нефти на $130,9 млн, из Казахстана — на $15,5 млн.

С марта 2014-го Украина возобновила экспорт нефти, который не осуществлялся страной более пяти лет. Так за шесть месяцев текущего года в Литву была поставлена нефть на $20,2 млн, в т.ч. в июне — на $1,8 млн.

Вы сейчас просматриваете новость "Украина не покупает нефть, но тратит миллиарды долларов на бензин". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

www.segodnya.ua

Украина не собирается покупать российскую нефть - Экономика - На 2013 год поставки "черного золота" из РФ не запланированы

11 Февраля 2013, 12:46 Просмотров: ...

На 2013 год поставки "черного золота" из РФ не запланированы

Украина не будет закупать нефть у России. Фото: bizozo.ru

Оператор нефтепроводов Украины ПАО "Укртранснафта" не  рассчитывает на поставки на украинский рынок в 2013 году российской нефти.

"По официальным данным российской стороны, поставка российской нефти трубопроводным транспортом на НПЗ Украины в 2013 году не планируется", – отмечено в сообщении компании.

Как сообщалось, поставки российской нефти на украинские НПЗ прекратились с марта 2012 года.

Вы сейчас просматриваете новость "Украина не собирается покупать российскую нефть". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

www.segodnya.ua