География поставок меняется. География поставок нефти


Расширяется география поставок продукции ТКНПЗ

Активно расширяет рынки сбыта и географию поставок нефтехимической продукции компания «Turkmen Petroleum». Недавно на экспорт было отправлено 34 тысячи тонн топочного мазута. Из них 23 тысяч тонн произведено на Туркменбашинским комплексе нефтеперерабатывающих заводов, ещё 8 тысяч тонн поступило с нефтеперерабатывающих заводов Казахстана и 3 тысяч тонн – с нефтеперерабатывающего завода Азербайджана.

Из Международного морского порта города Туркменбаши нефтепродукты были доставлены в Бакинский морской торговый порт, расположенный в посёлке Алят, оттуда по железной дороге транзитом через территорию России и Азербайджана – в Грузию, на нефтяной терминал города Батуми. В первой декаде мая мазут был загружен в танкер «MINERVA LYDIA», осуществляющий международные перевозки под флагом Мальты. Из Чёрного моря корабль взял курс к берегам Италии – через пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы в Средиземное море. На прошлой неделе он прибыл в порт Sarroch на острове Сардиния.

Торговая компания «Turkmen Petroleum» является совместным предприятием, созданным при долевом участии Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов. Головной офис компании находится в городе Дубай (ОАЭ), её представительства открыты в Ашхабаде, Франкфурте-на-Майне (Германия) и Таллинне (Эстония). Закупая нефтепродукты через Государственную товарно-сырьевую биржу Туркменистана, компания поставляет их во многие государства.

Современная внешнеэкономическая и торговая  деятельность является сложной и многопрофильной сферой, в которой заняты  тысячи людей и предприятий по всему миру. Заключая международные  контракты, «Turkmen Petroleum» разрабатывает оптимальные логистические схемы доставки грузов потребителям, в которых задействованы морской торговый флот, железнодорожный и другие виды транспорта Туркменистана, а также других стран.

Так, гидроочищенное дизельное топливо реализуется на рынках Азербайджана, Грузии и Украины. Активно используются черноморские порты для отправки различных нефтепродуктов в страны Европы. Тесные партнёрские связи налажены с транспортно-логистическими и нефтеперерабатывающими компаниями Казахстана и Узбекистана.

Большие возможности для международных грузоперевозок открылись благодаря реализации инициированных Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым крупных инвестиционных проектов в области создания в нашей стране современной транспортной инфраструктуры. Ярким примером тому служат новый Международный морской порт Туркменбаши, железные дороги Казахстан-Туркменистан-Иран и «Атамырат-Ымамназар (Туркменистан)-Акина (Афганистан)» – первая очередь Азиатского международного железнодорожного транспортного коридора и др.

Как известно, на станции «Ымамназар» введён в строй новый терминал по приёму, хранению и отгрузке нефтепродуктов, через который продукция отечественного ТЭК отправляется в Афганистан и другие страны Азии. Отметим, что у «Turkmen Petroleum» имеется собственная база на афганской железнодорожной станции Акина.

Компания также реализует продукцию вне биржевых торгов. В соответствии с мировой практикой, «Turkmen Petroleum» закупает сырую нефть у нефтегазодобывающих предприятий, сдаёт сырьё на переработку на отечественные и зарубежные нефтеперерабатывающие заводы, а затем получает нужную продукцию.  Именно на таких условиях – под конкретный заказ – в прошлом году на ТКНПЗ был изготовлен сжиженный  газ, который реализован в Афганистане, а в этом году – отправленный на европейские рынки малосернистый мазут. Прямогонный бензин производства Сейидинского НПЗ отправляется на Бухарский нефтеперерабатывающий завод (Узбекистан), а полученный автобензин марки А-92 поставляется в соседние страны.

Развитие транспортных сообщений становится сегодня одним из важнейших условий эффективного международного партнёрства. Благодаря оперативной и слаженной работе Министерства  железнодорожного транспорта  Туркменистана, наша Отчизна в третьем тысячелетии заново возрождает Великий Шёлковый путь.

В целом, всё это способствует успешному решению задач, поставленных Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым перед нефтегазовым комплексом страны – наращивать производство и экспорт разнообразной нефте- и газохимической продукции.

turkmenportal.com

География нефти

ГЛАВА I. Основные места размещения предприятий по российской федерации

1.1. Экономико-географическая характеристика размещения месторожденийнефти Российской Федерации

   До революции почти вся добыча нефти в нашей стране быласконцентрирована на Кавказе,  где добывалось 97%  нефти. В 30-е годыбыли открыты новые нефтяные месторождения – в Поволжье и на Урале, новплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим  районом был Кавказ.  В 1940-1950-е гг.  добыча нефти на Кавказе вследствиеистощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее времяимеет локальное значение, на территории России это район СеверногоКавказа). Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильновозросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место внефтяной  промышленности  СССР. До недавнего  времени  это был важнейшийпо разведанным запасам нефти район.  Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское,Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское,Коробковское.  Добыча  нефти  в этом районе обходится недорого,  нонефть Башкирии содержит много серы (до 3%),  парафина и смол,  чтоосложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и наюге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.

   В 1960г.  было открыто первое нефтяное месторождение в ЗападнойСибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных  на  обширной территории Западной Сибири,  от Урала доЕнисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносныерайоны,  где находятся такие месторождения,  как Самотлорское, Усть-Балыкское,  Федоровское, Мегионское, Сосницко – Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная  промышленность  Западной  Сибири рослаочень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другиерайоны СССР. Нефть Западной Сибири  отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время ЗападнаяСибирь – главный нефтедобывающий район страны.

   На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинскийнефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш).  Он обеспечиваетнефтью север европейской части страны.  Недалеко от него,  у меставпадения реки Усы в Печору,  разрабатывается группа месторождений нефти(Тимано – Печерская нефтегазоносная  провинция).  Часть  добываемойздесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль. Кроме основныхнефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин(месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает наматерик – в Комсомольск-на-Амуре.  В Калининградской области находитсяместорождение  нефти  локального значения. Признаки нефтеносностиимеются на обширной территории  Севера,

Восточной Сибири и Дальнего Востока.  Нефтяная промышленность странывступила в качественно новую, более сложную станцию развития, когдавозникает необходимость резко увеличить объем поисково – разведочныхработ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовымиместорождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формированиянеобходимой для этого производственно –технической базы. Начата добычанефти в Арктике, шельфе у о.Кологуев (Песчаноозерское месторождение).

1.2. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районынефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче

   К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасовнефти.  В разработке находится 840 месторождений, расположенных  вомногих регионах страны:  от Калининградской области на западе до о-ваСахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере допредгорий Кавказа на юге.  Основным нефтяным регионом является Тюменскаяобласть, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66%российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где  добывается  27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоноснаяпровинция – 3,2%, Северный Кавказ – 1,6%, Сахалин – 0,5%.

   Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадииразработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень  выработанности  текущих  запасов нефти превысила 50%,  в томчисле более 30%  в Тюменской  области,  70%  в  Волго-Уральской провинции  и 80%  – на Северном Кавказе.  Особенно значительновыработаны запасы на наиболее крупных  и  высокопродуктивных месторождениях,  обеспечивающих основную часть добычи нефти в России.  Вэтой связи одна из важнейших проблем – сохранение высокойпроизводительности старых районов.

   Наблюдается “старение” Волго-Уральского  района.  Его технико-экономические  стали  ниже по сравнению с прежним уровнем,  адобыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась. При “старении”ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяныхбаз.  Среди них резко выделяются  Западно – Сибирская низменность, гдевозникла главная база страны. Добыча Западно – Сибирской нефтивозрастала стремительными  темпами. В дальнейшем удельный вес этойнефтяной базы сохранится на достигнутом уровне.  Из новых нефтяных базформируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).

   Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатацииместорождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевымфонтанным способом.  Теперь  его  доля  заметно сократилась, наоборотрезко возросло значение насосного способа, с помощью которого в 1987гбыло добыто свыше 2/3 всей нефти. Оценивая в  целом  сырьевую базунефтяной промышленности России,  можно сделать вывод,  что вколичественном  отношении  она достаточна для решения текущих ипрогнозных задач по добыче нефти.  Однако качественные изменения вструктуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативноотражаться на эффективности процессов нефтеотдачи.  Разработка такихзапасов потребует применения  более  сложных и дорогостоящих техническихсредств и технологических процессов, а также применение новых болееэффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. Вусловиях  непрерывного  ухудшения  качественного  состояния сырьевойбазы отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает стратегическое значениедля стабилизации и развития процессов нефтедобычи.

1.3. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности.Главные места размещения предприятий

   Размещение предприятий  нефтеперерабатывающей  промышленности зависитот размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техникипереработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений междуресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из  недр землинефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужноочистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы,которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефтьпоступает на нефтеперерабатывающие  заводы,  которые строятся в районахпотребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает  нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо,смазочные масла),  которые непосредственно используются потребителями.Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрывунефтеперерабатывающей  промышленности  от нефтедобывающей.  Переработканефти чаще сосредотачивается  в  районах  массового  потреблениянефтепродуктов.

   Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности  к местампотребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с еетранспортировкой и хранением:

1. транспортировка нефти  всегда экономичнее перевозк

ukrreferat.com

География поставок меняется - RCC.ru

Глобальное "переформатирование" мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) оказывает существенное влияние на развитие этой отрасли в России. Прежде всего потому, что производство этого продукта в РФ сориентировано в основном на экспорт. Причем в сфере технологий производства и доставки в России преобладает импортная составляющая.

- Неопределенность, сложившаяся сегодня на рынке СПГ в России и в мире в целом, обусловлена, в первую очередь, "сланцевым выступлением" США, которые активно вступают в конкуренцию за газовые рынки. Отражением этой тенденции стала фактическая стагнация экспорта газа из РФ по трубопроводам, - уточнил "РГ" Фарес Кильзие, председатель Совета директоров "Креон Энерджи". - Потому на мировом рынке появился новый термин - "мобильность", обладатель которой значительно выигрывает у конкурента с "трубопроводным" подходом.

По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на природный газ в 2012-2035 гг. вырастет на 48 процентов, что поставит голубое топливо на второе место после нефти в мировом энергетическом балансе к 2030 году. Причем сектор СПГ станет основным драйвером глобализации газовой отрасли и торговли газопродукцией. Так, объем трубопроводных поставок газа за последние 10 лет увеличился на 45 процентов, а СПГ-торговля возросла более чем вдвое. По прогнозу концерна Shell, более 15 процентов мировых поставок газа к 2030 году будет приходиться на СПГ по сравнению с 10 процентами сегодня. При этом СПГ начинает успешно конкурировать с трубопроводным газом уже на расстояниях свыше 2,5 тысячи километров, что, в свою очередь, позволяет расширить географию поставок СПГ.

В континентальной Европе долгосрочные контракты на поставку трубопроводного газа с Россией становятся менее выгодными за счет высоких цен на "сырой" газ и всё большей доступности СПГ. По мнению многих экспертов, России надо было инициировать свои СПГ-проекты не позже второй половины 1990-х, поскольку сейчас на этом рынке и в Европе, и в Азии появляется все больше конкурентов.

Сегодня единственный действующий крупный СПГ-завод в России - это "Сахалин-2" с двумя линиями мощностью по 4,8 миллиона тонн в год. В то же время анонсированы и находятся на разной стадии реализации несколько крупномасштабных проектов - "Владивосток СПГ", "Балтийский СПГ", "Ямал СПГ", "Печора СПГ", проект "Роснефти" на Сахалине. Однако, согласно оценкам аналитиков, ранее 2019 года новых объемов СПГ из России на мировой рынок не поступит. На ближайшую перспективу наиболее актуальны в плане реализации проект "Газпрома" "Владивосток СПГ", а также проект "Роснефти", по которому уже законтрактован весь объем сжиженного газа.

Между тем снижение мировых цен на СПГ (ввиду удешевления СПГ-технологий и роста числа поставщиков) может привести к тому, что инвестиции в ряд проектов по производству СПГ станут невыгодны для российских компаний и их международных партнеров. По имеющимся оценкам, удельные капиталозатраты на ранние проекты СПГ (в Алжире, Юго-Восточной Азии, регионе Персидского залива) не превышали 200 миллионов долларов на 1 миллион тонн мощности (за исключением норвежского Snohvit и российского "Сахалин-2"). А нынешние СПГ-проекты разработаны, в среднем, с оценкой в 1,2 миллиарда долларов на 1 миллион тонн мощности. И тенденция удорожания таких проектов РФ в основном сохраняется. Поэтому новые проекты появляются быстрее, чем возможность их реализации.

Потенциал использования СПГ на отечественном внутреннем рынке очень высок за счет развития потребления газомоторного топлива, в частности бункеровочного, а также автономной газификации и применения малотоннажных СПГ и КПГ-технологий. Однако темпы внутреннего использования газа на транспорте в РФ остаются мизерными в сравнении со многими странами.

Исключение составляет, разве что, электроэнергетика, где растущую долю занимают газовые и газо-мазутные ТЭС.

- Относительно автономной газификации, поскольку речь идет преимущественно о труд-нодоступных и низкодоходных районах, затраты на строительство СПГ-комплексов должны распределяться на всех потребителей, в том числе и трубопроводного газа. Но при "рыночной" цене и без перераспределения социальной нагрузки нереально сделать малотоннажные установки для проектов автономной газификации экономически рентабельными, а газ - широко доступным для населения, - считает замначальника управления отраслевых программ "Газпром газэнергосеть" Николай Геско. Он уточнил, что постановлением правительства N 37 от 27 января 2012 г. утвержден такой принцип формирования цены на газ, когда затраты на сжижение и транспортировку СПГ относятся на оптовую его стоимость, а расходы на хранение и регазификацию закладываются в тарифы газораспределительных сетей.

- Целесообразно подготовить для Федеральной службы по тарифам пакет предложений по уточнению нормативно-правовых актов по регулированию цен и тарифов на газ, - уверена главный технолог отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива "Газпрома" Ольга Лоцманова. По ее данным, в соответствии с программой газификации регионов, "Газпром межрегионгаз" уже реализует ряд пилотных проектов автономной СПГ-газификации в Пермском и Хабаровском краях, а также в Томской области. Но, конечно, география проектов такого рода для внутрироссийского рынка пока ограничена.

Кроме того, некоторые российские СПГ-проекты вызывают ряд вопросов. По мнению Сергея Миславского, главы консалтинговой компании "Сервис ВМФ", размещение терминала Сабетта (проект "Ямал-СПГ") в запроектированном районе Ямала спорно по многим причинам:

- Ограничения по глубине для безопасного плавания крупнотоннажных судов не только на подходе к порту, но и в прилегающей 40-мильной зоне потребуют больших дноуглубительных работ. А сложные ледовые условия в период весеннего ледохода из Обской губы будут создавать предельные нагрузки на защитные гидротехнические сооружения и газовозы.

По оценке Миславского, тяжелые условия навигации в декабре-июне могут повлечь за собой ситуацию, когда одновременно 7-8 СПГ-танкеров будут зависеть от ледокольного обеспечения. Возможным решением в этом регионе, как считают аналитики, может стать создание единого Арктического Центра СПГ России на базе порта в незамерзающей Юго-Восточной части Баренцева моря. Например, в районе Индигской губы, куда с полуострова Ямал и шельфа Карского моря возможна трубопроводная поставка газа. Конечно, понадобится около 2 тысяч километров "трубы", но это дешевле, чем обеспечить круглогодичную навигацию в Карском море (т.е. в районе ямальского порта Сабетта). В итоге новые СПГ-проекты в Юго-Восточной Азии или бассейне Персидского залива вполне могут оказаться более конкурентоспособными.

rcc.ru