Греческий огонь. Греческий огонь нефть


Греческий огонь - Весло и Парус

В прошлый раз мы рассмотрели достаточно убедительный вариант реконструкции сифона для метания греческого огня, предложенный Джоном Хэлдоном. Сейчас в эту бочку меду, как полагается, подмешаем ложку дегтя (это не новый вариант зажигательной смеси, а лишь дань нашей русской традиции).

Основное допущение, которое делает в своей гипотезе Хэлдон, заключается в том, что византийцы использовали сырую нефть в качестве основы греческого огня.

Использование губок для сбора нефти с морской поверхности. Раскрашенная гравюра Jan Collaert (1566-1628) , частная коллекция.

Указание, которое мы встречаем практически во всех упоминаниях этой зажигательной смеси, – что греческий огонь перед использованием надо «приготовить», «подготовить», – Хэлдон сводит к подогреву смеси в замкнутом сосуде под давлением. Но эта операция, если ее проводить на деревянном корабле той эпохи, чревата либо взрывом контейнера со смесью, либо возникновением пожара от жаровни. Как мы уже отмечали выше, таких случаев хронисты не отмечают. Да и в авторитетных византийских и арабских источниках нет никаких указаний на такой подогрев. Если мы еще раз просмотрим приведенные выше литературные свидетельства, то обнаружим, что нагрев зажигательной смеси перед ее употреблением отмечают лишь достаточно туманные рассказы западноевропейских хронистов, а именно в манускрипте из Вольфенбюттеля:

Когда сарацины собираются на морскую войну, они сооружают печь как раз на носу своего корабля, ставят на нее медный сосуд, заполненный этими веществами, разведя огонь под ним. И один из них, изготовив бронзовую трубу, подобную той которую в народе называют squitiatoria [шприц, распылитель] и с которой играют дети, они распыляют [вещество] на врагов.

и в саге об Ингваре Путешественнике:

А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они [пираты] раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла.

Если бы не эти два отрывка, то никто бы и не предполагал необходимость нагрева зажигательной смеси перед ее употреблением. Единственным предварительным действием, которое отмечают историки того времени, являлась «подготовка» горючей смеси. Вот здесь мы и обратимся к той группе исследователей, которые считают, что в состав греческого огня входила не природная нефть, а некий предварительно очищенный ее продукт, полученный дистилляцией природного сырья. Это, конечно, не современный крекинг-процесс, но простая перегонка, известная еще с античных времен. Необходимые температуры процесса легко можно было получить на том уровне технологии, который существовал тогда в Византии. Самые легкие фракции нефти, бензины, отделяются от исходного сырья при температурах между 38° и 204°С, тогда как точка плавления меди, которую конечно же достигали металлурги того времени, составляет 1083°С. Техника дистилляции не была секретом, она использовалась еще во времена греко-римской античности (см., например, обстоятельную книгу Роберта Форбса «A Short History of the Art of Distillation»). Трудно найти причины, по которым византийцы не могли бы получать из проступающей на поверхность нефти фракции, подобные керосину, например. Так может быть процесс «подготовки» и заключался в дистилляции природной нефти?

Что нам вообще известно об использовании нефти в военных целях в тот далекий период времени?

Плиний Старший ( I в. н.э.) в «Естественной истории» пишет:

CVIII. В [сирийской провинции] Коммагене, в городе Самосате, есть пруд, извергающий воспламеняемую тину, так называемую «мальту». Попадая на что-нибудь если человек до нее дотронется твердое, она прилипает, а и [загоревшись, попробует] убежать, она преследует его. С ее помощью защищали свои стены [жители одного из городов,] который осаждал Лукулл: воины горели вместе со своим оружием. Вода только сильнее разжигает это пламя. Показано на опытах, что погасить его можно только землей.CIX. Сходна [с этим веществом] и природа нефти. Так называют вытекающую из земли около Вавилона и в парфянской области Астакене жидкость наподобие минеральных смол. С ней весьма сроден огонь, который прыжком устремляется к ней сразу, как только она окажется досягаемой. С ее помощью, как рассказывают, Медея сожгла свою соперницу: как только та приблизилась к жертвеннику, чтобы совершить жертвоприношение, ее венок был охвачен огнем.           Плиний Старший Естественная история, кн. II.

Прокопий Кесарийский (середина VI в. н.э.) так описывает использование нефти:

Казалось, что город вот-вот будет взят. Но персы придумали следующее. Деревянную башню, которая давно у них была сделана, они оставили над стенами и наполнили ее самыми воинственными из своих воинов, одев их в панцири и покрыв голову и остальное тело кожаным оружием с набитыми железными гвоздями. Наполнив сосуды серой, асфальтом и другим снадобьем, которое мидяне называют «навфа»-нефть, а эллины-«маслом Медеи», поджегши их, они стали бросать на эти машины с таранами. Они чуть было все не сгорели. Но те, которые, как я сказал, стояли рядом с этими машинами, своими шестами (о них я только что упоминал), непрерывно подхватывая сосуды, бросаемые со всех сторон, и очищая от них крышу машин,.тотчас же сбрасывали их на землю. Они начинали уже думать, что не смогут долго выдержать такую работу, так как огонь, чего только ни касался, тотчас же все сжигал, если его немедленно не сбрасывали.          Прокопий Кесарийский. Война с готами-Книга IV гл. 11

Применяемая в военных целях нефть в византийских и арабских источниках обычно называли нафта. Слово это пришло из глубины веков. В латинском языке naphtha стали использовать в сравнительно поздний период – на границе старой и новой эр, в трудах Диоскорида и Страбона. Греческое νάφθα появилось значительно раньше и было заимствовано из Персии, где произошло от nab- быть жидким и phtha – огонь.

Страбон в своей «Географии» пишет:

15. В Вавилонии в большом количестве находят асфальт. Об асфальте Эратосфен сообщает следующее: жидкий асфальт, называемый нефтью, встречается в Сусиде, а сухой, способный затвердевать — в Вавилонии. Источник сухого асфальта находится поблизости от Евфрата. При разливе этой реки во время таяния снегов источник асфальта также наполняется и изливается в реку. Здесь образуются большие асфальтовые глыбы, пригодные для постройки домов, сооружаемых из обожженного кирпича. По словам других, в Вавилонии есть и жидкий асфальт. О сухом асфальте было уже сказано, что он полезен преимущественно при постройке домов, но говорят, что плетенные из камыша лодки и обмазанные асфальтом становятся водонепроницаемыми. Жидкий асфальт, называемый нефтью, отличается странными природными свойствами: если нефть поднести близко к огню, то она загорается, а если придвинуть к огню намазанный нефтью предмет, то последний воспламеняется. Потушить водой горящую нефть нельзя (так как она начинает гореть еще сильнее), разве только очень большим количеством воды, но ее можно потушить, заглушив глиной, уксусом, квасцами и птичьим клеем. Как говорят, Александр ради опыта велел облить раба нефтью в бане, а потом поднести светильник с огнем. Тотчас пламя охватило раба, и он чуть не погиб, если бы стоящие вокруг люди, вылив на него громадное количество воды, не справились с огнем и не спасли его. По сообщению Посидония, в Вавилонии есть нефтяные источники — белой и черной нефти. Некоторые из этих источников, я имею в виду источники белой нефти, содержат жидкую серу (эти-то источники притягивают с. 690 пламя), тогда как источники черной нефти содержат жидкий асфальт, который жгут в светильниках вместо масла.          Страбон, География, Кн. XVI, 15. ( перевод Г. А. Стратановского)

Здесь появляется некая «белая нефть», о которой нам практически ничего не известно. Хочется, конечно, сразу же провести аналогии с современными «светлыми нефтепродуктами», но оснований для этого у нас нет. Плиний называет белую нефть bitumen liquidum candidum, Диоскорид – фильтрованным асфальтом (άσφαλτος πιριήθημα). Была ли «белая нефть» продуктом дистилляции обычной нефти – трудно сказать, считается, что технология этого процесса – более позднее изобретение. Но следует здесь заметить, что начальные формы этого процесса отмечаются в работах Диоскорида по созданию ароматических веществ для тогдашней парфюмерии. Видимо, приготовление «белой нефти» осуществлялось в процессе очистки, не связанной с дистилляцией. В арабском тексте 1225 года содержится рассказ о производстве «белой нефти» как с помощью фильтрования, так и путем дистилляции. Впрочем, об арабских технологиях и природе «белой нефти» мы поговорим в следующий раз.

galea-galley.livejournal.com

Что такое ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - простой ответ что это, состав, история

Греческий огонь или «Жидкий огонь» – это разрушительное зажигательное оружие, которое согласно историческим источникам было изобретено и использовалось в седьмом веке и позже. Данная горючая смесь получила свое название в честь византийских греков, которые особенно любили его использовать в битвах. Помимо них, данное оружие довольно часто использовалось арабами, китайцами и монголами. Это оружие было чрезвычайно разрушительным. Оно вселяло страх в сердца врагов и эффективно уничтожало живую силу противника, корабли, укрепления и другие виды вооружения.

 

Греческий огонь – состав.

 

Интересным фактом, является то, что формула греческого огня была настолько секретной, что она быстро затерялась, и на данный момент никто точно не знает истинного состава смеси. Согласно историческим упоминаниям, мы можем себе представить, что греческий огонь был чем-то схожим на современный напалм. То есть, это была чрезвычайно горючая смесь, которую практически невозможно было потушить. Она легко горела на поверхности воды и попытки потушить ее той же водой, заставлял огонь расти еще больше, что также делает отсылку к «термиту».

 

 

Вероятная формула греческого огня.

 

Учитывая доступность ингредиентов в ту эпоху, можно предположить, что основными компонентами для создания греческого огня были:

  • Нефть;
  • Масляные смеси;
  • Негашеная известь;
  • Битум;
  • Сера;
  • Смола;
  • Селитра.

 

Данные ингредиенты используются в современных взрывчатых веществах, что свидетельствует об их силе. И к тому же, они были доступны и известны как минимум ограниченному кругу человечества в этот период истории. Развитие греческого огня, вероятно, тесно связано с алхимией, древним предшественником современной химии.

В современных условиях проводились попытки воссоздать эту разрушительную смесь с применением доступных тогда компонентов, но увы все они провалились.

 

Греческий огонь – эффективность и использование в бою.

 

Как можно себе представить, данная горючая смесь была чрезвычайно эффективным и страшным оружием. Греки, в своей тактике морских боев, часто поджигали пустые корабли при помощи «живого огня» и отправляли их по курсу противника, что в итоге поджигало вражеский флот. Помимо этого, существовали зажигательные бомбы, которые могли быть запущены при помощи катапульты. Так же, в то время существовали некоторые аналоги современных огнеметов. Предположительно смесь перед подачей в шланги огнемета подогревалась в специальных котлах. Так как, использование и хранение данного оружия было занятием чрезвычайно опасным, солдаты работающие с ним, носили специальные защитные кожаные доспехи. Корабли, на которых греческий огонь перевозился, были обработаны различными средствами типа смесей уксуса и тальком, что делало их в некотором роде огнеустойчивыми.

 

 

Многие очевидцы применения данного оружия, писали о нем с великим страхом и уважением. Это зажигательное оружие, в значительной степени способствовало ряду византийских военных побед. В некотором роде, греческий огонь стал настолько разрушительным оружием первого тысячелетия, как атомное оружие во втором тысячелетии.

chto-takoe.net

Греческий огонь — Википедия

Гре́ческий ого́нь (или жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ) — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была использована византийцами в морских битвах.

История и применение

Прототип «греческого огня» появился предположительно в 190 до н. э., когда он был применён при защите острова Родос. Но ещё в 424 году до н. э. в сухопутном сражении при Делии древнегреческими воинами из полого бревна выпускалась некая зажигательная смесь, состоявшая из сырой нефти, серы и масла[1].

Раннехристианский автор III века н. э. Секст Юлий Африкан в своей энциклопедии «Узоры» (греч. Κεστοί), составленной для императора Александра Севера, рассказывает о «мидийском водном огне», который изготовляли, в частности, из битума, серы, золы, горной соли, пирита, «громового камня» и пр., и метали при помощи снарядов, напоминавших позднейшие гранаты[2].

Собственно «греческий огонь» изобретён был в 673 году инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя (современный Баальбек в Ливане), который, по-видимому, сконструировал специальное метательное устройство — «сифон» — для метания зажигательной смеси. Каллиник бежал в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.

Установка с «греческим огнём» представляла собой медную трубу — «сифон», через который с грохотом извергалась жидкая смесь. В качестве выталкивающей силы использовался сжатый воздух, или мехи наподобие кузнечных.

Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25—30 м, поэтому изначально «греческий огонь» использовался только во флоте, где представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, «греческий огонь» ничем нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на поверхности воды. Впервые сифоны с «греческим огнём» были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:

в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнём, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.

Если на суше войска византийцев терпели поражения от арабов, то на море «греческий огонь» давал превосходство византийскому флоту над противником. Благодаря ему в 718 году была одержана крупная морская победа над арабами. В 941 году византийцы с помощью «греческого огня» разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. «Греческий огонь» применялся против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202—1204).

Византийский император Лев VI Мудрый в своей «Тактике» (кон. IX в.) сообщает:

Мы владеем различными средствами — как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем... Помещайте также спереди на носу корабля сифон в бронзе, чтобы метать огонь на врагов...

[3]

Секрет приготовления «греческого огня», называвшегося также «огнём Каллиника», хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт его изготовления был утерян. Известно, что нефть для огня с XI века добывалась на Таманском полуострове. В 1106 году «греческий огонь» был применён против норманнов во время осады Дураццо (Диррахия). В XII веке «греческий огонь» известен был уже и англичанам, так как англы издавна несли службу в Византии в составе т. н. «варяжской гвардии».

Осадная машина забрасывает замок бочками с греческим огнём, XIII век. Гравюра из «Harper’s Magazine», 1869 год

«Греческий огонь» также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые исследователи, анализируя русские летописи, делают выводы, что «греческий огонь» был знаком русичам и половцам. По некоторым сведениям «греческий огонь» был на вооружении у армии Тамерлана.

Последнее упоминание об использовании «греческого огня» относится к осаде Константинополя в апреле-мае 1453 года войсками турецкого султана Мехмеда II Фатиха. Тогда у входа в бухту Золотой Рог подошедшие с острова Хиос 4 генуэзских корабля и один византийский сумели с помощью него разгромить османский флот из 150 судов; причем потери турок составили около 12 000 человек[4].

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.

Видео по теме

Изготовление

Ручные гранаты с греческим огнём и чеснок арсенала Ханьи, X и XII века Использование cheirosiphōn ("ручной-siphōn"), портативный огнемет, используется от верхнего ходового мостика против замка. Иллюминация Полиоркетики. Деталь cheirosiphōn

Точный состав греческого огня неизвестен, так как в исторических документах названия веществ не всегда точно идентифицированы. Так, в русских переводах-описаниях слово «сера» могло означать любое горючее вещество, в том числе и жир. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе.

В «Огненной книге» Марко Греко (IX в.) приводится такой состав греческого огня: «1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнём». Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался «неизвестный ингредиент».

«Греческий огонь» являлся скорее психологическим оружием: опасаясь его, вражеские корабли старались держаться на расстоянии от кораблей византийцев. Сифон с «греческим огнём» устанавливался, как правило, на носу или корме корабля. Иногда огненную смесь забрасывали на вражеские корабли в бочках: существуют упоминания о том, что в результате неосторожного обращения с «греческим огнём» часто загорались и сами византийские корабли.

Поиски секрета греческого огня

Над раскрытием секретных компонентов смеси работали многие алхимики и, позднее, учёные. Одним из таких исследователей был француз Дюпре, который в 1758 году объявил о том, что открыл секрет «греческого огня». Были проведены испытания около Гавра, в результате которых был сожжён деревянный шлюп, находившийся на большом расстоянии в открытом море. Король Людовик XV, впечатлённый и испуганный действием этого оружия, выкупил у Дюпре все его бумаги и уничтожил их.

В середине XIX века, после начала освоения Китая, было открыто, что состав «греческого огня» близок к китайским зажигательным веществам, содержащим в большом количестве селитру, и известным с первого тысячелетия до н. э.

Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта. Также «греческий огонь» является прототипом «дикого огня» в фэнтезийной саге «Песнь льда и Огня».

Воспоминания очевидцев

Красочное описание уничтожения флота киевского князя Игоря византийцами с помощью «греческого огня» в 941 году дает Лиутпранд Кремонский:

«Царю донесли, что сохранилось еще 15 поломанных хеландрий, которые за ветхостью были брошены. Услышав об этом, царь поспешил призвать к себе опытных строителей кораблей и сказал им: „Постарайтесь без промедления исправить оставшиеся хеландрий, но с условием, чтобы огонь был расположен не только на носу, откуда его пускают, но и на корме и на обоих боках". По изготовлении хеландрий, сообразно приказу царя, последний приказывает выступить против Игоря. Когда корабли отправились и Игорь увидал их на море, то он приказал своим воинам взять их в плен, но не убивать воинов... В это время бурная погода сменилась на тихую, и грекам стало возможно бросать огонь. Вошедши в середину, они пустили огонь повсюду вокруг себя. Увидевши это, русские тотчас стали бросаться в воду, предпочитая скорее утонуть, чем быть сожженными огнем. Иные в тяжелых доспехах и со щитами поплыли к берегу, но, плывя, многие утонули, и никто из них в тот день не спасся, а только те, которые вышли на берег...»

[5]

В «Саге об Ингваре Путешественнике» рассказывается о применении «греческого огня» против флота викингов речными пиратами в 1041-1042 годах:

«Юльв ответил, что... на этой реке... прячутся разбойники на больших кораблях, прикрывают они свои корабли камышом, чтобы люди приняли их за острова, и есть у них всякое оружие и метательный огонь, и они больше губят людей огнем, чем оружием... Они поплыли... до того места, где река разделяется на рукава, и видят они, что 5 островов передвигаются и направляются к ним... А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла. А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями...»

[6]

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода (1248-1254), содержат описания действия «греческого огня»:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

См. также

Примечания

Литература

  • Греческий огонь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ардашев А.Н. гл.3. Греческий огонь — неразгаданная тайна веков. // Огнемётно-зажигательное оружие. Иллюстрированный справочник. — Агинское, Балашиха: АСТ, Астрель, 2001. — 288 с. — (Военная техника). — 10 100 экз. — ISBN 5-17-008790-X.
  • Арендт В. В. Греческий огонь (техника огневой борьбы до появления огнестрельного оружия) // Архив истории науки и техники. — М., 1936. — Серия 1. — Вып. 9.
  • Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя). — СПб.: Евразия, 2014. — 592 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-078-9.
  • Носов К. С. Осадная техника. Античность и средневековье. — М.: Эксмо, 2010. — 328 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-42199-2.
  • Partington J. R. A Histopy of Greek Fire and Gunpowder. Introduction by Bert S. Hall. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999. — P. 381. — ISBN 0-8018-5954-9.

Ссылки

wikipedia.green

Греческий огонь — Википедия

Гре́ческий ого́нь (или жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ) — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была использована византийцами в морских битвах.

История и применение

Прототип «греческого огня» появился предположительно в 190 до н. э., когда он был применён при защите острова Родос. Но ещё в 424 году до н. э. в сухопутном сражении при Делии древнегреческими воинами из полого бревна выпускалась некая зажигательная смесь, состоявшая из сырой нефти, серы и масла[1].

Раннехристианский автор III века н. э. Секст Юлий Африкан в своей энциклопедии «Узоры» (греч. Κεστοί), составленной для императора Александра Севера, рассказывает о «мидийском водном огне», который изготовляли, в частности, из битума, серы, золы, горной соли, пирита, «громового камня» и пр., и метали при помощи снарядов, напоминавших позднейшие гранаты[2].

Собственно «греческий огонь» изобретён был в 673 году инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя (современный Баальбек в Ливане), который, по-видимому, сконструировал специальное метательное устройство — «сифон» — для метания зажигательной смеси. Каллиник бежал в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.

Установка с «греческим огнём» представляла собой медную трубу — «сифон», через который с грохотом извергалась жидкая смесь. В качестве выталкивающей силы использовался сжатый воздух, или мехи наподобие кузнечных.

Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25—30 м, поэтому изначально «греческий огонь» использовался только во флоте, где представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, «греческий огонь» ничем нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на поверхности воды. Впервые сифоны с «греческим огнём» были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:

в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнём, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.

Если на суше войска византийцев терпели поражения от арабов, то на море «греческий огонь» давал превосходство византийскому флоту над противником. Благодаря ему в 718 году была одержана крупная морская победа над арабами. В 941 году византийцы с помощью «греческого огня» разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. «Греческий огонь» применялся против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202—1204).

Византийский император Лев VI Мудрый в своей «Тактике» (кон. IX в.) сообщает:

Мы владеем различными средствами — как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем... Помещайте также спереди на носу корабля сифон в бронзе, чтобы метать огонь на врагов...

[3]

Секрет приготовления «греческого огня», называвшегося также «огнём Каллиника», хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт его изготовления был утерян. Известно, что нефть для огня с XI века добывалась на Таманском полуострове. В 1106 году «греческий огонь» был применён против норманнов во время осады Дураццо (Диррахия). В XII веке «греческий огонь» известен был уже и англичанам, так как англы издавна несли службу в Византии в составе т. н. «варяжской гвардии».

Осадная машина забрасывает замок бочками с греческим огнём, XIII век. Гравюра из «Harper’s Magazine», 1869 год

«Греческий огонь» также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые исследователи, анализируя русские летописи, делают выводы, что «греческий огонь» был знаком русичам и половцам. По некоторым сведениям «греческий огонь» был на вооружении у армии Тамерлана.

Последнее упоминание об использовании «греческого огня» относится к осаде Константинополя в апреле-мае 1453 года войсками турецкого султана Мехмеда II Фатиха. Тогда у входа в бухту Золотой Рог подошедшие с острова Хиос 4 генуэзских корабля и один византийский сумели с помощью него разгромить османский флот из 150 судов; причем потери турок составили около 12 000 человек[4].

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.

Видео по теме

Изготовление

Ручные гранаты с греческим огнём и чеснок арсенала Ханьи, X и XII века Использование cheirosiphōn ("ручной-siphōn"), портативный огнемет, используется от верхнего ходового мостика против замка. Иллюминация Полиоркетики. Деталь cheirosiphōn

Точный состав греческого огня неизвестен, так как в исторических документах названия веществ не всегда точно идентифицированы. Так, в русских переводах-описаниях слово «сера» могло означать любое горючее вещество, в том числе и жир. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе.

В «Огненной книге» Марко Греко (IX в.) приводится такой состав греческого огня: «1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнём». Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался «неизвестный ингредиент».

«Греческий огонь» являлся скорее психологическим оружием: опасаясь его, вражеские корабли старались держаться на расстоянии от кораблей византийцев. Сифон с «греческим огнём» устанавливался, как правило, на носу или корме корабля. Иногда огненную смесь забрасывали на вражеские корабли в бочках: существуют упоминания о том, что в результате неосторожного обращения с «греческим огнём» часто загорались и сами византийские корабли.

Поиски секрета греческого огня

Над раскрытием секретных компонентов смеси работали многие алхимики и, позднее, учёные. Одним из таких исследователей был француз Дюпре, который в 1758 году объявил о том, что открыл секрет «греческого огня». Были проведены испытания около Гавра, в результате которых был сожжён деревянный шлюп, находившийся на большом расстоянии в открытом море. Король Людовик XV, впечатлённый и испуганный действием этого оружия, выкупил у Дюпре все его бумаги и уничтожил их.

В середине XIX века, после начала освоения Китая, было открыто, что состав «греческого огня» близок к китайским зажигательным веществам, содержащим в большом количестве селитру, и известным с первого тысячелетия до н. э.

Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта. Также «греческий огонь» является прототипом «дикого огня» в фэнтезийной саге «Песнь льда и Огня».

Воспоминания очевидцев

Красочное описание уничтожения флота киевского князя Игоря византийцами с помощью «греческого огня» в 941 году дает Лиутпранд Кремонский:

«Царю донесли, что сохранилось еще 15 поломанных хеландрий, которые за ветхостью были брошены. Услышав об этом, царь поспешил призвать к себе опытных строителей кораблей и сказал им: „Постарайтесь без промедления исправить оставшиеся хеландрий, но с условием, чтобы огонь был расположен не только на носу, откуда его пускают, но и на корме и на обоих боках". По изготовлении хеландрий, сообразно приказу царя, последний приказывает выступить против Игоря. Когда корабли отправились и Игорь увидал их на море, то он приказал своим воинам взять их в плен, но не убивать воинов... В это время бурная погода сменилась на тихую, и грекам стало возможно бросать огонь. Вошедши в середину, они пустили огонь повсюду вокруг себя. Увидевши это, русские тотчас стали бросаться в воду, предпочитая скорее утонуть, чем быть сожженными огнем. Иные в тяжелых доспехах и со щитами поплыли к берегу, но, плывя, многие утонули, и никто из них в тот день не спасся, а только те, которые вышли на берег...»

[5]

В «Саге об Ингваре Путешественнике» рассказывается о применении «греческого огня» против флота викингов речными пиратами в 1041-1042 годах:

«Юльв ответил, что... на этой реке... прячутся разбойники на больших кораблях, прикрывают они свои корабли камышом, чтобы люди приняли их за острова, и есть у них всякое оружие и метательный огонь, и они больше губят людей огнем, чем оружием... Они поплыли... до того места, где река разделяется на рукава, и видят они, что 5 островов передвигаются и направляются к ним... А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла. А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями...»

[6]

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода (1248-1254), содержат описания действия «греческого огня»:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

См. также

Примечания

Литература

  • Греческий огонь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ардашев А.Н. гл.3. Греческий огонь — неразгаданная тайна веков. // Огнемётно-зажигательное оружие. Иллюстрированный справочник. — Агинское, Балашиха: АСТ, Астрель, 2001. — 288 с. — (Военная техника). — 10 100 экз. — ISBN 5-17-008790-X.
  • Арендт В. В. Греческий огонь (техника огневой борьбы до появления огнестрельного оружия) // Архив истории науки и техники. — М., 1936. — Серия 1. — Вып. 9.
  • Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя). — СПб.: Евразия, 2014. — 592 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-078-9.
  • Носов К. С. Осадная техника. Античность и средневековье. — М.: Эксмо, 2010. — 328 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-42199-2.
  • Partington J. R. A Histopy of Greek Fire and Gunpowder. Introduction by Bert S. Hall. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999. — P. 381. — ISBN 0-8018-5954-9.

Ссылки

www.wikipedia.green

Греческий огонь, история боевого применения.

Где-то было сказано, что военные секреты из всех – наиболее мимолетны. Тем не менее, в древности был один, сведения о котором хорошо сохранились, но сам секрет так и остался в древности. Это секрет состава «греческого огня», чудо оружия древнего мира. Решение этой загадки явило собой, на сегодняшний день, многочисленные теории для объяснения этого феномена. Я же попытаюсь провести разбор одной наиболее достоверной гипотезы, мне кажущейся, будущей наиболее достоверной.

Первое использование греческого огня.

Первое известное использование греческого огня записано в византийских хрониках, как возникшие в конце 7 века н.э. Феофан (811 – 815 годах н.э.) в своей «Хронографии» рассказывает об этом событии примененным в ходе семилетней осады Константинополя. Тогда, император Константинос IV, который царствовал с 668 – 685 годах н.э. привел римские силы против арабов во главе с Язидом, сына халифа Сирии. По мнению Феофана (и в соответствии с легендами), изобретатель по имени Каллиник (который, несомненно, также был химиком) изобрел греческий огонь и научил римлян его использовать, чтобы применять в борьбе с превосходящими силами флота арабов.

Битва, которая состоялась, около 671 года н.э., в которой небольшой римский флот значительно уступал силами флота халифа. Римляне, применили появившееся новое чудо оружие. Их корабли были оборудованы «сифонами» (трубами, через которую жидкость извергала огонь). Результаты были разрушительными, а греческий огонь охватил не только арабский флот, но и окружающие воды. Арабы нашли греческий огонь неугасимым, в борьбе с ним не помогала ни вода, ни песок, и в результате их флот был уничтожен.

Константинос VII говорил, что Каллиник, который бежал из города Гелиополя к римлянам, изобрел искусство применения жидкого огня через сифоны, но, он подразумевал, что не Калинник был изобретателем греческого огня, но он был тем, кто нашел лучший способ применения его в войне. Константинос VII приписывал происхождение «греческого огня» Константину Великому, говоря, что тайна «греческого огня» была дана тому ангелом. И что «де, передавая его (секрет) другим людям он был поражен анафемой, общаясь с ними, ангел ударил его молнией».

Из-за ангельской природы греческого огня, самые ранние химики называли его «божественным искусством». Название труб, «сифон» используется для описания «двойного действия форс-насоса или пожарной машины, изобретенной Ктесибиосом и улучшенной Героном». Кроме того, слово «сифон» означает водяной насос для тушения огня, и также может означать «согнутую трубку для передачи жидкостей, через которую вода вынуждена извергаться, как фонтан».

Устройства по применению греческого огня.

Несомненно, на судах, этот «насос» был подключен к металлической трубе, к которой «греческий огонь» подводился через гибкие трубки, через которые жидкость заливали в земляные горшки. И данное устройство было описано в книге испанского мусульманского врача по хирургии, датируемой 1013 годом. Устройство представляло собой вид цилиндрического шприца с поршнем.

Сифон, используемый на борту судна, однако, был сделан из дерева с внутренней вставкой из литой бронзы. Оно устанавливалось на ложном этаже под палубой судна и могло быть направлены влево, вправо, вверх (в любую сторону и направление) так, чтобы жидкий огонь мог быть либо направлен на вражеский корабль или в лица атакующих войск. Византийские галеры, корабли с экипажами от 120 до 160 человек, были оснащены этими трубками для применения «греческого огня».

«На каждой из византийских галер, в носовой части, заканчивающейся головой льва или другого зверя (часто дракона), была установлена позолоченная трубка из латуни или железа. Когда пасть льва открывалась, и этот открытый рот извергал страшный пожар, направляемый солдатами с помощью гибкого аппарата».

История боевого применения греческого огня.

«Греческий огонь» был использован при отражении вторжения в Константинополь князя Игоря в 941 году нашей эры. В той битве, русская флотилия из нескольких тысяч кораблей потерпела поражение от 15-ти галер, которые кидали во все стороны жидкий огонь. И русские, чтобы не сгореть бросались в воду. Те из них, кто был отягощен доспехами, тонули, а те, кто умел плавать умер от воздействия огня.

«Греческий огонь» был также использован при осаде Дураццо в 1108 году, когда норманны под водительством Боэмунда пытались минировать стены, а византийцы в качестве ответных контрмер сжигали их, когда они достигли стен. Анна Комнина, дочь императора Алексея I Комнина, описывала битву между греками и жителями города Пизы в районе острова Родос в 1103 году.

«Вражеский корабль протаранил наш на корме, но на него был направлен огонь. Почувствовавшие го воздействия пизанцы бежали, не имея никакого опыта в противодействии этому устройству. Интересно, что огонь, который горит на лету, как правило, может направляться вверх, может быть направлен вниз или как необходимо в любую сторону в соответствии с волей инженера, который управляет им».

В момент жизни Анны Комнин, один из вариантов «греческого огня» считался византийской государственной тайной. Анна описывает состав зажигательной смеси и ее применение следующим образом: «Этот огонь они делали следующим искусным образом. Из сосны и некоторых вечнозеленых деревьев, добывались легковоспламеняющиеся смолы. Их высушивали и перетирали с серой, после чего этим составом наполняли полости тростника. Воины использовали эти трубки особым образом. Особым порядком они запускали эти трубки, поджигая их с одной стороны. Трубки испускали много света и падали огненным вихрем на лицах врагов».

В то же время, сарацины, которые были так удивлены и ужасно избиты из-за применения греческого чуда оружия во время их осады Константинополя, тоже стали хорошо знакомы с «греческим огнем» и использовать его против крестоносцев в Сирии и Египте. «Греческий огонь» использовался ими в специальных «нефтяных войсках» мусульманской армии, представлявшими собой корпус лучников, носившими огнеупорные костюмы и бросавшими во врагов в битве зажигательные материалы.

Один инженер, Ибн-Джабир Аль-Maнжаиг, оставил незавершенной книгу по искусству ведения войны, показывая, что арабы были очень хорошо знакомы с нефтью.

В войну, метод атаки крепости состоял в заполнении рва или ров, окружающих крепость камнями, баллистами, а затем подкатки к стенам высокой деревянной башни, близкой по высоте к стенам крепости. В верхней части башни был навесной подъемный мост, который был спускаем на стену и через этот мост крестоносцы штурмовали крепости, скрываемые в башне и готовые к ведению рукопашного бой. Этот метод был использован норманном Робертом Жискаром в нападении на византийскую армию под командованием Палеолога при Диррахий в 1082 году.

«… Норманнская башня, построенная из древесины судов, которые были выведены из строя венецианцами, имела внутри широкую лестницу и 500 военнослужащих в полном вооружении. Во время строительства башни, осажденные подготовили на своей стене несколько сюрпризов, возбуждаемые презрением норманнов.

Огромная башня была продвинута вперед по наклонной плоскости и деревянным мосткам до стены. Рамки на стене опускаются, и на стену ложится разводной мост твердо против структуры, ранее закрывавший башню, как дверью. В тот же миг огромное количество зажигательного вещества выливается от стен на самый верх деревянной башни, которая в результате была быстро охвачена пламенем и дымом. Башня, с его содержимым рухнула, удар имел своего достижения, и работа разрушения завершается …».

Знаменитая осада Акко в третьем крестовом походе (1190 – 1191 годы) описывается Ибн аль-Алатху следующим образом:

«Человек из Дамаска, чтобы обмануть христиан, прежде велел бросать горшки с нефтью и других вещей, не возгорающихся, против одной из башен, которые не давали требуемого эффекта. Христиане, в полной уверенности, поднимались с триумфом на высшие ступени башни. Человек из Дамаска, ожидая, пока содержимое кастрюль не впиталось в башню, и в нужный момент бросил на него хорошо горящий горшок. Сразу вспыхнул пожар по всей башне. Огонь развивался так быстро, что христианам не хватало времени, чтобы сбежать вниз и они, и их оружие было уничтожено. Две другие башни были разрушены таким же методом».

Греческий огонь был использован во время Третьего крестового похода против венецианцев в Константинополе, во время Пятого крестового похода, во время осады Дамиетте (в 1208 году), и против французских войск короля Людовика IX (в Сент-Луисе).

А также во время осады Мансура в дельте Нила в 1249 году. Греческий огонь был также использован, наряду с порохом и пушками, при осаде Константинополя в 1453 году, когда турки использовали тяжелое орудие (калибром более трех футов) бросающие каменные ядра весом около 600 фунтов (272,16 кг). Турецкие осадные башни, в соответствии с практикой предыдущих штурмов, были защищены тройным покрытием кожей буйволов, но были сожжены греческим огнем во время осады, но Константинополь пал так же, как и сама Византийская империя.

Секрет производства греческого огня.

Точный состав греческого огня остается неизвестным, посей день. Перед первым использованием в седьмом веке, другие зажигательные материалы были использованы в войне и их историки часто путают с термином греческого огня. Среди них:

  • Сжиженная нефть, из нефтяных скважин в Ираке или Керкут (в долине Тигра, древней Ассирии). Вероятно, нефть использовалась вместе с горящей серой у древних ассирийцев. Для греческих и поздних времен народов, нефтяные скважины Артемиды и берегов Каспийского моря были доступны.
  • Жидкость, используемая греками около 430 года до нашей эры, с огневых кораблей применяя зажигательные стрелы.
  • Огневые смеси из смолы и серы, используемые греками из 424 году до нашей эры.
  • Смесь негашеной извести и серы, разжигаемой при контакте с водой (186 год до нашей эры).
  • Смесь негашеной извести и серы с другими легковоспламеняющимися материалами, такими как битум, смолы, нефть и другие. Разжигаемые при контакте с водой.

Джордж Партингтон вывел центральный тезис в отношении греческого огня (в его книге об истории греческого огня и пороха), что основным его ингредиентом является нефть, так как греческий огонь всегда описывается как жидкость или полужидкость. Жидким огнем также называли зажигательное масло.

«Ромокки понял, что бензин будет очень эффективным зажигательным составом, если применять с помощью насосов, и, поскольку Юлий Африкан говорил о «природной нефти» должен был искусственный (дистиллированная) вид, но он думал, что это было, вероятно, смешивая бензин с твердыми материалами. Рецепт дающейся Анной Комниной показывает, что твердые частицы были сосновой смолой и серой, но важный компонент, которым являлся бензин, она намеренно опускает. Негашеная известь не будет подходящим материалом и никогда не упоминается в качестве компонента греческого огня.

Бензин, полученный путем перегонки, может быть спроецирован на сжигание, либо распылялся, а также мог применяться в качестве зажигательной стрелы и для освещения. Несмотря на то, что он будет плавать на поверхности воды, но он по-прежнему будет гореть на воде. Увеличении эффективной дальности и стабильность пламени может быть достигнуто путем утолщения исходящей струи жидкости, даже не обязательно в той степени, чтобы производить пасту путем растворения в бензине смолы или иного твердого горючего».

Короче говоря, все свойства и эффекты греческого огня и всех прочих огней, а также описания всех методов их получения и использования, согласуются с тезисом Партингтоном в: «Дистилляция описываемая испано-арабским врачом Aбу-аль-Касимом (1013 и 1107)». И это описание можно было бы легко адаптировать к созданию бензина. До этого, знание это пришло из Египта в Сирию и, возможно, стало известно там Каллиником. И от туда же стало известно в Константинополе.

Очень вероятно, то, что в основе первой греческого огня был жидкая исправленная нефть или летучий бензин. Бензин ведет себя не очень эффективно в пламени проекторов (описываемых выше в виде насосов), так как его струи рассеивается слишком быстро. Но желе, путем растворения в нем смолистых веществ или серы, получало особую смесь, в сочетании с механическими средствами применения его, вместе составляли большое достижение химической инженерии.

Оман, в попытке собрать воедино пестрые воспоминания византийских писателей, пришел к выводу, что греческий огонь был: «полужидким веществом, состоящим из серы, растворенной селитры и вываренной нефти. Вместе с добавленными и смешанными с некоторыми менее важными и более неясными веществами». Если в этом описании опустить селитру, то получится не плохое описание греческого огня.

Вывод

История, возможно, сохранит в тайне греческий огонь для различных точек зрения. Общий мировой историк может рассматривать его в качестве изобретения, влиявшего на само существование наций или группы стран. Историк науки может рассматривать его чисто как одну из мелочей древности, изобретение с небольшим использованием сегодня, но не более чем, как в сноске по тексту.

Историк технологий может рассматривать его в свете его применения и изобретения устройства, помогающие ему произвести необходимый эффект. И, наконец, военный историк может его рассматривать, как элемент взрывного устройства и топлива, артиллерийского оружия используемого для защиты и нападения, которое благодаря тщательной безопасности и эффективной защите от разведки противника, отошло на второй план времени и остается предметом догадок и чудом для сегодняшнего дня.

sgs-mil.org

Греческий огонь Википедия

Гре́ческий ого́нь (или жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ) — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была использована византийцами в морских битвах.

История и применение

Прототип «греческого огня» появился предположительно в 190 до н. э., когда он был применён при защите острова Родос. Но ещё в 424 году до н. э. в сухопутном сражении при Делии древнегреческими воинами из полого бревна выпускалась некая зажигательная смесь, состоявшая из сырой нефти, серы и масла[1].

Раннехристианский автор III века н. э. Секст Юлий Африкан в своей энциклопедии «Узоры» (греч. Κεστοί), составленной для императора Александра Севера, рассказывает о «мидийском водном огне», который изготовляли, в частности, из битума, серы, золы, горной соли, пирита, «громового камня» и пр., и метали при помощи снарядов, напоминавших позднейшие гранаты[2].

Собственно «греческий огонь» изобретён был в 673 году инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя (современный Баальбек в Ливане), который, по-видимому, сконструировал специальное метательное устройство — «сифон» — для метания зажигательной смеси. Каллиник бежал в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.

Установка с «греческим огнём» представляла собой медную трубу — «сифон», или сифонофор, через который с грохотом извергалась жидкая смесь. В качестве выталкивающей силы использовался сжатый воздух, или мехи наподобие кузнечных. Позже появилось портативное ручное устройство для метания — хейросифон (cheirosiphōn).

Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25—30 м, поэтому изначально «греческий огонь» использовался только во флоте, где представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, «греческий огонь» ничем нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на поверхности воды. Впервые сифоны с «греческим огнём» были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:

в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнём, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.

Если на суше войска византийцев терпели поражения от арабов, то на море «греческий огонь» давал превосходство византийскому флоту над противником. Благодаря ему в 718 году была одержана крупная морская победа над арабами. В 941 году византийцы с помощью «греческого огня» разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. «Греческий огонь» применялся против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202—1204).

Византийский император Лев VI Мудрый в своей «Тактике» (кон. IX в.) сообщает:

Мы владеем различными средствами — как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем... Помещайте также спереди на носу корабля сифон в бронзе, чтобы метать огонь на врагов...

[3]

Секрет приготовления «греческого огня», называвшегося также «огнём Каллиника», хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт его изготовления был утерян. Известно, что нефть для огня с XI века добывалась на Таманском полуострове. В 1106 году «греческий огонь» был применён против норманнов во время осады Дураццо (Диррахия). В XII веке «греческий огонь» известен был уже и англичанам, так как англы издавна несли службу в Византии в составе т. н. «варяжской гвардии».

По мнению польского археолога Владислава Филиповяка, директора Национального музея г. Щецина, «греческий огонь», упоминаемый Адамом Бременским в славянском городе Юмна (Винета) в XI веке, мог быть заимствован балтийскими славянами из Византии или Руси[4].

Осадная машина забрасывает замок бочками с греческим огнём, XIII век. Гравюра из «Harper’s Magazine», 1869 г.

«Греческий огонь» также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые исследователи, анализируя русские летописи, делают выводы, что «греческий огонь» был знаком русичам и половцам. По некоторым сведениям «греческий огонь» был на вооружении у армии Тамерлана.

Последнее упоминание об использовании «греческого огня» относится к осаде Константинополя в апреле-мае 1453 года войсками турецкого султана Мехмеда II Фатиха. Тогда у входа в бухту Золотой Рог подошедшие с острова Хиос 4 генуэзских корабля и один византийский сумели с помощью него разгромить османский флот из 150 судов; причем потери турок составили около 12 000 человек[5].

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.

Изготовление

Ручные гранаты с греческим огнём и чеснок арсенала Ханьи, X и XII века Использование ручного хейросифона (cheirosiphōn) с верхнего ходового мостика при осаде крепости. Миниатюра рукописи Полиоркетики. Деталь хейросифона (cheirosiphōn). Фрагмент миниатюры рукописи Полиоркетики.

Точный состав греческого огня неизвестен, так как в исторических документах названия веществ не всегда точно идентифицированы. Так, в русских переводах-описаниях слово «сера» могло означать любое горючее вещество, в том числе и жир. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе.

В «Книге огней для сжигания врагов» (англ.)русск. (Liber ignium ad comburendos hostes), написанной около 1250 года[6], или в конце XIII века[7] неким Марком Греком, приводится такой состав «греческого огня»: «1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнём». Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался «неизвестный ингредиент».

«Греческий огонь» являлся скорее психологическим оружием: опасаясь его, вражеские корабли старались держаться на расстоянии от кораблей византийцев. Сифон с «греческим огнём» устанавливался, как правило, на носу или корме корабля. Иногда огненную смесь забрасывали на вражеские корабли в бочках: существуют упоминания о том, что в результате неосторожного обращения с «греческим огнём» часто загорались и сами византийские корабли.

Поиски секрета греческого огня

Над раскрытием секретных компонентов смеси работали многие алхимики и, позднее, учёные. Одним из таких исследователей был француз Дюпре, который в 1758 году объявил о том, что открыл секрет «греческого огня». Были проведены испытания около Гавра, в результате которых был сожжён деревянный шлюп, находившийся на большом расстоянии в открытом море. Король Людовик XV, впечатлённый и испуганный действием этого оружия, выкупил у Дюпре все его бумаги и уничтожил их.

В середине XIX века, после начала освоения Китая, было открыто, что состав «греческого огня» близок к китайским зажигательным веществам, содержащим в большом количестве селитру, и известным с первого тысячелетия до н. э.

Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта. Также «греческий огонь» является прототипом «дикого огня» в фэнтезийной саге «Песнь Льда и Огня», экранизированной американским телеканалом HBO в виде телесериала «Игра престолов» (2011-2017).

Воспоминания очевидцев

Красочное описание уничтожения флота киевского князя Игоря византийцами с помощью «греческого огня» в 941 году дает Лиутпранд Кремонский:

«Царю донесли, что сохранилось еще 15 поломанных хеландрий, которые за ветхостью были брошены. Услышав об этом, царь поспешил призвать к себе опытных строителей кораблей и сказал им: „Постарайтесь без промедления оставшиеся хеландрий, но с условием, чтобы огонь был расположен не только на носу, откуда его пускают, но и на корме и на обоих боках". По изготовлении хеландрий, сообразно приказу царя, последний приказывает выступить против Игоря. Когда корабли отправились и Игорь увидал их на море, то он приказал своим воинам взять их в плен, но не убивать воинов... В это время бурная погода сменилась на тихую, и грекам стало возможно бросать огонь. Вошедши в середину, они пустили огонь повсюду вокруг себя. Увидевши это, русские тотчас стали бросаться в воду, предпочитая скорее утонуть, чем быть сожженными огнем. Иные в тяжелых доспехах и со щитами поплыли к берегу, но, плывя, многие утонули, и никто из них в тот день не спасся, а только те, которые вышли на берег...»

[8]

В «Саге об Ингваре Путешественнике» рассказывается о применении «греческого огня» против флота викингов речными пиратами в 1041-1042 годах:

«Юльв ответил, что... на этой реке... прячутся разбойники на больших кораблях, прикрывают они свои корабли камышом, чтобы люди приняли их за острова, и есть у них всякое оружие и метательный огонь, и они больше губят людей огнем, чем оружием... Они поплыли... до того места, где река разделяется на рукава, и видят они, что 5 островов передвигаются и направляются к ним... А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла. А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями...»

[9]

Немецкий хронист XI века Адам Бременский в своих «Деяниях архиепископов Гамбургской церкви» (1075-1080) сообщает о возможном наличии «греческого огня» в городе балтийских славян Юмна (дат. Jumne), отождествляемом с легендарной Винетой:

«За лютичами, которых иначе зовут вильцами, протекает Одер, самая полноводная река в земле славян. В её устье, там, где она впадает в Скифское озеро, расположен знаменитый город Юмна, весьма оживлённое местопребывание варваров и греков, живущих вокруг. Поскольку о великой славе этого города рассказывают многое и не всегда правдиво, мне также хочется упомянуть о нём кое-что заслуживающее внимания. Это действительно крупнейший из всех расположенных в пределах Европы городов, который населяют славяне вместе с другими народами, греками и варварами.... Этот город богат товарами всех северных народов, нет ни одной диковинки, которой там не было бы. Там есть «Котёл Вулкана», который местные жители называют греческим огнём и о котором упоминает также Солин...»

[10]

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода (1248-1254), содержат описания действия «греческого огня»:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

См. также

Примечания

Литература

  • Греческий огонь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ардашев А.Н. гл.3. Греческий огонь — неразгаданная тайна веков. // Огнемётно-зажигательное оружие. Иллюстрированный справочник. — Агинское, Балашиха: АСТ, Астрель, 2001. — 288 с. — (Военная техника). — 10 100 экз. — ISBN 5-17-008790-X.
  • Арендт В. В. Греческий огонь (техника огневой борьбы до появления огнестрельного оружия) // Архив истории науки и техники. — М., 1936. — Серия 1. — Вып. 9.
  • Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя). — СПб.: Евразия, 2014. — 592 с.: ил. — ISBN 978-5-91852-078-9.
  • Носов К. С. Осадная техника. Античность и средневековье. — М.: Эксмо, 2010. — 328 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-42199-2.
  • Partington J. R. A Histopy of Greek Fire and Gunpowder. Introduction by Bert S. Hall. — Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999. — P. 381. — ISBN 0-8018-5954-9.

Ссылки

wikiredia.ru

Греческий огонь - это... Что такое Греческий огонь?

Гре́ческий ого́нь (или жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ) — горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах. Точный состав греческого огня неизвестен.

История и применение

Прототип греческого огня появился предположительно в 190 до н. э. при защите острова Родос. Но еще в 424 году до н. э. в сухопутном сражении при Делии древнегреческими воинами из полого бревна выпускалась некая зажигательная смесь сырой нефти, серы и масла. Собственно «греческий огонь» был изобретён в 673 г. инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя (современный Баальбек в Ливане), который, по-видимому, сконструировал специальное метательное устройство — «сифон» — для метания зажигательной смеси. Каллиник бежал в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.

Установка с греческим огнём представляла собой медную трубу — сифон, через который с грохотом извергалась жидкая смесь. В качестве выталкивающей силы использовался сжатый воздух, или мехи наподобие кузнечных.

Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25-30 м, поэтому изначально греческий огонь использовался только во флоте, где представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, греческий огонь ничем нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на поверхности воды. Впервые сифоны с греческим огнем были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:

в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе.

Если на суше войска византийцев терпели поражения от арабов, то на море «греческий огонь» давал превосходство византийскому флоту над противником. Благодаря ему в 718 году была одержана крупная морская победа над арабами. В 941 году византийцы с помощью «греческого огня» разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. Греческий огонь применялся против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202—1204). Секрет приготовления «греческого огня», называвшегося также «огнем Каллиника», хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт изготовления греческого огня был утерян. Известно что нефть для огня с XI века добывалась на Таманском полуострове. В 1106 году греческий огонь был применён против норманнов во время осады Дураццо (Диррахия). В XII веке греческий огонь известен был уже и англичанам, так как англы издавна несли службу в Византии в т. н. «варяжской гвардии».

«Греческий огонь» также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые исследователи, на основании анализа русских летописей, делают выводы о том, что греческий огонь был знаком русичам и половцам. Также, по некоторым сведениям, греческий огонь стоял на вооружении у армии Тамерлана. Последнее упоминание об использовании греческого огня относится к осаде Константинополя в 1453 году Магометом II: несмотря на широкое развитие к тому времени у турок артиллерии, с помощью греческого огня византийским гарнизоном сожжены были турецкие суда в заливе Золотой Рог.

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.

Изготовление

Осадная машина забрасывает замок бочками с греческим огнём, XIII век. Гравюра из «Harper’s Magazine», 1869 год. Ручные гранаты с греческим огнём и чеснок арсенала Ханьи, X и XII век.

Точный состав греческого огня неизвестен, так как в исторических документах названия веществ не всегда точно идентифицированы. Так, в русских переводах-описаниях слово «сера» могло означать любое горючее вещество, в том числе и жир. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе.

В «Огненной книге» Марко Греко приводится такой состав греческого огня: «1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в трубу или в деревянный ствол и зажечь. Заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнем». Следует отметить, что данный состав служил только для выброса огненной смеси, в которой использовался «неизвестный ингредиент».

Греческий огонь являлся скорее психологическим оружием: опасаясь его, вражеские корабли старались держаться на расстоянии от кораблей византийцев. Сифон с греческим огнём устанавливался, как правило, на носу или корме корабля. Иногда огненную смесь забрасывали на вражеские корабли в бочках: существуют упоминания о том, что в результате неосторожного обращения с греческим огнём часто загорались и византийские корабли.

Поиски секрета греческого огня

Над раскрытием секретных компонентов смеси работали многие алхимики и, позднее, учёные. Одним из таких исследователей был француз Дюпре, который в 1758 году объявил о том, что открыл секрет греческого огня. Были проведены испытания около Гавра, в результате которых был сожжён деревянный шлюп, находившийся на большом расстоянии в открытом море. Король Людовик XV, впечатлённый и испуганный действием этого оружия, выкупил у Дюпре все его бумаги и уничтожил их.

В середине XIX века, после начала освоения Китая, было открыто, что состав греческого огня близок к китайским зажигательным веществам, содержащим в большом количестве селитру, и известным с первого тысячелетия до н. э.

Греческий огонь стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта.

Воспоминания очевидцев

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода, содержат описания действия греческого огня:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь [из перронеля], и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru