11.Транспорт и хранение нефти , нефтепродуктов и газа в России. Хранилище нефти в россии


11.Транспорт и хранение нефти , нефтепродуктов и газа в России

В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до 75 атм. Сооружение и обслуживание трубопровода весьма дорогостояще, но тем не менее - это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти.

Кроме трубопроводного транспорта используют специальные танкеры - газовозы. Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определённых термобарических условиях. Таким образом для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдалённости потребителя сжиженного газа более 3000 км.

Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это средство транспортировки нефти действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры.

Удобным транспортом для перевозки нефти и топлива являются морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении с железнодорожными, снижают затраты на 10-15%, и на 40% в сравнении с автомобильными.

Малотоннажные танкеры используются для специальных целей – в том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) в 16 500-24 999 тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (25 000-44 999 тонн) – для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 000 тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи дедвейтом 2 000 – 5 000 тонн. Первый в мире танкер, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества братьев Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Современные танкеры – это гигантские суда. Впечатляющие размеры объясняются экономическим «эффектом масштаба». Стоимость перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому корабли-гиганты значительно сокращают расходы компаний на транспортировку. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

Грузовые помещения танкера разделены несколькими поперечными и одной-тремя продольными переборками на резервуары – танки. Некоторые из них служат только для приема водного балласта. Доступ к танкам можно получить с палубы – через горловины небольшого размера с плотными крышками. Для снижения риска утечки нефти и нефтепродуктов в результате аварий в 2003 году Международная морская организация одобрила предложения Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Уже с апреля 2008 года запрещены перевозки всех тяжелых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом.

Нефть и нефтепродукты загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль палубы. Однако супертанкеры дедвейтом более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

хранение

Нефтехранилище — искусственный резервуар для хранения нефти или продуктов ее переработки. По расположению различают резервуары наземные, полуподземные и подземные; по материалам, из которых они изготовляются, — металлические, железобетонные, а также подземные (сооружаемые в толще отложений каменной соли). В России распространены наземные металлические, полуподземные железобетонные резервуары, которые изготавливаются согласно ПБ 03-605-03.

Наземные резервуары выполняют, как правило, металлическими (сварными). По форме бывают цилиндрические (вертикальные, горизонтальные), сферические и каплевидные.

Сферические резервуары применяются для хранения сжиженных газов и жидкостей. Для хранения газов под высоким давлением они сооружаются многослойными.

Полуподземные резервуары сооружают обычно из железобетона емкостью от 500 до 30000 мі. Конструктивно они выполняются цилиндрическими (монолитные или со сборными стенкой и кровлей) и прямоугольными со сборными стенками и покрытием, а также траншейного типа.

Для межсезонного хранения нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) большое значение приобретают подземные емкости, сооружаемые в отложениях каменной соли на глубине от 100 м и ниже. Такие хранилища создаются путем размыва (выщелачивания) соли водой через скважины, которые используются впоследствии при эксплуатации хранилища.

Газовое хранилище, природный или искусственный резервуар для хранения газа. Различают наземные и подземные. Основное промышленное значение имеют подземные, способные вмещать сотни млн. м3 (иногда млрд. м3) газа. Они менее опасны и во много раз экономически эффективнее, чем наземные. Удельный расход металла на их сооружение в 20—25 раз меньше. В отличие от газгольдеров, предназначенных для сглаживания суточной неравномерности потребления газа, подземные газовые хранилища обеспечивают сглаживание сезонной неравномерности за счёт отопления, его накапливают в Г. х., а зимой, когда потребность в газе резко возрастает, газ из хранилищ отбирают. Кроме того, подземные хранилища служат аварийным резервом топлива и химического сырья.

Газотранспортная система, рассчитанная на максимальную потребность в газе, на протяжении года будет не загружена, если же исходить из минимальной подачи, то город в отдельные месяцы не будет полностью обеспечен газом. Поэтому газотранспортную систему сооружают исходя из средней её производительности, а вблизи крупных потребителей газа создают хранилища. Сезонную неравномерность потребления газа частично выравнивают с помощью т. н. буферных потребителей, которые летом переводятся на газ, а зимой используют др. вид топлива (обычно мазут или уголь).

Подземные газовые хранилища сооружаются двух типов: в пористых породах и в полостях горных пород. К первому типу относятся хранилища в истощённых нефтяных и газовых месторождениях, а также в водоносных пластах.

studfiles.net

11.Транспорт и хранение нефти , нефтепродуктов и газа в России

В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до 75 атм. Сооружение и обслуживание трубопровода весьма дорогостояще, но тем не менее - это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти.

Кроме трубопроводного транспорта используют специальные танкеры - газовозы. Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определённых термобарических условиях. Таким образом для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдалённости потребителя сжиженного газа более 3000 км.

Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это средство транспортировки нефти действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры.

Удобным транспортом для перевозки нефти и топлива являются морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении с железнодорожными, снижают затраты на 10-15%, и на 40% в сравнении с автомобильными.

Малотоннажные танкеры используются для специальных целей – в том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) в 16 500-24 999 тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (25 000-44 999 тонн) – для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 000 тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи дедвейтом 2 000 – 5 000 тонн. Первый в мире танкер, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества братьев Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Современные танкеры – это гигантские суда. Впечатляющие размеры объясняются экономическим «эффектом масштаба». Стоимость перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому корабли-гиганты значительно сокращают расходы компаний на транспортировку. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

Грузовые помещения танкера разделены несколькими поперечными и одной-тремя продольными переборками на резервуары – танки. Некоторые из них служат только для приема водного балласта. Доступ к танкам можно получить с палубы – через горловины небольшого размера с плотными крышками. Для снижения риска утечки нефти и нефтепродуктов в результате аварий в 2003 году Международная морская организация одобрила предложения Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Уже с апреля 2008 года запрещены перевозки всех тяжелых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом.

Нефть и нефтепродукты загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль палубы. Однако супертанкеры дедвейтом более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

хранение

Нефтехранилище — искусственный резервуар для хранения нефти или продуктов ее переработки. По расположению различают резервуары наземные, полуподземные и подземные; по материалам, из которых они изготовляются, — металлические, железобетонные, а также подземные (сооружаемые в толще отложений каменной соли). В России распространены наземные металлические, полуподземные железобетонные резервуары, которые изготавливаются согласно ПБ 03-605-03.

Наземные резервуары выполняют, как правило, металлическими (сварными). По форме бывают цилиндрические (вертикальные, горизонтальные), сферические и каплевидные.

Сферические резервуары применяются для хранения сжиженных газов и жидкостей. Для хранения газов под высоким давлением они сооружаются многослойными.

Полуподземные резервуары сооружают обычно из железобетона емкостью от 500 до 30000 мі. Конструктивно они выполняются цилиндрическими (монолитные или со сборными стенкой и кровлей) и прямоугольными со сборными стенками и покрытием, а также траншейного типа.

Для межсезонного хранения нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) большое значение приобретают подземные емкости, сооружаемые в отложениях каменной соли на глубине от 100 м и ниже. Такие хранилища создаются путем размыва (выщелачивания) соли водой через скважины, которые используются впоследствии при эксплуатации хранилища.

Газовое хранилище, природный или искусственный резервуар для хранения газа. Различают наземные и подземные. Основное промышленное значение имеют подземные, способные вмещать сотни млн. м3 (иногда млрд. м3) газа. Они менее опасны и во много раз экономически эффективнее, чем наземные. Удельный расход металла на их сооружение в 20—25 раз меньше. В отличие от газгольдеров, предназначенных для сглаживания суточной неравномерности потребления газа, подземные газовые хранилища обеспечивают сглаживание сезонной неравномерности за счёт отопления, его накапливают в Г. х., а зимой, когда потребность в газе резко возрастает, газ из хранилищ отбирают. Кроме того, подземные хранилища служат аварийным резервом топлива и химического сырья.

Газотранспортная система, рассчитанная на максимальную потребность в газе, на протяжении года будет не загружена, если же исходить из минимальной подачи, то город в отдельные месяцы не будет полностью обеспечен газом. Поэтому газотранспортную систему сооружают исходя из средней её производительности, а вблизи крупных потребителей газа создают хранилища. Сезонную неравномерность потребления газа частично выравнивают с помощью т. н. буферных потребителей, которые летом переводятся на газ, а зимой используют др. вид топлива (обычно мазут или уголь).

Подземные газовые хранилища сооружаются двух типов: в пористых породах и в полостях горных пород. К первому типу относятся хранилища в истощённых нефтяных и газовых месторождениях, а также в водоносных пластах.

studfiles.net

В мире наблюдается растущий избыток нефти, хранилища переполнены

Из-за глобального избытка нефти трейдеры и нефтедобытчики столкнулись с крупной проблемой – нехваткой хранилищ для нее.

 Запасы нефти в США находится на самом высоком уровне более чем за 80 лет. По данным Администрации энергетической информации США (EIA), заполнено почти 70% нефтехранилищ страны. Ожидается, что этой весной главные хранилища в Кушинге, шт. Оклахома, будут заполнены полностью. Оценки по другим регионам приблизительные, однако специалисты Citigroup уверены, что европейские коммерческие нефтехранилища заполнены более чем на 90%, в Южной Корее, ЮАР и Японии — более чем на 80%.

 Высока вероятность того, что емкости для хранения нефти заканчиваются. Из-за этого, прогнозируют некоторые аналитики, цены на нефть могут снизиться еще больше: нефтедобытчикам придется продавать ее с дисконтом немногим остающимся покупателям, которым еще есть, где ее хранить. Это на руку таким крупным покупателям, как НПЗ, и потребителям.

 «Объем запасов становится просто ужасающим», - говорит Хариш Сундареш, управляющий портфелем и стратег по сырьевым рынкам в Loomis, Sayles & Co. (управляет активами на $230 млрд). По его мнению, нынешних хранилищ недостаточно. Поэтому он и его коллеги делают ставку на то, что нефть подешевеет.

Когда предложение и спрос на нефть примерно сбалансированы, пока трейдер ищет покупателя, он может в течение нескольких дней использовать для ее хранения резервуары и подземные соляные пещеры. Но сейчас в мире добывается почти на 1,5 млн баррелей в день больше необходимого, поскольку рост спроса замедлился, а нефтедобыча в США выросла. В результате, нефть может оставаться в хранилищах годами, говорят аналитики. Если ее избыток увеличится, еще большему числу компаний придется закрыть скважины, фактически храня нефть под землей.

 Емкости для хранения нефти сами становятся объектом торговли. CME Group, владеющая Нью-Йоркской товарной биржей (NYMEX), планирует 29 марта начать торговлю первыми фьючерсными контрактами на хранение нефти. Они позволят трейдерам и нефтедобытчикам покупать и продавать права на хранение нефти в Лафурш-Пэриш, шт. Луизинана, до определенного месяца.

 В США строятся новые резервуары, также для хранения нефти фрахтуются крупные танкеры. С 2009 г., когда в последний раз запасы нефти были высоки, были построены новые хранилища на десятки миллионов баррелей, но сегодня и они быстро наполняются. «Нам сейчас много звонят и интересуются, есть ли у нас свободные хранилища», - говорит Марк Херли, гендиректор Blueknight Energy Partners, которая принадлежит Vitol Holding и Charlesbank Capital Partners. Blueknight владеет резервуарами около Кушинга общим объемом 6,6 млн баррелей. Они практически полностью сданы в аренду до конца года, поэтому всем звонящим Херли сегодня отвечает «нет».

 Fairway Energy Partners планирует в качестве хранилищ использовать пять подземных соляных пещер, расположенных в 4 км от стадиона NRG Stadium в Хьюстоне. Там можно поместить около 19 млн баррелей нефти до конца 2016 г. Стены в таких пещерах непроницаемы, поэтому они хорошо подходят для хранения нефти и природного газа.

 Многие трейдеры рассматривают уровень запасов в нефтехранилищах в Кушинге как главный признак глобального избытка нефти. Этот город является центром, где сходятся нефтепроводы, идущие от месторождений Техаса и Канады до НПЗ на побережье Мексиканского залива. Там же находятся крупнейшие в США коммерческие нефтехранилища. Кроме того, именно туда доставляется нефть, используемая для торговли фьючерсами на NYMEX.

Из-за сложившейся на нефтяном рынке ситуации «контанго», когда фьючерсы с поставкой в более поздние сроки стоят дороже, чем с поставкой в ближайшее время, трейдеры, хранящие нефть в Кушинге, могут договориться о ее продаже по более высокой цене. «Это легкие деньги», - отмечает Брайан Буш, директор по нефтяным рынкам компании Genscape, которая следит за уровнем запасов в нефтехранилищах в Кушинге. Абсолютно ничего не может помешать их полному заполнению, считает он.

 Запасы в Кушинге за неделю по 27 февраля выросли до 49,2 млн баррелей, по данным EIA. За четыре недели они увеличились на 7,8 млн баррелей. При таком темпе все емкости там будет полностью заполнены к маю. И это произойдет, считают специалисты операторов нефтехранилищ, включая Plains All American Pipeline и Phillips 66. В этом случае основными оставшимися хранилищами в мире станут резервуары на американском побережье Мексиканского залива и танкеры.

 К середине года коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов могут достичь рекордного уровня в 2,83 млрд баррелей, прогнозировало в феврале Международное энергетическое агентство. В последний раз такое было в августе 1998 г. Тогда баррель нефти, в среднем, стоил $13,88, что сегодня эквивалентно $19,18.

ehorussia.com

Почему танкеры стали использоваться как нефтехранилища — Российская газета

То, что происходит сегодня в мире с нефтью, точно отражает одно несколько грубоватое русское выражение: хоть залейся. Иными словами, нефти так много, что ее уже просто негде хранить.

Роберт Дадли, глава британской нефтедобывающей компании British Petroleum (BP), резюмируя возникшую с хранением нефти ситуацию, еще в начале 2016-го остроумно заметил: "Во второй половине года нефть придется заливать даже в бассейны". Улыбок, впрочем, эта шутка ни у кого не вызвала: не до смеха.

Создавшееся положение действительно иначе как критическим не назовешь. Неудивительно, что чуть ли не каждый день экономисты и трейдеры зорко следят за ростом запасов нефти по всему миру. Прежде всего их взоры устремлены на Соединенные Штаты, где в городе Кушинг - основном логистическом хабе американского физического трейдинга нефтью - расположены одни из самых крупнейших в мире нефтехранилищ.

Так, по свидетельству Energy Information Administration (EIA), к 30 мая нынешнего года объем коммерческих запасов нефти в США составил 537,1 млн баррелей. Этот показатель выше прошлогоднего на 57,7 млн баррелей (12%) и лишь чуть ниже абсолютного рекорда, установленного в конце апреля 2016 года (543,4 млн баррелей).

В продуктах переработки также наблюдается затоваривание. Поскольку и прошлый год бил рекорды по объемам хранения, несложно догадаться, что США всерьез озабочены вопросом "Где же держать нефть?".

В других частях света не легче. Хотя в отличие от США оперативной статистики по заполнению хранилищ нигде более нет, тренд очевиден. По подсчетам EIA, на январь 2016 года (самые свежие данные) объем запасов нефти в государствах ОЭСР (34 наиболее экономически развитые страны) составил 4,6 млрд баррелей (годом ранее было 4,3 млрд). Это рекорд за всю историю наблюдения с марта 1984 г. (3,3 млрд). Данные EIA подтверждает и американская исследовательская фирма Genscape, которая проводит более тщательный мониторинг состояния крупнейших хранилищ в странах ОЭСР и в других регионах мира. По ее авторитетному заключению, к заполнению близки все основные хранилища в Европе (регион ARA - Амстердам - Роттердам - Антверпен), на Карибских островах, в Южной Африке (соляные пещеры Сальдана), в Сингапуре и в Китае. Стоит ли удивляться, что для хранения нефти сегодня все чаще используются средства ее транспортировки - танкеры.

Дефицит мощностей по хранению нефти неожиданно может смениться их профицитом

Почему же возник этот глобальный дефицит нефтехранилищ? Непосредственная причина ясна - наблюдающийся в мире с конца 2014 г. по сей день резкий дисбаланс между предложением нефти и ее спросом. Подобная тенденция, к слову, сохранится и в нынешнем году. По прогнозам EIA, соотношение мирового предложения - спроса будет выглядеть так: 95,93 миллиона баррелей в день (мбд) против 95,19 мбд.

Однако сам по себе такой факт не говорит о необходимости отправлять излишки нефти на хранение. Превышение предложения над спросом может быть скорректировано просто отсутствием покупателей на излишнюю нефть, как следствие - резким падением цен на нее и закрытием компаний с высокой себестоимостью добычи (например, сланцевые производители в США, производители нефти из битуминозных песков в Канаде и т.п.). Но этого не происходит - нефть покупается и складируется.

Возможно, рост запасов связан с необходимостью НПЗ в увеличении производства и, соответственно, наращивании оперативных запасов? Нет, потребление нефтепродуктов растет в мире куда медленнее, чем запасы нефти, а по некоторым классам (например, дизельному топливу) даже падает. Возможно, рост запасов связан с увеличением стратегических резервов нефти в разных странах? Опять нет! Так как в мире растут именно коммерческие запасы, а стратегические остаются приблизительно на том же уровне, что и раньше (за исключением Китая).

В чем же дело? В contango - контанго. Несмотря на созвучие, слово это не имеет ничего общего со знаменитым аргентинским танцем. Контанго - термин биржевой, имеющий отношение к стоимости того или иного товара. Конкретнее - им обозначается ситуация на рынке, при которой цены на наличный товар ниже тех, что взимаются с товара с отдаленными сроками поставки.

В разные периоды времени контанго может быть разным: то большим, то меньшим. В первые восемь лет с начала ХХI века на нефтяном рынке оно было незначительным: разница по дальним контрактам составляла 2-3 доллара за бочку. Так продолжалось до 2009 года, когда эта разница достигла невероятных высот - 20 долларов за баррель! В то благословенное время специалисты ввели даже в оборот новое словечко: суперконтанго.

Длилось оно, однако, недолго. По-настоящему положение на рынке стало меняться лишь в 2015-м и продолжилось в течение первых месяцев нынешнего года. Хотя речь уже не шла о тех 20 долларах, разница по контрактам с поставкой на ближайший месяц по сравнению с доставкой через полгода все равно была существенной. В марте 2015-го она доходила, например, до 10 долларов за баррель нефти сорта WTI, а в феврале 2016 г. составляла 8 "баксов" за бочку.

В создавшейся ситуации игроки нефтяного рынка стали (или, точнее сказать, были вынуждены) проводить весьма любопытную политику. Они начали приобретать нефть по ближним контрактам, складировать ее и затем перепродавать по дальним. Ларчик, как говорится, просто открывался. Вот откуда и немыслимое увеличение запасов, и наполнение нефтехранилищ по всему миру.

Финансовые рынки нестабильны. Нестабильно и контанго. Так, на данный момент нет ни ситуации суперконтанго (характерной для начала 2015-го и начала 2016-го) ни просто сильного контанго (характерной для всего 2015 г.). Сейчас контанго в WTI в контрактах на июль 2016 г. к октябрю 2016 г. составляет всего лишь чуть больше 1 долл. Слабое контанго почти полностью объясняется стоимостью хранения и, соответственно, делает непривлекательной ранее суперприбыльную стратегию покупки по ближним контрактам, складирования ее и перепродажи на дальние контракты. Если изменение структуры контанго будет устойчивым, экономический смысл в хранении избыточной нефти исчезнет. Как комментирует энергоаналитик Reuters Джон Кемп, "дефицит мощностей по хранению нефти неожиданно может смениться их профицитом".

rg.ru

Хранилища нефти заканчиваются :: Экономика :: Дни.ру

Поставки черного золота на мировые рынки превышают спрос приблизительно на 1,55 миллиона баррелей в сутки, что в конечном итоге может привести в заполнению всех резервуарах для хранения излишков нефти. Это, в свою очередь, приведет к падению котировок.

Нефтяные компании используют специальные резервуары для хранения излишков черного золота, а также для обеспечения фьючерных контрактов. Эти объемы, разумеется, ограниченны и, по данным некоторых аналитиков, их ресурс практически полностью исчерпан по всему миру.

Аналитики отмечают, что поставки нефти на мировой рынок энергоносителей превышает реальный спрос на 1,55 миллиона баррелей в сутки. Излишки помещаются в хранилища, однако если прирост продолжится подобными темпами, то в ближайшее время все хранилища полностью заполнятся.

"Темпы роста запасов пугают. Кажется, что у нас просто не хватит мощностей для хранения всей нефти", – цитирует Wall Street Journal фондового менеджера консалтинговой фирмы Loomis, Sayles & Co Хариша Сундереша.

Так, в США запасы на терминале в Кушинге достигли 49,2 миллиона баррелей, за один месяц увеличившись на 7,8 миллиона баррелей. Если темпы прироста сохранятся, то место для хранения закончится к маю. В Европе резервуары заполнены на 90%, в Южной Корее, Южной Африке и Японии – на 80%.

Эксперты считают, что такая ситуация может привести к дальнейшему падению котировок, поскольку для того, чтобы не выливать нефть в буквальном смысле в землю, поставщики будут вынуждены предоставлять покупателям большие скидки. Участники рынка, тем временем, всеми способами стараются расширить объемы своих хранилищ за счет использования танкеров и даже соляных пещер.

Международное энергетическое агенство сделало прогноз, согласно которому уровень запасов черного золота может повторить свой рекорд, который был зафиксирован в августе 1998 года. Тогда в хранилищах находилось 2,83 миллиарда баррелей нефти, а цена на черное золото составляла 13,38 долларов за баррель. С учетом инфляции это эквивалентно стоимости барреля в 19,18 долларов за баррель.

www.dni.ru