Художник из Санкт-Петербурга нарисовал казанскую мечеть Кул Шариф… нефтью. Художник касаткин нефть


Виталий Касаткин

Виталий Касаткин - потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике «Рельефной живописи». Приемы техники передаются из поколения в поколение. Прадед Виталия Касаткина был поставщиком императорского двора (см. журнал "Нива" 1909 год, сентябрь). Секрет техники «Рельефная живопись» в добавлении специальных смол в краски и использование особого инструмента, который позволяет создать тонкую рельефную нить. Касаткин Виталий закончил Пе8wgvlulnтербургскую Академию Художеств по специальности « архитектура». С успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и некоторых других. Его работы и работы членов мастерской занимают значительное место в частных коллекциях и музеях . Идея использования нефти ему была подана в Международной Гильдии мастеров, с которой он сотрудничает и где были хорошо знакомы с техникой Рельефной живописи, и справедливо считая, что этот материал хорошо может дополнить его своеобразную технику, а тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Автор хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного, при этом это использование является совершенно экологически чистым. К тому же использование нефти постепенно выходит за рамки материального, входя в сферу искусства. Методом различных экспериментов художнику удалось дополнить технику рельефной живописи с использованием нефти. Как оказалось, нефтяная палитра способна заменить привычные яркие краски и помочь передать неповторимый колорит Санкт- Петербурга и природу севера. Сейчас автор работает над экспозицией "Красоты России", куда войдут самые необычные и красивые места нашей страны, которые, по мнению автора, могли бы войти в собрание уникальных мест мира с точки зрения Юнеско. Автор считает, что сегодня Россия недооценена мировой общественностью из-за политических амбиций Запада и нежелания воспринимать интересы России как самодостаточного государства.

vkasatkin.ru

Петербуржец пишет картины нефтью - МК Санкт-Петербург

Художник Виталий Касаткин прославил российское «черное золото» на весь мир

20.02.2014 в 18:20, просмотров: 4378

Виталий Касаткин — первый российский художник, пишущий картины нефтью. Новая техника вызвала большой резонанс в России и за рубежом. Сам Виталий отмечает, что его «краска» пробуждает в людях недоверие и любопытство. Недоверие от того, что нефть привыкли ассоциировать с негативными явлениями, например, загрязнением окружающей среды или баснословными деньгами олигархов. Но, к счастью, любопытство пересиливает, и тогда зрители видят нефть совсем с другой, созидательной и прекрасной стороны.

Петербуржец пишет картины нефтью

Питер в коричневых тонах

Идея писать нефтью пришла к потомственному художнику Виталию Касаткину случайно.

— Знакомые, которые работают на железной дороге, принесли мне хороший нефтяной битум, причем вовсе не для рисования, а для стройки, — рассказывает живописец. — И тут оказалось, что нефть — уникальный художественный материал. Я владею техникой «рельефная живопись» и раньше пользовался смолой, а тут решил попробовать то же самое с нефтью. И мне не надо было ничего придумывать. Нефть многое позволяет сделать, у нее красивый растек и много возможностей: она может показать пространство, позволяет показать и дождь, и солнце. А еще она прекрасно подходит для рисования Петербурга: монохромного и графичного города.

Сначала Виталий не раскрывал секрета своих новых полотен, потому что... экономил материал.

— А потом так случилось, что в Германии меня попросили перед выставкой дать мастер-класс, и запах нефти привлек внимание. Стали расспрашивать, и было неудобно отказывать в объяснении.

Неожиданно для самого художника российское «жидкое золото» вызвало ажиотаж. Сотни людей во Франции и Германии посетили его выставки и мастер-классы, картины «осели» в Литве и Латвии. Кто-то ругал его в немецких газетах за «эпатаж», кто-то хвалил за живописность и необычность пейзажей. И только потом уже слава о картинах нефтью докатилась до России.

Зато теперь Касаткин не испытывает недостатка в материале.

Запах быстро улетучивается

— В Якутии мне дали трехлитровую банку нефти. А расходуется она очень экономно, надолго хватит. Теперь я могу и сравнить нефть из разных регионов: она имеет различную консистенцию, цвет и по-разному ложится. Например, на юге страны она светлее, а на севере имеет темно-коричневый оттенок. Кстати, именно якутская нефть лучше всего подходит для живописи, ложится на бумагу не хуже акварели и дает невероятные возможности для творчества.

Еще одно достоинство нефти в том, что это натуральный материал. А сейчас у нас и в продуктовых, и в художественных магазинах — сплошная химия. В красках еще и цветов нужных нет. А нефтью получается такой красивый коричневый цвет благородный. Она долговечная, такие картины долго не будут трескаться. У меня часто спрашивают, безопасно ли рисовать нефтью, ведь это горючий материал. Я вас заверяю: эти картины настолько же пожароопасны, как и обычные. А характерный запах очень быстро улетучивается.

Недавно в Питере прошла выставка Касаткина «Нефть. Второе дыхание». Экспозиция должна была занимать выставочный зал всего три дня, но из-за огромного потока посетителей организаторы продлили ее еще на две недели. Чему художник очень рад.

— Только за первые три дня я дал мастер-классы для четырехсот человек. И люди открыли для себя нефть совершенно по-новому. Для художника это волшебный материал. Я рад, что так неожиданно пришел к нему и могу показать его другим.

spb.mk.ru

НЕФТИЗМ — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

pdf - НЕФТИЗМ — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ  66-67_02_2017(118,5 KiB, скачали - 136)

Нефть стала источником энергии и вдохновения для потомственного художника из Петербурга Виталия Касаткина. Выставка его картин, написанных черным золотом, была представлена в Минске в филиале Национального исторического музея Республики Беларусь — Гостиной Владислава Голубка. Редакция журнала «Вестник Белнефтехима» посетила необычную экспозицию и попыталась угадать, какими сортами неф ти написаны эти картины.

Виталий продолжает художественную династию Касаткиных, работающих в технике рельефной живописи. Эта уникальная манера передается через поколения. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски.

Художник использует в работе более 20 сортов нефти. Сахалинская имеет бежевый оттенок, черное золото из Ижевска — красноватый. Самая темная и густая нефть — якутская. С ее помощью Виталий Касаткин придает картинам рельеф. Как рассказала куратор выставки Дарья Овчинникова, в арсенале художника есть нефть и из гомельских месторождений.

Виталий Касаткин отметил, что нефть как материал для творчества дает ему энергетический заряд. Свои картины он пишет часами, не только в дневное время, но и ночью. Магия черного золота притягивает и вдохновляет, но много времени занимает сушка работ. Первую нефть для своих картин художник попросил у железнодорожников, а теперь главный материал для его творчества презентуют на выставках и мастер-классах представители нефтяных компаний, администрация регионов, в которых обнаружены месторождения нефти.

Творчество Виталия Касаткина окружает аура таинственных совпадений, которые успели превратиться в приметы. Многие хотят приобрести картины, написанные нефтью. Считается, что они притягивают удачу, способствуют финансовому благосостоянию. А во время мастер-классов художника, которые он проводит на презентациях, нефть дорожает в цене. Поэтому сегодня Виталий старается работать максимально активно. Выставка его работ «Нефть как искусство» начала свое творческое путешествие из Якутии, где мастер-класс собрал более700 участников, побывала в крупных городах России. Презентации работ состоялись в Финляндии, Туркменистане, Казахстане, а теперь и в Беларуси.

На полотнах запечатлены пейзажи Алтайского края и Сахалина, Охотское море, Ленские столбы в Якутии, северное сияние Таймыра. Серия работ посвящена Петербургу. Белорусам было приятно увидеть написанный нефтью Мирский замок. В апреле Виталий Касаткин уже приезжал в Минск — в Музее современного изобразительного искусства был организован его мастер-класс. Все посетители выставок Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — оставить свой след на общей картине, попробовать рисовать нефтью. В декабре коллективными стараниями на полотне появилась средневековая крепость.

Художник рассказал, что намеревается создать картину, в которой будут использованы все оттенки нефти, добываемой в России. Также художник готовит белорусский проект под рабочим названием «Окна». В нем он покажет красоты и главные исторические и архитектурные памятники нашего края, на которые каждый сможет взглянуть, будто из окна собственного дома.

Свое творчество родной Беларуси посвящает гомельская художница Людмила Жиженко. Она давно освоила необычную технику написания пейзажей и натюрмортов нефтью. Возможно, за необычным направлением в изобразительном искусстве закрепится название «нефтизм».

Фото автора

Татьяна ЗЕНЬКО

belchemoil.by

"Нефть мне презентуют губернаторы". В Минске открылась выставка картин из "черного золота"

Необычные картины, написанные нефтью, можно увидеть в столичной Гостиной Владислава Голубка. Там открылась персональная выставка художника Виталия Касаткина «Нефть как искусство».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Виталий Касаткин — потомственный художник из Петербурга. Большую часть своей жизни он работал в технике рельефной живописи, секреты которой ему передали отец и дед. Рисовать нефтью Виталию предложили в Международной гильдии мастеров. Художник решил, что это может быть интересно, пошел к железнодорожникам за нефтью и уже не смог остановиться.

— Я начал использовать нефть, потому что она давала больше возможностей. Позволяет показать, как ты работаешь. Оторваться от процесса невозможно, — рассказывает художник.

Сначала нефть использовалась в третьей части картины, потом в половине, а потом Виталий стал рисовать исключительно нефтью.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Эти работы уникальны, — объясняет куратор выставки Дарья Овчинникова. — Прежде всего потому, что Виталий использует в работе чистую нефть. Он может создавать целые картины без красок и растворителей. Нефть — материал, который мы привыкли использовать по-другому. Виталий открыл новую сторону, открыл нефть как искусство.

Художник использует в работе чистую нефть, нефтяные краски и газовый конденсат. В необычной технике он работает уже около трех лет.

Виталий так увлекся новым направлением, что стал ездить по различным регионам России, Дальнего Востока в поисках необычного материала. Художник обнаружил, что нефть из различных регионов обладает разными свойствами — густотой, оттенками. В своей работе художник использует материалы из Якутска, Усинска, Сахалина, Хабаровска, платформы Приразломной и даже из гомельского региона.

Сперва «черное золото» приходилось просить у железнодорожников. Теперь необходимый материал художнику презентуют представители различных нефтяных компаний, губернаторы и организаторы его выставок и мастер-классов.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Такое разнообразие материалов создает богатые и необычные цвета. Посетители часто удивляются, что картины выполнены без красок, — отмечает Дарья Овчинникова.

Во время выставок Виталий проводит мастер-классы. Каждый желающий может обучиться новой технике живописи. В апреле в Музее современного искусства уже проходил такой мастер-класс. Во время открытия выставки в гостиной Владислава Голубка можно было попробовать рисовать нефтью или посмотреть, как это делает Виталий Касаткин.

На наших глазах художник в считаные минуты создает этюд, даже не используя кисть. Виталий заливает нефть в специальный пакетик, похожий на кондитерский шприц, рисует замысловатые узоры, проводит одной дощечкой по второй, вычищает определенные места тряпочкой — так появляется небольшой пейзаж.

Бывают моменты, когда весь день работаешь на мастер-классах, — признается Виталий. — А ночью приходишь, начинаешь рисовать и не можешь оторваться. И при этом не устаешь. Будто само по себе получается.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Интересуемся, не появились ли у художника головные боли из-за специфического запаха его материалов. Виталий говорит, что с тех пор как рисует нефтью, его жизнь изменилась только в лучшую сторону.

— Я теперь чувствую себя гораздо лучше, чем раньше. Долгое время ни одной болезни, даже гриппом или простудой не болел. Маленькие травмы, порезы на коже проходят еще быстрее, чем раньше.

Единственная трудность, которая возникает у художника, — сушка работ, которая занимает около суток. Художник был вынужден специально построить мастерскую и отделать помещение, чтобы сушить картины.

Виталий Касаткин назвал направление, в котором работает, нефтизм, или нефтеживопись. На самом деле, использование нефти в живописи — далеко не ноу-хау Касаткина. В Азербайджане живет художник Сабир Чопуроглу, который работает в подобной технике около двадцати лет. Сабир даже не использует никаких инструментов, рисует пальцами.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Еще одна художница, которая использует черное золото, живет в Беларуси. Людмила Жиженко пишет нефтью с 2009 года и уже несколько раз выставляла картины в Минске. Людмила сохраняет патриотизм и рисует только нефтью из Гомельской области. Виталия Касаткина можно назвать последователем этого направления и его родоначальником в России.

В будущем художник собирается реализовать проект, посвященный Беларуси. Он хочет создать серию работ с изображением белорусских исторических памятников. В его коллекции уже есть картина с Несвижским замком.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Вы только посмотрите! — восхищается наблюдавшая за работой художника старушка. — Тряпочкой провел — и картина готова. Это волшебство!

Посмотреть на картины, нарисованные нефтью, можно до 11 декабря в Гостиной Владислава Голубка (ул. Старовиленская, 14). Выставка работает с 9.00 до 17.30. Стоимость билетов: 2 р. — взрослый, 1,5 р. — студенческий, 1 р. — детский.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

news.tut.by

Комиинформ | Ухтинской нефтью нарисуют картины

Финно-угорский этнопарк поддержал инициативу проведения Года Добрых Дел в Республике Коми благотворительной акцией для слабовидящих при участии известного российского художника.

"Приезд Виталия Касаткина в Коми – само по себе событие. Это первый российский художник, пишущий картины нефтью. К тому же он имеет опыт организации реабилитационных занятий для слабовидящих по сохранению зрения. В связи с объявленным в республике Годом Добрых Дел мы предложили Виталию сделать первый в регионе мастер-класс благотворительным и провести его для слабовидящих Сыктывкара. Художник нашу идею поддержал", – сообщила директор Финно-угорского парка Елена Иванова.

По словам директора Специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля Галины Безносиковой, интерес к необычному мастер-классу есть. При помощи сопровождающих и самого художника слабовидящие смогут не только создать свои картины, но и узнают, что такое нефть, как она пахнет, какая она на ощупь.

1.jpg

На первом подобном в Республике Коми мастер-классе будет использоваться ухтинская нефть – "Чутское масло", как ее называли в XV веке.

Как отметила Елена Иванова, жители республики смогут поучаствовать в мастер-классе по написанию картин нефтью на Общенародном пикнике под открытым небом "ШаньгаФест" 30 апреля и 1 мая. Мастер-класс включен в специально разработанные Этнопарком туры на мероприятие.

Для участников благотворительной акции Этнопарк проведет также мастер-класс по игре на национальных музыкальных инструментах.

Благотворительная акция пройдет при содействии Специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля и Центра сопровождения деятельности учреждений культуры, туризма и архивного дела, сообщает пресс-служба этнопарка.

2.jpg

***Виталий Касаткин – потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике "Рельефной живописи". Приемы техники передаются из поколения в поколение. Прадед Виталия Касаткина был поставщиком императорского двора (см. журнал "Нива" 1909 год, сентябрь). Секрет техники "Рельефная живопись" – в добавлении специальных смол в краски и использование особого инструмента, который позволяет создать тонкую рельефную нить. Виталий Касаткин закончил Петербургскую Академию Художеств по специальности "архитектура". С успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и некоторых других. Его работы и работы членов мастерской занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. Идея использования нефти ему была подана в Международной Гильдии мастеров, с которой он сотрудничает и где были хорошо знакомы с техникой Рельефной живописи, и справедливо считая, что этот материал хорошо может дополнить его своеобразную технику, а тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Автор хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного, при этом это использование является совершенно экологически чистым. Сейчас автор работает над экспозицией "Красоты России", куда войдут самые необычные и красивые места нашей страны, которые, по мнению автора, могли бы войти в собрание уникальных мест мира с точки зрения Юнеско.

komiinform.ru

Нефть из Усинска больше всего подходит для создания картин

Мастер-класс Виталия Касаткина и Юрия Лисовского повысил нефтяные котировки. фото: vk.com

Одним из самых ярких и запоминающихся событий Форума студенческой молодежи Республики Коми, который прошел в стенах Санкт-Петербургского государственного университета 21 ноября 2014 года, стал художественный интерактив «Горючая краска», который провели художники Виталий Касаткин и Юрий Лисовский, сообщает группа Представительства Республики Коми в СПб.

Мастер-класс рисования красками, изготовленными на основе нефти, представил известный петербургский живописец Виталий Касаткин — единственный в России художник, который в своем творчестве использует сырую нефть. Методом различных экспериментов художнику удалось создать оригинальную технику рельефной живописи и особую палитру красок, которые даже без привычных ярких цветов способны передать уникальный колорит Петербурга. А северные пейзажи мастера, написанные нефтяными красками, имеют необычный и неповторимый переливающийся цвет.

Манера письма Виталия Касаткина поразительным образом совпала с графичностью работ Юрия Лисовского, который за соседним столом давал уроки художественного этнофутуризма для участников Форума. Итогом интерактива, в котором приняли участие более 70 студентов, стали совместные работы мастеров. Например, этнофутуристическая рыба, нарисованная нефтью, коллективным автором которой стал тандем художников и все, кто принял участие в мастер-классе.

Как рассказал Виктор Касаткин, он использовал в своем творчестве нефть из разных месторождений России, «но по своим «художественным» параметрам нефть из Усинска больше всего подходит для создания картин».

«В этом смысле нефть из Коми не только важный продукт для экономики. Она может быть материалом для творчества, т.е. имеет культурное значение. Кстати, такое нетрадиционное использование может поддержать мировые цены на черное золото» — высказал предположение автор.

И действительно, 21 ноября 2014 года нефтяные котировки увеличились почти на 1,5 доллара США.

usinsk.online

Художник из Санкт-Петербурга нарисовал казанскую мечеть Кул Шариф… нефтью

Недавно в республике Коми открылся первый в мире Музей искусства нефти. Он необычен тем, что представленные здесь картины нарисованы не масляными красками, а… нефтью, нефтепродуктами и газовым конденсатом. Их автор — петербургский художник Виталий Касаткин. Он работает в оригинальной технике «Рельефной живописи».

— Нефть — это удивительный продукт природы, который можно использовать и в сфере искусства, — объясняет художник. — При этом она экологически чиста и после высыхания совершенно не пахнет.

По словам художника, нефтяная палитра способна заменить привычные яркие краски и передать красоты России. Виталий Касаткин как раз работает сейчас над одноименной экспозицией, куда войдут самые необычные и красивые места нашей страны. Будут среди них и картины о Татарстане, ведь здесь добывают уникальную нефть.

— Нефть из Ромашкинского месторождения имеет очень красивый бежевато-коричневый оттенок, которого нет у нефти с других месторождений, — рассказывает Виталий Касаткин. — С ее помощью я придаю своим картинам глубины и рисую небо.

Художник из Санкт-Петербурга рисует нефтью и нефтепродуктами

К тому же нефть, добываемая в Татарстане, более густая, поэтому идеально подходит для оформления работ. Например, для паспарту — специальной картонной рамки.

Татарская нефть попала в руки художника случайно. На одном из мероприятий сотрудники «Татнефти» подарили ему пластиковую бутылку «черного золота». Ее в итоге хватило на несколько картин, да еще и на мастер-класс по рисованию нефтью хватило.

Забавный фактОдного барреля нефти питерскому художнику хватит на срок от 4 до 12 лет работы. В зависимости от того, будет ли он ее использовать только для своих картин или же еще и на мастер-классы.

Татарстану посвящена целая серия работ. Среди них, события 1917-го года в Казани, мечеть Кул Шариф в Кремле и волжские пейзажи.

kazancat.ru