Нефть станет основой взаимозависимости России и Китая. Импорт нефти в китае


Закон Времени - Нефть станет основой взаимозависимости России и Китая

Пекин — второй по значимости торговый партнер Москвы. И хотя Россия находится лишь во второй десятке китайских импортеров, стратегически Кремль очень важен для Китая, так как поставляет ему важнейший продукт — нефть, потребности в которой у Китая непрерывно растут. Похоже, рост российского нефтяного экспорта в Китай будет происходить за счет европейских потребителей.

Добыча нефти в Китае падает с 2015 года, а спрос на нее огромен по причине колоссальных инвестиций в инфраструктуру и создаваемых Китаем стратегических запасов нефти. Неудивительно, что в 2017 Китай стал крупнейшим в мире импортером сырой нефти, обогнав даже США. В настоящий момент потребление нефти Китаем достигает 13 миллионов баррелей в день. В мартовском выпуске Gefira мы прогнозировали, что КНР к 2025 году станет и крупнейшим потребителем сырой нефти (18-20% от мирового потребления). И Россия будет играть в этом важную роль, так как уже в 2016 она стала важнейшим поставщиком нефти для Китая, потеснив Саудовскую Аравию.

Российский экспорт сырой нефти в Китай (синим) и остальные страны (красным) (в тысячах баррелей в сутки)

За последние 10 лет Китай покупал все больше российской нефти, хотя Кремль и не увеличивает объемы экспорта, составляющие примерно 5 миллионов баррелей в день. В 2009 году такие страны как Польша и Нидерланды импортировали из России больше сырой нефти, чем Пекин, однако к 2015 году Китай обогнал их, а к 2017 его доля в российском экспорте сырой нефти достигала 20%.

Торговые отношения России и Китая (красным — стоимость китайского экспорта в Россию; синим — стоимость российского экспорта в Китай)

Рост объемов российско-китайской торговли за последние годы был существенным. Если 10 лет назад общий оборот составлял менее 45 миллиардов долларов, то в прошлом году цифра была почти вдвое больше — 84 миллиарда. Премьер-министры двух стран в ходе ноябрьской встречи озвучили намерения достичь $200-миллиардного торгового оборота. Энергоресурсы — в первую очередь нефть и газ — будут главным фактором роста.

Стоимость энергоносителей, экспортируемых из России в Китай (первичные нефтепродукты; переработанные нефтепродукты; уголь; средняя стоимость нефти марки Brent)

В 2007 году сырая нефть составляла 35,5% российского экспорта в Китай. Ее общая стоимость равнялась 6,45 миллиардов долларов. В 2011 показатели были соответственно 46,6% и 16,2 миллиардов, а в прошлом году — 57,6% и 23,7 миллиардов долларов, т. е. нефть составляет более половины всей российской продукции, приобретаемой Китаем. Также заметен рост объемов угля, закупаемого Пекином. В 2007 уголь составлял не более 0,1% общего экспорта России в Китай, а в прошлом году его доля уже достигала 3,3%. Это подтверждает тезис о растущей важности российских энергоносителей для Пекина.

Результатом все более тесного сотрудничества в сфере энергетики станет еще более интенсивный рост российского экспорта нефти в Китай. К 2025 году 20% китайского импорта нефти будет приходиться на Российскую Федерацию. Такое укрепление связей между Москвой и Пекином будет иметь серьезные последствия для европейских стран, приобретающих сырую нефть у России. Если российский импорт этого сырья в Китай продолжит расти, наиболее вероятны два следующих сценария:

1) Произойдет сокращение российского экспорта нефти в страны ОЭСР, и прежде всего в Европу. Это грозит большими проблемами для крупнейших импортеров российского сырья, таких, как Германия, Нидерланды и Польша. Это приведет к дефициту продукта на европейском рынке, что вызовет рост цен на нефть, особенно если учитывать, что Европейский Союз является крупнейшим экспортером нефти в мире.

2) Россия увеличит темпы нефтеразработок в Арктике. Однако, это долговременный процесс, и значительного роста добычи нефти в этом регионе в ближайшие 5 лет не ожидается. Мы предполагаем, что Кремль использует фактор импорта российской нефти в Китай в качестве козыря в своих напряженных отношениях с Европой.

Источник перевод для MixedNews — Андрей Холомин

zakonvremeni.ru

Торговая война может вынудить Китай увеличить импорт энергоносителей из России

Хотя Китай и отказался от ранее объявленного намерения ввести тарифы на импорт сырой нефти из США, этот шаг свидетельствует о необходимости диверсификации источников поставки энергоносителей, и теперь Пекином могут быть предприняты шаги, которые позволят ему разыграть в будущем нефтяную карту. В том числе речь идет об импорте нефти из Ирана, а также о дальнейшем сближении с Россией в области энергетики.

Переориентация импорта нефти на Азию

Китайские нефтеперерабатывающие заводы спешат обеспечить себе надежные поставки сырой нефти в ожидании эскалации торговой войны с Соединенными Штатами. На прошлой неделе компания Dongming Petrochemical, независимое нефтеперерабатывающее предприятие, заявила, что приостанавливает закупку сырой нефти в США и начала переговоры с Ираном, на фоне растущей напряженности между Пекином и Вашингтоном.

Китайский импорт сырой нефти достиг 400 тысяч баррелей в день, однако в последнее время Китай угрожал ввести 25-процентную пошлину на импорт американской нефти в рамках симметричного ответа на введение президентом Трампом таможенных тарифов на китайские товары общей стоимостью в 34 миллиарда долларов.

Кроме того, 3 августа министр иностранных дел Ирана заявил, что позиция Китая играет решающую роль для спасения многостороннего соглашения о ядерной программе Тегерана после выхода Соединенных Штатов из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий). Возможна переориентация нефтяного импорта на Азию, причем Китай возьмет на себя большую часть иранской нефти, которую другие страны перестанут покупать из-за угрозы санкций со стороны Соединенных Штатов.

На Китай, Индию, Японию и Южную Корею в совокупности приходится 65 процентов из тех 2,7 миллиона баррелей в сутки, которые Иран экспортировал по состоянию на май 2018 года. Американцы требуют, чтобы эти страны и другие транснациональные нефтяные гиганты сократили закупки сырой нефти в Иране до нуля к ноябрю нынешнего года, когда будут возобновлена вторая группа санкций США.

Принимая во внимание текущие торговые споры с США, Китай выразил решительный протест против американских санкций, запрещающих деловые связи с Исламской республикой. Это может стать определяющим фактором для выживания Тегерана в условиях санкций, направленных на удушение его жизненно важной энергетической индустрии.

Поскольку Китай переориентируется на Иран, Соединенные Штаты увеличат свои поставки другим ведущим импортерам в регионе, таким как Япония и Южная Корея. Что касается Японии, нефтяная индустрия этой страны пока не выразила своей реакции публично. Японская нефтяная ассоциация ранее предупредила нефтепереработчиков, что им придется прекратить загрузку иранской нефти, начиная с октября, если Токио не добьется освобождения от санкций США в отношении Ирана.

Впрочем, в минувшие выходные посольство Южной Кореи опровергло сообщения средств массовой информации о том, что страна приостанавливает закупку нефти у Ирана под давлением со стороны Вашингтона. Таким образом, пока остается неясным, будут ли Япония и Южная Корея вынуждены увеличить свой импорт сырой нефти из Соединенных Штатов.

Россия может встать на сторону Китая

Санкции, наложенные Западом на Россию, а также торговые разногласия между Китаем и США, могут предоставить дополнительные возможности для расширения энергетического сотрудничества между Китаем и Россией. Напряженные отношения с Западом заставляют Москву искать новых торговых и инвестиционных партнеров, среди которых можно выделить Китай и некоторые страны Ближнего Востока. Россия уже стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, когда в 2017 году стоимостный объем ее экспорта в эту страну составил 23,7 миллиарда долларов. Поскольку теперь существует вероятность того, что Пекин сократит импорт из Соединенных Штатов, Россия, вероятно, получит возможность экспортировать еще большее количество своей нефти в Китай.

Почти месяц назад, 19 июля в Китай прибыл первый танкер с российским сжиженным природным газом от производителя СПГ компании «Новатэк», который прошел по Северному морскому пути вдоль арктического побережья. Проект «Ямал-СПГ» стоимостью 27 миллиардов долларов является крупнейшим в мире заводом по производству сжиженного природного газа и первым крупномасштабным проектом в рамках энергетического сотрудничества между двумя странами, реализованным благодаря китайской инициативе «Один пояс, один путь».

Государственное энергетическое Управление КНР и Национальная нефтяная корпорация CNPC начнет получать ежегодно как минимум 3 миллиона тонн СПГ с «Ямала» начиная с 2019 года. Поэтому, весьма вероятно, что Китай и Россия будут углублять сотрудничество в области поставок СПГ, несмотря на американские санкции.

Кроме того, по словам неназванного источника в российском правительстве, Россия готова инвестировать 50 миллиардов долларов в нефтегазовый сектор Ирана на фоне растущего давления со стороны США, направленного на экономическую и дипломатическую блокаду Тегерана. Министр энергетики России Александр Новак сказал, что Москва заинтересована в дальнейшем развитии программы «нефть в обмен на товары, которая позволит иранским компаниям покупать российскую продукцию в обмен на нефтяные контракты. Затем эта нефть будет продана на рынке третьим странам.

Это свидетельствует о последовательной стратегии Кремля по использованию своей мощной нефтегазовой индустрии в качестве инструмента вмешательства в ближневосточные проблемы. В нынешней ситуации, Хотя Китай может каким-то образом достичь компромисса с Америкой, пообещав не сокращать импорт нефти, если США согласятся снизить торговые тарифы, в краткосрочной перспективе Пекин, скорее всего, привлечет Россию на свою сторону в экономическом противостоянии с Соединенными Штатами.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

www.inosmi.info

Китай продолжит наращивать импорт нефти

Валовой объем нефтяного импорта КНР в прошлом году составил 8,4 млн баррелей в сутки (б/с), по данным Управления по информации в области энергетики (EIA) министерства энергетики США. Американские зарубежные закупки равнялись 7,9 млн б/с.

EIA объясняет повышение импорта в Китай ростом нефтеперерабатывающих мощностей и наращиванием стратегических запасов топлива на фоне сокращения внутренней добычи, сообщает китайская газета Global Times. Учитывая ожидаемое дальнейшее снижение производства в стране, Китай вероятнее всего продолжит увеличивать импорт по крайней мере в следующие два года.

По данным китайской таможни, в страну в 2017 году было импортировано 420 млн тонн нефти.

Профессор Китайского университета нефти Цзинь Лэй полагает, что рост зарубежных поставок нефти в Китай на 10% в минувшем году обусловлен относительно стабильными ценами. «Поскольку глобальные цены на нефть, вероятно, поднимутся примерно до $60 за баррель, рост китайского импорта нефти будет ниже 10%, хотя общий повышательный тренд не изменится в этом году», — прогнозирует он.

При этом Цзинь Лэй ожидает, что объемы импорта скоро достигнут пикового объема. Это произойдет, скорее всего, «где-то после 2020 года, из-за вероятного массового использования автомобилей на новых источниках энергии и гибридных машин, что повысит потребление природного газа, а также из-за более значительного использования альтернативных источников энергии».

В то же время главный энергетический аналитик Hicend Futures Co. Чэнь Жуйби не ожидает, что Китай достигнет пиковых объемов импорта нефти в кратко-среднесрочной перспективе.

Внутренний спрос в КНР (внутреннее производство плюс чистый импорт) в 2018 году может вырасти на 5% — до 630 млн тонн, прогнозирует Китайская федерация нефтяной и химической промышленности (CPCIF).

Согласно ее оценкам, нефть марки WTI в этом году в среднем будет стоить $55 за баррель, Brent — $60 за баррель.

Согласно прогнозу исследовательского института China National Petroleum Corp. (CNPC), внутренний спрос на нефть в стране увеличится в текущем году на 4,6% и достигнет 615 млн тонн. Объем импорта повысится на 6,7% — до 423 млн тонн.

В 2017 году на долю импорта приходилось 67,4% общего спроса на нефть в Китае.

Прибыль нефтяной и химической промышленности Китая по итогам 2017 года увеличилась на 51% и превысила 840 млрд юаней ($134 млрд). До этого показатель снижался три года подряд, сообщила CPCIF.

allpetro.ru

Импорт нефти в Китай вырос в январе на 20%

ПЕКИН (Рейтер) - Китай в январе 2018 года импортировал рекордный объём нефти за счёт увеличения закупок сырья независимыми переработчиками, а также близкий к максимальному объём газа на фоне роста спроса на топливо для нужд отопления.

НПЗ компании Sinopec в городе Циндао 9 февраля 2014 года. REUTERS/China Daily/File Photo

Как показали данные таможенной статистики страны, импорт нефти в Китай в январе вырос на 20 процентов в годовом сравнении до 40,64 миллиона тонн, что эквивалентно 9,57 миллиона баррелей в сутки.

В декабре импорт составил 33,7 миллиона тонн нефти (около 7,94 миллиона баррелей в сутки). Предыдущий рекорд, установленный в марте прошлого года, был на уровне 9,17 миллиона баррелей в сутки.

В прошлом году Пекин утвердил квоты на импорт нефти негосударственными компаниями, к которым в основном относятся независимые НПЗ, в объеме 142,42 миллиона тонн (около 2,85 миллиона баррелей в сутки) в 2018 году, что превышает показатель 2017-го на 55 процентов.

“Первую скрипку будут играть мини-НПЗ. Они, как правило, наращивают импорт в первые два месяца года. К тому же новые игроки получили свои квоты”, – сказал Сенгик Ти из SIA Energy.

Кроме того, с начала 2018 года Россия в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Пекином почти удвоила трубопроводные поставки малосернистой нефти ESPO Blend в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и планирует поставить в эту страну с января по декабрь 28,3 миллиона тонн сорта.

В прошлом году РФ сохранила за собой статус основного поставщика нефти в Китай, оставив позади Саудовскую Аравию.

Импорт газа в Китай, включая трубопроводные и танкерные поставки сжиженного природного газа (СПГ), в январе составил 7,7 миллиона тонн. Этот показатель на одну треть превышает объём импорта за аналогичный период прошлого года и лишь немного уступает декабрьскому рекорду на уровне 7,9 миллиона тонн.

Инициатива правительства по переходу на природный газ для отопления домохозяйств и промышленных предприятий в Северном Китае привела к тому, что спрос на топливо превышает предложение, однако недостаточно развитая инфраструктура в стране оказалась не готова к росту потребления.

(тонна = 7,3 барреля)

Жозефин Мейсон, Доминик Пэттон, перевела Татьяна Водянина

ru.reuters.com