Иракская нефть обеспечит импорт США на 100 лет. Ирак нефть сша


Иракская нефть обеспечит импорт США на 100 лет

06:0610.02.2003

(обновлено: 18:01 05.06.2008)

700

Находящиеся на территории Ирака запасы нефти могут полностью и бесперебойно обеспечить все импортные потребности США в течении ближайших ста лет. Об этом, со ссылкой на американских экспертов сообщает в понедельник журнал "Тайм". По данным журнала, американские компании рассматривают возможности своего участия в освоении иракской нефти в случае, если в Багдаде произойдет смена режима. Опираясь на данные своих источников, "Тайм" пишет, в частности, что в первые же часы военной операции против Ирака американский спецназ должен будет обеспечить захват всех основных нефтяных месторождений на иракской территории.

ВАШИНГТОН, 10 февраля. /Корр. РИА "Новости" Аркадий Орлов/. Находящиеся на территории Ирака запасы нефти могут полностью и бесперебойно обеспечить все импортные потребности США в течении ближайших ста лет. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", со ссылкой на американских экспертов сообщает в понедельник журнал "Тайм".

По данным журнала, американские компании рассматривают возможности своего участия в освоении иракской нефти в случае, если в Багдаде произойдет смена режима.

Опираясь на данные своих источников, "Тайм" пишет, в частности, что в первые же часы военной операции против Ирака американский спецназ должен будет обеспечить захват всех основных нефтяных месторождений на иракской территории, чтобы не допустить поджога скважин.

Источники среди нефтяных компаний США сообщили также журналу, что американские корпорации "Халлибартон", "Шлумбергер", "Бектел груп" и "Бейкер Хьюз" могут разделить между собой контракты на сумму до 2 млрд долларов, предназначенную для восстановления нефтедобывающей инфраструктуры Ирака после завершения военных действий.

Быстрое восстановление этой инфраструктуры отвечает интересам США, так как, согласно наиболее пессимистическим прогнозам американских экспертов, в случае, если Багдад сумеет вывести из строя свои месторождения и нанести удар по месторождениям соседних стран, падение нефтедобычи в регионе составит до 6 млн баррелей в сутки, что будет означать сокращение общемировых поставок на 8 проц.

Даже в случае, если США и их союзникам удастся в срочном порядке выбросить на рынок дополнительные объемы нефти из своих стратегических резервов, мир ожидает кратковременный нефтяной "шок", во время которого цены могут взлететь до 80 долларов за баррель. Столь высокими цены на нефть не продержатся долго и к концу года, согласно прогнозу, снизятся до 50 долларов за баррель. Но даже при этом снижении ситуация будет сопоставима с мировым нефтяным кризисом 1973 года, пишет "Тайм". По данным журнала, США и другие страны сейчас срочно заполняют свои стратегические нефтяные запасы.

Президент Джордж Буш отдал распоряжении о полном заполнении американских запасов до максимального уровня в 700 млн баррелей. И в настоящее время это распоряжение уже выполнено на 85 проц.

ria.ru

США хотят разделить нефть Ирака по закону

время публикации: 30 января 2003 г., 11:17 | последнее обновление: 7 декабря 2017 г., 09:54

США очень озабочены тем, как после победоносной войны с Ираком и смещения режима Хусейна "правильно" разделить богатейшие нефтяные месторождения страны.

Ирак занимает второе место в мире по разведанным запасам нефти. В настоящее время в стране добывается 1,5 млн баррелей нефти в месяц. Эксперты считают, что за пять лет объемы производства можно повысить до 6 млрд баррелей, если вложить средства и правильно управлять энергетикой Ирака.

Разделить их между всеми претендентами, среди которых американские, британские, российские, французские нефтяные компании, крайне непросто. Самый серьезный вопрос, которым озабочены юристы Белого дома, как разделить иракскую нефть так, чтобы Штатам досталось побольше, а оснований для упреков у мирового сообщества было поменьше. По данным Wall Street Journal, сейчас в Белом доме старательно штудируют международное законодательство, чтобы избежать обвинений в том, что именно нефть, а вовсе не война с терроризмом, была главным поводом для военной акции.

Официально правительства США и Великобритании утверждают, что нефть не имеет отношения к конфронтации с Ираком. Госсекретарь США Колин Пауэлл в интервью газете The Boston Globe в очередной раз сообщил, что "в случае конфликта с Ираком лидеры коалиции возьмут эту страну под свой контроль". "Иракская нефть принадлежит народу этой страны. США не собираются извлекать из нефти выгоду", - подчеркнул он.

На вопрос о том, будут ли американские компании разрабатывать нефтяные месторождения, Пауэлл ответил: "Я не знаю. Если мы окажемся в роли страны-захватчика, мы дадим иракскому народу возможность разрабатывать нефтяные месторождения так, чтобы это было им выгодно".

Однако юристы Белого дома считают, что реквизировать нефть можно "по законам военного времени". "Если вы будете действовать по законам о военной оккупации, вы получаете право практически на все", - цитирует WSJ источник, знакомый c нынешними дебатами в администрации.

В настоящее время военные больше заняты тем, как бы обеспечить безопасность завоеванным нефтяным скважинам, чтобы Саддам их не поджег, как это было в 1991 году в Кувейте. По данным газеты, после этого доблестные командиры американских подразделений получат практически неограниченные полномочия по управлению нефтяными месторождениями. Вопросы эти регулируются Гаагской конвенцией 1907 года и фактически единственное ограничение на деятельность - не причинять вреда месторождениям полезных ископаемых. Этого Штаты, конечно, делать не собираются. Напротив, как предполагает газета, если военным быстро удастся восстановить общественный порядок, месторождения поступят фактически в распоряжение США. А на фоне широких полномочий армейцев юридическая казуистика отходит на второй план - ведь, по крайней мере, на время военной операции никто им не помешает наладить добычу иракской нефти в интересах США.

amp.newsru.com

Нефть Ирака достанется США и их союзникам :: Экономика :: РБК

Страны, поддержавшие военную операцию США в Ираке, получат преимущества при распределении контрактов на разработку нефтяных месторождений. Об этом заявил сегодня министр нефти Ирака Ибрагим Бар аль-Улум.

"Иракский народ помнит страны, которые были с ним в тяжелые времена, - сказал он. - Мы не забудем тех, кто помог нам во время войны и перечислил деньги на восстановление Ирака".

Ибрагим Бар аль-Улум также отметил, что арест бывшего лидера Ирака Саддама Хусейна должен улучшить ситуацию в сфере безопасности. Между тем полностью списывать со счетов возможность диверсии на нефтяных объектах страны пока преждевременно, отметил он. По свидетельству министра, Багдад намерен продавать более 1,5 млн барр. нефти в день в декабре с.г., а к концу марта 2004г. довести экспорт до 2 млн барр. в день, сообщает Reuters.

Однако удастся ли иракцам достичь такого уровня экспорта, сказать сложно. Ситуация в стране слишком неустойчива: иракские повстанцы совершают по несколько терактов в день. Их особенным «вниманием» пользуются нефтепроводы, что, безусловно, снижает добычу и экспорт нефти.

За период со времени падения режима Саддама Хусейна, с 9 апреля этого года, в Ираке зафиксировано 83 диверсии, нанесших ощутимый ущерб нефте- и газопроводам страны. Это привело к тому, что Ирак может только на 60% обеспечить свои потребности в нефтепродуктах. В сложившейся ситуации власти Ирака обратились к другим странам с просьбой о помощи. Кувейт принял решение поставлять в Ирак 1 млн литров бензина ежедневно, чтобы помочь в решении энергетического кризиса в стране.

Последний теракт на нефтепроводе в Ираке произошел на прошлой неделе. 11 декабря произошел мощный взрыв на нефтепроводе Байджи-Багдад. В результате нефтеперерабатывающие заводы на севере страны и в городе аль-Дура, неподалеку от столицы, остались без сырья на несколько дней.

www.rbc.ru

Ирак меняет структуру мирового рынка нефти – Вести Экономика, 14.06.2017

Москва, 14 июня - "Вести.Экономика". Цены на нефть оказались под существенным давлением, после того как Международное энергетическое агентство сообщило о росте запасов нефти в развитых странах и понизило прогноз роста спроса на нефть.

Добыча нефти странами ОПЕК с января 2012 года

Более того, на стоимость нефти давят риски того, что ОПЕК не сможет выполнить взятые на себя обязательства на фоне растущих противоречий внутри картеля. Ирак наращивает экспорт нефти в США, второй по величине мировой рынок импорта, так как есть признаки, что Саудовская Аравия выполнит обещание ограничить поставки.

Второй по величине производитель в ОПЕК отгрузил 12 млн баррелей нефти в США за первые 13 дней этого месяца, что на 50% выше, чем за тот же период в апреле или мае. Саудовские поставки упали примерно в полтора раза. Ирак не в полной мере соблюдает обязательства по соглашению ОПЕК по сокращению производства, отметил МЭА.

Тот факт, что Ирак решил не сокращать производство после заключения соглашения в ноябре, значит, что нет "ничего удивительного" в том, чтобы наблюдать рост поставок сейчас, отметил Джованни Стауново, аналитик из UBS Group AG.

Несмотря на то что Ирак находится среди стран ОПЕК, которые взяли на себя обязательство ограничить производство, чтобы устранить глобальное перенасыщение, есть признаки того, что он, тем не менее, может отвоевать свою долю на ключевых рынках импорта. Поставки нефти Ирака хлынули в США в конце мая и начале июня на фоне сокращения поставок Саудовской Аравии, по данным Управления энергетической информации. Ирак также обошел Саудовскую Аравию как поставщика номер один в Индии, наиболее быстрорастущего потребителя нефти.

Всплеск поставок должен отразиться на импорте в США где-то в конце июля. Танкеры из Персидского залива достигают Мексиканского залива или перерабатывающих центров на побережье США за 45 дней. Сейчас поставки могут снизиться, сделав ежемесячный объем отгружаемой нефти на 1 млн в день меньше по сравнению с показателем июня в первые 13 дней.

МЭА заявило в среду, что уровень соблюдения Ираком соглашения ОПЕК составляет около 55%, в то время как Саудовская Аравия входит в число стран, выполняющих соглашение в полной мере.

Ссылки по теме

Помимо восьми танкеров, которые вышли из иракского нефтяного терминала Басра по направлению к США, есть еще семь, в отношении которых либо не указывается пункт их назначения, либо они идут в египетский Суэцкий канал. Некоторые из них могли бы пойти еще в США.

В то же время из Саудовской Аравии вышли три танкера по направлению к США с 6 млн баррелями нефти на борту. В мае было отгружено 14 млн баррелей.

Уменьшение саудовских поставок вполне согласуется с комментариями министра энергетики страны Халида Аль-Фалиха. По его словам, на заседании ОПЕК в конце мая королевство приняло решение о значительном сокращении поставок в США.

Поставки нефти Саудовской Аравией клиентам будут сокращены в июле по сравнению с уровнем июня.

www.vestifinance.ru

Почему США вторглись в Ирак?

Казалось бы на этот вопрос уже давно есть ответ, а именно - американцы обманули весь мир, утверждая что в Ираке есть оружие массового поражения. Зачем им это было надо, тоже ясно. Я по крайней мере знаком с двумя версиями:
  1. Присвоить себе иракскую нефть.
  2. Не дать упасть доллару, так как Саддам Хусейн собирался перевести расчеты за нефть из долларов в евро.
На самом деле все не так просто.

Что касается нефти, то на самом деле американцы не только не присвоили себе ни капли иракской нефти и ни одного цента на ее продажу, но даже не пытались влиять на иракское правительство при распределении контрактов на разработку нефтяных и газовых месторождений.

Например тендер на освоение иракского месторождения Западная Курна-2 выиграл "ЛУКОЙЛ", а "Газпром нефть" в заключила контракт на разработку месторождения Бадра. При этом даже глава Лукойла Алекперов в телевизионной передаче на НТВ 30 ноября заявил что тендер проводился честно и американцы в этот процесс не вмешивались. (Подробно о том кому досталось большинство контрактов в на разработку иракских месторождений, можно прочитать здесь.)

Что касается второй версии, а именно что США эту войну начали ради поддержания курса доллара, то в своей статье "Выгоден ли США высокий курс доллара?" я уже писал что сильный доллар американской экономике приносит больше вреда чем пользы. Поэтому американцы ради сильного доллара не только воевать не будут, но даже наоборот у многих есть подозрение что американские власти тайно потворствуют падению доллара.

Что же тогда остается? Ради чего вся каша заваривалась? В этой статье я попытался изложить точку зрения другой стороны, а именно администрации США, на эти события.

На самом деле война началась не в 2003 году, а в 1991, когда американские войска начали операцию по освобождению Кувейта от иракских оккупантов. Чтобы картина была ясная, напомню как развивались события.

2 августа 1990 года иракские войска вторглись в Кувейт. После этого, уже 6 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661требующую от Ирака немедленного вывода войск из Кувейта. Ирак не подчинился, тогда 29 ноября СБ принимает резолюцию № 678 фактически разрешающую применение силы против Ирака. Именно после принятия этой резолюции США приняли решение вмешаться в этот конфликт, однако сделали они не столько по собственной инициативе, сколько по просьбе монархий Персидского залива, и в первую очередь, естественно Кувейта, а также Саудовской Аавии, которая боялась разделить участь Кувейта. Кроме этого страны Персидского залива и оплатили большую часть расходов на эту войну. Из 61 миллиарда долларов, затраченных на эту войну, 36 миллиардов оплатили страны Персидского Залива.

Американцы на самом деле не очень хотели вмешиваться в этот конфликт, и в конгрессе по этому поводу разгорелись жаркие дебаты, в результате чего конгресс с очень небольшим перевесом ( палата представителей: 250 против 183, сенат: 52 против 47 - самая маленькая разница с 1812 года ) принял закон разрешающий применение силы.

Дальше была операция "Буря в пустыне", закончившаяся разгромом иракских войск, однако война на этом не кончилась, так как мирного договора заключено не было, а вместо этого было заключено перемирие, условия которого стали основой новой резолюции СБ № 687. Одним из условий перемирия было обеспечить условия для постоянной работы инспекторов по разоружению (UNSCOM - в дальнейшем для краткости просто "комиссия"). Это перемирие действовало вплоть до вторжения американских войск в Ирак в 2003 году. Другими словами, никакой второй войны в Ираке не было, а было продолжение, а точнее завершение войны начатой в 1991 году. Чуть позже была принята другая резолюция № 688, которая призывала защитить курдское население Ирака от репрессий и запрещающий Ираку вести боевые действия на курдской территории, а также на территории  населенной шиитами.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что в 2003 году американцы новой войны не начинали, а только прервали перемирие. В связи с этим возникает вопрос - а имели ли право американцы прервать это перемирие?

Статья 40 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны четко определяет условия при которых стороны могут прервать перемирие. Это:

Любое серьезное нарушение перемирия одной из сторон дает другой стороне право отказаться от него, и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия Тогда возникает другой вопрос - были ли серьезные нарушения перемирия Саддамом Хуссейном? Ответ положительный. Были и неоднократно.

Вот несколько примеров нарушений касающихся только работы инспекторов ООН по разоружению начиная с 1997 года:

  • Июнь 1997:  Иракские военные сопровождали вертолет комиссии и попытались физически предотвратить полет вертолета в направлении его планируемого назначения, угрожая безопасности вертолета и его экипажа.
  • 17 сентября 1997: Иракские военные атаковали вертолет инспекторов, в то время как инспектор пытался сфотографировать несанкционированное передвижение иракских транспортных средств в местах обозначенных для инспекции.
  • 25 сентября 1997: Инспектора проверяет иракскую "пищевую лабораторию". Один из инспекторов, доктор Диана Симан, входит в здание через заднюю дверь и ловит несколько человек уходящих с чемоданами. Чемоданы, содержали журналы с информацией о создании незаконных бактерий и химических веществ. На страницах журнала стоят печати офиса президента и службы безопасности президента. Инспектора пытались инспектировать офисы, но не были туда допущены.
  • 8 апреля 1998: Инспектора докладывают Совету Безопасности ООН, что декларация Ирака о его программе создания биологического оружия являются неполной и недостаточной.
  • 5 августа 1998: Иракские власти полностью прекращают сотрудничество с комиссией.
Остается только удивляться терпению американцев, и только после того как Ирак полностью прекратил сотрудничество с комиссией, терпение американцев лопается и 29 сентября 1998 года, конгресс принимает закон под названием "IRAQ LIBERATION ACT" ( закон об освобождения Ирака ), предусматривающий свержение режима Саддама Хуссейна. Однако на Саддама Хусейна это видимо впечатления не произвело и 31 октября он полностью изгоняет инспекторов из страны. В тот же день президент Клинтон подписывает вышеупомянутый закон, в котором в частности указываются следующие нарушения:
  • Попытка покушения иракскими спецслужбами на Джорджа Буша во время его визита в Кувейт в апреле 1993 года.
  • В октябре 1994 года Ирак перебросил 80 тысяч войск в районы вблизи границы с Кувейтом ( по условиям перемирия со стороны Ирака должна была быть создана демилитаризованная зона глубиной 10 километров ),  что создало непосредственную угрозу нового вторжения или нападения на Кувейт.
  • 31 августа 1996 года Иракские войска атакуют город Ирбиль в Северном Ираке, который контролируется курдами, что было прямым нарушением резолюции СБ № 688.
  • С марта 1996 года Ирак систематически не давал возможности сотрудникам комиссии ООН по разоружению инспектировать ключевые объекты и документы.
  • 5 августа 1998 года - полный отказ от сотрудничества с ней.
Однако приняв этот закон, администрация США практически не торопилась его исполнять, за исключением того что президент Клинтон приказал 13-14 ноября нанести воздушные удары по некоторым целям в Ираке.

Возможно это на Саддама Хуссейна подействовало, так как после этого 18 ноября он согласился вернуть инспекторов, однако уже 23 ноября инспектора жаловались на то что иракские власти снова прекратили сотрудничество с инспекторами, поочередно запугивания их и утаивали от них информацию. Дальше события развивались следующим образом:

  • 15 декабря 1998: Глава комиссии по разоружению Ричард Батлер докладывает СБ что иракские власти препятствуют работе комиссии.
  • 16-19 декабря 1998: Инспектора вынуждены покинуть Ирак. В тоже время американские и британские ВВС наносят воздушные удары более чем по 100 целям, в результате операции "Лиса пустыни". Целью операции было объявлено лишение Ирака способности производить и использовать оружие массового поражения после того, как иракская сторона отказалась сотрудничать с международной комиссией ООН.
  • 19 декабря 1998: Иракский вице-президент Таха Ясин Рамадан заявляет, что Ирак больше не будет сотрудничать с комиссией и что "миссия окончена".
Далее, почти через год, СБ принимает резолюцию № 1284 в соответствии с которой была создана другая комиссия по разоружению, но Ирак отказался эту резолюцию исполнять. В итоге, начиная с декабря 1998 года, инспекторов в Ираке не было, поэтому никто не знал что там на самом деле творится.

Несмотря на то что изгнание инспекторов это грубейшее нарушение как перемирия, так и резолюций СБ, администрация Клинтона не очень торопится исполнять "закон об освобождении Ирака".

Итак, наступил 2000 год - год выборов президента США. Республиканцы жестко критикуют бездействие администрации Клинтона в отноношении Ирака, а на своем съезде принимают новую программу, в которой о действиях в отношении Ирака говориться следующее:

Мы поддерживаем полное выполнение "закона об освобождении Ирака", который следует рассматривать в качестве отправной точки в комплексном плане по устранению Саддама Хусейна и восстановления международных инспекций в сотрудничестве с его преемником. Республиканцы признают, что мир и стабильность в Персидском заливе невозможны до тех пор, пока Саддам Хусейн правит в Ираке. Как известно, в ноябре 2000 года на выборах победили республиканцы и президентом США стал Буш младший. После этого в 2001 году, новая администрация США приступила к подготовке операции по свержению Саддама Хуссейна, однако и администрация Буша не очень торопилась свергать Саддама Хуссейна. Спрашивается почему?

Бывший глава ЦРУ Джордж Теннет в своей книге "At the Center of the Storm: My Years at the CIA" ( В центре шторма: Мои годы в ЦРУ ) называет следующие причины:

  • В апреле Китай вынудил к посадке самолет ВМС "EP-3", поэтому эта проблема заслонила собой Ирак.
  • Была неопределенность в вопросе, касающееся того, кто придет на смену Саддаму Хуссейну.
  • Буш поставил перед собой еще одну задачу, которую он считал не менее важной - это помирить палестинцев и израильтян. Именно решению этой задачи уделялось больше внимания.
Кроме того, вплоть до августа 2001 года, власти США делали ставку не столько на военное вторжение, сколько на тайные спец операции ЦРУ, однако в августе ЦРУ предоставило анализ, согласно которому одними спец операциями проблему не решить, необходимо полномасштабная военная операция. С этого момента, по свидетельству Тенета, возникли разногласия между ЦРУ и военными. Видимо военные не очень то хотели воевать, и обвинили ЦРУ в неспособности спланировать и осуществить операцию по свержению Саддама Хуссейна.

Так или иначе, а решение о вторжении фактически было принято в августе 2001 года, а 11 сентября произошли теракты, которые заставили администрацию Буша отложить эту операцию и срочно заняться Афганистаном. В результате Саддам Хусейн получил отсрочку более чем на год, а за год много чего можно сделать - и оружие массового поражения спрятать или вывезти из страны, и партизанское подполье подготовить. В связи с этим возникает вопрос - кому эти теракты были в первую очередь выгодны?

Почти через год в 2002, администрация США вновь вернулась к вопросу о свержении Саддама Хуссейна, и снова вокруг этого вопроса развернулась жаркая дискуссия. На этот раз дискуссия возникла вокруг предложения Колина Пауэла попытаться получить еще одну резолюцию СБ, санкционирующую свержение Саддама Хуссейна.

Противники этого предложения, например Дик Чейни, утверждали что в этой резолюции нет никакой необходимости, так как законных оснований для этой операции больше чем достаточно, однако победила линия Колина Пауэла. В результате, как говорится, имеем то что имеем. Позже выяснилось что используя деньги украденные у иракского народа в результате незаконных махинаций в рамках программы "нефть в обмен на продовольствие", а также раздавая обещания, Саддам Хуссейн, как дешевых проституток в бордели, покупал не только чиновников ООН, но и представителей некоторых стран - членов СБ. В результате резолюция не была принята, было потеряно еще несколько месяцев, а в глазах всего человечества США стали агрессором, незаконно развязавшим войну.

В заключение я хочу еще раз обратить внимание тех кто любит порассуждать о том что американские спецслужбы якобы организовали теракт 11 сентября для того чтобы оправдать вторжение США в Ирак на тот факт, что свержение Саддама Хусейна планировалось задолго до терактов и теракты этим планам только помешали.

judeomasson.livejournal.com

Экспансия, нефть, США и терроризм. Четыре причины для войны между курдами и Ираком

На севере Ирака грохочет артиллерия. Курды перебрасывают силы для обороны Киркука.

Минувшей ночью армия Ирака начала военную операцию в предместьях расположенного на севере республики города Киркук. Об этом сообщает агентство Reuters. Административный центр богатой нефтью и газом провинции, что находится в 236 километрах севернее Багдада, в настоящий момент удерживают отряды пешмерга (военизированные формирования иракских курдов). По информации телеканала Al Sumariya, иракские военные встретили сопротивление уже на юге региона. Перестрелки были зафиксированы сразу в нескольких районах. Reuters сообщает о боях с применением артиллерии. Багдад провозгласил целью операции возвращение контроля над нефтяными приисками и аэродромом близ Киркука, но армия пока не смогла выполнить поставленные задачи. Курдский губернатор провинции ранее обратился к местному населению и призвал всех способных держать оружие граждан встать на защиту города. Накануне Багдад потребовал от курдов покинуть город, но последние ответили отказом и перебросили в регион дополнительно шесть тысяч бойцов пешмерга.

Замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов не исключает, что события близ Киркука станут началом серьезного военного противостояния между столицей курдской автономии — Эрбилем и правительством Багдада. Причин тому эксперт видит несколько. Орудовавшая на территории республики запрещенная в РФ террористическая организация «Исламское государство» уже не представляет такой опасности, как годом ранее, поэтому стороны больше не связаны борьбой с общим врагом.

«Если в момент борьбы с террористами между курдами и правительством существовал нейтралитет, то после освобождения Мосула и других территорий на первый план выходят противоречия между курдами и правительством Ирака», — говорит эксперт.

Еще одной причиной для серьезного охлаждения отношений между Эрбилем и Багдадом стал референдум за создание независимого курдского государства, который состоялся 25 сентября, отмечает Шаповалов. Официальный Багдад резко осудил сепаратистские устремления северных территорий. Спустя два дня парламент республики обратился к главе иракского правительства Хайдеру Абади с просьбой отправить армию в мятежный регион.

«Референдум открывает новые отношения между Ираком и Курдистаном. До него не было формального повода для начала конфликта, потому что лидеры Курдистана признавали суверенитет и целостность Ирака, но они отошли от этого, провозгласив независимость, и не собираются отказываться от итогов референдума. Эскалация напряженности является следствием этого решения», — заметил политолог.

В провинции Киркук находятся большие запасы нефти и газа. Черное золото поступает по трубопроводу в средиземноморский порт Дертьел на территории Турции. После падения режима Саддама Хусейна правительство Курдистана взяло ресурсы под свой контроль. В 2014 году подразделения пешмерга захватили еще два крупных нефтеносных месторождения в регионе. В настоящий момент у иракских курдов более 50 контрактов на поставки углеводородов, которые они заключили в обход Багдада. В автономии работают крупные американские добывающие компании ExxonMobilChevron Corporation. В борьбе за доходные скважины курды значительно продвинулись на юг, выйдя за границы своих исторических территорий.

«В борьбе с террористами, курды распространили свою сферу влияния далеко на юг. — говорит Шаповалов. — Это вызывает противодействие со стороны Ирака, поскольку Багдад не готов признать контроль курдов над провинцией Киркук, где они составляют незначительное меньшинство».

Масштабное военное противостояние между курдами и Багдадом будет проблемой для всего мирового сообщества и для правительства США, в частности, считает политолог.

«Американцы стоят за спиной у иракского Курдистана и одновременно поддерживают правительство Ирака. Двусмысленная политика США создала очень непростую ситуацию. Очевидно, что США будет сложно позитивно решить эту проблему. Они будут стремиться к прекращению конфликта, выступать за переговоры и поиск компромисса», — заключил эксперт.

В Госдепартаменте США уже заверили, что пристально следят за ситуацией на севере Ирака и обеспокоены сообщениями о конфронтации. Представитель американского внешнеполитического ведомства заявил, что Вашингтон работает со всеми сторонами конфликта с целью снизить напряженность.

polit.info

Ирак, Иран и США ″подняли″ цены на нефть

Нефтяные цены укрепились 17 октября на фоне столкновений между иракскими и курдскими силами, угрожающих поставкам из северного Ирака, а также из-за усиления напряженности между США и Ираном. Как сообщает онлайн-издание E&P в материале Oil Prices Build As Iraq, US-Iran Tension Raises Risks, после нескольких месяцев на одном ценовом уровне, в ходе которых снижение поставок в рамках сделки ОПЕК поддерживало нефть, а рост американского производства сдерживал рынок, цены в этом месяце значительно выросли. Нефть марки Brent выросла на 20 центов до $58,02 за баррель в  6:35 по центральному времени (11:35 по Гринвичу), что примерно на треть выше среднегодовых значений. Стоимость нефти марки West Texas Intermediate выросла на 20 центов до $52,07.

Правительство Багдада 17 октября отвоевало территорию северного Ирака у курдов, расширив кампанию, изменившую баланс сил в стране. Бои в одном из основных нефтедобывающих районов Ирака способствовали восстановлению премии за риск по нефтяным ценам, хотя официальные лица заявили, что нефтяные месторождения в регионе работают в нормальном режиме. ”Очередные геополитические риски, которые могут поразить энергетический комплекс, остаются в силе, а цены на нефть продолжают расти”, - считает аналитик лондонской брокерской компании PVM Oil Associates Стивен Бреннок.

В Goldman Sachs утверждают, что кластер киркукских нефтяных месторождений, на котором добывается около 500 000 баррелей нефти в день и который простирается от автономного Курдистана до северного Ирака, подвергается риску из-за конфликта.

Одновременно растет напряженность между Соединенными Штатами и Ираном, что увеличивает глобальную премию за риск для нефти. Президент США Дональд Трамп 13 октября отказался подтвердить приверженность  Ирана выполнению условий ядерного соглашения, предоставив Конгрессу 60 дней для принятия решения о дальнейших действиях против Тегерана. ”Если будут введены новые санкции, то несколько сотен тысяч баррелей иранского экспорта будут немедленно подвержены риску”, - заявили в Goldman Sachs.

Во время предыдущего раунда санкций против Ирана рынок лишился около 1 миллиона баррелей нефти в день. ”Нефть и геополитика очень взаимосвязаны, - сказал агентству Reuters исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль. - Нефтяная безопасность остается серьезной проблемой”. Благодаря сокращению предложения в рамках соглашения ОПЕК, рынок балансируется, и аналитики поднимают свои прогнозы нефтяных цен.

Бироль говорит, что соблюдение членами ОПЕК и их партнерами заявленных сокращений в объеме 1,8 млн баррелей в период с январь этого года по март 2018 года составляет около 86%. Bank of America Merrill Lynch заявил, что поднимает свои прогнозы цен на нефть. ”Мы видим, что стоимость Brent в среднем составляет $54 в этом квартале и составит $52,50 за баррель в первом полугодии 2018 года по сравнению с нашими предыдущими прогнозами в размере $ 50 и $ 49,50 за баррель соответственно”, - говорится в сообщении банка. 

vestikavkaza.ru