Украина заманивает Иран на развалины своей нефтяной отрасли. Иран нефть украина


Иран готов поставлять нефть в ЕС через Украину

  • Главная
  • Новости
  • Кадры
  • Муви
  • Мысли
  • Реклама
  • О нас
11:08 Заседание Кабмина 12 сентября: онлайн-трансляция 11:00 Рейдерский захват элеватора: полиция задержала 53 человека 10:55 Партнёрские материалыХмельной сентябрь – на этих выходных пройдет Kyiv Beer Festival vol.3 10:46 В «Роскосмосе» не комментируют версию возникновения дыры в «Союзе» 10:39 Евро и доллар прекратили расти на межбанке 10:30 Путин заявил, что знает, кто отравил Скрипалей 10:28 В воздухе над Херсонской областью не осталось следов выбросов с «Крымского титана» 10:01 В польском МИД уволили выпускников МГИМО и сотрудников коммунистических спецслужб 09:54 США предупредили Иран об ответственности в случае атак на американских дипломатов 09:43 Сухопутные войска ВСУ усилили свое присутствие на Азовском направлении 09:28 Порошенко подтвердил выход IKEA на украинский рынок 09:07 Сегодня в РФ объявят окончательный приговор Роману Сущенко 08:37 Стрельба в Новой Одессе: у родителей нет претензий к обвиняемому 08:20 Время работает против нас, - министр финансов Великобритании о сделке по Brexit 08:08 Генсек ООН призвал защитить мирное население сирийской провинции Идлиб 07:42 В результате ночного ДТП в Польше погиб украинец 07:15 Трамп намерен ввести санкции за вмешательство в ход американских выборов, - СМИ 07:09 Смертельная стрельба в средней школе штата Невада: есть погибший 00:58 На Конора Макгрегора подали в суд за нападение на автобус 00:42 Маск сообщил о сокращении палитры цветов Tesla 00:20 В ноябре начнут снимать фильм о спасенных из пещеры в Таиланде детях

11сен

23:59 Лоукостер Ryanair будет летать в еще один украинский город 23:45 Художника, нарисовавшего карикатуру на Серену Уильямс, обвинили в расизме 23:37 Завещание

bykvu.com

Украина заманивает Иран на развалины своей нефтяной отрасли

Сделка не сможет ударить по экспортным доходам РФ

украина, нефтяная отрасль, транзит, иран, экспертные мнения За реанимацию украинских нефтепроводов инвесторам придется много заплатить. Фото Reuters

Иран рассматривает варианты транзита своих нефти и нефтепродуктов по территории Украины дальше в Европу. Сама Незалежная надеется реанимировать с помощью Исламской Республики нефтеперерабатывающие заводы, стоящие без российского сырья уже несколько лет. Эксперты считают, что технически проекты ирано-украинского взаимодействия вполне осуществимы, но экономически нецелесообразны. Кроме того, сложные партнеры могут просто не договориться между собой.

Украина и Иран рассматривают возможность нефтяных поставок из Исламской Республики в Европу транзитом через Украину, а также переработки иранской нефти на украинских предприятиях. Об этом заявили замминистра нефти Ирана Мерзиех Шахдайи и посол Украины в Тегеране Сергей Бурдиляк. Шахдайи отметила, что Украина бедна нефтегазовыми ресурсами, и сообщила, что в первом полугодии 2017 года экспорт иранских нефтепродуктов в Незалежную вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом.

На самом деле идея муссируется довольно давно, как минимум с марта 2016 года, и кроме увеличения своих прямых поставок на рынок Незалежной Иран пока дальше двигаться не спешит. 

У иранцев было время изучить ситуацию с нефтепроводами и нефтепереработкой в Украине, и скорее всего они смогли убедиться в их плачевном состоянии.

Как сообщает «РИА Новости Украина», в стране есть шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые могли за год переработать около 43,6 млн т нефти и нефтяного сырья. Однако уже в 2014 году они переработали только около 3 млн т. После разрыва отношений с российскими поставщиками нефти все, кроме одного, заводы встали, а Украина вынуждена закупать бензин, дизельное и авиационное топливо по всему миру. По оценке нефтяного портала «Девон», для реконструкции любого из этих НПЗ потребуется не меньше 1 млрд долл. инвестиций.

Что касается транспортировки нефти, то, по данным украинского ресурса oilnews.com.ua, на сегодня мощность внутренних нефтепроводов в Украине используется всего на 14%. Они также уже значительно изношены, ведь, например, идущий с востока на запад, на территорию Словакии и Венгрии, магистральный трубопровод «Дружба» был построен еще в 1960-е годы. Однако заявленный Украиной на 2016 год ремонт даже одного из участков так и не был проведен.

Утомленная шантажом в виде повышения стоимости транзита и прямым воровством, оцененным в 67 млн евро ежегодно, Россия заявила в прошлом году, что в 2017-м полностью откажется от использования этого маршрута для транзита нефти в Европу. Ко всему прочему украинцы слили из трубопровода так называемый технический резерв нефти, необходимый для прокачки. Только для того, чтобы нефть снова пошла по трубе, туда надо закачать продукции стоимостью в несколько сотен миллионов долларов.

Схожая участь у трубопровода Одесса–Броды, который должен был связать южный порт с Польшей «в обход России». На его строительство Украина потратила 100 млн долл., но поляки отказались достраивать свой участок после того, как оказалось, что для нового проекта элементарно нет свободной нефти.

«Иран поставляет нефть в Европу по двум основным путям: через Средиземное море к берегам Италии, Франции и через Черное море – в Болгарию, Румынию. Присутствие Ирана в Европе составляет конкуренцию для РФ. Хотя у него и незначительный объем поставок нефти по сравнению с РФ, но, учитывая санкционное давление со стороны США, Москва очень уязвима, – считает аналитик компании «Телетрейд» в Украине Владимир Чернобай. – Перспектива сотрудничества с Украиной сможет открыть для Ирана северо-восточную Европу, но вопрос – нужна ли его нефть этому региону, если там есть балтийская и российская нефть? Я думаю, что в ближайшие несколько лет Иран не будет рисковать и формировать новые пути через Украину, учитывая ситуацию на востоке страны».

«Доставлять иранскую нефть в Европу через Украину – это нелепость, слишком дорогая схема доставки, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – У этих переговоров не будет никакого результата, Украина с Ираном договориться не смогут. Репутация стран очень похожа, они обе будут стараться «надуть» друг друга, в лучшем случае все выльется в одноразовый проект, который обречен на финансовые потери».

«Переговоры с Ираном закончатся ничем, так как украинский маршрут транспортировки нефти очень дорог, – подтвердил «НГ» и директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Кроме того, чтобы его запустить нужно найти значительный объем технической нефти, чтобы заполнить трубопровод».

«Теоретически данная идея перспективна, – возражает ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Андрей Суздальцев. – Наличие нефтепровода Одесса–Броды частично решает проблему поставки иранской нефти в Центральную Европу, но его необходимо достроить хотя бы до НПЗ в польском Плоцке. Без этого поставка иранской нефти в Европу через Одессу невыгодна. Впрочем, даже если этот проект реализуется, прокачать через него можно не более 15 млн т в год. Для сравнения: в 2016 году Россия поставила в ЕС 252 млн тн нефти, так что на фоне российского экспорта иранская «добавка» будет незаметна».

«С технической точки зрения проект вполне реализуем, однако есть большие сомнения в том, что Иран действительно пойдет на это, – сказал «НГ» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Ему невыгодно портить отношения с Россией, и вряд ли он захочет лишиться российской поддержки в отношениях с Европой и США (учитывая, что их отношения и так очень сложные и в любой момент могут стать прямой конфронтацией). Возможно, таким образом Иран готовит почву для того, чтобы попросить у России помощи или поддержки по какому-то вопросу».

www.ng.ru

Приватный бизнес. Откуда в Украине иранская нефть

Евгений Головатюк, ЛIГАБiзнесIнформ

В Украину начались поставки нефтяного сырья из Ирана. По официальным данным Государственной фискальной службы, в июне-июле Украина импортировала иранского сырья на $5,7 млн.

Это очень незначительные объемы даже по украинским меркам. Но сам факт поставки нефти из страны, которая много лет находилась под международными санкциями, вызвал ажиотаж во многих СМИ.

Интригу добавляют переговоры официальных Киева и Тегерана о сотрудничестве в энергетике. За последний год стороны провели три раунда встреч на самом высоком уровне. В прошлом году министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик даже посетил Тегеран, где договаривался о транспортировке иранской нефти по простаивающему нефтепроводу Одесса - Броды.

LIGA.net выяснила, кто поставляет в Украину нефть из Ирана, и почему в этом нет ничего скандального.

Коломойский и Иран

В июне Государственная фискальная служба опубликовала таможенную статистику по поставкам нефтяного сырья. Впервые за десять лет в строке поставщиков сырья появился Иран. Это один из крупнейших добытчиков углеводородов в мире. В 2016 году в стране было добыто более 216 млн тонн нефти, по данным британской BP. К примеру, Украина добывает всего 2 млн тонн в год.

Согласно официальным данным, в июне из Ирана в Украину завезли нефтяного сырья на $236 000, в июле эта цифра выросла в 23 раза - до $5,4 млн. Объемы импорта иранского сырья, как и поставщики, не указываются.

В Украине сегодня работают всего два НПЗ: кременчугская Укртатнафта, принадлежащая группе Приват и Александру Ярославскому, и государственный Шебелинский ГПЗ (входит в Укргаздобычу).

Представитель Шебелинского ГПЗ заверил LIGA.net, что Укргаздобыча не закупала иранское сырье. Топ-менеджер Укртатнафты подтвердил, что компания импортирует иранский газовый конденсат для переработки на своих мощностях.

"Первая партия конденсата была получена в мае, - рассказал он LIGA.net. - В июне-июле на завод было поставлено еще 12 000 тонн". Поставщика сырья из Ирана он назвать отказался.

Укртатнафта с 2007 года испытывает дефицит нефтяного сырья. Россия прекратила поставки нефти на завод 10 лет назад после силового захвата НПЗ.

С прошлого года завод регулярно закупает нефть Azeri Light у государственной азербайджанской компании Socar. По данным Минэнерго, за первое полугодие на Кременчугский НПЗ было поставлено около 350 000 тонн нефти из Азербайджана. На Укртатнафте также перерабатывается вся украинская нефть, добываемая Укрнафтой (1,5 млн тонн в год), контроль над которой продолжает удерживать группа Приват. Тем не менее этих объемов не хватает, чтобы полностью загрузить Укртатнафту сырьем.

Конденсат из Ирана на Кременчугский НПЗ также поставляет Socar, рассказал LIGA.net топ-менеджер государственного магистрального оператора Укртранснафта. Поставки идут через трейдинговую компанию Socar Trading Middle East (ОАЭ). В украинском представительстве Socar не смогли оперативно ответить на запрос.

Откуда нефть

Поставляемый на Укртатнафту газовый конденсат производится на месторождении South Pars, сообщил представитель Укртранснафты.

Это одно из крупнейших газовых месторождений в мире площадью 3700 кв. км. На его долю приходится около 7,8% всех мировых запасов природного газа в мире и 48% суммарных запасов Иранской республики.

Оператором разработки месторождения выступает иранская государственная нефтегазовая компания NIOC. В партнерстве с ней на месторождении работают крупнейшие нефтегазовые компании - французская Total, малайзийская Petronas, итальянская ENI, российский Газпром и другие.

Ничего удивительного в поставках иранского конденсата в Украину нет, отмечает замдиректора НТЦ Психея Геннадий Рябцев.

"В 2016 году с Ирана фактически сняли санкции, и страна возобновила экспорт нефти, - напоминает он. - Скорее всего, Socar купил эти объемы на свободном рынке и привез в Украину. Если эти поставки будут регулярными, то позволят Укртатнафте увеличить переработку и сохранить долю на украинском рынке". 

Расскажите об этом:

reform.energy

Украина заманивает Иран на развалины своей нефтяной отрасли

Анатолий Комраков

Иран рассматривает варианты транзита своих нефти и нефтепродуктов по территории Украины дальше в Европу. Сама Незалежная надеется реанимировать с помощью Исламской Республики нефтеперерабатывающие заводы, стоящие без российского сырья уже несколько лет. Эксперты считают, что технически проекты ирано-украинского взаимодействия вполне осуществимы, но экономически нецелесообразны. Кроме того, сложные партнеры могут просто не договориться между собой.

Украина и Иран рассматривают возможность нефтяных поставок из Исламской Республики в Европу транзитом через Украину, а также переработки иранской нефти на украинских предприятиях. Об этом заявили замминистра нефти Ирана Мерзиех Шахдайи и посол Украины в Тегеране Сергей Бурдиляк. Шахдайи отметила, что Украина бедна нефтегазовыми ресурсами, и сообщила, что в первом полугодии 2017 года экспорт иранских нефтепродуктов в Незалежную вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом.

На самом деле идея муссируется довольно давно, как минимум с марта 2016 года, и кроме увеличения своих прямых поставок на рынок Незалежной Иран пока дальше двигаться не спешит.

У иранцев было время изучить ситуацию с нефтепроводами и нефтепереработкой в Украине, и скорее всего они смогли убедиться в их плачевном состоянии.

Как сообщает «РИА Новости Украина», в стране есть шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые могли за год переработать около 43,6 млн тонн нефти и нефтяного сырья. Однако уже в 2014 году они переработали только около 3 млн тонн. После разрыва отношений с российскими поставщиками нефти все, кроме одного, заводы встали, а Украина вынуждена закупать бензин, дизельное и авиационное топливо по всему миру. По оценке нефтяного портала «Девон», для реконструкции любого из этих НПЗ потребуется не меньше 1 млрд долл. инвестиций.

Что касается транспортировки нефти, то, по данным украинского ресурса oilnews.com.ua, на сегодня мощность внутренних нефтепроводов в Украине используется всего на 14%. Они также уже значительно изношены, ведь, например, идущий с востока на запад, на территорию Словакии и Венгрии, магистральный трубопровод «Дружба» был построен еще в 1960-е годы. Однако заявленный Украиной на 2016 год ремонт даже одного из участков так и не был проведен.

Утомленная шантажом в виде повышения стоимости транзита и прямым воровством, оцененным в 67 млн евро ежегодно, Россия заявила в прошлом году, что в 2017-м полностью откажется от использования этого маршрута для транзита нефти в Европу. Ко всему прочему украинцы слили из трубопровода так называемый технический резерв нефти, необходимый для прокачки. Только для того, чтобы нефть снова пошла по трубе, туда надо закачать продукции стоимостью в несколько сотен миллионов долларов.

Схожая участь у трубопровода Одесса–Броды, который должен был связать южный порт с Польшей «в обход России». На его строительство Украина потратила 100 млн долл., но поляки отказались достраивать свой участок после того, как оказалось, что для нового проекта элементарно нет свободной нефти.

«Иран поставляет нефть в Европу по двум основным путям: через Средиземное море к берегам Италии, Франции и через Черное море – в Болгарию, Румынию. Присутствие Ирана в Европе составляет конкуренцию для РФ. Хотя у него и незначительный объем поставок нефти по сравнению с РФ, но, учитывая санкционное давление со стороны США, Москва очень уязвима, – считает аналитик компании «Телетрейд» в Украине Владимир Чернобай. – Перспектива сотрудничества с Украиной сможет открыть для Ирана северо-восточную Европу, но вопрос – нужна ли его нефть этому региону, если там есть балтийская и российская нефть? Я думаю, что в ближайшие несколько лет Иран не будет рисковать и формировать новые пути через Украину, учитывая ситуацию на востоке страны».

«Доставлять иранскую нефть в Европу через Украину – это нелепость, слишком дорогая схема доставки, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – У этих переговоров не будет никакого результата, Украина с Ираном договориться не смогут. Репутация стран очень похожа, они обе будут стараться «надуть» друг друга, в лучшем случае все выльется в одноразовый проект, который обречен на финансовые потери».

«Переговоры с Ираном закончатся ничем, так как украинский маршрут транспортировки нефти очень дорог, – подтвердил «НГ» и директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Кроме того, чтобы его запустить нужно найти значительный объем технической нефти, чтобы заполнить трубопровод».

«Теоретически данная идея перспективна, – возражает ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Андрей Суздальцев. – Наличие нефтепровода Одесса–Броды частично решает проблему поставки иранской нефти в Центральную Европу, но его необходимо достроить хотя бы до НПЗ в польском Плоцке. Без этого поставка иранской нефти в Европу через Одессу невыгодна. Впрочем, даже если этот проект реализуется, прокачать через него можно не более 15 млн т в год. Для сравнения: в 2016 году Россия поставила в ЕС 252 млн тн нефти, так что на фоне российского экспорта иранская «добавка» будет незаметна».

«С технической точки зрения проект вполне реализуем, однако есть большие сомнения в том, что Иран действительно пойдет на это, – сказал «НГ» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Ему невыгодно портить отношения с Россией, и вряд ли он захочет лишиться российской поддержки в отношениях с Европой и США (учитывая, что их отношения и так очень сложные и в любой момент могут стать прямой конфронтацией). Возможно, таким образом Иран готовит почву для того, чтобы попросить у России помощи или поддержки по какому-то вопросу».

Независимая газета. 17.08.2017

mirperemen.net

Украина предложила Ирану транзит иранской нефти в Словакию и Чехию, а Иран Украине - нефть // Транспортировка и Хранение // Новости

Иран рассмотрит предложение Украины о транзите иранской нефти в Чехию и Словакию через территорию Украины.

Такое заявление 2 августа 2016 г сделал министр нефти Ирана Б. Зангане по итогам переговоров с главой Минэнергоугля Украины И. Насаликом, встреча с которым прошла 1 августа 2016 г в г Тегеране.

 

Украина также предложила Ирану транзит газа через свою газотранспортную систему (ГТС), а Иран - обещал подумать.

Обсудили  и возможность поставок нефти на Украину.

Несмотря на то, что нефтеперерабатывающие мощности страны находятся в удручающем состоянии, власти Украины не против закупить импортной нефти.

 

С одной стороны, транзит каспийской нефти через Украину и поставки ее на украинские НПЗ сможет дозагрузить нефтепроводы Укртранснафты.

А вопрос с дозагрузкой у Укртранснафты стоит остро: на сегодня мощности внутренних нефтепроводов на Украине используются на 14%.

В 2015 г Укртранснафта сохранила объем транзита нефти через территорию Украины на уровне 2014 г - немногим более 15 млн т.

Основной источник дохода для Укртранснафты - транзит российской нефти по 2й очереди МНП Мозырь - Броды - Госграница, которая входит в состав МНП Дружба.

 

С другой стороны, куда Украина будет девать нефть, которую некому переработать?

Сегодня импорт нефтепродуктов Украиной превышает 85%.

Той нефти, которую мы добываем, не хватает, чтобы хотя бы на 1/4 загрузить мощности единственного работающего нефтеперерабатывающего завода в г Кременчуге.

Да и сама новелла о том, что Украина собирается заняться транзитом нефти из Ирана вызывает улыбку у многих, кто знаком с ситуацией.

В конце апреля 2016 г  И. Насалик на заседании правительства Украины трогательно заявил о том, что магистральный нефтепровод (МНП) Одесса - Броды - наилучшая логистика для Ирана при транспортировке нефти в Европу.

Однако судьба МНП Одесса-Броды или же проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), путем продления МНП до Польши уже давно почил в бозе.

С Азербайджаном не получилось, на очереди - Иран.

Налицо очередная попытка реанимировать проект

Что касается газа, то  и здесь эксперты ухмыльнутся.

Украина пытается поигрывать мышцами, пытаясь изобразить значимость страны, как транзитера.

И это понятно, ведь на фоне того, что страна может остаться со своей старой и требующей модернизации ГТС и без транзитных средств, картина малоприятная.

Но эксперты знают, что пропускная мощность украинской ГТС оптимально настроена на поставки газа в востока на запад или , после коренной модернизации, для организации реверса  с запада для внутреннего потребления.

На картинке прекрасно видно, что  без строительства нового МГП от побережья Украины к границам ЕС транзит иранского газа просто невозможен.

Даже если такой МГП и построят, то доходы от транзита будут мизерными.

Собственно такая же проблема стоит у Украине и с транзитом европейского газа на Балканы.

После 2019 г Украина реально окажется на обочине транзитного рынка газа.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

Надежды Украины на транзит иранской нефти обманчивы

Киев пытается убедить Тегеран поставлять нефть в Европу через украинскую территорию. Теоретически подобная сделка могла бы принести большую выгоду обеим странам (и ударить по российским доходам от экспорта нефти в ЕС). Однако для реализации этой затеи существует так много препятствий, что даже в теории проект выглядит нежизнеспособным.

Тегеран и Киев обсуждают возможность организации поставок нефти в Европу по территории Украины, сообщило агентство IRNA со ссылкой на управляющего директора иранской государственной нефтехимической компании National Petrochemical Company (NPC) Марзие Шах-даэй (Marzieh Shah-Daei).

В рамках встречи Шах-даэй с послом Украины в Иране Сергеем Бурдиляком был подписан меморандум о взаимопонимании в рамках сотрудничества в сфере энергетики и нефтехимической промышленности.

«Создание иранского нефтехимического распределительного узла на Украине для экспорта в Европу, обмен ноу-хау между двумя странами в этом вопросе… были среди вопросов, обсуждавшихся на встрече», — цитирует агентство Шах-даэй. Шах-даэй отметила, что Украина является одним из рынков сбыта для нефтехимических компаний Ирана.

Сергей Бурдиляк, со своей стороны, попросил иранских чиновников отправить на Украину команду экспертов для посещения нефтехимической площадки в стране и поисков механизма для двустороннего сотрудничества в этой области.

Это не первые подобные переговоры Украины и Ирана. В августе 2016 года Украина уже предлагала поставлять иранскую нефть транзитом через свою территорию в Словакию и Чехию. В мае этого года посол Украины в Иране обещал гарантировать поставки энергоресурсов Ирана, в том числе транзитные, но в ответ Иран должен гарантировать энергоснабжение Украины. Бурдиляк уверял Тегеран в выгодности выхода на украинский рынок для поставок как газа и нефти, так и продуктов переработки, а также для участия в модернизации украинских НПЗ. Украинский посол сулил выгоду Ирану от двух трубопроводов, проходящих по Украине, в том числе газового.

Газовый проект Тегеран рассматривать не стал в силу бессмысленности. Украинская ГТС настроена на поставки газа с востока на запад или при модернизации на реверс в обратном направлении. Поэтому для поставки иранского газа в Европу через Украину придется как минимум построить новый магистральный газопровод, экономическая эффективность которого сомнительна. А вот предложение по транзиту нефти, судя по всему, Тегеран заинтересовало. Речь идет о поставках через порт в Одессе и далее по нефтепроводу Одесса — Броды или по железной дороге.

Крупнейшими покупателями иранской нефти являются страны АТР — Китай, Южная Корея, Индия и Япония. И хотя в последнее время спрос со стороны этих стран падает, Иран продолжает наращивать добычу. Поэтому Тегерану нужно искать новых покупателей, в частности в Европе, а значит, рассматривать различные маршруты доставки нефти. Однако нужна ли Европе иранская нефть?

Конкурировать с российской нефтью в Европе Ирану тяжело. Показательны истории Белоруссии и Польши. В марте этого года танкер с иранской нефтью объемом 80 тыс. тонн прибыл в порт Одесса, а оттуда поездами топливо доставили в Белоруссию на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Это была первая пробная партия. Минск закупил ее, чтобы восполнить недостаток беспошлинной российской нефти и показать, что может обойтись без поставок из России. Польша тоже делала пробные закупки иранской нефти.

Однако и Польша, и Белоруссия в итоге отказались от этой затеи. Иранская нефть проигрывает российской как по стоимости, так и по расходам на доставку. Так, в сентябре 2016 года Польша брала иранскую нефть по 344 доллара за тонну, тогда как российская стоила на 40 долларов дешевле. Для Белоруссии российская нефть была еще на 90 долларов дешевле. Неудивительно, что Минск, наладив отношения с Москвой, сразу похоронил идею покупать иранскую нефть.

Украина же покупает иранскую нефть лишь по политическим причинам. В январе — июле 2017 года Украина импортировала 508 тыс. тонн нефтяного сырья из Ирана стоимостью 213 млн долларов. Таким образом, тонна иранской нефти для Украины обходится почти в 420 долларов.

Также Украина закупает азербайджанскую и в меньших объемах казахстанскую нефть. Украина таким образом пытается обеспечить загрузку единственного работающего в стране Кременчугского НПЗ. Всего же в стране имеется шесть крупных НПЗ, которые могут переработать более 50 млн тонн сырья в год. Однако нужно найти сырье и, во-вторых, модернизировать сами НПЗ.

Если Иран решится инвестировать в развитие украинской портовой и трубопроводной инфраструктуры, то Украина в ответ предложит невысокие тарифы на прием и транспортировку нефти. И в таком случае иранская нефть транзитом через Украину теоретически могла бы заинтересовать европейских покупателей.

Но захочет ли Иран вкладываться? Мощность терминала «Южный» в Одессе, который принимает нефть в систему Одесса — Броды, составляет порядка 15 млн тонн в год, но может быть расширена до 40 млн тонн, отмечает Дмитрий Лукашов из IFC Markets. Нужны лишь инвестор и время. Киев годами рассказывает о массе неких инвесторов, готовых вложиться в развитие Одесского порта. Однако до сих пор никто не потратил там и доллара.

Нефтепровод Одесса — Броды, который позволяет транспортировать нефть в обход России в Центральную Европу (Чехию, Венгрию и Словакию), также требует инвестиций. Сейчас труба простаивает. Трубу мощностью 14,5 млн тонн нефти в год построили в 2001 году для поставок каспийской нефти в Европу в обход России и турецких проливов. Однако нефти в Каспийском регионе для транзита через Украину не оказалось и труба стала никому не нужна.

Были попытки прокачивать азербайджанскую нефть для НПЗ в Чехии, однако проект закрылся из-за убытков. Повысить привлекательность трубопровода можно, если достроить трубу дальше до Польши — на Плоцк и Гданьск. Но пойдет ли Иран на это?

Наконец, не менее важный вопрос: как нефть будет поступать из Ирана на Украину? Сейчас иранская нефть попадает в Европу исключительно морским путем. Кратчайший путь пролегает через Суэцкий канал, в два раза более длинный маршрут — в обход Африки. В случае с Украиной маршрут в Европу становится мультимодальным, сложным и дорогим — нефть надо везти сначала по суше, потом морем и снова по суше.

«Существует формальный в текущее время блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), чьи территориальные возможности реально использовать, но тогда прибылью придется делиться с соседями, а также долго договариваться о нюансах работы.

Ирану интересен рынок Европы, однако схема поставок через Украину даже в теории выглядит нежизнеспособной», — считает Анна Бодрова из «Альпари».

«Тема транзита восточной нефти через Украину начала обсуждаться много лет назад, но так и не получила практической реализации. Кроме экономической целесообразности, существенным препятствием являются высокие политические риски», — отмечает Лукашов.

В Европе Иран сталкивается сегодня уже не только с интересами России, но и США. «Перспективы этой идеи туманны не только потому, что Киев, как и Тегеран, очень сложный партнер. Но и потому, что в Европе есть интересы США, и столкновение в этой плоскости уже чревато последствиями. Скорее всего, Вашингтон внимательно следит за развитием событий в этом вопросе и имеет собственную точку зрения», — заключает Бодрова.

www.ogonekk.ru

Украина и Иран обсудили поставки нефти в Европу

Iran Ukraina

Согласно информации агентства IRNA, управляющий директор иранской госнефтехимической компании National Petrochemical Company (NPC) Марзие Шах-даэй обсудила с послом Украины в Иране Сергеем Бурдиляком вопрос организации поставок нефти из Ирана в Европу через Украину.

Как она отметила, вопросов, которые обсуждались на встрече, было много, включая и вопрос создание иранского нефтехимического распределительного узла на Украине. Через него Исламская Республика хотела бы экспортировать свою нефть в европейские страны. Также среди обсуждаемых вопросов были и вопросы, которые касались ознакомления украинского бизнеса с возможностями инвестирования в Иране.

По итогам переговоров стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который предполагает сотрудничество двух государств в сфере энергетики и нефтехимпрома.

По словам Шах-даэй, на Украине не так уж и много нефтегазовых ресурсов и всего лишь три НПЗ, работающих преимущественно на российском сырье.

Шах-даэй считает, что Украина может стать одним из рынков сбыта для иранских нефтехимических компаний Ирана. По ее словам, экспорт иранских нефтепродуктов за шесть месяце текущего года увеличился на 70%.

Напомним, ранее Иран пригрозил, что в случае, если США и дальше будут расширять санкции в отношении Исламской Республики, то страна «в считанные часы» может выйти из соглашения по ядерной программе.

«Неудачный опыт санкций и сдерживания привел их предыдущие администрации за стол переговоров. Если они хотят вернуться к этой практике, определенно в краткое время — не недели или месяцы, а в масштабе часов и дней — мы вернемся к нашей прежней ситуации», — процитировало ранее слова президента Ирана Хасана Роухани агентство Франс Прес.

По мнению лидера Ирана, американский президент Дональд Трамп – это «нехороший партнер».  :///

 

teknoblog.ru