Станет ли Иран разменной монетой в торговом споре США и Китая. Иранская нефть в китай


Станет ли Иран разменной монетой в торговом споре США и Китая | Энергетика

МОСКВА, 26 окт – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Китайские нефтяные компании CNPC и Sinopec с 4 ноября откажутся от закупки иранской нефти. Обычно Китай импортирует около 600 тысяч баррелей иранской нефти в сутки, однако на фоне предстоящего введения энергетических санкций США против Ирана и желания снизить до нуля доходы страны от экспорта нефти, Китай решил приостановить закупки. Вопрос о прекращении закупок нефти у Ирана Китай обсуждал с США.

Решение Китая по приостановке закупки иранской нефти может быть разменной монетой в торговых спорах КНР и США, считают опрошенные агентством "Прайм" аналитики. Страна может пожертвовать более дешевой нефтью ради каких-либо других договоренностей с американцами. К тому же, Китай может восполнить этот пробел, купив нефть у других экспортеров, однако не исключено также, что КНР продолжит закупать и иранскую нефть, но по серым схемам. И хотя санкции против Ирана вызовут резкий всплеск цен и волатильность на сырьевом рынке, этот эффект не будет долгим.

РАЗМЕННАЯ МОНЕТА

Главной темой на рынке нефти остается приближающийся дедлайн по объявленным уже давно жестким санкциям против Ирана, США провозгласили цель довести до нуля экспорт иранской нефти, напоминает начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. Поскольку Китай покупал у Ирана порядка 600 тысяч баррелей в сутки, то решение о прекращении закупок может сильно пошатнуть иранский экспорт.

"Подобное решение КНР может оказаться вынужденным шагом под давлением США, которые сейчас ведут масштабную торговую войну против Китая. Уступая давлению в одном, Китай может выторговать тем самым послабления по другим фронтам наступления США на свои интересы", — полагает Подлевских.

Текущие действия Китая — это временное решение, которое сопряжено с возможными переговорными процессами в рамках торговых споров Китая и США, не исключает аналитик Nordea Bank Денис Давыдов. По его словам, Китай принял превентивные меры и будет ждать дальнейших сигналов из США. "Большой вопрос, как будут работать вводимые санкции, получат ли США эффект, о котором было заявлено", — отмечает он.

США и Израиль "уличили" Россию в помощи Ирану с целью обойти американские санкции
 

Решение Китая по отказу от покупки иранской нефти после 4 ноября является неким компромиссом, так как отношения между США и Китаем остаются сложными из-за обмена протекционистскими мерами во взаимной торговле, считает начальник аналитического управления банка "Зенит" Владимир Евстифеев. Игнорирование запрета США на покупку нефти из Ирана может только обострить геополитические условия. 

"Если прежний запрет по Ирану Китай смог обойти дипломатическим путем, то при администрации Трампа такой сценарий вряд ли возможен", — считает эксперт. 

Более того, такое решение Китая не добавит лояльности в отношениях с США, поскольку данный отказ стоит рассматривать как намерение страны защитить собственный бизнес от потенциальных вторичных санкций, считает он.

Китай осознал, что на фоне торговой войны с США, дальнейшая покупка иранской нефти только усугубит положение компаний страны, поскольку США могут ограничить китайским банкам расчеты в долларах, говорит главный аналитик "Глобэкс" Виктор Веселов. Рентабельнее отказаться от иранской нефти и попробовать законтрактовать объемы из других стран Персидского залива, где цена на экспорт в Азию находится в диапазоне 73,5-76 доллара за баррель.

"Конечно, Китай покупает иранскую нефть ниже указанного диапазона, но проще заплатить по рыночной цене, чем увеличить риск ввода дополнительных санкций против китайских компаний", — рассуждает эксперт. 

Возможно, Вашингтон учтет отказ Китая от иранской нефти и прекращение расчетов с иранскими банками и пойдет на какие-то незначительные уступки. Скорее всего, речь об этом пойдет на встрече G-20 в ноябре, не исключает Веселов.

РОСТ ДОБЫЧИ И ЦЕНЫ

По словам Давыдова, в краткосрочном интервале ситуация вокруг Ирана будет оказывать поддержку нефтяным ценам, поскольку объемы предложения "черного золота" продолжат сужаться, что наблюдается практически с начала мая, когда США впервые объявили о выходе из соглашения с Ираном по ядерной программе и сообщили о восстановлении всех санкций против Ирана, в том числе вторичных, то есть в отношении других стран, ведущих бизнес с Ираном. 

Основные импортеры иранской нефти сокращают свои закупки: по итогам сентября объем иранского экспорта продолжил снижаться и составил 1,6 миллиона баррелей в сутки, в то время как на начало месяца он превышал 1,8 миллиона баррелей в сутки, напоминает Давыдов. 

"Европа и Китай внесли наибольший вклад в сокращение иранского экспорта", — подчеркивает он. На этом фоне после 4 ноября может быть резкое изменение цены на нефть: рынок покажет краткосрочную волатильность.

По мнению Подлевских, если сообщения о прекращении покупок Китаем иранской нефти найдут официальное подтверждение, это станет сильным фактором для роста цен нефти, учитывая, что с рынка уже с ноября может исчезнуть порядка миллиона баррелей в сутки иранской нефти.

С учетом заявлений ОПЕК+ и, прежде всего, Саудовской Аравии и России о готовности компенсировать выпадающий объем, Китай наверняка уже нашел замещение иранской нефти, полагает Евстифеев. Возникающий дополнительный спрос со стороны Китая может усилить дефицит нефти. 

По мнению Веселова, складывающаяся ситуация играет на руку нефтеэкспортерам. "Место иранской нефти без проблем займет саудовская нефть или та, которая ближе по логистике к Китаю. Проблем с поставщиками не будет", — говорит он, уточняя, что это не значит, что Китай еще больше развернется в сторону России. Китайцы знают, что против РФ скоро также могут последовать санкции и третьи лица также попадут под них, если будут вести бизнес с РФ. Скорее всего, Китай задумается о рентабельности разведки нефти в Средней Азии, например, в Туркмении, не исключает эксперт.

Сечин не исключает, что санкции США к Ирану включат уступки для отдельных партнеров США

ОБХОДНЫЕ ПУТИ

По словам старшего аналитика "Уралсиба" Алексея Кокина, новости о прекращении закупки нефти Китаем у Ирана, вероятно, удивили участников и наблюдателей рынка нефти, поскольку до сих пор Китай считался основным покупателем иранской нефти после введения санкций. 

"Экспорт в Китай оставался последней надеждой иранских нефтяников", — говорит он. 

В свою очередь, китайские компании могли бы рассчитывать на скидки, которые улучшили бы для них экономику переработки. Поэтому решение крупнейших компаний Китая отказаться от импорта из Ирана заставляет подозревать, что иранская нефть попадет к ним по другим каналам. Скорее всего, CNPC и Sinopec не хотят быть уличенными в нарушении санкций против Ирана, поскольку это грозит трудностями в работе за пределами Китая. Это не значит, что китайские компании полностью перестанут импортировать иранскую нефть, подчеркивает он.

Однако применение схем обхода запрета США вряд ли будет практиковаться в значительном масштабе, говорит Евстифеев. Акции основных нефтяных компаний Китая обращаются на фондовых биржах США, а, следовательно, имеют высокую прозрачность деятельности. В таких условиях применение серых схем сопряжено с повышенным риском применения санкций США, заключает он.

1prime.ru

Китай переиграет США в борьбе за иранскую нефть

Всего за месяц, до 5 ноября, правительство США должно снова ввести санкции в отношении экспорта нефти Ирана. Китай, крупнейший клиент Ирана, сильно пострадает от действий США. И реакция Китая может принести глубокие последствия не только для самого Китая, но и для других стран Азии и всего мира.

Пока Китай занимает жесткую позицию, а государственные импортеры нефти настаивают на том, что не собираются обращать внимание на запрет США на покупку иранской нефти. Но в решающий момент крупные нефтяные компании Китая вполне могут решить, что соблюдение запрета США меньшее из двух зол.

Риск в том, что если они продолжат покупать иранскую нефть, могут стать объектом вторичных санкций США, направленных на то, чтобы лишить их способности производить или принимать международные платежи в долларах США. Для предприятий, работающих на мировых энергетических рынках, эти санкции могут нанести вред.

Крупнейшие импортеры иранской нефти

На первый взгляд, угроза повторных санкций США против китайских покупателей иранской нефти может показаться не столь опасной. В конце концов, Китай может приобретать иранскую нефть бартером или проводить покупки в юанях. Это позволит избежать необходимости совершать платежи в долларах США.

В Пекине есть два специализированных учреждения, созданных именно для этого, - Zhuhai Zhenrong и Bank of Kunlun. Оба попали под последний раунд санкций США против Ирана, который закончился в конце 2016 г. Однако их это практически не коснулось, Китай продолжал покупать иранскую нефть объемом 500 тыс. баррелей в день, независимо от запрета Вашингтона.

Однако с тех пор многое изменилось. Администрация Барака Обамы сочла целесообразным закрывать глаза на закупки Китаем иранской нефти в обмен на поддержку Китая в том, чтобы заставить Тегеран заключить ядерную сделку.

Теперь правительство Дональда Трампа вышло из этой сделки. А после начала экономической "холодной войны" против Китая с применением тарифов оно явно не заинтересовано в том, чтобы расположить к себе Пекин.

В результате на этот раз повторные санкции США, вероятно, окажутся более тяжелыми и жесткими. Скорее всего, они будут применяться не только против прямых покупателей иранской нефти и импортных финансистов, таких как Zhuhai Zhenrong и Bank of Kunlun, а против любых компаний, которые имеют с ними дело. Это коснется китайских нефтяных компаний, в том числе PetroChina, China National Petroleum Corporation и Sinopec.

Благодаря листингу акций в США и крупным международным операциям во многих странах крупные государственные нефтяные компании Китая станут легкой мишенью для финансовых санкций США. Они решительно сократят покупки иранской нефти, вместо того чтобы напрямую противостоять американским штрафам на международных рынках.

Но в таком случае появится проблема. Сейчас мировое предложение и спрос на нефть достигают чуть менее 100 млн баррелей в день, при этом продолжающееся истощение запасов развитых экономик говорит о небольшом дефиците предложения.

Даже при умеренном экономическом росте мировой спрос на нефть в следующем году вырастет на 1,5-2 млн баррелей в день. И это увеличение будет происходить в то время, когда добыча нефти у того, кто еще недавно был одним из крупнейших мировых производителей - Венесуэла, рухнет.

За последний год добыча нефти в Венесуэле упала примерно на 700 тыс. баррелей в день. И по мере продолжения экономического краха страны нет оснований полагать, что в следующем году снижение будет менее серьезным. Если соблюдение санкций США, особенно со стороны Китая, приведет к падению экспорта иранской нефти на 500 тыс. баррелей или на 1 млн баррелей в день, мир столкнется с нехваткой запасов нефти в размере от 3 млн до 3,5 млн баррелей в день к концу 2019 г. Некоторая часть этого дефицита будет восполнена за счет увеличения объема добычи в других местах. За последние 12 месяцев сланцевая нефтедобыча в США росла рекордными темпами - 1,6 млн баррелей в день, а министр нефти Саудовской Аравии утверждает, что у королевства есть запас на уровне 1,5 млн баррелей в день.

Однако активизировать добычу будет нелегко. Нефтяные компании США в последнее время вынуждены уделять гораздо больше внимания своим капитальным расходам. И они сталкиваются с нехваткой квалифицированных инженеров, отсутствием пропускной способности трубопроводов. А это затрудняет увеличение добычи нефти. В результате EIA ожидает, что в следующем году рост добычи нефти в США замедлится до 1 млн баррелей в день.

Однако пока вызывает сомнение объем резервных мощностей Саудовской Аравии, который можно начать использовать в короткие сроки. Учитывая, что избыточная пропускная способность в других странах ОПЕК находится на рекордно низком уровне, а другой крупный производитель в мире, Россия, который уже проводит добычу на полную мощность, вполне вероятно, что в следующем году мир столкнется с усилением дефицита поставок нефти.

В таком случае цены на нефть резко вырастут, с чуть более $80 за баррель до $100 за баррель. Это болезненно скажется на импортерах нефти в странах с формирующимся рынком в Азии, включая Индонезию, Индию и, конечно же, Китай.

В результате импортеры нефти в Азии столкнутся с неприятным затруднительным положением: платите по высоким ценам на нефть на открытом рынке или покупайте дешевую нефть из Ирана вопреки Вашингтону, рискуя попасть под карательные санкции США.

investfuture.ru

Китайские судовладельцы отказались доставлять нефть из Ирана в КНР

Фото: tripod.com

Китайские судовладельцы отказываются доставлять нефть из Ирана в КНР. Компании решили не дожидаться 4 ноября, когда в силу вступит второй, «нефтяной» пакет американских санкции, и свернули танкерные перевозки из Исламской Республики.

Это происходит несмотря на то, что власти Пекин не поддался нажиму Вашингтона и решил сохранить импорт иранской нефти в прежнем объеме. Впрочем, нежелание китайских судоходных компаний работать с сырьем Исламской Республики не привело к снижению поставок.

Иран и так уже все больше полагается но собственный флот в вопросе экспорта нефти. Например, все 17 нефтеналивных судов, которые доставляли сырье из Исламской Республики в КНР в течение июля-августа, принадлежат National Iranian Tanker Co. (NITC), сообщает ресурс World Oil.

Иранский флот супертанкеров VLCC и танкеров Suezmax всегда играл важную роль в доставке сырья, и сейчас на него легла основная работа по доставке нефти покупателям. В апреле суда, принадлежащие NITC, обслуживали чуть менее половины экспорта нефти и конденсата, но в июле его доля выросла до двух третей.

Отказ зарубежных судовладельцев от транспортировки иранской нефти, в известной мере, является вынужденным. Проблема в том, мировые страховщики не хотят страховать танкеры, перевозящие сырье из Исламской Республики, опасаясь вторичных санкций США.

Традиционно страховкой нефтеналивных судов занимаются компании-участники международного объединения International Group of P&I. Если объединение окажется работать с иранской нефтью, Тегеран окажется в сложном положении. Этой проблемой уже озаботился Евросоюз.

Решение есть: европейские власти могут вместе с правительством Ирана санкционировать создание в Азии независимых страховых компаний. Эти компании будут работать только с иранским танкерным флотом, и потому любые санкции США окажутся для этих компаний малозначимыми. :///

teknoblog.ru

Станет ли Мьянма проводником иранской нефти в Китай?

1 июня PetroChina получила груз иранской нефти на свой нефтехимический завод в Юньнане на юге Китая через Мьянму. Как отмечает американское информационное агентство Platts в статье Will Myanmar become a conduit for Iranian crude into China?, если бы это был любой другой маршрут, то это была стандартная поставка иранской нефти. Но использование нефте- газопровода Мьянма-Китай создает новые осложнения, поскольку теперь этот трубопровод стал частью китайской инициативы "Один пояс - один путь", как и ряд других крупных инфраструктурных проектов, которые первоначально не были частью этой инициативы, но были включены в нее позже.

После отправки иранской нефти по нефтепроводу, входящему в проект, не остается никаких сомнений в том, имеет ли инициатива "Один пояс - один путь" политические мотивы. Это подтверждает заявления критиков инициативы о том, что Китай использует ее, чтобы подорвать влияние США. Некоторые относятся к инициативе "Один пояс - один путь" с подозрением.

Ранее на этой неделе возобновление вторичных санкций США в отношении Ирана было раскритиковано остальными странами, подписавшими СВПД. Китай дал понять, что он продолжит импорт иранской нефти, и использование китайской инициативы для этого позволит американцам открыто критиковать "Один пояс - один путь".

Пока что этот проект не вызывал негативной реакции, и в нем участвуют даже союзники США. Однако вокруг нефте- и газопроводов всегда идут споры. От трубопровода Sumed на Ближнем Востоке до "Северного потока -2" в Европе, международные нефте- и газопроводы часто сталкиваются с геополитической оппозицией. И ситуация с Мьянмой ничем не отличается.

Судно под панамским флагом доставило груз иранской нефти на остров Мадай 1 июня. Это первое судно, которое привезло нефть из Ирана в Мьянму с момента начала работы Юньнаньского нефтехимического завода на юге Китая, обрабатывающего 260 тысяч баррелей в сутки. Завод начал работать ровно год назад.

Судно доставило 948 тысяч баррелей нефти, включая 474 тысяч баррелей с иранского месторождения Южный Парс.

Это была первая партия иранской нефти, обработанная заводом PetroChina, и вряд ли она будет последней. Иранские сорта содержат относительно больше доли металлических и хлоридных примесей, которые разъедают оборудование НПЗ, из-за чего некоторые из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов PetroChina не могут с ними работать.

Юньнаньский нефтехимический завод способен обрабатывать иранскую нефть, и он уже успешно протестировал это на первом грузе. Другие крупные китайские заводы, работающие под Sinopec, использовали иранскую нефть и считают ее привлекательной из-за высокого содержания нафты, необходимой для производства нефтехимической продукции. Благодаря этому трубопровод Китай-Мьянма может стать проводником для иранской нефти, даже если он будет переправлять ее только на один завод, на который, если его использовать на полную мощность, будет приходиться почти треть импортируемой Китаем иранской нефти. Импорт иранской нефти в Китае в первом полугодии текущего года составил около 638 тысяч баррелей в день. Трубопровод Китай-Мьянма проходит от острова Мадай недалеко от города Кьяукпхью и соединяется с внутренним газопроводом Китая в городе Куньмин. Теперь китайские государственные СМИ теперь называют его одним из "основных проектов" инициативы "Один пояс - один путь". Тем не менее остается вопрос о том, с какими последствиями и юридическими осложнениями столкнется Мьянма как страна, участвующая в поставке иранской нефти. Эксперты советуют ей соблюдать осторожность.

"Что касается лиц, занимающихся транспортировкой или хранением нефти из Ирана, существует риск того, что они попадут под санкции США", - сказал Аврил Лэттин из фирмы Clyde & Co. "Санкции или другие карательные меры администрации Трампа часто отличаются от случая и случаю, как например поблажки для Индии на ввоз российской военной техники из-за ее позиции в качестве подающего надежды стратегического партнера Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе, - сказал Коллин Кох, научный сотрудник Института обороны и стратегических исследований в Сингапуре. - Все зависит от того, насколько важна страна для США в стратегическом плане. Мьянма, конечно, не из тех стран, с которыми США могут позволить себе разорвать отношения". Возможно,  США не захотят усугублять ситуацию, введя карательные меры против Мьянмы только потому, что иранская нефть транспортируется через ее территорию на юг Китая, добавил Кох. "Опасения вызывает долгосрочная геополитическая обстановка", - добавил эксперт.

vestikavkaza.ru