История возникновения резервуаров. История хранения нефти


История возникновения резервуаров

Резервуары и технологическое оборудование

Резервуары и технологическое оборудование » Подбор оборудования » Статьи 

История возникновения резервуаров в России связана с развитием Бакинской нефтяной промышленности. В 17 в. с увеличением добычи нефти в Баку начали возникать нефтяные склады — земляные резервуары (ямы) в глиняных грунтах. Первый стальной клепаный резервуар был построен в 1878 по проекту В.Г. Шухова и А.В. Бари. В 1935 впервые в России был сооружен металлический сварной резервуар емкостью 1000 м³. Этот прогрессивный метод сооружения приобрёл известность и позволил в дальнейшем перейти на индустриальный метод изготовления основных частей резервуаров. Емкость отдельных резервуаров, построенных в России, достигает 50000 м³. Ведутся работы по созданию резервуаров емкостью до 100000 м³.

За рубежом наряду со строительством металлических резервуаров емкостью до 100000 м³ решается проблема хранения большого количества нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов путем создания новых типов емкостей с использованием естественных и искусственных пустот в земной толще. Первое подземное хранилище в искусственных выработках залежей каменной соли для сжиженных газов построено в США в 1950. Емкость отдельных резервуаров в соляных пластах и куполах достигает 1,5 млн. м³. Крупные хранилища обычно состоят из нескольких камер. Например, подземное хранилище в штате Техас емкостью 905,7 тыс. м³ имеет шесть камер. Наблюдается тенденция строить резервуары значительных объемов с большим количеством камер. Сооружаются подземные изотермические хранилища для сжиженных газов. В Монреале (Канада) построен резервуар такого типа емкостью около 8000 м³. Глубина резервуаров, сооруженных в отложениях каменной соли, колеблется от 200 до 1200 м и определяется в зависимости от наиболее высокого ожидаемого давления паров нефтепродукта или сжиженного газа внутри емкости.

В этом же разделе:

gazovik-neft.ru

История нефтяной и газовой промышленности

  2004 - Совместно с компанией «Чемпион Технолоджис» на Чутырском месторождении   началось   внедрение   уникального   проекта   по   борьбе   с коррозией.

  Введен  в строй приемо-сдаточный пункт «Малая Пурга» — стратегически важный для «Удмуртнефти» объект, позволяющий напрямую сдавать нефть с южных месторождений республики. 4 октября исполнилось 35 лет с момента пуска первой эксплуатационной скважины на Архангельском месторождении, что явилось началом развития нефтяной отрасли в республике. С этой датой нефтяников поздравил Президент Удмуртии А. А. Волков.

  2005 - На Ельниковском месторождении проведена серия операций по гидроразрыву  пласта  с  концевым  экранированием трещины.   Состоялась первая региональная конференция молодых специалистов, участие в которой приняли    более    50    вчерашних    выпускников    вузов.    С     1    декабря оптимизирована  структура  ОАО  «Удмуртнефть»:   в  составе  предприятия теперь     5     нефтегазодобывающих     управлений:     «Игра»,     «Воткинск», «Сарапул», «Киенгоп» и «Гремиха».

  2006 - На Всероссийском конкурсе «Рабочая честь России» ОАО «Удмуртнефть» представляли операторы по добыче нефти Е. Н. Мирошников из НГДУ «Игра» и П. Ш. Ахметдинов из НГДУ «Сарапул». В мае из недр извлечена 300-миллионная тонна удмуртской нефти, из которых свыше 220 миллионов тонн добыто нефтяниками ОАО «Удмуртнефть». На региональном конкурсе профмастерства среди рабочих нефтяных профессий четырех предприятий республики, посвященном добыче в Удмуртии 300-миллионной тонны нефти, лидировали представители «Удмуртнефти». Акционерами ОАО «Удмуртнефть» стали государственная нефтяная компания «Роснефть» и Китайская нефтехимическая корпорация «Sinopec». Генеральным директором ОАО «Удмуртнефть» назначен Г. Г. Гилаев. С рабочим визитом в Удмуртии побывали президент ОАО «НК «Роснефть» С. М. Богданчиков и президент Китайской нефтехимической корпорации «Sinopec» Чэнь Тунхай. Нефтяники Удмуртии впервые приняли участие в межрегиональном конкурсе профессионального мастерства компании «Роснефть» в г. Краснодар.

  2007 - ОАО "Удмуртнефть" присвоено звание лауреата Премии "Лучший налогоплательщик России-2006". По итогам работы за первый квартал 2007 года по интегрированному показателю в рейтинге среди нефтедобывающих предприятий ОАО "НК "Роснефть" ОАО "Удмуртнефть" заняло первое место. В апреле председатель правительства Удмуртии Ю. С. Питкевич и президент ОАО "НК "Роснефть" С. М. Богданчиков подписали Соглашение о взаимном сотрудничестве между нефтяной компанией "Роснефть" и Правительством Удмуртии. В зональном туре III Спартакиады ОАО "НК "Роснефть", проходившем в Ижевске, ОАО "Удмуртнефть" в общекомандном зачете заняло первое место. На межрегиональной конференции молодых специалистов ОАО «НК «Роснефть» в Москве трое представителей ОАО «Удмуртнефть» и его дочерних предприятий стали призерами — С. Бузмаков, Е. Золотухина и М. Сироткин.

  В августе в республике прошли торжества  по случаю 40-летия крупнейшего нефтедобывающего предприятия Удмуртии и первого года его работы в составе ОАО «НК «Роснефть» и Китайской нефтехимической корпорации Sinopec.

  В межрегиональном конкурсе профмастерства компании «Роснефть» вахта капитального ремонта скважин ЗАО «КРС» заняла первое место. Победители получили заслуженные награды - автомобили «Шевроле-Нива». Система экологического менеджмента и система управления охраной труда и промышленной безопасностью ОАО «Удмуртнефть» вновь сертифицирована по стандарту ISO 14001:2004 и спецификации OHSAS 18001:1999. 1 сентября в Воткинске открылся первый в Удмуртии «Роснефть-класс» для подготовки специалистов для нефтяной отрасли буквально со школьной скамьи. ОАО «Удмуртнефть» занесено на Доску Почета Удмуртии. Генеральный директор ОАО «Удмуртнефть» избран депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики по Прибрежному избирательному округу г. Воткинска. 23 декабря добыта 6-миллионная тонна нефти, с начала года такого результата коллектив добился впервые за последние 12 лет.

  2008 - По итогам 2007 года из недр добыто 6 млн 145 тысяч тонн нефти. Всего за весь период разработки месторождений Удмуртии коллектив «Удмуртнефти» добыл 233 264 342 тонны черного золота. ОАО «Удмуртнефть» получило сертификат ISO 9001:2000, подтверждающий соответствие системы менеджмента, качества капитального строительства предприятия международным стандартам. В семи секциях Региональной научно-технической конференции молодых специалистов ОАО «Удмуртнефть» и его дочерних предприятий приняло участие 89 человек. Победители и призеры РНТК-2008 получили право представить 22 лучших проекта на кустовой конференции в г. Стрежевой Томской области. 26 февраля в НГДУ «Сарапул» добыта 30-миллионная тонна нефти с начала разработки группы южных месторождений республики. ОАО «Удмуртнефть» присуждено первое место в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Удмуртской Республике. ОАО «Удмуртнефть» отмечено почетным дипломом и званием «Лучший инвестор Удмуртской Республики 2007 года». Победой спортивной команды ОАО «Удмуртнефть» завершился зональный тур IV Спартакиады ОАО «НК «Роснефть», который состоялся в Самаре. Молодые специалисты ОАО «Удмуртнефть» успешно выступили на третьей Межрегиональной научно-технической конференции ОАО «НК «Роснефть» в Москве, заняв четыре призовых места. 

  14. История   развития   технологии   транспортирования   и   хранения нефти.

  Нефть добывалась из мест скопления бадьями  вручную. Сначала копали колодцы в местах выхода нефти на поверхность, стенки которых крепились камнем или деревянными брусьями, затем из них черпали нефть бадьями или бурдюками вручную или с помощью конной тяги. Хранили нефть в глиняных сосудах или в бурдюках и в них же перевозили её гужевым транспортом или по воде. На нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунктам её перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках. В 1894 году только в г. Грозном на перевозке нефти с промыслов работало более 300 конных повозок, перевозивших в день около 300 тонн нефти. Нефтепродукты перевозили баржами в деревянных бочках. С ростом добычи нефти и её переработки существующие способы хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов стали неэффективны. После этого основные вложения братьев Нобель были сделаны в строительство складов нефти и нефтепродуктов и создание транспортных средств. Братья Нобель первые предложили заменить деревянные баржи для бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на металлические наливные. Лишь в 1904 году Правительство России приняло решение об изъятии из эксплуатации в течение 10 лет всех деревянных барж. Впервые в мире по чертежам братьев Нобель было построено нефтеналивное металлическое судно грузоподъёмностью 240 тонн. 

  15. Способы   добычи,   транспортировки,   хранения,   переработки   и применения нефти в 17 веке.

  В 17 веке повышается спрос на нефть  и для её хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась  в земляных ямах глубиной 4-5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позднее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины 17 столетия. В 1723 году по приказу Петра 1 Бакинская нефть была подвергнута перегонке в главной московской аптеке для изготовления лекарственных бальзамов. В 1745 году архангельский купец Фёдор Прядунов построил первый в мире нефтеперегонный завод, на котором получали осветительную жидкость, названную керосином. До 1000 пудов (пуд равен 16 кг.) керосина в год отправляли в Москву, но тот период осветительная жидкость пока не нашла большого спроса. 

  16. Влияние изобретений:  распыляющей форсунки и  многокубового перегонного процесса на технический прогресс.

  В 1882 году по инициативе Р.Нобеля и его  сотрудника Терквиста была решена фундаментальная задача по созданию и внедрению в производство принципиально новой системы непрерывной перегонки нефти в многокубовых батареях, на которых стали получать не только хорошо очищенный керосин, но и высококачественное смазочное масло. В вопросах переработки Товарищество опередило американских изобретателей на четверть века. Благодаря особенностям многокубового перегонного процесса появилась возможность последовательно любые фракции углеводородов. Вскоре Товарищество впервые для России наладило промышленное получение бензина, который в то время использовался в резиновом и костеобжигающем производстве. Огромная заслуга братьев Нобель в проведении первых опытов безотходных производств. Из отходов нефтеперегонки наладили получение едкого натра, регенерацию серной кислоты для очистки смазочных масел и т.д. 

  17. Вклад   В.Г.   Шухова   в   развитие   нефтяной   отрасли   в   России. Реализация проектов братьев Нобель.

  Установилось  долговременное плодотворное сотрудничество с Товариществом выдающегося русского изобретателя В.Г. Шухова, работающего с 1878 года главным инженером конторы А.В. Бари. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строительство первого в России 10-километрового нефтепровода производительностью 1280 тонн в сутки от Балаханинских промыслов до керосинового завода в Чёрном городе. Все расчёты и сооружения произвёл В.Г. Шухов. По заказу братьев Нобель конструирование первых в мире клёпаных металлических резервуаров осуществил В.Г. Шухов. В. Г. Шухов применил созданную им теорию работы балки на упругом основании к постройке железных нефтеналивных барж. По его разработкам построены классические конструкции металлических плавающих гигантов нефтеналивных барж длиной 170 м,

грузоподъёмностью 18 тысяч тонн. Как уже отмечалось выше, В.Г. Шухов произвёл расчёты и руководил строительством первого в России нефтепровода, первым в мире предложил процесс переработки нефти крекинг - процесс. Под руководством В.Г.Шухова была спроектирована и построена первая в России современная по конструкции стальная нефтеналивная баржа, осуществлена постройка первых клёпаных стальных резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Ему принадлежит остроумное и простое решение увеличения пропускной способности действующих Нефтепроводов, и вообще трубопроводов, путём устройства параллельного ответвления трубы на некотором ограниченном участке

трубопровода. В 70-х годах 19 столетия В.Г.Шухов разработал и впервые в мире предложил  новый метод добычи нефти с  помощью сжатого воздуха (компрессорный способ-газлифт). Но нефтепромышленники к этому изобретению подошли скептически, и лишь в 1897 году способ добычи нефти с помощью сжатого воздуха был испытан на бакинских промыслах, но широкого применения в то время не нашёл.

 Известны  первые форсунки В.Г.Шухова, в которых в качества топлива использовался мазут и т.д. Академик Л. С. Лейбензон совершенно обоснованно и справедливо назвал В.Г.Шухова основоположником нефтяной гидравлики (и в дополнение можно сказать и отечественной нефтяной промышленности ). 

  18. История развития технологии добычи нефти в России.

  Совершенствование механизированного ударного способа  бурения (ударно-штангового и ударно-канатного) позволило наращивать объёмы бурения скважин и, соответственно, увеличивать количество эксплуатационных скважин, а также увеличивать глубины нефтяных скважин. Так, в 1872 году в районе Баку эксплуатировалось две нефтяные скважины, в 1873 г. - 17, в 1874г. - 50, в 1877 году уже 296 скважин. В 1873 году в Бакинском районе средняя глубина нефтяных скважин составляла 22 м, в 1883 г. - 59 м, в 1893 г. - 114 м, а к 1900 году в этом районе бурили скважины с глубиной до 300 м, а затем - до 400-500 м. Росла и добыча нефти. Если за 50 лет с 1821 г. по 1872 г. в России было добыто 361 тыс. т нефти, то уже за один 1879 год было добыто 402 тыс. т, в 1882 г. - 827 тыс. т, а в 1892 г. - 4670 тыс. т.

 Нефтяная  промышленность в России начала развиваться  с добычи нефти в районе г. Баку на Апшеронском полуострове, на Северном Кавказе (г. Грозный, г. Майкоп), а также в Эмбинском районе. Но основной объём добычи нефти был в районе г. Баку на Апшеронском полуострове. Добыча нефти росла за счёт фонтанных скважин и за счёт добычи нефти методом тартания. Это метод добычи нефти из скважин с помощью желонки. Желонка представляла из себя бадью, применяемую первоначально при добыче нефти из колодцев, но удлиненнее, с диаметром значительно меньше, чем при добыче из колодцев, так, чтобы она проходила в стволе обсадной трубы скважины с открывающимся внутрь донным клапаном. При спуске в скважину клапан открывался, и желонка наполнялась нефтью, а при подъёме желонки клапан опускался, закрывая клапанное отверстие, и нефть поднималась на поверхность. 

  19. История поиска и разведки газовых месторождений в России.

  В конце тридцатых годов в стране значительно усиливаются разведочные работы на нефть. Если в 1932 году геологопоисковых партий в стране было 216,то в 1936 году их было около 700.Увеличиваются поисковые работы в Урало-Волжском районе, а также начинаются работы Западной Сибири.

Н. А. Малыдев, В. И. Игревский, Ю. В. Ваденский в своей книге "Нефтяная промышленность России в послевоенные годы" описывают важный факт начала изучения Сибири. В 1939 году по решению Наркомата топливной промышленности, который тогда возглавлял Л.М.Каганович, в Сибирь было направлено около пятидесяти геологических, геофизических и топографических партий. В десяти районах начались буровые работы. 

  20. Поиск, разведка  и разработка газовых  месторождений в  России.

  Развитие  газовой промышленности в России относится к 1922 году, когда в Сураханах из скважины № 1 был получен газовый фонтан. Этим фонтаном газа заинтересовались ряд фирм, занимающихся добычей нефти в Баку. Началось бурение скважин специально на газ. К этому времени уже были металлические трубы. Газ, добываемый из скважин, по трубам подавался на нефтеперерабатывающие заводы, где он использовался в качестве топлива при переработке нефти. Д.И.Менделеев впервые высказал идею использования газа в качестве сырья для химической промышленности.

stud24.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - История развития нефтебаз в России - Мои статьи - Каталог статей

Первые склады нефти – прообразы современных нефтебаз – появились в России в XVII веке. Нефть хранилась в земляных ямах - амбарах глубиной 4...5 м, устроенных в глинистых грунтах, или в подземных каменных резервуарах, зацементированных особым цементом и перекрытых каменными сводчатыми крышами. Такой способ хранения применялся до второй половины XIX века, ёмкость каменных резервуаров достигала 5000 м3. Строились они, в основном, в районе бакинских нефтепромыслов.

С началом перевозок нефти и нефтепродуктов речным, морским и железнодорожным транспортом сеть нефтебаз в России значительно расширилась. Основным направлением транспорта нефтегрузов была водная магистраль Каспийское море - Волга с притоками Камой и Окой -Мариинская система - Нева- На этом пути и расположились старейшие нефтебазы нашей страны: Махачкалинская, Астраханская, Симоновская (Москва), Сормовская и другие. О том, что они собой представляли, можно судить но Симоновской нефтебазе. Она была построена Товариществом братьев Нобель в 1895 г. па берегу Москвы-реки неподалеку (вниз по течению) от Кремля на землях станции Москва - Симонове.[8]

Завоз нефтепродуктов на нефтебазу в летнее время осуществлялся с помощью барж, а в зимний период - по железной дороге в цистернах с самотечным сливом. На разгрузку барж и цистерн тратилось довольно много времени.

Нефтепродукты, поступающие на Симоновскую нефтебазу, расфасовывались в бочки и бидоны и по железной дороге и гужевым транспортом направлялись потребителям для бытовых нужд (керосин) и отопления (мазут, печное топливо и т. п.). Ежедневно жителям Москвы продавалось до 40 пудов осветительного керосина.

Необходимо отметить, что на территории России до начала 80-х годов 19-го века были в ходу американские дубовые бочки, в которых из-за океана завозился произведенный там керосин. Однако в 1881 г. «Товариществом братьев Нобель» в Царицыне (ныне Волгоград) была выстроена механическая бондарка, выпускавшая восьмипудовые бочки. В последующие годы аналогичные производства были организованы в Ярославле, Рыбинске, Саратове, Уфе и других городах. Создание в России собственной материально-технической базы по производству и ремонту деревянной и металлической тары различной вместимости позволяло нефтелавкам, нефтескладам и нефтебазам более полно удовлетворять запросы потребителей по ассортименту, количеству, качеству и срокам доставки заказанных нефтепродуктов.[8]

На территории Симоновской нефтебазы существовало собственное бондарно - тарное производство. Кроме того, имелся большой конный парк для доставки гужевым транспортом керосина в частные лавки, а других нефтепродуктов - различным предприятиям.

Большая часть из 10 резервуаров общей емкостью 50 тыс. м3 использовалось для хранения топочного мазута и керосина, в остальных хранилось печное топливо и масла. Для перекачки нефтепродуктов использовались паровые насосы типов «Блек» и «Вартингтон».[8]

Всего на внутреннем рынке России в 1913 г. было реализовано 5914 тыс. т нефтепродуктов, в том числе: автобензина и лигроина - 36, керосина осветительного - 821, смазочных масел - 147, нефтетоплив (мазут, печное топливо и др.)  - 4820, прочих -90.[8]

Первые нефтебазы строились стихийно, без плана, эксплуатировали их нерационально, без учета требований науки и техники.

В период гражданской войны нефтебазовое хозяйство было в значительной степени уничтожено, расхищено и находилось в состоянии полного развала: из 1452 мелких нефтебаз эксплуатировалась только 91.[8]

Восстановление и реорганизация нефтебазового хозяйства после национализации нефтяной промышленности в России (1918 г.) производились укрупнением нефтебаз, там, где ранее их имелось несколько; заменой устаревшего оборудования; строительством новых нефтебаз в соответствии с быстро растущими потребностями народного хозяйства.

Предпосылками стремительного увеличения количества нефтебаз и емкости установленных на них резервуаров стали механизация сельского хозяйства, ввод в действие все новых автомобильных заводов, развитие армии, авиации и флота.

Развитие нефтебаз сопровождалось совершенствованием применяемого на них оборудования. Особенно наглядно это можно проследить на примере резервуаров.

Необходимость в них возникла сразу с началом промышленной добычи нефти. В первое время для хранения нефти использовались обычные деревянные бочки - bаrrel (англ.). Память об этом сохранилась в англоамериканской системе единиц измерения: баррелем называют объем, равный 159 литрам.[8]

Когда бочек не хватало, в земле копали ямы, которые первоначально использовали как временные резервуары. Затем земляные резервуары (ямы, амбары) стали применяться как самостоятельное средство хранения. По своему устройству они представляли котлованы (чаще всего прямоугольной формы),  окруженные защитным земляным валом (обвалованием), препятствующим растеканию хранимой жидкости. Внутри земляной амбар (яму) облицовывали жирной глиной с целью ухудшения проницаемости стенок и дна. Емкость подобных амбаров достигала 160 тыс.м3 и более.

Однако в процессе эксплуатации земляных резервуаров стало ясно, что они пригодны для хранения только низкоиспаряющихся жидкостей: мазутов, гудронов и т. п. В настоящее время от применения земляных амбаров и ям отказались по экологическим соображениям.

Следует, однако, отметить, что земляные резервуары не канули в Лету. При ликвидации аварий на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах их используют для временного хранения нефти и нефтепродуктов, вытекающих из участков трубопровода, являющихся нисходящими к месту его разгерметизации.

Появление каменных резервуаров позволило повысить устойчивость стенок емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов. Они выполнялись из местного камня, кирпича или искусственных блоков, малопроницаемых для хранимой жидкости. Низкая проницаемость раствора для кладки обеспечивалась правильным подбором цемента, гранулометрического состава песка, а также с помощью специальных добавок. Для обеспечения полной непроницаемости внутренние поверхности каменных резервуаров изолировались различными покрытиями.

Каменные резервуары даже при наличии перекрытий были источниками значительных потерь нефти и нефтепродуктов от испарения. В водонасыщенных грунтах в зимнее время стенки таких резервуаров разрушались вследствие расширения промерзающего грунта. Поэтому каменные стены стали усиливать железобетонными поясами.

Логическим продолжением этой тенденции стало появление железобетонных резервуаров. Первые из них были сооружены в 1912 г. на Бэби-Эйбатчки - нефтепромыслах в районе Баку. Они имели объем 100 м3. В 30-х годах здесь строились железобетонные резервуары объемом до 1000 м3, а в Москве был построен резервуар объемом 7000 м3.[8]

Резервуары данного типа сооружались прямоугольной и цилиндрической формы. Они снабжались плоскими или куполообразными кровлями.

Практика показала, что железобетонные резервуары целесообразно применять дли хранения только темных нефтепродуктов и высоковязких нефтей, т. к. их кровля проницаема для паров углеводородных жидкостей, в настоящее время такие резервуары не строят. А в тех, которые продолжают эксплуатироваться, производятся работы по монтажу внутренней облицовки из тонколистового металла.

В 1864 г. в США смонтирован первый большой металлический резервуар объемом 1270 м3. В России первый резервуар из металла был построен и 1878 г. по проекту выдающегося инженера В. Г. Шухова. В отличие от американского прямоугольного он был цилиндрическим и, следовательно, менее металлоемким.[8]

Листы металла соединялись между собой с помощью заклепок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Понятно, что такая технология строительства резервуаров была очень трудоемкой. Тем не менее из-за несовершенства сварочной техники она применялась в нашей стране до начала 50-х годов. Значительное количество клепаных резервуаров эксплуатируется и в настоящее время.

Первый в СССР государственный стандарт (ГОСТ) на сварные резервуары появился в 1937 г. Он устанавливал основные требования на параметры резервуаров объемом 11,6 и 22,2 м. Во время Великой Отечественной войны - в 1944 г. - в связи с совершенствованием сварочной техники был введен ГОСТ на сварные резервуары объемом до 4600 м3. К 1951 г. максимальный объем стальных сварных резервуаров достигал 10500 м3.[8]

В последующем резервуары стали сооружать только с помощью сварки. Их максимальный объем достиг 50000 м3.

Стремительный рост добычи нефти, вызванный открытием новых месторождений в Западной Сибири, привел к увеличению объема производства нефтепродуктов и, как следствие, дал мощный импульс развитию системы нефтепродуктообеспечения. В этот период она была объединена в Государственный комитет – Госкомнефтепродукт РСФСР. В конце 70-х начале 80-х годов эта отрасль включала в себя 52 территориальных управления, в состав которых входили 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных автозаправочных станции. Суммарная емкость вертикальных и горизонтальных резервуаров составляла более 28 млн. м3, а потребительский грузооборот отрасли - около 320 млн. т.[8]

Из общего количества нефтебаз 5,7 % составляли перевалочные, 76,4 % - железнодорожные, 14,2 % - водные и 3,9 % - глубинные распределительные нефтебазы.

С начала 90-х годов система нефтепродуктообеспечения стала быстро видоизменяться. За очень короткий период времени государственный комитет Госкомнефтепродукт РСФСР был реорганизован в концерн «Роснефтепродукт», который, в свою очередь, вместе с другими государственными структурами был преобразован в «Главнефтепродукт» – подразделение государственного предприятия «Роснефть».

1.     Коршак А.А., Шаммазов A.M., Основы нефтегазового дела. Разведка нефтяных и газовых месторождений. Бурение скважин. Добыча и переработка нефти и газа: Учеб. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999.-132 с. ISBN 5-7831-0169-9

2.     Шаммазов А.М. Коршак А.А., Ахмадуллин К.Р., Основы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис, 2000.-160 с.

3.     Шаммазов А. М. Коршак Л. А., Коробков Г. Е., Султанов Н. Ф. Основы трубопроводного транспорта нефти: Учебное пособие. — Уфа: Государственное издательство научно-технической литературы «Реактив», 19%. — 152 с., табл., ил.

4.     Абдулин Ф. С. Добыча нефти и газа. Учебное пособие для рабочих. М-, Недра, 1983, с. 256.

5.     Бобрицкий Н.В., Юфин В.А., Основы нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов. - М.: Недра, 1988.-200с.: ил. ISBN 5-247-00224-53

6.     Трубопроводный транспорт нефти и газа: Учеб. для вузов/ Т77 Алиев Р. А., Белоусов В. Д., Немудров А. Г. и др.— 2-е изд., перераб. и доп.—-М. :Недра, 1988. 368 с.: ил.

7.     Трубопроводный транспорт нефти/Г.Г. Васильев, Т 77 Г.Е. Коробков, А.А. Коршак и др.; Под редакцией С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. — М.: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2002. - Т. 1. - 407 с.: ил. ISBN 5-8365-0118-1

8.     Шаммазов А.М., Коршак А.А., Коробков Г.Е., Дмитриева М.В. Основы основы     нефтепродуктообеспечения:     Учебное     пособие.-Уфа:     ООО ДизайнПолиграфСервис, 2001. -232 с.

oilandgas.ucoz.com