История разработки шельфовых месторождений ОАЭ. История нефти в эмиратах


История Арабских Эмиратов | lidertour.by

Объединенные Арабские Эмираты, формально установленные в декабре 2 го, 1971, являются Конституционной Федерацией семи Эмиратов – Абу Даби, Дубай, Шарджа, Ажман, Умм Аль-Кувэйн, Рас Аль-Хайма и Фуджейра, каждый с его собственным уникальным характером и индивидуальностью но объединенный с общей целью и судьбой.

Четыре пятых Объединенных Арабских Эмиратов - пустыня, все же это - страна контрастирующих пейзажей, от внушающих страх дюн, крутые Скалистые горы к плодородным равнинам. Занимает область 83.000 кв.кл. по юго-восточному наконечнику Аравийского полуострова. Катар находиться к западу. Саудовская Аравия на юг и запад, и Оман на север и восток.

Преобразование Объединенных Арабских Эмиратов начиная с его учреждения весьма удивительно. Песок пустыни был заменен растительностью и архитектурно великолепными зданиями и мечетями. Города с Небоскребами, сложная сеть шоссе, перекрещивающих страну, усаженные деревьями бульвары, великолепные торговые центры, парки развлечения, вся ложь рядом с тихой пустыней, башнями ветра и верблюдами. Очень изменился в пределах столь короткого времени.

Объединенные Арабские Эмираты - удивительная смесь традиционных ценностей Восточных и современных технологий Запада. Это - соединение различных наций и сосуществующих культур, работающий в гармонии и обладающий проживания сопоставимого мирам большинство новейших наций.

Один из миров наиболее быстро растущее туристское предназначение, Объединенные Арабские Эмираты имеют все правильные компоненты в течение незабываемого праздника, солнца, песка, моря, спортивного, непобедимого посещения магазина, первоклассных гостиниц и ресторанов, интригующей традиционной культуры, сейфа и приветствия окружающей среды.

Перспектива нефти в конечном счете изменила британский подход невмешательства. Прежде, чем нефтяные концессии можно было бы предоставить, границы между различными эмиратами должны были быть определены. С тех пор как ни один из местных правителей не мог согласиться, это было оставлено к британцам, чтобы разграничить границы семи эмиратов, которые в конечном счете составят Объединенные Арабские Эмираты.

Первые нефтяные концессии предоставляли в 1939, но нефть не была найдена в течение еще 14 лет. Экспорт из Абу Даби начался в 1962. Великобритания объявила в 1968, что это намеревалось оставить Залив в 1971, и их оригинальный план состоял в том, чтобы сформировать единственное государство, состоящее из Бахрейна, Катара. Но это разрушилось почти немедленно. Переговоры в конечном счете приводили к независимости Бахрейна и Катара и формирования новой федерации–Объединенные Арабские Эмираты – в 1971. в то время, когда много посторонних отклонили Объединенные Арабские Эмираты как свободно собранное, искусственное и в значительной степени британское создание.

Однако мудрость его правителей и великодушия, покойный Шейх Заид бин Султан аль-Нахайян, возлюбленный президент страны с 1971 до его смерти в 2004 и Правителя Абу Даби с 1966 до 2004, который поместил доходы от торговли нефтью его собственного эмирата в обслуживание нации, сделал все это возможным для того, чем Объединенные Арабские Эмираты являются сегодня; преуспевающая и прогрессивная страна, чьи люди, граждане и экспатрианты подобно наслаждаются всеми льготами от современного общества. Объединенные Арабские Эмираты - теперь главный международный деловой центр и одна из самых устойчивых и мирных стран в арабском мире.

В последние годы, Объединенные Арабские Эмираты предпринял несколько проектов разносторонне развить его экономику и уменьшать его зависимость от доходов нефти и природного газа. Не – нефтяные сектора экономики Объединенных Арабских Эмиратов теперь вносят приблизительно 70 процентов ВВП общего количества Объединенных Арабских Эмиратов, и приблизительно 30 процентов его полного экспорта. Федеральные правительства вложили капитал тяжело в сектора, типа алюминиевого производства, туризма, авиации, реэкспортаций торговлю, и телекоммуникации.

Как часть его стратегии далее израсходовать его промышленность туризма, Объединенные Арабские Эмираты строят новые гостиницы, рестораны и торговые центры, и расходуют аэропорты и беспошлинные зоны. Объединенные Арабские Эмираты стали членом Мировой Торговой Организации (ВТО) в 1995 году, и имеют одну из самых открытых экономических систем в области.

lidertour.by

История разработки шельфовых месторождений ОАЭ, История

Пример готового реферата по предмету: История

Содержание

Содержание

Введение… 3

Глава

1. Освоение месторождений нефти и газа…5

1.1. Понятие добычи и разработки месторождений нефти… 5

1.2. Особенности разработки морских нефтяных и газовых месторождений… 7

Глава

2. История добычи нефти в ОАЭ…11

2.1. Первая ближневосточная нефть (начало ХХ века)…11

2.2. «Черное золото» Дубая и Шаржди…12

Глава

3. Современное состояние эмиратских нефтегазовых запасов.16

Заключение…20

Список использованной литературы…22

Выдержка из текста

Актуальность. Сейчас ОАЭ — одно из самых политически стабильных и экономически развитых государств в мире. Инвестиционная привлекательность, грамотная социальная политика, постоянное развитие различных сфер бизнеса, высокий уровень безопасности и уровня жизни граждан ОАЭ делает эту страну заметным игроком не только на рынке нефтяного сырья, но и в таких сферах как: строительство, туризм, сельское хозяйство, банковское дело, транспорт, телекоммуникации и пр.

Нефтяные ресурсы страны, составляющие 97,8 млрд баррелей, т. е. около десятой части объема запасов мировых углеводородных кладовых, сосредоточены в эмиратах Абу-Даби, Дубай и Шарджа.

Причем самые большие их «клады» находятся в Абу-Даби, под песками и водами которого спрятано

95. национального энергетического богатства.

Необходимость исследования данной темы продиктована тем, что существует множество трудов по разным аспектам разработки месторождений углеводородов в мировом масштабе, но в то же время отсутствуют какие-либо значительные наработки в региональном контексте. В данном случае не достаточно освещен регион Объединенных Арабских Эмиратов, учитывая грандиозную роль в развитии этой страны добычи нефти и газа. Таким образом, изучение истории разработки шельфовых месторождений ОАЭ как никогда актуально.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти / А.И. Азарова // Проблемы учета и финансов. — 2012. — № 1. — С. 35−53.

2. Азиева Р.Х. Зарубежный опыт управления нефтяным комплексом / Р.Х. Азиева // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 189−195.

3. Арабские Эмираты и Оман. Путеводитель / Алексей Борзенко, Иван Васин, Дмитрий Осипов, Марк Пиунов. — М.: Вокруг света, 2012. — 319 с.

4. Ахмадиев Р.Я. Нефть и газ в экономике стран арабского мира / Р.Я. Ахмадиев // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2005. — № 3. — Том 147. — С. 144−157.

5. Воронина Н.В. Вопросы обеспеченности мировой экономики природными запасами нефти / Н.В. Воронина // Российский внешнеэкономический вестник. — 2007. — № 11. — С. 27−35.

6. Егорин А.З., Исаев В.А. Объединенные Арабские Эмираты / А.З. Егорин, В.А. Исаев. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока РАН, 1997. — 320 с.

7. Иванов А.С., Копылов В.М. Современное состояние мирового и российского нефтегазового комплекса / А.С. Иванов, В.М. Копылов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2005. — № 11. — С. 38−51.

8. Иванов А.С., Матвеев И.Е. Современный ландшафт мировой энергетики: обострение контрастов / А.С. Иванов, И.Е. Матвеев // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 12. — С. 16−44.

9. Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела: Учебник для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — Уфа.: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2005. — 528 с.

10. Краюшкин В.А. Природа сверхгигантских скоплений нефти и газа / В.А. Краюшкин // Геология и полезные ископаемые мирового океана. — 2008. — № 1. — С. 19−54.

11. Крец В.Г. Основы нефтегазового дела: учебное пособие / В.Г. Крец, А.В. Шадрина. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 182 с.

12. Лебедев В. Нефтяные «клады» эмиратов. Где они? [Электронный ресурс]

/ Виктор Лебедев // Русские Эмираты. — 2010. — Выпуск 37/3. — Режим доступа: russianemirates.com/content/re/detail.php?ID=4290.

13. Рахманкулов Д. Л., Николаева С. В., Латыпова Ф. Н., Вильданов Ф. Ш. О проблеме истощения мировых запасов нефти / Д.Л. Рахманкулов, С.В. Николаева, Ф.Н. Латыпова, Ф.Ш. Вильданов // Башкирский химический журнал. — 2008. — № 2. — Том 15. — С. 5−35.

14. Ступин В.В. Тенденции развития международной торговли нефтью в начале XXI в. / В.В. Ступин // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011. — № 7. — С. 99−115.

15. Щелкачев В.Н. Отечественная и мировая нефтедобыча — история развития, современное состояние и прогнозы / В.Н. Щелкачев. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. — 132 с.

referatbooks.ru

История и экономика ОАЭ—Объединённых Арабских Эмиратов

С древнейших времен до начала нового времени.

По последним археологическим находкам, первые следы присутствия человека в этом регионе относятся к 7 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. среди населявших эти районы народов получило распространение земледелие. В 4 тыс. до н.э. побережье залива становится важным торговым пунктом на пути следования морских судов между шумерской цивилизацией Месопотамии и древней Индией. В 3 тыс. до н.э. на востоке Аравийского п-ова возникло древнее государство Дильмун, существовавшее до 2–1 тыс. до н.э. К этому же периоду относится создание на побережье первых поселений и факторий финикийцев, способствовавших развитию навигации, образованию торговых центров и колоний. В 6 в. до н.э. территория современных ОАЭ попала под власть персидской династии Ахеменидов. В 4 в. до н.э. в результате завоеваний Александра Македонского здесь возникли греческие торговые колонии. Начиная с 3 в. до н.э. территория юго-восточного побережья оказалась в сфере влияния Парфянского царства. К этому периоду относится также переселение арабских племен с юга и из центра Аравийского полуострова в район Персидского залива. После падения Парфянского царства в 3–6 вв. н.э. народы, населявшие побережье, вошли в состав государства Сасанидов; в стране создавались персидские сельскохозяйственные колонии, среди местного населения распространение получили иудаизм и христианство; существовали христианские церкви и монастыри. В 7 в. эта территория была включена в состав Арабского халифата; возникли такие крупные города, как Дубай, Шарджа, Фуджейра; господствующей религией стал ислам. В кон. 7 в. район залива стал частью халифата Омейядов. В середине 8 в. население страны (в частности, княжеств Шарджа и Дубай) участвовало в восстании племен Омана против наместника Омейядского халифа; в результате в середине 8–9 вв. княжествами (эмиратами) управляли фактически самостоятельные правители. В конце 9 в. они превратились в данников Багдатского халифата. В 10 в. отдельные княжества вошли в состав государства карматов, мусульманской шиитской секты исмаилитов, которое существовало до конца 11 в. В нач. 13 в. большинство местных правителей (в частности, Умм-эль-Кайвайна, Рас-эль-Хайма и Фуджейры) оказались в вассальной зависимости от Ормузского государства.

С начала 16 века до середины 19 века. После открытия морского пути в Индию (1498), район Персидского залива становится важнейшим пунктом европейского влияния в регионе. С начала 16 в. и до середины 17 в. часть побережья Персидского и Ормузского заливов находилась под властью португальцев, установивших монополию на всю торговлю между Дальним Востоком, Индией и Юго-Восточной Азией. Основным соперником Португалии выступала Османская империя, подстрекавшая арабские племена к восстаниям против португальских захватчиков. Однако вскоре Персидский залив стал объектом борьбы между Англией, Францией, Нидерландами, Персией и Оманом. После вытеснения португальцев в сер. 17 в. на территории современных ОАЭ и Омана было основано государство Яруба, распространившее свое влияние на северо-восточное и западное побережье Аравийского п-ова и Восточную Африку.

Во 2-й пол. 18 в. контроль над юго-восточным побережьем Персидского залива и Ормузского пролива захватила племенная конфедерация аль-кавасим; их власть распространялась на шейхства Рас-эль-Хайма и Шарджа, п-ова Мусандам, а также юго-западное побережье Ирана и некоторые острова в Персидском заливе и Ормузском проливе. Располагая достаточно сильным флотом, аль-кавасим установили полный морской контроль над навигацией.

Во 2-й половине 18 в. Оман, особенно его прибрежные районы, стал объектом борьбы сначала между Великобританией (в лице Ост-Индской компании) и Францией, а затем и ваххабитскими правителями Центральной Аравии. В 1798 между представителями Ост-Индской компании и султаном Маската, также стремившимся установить контроль над этой частью Аравии, было подписано соглашение, положившее начало британской экспансии. Британские корабли под лозунгом «свободного мореходства» попытались монополизировать грузопотоки между портами Персидского залива и лишить местных жителей их главного источника существования. Это привело к конфликтам между Ост-Индской компанией и местным арабским населением (его англичане называли пиратами, в связи с чем весь район получил наименование «Пиратского берега»). Главным противником Ост-Индской компании стали аль-кавасим, в тот момент попавшие под влияние ваххабизма. Нападения аль-кавасим на отдельные военные и торговые суда Англия использовала как предлог для начала войны.

В 1801 под лозунгом борьбы против пиратства и работорговли военные корабли Ост-Индской компании блокировали побережье Персидского залива и атаковали арабские торговые суда. В 1800–1803 и в 1805–1806 англичане и их союзник, султан Маската, с переменным успехом вели боевые действия против племен «Пиратского берега».

В 1806 Ост-Индская компания навязала шейхам аль-кавасим договор, согласно которому последние обязывались уважать флаг и имущество компании. Однако фактически соглашение не соблюдалось.

В 1809 военные силы Ост-Индской компании возобновили боевые действия, уничтожив значительную часть ваххабитского флота (более 100 кораблей) и обстреляв с моря крепость Рас-эль-Хаймы. Однако уже в 1814 ваххабиты вновь захватил контроль над морскими путями и два последующих года блокировали подступы к Персидскому заливу.

Воспользовавшись разгромом ваххабитов на суше, англичане направили в 1818 новую эскадру к «Пиратскому берегу» с цель раз и навсегда положить конец пиратству. 9 декабря 1819 они штурмом овладели крепостью Рас-эль-Хаймы. Все принадлежавшие арабам суда, включая рыбачьи лодки, были сожжены. Поражение вынудило эмиров и шейхов 9 арабских княжеств подписать т.н. «Генеральный договор о мире» (8 января – 15 марта 1820), провозгласивший «свободу мореплавания» в Персидском заливе и обязавший прекратить пиратские нападения на английские суда, а также практику рабства и работорговли. Англия получила право неограниченного господства в водах Персидского и Оманского залива; за ней признавалось право надзора за навигацией и контроля за судами местных правителей. Фактически это соглашение положило начало установлению английского контроля над этой территорией и окончательному расчленению Омана на 3 части – имамат Оман, султанат Маскат и «Пиратский берег».

В 1821 флот Англии и Маската нанес еще одно поражение шейхам Персидского залива, не присоединившимся к Генеральному договору о мире.

Несмотря на соглашение, нападения шейхов друг на друга продолжались. Стремясь контролировать династической и межплеменной борьбой, англичане навязали прибрежным племенам новое соглашение. В 1835 между представителями Ост-Индской компании и местными правителями было подписано т.н. Первое морское соглашение о перемирии на шесть месяцев (впоследствии это соглашение ежегодно продлевалось) на сезон жемчужного промысла, составлявшего тогда главный источник доходов шейхств.

В 1838, после нескольких безуспешных попыток покончить с работорговлей в этом районе, англичане решили взять под свой полный контроль «Пиратский берег», Оман, Маскат, Бахрейн и Кувейт и утвердить постоянное присутствие своих военных судов в заливе. В 1839 между Великобританией и Маскатом был заключен договор о совместных действиях против пиратства и работорговли, к которому в том же году были присоединены шейхства «Пиратского берега».

В 1843 Англия навязала правителям «Пиратского берега» новое соглашение, которое продлевало срок действия «Первого морского соглашения» (1835) на 10 лет. В соответствии с ним, шейхи были обязаны подчиняться любым решениям представителей Ост-Индской компании, действовавших от имени британских властей. Невыполнение или нарушение их рассматривалось как нарушение «Первого морского соглашения».

В 1847 в дополнении к соглашению 1835 был подписан договор, значительно расширявший прерогативы Великобритании в Персидском заливе. Этот договор предоставлял Ост-Индской компании право обыскивать торговые суда, заподозренные в пиратстве и работорговле. Он возлагал ответственность за нарушение запрета работорговли на шейхов, подписавших договор, а также предоставлял право представителям Ост-Индской компании выполнять функции третейского судьи в конфликтах между местными правителями. Экономически договор давал Великобритании ряд льгот и право эксплуатации жемчужных отмелей Бахрейна и «Пиратского берега».

Договорный Оман. С разгромом ваххабитов, попытавшихся в 1851–1852 вернуть себе контроль над Персидским заливом, Англия навязала правителям эмиратов новое соглашение. В мае 1853 шейхи Рас-эль-Хаймы, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана, Дубая и Абу-Даби подписали «Договор о постоянном морском мире». В соответствии с ним «Пиратский берег» был переименован в «Договорный Оман» (Trucial Oman), или «Договорный берег». Англия взяла на себя обязанность выступать посредником в урегулировании сухопутных споров, а также защищать эмираты от нападения на них третьей стороны. Представитель Ост-Индской компании получил официальное право наказывать всех нарушителей договора, включая шейхов.

По соглашению 1869 шейхи Договорного Омана обязывались не заключать самостоятельно соглашений с третьими странами, не предоставлять им какие-либо привилегии и не сдавать в аренду территории своих эмиратов без согласия Англии.

В 1892 были подписаны еще несколько соглашений, приведшие к установлению полного английского протектората над Договорным Оманом. В 1898 в дополнении к этому соглашению был подписан еще один договор, запретивший шейхам Договорного Омана покупать или продавать оружие. На территории шейхств были созданы английские военные базы (в частности, на территории Шарджи, Дубая и Абу-Даби). Политическую власть осуществлял английский офицер связи по зоне Персидского залива (со штаб-квартирой в Шардже), подчинявшийся политическому резиденту вначале в Бушире (Иран), затем на Бахрейне.

В начале 20 в. количество шейхств изменилось. В сентябре 1900 Рас-эль-Хайма вошла в состав Шарджи (с 1921 снова самостоятельное шейхство), в то же время в 1902 от Шарджа отделилась Эль-Фуджейра (признана в марте 1952) и в 1903 – Кальба (признан в 1936, в 1952 вновь включен в состав Шарджи).

Основной доход арабскому населению в этот период по-прежнему приносила торговля жемчугом. В 1911 англичане заключили соглашение, обязывавшее правителей шейхств не предоставлять никому, кроме Англии, концессий на ловлю жемчуга и губки в своих водах. К началу Первой мировой войны по англо-турецкой конвенции 1913 Англия получила исключительное право на Договорный Оман, а в 1922 англичане установили свой контроль за правом шейхов предоставлять кому-либо концессии на разведку и добычу нефти.

До начала 1930-х британские связи с побережьем оставались крайне ограниченными. Экспансия ваххабитских правителей Неджда еще более пошатнула позиции Великобритании в этом регионе. Во внутренних районах, где власть англичан всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами Центральной Аравии. Только в 1932 территория Договорного Омана понадобилась британским авиалиниям для строительства промежуточных аэропортов (дом отдыха для пассажиров и команды в Шардже) на пути между Лондоном и Индией.

В конце 1920-х на побережье разразился экономический кризис, вызванный появлением на мировом рынке японского искусственного жемчуга.

Обнаружение нефти изменило стратегическое и экономическое значения этого удаленного уголка Британской империи. Опасаясь, что этот район может попасть в руки конкурентов, англичане срочно создали компанию «Петролеум девелопмент оф Трушилл Коуст». В 1937 британские нефтяные компании получили концессии на добычу и разведку нефти в Дубае и Шарджи, в 1938 – в Рас-эль-Хайме и Кальбе, в 1939 – в Абу-Даби и Аджмане.

Принимая во внимание возросший вес Договорного Омана в регионе, Лондон начал разрабатывать план объединения подвластных ему шейхств в федеративное арабское государство, в состав которой должны были войти также Ирак, Трансиордания и Палестина. Планы Англии всерьез встревожили население эмиратов. Там участились антифеодальные и антиколониальные выступления. В Шардже дело дошло до открытых столкновений, в ходе которых был разрушен построенный англичанами аэродром. Племена, пограничные с Маскатом и Оманом, с оружием в руках препятствовали проведению картографической съемки. В конце концов Лондон был вынужден отказаться от плана создания федерации.

В 1938–1939 произошла неудачная попытка политических реформ в Дубае. Правящая династия основала Финансовый совет, состоящий из местной знати, который, однако, попытался отстранить ее от власти. Спустя год Совет был распущен.

В годы Второй мировой войны шейхства Договорного Омана придерживались политики нейтралитета, после войны их статус был повышен до эмиратов (княжеств), одновременно были сделаны первые шаги по интеграции эмиратов в федерацию. В 1945 и 1950–1951 состоялись несколько встреч правителей эмиратов, на которых обсуждались вопросы объединения полицейских сил, таможенного управления, валютной системы. В 1951 для защиты персонала нефтяных компаний были созданы местные вооруженные силы, т.н. «Скауты Договорного Омана» (численность – 1600 человек, во главе – британские офицеры). В 1952 созданием двух институтов – Совета Договорных Государств, возглавлявшегося британским политическим агентом в Дубае, и Фонда развития Договорных Государств – были заложены основы будущей федерации.

Одновременно продолжались внутренние и внешние пограничные конфликты, часто вызванные экономическими интересами западных монополий. В 1947–1949 произошли столкновения между Абу-Даби и Дубаем.

Внутриполитическая обстановка в 1940–1950-е осложнялась соперничеством английских и американских нефтяных компаний. Вплоть до середины 1950-х наиболее острым предметом спора между АРАМКО, «Ирак петролеум компани» и «Ройял Датч-Шелл» были нефтеносные земли оазиса Эль-Бурайми, претензии на которой с 19 в. предъявляли правители Абу-Даби, Саудовской Аравии и Омана. В 1949 здесь появились поисковые партии американской нефтяной компании АРАМКО, действовавшей в интересах Саудовской Аравии; в 1952 саудовские силы установили свой контроль над Эль-Бурайми. Только в октябре 1955, после провала переговоров, поддерживаемые англичанами вооруженные силы Омана и Абу-Даби вновь завладели оазисом.

В 1953 Абу-Даби предоставил нефтяную концессию Англо-французскому консорциуму. В 1958 здесь, в местечке Баб, расположенном в пустыне, были обнаружены крупные запасы нефти, а в 1962 началась ее добыча и экспорт. За несколько лет скромный эмират превратился в великое нефтедобывающее государство Среднего Востока. В 1966 нефтяные месторождения были открыты в Дубае, а в 1973 – в Шардже и др. эмиратах.

Обнаружение нефти вызвало обострение политической ситуации в стране. В 1961–1963 в ряде эмиратов развернулось антиимпериалистическое движение, поддержанное некоторыми представителями правящих кругов. В 1962 правитель Шарджи отдал концессию американской нефтяной компании, чем вызвал недовольство официального Лондона. За правителем Шарджи последовал шейх Рас-эль-Хаймы. В октябре 1964 в обход британских властей комиссия Лиги арабских государств (ЛАГ) с согласия правителей Рас-эль-Хаймы и Шарджи посетила ряд пунктов Договорного Омана. В ответ на эти шаги правитель Шарджи шейх Сакр III ибн Султан аль Касими (1925–1993) по указанию британских властей подвергся аресту и был объявлен низложенным; на жизнь правителя Рас-эль-Хаймы шейха Сакра ибн Мухаммеда аль Касими было совершено покушение. Стремясь не допустить дальнейшего вмешательства ЛАГ в дела Договорного Омана, британские власти в июле 1965 провели в Дубае совещание 7 правителей шейхств, на котором было принято решение об образовании Совета экономического развития, а также рассмотрены 15 крупных экономических проектов, которые должны были способствовать развитию этих территорий. Однако выступления продолжались, захватив в 1966 даже относительно благополучное Абу-Даби. В ответ на это 6 августа 1966 в Абу-Даби был организован бескровный переворот; в результате решения шейхов рода Нахайян, сместивших правившего эмира шейха Шахбута, к власти пришел шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян (нынешний глава ОАЭ).

Вплоть до середины 1967 продолжались попытки создания федерации с последующим присоединением ее к т.н. «Исламскому пакту» (блока стран во главе с Саудовской Аравией).

Современная история ОАЭ. В 1968 правительство Великобритании объявило о намерении вывести свои войска из региона до конца 1971 и передать власть местным правителям. Перед лицом сложных экономических и международных проблем большинство шейхств высказались в пользу создания независимой федерации шейхств Восточной и Юго-Восточной Аравии. Формально инициаторами объединения выступили шейхи Заид ибн Султан Аль Нахайян (Абу-Даби) и Рашид ибн Саид Аль Мактум (Дубай), которые 18 февраля 1968 подписали соответствующее соглашение. 25 февраля 1968 на совещании в Дубае главы 9 британских подмандатных эмиратов (семь эмиратов Договорного Омана, Катар и Бахрейн) впервые обсудили возможность создания единого федеративного государства. 1 марта 1968 было объявлено о создании (с 30 марта 1968) Федерации Арабских Эмиратов (ФАЭ). Согласно договору, вступившему в силу 30 марта 1968, высшим органом власти Федерации определялся Высший совет, в который вошли правители всех 9 эмиратов; последние поочередно должны были занимать пост председателя Совета в течение года. Создание других органов было отложено до следующего совещания. Однако эти планы не были осуществлены из-за противоречий, возникших между правителями о месте и роли их эмиратов в создаваемой федерации. В результате борьбы интересов в новом объединении образовалось две группировки, на которые оказывали воздействие также соседние государства (Саудовская Аравия, Иран и Кувейт). В одну из групп вошли правители эмиратов Абу-Даби, Эль-Фуджайры, Шарджи, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана и Бахрейна. Оппозицию им составили правители Дубая, Рас-эль-Хаймы и Катара. Вместе с тем правители Катара и Бахрейна, обладая более развитой экономикой и превосходя остальные эмираты по населению, отказывались признать равенство всех членов федерации. В результате разногласий ФАЭ к концу 1969 фактически распалась, не успев оформиться окончательно. Попытка оживить проект федерации была предпринята в марте 1971, когда было вновь объявлено о временном создании Федерации арабских эмиратов (Договорный Оман вместе с Катаром и Бахрейном). Однако объединения не произошло. После вывода британских войск в сентябре 1971 Бахрейн и Катар провозгласили себя независимыми государствами.

После совещания в Дубае 18 июля 1971 шесть эмиратов из семи образовали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и подписали временную конституцию. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, отказался присоединиться, мотивируя свое несогласие отказом других эмиратов предоставить ему право вето на общегосударственные решения и равное представительство в федеральном собрании. Кроме того, Рас-эль-Хайма отказался уступить Ирану острова Большой и Малый Томб, богатые запасами нефти. Другие же эмираты не желали себя связывать каким-либо обязательством перед Рас-эль-Хаймой в случае её конфликта с Ираном.

Великобритания и ряд других арабских государств поспешили признать образование ОАЭ. Однако Иран и Саудовская Аравия отказались признать новое государство, имея территориальные претензии к Абу-Даби и Шардже. По этой причине официальное провозглашение независимости ОАЭ, назначенное на август 1971, было отложено. В результате последовавших переговоров с участием Лондона в ноябре 1971 было достигнуто соглашение между Ираном и Шарджей, по которому часть острова Абу-Муса перешла к Ирану; разделу подлежали также залежи нефти в прибрежных водах острова.

30 ноября 1971, за два дня до провозглашения независимости ОАЭ, иранские войска высадились на острове Абу-Муса (полностью аннексирован в 1992) и оккупировали стратегически важные острова Большой и Малый Томб, принадлежавшие Рас-эль-Хайме. Действия Ирана вызвали протест в арабском мире; ряд стран обратились с жалобой на Иран в Совет безопасности ООН. Великобритания ограничилась лишь выражением своего несогласия с действиями Ирана. 2 декабря 1971 на состоявшейся в Дубае конференции семи эмиратов было провозглашено создание ОАЭ. В федеративное государство вошли только шесть из семи эмиратов Договорного Омана. Президентом ОАЭ был избран правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан аль Нахайян, вице-президентом – правитель Дубая шейх Рашид бен Саид Аль Мактум. Новый президент подписал договор о дружбе с Великобританией, который аннулировал все прежние соглашения, заключенные между эмиратами-членами ОАЭ и британским правительством. Временной столицей был избран Абу-Даби. Спустя несколько дней ОАЭ были приняты в Лигу арабских государств и Организацию Объединённых Наций. Не добившись международной поддержки по вопросу об островах Большой и Малый Томб, 11 февраля 1972 к ОАЭ также присоединилась Рас-эль-Хайма.

Только Саудовская Аравия не признала нового государства, ставя условием своего признания решение вопроса по Эль-Бурайми. В результате нового раунда переговоров в августе 1974 Абу-Даби и Саудовская Аравия заключили между собой соглашение, по которому Саудовская Аравия признала права Абу-Даби и Омана на оазис, а в свою очередь получила территорию Сабха Биты в южной части Абу-Даби, два маленьких островка и право построить дорогу и нефтепровод через Абу-Даби до побережья залива.

Значительные доходы от экспорта нефти позволили финансировать большую часть программ развития и определили консервативный и в целом прозападный курс ОАЭ, а также их тесные связи с Саудовской Аравией. Однако политическая жизнь в ОАЭ не была лишена противоречий. С момента создания ОАЭ между Абу-Даби (выступавшим за укрепление централизованной федеральной власти) и Дубаем (являвшимся сторонником сохранения значительной самостоятельности каждого из эмирата) не прекращалось соперничество за лидерство в федерации. В первом кабинете министров, сформированном в 1971, ключевую роль играли сыновья эмира Дубая, занявшие посты премьер-министра, заместителя премьера, министра обороны, экономики, финансов и промышленности. В конце декабря 1973 в связи с реорганизацией Совета министров заместителем премьер-министра был объявлен сын эмира Абу-Даби Хамид бен Заид аль Нахайян. К концу 1970-х сторонники интеграции во главе с правителем Абу-Даби одержали еще одну важную победу, добившись объединения вооружённых сил эмиратов под единым командованием (1976), осуществили передачу органов полиции, безопасности, иммиграции и информации в ведение центрального правительства.

На протяжении 1970-х продолжались пограничные споры между эмиратами и их соседями. Правитель Рас-эль-Хайма продолжал выступать за отделение эмирата от федерации. В 1978 вооруженные силы Рас-эль-Хайма совершили неудачную попытку захватить спорную территорию, принадлежащую Оману. Падение шаха в Иране в 1979, рост исламского фундаментализма и ирано-иракская война создали дополнительную угрозу стабильности ОАЭ. В мае 1981 в ответ на возникшие угрозы ОАЭ становятся одним из шести членов-учредителей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который на фоне ирано-иракской войны превратился в военно-политический альянс.

В ходе ирано-иракской войны правители отдельных княжеств поддерживали Ирак, другие (Дубай, Шарджа и Умм-эль-Кайвайн) сохраняли дружественные отношения с Ираном. Наибольшей степени противоречия между эмиратами достигли в июне 1987, когда в Шарджи произошла попытка дворцового переворота: шейх Султан ибн Мухаммед Аль Касими был вынужден отречься от престола в пользу своего брата, Абдель Азиза Аль Касими. Президент страны шейх Заид бен Султан аль Нахайян (Абу-Даби) поддержал притязания на власть Абдель Азиза, в то время как вице-президент и премьер-министр Рашид бен Саид Аль Мактум (Дубай) заявил о своей поддержке Султана. Конфликт был разрешен только после того, как в спор вмешался Высший совет правителей, восстановивший полномочия шейха Султана и объявивший претендента наследным принцем.

В 1990, когда Ирак вторгся в Кувейт, ОАЭ приняли участие в возглавлявшейся США многонациональной коалиции сил, выделив на это 6,5 млрд. долларов и направив свои войска. После окончания войны военно-морские силы США и Великобритании продолжали использовать порты ОАЭ.

Последнее десятилетие 20 в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью. Исключением явилось закрытие (по подозрению в финансовых махинациях) в июле 1991 Международного торгового и кредитного банка (МТКБ), принадлежавшего большей частью правящему семейству эмирата Абу-Даби. В декабре 1993 Абу-Даби предъявило иск исполнительному руководству МТКБ о возмещении ущерба. В июне 1994 11 из 12 бывших руководителей МТКБ, обвиненных в мошенничестве, были осуждены в Абу-Даби к тюремному заключению и обязаны оплатить компенсацию. После продолжительных переговоров, в 1995, все же было достигнуто соглашение с вкладчиками и кредиторами. В июне 1996 с двух руководителей МТКБ после апелляции были сняты обвинения в мошенничестве.

Начиная с войны в заливе ОАЭ увеличили расходы на оборону, расширили свои международные контакты и дипломатические отношения. В 1994 было подписано соглашение о военном сотрудничестве с США, спустя год – с Францией. Наряду с Саудовской Аравией и Пакистаном правительство ОАЭ в 1997 признало режим «талибов» в Афганистане. В 1998 ОАЭ восстановили дипломатические отношения с Ираком, прерванные в связи с войной в персидском заливе (1991). Большое внимание уделялось проблемам урегулирования арабо-израильского конфликта.

В тот же период страной были предприняты шаги по решению территориальных проблем. Так, в 1999 в ходе визита султана Омана в Абу-Даби были урегулированы пограничные вопросы с Оманом. В ноябре 2000 состоялись переговоры с Катаром о границе. Исключением остается территориальный спор с Ираном. В конце 1992 Шарджа и Иран достигли соглашения по острову Абу-Муса, который полностью переходил в юрисдикцию Ирана; всем иностранцам, проживающим на островах, включая граждан ОАЭ, было предписано получить иранские визы. В 1996 Иран еще более укрепил свою позицию, начав строительство аэропорта на острове Абу-Муса и электростанции на острове Большой Томб. В 1997 ОАЭ выразили протест относительно иранской военной активности в Персидском заливе. В ноябре 1999 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива повторно высказался в поддержку ОАЭ в их споре вокруг трех островов. В 1999 между ОАЭ и Саудовской Аравией вспыхнул дипломатический конфликт в связи с желанием Саудовской Аравии нормализовать отношения с Ираном.

Темой постоянных дебатов был вопрос степени интеграции эмиратов. К концу 1990-х годов в силу тактических разногласий в политическом курсе, проводимом Абу-Даби и Дубаем, полная интеграция вооруженных сил страны так и не состоялась. Интеграции эмиратов во многих областях мешает все еще сохраняющееся соперничество между лидерами Абу-Даби и Дубая.

После террористических атак 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон правительство ОАЭ приняло решение о разрыве дипломатических отношений с движением «Талибан» в Афганистане, были заморожены счета 62 организаций и частных лиц, подозреваемых США в финансировании террористических движений, приняты меры по ужесточению контроля за денежными потоками.

Во время Иракской войны 2003 в ОАЭ разместились войска США, страна оказала существенную гуманитарную помощь Ираку после официального объявления о прекращении боевых действий.

3 ноября 2004 умер президент страны Заид бан Султан. Федеральный совет Объединенных Арабских эмиратов 3 ноября 2004 избрал новым президентом страны старшего сына шейха Заида – шейха Халифу бен Заида аль Нахайяна. Пятидесятишестилетний шейх Халифа до сегодняшнего дня возглавлял Верховный совет по нефти Абу-Даби и является заместителем Верховного командующего вооруженными силами. На посту вице-президента с 3 декабря 2001 находился шейх Мактум бен Рашед Аль Мактум. 5 января 2006 на 62-м году жизни он скончался во время визита в Австралию.

Экономика

Процветание Эмиратов основано на экспорте нефти и газа. До 50-х годов, когда в ОАЭ открыли нефтяные месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. С 1962 Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть. Состояние экономики резко изменилось в 1973 г., когда резко выросли мировые цены на нефть. Благодаря этому ОАЭ прошли ускоренный путь развития и за 25 лет достигли завидного экономического благосостояния. Из региона небольших пустынных княжеств Эмираты превратились в государство с высоким уровнем жизни (ВНП на душу населения – $25 000).

Покойный правитель Абу-Даби шейх Заид быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры.

Значительный национальный доход позволяет равномерно развиваться всем членам конфедерации независимо от их нефтяных запасов. Кроме того, в ОАЭ по-прежнему процветают кустарные промыслы, кочевое животноводство, рыболовство, оазисное земледелие и жемчужный промысел. 

Развитие нефтяной промышленности и строительства также способствовало притоку иностранной рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения страны.  Каждый пятьдесят пятый в стране — миллионер, к свадьбе государство жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного ребенка арабская женщина получает 20 тыс. долларов и участок земли. Поэтому существует пословица, говорящая, что каждый араб рождается уже с нефтяной скважиной. Для тех же, кто не в состоянии добиться финансового благополучия собственными силами, государство строит дома за свой счет, а молодым людям оплачивает обучение за границей. В то же время заработок приезжих индусов или пакистанцев может составлять лишь несколько сотен долларов.

В последнее  время доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в ВВП постепенно снижается, уступая место таким отраслям как недвижимость, торговля, сельское хозяйство. Страна только на четверть обеспечивает свои внутренние потребности в продовольствии, поэтому инвестиции в сельское хозяйство весьма высоки. И в первую очередь инвестиции поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения.

Не последнее место в национальном доходе занимает туризм, причем уровень обслуживания туристов соответствует самым высоким европейским стандартам. Активно развивается как экскурсионное и пляжное направления, так и шопинг.  В настоящее время объем туристического потока из России около четверти миллионов человек в год. Развитие бизнеса и туризма способствовало началу в эмиратах строительного бума. Миллиарды долларов вкладываются в показательные проекты, а символом таких городов, как Абу-Даби и космополитичный Дубай, стали шикарные гостиницы и небоскребы.

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

 

1.http://www.about-oae.org/oae_story

2.http://www.arabemiraty.ru/story.php

3.http://www.arabinfo.ru/obxinfo/

4.http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Ekonomika

  1. http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Istoriya

znakka4estva.ru

Нефтяные «клады» эмиратов. Где они?

Все, кто бывал в Баку, воочию убеждался в том, что этот город находится в нефтедобывающей стране. Об этом свидетельствуют «журавли» нефтяных качалок, которые приветственно кивают гостям азербайджанской столицы, подъезжающим к ней на автомобилях.

Иностранцы, посещающие Эмираты, знают, что ОАЭ – нефтяная монархия, и немало удивляются, не видя в Абу-Даби, Дубае или Шардже буровых вышек, качалок, приземистых нефтехранилищ и морских терминалов с грузными танкерами. Разве что шарджинское месторождение Ас-Саджаа привлечет внимание своими газовыми факелами среди красноватых песков, да поразит огромными приморскими нефтяными резервуарами Фуджейра. Принадлежность ОАЭ к углеводородным богачам со всей очевидностью проявляется только в этом северном эмирате, где сосредоточены гигантские нефтехранилища, строятся новые огромные резервуары, а на рейде вдали от порта выстраиваются бесконечные цепочки танкеров, высвечивающие в черной ночи многокилометровую морскую улицу. Но впечатление обманчиво: нефти в этом эмирате нет, как нет ее и в двух других входящих в состав федерального государства эмиратах Умм-аль-Кувейне и Аджмане. «Черная кровь» экономики слабо пульсирует в Рас-эль-Хейме. Но там ее давление ограничено пока пределом в 100 млн баррелей, что ничтожно мало.

Гигантские «кастрюли» фуджейринских монстров – особая статья. Они созданы для обслуживания иностранных судов, а вовсе не для сбережения собственных углеводородов, которые в этом эмирате еще не найдены, несмотря на усилия канадской компании Reserve Oil - Gas, занятой поисковыми работами на площади в 2800 кв км.

Необлагодетельствованные нефтью эмираты Аджман и Умм-аль-Кувейн лишь лелеют надежды на обнаружение сулящих доллары горючих запасов. Как и в Фуджейре, поисковые работы в них ведутся, но пока не дали вожделенных результатов.

Нефтяные ресурсы страны, составляющие 97,8 млрд баррелей, т.е. около десятой части объема запасов мировых углеводородных кладовых, сосредоточены в эмиратах Абу-Даби, Дубай и Шарджа. Причем самые большие их «клады» находятся в Абу-Даби, под песками и водами которого спрятано 95% национального энергетического богатства.

Первая ближневосточная нефть. Начало ХХ века

О возможности добычи нефти на Ближнем Востоке впервые заговорили в начале ХХ века. В 1908 году она обнаружена в коммерческих количествах на юге Ирана. В 1911 году поддерживавший тесные связи с Ираном Бахрейн поставил перед британскими властями вопрос о поисках нефти. Она была найдена. В 1934 году в этом островном эмирате, несколько лет назад ставшем королевством, началась добыча сырья для двигателей внутреннего сгорания, набиравшего скорости перемещения человечества.

В начале 1920-х годов правители всех эмиратов Персидского залива направили своим британским патронам послания с предложениями разведки местных недр. На территории современного государства ОАЭ тогдашний правитель Шарджи, которая в тот период была лидером экономического развития побережья, шейх Халед бен Ахмед первым предложил британцам заняться поисками нефти. «Моя цель в написании этого письма заключается в том, чтобы приветствовать Вас и поинтересоваться Вашим здоровьем, – писал он британскому резиденту в послании, составленном в традиционном арабском стиле с длинным комплиментарным заходом. – Вам небезызвестно, что я пишу это послание по доброй воле. Заверяю Вас, что в случае обнаружения нефти в моем регионе, я не предоставлю концессии иностранцам, кроме лиц, которых укажет британское правительство. Вот то, что следовало сказать». Обращение было рассмотрено.

Абу-Даби написал подобное письмо последним из эмиратов Договорного побережья, как именовался тогда западный, арабский берег Персидского залива. Но первую нефть в коммерческих объемах нашли не в Шардже, а именно в Абу-Даби.

Нефтепоисковые работы начались на территории Абу-Даби во второй половине 1930-х годов на основе договоренности правителя этого эмирата с компанией Нефтяного развития Договорного побережья. Компании была предоставлена концессия на ведение работ на территории всего эмирата и в его водах. Затем аналогичные договоренности с нею подписали Дубай и остальные эмираты. Работы были свернуты из-за начала Второй мировой войны. Позднее компания отказалась от большинства своих концессий. Они были переданы другим претендентам, которые и нашли ключи к тайнам эмиратских недр.

Наибольшая часть эмиратской нефти добывается на морских месторождениях. С них она преимущественно и экспортируется, не побывав на суше. Вот и секрет отсутствия нефтекачалок в обозримых песках. Главными морскими месторождениями эмирата Абу-Даби являются Умм-аш-Шейф, Закум, Абу-ль-Бахуш, Мабраз, аль-Бундук. Умм-аш-Шейф – первое морское месторождение, открытое в 1958 году в 95 км северо-западнее Абу-Даби, в 22 км северо-восточнее острова Дас. Первый нефтяной «клад» представляет собой яйцевидный купол площадью в 400 кв км. Месторождение Закум – одно из самых больших в эмирате. Оно находится в 80 км северо-западнее эмиратской столицы и в 85 км от острова Дас.

В том же 1958 году, который считается годом обнаружения нефти в эмирате Абу-Даби, подтверждены производственные мощности сухопутного месторождения Баб в пяти километрах от города Тариф на южном побережье залива.

Крупнейшими месторождениями Абу-Даби являются Мурбан, где ежедневное производство нефти находится на уровне 1,5 млн баррелей, и Верхний Закум – 600 тысяч баррелей. К крупным сухопутным месторождениям относятся также Бухаса, Асаб, Сахль и Шах.

«Черное золото» Дубая и Шаржди

В Дубае, занимающем, с огромным отставанием, второе место после Абу-Даби по запасам и добыче нефтяного сырья, нефть в коммерческих объемах была найдена в 1966 году на морском месторождении Фатех, находящемся в 60 морских милях от береговой линии. Оно было быстро освоено, и первая партия дубайской нефти объемом в 180 тысяч баррелей ушла на экспорт в 1969 году.

В 1970-е и 1980-е годы были открыты другие морские месторождения Фатех (юго-запад), более мелкие Фалах и Рашед, а также сухопутное Маргам. В 1991 году совокупный объем нефтедобычи на всех пяти месторождениях эмирата достиг своего пика в 410 тысяч баррелей в день. С тех пор он только снижался. К началу нового тысячелетия ежегодный уровень добычи нефти в Дубае, общие энергетические запасы которого оцениваются в 4 млрд баррелей нефти (почти в 25 раз меньше, чем в Абу-Даби!) и 4,1 трлн кубических футов газа, достиг 68 млн баррелей. Ожидается, что запасы этих углеводородных кладовых истощатся в течение 20 лет.

В феврале этого года в Дубае объявлено об открытии нового нефтяного месторождения, названного местными представителями «многообещающим» и «значительным». Оно получило название «Джалиля» по имени одной из десяти дочерей вице-президента и премьер-министра страны, правителя Дубая шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума. Официальные лица предсказывают, что разработка «Джалили» начнется в течение года, что представляется сомнительным, поскольку мировая и местная практика показывает, что обычно от обнаружения нефтяного месторождения до начала его разработки проходит 3-5 лет. Тем не менее, глава дубайского нефтяного департамента и Высшего энергетического совета эмирата шейх Ахмед бен Саид Аль Мактум заявил компании Dow Jones: «Я могу подтвердить, что нефть найдена, и надеюсь, что ее добыча начнется в течение года».

Отсутствие каких-либо оценочных данных, касающихся нового энергетического субъекта, может свидетельствовать о том, что объявление о новом открытии сделано для улучшения финансового имиджа Дубая перед лицом международных кредиторов, которым он задолжал 26 млрд долларов. Подтверждение значительности нового месторождения помогло бы выйти из трудного экономического кризиса эмирату, валовый внутренний продукт которого, оцениваемый в 54 млрд долларов, складывается прежде всего из доходов от торговли, услуг, транспорта и авиации, туризма, и только на 5% наполняется прибылью, получаемой от добычи нефти.

Поиски нефти в Шардже продолжались более 30 лет. В коммерческих объемах она обнаружена только в 1972 году на месторождении Мубарак-1 в восьми морских милях восточнее занятого Ираном острова Абу-Муса. Позднее были найдены другие, не очень богатые нефтяные поля, дебит скважин которых составлял менее или более 10 тысяч баррелей в день. В 1974 году, через три года после создания единого государства в составе семи эмиратов, Шарджа стала третьим добывающим и экспортирующим нефть эмиратом в составе ОАЭ. В 80-е годы было открыто сухопутное месторождение ас-Саджаа.

Эмиратская нефть и её запасы

По сведениям ТПП Абу-Даби, производственные мощности страны, занимающей пятое место в мире по объему подтвержденных нефтяных запасов и четвертое место по объему нефтедобычи после Саудовской Аравии, Ирана и Ирака, составляли в 2008 году 2,9 млн баррелей в день. В 2010 году предполагается довести их до 4 млрд б/д. Кроме того, ОАЭ занимают шестое место в мире по запасам природного газа, которые оцениваются в 6 трлн кубометров. В ближайшие 5 лет страна планирует израсходовать 80 млрд дирхамов (почти 22 млрд долларов) на развитие нефтедобывающего сектора.

В 2009 году доля нефтяного сектора в валовом внутреннем продукте Абу-Даби составила 65%, в валовом продукте страны она значительно меньше – всего 44%. Вклад в ВВП Абу-Даби секторов, не связанных с нефтью, в том числе промышленности, строительства, недвижимости, банковской сферы, гостеприимства, транспортных перевозок составил в 2009 году примерно 175 млрд дирхамов (около 48 млрд долларов).

Глобальный финансовый кризис, обваливший спрос на «черное золото», вынудил ОАЭ снизить нефтедобычу и оказал влияние на перспективные планы. По данным газеты “Emirates Business”, в октябре 2008 года в стране добывалось в соответствии с квотой, выделенной Эмиратам Организацией странэкспортеров нефти (ОПЕК) всего 2,562 млн баррелей нефти в день, а в декабре того же года, по данным агентства Reuters, ежедневная нефтедобыча, в соответствии с решением ОПЕК, сокращена до 2,28 млн баррелей. С 1-го января 2009 года, по сообщению принадлежащей государству Национальной нефтяной компании Абу-Даби (Abu Dhabi National Oil Company или ADNOC), добыча углeводородов на главном нефтяном поле Абу-Даби – Мурбан была снижена на 15 процентов. Еще на 3 процента уменьшено производство нефти на месторождении Верхний Закум. На месторождении Нижний Закум, где добывалось 280 тысяч баррелей в день, ведутся профилактические работы.

Общее сокращение нефтедобычи в эмирате Абу-Даби в соответствии с решениями чрезвычайной конференции ОПЕК в алжирском городе Оран в декабре 2008 года составило примерно 250 тысяч баррелей в день. АДНОК оповестила своих торговых партнеров, что «справедливо распределит» среди них добываемую нефть.

Доходы ОАЭ от продажи нефти существенно сократились по сравнению с 2008 годом, когда средняя цена нефтяной корзины ОПЕК составила 94,45 доллара за баррель, а установленный 3 июля 2008 года ценовой рекорд барреля взлетел до уровня 140,73 доллара.

В первые три месяца 2009 года средняя цена барреля нефти ОПЕК упала более чем в два раза и «плавала» на уровне 40-50 долларов, иногда превышая 50-долларовую планку. Вместе с тем, местные аналитики не считают сокращение нефтедобычи в ОАЭ и снижение стоимости нефтяного барреля «критичными» для эмиратской экономики, поскольку в 2008 году страна получила очень большую выгоду от взлета цен на углеводороды, заработав на нефтяном экспорте, по сведениям газеты “Emirates Business”, 89 млрд долларов. Больший доход среди стран региона получила только Саудовская Аравия (288 млрд долларов), объемы нефтедобычи которой значительно превышают эмиратские возможности. В начале 2010 года цены на нефть значительно улучшились. В первых числах февраля баррель стоил выше 75 долларов, что устраивает и покупателей, и продавцов.

Выполнение устанавливаемых ОПЕК квот нефтедобычи лежит только на эмирате АбуДаби, где нефти в 20 раз больше чем в Дубае, Шардже и Рас-аль-Хейме, вместе взятых. Эти эмираты не ограничивают свои производственные мощности. В условиях глобального финансового кризиса они страдают, прежде всего, от спада экономического развития в мире, который привел к сокращению притока инвестиций, объемов торговли и стагнации туристского сектора.

Нефть и море

Есть еще один секрет, почему гости Эмиратов не видят индустриальных картин нефтяного производства. Дубайское месторождение Фатех, например, находится в 60 морских милях от береговой линии. В море разбросано еще несколько скважин. Добываемая нефть закачивается в поставленные на дне морском прямо над нефтяным полем подводные хранилища, куда и подходят под загрузку танкеры.

Решение о создании подводных резервуаров для хранения добытых нефтяных «кладов» было вынужденным из-за окружающего эмират мелководья и отдаленности месторождения от суши. Реализовать смелую идею помогли консультанты из американской компании “Chicago Bridge - Iron”.

В сухом доке Дубая из лучших сортов стали были собраны три огромных полусферы, каждая высотой с 20-этажный дом без дна, напоминающие своей формой перевернутые бокалы для шампанского. Каждый резервуар, носящий арабское название «хаззан», закреплен на дне моря по принципу походной палатки. Хаззаны диаметром свыше 80 метров в донной части соединены между собой трубопроводами.

Уникальная система хранения нефти основана на том, что нефть легче воды и с нею не смешивается. Нагнетаемое в стальную полусферу по трубопроводу маслянистое горючее вытесняет из нее воду. Когда нефть из хаззана закачивается в швартующийся прямо к нему танкер, уровень воды в резервуаре поднимается, и его устойчивость остается неизменной. Возвышающиеся над водой на 12,5 метров нефтехранилища могут выдержать ураганный ветер, волны высотой до 12 метров, противостоят глубинным течениям скоростью до трех узлов. Уникальные подводные хранилища, общей емкостью около полутора миллионов баррелей, действуют безотказно.

 

hotel-skazka.ru