Справочник химика 21. История переработка нефти


Из истории развития добычи и переработки нефти

из "Технология переработки нефти Часть1 Первичная переработка нефти"

Первые упоминания о нефти и природных битумах встречаются в древних рукописях и манускриптах. Однако промышленное значение нефть приобрела лишь в ХУП1 веке. В 1745 г. был построен первый нефтеперегонный завод в России на реке Ухте, а в 1823 г.— завод по проекту братьев Дубининых на Северном Кавказе около г. Моздока. На этих примитивных заводах из нефти отгоняли осветительный керосин, а бензин и тяжелый остаток сжигали в мазутных ямах, так как не находили им применение. [c.18] За более чем 200-летнюю историю развития нефтяной промышленности России было добыто почти 13 млрд т нефти. Около 40 % этой добычи приходится на последние 10 лет. [c.18] За 100 лет (с 1864 по 1964 г.) в нашей стране было добыто 3,2 млрдт нефти. Для добычи первого миллиарда потребовалось 90 лет, второй миллиард был получен за 7 лет, а третий — за 4,5 года. [c.18] Первоначально нефть перегоняли в кубах периодического действия, затем начиная с середины 80-х годов XIX века — на кубовых батареях непрерывного действия. Создателями кубовых батарей были русские инженеры А. Ф. Инчик, В. Г. Шухов и И. И. Елин. [c.18] В 1876 г. выдаюп1ийся инженер В. Г. Шухов изобрел форсунку, которая быстро вытеснила другие разнообразные устройства для сжигания жидкого топлива. Это позволило применять мазут в качестве топлива для паровых котлов. [c.18] В том же году Д. И. Менделеев показал возможность получения из мазута минеральных смазочных масел перегонкой в вакууме или с водяным паром. Эти масла смогли заменить животные жиры и растительные масла. Русские масла ценились в мире как самые высококачественные и широко экспортировались заграницу. [c.18] В 1867 г. на юге России было построено уже 12 таких заводов четыре в Одессе, по три в Темрюке и Керчи, по одному в Херсоне и Тамани. [c.18] Заслуга переработки нефти на смазочные масла принадлежит В. И. Рагозину. [c.18] В 1890 г. В. Г. Шухов и С. П. Гаврилов запатентовали трубчатую установку непрерывного действия — прообраз современных установок первичной перегонки нефти. Установка состояла из змеевикового нагревателя, испарителя, ректификационной колонны и теплообменной аппаратуры. Эта установка получила распространение во всем мире. [c.18] Отечественные ученые были пионерами и в других направлениях использования нефтяного сырья. К. В. Харичков разработал холодный способ фракционирования, который послужил основой современных промышленных методов депарафинизации нефтяных фракций с помощью избирательных растворителей и получения высококачественных масел и парафинов. [c.19] Большая заслуга в развитии науки о нефти и методах ее переработки принадлежит выдающемуся химику-нефтянику Л. Г. Гурвичу — автору классической монографии Научные основы переработки нефти , создавшему русскую школу химиков-технологов. Л. Г. Гурвич обобщил литературные и экспериментальные данные по химии и переработке нефти. Оригинальны и его работы о действии водяного пара и роли вакуума в перегонке мазута, исследования адсорбционных и каталитических свойств природных алюмосиликатов. [c.19] В дальнейшем значительный вклад в развитие переработки нефти внесли выдающиеся ученые М. Д. Тиличеев, А. М. Трегубов, А. Н. Са-ханов, С. Н. Обрядчиков, Н. И. Черножуков, Б. Б. Каминер, К. К. Папок и др. [c.19] Научные основы переработки нефти, разработанные русскими учеными в XIX — начале XX века, сыграли решающую роль в становлении и развитии нефтеперерабатывающей промышленности. [c.19] Переработка нефти в годы своего становления была сосредоточена в районах добычи нефти — в районе Баку, Грозного, Урало-Эмбенском, а также Майкопа и Ферганы. [c.19] В 1887 г. появилось нефтяное предприятие братьев Нобелей, которое имело исключительное значение для развития нефтяной промышленности России. [c.19] Начиная с 1887 г. братья Нобели — Людвиг, Роберт и Альфред —стали вывозить керосин морским путем через Каспийское море в главные промышленные центры России и на экспорт. [c.19] С изобретением двигателя внутреннего сгорания началась новая эра применения светлых нефтепродуктов в промышленности. [c.19] В 1920 г. в России было принято постановление о концессиях, что позволило с помощью ведуших нефтяных держав восстановить нефтяное хозяйство Апшерона. [c.20] Перед Второй мировой войной были открыты нефтяные месторождения в Волго-Уральском районе. Советский Союз активно экспортировал нефть и нефтепродукты в страны Европы (50 % всего экспорта страны). В предвоенные, военные и послевоенные годы нефтяная промышленность СССР развивалась высокими темпами. [c.20] В конце 40-х годов началась интенсивная разработка крупного Ро-машкинского месторождения (район между Волгой и Уралом). Только за пять лет (1954—1958) добыча нефти удвоилась. В ряде городов началось строительство крупных нефтеперерабатываюших заводов (Кстово, Сызрань, Волгоград, Саратов, Пермь, Краснодар, Омск, Ангарск, Баку, Рязань и др.). Особенно бурно нефтяная промышленность стала развиваться в 60-е годы, когда были открыты месторождения в Западной Сибири, прежде всего в Тюмени. [c.20]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Переработка нефти - это... Что такое Переработка нефти?

Цель переработки нефти (нефтепереработки) — производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Первичные процессы

Первичные процессы переработки не предполагают химических изменений нефти и представляют собой ее физическое разделение на фракции. Сначала промысловая нефть проходит первичный технологический процесс очистки добытой нефти от нефтяного газа, воды и механических примесей - этот процесс называется первичной сепарацией нефти[1].

Подготовка нефти

Нефть поступает на НПЗ в подготовленном для транспортировки виде. На заводе она подвергается дополнительной очистке от механических примесей, удалению растворённых лёгких углеводородов (С1-С4) и обезвоживанию на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ).

Атмосферная перегонка

Нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку (перегонку при атмосферном давлении), где разделяется на несколько фракций: легкую и тяжёлую бензиновые фракции, керосиновую фракцию, дизельную фракцию и остаток атмосферной перегонки — мазут. Качество получаемых фракций не соответствует требованиям, предъявляемым к товарным нефтепродуктам, поэтому фракции подвергают дальнейшей (вторичной) переработке.

Материальный баланс атмосферной перегонки западно-сибирской нефти

ПРЕДЕЛЫ ВЫКИПАНИЯ, °С ВЫХОД ФРАКЦИИ, % (МАСС.) Газ Бензиновые фракции Керосин Дизельное топливо Мазут Потери
1,1 %
<62°С 4,1%
62—85°С 2,4%
85—120°С 4,5%
120—140°С 3,0%
140—180°С 6,0%
180—240°С 9,5%
240—350°С 19,0%
49,4%
1,0%

Вакуумная дистилляция

Вакуумная дистилляция — процесс отгонки из мазута (остатка атмосферной перегонки) фракций, пригодных для переработки в моторные топлива, масла, парафины и церезины и другую продукцию нефтепереработки и нефтехимического синтеза. Остающийся после этого тяжелый остаток называется гудроном. Может служить сырьем для получения битумов.

Вторичные процессы

Целью вторичных процессов является увеличение количества производимых моторных топлив, они связаны с химической модификацией молекул углеводородов, входящих в состав нефти, как правило, с их преобразованием в более удобные для окисления формы.

По своим направлениям, все вторичные процессы можно разделить на 3 вида:

  • Углубляющие: каталитический крекинг, термический крекинг, висбрекинг, замедленное коксование, гидрокрекинг, производство битумов и т.д.
  • Облагораживающие: риформинг, гидроочистка, изомеризация и т.д.
  • Прочие: процессы по производству масел, МТБЭ, алкилирования, производство ароматических углеводородов и т.д.

Риформинг

Каталитический риформинг - каталитическая ароматизация нефтепродуктов (повышение содержания аренов в результате прохождения реакций образования ароматических углеводородов). Риформингу подвергаются бензиновые фракции с пределами выкипания 85-180°С[2]. В результате риформинга бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения ароматических углеводородов.

Гидроочистка

Каталитический крекинг

Каталитический крекинг - процесс термокаталитической переработки нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина и непредельных жирных газов. Сырьем для каталитического крекинга служат атмосферный и легкий вакуумный газойль, задачей процесса является расщепление молекул тяжелых углеводородов, что позволило бы использовать их для выпуска топлива. В процессе крекинга выделяется большое количество жирных (пропан-бутан) газов, которые разделяются на отдельные фракции и по большей части используются в третичных технологических процессах на самом НПЗ. Основными продуктами крекинга являются пентан-гексановая фракция (т. н. газовый бензин) и нафта крекинга, которые используются как компоненты автобензина. Остаток крекинга является компонентом мазута.

Гидрокрекинг

Гидрокрекинг — процесс расщепления молекул углеводородов в избытке водорода. Сырьем гидрокрекинга является тяжелый вакуумный газойль (средняя фракция вакуумной дистилляции). Главным источником водорода служит газ риформинга. Основными продуктами гидрокрекинга являются дизельное топливо и т. н. бензин гидрокрекинга (компонент автобензина).

Коксование

Процесс получения нефтяного кокса из тяжелых фракций и остатков вторичных процессов.

Изомеризация

Процесс получения изоуглеводородов (изобутан, изопентан, изогексан, изогептан) из углеводородов нормального строения. Целью процесса является получение сырья для нефтехимического производства (изопрен из изопентана, МТБЭ и изобутилен из изобутана) и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов.

Алкилирование

Алкилирование — введение алкила в молекулу органического соединения. Алкилирующими агентами обычно являются алкилгалогениды, алкены, эпоксисоединения, спирты, реже альдегиды, кетоны, эфиры, сульфиды, диазоалканы.

Экстракция ароматики

Примечания

См. также

dik.academic.ru

Переработка нефти - это... Что такое Переработка нефти?

Цель переработки нефти (нефтепереработки) — производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Первичные процессы

Первичные процессы переработки не предполагают химических изменений нефти и представляют собой ее физическое разделение на фракции. Сначала промысловая нефть проходит первичный технологический процесс очистки добытой нефти от нефтяного газа, воды и механических примесей - этот процесс называется первичной сепарацией нефти[1].

Подготовка нефти

Нефть поступает на НПЗ в подготовленном для транспортировки виде. На заводе она подвергается дополнительной очистке от механических примесей, удалению растворённых лёгких углеводородов (С1-С4) и обезвоживанию на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ).

Атмосферная перегонка

Нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку (перегонку при атмосферном давлении), где разделяется на несколько фракций: легкую и тяжёлую бензиновые фракции, керосиновую фракцию, дизельную фракцию и остаток атмосферной перегонки — мазут. Качество получаемых фракций не соответствует требованиям, предъявляемым к товарным нефтепродуктам, поэтому фракции подвергают дальнейшей (вторичной) переработке.

Материальный баланс атмосферной перегонки западно-сибирской нефти

ПРЕДЕЛЫ ВЫКИПАНИЯ, °С ВЫХОД ФРАКЦИИ, % (МАСС.) Газ Бензиновые фракции Керосин Дизельное топливо Мазут Потери
1,1 %
<62°С 4,1%
62—85°С 2,4%
85—120°С 4,5%
120—140°С 3,0%
140—180°С 6,0%
180—240°С 9,5%
240—350°С 19,0%
49,4%
1,0%

Вакуумная дистилляция

Вакуумная дистилляция — процесс отгонки из мазута (остатка атмосферной перегонки) фракций, пригодных для переработки в моторные топлива, масла, парафины и церезины и другую продукцию нефтепереработки и нефтехимического синтеза. Остающийся после этого тяжелый остаток называется гудроном. Может служить сырьем для получения битумов.

Вторичные процессы

Целью вторичных процессов является увеличение количества производимых моторных топлив, они связаны с химической модификацией молекул углеводородов, входящих в состав нефти, как правило, с их преобразованием в более удобные для окисления формы.

По своим направлениям, все вторичные процессы можно разделить на 3 вида:

  • Углубляющие: каталитический крекинг, термический крекинг, висбрекинг, замедленное коксование, гидрокрекинг, производство битумов и т.д.
  • Облагораживающие: риформинг, гидроочистка, изомеризация и т.д.
  • Прочие: процессы по производству масел, МТБЭ, алкилирования, производство ароматических углеводородов и т.д.

Риформинг

Каталитический риформинг - каталитическая ароматизация нефтепродуктов (повышение содержания аренов в результате прохождения реакций образования ароматических углеводородов). Риформингу подвергаются бензиновые фракции с пределами выкипания 85-180°С[2]. В результате риформинга бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения ароматических углеводородов.

Гидроочистка

Каталитический крекинг

Каталитический крекинг - процесс термокаталитической переработки нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина и непредельных жирных газов. Сырьем для каталитического крекинга служат атмосферный и легкий вакуумный газойль, задачей процесса является расщепление молекул тяжелых углеводородов, что позволило бы использовать их для выпуска топлива. В процессе крекинга выделяется большое количество жирных (пропан-бутан) газов, которые разделяются на отдельные фракции и по большей части используются в третичных технологических процессах на самом НПЗ. Основными продуктами крекинга являются пентан-гексановая фракция (т. н. газовый бензин) и нафта крекинга, которые используются как компоненты автобензина. Остаток крекинга является компонентом мазута.

Гидрокрекинг

Гидрокрекинг — процесс расщепления молекул углеводородов в избытке водорода. Сырьем гидрокрекинга является тяжелый вакуумный газойль (средняя фракция вакуумной дистилляции). Главным источником водорода служит газ риформинга. Основными продуктами гидрокрекинга являются дизельное топливо и т. н. бензин гидрокрекинга (компонент автобензина).

Коксование

Процесс получения нефтяного кокса из тяжелых фракций и остатков вторичных процессов.

Изомеризация

Процесс получения изоуглеводородов (изобутан, изопентан, изогексан, изогептан) из углеводородов нормального строения. Целью процесса является получение сырья для нефтехимического производства (изопрен из изопентана, МТБЭ и изобутилен из изобутана) и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов.

Алкилирование

Алкилирование — введение алкила в молекулу органического соединения. Алкилирующими агентами обычно являются алкилгалогениды, алкены, эпоксисоединения, спирты, реже альдегиды, кетоны, эфиры, сульфиды, диазоалканы.

Экстракция ароматики

Примечания

См. также

dal.academic.ru

Краткая история развития переработки нефти

    В учебнике кратко изложена история развития нефтеперерабатывающей промышленности СССР, рассмотрены физико-химические свойства углеводородных газов, нефтяных фракций и нефтей, описаны подготовка их к переработке, методы выделения газового бензина из нефтяных газов, прямая перегонка нефтей на атмосферных и атмосферно-вакуумных установках, вторичная перегонка нефтяных фракций. Значительное внимание уделено аппаратурному оформлению технологических процессов,- их технико-экономическим показателям а также вопросам техники безопасности и охраны труда. [c.4]     Краткая история развития переработки нефти [c.119]

    Первичной перегонкой нефти называют ее дистилляцию, при которой нефть разделяют на отдельные фракции без изменения природного состава. Краткая история появления этой технологии, ее развития и место в современной технологии переработки нефти были описаны в вводном разделе (см. рис. 0.4). [c.357]

    Рассмотрено состояние топливно-энергетического комплекса России. Дана краткая история развития исследования нефти и процессов ее переработки, описаны физико-химические и коллоидно-дисперсные свойства нефти, нефтяных фракций и остатков. Приведена характеристика основных продуктов переработки. Особое внимание уделено научным основам и методам подготовки нефти к переработке, технологии прямой перегонки нефти на атмосферных и атмосферно-вакуумных установках, а также вторичной перегонке дистиллятов. Рассмотрены аппаратурное оформление технологических процессов, их автоматизация, технико-экономические показатели, надежность работы оборудования и вопросы экологической безопасности процессов и охраны окружающей среды. [c.2]

    Монография делится на следующие части. В гл. 1 описана история развития химической переработки нефти. В гл. 2 приводятся сведения о сырье, используемом нефтехимической промышленностью, а именно об углеводородах, присутствующих в нефти или получающихся в качестве побочных продуктов на нефтеперерабатывающих заводах, а также об общих методах разделения углеводородов. Главы 3—6 посвящены химии парафинов, а главы 7—11 — производству и химической переработке олефинов. Производство других типов углеводородов диолефинов, нафтенов, ароматических углеводородов и ацетилена — описано в гл. 12—15. Главы 16—20 посвящены получению и реакциям основных продуктов химической переработки нефти. В главе 21 приведен краткий обзор химических побочных продуктов, в основном неуглеводородов, получающихся на нефтеперерабатывающих заводах. Глава 22 представляет собой краткий очерк экономики нефтехимических производств, влияние конкретных местных условий на выбор сырья, методов получения и путей использования продуктов. В приложении даны точки кипения простейших углеводородов, общие сведения и схемы. [c.12]

    В монографии описаны месторождения тяжелых нефтей, их физико-механические свойства, технологические схемы переработки до получения вяжущих материалов. Излагаются краткая история и перспективы развития промышленно-гражданского строительства и строительства автомобильных дорог с применением битумов. [c.2]

    Состав немногих гетерогенных катализаторов остался неизменным в течение более десяти лет. Хорошим примером могут служить катализаторы на основе трихлорида титана для синте- за полиолефинов. История развития этих катализаторов, называемых катализаторами третьего поколения, кратко суммирована в табл. 3. В каждом поколении катализаторов имеются многие модификации, о чем свидетельствует большое число патентов, опубликованных конкурирующими фирмами. Аналогичные примеры можно было бы привести из области переработки нефти или для других процессов. [c.19]

chem21.info