Ильхам Шабан: «Азербайджанская нефть и без того самая дорогая» + наш комментарий. Качество азербайджанской нефти


Ильхам Шабан: «Азербайджанская нефть и без того самая дорогая»

Цены на нефть, как уже сообщал haqqin.az, хотя и остаются нестабильными, но показывают уже третью неделю тенденцию к росту. Минувшим днем, к примеру, цена на нефть марки Brent превысила 41 доллар США. Объяснений этому множество. Это и сообщения о снижении числа работающих буровых установок в США, и ожидание встречи нефтедобывающих стран, где, как надеются аналитики, ее участники должны обсудить замораживание уровня добычи нефти, и многое другое.

Но есть еще одна «фишка», которая помогает повысить цены на нефть. Это – «бенчмарк» (так называемый «эталон»). Возможно ли, что азербайджанская нефть станет бенчмарком? Действительно ли это помогает повысить стоимость продаваемой нефти, как думают в некоторых соседних государствах?

Бенчмарк (от англ. benchmark – ориентир, эталон).

Как сказал в беседе с haqqin.az председатель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, нефтяной эталон стремятся создать обычно те страны, в которых имеется в первую очередь несколько сортов нефти, отличающихся друг от друга по химическому составу.

«Кроме того, к созданию бенчмарка стремятся государства, располагающие огромными запасами «черного золота». Ну и дополнительно эталонный сорт нефти нужен государствам, осуществляющим стабильные поставки нефти на мировые рынки», – подчеркнул эксперт.

Правда, что интересно, ведущее экономическое агентство мира Bloomberg временами в своих материалах называет азербайджанскую нефть бенчмарком. Это, конечно же, приятно. Но, как оказывается, пока не соответствует действительности.

По словам И.Шабана, Азербайджан, по сути, не соответствует ни одному из требований, которые позволяют свой сорт нефти назвать бенчмарком.

Эксперт поясняет свои слова: «Пиковый объем экспорта нефти пришелся на 2010 год, когда Азербайджан поставил на мировые рынки 43 миллиона тонн нефти. Однако после этого начался резкий спад экспорта нефти. Так, в прошлом году мы смогли экспортировать всего лишь 31,3 миллиона тонн нефти. Это почти на 10 миллионов тонн нефти меньше 2010 года. В этом году экспорт упадет еще больше».

Между тем в конце прошлого года стартовали тестовые торги новым эталонным сортом нефти российских компаний. Он должен повысить ее стоимость и отвязать от котировок Brent, а также исполнить давнее пожелание Путина о торгах за рубли.

Идея создания российского нефтяного эталона существует уже несколько лет. Сейчас нефть российских сортов Urals и ESPO (нефть, поставляемая по трубопроводу ВСТО) продается с дисконтом по сравнению с североморской Brent из-за отсутствия единого и прозрачного механизма ценообразования и гарантии поставок.

Введение эталона, как считают чиновники, сделает российские сорта более ликвидными и снизит дисконт. Чтобы российский сорт признавался как ценовой ориентир покупателями на международном рынке, нужно, чтобы он торговался на бирже по прозрачной и понятной цене, транспортировка и объемы поставок нефти гарантировались всем участникам торгов, а объем торгов должен составлять не менее 10–15 млн тонн в год, или 3 млн барр. в сутки.

Мировая практика показывает, что для превращения сорта нефти в полноценный ценовой бенчмарк поток должен быть примерно 3 млн барр. в сутки. Но Азербайджану, как считает отечественный эксперт, это не нужно.

«Что касается создания эталонного сорта азербайджанской нефти, то мы в этом не нуждаемся. Дело в том, что создают бенчмарк для повышения стоимости нефти, а азербайджанская нефть и без того стоит достаточно дорого, да и качество у отечественной нефти высокое, особенно если в нее добавляют конденсат с месторождения «Шахдениз». Полученный в результате этого сорт нефти именуют Super Light», – заявил И.Шабан.

Кстати, по его словам, многие употребляют не совсем точное название нефти, которая идет по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, именуя ее Azeri Light.

«Однако на самом деле это смесь азербайджанской, казахстанской и туркменской нефти, и правильно называть эту нефть BTC. Что же касается сорта Azeri Light, то его мы экспортируем из Супсы. Эта нефть действительно высокого качества, можно сказать, эталонная, но ее мы экспортируем всего 4 миллиона тонн, или 75-80 тысяч баррелей, что является мизерным показателем», – отметил эксперт.

haqqin.az

1. Роль нефтяной стратегии в развитии внешнеэкономических связей Азербайджанской Республики.

05 апреля 2010 г.

Развитие международных экономических отношений в сфере международного обмена является наиболее необходимым, но еще недостаточным условием их эффективного функционирования. Анализ национальной экономики Азербайджана и её внешнеэкономических отношений должен увязываться с реальным состоянием и особенностями производства и всего воспроизводственного процесса. Поскольку функционирование производства замкнутое, развивается неэффективно, то возникает потребность в больших внешних капиталовложениях. Для этого должен быть неразрывным процесс создания предпринимательских структур в непосредственном производстве на уровне международного сотрудничества, то есть в процессе экономической интеграции.

Вхождение национальных экономик в международное сотрудничество является весьма престижной и актуальной, но и весьма сложной задачей, доступной пока в полной мере наиболее крупным индустриальным странам. В условиях расширяющихся внешнеэкономических связей выбор и разработка собственной внешнеэкономической стратегии приобретает особое значение для небольших стран, в жизни которых внешнеэкономические связи играют более весомую роль, чем в больших, а такой страной является и Азербайджан.

Одним из наиболее существенных структурных элементов внешнеэкономической стратегии являются геоэкономические объединения – международные корпорации и транснациональные корпорации (ТНК). ТНК становятся определяющим фактором в системе международных экономических связей для решения судеб национальных экономик, особенно идущих к рыночным отношениям. С этой точки зрения для Азербайджана очень существенна деятельность по созданию международных корпораций в таком древнем и традиционном секторе как нефтегазовый, включая промышленность нефтяного оборудования, которые являются базовым секторами экономики, фактором социально-экономической стабильности и роста благосостояния.

Наличие значительных нефтяных и газовых ресурсов, сравнительно быстрые темпы разработки нефтяных месторождений в Азербайджане, относительно низкие затраты на добычу, высокие качественные параметры азербайджанской нефти и расположение республики вблизи от основных мировых потребителей энергоресурсов привлекали внимание развитых стран мира, в частности США и европейских стран в Азербайджану, превратили Каспийский регион в один из самых важных геостратегических центров мира. Для этого имелись и реальные экономические предпосылки в долгосрочной перспективе. Основные факторы этих предпосылок обеспечивают следующее:• доминирующую роль нефти и нефтепродуктов в энергетическом балансе развитых и развивающихся стран мира, тенденция сохранения этого положения, как минимум, в первой половине этого столетия;• глобальное снижение добычи нефти в Северном море и все возрастающая потребность Европейских стран в энергоресурсах, увеличивающаяся ежегодно на 2-3%;• перспективы увеличения добычи нефти и газа в Каспии и в этой связи значительный рост объема экспорта этих ресурсов;• сравнительно небольшие потребности в энергоресурсах в Азербайджане и значительный спрос Западных потребителей и др других развитых стран в нефти;• необходимость поиска альтернативных источников снабжения энергоресурсами рынка западных стран и путей транспортировки этих ресурсов на мировые рынки, с созданием комплексной системы международных магистральных трубопроводов.С учетом этих предпосылок и значения нефтегазового сектора в экономике республики под руководством общенационального лидера Г.Алиева была разработана «Нефтяная стратегия», максимально отвечающая национальным интересам Азербайджана.Переломным моментом в отношении иностранных инвесторов к Азербайджану стало подписание 20 сентября 1994 года крупнейшими нефтяными корпорациями развитых стран мира контракта, названного «Контрактом века», относительно разработки глубоководных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», что инициировало в последующем заключение еще 26 контрактов с 41 нефтяной компанией из 19 стран.Кроме того на данный момент действуют примерно 130 сервисные компании из Великобритании, 111 из США, десятки компаний из Франции, Германии, Швеции, Японии, Италии, Португалии, Новой Зеландии и других стран. Объем производства нефти по сроку действия контракта, то есть 30 лет, достигнет 2,3-3,1 млрд. тонн нефти или в среднем 70-100 млн. тонн нефти ежегодно (для сравнения отмечу, что за 1970-2000 годы было добыто лишь 245 млн. тонн нефти). За эти годы объем иностранных инвестиций в нефтяной сектор Азербайджана составит в среднем 50-60 млрд. долларов США. По «Контракту века» предусматривается добыть 650 млн. тонн нефти, из которых 320 млн. тонн будут принадлежать Азербайджану. За 2001-2007 годы на долю Азербайджанской Республики выпала только 1/3 дохода, половина нефтедолларов пошла на покрытие расходов консорциума, начиная с 2008 года, когда «BP» покрыла свои расходы, доля Азербайджана в прибыли увеличилась до 80%.Одним из направлений нефтяной стратегии является транспортировка азербайджанской нефти на мировой рынок. С целью реализации проекта основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего стратегическое значение для транспортировки нефти на мировые рынки, обеспечения долгосрочной выгоды Азербайджана, развития широкомасштабного международного экономического сотрудничества и увеличения добычи нефти в регионе были проведены напряженные переговоры, которые завершились успешно. 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась торжественная церемония открытия крупнейшего энергетического проекта XXI века – основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева.

Нефтепровод БТД предусматривает прокачку 50 миллионов тонн азербайджанской нефти в год. В будущем этот нефтепровод позволит транспортировать на мировые рынки не только азербайджанскую нефть, но и станет основным магистральным трубопроводом для стран Шелкового пути и тюркоязычных стран.

Решение проблемы интеграции экономики Азербайджана в мировую хозяйственную систему путем первоочередного развития приоритетных направлений этого процесса во многом зависит от степени рыночного производства, его адаптации к рыночным условиям.

Производственное предприятие для того, чтобы стать полноправным товаропроизводителем, должно стремиться производить не сырьё, промежуточные материалы, то есть часть стоимости, а готовую конечную продукцию, которую оно сможет реализовать на внешнем рынке. Для этого надо резко увеличить степень обработки сырья, промежуточных материалов до завершающей степени готовности продукции, также в различных приоритетных отраслях экономики добиться повышения удельного веса предприятий, выпускающих готовую продукцию.

Особенно остро эта проблема проявляется в нефтяной промышленности Азербайджана, которая продолжает ориентироваться на производство сырой нефти. Переход же к рыночным отношениям требует углубления переработки нефти, реструктуризации этой отрасли не только за счет переработки первичного сырья на различные виды топлива, смазочных масел и др., но и в направлении производства конечных товаров народного потребления. Поэтому реструктуризация нефтяной промышленности – ключевое направление увеличения доли конечной продукции в общем объёме производства за счёт всевозможных видов переработки сырой нефти

За 15-летний период после подписания «Контракта века» успешное осуществление «Новой нефтяной стратегии» стало реальностью дня. Учитывая все это, можно показать направления, по которым достигнут успех в реализации «Новой нефтяной стратегии»:1. Обеспечение ускоренного выхода Азербайджана на мировой рынок энергоносителей за счет привлечения к нефтегазовым проектам крупных инвестиций международных нефтяных корпораций. В результате подписания 26 контрактов вложения в нефтегазовую промышленность инвестиций составят 60 млрд $ США.2. Создание системы трубопроводов с целью свободного и ускоренного выхода азербайджанской нефти на мировой нефтяной рынок, в том числе сооружение газопровода «Баку-Тбилиси-Эрзкрум».3. Накапливание нефтяных доходов для будущих поколений, их использование на текущие социальные нужды страны.4. «Нефтяная стратегия» обеспечила приток передовой зарубежной техники и технологии, современной организации производства и менеджмента.

Из перспектив, которые открываются в выполнении нефтяной стратегии Азербайджана, можно подчеркнуть два направления.

Во-первых, Азербайджан становится важным поставщиком углеводородов на мировой, в частности, европейский рынок. Это касается как нефти, так и газа, который пойдет с месторождения Шах-Дениз по газопроводу Баку — Тбилиси — Эрзерум. Это увеличивающееся значение Азербайджана повышает эффективность нефтяной стратегии.

Во-вторых, учитывая темпы роста инвестиций в ненефтяные отрасли, в частности, в развитие энергетики, металлургии, машиностроения, пищевой промышленности, можно сказать, что к 2024 году Азербайджан сможет получить развитый и многоотраслевой промышленный комплекс, который выдвинет страну на лидирующие позиции в регионе Закавказья.

Стоит также подчеркнуть, что осуществлен выход ГНКАР и частных азербайджанских нефтяных компаний за пределы Азербайджана и шельфа Каспия в добыче углеводородов. А в качестве перспективных районов, где азербайджанские нефтяники могут применить технологии и инвестиции, можно назвать Туркменистан, Казахстана, Татарстан и Башкортостан, а также Восточную Сибирь. 

gr.neftegaz.ru

«У Белоруссии нет возможности заменить российскую нефть азербайджанской»

Танкер нефти, который Белоруссия закупила у Азербайджана, скорее всего, представляет собой не более чем тестовую, имиджевую закупку. Азербайджанская нефть является легкой и удобной для переработки, и белорусские предприятия могли заинтересоваться этой нефтью именно из-за ее качеств. Хотя и политических причин исключать не стоит, поскольку Белоруссия уже и ранее пыталась искать способы замещения российской нефти. Об этом заявили корреспонденту EADaily 26 октября эксперты в области энергетики.

Напомним, ранее СМИ сообщили, что танкер с более чем 84 тысячами тонн азербайджанской нефти разгрузился в Одесском порту. Затем эта нефть железнодорожными цистернами должна отправиться на Мозырский нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии.

«Это тестовая поставка. Речь идет об одном танкере. Они хотят опробовать, посмотреть эту нефть. В том числе, возможно, показать России, что у них имеются некоторые альтернативы. В любом случае попытка перекрыть российское направление танкерами далека от реальности. Такое замещение просто физически нереализуемо», — сказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Он отметил, что российская и азербайджанская нефть разные по составу, и переход с одной на другую требует заводских перенастроек. Эксперт сомневается, что из-за одного танкера последуют такие масштабные перенастройки. «Думаю, пока что речь идет исключительно о тестовой, имиджевой поставке. Один танкер ничего не решает», — подытожил Пасечник.

▼ читать продолжение новости ▼

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также высказал предположение, согласно которому Белоруссия могла заинтересоваться именно качеством азербайджанской легкой нефти. «Если речь идет о покупке легкой нефти то, возможно, Белоруссия хочет попробовать на своих заводах за счет этого поиграть на структуре выпуска. Легкая нефть отличается по своим характеристикам, ее проще перерабатывать. Но любая качественная нефть имеет определенную премию в цене. Покупая нефть у России, Белоруссия не платит эскпортную пошлину, и этот выигрыш для нее очень существенен», — сказал Агибалов.

Он не исключает, что здесь может иметь место и политическая подоплека. Однако по оценке эксперта, заместить российскую нефть у Белоруссии сейчас нет технологической возможности. «Белорусские заводы обладают невысокими технологическими характеристиками и не могут работать на рыночных условиях. Они не могут просто покупать нефть по мировой цене, перерабатывать ее и продавать нефтепродукты. В таких условиях они работают просто-напросто в убыток. Подобные поставки, скорее, могут быть заготовкой на будущее, если вдруг как-то станет меняться налоговое регулирование в России. Возможно, имеет место и стремление продемонстрировать России, что Белоруссия может покупать нефть на стороне. Но сейчас, за исключением небольших экспериментальных партий, о переработке какой либо другой нефти, кроме российской, говорить не приходится», — сказал Агибалов. Он отметил, что ситуация может поменяться после того, как предприятия Белоруссии модернизируются, что, по его оценкам, произойдет не ранее 2020 года.

Как сообщало EADaily, ранее министр энергетики РФ Александр Новак cообщил, что Россия и Белоруссия достигли компромисса по вопросу о поставках газа и нефти. В частности, Белоруссия обязалась погасить всю задолженность за поставленный газ и оплачивать его по формуле, которая действовала ранее, то есть без каких-либо скидок. По словам министра, были урегулированы и взаимоотношения по поставкам нефти и нефтепродуктов. Напомним, что ранее Россия сократила объемы поставок нефти в Белоруссию.

eadaily.com

Ильхам Шабан: "Азербайджан и через 50 лет будет добывать нефть"

Президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился создать госкомиссию по полномасштабной разработке газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, расширению Южно-Кавказского трубопровода (SCPX), реализации проектов Трансанатолийского трубопровода (TANAP) и Трансадриатического трубопровода (TAP).Создание этой комиссии и слухи о проблемах нефтяной отрасли Азербайджана "Вестнику Кавказа" прокомментировал глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

- В Азербайджане создана госкомиссия по проекту Южного газового коридора. Какие цели преследует это решение?

- Впервые в Азербайджане создается госкомиссия такого уровня. Это связано с масштабностью этого проекта. Дело в том, что для вывода азербайджанского газа в Европу необходимо реализовать несколько крупномасштабных проектов. Это касается как разработки самого месторождения, так и инфраструктурных проектов. Причем инфраструктурные проекты масштабные и при этом состоят из нескольких автономных проектов, которые будут реализовываться как на территории Азербайджана, как на территории Грузии, как на территории Турции, а затем на территории Европейского союза. Причем компания Азербайджана впервые принимает участие как пайщик и как самостоятельный оператор этих инфраструктурных проектов. Поэтому для поставки азербайджанского газа надо выполнять не только все эти проекты, но надо их синхронизировать. Ведь если один проект реализован, а другой отстал от графика, это приведет к срыву всего проекта, то есть одного единого проекта по выводу азербайджанского газа к 2019 году в Европу.По отдельности все эти проекты разные, один с другим как бы не связан. А госкомиссия должна все это контролировать, все это связывать. Думаю, это действительно вовремя принятое решение со стороны главы государства.

- Каковы перспективы нефтедобычи в Азербайджане? Может ли добыча газа компенсировать потери в нефтяной отрасли?

- Это никак нельзя рассматривать как компенсацию, допустим, доходов с Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ). К октябрю прибыль от нефти Азербайджана в рамках АЧГ составила 91 миллиард долларов. Это доходы от АЧГ, которые аккумулируются в Нефтяном фонде. Помимо этого, они ведь платят налоги, которые идут прямо в государственный бюджет, начиная с 1995 года. Эта сумма насчитывает уже свыше 100 миллиарда долларов, которые Азербайджан имел в качестве доходов в рамках АЧГ. Согласно прогнозу самого Нефтяного фонда, до конца 2024 года доходы Азербайджана в рамках АЧГ составят 240 миллиардов долларов в чистом виде.Давайте посмотрим на проект Шах-Дениз. В 2007 году Азербайджан начал первые экспортные поставки в Турцию. К 1 октября 2013 года общие доходы Азербайджана за это время составили всего 1,5 миллиарда долларов. С другой стороны, если сравнить цены на газ и цены на нефть и учесть, что цена на газ фактически всегда привязывается к цене нефти, или к цене дизельного топлива, или к цене мазута, то получается практически порядка 40% эквивалента нефти. То есть если даже объем запасов Шах-Дениза будет в два раза больше, то все это не заменит тех доходов, которые сейчас Азербайджан получит с Азери-Чираг-Гюнешли.К настоящему времени, общие расходы Азербайджана вместе с капитальными и эксплуатационными затратами по отношению к Азери-Чираг-Гюнешли около 35 миллиардов долларов. Только вывести к 2019 году азербайджанский газ к европейской границе, то есть только его добыть и построить первичную инфраструктуру будет стоить около 30 миллиардов долларов. Огромные инвестиции потребуются для добычи глубоководного, глубоко залегающего газа с Шах-Дениза.Посмотрите на добычу нефти, в очаге средняя глубина - это 3500 метров, а в Шах-Денизе газ - это практически 7 км, 6800-6900 метров глубина. Здесь биологические условия очень сложные, даже несравнимые. В одном, глубина моря - всего от 140 метров до 200 метров, а в другом - до 550 метров.Всего мы планируем 10 миллиардов кубометров экспортировать в Европу. В рамках "Стадии-2" на большее мы не рассчитываем. И всего 6 миллиардов кубометров пойдет в Турцию. Это первая тропинка, которую мы прокладываем в Европу. Мы открываем путь другим проектам на будущее. Это будущее откроется нам, я думаю, к 2024-2025 году.Это новая эпоха, новые технологии, совершенно другие проекты, даже возможен проект "Шах-Дениз 3". Мы - ласточка с глубокого Каспия. До этого никогда ни одна компания мира так не рисковала. Теперь сделан первый шаг, и с этого первого шага начинается.

- А если проект "Шах-Дениз 2" не принесет особых доходов?

- Доход он принесет в любом случае, он коммерчески рентабельный. Иначе никто бы не работал над этим проектом, и с 2010 года по сей день не потратили бы уже 3 миллиарда долларов. Проект рентабельный, поэтому ему и дали добро.

- Возможно ли открытие новых месторождений в Азербайджане?

- Начиная с 1980 года, когда открыли месторождение Гюнешли, неглубоководную часть, а затем глубоководную, и Азери, и Чираг с тех пор фактически в течение 30 лет пробурили и разведывали все. Фактически на Каспии только одно нефтяное месторождение обнаружили, это Кашаган. Это крупные месторождения. Другие месторождения - это небольшие месторождения Лукойла на Каспии. В южной и центральной частях фактически месторождений нет.Единственная надежда - на конденсатные месторождения. Здесь очень большие надежды, потому что недавно то, что в аварийной скважине SOCARа на глубине почти что 6000 метров были обнаружены совершенно неожиданно новые пласты конденсата, показывает, что в глубинах Каспия, начиная от 6 км, содержатся действительно большие запаса газа и конденсата. Сколько открывают месторождений газа, всегда есть конденсат. Почти с каждого месторождения по 2-1,5 миллиона тонн конденсата можно добывать, а это хороший результат.

- Сколько еще лет Азербайджан сможет добывать нефть?

- Азербайджан до бесконечности может добывать нефть. Это не такая вещь, что кран закрыли - и все закончилось. Чтобы себя обеспечить 6-8 миллионами тонн нефти за счет конденсата, Азербайджан может и 50, и 60 лет на этом уровне добывать нефть.

vestikavkaza.ru