Батискафы "Мир" могут помочь BP устранить утечку нефти. Как устранить утечку нефти


Нефть в Мексиканском заливе. Техногенная катастрофа | Страница 3

BP признает провал попытки перекрыть утечку нефти

Нефтедобывающая компания BP сообщила, что у нее не получилось заткнуть аварийную скважину на дне Мексиканского залива.

По словам исполнительного директора BP Дуга Саттлса, метод top kill не дал результата, и компания готовится применить иной способ перекрытия утечки нефти.

Тысячи тонн нефти уже вылились в море со времени взрыва на буровой платформе, в результате которого погибли 11 нефтяников.

Президент США Барак Обама дал указание утроить количество спасателей, занимающихся ликвидацией последствий аварии в прибрежных районах. Пока на месте работает 20 тысяч человек.

Когда стало известно о провале операции top kill, Обама заявил, что "мы не успокоимся, пока эта утечка не будет остановлена".

Авария считается худшей в истории США.

Густая сырая нефть уже засорила 110 км береговой линии в штате Луизиана, угрожая хрупкой экосистеме прибрежных болот и рыболовству в регионе.

Новый подход

Операция top kill заключается в том, что в скважину закачивается специальная смесь, способствующая загустению нефти, а следом закачивается тяжелая грунтовая смесь.После закупорки скважины она сверху цементируется.

Однако, оценив итоги применения этой технологии в течение трех дней, инженеры BP пришли к выводу, что "мы не сумели остановить поток", сказал Саттлс.

"Нам всем страшно, из-за того, что мы не можем заставить скважину перестать течь, из-за того, что у нас до сих пор ничего не получилось", - добавил он.

В скважину было закачано 30 тыс. баррелей грунта. Авария уже обошлась BP в 940 млн долларов, и как не раз говорил Обама, компании придется возместить весь нанесенный ущерб из собственных средств.

Пока в компании решено перейти к следующему варианту: дистанционно управляемый подводный робот отпилит трубу, из которой происходит утечка, и установит на трубу заглушку.

В случае успеха, большую часть вытекающей нефти можно будет собрать на дне, откачать на поверхность и вывезти.

Необходимую заглушку уже привезли к месту аварии. Ожидается, что эта операция займет четыре дня.

Но успех в BP гарантировать не могут: все до сих пор применявшиеся методы, в том числе top kill, ранее применялись на меньших глубинах, чем та, на которой располагается аварийная скважина.

Окончательным решением проблемы считается бурение других скважин к тому же нефтеносному пласту, но на это может уйти до двух месяцев.

Люди злятся и теряют терпение

Многие американцы теряют терпение и винят уже не только BP, но и президента Обаму, считая, что он откликнулся на аварию недостаточно оперативно.

Как отмечают корреспонденты, администрация не может напрямую повлиять на устранение разлива нефти: в BP есть лучшие специалисты и лучшая имеющаяся на сегодняшний день техника, но и они ничего не могут сделать.

"Мы продолжим пробовать все ответственные способы остановки этой утечки вплоть до ввода в строй двух резервных скважин, бурение которых осуществляется в настоящее время", - заявил Обама.

В пятницу президент Обама посетил побережье Мексиканского залива, куда начало выносить нефть, вытекшую из шельфовой скважины BP, и распорядился утроить число работников, задействованных в ликвидации последствий аварии.

Обама объехал ряд районов, где берег уже загрязнен нефтью или оказался под угрозой загрязнения в ближайшие сутки, и пообещал сделать все, чтобы помочь людям, затронутым аварией.

В штате Луизиана можно видеть плакаты на домах рыбаков. "BP, ты разрушила наше будущее и наше наследие", - говорится на одном из плакатов.

"Все это вызывает гнев и разбивает сердце, - заявил Обама. - Мы не успокоимся до тех пор, пока эта утечка не будет остановлена, пока не будут очищены воды и берега и пока всем людям, несправедливо пострадавшим от этой техногенной катастрофы, не будет возмещен нанесенный ущерб".

По новым оценкам американских ученых, из скважины в Мексиканский залив ежедневно вытекает как минимум 12000 баррелей нефти. При таких темпах утечки авария уже намного превысила масштаб катастрофы танкера Exxon Valdez в 1988 году.

В четверг Обама приостановил бурение пробных скважин на 33 платформах в Мексиканском заливе, продлил запрет на бурение глубоководных геологических скважин еще на полгода и отменил продажу лицензий на участки шельфа у побережья штатов Аляска и Вирджиния.

kasparovchess.crestbook.com

BP удалось полностью остановить утечку нефти

Ведомости – Утечка нефти в Мексиканский залив полностью остановлена впервые за последние три месяца. Об этом вчера сообщила компания BP. Однако и сама компания, и представители властей предостерегают: говорить, что утечка перекрыта насовсем, пока рано, сообщает Financial Times.

Специалисты компании BP впервые с 20 апреля смогли полностью блокировать утечку нефти в залив с помощью установки на устье аварийной скважины специальной заглушки. Однако, по их словам, вся эта операция направлена на то, чтобы выяснить, сможет ли скважина выдерживать полное давление нефти и газа. В зависимости от результатов будет принято решение, сохранять заглушку закрытой или возобновить откачку нефти на поверхность.

Президент США Барак Обама назвал достижение BP лишь «положительным знаком». Точно так же высказались и руководители компании. «Это обнадеживающий знак, но мы только начали проверку и не хотим создавать ложного чувства победы», — заявил Кент Уэллс, старший вице-президент BP.

Впрочем, для инвесторов и этого оказалось достаточно. Акции BP за 45 минут до окончания торгов на американских фондовых площадках подскочили в цене на 7,6% до $38,92 за акцию. Это самая высокая отметка за последние шесть недель.

По словам специалистов береговой охраны, как только утечка будет полностью остановлена, потребуется два месяца, чтобы убрать всю нефть с поверхности воды и очистить прибрежные зоны.

Приостановка утечки нефти поможет BP встать на более твердую финансовую почву: ведь это снимет часть вопросов относительно того, сколько еще компании придется потратить на ремонт аварийного участка. Тем не менее по-прежнему неизвестно, какую цену компания должна будет заплатить за ущерб, экономические потери, а также какими будут штрафы. Даже если ни барреля нефти больше не вытечет, в Мексиканский залив уже попало более 4 млн баррелей — это самый серьезный инцидент подобного рода в истории США.

Специалисты предупреждают, что радоваться еще слишком рано. Полностью прекратив утечку нефти в месте повреждения, компания могла тем самым спровоцировать утечку в другом месте. Поэтому проверка будет продолжаться.

В то же время компания продолжает бурить две разгрузочные скважины. Они должны быть полностью пройдены к началу следующего месяца.

www.myoffshorecompanies.ru

Проблема утечки нефти в Мексиканском заливе

Компания British Petroleum (BP) не была до конца откровенна в оценках масштабов аварии на платформе Deepwater Horizon. Такое мнение высказали в среду американские законодатели в ходе слушаний в палате представителей Конгресса США, посвященных проблеме утечки нефти в Мексиканском заливе.

«Очевидно, что BP не была абсолютно правдива и откровенна в вопросах, связанных с ЧП в Мексиканском заливе», — подчеркнул Эдвард Марки, член палаты представителей, демократ от штата Массачусетс. По его словам, через несколько дней после аварии BP предоставила данные, в соответствии с которыми из поврежденной скважины вытекало порядка тысячи баррелей нефти в день. Однако из внутренней документации компании, которая появилась не позднее 27 апреля текущего года, следует, что объемы утечки были намного больше, подчеркнул Эдвард Марки.

Целый ряд вопросов у американских законодателей вызывает соответствие установленного на нефтяной платформе оборудования необходимым стандартам, а также действия, которые компания предприняла в течение 24 часов после ЧП. При этом конгрессмены ссылаются на данные расследования, проводимого самой компанией. «Расследование BP вызывает вопросы, связанные с техническим обслуживанием, усовершенствованием и проверками противовыбросового оборудования», — подчеркнули законодатели.

Между тем, проблему неконтролируемой утечки нефти из скважины до сих пор решить не удалось, несмотря на усилия, предпринимаемые федеральными властями и компанией-оператором платформы. К BP продолжают поступать требования о возмещении ущерба от разрастающегося нефтяного пятна. Большинство из них подано местными рыбаками. В среду представители нефтяной корпорации заявили о том, что они намерены обратиться к услугам независимой юридической компании, для того, чтобы та занялась урегулированием предъявляемых им финансовых претензий. «Мы полностью привержены простому и справедливому процессу рассмотрения исков, с тем чтобы лица, которые пострадали в результате аварии, могли в максимально быстрые сроки получить компенсации», — подчеркнул глава нефтяной корпорации Тони Хейуард в письменном заявлении. На сегодняшний день в адрес BP поступило уже более 26 тысяч исков. На их удовлетворение компания потратила более 36 миллионов долларов, сообщает ИТАР-ТАСС.

Новая попытка устранить утечку нефти из разорванной трубы на месторождении на дне Мексиканского залива идет по плану. Об этом в среду заявил Тони Хейуард, глава британской корпорации British Petroleum (BP), которой принадлежит месторождение.

В среду специалисты компании начали под давлением закачивать в разорванную при взрыве трубу тяжелый буровой раствор, плотность которого превышает плотность воды. Если таким образом удастся закупорить брешь, на месте аварии предполагается создать своеобразный колпак из цемента. По словам Тони Хейуарда, для того, чтобы понять, насколько предпринимаемые в настоящее время усилия окажутся успешными, потребуется не менее суток.

Одновременно масштабы экологического бедствия в районе аварии приобретают все более явные и неутешительные масштабы. Как сообщил губернатор Луизианы Бобби Джиндал, от разлива нефти пострадал 160-километровый участок побережья штата. Бобби Джиндал выступил с резкой критикой усилий, которые предпринимает BP для того, чтобы остановить утечку нефти из трубы в районе месторождения на глубине около 1,5 километров. По словам губернатора, компания делает слишком мало и слишком поздно для того, чтобы ликвидировать разрыв в трубе, возникший после взрыва на плавучей буровой платформе, передают Вести.Ru.

Поделитесь с друзьями:

www.megapetroleum.ru

Разливы нефти лучше не исправлять, а предотвращать

Полностью ликвидировать последствия недавней катастрофы в Керченском проливе не удастся. WWF считает, что необходимо кардинально менять систему перевозки нефти, а также срочно принять законы о нефтяных загрязнениях.

На восстановление нормальной экологической обстановки в акватории Керченского пролива потребуется от 5 до 10 лет, - считают эксперты WWF и Greenpeace. Это связано и с тем, что часть нефти оседает на дно. Летом нефть начнет всплывать наверх, и Тамани как курорту грозит серьезный ущерб. Как и при любом разливе нефти, полностью ликвидировать последствия загрязнения невозможно.

Сейчас в Керченском проливе тысячами гибнут птицы, рыбы и даже дельфины. Причем несмотря на все усилия, спасти возможно лишь малую их часть.

Чтобы в будущем избежать таких катастроф и их последствий, WWF в содружестве с другими экологическими организациями в настоящее время разрабатывает рекомендации, которые планирует направить в правительство Российской федерации до конца ноября.

Среди предлагаемых мер уже сейчас можно выделить следующие:

  • Во-первых, в регионах, где происходит перегрузка нефти, где есть повышенная вероятность разливов, необходимо готовить добровольцев из местных жителей, которых можно быстро мобилизовать. Люди будут уже знать, как собирать эту нефть вне зависимости от погодных условий. Такую программу по подготовке добровольцев WWF в сотрудничестве с МЧС и Мурманским университетом проводит в Мурманской области.
  • Во-вторых, необходимо постепенно отказываться от экспорта нефти по транспортному коридору река-море. Так как в этом случае суда речного класса, не рассчитанные на морские условия, вынуждены заходить в морские порты, что повышает риск аварии.
  • И в-третьих, в России до сих пор нет адекватного законодательства о нефтяных разливах. «В США после крупнейшей аварии танкера «Эксон Валдиз» у берегов Аляски в 1989 году в сравнительное короткое время был принят закон о нефтяном загрязнении, - говорит Алексей Книжников, координатор проектов WWF по экологизации нефтегазового сектора. - У нас такие законопроекты тоже разработаны». По его словам, есть и законопроект о плате за негативное воздействие на окружающую среду, и законопроект об экологическом страховании, и оба они лежат в Думе уже много лет. «Эти законы надо обязательно принять. Тогда, я думаю, многие проблемы будут решаться, и компании будет более ответственно относиться к тем рискам, которые они на себя берут», - говорит Книжников.

Кроме того, по мнению WWF, в России, экономика которой сильно зависит от использования природных ресурсов, их освоение связано с повышенными экологическими рисками. Поэтому необходимо иметь самостоятельные ведомства, отвечающие за охрану окружающей среды. Вопрос об этом WWF поднимал уже многократно, но, к сожалению, пока что ничего не изменилось. «Мы надеемся, что эта авария послужит поводом для того, чтобы эти процессы как-то ускорить», - говорит Книжников.

wwf.ru

Утечку нефти остановят 5 способами :: Общество :: Дни.ру

Британская корпорация British Petroleum (BP) пытается устранить утечку нефти с затонувшей буровой установки Deepwater Horizon в Мексиканский залив пятью разными способами одновременно. В частности, специалисты компании приступили к бурению скважины.

Новая скважина, бурение которой началось в воскресенье на глубине полутора тысяч метров, должна остановить и изолировать нефтяной поток, ежедневно выплескивающий в воды залива до пяти тысяч баррелей углеводородов. Ожидается, что бурение будет продолжаться до трех месяцев. "Это - новый шаг в нашей работе, направленной на то, чтобы навсегда остановить утечку", - заявил глава BP Тони Хейворд.

Однако эта мера стала не единственной, с помощью которой специалисты пытаются спасти США от экологической катастрофы. ВР во второй раз предприняла попытку ввести в нефтяной поток диспергаторы – специальные химические вещества, которые должны ослабить поток, а также прибить нефть ко дну, передает РИА Новости.

Кроме того, специалисты готовятся установить 98-тонный колокол, сборкой которого в данный момент занимаются в Луизиане. Он будет опушен на место утечки и должен перекрыть распространение нефти в заливе: углеводороды будут откачиваться из-под купола в танкеры, курсирующие на поверхности. Однако эксперты не уверены, что эта мера сможет полностью устранить проблему. Вместе с тем, на месте аварии до сих пор работают подводные роботы, которые пытаются перекрыть противовыбросовый превентор на поврежденной скважине. Возможным методом ликвидации утечки стала и установка еще одного превентора, однако аналитики полагают, что это может привести к дальнейшему разрушению скважины, сообщает "Росбалт".

Напомним, что пожар на буровой платформе произошел 20 апреля. После возгорания на ней произошел мощный взрыв. 22 апреля после 36 часов горения установка затонула, а в море вылилось огромное количество нефти. В момент ЧП на платформе находились 126 человек. Большинство рабочих удалось спасти, однако 11 из них до сих пор считаются пропавшими без вести.

На сегодняшний день образовавшееся нефтяное пятно уже достигло побережья штата Луизиана и угрожает экологической катастрофой берегам двух других штатов США - Флориды и Алабамы. Ответственность за утечку нефти взяла на себя компания ВР, эксплуатировавшая затонувшую платформу.

dni.ru

Вячеслав Максимов, профессор, доктор технических наук

Вячеслав Максимов. Фото из личного архива.

В двадцатых числах апреля в результате аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошла утечка нефти из скважины. По некоторым данным, ежедневно в море выливается 5000 баррелей углеводородов. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно, площадью более 250 квадратных километров, которое уже вплотную приблизилось к побережью США. Речь идет о самой масштабной экологической катастрофе за всю историю Соединенных Штатов, а ее последствия труднопрогнозируемы. Насколько в принципе велика опасность нефтедобычи на шельфе и можно ли исключить повторение подобных катастроф в будущем? Какими техническими средствами можно ликвидировать утечку нефти в трех местах на глубине 1500 метров, сколько это потребует времени и как эффективнее справиться с нефтяным пятном? На эти другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН, доктор технических наук, профессор Вячеслав Михайлович Максимов.

Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.

Ирина [04.05 16:40]

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович.

Намного ли экологически безопаснее сжечь огромное пятно нефти?

Какие способы борьбы с такой катастрофой Вы считаете наиболее эффективными?

Спасибо!

Сжигание столь огромного нефтяного пятна только усугубит экологическую катастрофу. При сжигании нефти образуются вещества, загрязняющие атмосферу, в частности, сероводород, СО2, СО и другие, наносящие вред окружающей среде и здоровью человека.

Елена [04.05 17:23]

В прессе уделяется внимание каким образом Бритиш Петролиум предполагает попробовать остановить выброс нефти из поврежденной скважины в воды Мексиканского залива и сократить расползание нефтянного пятна. Но огромное количество нефти уже в водах. Мои вопросы. Существуют ли научные возможности, которые бы позволяли совершать очистку воды от нефтянных загрязнений? Например, фильтры или химические составы, которые бы могли втягивать в себя нефть и быть впоследствии перемещены из вод. Я имею ввиду, химические реакции веществ, при которых происходило бы не только соединение нефти и какой-либо субстанции, но и, например, изменение их твёрдости и массы, для более эффективного извлечения из вод такого материала. Если да, то насколько они могут быть эффективны в масштабах аварии в Мексиканском заливе? Следует ли, на Ваш взгляд, компании, ответственной за эту аварию отойти от принципов жёсткой практики бизнеса и подключить все возможные интернациональные ресурсы, имеющие опыт в очистке вод от нефтянных загрязнений для наиболее эффективного результата по уменьшению последствий этой аварии для экологии? Сколько времени, на Ваш взгляд, может понадобиться для восстановления экологического равновесия в Мексиканском заливе и может ли такой баланс быть восстановлен полностью, учитывая масштабы зоны экологического бедствия и то, что бурение скважины произведено под водой? С уважением.

Студент [05.05 18:19]

Здравствуйте!

С глубоким к вам уважением! Я - студент НТУ "ХПИ" (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт"). Специальность у меня как раз добыча нефти и газа.

Хотелось бы спросить - почему и как могла возникнуть такая авария? Что могло послужить её причиной - некачественные трубы, какие-то процессы (например резкий скачок давления в недрах) или же какие-то нарушения при бурении на море. Или просто халатность?

Аварий подобного типа раньше не было, что могло послужить первопричиной?

Сравнима ли по бедствиям авария с катастрофой танкера Эксон Вальдез в 1989 году (имеется в виду экологичесиким)?

Как собирать миллионы (иногда и сотни миллионов, как в случае Эксон Вальдез) литров нефти с поверхности? Какие химические вещества могут помочь? Если просто растворить нефть в воде с помощью ПАВ, это сильно не улучшит ситуацию, ведь нефть только уйдёт с поверхности.

Как максимально снизить риск таких аварий?

Насколько сильно повлияет на экологию Карибского моря и Мексиканского залива эта авария?

Читал, что в Мировой океан ежегодно попадает в среднем 3-4 млн. тонн нефти. Как бы это число уменьшить?

И как принципиально проводится морское бурение? Оно ведь довольно сильно от сухопутного отличается.

Существуют разнообразные механические, химические и биологические методы очистки морей и морских водоемов от нефти. Химические методы не всегда эффективны, а иногда могут нанести вред морской биоте. Существует множество различных адсорбентов на углеродной и углеводородной основе, а также коагулянты. Среди них можно выбрать наиболее эффективные для масштабов аварии в Мексиканском заливе при условии прекращения утечки нефти и локализации пятна загрязнения. Помощь в ликвидации последствий аварии была предложена рядом стран, но отклонена руководством компании ВР.

Виталий [04.05 17:15]

Здравствуйте, возможен ли сбор нефти иным способом, кроме лопаты и полиэтиленового пакета?

Существуют ли техологии сбора углеводородов, основанные на их нейтрализации?

О существующих методах очистки морских водоемов было сказано выше. При малых площадях загрязнения почвы иногда используются методы снятия поврежденного грунта (механическая очистка) с последующей рекультивацией почвы.

Юрий 0405102006 [04.05 21:09]

Почему нет предложений о помощи (кроме французской), что нет достойных разработок ? или начали разрабатывать не зная "выхода"?

Такие предложения поступали, и эффективные технологии очистки водной среды от нефти существуют в мире, в том числе в России.

Владимир [05.05 06:29]

Планирует ли Россия принять участие в ликвидации аварии и её последствий в Мексиканском заливе? Всё таки Земля общий дом для всех, и быть в стороне от такой проблемы нельзя.

Расим [05.05 12:16]

Может и хочет ли помочь Россия в ликвидации последствий?

Россия никогда не уклонялась от помощи другим странам при любых авариях и катастрофах.

Егор В. [05.05 09:29]

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!

Как известно, существуют естественные природные "утечки" нефти из дна океана, где из подводных колодцев выбрасывается нефть объем, которой может достигать тысячи галлонов в сутки. Тем не менее океан каким-то образом самочищается и "перерабатывает" эти загрязнения. Каким образом в данном случае в океане работают природные механизмы очистки? Проводились такие исследования и где с этим можно ознакомиться?

Действительно, природные выбросы нефти из дна океана возникают иногда вследствие вулканических, сейсмических проявлений и по другим причинам в течение конечного промежутка времени. Процесс "самоочищения" водной среды происходит путем химического окисления и деструкции компонентов нефти, а также микробиологического разложения составляющих компонентов. Подробно с этими процессами можно ознакомиться в книге "Геологический мониторинг морских нефтегазовых акваторий" (М.: 2005), автор Л.И. Лобковский и другие.

Eгор В. [05.05 09:19]

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! В свое время в научно-популярной литературе и прессе были публикации о возможности уничтожения ефти путем разведения на месте разлива определенного вида бактерий, съедающих углеводородные соединения. Этот метод применим в Мексиканском заливе в условиях морской воды? И вообще - какие подобного рода "биотехнологии" эффективны для ликвидации подобных загрязнений?

Существует ряд технологий микробиологической направленности. Микробиологические методы основаны на использовании отдельных штаммов или микроорганизмов. Они могут быть полезны, когда имеются тонкие пленки загрязнения. При этом возможны большие потери микроорганизмов в толще воды. Наиболее эффективный метод, не имеющий аналогов в мировой практике – "Биотемпоскрин". Он был разработан в Институте проблем нефти и газа РАН под руководством доктора Д. Каушанского. Этот реагент не токсичен, и образуемый продукт взаимодействия с нефтью включается в пищевую цепочку биоценоза морей и океанов, то есть он экологически чист. В производстве "Биотемпоскрина" используются 14 штаммов микроорганизмов, выделенных из природных морских водоемов и не являющихся патогенными. Штаммы наносятся на специальные матрицы, использующие реагент "Темпоскрин" и специальный катализатор. Наращивание биомассы производится в ферменторах и там же осуществляется внедрение микроорганизмов и ферментов в матрицу. Реагент "Биотемпоскрин" может поставляться в жидкой форме (изготовление не месте применения) или в виде порошкообразного продукта, который можно транспортировать. Данная технология запатентована и прошла промышленную апробацию. Возможность применения данной технологии в Мексиканском заливе так же, как и любой другой, требует предварительной информации о составе нефти и свойствах морской воды в данном регионе.

Denis [04.05 17:40]

Судя по публикациям, нефти выливается всего около 33 тонн в час, возможно ли, очень большим куполом (типа классического парашюта) из прочного материала накрыть место розлива нефти, и собирать её насосами с вершины этого конуса? Закачивать, понятно, в танкеры. Крупнотоннажного танкера хватит аж на 2 месяца.

Вы, видимо, знаете, что эксперимент со стальным куполом для закрытия места разлива нефти оказался неудачным и вряд ли технологически оправданным.

Rais [05.05 08:35]

Добрый день, Вячеслав!

1. Возможно ли произвести подрыв глубинного заряда, для разрушения скважины?

2. Не "раздувается" ли элементарная аварийная ситуация ВР до масштабов мировой катастрофы, с целью удержания высоких котировок нефти на сырьевых биржах?

Спасибо за ваш ответ ;-)

1. Теоретически возможно направленным взрывом разрушить скважину. Но думаю, что в условиях данной аварии технически это невыполнимо.

bacek [05.05 07:56]

А почему не сделать уборочное устройство, что-то типа универсальной косилки сельскохозяйственного комбайна, прикрепляемой спереди к малым танкерам, которые, так же как и сельхозкомбайны на поле, один за одним, будут собирать нефть с поверхности, а потом, перекачав эту нефть/смесь с водой либо на материк (если близко) либо на больший танкер, снова могли бы продолжать работу? Малых прибрежных танкеров - тьма, нефть проливается постоянно - просто разливы не такие катострофичные. Устройства не должны быть дорогие, впрочим, сколько б они не стоили - всё дешевле последствий катострофы, особенно, если нефть подойдет к берегу.

В условиях столь масштабного разлива нефти использование устройств для локального сбора нефти будет подобно "латанию дыр". К тому же, с учетом постоянного ветра и течений на поверхности моря образовалась не пленка нефти, а слой ее эмульсии с пластовой и морской водой.

Алексей [04.05 16:16]

Уважаемый Вячеслав Михайлович,

1) правильно ли я понимаю, что скважина, пробуренная Deepwater Horizon, является первой скважиной такого рода в мире или были уже другие более удачные примеры?

2) какова Ваша версия аварии? Могла ли послужить ее причиной высокая температура нефти (120-130 гр. Цельсия)?

3) Есть ли планы, конкретные или отдаленные, по добычи углеводородов на материковом склоне в России?

Dozen [05.05 08:59]

Вячеслав Михайлович, доброго дня!

1. Сейчас в СМИ активно обсуждается как бороться с этой техногенной катастрофой, но очень мало обращают внимание - что там произошло - взрыв? где? по какой причине?

2. Возможна ли подобная катастрофа на других морских нефтяных разработках?

3. Какой самый пессимистичный срок выброса нефти в этой катастрофе и какие худшие прогнозы от этой аварии?

Спасибо за ответы.

Думаю, что это – первая скважина, пробуренная в Мексиканском заливе для разработки нижнетретичных отложений углеводородов. По мнению специалистов, возможно, скоро будут открыты новые месторождения подобного рода.

По мнению профессора Калифорнийского университета в Беркли Роберта Би, причиной взрыва на Deepwater Horizon стал разрыв пузыря метана, вырвавшегося из скважины и повредившего опору платформы. Это заключение было основано на изучении интервью с рабочими – свидетелями взрыва, которое ВР не представило широкой публике.

Мне представляется более вероятным, что взрыв метана, вышедшего на поверхность, произошел на платформе, в атмосфере, что и привело к 36-часовому пожару и к тому, что платформа затонула. После этого скважина, потеряв связь с платформой, стала работать в режиме открытого фонтанирования. Но истинную причину аварии должны установить эксперты, владеющие всей полнотой информации.

По поводу планов добычи углеводородов на континентальном шельфе России: сахалинский шельф уже разрабатывается. В перспективе начнется разработка Штокмановского месторождения в Баренцевом море и Приразломного месторождения в Печорском море в сложных условиях Арктики.

Федор [04.05 17:43]

Вячеслав Михайлович, здравствуйте!

Существуют ли сегодня реальные технологии морской добычи нефти на такой глубине(1000-1500 м)? И, если нет, то с какой целью BP бурило эту скважину? Иными словами, это коммерческая геологоразведка или научный эксперимент?

Такие технологии разрабатываются. В частности, впервые в России начато сооружение двух крупногабаритных платформ - полупогружных бурильных установок для скважин Штокмановского месторождения. Они способны производить бурение нефтегазовых скважин глубиной до 7,5 тысячи метров.

Олег [05.05 08:37]

Вы допускаете, что после жесткого внутреннего контроля компании, возможно международных и правительственных комиссий, дотошных защитников окружающей среды причиной аварии послужило стечение обстоятельств? Допускаете ли вы, что миллионы долларов потраченные на безопасность были потрачены лишь на бумаге? Какова ваша точка зрения на причину аварии?

Ввиду отсутствия информации о системах безопасности данного проекта я не могу судить о том, была ли вызвана авария стечением обстоятельств. Свою точку зрения на возможную причину аварии я высказал выше.

Katerina [04.05 20:18]

Вячеслав Михайлович, как Вы относитесь к версии зав. лаборатории МГУ Юрия Пиковского о том, что причиной аварии стал внезапный выброс нефти из-за движения земной коры, поскольку платформа находилась на ее стыке?

Спасибо!

Версия Ю. Пиковского о причине аварии может рассматриваться как одна из гипотез. По данным геологов, в районе платформы возможен разлом земной коры.

Вячеслав [05.05 06:58]

Скажите, пожалуйста, какие существуют технологии способные предотвратить подобные утечки? Почему это оборудование не устанавливают, оно несовершенно, или нерентабельно (собирать потом дешевле), или оно тоже не выдерживает при некоторых авариях?

максим [05.05 18:32]

Устанавливатся ли превенторы на глубокодных скважинах непосредственно на морском дне или только на буровой платформе. Как превенторы приводятся в действие, в случае установки на морском дне?

Владимир [05.05 06:53]

Почему компания BP не установила на трубе запорные механизмы на случай аварии, и есть ли разработки надёжных запорных механизмов? Ведь они должны быть очень надёжными, так как находясь в агрессивной среде должны многие годы сохранять работоспособность, и в то же время поддаваться каким то заменам узлов, по мере выхода их из строя... Наши платформы тоже не имеют защиты на случай возможной аварии?

В системах безопасности эксплуатации скважин существуют технологии, направленные на предотвращение подобных утечек. В частности, на устье скважины устанавливается акустический превентор, который должен перекрыть скважину в случае возникновения внештатной ситуации. Но в данном случае, видимо, давление было столь велико, что это предохранительное устройство было сорвано.

Тимур С. [05.05 15:28]

Здравствуйте!

Первое, что вспомнилось сразу после прочтения новости о взрыве на буровой, это авария на эксплуатационной платформе Пайпер Альфа. Эти два случая сильно похожи по масштабам жертв и ущербу.

В обоих случая это были самые современные на тот момент платформы, с самыми передовыми разработками и системами автоматизации. Прошло 22 года с той аварии, а автоматика до сих пор не срабатывает так как необходимо и вовремя.

В чём может быть причина не срабатывания отказоустойчивой автоматики, расчитанной на подобные случаи?

Вся основная обвязка скважины и оборудование находятся непосредственно на дне. Соответственно тамже пытались задействовать превентор и поставить второй. Теперь как я понял они хотят накрыть всё оборудование с утечкой саркофагом. Это означает отказ от попытки задействовать скважинное оборудование или они будут работать внутри купола?

На сколько реально попасть в ствол старой скважины на планируемой ими глубине, в %?

На сколько большой пласт нефти был вскрыт?

Считаете ли Вы, что возможно это была диверсия?

Кроме упомянутой аварии 1988 года на платформе Piper Alpha в Северном море, сравнительно недавний инцидент произошел в 2001 году на платформе P-36 в Бразилии со взрывом и пожаром: погибло 11 человек, платформа затонула.

Существующие зарубежные нормативные документы, регламентирующие пожарную безопасность нефтегазодобывающих платформ, не дают абсолютной гарантии мероприятий по обеспечению безопасности. Они планируются на основе оценок индивидуального риска (частота возникновения опасных факторов пожара и взрыва в определенной точке пространства) и социального риска. По имеющимся в литературе данным, индивидуальный риск по всем модулям морской платформы составляет 2,8х10-3, а социальный риск 1,4х10-5 в год.

Что же касается трагедии в Мексиканском заливе, достоверно неизвестно, были ли установлены превенторы на устье скважины. Будем ждать выводов экспертной комиссии о причинах аварии.

zord [04.05 16:24]

Здравствуйте! Катастрофа произошла через месяц после того, как разрешили бурение на шельфе. Предвидели ли ученые возможность столь масштабного ЧП? Были ли подобные происшествия в мире раньше? По какой причине могли не сработать многоуровневые системы защиты?

Мне ничего не известно о каких-либо прогнозах.

Алиса [04.05 18:08]

Возможно, мой вопрос глуп, но все-таки:

что заставляет нефть подниматься на поверхность моря с глубины 1,5 км? Я понимаю, что нефть немного легче воды, но ведь на этой глубине колоссальное давление, которое, наверное, должно прибивать нефть ближе ко дну? Или всё дело в фонтанирующем характере утечки из скважины?

Нефть поднимается под действием разности давлений. Давление на забое скважины порядка 770 атмосфер.

Константин [05.05 11:51]

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!

Каковы запасы нефти на этом месторождении, или они не известны?, другими словами, если ничего не удастся сделать, сколько нефти выйдет в океан?

Месторождение Тайбер было открыто в сентябре 2009 года. По опубликованным оценкам, залежи находятся на глубине 10,6 - 12,0 километров. Геологические запасы нефти составляют 1,8 миллиарда тонн. Начальные запасы – 1 миллиард тонн. По мнению ВР, месторождение станет самым глубоким за всю историю нефтяной отрасли.

Максим [04.05 17:54]

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Остановит ли эта авария дальнейшее развитие морской добычи углеводородов, особенно на больших глубинах, за пределами шельфа? Станет ли она, по Вашему мнению, аналогом взрыва на Чернобыльской АЭС для атомной отрасли?

Думаю, что разработка месторождений континентального шельфа будет продолжаться с совершенствованием нормативных документов обеспечения безопасности. Выход на большие глубины требует дальнейших научных исследований и технических новшеств.

Петр А. [04.05 17:48]

Добрый день!

Каковы были бы последствия схожей аварии на газовом месторождении?

Спасибо!

При подводном выбросе газа под большим давлением образуется турбулентная газо-жидкостная струя с выходом газа на поверхность водоема. Возможная ситуация – взрыв газа при определенной концентрации смеси с атмосферным воздухом, образование большой области газо-жидкостной смеси на поверхности моря, плотность которой меньше плотности воды, что представляет опасность как для платформы, так и для находящихся поблизости судов.

lenta.ru

Батискафы "Мир" могут помочь BP устранить утечку нефти

Российские глубоководные обитаемые аппараты батискафы "Мир-1" и "Мир-2" готовы устранить утечку нефти в Мексиканском заливе. Об этом заявил капитан этих батискафов Евгений Черняев.

Читайте также: Запрет на бурение в Мексиканском заливе отклонен судом.

Аппараты способны опускаться на глубину до шести тысяч метров, в то время как аварийная скважина, расположенная у берегов США, находится на глубине полтора километра. "Наши подводные аппараты уникальны. Их два, и оба они могут погружаться и работать синхронно. Они достаточно мощны, чтобы работать с любым дополнительным оборудованием", - сказал Евгений Черняев.

Отметим, что всего в мире существуют только четыре аппарата, которые могут опускаться на такую глубину - это оба "Мира", французский "Наутиль" и японский "Синкай". Российский "Мир" среди них является лучшим. Капитан также отметил большой опыт его команды специалистов.

Читайте: Ураган срывает работы BP по ликвидации утечки нефти.

Черняев и представители Института океанологии уверены, что задействовать батискафы на работах в Мексиканском заливе можно будет только в случае обращения к России со стороны руководства компании British Petroleum, на которой лежит вина за нефтяную катастрофу, или же со стороны США на правительственном уровне. Подобных официальных просьб пока не поступало.

Сейчас же инженеры BP, которым до сих пор не удалось справиться с аварией, рассчитывают за эти выходные установить на глубине около 1,5 километра новый купол на устье скважины. Ожидается, что при помощи него будет осуществляться сбор вытекающей нефти, откачиваемой затем по трубопроводу в резервуары специальных танкеров.

Полностью устранить утечку нефти из поврежденной скважины в Мексиканском заливе не удастся до августа. В настоящее время компания British Petroleum бурит "разгрузочные" скважины, которые должны снизить нагрузку на поврежденную при взрыве, и откачать часть нефти из воды.

Напомним, что авария на платформе Deepwater Horizon компании BP произошла 20 апреля. Сначала на буровой станции прогремел мощный взрыв, за которым последовал 36-часовой пожар. Тогда погибли 11 человек и 17 пострадали. После того, как 22 апреля платформа затонула, началась утечка нефти, которая стала причиной экологической катастрофы и нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама и Миссисипи.

www.pravda.ru