Как происходит огранка уральских самоцветов? . Капля нефти огранка


Как происходит огранка уральских самоцветов?

День рождения является знаменательным и неординарным событием в жизни каждого из нас. Для кого-то этот праздник связан с положительными и красочными эмоциями и воспоминаниями, а для кого-то это повод для грусти, ведь года несутся как калейдоскоп событий, и сейчас тебе двадцать, а через миг сорок, а так много всего не успел сделать.

У каждого народа существуют свои традиции празднования дня рождения, свои суеверия и предубеждения. Поговорим в этой статье о том, какие дни рождения не отмечаются, и постараемся понять, почему.

Народные приметы, или когда нельзя праздновать день рождения:

Итак, общая для мужчин и женщин всех возрастов примета. Нельзя праздновать день рождения раньше или позже даты рождения. Многие это связывают со старинными славянскими традициями, под общим названием: раньше праздновать день рождения — смерть кликать или торопить.

Сорокалетний юбилей для мужчины — праздновать или не праздновать:

Большинство наших мужчин придерживаются традиции не праздновать сорокалетний юбилей, а если праздновать, то в тихом и уютном семейном кругу. Откуда пошла эта традиция, исконно не известно. Смеем лишь сделать предположение, что в этой традиции переплелись библейские мотивы и старые ведунские славянские верования. Как известно, на сороковой день душа умершего предстает перед судом Божьим, и именно тогда решается, где она будет находиться до Страшного Суда, в раю или в аду. Поэтому считается, что праздновать сорок лет для мужчины — это гневить Бога и призывать к себе смерть. Хотя существует и множество других версий этой традиции.

Какие дни рождения нельзя праздновать женщинам и подросткам:

Для женщины также существует свой день рождения, который праздновать нельзя. Это пятьдесят три года. Для ребенка критическим является празднование тринадцатой весны. Эти приметы связывают с переменами в жизни подростков, когда из ребенка юное создание вырастает в подростка, становясь на одну ступень выше к взрослой жизни.

Это лишь старинные оккультные правила, считается, что именно в указанном выше возрасте мужчины, женщины и подростки переживают переломный момент в жизни и закладывается программа жизни на будущее, а проведение торжественных мероприятий с высокой эмоциональной нагрузкой может повлечь корректировку этих программ.

День рождения и плохие приметы:

Не отмечается день рождения и тогда, когда в семье безмерное горе — умер недавно кто-то из близких, и со дня кончины не прошло и сорока дней.

Мы приведем еще несколько старинных традиций, которые связаны с празднованием дня рождения.

Самое распространенное правило. Нельзя имениннику дарить букеты с четным количеством цветов. Считается, что нечетное количество цветов — это искреннее пожелание душе виновника торжества попасть в рай без особых проблем. А вот нечетное число цветов в букет — это пожелание для живого человека иметь процветание, успех в делах и личной жизни.

Славянские традиции празднования дня рождения тесно связаны со скрытым значением преподнесенных имениннику подарков. Так, нельзя дарить режущие и колющие предметы — это приносит разлады и ссоры в семье. Подаренный платок способен привлечь предательство и измену. А вот подаренные моющие средства — это к слезам, горю и неудачам. Букет желтых цветов, подаренный имениннику, приводит к потерям и расставанию с любимым человеком.

Впрочем, какие дни рождения отмечать, а какие нет, какие подарки принимать, а какие нет — решать вам, и только вам. Суеверия — это материя субъективная, а подсознание наше способно проделывать порой невероятные фокусы, которые непосредственно влияют на нашу дальнейшую жизнь.

День рождения… день исполнения желаний.

Почему принято загадывать желания на днерожденческий торт, задувать свечи и ни в коем случае не рассказывать, что загадал. Все просто. Некоторые моменты обряда, возможно, «обтесались», «сгладились», но стержень остался. Разберем по частям каждый элемент ритуала.

Огонь – одна из первородных стихий, используемая для ритуалов в магии. Закрываем глаза и загадываем желание – используем визуализацию. Задерживаем дыхание – аккумулируем внутреннюю энергию внутри себя. С задуванием свечей мы как бы отпускаем желание, передавая свою энергию огню.

В магии огня это основа всех ритуалов. Проблема же нынешних именинников («А, оно не сбылось!! Я разачарован и «бу» всему миру») в том, что они не умеют правильно выполнить всю эту технику. Загадывание желания у них делается вполсилы, если не меньше.

Торт – так сказать «благодарность» за сотрудничество Высших Сил с нами. В одной из техник по исполнению желаний эта методика очень хорошо описана. Приведу отрывок, связанный именно с этим моментом.

«Чтобы не быть в долгу у Вселенной, чтобы дать ей понять, что вы вполне довольны вашим сотрудничеством, то хорошо бы, не откладывая дела в долгий ящик, организовать «акт благодарения».

Для этого печется пирог или торт, или что вам хочется, заваривается чаек-кофеек, накрывается стол с тем, что испеклось, ставятся приборы для всех участников, включая «высоко приглашенную сторону», ну, и… все употребляется по назначению. С благодарностью за содействие. В любом случае, «Гостя» надо пригласить к столу, к отдельным чашке-блюдцу, угощать-потчевать и стараться представить, как «Гость» кушает и похваливает.

После ритуала «гостевую» порцию лучше всего оставить до следующего утра на столе или вынести на балкон, если таковой имеется и погода позволяет. Утром покормите тортом птичек, белок, рыбок, гусей-лебедей – одним словом тех, кто будет вам доступен для кормежки в парке или возле дома».

Почему мы задуваем торт со свечками именно в День Рождения, а не бежим по воле своего «хочу» в ближайший магазин за угощением и спичками? Потому что именно в День вашего рождения и в Новый Год [два судьбоносных дня в году каждого человека] открывается портал в тонкий мир. Именно в ваш День Рождения ангелы приходят к вам в дом, слушают пожелания вам от друзей и близких, записывают их и затем улетают обратно, дабы передать все это Господу – каждый выбирает ту веру, что ему ближе. Так, тут я сделаю небольшое отступление. Следует учитывать закон, известный как «Не говори «не». То есть с точки зрения энергетики неверно в День рождения желать «Не болей» или «Не унывай». Правильно будет «Будь здоровым» и, соответственно, «Счастья, веселья тебе». Чувствуете энергетику, исходящую от этих фраз? По своему смыслу они – одинаковы. Но вектор энергии у них совершенно разный. Это так, небольшое лирическое отступление. Хорошо, с этим разобрались.

Теперь у нас осталась завершающая часть.

Почему нельзя говорить о своем желании никому? Многие поздравляющие пытаются подловить «Да ладно тебе, скажи. А… боишься, что не сбудется?» и так далее. Это некрасиво с их стороны. Делается это либо из праздного любопытства, либо с целью навредить: навести порчу, сглазить желание. В любом случае умейте противостоять попыткам разговорить вас.

И вот почему:

Техники исполнения желаний – для магов являются ничем иным, как магией в чистом виде. Законы, применимые в магии, используются в претворении желаний в жизнь. Да и сама магия есть ни что иное, как исполнение нашей воли, наших намерений, желаний.

А что гласит один из законов магии? Правильно, хранить тайну. Любое магическое действие надо хранить в тайне. Не говорить о нем «до» и не говорить о нем «после» того, как проведете ритуал. А ведь задувание свечей – это самый что ни на есть настоящий ритуал! Рассказывая о своем желании, вы передаете часть своей энергии другим людям посредством вербалики, вместо того, чтоб отдать его своему желанию. Оно вам надо, вредить себе? Думаю, нет. Так что храните тайну, и да исполнятся ваши мечты!

knowledgeblog.ru

Как происходит огранка уральских самоцветов? — Рамблер/новости

Драгоценный камень в украшении зачастую гораздо ценнее, чем металлическая основа. Вылетевший из кольца или сережки бриллиант — что может быть обиднее! Поэтому качество ювелирного изделия во многом определяется качеством каста — металлического элемента, удерживающего ограненный кристалл с помощью лапок — крапанов. Заставить камень двигаться внутри украшения — идея, на первый взгляд, довольно странная. Но именно такие идеи, похоже, могут двигать ювелирную индустрию вперед.

Свобода для бриллианта

«Я часто задумывался о том, каким может быть украшение XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, директор екатеринбургской компании Moiseikin, специализирующейся на создании ювелирных изделий и арт-объектов на основе камня и металла. — Ведь прошлые эпохи мы часто знаем в основном по стилю украшений. Много ли осталось от цивилизации скифов, кроме скифского золота из погребальных курганов? Вот и у XXI века должен быть свой узнаваемый стиль». Что ж, век нынешний только начался, и чем и как он войдет в историю, ныне живущие поколения не узнают, однако идеи уральских конструкторов и дизайнеров действительно вносят в консервативную индустрию нечто новаторское. Речь идет о «вальсирующих бриллиантах». Традиционно крапана удерживают бриллиант за рундист — своего рода поясок ограненного алмаза, место наибольшего диаметра. Виктор Моисейкин придумал и запатентовал принципиально иной тип закрепки. Теперь бриллиант удерживается в двух точках — верхней и нижней. В результате камень получает возможность раскачиваться внутри каста и даже вращаться вокруг своей оси. Во время движения закрепленные в украшении камни создают удивительную игру света, которую невозможно увидеть при статичной фиксации. «Дело не только в том, что камни движутся и свет по особому играет в их гранях, — объясняет Виктор Моисейкин, — но и в том, что с помощью такой закрепки можно создавать новые типы поверхностей, которые придают ювелирным изделиям особую выразительность, своего рода „дыхание“».

Невозможное — это наше

Нам показывают небольшой эксперимент. Перстень с полем «вальсирующих» бриллиантов жестко крепят к диффузору компьютерной колонки и включают музыку. Под ярким светом украшение похоже на диковинное светомузыкальное устройство, в котором в такт музыке отдельные камни вспыхивают и гаснут, создавая завораживающую и непредсказуемую игру. «Продолжая размышления об украшениях XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, — хочется сказать о роли компьютерных технологий. В принципе, компьютер и 3D-принтеры сейчас активно используются в ювелирной промышленности, но в основном для того, чтобы сделать производство более технологичным, а значит, более дешевым. Мы не занимаемся крупным массовым производством и стараемся использовать современное программное обеспечение прежде всего для разработки оригинальных конструкций. Таких, которые было бы довольно сложно спроектировать просто с карандашом в руке, но которые при этом не производили бы впечатление „компьютерного дизайна“ в самом утилитарном смысле этого выражения». Нарисовать на бумаге можно все что угодно, но следует помнить, что украшение — это, в конечном счете, металлическая конструкция, которая должна быть прочной, не терять форму. Таким образом, работа над ювелирным изделием непременно включает в себя инженерный этап. А все действительно начинается с бумаги. Первоначальная идея выглядит как эскиз, нарисованный шариковой ручкой на желтых квадратиках стикеров для заметок. Эти квадратики попадают на стол к ведущему дизайнеру-модельеру компании Николаю Березину. «Мы научились понимать друг друга с полуслова и даже при помощи вот таких общих эскизов», — поясняет Березин. «Если воплотить идею поначалу кажется невозможным, значит — это точно наша тема. Мы любим справляться с невозможным», — говорит с улыбкой, но вполне всерьез Виктор Моисейкин. Задача Николая Березина в том, чтобы на основе идеи разработать общую конструкцию, которая не противоречила бы законам сопромата и была бы технологична в изготовлении. Только после решения этой задачи наступает этап декорирования. На основе конструкции художник отрисовывает будущий облик украшения, а конечным результатом проектирования становится окончательная цифровая 3D-модель. Дальше все более-менее стандартно. 3D-принтер материализует украшение в виде отливки из специального полимера. Модели крепятся к полимерному же стержню, образуя «елочку», которая затем заливается формомассой на основе гипса. Когда гипс застывает, расплавленный металл выжигает пластик, заполняя оставленные им полости. «Елочку» вынимают, отпиливают изделия — теперь их путь на финишную обработку. |slideshow-38655 // драгкамни1|

Запереть свет в кристалле

Компания Moiseikin занимается не только носимыми украшениями — можно сказать даже, что эта тема появилась в работе фирмы сравнительно недавно. Начинали они с подарочных арт-объектов — скульптур, инсталляций из камня и металла. Небольшая экспозиция сразу погружает в атмосферу уральских сказов: глаза разбегаются от самоцветов, тебя окружают фигурки медведей, сов, зайцев, тут же какие-то абстрактные изваяния и фэнтезийные мотивы. Все это из металла или камня — резаного или граненого. Огранка камня, и вовсе не только бриллиантов, но и, скажем, обычного кварца — дело таинственное и с трудом понятное непосвященным. Как превратить кусок природного материала в изделие правильной формы, где каждая грань имеет точно заданный размер? И это зачастую не единственная задача. «При обработке прозрачного кристалла очень важно добиться эффекта полного внутреннего отражения, — объясняет Виктор Моисейкин. — Мы должны рассчитать грани таким образом, чтобы свет внутри ограненного кристалла отражался и преломлялся, создавая внутренний рисунок, а не проходил через камень насквозь. Если нам удается добиться полного внутреннего отражения, прозрачный кристалл перестает быть прозрачным — если за ним поставить какой-то предмет, мы его просто не увидим».

Рекордная капля

Подготовка камня к огранке — это во многом математический расчет, но также физика, химия, минералогия. Необходимо рассчитать количество и размер граней, углы, под которыми они наносятся, — ведь коэффициент преломления света для разных минеральных материалов будет неодинаков. Спрашиваем: а нельзя ли огранку поручить машине — ведь есть же высокоточные обрабатывающие центры, вытачивающие детали с прецизионными допусками. Оказывается, нет. Точнее говоря, гранильные машины существуют, но нужной чистоты и точности обработки поверхностей они дать не могут. Огранка высшего класса — это пока на 99% ручной труд. Дело еще и в том, что в отличие от металла, который в ходе плавки приобретает гомогенную структуру, природный камень всегда неоднороден. В нем могут быть инородные включения или точки напряжения, к которым достаточно приложить усилие — и весь кристалл разлетится вдребезги, что и случается порой. Работая над огранкой, мастер должен чувствовать камень, понимать, есть ли возможность обрабатывать кристалл дальше или нет, все, вот здесь надо остановиться. |photo-1| Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый делительной головкой и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы. Впрочем, даже в этом совсем не автоматизированном ремесле есть место для инноваций и нестандартных решений. Одним из проектов компании Moiseikin стало создание самого крупного в мире ограненного природного кристалла. Работа получила название «Капля нефти» и выполнена из долерита. Вес обработанного кристалла — 55 000 карат, или 11 кг. Разумеется, с помощью стандартного гранильного оборудования реализовать такой проект было бы невозможно. Пришлось сделать специальный станок, в котором планшайба устанавливалась вертикально, а не горизонтально. И не кристалл прижимался к планшайбе, а наоборот. Все в итоге получилось. «Капля нефти» теперь экспонируется в Екатеринбурге, а ее создатели ждут заключения от «Книги рекордов Гиннесса». «Капля нефти» (фотография, открывающая эту статью) — самый крупный в мире ограненный природный кристалл. Кристаллы такого размера встречаются в природе редко, и далеко не все из них пригодны для обработки. Вес обработанного кристалла составляет 55 000 карат, или 11 кг. Для его обработки пришлось сделать специальный станок с вертикальной планшайбой, имеющей абразивное покрытие для создания граней. Работа по огранке «Капли нефти» заняла более полугода. В результате кристалл получил безупречную классическую форму, которая создана 2260 гранями. Авторы работы ожидают включения кристалла в «Книгу рекордов Гиннесса».

Магия огранки

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла. На спиртовке мастер разогревает мастику, с помощью которой камень приклеивается к стержню. Затем стержень крепится к делительной головке цанговым зажимом. |slideshow-38656 // драгкамни2|

Бабочка и ландыш

|photo-2| Существует традиционный ювелирный стиль «паве» — это слово обозначает мостовую. Поле из драгоценного металла буквально вымощено бриллиантами так, что металлической оправы под ними даже не видно. «Паве» выглядит роскошно, но это застывшая красота. Виктор Моисейкин и его сотрудники черпают вдохновение не в статичности, но в движении и формах живой природы. Попавшаяся на глаза по дороге на работу березовая почка — это уже идея украшения. Такими же идеями стали цветок ландыша и крылья бабочки. Камни раскачиваются, играют на свету, создавая иллюзию трепета тонких крылышек. Биомиметика, подражание природе — это один из главных принципов, которые используются уральцами в разработке изделий. На изображении выше виден элемент украшения «Ландыш». Один камень убрали, чтобы показать конструкцию закрепки для «вальсирующих камней».

news.rambler.ru

Как происходит огранка уральских самоцветов?

О том, что на Урале делают не только танки, турбины и стойки шасси из титана, но также и нечто не столь могучее, но неизменно прекрасное, мы вспомнили по случаю главного праздника первого месяца весны. Оказывается, производство украшений может быть весьма технологичным и инновационным.

Драгоценный камень в украшении зачастую гораздо ценнее, чем металлическая основа. Вылетевший из кольца или сережки бриллиант — что может быть обиднее! Поэтому качество ювелирного изделия во многом определяется качеством каста — металлического элемента, удерживающего ограненный кристалл с помощью лапок — крапанов. Заставить камень двигаться внутри украшения — идея, на первый взгляд, довольно странная. Но именно такие идеи, похоже, могут двигать ювелирную индустрию вперед.

Свобода для бриллианта

«Я часто задумывался о том, каким может быть украшение XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, директор екатеринбургской компании Moiseikin, специализирующейся на создании ювелирных изделий и арт-объектов на основе камня и металла. — Ведь прошлые эпохи мы часто знаем в основном по стилю украшений. Много ли осталось от цивилизации скифов, кроме скифского золота из погребальных курганов? Вот и у XXI века должен быть свой узнаваемый стиль».

Что ж, век нынешний только начался, и чем и как он войдет в историю, ныне живущие поколения не узнают, однако идеи уральских конструкторов и дизайнеров действительно вносят в консервативную индустрию нечто новаторское. Речь идет о «вальсирующих бриллиантах». Традиционно крапана удерживают бриллиант за рундист — своего рода поясок ограненного алмаза, место наибольшего диаметра. Виктор Моисейкин придумал и запатентовал принципиально иной тип закрепки. Теперь бриллиант удерживается в двух точках — верхней и нижней. В результате камень получает возможность раскачиваться внутри каста и даже вращаться вокруг своей оси. Во время движения закрепленные в украшении камни создают удивительную игру света, которую невозможно увидеть при статичной фиксации. «Дело не только в том, что камни движутся и свет по особому играет в их гранях, — объясняет Виктор Моисейкин, — но и в том, что с помощью такой закрепки можно создавать новые типы поверхностей, которые придают ювелирным изделиям особую выразительность, своего рода «дыхание»».

Невозможное — это наше

Нам показывают небольшой эксперимент. Перстень с полем «вальсирующих» бриллиантов жестко крепят к диффузору компьютерной колонки и включают музыку. Под ярким светом украшение похоже на диковинное светомузыкальное устройство, в котором в такт музыке отдельные камни вспыхивают и гаснут, создавая завораживающую и непредсказуемую игру.

«Продолжая размышления об украшениях XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, — хочется сказать о роли компьютерных технологий. В принципе, компьютер и 3D-принтеры сейчас активно используются в ювелирной промышленности, но в основном для того, чтобы сделать производство более технологичным, а значит, более дешевым. Мы не занимаемся крупным массовым производством и стараемся использовать современное программное обеспечение прежде всего для разработки оригинальных конструкций. Таких, которые было бы довольно сложно спроектировать просто с карандашом в руке, но которые при этом не производили бы впечатление «компьютерного дизайна» в самом утилитарном смысле этого выражения».

Нарисовать на бумаге можно все что угодно, но следует помнить, что украшение — это, в конечном счете, металлическая конструкция, которая должна быть прочной, не терять форму. Таким образом, работа над ювелирным изделием непременно включает в себя инженерный этап. А все действительно начинается с бумаги. Первоначальная идея выглядит как эскиз, нарисованный шариковой ручкой на желтых квадратиках стикеров для заметок. Эти квадратики попадают на стол к ведущему дизайнеру-модельеру компании Николаю Березину. «Мы научились понимать друг друга с полуслова и даже при помощи вот таких общих эскизов», — поясняет Березин. «Если воплотить идею поначалу кажется невозможным, значит — это точно наша тема. Мы любим справляться с невозможным», — говорит с улыбкой, но вполне всерьез Виктор Моисейкин. Задача Николая Березина в том, чтобы на основе идеи разработать общую конструкцию, которая не противоречила бы законам сопромата и была бы технологична в изготовлении. Только после решения этой задачи наступает этап декорирования. На основе конструкции художник отрисовывает будущий облик украшения, а конечным результатом проектирования становится окончательная цифровая 3D-модель. Дальше все более-менее стандартно. 3D-принтер материализует украшение в виде отливки из специального полимера. Модели крепятся к полимерному же стержню, образуя «елочку», которая затем заливается формомассой на основе гипса. Когда гипс застывает, расплавленный металл выжигает пластик, заполняя оставленные им полости. «Елочку» вынимают, отпиливают изделия — теперь их путь на финишную обработку.Запереть свет в кристалле

Компания Moiseikin занимается не только носимыми украшениями — можно сказать даже, что эта тема появилась в работе фирмы сравнительно недавно. Начинали они с подарочных арт-объектов — скульптур, инсталляций из камня и металла. Небольшая экспозиция сразу погружает в атмосферу уральских сказов: глаза разбегаются от самоцветов, тебя окружают фигурки медведей, сов, зайцев, тут же какие-то абстрактные изваяния и фэнтезийные мотивы. Все это из металла или камня — резаного или граненого.

Огранка камня, и вовсе не только бриллиантов, но и, скажем, обычного кварца — дело таинственное и с трудом понятное непосвященным. Как превратить кусок природного материала в изделие правильной формы, где каждая грань имеет точно заданный размер? И это зачастую не единственная задача. «При обработке прозрачного кристалла очень важно добиться эффекта полного внутреннего отражения, — объясняет Виктор Моисейкин. — Мы должны рассчитать грани таким образом, чтобы свет внутри ограненного кристалла отражался и преломлялся, создавая внутренний рисунок, а не проходил через камень насквозь. Если нам удается добиться полного внутреннего отражения, прозрачный кристалл перестает быть прозрачным — если за ним поставить какой-то предмет, мы его просто не увидим».

Рекордная капля

Подготовка камня к огранке — это во многом математический расчет, но также физика, химия, минералогия. Необходимо рассчитать количество и размер граней, углы, под которыми они наносятся, — ведь коэффициент преломления света для разных минеральных материалов будет неодинаков. Спрашиваем: а нельзя ли огранку поручить машине — ведь есть же высокоточные обрабатывающие центры, вытачивающие детали с прецизионными допусками. Оказывается, нет. Точнее говоря, гранильные машины существуют, но нужной чистоты и точности обработки поверхностей они дать не могут.

Огранка высшего класса — это пока на 99% ручной труд. Дело еще и в том, что в отличие от металла, который в ходе плавки приобретает гомогенную структуру, природный камень всегда неоднороден. В нем могут быть инородные включения или точки напряжения, к которым достаточно приложить усилие — и весь кристалл разлетится вдребезги, что и случается порой. Работая над огранкой, мастер должен чувствовать камень, понимать, есть ли возможность обрабатывать кристалл дальше или нет, все, вот здесь надо остановиться.Огранка крупных кристаллов — это всегда уникальная работа, требующая как художественного видения, так и математического расчета, а также познаний в оптике, химии, кристаллографии.

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый делительной головкой и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

Впрочем, даже в этом совсем не автоматизированном ремесле есть место для инноваций и нестандартных решений. Одним из проектов компании Moiseikin стало создание самого крупного в мире ограненного природного кристалла. Работа получила название «Капля нефти» и выполнена из долерита.

«Капля нефти» (фотография, открывающая эту статью) — самый крупный в мире ограненный природный кристалл. Кристаллы такого размера встречаются в природе редко, и далеко не все из них пригодны для обработки.

Вес обработанного кристалла составляет 55 000 карат, или 11 кг. Для его обработки пришлось сделать специальный станок с вертикальной планшайбой, имеющей абразивное покрытие для создания граней.

Работа по огранке «Капли нефти» заняла более полугода. В результате кристалл получил безупречную классическую форму, которая создана 2260 гранями. Авторы работы ожидают включения кристалла в «Книгу рекордов Гиннесса».

Магия огранки

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла. На спиртовке мастер разогревает мастику, с помощью которой камень приклеивается к стержню. Затем стержень крепится к делительной головке цанговым зажимом.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла. На спиртовке мастер разогревает мастику, с помощью которой камень приклеивается к стержню. Затем стержень крепится к делительной головке цанговым зажимом.Бабочка и ландыш

Существует традиционный ювелирный стиль «паве» — это слово обозначает мостовую. Поле из драгоценного металла буквально вымощено бриллиантами так, что металлической оправы под ними даже не видно. «Паве» выглядит роскошно, но это застывшая красота. Виктор Моисейкин и его сотрудники черпают вдохновение не в статичности, но в движении и формах живой природы. Попавшаяся на глаза по дороге на работу березовая почка — это уже идея украшения. Такими же идеями стали цветок ландыша и крылья бабочки. Камни раскачиваются, играют на свету, создавая иллюзию трепета тонких крылышек. Биомиметика, подражание природе — это один из главных принципов, которые используются уральцами в разработке изделий. На изображении выше виден элемент украшения «Ландыш». Один камень убрали, чтобы показать конструкцию закрепки для «вальсирующих камней».Популярная механика

Читай ещё

О том как алмазы превращаются в лучших друзей девушек.Тайны кораллов и самоцветов I.Тайны кораллов и самоцветов I.Тайны малахита.Тайны опалов.Тайны сапфиров.Тайны изумрудов.Тайны рубина.Тайны жемчуга.Тайны янтаря.Тайны нефрита.Тайны алмазов.Наше всё. Алмазы.Алмаз «Кохинор»Алмаз «Хоуп»

ertata

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

tatasoz.livejournal.com

Как происходит огранка уральских самоцветов? — Наше время

Драгоценный камень в украшении обычно значительно полезнее, чем железная база. Вылетевший из кольца либо сережки алмаз — что возможно обиднее! Исходя из этого уровень качества ювелирного изделия во многом определяется качеством каста — железного элемента, удерживающего ограненный кристалл посредством лапок — крапанов.

Вынудить камень двигаться в украшения — мысль, на первый взгляд, достаточно необычная. Но как раз такие идеи, наверное, смогут двигать ювелирную индустрию вперед.

Свобода для алмаза

«Я довольно часто вспоминал о том, каким возможно украшение XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, директор екатеринбургской компании Moiseikin, специализирующейся на создании драгоценностей и арт-объектов на базе металла и камня. — Так как прошлые эры мы довольно часто знаем по большей части по стилю украшений. Большое количество ли осталось от цивилизации скифов, не считая скифского золота из погребальных курганов? Вот и у XXI века должен быть собственный узнаваемый стиль».

Что ж, век сегодняшний лишь начался, и чем и как он войдет в историю, сейчас живущие поколения не определят, но идеи уральских дизайнеров и конструкторов вправду вносят в консервативную индустрию что-то новаторское. Речь заходит о «вальсирующих алмазах». Традиционно крапана удерживают алмаз за рундист — собственного рода поясок ограненного бриллианта, место громаднейшего диаметра.

Виктор Моисейкин придумал и запатентовал принципиально другой тип закрепки. Сейчас алмаз удерживается в двух точках — верхней и нижней. В следствии камень раскачивается в каста а также вращаться около собственной оси.

На ходу закрепленные в украшении камни создают необычную игру света, которую нереально заметить при статичной фиксации. «Дело не только в том, что камни движутся и свет по особенному играется в их гранях, — растолковывает Виктор аккумуляторная, — но и в том, что посредством таковой закрепки возможно создавать новые типы поверхностей, каковые придают ювелирным изделиям особенную ясность, собственного рода «дыхание»».

Неосуществимое — это отечественное

Нам показывают маленькой опыт. Кольцо с полем «вальсирующих» бриллиантов жестко крепят к диффузору компьютерной колонки и включают музыку. Под броским светом украшение похоже на диковинное светомузыкальное устройство, в котором в такт музыке отдельные камни вспыхивают и меркнут, создавая завораживающую и непредсказуемую игру.

«Продолжая размышления об украшениях XXI века, — говорит Виктор Моисейкин, — хочется сообщить о роли компьютерных разработок. В принципе, компьютер и 3D-принтеры на данный момент широко применяются в ювелирной индустрии, но по большей части чтобы сделать производство более технологичным, соответственно, более недорогим. Мы не занимаемся большим массовым производством и стараемся применять современное ПО в первую очередь для разработки уникальных конструкций.

Таких, каковые было бы достаточно сложно спроектировать легко с карандашом в руке, но каковые наряду с этим не создавали бы чувство «компьютерного дизайна» в самом утилитарном смысле этого выражения».

Нарисовать на бумаге возможно все что угодно, но направляться не забывать, что украшение — это, в конечном итоге, железная конструкция, которая должна быть прочной, не терять форму. Так, работа над ювелирным изделием обязательно включает в себя инженерный этап. А все вправду начинается с бумаги. Начальная мысль выглядит как эскиз, нарисованный шариковой ручкой на желтых квадратиках стикеров для заметок.

Эти квадратики попадают на стол к ведущему дизайнеру-модельеру компании Николаю Березину. «Мы обучились осознавать друг друга с полуслова а также при помощи вот таких неспециализированных эскизов», — поясняет Березин. «В случае если воплотить идею сначала думается неосуществимым, значит — это совершенно верно отечественная тема. Мы любим справляться с неосуществимым», — говорит с ухмылкой, но в полной мере действительно Виктор Моисейкин.

Задача Николая Березина в том, дабы на базе идеи создать неспециализированную конструкцию, которая не противоречила бы законам сопромата и была бы технологична в изготовлении. Лишь по окончании решения данной задачи наступает этап декорирования. На базе конструкции живописец отрисовывает будущий вид украшения, а конечным результатом проектирования делается окончательная цифровая 3D-модель. Дальше все более-менее стандартно.

3D-принтер материализует украшение в виде отливки из особого полимера. Модели крепятся к полимерному же стержню, образуя «елочку», которая после этого заливается формомассой на базе гипса. В то время, когда гипс застывает, расплавленный металл выжигает пластик, заполняя покинутые им полости. «Елочку» вынимают, отпиливают изделия — сейчас их путь на финишную обработку.

    Вес обработанного кристалла образовывает 55 000 карат, либо 11 кг.

Для его обработки было нужно сделать особый станок с вертикальной планшайбой, имеющей абразивное покрытие для граней.Работа по огранке «Капли нефти» заняла более полугода. В следствии кристалл взял безукоризненную хорошую форму, которая создана 2260 гранями.

Авторы работы ожидают включения кристалла в «Книгу рекордов Гиннесса».

Закрыть свет в кристалле

Компания Moiseikin занимается не только носимыми украшениями — возможно сообщить кроме того, что эта тема показалась в работе компании недавно. Начинали они с подарочных арт-объектов — скульптур, инсталляций из металла и камня. Маленькая экспозиция сходу погружает в воздух уральских сказов: глаза разбегаются от самоцветов, тебя окружают фигурки медведей, сов, зайцев, тут же какие-то абстрактные изваяния и фэнтезийные мотивы.

Все это из металла либо камня — резаного либо граненого.

Огранка камня, и вовсе не только бриллиантов, но и, скажем, простого кварца — дело загадочное и с большим трудом понятное непосвященным. Как перевоплотить кусок природного материала в изделие верной формы, где любая грань имеет совершенно верно заданный размер?

И это обычно не единственная задача. «При обработке прозрачного кристалла крайне важно добиться результата полного внутреннего отражения, — растолковывает Виктор Моисейкин. — Мы должны вычислить грани так, дабы свет в ограненного кристалла отражался и преломлялся, создавая внутренний рисунок, а не проходил через камень полностью. В случае если нам удается добиться полного внутреннего отражения, прозрачный кристалл перестает быть прозрачным — в случае если за ним поставить какой-то предмет, мы его просто не заметим».

Рекордная капля

Подготовка камня к огранке — это во многом математический расчет, вместе с тем физика, химия, минералогия. Нужно вычислить размер и количество граней, углы, под которыми они наносятся, — так как коэффициент преломления света для различных минеральных материалов будет неодинаков. Спрашиваем: а запрещено ли огранку поручить машине — так как имеется же точные обрабатывающие центры, вытачивающие подробности с прецизионными допусками.

Оказывается, нет. Правильнее говоря, гранильные автомобили существуют, но точности обработки и нужной чистоты поверхностей они дать не смогут.

Огранка высшего класса — это до тех пор пока на 99% ручной труд. Дело еще и в том, что в отличие от металла, что на протяжении плавки получает гомогенную структуру, природный камень неизменно неоднороден. В нем смогут быть инородные включения либо точки напряжения, к каким достаточно приложить упрочнение — и целый кристалл разлетится вдребезги, что и случается иногда.

Трудясь над огранкой, мастер обязан ощущать камень, осознавать, имеется ли возможность обрабатывать кристалл дальше либо нет, все, вот тут нужно остановиться.

    Огранка больших кристаллов Огранка больших кристаллов — это неизменно неповторимая работа, требующая как художественного видения, так и математического расчета, и познаний в оптике, химии, кристаллографии.

Оборудование гранильной мастерской думается очень незатейливым. Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, именуемый делительной головкой и отдаленно напоминающий морской секстант на долгой ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен посредством мастики к железному стержню, что удерживается цанговым захватом.

Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Позже придирчиво осматривает оказавшуюся грань. В случае если итог устраивает, гранильщик посредством ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол.

Опять прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Позже опять зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая широкого опыта, постоянной проверки и знаний сделанной работы.

Но, кроме того в этом совсем не автоматизированном ремесле имеется место для нестандартных решений и инноваций. Одним из проектов компании Moiseikin стало создание самого большого в мире ограненного природного кристалла. Работа стала называться «Капля нефти» и выполнена из долерита. Вес обработанного кристалла — 55 000 карат, либо 11 кг.

Очевидно, посредством стандартного гранильного оборудования реализовать таковой проект было бы нереально. Было нужно сделать особый станок, в котором планшайба устанавливалась вертикально, а не горизонтально. И не кристалл прижимался к планшайбе, а напротив.

Все в итоге оказалось. «Капля нефти» сейчас экспонируется в Екатеринбурге, а ее создатели ожидают заключения от «Книги рекордов Гиннесса».

«Капля нефти» (фотография, открывающая эту статью) — самый большой в мире ограненный природный кристалл. Кристаллы для того чтобы размера встречаются в природе редко, и не все из них пригодны для обработки.

Вес обработанного кристалла образовывает 55 000 карат, либо 11 кг. Для его обработки было нужно сделать особый станок с вертикальной планшайбой, имеющей абразивное покрытие для граней.

Работа по огранке «Капли нефти» заняла более полугода. В следствии кристалл взял безукоризненную хорошую форму, которая создана 2260 гранями. Авторы работы ожидают включения кристалла в «Книгу рекордов Гиннесса».

Волшебство огранки

На фото продемонстрированы главные этапы работы по огранке кристалла. На спиртовке мастер разогревает мастику, благодаря которой камень приклеивается к стержню. После этого стержень крепится к делительной головке цанговым зажимом.

    Прижимая кристалл к планшайбе с абразивом, мастер формирует грань. Оценив правильность выполненной операции, он меняет положение кристалла посредством шкалы на головке и приступает к созданию новой грани.
ландыш и Бабочка

Существует классический ювелирный стиль «паве» — это слово обозначает мостовую. Поле из драгоценного металла практически вымощено алмазами так, что железной оправы под ними кроме того не видно. «Паве» выглядит роскошно, но это застывшая красота. Виктор Моисейкин и его сотрудники черпают воодушевление не в статичности, но в движении и формах живой природы.

Попавшаяся на глаза по дороге на работу березовая почка — это уже мысль украшения. Такими же идеями стали крылья бабочки и цветок ландыша. Камни раскачиваются, играются на свету, создавая иллюзию трепета узких крылышек.

Биомиметика, подражание природе — это один из основных правил, каковые употребляются уральцами в разработке изделий. На изображении выше виден элемент украшения «Ландыш». Один камень убрали, дабы продемонстрировать конструкцию закрепки для «вальсирующих камней».

Статья «Свет танцующих камней» размещена в издании «Популярная механика» (№149, март 2015).

<

h5>

Огранка самоцветов в Кемерово

Статьи, которые будут Вам интересны:

apotime.ru

10 видов огранки драгоценных камней

Лучшие друзья девушек – драгоценные камни – оцениваются не только по весу в каратах, чистоте и цвету, но и по огранке. От нее зависит, насколько красивой будет его форма и игра света в нем. Какие основные виды огранки существуют? Знакомимся с ювелирными азами.

Огранка камня и его форма – не одно и то же. Форма относится к общему контуру обработанного алмаза и выглядит как некая геометрическая фигура: круг, квадрат, ромб, треугольник, овал и прочее. Огранка характеризует число, расположение, очертания и пропорции граней камня. У камней одинаковой формы вполне может быть различная огранка

Круглая огранка

Число граней: 57, 33, 17

Для каких украшений используется? Для любых – это универсальный вид огранки бриллиантов

Круглая огранка – классика обработки бриллиантов, проверенная временем. Она самая старшая среди «сестер» и «братьев» – других видов огранки драгоценных камней. Придумали ее в начале 1900-х годов. Тогда были изобретены алмазные пилы, позволившие ювелирам работать с самым твердым из минералов Земли и Вселенной, то есть с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

Круглая огранка в 57 граней наилучшим образом демонстрирует блеск и игру света в бриллианте и способствует его долгожительству, сводя к минимуму риск сколов и других внешних повреждений. Такая огранка высоко оценивается при перепродаже камня. Для небольших бриллиантов используется упрощенная круглая огранка в 33 грани (для камней весом до 0,99 карата) и 17 граней (0,29 карата и менее).

Особенностью круглой огранки является большая потеря веса самородка: после обработки «уходит» до 50% первоначальной массы алмаза.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Овальная огранка 

Число граней: 57

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, подвески

Вариант круглой огранки, вошедший в ювелирный обиход в 1960-е. «Овал» имеет грани-клинья большей площади и вытянутую форму, придает камню красивый блеск и переливы оттенков на свету. Находясь в кольце, камень такой огранки визуально удлиняет пальцы, делает их более тонкими, изящными.

Золотая подвеска SL с бриллиантами и сапфирами (цена по ссылке)

Огранка «Маркиз»

Число граней: 55

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Французское слово marquise – «маркиза» – произносится как «мар-ки-и-из». Поэтому вид огранки, названный в честь маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, в русском языке звучит и пишется как… мужской, а не женский аристократический титул. Овальная огранка с заостренными продолговатыми концами увековечила кокетливую улыбку легендарной красавицы. Впрочем, многим этот вид обработки драгоценных камней по форме больше напоминает лодочку.

Кольцо с самородком огранки «Маркиз» визуально удлиняет пальцы того, кто его носит. Будьте аккуратнее с украшением: острые клиновидные концы – уязвимая, потому что хрупкая, часть камня, ограненного «под аристократа».

Золотые серьги SL с бриллиантами и аметистами (цена по ссылке)

Огранка «Груша» («Капля»)

Число граней: 55–56

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, ожерелья

Этот вид обработки драгоценных камней объединяет черты овальной огранки и огранки «Маркиз». Суженный конец у грушевидной формы один, и именно он должен быть особенно тщательно защищен оправой. Камни-«капли», как и «овалы», «маркизы», создают иллюзию более длинной, изящной шеи или пальцев, если речь идет о кольце.

Золотая подвеска SL с бриллиантами и сапфирами (цена по ссылке)

Огранка «Принцесса»

Число граней: 49, 65, 68, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Как и круглая огранка, «Принцесса» славится щедрой игрой света в камне, но имеет при этом прямоугольную (реже квадратную) форму. Придумана в конце 1960-х – начале 1970-х. Самородок с такой огранкой меньше теряет в исходном весе и, как правило, стоит дешевле, чем бриллиант классической круглой огранки в 57 граней. «Принцесса» – один из самых популярных видов обработки бриллиантов для обручальных колец. Прямые углы камня очень хрупки, они требуют хорошей защиты от оправы украшения.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Ювелиры используют такой синоним слова «грань», как «фасет» («фацет»). Площадки-грани, они же фасеты, наносятся на поверхность камня, чтобы лучи света, падая на него, преломлялись и создавали эффект сияния изнутри. Все виды огранки, кроме круглой, считаются фантазийными

Огранка «Изумруд»

Число граней: 57, 65, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Серьги, кольца, браслеты, подвески, ожерелья

Прямоугольник со срезанными углами и достаточно большими гранями – подобная огранка применяется для драгоценных камней крупного размера и исключительной чистоты, так как скрыть какие-либо изъяны самородка за множеством мелких граней при такой обработке его поверхности не получится. Несколько уступает круглой огранке или огранке «Принцесса» по способности играть преломленным светом, однако превосходит их по силе и яркости отдаваемых световых вспышек.

Золотые серьги SL с бриллиантами, топазами и изумрудами (цена по ссылке)

Огранка «Ашер»

Число граней: 25, 49, 72, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья

Квадратная разновидность огранки «Изумруд», имеющая больше «этажей» – ярусов из граней. Огранка изобретена в Бельгии в 1902 году братьями-ювелирами Ашер, первый пик ее популярности пришелся на 1930-е годы. Число граней варьируется в зависимости от веса (читайте, размера) камня. С точки зрения дизайна украшений этот вид огранки характерен для драгоценностей в стиле ар-деко.

Золотое кольцо SL с бриллиантами и топазами (цена по ссылке)

Огранка «Радиант»

Число граней: 65, 70, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, кулоны

Камень подобной огранки выглядит как восьмиугольник – квадрат или прямоугольник со срезанными углами. «Радиант» как вид обработки поверхности драгоценных самородков вобрал в себя черты огранок «Принцесса» и «Изумруд». Используется он для камней, которым есть что показать: насыщенный цвет, чистоту и прозрачность, игру света, а главное, солидные размеры. Огранка имеет брутальный, величественный характер, поэтому ее, выбирая, например, перстень, предпочитают мужчины. Зрительно украшение с камнем огранки «Радиант» несколько укорачивает фаланги пальцев.

Золотое кольцо SL с бриллиантами и топазами (цена по ссылке)

Огранка «Сердце» 

Число граней: 57–58

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, подвески

По технике обработки камня этот способ близок грушевидной огранке. Драгоценное сердечко красиво играет на свету… и настраивает на романтический лад! Ради красоты линий и прочности соотношение длины и ширины камня после огранки должно составлять 1 : 1 – так центр «сердца» будет менее уязвимым при случайных ударах или падениях украшения.

Золотая подвеска SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Огранка «Триллиант» («Триллион») 

Число граней: 19, 31, 37, 52, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, подвески, ожерелья, браслеты, серьги

Огранка в виде равностороннего треугольника с острыми или сглаженными углами родом из Голландии. В сравнении с другими вариантами огранки это самый молодой способ обработки драгоценных камней: придумали его в 1980-е. Количество граней и их форма: например, квадратная, ромбовидная, прямоугольная, – зависят от размера самородка и творческого замысла ювелира.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Все перечисленные виды огранки бриллиантов используются и для других драгоценных и полудрагоценных камней: рубинов, изумрудов, сапфиров, топазов, аметистов, о которых вы можете больше узнать в нашей ювелирной энциклопедии SUNMAG.

Качество огранки камня указывается в сертификате украшения. В зарубежной системе оценки (GIA, Геммологический институт Америки) принято такое деление: Excellent (отличная огранка), Very Good, Good (очень хорошая; хорошая), Fair (средняя) и Poor (неудовлетворительная). Ювелиры России используют буквенные символы: А (первоклассная огранка), Б (хорошая), В (средняя), Г (плохая). Отечественная классификация более строгая: камни категории Excellent по меркам наших экспертов вполне могут оказаться в группе Б

sunmag.me

Багет, таблица, фландерс: полный гид по видам огранки камней

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую, фасетную и смешанную.

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

 

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую, и фантазийную.

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

  

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

 

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре), часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

 

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

 

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

 

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион. Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

  

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

 

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

 

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза: у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

 

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер  и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

 

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Автор текста:

Ольга Мартынова

 

 

Фотографии камней:

Дмитрий Столяревич

 

 

Иллюстрации огранок:

2N_studio_design

 

Каталог ювелирных камней | Информационный справочник по камням

Поделитесь статьей с друзьями

juvelirum.ru

Виды огранки драгоценных камней: радиант, октагон, триллион

Чтобы раскрыть красоту драгоценных камней, которые в своем натуральном природном состоянии не всегда выглядят привлекательно, люди стали применять различные виды огранок. Профессиональные ювелиры разработали множество способов огранки кристаллов, придавая им красивые и оригинальные очертания. Правильно выбранная форма огранки подчеркнет красоту минерала и усилит его сияние.

Почему необходимо обрабатывать драгоценные камни?

Огранка камней представляет собой сложный процесс, в ходе которого самоцветам, как драгоценным, так и полудрагоценным, придается необходимая форма. Задача мастера состоит в том, чтобы учесть все нюансы исходного экземпляра, его особенности строения и состава. Приняв во внимание эти тонкости, можно добиться потрясающего результата, когда поверхность невзрачного камушка становится гладкой и на ней начинают проявляться четкие грани.

Различные формы огранок камней способствуют возникновению ярких световых бликов. Их переливы дают потрясающий блеск, и кристалл начинает «играть». Свет, попадая на грани, преломляется, переливаясь всеми оттенками спектра, и мы можем наблюдать необычные световые эффекты.

Виды огранки драгоценных камней могут быть различными, но главное, что учитывается при проведении этой разновидности ювелирных работ, – это тип граней и та форма, которая придается камню. Вариантов огранки камней существует очень много, но любой из них подразумевает очень продолжительный и трудный процесс создания кристалла идеальной формы. Используя различные инструменты для огранки, на самоцвете создается от 30 до 240 граней. Называемые фацетами, они должны быть идеально ровными и располагаться под выверенным углом.

Основные понятия

Главной задачей мастеров является придание привлекательного внешнего вида драгоценным самоцветам. На протяжении нескольких сотен лет появлялись различные виды огранки, которые позволяли в полной мере раскрыть красоты кристаллов, многие из которых без подобной обработки не смогли бы блистать в роскошных ювелирных изделиях.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Кушон

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

karatto.ru