Альметьевский художник рисовал свои картины нефтью. Картина написанная нефтью


Гомельская художница пишет картины не маслом, а нефтью

Уникальную технику письма нефтью изобрела художница Людмила Жиженко.

Начинать день среди цветов — такая привычка у художницы Людмилы Жиженко с самого детства. Приднепровские луга — неисчерпаемый источник творческих сил. Красоту природы художница привносит во все, чем бы не занималась. Даже стены дома расцвели нежными ромашками (см. видео к сюжету — ред.).

Художница и дизайнер Людмила Жиженко не перестает экспериментировать: акварель, масло, шелк, штукатурка. А год назад ее талант заставил распуститься цветами летнего луга даже черное золото.

Под ее кистью даже белый снег искрится на бумаге.

Людмила Жиженко, художник:Не смотря на то, что снег может быть и холодных оттенков, на этой картине он теплый. Коричневые тона дают ощущение зимы.

Сама того не подозревая, художница изобрела оригинальную технику живописи, став при этом не только ее создателем, но и первопроходцем. Нефтяные картины делают пошлым само потребительское отношение к природным богатствам.

Людмила Жиженко:Нефть — такой необходимый в мире продукт. Называют ее черным золотом. А я решила сделать из нее немного духовного золота для людей.

Нефтеграфика (кстати, сам термин никто не придумал и не запатентовал) — это не только оригинальная техника. По сути дела, это самый рачительный способ использования природного богатства. Так, из одного барреля нефти получается 102 литра бензина — этого достаточно для автомобильного путешествия всего то в 1000 километров. Однако того же количества нефти хватит для самовыражения тысяч художников — на миллионы полотен.

Людмила Жиженко:Расход нефти очень маленький — все зависит от техники, от сюжета, который хочешь показать — 5-10 г на одну работу вполне достаточно.

И все же, нефть остается нефтью. Черное золото не терпит ошибок: в творчестве — как экономике и даже в политике: малейшая неосторожность — и белый лист испорчен маслянистым пятном.

Нефтяная палитра на самом деле такая же богатая, как и обычная акварель. У каждого сорта свой оттенок.

Людмила Жиженко:Вот эта нефть, которой я пишу, из нефтепровода «Гомельтранснефть “Дружба”» — коричневая с золотистым оттенком. Венесуэльскую нефть я пока не видела. Но было бы интересно попробовать.

Какие мотивы навеет художнице венесуэльская «Санта Барбара», сейчас остается только гадать. Очевидно лишь одно: если бы политики и олигархи смотрели на нефть глазами Людмилы Жиженко, на планете стало бы гораздо меньше нефтегазовых конфликтов, войн и жестокости. Наверно, в этом и есть сила искусства.

www.ctv.by

Альметьевский художник рисовал свои картины нефтью

Эта статья должна была появиться ровно год назад, в 2013-м. Тогда, на конкурсе профессионального мастерства молодых рабочих Группы компаний «Татнефть», на выставке творчества нефтяников, состоялось наше знакомство с Николаем Дикасовым и его картинами, неожиданными и непривычными. Впрочем, «знакомство с Николаем Дикасовым» – это не совсем корректное выражение. Ибо его, альметьевского художника, более трех десятков лет проработавшего художником-декоратором в НГДУ «Альметьевнефть», автора пейзажной живописи, знают многие в нашем нефтеграде.

Тогда на выставке довелось увидеть Николая Дикасова в новой ипостаси, как художника не просто интересного, а находящегося в активном творческом поиске и даже на некоем творческом перепутье. Об этом говорили его картины: он выставил не традиционные полотна, написанные маслом или акварелью, выполненные пастелью или тушью. Картины он впервые написал… нефтью. Той самой нефтью, которую добывают на татарстанских промыслах и поиску, добыче и переработке которой посвятили свою судьбу несколько поколений тружеников. Вот такой неожиданный подход к материалам и технике исполнения выбрал Николай Владимирович.

На оригинальные картины, написанные нефтью разных оттенков из различных пластов нефтяных месторождений, обратили внимание и Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, и руководители компании «Татнефть», посетившие выставку. Помнится, к нему то и дело подходили посетители, удивлялись, что-то уточняли, засыпали вопросами. Он стоял, тихо улыбаясь, был смущен, даже чуть растерян, но чувствовалось: он счастлив, попав в орбиту людской признательности и интереса.

Заслуженной оказалась и победа: оригинальные картины Николая Дикасова были удостоены второго места и почетного диплома. Выставка уже сворачивала свою работу, ее участники снимали экспонаты, когда Фанис Гайсин, председатель профкома ООО УК «Главнефтегазстройсервис», друг и сосед Николая Дикасова, подвел нас к художнику. Оказалось, что тот мечтает передать одну из картин, написанных нефтью, в музей компании «Татнефть». Отличная идея, порадовалась я, в корпоративном музее немало интересных и необычных экспонатов, так что эта картина найдет свое место.

Художника мы успели сфотографировать. С Николаем и Фанисом обменялись телефонами. Договорились, что вот пройдут праздничные сентябрьские мероприятия, посвященные Дню работников нефтяной и газовой промышленности и 70-летию с начала разработки нефтяных месторождений Татарстана, отработаем, вырвемся в короткий отпуск и непременно встретимся в октябре. Я планировала написать о Николае Дикасове и его нефтяных картинах. Как узнала позже, Николай, вдохновленный результатами конкурсной выставки, продолжил эксперименты в написании картин нефтью, они были выставлены на майдане в день театрализованного представления, посвященного 70-летию нефти Татарстана, и получили хорошие отклики участников праздника.

А что до планов… Как и предполагали: отпраздновали, отработали, вырвались, вернулись. Так, да не так… Потому что на встречу пришел один Фанис Гайсин. В октябре скоропостижно скончался Николай Дикасов, умер в расцвете сил, полный новых планов и новых экспериментов. Он умер, чуть-чуть не дожив до своего 60-летия.

И вот снова конкурс профмастерства Группы компаний «Татнефть», теперь уже 2014 года. И снова выставка прикладного творчества нефтяников. Она открылась картинами Николая Дикасова, выставленными на самом видном месте. Это была теперь экспозиция в память о художнике. В рамке под стеклом лист, где его маленький фотографический портрет и биография. Биография, уместившаяся на одном листке.

Николай – парень из села Урсала, скромный, трудолюбивый и упорный. Из семьи нефтяника-первопроходца. Его отец Владимир Николаевич, выходец с Украины, начал работать оператором в управлении «Альметьевнефть» в 1954 году. Стали хорошими специалистами, в том числе и нефтяниками, пятеро его сыновей и дочь. И сын Николай, окончивший Лениногорское педагогическое училище, пришел работать художником-оформителем в ремонтно-строительный цех родного для их семьи предприятия – НГДУ «Альметьевнефть». Кстати, династия Дикасовых насчитывает более 150 лет общего трудового стажа. Это трудолюбивая и добропорядочная семья, уважаемая в коллективе нефтяников. Николай отработал здесь более трех десятков лет. После него остались здания, офисы, производственные и социальные объекты, которые он вместе со своими коллегами строил, реставрировал, украшал. Красота, облагораживающая нашу жизнь, а в итоге, возможно, спасающая наш мир, делает более одухотворенным и менее скучным наш быт. Вот к этому стремился Николай, вот это и было его профессиональным и человеческим принципом.

Он, как и полагается настоящему мужчине, построил дом, вырастил сына, посадил дерево. Деревья прекрасные – по этим голубым елям легко найти дом Дикасовых в поселке нефтяников Тихоновке, на улице имени Рината Галеева. Вырастил и сына Владимира, и дочь Светлану, кстати, окончившую и художественную школу, и училище, которые окончил он сам, помогал растить любимицу-внучку Настеньку.

О его доме чуть подробнее. Это – один из первых коттеджей, возведенных нефтяниками в Тихоновке, и в те годы – один из самых оригинальных, красивых. В жилищном строительстве нефтяниками «Татнефти» тогда была осуществлена революция. Здесь решили строить не высотки, как это делалось везде, а коттеджи за чертой города со всеми надворными службами и приусадебными участками – как в развитых странах, в США и в Европе. И все это на фоне значительных трудностей и катаклизмов переходного периода к рынку. Будущие хозяева коттеджа были освобождены от работы и сами трудились на стройке.

В те времена, далекие от нынешнего строительно-отделочного сказочного изобилия, Дикасов с минимумом строительных материалов и приспособлений построил своими руками чудо-дом. Резная калитка, цветные витражные стекла, закругленные стены, покрытые растительным орнаментом, диковинные для того времени арки, вместо скучной бетонной стены – деревянное «кружево», вырезанное и отлакированное. В оформлении дома, веранды, двора – камень и плетняк. Он тащил в дом любой увиденный камень, и семья шутила: «Надо тебе дать медаль за очищение альметьевских полей от камней, ведь в сборе урожая есть и твоя лепта…» За отход от нормативов строительства его даже критиковали, поругивали, но ему так не хотелось создавать просто бетонную клетушку, ему хотелось красоты – непременно природной, естественной. Вот и «своевольничал» хотя и втихую, но от души. Зато, когда дом был готов, туда стали для отчета приводить комиссии: посмотрите, как умеют строить наши нефтяники.

У Николая Дикасова были золотые руки. Любая стекляшка, камешек, брусочек дерева в его пальцах превращались в нечто интересное и рукотворное. Он любил все, что дарит природа: камень, дерево, воплощавшие для него красоту, естество, исконность. Именно поэтому он и пришел к идее писать нефтью картины. Нефть – это ведь тоже природа, чудесный ее дар и воплощение. Нефть с устья давали ему промысловики, шутили при этом: «И зачем она тебе нужна, Коля? Случаем не самогон из нее варишь?»

Он работал над картинами в подвале: не напрягать же семью – запах стоял еще тот… Много экспериментировал, выбирая холст, крагис, картон, бумагу: с чем лучше сочетается нефть, на что она ложится лучшим образом? Думал, как сделать так, чтобы картины сохранились. Нефть ведь субстанция природная, от солнца-жары растекается. А еще Николай Дикасов особенно дотошно подбирал нефть разных оттенков, смешивал ее, но вот с чем? Можно предположить, что растирал ее с песком или с масляной краской. Теперь уже не узнать…

…Около экспозиции нефтяных картин Николая Дикасова стояли его вдова Нина Степановна и сын Володя. Для них это был и печальный, и одновременно радостный день. Художник Дикасов, чрезвычайно скромный человек и труженик, вновь нашел своих почитателей, его картины – благодарных зрителей. И, самое главное, оставшаяся после его внезапной кончины одна несбывшаяся мечта реализовалась. Он ведь хотел подарить картину, написанную нефтью, в музей нефти ОАО «Татнефть», и посетители, среди которых были руководители компании, выбрали одну из трех картин. На ней – нефтяные качалки, река, горы, лес – все, что так любил и ценил Николай Дикасов.

София ГАРИФУЛЛИНАФото Мансура Фарукшина  {jcomments on}

zt116.ru

Тюменцы увидят картины, написанные нефтью

Альфея Мухаметова – удивительный художник. Она рисует нефтью. Ее работы находятся в частных коллекциях Канады, Китая, Японии, США, Германии, в музеях Ханты-Мансийска, Лангепаса, Тюмени, Мегиона, Тобольска. На этот раз с картины, написанные нефтью, можно будет увидеть в Тюменском драматическом театре.

Выставка откроется 16 октября в 16 часов в Тюменском Драматическом театре (2-й этаж фойе). Это уже вторая в текущем году выставка работ Альфеи Мухаметовой в Тюмени. Здесь можно будет увидеть портреты известных исследователей, почетных граждан Тюменской области, этнографические произведения.

Как сообщили организаторы, на выставке будет представлено около 70 произведений, выполненных в разных техниках. В частности, зрители увидят батик, графику, коллажи, написанные нефтью по изобретенной художником особой технологии. Абсолютной новизной стали работы, выполненные из бумаги ручного отлива.

В ходе презентации художник раскроет некоторые секреты своего мастерства, техник письма нефтью, которые являются ноу -хау. Будет презентована сувенирная продукция, разработанная на основе образов и символов автора, которая используется в формировании имиджа региона, а также  концепция  альбома  — каталога, приуроченного к юбилею художника.

Альфея Мухаметова — заслуженный работник РФ, член Союза художников России, член Международной Ассоциации изобразительного искусства АИАП – ЮНЕСКО, лауреат премии имени В.И. Муравленко. Она родилась в 1956 году в селе Вяткино Юргинского района Тюменской области. Детство и юность её прошли на Севере. В 1973 году окончила среднюю школу №1 г. Мегиона. Затем с 1974 по 1979 годы — учёба на художественно-графическом факультете Нижне -Тагильского педагогического института. В 1975 году впервые участвовала в городской выставке молодых студентов в музее г. Нижний Тагил, а в 1979 году в выставке дипломных работ в г. Москве. В 1996 году Альфея Мухаметова вступила в Союз художников России.

Нина ПЕТРОВА

 

test.park72.ru

Тюменцы увидят картины, написанные нефтью

Альфея Мухаметова – удивительный художник. Она рисует нефтью. Ее работы находятся в частных коллекциях Канады, Китая, Японии, США, Германии, в музеях Ханты-Мансийска, Лангепаса, Тюмени, Мегиона, Тобольска. На этот раз с картины, написанные нефтью, можно будет увидеть в Тюменском драматическом театре.

Выставка откроется 16 октября в 16 часов в Тюменском Драматическом театре (2-й этаж фойе). Это уже вторая в текущем году выставка работ Альфеи Мухаметовой в Тюмени. Здесь можно будет увидеть портреты известных исследователей, почетных граждан Тюменской области, этнографические произведения.

Как сообщили организаторы, на выставке будет представлено около 70 произведений, выполненных в разных техниках. В частности, зрители увидят батик, графику, коллажи, написанные нефтью по изобретенной художником особой технологии. Абсолютной новизной стали работы, выполненные из бумаги ручного отлива.

В ходе презентации художник раскроет некоторые секреты своего мастерства, техник письма нефтью, которые являются ноу -хау. Будет презентована сувенирная продукция, разработанная на основе образов и символов автора, которая используется в формировании имиджа региона, а также  концепция  альбома  — каталога, приуроченного к юбилею художника.

Альфея Мухаметова — заслуженный работник РФ, член Союза художников России, член Международной Ассоциации изобразительного искусства АИАП – ЮНЕСКО, лауреат премии имени В.И. Муравленко. Она родилась в 1956 году в селе Вяткино Юргинского района Тюменской области. Детство и юность её прошли на Севере. В 1973 году окончила среднюю школу №1 г. Мегиона. Затем с 1974 по 1979 годы — учёба на художественно-графическом факультете Нижне -Тагильского педагогического института. В 1975 году впервые участвовала в городской выставке молодых студентов в музее г. Нижний Тагил, а в 1979 году в выставке дипломных работ в г. Москве. В 1996 году Альфея Мухаметова вступила в Союз художников России.

Нина ПЕТРОВА

 

park72.ru