Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Катализатор крекинга нефти


Каталитический крекинг нефти

Образование 29 ноября 2012

Каталитический крекинг нефти (в переводе с английского – расщепление) – технологический процесс, направленный на увеличение выхода бензина путем специальной переработки компонентов тяжелых фракций нефти. При первичной переработке продукта получают в среднем 5-14% от общей массы бензина. Качество получаемого топлива после прямой перегонки не удовлетворяет требованиям современной техники.

Каталитический крекинг повышает выход бензина и улучшает его качество.

Различают два вида термического (каталитического) крекинга: жидкостный и газофазный. Для первого сырьем является мазут, который подают в печи при 600-625 °С под давлением, близким к атмосферному. Газофазный каталитический крекинг проводится при тех же условиях, но сырьем для него является газойль (солярные масла). При термическом крекинге в структуре высокомолекулярных алканов разрываются карбоновые связи и образуются молекулы низкомолекулярных углеродов, входящих в бензиновую фракцию:

С10Н22 – С5Н12+С5Н10.

Таким образом, из высокомолекулярного декана образуются два вещества (предельные и непредельные углеводороды) с меньшей молекулярной массой.

Каталитический крекинг осуществляется в присутствии катализаторов (активированная глина или алюмосиликаты) при температуре 470-530 градусов под давлением от 70 до 370 кПа. Основным сырьем для осуществления процесса является газойль, выход бензина с общей массы нефти может достигать 30-40%. Поэтому производство бензина – это непростой и трудоемкий процесс. Для улучшения качества продукта из его состава удаляют алкены и алкины, которые иногда занимают до 30% общей массы.

Благодаря использованию инновационных технологий, выход бензина в процессе перегонки нефти может составлять до 80 процентов. Для оценки качества жидкого топлива пользуются октановым числом. В качестве образца топлива с высокими антидетонационными свойствами был избран изооктан или 2,2,4-триметилпентан.

Его октановое число считают равным 100. В качестве образца с наиболее низкими антидетонационными свойствами берут н-гептан: С7Н16, октановое число (ОЧ), которого считают равным 0. Для определения данного показателя сравнивают детонационные свойства бензина со свойствами смеси изооктана и н-гептана.

К примеру, продукт с октановым числом 80 имеет такие же детонационные свойства, как смесь 80% изооктана и 20% н-гептана. Чем выше октановое число, тем выше качество топлива. Повышение этого показателя экономит топливо и сохраняет мощность двигателей внутреннего сгорания. В продукт добавляют и другие компоненты, в том числе и углероды синтетического происхождения, и антидетонаторы (это вещества, которые в минимальных концентрациях (не больше 0,5 %) улучшают антидетонационные свойства топлива). Раньше для этих целей использовали тетраэтилплюмбум. В связи с тем, что это вещество очень токсично, его заменили другими антидетонаторами, которые изготовляют из марганцевоорганических соединений. Эти вещества менее токсичны для нашего организма и дают возможность получения топлива с ОЧ в сто двадцать пять-сто тридцать единиц.

Технология производства бензина

Путем прямой перегонки нефти получают бензин с ОЧ до 91. Указанный метод на сегодня – непозволительная роскошь, поскольку выход самого бензина невелик. Для повышения выхода топлива и улучшения его качества используют повторную перегонку, каталитический, термический крекинг, риформинг и т.д.

Перечисленные методы повышают затраты труда, времени и средств, однако, только они позволяют получить менее вредный бензин для окружающей среды. Для увеличения ОЧ на сегодня очень часто используют разнообразные химические средства (спирты, металлоорганические соединения, эфиры и т.д.).

Источник: fb.ru Образование Крекинг - это что такое? Крекинг нефти, нефтепродуктов, алканов. Термический крекинг

Не секрет, что бензин получают из нефти. Однако большинство автолюбителей даже не задаются вопросом о том, как происходит этот процесс превращения нефти в топливо для их любимого автотранспорта. Он называется крекинго...

Автомобили Мировые и российские запасы нефти

Ни для кого не секрет, что все в этом мире имеет свое логическое завершение. Полезные ископаемые также не являются неиссякаемым продуктом, поэтому когда-нибудь человечеству придется забыть о нынче привычных для нас га...

Бизнес Добыча нефти в мире. Объёмы добычи нефти в мире (таблица)

Как и другие виды ископаемого топлива, нефть – дама весьма почтенного возраста. Самые первые залежи земляного масла, по мнению ученых, возникли еще 600 миллионов лет назад. Тогда океаны были гор...

Бизнес Каталитический риформинг - это прогрессивная технология с вековой историей

Полезные свойства нефти известны человечеству с незапамятных времен. Она используется для получения топлива и сырья для производства синтетических волокон и пластмасс. При этом человечество всегда стремилось максимизи...

Бизнес Что будет, когда закончится нефть? На сколько хватит нефти? Нефтедобывающие компании

Когда закончится нефть? Десятилетия тому назад мир уже предупреждали о том, что ее запасы подходят к концу. Сегодня нефти больше, чем нужно. Что питает рост добычи черного золота?Телеобращение КартераВ...

Бизнес Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов: классификация, разновидности, размеры

На современных НПЗ и предприятиях топливного профиля активно используются специальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Именно эти емкости обеспечивают количественную и качественную сохранность. Прочитав...

Бизнес Приразломное месторождение нефти в Печорском море

В мире осталось не так много неизученных регионов. Одно из этих мест – Арктика. Изучение Арктики начали еще со времен Средневековья. Освоение региона продолжается и по сей день. Более 2/3 мировых арктических шел...

Бизнес Стратегическое природное сырье РФ - нефть "Юралс"

Нефть "Юралс" – основной экспортный сорт российского углеводородного сырья. Бюджет страны напрямую зависит от нефти этой марки, поскольку он рассчитывается исходя из стоимости сырья по текущим прогнозам экономис...

Бизнес Какой марки нефть продает Россия? Добыча и продажа нефти

Нефть является одним из видов экспортного сырья, играющего как в российской, так и мировой экономике немаловажную роль в последние десятилетия. Какой марки нефть продает Россия?Историческая справка

Бизнес Страны-экспортеры нефти. Крупнейшие экспортеры нефти - список

Многие нефтедобывающие страны смогли развить свою экономику благодаря реализации основного ресурса. Но динамический рост показателей был бы невозможен, если бы развивающиеся государства не объединились.Группы ...

monateka.com

Каталитический крекинг нефтепродуктов

 Основное  целевое назначение каталитического  крекинга – производство с  максимально высоким выходом  ( до 50% и более) высокооктанового  бензина и ценных сжиженных газов – сырья для последующих производств высокооктановых компонентов бензинов изомерного строения: алкилата и метилтрет-бутилового эфира, а также сырья для нефтехимических производств. Получающийся в процессе легкий газойль используется обычно как компонент дизельного топлива, а тяжелый газойль с высоким содержанием полициклических ароматических углеводородов – как сырье для производства технического углерода или высококачественного электродного кокса (например, игольчатого).        

 Процессы  каталитического крекинга получили  наибольшее развитие в США,  где удельный вес их в 1999г.  составил 34,2% от первичной переработки  нефти, причем на некоторых  НПЗ этот показатель достигает  свыше 50%. Доля этого процесса  на НПЗ других развитых капиталистических стран составляет 10-15%.        

 Еще  в 1919-1920-х гг. академиком Н.Д.Зелинским  была предложена идея по осуществлению  низкотемпературного каталитического  крекинга (~200°С) нефтяного сырья  на хлориде алюминия. На основе  этих работ была создана и испытана опытная установка по получению бензина. Однако в силу существенных недостатков хлорида алюминия как катализатора (сильная коррозия аппаратуры, большой расход катализатора вследствие образования комплексных соединений с углеводородами, периодичность процесса и др.) эта идея не нашла промышленного внедрения.        

 Первая  промышленная установка по каталитическому  крекингу керосино-газойлевых фракций,  которая была пущена в США  в 1936г., представляла собой периодически  регенерируемый процесс со стационарным слоем катализатора из природной глины. В 1940г. Природная глина была заменена на более активный синтетический гранулированный алюмосиликатный катализатор (установки Гудри). В 1942г. Промышленный процесс каталитического крекинга переводят на непрерывную схему с применением шарикового катализатора, циркулирующего между реактором и регенератором. В  последующие годы возникли и нашли широкое промышленное внедрение более совершенные установки каталитического крекинга с кипящим слоем микросферического катализатора.         

 Решающее  значение для дальнейшего усовершенствования  и интенсификации  установок каталитического крекинга сыграли разработка в 1962г. и промышленное внедрение цеолитсодержащих алюмосиликатных катализаторов. Более высокие активность, селективность и термостабильность которых позволили существенно увеличить выход бензина, а также разработать и внедрить (1971г.) высокоинтенсивные технологии каталитического крекинга с прямоточным реактором – с восходящим потоком микросферического катализатора в так называемом лифт – реакторе.  

     3.2 Сырье каталитического крекинга          

 В  качестве сырья в процессе  каталитического крекинга в течение  многих десятилетий традиционно  использовали вакуумный дистиллят  (газойль) широкого фракционного  состава (350-500°С). В ряде случаев в сырье крекинга вовлекаются газойлевые фракции термодеструктивных процессов, гидрокрекинга, рафинаты процессов деасфальтизации мазутов и гудронов, полупродукты масляного производства и др.        

 В  последние годы в мировой нефтепереработке наблюдается тенденция к непрерывному утяжелению сырья. На современных зарубежных установках перешли к переработке глубоковакуумных газойлей с температурной конца кипения 540-620°С. На специально запроектированных установках каталитическому крекингу подвергают остаточное сырье: мазуты и даже гудроны или их смеси с дистиллятным сырьем без или после предварительного облагораживания гидроочиткой, деасфальтизацией или деметаллизацией.        

 Всю  совокупность показателей, характеризующих  качество сырья, по степени влияния на процесс каталитического крекинга условно можно подразделить на слудующие три группы:

    1)    Показатели, влияющие на выход (т.е. на материальный баланс) и качество продуктов крекинга: фракционный и групповой химический состав и содержание гетероорганических соединений;

    2)    Показатели, влияющие на обратимую дезактивацию катализатора, такие как плотность, коксуемость и содержание сернокислотных смол;

    3)    Показатели, влияющие на необратимую дезактивацию катализатора: содержание металлов, прежде всего ванадия и никеля.

По фракционному составу к сырью процесса предъявляются  следующие требования:

-    практически полное отсутствие бензино-лигроиновых фракций, поскольку в условиях крекинга они претерпевают незначительные превращения, к тому же нерационально загружают реакционный аппарат и отрицательно влияют на октановое число бензина;

- ограниченное (до 10 %) содержание фракций, выкипающих до 350° С;

-ограниченная температура конца кипения (500-620 °С), что обусловливается концентрированием в высококипящих фракциях коксогенных компонентов сырья (смол и асфальтенов) и гетероорганических соединений и металлов.

   Групповой химический состав сырья более значительно  влияет на выход и качество продуктов  крекинга. В большинстве вакуумных  газойлей, направляемых на каталитический крекинг, в зависимости от типа исходной нефти содержание в них групповых компонентов колеблется в довольно широких пределах; парафиновых 15-35% нафтеновых 20-40 % и ароматических 15-60 %. 

Выход продуктов крекинга, % об. Сырье
парафиновое нафтеновое ароматическое
Сухой газ * 2,6 3,2 3,4
Сжиженный газ  34,5 27,5 24,3
Бензин  -221°С 73 70 54,2
Легкий  газойль 5 10 20
Тяжелый газойль 2 5 10
Кокс* 4,8 5,4 6,3
  

 Таблица 1.  Влияние группового углеводородного состава вакуумного газойля на выход продуктов крекинга (катализатор цеолитсодержащий, температура 538°С) 

   Как видно из таблицы наилучшим для  каталитического крекинга по выходу целевых продуктов (бензина и  сжиженных газов) является сырье с преобладанием парафиновых и нафтеновых углеводородов. Полициклические ароматические углеводороды и смолы сырья в условиях крекинга дают мало бензина и много тяжелых фракций и кокса. Сернистые и кислородные соединения однотипного по химическому составу сырья не оказывают существенного влияния на материальный баланс каталитического крекинга, но ухудшают качество продуктов. Однако следует указать, что с увеличением содержания гетероорганических соединений в сырье, как правило, одновременно повышается содержание в нем полициклических углеводородов и смол. 

   К компонентам, обратимо дезактивирующим  катализаторы крекинга, относят полициклические  ароматические углеводороды, смолы, асфальтены и азотистые соединения сырья. Об обратимой дезактивирующей способности сырья можно судить: косвенно по плотности, а количественно — по коксуемости, определяемой по Конрадсону. Как правило, чем выше коксуемость сырья, тем больше выход кокса на катализаторе.

   Обычно  на установках каталитического крекинга преимущественно перерабатывают типовое сырье (вакуумный газойль 350-500° С) с коксуемостью не более 0.3-0.5 % мас. Если регенератор имеет запас мощности по массе сжигаемого кокса, то может быть использовано

сырье с коксуемостью до 2-3 % мас. На специальных  установках, предназначенных для крекинга остаточного сырья и имеющих системы отвода тепла из регенератора, допускается коксуемость сырья до 5% мас.

     Обратимыми  ядами для алюмосиликатных катализаторов  являются азотистые основания: они  прочно адсорбируются на кислотных активных центрах и блокируют их. При одинаковых основных свойствах большее дезактивирующее воздействие на катализатор оказывают азотистые соединения большей молекулярной массы. После выжига кокса активность отравленного азотистыми основаниями катализатора полностью восстанавливается. Цеолитсодержащие катализаторы, благодаря молекулярно-ситовым свойствам, отравляются азотом в значительно меньшей степени, чем аморфные алюмосиликатные. Металлоорганические соединения, содержащиеся преимущественно в высококипящих и особенно остаточных фракциях нефти, относят к необратимо дезактивирующим компонентам сырья крекинга. Блокируя активные центры катализатора, они отрицательно влияют не только на его активность, но и на селективность. Так, по мере увеличения содержания никеля и ванадия, являющихся, как известно, дегидрирующими металлами, интенсивно возрастает в продуктах крекинга выход водорода и сухих газов, а выход бензина существенно снижается.

     На  установках каталитического крекинга, на которых не предусмотрены специальные приемы но улавливанию или пассивации отравляющего действия металлов, содержание их в сырье нормируется не более 2 г/т. Для переработки сырья с коксуемостью более 10 % масс. и содержащем металлов 10-30 г/г и более требуется обязательная его предварительная подготовка.  

     3.3 Облагораживание сырья каталитического крекинга  

      С целью снижения содержания металлов и коксогенных компонентов в  сырье до такой степени, чтобы  его последующая каталитическая переработка была бы более экономична, т.е. при умеренных габаритах регенератора и без чрезмерного расхода дорогостоящего катализатора, осуществляется его подготовка.

   Из  процессов облагораживания сырья  каталитического крекинга в настоящее  время широко применяется каталитическая гидроочистка преимущественно вакуумных газойлей и более тяжелого сырья с ограниченным содержанием металлов.

   К сырью гидрогенизационных процессов, по сравнению с каталитическим крекингом, не предъявляется столь жестких  ограничений по коксуемости, поскольку  скорости коксообразования в этих процессах несопоставимы. Однако по содержанию металлов к сырью обоих процессов предъявляются практически одинаковые ограничения, поскольку металлы сырья одинаково необратимо дезактивируют как металлические центры, так и кислотные центры катализаторов.

   Необходимо отметить следующие достоинства комбинированной каталитической переработки с предварительной гидроочисткой сырья крекинга:

   - существенно снижается содержание сернистых и азотистых соединений во всех жидких продуктах каталитического крекинга и содержание оксидов серы в газах регенерации, в результате отпадает необходимость в их облагораживании и снижаются выбросы вредных газов в атмосферу

- полициклические ароматические углеводороды и смолы сырья при гидроочистке подвергаются частичному гидрокрекингу с образованием алкилароматических  углеводородов с меньшим числом колец, в результате снижается коксообразование в процессе каталитического крекинга;

- существенно снижается содержание металлов в гидроочищенном сырье, что снижает расход катализаторов крекинга;

-при каталитическом крекинге гидроочищенного сырья увеличивается выход целевых (более высокого качества) продуктов и снижается выход газойлей и кокса.

     К недостаткам комбинированной переработки  следует отнести увеличение капитальных  и эксплуатационных затрат и возможность переработки сырья с ограниченным содержанием металлов.

     К некаталитическим процессам подготовки сырья к каталитическому крекингу (а также гидрокрекингу) не предъявляются  таковые ограничения по содержанию металлов, что позволяет значительно расширить ресурсы сырья за счет вовлечения остаточных видов сырья. Но они характеризуются повышенными капитальными и эксплуатационными затратами, из-за чего сдерживается их широкое применение в современной нефтепереработке.

     Из  внедренных в промышленном масштабе в нефтепереработке методов некаталитической подготовки остаточных видов сырья следует отметить процессы сольвентной и термоадсорбционной деасфальтизации и деметаллизации.

     Сольвентная деасфальтизация с использованием в качестве растворителей пропана, бутана, пентана или легкого бензина  основана на технологии подобной пропановой деасфальтизации гудронов, применяемой в производстве смазочных масел. В этих процессах наряду с деасфальтизацией и обессмоливанием достигаются одновременно деметаллизация, а также частичное обессеривание и деазотирование тяжелых нефтяных остатков (ТНО), что существенно облегчает последующую их каталитическую переработку.

     В случае применения некаталитических процессов облагораживания ТНО возможна трехступенчатая переработка остаточного сырья по схеме: деасфальтизация гудрона (сольвентная или термоадсорбционная) → гидрообессеривание смеси деасфальтизата и вакуумного газойля  → каталитический крекинг гидрогенизата.

stud24.ru

Одноступенчатый каталитический крекинг нефти - Справочник химика 21

    ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ КАТАЛИТИЧЕСКИЙ КРЕКИНГ НЕФТИ [c.135]

    Одноступенчатый каталитический крекинг нефти ыа пылевидном катализаторе [c.234]

    Б. Одноступенчатый каталитический крекинг нефтей на пилотных установках [c.139]

    В. Одноступенчатый каталитический крекинг нефтей -  [c.141]

    Приготовленные продукты анализировались с определением качеств, нормируемых ГОСТ ом на каждый вид топлива. В таблицах 61 и 62 приводятся материальные балансы одноступенчатого каталитического крекинга нефтей и качественная характеристика полученных продуктов. [c.140]

    Выход автомобильного бензина после крекинга равен 27,7% против 13%, выделенного из нефти перегонкой. Качественная характеристика ,табл. 63) автомобильного бензина, полученного после одноступенчатого каталитического крекинга нефти, значительно улучшена. Если октановое число автомобильного бензина, выделенного нз нефти, равно 63,1 пункта,  [c.142]

    Ниже представлены сравнительные Данные лабораторных исследований стабильности бензинов термического крекинга и одноступенчатого каталитического крекинга, полученных при переработке туймазинской нефти  [c.230]

    Па опытно-промышленной установке одноступенчатый каталитический крекинг смеси бакинских нефтей осуществляли по схеме подачи сырья под слой катализатора. П])и снятии показателей одноступенчатого каталитичес- [c.239]

    По мере снижения остаточного давления вакуумной перегонки выход сырья для каталитического крекинга увеличивается, а выход вакуумного гудрона соответственно уменьшается. Особенно важным результатом одноступенчатого каталитического крекинга вакуумного дистиллята является значительное уменьшение выхода остаточного топлива № 6 и соответствующее увеличение выходов более легких дистиллятных топлив и бензина. Отношение выходов остаточного топлива и бензина уменьшается на 24% (с 81,7 до 62,1%) соответственно увеличивается выход дистиллятного топлива № 2. Особенно следует отметить, что эти результаты получены на сырой нефти, которая дает относительно высокий выход остаточного топлива. [c.145]

    Одноступенчатый каталитический крекинг масел бакинских нефтей на опытно-промышленной установке осуществлялся по схеме крекирования легкого сырья, т. е. по схеме крекирования керосино-газойлевых фракций с подачей сырья под слой катализатора. [c.144]

    В бензинах одноступенчатого каталитического крекинга содержится ароматических углеводородов 20—26%, олефиновых 12— 28%, нафтеновых 10—18%, парафиновых и изопарафиновых 33— 48°/о, серы до 0,3%. В табл. 37 приведена характеристика бензинов одноступенчатого каталитического крекинга, полученных из восточных нефтей на разных НПЗ. [c.172]

    Анализ работы установок каталитического крекинга показал, что этот процесс в значительной степени происходит в транспортной трубе от начала контактирования катализатора с сырьем до входа смеси в кипящий слой катализатора в реакторе. Поэтому в промышленную практику все шире внедряется каталитический крекинг в две ступени первая ступень осуществляется во внешнем катализаторопроводе (лифт-реакторе) с восходящим потоком катализатора, который поступает вместе с продуктами крекинга и остатками непрореагировавшего сырья на вторую ступень — в реактор с кипящим слоем. Данные технико-экономической оценки двухступенчатого каталитического крекинга свидетельствуют о его большом преимуществе по сравнению с одноступенчатым крекингом в псевдоожиженном слое катализатора. Так, по данным В. С. Алиева с сотр. [55], при двухступенчатом крекинге вакуумного дистиллята, полученного из малосернистых нефтей, даже на аморфном катализаторе выход компонента автомобильного бензина значительно выше, чем при одноступенчатом крекинге. При- [c.98]

    С целью создания рациональной схемы глубокой бе зостаточной переработки нефти с отбором до 80 % светлых продуктов хорошего качества в АзНИИ НИ им. В. В. Куйбышева проведены исследования по разработке нроцесса одноступенчатого каталитического крекинга нефти, которые были начаты в 19.51 —1952 гг. Эксперименты проводили на пилотных установках и на опытно-промышленной установке Бакинского крекинг-завода им. Вано Стуруа. Показатели, снятые по процессу одноступенчатого крекинга нефти на опытно-промышленной установке, подтвердили основные выводы и результаты, полученные на пилотных установках по крекингу гюргянской, небитдагской и ромашкинской нефтей. [c.234]

    Исследовались газообразные и жидкие продукты односуточпого крекинга нефтей. В табл. 2—10 приведены материальный баланс одноступенчатого каталитического крекинга нефтей и характеристика полученных продуктов. Необходимо отметить, что выход бензиновых фракций указывается с добавлением пептан-амиленовых и высших углеводородов, содернсащихся в газе. [c.234]

    Вариант одноступенчатого каталитического крекинга нефти в кипя ацем слое мелкодисперсного алюмосиликата является одним из рацио- нальных в переработке тяжелого нефтяного сырья. Впервые этот про-4десс был испытан на пилотной установке на ряде различных бакинских нефтей в конце 1951 г. Позже в 1952 г. он подвергся более детальной разработке . В этом процессе сочетаются элементы полной деструктивной перегонки нефти и каталитического преобразования ее, причем основные продукты процесса — бензин и дизтоплива — получаются в форме смесей природных фракций и фракций, образовавшихся в результате каталитической деструкции. В связи с этим, для нефтей, содержащих высокооктановый (или среднеоктановый, порядка 60—65) бензин, возникает необходимость в облагораживании только дизтопливной фракции, а для низкооктановых природных бензинов проблема осложняется необходимостью повышения октанового числа. [c.135]

    Агафонов А., Алиев В. Одноступенчатый каталитический крекинг нефти. Доклад на сессии секции переработки Техсовета МНП СССР в гор. Грозном, март,. 1955 г. [c.135]

    Кроме того, разрабатывалась комплексная схема тсотактно-каталитиче-ского преобразования сернистых нефтей Татарии, предус.матривающая сочетание атмосферной перегонки нефти с каталитическим крекингом мазута, комбинированного каталитического превращения мазутов и одноступенчатого каталитического крекипга нефти в кипящем слое мелкодисперсного алюмосиликатного катализатора, обеспечивающего высокий выход це.иевых продуктов за счет максимального использования внутреннего и подаваемого со стороны водорода. [c.12]

    Зависимость содержания парафино-нафтеновых, ароматических и олефиновых углеводородов в бензинах от параметров процесса одноступенчатого каталитического крекинга типичного сырья — вакуумного дистиллята ромашкинской нефти с использованием цеолитсодержащего катализатора типа Цеокар-2 приведена на рисунке. При степени конверсии 65—75%, характерной для современных установок одноступенчатого каталитического крекинга, выход бензина составлял 40—42% мае. на сырье. Из графиков рисунка видно, что содержание парафинонафтеновых углеводородов в бензине повышается с увеличением степени конверсии, проходя через максимум для реактора с кипящим слоем катализатора при степени конверсии 75%. При одинаковой степени конверсии оно наибольшее в прямоточном реакторе и наименьшее в реакторе с кипящим слоем катализатора. При повышении температуры в реакторе с кипящим слоем катализатора и в прямоточном реакторе с концевым кипящим слоем содержание в нем парафино-нафтеновых углеводородов уменьшается. Изменение температуры в прямоточном [c.67]

    В 1956 г. в АзНИИ НП на непрерывнодействующей пилотной установке с циркулирующим порошкообразным активным алюмосиликатом исследовался вариант процесса одноступенчатого каталитического крекинга ромашкинской нефти под небольшим давлением. В этом же году на НБНЗ был осуществлен промышленный пробег каталитического крекинга нефти в кипящем слое пылевидного катализатора . [c.135]

    Итоги исследования одноступенчатого каталитического крекинга ромашкинско нефти на опытно-промышленной установке БКЗ им. В. Стуруа. Информационный от чет Азнефтезаводы, АзНИИ НП, БКЗ им. В. Стуруа, 1953 г. [c.135]

    Сочетание процесса каталитического крекинга нефти с гидрогенизацией полученных нетоварных продуктов может обеспечить полную переработку сернистой нефти в качественное моторное топливо. С этой целью в бывш. ЛенНИИ были проведены эксперименты по гидрированию фракций, полученных в результате одноступенчатого каталитического крекинга ромашкинской нефти на опытно-промышленной установке, а именно фракции 140°—к. к. Эти фракции были выделены из катализата, полученного при подаче сырья над кипящим слоем катализатора с рециркуляцией остатка, выкипающего выше 350° С. Для выбора режима процесса опыты проводились при различных температурах, давлениях, объемных скоростях, при этом в качестве катализатора использовали На активной окиси алюминия и N1—Мо. [c.267]

    В процессе одноступенчатого гидрокрекинга (разработанного во ВНИИ НП) вакуумных дистиллятов восточных нефтей СССР на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при давлении 50 ат, температуре 425° С, удельной объемной скорости подачи сырья 1 и удельной циркуляции водородсодержащего газа 600 м /м сырья выход основного продукта — дизельного топлива колеблется от 30 до 45 вес. % [42]. Гидрокрекинг протекает при низком газо- и бензинообразовании (выход газообразных углеводородов не превышает 3—5 вес. %), и значительную долю продуктов реакции (около 50— 55 вес. %) составляет остаток (тяжелые фракции), кипящий при температуре выше 350° С. Этот остаток, характеризующийся низким содержанием серы и смол, является хорошим сырьем для каталитического крекинга и для производства смазочных масел или он может направляться на рециркуляцию [34]. [c.254]

    Основным сырьем промышленных установок является дистил-лятное тяжелые вакуумные газойли сернистых нефтей и соответствующие по фракционному составу дистилляты вторичного происхождения, газойли коксования и каталитического крекинга. Сырье с высоким содержанием серы или азота подвергается двухступенчатому гидрокрекингу. На I ступени процесса удаляются сернистые и азотистые соединения поэтому сырье с низким содержанием серы и азота можно подвергать одноступенчатому гидрокрекингу. Одноступенчатый процесс применяют также тогда, когда требуется максимальный выход средних дистиллятов. В реакторах I ступени применяют алюмоникелевый, алюмомолибдено-вый и алюмокобальтмолибденовый катализаторы, на II ступе 1и используют платиновый и палладиевый катализаторы. Катализаторы [65] имеют следующую характеристику  [c.185]

    Резкое увеличение числа изомеров указанных и ароматических углеводородов во фракциях, содержащих 7 атомов углерода и более (из продуктов крекинга и пиролиза фракций нефти, продуктов каталитического дегидрирования к-парафинов и т. д.), усложняет задачу проведения одновременного и полного разделения всех присутствующих компонентов на какой-либо одной жидкой фазе. Осуществлено одноступенчатое газо-жидкостное хроматографическое разделение продуктов каталитических превращений к-додекана над алюмохромовым катализатором (фракции, зыкипающив до 155 °С)., отличающихся тем, что в указанном процессе крекинга доля реакции скелетной изомеризации была невелика и продукты не содержали или содержали в незначительном количестве разветвленные алифатические или полиалкилзамещенные,аромат ические углеводороды [177]. [c.71]

chem21.info

Каталитический крекинг - нефтяное сырье

Каталитический крекинг - нефтяное сырье

Cтраница 1

Каталитический крекинг нефтяного сырья предназначен для получения компонентов моторных и отельных топлив, а также сырья для нефтехимии.  [1]

Каталитический крекинг нефтяного сырья - один из технологических процессов, автоматизация которых дает большой экономический эффект.  [2]

Каталитический крекинг нефтяного сырья протекает при высоких температурах и при участии катализаторовх.  [3]

Каталитический крекинг нефтяного сырья на современных установках ведется при давлении 0 5 - 1 5 ат; на установках с подвижным шариковым катализатором - при давлении 0 65 ат, а на установках с циркулирующим пылевидным или микросферическим катализатором - при 0 8 - 1 5 ат. Повышение давления при каталитическом крекинге сопровождается ростом выхода кокса. Содержание олефинов в бензине уменьшается, и октановое число падает.  [4]

Каталитический крекинг нефтяного сырья относится к вторичным процессам переработки нефти, значение которых постоянно возрастает.  [5]

Процесс каталитического крекинга нефтяного сырья С мелкодисперсным катализатором, предназначенный для получения высококачественных моторных топлив и сырья для нефтехимического синтеза, является одним из наиболее перспективных и распространенных процессов вторичной переработки нефти.  [6]

При каталитическом крекинге нефтяного сырья целевым продуктом является бензин. Выходом его ( в % масс, от сырья) и принято оценивать каталитическую активность катализатора. Часто вместо выражения активность катализатора применяют выражение индекс активности и обозначают его цифрой, равной выходу бензина ( в % масс.) при каталитическом крекинге эталонного сырья в стандартных условиях на лабораторной установке. Активность катализаторов зависит от их физико-химических свойств, которые, в свою очередь, определяются структурой и химическим составом, а также технологией их производства.  [7]

При каталитическом крекинге нефтяного сырья получается газ, бензин и каталитический газойль. Пропан-пропиленовая и этан-этиленовая фракции газа каталитического крекинга могут использоваться как сырье для органического синтеза.  [9]

При каталитическом крекинге нефтяного сырья целевым продуктом является бензин и по его выходу на сырье принято оценивать каталитическую активность катализатора. У синтетических катализаторов активность обычно составляет 34 - 36 вес.  [10]

При каталитическом крекинге нефтяного сырья получается газ, бензин и каталитический газойль. Газ каталитического крекинга является хорошим сырьем для получения ал-килата - высокооктанового компонента авиационного бензина, получаемого путем алкилирования бутиленов изобутаном. Про-пан-пропиленовая и этан-этиленовая фракции газа каталитического крекинга могут использоваться как сырье для органического синтеза.  [11]

В результате каталитического крекинга нефтяного сырья образуются соединения, отличающиеся от первоначальных по физико-химическим свойствам. В зависимости от вида сырья, применяемого катализатора и параметров процесса выход бензина при крекинге составляет от 28 до 58 % ( масс.) на сырье. При каталитическом крекинге нефтяных фракций, особенно при температурах выше 500 С, в значительной степени превращаются в бензин и газообразные продукты, которые можно использовать для производства высокооктановых компонентов бензина или как сырье для нефтехимических процессов.  [12]

Первыми отечественными промышленными установками каталитического крекинга нефтяного сырья с псевдоожижен-ным слоем катализатора являются установки I-A, имеющие ре-акторно-регенераторный, нагревательно-фракционирующий и газовый блоки. В качестве сырья на установках I-A используются чаще всего газойлевые фракции.  [14]

Из опыта эксплуатации установок каталитического крекинга нефтяного сырья известно, что для сжигания 1 кг кокса, находящегося на поверхности отработанного катализатора, требуется от 12 5 до 13 5 кг воздуха.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru