Новая угроза: как геополитический скандал вокруг Катара отразится на стоимости нефти. Катар экспорт нефти


Государство Катар. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 июня 2017 г. о разрыве дипломатических отношений с Катаром объявили Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Йемен, Мальдивы и переходное правительство Ливии под руководством Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани.

Главной причиной разрыва дипсвязей было названо вмешательство Катара во внутреннюю политику соседних стран и поддержка террористических группировок, действующих в регионе.

Катар - государство (эмират), расположенное на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. На юге граничит с Саудовской Аравией, на северо-западе имеет морскую границу с Бахрейном, на юго-востоке - морскую границу с ОАЭ. Территория - 11,61 тыс. кв. км, население - примерно 2,3 млн человек, из них катарцы - лишь 13%, остальные - мигранты. Столица - город Доха.

История

Первые упоминания о Катаре относятся к II в. до н. э. В VII в. местные кочевые племена приняли ислам и вошли в состав Арабского халифата (VII-X вв.). На протяжении XIII-XIV вв. страной владели эмиры Бахрейна. В XVI-XVIII вв. за Катар велась борьба между Персией, Османской империей, вождями разных арабских племен, правителями Омана и представителями династии Аль Саудов. В 1766 г. страну захватил арабский род Аль Халифа, исповедующий ислам ваххабитского толка. В 1871-1913 гг. страна входила в состав Османской империи.

В начале Первой мировой войны (1914) в Катар были введены британские войска, в 1916 г. Катар стал протекторатом Великобритании. В 1968 г. Катар, Бахрейн и семь княжеств Договорного Омана (с 1971 г. ОАЭ) приняли решение о создании Федерации арабских княжеств, однако в 1971 г. Катар вышел из ее состава и провозгласил независимость.

Первый эмир Катара шейх Ахмед был свергнут в результате переворота в феврале 1972 г., власть перешла к его двоюродному брату шейху Халифе бен Хамаду Аль Тани (1972-1995). В июне 1995 г. он также был свергнут, и эмиром Катара стал его сын шейх Хамад бен Халифа Аль Тани (1995-2013). В июне 2013 г. шейх Хамад отрекся от престола в пользу наследника, шейха Тамима бен Хамада Аль Тани.

В 1990-2000 гг. в стране был проведен ряд реформ, в частности, был увеличен состав Консультативного совета (госорган с совещательными функциями), создана конституционная комиссия, учрежден пост премьер-министра, в 1999 г. впервые прошли выборы в муниципальный совет, в 2005 г. вступила в силу новая конституция.

Катар - член ОПЕК (1961), ООН (1971), ЛАГ (1971), ССАГПЗ (1981).

В 2011 г. войска Катара принимали участие в военных действиях в Ливии против режима Муаммара Каддафи.

С марта 2015 г. Катар присоединился к коалиции арабских стран во главе с Саудовской Аравией, вмешавшейся в ход гражданской войны в Йемене (между шиитскими повстанцами и правительственными войсками).

Катар предоставлял свою территорию для использования силами антииракской коалиции (в 1990-1991 гг. и 2003 г.), включая базу аль-Удейд (32 км к юго-западу от Дохи). В настоящее время это крупнейшая авиабаза США на Ближнем Востоке, здесь могут размещаться одновременно 120 самолетов. Ее взлетно-посадочная полоса - 3,8 км, одна из самых длинных, которыми располагают аэродромы государств Персидского залива. В 2001-2014 гг. она служила для обеспечения боевых действий западной коалиции в Афганистане, а с 2016 г. - для операции против террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) в Ираке и Сирии. Сегодня на базе находятся 11 тыс. военнослужащих США.

Экономика

По данным Всемирного банка за 2015 г., ВВП страны - $164 млрд, рост ВВП - 3,6%, безработица - 0,2%. По доходам на душу населения Катар занял 4-е место в мире (после Люксембурга, Швейцарии и Норвегии) - $73,6 тыс.

Основу экономики Катара составляет добыча и переработка нефти и газа. Первые месторождения были открыты в 1939 г., добыча началась в 1949 г. Сегодня нефтегазовая отрасль обеспечивает 55% ВВП страны, около 85% экспортных поступлений и 70% государственных доходов.

Доказанные запасы нефти составляют 25,7 млрд баррелей, или 1,5% от мировых, производство - 1,9 млн баррелей нефти в сутки, или 1,8% от мировой добычи (здесь и далее данные British Petroleum Statistical Review of World Energy за 2016 г.).

Запасы газа - 26 трлн кубометров, или 13% от мировых. По производству этого вида топлива в 2015 г. Катар занимал 4-е место в мире (после США, России и Ирана) - 181,4 млрд кубометров. Протяженность нефте- и газопроводов достигает 2050 км.

Катар является лидером в производстве сжиженного природного газа (СПГ), ежегодно экспортируя около 77 млн тонн и обеспечивая больше трети всех продаж СПГ в мире (31,8%). При этом Катар не зависит от стран-транзитеров, так как имеет флот из 54 специальных судов, в числе которых газоперевозчики типа Q-max (270 тыс. тонн СПГ). Основные порты - Умм-Саид и Доха. География поставок - США, Южная Америка (Аргентина, Бразилия), Европа, Азия (Китай, Индия, Пакистан, Япония, Южная Корея, Малайзия).

Поскольку Катар испытывает дефицит пресной воды, почти все потребности в ней покрываются за счет опреснения морской воды в промышленных масштабах. Опреснительные установки работают за счет энергии, получаемой от сжигания газа.

В стране функционируют четыре аэропорта, один из них международный - в Дохе. Катарская Qatar Airways является одной из самых известных авиакомпаний в мире. Ее отличает разветвленная сеть маршрутов, которая на сегодняшний день охватывает свыше 140 направлений и наиболее современный по сравнению с другими перевозчиками парк самолетов. Это Airbus 350, Airbus 380, Boeing 787 Dreamliner и Boeing 777 (всего 158 лайнеров). Компания неоднократно получала премии в разных номинациях (в том числе "компания года") влиятельного британского консалтингового агентства Skytrax.

Сельское хозяйство в Катаре развито слабо из-за климата и нехватки пахотных плодородных земель. Оно удовлетворяет лишь 10% потребностей страны в продовольствии. Около 40% продовольственных поставок идет через границу Катара и Саудовской Аравии.

В Катаре работает около 180 тыс. египтян (инженеры, медики, обслуживающий персонал).

Катар - Россия

Товарооборот России и Катара в 2016 г. составил $59 млн (122 место среди торговых партнеров России. Экспорт из России в Катар - $24,5 млн (128 место), импорт в Россию из Катара - $34,5 млн (96 место). Более 60% российского импорта из Катара составляют продукты органической химии и пластмассы. РФ поставляет Катару злаковые культуры, черные металлы и древесину.

Инвестиции в Россию Катар осуществляет через свой Суверенный фонд, который поддерживает сотрудничество с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). В сентябре 2016 г. катарский фонд приобрел 24,99% акций аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге (сумма сделки $269 млн), в декабре 2016 г. Суверенный фонд Катара вместе со швейцарской компанией Glencore приобрел 19,5% акции крупнейшей нефтяной компании РФ - "Роснефти" (сумма сделки составила $11,3 млрд).

Эксперты отмечают возможность активизации взаимодействия России и Катара, обладающих крупнейшими запасами природного газа, в рамках Форума стран-экспортеров газа. Катар также заинтересован в обмене опытом в проведении крупных спортивных мероприятий (в 2018 г. чемпионат мира по футболу будет проведен в России, в 2022 г. - в Катаре).

tass.ru

Почему рынок энергетики переживет блокаду Катара | Финансы

Нефтяной стратег Bloomberg First Word Джулиан Ли о том, что мешает арабским странам устроить настоящую блокаду катарского экспорта.

Блокада Катара, несомненно, создает трудности для граждан небольшого эмирата на берегу Персидского залива. Однако его изоляция далеко не полная, и это явно свидетельствует о том, что связи между Катаром и его непростыми соседями не так-то легко разрушить. Похоже, рынок энергетики способен пережить дипломатические неурядицы.

Правители Катара поставили суверенитет страны в зависимость от экспорта углеводородов, в частности, природного газа, но теперь поставки оказались под угрозой из-за ограничений, введенных Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

В чем конкретно заключаются ограничения, пока не до конца понятно. Некоторые представители властей Саудовской Аравии и ОАЭ говорят, что любому судну, отправляющемуся в Катар или из него, закрыт вход в их порты. Однако совсем недавно Федеральное управление транспорта ОАЭ США ограничило запрет только теми судами, которые принадлежат катарским компаниям и ходят под флагом Катара, а также запретило погрузку и разгрузку судов, ведущих торговлю с Катаром.

Уже есть данные о том, что запреты для судов, посещающих Катар, на вход в порты Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна влияют на катарский экспорт нефти и газа. Катару приходится предлагать покупателям скидки, которые могли бы компенсировать увеличение стоимости доставки.

В последнее время нефть с катарского месторождения Аль-Шахин на 70−90 центов за баррель дешевле, чем региональный дубайский эталон. В мае скидка составляла всего 25 центов. Согласно исследованию Bloomberg, трейдеры ожидают, что этот разрыв будет увеличиваться из-за сохраняющейся неопределенности относительно того, смогут ли суда, возящие катарскую нефть, заходить и на другие экспортные терминалы в регионе.

Запрет уже нанес урон. По данным Bloomberg, поставки сырой нефти и конденсата из Катара в первой половине июня снизились на 20% по сравнению со средним значением за весь май. Конечно, не следует делать слишком далеко идущих выводов на основании данных за две недели, так как одна партия может сильно повлиять на среднесуточные цифры, но тренд, похоже, установился.

Тем не менее рано утверждать, что страна неизбежно движется к стагнации. Суда по-прежнему берут груз в Саудовской Аравии и ОАЭ после загрузки в Катаре, как это было до запрета. С 5 июня, когда были введены ограничения, 13 танкеров были загружены сырой нефтью или сжиженным газом в портах Катара. Девять из них затем брали груз в Саудовской Аравии, ОАЭ или в обеих странах. Барьер между двумя странами и Катаром пока проницаем и вполне может таким и остаться.

Что касается интересов Европы, основная причина для беспокойства заключалась в том, что Египет может запретить проход через Суэцкий канал судам, перевозящим катарский газ. Но пока этого не произошло, суда с катарским газом все еще проходят через Суэц, хотя и реже, чем до начала кризиса. Два перевозчика газа изменили маршрут в Великобританию на более длинный, в обход Африки, однако не ясно по какой причине это произошло: из-за опасений относительно возможного запрета или по коммерческим соображениям.

Сам Египет по-прежнему получает катарский газ, но темп поставок также замедляется. С 5 июня на терминале Айн Сухна был разгружен только один танкер. В мае один танкер разгружался в среднем раз в пять дней.

Меры, принятые против катарского экспорта, можно назвать чем-то не намного более серьезным, чем неудобства. Эскалация запрета увеличит вред Катару, однако она нанесет ущерб и его клиентам, у которых также есть торговые отношения с Саудовской Аравией и ОАЭ.

Полная блокада может привести к повышению градуса напряженности. Если блокада помешает, например, крупному японскому или китайскому нефтеперерабатывающему заводу получить необходимую ему нефть, действия арабских стран из борьбы с упрямым соседом превратятся в фактор, дестабилизирующий глобальный рынок. Поэтому саудовцам выгодны как раз неопределенность и легко преодолеваемая блокада.

Но повлияет ли ситуация на цены на нефть? На прошлой неделе они опустились ниже уровня, который наблюдался в ноябре до того, как Организация стран-экспортеров нефти и примкнувшие к ней страны договорились сократить добычу. Это соглашение должно было привести рынок к балансу и заставить цены на нефть вырасти до $60 за баррель. Рост рост политической напряженности на Ближнем Востоке и угроза блокады поставок на мировой рынок примерно 500 тыс. баррелей нефти в день не способствуют росту цен на сырье.

Подготовила Лиза Добкина

ru.insider.pro

Сырая нефть - экспорт в Катаре

Для сравнения стран (в таблице) используются цвета:

 

 Хорошие показатели;

 

 Средние показатели;

 

 Плохие показатели

По последним данным (2014) Сырая нефть - экспорт в Катаре: 30 920 тысч метрических тонн

Динамика изменения: Сырая нефть - экспорт (тысч метрических тонн)

ru.countries.world

Экономика Катара - это... Что такое Экономика Катара?

Экономика КатараЭкономические показатели Валюта Фискальный год Международныеорганизации Статистика ВВП (номинальный) Рост ВВП ВВП на душу населения по ППС ВВП по секторам Инфляция (ИПЦ) Население за чертой бедности Экономически активное население Уровень безработицы Внешняя торговля Экспорт Партнёры по экспорту Импорт Партнёры по импорту Государственные финансы Внешний долг Государственные доходы Государственные расходы
Доха, финансовый центр Катара.
Катарский риал (QAR)
календарный
ОПЕК, ВТО
181,7 млрд. $ (2011)
18,7% (2011)
102 700$ (2011)
сельское хозяйство: 0,1%промышленность: 79%сфера услуг: 20,9% (2011)
2,8% (2011)
0%
1,32 миллиона
0.4 % (2011)
104,3 миллиарда $ (2011)
Япония 30.3%, Южная Корея 13.1%, Индия 8%, Сингапур 7.7%
25,33 миллиарда $ (2011)
США 15.5%, Германия 9%, ОАЭ 7.3%, Южная Корея 6.5%
82,05 миллиарда $ (2011)
68,79 миллиарда $ (2011)
37,88 миллиарда $ (2011)
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Катар — богатая страна с современной, хорошо развитой инфраструктурой.

Основные отрасли промышленности: нефте и газодобывающая, нефте и газоперерабатывающая, производство удобрений, сталелитейная, цементная. Большая часть промышленных предприятий и сферы услуг принадлежит государству, но объем частных капиталовложений в производство растет. Сельское хозяйство развито слабо и включает кочевое скотоводство и очаги земледелия и садоводства в оазисах. Только в северных районах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности или выходят на нее, сформировались небольшие ареалы почв, пригодных для земледелия. Выращивается овощи, фрукты, финики, кукуруза, просо. Население занимается также рыболовством (ловят тунца, макрель, сардины, ставриду и проч.) и добычей жемчуга. Собственное сельскохозяйственное производство обеспечивает лишь около 10 % потребностей в продовольствии. Поскольку Катар испытывает дефицит пресной воды, почти все потребности в ней покрываются за счет опреснения морской воды в промышленных масштабах. Опреснительные установки работают за счет энергии, получаемой от сжигания природного газа.

Нефтяная и газовая промышленность

Основу экономики Катара составляет добыча нефти и газа. Эта отрасль обеспечивает более 55 % ВВП, ок. 85 % доходов от экспорта и 70 % государственных доходов. Прибыль от нефтегазовой отрасли позволила Катару стать богатой страной с современной, хорошо развитой экономической инфраструктурой и уровнем доходов на душу населения, почти не уступающем западноевропейскому. Общие запасы нефти на 2000 г.: 900 млн т, ресурсы газа — 20 трлн куб. м. Это третий в мире (после России и Ирана) запасы природного газа.

Добыча нефти в Катаре началась в 1940 году, но был прерван Второй мировой войной. С 1947 года нефтяная компания «Петролеум девелопмент компани оф Катар» вновь приступила к эксплуатации месторождения в окрестностях Духана на западном побережье страны, а в 1949 в Европу был отправлен первый танкер с 15 тыс. т нефти. С 1952 эта компания уступила свои права дочерней компании «Катар петролеум компани». В 1960 году английская компания «Шелл Катар», имевшая долгосрочную концессию в территориальных водах Катара, начала разработку шельфового нефтяного месторождения. В 1975 году правительство выкупило капитал концессионеров и установил контроль над обеими компаниями. В 1974 году для эксплуатации нефтегазовых месторождений и контроля за деятельностью иностранных фирм, занятых в нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности, была создана государственная Генеральная нефтяная корпорация. В 1997 году добыча нефти достигла 65 тыс. т в сутки. В 2002 г Катар добывает 757 тыс. барр. сырой нефти в сутки, но к 2004 году планировался довести этот объем до 1,03 млн баррелей.

В начале XXI века Катар является одним из крупнейших в мире производителем и экспортером природного газа. В 1997 началась разработка расположенного в море одного из крупнейших в мире месторождений природного газа Норт-Филд (частично принадлежит Ирану), которое содержит ок. 15 % доказанных мировых запасов природного газа. После Алжира и Малайзии (по 30-31 млрд м³ сжиженного газа) Катар — третий перспективный ведущий производитель сжиженного газа в мире. Прогноз производства сжиженного природного газа до 2010 г. — 22,0 млрд м³.

Транспорт

Протяженность автомобильных дорог в Катаре 1230 км (из них 1107 с твердым покрытием). Они связывают Катар с Саудовской Аравией и ОАЭ. Общая протяженность нефте- и газопроводов достигает 2050 км. Большая часть грузоперевозок приходится на торговый флот, насчитывающий 22 судна разных типов (водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн каждое) общим водоизмещением 525 тыс. брутто-регистровых тонн. Основные порты — Умм-Саид и Доха. Функционируют четыре аэропорта (в том числе 2 — с твердым покрытием полос), из них один международный — в Дохе. Имеется также 1 вертолетный аэропорт.[1]

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Катар и Объединенные Арабские Эмираты выступают против повышения объемов добычи сырой нефти

18:0011.05.2002

(обновлено: 12:11 05.06.2008)

1700

Члены Организации стран-экспортеров нефти /ОПЕК/ Катар и Объединенные Арабские Эмираты выступают против повышения объемов добываемой сырой нефти и ее экспорта. Об этом они заявили на проходящей в Каире Всеарабской энергетической конференции, и их заявление было обнародовано в субботу по каналам штаб-квартиры ОПЕК в Вене. По словам министра нефти и минеральных ресурсов ОАЭ, "если цены на нефть-сырец и уровень запасов нефтяных энергоносителей в основных странах-потребителях разительно не изменятся до конца июня текущего года, то не будет никакой необходимости в увеличении квот на добычу и экспорт сырой нефти". Его мнение поддержал и министр энергетики и индустрии Катара, который подчеркнул, что цена на нефть не является единственной стратегической целью деятельности ОПЕК. По его словам, цена в 25 долларов США за один баррель нефти-сырца, входящего в "корзину" ОПЕК, является умеренной как для производителей, так и для потребителей "черного золота". Катарский министр напомнил о решении...

ВЕНА, 11 мая. /Корр. РИА "Новости" Борислав Печников/. Члены Организации стран-экспортеров нефти /ОПЕК/ Катар и Объединенные Арабские Эмираты выступают против повышения объемов добываемой сырой нефти и ее экспорта. Об этом они заявили на проходящей в Каире Всеарабской энергетической конференции, и их заявление было обнародовано в субботу по каналам штаб-квартиры ОПЕК в Вене.

По словам министра нефти и минеральных ресурсов ОАЭ, "если цены на нефть-сырец и уровень запасов нефтяных энергоносителей в основных странах-потребителях разительно не изменятся до конца июня текущего года, то не будет никакой необходимости в увеличении квот на добычу и экспорт сырой нефти".

Его мнение поддержал и министр энергетики и индустрии Катара, который подчеркнул, что цена на нефть не является единственной стратегической целью деятельности ОПЕК. По его словам, цена в 25 долларов США за один баррель нефти-сырца, входящего в "корзину" ОПЕК, является умеренной как для производителей, так и для потребителей "черного золота".

Катарский министр напомнил о решении стран-членов мирового нефтяного картеля не использовать нефть в качестве "оружия" в ходе палестино-израильского конфликта. По его словам, государства-потребители углеводородного сырья должны знать, что ОПЕК "с уважением относится к необходимости удовлетворения потребностей в нефти на мировых рынках".

На последних торгах на мировых сырьевых биржах цена одного барреля опековской нефти составляла в среднем 25,33 доллара США, что находится в пределах того коридора ценообразования /22-28 долларов США за баррель/, к которому стремится руководство ОПЕК.

ria.ru

как геополитический скандал вокруг Катара отразится на стоимости нефти — РТ на русском

Политическая напряжённость на Ближнем Востоке всколыхнула торги нефтяными фьючерсами 5 июня. После того как Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и ОАЭ объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, баррель Brent на лондонской бирже подорожал почти на полтора процента — до $50,58. RT выяснил, что сулит нефтяному рынку новое обострение ситуации в арабском мире.

В понедельник на сырьевой бирже цена на нефть североморской эталонной марки Brent перевалила за отметку $50 за баррель. Сорт американской нефти WTI на торгах в Нью-Йорке подорожал на 1,28% — до $48,27 за баррель.

Геополитическая напряжённость на Ближнем Востоке ударила и по катарскому фондовому рынку. Биржевой индекс Катара упал на 8% — обрушилась стоимость акций 13 ключевых катарских компаний. Так, ценные бумаги Катарского национального банка (Qatar National Bank) потеряли 9,7%, акции Vodafone Qatar упали на 10%, риски представлены и для главного авиаперевозчика страны — Qatar Airways — по причине закрытия авиасообщения.

Ближневосточный бойкот 

В понедельник, 5 июня, Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и ОАЭ заявили об отзыве своих дипломатических миссий в Катаре. Эти государства утверждают, что Катар оказывает поддержку запрещённым террористическим организациям. Правительства четырёх ближневосточных стран объявили о приостановке морского и авиасообщения с Катаром и закрытии всех границ. О разрыве дипотношений с Катаром позже заявили правительства Ливии, Йемена и Мальдив. На данный момент семь стран сообщили о расторжении отношений с официальной Дохой.

Все государства, прекратившие отношения с Катаром, связали данный шаг с действиями Дохи, «которые способствуют дестабилизации региона, и враждебным поведением».

Новые вопросы

Как отмечает в разговоре с RT начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко, из-за нынешней ситуации возникают дополнительные вопросы и сомнения относительно соглашения ОПЕК по сокращению нефтедобычи и создаётся нестабильность на рынке нефти.

«Рынок воспринимает любое обострение отношений на Ближнем Востоке как угрозу стабильности для нефтяных фьючерсов и сразу же реагирует повышением цен. В долгосрочной перспективе не совсем ясно, как будет развиваться ситуация, и возникают новые вопросы, например — о членстве Катара в ОПЕК. Если предположить, что в дальнейшем ситуация вынудит Катар выйти из ОПЕК или нарушить текущие договорённости, то это создаст дополнительную неопределённость на рынке», — поясняет Манаенко.

По мнению аналитика, любое негативное развитие ситуации будет подталкивать нефтяные котировки к росту. «Учитывая тот факт, что пока баланс спроса и предложения нефти тонкий, то в краткосрочной перспективе это дестабилизирует рынок», — считает эксперт.

Продление соглашения ОПЕК о заморозке добычи нефти на уровне 1,2 млн баррелей в сутки внутри стран-экспортёров (и ряда государств, не входящих в картель) до 1 апреля 2018 года стало одним из самых ожидаемых событий для участников рынка. 

Геополитический конфликт не окажет критического влияния на нефтяной рынок, но возможны риски перебоя экспорта нефти из Катара, прогнозирует в разговоре с RT старший аналитик по нефти и газу ИК «Открытие Капитал» Артём Кончин.

«Эффект, который даёт новость о разрыве дипломатических отношений с Катаром, не настолько велик, чтобы кардинально изменить ситуацию на нефтяном рынке, более того — он носит очень ограниченный характер. На балансе спроса и предложения в отношении нефтяных котировок это также не отразится. В геополитическом плане это, безусловно, не однодневная история, и возможны риски перебоя поставок нефти из Катара. Но в целом это государство  мало влияет на физический нефтяной рынок», — подчёркивает эксперт.

 

russian.rt.com

Экономика Катара — Documentation

Материал из Documentation.

Основой экономики Катара является нефтегазовая отрасль. Углеводороды обеспечивают более 50 % ВВП, 85 % экспортных и 70 % бюджетных доходов.[1]

В 2008 году ВВП на душу населения в Катаре составил $72 тыс., что является одним из самых высоких показателей в мире.[2]

Катар в меньшей степени пострадал от последствий мирового финансового кризиса 2008—2009 годов, чем экономики других стран Персидского залива.[3]

Рост реального ВВП Катара в 2010 году составил 16,3 %. В том году Катар вышел на 1-е место в мире по величине ВВП по ППС на душу населения (более $88 тыс.), обогнав многолетнего лидера — Люксембург.[4]

[править] Промышленность

Развитие промышленного сектора страны является неотъемлемой частью плана правительства Катара по диверсификации экономики и максимизации запасов природного газа, который является основным сырьём для промышленности. Основу сектора составляет добыча и переработка углеводородов, производство удобрений и строительных материалов. Промышленность дает 78,9 % добавленной стоимости ВВП.[5]

[править] Топливно-энергетический комплекс

Катар является членом ОПЕК и крупным производителем нефти и газа. В последнее десятилетие правительство страны активно стимулирует развитие газовой промышленности, в частности производство СПГ. Хотя производство и экспорт сжиженного газа началось только в 1997 г., в настоящее время страна является крупнейшим поставщиком СПГ в мире. Катар является одним из основателей Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), созданного в 2001 г.[6]

Производство первичных энергоресурсов (ПЭР) за последние десять лет увеличилось в 2,8 раза с 59 млн т н. э. в 2000 г. до чуть менее 168 млн т н. э. в 2010 г. Основной прирост (79 %) обеспечен увеличением добычи природного газа.[7]

Развитие ТЭК Катара характеризуется увеличением объемов добычи нефти и газа, которые и так занимают доминирующие позиции в отрасли и бурным ростом производства и экспорта СПГ. В Катаре отсутствуют запасы и добыча угля. Атомная энергия не используется, сектор ВИЭ не развит.[8]

За последние 10 лет структура производства первичной энергии сильно изменилась — доля газа возросла с 37 % до 74 %, а доля нефти уменьшилась с 73 % до 36 %.[9]

Потребление ПЭР в Катаре за 10 лет возросло в 2,6 раза и в 2010 г. достигло 28,5 млн т н. э. При этом на территории Катара потребляется лишь 17 % от производимых ПЭР. 74 % внутреннего потребления приходится на газ, 26 % — на нефть.[10]

Экспорт первичных энергоресурсов растет быстрыми темпами. В 2010 г. он составил 116 млн т н. э., что соответствует 83 % от объема производства в стране. Импорт незначителен (600—700 тыс. т) и полностью состоит из нефтепродуктов.[11]

В энергетической политике Катара выделяются несколько приоритетных направлений. Во-первых, наращивание добычи природного газа и производства СПГ и развитие газотранспортной инфраструктуры в стране и регионе. Во-вторых, увеличение использования природного газа в химическом производстве.[12]

На государственном уровне управление нефтегазовым сектором Катара осуществляется Министерством энергетики и промышленности.[13]

Доминирующие позиции в ТЭК занимает государственная компания Qatar Petroleum (QP), в компетенцию которой входят осуществление всех операций с нефтью и газом, включая поиск, добычу, переработку, хранение, транспортировку нефти и газа. Компания также отвечает за сбыт нефтегазового сырья и продуктов переработки на внутреннем и внешнем рынках. Глава QP (в настоящее время М. аль-Сада) является также Министром энергетики и промышленности страны.[14]

  1. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  2. ↑ [1]
  3. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  4. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  5. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  6. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  7. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  8. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  9. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  10. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  11. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  12. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  13. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ
  14. ↑ Топливно-энергетический комплекс Государства Катар: состояние и перспективы развития сотрудничества с РФ

newsruss.ru