Как химики спасают животных №1. Нефть - Киты - Космос. Китов спасла нефть


Как химики спасают животных №1. Нефть - Киты - Космос.

Китобойный промысел

Ранние свидетельства о регулярном китобойном промысле в Европе приходят от норвежцев из Скандинавии около 800—1000 годов н. э. Также одними из первых китобоев были баскские мореходы; в 12 столетии китобойный промысел велся в Бискайском заливе. Скорее всего, ранние китобои добывали в основном гладких и гренландских китов, так как они медленно плавают и не тонут после смерти из-за высокого содержания жира. Популяция серого кита, существовавшая ранее в Северной Атлантике, была полностью выбита к началу 18 столетия.

(Серый кит единственный кит питающийся придонными организмами (бентосом). Из-за этого не редко ареалом их обитания (питания) являются прибрежные зоны. И для его обнаружения не обязательно выходить далеко в море, а можно обнаружить его с берега). Фото серого кита сделано с берега, иногда они подходят совсем близко.

Есть мнения, что морские драконы их прототипом являются именно Серые киты. Из-за специфичной формы этих китов. Позвонки в хвостовой части иногда создают форму в виде зубчиков, точно также как и изображают драконов в китайской живописи

Согласитесь есть общее, кроме этого есть индивидуальные киты у которых эти зубчики более выражены.Китайские водные драконы https://www.livemaster.ru/topic/2291637-fantasticheskie-kitajskie-drakon...

Кроме этого, есть мнение что все легенды о жестоких нападениях китов на лодки или людей они в своей массе относятся именно к серым китам. Именно из-за самой большой совместной истории. Безусловно серые киты первые из китообразных ощутили "радость" соседства с человеком разумным.

Примечание автора.)

Из Бискайского залива китобойный промысел распространился на север вдоль побережья Европы и дальше в Гренландию. В следующем столетии датчане, а затем британцы начали промысел в водах Арктики. В XVII веке китобойный промысел также начался на восточном побережье Северной Америки.

Во многом благодаря нефти киты были спасены от полного истребления.

В девятнадцатом веке существовал огромный спрос на китовый жир. Китовый жир широко использовался в осветительных лампах, так как он сгорал медленно, не выделяя при этом дыма и неприятного запаха. Кроме того, китовый жир использовался для изготовления свечей, как смазка для часовых механизмов, в качестве защитного покрытия на ранних фотографиях, а также как обязательный элемент при изготовлении лекарственных препаратов, мыла и косметики.Китовая охота

Из-за повышенного спроса, охота на китов к середине XIX века привела к почти полному вымиранию этих животных.

И тут химики предложили способ получение керосина из нефти. И дальше скромненько, но начались шаги по замещения животного сырья, так сказать геологическим.Слово нефть, кстати, означает «нечто исторгаемое (землею)»

Прекрасным образом в 1733 году российский военврач Иоганн Лерхе, посетив бакинские нефтепромыслы, записал наблюдения о перегонке нефти:Нефть не скоро начинает гореть, она тёмно-бурого цвета, и когда её перегоняют, то делается светло-жёлтою. Белая нефть несколько мутна, но по перегонке так светла делается, как спирт, и сия загорается весьма скоро.

Позже уже был создан нефтеперегонный завод. В 1746 году рудознатец Ф. С. Прядунов поставил нефтеперегонный завод на реке Ухте на естественном источнике нефти. Однако удалённость от цивилизации затруднила работу завода, который не смог обеспечить прибыльность и четверть века спустя был заброшен.( Русская нефть: с чего все начиналось Читайте больше на https://www.pravda.ru/economics/materials/oil/28-06-2013/1163247-neftynk...).

В 1823 году крепостные крестьяне братья Дубинины построили нефтеперегонный куб на Северном Кавказе, недалеко от Моздока, возле аула Акки-Юрт (http://www.pressreader.com/russia/profil/20170320/283278867529661).

Благодаря более дешевому керосину, получаемому в процессе перегонки нефти, и открытию безопасного использования его в качестве источника освещения, спрос на китовый жир начал резко снижаться.

Китобойный флот США, например, в 1846 г. состоял из 735 судов, а к 1879 г. их осталось всего 39. В конце концов, охота на китов практически полностью прекратилась, так как потеряла какой-либо экономический смысл.

Единственное для чего до сих пор используют китовый жир – это космические исследования. Оказалось, что китовый жир (точнее жир кашалотов) не замерзает даже при аномально низких температурах (какие существуют в космическом пространстве). Благодаря этому уникальному свойству китовый жир – идеальный смазочный материал для использования в космических зондах.

Источник: http://badtea4er.ru/neft/neft-dinozavry.html

east-eco.com

Горький китовый укор человечеству - MAMLAS

По теме: Не сберегли и не приумножили || Охотники и трофеи Африки

Китовое ЭльдорадоКак хозяйничали на русских островах американские китобои

В 1848 году в Калифорнии нашли первую золотую жилу. Началась знаменитая золотая лихорадка. В тот же год на противоположном берегу океана, в России, вспыхнула другая лихорадка — китовая. Ее эпицентром стали Шантары — небольшая группа островов, расположенных в юго-западной части Охотского моря и относящихся сегодня к Хабаровскому краю. Именно к Шантарским островам устремились сотни американских, шведских, английских, норвежских, датских и немецких судов в погоне за китами, заработать на которых можно было не меньше, чем на золотых самородках. ©

~~~~~~~~~~~

Гренландские киты в проливе ЛингольмаКитовая экономика

– Спрос на продукты китобойного промысла в середине XIX века был огромным, — рассказывает корреспонденту «РП» американский историк Гленн Лоуэлл, специализирующейся на этой теме. — Один баррель ворвани — полуфабриката, получаемого в результате вытапливания жира кита, стоил 40 долларов. Китовый ус продавался в среднем по два доллара за фунт. За сезон одно китобойное судно могло привезти товара не менее чем на 60 тыс. долларов. Если учитывать тогдашний уровень цен, это были очень хорошие деньги. Для сравнения: один фунт кофе стоил меньше 10 центов, а новый дом, к примеру, в Бостоне, можно было купить за 2 тыс. долларов. Хочу подчеркнуть, что это средний заработок. Удачливый китобой мог заработать в несколько раз больше. К началу 50-х годов XIX века ежегодная чистая прибыль от добычи китов приносила США более 10 млн долларов в год, а годовой оборот американского капитала в китобойном промысле достиг 140 млн долларов. Это было больше, чем оборот всей остальной американской торговли тех лет.

Неудивительно, что число желающих заняться китобойным промыслом с каждым годом росло. Если в 1848 году у русских берегов Восточной Сибири побывало всего одно американское китобойное судно Superior, то уже на следующий год здесь работало 154 корабля. Пик пришелся на 1852 год, когда в этом районе промышляло уже 278 американских китобойных судов, добывших 373 тыс. баррелей ворвани и 3,2 тыс. фунтов китового уса. Приносившая в те годы максимальную выгоду внешняя торговля с Китаем отошла по прибыльности на второй план.

– Всего за 15 лет, с 1846 по 1861 годы, в Охотском море было добыто китового уса и ворвани на 130 млн долларов. Чтобы понимать масштаб этой цифры, достаточно вспомнить, что Аляска была приобретена в 1867 году за 7,2 млн долларов, — объясняет Гленн Лоуэлл.

Возможность сколотить себе неплохое состояние привлекала в китобойное Эльдорадо у Шантарских островов не только американцев. Пионер российского китобойного промысла на Дальнем Востоке Отто Лингхольм писал, что в середине XIX века в районе Шантарских островов работало не менее 250 иностранных судов из Швеции, Англии, Норвегии, Дании, которые убивали по 50 китов в день. Те же цифры — 250 китобойных кораблей из различных стран мира, приводит и Восточно-Сибирский генерал-губернатор граф Николай Муравьев-Амурский, причем с оговоркой — «означенная мною цифра есть самая умеренная из всех тех, которые я слышал от самих же китобоев». По сведениям Лингхольда, за два года иностранцы на 438 кораблях добыли в это районе 6654 кита.

Однако американские китобои из Нью-Бедфорда, Бостона, Род-Айленда удерживали безусловное лидерство у восточных российских берегов и по количеству кораблей, и по объему добычи. Советник Верховного суда и корреспондент национального института в Вашингтоне Алан Палмер в январе 1849 года сообщал в докладной записке президенту США Джеймсу Полку, что всего китобойным промыслом в Тихом океане занимаются более семисот американских судов с общей численностью экипажей в 20 тыс. человек.

Нетронутые воды у Шантарских островов стали для китобоев настоящим подарком.

– В Охотском море в XIX веке в изобилии встречались японский и гренландский киты, относящиеся к семейству гладких, — рассказывает корреспонденту РП кандидат биологических наук Валентин Кататоров. — Они были самой желанной добычей для китобоев. Во-первых, поскольку не могут развивать большую скорость, их легко настичь и загарпунить. Во-вторых, они подходят очень близко к берегам, что также облегчает охоту. Но главное, их туша из-за больших запасов жира не тонет после того, как кит умрет. В 70-х годах XIX века, практически одновременно с китобойной пушкой, стреляющей взрывчаткой, были изобретены специальные компрессоры. С их помощью туши убитых китов накачивали воздухом, чтобы она не затонула. До появления этого оборудования те виды китов, которые идут ко дну после смерти, китобоев не интересовали. Зато японскому и гренландскому китам не повезло — они «непотопляемы». Самой выгодной мишенью был гренландский, или как его еще называют, полярный кит. По размерам он уступает лишь синему киту, самому крупному млекопитающему на Земле. Вес гренландского кита может достигать 100 тыс. тонн, возраст — 200 лет. Китобои очень ценили его не только за размеры, но и за огромные усы, расположенные в пасти, длина которых составляет до 4,5 метра. Они считались самой ценной частью туши, поэтому гренландских китов преследовали особенно беспощадно. Ни о каких гуманных методах добычи и речи не шло. Наоборот, китобои научились обращать против этих гигантов их лучшие качества, например, присущий им инстинкт взаимопомощи. Так, они старались ранить детеныша кита, поскольку знали, что мать непременно придет к нему на выручку и ее легко можно будет загарпунить.

Профессор Борис Зенкевич своей книге «Вокруг света за китами» приводит простой подсчет, почему именно гренландский кит считался лучшей добычей: «Средний выход жира с гренландского кита составлял от 40 до 57 бочек, а крупный кит мог дать 180 бочек. Коммерческая ценность гренландского кита в те времена была настолько велика, что снаряжение судна считалось очень выгодным, если за сезон будет убито 3 таких кита, а иногда доход только с одного крупного кита покрывал издержки путешествия». Средний выход коммерческого уса с одного кита составлял от 1,5 до 1,7 тыс. фунтов, за них можно было выручить в Гонолулу, который был основным рынком сбыта, не менее 6 тыс. долларов.

Китов спасла нефть

Буксировать тушу убитого кита целиком было невыгодно. Проще оказывалось разделать и переработать ее на месте, а транспортировать уже готовый товар. Поэтому американские китобои стали строить на острове Большой Шантар и в бухте Абрек острова Малый Шантар небольшие заводики по разделке туш китов, переработке их жира и мяса. Эти кирпичные и бетонные здания со всем оборудованием — мясорубками, паровыми двигателями, прочими механизмами полуторавековой давности, прекрасно сохранились до наших дней. Как и огромные чугунные жиротопки, которые были технологическим центром каждого такого завода. Американцы нещадно вырубали прибрежный лес на дрова, чтобы обеспечить их топливом. Над Шантарскими островами в те годы постоянно висело облако дыма от сжигаемых дров и китового жира. Из-за небрежности часто возникали пожары, в которых гибли не только леса, но и их обитатели.

Русский морской офицер Збышевкий, участвовавший в экспедиции на корвете «Рында», писал в «Морском сборнике» за 1862 год: «В шантарских водах нынче американцы распоряжаются, если не так, как дома, то так, как в покоренной ими стране: жгут и рубят леса, бьют дичь и китов... и оставляют после себя следы, напоминающие если не древних варваров, то, по крайней мере, татарские и запорожские пожоги».

Александр Гаврилов, командир брига «Константин», принадлежавшего Российско-Амери­канской компании, докладывал, что американцы, «производя во множестве промысел у островов, покрыли море жиром, а берега китовыми остовами и китами, издохшими от ран. Китобойные же вельботы пристают к берегу, в особенности по ночам, и разводят повсюду огни, от дыму которых бегут не одни бобры, но и сивучи и нерпы».

Гости стали огромной проблемой и для коренных жителей этих земель.

– Китобои не отличались мирным нравом и относились к местному населению как к дикарям, — рассказывает корреспонденту «РП» историк Дмитрий Рогов. — Грабили и разоряли юрты, спаивали «огненной водой», приучали к разврату, заражали сифилисом. Но главное, они истребляли китов, без которых коренным жителям этих земель было не выжить. Их традиционное хозяйство было построено на китобойном промысле. Китовое мясо ели, из шкуры шили одежду и обувь, из костей мастерили домашнюю утварь, из жил делали веревки, из сухожилий — канаты, а жир сжигали, освещая и отапливая дома. Когда китов почти истребили, коренные жители Дальнего Востока и сами оказались на грани исчезновения.

Многие китобои, особенно из европейских стран, осознавали, что они действуют варварскими методами. Так, один из моряков записал в вахтенном журнале во время плавания: «Все время думаю о последствиях этого путешествия и о приеме, на который я могу рассчитывать по приходе домой, в Норвегию. О своей жизни могу сказать так же, как сказал один моряк: жил тяжело, работал много, умер в муках, и, в конце концов, был проклят».

Российское правительство было прекрасно осведомлено о том, какие убытки оно терпит, позволяя иностранным кораблям уничтожать китов в Охотском море. Однако, несмотря на неоднократные донесения, не предпринимало никаких ответных мер, оставляя свои восточные границы беззащитными.

– Лишь в 1850 году, когда китобойная лихорадка у Шантарских островов была уже в самом разгаре, для «соблюдения порядка» в этих водах по высочайшему повелению был отправлен корвет «Оливуца», — поясняет Дмитрий Рогов. — Российско-Американская компания, которая считала китобойный промысел невыгодным и предпочитала ему пушной, предложила организовать постоянную базу на Шантарских островах, чтобы контролировать эту территорию. Правление компании было обеспокоено не истреблением китов, а исчезновением лесов, из-за чего снижалась численность бобра и соболя. Но и это предложение было отвергнуто. Российское правительство заявило, что не имеет намерения ограничивать китовый промысел в этом в этом районе и дозволят заниматься им иностранным судам. Тем самым оно фактически отдало Охотское море на разграбление. Американские китобои стали чувствовать себя хозяевами этих вод и берегов, промысел окончательно принял хищнический характер.

Уникальной природе Шантарских островов и прибрежных вод был нанесен непоправимый урон. Китобои при молчаливом согласии российских властей перебили большую часть некогда многотысячной популяции японских и гренландских китов в Охотском море. Они оказались на грани исчезновения. От полного истребления морских гигантов спасло лишь одно обстоятельство.

– В 1859 году в Пенсильвании произошло событие, казалось бы, не имеющее отношения к китобойному промыслу — из первой в США скважины забила нефть, — говорит историк Гленн Лоуэлл. — Как только была разработана технология получения керосина и керосиновые лампы получили широкое распространение, цены на ворвань резко упали. До этого она считалась лучшим топливом для осветительных приборов, именно из нее изготавливали свечи высшего качества, которые горели ярко и не коптили. Организовывать китобойные экспедиции стало менее прибыльно. Затем снизились цены на китовый ус, которые к концу XIX века были настолько высоки, что достигали 4 долларов за фунт. Он использовался в основном для изготовления корсетов, но теперь мода изменилась, спрос упал. Когда дорогой натуральный ус в кринолинах, высоких головных уборах, зонтах заменили дешевым целлулоидом, китобойный промысел окончательно стал невыгоден. Правительство пыталось принять меры к сохранению китобойной флотилии, поскольку именно китобои всегда поставляли лучшие кадры для военного флота. Чтобы не потерять стратегический резерв из этих храбрых и решительных моряков, им были предоставлены большие преференции. Например, за каждую привезенную бочку ворвани они получали субсидию, равную стоимости этой бочки. Однако все предпринятые шаги оказались неэффективными, массовый китобойный промысел ушел в прошлое.

В августе этого года на Шантарские острова отправится экспедиция Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников. Ее участники намерены создать здесь музей под открытым небом, главными экспонатами которого станут брошенные орудия хищнического китобойного промысла. Возле старой американской жиротопки будет установлен памятный знак, который станет символом возрождения и защиты Шантарских островов, на которых в 1913 году был создан заповедник. На одной из сторон знака предполагается разместить следующую надпись: «Дорогой друг! Перед тобой убогое детище цивилизации XVIII-XIX веков. Это горький укор человечеству, почти истребившему уникальную популяцию морских исполинов-китов и китообразных акватории Шантарских островов. На Шантарах в 30-х годах XIX века существовали целые селения международных китобоев-браконьеров США, Швеции, Англии, Норвегии, Германии и др. Перед тобой жиротопка, которая принадлежала американским браконьерам. Не ослабевает хищнический интерес к этим островам и в наши дни. Популяция китов в этих местах до сих пор не восстановлена. Природа Шантар находится на пределе своих возможностей. Помоги ей!»

Полина Виноградова«Русская планета», Хабаровск, 1 августа 2014

Метки: 18-19-ее века, грабежи, дальний восток, животные, идеология и власть, история, нравы и мораль, общество и население, охота и рыбалка, природа, профессии, регионы, российская империя, современность, сша, экология, экономфинбиз

mamlas.livejournal.com

Горький китовый укор человечеству - TERRANOVA2017

Китовое ЭльдорадоКак хозяйничали на русских островах американские китобои

В 1848 году в Калифорнии нашли первую золотую жилу. Началась знаменитая золотая лихорадка. В тот же год на противоположном берегу океана, в России, вспыхнула другая лихорадка — китовая. Ее эпицентром стали Шантары — небольшая группа островов, расположенных в юго-западной части Охотского моря и относящихся сегодня к Хабаровскому краю. Именно к Шантарским островам устремились сотни американских, шведских, английских, норвежских, датских и немецких судов в погоне за китами, заработать на которых можно было не меньше, чем на золотых самородках. ©

~~~~~~~~~~~

Гренландские киты в проливе ЛингольмаКитовая экономика

– Спрос на продукты китобойного промысла в середине XIX века был огромным, — рассказывает корреспонденту «РП» американский историк Гленн Лоуэлл, специализирующейся на этой теме. — Один баррель ворвани — полуфабриката, получаемого в результате вытапливания жира кита, стоил 40 долларов. Китовый ус продавался в среднем по два доллара за фунт. За сезон одно китобойное судно могло привезти товара не менее чем на 60 тыс. долларов. Если учитывать тогдашний уровень цен, это были очень хорошие деньги. Для сравнения: один фунт кофе стоил меньше 10 центов, а новый дом, к примеру, в Бостоне, можно было купить за 2 тыс. долларов. Хочу подчеркнуть, что это средний заработок. Удачливый китобой мог заработать в несколько раз больше. К началу 50-х годов XIX века ежегодная чистая прибыль от добычи китов приносила США более 10 млн долларов в год, а годовой оборот американского капитала в китобойном промысле достиг 140 млн долларов. Это было больше, чем оборот всей остальной американской торговли тех лет.

Неудивительно, что число желающих заняться китобойным промыслом с каждым годом росло. Если в 1848 году у русских берегов Восточной Сибири побывало всего одно американское китобойное судно Superior, то уже на следующий год здесь работало 154 корабля. Пик пришелся на 1852 год, когда в этом районе промышляло уже 278 американских китобойных судов, добывших 373 тыс. баррелей ворвани и 3,2 тыс. фунтов китового уса. Приносившая в те годы максимальную выгоду внешняя торговля с Китаем отошла по прибыльности на второй план.

– Всего за 15 лет, с 1846 по 1861 годы, в Охотском море было добыто китового уса и ворвани на 130 млн долларов. Чтобы понимать масштаб этой цифры, достаточно вспомнить, что Аляска была приобретена в 1867 году за 7,2 млн долларов, — объясняет Гленн Лоуэлл.

Возможность сколотить себе неплохое состояние привлекала в китобойное Эльдорадо у Шантарских островов не только американцев. Пионер российского китобойного промысла на Дальнем Востоке Отто Лингхольм писал, что в середине XIX века в районе Шантарских островов работало не менее 250 иностранных судов из Швеции, Англии, Норвегии, Дании, которые убивали по 50 китов в день. Те же цифры — 250 китобойных кораблей из различных стран мира, приводит и Восточно-Сибирский генерал-губернатор граф Николай Муравьев-Амурский, причем с оговоркой — «означенная мною цифра есть самая умеренная из всех тех, которые я слышал от самих же китобоев». По сведениям Лингхольда, за два года иностранцы на 438 кораблях добыли в это районе 6654 кита.

Однако американские китобои из Нью-Бедфорда, Бостона, Род-Айленда удерживали безусловное лидерство у восточных российских берегов и по количеству кораблей, и по объему добычи. Советник Верховного суда и корреспондент национального института в Вашингтоне Алан Палмер в январе 1849 года сообщал в докладной записке президенту США Джеймсу Полку, что всего китобойным промыслом в Тихом океане занимаются более семисот американских судов с общей численностью экипажей в 20 тыс. человек.

Нетронутые воды у Шантарских островов стали для китобоев настоящим подарком.

– В Охотском море в XIX веке в изобилии встречались японский и гренландский киты, относящиеся к семейству гладких, — рассказывает корреспонденту РП кандидат биологических наук Валентин Кататоров. — Они были самой желанной добычей для китобоев. Во-первых, поскольку не могут развивать большую скорость, их легко настичь и загарпунить. Во-вторых, они подходят очень близко к берегам, что также облегчает охоту. Но главное, их туша из-за больших запасов жира не тонет после того, как кит умрет. В 70-х годах XIX века, практически одновременно с китобойной пушкой, стреляющей взрывчаткой, были изобретены специальные компрессоры. С их помощью туши убитых китов накачивали воздухом, чтобы она не затонула. До появления этого оборудования те виды китов, которые идут ко дну после смерти, китобоев не интересовали. Зато японскому и гренландскому китам не повезло — они «непотопляемы». Самой выгодной мишенью был гренландский, или как его еще называют, полярный кит. По размерам он уступает лишь синему киту, самому крупному млекопитающему на Земле. Вес гренландского кита может достигать 100 тыс. тонн, возраст — 200 лет. Китобои очень ценили его не только за размеры, но и за огромные усы, расположенные в пасти, длина которых составляет до 4,5 метра. Они считались самой ценной частью туши, поэтому гренландских китов преследовали особенно беспощадно. Ни о каких гуманных методах добычи и речи не шло. Наоборот, китобои научились обращать против этих гигантов их лучшие качества, например, присущий им инстинкт взаимопомощи. Так, они старались ранить детеныша кита, поскольку знали, что мать непременно придет к нему на выручку и ее легко можно будет загарпунить.

Профессор Борис Зенкевич своей книге «Вокруг света за китами» приводит простой подсчет, почему именно гренландский кит считался лучшей добычей: «Средний выход жира с гренландского кита составлял от 40 до 57 бочек, а крупный кит мог дать 180 бочек. Коммерческая ценность гренландского кита в те времена была настолько велика, что снаряжение судна считалось очень выгодным, если за сезон будет убито 3 таких кита, а иногда доход только с одного крупного кита покрывал издержки путешествия». Средний выход коммерческого уса с одного кита составлял от 1,5 до 1,7 тыс. фунтов, за них можно было выручить в Гонолулу, который был основным рынком сбыта, не менее 6 тыс. долларов.

Китов спасла нефть

Буксировать тушу убитого кита целиком было невыгодно. Проще оказывалось разделать и переработать ее на месте, а транспортировать уже готовый товар. Поэтому американские китобои стали строить на острове Большой Шантар и в бухте Абрек острова Малый Шантар небольшие заводики по разделке туш китов, переработке их жира и мяса. Эти кирпичные и бетонные здания со всем оборудованием — мясорубками, паровыми двигателями, прочими механизмами полуторавековой давности, прекрасно сохранились до наших дней. Как и огромные чугунные жиротопки, которые были технологическим центром каждого такого завода. Американцы нещадно вырубали прибрежный лес на дрова, чтобы обеспечить их топливом. Над Шантарскими островами в те годы постоянно висело облако дыма от сжигаемых дров и китового жира. Из-за небрежности часто возникали пожары, в которых гибли не только леса, но и их обитатели.

Русский морской офицер Збышевкий, участвовавший в экспедиции на корвете «Рында», писал в «Морском сборнике» за 1862 год: «В шантарских водах нынче американцы распоряжаются, если не так, как дома, то так, как в покоренной ими стране: жгут и рубят леса, бьют дичь и китов... и оставляют после себя следы, напоминающие если не древних варваров, то, по крайней мере, татарские и запорожские пожоги».

Александр Гаврилов, командир брига «Константин», принадлежавшего Российско-Амери­канской компании, докладывал, что американцы, «производя во множестве промысел у островов, покрыли море жиром, а берега китовыми остовами и китами, издохшими от ран. Китобойные же вельботы пристают к берегу, в особенности по ночам, и разводят повсюду огни, от дыму которых бегут не одни бобры, но и сивучи и нерпы».

Гости стали огромной проблемой и для коренных жителей этих земель.

– Китобои не отличались мирным нравом и относились к местному населению как к дикарям, — рассказывает корреспонденту «РП» историк Дмитрий Рогов. — Грабили и разоряли юрты, спаивали «огненной водой», приучали к разврату, заражали сифилисом. Но главное, они истребляли китов, без которых коренным жителям этих земель было не выжить. Их традиционное хозяйство было построено на китобойном промысле. Китовое мясо ели, из шкуры шили одежду и обувь, из костей мастерили домашнюю утварь, из жил делали веревки, из сухожилий — канаты, а жир сжигали, освещая и отапливая дома. Когда китов почти истребили, коренные жители Дальнего Востока и сами оказались на грани исчезновения.

Многие китобои, особенно из европейских стран, осознавали, что они действуют варварскими методами. Так, один из моряков записал в вахтенном журнале во время плавания: «Все время думаю о последствиях этого путешествия и о приеме, на который я могу рассчитывать по приходе домой, в Норвегию. О своей жизни могу сказать так же, как сказал один моряк: жил тяжело, работал много, умер в муках, и, в конце концов, был проклят».

Российское правительство было прекрасно осведомлено о том, какие убытки оно терпит, позволяя иностранным кораблям уничтожать китов в Охотском море. Однако, несмотря на неоднократные донесения, не предпринимало никаких ответных мер, оставляя свои восточные границы беззащитными.

– Лишь в 1850 году, когда китобойная лихорадка у Шантарских островов была уже в самом разгаре, для «соблюдения порядка» в этих водах по высочайшему повелению был отправлен корвет «Оливуца», — поясняет Дмитрий Рогов. — Российско-Американская компания, которая считала китобойный промысел невыгодным и предпочитала ему пушной, предложила организовать постоянную базу на Шантарских островах, чтобы контролировать эту территорию. Правление компании было обеспокоено не истреблением китов, а исчезновением лесов, из-за чего снижалась численность бобра и соболя. Но и это предложение было отвергнуто. Российское правительство заявило, что не имеет намерения ограничивать китовый промысел в этом в этом районе и дозволят заниматься им иностранным судам. Тем самым оно фактически отдало Охотское море на разграбление. Американские китобои стали чувствовать себя хозяевами этих вод и берегов, промысел окончательно принял хищнический характер.

Уникальной природе Шантарских островов и прибрежных вод был нанесен непоправимый урон. Китобои при молчаливом согласии российских властей перебили большую часть некогда многотысячной популяции японских и гренландских китов в Охотском море. Они оказались на грани исчезновения. От полного истребления морских гигантов спасло лишь одно обстоятельство.

– В 1859 году в Пенсильвании произошло событие, казалось бы, не имеющее отношения к китобойному промыслу — из первой в США скважины забила нефть, — говорит историк Гленн Лоуэлл. — Как только была разработана технология получения керосина и керосиновые лампы получили широкое распространение, цены на ворвань резко упали. До этого она считалась лучшим топливом для осветительных приборов, именно из нее изготавливали свечи высшего качества, которые горели ярко и не коптили. Организовывать китобойные экспедиции стало менее прибыльно. Затем снизились цены на китовый ус, которые к концу XIX века были настолько высоки, что достигали 4 долларов за фунт. Он использовался в основном для изготовления корсетов, но теперь мода изменилась, спрос упал. Когда дорогой натуральный ус в кринолинах, высоких головных уборах, зонтах заменили дешевым целлулоидом, китобойный промысел окончательно стал невыгоден. Правительство пыталось принять меры к сохранению китобойной флотилии, поскольку именно китобои всегда поставляли лучшие кадры для военного флота. Чтобы не потерять стратегический резерв из этих храбрых и решительных моряков, им были предоставлены большие преференции. Например, за каждую привезенную бочку ворвани они получали субсидию, равную стоимости этой бочки. Однако все предпринятые шаги оказались неэффективными, массовый китобойный промысел ушел в прошлое.

В августе этого года на Шантарские острова отправится экспедиция Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников. Ее участники намерены создать здесь музей под открытым небом, главными экспонатами которого станут брошенные орудия хищнического китобойного промысла. Возле старой американской жиротопки будет установлен памятный знак, который станет символом возрождения и защиты Шантарских островов, на которых в 1913 году был создан заповедник. На одной из сторон знака предполагается разместить следующую надпись: «Дорогой друг! Перед тобой убогое детище цивилизации XVIII-XIX веков. Это горький укор человечеству, почти истребившему уникальную популяцию морских исполинов-китов и китообразных акватории Шантарских островов. На Шантарах в 30-х годах XIX века существовали целые селения международных китобоев-браконьеров США, Швеции, Англии, Норвегии, Германии и др. Перед тобой жиротопка, которая принадлежала американским браконьерам. Не ослабевает хищнический интерес к этим островам и в наши дни. Популяция китов в этих местах до сих пор не восстановлена. Природа Шантар находится на пределе своих возможностей. Помоги ей!»

Полина Виноградова«Русская планета», Хабаровск, 1 августа 2014

terranova2017.livejournal.com

Каким образом благодаря нефти были спасены киты от полного истребления?

ГОРОДСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОНКУРС

По направлению «Нефтегазовое дело»

Для учащихся 8-11 классов

Уважаемый участник!

       Предлагаем Вам принять участие в городском профориентационном конкурсе.

Победителями Конкурса становятся участники, набравшие наибольшее количество баллов за выполнение конкурсных заданий.

Для участия в данном конкурсе, просим Вас заполнить следующие поля:

Поля, помеченные (*), для заполнения являются обязательными.

* Ф.И.О

 

* Школа №

 

*Класс   * Дата рождения  
Контактный телефон

 

Просим дополнительно ответить на следующие вопросы

1) Определился ли ты с выбором профессии?

Да _______     Нет_______

Не могу определиться из нескольких вариантов _______

2) По какой профессии (специальности) ты планируешь обучаться?

Пожалуйста, укажи, что это за профессия (специальность)

             

 

!!! Последний день приема бланков ответов Викторины 18.12.2017 г.

Прежде чем приступить к выполнению конкурсных заданий,

Вам необходимо просмотреть материал, на который даны ссылки!

1. Мир нефти http://mirnefti.ru/index.php.

2. «Газпром – газификация России»https://vk.com/videos-93951283?z=video-93951283_456239078%2Fclub93951283%2Fpl_-93951283_-2 .

3. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкинаhttps://vk.com/videos-93951283?z=video-93951283_456239079%2Fpl_-93951283_-2 .

4. «Галилео. Нефтедобыча» https://vk.com/videos-93951283?z=video-93951283_456239080%2Fclub93951283%2Fpl_-93951283_-2

5. «Как добывают нефть»https://vk.com/videos-93951283?z=video-93951283_456239082%2Fclub93951283%2Fpl_-93951283_-2 .

 

Вы не можете зайти по указанным ссылкам?

ВКонтакте в группе PROFкомпас vk.com/club93951283

размещен весь материал Конкурса.

Перед заполнением внимательно прочитайте инструкцию.

Инструкция: Вам будет предложено ответить на вопросы и зафиксировать Ваши ответы в бланке ответов Викторины. В одном случае нужно сделать выбор из нескольких вариантов ответа и зачеркнуть/подчеркнуть правильный вариант, в другом – вписать Ваш ответ в предназначенном для него месте. Если Вы выполняете работу в электронном варианте, то Ваш вариант ответа следует подчеркнуть или, где необходимо, впечатать.

ВИКТОРИНА

Полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость, являющееся горючим веществом?

1. Нефть.                3. Азот.

2. Газ.                          4. Сера.

 

2. Отметьте, какие имеются обозначения слова «нефть» в мировой истории:

1. «Нечто извергаемое (землею)».

2. «Извергнутое, исторгнутое».

3. «Вспыхивать, воспламеняться».

4. «Нечто влажное, жидкость».

5. «Горное масло».

 

3. Углеводороды, из которых состоит нефть - это химические соединения, состоящие из атомов углерода (C) и водорода (H). В общем виде формула углеводорода - CxHy. Какой простейший углеводород имеет один атом углерода и четыре атома водорода?

 

1. Метан.                          3. Метанол.

2. Азот.                             4. Сера

 

4. Отметьте, из каких элементов с химической точки зрения состоит обычная (традиционная) нефть:

  1. Углерод – 84%.
  2. Водород – 14%.
  3. Сера – 1-3% (в виде сульфидов, дисульфидов, сероводорода и серы как таковой).
  4. Азот – менее 1%.
  5. Кислород – менее 1%.
  6. Металлы – менее 1% (железо, никель, ванадий, медь, хром, кобальт, молибден и др.).
  7. Соли – менее 1% (хлорид кальция, хлорид магния, хлорид натрия и др.).

 

Нефть(и сопутствующий ей углеводородный газ) залегает на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. При этом на глубинах 6 км и ниже встречается только газ, а на глубинах 1 км и выше - только нефть. На какой глубине встречается большинство продуктивных пластов, состоящих из нефти и газа в различных сочетаниях?

1. На глубине выше 1 км.                                       3. На глубине ниже 6 км.

2. На глубине между 1 и 6 км.                      4. На поверхности земли.

 

Насколько длительный процесс образования нефти?

1. 2 тыс. лет.                          3. 1 млн. лет.

2. 100 тыс. лет.               4. 50-350млн. лет.

 

7. Отметьте, в каких продуктах присутствует производные нефтепродуктов:

1. Полиэтилен.

2. Пластик.

3. Губная помада.

4. Вазелин.

5. Аспирин.

6. Жевательная резинка.

7. Немнущаяся одежда.

8. Нейлон.

9. Панели солнечных батарей.

 

Каким образом благодаря нефти были спасены киты от полного истребления?

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

В августе 1866 года в разгар нефтяного бума на северо-западе Пенсильвании горстка американских независимых нефтепромышленников встретились в городке Титусвилле. Один из вопросов, который рассматривался на этой встрече, было согласование стандартной тары для поставок нефти потребителям. В результате, какой размер стандартной емкости был определен для перевозки и хранения нефти?

Ответ:_____________________________________________________________________________

 

 

studopedia.net

Красноярск | Как нефть спасла китов - БезФормата.Ru

Оказывается, это сегодня нефть в форме затонувших с ней танкеров несёт урон живому, а когда-то именно она спасла от истребления китов.

В девятнадцатом веке существовал огромный спрос на этих животных — китовый жир часто использовался в лампах, так как сгорал медленно, без дыма и неприятного запаха. Кроме того, он становился свечами, смазкой часовых механизмов, защитным покрытием на ранних фотографиях, входил в состав лекарств, мыла и косметики. Неудивительно, что при такой востребованности носители этого жира — киты к середине XIX века были чуть ли не полностью истреблены. И только благодаря внедрению перегонки нефти и такой её производной, как керосин, с доказательством его безопасного применения, который был бюджетнее, спрос на китовой жир резко снизился. Китобойный флот США, к примеру, в 1846 году состоял из 735 судов, а к 1879 их осталось всего 39. Охота на китов в итоге практически полностью прекратилась, ибо потеряла какой-либо экономический смысл.

Сегодня китовый жир используют только в космических зондах — жир кашалотов не замерзает даже при аномально низких температурах, коими славится космическое пространство.

 

 

Последние новости Красноярского края по теме:Как нефть спасла китов

Как нефть спасла китов - Красноярск

Оказывается, это сегодня нефть в форме затонувших с ней танкеров несёт урон живому, а когда-то именно она спасла от истребления китов.20:24 01.04.2015 1-LINE

Как нефть спасла китов - Красноярск

Оказывается, это сегодня нефть в форме затонувших с ней танкеров несёт урон живому, а когда-то именно она спасла от истребления китов.15:41 01.04.2015 1-LINE

krasnoyarsk.bezformata.ru

10 фактов о нефти

Есть несколько версий этимологии слова «нефть». Одни ученые считают, что оно произошло от турецкого «neft», которое, в свою очередь, взяло истоки от ассирийского «nарtn» – «изверженный», «исторгнутый». Другие утверждают, что слово «нефть» пошло от аккадского «напатум» – «вспыхивать». Третьи склоняются к древнеиранскому «nаft» – «нечто влажное». Вопрос же о происхождении нефти имеет лишь один правильный ответ: миллиарды планктонов умирая, оседают на дно, где покрываясь илом и разлагаясь, образуют вязкую массу, которая под влиянием температуры и давления становится нефтью.

Представляем 10 фактов о нефти, многие из которых могут вас удивить. 

1. Нефть используется уже более 6000 лет

Люди знакомы с нефтью с древних времен: уже в Вавилоне использовался битум для строительства зданий и морских судов. Начиная с VIII века, в Багдаде применялся гудрон при строительстве дорог. А в Древнем Египте и Древней Греции нефть служила топливом для ламп и освещала дома и улицы.  

2. Нефть спасла китов

В XIX веке китовый жир использовался для осветительных ламп, изготовления свечей, смазки часовых механизмов, в качестве защитного покрытия фотографий и так далее. Повышение спроса повлекло почти полное вымирание этих животных. Но благодаря появлению керосина, получаемому в процессе переработки нефти, потребность в китовом жире снизилась, и охота на китов почти полностью прекратилась, так как утратила экономическую выгоду.  

3. Когда-то бензин был очень дешевым

До того, как машины стали популярным средством передвижения, целевым продуктом переработки нефти был керосин. Бензин имел низкую цену и не пользовался спросом. Его использовали исключительно для лечения от вшей или как растворитель для очистки ткани от жирных пятен.  

4. В 1901 году в России добывалось более половины мировых объемов добычи нефти

Показатели добычи нефти в России достигли своего пика в 1901 году – 706,3 млн пудов, что составило 50,6% от мировой нефтедобычи. Цена на нефть из-за переизбытка спроса стала снижаться и по сравнению с 1900 годом упала в 2 раза – 8 копеек за пуд. После 1902 года наметилась тенденция к восстановлению потребления, прерванная революцией 1905 года, сопровождающейся массовыми разгромами нефтепромыслов.  

5. Из нефти создают самые неожиданные продукты

Сегодня многие продукты на рынке – результат переработки нефти. Среди них: губная помада и подводка для глаз, в состав которых входят пропиленгликоль и красители каменноугольной смолы, немнущаяся одежда из полиэстера, жевательная резинка, сделанная из природных латексов в сочетании с нефтепродуктами или полиэтиленовых и парафиновых смол, нейлоновые колготки и аспирин, производство которого начинается с бензола и углеводорода.  

6. Нефть не всегда черная

Нефть бывает не только черного цвета, как многие считают. Она может быть красной, зеленой, янтарной, голубой и бесцветной. Ее цвет зависит от количества, окраски и характера содержащихся в ней смолистых веществ. При этом он никак не влияет на качество нефти.  

7. Первую нефтяную вышку поставили в IV веке

Еще в IV веке н.э. в Китае была создана первая нефтяная вышка. Китайцы использовали стволы бамбука как современный буровой шнек. С их помощью под давлением нефть выходила наверх.  

8. Единица измерения нефти – «бочка»

В переводе с английского «barrel» – это бочка. В США в 1866 году несколько предпринимателей объединились для транспортировки нефти и, решив сэкономить, стали закупать для этого уже использованные бочки объемом 159 литров. Такой объем посчитали оптимальным для погрузки в железнодорожные вагоны. Со временем его утвердили в качестве общей единицы измерения и назвали баррелем.  

9. До первых трубопроводов нефть разливали в бурдюки

Пока не появились трубопроводы, нефть разливали в бурдюки и бочки. Вывозили их при помощи лошадей, что было крайне невыгодно: доставка стоила больше, чем количество добытой нефти. Например, в 1877 году пуд нефти на апшеронских промыслах стоил 3 копейки, а доставка на расстояние 12 км к нефтеперерабатывающим заводам – 20 копеек.  

10. Самые крупные суда в мире – нефтяные танкеры

Длина самого большого корабля – норвежского танкера Knock Nevis – 458 м, ширина – 69 м. Осадка корабля при полной погрузке превышает 24 м, поэтому он не может пройти ни через Суэцкий, ни через Панамский каналы, ни даже через Ла-Манш. 

Источник: traders-union.ru, vseonefti.ru, mydiscoveries.ru

1tmn.ru

Гренландский кит и русское раздолбайство: как на самом деле "спасали" кита

По просьбам моих читателей и в благодарность всем тем, кто привлек внимание к истории во время экспедиции #MamontCup2017 на Шантарах, хочу рассказать в подробностях о том как проходило спасение кита. Хотя описать это можно в трёх простых словах — никак не происходило. Кит, по большому счету, ушел самостоятельно, а новости о «спасательной операции» в СМИ напоминали сюжет фильма День Радио — ну, когда МЧС спасали тонущий зоопарк с редкими видами животных.

Гренландский кит столкнулся с чисто русским подходом к делу, что оказалось не менее опасным, чем отмель в протоке, где он застрял. Никто ни за что не хотел брать ответственность, все — в прямом и переносном смысле, — ждали у моря погоды. А когда поняли, что дело идет к хреновому концу, озвучили удобную версию — во всем виноваты туристы…

Для понимания, панорама протоки, где разыгралась трагедия:

3.

Кит шел вдоль берега (справа на лево), никаких касаток рядом с ним не было. Животное просто уперлось в песчаную косу, которая заставила его повернуть вправо, после чего оно попало в ловушку:

4.

Покружив по протоке, кит выбрал более-менее глубокое место и остановился:

5.

Фотографии с коптера я сделал позднее — в момент, когда кит только-только застрял было очень туманно.

Первым делом ребята решили выйти на лодке и встать поодаль с другой стороны, чтобы кит повернулся и ушел обратно в море, пока ещё вода была более-менее высокой:

6.

К сожалению, успехом эта затея не увенчалась. Вода начала стремительно уходить и кит лег на брюхо:

7.

8.

9.

10.

Я решил позвонить Ольге Шпак — это известный зоолог, кандидат биологических наук, специалист по морским млекопитающим и научный сотрудник ИПЭЭ РАН. В Москве к тому времени было два часа ночи, поэтому пришлось пришлось поднимать человека с кровати.

Ольга сказала, если кит большой и тяжелый, он раздавит себя собственным весом и мы ему ни чем не сможем помочь. Если же это китёнок, мы можем помочь ему выжить до следующего прилива, поливая глаза и спину водой.

Но что мы действительно можем сделать полезного — взять и доставить в Москву образцы пленки кожи кита. Для этого надо было провести по нему мочалкой и потом заспиртовать ее в стерильной банке. Так же нас просили взять с кита несколько китовых вшей - Ольга прислала мне фотографию, как они выглядят и объяснила, как и где их искать. В данный момент учетные переводят гренландских китов из категории «исчезающие» в «критично исчезающие» и образцы помогут сохранению всего вида этих млекопитающих:

11.

Киту повезло, что у меня с собой был спутниковый интернет от Thuraya и я смог разместить информацию о нем в сети, а дальше её подхватили мои читатели и новостные агентства. Уже через несколько часов начались звонки на спутниковые телефоны работникам парка и им пришлось начать хоть чуть-чуть шевелиться. Если бы нас там не оказалось, не факт что история про кита стала вообще достоянием общественности.

Всю информацию я передавал сидя в нашей общей палатке. Иногда сюда приходила наша группа на обед или ужин и тогда мне приходилось временно сворачивать интернет-точку, так как группа у нас большая и мы в этой палатке еле помещались.

Все видео и фото я сразу дублировал на два диска Lacie Rugged 4 TB с разъемами USB-C - это самые надежные диски, которые я всегда беру с собой в путешествия. На два диска копирую для того, чтобы один сразу по возвращению отправить монтажеру, а второй — с резервной копией — оставить у себя. Так же на этих дисках я держу весь архив своих фотографий на тот случай, если мне понадобится выслать какой-нибудь хайрез во время поездки.

У меня Macbook Pro 15 дюймов, на котором я обрабатываю все фотографии прямо в поездке. Стараюсь придерживаться правила: «Не ложиться спать, пока не отберу и не обработаю все фотографии, которые отснял за день». Без ноута я вообще не мыслю себе ни одну поездку:

12.

Кстати, о СМИ. К середине дня прошла информация, что кита якобы поливают пожарной помпой. Помпа действительно была, но никто не поливал из неё животное. Завели, прогрели и решили не использовать, потому что мы боялись залить ему воду в легкие через дыхало - Ольга Шпак сказала нам, что из помпы кита категорически нельзя поливать. Инспектора прислушались:

13.

За весь день на кита вылили два ведра воды — на этом "спасательная операция" закончилась:

14.

Где-то примерно в это время пресс-секретарь Минприроды сообщил, что «туристы мешают спасению кита и отвлекают специалистов от спасательной операции». Какие именно мероприятия входили в эту самую операцию (кроме мифического полива помпой), пресс-секретарь не уточнил:

15.

16.

Отдельная история была с пробами пленок кожи.

С нами рядом оказались ученые-болотоведы, которые теоретически могли помочь получить образцы, но они предпочли устраниться от этого дела. Сотрудники нацпарка тоже соскочили с темы и начали звонить руководству. Пока всё это продолжалось, вода начала подниматься и время для получения образцов было потеряно — при высокой воде это становилось небезопасным:

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Китёнок периодически пытался повернуться, но при этом царапался и начинал кровить:

23.

24.

Его объедали маленькие рыбки. Они бесились вокруг него, а иногда даже выскакивали из воды ему на спину. Очень странное поведение. Как мухи на корове:

25.

К концу дня появилась новость о том что из Хабаровска вылетел вертолет со спасателями. Читать об этом было смешно — у нас тогда была ночь, абсолютно нелётная погода и жуткий туман. Никакие спасатели сюда даже не вылетали. Они просто не смогли бы добраться. Зачем надо было врать об этом по телевизору и даже показать какие-то вертолеты, в которые что-то загружают - мне абсолютно непонятно.

Вода там временем опустилась ниже критического уровня и кит начал сохнуть:

26.

27.

В этот момент, наконец, сотрудники нацпарка приняли решение поливать кита водой. Они нам сказали, что им позвонили "с первого канала" и сказали, что за китом уже следит вся страна и что если он умрет, то этим инспекторам ... дальше шло исконно русское слово:

28.

Инспектора подошли к животному на лодке, спустились по пояс в воду и начали лить вёдра воды:

29.

Вначале с одной стороны полили, потом с другой:

30.

31.

32.

33.

А ночью, в темноте и тумане начался долгожданный сильный прилив. Кит смог освободиться, подплыл к лодке спасателей, немного постоял, словно прощаясь с ребятами, и ушел в море.

Безумно обидно, что мы не смогли взять образцы плёнок кожи. После возвращения в Москву я встречался в Ольгой Шпак и она называла это огромной упущенной возможностью для современной науки.

Разует лишь то что для китёнка всё закончилось благополучно.

34.

Еще раз спасибо всем кто переживал, следил за этой историей и привлекал к ней внимание.

Stay Tuned!

Подписывайтесь на мой канал в Youtube

Подписывайтесь на обновления в ЖЖ

ССЫЛКИ НА МОИ СОЦСЕТИ

sergeydolya.livejournal.com