Что будет делать Азербайджан, когда закончится нефть. Когда закончится нефть в азербайджане


"Карабахская проблема не будет решена, пока не закончится азербайджанская нефть": Азербайджан за неделю

Баку, 11 октября 2004, 18:06 — REGNUM  

Политика. Азербайджан - ПАСЕ. Азербайджан - Армения. Азербайджан - Россия. Вокруг военных баз США в Азербайджане. Азербайджан - Турция. Общество. Экономика.

Политика

"Ни одна международная организация не критиковала официальный Баку в связи с ситуацией в стране после президентских выборов. Наоборот, Совет Европы дал очень высокую оценку положению в Азербайджане и произошедшим за это время "позитивным преобразования", - такое странное заявление сделал президент АР Ильхам Алиев в интервью агентству "Рейтер", отвечая на вопрос о причинах преследования оппозиции в стране, передает ИА "Туpан". Ильхам Алиев сказал также, что удостоен в нынешнем году медали и диплома почетного члена Совета Европы "за вклад в европейские ценности". Что касается арестованных 7 оппозиционеров, то они "не являются оппозиционными лидерами", заявил Алиев. "Хочу еще раз повторить, что в связи с этими вопросами критика в мой адрес не звучит, напротив, работа, проводимая в Азербайджане в этом направлении, получает высокую оценку", - продолжил Алиев. Касаясь оппозиции, он заявил, что находящиеся под арестом "совершили преступления, показанные по всем телевизионным каналам". Они должны быть привлечены к ответственности за эти деяния. "Я одержал победу на президентских выборах, и никто в этом не сомневается. Этот факт получил подтверждение со стороны всех международных организаций, для меня же главное заключается в том, что это подтвердил азербайджанский народ. Попытки оппозиции изменить результаты выборов путем применения силы были преступным деянием. Хочу еще раз подчеркнуть, что находящиеся под арестом люди, именуемые оппозицией, осуждены не за то, что являются членами оппозиционных партий, а за совершение незаконных деяний". Ильхам Алиев верит, что доходы от нефти позволят ему и его правительству улучшить экономическую ситуацию в стране, что еще больше ослабит позиции его политических оппонентов и поможет ему сохранить власть. И. Алиев считает, что оппозиция ведет борьбу не против правительства, "а против счастливого будущего Азербайджана". Нынешняя оппозиция должна отойти от политики и уступить место "здоровой, конструктивной" оппозиции, полагает он. "Интересы общества требуют положить конец вражде между политическими партиями. Не могу понять, почему политические партии в Азербайджане должны занимать в отношении друг друга враждебную позицию. А почему бы не быть и нормальным диалогам, и обсуждениям, и контактам. Однако такое невозможно с теми, кто находится сегодня в оппозиции", - сказал Алиев.

"Между Азербайджаном и Ираном существуют добрые отношения, достигнуты договоренности по ряду экономических вопросов", - заявил Ильхам Алиев в интервью агентству "Рейтер", отвечая на вопрос, не мешают ли хорошие отношения Баку и Вашингтона отношениям Баку с Тегераном. "Хочу еще раз подчеркнуть, что наши отношения являются очень конструктивными, и мы очень довольны этим. Мы не можем позволить, чтобы Азербайджан превратился в зону противостояния между различными странами. Если какие-то страны желают войти в противостояние друг с другом, то могут найти для этого другое место", - отметил Алиев. "Мы строим двусторонние отношения со всеми, в том числе с соседними государствами, на основе принципов уважения интересов друг друга и невмешательства во внутренние дела друг друга. В этом контексте никакого фактора, могущего повредить азербайджано-иранским отношениям, нет", - заключил Алиев.

"Ени Мусават" и "Азадлыг" комментируют интервью Ильхама Алиева агентству "Рейтер". Газеты называют Ильхама Алиева "псевдогероем" и "обманщиком". В свою очередь "525-я газета" и "Шарг" устами представителей власти хвалят интервью президента АР.

Как передает ИА "АзеpТАдж", министр обороны АР Сафар Абиев принял заместителя помощника по вопросам международной безопасности министра обороны США Джеймса Макдуга. В ходе встречи стороны обсудили вопрос азербайджано-американского военного сотрудничества. Hа встрече присутствовал посол США в Азербайджане Рино Харниш.

Руководитель администрации аппарата президента АР Рамиз Мехтиев заявил, что отказ столичной мэрии санкционировать митинг оппозиции связан с желанием бакинских властей "убрать оппозицию с улиц". ("Ени Мусават") По его словам, для деятельности оппозиции в стране созданы все условия. Оппозиция может высказываться на страницах печати и в конференц-залах. В то же время Мехтиев считает, что даже в случае разрешения проведения акции оппозиции на нее соберется не более 1000 человек, так как народ против митингов.

В Совете Европы приняли во внимание послание международной правозащитной организации "Репортеры без границ" о фактах нарушений прав журналистов в Азербайджане. Это обращение передано на рассмотрение в соответствующие структуры Совета Европы, заявил на пресс-конференции в Страсбурге президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Питер Шидер, комментируя по просьбе ИА "Туpан" текст данного обращения. "Я высоко ценю деятельность "Репортеров без границ", и изложенные в послании факты будут внимательно изучены", - отметил Шидер.

НАТО не станет посредничать в урегулировании конфликтов в Центральной Азии и Закавказье. Об этом в интервью газете "Известия" заявил спецпредставитель генсека НАТО в Центральной Азии и Южном Кавказе Роберт Симмонс, пишет "525-я газета". По его словам, урегулированием будет заниматься ОБСЕ, хотя у Альянса и есть своя точка зрения на эти конфликты. Комментируя срыв совместных учений стран НАТО и партнеров альянса в Баку, Р. Симмонс высказал надежду, что "практика совместных учений будет продолжаться". Он подчеркнул, что в Совете евроатлантического партнерства существует незыблемый принцип: все государства-члены имеют право на участие в совместных мероприятиях. "Мы ясно выразили азербайджанскому правительству нашу позицию по этому вопросу", - сказал спецпредставитель генсека НАТО.

"В Азербайджане может появиться закон, предусматривающий в качестве альтернативных источников финансирования военных спонсорскую помощь", пишет "Эхо". "Азербайджану необходимо принятие отдельного закона, регулирующего оказание материальной помощи национальной армии гражданами иностранных государств. Понятно, что в первую очередь речь идет об обеспеченных азербайджанцах, немалое количество которых проживает как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья", - заявил "Эхо" депутат парламента Захид Орудж. "Оказание помощи в становлении нашей армии - вопрос очень серьезный. Мы знаем, что стараниями покойного президента был создан отдельный Фонд помощи армии, - отметил депутат. - Я считаю, что в дополнение к этому можно было бы создать отдельный законный механизм перечисления денег для нашей армии из-за рубежа, тем самым обеспечив еще и решение социальных проблем наших военнослужащих. Я надеюсь, что такой закон в нашем парламенте будет создан. Такая модель может быть разработана без труда на примере других государств. Я считаю, что это долг нашего парламента, именно мы должны выносить такие вопросы на повестку дня". Депутат полагает, что в этом вопросе нельзя вводить какие-либо ограничения для любых потенциальных спонсоров, из любой страны и любой национальной принадлежности. З. Орудж считает, что готовность оказать материальную помощь армии своей родины давно уже назрела в среде зарубежной азербайджанской общественности.

Известный военный эксперт Узеир Джафаров сказал "Эхо", что "подобные акции по перечислению средств из-за рубежа организовывались в начале 90-х. Но те деньги были разграблены варварским образом, мягко говоря, использованы не по прямому назначению. И после таких случаев богатые азербайджанцы из других стран просто перестали оказывать помощь нашим вооруженным силам". Джафаров указывает на фактическую бездеятельность Фонда помощи армии. "За первые месяцы его существования туда были перечислены достаточно крупные суммы. Но, к большому сожалению, уже 2 года нет исполнительного директора фонда, как это должно быть по закону. Руководит им глава Минобороны, и сейчас о нем народ, можно сказать, забыл". Нет особого смысла разрабатывать новые законы в этом направлении, считает эксперт. "Просто государство должно строго контролировать все эти перечисления на нужды армии. А в реальности имеются конкретные счета и адреса, куда любой гражданин любой страны может перечислить свои деньги. Это все тот же Фонд помощи армии. Но тут, конечно, необходимо обеспечить прозрачность конкретного расходования этих пожертвований. Это естественное желание любого спонсора", - заключил Джафаров.

Международная правозащитная организация Amnesty International (AI) создала специальную группу по судебному процессу над семью азербайджанскими оппозиционными лидерами, обвиняемыми в организации массовых беспорядков в Баку после выборов президента АР в октябре 2003 года, пишет "Азадлыг" В состав группы вошли руководители отделений AI в 15 странах мира. Координатором группы является руководитель Нидерландского офиса AI Д. Бостан. В настоящее время группа занимается сбором информации о ходе процесса.

Азербайджан - ПАСЕ

5 октября в Страсбурге начала работу осенняя сессия ПАСЕ, одним из основных пунктов повестки которой является рассмотрение выполнения обязательств, взятых Азербайджаном перед Советом Европы (СЕ). (ИА "АзеpТАдж")

Как рассказал "Эхо" один из членов делегации Азербайджана Асим Моллазаде, в своей речи на сессии ПАСЕ он коснулся того, что Азербайджан уже многие годы страдает от атак международного терроризма. "До детей Беслана погибли сотни детей и женщин в Ходжалы, в Баку - во время взрывов в метро, самолетах и автобусах. И поэтому вопрос террора и борьбы с ним должен осуществляться прежде всего совместными усилиями, и одновременно должны быть показаны те, кто осуществил террор. Именно безнаказанность террористов привела к ситуации в Беслане, потому что до сих пор не были наказаны те люди, которые осуществили теракты в Азербайджане и в Грузии", - заявил в своем выступлении Моллазаде.

Hа пресс-конференции генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис заявил, что президент Азербайджана Ильхам Алиев предпринял ряд "важных" шагов в области решения проблемы политзаключенных. По его словам, в результате принятых главой государства указов были освобождены "многие" политзаключенные. Вместе с тем Дэвис указал, что Азербайджану предстоит еще "многое сделать" для выполнения своих обязательств перед СЕ. В то же время Дэвис уклонился от ответа на вопрос газет "Азадлыг" и "Ени Мусават", можно ли считать решенной проблему политзаключенных, если уже целый год в заключении находится большая группа оппозиционеров, осужденных в связи с президентскими выборами. По словам Дэвиса, этот вопрос "в компетенции докладчиков и им лучше знать - кто политзаключенный, а кто нет, но некоторые из признанных СЕ политзаключенными уже освобождены". По словам генсека, политический опыт, накопленный И. Алиевым в СЕ, дает основания полагать, что проблема политзаключенных в Азербайджане будет решена.

"Президент Азербайджана стремится к реформам. Он делает то, что было невозможно 2-3 года назад", - такое мнение высказал на сессии ПАСЕ в Страсбурге докладчик Мониторингового комитета Андреас Гросс в ходе обсуждения выполнения Азербайджаном своих обязательств перед Советом Европы. (ИА "Туpан") Гросс сказал, что Баку признает наличие политзаключенных, однако власти освобождают генералов и офицеров, а обычные люди остаются в тюрьме. Гросс выразил разочарование фактами насилия после президентских выборов. "Нам обещали, что арестованные, включая семерых оппозиционных лидеров, будут освобождены, и мы не теряем надежду", - сказал он. Докладчик отметил, что за насилие ответственны как политические партии, так и власти в лице правоохранительных органов. "Однако никто из полиции наказан не был", - подчеркнул Гросс. Гросс призвал коллег отказаться от чрезмерного оптимизма в отношении Азербайджана. В тюрьмах еще много политзаключенных, а доходами от нефти должны пользоваться все, а не узкий круг лиц. Общественное телевидение должно быть создано, а оба государственных телеканала "обязательно" ликвидированы, отметил он.

В ходе дебатов Азербайджан предложил внести в отчет докладчиков ПАСЕ по АР 16 поправок, но депутаты приняли только несколько непринципиальных, остальные были отклонены. В итоговой резолюции ПАСЕ констатируется, что в Азербайджане все еще не признаны "серьезные фальсификации" выборов 2003 года, существует угроза ареста по политическим мотивам, поэтому ПАСЕ ждет полной независимости судебной власти. Парламент страны не играет реальной роли, свобода слова не полностью обеспечена, журналисты подвержены самоцензуре. Должны быть освобождены или помилованы 33 осужденных оппозиционера. Власти АР обязаны полностью опубликовать результаты президентских выборов 2003 года по участкам и признать наличие серьезных нарушений закона в ходе выборов, говорится в документе.

Оппозиционная пресса широко комментирует слушания в ПАСЕ по обязательствам Азербайджана. По мнению "Азадлыг", Совет Европы своей резолюцией осудил власти Азербайджана. В то же время резкой критике подвергнуто выступление генсека ПАСЕ Терри Дэвиса перед журналистами. Дэвис заявил, что пока рано считать политзаключенными "узников октября".

По мнению "Ени Мусават", позиция Терри Дэвиса основывается на нефтяных интересах Британии. Газета также считает, что у Терри Дэвиса теплые отношения с властями Азербайджана.

В Совете Европы распространен текст резолюции N 1398 (2004) по итогам обсуждений 5 октября выполнения Азербайджаном своих обязательств перед СЕ, передает ИА "Туpан". Текст резолюции не претерпел больших изменений и остался таким же жестким. Принципиальными изменениями можно считать добавления докладчика по проблеме политзаключенных Малкольма Брюса, который констатирует наличие в стране 14 политзаключенных, статус которых подтвержден, и еще 174 политзаключенных, которых можно считать таковыми. Резолюция призывает правительство АР принять решительные меры для окончательного решения данной проблемы и отказаться от порочной практики "постоянного производства" политзаключенных. Кроме того, резолюция призывает как можно скорее освободить или помиловать 7 оппозиционных лидеров и 33 осужденных по октябрьским событиям 2003 года (беспорядки в Баку после президентских выборов). ПАСЕ приветствует принятый недавно закон об общественном телевидении и призывает власти Азербайджана создать действительно независимый телеканал.

Официальная пресса ("Азербайджан", "Халг" и др.) расценила принятую ПАСЕ резолюцию по Азербайджану как "необъективную".

Заместитель исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан" Мубариз Гурбанлы говорит, что Азербайджану нечего стыдиться Совета Европы. ("525-я газета")

Правозащитник Чингиз Ганизаде считает, что депутаты ПАСЕ, защищающие режим в Азербайджане, получают взятки от властей АР. ("Ени Мусават")

Председатель ЦИК АР Мазаир Панахов назвал несправедливой критику в свой адрес, содержащуюся резолюции ПАСЕ. Он заявил, что результаты выборов опубликованы в специальном бюллетене ЦИК и розданы членам структуры. Однако секретарь ЦИК, мусаватист Видади Махмудлу, сказал, что это неправда. По мнению члена азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ Гуламгусейна Алибейли, решение этой структуры о продолжении мониторинга в Азербайджане должно стать уроком властям ("Азадлыг").

"Ени Мусават" считает, что рекомендации СЕ не решат проблемы Азербайджана. Европейская семья не будет делать радикальных шагов в отношении Азербайджана. Если народ сам не предпримет решительных действий, то будет вынужден жить при таком режиме 150-200 лет, пишет газета.

Азербайджан - Армения

"Эхо" пишет, что депутаты азербайджанского парламента потребуют от НАТО признать Армению агрессором. Спикер Муpтуз Алескеpов обещает, что это произойдет прямо на семинаре Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО "Роуз-Роуд" в Баку.

Глава МИД АР Эльмар Мамедъяров заявил, что названия австрийских и швейцарских фирм, работающих с сепаратистами в Карабахе, известны. По словам министра, в отношении этих компаний будут применены соответствующие меры ("Экспресс").

Болгария продолжит свою деятельность в качестве председателя ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, заявил 7 октября в Баку на пресс-конференции президент этой страны Георгий Пырванов. Он сказал, что видит роль своей страны в "активизации мер по мирному урегулированию конфликта". (ИА "Туpан") В частности, он высказался за расширение "параметров и плана действий Минской группы". Однако Пырванов не смог вразумительно объяснить, что скрывается за этими словами. В то же время он приветствовал диалог президентов и глав МИД Армении и Азербайджана.

Пока Армения не покинет "оккупированные азербайджанские территории", турецко-армянская граница открыта не будет. Об этом, как сообщает ИА "Тренд", заявил в Анкаре на встрече с главой оборонного ведомства Азербайджана Сафаром Абиевым начальник Генштаба вооруженных сил Турции генерал армии Хильми Озкек. С. Абиев, в свою очередь, сообщил, что Армения не намерена покидать "оккупированные" земли и выполнять принятые ООН резолюции по нагорно-карабахской проблеме.

Нагорно-карабахский конфликт стал одной из ведущих тем переговоров С. Абиева с министром обороны Турции Веджди Генулем. Последний заявил о том, что Турция оказывает посильную помощь Азербайджану в этом вопросе и намерена продолжать подобную политику. Принимая министра обороны Азербайджана, президент Турции Ахмед Недждет Сезер заявил, что Армения должна освободить "оккупированные" земли. "В этом вопросе мы полностью поддерживаем справедливую позицию Азербайджана... Мы требуем от Армении завершения войны и освобождения оккупированных азербайджанских земель", - подчеркнул он.

Азербайджан - Россия

Россия начала концентрировать свои военные силы на границе с Азербайджаном. Таким образом, в ближайшее время в Ботлихском районе Дагестана будут размещены мобильные группы российских вооруженных сил. Об этом со ссылкой на ИА REGNUM сообщает газета "Айна". В газете сказано также, что российский полк будет осуществлять связь с Габалинской радиолокационной станцией (РЛС) и российской Каспийской флотилией.

Директор ФСБ России Hиколай Патрушев заявил, что в деле борьбы с терроризмом имеются серьезные проблемы. Его особенно беспокоят Азербайджан и Грузия. По его словам, террористы пользуются территорией этих стран. ("Зеркало")

Министерство национальной безопасности (МHБ) Азербайджана выступило со специальным заявлением, в котором выразило решительный протест в связи с распространением рядом российских информагентств и органов печати сообщений со ссылкой на официальные круги России о том, что террористы якобы используют территорию Азербайджана. (ИА "АзеpТАдж") В заявлении отмечается, что МНБ активно сотрудничает со спецслужбами всех государств - партнеров по борьбе с международным терроризмом. В документе также говорится, что в данном вопросе, будучи членом антитеррористической коалиции, Азербайджан отличается своей принципиальной позицией и, как следствие, достиг конкретных реальных результатов в борьбе с террористами. В заявлении также напоминается, что азербайджанская сторона не раз задерживала лиц, находящихся в международном розыске, и в установленном законом порядке выдавала их государствам, где они совершили тяжкие преступления.

МНБ заявило, что такие безответственные выступления бросают тень на страну, деятельность спецслужб по борьбе с преступностью и ее опасными проявлениями, а также на российско-азербайджанское сотрудничество и вводят в заблуждение общественность двух стран. В то же время МНБ хотело бы верить, что выступления отдельных лиц и даже представителей отдельных официальных кругов не отражают официальную государственную позицию России. В распространенном заявлении отмечается, что МНБ, как и всегда, открыто к плодотворному и конструктивному сотрудничеству и готово обсудить любой вопрос, вызывающий недоразумения.

МНБ напоминает, что Азербайджан неоднократно заявлял об использовании сепаратистским режимом в Нагорном Карабахе "оккупированных территорий" для деятельности террористических и транснациональных преступных групп.

Вокруг военных баз США в Азербайджане

"Военные базы США на оккупированных азербайджанских территориях" - по сообщению американского агентства United Press International, об этом договаривались министр обороны АР Сафар Абиев и заместитель госсекретаря США по вопросам Евразии Стивен Пайфер.

"Эхо" пишет о деталях недавних переговоров между министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым и заместителем госсекретаря США по вопросам Евразии Стивеном Пайфером. Пресс-служба Минобороны АР тогда сообщила, что стороны выразили готовность углублять военное сотрудничество. Однако, как сообщает известное американское агентство United Press International (UPI), речь на встрече шла о создании военных баз США на территории Азербайджана, в том числе и в трех районах, "оккупированных" армянами - Джебраиле, Физули и Зангилане. "Конкуренция между США и Россией на Кавказе медленно сталкивается с армяно-азербайджанским конфликтом, одним из самых сложных в мире, сообщает UPI. Азербайджан пытается стать ближе к Вашингтону, в то время как Армения замыкается на Москве".

Касаясь встречи Сафара Абиева и Стивена Пайфера, UPI отмечает, что ее итоги вызвали повышенный интерес в Армении. Джебраил, Физули и Зангилан находятся на юго-западе Азербайджана и граничат с Ираном. Армения обеспокоена тем, что обсуждаются планы по созданию там военных баз. Ведь это означает, что Азербайджан вернет под свой контроль три района, а, следовательно, может "увеличить давление на Нагорный Карабах". Как отмечает UPI, у Еревана есть определенные соображения, касающиеся "задних мыслей" Вашингтона. В Армении уверены, что таким путем США пытаются обеспечить защиту азербайджанских энергетических источников, включая нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который должен заработать в мае следующего года. Кроме того, Соединенные Штаты хотят создать базу для возможного "северного фронта", если администрация США решится на военную акцию против Ирана, который американцы считают частью так называемой "оси зла".

В Азербайджане к вопросу размещения американских военных баз на "оккупированных территориях" относятся скептически. Так, по словам члена парламентской комиссии по вопросам национальной безопасности и обороны Алимамеда Нуриева, безопасность энергетических ресурсов Азербайджана, в частности БТД, входит в национальные интересы США. С этой точки зрения, по словам парламентария, США и Азербайджан - союзники. "В последние годы в политических кругах Азербайджана муссируется эта тема. Однако без согласия Азербайджана этого не произойдет. К тому же размещение иностранных военных баз на территории страны должно в первую очередь отвечать национальным интересам Азербайджана". По мнению депутата, на сегодняшний день размещение военных баз в стране возможно только после окончательного урегулирования карабахского конфликта.

Азербайджан - Турция

По приглашению начальника Генштаба Турции Хилми Озкека министр обороны Азербайджана Сафар Абиев посетил с официальным визитом в Анкару, сообщает ИА "Туpан". В программе визита были встречи с президентом Турции Ахмедом Hедждетом Сезером, министром обороны Веджди Генюлем и другими высокопоставленными чиновниками.

Нынешний официальный визит Абиева в Турцию - четвертый по счету. До настоящего момента министр обороны Турции один раз посещал Азербайджан, а начальник Генштаба - трижды. Между двумя странами подписан военный договор, а также два соглашения и семь протоколов о военном сотрудничестве. Среди них: межправительственное соглашение о безвозмездной помощи от 14 мая 2002 года; азербайджано-турецкое соглашение о сотрудничестве в военной промышленности, совместном производстве, военно-медицинской службе, военном праве и др. от июня 1996-го года; об участии азербайджанских военных в турецком миротворческом контингенте в Косово от 28 июля 1999-го года; а также протоколы о военном образовании, финансовой помощи, материально-техническом снабжении, подписанные Минобороны Азербайджана и Генштабом вооруженных сил Турции, сообщает ИА "Туpан".

Проблема долга Министерства сельского хозяйства Азербайджана турецкой частной компании Saka-Korkmaz Pazarlama будет решена в ближайшие дни, заявил журналистам вице-премьер правительства Азербайджана Абид Шарифов. "Этот вопрос решится. О сумме, которую выплатит азербайджанская сторона, я не могу говорить до подписания протокола. В самом протоколе сумма не указывается, там отмечено, что после того как задолженность будет выплачена, этот вопрос закрывается", - сказал А. Шарифов. ("Эхо")

Министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев заявил, что проблема будет решена в соответствии с интересами Азербайджана. По его словам, требуемые Saka-Korkmaz свыше 9 млн. долларов являются завышенной суммой. По его словам, азербайджанская сторона выполнит свои контрактные обязательства и оплатит долг за поставленное Saka-Korkmaz зерно и инвестиции в Гянджинскую прядильную фабрику. "Мы оплатим только долг, дополнительного штрафа не будет. В настоящее время представители правительства Азербайджана, в частности Минсельхоз, и компания подготовили совместный протокол. Думаю, в ближайшие дни стороны достигнут договоренности и вопрос будет решен", - сказал Ф. Алиев. Глава экономического ведомства заверил, что данная проблема никоим образом не отразится на азербайджано-турецких отношениях. "Мы не ожидали таких действий от Saka-Korkmaz, но могу сказать, что ни одна фирма не может оказать никакого влияния на азербайджано-турецкие отношения. Они всегда находились на высоком уровне как в политической, так и в экономической сфере", - подчеркнул Ф. Алиев.

Как сообщил "Эхо" президент компании Saka-Korkmaz Фирудин Коркмаз, стороны "обо всем договорились, в том числе о сумме оплаты". Сразу же после подписания совместного протокола будут освобождены арестованные за долги азербайджанские суда и самолеты, сказал Ф. Коркмаз.

Как стало известно из правительственных источников в Азербайджане, в ходе переговоров стороны достигли договоренности о выплате суммы, не превыщающей 5 млн. долларов.

Общество

Парламентарий Гюляр Ахмедова заявила, что за последние три года иностранцами было усыновлено 186 азербайджанских детей, 156 из них - американцами. По ее словам, усыновление происходило и происходит с нарушениями закона. Так, детей передают иностранцам "без очереди", без "централизованного учета" и при помощи "посредников", пишет "525-я газета". Депутат утверждала также, что по фактам незаконного усыновления возбуждено около 200 уголовных дел. В последнее время в Азербайджане введен мораторий на передачу детей иностранцам, сказала она.

Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде, отвечая на вопрос о наличии в Азербайджане религиозных сект, отметил, что они "опасны" для страны, недавно получившей независимость. По его мнению, распространение религиозных сект в интересах "экономически сильных стран", например США и Саудовской Аравии. Сектантство наносит серьезный удар по традиционной религии. ("Hовое Вpемя")

Экономика

Транснациональная компания British Petroleum (BP) диктует свои условия Азербайджану. Такое заявление сделал глава Центра гражданских инициатив (ЦГИ) Маис Гюлалиев. По мнению М. Гюлалиева, в действиях и иностранных компаний, и государства нет той прозрачности, которая необходима этом деле. "Легче договориться с одним или двумя людьми, чем со всем населением", - отметил глава ЦГИ. "Три года тому назад мы вели переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о том, чтобы они предоставили обществу некоторые детали договоренностей по проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Банк пообещал, что эти данные будут предоставлены, но так и не сделал этого". "Карабахская проблема не будет решена до тех пор, пока не закончится азербайджанская нефть", - сказал глава ЦГИ.

"Эхо" пишет, что Международный валютный фонд (МВФ) выдвинул еще одно требование к правительству Азербайджана. На этот раз фонд потребовал довести стоимость автомобильного бензина в республике до мирового уровня. Как сообщает телеканал ANS, во время последней встречи министра финансов Азербайджана Авеза Алекперова с руководством фонда в рамках годового заседания акционеров МВФ и Всемирного банка, ему было поручено решить этот вопрос в течение одного месяца. В свою очередь правительство Азербайджана, если и не отвергло это требование МВФ, то пытается продлить срок его реализации. До конца года стороны должны завершить переговоры по данному поводу. От результатов этих переговоров зависит, получит ли Азербайджан очередной транш МВФ в рамках программы сокращения бедности или нет.

"Зеpкало" отмечает: "Азербайджанские высокопоставленные чиновники, разъезжающие в "мерседесах" и "пежо", любят поговорить об экономике, которая требует доведения цен на энергоносители до мировых. Но ставили ли они перед МВФ или Всемирным банком вопрос о необходимости доведения до мировых стандартов средней заработной платы в стране? Едва ли. Иначе у нас с вами оклады были бы никак не меньше 1000 долларов в месяц, что законодательно оформлено в некоторых развитых странах. В Азербайджане все делается с точностью до наоборот. Так, привлеченные на работы по добыче нефти с месторождения "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли" наши нефтяники, по взаимной договоренности, получают зарплаты по местным тарифам. Мол, хватит, за глаза и этого. Тогда как иностранные специалисты получают здесь за куда как меньший труд в десятки раз больше".

"Американская компания ExxonMobil проводит подготовительные работы по ликвидации пробуренной на морском блоке "Зафар-Машал" первой разведочной скважины, на которой, несмотря на пройденные 7087 метров, коммерческих запасов углеводородов не обнаружено", передает ИА "Медиа-Пpесс". В настоящее время проводятся работы по установке цементных мостов, после чего эта самая дорогостоящая на сегодня в азербайджанском секторе Каспия скважина будет ликвидирована. Решения о бурении второй скважины на указанном блоке компания пока не приняла. В течение текущего месяца ExxonMobil высвободит буровую установку "Гейдар Алиев", с помощью которого проводилось бурение, и передаст ее компании "Лукойл" для ведения буровых работ на блоке "Ялама".

Государственный советник по экономической политике Вахид Ахундов, отвечая на вопрос о размере госбюджета на будущий год, сообщил, что в 2005 году доходы госбюджета прогнозируются в размере 10 трлн. манатов (более $2 млрд.). При этом дефицит бюджета составит 550 млрд. манатов. Доходы госбюджета на 2004 год определены на уровне 7 трлн. 518,4 млрд. манатов, расходы - 7 трлн. 833,4 млрд. манатов. (ИА "Тpенд")

Ведется активная работа по перспективному проекту транспортировки казахстанской нефти по маршруту Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Об этом ИА "Тренд" сообщил исполнительный директор по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам национальной компании Казахстана "КазМунайГаз" Сабир Есимбеков. В настоящее время ведется работа над созданием соответствующей нормативно-правовой базы для транспортировки казахстанской нефти из Актау в Баку и далее по уже существующему нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан или другим альтернативным маршрутам Азербайджана. "Законодательная база будет соответствовать существующим национальным законодательствам Казахстана и Азербайджана", - отметил С. Есимбеков. По его словам, документ разрабатывается на основе подписанных двусторонних и межправительственных соглашений. По информации С. Есимбекова, уже проведен ряд переговоров с участием "КазМунайГаз" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана с компанией BTC Co и иностранными инвесторами. В настоящее время проводится согласование текста межправительственного соглашения, работа над которым завершится в ближайшее время.

regnum.ru

Что будет делать Азербайджан, когда закончится нефть

Азербайджан и нефть были практически неотделимы друг от друга. Азербайджан стал одной из первых нефтедобывающих стран в мире, а в начале XX века на него приходилась половина мировых поставок. Нефть была смыслом существования страны и главным фактором стабилизации ее экономики после распада Советского Союза. Именно нефть может стать дать Баку шанс провернуть одну из самых радикальных экономических перестроек, которые когда-либо предпринимались.

Эти изменения необходимы: зависимость Азербайджана от нефти может продлиться около 30 лет - гораздо меньше, чем Казахстана и Ирана - и страна использует свое нынешнее богатство, ставя все на развитие транспорта, сельского хозяйства и туризма.  "Мы понимаем, что нефть и газ не могут быть постоянными источниками дохода, - говорит исполнительный директор Центра анализа и коммуникаций экономических реформ Азербайджана Вюсал Гасымлы. - Учитывая это и непредсказуемость цен на нефть, наша страна задумалась о диверсификации".

Двигаясь вперед, Азербайджан не может не вспомнить свою историю. Шелковый путь - древняя сеть торговых дорог и перевалочных хабов - стал источником вдохновения для схожей сети из Китая в Европу. "Азербайджан был частью Шелкового пути, пока монголы не разрушили его. Сегодня мы вместе восстанавливаем этот путь", - отметил менеджер по операциям Бакинского международного морского торгового порта Юджин Си.

Азербайджан находится в сердце Шелкового пути. С 2000 года Баку приступил к выполнению национальной программы по развитию транспортной инфраструктуры в попытке вернуть свою значимость как ключевого логистического узла в центре Евразии. Используя немалые доходы от нефти, Азербайджан также начал строить новые автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты по всей стране.

Желая стать настоящим интермодальным транспортным хабом, Баку открыл один из крупнейших воздушных грузовых терминалов в СНГ. Baku Cargo Terminal разрабатывался как точная копия логистического центра Люксембурга и смог достичь того же уровня технологического совершенства.

Первая фаза строительства Бакинского международного морского торгового порта началась в 2011 году. Планируется, что порт сможет принимать около 25 миллионов тонн груза и до одного миллиона TEU в год. Там будет создана гигантская зона свободной торговли, где товары могут быть обработаны на месте и экспортированы.

Баку также станет одной из конечных точек железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая откроется в следующем году. Она напрямую соединит Азербайджан с Грузией, Турцией и Европой.

Что касается крупных международных автомагистралей, то через Азербайджан проходит 503 километра транспортного коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу с Кавказом и Центральной Азией. Кроме того, Азербайджан находится в середине коридора "Север – Юг", соединяющего Россию и Иран. Сообщается, что Азербайджан может создать дополнительные зоны свободной торговли в своих приграничных регионах. "Правительство активно способствует созданию нужной инфраструктуры.

В начале могло показаться, что Азербайджан начал бессмысленное и логистически убыточное строительство - критики считали, что новые дороги никому не нужны. "Сейчас мы зависим от инвестиций, которые 6-7 лет назад пессимисты считали бесполезными", - говорит советник гендиректора Бакинского международного торгового порта Заур Гасанов. Весь сухопутный путь между Китаем и Европой через Баку занимает максимум 15 дней - в два или три раза быстрее, чем перевозка морским путем. Поезда, заполненные европейскими грузами, отправляются в Бакинский международный торговый порт, погружаются на паром за несколько часов, а затем отправляются через Каспийское море, где следуют вдоль коридоров Шелкового пути в Казахстане или Туркменистане. В настоящее время 95% торговли между Китаем и Европой осуществляется через море, в обход Азербайджана, но перевозимые грузы, как правило, включают в себя дорогостоящие товары - электронику, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино, изделия высокой моды - которые должны быть доставлены в кратчайшие сроки. И Азербайджан стремится подключиться к этому растущему сегменту рынка.

В долгосрочной перспективе Азербайджан хочет создать производственные центры, расположенные ближе к рынкам их назначения, которые смогли бы укрепить глобальную цепь поставок путем предоставления материалов и изделий, которые будут изготавливаться и переправляться значительно быстрее. Таким образом, вместо того, чтобы производить все в Восточной или Южной Азии и отправлять в Западную Европу, большая часть мирового производства будет распределена по новым логистическим и производственным хабам, которые появятся во всей Центральной Азии, Кавказу и Восточной Европе.

В мире мало мест, расположенных также близко к обширным и разнообразным рынкам. Азербайджан же - центр на карте Евразии. Он находится в центре Евразийского континента, где проживает 70% населения мира, находится 75% энергоресурсов и приходится 70% мирового ВВП. Центральная Азия и Китай - на востоке, Турция и Европа – на западе, Россия – на севере, Иран и Ближний Восток – на юге.

В дополнение к новой транспортной экономике не связанные с нефтью амбиции Азербайджана включают в себя позиционирование страны в качестве культурного центра - перекрестка не только товаров и сырья, но также народов и культур. 2016 год в Азербайджане был официально объявлен Годом мультикультурализма, что еще больше укрепило желание Баку проводить крупные региональные и международные мероприятия. В 2012 году Азербайджан провел Евровидение и Чемпионат мира по футболу среди девушек; В 2015 году там прошли первые Европейские игры; Гран-при Европы 2016 года прошел прямо на улицах Баку; через пару месяцев город принял 42-ю Шахматную олимпиаду; а через несколько лет город будет одним из хозяев футбольного турнира Евро-2020. Но настоящей целью Азербайджана стали летние Олимпийские игры, на проведение которых страна постоянно претендует. Даже построена целая Олимпийская деревня и несколько стадионов.

Азербайджан также активно инвестирует в свой туристический сектор, в котором видит огромный потенциал. Планируется упростить визовый режим, остающийся основным сдерживающим фактором для потенциальных туристов.

Пока примерно 3/4 доходов Азербайджана по-прежнему приходится на экспорт энергоносителей, и страна все еще  зависит от нефти. Когда цены на нефть начали падать в 2014 году, потеря доходов не только нанесла ущерб национальной казне, но и сильно ударила по национальной валюте Азербайджана – манату. То же произошло и в Казахстане, и в России. В декабре прошлого года Центральный банк Азербайджана объявил, что прекратит поддержку маната. Впоследствии национальная валюта страны потеряла треть своей стоимости за месяц и продолжила падать до сегодняшнего курса – 1,75 маната за доллар. Экономический спад вынудил Азербайджан использовать имеющиеся доходы от нефти для ускорения программы по диверсификации экономики.

"Развивающиеся богатые нефтедобывающие страны имеют конкретные проблемы. Когда цены на нефть идут вверх - все нормально. Когда они падают - это хорошее время для начала реформ, для того, чтобы решить проблемы, на которые долгое время не обращали особого внимания. Так что я рад, что мы проделали определенную работу, когда цены на нефть поднялись", - объяснил генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта Талех Зиядов.

vestikavkaza.ru

Азербайджан: от нефти к туризму

Выездная группа нашего издания побывала в Министерстве культуры и туризма Азербайджана. Брендом этой страны пока остается нефть, которая тоже является своеобразной частью ее культуры и истории. Но сейчас другие времена и тенденции. Туризм — крайне перспективная отрасль, считают власти республики. Это неиссякаемый ресурс и возможность показать себя миру. Что делается для развития туризма, в интервью главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой рассказал заместитель министра Назим Самедов.

— При Советском Союзе сфере туризма и отдыха в Азербайджане уделялось недостаточно внимания, хотя традиционно люди ездили для отдыха и лечения на Кавказ. Но в Азербайджане развивали, прежде всего, нефтедобычу и все, что с ней связано.

— Совершенно верно. Репутация Азербайджана складывалась, в первую очередь, как нефтяного государства. А нефть заканчивается. Я бы сказал, что эра нефти подходит к закату. Сейчас еще и цены на нее опустились, и в принципе уже на альтернативные какие-то источники переходят все страны, серьезно работают над этим. Важность нефтяной составляющей в экономике государств будет снижаться.

Но имидж Азербайджана по-прежнему связывается с нефтью, потому что все зарождалось в нашей стране. Первая нефтяная скважина была пробурена в Азербайджане в 1848 году. Первый танкер построен в Азербайджане, он назывался "Зороастр". Нефтяные источники помогали выигрывать войны в свое время.

Древнее государство Мидия, некогда географически покрывавшее часть современного Азербайджана, как явствует из исторических свидетельств, имело в своем распоряжении мидийское масло — так тогда называли еще практически неизвестную человечеству нефть. Стрелы, пропитанные этим "маслом" и подожженные, распространяли огонь очень быстро. Пламя пожаров давало значительное преимущество воинам Мидии в битвах.

Поэтому Азербайджан изначально был как бы запрограммирован стать нефтяным государством. И специалисты-нефтяники, работающие сейчас во многих странах, в большинстве своем являются либо азербайджанцами, либо людьми, получившими здесь профессиональное образование. Извлекать из недр первую тюменскую нефть довелось также азербайджанским специалистам.

— Но у вас хорошие условия для различных видов туризма: прекрасный климат, море и солнце. Развиваете ли вы сейчас это направление? Создаете инфраструктуру?

— Азербайджан с 2001 года достаточно серьезно занимается развитием туризма, потому что уже тогда понимание возникло, что нефть когда-то закончится и это надо будет чем-то восполнять. Поэтому в 2001 году на министерском уровне туризм получил свое место. Тогда было создано Министерство молодежи, спорта и туризма. Мы вошли во Всемирную туристскую организацию. И каждый год последовательно развивалась туристическая сфера.

Азербайджан на тот момент оставался энергетическим центром, хотя уже не в мировом масштабе, как это было в XIX — начале XX веков, потому что многие страны вышли на первые позиции. Но местом проведения важных выставок в энергетической сфере. Контракт века был заключен в Баку, поэтому эта составляющая доминировала. Но туризм развивался, в том числе и нефтяные доходы шли на развитие инфраструктуры.

— Куда пошли эти инвестиции, что было сделано по государственной программе?

— Были задействованы все административные рычаги воздействия, были исполнены уже две пятилетние программы. 2011 год был объявлен годом туризма в Азербайджане. Мы прошли путь от постсоветского города Баку и вообще республики до развитой комфортабельной туристической инфраструктуры. Город стал очень светлый, чистый, красивый, современный.

Это все эффект вложений нефтедолларов: дороги, отели и поддержка бизнеса, который это все строил. Понятно, что государство это все само строить не может, но оно всячески поддерживало предпринимательскую инициативу в сфере туризма. Все это, конечно же, отражалось на развитии индустрии. Поначалу туризм в Азербайджане развивался как люксовое направление, то есть особый акцент был сделан на строительство пятизвездочных отелей.

У нас тогда был только один пятизвездочный отель, поэтому для диверсификации этого предложения были построены многие другие в Баку. Ведь это первое место посещения туристами из-за рубежа. Для этой цели были привлечены известные бренды: "Марриотт", "Хилтон", "Кемпински", "Фермонт"…

Были использованы проекты известных архитекторов. "Хилтон" — очень красивый отель. "Фермонт" отличается необычной архитектурой, он построен в виде горящего пламени из башен. Он уже стал новым символом города Баку. Есть и другие архитектурные сооружения, которые тоже уже являются знаковыми для Азербайджана. Это Центр Гейдара Алиева, Музей ковра, новый Конгресс-центр. Эти здания уже стали излюбленными местами посещения.

Пока у нас еще не очень большая гостиничная индустрия, около 550 объектов размещения, но среди них представлены все категории. Проблема качества — вечная проблема. Поэтому у нас существуют определенные стандарты, но они рекомендательные. Потому что был выбран не революционный, а эволюционный путь. Мы помогаем им встать на ноги, поддерживаем.

Был создан н Университет туризма, который занимался подготовкой кадров и параллельно лицензированием. Но эпоха лицензирования тоже прошла. В 2015 году, согласно решению господина президента, лицензирование в туризме отменено. Никакой катастрофы не произошло в отельном бизнесе. Качество обслуживания не снизилось. Но мы все-таки будем эту сферу держать под контролем, потому что турист, потребитель, заплатив за продукт, должен получать услуги соответствующего уровня.

Сейчас связи с экономическим кризисом возникло много проблем, но в то же время мы стали более конкурентоспособными. Азербайджан стал более доступен в валютном эквиваленте. Если раньше проживание в пятизвездочном отеле стоило в среднем 300 долларов, то сейчас — 100, можно даже за 70-80 долларов в пятизвездочные брендовые отели заселиться. Соответственно, более демократичные категории намного дешевле. Поэтому появился больший интерес к Азербайджану, он стал более доступен.

— А добраться до вас тоже стало проще и дешевле?

— Да, перелеты тоже стали дешевле, потому что пошла диверсификация. Раньше мы ориентировались на политику нашего национального перевозчика, а сейчас расширяется география туристических потоков. Мы привлекаем зарубежных партнеров. Недавно ваш известный лоукостер "Победа" стал осуществлять рейсы из Ростова-на-Дону в Баку.

Теперь нет необходимости лететь через Москву и цена снизилась. Поэтому турпоток еще увеличился. Люксовый сегмент сейчас у нас занимает небольшой объем, и мы предпринимаем конкретные меры для расширения сети трех-, четырехзвездочных и даже двухзвездочных отелей. Этот сегмент поддерживает государство. Азербайджан доступен и интересен для людей с самыми разными финансовыми возможностями и запросами.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Танцы Азербайджана покорили Москву

www.pravda.ru

Что будет делать Азербайджан, когда закончится нефть

Азербайджан и нефть были практически неотделимы друг от друга. Азербайджан стал одной из первых нефтедобывающих стран в мире, а в начале XX века на него приходилась половина мировых поставок. Нефть была смыслом существования страны и главным фактором стабилизации ее экономики после распада Советского Союза. Именно нефть может стать дать Баку шанс провернуть одну из самых радикальных экономических перестроек, которые когда-либо предпринимались.

Эти изменения необходимы: зависимость Азербайджана от нефти может продлиться около 30 лет - гораздо меньше, чем Казахстана и Ирана - и страна использует свое нынешнее богатство, ставя все на развитие транспорта, сельского хозяйства и туризма.  "Мы понимаем, что нефть и газ не могут быть постоянными источниками дохода, - говорит исполнительный директор Центра анализа и коммуникаций экономических реформ Азербайджана Вюсал Гасымлы. - Учитывая это и непредсказуемость цен на нефть, наша страна задумалась о диверсификации".

Двигаясь вперед, Азербайджан не может не вспомнить свою историю. Шелковый путь - древняя сеть торговых дорог и перевалочных хабов - стал источником вдохновения для схожей сети из Китая в Европу. "Азербайджан был частью Шелкового пути, пока монголы не разрушили его. Сегодня мы вместе восстанавливаем этот путь", - отметил менеджер по операциям Бакинского международного морского торгового порта Юджин Си.

Азербайджан находится в сердце Шелкового пути. С 2000 года Баку приступил к выполнению национальной программы по развитию транспортной инфраструктуры в попытке вернуть свою значимость как ключевого логистического узла в центре Евразии. Используя немалые доходы от нефти, Азербайджан также начал строить новые автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты по всей стране.

Желая стать настоящим интермодальным транспортным хабом, Баку открыл один из крупнейших воздушных грузовых терминалов в СНГ. Baku Cargo Terminal разрабатывался как точная копия логистического центра Люксембурга и смог достичь того же уровня технологического совершенства.

Первая фаза строительства Бакинского международного морского торгового порта началась в 2011 году. Планируется, что порт сможет принимать около 25 миллионов тонн груза и до одного миллиона TEU в год. Там будет создана гигантская зона свободной торговли, где товары могут быть обработаны на месте и экспортированы.

Баку также станет одной из конечных точек железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая откроется в следующем году. Она напрямую соединит Азербайджан с Грузией, Турцией и Европой.

Что касается крупных международных автомагистралей, то через Азербайджан проходит 503 километра транспортного коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу с Кавказом и Центральной Азией. Кроме того, Азербайджан находится в середине коридора "Север – Юг", соединяющего Россию и Иран. Сообщается, что Азербайджан может создать дополнительные зоны свободной торговли в своих приграничных регионах. "Правительство активно способствует созданию нужной инфраструктуры.

В начале могло показаться, что Азербайджан начал бессмысленное и логистически убыточное строительство - критики считали, что новые дороги никому не нужны. "Сейчас мы зависим от инвестиций, которые 6-7 лет назад пессимисты считали бесполезными", - говорит советник гендиректора Бакинского международного торгового порта Заур Гасанов. Весь сухопутный путь между Китаем и Европой через Баку занимает максимум 15 дней - в два или три раза быстрее, чем перевозка морским путем. Поезда, заполненные европейскими грузами, отправляются в Бакинский международный торговый порт, погружаются на паром за несколько часов, а затем отправляются через Каспийское море, где следуют вдоль коридоров Шелкового пути в Казахстане или Туркменистане. В настоящее время 95% торговли между Китаем и Европой осуществляется через море, в обход Азербайджана, но перевозимые грузы, как правило, включают в себя дорогостоящие товары - электронику, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино, изделия высокой моды - которые должны быть доставлены в кратчайшие сроки. И Азербайджан стремится подключиться к этому растущему сегменту рынка.

В долгосрочной перспективе Азербайджан хочет создать производственные центры, расположенные ближе к рынкам их назначения, которые смогли бы укрепить глобальную цепь поставок путем предоставления материалов и изделий, которые будут изготавливаться и переправляться значительно быстрее. Таким образом, вместо того, чтобы производить все в Восточной или Южной Азии и отправлять в Западную Европу, большая часть мирового производства будет распределена по новым логистическим и производственным хабам, которые появятся во всей Центральной Азии, Кавказу и Восточной Европе.

В мире мало мест, расположенных также близко к обширным и разнообразным рынкам. Азербайджан же - центр на карте Евразии. Он находится в центре Евразийского континента, где проживает 70% населения мира, находится 75% энергоресурсов и приходится 70% мирового ВВП. Центральная Азия и Китай - на востоке, Турция и Европа – на западе, Россия – на севере, Иран и Ближний Восток – на юге.

В дополнение к новой транспортной экономике не связанные с нефтью амбиции Азербайджана включают в себя позиционирование страны в качестве культурного центра - перекрестка не только товаров и сырья, но также народов и культур. 2016 год в Азербайджане был официально объявлен Годом мультикультурализма, что еще больше укрепило желание Баку проводить крупные региональные и международные мероприятия. В 2012 году Азербайджан провел Евровидение и Чемпионат мира по футболу среди девушек; В 2015 году там прошли первые Европейские игры; Гран-при Европы 2016 года прошел прямо на улицах Баку; через пару месяцев город принял 42-ю Шахматную олимпиаду; а через несколько лет город будет одним из хозяев футбольного турнира Евро-2020. Но настоящей целью Азербайджана стали летние Олимпийские игры, на проведение которых страна постоянно претендует. Даже построена целая Олимпийская деревня и несколько стадионов.

Азербайджан также активно инвестирует в свой туристический сектор, в котором видит огромный потенциал. Планируется упростить визовый режим, остающийся основным сдерживающим фактором для потенциальных туристов.

Пока примерно 3/4 доходов Азербайджана по-прежнему приходится на экспорт энергоносителей, и страна все еще  зависит от нефти. Когда цены на нефть начали падать в 2014 году, потеря доходов не только нанесла ущерб национальной казне, но и сильно ударила по национальной валюте Азербайджана – манату. То же произошло и в Казахстане, и в России. В декабре прошлого года Центральный банк Азербайджана объявил, что прекратит поддержку маната. Впоследствии национальная валюта страны потеряла треть своей стоимости за месяц и продолжила падать до сегодняшнего курса – 1,75 маната за доллар. Экономический спад вынудил Азербайджан использовать имеющиеся доходы от нефти для ускорения программы по диверсификации экономики.

"Развивающиеся богатые нефтедобывающие страны имеют конкретные проблемы. Когда цены на нефть идут вверх - все нормально. Когда они падают - это хорошее время для начала реформ, для того, чтобы решить проблемы, на которые долгое время не обращали особого внимания. Так что я рад, что мы проделали определенную работу, когда цены на нефть поднялись", - объяснил генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта Талех Зиядов.

vestikavkaza.org

Что будет делать Азербайджан, когда закончится нефть

Азербайджан и нефть были практически неотделимы друг от друга. Азербайджан стал одной из первых нефтедобывающих стран в мире, а в начале XX века на него приходилась половина мировых поставок. Нефть была смыслом существования страны и главным фактором стабилизации ее экономики после распада Советского Союза. Именно нефть может стать дать Баку шанс провернуть одну из самых радикальных экономических перестроек, которые когда-либо предпринимались.

Эти изменения необходимы: зависимость Азербайджана от нефти может продлиться около 30 лет - гораздо меньше, чем Казахстана и Ирана - и страна использует свое нынешнее богатство, ставя все на развитие транспорта, сельского хозяйства и туризма.  "Мы понимаем, что нефть и газ не могут быть постоянными источниками дохода, - говорит исполнительный директор Центра анализа и коммуникаций экономических реформ Азербайджана Вюсал Гасымлы. - Учитывая это и непредсказуемость цен на нефть, наша страна задумалась о диверсификации".

Двигаясь вперед, Азербайджан не может не вспомнить свою историю. Шелковый путь - древняя сеть торговых дорог и перевалочных хабов - стал источником вдохновения для схожей сети из Китая в Европу. "Азербайджан был частью Шелкового пути, пока монголы не разрушили его. Сегодня мы вместе восстанавливаем этот путь", - отметил менеджер по операциям Бакинского международного морского торгового порта Юджин Си.

Азербайджан находится в сердце Шелкового пути. С 2000 года Баку приступил к выполнению национальной программы по развитию транспортной инфраструктуры в попытке вернуть свою значимость как ключевого логистического узла в центре Евразии. Используя немалые доходы от нефти, Азербайджан также начал строить новые автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты по всей стране.

Желая стать настоящим интермодальным транспортным хабом, Баку открыл один из крупнейших воздушных грузовых терминалов в СНГ. Baku Cargo Terminal разрабатывался как точная копия логистического центра Люксембурга и смог достичь того же уровня технологического совершенства.

Первая фаза строительства Бакинского международного морского торгового порта началась в 2011 году. Планируется, что порт сможет принимать около 25 миллионов тонн груза и до одного миллиона TEU в год. Там будет создана гигантская зона свободной торговли, где товары могут быть обработаны на месте и экспортированы.

Баку также станет одной из конечных точек железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая откроется в следующем году. Она напрямую соединит Азербайджан с Грузией, Турцией и Европой.

Что касается крупных международных автомагистралей, то через Азербайджан проходит 503 километра транспортного коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу с Кавказом и Центральной Азией. Кроме того, Азербайджан находится в середине коридора "Север – Юг", соединяющего Россию и Иран. Сообщается, что Азербайджан может создать дополнительные зоны свободной торговли в своих приграничных регионах. "Правительство активно способствует созданию нужной инфраструктуры.

В начале могло показаться, что Азербайджан начал бессмысленное и логистически убыточное строительство - критики считали, что новые дороги никому не нужны. "Сейчас мы зависим от инвестиций, которые 6-7 лет назад пессимисты считали бесполезными", - говорит советник гендиректора Бакинского международного торгового порта Заур Гасанов. Весь сухопутный путь между Китаем и Европой через Баку занимает максимум 15 дней - в два или три раза быстрее, чем перевозка морским путем. Поезда, заполненные европейскими грузами, отправляются в Бакинский международный торговый порт, погружаются на паром за несколько часов, а затем отправляются через Каспийское море, где следуют вдоль коридоров Шелкового пути в Казахстане или Туркменистане. В настоящее время 95% торговли между Китаем и Европой осуществляется через море, в обход Азербайджана, но перевозимые грузы, как правило, включают в себя дорогостоящие товары - электронику, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино, изделия высокой моды - которые должны быть доставлены в кратчайшие сроки. И Азербайджан стремится подключиться к этому растущему сегменту рынка.

В долгосрочной перспективе Азербайджан хочет создать производственные центры, расположенные ближе к рынкам их назначения, которые смогли бы укрепить глобальную цепь поставок путем предоставления материалов и изделий, которые будут изготавливаться и переправляться значительно быстрее. Таким образом, вместо того, чтобы производить все в Восточной или Южной Азии и отправлять в Западную Европу, большая часть мирового производства будет распределена по новым логистическим и производственным хабам, которые появятся во всей Центральной Азии, Кавказу и Восточной Европе.

В мире мало мест, расположенных также близко к обширным и разнообразным рынкам. Азербайджан же - центр на карте Евразии. Он находится в центре Евразийского континента, где проживает 70% населения мира, находится 75% энергоресурсов и приходится 70% мирового ВВП. Центральная Азия и Китай - на востоке, Турция и Европа – на западе, Россия – на севере, Иран и Ближний Восток – на юге.

В дополнение к новой транспортной экономике не связанные с нефтью амбиции Азербайджана включают в себя позиционирование страны в качестве культурного центра - перекрестка не только товаров и сырья, но также народов и культур. 2016 год в Азербайджане был официально объявлен Годом мультикультурализма, что еще больше укрепило желание Баку проводить крупные региональные и международные мероприятия. В 2012 году Азербайджан провел Евровидение и Чемпионат мира по футболу среди девушек; В 2015 году там прошли первые Европейские игры; Гран-при Европы 2016 года прошел прямо на улицах Баку; через пару месяцев город принял 42-ю Шахматную олимпиаду; а через несколько лет город будет одним из хозяев футбольного турнира Евро-2020. Но настоящей целью Азербайджана стали летние Олимпийские игры, на проведение которых страна постоянно претендует. Даже построена целая Олимпийская деревня и несколько стадионов.

Азербайджан также активно инвестирует в свой туристический сектор, в котором видит огромный потенциал. Планируется упростить визовый режим, остающийся основным сдерживающим фактором для потенциальных туристов.

Пока примерно 3/4 доходов Азербайджана по-прежнему приходится на экспорт энергоносителей, и страна все еще  зависит от нефти. Когда цены на нефть начали падать в 2014 году, потеря доходов не только нанесла ущерб национальной казне, но и сильно ударила по национальной валюте Азербайджана – манату. То же произошло и в Казахстане, и в России. В декабре прошлого года Центральный банк Азербайджана объявил, что прекратит поддержку маната. Впоследствии национальная валюта страны потеряла треть своей стоимости за месяц и продолжила падать до сегодняшнего курса – 1,75 маната за доллар. Экономический спад вынудил Азербайджан использовать имеющиеся доходы от нефти для ускорения программы по диверсификации экономики.

"Развивающиеся богатые нефтедобывающие страны имеют конкретные проблемы. Когда цены на нефть идут вверх - все нормально. Когда они падают - это хорошее время для начала реформ, для того, чтобы решить проблемы, на которые долгое время не обращали особого внимания. Так что я рад, что мы проделали определенную работу, когда цены на нефть поднялись", - объяснил генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта Талех Зиядов.

www.vestikavkaza.com