Почему Европа забраковала российскую нефть и кто в этом виноват . Кому поставляет россия нефть


Что экспортирует Россия на мировой рынок кроме нефти?

Многие считают, что, если российские газ и нефть перестанут покупать, это грозит стране катастрофой, потому что больше нам предложить нечего. Это не так. В 2013 году было экспортировано товаров на 523 млрд долл. и услуг на 70 млрд. долл. В сумме, Россия получила от всего экспорта 593 млрд. долларов. Из них сырой нефти было продано на 174 млрд, нефтепродуктов – на 109 млрд, природного газа на 67 млрд, сжиженного газа на 5 млрд. То есть, углеводородного сырья и его производных было экспортировано на 355 млрд. долларов, в то время как 238 млрд. долларов было получено за счет других товаров.

Так что же еще экспортирует Россия?

Атомная энергетика.

“Росатом” – один из мировых лидеров по числу атомных блоков сооружаемых за рубежом (16% мирового рынка услуг по строительству АЭС). Россия экспортирует полный цикл атомных технологий, от проектирования/консалтинга до строительства под ключ с обслуживанием и участвует в атомных проектах в Китае, Иране, Индии, Финляндии, Бангладеш, Иордании, Болгарии, Словакии, Турции, Вьетнаме, Белоруссии, Украине. Подписаны соглашения на постройку 20 энергоблоков, а стоимость портфеля заказов достигла 74 млрд. долларов в 2013 году.

 

 

Финансовые услуги.

Российский форекс-брокер “Альпари” входит в пятерку крупнейших мировых форекс-брокеров (согласно рейтингу Forex Magnates) с оборотом более 1 трлн. долларов в год. Имеет филиалы в США, Великобритании, ОАЭ, Китае. Победитель в номинации «Лучший форекс-брокер Европы – 2013» и обладатель международной премии International Finance Magazine Award.

 

 

Грузовые перевозки.

Группа компаний “Волга-днепр” – мировой лидер в сегменте сверхтяжелых и негабаритных авиаперевозок с оборотом более 1 млрд. долларов. Имеет филиалы в США, Великобритании, Ирландии, Китае.

 

 

Согласно ежегодному рейтингу десяти ведущих компаний в мире, занимающихся танкерными перевозками, немецкого Института торгового судоходства и логистики (Institut fürSeeverkehrswirtschaft und Logistik — ISL), на 1 января 2012 года компания “Совкомфлот” заняла второе место после японской компании Mitsui O.S.K. Lines (рейтинг составлен на основе Clarkson Research Services Tanker Register). Английский Ллойд-Лист (Lloyd’s List) в ноябре 2012 года объявил, что Совкомфлот занял первое место по дедвейту флота среди крупнейших танкерных перевозчиков.

 

 

Экспорт услуг по разработке программного обеспечения.

Согласно отчету аналитиков РУССОФТ за 2013 год, объем российского экспорта ПО в 2012 году составил 4.6 млрд. долларов, из которых около половины приходится на продажи готовых продуктов (о них см. ниже), и половина – на услуги разработчиков ПО по заказу.

 

 

Строительство за рубежом.

ОАО “Мосметрострой” выиграл тендер и построил под проливом Босфор в Турции гидротехнический тоннель диаметром 6 метров и длиной 3.4 км, сейчас ведет строительство метрополитена в Ченнае (Индия) и скоростной ж/д магистрали Тель-Авив-Иерусалим.

 

 

Космические технологии.

Россия является мировым лидером на рынке коммерческих космических запусков, выводя на орбиту спутники, грузы и людей. Доход от этой деятельности – около 1 млрд долларов в год.

 

 

Авиационное проектирование и консалтинг.

Группа компаний “Прогресстех” является лидером в Восточной Европе по оказанию интеллектуальных услуг в авиакосмической и авиатранспортной отраслях. Более 1000 инженеров «Прогресстех» оказывают инжиниринговые услуги для зарубежных и российских разработчиков и производителей авиационной техники.

 

 

Бизнес-аналитика и консалтинг.

«Прогноз» – международная компания со штаб-квартирой в Перми реализовала уже более 1500 проектов по внедрению аналитического ПО для 450 заказчиков более чем в 70 странах мира. Среди ее клиентов – МВФ, ВОЗ, Кока-Кола, 3М.

 

 

 

Телекоммуникационые услуги.

ФГУП “Космическая связь” предоставляет доступ к космическому сегменту пользователям из 35 стран и уверенно входит в десятку крупнейших мировых операторов спутниковой связи по объему орбитально-частотного ресурса.Еще одно название – «Ростелеком», он является ключевым исполнителем нескольких международных проектов, играющих значимую роль в области передачи трафика между государствами Евразии. В частности, компанией запущена система «Транзит Европа-Азия» (TEA) с пропускной способностью до 3,2 Тбит/с. Это надежный, полностью наземный трансконтинентальный маршрут пропуска трафика, альтернативный подводным кабельным системам.

 

 

 

Туристические и деловые поездки.

Россия ежегодно принимает миллионы туристов и деловых посетителей, их обслуживание приносит более 7 миллиардов долларов в год.

 

 

Металлургия.

Экспорт продукции металлургической промышленности достигает 40 млрд долларов.В ее числе черные и цветные металлы в слитках и изделия их них. По ряду позиций Россия является ключевым экспортером в мире – по титану, никелю, алюминию.

 

 

 

Химическая промышленность.

Россия – мировой лидер в производстве синтетического каучука, некоторых удобрений, и химикатов с ежегодным экспортом более 30 млрд долларов.

 

 

Сельское хозяйство и продовольствие.

В 2013 году экспорт агропродукции из России составил 15 млрд долларов. В основном это зерновые – пшеница, рис, кукуруза.

 

 

Вооружение.Тут всё понятно и так. Россия – второй в мире продавец оружия после США, при экспорте на 15,7 млрд. долларов в 2013 году. Накопленный пакет заказов на сегодня – 40 миллиардов. Среди крупных покупателей Индия, Китай, Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индонезия. Основные продажи идут по линии бронетехники, систем ПВО, боевых самолетов/вертолетов и морских вооружений.

 

 

Тяжелое машиностроение«Гидропресс» поставляет кузнечно-прессовое оборудование в страны ближнего и дальнего зарубежья Казахстан, Белоруссия, Украина, Латвия, Узбекистан и в странах дальнего зарубежья: Индия, Китай, Иран, Монголия, Польша.ОАО “Трансмашхолдинг” производит тепловозы, электровозы, вагоны, судовые/тепловозные дизели; продукция экспортируется в страны СНГ, Польшу, Германию, Болгарию, Вьетнам, Сирию. Годовой объем – 500 млн долл.«УРАЛМАШ»: тяжелые краны, экскаваторы, горное, буровое, металлургическое оборудование, которое поставляется в 42 страны, включая Японию. Корею, Индию, Китай, Финляндию, Германию, Польшу и др.И это лишь несколько названий.

 

Судостроение.Северная верфь – суда снабжения буровых платформ для Норвегии.   «Красное Сормово», «Красные баррикады» – каспийские танкеры для Казахстана, Ирана.Волгоградский судостроительный завод – В 2003-2006 гг. построена серия сухогрузов для турецкой компании «Палмали». В 2005 г. Английским королевским обществом корабельных инженеров сухогрузы этого проекта признаны уникальным и значимым судном года.

 

 

Авиация.«Сухой Суперджет 100» – ближнемагистральный лайнер, на сегодня поставлено на экспорт 12 самолетов, твердых заказов на экспорт – более 50. Холдинг «Вертолеты России» – мировой производитель №1 в сегменте среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов. В денежном выражении – 14% всего мирового рынка вертолетов.

 

 

Оптика.В России есть целый ряд производителей, выпускающих телескопы и оптику на экспорт – «Интес», «Интероптик», «Астросиб», Лыткаринский завод (ЛЗОС).

 

 

Приборы, научное оборудование.

В качестве примера Новосибирский Институт ядерной физики (ИЯФ). Он известен различными линейками прикладных установок, от малодозовых сканеров для медицины и авиационной безопасности до промышленных ускорителей. Основная часть инновационной продукции ИЯФ идет за рубеж. Например, основными заказчиками более чем 180 ускорителей, поставленных институтом, выступали США, Корея, Индия, Польша и другие страны, боле 40 установок приобрел Китай. Изготовил и поставил оборудования на сумму более 100 миллионов долларов для Большого адронного коллайдера (БАК) в Европу. В 2013 ИЯФ был построен синхротрон в США.

 

 

Коробочный софт

Касперский – антивирусное ПО. Международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами в Великобритании, Германии, Франции, США, Японии, Южной Корее, Китае, Нидерландах, Польше и Румынии. Партнерская сеть объединяет свыше 500 компаний более чем в 60 странах мира. Входит в пятерку ведущих мировых разработчиков программного обеспечения для защиты информации от интернет-угроз.

ABBYY – программы распознавания текста, переводчики. В группу компаний ABBYY входит 9 международных офисов в России, США, Германии, Великобритании, Японии, Тайване, на Украине и Кипре, высокотехнологичное российское агентство по переводу ABBYY Language Services (Perevedem.ru) и издательство ABBYY Press. Головной офис ABBYY, находящийся в Москве, отвечает за разработку продуктов и координацию деятельности офисов компании в других странах.

 

 

Станки, инструменты.«СКИФ» – производитель фрез с уникальным алмазным покрытием, которые используются для обработки цветных металлов. Используются мировыми производителями аэроксомического комплекса.

 

 

Электротехника.

Например, РУСЭЛПРОМ. 30% выпускаемых концерном электрических машин поставляется на экспорт. Наиболее востребованная за рубежом продукция «РУСЭЛПРОМ» — электрические машины для крупных энергетических объектов, металлургических компаний, машиностроительных предприятий.

 

 

Электроника.

Компания “Трансаз” – мировой лидер в производстве морских навигационных систем и профессиональных тренажеров для коммерческого флота. 45% мирового рынка морских тренажеров, 35% мирового рынка электронно-картографических систем. Морское бортовое оборудование успешно используется более чем на 13000 коммерческих судов по всему миру.Продукция компании “Телесистемы” экспортируется в США, Великобританию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Израиль, Австралию и другие страны – это профессиональные диктофоны, датчики слежения, системы голосования и пр.Солнечные батареи и энергосистемы от компании «Солнечный ветер» – мегаватты экспортированной продукции в Европу.Зеленоградское предприятие Ангстрем экспортирует микросхемы в Южную Корею.

 

 

Энергетика

ТК «ТВЭЛ» осуществляет экспортные поставки ядерного топлива, а также оказывает услуги по конверсии и обогащению урана.«Силовые машины»: группа машиностроительных заводов и проектных орагнизаций, производящих энергетическое оборудование для ГЭС, ТЭЦ, включая электростанции «под ключ”. Экспортирует оборудование и услуги в Египет, Вьетнам, Бразилию, Сербию. Мексику, Грецию, Аргентину, Иран и др. страны.

 

 

источник

 

И еще информация про нашу страну:  вот например Самый длинный пешеходный подвесной мост в мире — в Сочи ! и еще знайте, что Ещё никогда с момента распада СССР не строилось столько подводных лодок. А вот как происходила Эволюция «сырьевого придатка» и как Россия не попала в спираль смерти Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=52141

masterok.livejournal.com

Кто устанавливает мировые цены на нефть

Давать прогноз цен на нефть - все равно что играть на бегах: все лошади известны, но в формуле слишком много составляющих и каждая грозит сюрпризом.

Из конъюнктурных факторов ценообразования действительно сейчас играют большую роль геополитически горячие точки - Иран и Венесуэла. А точнее, неудовлетворенность Соединенных Штатов поведением Ирана и непредсказуемое развитие антиамерикано-антикапиталистического обострения в Венесуэле.

Что касается OPEC и договоренностей крупнейших производителей нефти (OPEC+), то уже совершенно ясно, что этот фактор играет хоть и важную, но уже далеко не главную роль в определении мировых цен на нефть. Я бы сказала, что не картель сыграл основную роль в возникновении некоторых точек якобы дефицита сырья, если таковые вообще есть. На текущий момент тезис дефицита довольно надуман и конъюнктурен.На первый план в определении цены барреля снова выходит сланцевая нефть

На первый план в определении цены на нефть сегодня снова выходит мощный источник нефтяного и газового сырья, который в любой момент может как создать дефицит, так и насытить (или перенасытить) мировой рынок нефти. Это технологический арсенал в руках нефтесервисных компаний родом из США, который позволяет рентабельно добывать нефть и газ нетрадиционных залежей - сланцевых и аналогичных трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ).

Их разработка до недавнего времени была невыгодна, но развитие технологий сделало ее возможной, затем промышленное массовое применение унифицировало и удешевило эти технологии так, что разработка ранее нерентабельных запасов нефти и газа стала вполне реальна. А нынешний период низких цен на нефть показал, что в целом сектор ТРИЗ нефтегазовой отрасли США оказался жизнеспособным и может работать даже при низких ценах реализации добытого сырья. Боюсь, мой личный прогноз хоть и утрирован, но верен: мировые цены на нефть сегодня зависят от воли США. От того, на какую страну они наложат санкции (под любым удобным лозунгом), от того, как они смогут повлиять на те или иные внутренние события в отдельной стране, и от того, как они решат, кому пользоваться новейшими технологиями (в основе которых, кстати, старые, но, увы, неоцененные советские научные разработки, например, гидроразрыв пласта (ГРП) - основа нынешней сланцевой революции), а кому - нет.

Прочие факторы влияния на нефтяные цены (независимые от США) немногочисленны, но все-таки существуют. Подсанкционная российская нефтегазовая отрасль пытается разработать и ввести в практику собственные технологии освоения ТРИЗ, чтобы предупредить дефицит сырья, который может возникнуть из-за ухудшения структуры запасов страны. Стоит также отметить административные попытки изменить саму систему ценообразования на нефть в мире: основная российская биржа СПбМТСБ в сотрудничестве с РГУ нефти и газа им. Губкина критикует сложившуюся мировую рыночную систему как слишком субъективную и подверженную влиянию и предлагает расширить список эталонных сортов нефти (сейчас это европейская Brent и американская WTI) за счет российской нефти и других, а также сместить "центр принятия ценовых решений" с запада на восток или по крайней мере рассредоточить его.

Идеи эти логичны и похвальны. Но ожидать эффекта от них в ближайшие годы не следует - влиять на нефтяные цены будут сланцевая революция в США и экономическая подоплека их геополитических действий.

nangs.org

Почему российская нефть уходит из Европы в Китай — Рамблер/финансы

Количество российской нефти, поставляемой в Европу, падает — тогда как поставки в Китай растут. Западные аналитики утверждают, что это прямо связано с политическим противостоянием России и Запада. Однако есть и другая версия — и политика в данном случае, похоже, имеет не слишком большое значение. В течение первых пяти месяцев 2018 года через порты Балтийского и Черного морей в Европу было поставлено на 19% меньше российской нефти, чем тот же период 2017 года. Соответствующие подсчеты сделали эксперты агентства Блумберг. В то же время поставки нефти в Китай из России выросли на 43% за первые три месяца 2018 года, объем поставок составил 750 тыс. баррелей сутки, сообщила «Транснефть». Если тенденция продолжится, Москву на европейском рынке, по всей видимости, заменят страны Ближнего Востока и США, считают эксперты Блумберга. Тем временем Россия еще три года назад потеснила Саудовскую Аварию и Анголу в Китае и стала лидером по экспорту нефти в эту страну. Исторический максимум был достигнут в 2016 году, когда Россия поставила в Китай более 1 млн баррелей в сутки. >> Цены на нефть снижаются

Таким образом, эксперты считают, что идет перекраивание мирового нефтяного рынка, передел влияния. Аналитики полагают, что причины стоит искать в мировой политике — видимо, в частности, в обострении отношений между Россией и Западом. И первыми от происходящего пострадают морские перевозчики и российские порты, считают они. Так ли это на самом деле?

Вряд ли можно утверждать всерьез, что Россия оставляет Европу и переориентируется исключительно на Восток. Европа по-прежнему покупает у России больше нефти, чем любой другой регион, — 1,86 млн баррелей в день. Хотя тенденция увеличения поставок нефти на азиатские рынки налицо, и идет уже не первый год.

«Часть нефти действительно уходит в Азию именно с европейского рынка, прежде всего, с нефтепровода «Дружба». Но здесь дело даже не развороте на восток из-за политической ситуации, а в экономике проектов», — говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

При продаже нефти в Азию российские компании получают больше прибыли, чем при экспорте ее в Европу.

Как это происходит?

«Если добываешь нефть в Западной Сибири, то закачиваешь в трубу малосернистую нефть марки Siberian Light. Но когда она идет в Европу, например, через Белоруссию, то смешивается с поволжской высокосернистой нефтью и на выходе получается нефть марки Urals со средней сернистостью. В итоге на выходе продаете нефть по меньшей цене, чем если бы продавали нефть марки Siberian Light. Если же вы закачиваете эту нефть из Западной Сибири в нефтепровод ВСТО, то на выходе получаете ту же самую малосернистую нефть Siberian Light и продаете ее с премией к рынку. Поэтому российским компаниям выгодней качать на восточное направление. Отсюда и наблюдается такая острая конкуренция за доступ к ВСТО», — объясняет Юшков. Столь резкий рост поставок нефти в восточном направлении в этом году объясняется расширением с нового года пропускной способности нефтепровода ВСТО — с 15 до 30 млн тонн в год. Это главный канал поставок российской нефти в Китай. Также поставки идут по другим направлениям — через Казахстан качается порядка 10 млн тонн нефти. «Кроме того, компании докачивают нефть по ВСТО до Находки, там заправляют танкеры и поставляют в Азию, в том числе в Китай. Плюс часть нефти с Сахалина также идет в Китай», — добавляет эксперт.

И дальше в планах дальнейшее расширение мощностей восточного нефтепровода. По данным «Транснефти», в 2019 году мощности ВСТО вырастут до 50 млн тонн в год, в 2020 году до 80 млн тонн. В направлении Европы мощности тоже расширялись, но менее масштабно. Так, «Транснефть» увеличила транспортировку топлива в порт Приморск с 8 до 15 млн тонн (проект «Север»), а также увеличила транспортировку топлива с Волгоградского ПНЗ в порт Новороссийская на 6 млн тонн (проект «Юг»). Однако в Европу Россия старается наращивать поставки нефтепродуктов, а не сырой нефти.

«На европейском направлении меньше маржа, сложности с административным регулированием, выше политические риски. Вкладывать средства на расширение мощностей портов и трубопроводов рискованно — а вдруг окажется, что объемы не востребованы или цена на нефть упала. Поэтому европейский рынок нефти на ближайшие годы, на мой взгляд, будет менее приоритетным», — говорит Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». В Азии же рост потребления углеводородов растет, и на нем российские компании зарабатывают больше.

Угрозы вытеснения России с европейского рынка американской или ближневосточной нефтью пока сильно преувеличены.

«С рынком нефти все куда легче, чем с рынком газа, где наблюдается жесточайшая конкуренция. Рынок нефти глобален, поэтому никакой угрозы, что мы вытесним кого-то в Азии, а он придет в Европу и вытеснит там нас, нет. У нас нет проблем с продажей нефти, у нас проблемы с добычей нефти. Сколько мы будет добывать, столько у нас нефти и купят», — говорит Игорь Юшков. А если еще Иран вновь попадет под санкции и станет меньше добывать, то ему придется снять определенные объемы экспорта с Китая. Поэтому позиции России на азиатских рынках довольно сильные. «Не думаю, что есть большая опасность для России из-за экспорта нефти из США в Европу. Чем больше американцы экспортируют, тем больше они импортируют. Они не могут себя обеспечить нефтью. Если бы американцы добывали нефти столько, сколько им нужно, и еще сверх этого, и стали бы нетто-экспортерами, тогда это действительно было бы для России угрозой. А сейчас конкуренции нет», — говорит собеседник.

Логика американских производителей исключительно экономическая — куда выгодней поставить нефть — на внутренний или на внешний рынок, — туда они ее и поставляют. Дело в том, что США экспортируют более дорогую высококачественную нефть и получают за нее хорошие деньги, а импортируют, как правило, более дешевую низкокачественную нефть, потому что их НПЗ могут перерабатывать даже тяжелую нефть. Везти танкерами нефть в Азию или в Европу — большой разницы в цене нет.

Утверждение западной прессы о том, что российские порты Балтийского и Черного морей серьезно пострадают от такого передела нефтяного рынка, российский эксперт также отвергает.

«Наоборот, скорее трубопроводы на европейском направлении могут потерять в объеме. Объемы поставок по трубе «Дружба» ежегодно сокращаются», — говорит эксперт ФНЭБ. О недозагруженности еще советской трубы говорит предложение «Транснефти» пустить по трубе в реверсном режиме белорусские нефтепродукты (из российской нефти) обратно в Россию до Ярославля, откуда по действующим трубам отправлять в Усть-Лугу и дальше в Европу. Эта идея прорабатывается в рамках желания России, чтобы белорусы отказались гнать нефтепродукты через порты Прибалтики, и загружали российские порты.

Читайте также

finance.rambler.ru

Санкции не для всех. Кто сможет работать с Ираном и к чему готовиться России?

США освободят восемь стран от санкций против Ирана. Среди тех, кому по-прежнему можно будет покупать иранскую нефть, — Индия, Япония, Южная Корея и еще пять неназванных стран. Однако официально список будет обнародован 5 ноября

Фото: depositphotos.com

Санкции будут, но не для всех. Вашингтон разрешит нескольким странам покупать иранскую нефть. Об этом заявили в Госдепартаменте, частично подтвердив сообщения СМИ.

4 ноября заканчивается переходный период после выхода США из ядерной сделки. Соответственно, с 5 ноября возобновляются жесткие антииранские санкции. Президент США напомнил об этой дате фотографией в Twitter в стиле «Игры престолов» с надписью «Санкции близко. 5 ноября».

Вашингтон подтвердил: для восьми стран сделают исключение — они временно смогут покупать иранскую нефть. Правда, какие именно страны, пока официально неизвестно. Но, если верить Bloomberg, речь идет об азиатских государствах — Япония, Южная Корея, Индия — и еще о пяти неназванных партнерах Тегерана. Скорее всего, сейчас решается главный вопрос — войдет ли в список Китай, который до последнего времени был главным покупателем иранской нефти, но недавно резко сократил закупки.

И все-таки новости уже хорошие: они означают, что антииранские санкции, по крайней мере на время, будут мягче, чем в прошлый раз. А может быть, американцы смирились с тем, что в прошлый раз, несмотря на ограничения, азиаты продолжали покупать иранскую нефть. И даже отключение от банковской системы SWIFT до конца не помогло: использовали золото, бартер, расчеты в национальных валютах, минуя SWIFT. Объемы, конечно, резко упали, но не до конца. Чем сейчас руководствуются американцы, ослабляя санкции?

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам

Для Евросоюза Вашингтон исключения делать не будет и пообещал ввести санкции против SWIFT, если ей будут пользоваться иранские компании. Штаб-квартира этой системы расположена в Европе, но она международная, ей пользуются все, а США имеют возможность отследить транзакции — большинство серверов находятся в Америке. Непонятно одно: для восьми стран Вашингтон все же сделает исключения, но как же они тогда будут рассчитываться с Ираном без SWIFT? Впрочем, это больше технический вопрос.

Еще одно непонятное уточнение Вашингтона: те компании, что помогают обеспечивать энергетическую независимость Европы и Турции от Тегерана и Москвы, тоже не попадут под антииранские санкции. Как это понимать? Если кто-то поставляет в Европу сжиженный газ, то он имеет право покупать углеводороды в Иране? Объяснения нет. Кстати, СПГ в Европу в том числе поставляют сами американцы.

В целом же реакция на все эти новости сдержанная. Нефть на сообщения что Bloomberg, что Белого дома практически не отреагировала, что еще раз подтверждает: антииранские санкции уже были заложены в рынок.

Александр Корнилов старший аналитик по нефтегазовому сектору компании АТОН

В России за возобновлением санкций против Тегерана следили с особым трепетом. И дело вовсе не в самом Иране. Немного новейшей истории. Весной Дональд Трамп объявил то, чего все давно ждали: США выходят из ядерной сделки с Тегераном. Это событие и нагнетаемый фон заставили нефтяные цены взлететь, бочка Brent шагнула за отметку в 80 долларов. Рубль же остался дешевым, что принесло российским экспортерам топлива огромные прибыли. Из-за этого, а также по некоторым другим причинам, в стране образовался дефицит бензина, цены резко выросли, в стране заговорили о топливном кризисе.

А в октябре ситуация повторилась: баррель североморской смеси превысил 86 долларов, внутренние цены на бензин снова пошли вверх. Поэтому были опасения, что из-за Ирана в России начнется новый виток роста нефтяных цен, а значит, и бензина. Но пока все идет гладко. Следующий этап — возможный новый пакет санкций против России. Он может уронить рубль и тоже повлиять на стоимость топлива внутри страны. Ждать решения США осталось недолго.

Тем временем российский Минэнерго намерен искать механизмы, чтобы и дальше сотрудничать с Ираном. Об этом в интервью Financial Times сообщил министр Александр Новак.

Отреагировали и в Европе. ЕС продолжит работу над сохранением финансовых каналов для расчетов с Ираном, заявила Европейская дипломатическая служба.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

www.bfm.ru

Почему Европа забраковала российскую нефть и кто в этом виноват 

В Европе жалуются на то поставляемую из России нефть. Зато очень довольны ее потребители в Китае.

Качество российской нефти, уходящей на экспорт в Европу, заметно упало, вызвав недовольство покупателей и трейдеров в ЕС, сообщает Reuters.

НПЗ, получающие сорт Urals в Германии, Чехии, Словакии и Венгрии, жалуются на резкий рост содержания серы и ненормативную плотность. Согласно нормативу, оно не должно превышать 1,8%, но показатель «зашкаливает, и это становится систематическим».

Всё лучшее — Китаю

Россия качественную нефть продает в Китай, а европейцам достается «что осталось», объясняет причины появления рекламаций со стороны последних нефтяной эксперт Антон Шабанов. «К сожалению, не инсайдеру почти невозможно понять, по каким причинам Россия предпочитает продавать более качественную нефть китайцам, а европейцев держит за клиентов второго сорта. Эти объяснения можно получить только из контрактов, заключенных между российскими поставщиками и их зарубежными покупателями, к которым сторонний аналитик доступа не имеет», — сказал он «Ридусу».

Россия уже является крупнейшим поставщиком в Китай, и, вероятно, увеличит экспорт в эту страну на 200 тысяч баррелей в сутки в 2018 году по сравнению с годом ранее.

Качество продаваемой в Европу российской нефти с технологической точки зрения можно улучшить, но для этого ее надо разбавлять легкой нефтью, которой в России почти не добывается: во-первых, такое ограничение наложено соглашением РФ с ОПЕК. Во-вторых, чисто физически, чтобы начать добычу более качественного сырья, российские нефтяные компании должны приступить к разработке новых месторождений, которые по определению труднодоступны. «Поэтому в обозримом будущем качество российской нефти, идущей в Европу, будет падать. Последствия такого положения вещей таковы, что-либо европейцы будут снижать объемы закупок в России, либо требовать снижения цены на сырье при сохранении текущих объемов», — анализирует Шабанов.

Подождите 20 лет

Ситуация с российской нефтью не настолько катастрофична, как это кажется из жалоб европейских покупателей, сказала «Ридусу» старший аналитик компании Vygon Consulting Мария Белова. «Что легкоизвлекаемые запасы нефти в России иссякнут еще при нашей жизни, это почти научный факт. Но останутся еще колоссальные запасы трудноизвлекаемой нефти, и приставка "трудно"— не должна никого пугать», — говорит она.

При нынешнем уровне развития нефтедобывающих технологий и транспортировочной инфраструктуры, затраты на добычу и перекачку труднодоступной нефти выше, чем легкодоступной. Соответственно, у нефтедобывающих компаний на такой нефти ниже маржа.

России из-за санкций и особенностей геологии (более глубокое залегание нефтеносных пластов) сложнее добывать нефть, чем в других странах. Но посыпать нефтедобывающим компаниям головы пеплом все равно рано. «В течение лет двадцати, очень вероятно, появятся технологии, которые превратят нефть, считающуюся сегодня труднодобываемой, в легкодобываемую, на тех же самых месторождениях, сделают ее добычу более экономически целесообразной», — предвидит Белова.

Читайте также

finance.rambler.ru

Экономика и бизнес Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Нефть все еще остается российским товаром номер один. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает большую часть отечественного экспорта, который сжимается. Россия получает все меньше денег от продажи сырья. Единственное, что выросло заметно, — поставки пшеницы и водки, но и они пока не могут снять страну с нефтяной иглы.

Россия все еще плотно сидит на нефтегазовой игле. Об этом свидетельствует свежая статистика Федеральной таможенной службы (ФТС).

С января по май страна продала товаров на 106,2 миллиарда долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы упали больше чем на 30 процентов. Основой российского экспорта остаются топливо и энергия — в общей структуре поставок в страны дальнего зарубежья они заняли 61,6 процента (справедливости ради стоит сказать, что их доля падает: в первые пять месяцев 2015 года она составляла 68,2 процента).

Россия наращивает объемы сырья, которое гонится за границу, но получает за него все меньше денег. Дело в колебаниях курса рубля. Так, все топливно-энергетические товары принесли почти на 40 процентов меньше средств, чем годом ранее. Другой тревожный момент: растет физический объем поставок природных ресурсов (нефти — на 4,5 процента, газа — на 16,2 процента, угля — на 4,7 процента) и одновременно падает экспорт продуктов обработки — дизельного топлива (на 11,3 процента) и других видов жидкого топлива (сразу на 21,8 процента).

Главный отечественный продукт — нефть — принес 26,1 миллиарда долларов; доход упал в полтора раза. Природный газ дал 12,9 миллиарда долларов — на 31 процент меньше, чем в январе-мае 2015-го.

«Все страны экспортируют те товары, которыми они обладают в избытке. С другой стороны, специализация на сырьевом экспорте создает ряд системных рисков в экономике», — пояснил в беседе с «Лентой.ру» завкафедрой международной торговли Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при президенте России Владимир Саламатов. Ключевой риск здесь — замедление развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, а преобладание импортных товаров над товарами собственного производства в структуре внутреннего потребления создает угрозу национальной экономической безопасности, подчеркнул он.

В то же время в некоторых торговых сегментах Россия значительно укрепила свои позиции. Например, серьезно увеличила экспорт пшеницы — как в денежном, так и в физическом выражении. К маю было продано 8,3 миллиона тонн за 1,5 миллиарда долларов. Для сравнения: годом ранее удалось реализовать лишь 4,3 миллиона тонн за 981 миллион долларов.

Для диверсификации российской экономики рост поставок зерна и развитие агропрома в целом — важнейшие события. Агентство Bloomberg в мае сообщало, что доля сельского хозяйства в ВВП России достигла максимума с 2003 года — 4,4 процента.

Владимир Саламатов из РАНХиГС также сообщает, что в первом квартале 2016 года в России выросло производство свинины (на 9,1 процента по сравнению с первым кварталом 2015-го) и птицы (плюс 7,4 процента), молока (на 1,2 процента) и яиц (на 4,2 процента). Иными словами, агропромышленный комплекс России в настоящее время активно развивается. «В условиях продовольственного эмбарго это развитие будет преследовать цель покрытия в первую очередь внутренних потребностей в продовольствии, — поясняет эксперт, — после чего можно ожидать увеличения экспортных поставок сельскохозяйственной продукции».

Министр экономического развития Алексей Улюкаев предрекал России статус мирового сельскохозяйственного лидера, и его пророчество наконец сбылось: за последний год страна продала рекордные 33,9 миллиона тонн зерна (именно зерна, не только пшеницы), обогнав США и Канаду. Коллега Улюкаева из Минсельхоза Александр Ткачев уверен, что мы можем бороться и за лидерство на мировом рынке макарон. В частности, планируется начать экспорт спагетти.

За пять месяцев на экспорте пшеницы Россия заработала полтора миллиарда долларов

Фото: Эдуард Корниенко / Reuters

С другой стороны, вклад фермеров в ВВП остается пусть и рекордным, но небольшим. Доля пшеницы в экспорте быстро растет, но все равно ничтожна — 1,4 процента (стоит сравнить с нефтью и газом). Поэтому говорить о каком-то сломе или излечении от «голландской болезни» пока не приходится, несмотря на то, что в Минфине уверены в избавлении России от нефтяного проклятия.

Помимо пшеницы существенно выросли и зарубежные поставки водки. В этом году Россия уже продала 720,9 тысячи декалитров. Экспорт в натуральном выражении вырос на треть, в денежном — почти не изменился. Водка принесла стране 39 миллионов долларов — всего на 900 тысяч долларов больше, чем годом ранее.

Практически по всем остальным товарам наблюдается падение.

Невзирая на политическую неопределенность в отношениях со странами Запада, структура российской торговли не претерпевает серьезных изменений. При этом обмен товарами между Россией и другими странами стабильно снижается.

Основным экономическим партнером страны остается Евросоюз. В российском товарообороте (170,8 миллиарда долларов) ЕС занимает 43,9 процента (около 75 миллиардов долларов).

Объем торговли с Китаем составил 22,7 миллиарда долларов (минус 9,6 процента за год), с Германией — 15 миллиардов (минус 22,6 процента), с Нидерландами — 12,7 миллиарда (падение на 35,1 процента), с Италией — 7,4 миллиарда долларов (сокращение почти вдвое), США — 7 миллиардов (минус 21,8 процента), с Турцией — 6,1 миллиарда (минус 42,8 процента).

За пять месяцев Россия приобрела товаров на 64,6 миллиарда долларов. Таким образом сальдо торгового баланса (разница между проданным и купленным) сложилось в размере 41,5 миллиарда долларов — страна все еще торгует в свою пользу. Правда, по сравнению с январем-маем прошлого года показатель уменьшился почти вдвое — на 38,8 миллиарда долларов.

Топливно-энергетический сектор остается главным поставщиком экспортной продукции из России

Фото: Олег Попов / Reuters

Больше всего Россия закупает машин и оборудования (46,9 процента в структуре импорта) — на них было потрачено 28,5 миллиарда долларов, что сопоставимо с выручкой от продажи нефти. Сохраняется ситуация, при которой страна продает природные ресурсы и закупается высокотехнологичными продуктами.

Россия традиционно импортирует станки и комплектующие к ним, электронику, оптику, наземный транспорт, части железнодорожных локомотивов, летательные аппараты и суда, указывает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова: «Импорт машин и оборудования приходится на страны дальнего зарубежья. Именно оттуда Россия закупает высокотехнологическое оборудование». Эксперт утверждает, что в некоторых отраслях (нефтегазовое, сельскохозяйственное, транспортное машиностроение) доля импорта доходит до 100 процентов.

На втором месте после оборудования — покупка еды и напитков (доля в 14,4 процента). Затем идут лекарства — их приобретено на 2,5 миллиарда долларов. Далее — легковые автомобили (2,2 миллиарда долларов) и одежда (1,8 миллиарда).

Благодаря этим цифрам видно, что помимо разнообразных станков Россия приобретает за рубежом так называемые товары народного потребления. Судя по данным ФТС, собственное полноценное производство таких продуктов пока наладить не удалось. Остается продавать нефть и сопутствующие товары.

Екатерина Крылова считает, что сегодня в России нет товара, который мог бы заменить собой нефть. «Для изменения структуры экспорта необходимы перемены внутри страны, изменение модели экономического развития», — резюмирует аналитик.

newsland.com