Конспект урока-конференции по теме «Природный газ, нефть во взаимосвязи систем» химия,10 класс. Конспект урока нефть


Конспект урока в 6 классе в Специальной (коррекционной) школе VIII вида "Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти".

1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.

- Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.

Прочитайте слова:

Глина – 4

Песок – 2

Торф – 4

Гранит – 6

Уголь – 5

- К какой группе можно объединить эти слова?

- Правильно! Это полезные ископаемые.

Задание:

Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв слово.

- Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких учащихся.)

- Правильно! Тема урока: Нефть.

Словарная работа.

-Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на написание слова.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

- Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети называют задачи:

* познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами;

* узнать, где и как добывают нефть;

* польза нефти в жизни человека.)

- Итак, цель урока ознакомление с внешним видом нефти и ее свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки.

-А поможет ее выполнить план работы (на доску вывешивается план работы:

1. Внешний вид полезного ископаемого.

2. Свойства полезного ископаемого.

3. Добыча полезного ископаемого.

4. Польза полезного ископаемого для человека.)

- Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель урока?

- Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели необходимо отдохнуть.

2. Физминутка.

3. Практическая работа.

-У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке?

-Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети перечисляют.)

-Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью.

-Что еще находится на разносе? (карточка)

-Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы будете вносить свои наблюдения.

У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный.

-Прочитайте вопросы в карточке.

Вопросы

Ответы

1. Какое тело природы?

2. Какой имеет цвет?

3. Какой имеет запах?

4. Тонет ли в воде?

5. Растворяется ли в воде?

6. К какой группе полезных ископаемых относится?

-Как будете выполнять задание?

-Какие тела природы вы знаете?

-К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое, сыпучее). Почему?

-Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку.

-Посмотрите на вещество в пробирке.

-Какого оно цвета? Запишите в карточку.

-Как определить запах?

-Как правильно нюхать вещества?

-Какой имеет запах? Запишите в карточку.

- Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли нефть в воде?

-Итак, почему же нефть не тонет?

-Что это значит?

-Какой вывод можно сделать?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос?

-Запишите свои наблюдения в карточку.

-Как проверить растворимость вещества в воде?

-Чем будете размешивать смешанные вещества?

-Проделайте опыт.

-Что вы заметили?

-Почему нефть не растворяется?

Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац. Прочитайте.

-Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос?

-Запишите наблюдения в карточку.

- Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть?

-Как это можно проверить?

-Я продемонстрирую этот опыт.

-Если поджечь нефть, что вы наблюдаете?

-Запишите наблюдения в карточку.

Вывод:

-А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске. Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после прочтения.):

Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость, которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина.

-Подумайте и скажите, чем нефть отличается от каменного угля?

-Что общего у них?

-Как обозначается каменный уголь на карте?

Игра «Составь условный знак»

-Чтобы узнать, как изображается нефть на карте, вам необходимо составить картинку из частей. У вас у каждого часть картинки, необходимо подойти к моему столу и составить картинку.

-Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть?

Знак вывешивается на доску.

-Зарисуйте его в тетради.

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Прочитайте следующий пункт плана.

-Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм.

-Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра фильма?

Просмотр видеофильма.

-Как добывают нефть?

Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским дном. (Повторяют несколько учащихся.)

-Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма.

-Посмотрите на карту ЕАО. Где в области имеются залежи нефти?

-Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд.

-Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделать ошибку?

-Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится, поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле.

-Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.)

-Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь.

-Проверьте правильность написанного предложения.

-Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо!

Прочитайте следующий пункт плана.

-Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113 абзац первый снизу.

Словарная работа

Мазут

Керосин

Смазочные материалы

Пластмассовые изделия

Вазелин

-Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие продукты получают из нефти?

Дети самостоятельно читают отрывок.

-Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют продукты переработки нефти.)

-Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное золото»?

Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в которых имеются большие запасы нефти очень богаты.

-Рассмотрите рисунок на стр. 113.

-Назовите, где используют нефть?

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной работой!

multiurok.ru

Конспект урока "Нефть и продукты ее переработки" страница 2

5. Месторождения нефти: Западная Сибирь, Западный Казахстан, Урало-Поволжье, Татарстан, Чечня, Майкопско-Краснодарское.

6. Переработка нефти: (плакат 4)

очистка

пhello_html_m20aacf88.pngервичная перегонка (физические процессы)

кhello_html_c0abf71.pngрекинг

вторичная (химические процессы)

рhello_html_627e05ac.pngиформинг

1.Очистка- обезвоживание, обессоливание, отгонка летучих веществ.

Добываемую нефть называют сырой и не используют, т.к. она содержит воду, песок, механические примеси, соли и растворенные в ней газы. Поэтому нефть тщательно очищают, а только потом подвергают перегонки.

Когда кипит чайник, то из него со свистом вылетает пар, а на оконном стекле конденсируются капли дистиллированной, или перегнанной воды. На таком же принципе основана и перегонка нефти. Сначала нефть при нагревании в трубчатой печи испаряется, а затем ее пары поступают в ректификационную колонну, где конденсируются с разделением на части (фракции). (Плакат 1).

2.Перегонка - термическое разделение нефти на фракции, которые отличаются друг от друга температурой кипения и молекулярной массой.

В результате перегонки образуются следующие фракции (плакат 2):

Фракции применение

Бензин (С5 Н12 – С11 Н 24) автомобильное и авиационное топливо

Лигроин (С 8Н18 – С14 Н30) горючее для тракторов

Керосин (С12 Н 26– С18 Н38) топливо для реактивных двигателей

Газойль (С18 Н38 – С24 Н50) дизельное топливо

Мазут (С 20Н42 – С40 Н 82) топливо для котельных

Мазут, оставшийся в результате перегонки, представляет собой ценную смесь большого количества тяжелых углеводородов. Поэтому мазут подвергается дополнительной перегонки на вакуумной установке. Из него получают:

Соляровое масло дизельное топливо

Смазочные масла (веретенное, для смазки

цилиндровое, трансформаторное,

машинное и т.д.)

Парафин изготовление свечей, как изолятор, для

пропитки карандашей и спичек, в меди-

цине (парафинотерапия)

Вазелин косметика, медицина

Гудрон (асфальт) покрытие дорог

При перегонке получают всего лишь 20% бензина. Это количество не может удовлетворить потребностям автомобильной промышленности. Поэтому тяжелые углеводороды подвергают химической переработке.

3.Крекинг- расщепление тяжелых углеводородов нефти на более легкие (летучие) углеводороды.

Сhello_html_m20aacf88.png16 Н34 С 8Н 18 + С 8Н 16

Кhello_html_m4cb3e8ca.pnghello_html_m7e195aa0.pngрекинг

термический каталитический

(470-550 С) (450-500 С, кат.-алюмосиликаты)

-медленно- -протекает- - быстро-

-много непредельных у/в- -образуются- -мало непредельных у/в-

(такой бензин можно обнаружить

по обесцвечиванию бромной воды)

-неустойчив при хранении- -бензин- -устойчив при хранении-

-устойчив к детонации- -неустойчив к детонации-

Детонационная устойчивость- способность горючего выдерживать сильное сжатие в двигателе без преждевременного сгорания.

Неустойчивы к детонации алканы нормального строения. Устойчивы - непредельные, разветвленные предельные и ароматические углеводороды. Поэтому бензины подвергают облагораживанию- риформингу.

4.Риформинг- изменение структуры молекул или их объединение в более крупные.

Так низкокачественные бензиновые фракции превращаются в высококачественные. Также получают сырье для нефтехимической промышленности (90% всех органических соединений).

infourok.ru

Конспект урока "НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ" 10 Класс

1001 и одна идея интересного занятия с детьми

НЕФТЬ – ПРИРОДЫ ДАР БЕСЦЕННЫЙ

Воронцова Лидия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа

№ 35», учитель химии, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36.

Предмет – Химия

Направление – разработка урока

Возраст детей – 10 класс

Место проведения – МБВСОУ «ОСОШ № 35»

Нефть везде и нефть повсюду,

Королева наших дней. Это истинное чудо - Ты знаком отлично с ней!

Цели урока:

1) Формирование представление о нефти как о важнейшем сырье для производства многих органических веществ, развивать познавательный интерес к предмету.

2) Обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности: работе с дополнительной литературой, выступлению с краткими сообщениями.

3) Воспитывать чувство ответственности за природное богатство нашей страны.

Оборудование: карта полезных ископаемых, коллекции «Нефть и нефтепродукты», схема фракционной перегонки нефти, компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью», инструктивная карта.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель. Сегодня мы познакомимся с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. Нефть является важнейшим видом полезных ископаемых. Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики.

В ходе нашего урока хотелось бы получить ответ на такой важный вопрос, как:

Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

2. Тайны происхождения нефти

       Ученик (домашнее задание).  Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XIX – XX вв. привели к резкому увеличению потребления различных полезных ископаемых, особое место среди которых заняла нефть.         Считают, что современный термин “нефть” произошел от слова “нафата”, что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Нефть начали добывать на берегу Евфрата за 6 – 4 тыс. лет до нашей эры.         Использовалась она и в качестве лекарства. Древние египтяне использовали асфальт (окисленную нефть) для бальзамирования. Нефтяные битумы использовались для приготовления строительных растворов. Нефть входила в состав “греческого огня”. В средние века нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии. В начале XIX века в России, а в середине XIX века в Америке из нефти путем возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX века нефть добывалась в небольших количествах из глубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность. Изобретение парового, а затем дизельного и бензинового двигателя привело к бурному развитию нефтедобывающей промышленности.         Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без той дешевой и обильной энергии, которую предоставляет нам нефть. Сегодня она имеет несколько значений для народного хозяйства страны: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей, источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут).         Нефть – наше национальное богатство, источник могущества России, фундамент ее экономики.

Человека заинтересовал вопрос, что же такое нефть и откуда она появилась.

Сегодня эту проблему рассматривают в трех принципиально разных теориях происхождения – органической, неорганической и космической.

Органическая теория (М.В.Ломоносов, середина XVIII века)Нефть-это превращение продуктов жизнедеятельности флоры и фауны, погребенных в осадочных породах в результате: микробиологического гидролиза углеводов, белков, жиров; термокаталитического преобразования жирных кислот, спиртов, кетонов и т.п. в углеводороды .

В настоящее время преобладающая часть ученых считает наиболее обоснованными представления об органическом генезисе нефти.

3. Нефтяные месторождения в России

Учитель. По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Россия располагает огромными ресурсами нефти.

Ученик. ( Рассказывает о главных нефтяных районах России. По ходу сообщения используется карта полезных ископаемых. Ученики обозначают месторождения на контурных картах))

4. Свойства и состав нефти.

Учитель. А сейчас исследуйте свойства нефти, результаты запишите в таблицу. Инструктивная карта

Свойства нефти

Цель работы: на основе проведенного лабораторного опыта изучить свойства нефти.

На столах учащихся: склянка с нефтью, кристаллизатор с водой, стеклянная трубочка.

На столе учителя: склянка с нефтью, фарфоровая чашечка, колба с водой, спички.

Техника безопасности:

- Будьте осторожны в обращении с нефтью.

- Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду.

Ход работы

1. Рассмотрите образец нефти, исследуйте его: агрегатное состояние, запах, цвет.

2. Перенесите несколько капель нефти в кристаллизатор с водой и перемешайте.

3. Горение нефти (демонстрирует учитель).

4.Описание и результаты опыта занесите в таблицу:

Что делаю

5. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок.

Учащиеся делают общий вывод: Нефть – темная густая маслянистая горючая жидкость со своеобразным запахам. Нефть нерастворима в воде. Плотность у нее меньше, чем у воды, поэтому нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой.

5. Переработка нефти

Информация учителя (схема фракционной перегонки нефти), составление учениками схемы - конспекта, используя для составления опорные слова на стр. 61 учебника.

Примерная схема-конспект

▪Нефть – природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения, содержащих в молекуле от 5 и более атомов углеводорода.

▪ Фракционная перегонка, или ректификация – это физический способ разделения смеси компонентав, основанный на различии их температур кипения.

▪ Нефть разделяют на фракции: ректификационные газы, газолиновая фракция, лигроиновая фракция, керосиновая, дизельное топливо и мазут.

▪ Продукты перегонки нефти: бензин, керосин, дизельное топливо, из мазута получают соляровое масло, смазочные масла, парафин, гудрон, а из него – битум и асфальт.

▪ Крекинг нефти – процесс расщепления тяжелых углево­дородов нефти на более легкие

С16Н34→С8Н18 + С8Н16

октан октен

▪ Риформинг – превращение предельных углеводородов в циклические и ароматические, что значительно улучшает качество бензина.

▪ Детонационная устойчивость – способность выдерживать при высоких температурах сильное сжатие в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.

▪ Октановое число – количественный показатель качества бензина

Бензин для автомобилей имеет октановое число меньше 100, например А-72, А-96. Для авиационных двигателей применяют бензин с более высоким октановым числом, например Б-120.

Учитель. Какой марки бензин вы используете для заправки вашего автомобиля?

  1. Экологические последствия нефтяного загрязнения

Учитель. Добывать нефть в больших количествах начали в 1745году на Севере России. Поначалу казалось, что нефть приносит людям только выгоду, но оказалось, что её использование имеет и обратную сторону.

Ученик (презентация «Загрязнение окружающей среды нефтью») Разлив нефти – одна из самых страшных экологических катастроф. Тысячи миль, не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов животных и отраслевой экономический упадок на десятилетия – все это последствия, к которым могут привести катастрофы такого характера.

Нефтяные катастрофы, которые произошли в мире за последние годы:

27 июля 2003 года. Спустя 2 недели судно развалилось на 2 части. В общей сумме, вылилось около 55 тыс. тонн нефти. Площадь пятна составила 40 кв.км. Из-за инцидента погибло множество птиц, рыб и всевозможных морских зверей.

  •   Крупная катастрофа произошла в августе 2006 года. Филиппинский танкер потерпел аварию. Оказались загрязнены 300 км побережья страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. Количество людей, пострадавших из-за аварии насчитывается около 15 тыс.

  •       Далее нужно вспомнить две катастрофы, случившиеся в течение одного 2007 года. 11 ноября в результате шторма в Керчинском проливе за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель и получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в воду вылилось более 2 тысяч тонн мазута. В результате события погибло более 30 тыс. птиц. Вторая катастрофа пришлась на декабрь года. В южнокорейском порту Тэнан в результате аварии в море вылилось более 15 тыс. тонн нефти.

  •     Крупные "нефтяные катастрофы" происходили и в 2009 году. Одна из них – танкер, севший на мель в Самарской области 13 июля, в результате чего в Волгу попало 3 тонны мазута. Размеры нефтяного пятна составили 12 км в длину и 35м в ширину.

.

  •         Наконец, 2010 году произошла авария в Мексиканском заливе. Нефтяное пятно угрожало трем штатам: Луизиане, Флориде и Алабаме. Эту катастрофу считают самой мощной в истории США. СМИ окрестили катастрофу "Нефтяным Чернобылем", что вполне оправданно.

 Ни один год на Земле не проходит без катастрофы.

8. Игра «ДА и НЕТ»

Укажите верное суждение: Вариант 1. 1) Нефть – это смесь, состоящая из жидких и растворенных в ней, газообразных и твердых углеводородов (да). 2) Ректификационные газы, образующиеся при перегонке нефти, содержат преимущественно метан и этан (нет). 3) С увеличением числа атомов углерода в молекулах углеводородов температура кипения этих углеводородов увеличивается (да). 4) Физический способ переработки нефти – это риформинг(нет)

Вариант 2. 1) Нефть – это смесь, состоящая из твердых углеводородов (нет). 2) Фракцию нефти с наименьшей температурой кипения - это бензин (да). 3) Нефть не имеет постоянной температуры кипения (да).4) Детонационная устойчивость (октановое число) выше у бензинов, получаемых в ходе термического крекинга (нет).

Ученики проверяют задания у соседей по парте, ключ к которым выдает учитель. Ставят оценки.

9. Заключение.

Учитель. Нефть и продукты ее переработки – то, без чего сегодня мы не может прожить. Человечество живём в мире вещей и продуктов, полученных из нефти.

В  заключение нашего урока я бы хотела услышать ответ на вопрос: Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»?

(ученики высказывают свои предложения).

10. Подведение итогов урока

Выставляются оценки. Задается домашнее задание. Ученики сдают тетради для проверки схемы - конспекта урока.

Литература

1. Химия.10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С Габриелян-М.: Дрофа, 2011.

2.Журнал. Химия в школе. № 6. 2008г/ О.М. Соседова, С.А. Сивко «Как мы изучаем нефть и нефтепродукты», с.42-50

Адрес используемых Интернет – страниц:

• coolreferat. com › Происхождение нефти

• iarex. ru› Все новости› Зоны экологического бедствия

• htt://www.admhmao. ru/obsved/frame3.htm › К.С.Аврамченко «Топливная промышленнисть России.Экологические проблемы»

• bestreferat.ru›referat-61294.htm › Ю. Медведева «Нефть – черное золото планеты»

• eorhelp.ru› sites/default/fales…9523..Нефть.docx › Кудряшова О.В. «Технологическая карта конструирования урока»

• nsportal.ru › Школа ›Химия ›neft - i –evo-pererabotka› Зеленкова В.Д.

Неограническая ( Д.И.Менделеев, 1877 год)Нефть-это результат взаимодействия воды с карбидами металлов в момент «горячего» начального состояния Земли, продукт гидролиза различных карбидов железа: 2FeC + 3h3O —> Fe2O3 + C2H6

Космическое происхождение нефти (В.Д. Соколов, 1892 год)

Нефть образовалась из рассеянных компонентов (неорганических) в космическом пространстве и попала в состав земного вещества на стадии формирования планеты, которая находилась уже в «холодном» состоянии.

Что наблюдаю

Вывод

doc4web.ru

Конспект урока-конференции по теме «Природный газ, нефть во взаимосвязи систем» химия,10 класс

Конспект урока-конференции по теме «Природный газ, нефть во взаимосвязи систем» химия,10 класс

(интегрированный урок, метод - проектная деятельность)

Кычкина Ия Васильевна – учитель химии

Балыктахской СОШ Мегино-Кангаласского улуса РС(Я)

Цель урока:

Обучающая: знать роль химических производств (нефтепереработки), газификации в развитии республики, улусов, наслега. Знать продукты переработки нефти, месторождения и их запасы, экономическую выгоду газификации Заречья, значение природоохранных мероприятий. Расширить знания об экологических

Развивающая: развитие экологического мышления у учащихся, затрагивая экономические проблемы, ценность сырья для получения других органических веществ.

Воспитывающая: рассмотрение экономических и экологических проблем, установление причин их возникновения, воспитание любви к родной природе, селу, гордость за республику.

Оборудование, ИКТ: проектор, экран, схемы, таблицы, карта РС, доклады учащихся, материалы прессы и др.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Наша Якутия богата многими полезными ископаемыми, среди них огромное значение имеет природный газ и нефть. Начато развитие новых отраслей промышленности – нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей.

  1. Основная часть:

Выступления учащихся по заданным 11 темам:

- месторождения природного газа в Якутии

- месторождения нефти

- процесс и продукты переработки нефти

- крекинг сжиженного газа

- решение расчетных задач

- взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой

- получение метана в домашних условиях (навозный брикет)

- газификация Заречья

- газификация села Балыктах

- экология в наслеге, улусе

- состояние здоровья жителей села Балыктах

Учитель, учащиеся делают выводы по выступлениям, отвечая на следующие вопросы:

- Как вы понимаете крылатую фразу Д. И. Менделеева о нефти, что топить можно и ассигнациями?

- Как сохранить нашу природу при развитии большой нефтехимии?

- Как изменится жизнь сел, улусов при газификации?

2. Природоохранные мероприятия (работа в группах) с выполнением лабораторно-экспериментальных задач и защитой своего проекта:

-Очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами

- Загрязнение атмосферы

- Утилизация твердых отходов

Обобщение проектной деятельности: Как изменится жизнь села, улуса, республики?

  1. Заключение :Газификация Заречья – это социальная революция, это большой скачок к прогрессу, к развитию общества. Нужны будут республике, улусам работники в области нефти и газа, в эксплуатации железной дороги, поэтому вам, как выпускникам, нужно ориентироваться на технические вузы и средние учебные заведения. Сегодня вы должны понять и усвоить, что все в природе взаимосвязано. Образуется замкнутый цикл: социально-эколого-экономическая система или технобиогеоценоз с круговоротом веществ (составляют в тетрадях схему этой системы).

Топливо земля здоровье

Энергия --------------- вода ----------------------------------- генофонд

Жизнь c/x продукция развитие

  1. Рефлексия: Что вам дал сегодняшний урок?

infourok.ru

Конспект урока по химии на тему "Крекинг нефти"

Краснокиевская средняя школа Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Учитель химии Гринёва Оксана Викторовна

Тема урока Крекинг нефти.

Цель урока: Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с составом и свойствами нефти;

  • Дать представление о способах ее переработки;

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий: крекинг, ректификация, риформинг.

  • Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом;

  • Познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при добыче, транспортировке и переработке нефти

  • Познакомить с ролью нефти в развитии событий международной жизни и РК.

Развивающие:

  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, сравнения, выделять главное;

  • Сформировать умения работать самостоятельно с новыми источниками информации;

Воспитывающие:

  • Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы;

  • Предоставить учащимся информацию о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти.

Здоровьесберегающие:

Тип урока: урок изучения нового материала

Применяемые технологии: технология сотрудничества, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Создание атмосферы сотрудничества (клубок ниток.) Ребята в кругу говорят комплимент, соседу отматывая от клубка ниточку не отрывая её. Например, у Олега приятный голос. В конце получается паутина , которую дети поднимают над головой. Учитель предлагает посмотреть на паутинку и обращает внимание ребят на то , что не смотря на то какие все мы разные мы всё равно взаимосвязаны друг с другом.

2.Постановка темы и цели урока.

Учитель. Ребята я зачитаю вам стихотворение, а вы предположите тему урока и попробуйте поставить цель.

В предгорьях древнего Урала,

Кто ведает, с каких времен,

Дремал под снежным покрывалом

Его величество – Девон.

Сменялись, падали короны,

Вражда губила племена,

В подземных кладовых Девона

Вскипала черная волна.

Ученик. Могу предположить, что речь на уроке пойдёт о нефти, а цель нашего урока развитие нефтяной промышленности в РК.

3.Актуализация знаний.

Учитель. Так как эта тема для вас не является новой давайте вспомним всё что вы знаете по этой теме. Сейчас мы с вами примерим 4 из 6 шляп критического мышления (работа в парах.)

Ученики. Белая шляпа (атистическая) только факты по теме.

Слово “нефть” появилось в русском языке в XVII веке и происходит от арабского “нафата”, что означает “извергать”. Так назвали в IV–III тыс. до н.э. жители Двуречья – древнего очага цивилизации – маслянистую через легковоспламеняющуюся жидкость, которая действительно иногда извергается на поверхность земли в виде фонтанов. Сейчас на его территории располагаются крупнейшие нефтеперерабатывающие страны Ирак и Кувейт. Промышленная добыча нефти ведётся с 1859 года в Казахстане с 1899 месторождение Карашунгул. Переработку нефти впервые начали братья Дубинины на Кавказе.

1913 год Бёртон разработал технологию термического крекинга. 1936 год инженер Гудри разработал технологию каталитического крекинга. По запасам нефти РК входит в число 15 ведущих стран мира. В Казахстане месторождения находятся на территории 6 из 14 областей. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская , Мангыстауская. Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область на территории, которой более 75 месторождений. Крупнейшее из них Тенгизское. В Мангыстауской области свыше 70 месторождений в эксплуатации находится меньше половины. Большинство из них на поздних стадиях разработки.

Жёлтая шляпа (положительная.)

В состав нефти входят более 150 различных углеводородов. В зависимости от месторождения нефть имеет различный качественный и количественный состав. Нефть это бесценный дар природы. Значение нефти в нашей жизни велико. Именно поэтому её называют чёрным золотом жидким золотом кровью индустрии. С отдалённых времён люди применяли нефть в лечебных целях в строительстве и в военном деле. Египтяне употребляли нефть при изготовлении особых составов для бальзамирования трупов. В наши дни это сырьё для химической промышленности. Из нефти получают парафин для свечного и спичечного производства, вазелин для медицины, бензол и толуол для производства взрывчатых веществ, гудрон для пропитки шпал, нефтяной кокс для отопления. Великий ученый Д.И.Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты, и бросил свою знаменитую фразу: “Нефть не топливо! Топить можно и ассигнациями”. Мы считаем, что этим он подчеркнул значимость нефти.

Чёрная шляпа (негативная.)

Ну, может промышленная добыча нефти и ведётся с 1859 года. Но нам известно, что добывать нефть начали ещё в 1745 году. И если поначалу казалось ,что нефть приносит людям только выгоду, то оказалось что её использование имеет обратную связь. Более 2 млрд. тонн нефти попадает в море. Больше всего страдают от нефти птицы, особенно когда загрязняются прибрежные воды. Нефть склеивает оперение, оно утрачивает теплоизолирующие свойства, и, кроме того, птица, выпачканная в нефти, не может плавать. Птицы замерзают и тонут. Даже чистка перьев растворителями не позволяет спасти всех пострадавших.

Для того чтобы отмыть одну птицу, покрытую нефтяной плёнкой, требуется два человека, 45 минут времени и 1,1 тысяч литров чистой воды.

Подсчитано, что 200 тыс. т нефти достаточно, чтобы превратить все Балтийское море в биологическую пустыню. Нефть и нефтепродукты попадают в океан при разведке и добыче, при аварии судов и сливе балластных вод танкерами. Нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие водоема. Страдают от нефтяного загрязнения и обитатели морей и океанов: 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л воды. На этом участке гибнет планктон – основной продукт питания многих водных обитателей, молодь рыб и другие водные животные. Растворимые компоненты нефти очень ядовиты, часто они становятся причиной гибели морских птиц, отрицательно влияют на пищевые качества мяса морских животных.

Красная шляпа (эмоциональная).

Нам попалась красная шляпа и если честно мы немного опешили. Как выразить эмоции по данной теме? Поэтому мы решили, что лучше всего эмоции передают стихотворения. Так как в интернете их много наше мнение разделилось, поэтому мы зачитаем оба понравившееся стихотворения.

Черная нефть струится,

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах ее огневой

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска.

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака.

Нефть, нефть, нефть – черное ты злато,

Коль с тобой поладим, заживем богато.

Много ты умеешь, ты сердца волнуешь,

Ты людей согреешь, ты людей обуешь.

Видно, от природы сильной ты породы:

Двигаешь машины, фабрики, заводы.

В сердце полыхала яркая зарница,

Ты поля вспахала, где растет пшеница

Нaши души греешь и горишь ты жарко

Ты весь день чернеешь, ночью светишь ярко,

Ты в стихах воспета, как же не гордиться!

Дай своим поэтам песней насладиться

Учитель. Молодцы . Перед уроком вы получили геометрические фигуры .Сейчас я попрошу вас объединиться в две группы согласно фигурам треугольники в одну группу а квадраты в другую. Сейчас составляем кластеры. Посмотрите каждый под свой стул там должно быть задание .

И так первая группа кластер на тему «фракции нефти и переработка мазута», вторая группа на тему «продукты переработки нефти».

(Защита кластеров.)

Ребята сейчас вы должны оценить работу соседней группы. Давайте определим критерии, по которым вы будете оценивать как кластер, так и выступление. (Дети определяют, критерии записываем на доске все предложенные).

1.Соответствие темы.

2.Доступность.

3.Аккуратность

4.Творческий подход.

5.Индивидуальность.

4. Изучение нового материала.

И так вы хорошо поработали, над пройденным материалом посмотрим, как вы справитесь с новой темой.

В классе на стенде были вывешены задания по новой теме. Вы должны были самостоятельно разбиться на группы и выбрать себе задание. Сейчас сядьте, таким образом, как вы готовили задание. ( работа в группах.)

1 группа

Мы рассматривали возможные перспективы развития нефтяной промышленности РК. Изучив, данные АО КазМунайГаз и Агентства по статистике РК мы пришли к выводу, что перспективы поисков нефти и газа связываются и с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье. Открытие в 2000 году Кашаганского месторождения на севере Каспия, в котором по прогнозам запас составляет 2,02 млрд. тонн, уже названо самым значительным событием в мировой практике за последние 30 лет. Изучив, данные статистики мы думаем, что каждое нефтегазовое месторождение должно рассматриваться как целостная система развития предпринимательства: от сферы современных бытовых услуг и до самого передового инженерного и программного обеспечения. Тем более если рассмотреть добычу нефти по годам, то в этом случае наблюдается только прирост и на 2013 год прогнозировалось только увеличение получаемого продукта. Добыча нефти 2012 году в Казахстане составила 70 млн. тонн. Из них Тенгизе — 17,3 млн., Карашыганаке — 11 млн., Узене — 6,5 млн., Жанажоле — 6,3 млн., Кумколе — 5,8 млн., Каламкасе — 4,2 млн., Каражанбасе — 2 млн., Кенкияк-надсолевой — 2 млн., Северное Бузачи — 1,8 млн., Жетыбае — 1,2 млн., Каракудуке — 1,2 млн., Алибекмоле — 0,4 млн., Кожасае — 0,3 млн., Асаре — 0,2 млн., Тасбулате — 0,1 млн. и другие. На основании этих данных мы решили составить свой план –прогноз на ближайшие 30-40 лет о перспективах развития нефтяной промышленности РК. Мы думаем, возможно, произойдут следующие изменения:

1.Стабилизируется рост потребления продукта.

2.Увеличится доля новых технологий для производства энергии.

3.Увеличится масштаб и стоимость транспортировки.

4.Возрастёт эффективность использования.

5. Увеличится доля альтернативных источников энергии (атомная), нетрадиционных ресурсов (солнечная, энергия ветра.)

2. группа

Наша группа занималась изучением способов очистки водоёмов от нефти. Мы нашли 5 разных способов очистки, причём в каждой стране это происходит по-разному.

Франция.

Создана специальная центрифуга марки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.

Швеция.

Здесь специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием.

Англия.

Учёные установили, что хорошие результаты дает применение диспергаторов – особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок" магнитом.

США.

Здесь большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы „Дженерал электрик" (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы УВ.

Россия.

Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск – кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе, таким образом, и пищу, и кислород для дыхания.

      1. группа.

А у нас было задание подготовить рубрику “Знаете ли вы, что…”:

Мы нашли несколько интересных фактов из истории развития нефтяной промышленности. И так “Знаете ли вы, что…”:

... есть выражение “кубик с трубкой Ломоносова”. Это первый перегонный аппарат или куб, который изобрел М. В. Ломоносов. Сейчас в нефтетехнологических лабораториях для перегонки нефти применяют кубы тех же размеров; этот “куб” является моделью современной установки. Модель хранится в Историческом музее в Москве.

... единственный музей нефти находится в Лениногорске. Музей действует уже более 30 лет.

... баррель 159 л = 159 дм – единица измерения нефти на мировом рынке. У нас добытую нефть измеряют в тоннах, в батманах (1 батман – 3,5 кг).

... в 1897 г. Рудольф Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания. Высокое давление в топливном насосе и мелкие отверстия форсунки дизельного мотора дают возможность использовать более тяжелые углеводороды в виде топлива. Эту фракцию углеводородов называют дизельным топливом.

... есть различные теории происхождения нефти. Теория происхождения нефти из органических веществ является общепризнанной. Основоположником этой теории является М.В.Ломоносов, а И.М.Губкин глубже развивал это направление.

Молодцы, а теперь давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель вы себе поставили, посмотрите на экран и сравните с моей целью.

Совпадают ли наши цели?

Достигли ли мы поставленную цель?

Оцените каждый свою работу на уроке объясните поставленную оценку.

( обсуждение).

5.Рефлексия

Ну а теперь я бы хотела узнать ваше мнение о сегоднешнем уроке поэтому прошу вас ответить на следующие вопросы.

1.Меня удивило…

2.Было интересно…

3.Мне не понравилось…

4.Я не когда не слышал, а сегодня на уроке узнал что…

6.Домашнее задание.

Подготовиться к обсуждению концепции Природа-Общество-Человек.

Написать эссе на тему: «Можно ли обойтись без нефти».

videouroki.net

Конспект урока на тему «Нефть. А все ли мы о ней знаем?»

Урок с использованием проектной методики по теме

«Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Цели и задачи урока

Цель урока – рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

Задачи урока

  • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия: Компьютер, презентация «Нефть».

Форма урока

Уроки изучения нового материала.

Урок по методу проектов.

Оборудование урока

Оборудование: пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты

Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II Изучение нового материала.

Урок начинается с постановки вопроса: О чём говорят эти высказывания:

Историки писали:

«У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на врага и сжигали дотла» слайд 1

Римляне называли её - каменноемасло и использовали в военных целях.

Слайд 2

Сообщение темы урока: «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Слайд 3

План урока:

  • Что это такое?

  • Откуда она появилась?

  • Для чего она нужна?

  • Как перерабатывают?

  • А так ли она необходима?

  • А как она влияет на окружающую среду…

  • Химическая лаборатория.

Слайд 4

I группа учащихся сообщает о том что такое нефть, какие виды нефти бывают по составу, от чего зависит её состав, основные месторождения нефти.

Слайд 5-6

Лабораторный опыт «Ознакомитесь со свойствами нефти»

Инструктивные карты на столах учащихся

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Опыт 1. Выявление свойств нефти

- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану

1.

1) - Определим первое свойство.

Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть. 2) - Какого цвета?

- Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

3) - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности.

- Что можно сказать о запахе нефти?

4) - Поставьте пробирку в штатив. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

5) - Какое следующее свойство нефти мы должны определить? - У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

- Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

- Нефть легче или тяжелее воды?

6) - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

- Какие вещества растворяются в воде?

- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

- Что вы можете сказать о нефти?

7) - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

ВЫВОД: Нефть горит

- Какие свойства нефти вы узнали?

II группа учащихся сообщение о гипотезах происхождения нефти

Слайд 7-12

III группа учащихся сообщение об использовании нефти и продуктов её переработки в промышленности и повседневной жизни.

Слайд 13-21

IV группа учащихся методы переработки нефти.

Слайд 21-25

V группа учащихся сообщение о альтернативном нефти топливе

Слайд 26-29

VI группа учащихся сообщение о вреде от аварий танкеров, влияние разливающейся нефти на окружающую среду.

III Закрепление изученного материала.

Проблемная ситуация.

Внимание ! пришло сообщение!

Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть поступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи.

Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

Лабораторный опыт «Собирание нефти с поверхности воды»

В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

Лабораторный опыт «Определение качества бензина»

Для опыта необходимо иметь Н2О, йодную настойку, бензин. Возьмите 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки. (не содержит непредельные углеводороды.)

Весь ли бензин одинаковый? Как же его получить?

IV Подведение итогов урока.

Проверяем, достигли ли мы цели урока.

Оцениваем успехи учеников.

Д\З §3.

Используемые ресурсы

Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2004 – с.46-52;

Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты по теме «Природные источники углеводородов» – Химия в школе, 1993 №3 – с.30-34;

Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 -11 классов – М.: ВЛАДОС, 2002 – с.94-95;

Я иду на урок химии: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 – с.138-163;

wikipedia.org

Агрегатное состояние

2.

Цвет

3.

Запах

4.

Маслянистость

5.

Плотность

6.

Растворимость

7.

Горючесть

doc4web.ru

Конспект урока на тему «Нефть. А все ли мы о ней знаем?»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему «Нефть. А все ли мы о ней знаем?» для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок с использованием проектной методики по теме

«Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Цели и задачи урока

Цель урока – рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

Задачи урока

  • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия: Компьютер, презентация «Нефть».

Форма урока

Уроки изучения нового материала.

Урок по методу проектов.

Оборудование урока

Оборудование: пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты

Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II Изучение нового материала.

Урок начинается с постановки вопроса: О чём говорят эти высказывания:

Историки писали:

«У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на врага и сжигали дотла» слайд 1

Римляне называли её - каменноемасло и использовали в военных целях.

Слайд 2

Сообщение темы урока: «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Слайд 3

План урока:

  • Что это такое?

  • Откуда она появилась?

  • Для чего она нужна?

  • Как перерабатывают?

  • А так ли она необходима?

  • А как она влияет на окружающую среду…

  • Химическая лаборатория.

Слайд 4

I группа учащихся сообщает о том что такое нефть, какие виды нефти бывают по составу, от чего зависит её состав, основные месторождения нефти.

Слайд 5-6

Лабораторный опыт «Ознакомитесь со свойствами нефти»

Инструктивные карты на столах учащихся

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Опыт 1. Выявление свойств нефти

- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану

1.

Агрегатное состояние

2.

Цвет

3.

Запах

4.

Маслянистость

5.

Плотность

6.

Растворимость

7.

Горючесть

1) - Определим первое свойство.

Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть. 2) - Какого цвета?

- Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

3) - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности.

- Что можно сказать о запахе нефти?

4) - Поставьте пробирку в штатив. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

5) - Какое следующее свойство нефти мы должны определить? - У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

- Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

- Нефть легче или тяжелее воды?

6) - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

- Какие вещества растворяются в воде?

- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

- Что вы можете сказать о нефти?

7) - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

ВЫВОД: Нефть горит

- Какие свойства нефти вы узнали?

II группа учащихся сообщение о гипотезах происхождения нефти

Слайд 7-12

III группа учащихся сообщение об использовании нефти и продуктов её переработки в промышленности и повседневной жизни.

Слайд 13-21

IV группа учащихся методы переработки нефти.

Слайд 21-25

V группа учащихся сообщение о альтернативном нефти топливе

Слайд 26-29

VI группа учащихся сообщение о вреде от аварий танкеров, влияние разливающейся нефти на окружающую среду.

III Закрепление изученного материала.

Проблемная ситуация.

Внимание ! пришло сообщение!

Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть поступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи.

Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

Лабораторный опыт «Собирание нефти с поверхности воды»

В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

Лабораторный опыт «Определение качества бензина»

Для опыта необходимо иметь Н2О, йодную настойку, бензин. Возьмите 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки. (не содержит непредельные углеводороды.)

Весь ли бензин одинаковый? Как же его получить?

IV Подведение итогов урока.

Проверяем, достигли ли мы цели урока.

Оцениваем успехи учеников.

ДЗ §3.

Используемые ресурсы

Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2004 – с.46-52;

Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты по теме «Природные источники углеводородов» – Химия в школе, 1993 №3 – с.30-34;

Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 -11 классов – М.: ВЛАДОС, 2002 – с.94-95;

Я иду на урок химии: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 – с.138-163;

wikipedia.org

docbase.org