Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатство Югры». Конспект занятия нефть


Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Нефть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы

«Нефть – наше богатство»

Подготовила и провела

Воспитатель 1 кв. категории

МДОУ «Рябинка»

Каштанова Елена Витальевна

Заинск 2018

МБДОУ «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида»

Заинского муниципального района РТ

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область

Познавательное, художественно - эстетическое развитие

Основной вид детской деятельности

Игровая, коммуникативная

Тип занятия

Комплексное

Тема занятия

Нефть – наше богатство

Цель занятия

(программные задачи)

ЦЕЛЬ: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования.

ЗАДАЧИ:

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься;

– учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал

– развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Интеграция с другими образовательными областями

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Используемые образовательные программы, используемая литература

Основные: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой.

Специализированные: «Здравствуй, тюменская нефть» К. Лагунов, «Путешествие в страну нефти» Т. Царенко, интернет ресурсы.

Предварительная работа с воспитанниками

– Рассматривание картинок с изображением людей профессий, связанных с добычей и транспортировкой нефти;

– Беседа: «Зачем нужна нефть?», «Кто такие нефтяники».

Дидактическое обеспечение занятия

Демонстрационный материал:

презентация на тему «Нефть – наше богатство», предметы из резины и пластмассы

1 ряд стульев, количеству детей, 3 стола; 2 набора ЛЕГО « Первые механизмы»

для опытов: салфетки белые, пипетки, перья птичьи, стаканчики с водой и нефтью, гуашь, тарелочки, перья птиц, палочки, влажные салфетки, фартуки, шапочки.

Структура занятия:

Вводная часть: (длительность 1-2 мин.)

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Витальевна. Как я рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям.

Воспитатель. Кто догадался, о чем пойдет речь? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, мы будем исследовать нефть.

- Ребята, а как вы думаете, в нашей республике Татарстан есть нефть? (ответы детей).

- А какой город называют нефтяной столицей Татарстана? (ответы детей). Правильно, Альметьевск.

- Для чего нужна нефть? (ответы детей)

Основная часть: (длительность 15 мин)

Цель: закрепление лексики, развивать логическое, ассоциативное мышление;

Воспитатель. Посмотрите на предметы находящиеся у меня на столе. При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы).

Ребята, я предлагаю вас поиграть в интересную игру «Исследователи», мы с вами в лаборатории будем проводить опыты с нефтью.

Воспитатель. Вот мы и пришли с вами лабораторию.

А давайте мы вспомним, как надо себя вести в лаборатории.

Дети.

1. не шуметь, аккуратно обращаться с пробирками;  

2. слушать воспитателя;

3. внимательно следить за результатом;

4. закончив наблюдение, сделать вывод.

Сотрудники лаборатории и дети надевают фартуки, шапочки.

На трех столах проводятся по 2 опыта:

1 стол - цвет нефти; птицы и нефть.

2 стол – прозрачность; текучесть.

3 стол – запах; растворяемость. Все вместе (в кругу) - маслянистость.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.

Опыт 2. Прозрачность.

Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.

Опыт 3. Запах.

Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.

Опыт 4. Маслянистость.

Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость.

В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.

Опыт 6. Птицы и нефть.

Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.

Ребята, посмотрите, что это? (конструкторы), они тоже сделаны…(из нефти) Мы построим свое нефтяные качалки из наших конструкторов. Вы знакомы с разными конструкторами, строили по схемам. А сегодня вы построите по картинке. Я раздам конструкторы, в них задание. Выполнять задание вместе.

Заключительная часть:

(2-3 мин). Анализ занятия.

Цель: подвести итог занятия, выяснить, как дети усвоили материал.

Воспитатель. Мы с вами узнали много нового. Вам понравилось Строить нефтяную вышку? А какие опыты вам понравились больше всего? Мне тоже очень понравилось работать в лаборатории.

Вы были все молодцы!

infourok.ru

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатство Югры»

Цель: Обогащение и уточнение представлений детей о природных и энергетических ресурсах Югры, через экспериментирование и практическую деятельность.

Задачи:— Познакомить детей со свойствами нефти.— Формировать умение детей рассуждать, анализировать и делать выводы.— Формировать умение работать в коллективе.— Развивать интерес к познавательно — исследовательской деятельности— Развивать мышление, воображение, речь детей.— Воспитывать любовь к обитателям родного края.— Воспитывать чувство взаимопомощи.

Активизировать словарь детей словами: нефть, жидкая, резкий запах, расплывается, топливо, водоплавающие.

Оборудование: пробирки с нефтью, салфетки, пипетки, пластмассовые стаканы с водой, спички, нефть в тарелочке, перья птиц, стаканы с водой и нефтью.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!Меня зовут Татьяна Дмитриевна. Приехала я из Югорского Государственного университета, который находится в городе Ханты-Мансийске. А вы слышали о таком городе?Ответы детей.Правильно. Это столица нашего округа. В нашем университете можно научиться многим профессиям. Студенты, окончившие университет, работают в разных городах нашего округа, их труд способствует развитию промышленности нашего края. Через много лет и вы приедете к нам учиться. Но это будет только после окончания школы. Я думаю, что и сейчас вы очень много знаете и умеете, и поможете мне собрать материал для моей книги. Без вашей помощи мне с этим не справиться. Вы готовы мне помочь, поделиться своими знаниями?Ответы детей.Раз вы готовы, тогда начнём. Богата и разнообразна природа нашего края. Это традиционный символ северных народов северный олень… пауза… наводящие слова… эти, серые летом а зимой…. И рыжая плутовка…запасливая попрыгунья по деревьям. (Изображения на ноутбуке)Ой какие молодцы, да вы всё знаете.

Больше половины территории Югры покрыта лесом, в котором растут берёзы, пауза… (дети подсказывают) похвала. Изображения на ноутбуке

А ещё в Югре около 30 000 рек. Самая большая река, нашего края… какая? (Обь). А какая река с ней встречается… (Иртыш). Изображения на ноутбукеА я слышала, что ваш город тоже расположен на реке… у неё очень короткое название, из 5 букв. (Балык). Кто из вас ездил с папой туда на рыбалку,.. вы любите рыбачить.Ответы детей. похвалаА я тоже люблю рыбалку… и со мной произошел один очень интересный случай. Закинула я удочку и… такую необычную рыбку поймала, она блестела на солнышке и переливалась всеми цветами радуги. Но когда я её взяла в руки я поняла, что на ней тонкий слой нефти. И испугалась, когда увидела большое нефтяное пятно, плывшее по реке. А вы видели нефть?Ответы детей. похвалаТогда я предлагаю вам заглянуть в мой чемоданчик и стать моими помощниками в лаборатории. Лаборантам для работы нужна специальная одежда. Это фартуки и шапочки (достает из чемодана, одевает детям, предлагая помогать друг другу). Теперь вы настоящие учёные, которые проводят опыты.Итак ОПЫТ 1.Возьмите пробирки с нефтью рассмотрите её и определите какая нефть.Какой цвет нефти? Она прозрачная? Если мы попробуем посмотреть через пробирку, видны пальчики? Она не прозрачная.Имеет ли нефть запах?Ответы детейВывод: нефть – жидкость темного цвета, не прозрачная, с резким, неприятным запахом.похвала

ОПЫТ 2:Давайте попробуем определить, растворяется ли нефть в воде.Перед вами стоят стаканы с чистой водой. Проверьте, вода ли это? (понюхали, попробовали — сделали вывод – вода).А в шприцах набрана нефть. Аккуратно возьмите шприц и выдавите нефть в стаканчик с водой. Что мы видим? Какой можно сделать вывод?Ответы детейВывод: Нефть не растворяется в водепохвалаНефть называют горючим веществом, как вы понимаете это слово? Что значит горючее? Ответы детейПравильно, значит это вещество горит. Вот это мы сейчас и подтвердим с помощью следующего опыта. Только этот опыт я покажу вам сама, так как с огнем надо быть очень-очень осторожным им детям лучше не экспериментировать с огнем.

ОПЫТ 3:На металлическую ложку воспитатель капает несколько капель нефти. Поджигает ее. Что вы наблюдаете?Ответы детей.Вывод: Нефть горит. Мы подтвердили наше предположение – нефть горит, является горючим веществом.

В ходе опытов мы с вами смогли рассмотреть свойства нефти, давайте попробуем рассказать о всех свойствах этого вещества.Ответы детей.

Вывод: Нефть густая маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом в воде не растворяется, хорошо горит, непрозрачная. Нефть используется в промышленности, из нее изготавливают бензин, другое топливо.Мне нужны помощники, чтобы убрать нашу лабораторию и подготовиться к следующим экспериментам. (Света, Маша, … салфетки …собирает посуду … пипетки).

Физ.минутка

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я проговариваю фразу, а вы за мной повторяйте и показывайте, то о ком или о чем, я говорю.

Здравствуй наш Югорский край       руки впередРуки выше поднимай                           руки в небоЗдесь богатые леса                                руки разводим по сторонамЕсть в них рыжая лиса                         хвостиком вертимСкачет заяц озорной                            прыжки на местеПляшет мишка под сосной                руки моторчикомВот какая красота                                 руки вперед с поднятыми большим пальцемВсе садимся на места

Спасибо, ребята. В просто молодцы.Но давайте вернемся в нашу лабораторию. Нефть добывается в нашем округе и по трубопроводам доставляется в различные регионы нашей страны и даже за границу.А как вы думаете, как могла попасть нефть в реку.. я даже и не знаю что предположить…?Ответы детей:Да, иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы? Вы только представьте, себе что будет, если на это пятно сядет птица. Ответы детей: Давайте это проверим на опыте.

ОПЫТ 4:Вот вам каждому по пёрышку, рассмотрите его, какое оно?Ответы детей:Подбросьте перышко и внимательно рассмотрите за его плавным полетом.Ответы детей:Возьмите аккуратно стаканчики с водой, куда мы вливали нефть.А теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. А на это озеро прилетели птицы.А теперь обмакните перо в нефть, как я (показывает) и лишнюю жидкость уберите о край стакана. А теперь аккуратно, чтобы не испачкаться, подкиньте его.Ответы детей. (Посмотрите, как оно быстро «камнем» падает вниз).Когда водоплавающая птица садиться на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищника.Вывод: нефть, разлитая на водоемах наносит большой вред природе

ОПЫТ 5:Давайте попробуем очистить, отмыть, запачканное нефтью перо. В стакане с чистой водой.Отмылось перо? Могут ли в природе птицы использовать моющее средство? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязненную нефтью?Ответы детей.Вывод: Разливы нефтью предоставляют большую опасность для живой природы.Мы с вами выяснили. Что нефть – это богатство для страны. А если при добычи нефти допускать ошибки, то можно нанести вред природе. В нашем университете готовят специалистов по добыче, транспортировке, бережном хранении нефти, а также специалистов природоохранной службы. Какие профессии вы еще знаете? А вы сегодня кем были? Ответы детей.

Работа в нашей лаборатории завершилась, вы помогли мне провести важные опыты.

Снять фартуки, чепчики, убрать со стола приборы (см. выше…. Мне нужны помощники)Изображения на ноутбуке: общий вид, вышки, кусты, и т.д.

Запасы нефти не бесконечны. С каждым годом их становиться меньше. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться.Когда вы вырастете большими, и решите стать студентами нашего университета, вы узнаете много нового и сами сможете разрабатывать и внедрять новые технологии добычи нефти. И вы, конечно же, будете помнить о красоте Югорского края, его растительном и животном мире, о том, что нужно беречь и охранять все эти богатства.И вы обязательно вспомните наше занятие и интересные опыты.

А сейчас мы с вами проведём учёный совет, где каждый из вас выступит и расскажет, что он узнал сегодня о главном богатстве нашей Югры – нефти.Но сначала каждый из вас обдумает своё выступление, вспомнит: (закройте глаза и вспомните чем мы сегодня занимались. Как вы были лаборантами…)Какая же нефть?Какого цвета?С каким запахом?Зачем добывают нефть?Что из нефти делают?Как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей?

Дети по очереди рассказывают:

Ну что ж, ребята, вы славно потрудились, каждый из вас заслужил награду.Да, ребята, у меня теперь есть много материала для моей книги, в которой будут собраны опыты с нефтью и рекомендации как помочь живой природе Югры. И, как иллюстрации, я вставлю в книгу вот эти фотографии, и мы с вами ещё раз вспомним, чем сегодня занимались.Подключает ноутбук, вставляет флэшку и показывает фото. Дети комментируют.

Автор: Тюрина Татьяна Дмитриевна,воспитатель,МДОАУ црр-д/сад»Аленький цветочек», ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях 

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Конспект урока на тему «Нефть. А все ли мы о ней знаем?»

Урок с использованием проектной методики по теме

«Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Цели и задачи урока

Цель урока – рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

Задачи урока

  • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия: Компьютер, презентация «Нефть».

Форма урока

Уроки изучения нового материала.

Урок по методу проектов.

Оборудование урока

Оборудование: пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты

Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II Изучение нового материала.

Урок начинается с постановки вопроса: О чём говорят эти высказывания:

Историки писали:

«У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на врага и сжигали дотла» слайд 1

Римляне называли её — каменноемасло и использовали в военных целях.

Слайд 2

Сообщение темы урока: «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

Слайд 3

План урока:

  • Что это такое?

  • Откуда она появилась?

  • Для чего она нужна?

  • Как перерабатывают?

  • А так ли она необходима?

  • А как она влияет на окружающую среду…

  • Химическая лаборатория.

Слайд 4

I группа учащихся сообщает о том что такое нефть, какие виды нефти бывают по составу, от чего зависит её состав, основные месторождения нефти.

Слайд 5-6

Лабораторный опыт «Ознакомитесь со свойствами нефти»

Инструктивные карты на столах учащихся

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Опыт 1. Выявление свойств нефти

— В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану

1.

Агрегатное состояние

2.

Цвет

3.

Запах

4.

Маслянистость

5.

Плотность

6.

Растворимость

7.

Горючесть

1) — Определим первое свойство.

Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть. 2) — Какого цвета?

— Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

3) — Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности.

— Что можно сказать о запахе нефти?

4) — Поставьте пробирку в штатив. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

И это не случайно. Нефть — маслянистое вещество.

5) — Какое следующее свойство нефти мы должны определить? — У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

— Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

— Нефть легче или тяжелее воды?

6) — Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

— Какие вещества растворяются в воде?

— Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

— Что вы можете сказать о нефти?

7) — Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

ВЫВОД: Нефть горит

— Какие свойства нефти вы узнали?

II группа учащихся сообщение о гипотезах происхождения нефти

Слайд 7-12

III группа учащихся сообщение об использовании нефти и продуктов её переработки в промышленности и повседневной жизни.

Слайд 13-21

IV группа учащихся методы переработки нефти.

Слайд 21-25

V группа учащихся сообщение о альтернативном нефти топливе

Слайд 26-29

VI группа учащихся сообщение о вреде от аварий танкеров, влияние разливающейся нефти на окружающую среду.

III Закрепление изученного материала.

Проблемная ситуация.

Внимание ! пришло сообщение!

Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть поступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи.

Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

Лабораторный опыт «Собирание нефти с поверхности воды»

В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

2. Чем можно заменить пробковую крошку?

3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

Лабораторный опыт «Определение качества бензина»

Для опыта необходимо иметь Н2О, йодную настойку, бензин. Возьмите 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки. (не содержит непредельные углеводороды.)

Весь ли бензин одинаковый? Как же его получить?

IV Подведение итогов урока.

Проверяем, достигли ли мы цели урока.

Оцениваем успехи учеников.

ДЗ §3.

Используемые ресурсы

Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2004 – с.46-52;

Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты по теме «Природные источники углеводородов» – Химия в школе, 1993 №3 – с.30-34;

Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 -11 классов – М.: ВЛАДОС, 2002 – с.94-95;

Я иду на урок химии: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 – с.138-163;

wikipedia.org

www.alllessons.ru

Конспект урока на тему «Полезные ископаемые. Роль нефти в жизни людей»

Интегрированный урок в 3 специальном (коррекционном) классе VII вида

(окружающий мир + история)

Тема: «Полезные ископаемые. Роль нефти в жизни людей». (слайд №1)

Цели: познакомить детей с одним из важнейших полезных ископаемых – нефтью;

-определить основные свойства нефти,

-узнать о способах добычи нефти и использовании её в народном хозяйстве;

— учить детей приёмам сравнения;

— развивать наблюдательность;

— познакомить с мерами охраны нефтяных богатств.

Оборудование: нефть в пробирках, лист бумаги, стакан с водой, коллекция «Нефть и продукты её перегонки» (картинки, плакаты, предметы).

Компьютерные приложения:

• Презентация

Ход занятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они тоже хотят вместе с вами познакомиться с новым полезным ископаемым, узнать о его свойствах, узнать где, когда и как стали добывать это полезное ископаемое.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

Коль хотите отличиться,

Предлагаю не лениться

Кто отлично отвечает

Тот «пятерку» получает.

Чтоб «пятерку» получить

Приготовьтесь отвечать.

3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Хозяйка подземных богатств

В царство не пустит свое

Пока не расскажем подробно о том

Что такое полезные ископаемые? (рассказать правило)

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Живая природа неживая природа и человек тесно связаны.

Какие полезные ископаемые вы можете назвать? (песок, уголь, глина, известняк, мрамор)

4.ОБЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Человек от природы получил огромный ни чем незаменимый подарок – подземные богатства (полезные ископаемые).

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(нефть)

Одним из важнейших полезных ископаемых является нефть, которое ещё называют черным золотом.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой была бы жизнь многих без нефти и продуктов ее переработки? Из нефти делаются смазочные масла, которыми смазывают двигатели машин, велосипеды, коляски, разного рода механизмы. Масло уменьшает трение, благодаря чему части механизма служат дольше. Но это еще не всё.

Из нефти делается топливо для самолетов, автомобилей и отопительных систем. Нефтепродукты используются для производства косметики, красок, чернил, лекарств, удобрений, пластмасс и многого другого. Без нефти повседневная жизнь многих изменилась бы коренным образом. Неудивительно что, как говорят исследователи, нефть и ее производные «используются намного больше и чаще, чем любое другое вещество в мире».

Как добывают нефть?

Каково ее происхождение?

Давно ли люди стали ее использовать?

Смолу и другие производные нефти вавилоняне применяли в кладке обожженных в печи кирпичей, египтянам она была нужна для изготовления мумий, другие древние народы использовали ее в медицинских целях.

Кто бы мог подумать, что это вещество будет играть такую важную роль в наше время! Никто не станет отрицать, что современный промышленно развитый мир трудно себе представить без нефти.

Использование осветительного масла, полученного из нефти, стало первым шагом на ее триумфальном пути.

Давайте отправимся в путешествие и на машине времени перенесемся в далекие времена, когда ещё не было электричества машин и компьютеров. И так в путь!

Историческая справка

В 15 веке в Баку, ныне столице Азербайджана, жидкую нефть, добываемую из неглубоких колодцев, начали использовать в светильниках. В 1650 году в Румынии стали рыть нефтяные колодцы, чтобы извлекать и использовать для освещения керосин — одну из фракций нефти. К середине XIX века нефтяная промышленность в Румынии и других странах Восточной Европы стала приносить немалый доход.

Потребность в хорошем осветительном масле привела к тому, что в XIX веке группа исследователей в Соединенных Штатах вплотную занялась нефтью. Эта группа пришла к разумному выводу, что для обеспечения рынка керосином нужно бурить нефтяные скважины. И в 1859 году удалось пробурить такую скважину в штате Пенсильвания – это в Америке. Началась нефтяная лихорадка. (Вот так выглядели первые месторождения нефти) (слайд №2,№3)

Теперь нефтяные вышки выглядят совсем по другому. (слайд №4)

Как добывают теперь нефть?

Геологи и геодезисты ищут подземные ловушки нефти. Потом, когда сделаны нужные замеры и взяты пробы, бурят скважины, чтобы убедиться, что это на самом деле нефть. Раньше удачное попадание прямо на месторождение могло сначала вызвать поливающий все вокруг фонтан грязи и нефти, а потом, при уменьшении давления, привести к угрозе взрыва. Однако сегодня, благодаря современным буровым станкам с измерительными приборами и специальными клапанами, такого не случается. (слайд №4).

В наше время люди научились икать нефть даже на дне океана. Делают это с помощью таких установок. (слайд №5)

Как транспортируют нефть?

Раньше нефть хранили и перевозили в деревянных бочках, баррелях, таких же, какие использовали для вина.(Слайд №6)

Нефтяные компании перевозили нефть в винных бочках, баррелях, вместимостью 180 литров. Потом стали наливать только 159 литров, чтобы при перевозке не было проблем.

В коммерции баррель до сих пор служит для измерения количества нефти.

В Европу нефть с самого начала доставлялась по морю, а ее количество обычно определялось по весу и измерялось в тоннах, как и сегодня.

В 1863 году в Америке для транспортировки нефти сделали деревянные трубы небольшого диаметра — этот трубопровод был дешевле и доставлял меньше хлопот, чем перевозка нефти на конных повозках, в бочках. Сегодня трубопроводов очень много, и они отличаются сложностью.

По трубопроводам, сделанным преимущественно из металла, перекачивают не только сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы, но и конечные продукты ее переработки — продавцам. Благодаря со временным приборам в трубопроводах теперь контролируется подача нефти и давление. Как ни удобно перекачивать нефть по трубопроводам, этот способ все же плохо под­ходит для транспортировки большого количества нефти через моря. Но уже давно предприниматели и здесь нашли выход большие нефтеналивные танкеры. Из кораблей, которые бороздят океаны, танкеры — самые большие, и они могут перевозить до миллиона и более баррелей нефти. Большое количество нефти перевозят также на баржах и в железнодорожных цистернах.

Но перевозка- это далеко не всё: нефти еще многое предстоит, прежде чем она попадет к потребителю.

На заводах нефть перерабатывают. Из него получают; ( слайд №7,8)

Что получают из нефти мы узнали. Надо же нам посмотреть как выглядит нефть. Займёмся этим чуть позже. А сейчас перед важной и интересной работой немного отдохнем и поможем нашей нервной системе отдохнуть.

5. ФИЗПАУЗА

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…,засыпают…

Отдыхают…,засыпают…

Напряженье улетело.

И расслаблено все тело,

И расслаблено все тело,

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы,

Приоткрыты и теплы,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко…ровно…глубоко…

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. (опыт)

Вот у меня пробирка с нефтью. Что вы можете сказать глядя на пробирку?

Она жидкая или твердая? (жидкая, обладает текучестью)

Я капну вам на бумагу, посмотрите, что ещё вы можете сказать о ней?

(образовалось жирное пятно, значит — нефть маслянистая жидкость, цвет — темный, имеет запах)

Капнем в стакан с водой, какой вывод вы можете сделать? (вода покрылась пленкой, значит не тонет). Вывод — нефть легче воды.

Повторим ещё раз — что из себя представляет нефть (слайд №9)

На латинском языке нефть назвали словом petroleuт. что означает «каменное масло». Непременным спутником нефти является природный горючий газ. который состоит в основном из метана. Нефть и природный газ иногда выходят на поверхность через трещины в земле. Нефть бывает не только жидкой: из нее образуются асфальт, битумы, смола.

7.ОБОБЩЕНИЕ

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

В наше время ни одно государство не может обойтись без нефти.

Эколо­ги говорят «нефть по-прежнему царствует, но это царь, правление которого не отличается доброжелательностью».

Почему они так они говорят?

Нефть не только играет видную роль в современной жизни. Ее влияние весьма велико и в политике, ею очень интересуются некоторые из сильных мира сего. Как недавно заявила Организация стран — экспортеров нефти нефть — это не рядовой продукт, а «стратегическое средство».

Желание завладеть нефтью очень часто приводило к вооруженным конфликтам и страданиям.

Стоит также отметить, что и нефтяные скважины, и нефтеперерабатывающие заводы, и танкеры не раз были объектами атак террористов, и это часто приводило к тому, что окружающей среде наносился огромный вред.

Вред окружающей среде наносится еще и тем, что в атмосферу выбрасывается особый газ (двуокись углерода), что может явиться причиной изменения климата 3емли, и в этом тоже обвиняют нефтяную промышленность.

(слайд №10, №11)

Не смотря на все это считается что, «нефть — это источник благососто­яния и процветания» многих государств.

Но всегда ли это так?

Некоторые указывают на вред от бурения нефтяных скважин и строительства трубопроводов. Другие обращают внимание на растущее число безработных в Саудовской Аравии, стране, чрезвычайно богатой нефтью. Промышленно развитые страны обогащаются за счет производителей нефти, тех, кто ее перерабатывает, и тех, кто ее потребляет».

Что можно сказать о будущем нефти?

Иссякнут ли ее запасы?

«Без энергии промышленность замрет.. Не будет легковых и грузовых автомобилей, поездов, кораблей и самолетов.. Без энергии в домах будет холодно и темно, пищу не приготовить….Без энергетических ресурсов нас бы буквально отбросило в каменный век» Специалисты в области энергетики не исключают, что нефть может в конце концов закончиться. По некоторым оценкам, мировых запасов нефти хватит еще на 63-95 лет.

Печально, но есть все основания полагать, что пока есть нефть, связанные с ней социальные и экологические проблемы останутся. Надо ли говорить, что корень этих проблем не сама нефть. В том, что у нефти дурная слава, виноваты людская жадность и жажда власти.

Будущее нефти, как и остальных источников энергии, находится в руках людей. Всему человечеству надо бы задуматься о своем будущем.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое нефть?

Назовите ещё раз основные свойства нефти.

Как нужно использовать запасы полезных ископаемых?

( слайд № 12) ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НЕ БЕСКОНЕЧНЫ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКОНОМНО.

www.alllessons.ru

Конспект урока химии на тему «Нефть»

Девиз. Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать.             

И. В. Гете

Тема занятия:

«Нефть»

Ссылки:

http://www.youtube.com/watch?v=JZVfebA0Jkw Видеоролик “У нефти не женский характер”.

Цели:

Создать благоприятные условия для изучения новой темы. Акцентировать внимание учащихся на теме урока с помощью применений новых технологии в обучении. Заинтересовать учащихся предметом, самой темой урока и ролью нефти в современном мире о значимости её в экономике страны описывая свойства, получение и влияние нефти на окружающую среду. Научить работать с нужной информацией и использовать её на практике. Уметь слушать, слышать и запоминать. Работать самостоятельно и в коллективе , лояльно оценивая свои достижения и достижения своего коллектива.

Результаты обучения:

Умение работать в коллективе, выполнять задания разного вида сложности , умение анализировать , размышлять и обирать нужную информацию. Умение публично выступать . Высказывать и дрказывать свою точку зрения. Приобритение знаний о теме урока.

Ключевые идеи:

Умение работать в коллективе, высказывание своего личного мнения, умение быть лидером, оратором. Работать с различными источниками информации и выделять в нем основное. Развитие зрительной, слуховой памяти, критического мышления, умение работать с ИКТ.

Оборудование урока: 

Видеоролик , коллекция «Нефть и нефтепродукты», географическая карта, доска, презентация Power Point «НЕФТЬ», рабочие листы для учащихся для эксперимента.

Время

Стратегии

Ресурсы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Введение

(8мин)

Приветствие

«Круг добрых пожеланий»

Деление на группы

Энергизатор «Кто быстрее?»

Мозговой штурм.

Создание проблемной ситуации

№ 1

Прием

«Микрофон»- диалог

Слайд

Приветствует учащихся

Делит на группы по названиям любимых животных и птиц учащиеся (пишут отдельно на стикерах)

после учитель строит их по группам и дает задание используя всех игроков команды изобразить.

квадрат; треугольник; круг; угол; букву А; птичий косяк.

Раздает листы и предлагает прочитать и ответить что связывает все эти вещества.

1. бензин;

2. керосин;

3. газойль;

4. мазут;

6. лигроин

7. бензол

8. битум

9. асфальт

10. соляровое масло

11. смазочные масла

12. вазелин

13. парафин

14. гудрон

15. пропилен

16. бутилен

17. бутадиен

18. этана

19. пропан

20. бутан

21. этан

22.сероводород

23. азот

24. оксид углерода (IV)

25. вода

26. Сера

27. Растворитель

28.Систетич.

каучуки

29. Лекарства

30. Моторное масло

31.Смазочные масла

Проблема № 1: Почему нефть является источником стольких продуктов?

Озвучивает тему урока. Знакомит с эпиграфом урока

Приложение №1

«Знать необходимо не за тем,         чтобы только знать,        но для того, чтобы       научиться делать».          А.М.Горький

Приветствуют друг друга (встают в круг приветствуют друг друга красивыми ,добрыми словами) .

Учащиеся записывают на листах бумаги свое любимое животное или птицу. Записав поднимают стикеры вверх и учитель делит учащихся на группы

После встают в свои группы, и выполняет задания быстро и четко. После выполнения рассаживаются по местам

Ознакомившись с заданием учащиеся работают в паре и отвечают на вопросы.

Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод

Записывают в свои тетради число, тему урока

Презентация нового материала (25мин)

Проблема

№ 2

Прием

«Микрофон»- диалог

Прием «Пометки на полях»

Эксперимент

Видеоролик “У нефти не женский характер”

Видеоролик «Строение и состав нефти»

Коллекция «Нефть и нефтепродукты»

Демонстрирует видеоролик

“ Исчерпаем ли ресурсы нефти?”

Предлагает работу с текстом , каждая группа работает с полученным текстом

После обсуждения текста учитель знакомит с презентацией на тему: «НЕФТЬ»

Эксперимент «Ознакомление с нефтепродуктами»

Приложение №2

После просмотра видеоролика рассказывают о своих ассоциациях, о нефти о его добыче и людях связанных с нефтью.

Каждый, получивший микрофон обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод

Работают по инструкции, обсуждают записанное, организуют

выступление.

Выполняют работу по инструкции

Практическое применение урока

(9мин)

Игра «Да-нетка»

Работа с постером

Задания по уровням сложности

Постер,

канцелярские принадлежности

Карточки и карточки с

ответами

Нефть сложная смесь различных углеводородов (да).

В Эмбинской нефти содержится сера, высокомолекулярные парафины (да)

Нефть – тяжелее воды и легко растворяется в воде.(нет)

Крекинг – это процесс расщепления углеводородов. (да) 

Нефть главный источник жидкого топлива. (да) 

Мазут превращают в бензин путем крекинга. (да) 

При нагревании нефти первым в парообразное состояние переходит керосин (нет)

Учитель приглашае на презентацию постера: “Социальная значимость профессии нефтяника в обществе”.

Задания по уровням сложности

  1. Уровень

  1. Какие вещества кроме углеводородов, содержаться в нефти?

  2. С какой целью используют процесс крекинг?

  3. Какие вещества получают из нефти и где они применяются?      

2- Уровень

1.Обозначьте на контурной карте: а) десять стран - мировых лидеров по добыче нефти

3-уровень

  1. Нужно вычислить массу метана необходимы для получения водорода который необходим для получения 500л аммиака

Отвечают письменно в тетрадях и осуществляют взаимопроверку по парам

Работа в группе, составляют критерии оценивания, слушают работы учащихся, защищают свои и оценивают работы.

Отвечают письменно в тетрадях и осуществляют взаимопроверку по парам

Итоги и Рефлексия

(2мин)

«Письмо»

«Три смайлика»

Слайд

В начале урока мы разделились на группы по названию любимых животных и птиц, я прошу вас сеть по группам и написать письмо

В Министерство охраны окружающей среды.

Три смайлика

- «мне было хорошо на уроке я все понял»

- «мне было понятно, кроме пункта…»

- «Мне было плохо и я ничего не понял»

Работа в группе

Самооценивание по рефлексии и взаимооценивание постеров по критерия которые сами разрабатывают

Домашнее задание (1мин)

«Базар головоломок»

Слайд

Знакомит с приложение№3

Д/з написать сказку о нефти

« Мои достижения на уроке»

Этапы урока

Ф.И. ученика

Эксперимент

«Письмо»

«Да-нетка»

Работа с постером

Задания по уровням сложности

Итоги

Самооценивание

Оценка учителя

Записывают в дневники

Заполняют таблицу « Мои достижения на уроке»

Приложение № 3

docbase.org