Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Коррозионная активность нефти


Коррозионная активность нефтей - Справочник химика 21

    Степень коррозионной активности нефти зависит от содержания в ней различных сернистых соединений и водных растворов минеральных солей, способных вступать в химическое взаимодействие с металлом, вызывая его разрушение. [c.314]

    Коррозионная активность нефтей и нефтепродуктов обусловливается наличием в них воды, кислорода и кислородсодержащих веществ, солен, сернистых соединений. [c.3]

    Вопрос о методике измерения не стоял бы так остро и не стоил бы подробного обсуждения, если бы показатель содержание солей использовали только как небольшую поправку к массе нефти брутто. Однако существует гораздо более важный аспект присутствия солей - коррозионная активность нефти, которая резко возрастает при увеличении их содержания. Соответственно увеличиваются затраты на защиту от коррозии и ремонт технологической аппаратуры. В конечном счете, это увеличивает затраты на транспортировку и (или) переработку тонны нефти. Очевидно, что с учетом этих факторов стоимость тонны нефти уменьшается по мере увеличения содержания солей. Установлено, что наиболее активными коррозионными компонентами являются хлористые соли, точнее анион хлора. Коррозионная активность остальных солей намного ниже. Поэтому для прогнозирования коррозионных процессов, и, следовательно, снижения цены нефти актуально измерение содержания лишь хлористых солей. [c.255]

    Коррозионная активность нефти и продуктов ее переработки определяется содержанием в ней соединений серы — сероводорода, и меркаптанов (тиоспиртов с общей формулой (R-SH)). Эти соединения вызывают коррозию кобальта, никеля, свинца, олова, меди и других металлов за счет образования на поверхности сульфидов и меркаптидов металла типа RS-Me-SR. [c.33]

    Подобная зависимость коррозионной активности нефти от содержания серы сохраняется и в продуктах ее переработки. [c.24]

    Глава первая КОРРОЗИОННАЯ АКТИВНОСТЬ НЕФТЕЙ [c.9]

    Сложность процесса коррозионного разрушения внутренней поверхности резервуаров заключается в том, что физико-химические характеристики сред изменяются по высоте резервуара в результате чередования технологических операций (наполнение - отстой - опорожнение). Коррозионная активность нефти и нефтепродуктов обусловливается наличием в них воды, кислорода и кислородсодержащих веществ, солей, сернистых соединений. [c.5]

    Весьма коррозионно-активные нефти характеризуются тем, что при их нагреве выделяется сероводорода 1600—9500 мг л. Скорость коррозии углеродистой стали в таких нефтях достигает 2,5— 6,8, илг/го5 [61]. [c.50]

    Коррозионная активность нефтей и нефтяных погонов растет с увеличением содержания и уменьшением молекулярного веса растворенных в них нафтеновых кислот. Особо высокой агрессивностью обладают нефтяные погоны, в которых содержатся эти кислоты с молекулярным весом ниже 300 [71]. Однако лабораторные исследования и производственная практика показали достаточно высокую агрессивность погонов, содержащих нефтяные кислоты с молекулярным весом до 410 [74] и даже выше 500 [69]. Агрессивность косвенно характеризуется кислотным числом нефти или нефтепродукта (которое оценивается расходом КОН на нейтрализацию 100 г пробы) установлена [70] корреляция между агрессивностью и кислотным числом нефтяного сырья в интервале от 50 до 680 мг едкого кали. [c.102]

    Гл. /. Коррозионная активность нефтей [c.10]

    Зависимость между содержанием серы и коррозионной активностью нефтей. Практика переработки сернистых нефтей убедительно показала отсутствие прямой зависимости между общим содержанием серы в нефти и коррозионными разрушениями оборудования при переработке нефтяного сырья. Причины этого впервые у нас были установлены [23, 24] на основе подробного исследования агрессивности 35 нефтей Урало-Волжского и Бакинского нефтеносных районов. Производились предварительные определения кислотности, содержания сернокислотных смол и общего содержания серы (бомбовым способом). Далее, при трех температурах перегонки (250, 300 и 350 °С) оценивали количество выделяющегося сероводорода (в мг/л нефти) и коррозионные поте- ри углеродистой стали (в мм/год). [c.24]

    Сопоставление характеристик коррозионной активности нефти, общего содержания серы и количеств выделяющегося при перегонке сероводорода (табл.. 7 и рис. 1.4) убедительно показывает наличие монотонной возрастающей зависимости коррозионных разрушений от количеств НгЗ [23], т. е. обратной зависимости от термостабильности сернистых соединений, содержащихся в нефти. Кислотное число и содержание сернокислотных смол не определяет агрессивности сернистых нефтей . Весь экспериментальный [c.24]

    Антикоррозионные цементные покрытия. На заводах, перерабатывающих коррозионно-активные нефти, некоторые аппараты защищают от коррозии цементными покрытиями, характеризующимися высокой теплостойкостью (до 500 °С). Такие покрытия наносят на всю поверхность аппарата или только на отдельные ее участки. Вместе с тем они не обладают стойкостью по отношению к серной кислоте и нефтепродуктам, содержащим свободную серу. [c.126]

    Коррозионная активность нефти определяется в основном содержанием в ней меркаптанов—тиоспиртов (К—8Н), сероводорода и элементарной серы. Меркаптаны вызывают коррозию кобальта, никеля, свинца, олова, меди, серебра, кадмия с образованием меркаптидов металлов типа [c.30]

    Элементарная сера, содержащаяся в нефти, вызывает коррозию меди и серебра с образованием сульфидов. Присутствие воды увеличивает коррозионную активность нефти, содержащей меркаптаны и сероводород. [c.30]

    Коррозионная активность нефти колеблется в очень широких пределах. Это обусловлено различным содержанием в ней коррозионноактивных примесей и сероводорода. В нефти может содержаться также неэмульгированная вода и вода в виде устойчивой эмульсии. Концентрация солей в воде может достигать 10 %. Опасность коррозии оборудования сохраняется на всех стадиях — при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти. Поэтому одни и те же типы ингибиторов используются как на стадии добычи, так и на стадии переработки нефти. Ингибиторы, которые добавляют в нефть, адсорбируются на поверхности металла полярной группой таким образом, что углеводородная цепь оказывается на внешней стороне образовавшейся пленки, вызывая гидрофобизацию поверхности. К ней присоединяется масло или другие углеводороды, благодаря чему на поверхности металла возникает двойная пленка, препятствующая протеканию коррозии. Хорошими защитными свойствами обладают соединения, в молекулу которых входят кислород и длинная углеводородная цепь с более чем десятью атомами углерода. Широкое применение в нефтедобыче получила технология рассредоточенного ингибирования, суть которого заключается в приближении точек его подачи к наиболее коррозионно-опасным участкам. Кроме отечественного ингибитора Олазол-Т2П, применяют импортные продукты Корексит-6350 (Налко-Эксен), ИСА-148 (Серво). [c.306]

    В связи с этим в Гипронефтемаше был разработан лабораторный ускоренный метод оценки коррозрюнных свойств нефтей, которым предусматривается возможность определения непосредственных показателей коррозионной активности нефтей в условиях перегонки их дотемпературы 350°под атмосферным давлением и определения количества сероводорода, выделяющегося в этих условиях. Подробное описание этого метода было дано в докладе на 2-й научной сессии, посвященной химии сераорганических соединений. [c.270]

    С возрастанием количества сероводорода, выделяющегося при перегонке, отмечается и повышение коррозионной активности нефтей. В тех случаях, когда количество выделяющегося сероводорода составляло 400—600 мг1л нефти, скорость коррозии углеродистой стали повышалась до 0,8—1,0 мм год, а при 600—1000 мг л нефти достигали 1,7—2,3 мм год. [c.270]

    Изучение коррозионных свойств нефтей производится нами на специально сконструированьых непрерывнодействующих лабораторных установках для перегонки нефти под атмосферным давлением до температуры 350°С. Установки сконструированы таким образом, что имеется возможность размещать образцы металлов в различных их частях и ускоренным путем получать непосредственные количественные показатели коррозионной активности нефтей. Одновременно с этим (путем отбора проб газов и дистиллятных продуктов с непрерывнодействующих лабораторных установок) производится определение количества сероводорода, выделяющегося в процессе перегонки. Количества выделяющегося сероводорода характеризуют термическую устойчивость сера-органических соединений, входящи-х в состав нефтей, и, наряду с непосредственными показателями коррозионной активности нефтей, позволяют произвести сравнительную оценку коррозионных свойств нефтей различных месторождений. [c.66]

chem21.info

Коррозионная активность - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Коррозионная активность - нефть

Cтраница 2

Определение количеств сероводорода, выделяющегося при перегонке нефтей под атмосферным давлением до температуры 350 С, производится путем отбора и анализа проб газов и дистиллятного продукта с непрерывнодействующих лабораторных установок в процессе опытов по определению непосредственных показателей коррозионной активности нефтей. Сероводород, выделяющийся с газами и растворенный в дистиллятном продукте, поглощается 15 % раствором углекислого натрия. По окончании отбора проб дистил-лятный продукт и поглотительный раствор переносятся в делительную воронку, где тщательно перемешиваются. Затем в делительную вооонку вносится 0 5мл 1 % спиртового раствора тимолфталеина, при этом раствор приобретает темно-синее окрашивание. При этом в присутствии тимолфталеина раствор обесцвечивается или приобретает слабо-синее окрашивание. Доведение величины рН поглотительного раствора до 9 3 осуществляется для того, чтобы вывести из водного раствора меркаптаны, перевести их в углеводородный слой. Его количества рассчитываются в миллиграммах на один литр перегнанной нефти.  [16]

Очень сильно прокорродировала ее внешняя поверхность, которая соприкасается с газовой средой. Это свидетельствует об относительно слабой коррозионной активности нефти Ишимбайского месторождения. Подтверждением этому является сравнительно небольшая внутренняя коррозия выкидных линий и нефтесборных коллекторов. На Казанковской площади, где долгое время добывали нефть с небольшим содержанием пластовой воды, оборудование скважин и нефтепроводы разрушалось весьма незначительно.  [17]

Элементарная сера, содержащаяся в нефти, вызывает коррозию меди и серебра с образованием сульфидов. Присутствие воды увеличивает коррозионную активность нефти, содержащей меркаптаны и сероводород.  [18]

Вопрос о методике измерения не стоял бы так остро и не стоил бы подробного обсуждения, если бы показатель содержание солей использовали только как небольшую поправку к массе нефти брутто. Однако существует гораздо более важный аспект присутствия солей - коррозионная активность нефти, которая резко возрастает при увеличении их содержания. Соответственно увеличиваются затраты на защиту от коррозии и ремонт технологической аппаратуры. В конечном счете, это увеличивает затраты на транспортировку и ( или) переработку тонны нефти. Очевидно, что с учетом этих факторов стоимость тонны нефти уменьшается по мере увеличения содержания солей. Установлено, что наиболее активными коррозионными компонентами являются хлористые соли, точнее анион хлора.  [19]

Изучение коррозионных свойств нефтей производится нами на специально сконструированных непрерывнодействующих лабораторных установках для перегонки нефти под атмосферным давлением до температуры 350 С. Установки сконструированы таким образом, что имеется возможность размещать образцы металлов в различных их частях и ускоренным путем получать непосредственные количественные показатели коррозионной активности нефтей. Одновременно с этим ( путем отбора проб газов и дистиллятных продуктов с непрерывнодействующих лабораторных установок) производится определение количества сероводорода, выделяющегося в процессе перегонки. Количества выделяющегося сероводорода характеризуют термическую устойчивость сера-органических соединений, входящих в состав нефтей, и, наряду с непосредственными показателями коррозионной активности нефтей, позволяют произвести сравнительную оценку коррозионных свойств нефтей различных месторождений.  [20]

Испытания, проведенные в течение шести месяцев, показали что защитное действие ингибитора Пикон в рассматриваемых: условиях относительно слабое. Это было подтверждено измерениями потерь в весе контрольных образцов, установленных непосредственно в добываемой и периодически ингибируемой жидкости, а-также тем, что число ремонтных работ на этих скважинах заметно-не снизилось. Возможно, что слабое тормозящее действие ингибитора Пикон в данном случае обусловлено относительно низкой начальной коррозионной активностью нефтей Ишимбайскогск месторождения. Не исключено, что при введении в скважину-ингибитор откладывался, как это было обнаружено позже, в виде-плотной корки на поверхности обсадных и насосно-компрессорных: труб и не достигал забоя. Во всяком случае, ингибитор Пикон на промыслах Ишимбайского месторождения в настоящее время не применяется.  [21]

Изучение коррозионных свойств нефтей производится нами на специально сконструированных непрерывнодействующих лабораторных установках для перегонки нефти под атмосферным давлением до температуры 350 С. Установки сконструированы таким образом, что имеется возможность размещать образцы металлов в различных их частях и ускоренным путем получать непосредственные количественные показатели коррозионной активности нефтей. Одновременно с этим ( путем отбора проб газов и дистиллятных продуктов с непрерывнодействующих лабораторных установок) производится определение количества сероводорода, выделяющегося в процессе перегонки. Количества выделяющегося сероводорода характеризуют термическую устойчивость сера-органических соединений, входящих в состав нефтей, и, наряду с непосредственными показателями коррозионной активности нефтей, позволяют произвести сравнительную оценку коррозионных свойств нефтей различных месторождений.  [22]

Важная задача, которая стоит перед эксплуатационниками - своевременное обнаружение дефектов и повреждений, поэтому контроль за состоянием трубопроводов осуществляется с помощью различных технических средств. Деформация трубопровода или внезапная большая утечка продукта могут быть обнаружены специальными приборами, которые регистрируют скорость потока и давление между двумя насосными станциями. При признаках повреждения приборы следует переключать на автоматическое отключение трубопровода. Контроль за внутренней коррозией металла труб-осуществляют путем размещения в транспортируемом продукте контрольных образцов металла, которые вынимают через определенные промежутки времени и по их состоянию определяют коррозионную активность нефти или газа. При необходимости в нефть добавляют нефтерастворимые ингибиторы коррозии. Утечки нефти из трубопровода могут быть обнаружены с самолетов или кораблей.  [23]

Важная задача, которая стоит перед эксплуатационниками - своевременное обнаружение дефектов и повреждений, поэтому контроль за состоянием трубопроводов осуществляется с помощью различных технических средств. Деформация трубопровода или внезапная большая утечка продукта могут быть обнаружены специальными приборами, которые регистрируют скорость потока и давление между двумя насосными станциями. При признаках повреждения приборы следует переключать на автоматическое отключение трубопровода. Контроль за внутренней коррозией металла труб осуществляют путем размещения в транспортируемом продукте контрольных образцов металла, которые вынимают через определенные промежутки времени и по их состоянию определяют коррозионную активность нефти или газа. При необходимости в нефть добавляют нефтерастворимые ингибиторы коррозии. Утечки нефти з трубопровода могут быть обнаружены с самолетов или кораблей.  [24]

Нагнетательные скважины предназначены для закачки в продуктивные горизонты воды или природного газа, воздуха, пара с целью полдержания ( или повышения) пластового давления и продления фонтанного периода разработки месторождений, увеличения дебита эксплуатационных скважин, снабженных насосами или воздушными подъемниками. Конструктивные параметры нагнетательных скважин чаще всего не отличаются от таковых для эксплуатационных скважин, поэтому скважина может вводиться в эксплуатацию сначала как добывающая, а затем может переводиться на нагнетание. В то же время имеется некоторое отличие в условиях эксплуатации нагнетательных и эксплуатационных скважин и это целесообразно учитывать еще на стадии их проектирования. Так, в нагнетательные скважины под большим избыточным давлением подают больше жидкости ( воды и др.), чем извлекается в эксплуатационных скважинах. Соответственно увеличивается нагрузка на крепь нагнетательных скважин, более герметичными и коррозионностойкими должны быть заколонное пространство и резьбовые соединения. Коррозионная активность закачиваемой воды, как правило, выше, чем коррозионная активность нефтей, за исключением нефтей и газов с высоким содержанием сероводорода.  [25]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

5.3 Коррозионная активность нефтепродуктов. Товарные нефтепродукты

Похожие главы из других работ:

PR в банковской системе

3.6 PR-активность банков в Интернете

В условиях развивающейся конкуренции в банковской сфере при разнообразии предлагающихся услуг на первый план выходит не только проблема выбора грамотной PR-политики, но и правильного выбора коммуникационных каналов...

Анализ ассортимента и структуры продукции (на примере ОАО "Объединенные кондитеры")

2.2 Структурная активность на предприятии

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности:...

Информационные системы маркетинга

2. Внешняя активность компании в Интернете

«Распространение маркетингового сообщения компании вне сайта. Этот набор инструментов увеличивает информационное покрытие и подразумевает прямое воздействие на аудиторию (прямой канал коммуникаций)...

Классификация нефтепродуктов, минеральный продуктов и угля в соответствии с ТН ВЭД ТС

2.2 Особенности классификации нефтепродуктов в ТН ВЭД ТС

Нефтепродукты классифицируются в разделе V ТН ВЭД ТС "Минеральные продукты", который предназначен для классификации товаров, объединенных критерием происхождения, и включает минералы и минеральные вещества. Данный раздел включает три группы...

Маркетинг нефтепродуктов

2.7 Продажа нефтепродуктов на экспорт

Большинство отечественных производителей нефтепродуктов реализуют часть своей продукции на экспорт. В целях оптимизации процесса реализации, включая организацию таможенного оформления экспортируемых нефтепродуктов...

Медиаплан продвижения товара: "Шоколадные наборы "Новогодняя коллекция А. Коркунов""

1.2 Информация о конкурентах и их рекламная активность

В отрасли шоколадной продукции наблюдается высокий уровень конкурентной борьбы. Это связано с тем, что на рынке действует большое количество фирм-производителей, значительная часть которых иностранные. Учитывая то...

Общая оценка деловой активности организации

1.2 Показатели, характеризующие деловую активность

Оценка деловой активности с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности осуществляется с использованием различных показателей. Естественно...

Практика реализации нефтепродуктов в ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" через АЗС

1.2 Классификация нефтепродуктов

Нефтепродукты представляют собой смеси различных газообразных, жидких и твердых углеводородов, которые получают из нефти и нефтяных попутных газов. Они разделяются на следующие основные группы: о, нефтяные масла, нефтяные растворители...

Практика реализации нефтепродуктов в ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" через АЗС

1.3 Сфера применения нефтепродуктов

Одной из важнейших из бюджетообразующих и наиболее быстро развивающихся отраслей экономики страны является нефтегазовая промышленность, основная доля ее продукции используется в энергетических целях...

Проблемы классификации нефтепродуктов и пути их решения

1.2 Товароведческая характеристика нефтепродуктов

Ассортимент нефтеперерабатывающей промышленности насчитывает более 500 наименований газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов в зависимости от их назначения (рис. 1). (Рис...

Реализация нефтепродуктов

1. Продажа нефтепродуктов на экспорт

Большинство отечественных производителей нефтепродуктов реализуют часть своей продукции на экспорт. В целях оптимизации процесса реализации, включая организацию таможенного оформления экспортируемых нефтепродуктов...

Реализация нефтепродуктов

2. Реализация нефтепродуктов по договорам комиссии

Нефтегазодобывающие предприятия, осуществляющие продажу продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, достаточно часто используют посреднические договоры, в частности, договор комиссии...

Рекламные средства и их применение в оптовой и розничной торговле

2.2 Рекламная активность компании

Что же касается собственно рекламной активности анализируемой организации, то здесь стоит отметить то, что последняя крайне упрощена. Географическая зона сбыта - преимущественно территория Москвы и Московской области...

Специфика поведения в организации

2. Активность личности в личностном деловом поведении

Каждый работающий в фирме является индивидуальностью и, так или иначе, раскрывается в личных поведенческих контактах. Для того чтобы глубже понять деловое поведение работника, надо раскрыть поведенческие проявления его "Я"...

Характеристика и анализ ассортимента красных полусладких вин

1. Пищевая ценность красных вин. Антиоксидантная активность

О пользе вина было известно людям еще во времена глубокой древности. Врачи Египетского государства, врачи Персии, древней Греции и Римского государства считали вино лечебным средством...

trade.bobrodobro.ru

Коррозионная активность топлив

Образование коррозии на поверхности деталей, соприкасающихся с топливом, а также коррозионное изнашивание трущихся деталей зависят от содержания в топливе коррозионно-активных веществ Топливо проходит специальную стадию очистки с целью удаления из него вредных веществ, способных корродировать металл. Коррозию вызывают: 1) минеральные, рас творимые в воде кислоты и щелочи; 2) органические кислоты; 3) сера и сернистые соединения.

К первой группе относятся серная кислота, образовавшаяся при очистке топлива, и щелочь, плохо вымытая в процессе очистки. Водорастворимые кислоты и щелочи вследствие их большого коррозионного воздействия на металлы должны по нормам в топливах отсутствовать. При их обнаружении топливо бракуется и к применению не допускается.

Из органических кислот в топливе наиболее значительное корродирующее действие оказывают нафтеновые кислоты в присутствии воды. Особенно сильно они разъедают свинец и цинк, слабо – медь и олово, почти не действуют на алюминий и железо. Топливо, содержащее нафтеновые кислоты, может вызвать коррозию оцинкованных бензобаков, деталей из свинцовой бронзы.

Содержание нафтеновых кислот оценивают по кислотности, согласно ГОСТа 5985–83. Кислотностью называют количество мг КОН, необходимое для нейтрализации 100 мл нефтепродукта. Согласно стандарту кислотность должна быть не более 3,0 мг КОН/100 мл для автомобильных бензинов.

Массовая доля серы

Общее содержание серы характеризует суммарное количество всех сернистых соединений в топливе, которые при сгорании образуют кислородные соединения серы, вызывающие коррозию и способствующие процессам образования отложений и износу двигателя. Экспериментальными работами установлено, что при увеличении серы с 0,05 до 0,10 % износ деталей двигателя возрастает в 1,5–2,0 раза, а при повышении количества серы до 0,20 % – в 4 раза.

Основная масса сернистых соединений, содержащихся в нефти, при получении топлива перегоняется с углеводородами, выкипающими при температуре выше 200°С. Поэтому общее количество серы в бензине редко превышает 0,05%.

Испытание на медной пластине

Испытание на медной пластине является универсальным способом оценки коррозионной активности моторных топлив, зависящей от общего содержания активных соединений серы.

Проверка коррозионных свойств бензина сводится к следующему (ГОСТ 6321-69): отполированную пластинку из чистой электролитической меди погружают в испытуемое топливо и выдерживают три часа при 50°С, сутки при комнатной температуре. Ускоренный метод– 18 минут при температуре 1000С. Бензин не соответствует требованием, если после испытания пластинка покрывается черными, темно-серыми, коричневыми, бурыми пятнами или налетом.

Объемная доля бензола.

Чистый бензол (С6Н6) обладает высоким октановым числом 113 единиц.

Это бесцветная жидкость с характерным запахом, кипящая при 80°С. Причины ограничения применения бензола:

• высокая температура замерзания (кристаллизации –5°С),

• плохая летучесть при низких температурах,

• высокая гигроскопичность,

• пониженная теплотворность,

• высокое содержание смол,

• высокая токсичность продуктов сжигания (бензоперены).

Внешний вид бензина

По стандарту в бензине не допускается наличие взвешенных и осевших на дно посторонних примесей, в том числе и воды, которая вызывает мутность бензина, поэтому бензин должен быть прозрачным. Посторонние примеси, попадающие в бензин при транспортировке, хранении, приемоотпускных операциях вместе со смолистыми и нагарообразующими веществами увеличивают интенсивность накопления высокотемпературных отложений. Кроме того, абразивные частицы повышают скорость изнашивания деталей двигателя.

Количество воды, находящейся в свободном состоянии, зависит от условий транспортировки, хранения и может быть значительным. Вода теоретически (если она во взвешенном состоянии) улучшает процесс сгорания и повышает детонационную стойкость бензина, а практически вызывает сильную коррозию всех элементов топливной системы. Вода вызывает перебои в работе двигателя, а в зимнее время может вызвать остановку двигателя из-за обледенения карбюратора и/или замерзания в магистралях топливной системы.

Цвет бензина служит первичным признаком определения качества. Бензин либо бесцветен, либо имеет бледно-желтый цвет.

Давление насыщенных паров

Давление насыщенных паров (ДНП) или упругость паров — это давление, которое оказывают пары на стенки сосуда при испарении топлива в замкнутом пространстве. Оно характеризует испаряемость бензиновых фракций и пусковые качества топлива. ДНП зависит от химического и фракционного составов топлива. Как правило, чем больше в топливе содержится легкокипящих углеводородов, тем выше упругость паров. ДНП возрастает также при повышении температуры. Определяют давление паров (ГОСТ 1756–83), выдерживая испытуемый бензин 20 мин в герметичном резервуаре при 38°С. По прошествии данного времени, по манометру фиксируют давление паров бензина.

Использование бензина с высокой упругостью паров приводит к повышенному образованию паровых пробок в системе питания, снижению наполнения цилиндров, падению мощности. В летних сортах бензинов ДНП не должно быть больше 80 кПа. Зимние сорта бензинов для облегчения пуска двигателя в холодное время года имеют большее давление 80…100 кПа. Кроме того, ДНП характеризует физическую стабильность бензина.

Фракционный состав

Бензин, который поступает в систему питания карбюраторного двигателя, должен образовывать топливовоздушную смесь определенного состава, обеспечивающую полноту сгорания на всех режимах работы двигателя. Горючая смесь должна иметь определенные соотношения паров бензина и воздуха. Качество горючей смеси зависит от карбюрационных свойств бензина; испаряемости, скрытой теплоты парообразования, упругости паров, плотности, вязкости и поверхностного натяжения. Основное влияние на качество смеси оказывает испаряемость.

Испаряемость – это способность топлива переходить из жидкого состояния в парообразное. Испарение может быть статическим, когда нефтепродукт испаряется с неподвижной поверхности в неподвижный воздух, и динамическим — при движении продукта и воздуха. На интенсивность испарения оказывают влияние многие факторы: температура окружающей атмосферы и нефтепродукта, давление насыщенных паров, теплопроводность, теплоемкость, величина поверхности и др. Образование горючей смеси в двигателях осуществляется при динамическом испарении, когда основное влияние оказывают скорость движения сред и степень распыления бензина.

Испаряемость бензинов оценивают фракционным составом. Поскольку бензин, как и другие нефтепродукты, не является индивидуальным соединением, а смесью углеводородов, он не имеет фиксированной температуры кипения, а испаряется в интервале температур 35–200°С. Сущность определения фракционного состава (ГОСТ 2177–82) сводится к следующему. Бензин в количестве 100 мл нагревают в специальном приборе, образующиеся пары охлаждают, они конденсируются, превращаются в жидкость, которую собирают в мерный цилиндр. Во время перегонки регистрируют температуру начала кипения (падения первой капли в цилиндр), а затем выкипания 10, 50, 90 % и конца кипения (ТНК, Т10%, Т50%, Т90%, ТКК). Эти данные приводят в стандартах и паспортах качества.

Легкие фракции бензина (по кривой от начала кипения до выкипания 10 %) характеризуют пусковые свойства топлива: чем ниже температура выкипания 10 % топлива, тем лучше пусковые свойства. Для пуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10 % бензина выкипало при температуре не выше 55°С (зимний сорт) и 70°С (летний). Зная температуру выкипания 10% бензина, можно оценить минимальную температуру воздуха, при которой пуск легкий (Тлп), пуск возможен (Твп) и пуск невозможен (Тнп).

Основную часть топлива называют рабочей фракцией (по кривой разгонки от 10 до 90 %). От испаряемости рабочей фракции зависят образование горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева (перевода с холостого хода под нагрузку), приемистость (возможность быстрого перевода с одного режима на другой). По стандарту рабочую фракцию нормируют 50%-ной точкой. С понижением температуры окружающего воздуха требуются бензины с более низкой температурой перегонки 50% бензина: для летнего не выше 115°С, для зимнего не выше 100°С. Чем она ниже, тем однороднее состав топлива и горючей смеси по отдельным цилиндрам, устойчивее работает двигатель, лучше приемистость.

Температура перегонки концевых фракций (от 90 % до конца кипения) влияет на полноту испарения топлива, полноту сгорания, на токсичность выхлопа, а также на экономичность и износ двигателя. Концевые фракции поступают в цилиндр, не испарившись, они не участвуют в сгорании, и экономичность двигателя ухудшается. Тяжелые фракции бензина, осевшие на стенках цилиндра, смывают смазочную пленку, разжижают масло и увеличивают износ. Несгоревшее топливо откладывается также на поверхностях камеры сгорания и поршней в виде нагара, который инициирует детонационное сгорание и калильное зажигание. Чем меньше интервал температуры от 90 % до конца кипения, тем выше качество топлива.

Объем остатка в колбе (количество не испарившегося при перегонке бензина) характеризует наличие в бензине тяжелых, трудноиспаряемых углеводородов и примесей, которые оказывают вредное влияние на работу двигателя. Как правило, эти остатки, попадая в двигатель, полностью не сгорают и увеличивают удельный расход топлива и рабочие износы двигателя. Зимние виды бензина имеют более легкий, чем летние, фракционный состав, что необходимо для облегчения пуска двигателей в холодное время года.

В целом фракционный состав определяет легкость и надежность пуска двигателя, возможность образования паровых пробок, полноту сгорания и экономичность, длительность прогрева, приемистость, интенсивность износа деталей двигателя.



infopedia.su

Оценка коррозионной активности нефтей Восточной сибири

УДК 665.61 оценка коррозионной активности нефтей Восточной сибири

Надейкин И.В., Шупранов Д.А. Кравцова Е.Г.

Научный руководитель — канд. хим. наук Орловская Н.Ф.

Сибирский федеральный университет В связи с интенсивной разработкой новых нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (таких как Ванкорское и Юрубчёно-Тохомское) возникает необходимость в обеспечении данных регионов топливом. Месторождения удалены от континентальной части России, а транспортная инфраструктура не развита. Сократить значительные затраты на северный завоз можно производя нефтепродукты на месте. В северных районах Восточной Сибири дизельное топливо получают по простейшей технологии непосредственно на нефтяных промыслах, что крайне важно для обеспечения потребности в нем в труднодоступных отдаленных районах страны. При этом используются установки атмосферной перегонки нефти, которые зачастую подвергаются сильной коррозии.

В ходе пуско-наладочных работ при перегонке нефти Юрубчёно-Тохомского месторождения на установке атмосферной перегонки, расположенной в с. Байкит, наблюдались сильные коррозионные процессы технологического оборудования.

В наибольшей степени коррозионное разрушение и образование отложений наблюдалось на внутренних поверхностях технологического оборудования: аппарата воздушного охлаждения, насосов, фильтров, трубопроводов, резервуаров, колонного оборудования, запорной арматуры на рисунке 1 представлены примеры внутренних поверхностей оборудования при переработки нефти.

Рисунок 1 – Примеры воздействия нефти на технологическое оборудование при атмосферной перегонке

Представляло интерес выяснить причину данного явления.

Исследование осадков и отложений, отобранных с технологического оборудования установки атмосферной перегонки нефти Юрубчёно-Тохомского месторождения, проводилось на рентгено-флуоресцентном спектрометре S4 Pioneer. По результатам анализа содержание железа в большом количестве говорит о взаимодействии металла оборудования с рабочей средой. Присутствие серы во всех пробах свидетельствует о коррозионной активности нефти. Наличие щелочноземельных металлов (Са, Мg) и хлора говорит о том что в нефти присутствуют хлориды Са и Mg образующие хлороводород при высокотемпературном гидролизе. Присутствие в отложениях тяжелых металлов свидетельствует о наличии легирующих компонентов в материале оборудования.

Также исследовались коррозионные свойства бензиновой и дизельной фракций нефти Юрубчёно-Тохомского месторождения по ГОСТ 6321–92. Наибольшую коррозионную активность показала бензиновая фракция (рис. 2). Необходимо было определить коррозионные агенты, одним из которых являлся сероводород. Качественное определение сероводорода производилось при помощи водного раствора ацетата свинца. Сероводород был обнаружен в фракциях нефти, при этом в свежеполученных фракциях концентрация сероводорода была высокой. Начало выделения сероводорода наблюдалось при температуре паров 100 – 1200С.

Рисунок 2 – Коррозионной воздействие нефтяных дистиллятов нефти Юрубчено-Тохомского месторождения на медную пластинку

В ходе исследования выяснилось, что основными коррозионными агентами являлись сероводород, лёгкие меркаптаны. Кроме того при перегонке была обнаружена элементарная сера.

По ГОСТ Р 51858–2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть Юрубчёно-Тохомского месторождения отнесена к первому классу, массовая доля серы составляет 0,29%, по содержанию сероводорода и лёгких меркаптанов нефть относится к виду 1 (сероводорода менее 20 мг/кг, метил– и этилмеркаптанов в сумме менее 40 мг/кг). На основании этих данных невозможно было предсказать наблюдаемую коррозионную активность.

Технологическое поведение нефти при атмосферной перегонке мы выяснили на основании лабораторных исследований, включающих атмосферную перегонку нефти в стандартных условиях с вытеснением летучих коррозионных агентов инертным газом в поглотительные растворы и последующим количественным определением сероводорода и лёгких меркаптанов.

Результаты исследования нефтей месторождений Восточной Сибири представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты определения содержания общей, сероводородной и меркаптановой серы в нефтях

Наименование пробы Плотность нефти при 200С, кг/м3 Содержание общей серы, %масс Содержание сероводородной серы, мг/кг Содержание меркаптановой серы, мг/кг
Нефть Юрубчёнского месторождения 821 0,29 100,0 26,5
Нефть Ванкорского месторождения 880 0,13 29,0 16,4
Нефть Западно-Сибирская 838 0,66 56,8 13,4

Для определения сероводородной и меркаптановой серы использовали:

– образец нефти Юрубчёнского месторождения с содержанием общей серы 0,29 % масс, плотностью ρ20 = 821 кг/м3. Содержание сероводородной серы составило 100,0 мг/кг, меркаптановой серы 26,5 мг/кг.

– образец нефти Ванкорского месторождения с содержанием общей серы 0,13 % масс, плотностью ρ20 = 880 кг/м3. Содержание сероводородной серы составило 29,0 мг/кг, меркаптановой серы 16,4 мг/кг.

– образец Западно-Сибирской нефти (в качестве сравнения), с содержанием общей серы 0,66 % масс, плотностью ρ20 = 838 кг/м3. Содержание сероводородной серы составило 56,8 мг/кг, меркаптановой серы 13,4 мг/кг.

Из приведённых результатов можно сделать следующие выводы:

- по содержанию общей серы – нефти Восточной Сибири являются малосернистыми, тогда как Западно-Сибирская нефть – сернистая;

- по количеству выделяющегося сероводорода – нефть Ванкорского месторождения выделяет наименьшее количество сероводорода в сравнении с другими нефтями, а нефть Юрубчёнского месторождения – наибольшее;

- по количеству выделяющихся меркаптанов нефти Восточной Сибири превышают значение для Западно-Сибирской, наибольшее количество меркаптанов выделяет Юрубчёнская нефть.

В целом нефть Ванкорского месторождения предпочтительнее для переработки, ввиду выделения ею меньшего количества коррозионных агентов. Нефть Юрубчёнского месторождения в процессе переработки выделяет большее количество коррозионных агентов в сравнении с другими нефтями, что создаёт необходимость введения дополнительных мер по снижению коррозионного воздействия на технологическое оборудование и получению качественных топлив.

По содержанию исходных сероводорода, меркаптанов и общей серы невозможно предсказать коррозионное поведение нефти при перегонке. Полнее оценить коррозионную активность нефти позволяет атмосферная перегонка нефти в стандартных условиях с вытеснением летучих коррозионных агентов инертным газом в поглотительные растворы с последующим количественным определением сероводорода и лёгких меркаптанов.

mognovse.ru

Нефтеперерабатывающая промышленность Коррозионная активность нефтей (Л. В. Шрейдер)

из "Коррозия и защита химической аппаратуры ( справочное руководство том 9 )"

В настоящем томе представлены сведения, обобщающие с кор розионной точки зрения многолетний опыт эксплуатации оборудования в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также результаты многочисленных лабораторных исследований. [c.7] Первая часть посвящена главным образом анализу отечественного и зарубежного опыта эксплуатации и антикоррозионной защиты стального оборудования нефтеперерабатывающих производств. Важнейшими особенностями нефтеперерабатывающей промышленности являются очень высокая производительность, мощные материальные потоки и в связи с этим большие металлоемкость и габариты аппаратуры. В таких условиях практически невозможно широкое применение в качестве конструкционных материалов высоколегированных сталей или цветных металлов. Основная аппаратура нефтеперерабатывающих заводов выполняется из углеродистых и низколегированных сталей. Рабочие среды многих стадий нефтепереработки отличаются высокой агрессивностью. Наиболее активными коррозионными агентами являются сероводород, соляная кислота, хлориды, нафтеновые кислоты, водород. Защита от коррозии, вызванной этими веществами, в условиях высоких температур и давлений представляет нелегкую задачу. В книге изложены методы удаления и нейтрализации вредных примесей, приведены подробные рекомендации конструкционных материалов и наиболее безопасные в коррозионном отношении варианты конструкций и режимы эксплуатации аппаратов. Эта часть книги написана коллективом специалистов ВНИИНефтемаша. [c.7] Вторая часть содержит данные по коррозии материалов аппаратуры ряда основных производств нефтехимической промышленности— таких, как производства высокооктанового бензина, ароматических углеводородов, бутиловых спиртов, масляных альдегидов, малеинового ангидрида и других продуктов. [c.7] Проблема водородостойкости материалов. Водород при высоких давлениях и температурах широко применяется в этих производствах и при определенных условиях может вызывать обезуглероживание, газонасыщение и охрупчивание оборудования. Возникает реальная угроза тяжелых аварийных ситуаций, связанных с хрупким разрушением крупных аппаратов высокого давления и выходом в атмосферу больших количеств водорода. В связи с этим впервые в технической литературе, здесь приведена обширная сводка систематизированных сведений о водородной коррозии сталей, длительной прочности металлических материалов в водороде, га-зонасыщаемости и водородопроницаемости различных металлов. Описаны также методы защиты оборудования от воздействия водорода при высоких температурах и давлениях и приведены пределы применимости для всех марок сталей, имеющих практический интерес. [c.8] В книге подробно рассмотрены условия растрескивания сталей под действием водорода, выделяющегося при реакции стали с сероводородом в жидких средах. [c.8] Многие важные продукты получаются из нефтяного сырья методом оксосинтеза. Здесь появляется другой специфический вид разрушения металлов — карбонильная коррозия. Меры борьбы с этим опасным видом коррозии описаны во второй части книги. [c.8] Основной материал второй части (главы 10—12, 14, 15, 17, 19 и 20) подготовлен коллективом авторов ВНИИНефтехима, главы 13 и 21 написаны работниками ГИПХа, глава 16 — ВНИИНефтемаша, глава 18 — НИОПИКа. [c.8] В настоящем томе использованы следующие сокращения для обозначения среды Ж. — жидкая фаза Г. — газовая или парогазовая фаза Гр. —граница раздела фаз. [c.8] Доля нефти и природного газа в мировом энергетическом балансе все возрастает. Нефть и газ стали важнейшим и ценнейшим сырьем для нефтехимического синтеза. Систематическое наращивание мощностей предприятий, перерабатывающих нефть на топливо, смазочные материалы, мономеры для синтеза, сопровождается непрерывным усложнением технологических процессов и повышением требований к технико-экономическим показателям производства. Тесно связанная с этим борьба за повышение сроков службы и безремонтного пробега оборудования невозможна без снижения потерь от коррозии при переработке нефти. [c.9]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Коррозионная активность сероводорода - Справочник химика 21

    Испытание на. медной пластинке-показатель, определяющий коррозионную активность бензина, зависящую от общего содержания активных соединений серы (меркаптанов, сероводорода, свободной серы), при повышенной температуре. Положительные результаты испытания бензина на медной пластинке свидетельствуют о том, что содержание сероводорода в топливе не превышает 0,0003, а свободной серы-не более 0,0015% (масс.). В таких концентрациях эти соединения практически не влияют на коррозионную активность бензинов [53]. [c.48]     Нефтепромысловые сточные воды могут быть заражены сульфатвосстанавливающими бактериями. Образующийся в результате сульфатредукции сероводород ухудшает качество нефти и газа. При этом повышается коррозионная активность воды, появляется возможность образования гипса в скважинах. Тонкодисперсный сульфид железа и бактериальная биомасса забивают коллекторы, снижая проницаемость пород и нефтеотдачу. [c.339]

    Коррозионная активность сернистых соединений зависит от их строения. Наиболее агрессивны сероводород, сера и меркаптаны. Сероводород корродирует цинк, железо, медь, латунь и алюминий. Сера, если она имеется в свободном состоянии в топливе, почти мгновенно взаимодействует с медью и ее сплавами, образуя сульфиды, вследствие чего наряду с коррозией металла, приводящей к потере его массы, наблюдается образование отложений на металле. Коррозия металлов меркаптанами определяется их концентрацией в топливе и строением. Ароматические меркаптаны более коррозионно-агрессивны, чем алифатические, при этом бициклические меркаптаны агрессивнее моноциклических. [c.104]

    На коррозионную активность бензина, особенно в процессе его сгораниЯ) влияет также присутствие в нем активных сернистых соединений (сероводорода, элементарной серы, меркаптанов). Для уменьшения коррозионного воздействия в бензин, применяемый в качестве автомобильного топлива вводят антикоррозионные присадки. [c.7]

    Большое число присутствующих в нефти, воде и газе элементов способствует процессам коррозии. Например, хлор, содержащийся в виде хлорорганических соединений,— источник интенсивной коррозии оборудования скважин при те.мпературах более LOO °С, при тепловой обработке скважин, когда в призабойной зоне образуется соляная кислота. Но наибольшей коррозионной активностью обладают пластовые жидкости с высоким содержанием сернистых и кислородсодержащих соединений. Из сернистых соединений высокую агрессивность имеют сероводород и меркаптаны, а сульфиды, дисульфиды, полисульфиды, тиофаны и тиофены причисляются к неактивным веществам. [c.209]

    Образующиеся в условиях переработки сернистых нефтей при высоких температурах крекинг-процесса сернистые соединения, элементарная сера, меркаптаны и др. являются весьма коррозионно-активными веществами. Основным агентом высокотемпературной коррозии является сероводород. Сернистый газ при высоких температурах менее опасен, чем сероводород. Сухой сероводород при комнатной температуре также ие представляет опасности д, я обычных углеродистых сталей даже в присутствии кислорода, по ои способен взаимодействовать с медью согласно следующей реакции  [c.154]

    В последние годы за рубежом широко распространена очистка нефтезаводского газа от сероводорода раствором диэтаноламина (ДЭА), например для очистки от сероводорода газа газификации нефтяных остатков. ДЭА обладает меньшей активностью по отношению к HaS и СОа, чем МЭА, но он образует с OS легко регенерируемые соединения и селективно поглощает HaS. Преимущество ДЭА по сравнению с МЭА состоит в более низком давлении насыщенных паров и меньшей коррозионной активности. [c.123]

    Коррозионная активность сероводорода резко повышается с увеличением концентрации и возрастанием температуры более 500 °С при температурах ниже 260—270 °С газовые смеси, содержащие любые концентрации сероводорода, малоагрессивны. Установлено, что в интервале 260—650°С с увеличением температуры на 100 °С скорость коррозии возрастает в 2— 4 раза. Это объясняется тем, что поверхностная пленка металла становится несплошной и рыхлой, поэтому сероводород более свободно проникает в металл, реагируя с железом. [c.148]

    Для предохранения деталей машин и механизмов от воздействий, связанных с внешней средой, к смазочным маслам добавляют специальные защитные и противокоррозионные присадки, которые обеспечивают не только высокие эксплуатационные свойства масел в обычных условиях, но и препятствуют нежелательному действию воды, соединений хлора, кислот, сероводорода и других коррозионно-активных веществ на металл в периоды консервации и перерывов в работе. Ниже приводится обзор работ по проблеме защиты металлов от коррозии, связанных в основном с разработкой и применением различных ПАВ в качестве противокоррозионных средств [15, с. 174]. Например, были разработаны защитные эмульсионные масла ЭЭМ-1 и ЭЭМ-2, представляющие собой композиции минерального масла, антиокислительной и противоизносной присадок, водомаслорастворимого сульфоната и нитрованного окисленного петролатума. Эти масла обладают высокими антифрикционными, противоизносными и противозадирными показателями и с успехом могут быть использованы для защиты гидравлических систем кораблей и горнодобывающего оборудования в качестве смазочно-охлаждающих жидкостей при механической обработке металлов, для консервации металлических изделий. [c.182]

    Надежная работа любой двигательной установки независимо от ее назначения возможна лишь при условии совместимости топлива с материалами, из которых выполнены конструктивные детали топливной системы. Для остаточных топлив совместимость с материалами принято характеризовать только коррозионной активностью топлив, которую оценивают содержанием сернистых соединений (серы и сероводорода), содержанием водорастворимых кислот и щелочей, содержанием коррозионно-активных металлов. [c.187]

    Раствор М, содержащий натриевую соль аланина, применяется для удаления сероводорода, СО2 или для обоих 01к, содержащий калиевую соль диметиглицерина, используется для удаления сероводорода в присутствии СО2, тогда как раствор 5, содержащий фенолят натрия, может применяться в тех случаях, когда газы содержат цианистый водород, аммиак, сероводород, меркаптаны и смолу. Два первых реагента — М и 01к — очень коррозионо-активны в [c.146]

    Наибольшей коррозионной активностью обладают водные среды, содержащие наряду с кислородом сероводород. [c.213]

    В нефтепродуктах присутствуют в тех или иных количествах коррозионно-активные вещества органические кислоты, меркаптаны и сероводород, перешедшие из нефти в пр цессе переработки. В результате окисления, происходящего при хранении горючего, образуются органические кислоты Сульфиды, дисульфиды, полисульфиды, тиофены и другие сероорганические соединения, которые содержатся в нефтепродуктах, и пассивные к основным конструкционным мате- [c.37]

    По данным многих исследований, систематизированных в работе [1], коррозионная активность бензинов при обычных температурах зависит главным образом от содержания в них кислот и активных сернистых соединений, к которым относятся элементарная сера, сероводород и меркаптаны. Нафтеновые [c.297]

    Однако сочетание воды в любом виде с представляет большую опасность. Известны случаи, когда обсадные трубы в присутствии НгЗ были разрушены в течение 2 ч. Коррозионно-активной в условиях добычи сырого газа считается среда, ограниченная следующими параметрами парциальное давление сероводорода > 0,3 МПа, температура Г 338 К и рНкоррозионных процесса. Невыполнение хотя бы одного из ограничений практически устраняет развитие самого опасного процесса — сероводородного растрескивания. С увеличением парциального давления активность сероводородсодержащих сред повышается, усиливаются процессы общей коррозии, однако максимум процесса наводороживания находится в области 293—303 К. Снижение pH усиливает коррозионную активность среды. [c.144]

    Предварительное сульфидирование катализаторов гидроочистки является важным средством повышения активности катализаторов гидрообессеривания и гидродеазотирования [78,79,134-137]. Существуют различные способы сульфидирования. В частности, рекомендуется проводить сульфидирование катализаторов гидрогенизационных процессов сероводородом. При этом достигается наиболее высокая степень сульфидирования [142], но применение этого способа затруднено из-за высокой токсичности и коррозионной активности сероводорода и сложности его дозирования. Наиболее широко в промышленных условиях применяется сульфидирование катализатора серусодержащей нефтяной фракцией или индивидуальными сераорганическими соединениями [38,79]. Например, дистиллятная нефтяная фракция с высоким содержанием серы пропускается через катализатор в течение 1-2 суток в режиме гидроочистки (давление 3-15 МПа, температура 300-450 С). Однако при этом полного сульфидирования катализатора не достигается вследствие экранирования части активных центров отложениями кокса. Наиболее эффективным является метод сульфидирования специальными серусодержащими веществами [78], такими могут служить сероуглерод, диметилсульфид, н-бутил меркаптан, диметилдисульфид, ди-третнонилполисульфид. Однако применение сероуглерода и меркаптанов сдерживается нормами по охране окружающей среды. Поэтому наиболее успешно применяются диметилдисульфид и диметилсульфид, обладающие низкими температурами разложения (250 С) и дисульфидное масло, получаемое на установке демеркаптанизации ДМД-2. [c.15]

    Допустимое содержание в бензине сероводорода и элементарной серы контролируется испытанием на медной пластинке. При положительных результатах этих испытаний содержание сероводорода в испытуемом бензине не превыщает 0,0003, а элементарной серы — 0,0015% мае. Следовательно, такая концентрация этих веществ практически не оказывает влияния на коррозионную активность бензина [2]. [c.298]

    В печах установок, перерабатывающих сернистое сырье, не содержащее хлоридов, наиболее агрессивным агентом является сероводород, который с повышением температуры резко увеличивает коррозионную активность. [c.185]

    Газовый конденсат. По диэлектрическим свойствам газовый конденсат близок к нефти, однако при наличии сероводорода, углекислого газа, кислорода, воды он становится коррозионно-активным. В отличие от нефти он не содержит природных компонентов, обладающих защитными свойствами, поэтому его коррозионная агрессивность проявляется особенно интенсивно. [c.166]

    Скорость коррозии металлов увеличивается с повышением температуры и скорости движения воды и уменьшается с повышением pH воды и твердости металла. Все пластовые сточные воды коррозионно-активны к металлам, и скорость коррозии лежит в пределах от 0,02 до 2,0 г/(м ч). Смешение пластовых вод с пресными значительно увеличивает скорость коррозии труб и оборудования. Причиной ускорения коррозионного процесса служит кислород, попадающий в пластовую воду из пресной воды. Из-за достаточно большого содержания сероводорода, двуокиси углерода, кислорода, ионов 80" , а также значительной минерализации промысловые сточные воды Арланского месторождения обладают высокой коррозионной активностью по отношению к стали. По данным промысловых наблюдений это приводит к частым по- [c.369]

    Нами выполнены работы по созданию новых технологий глушения нефтяных скважин, обеспечивающих нейтрализацию сероводорода при одновременном сохранении коллекторских характеристик пород призабойной зоны продуктивного пласта и снижении коррозионной активности скважинной продукции при вторичном вскрытии пласта и перед подземными ремонтами. В основу этих технологий положено использование новых химических составов для глушения скважин под условным названием "составы УНИ" (состав УНИ-1 [33-36] и состав УНИ-3 [37]), получаемых из отходов и полупродуктов нефтехимического производства. [c.22]

    Коррозионные свойства бензинов. В бензиновых фракциях нефти содержатся коррозионно активные по отношению к стали и цветным металлам соединения сероводород, элементарная сера, меркаптаны, низкомолекулярные органические и неорганические кислоты и щелочь. Предусмотрен контроль за отсутствием в товарных бензинах сероводорода и элементарной серы (проба на медную пластинку, которая не должна темнеть после выдержки в нагретом топливе). Содержание в бензине меркаптанов ограничено величиной 0,001% мае. Кислотность не должна превышать в автобензинах - 3, в авиабензинах - 0,3 и 1,0 мг КОН/100 мл. В бензинах должны отсутствовать водорастворимые кислоты и щелочь. [c.131]

    Максимальной коррозионной агрессивностью обладает сырьевой природный газ, содержащий коррозионно-активные компоненты. Коррозионная агрессивность его зависит от наличия двуокиси углерода, сероводорода, минерализованной воды, рабочего и парциального давлений, температуры и других составляющих. [c.182]

    Наличие в сырьевом природном газе одновременно сероводорода и двуокиси углерода считается наиболее опасным. Сравнительно небольшое содержание двуокиси углерода в этой смеси может не оказывать существенного влияния на коррозионную активность среды, и, наоборот, даже небольшое содержание сероводорода существенно активизирует среду. При сравнительно близких количествах НгЗ и СОг последняя усиливает коррозионную активность среды вследствие дополнительного снижения ее pH. [c.144]

    Нефть — не коррозионно-активная среда. Однако наличие даже небольшого количества воды (1—5%) в транспортируемой нефти значительно повышает ее коррозионную агрессивность. Наличие в сопутствующей воде солей и прежде всего ионов хлора, углекислого газа, кислорода, сероводорода в соответствующей последовательности усиливает ее агрессивность. Чаще всего сопутствующая вода содержит несколько или все из перечисленных компонентов. Кроме того, к наиболее распространенным скоростям потоков продуктов надо отнести величины скоростей, близкие к 1 м/с. При таких скоростях в нефтепроводах наблюдается расслоенный режим течения. В нижней части нефтепровода существует водная фаза, в верхней — нефтяная, а при наличии нефтяного газа — трехслойный режим транспортировки с газовой фазой в самой верхней части трубопровода. При таком режиме транспортировки обычно неизбежно образование на нижней образующей трубы слоя механических примесей и продуктов коррозии. Соответственно, максимальная скорость коррозии наблюдается на нижней образующей трубы (около 90 % коррозионных поражений) по основному металлу (около 60 % коррозионных поражений) в виде продольных канавок с шириной в зависимости от диаметра трубопровода 10—60 мм и длиной 2—20 м с переменной глубиной [c.182]

    В нефтепромысловых водах имеются растворенные газы, такие как кислород, сероводород, углекислый газ, резко интенсифицирующие коррозионную активность сточных вод. В результате этого происходит быстрое разрушение нефтепромыслового оборудования и загрязнение вод продуктами коррозии. [c.339]

    С увеличением концентрации активного вещества и степени насыщения растворителя сероводородом и другими нежелательными соединениями возрастает коррозионная активность алканолами-новых абсорбентов. Поэтому поглотительная их способность часто лимитируется не условиями термодинамического равновесия, а предельно допустимой степенью насыщения абсорбентов кислыми газами. [c.138]

    Этот растворитель не токсичен, химически стабилен в условиях процесса, не пенится, не обладает коррозионной активностью, легко разлагается при биологической очистке сточных вод, обладает высокой селективностью и обеспечивает избирательное извлечение сероводорода в присутствии СОа (при 20 °С и 0,1 МПа растворимость HjS в 10 раз выше чем СОа). [c.150]

    Оборудование предприятий нефтехимии и нефтепереработки рабо-тг1ет в условиях действия механических напряжений, высоких температур, природных и технологических коррозионно-активных сред, инициирующих возникновение и накопление повреждений, приводящих со временем к нарушению его работоспособности. Преобладающая часть парка оборудования нефтепереработки имеет поверхностный контакт с рабочей средой, эксплуатируется в очень жестких режимах -- в условиях действия высоких давлений и температур. Современные технологические процессы ориентированы на углубление переработки нефтяного сырья. Увеличение выхода светлых нефтепродуктов связано с повышением роли деструктивных процессов переработки нефти, что в свою очередь ведет к интенсификации технологических процессов и усложнению конструкции оборудования. В последние годы в переработку вовлекаются все большие объемы нефтей с повьппенным содержанием сероводорода, минеральных солей и газоконденсатов с высоким содержанием агрессивных компонентов. Это обстоятельство значительно усложняет условия эксплуатации оборудования, вызывая интенсивное развитие различных коррозиошак процессов. Коррозионная активность технологических сред является одним из основных факторов, снижающих надежность металлических конструкций и способствующих зарождению трещин [4]. Агрессивное воздействие рабочих сред обусловлено обводненностью нефти, наличием в ней кислых компонентов, сернистых и хлористых соединений, а так же применением в процессе подготовки и переработки коррозионно-активных реагентов. Как показали результаты диагностирования 59 резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов (годы постройки 1975 - 80, объем резервуаров 20 ООО м ), при суммарном содержании в нефти воды, хлора и серы более 3 % коррозионное растрескивание имело место во всех резервуарах, эксплуа-тировавпшхся более 15 лет [3]. Особую опасность представляет разрушение оборудования в условиях действия водородосодержащих и водородо-вьщеляющих сред. [c.7]

    Интенсивность коррозии усиливается при наличии в водной среде, кроме сероводорода, хлоридов, оказывающих дополнительное агрессивное воздействие. Авторами [39, 125] получен экстремальный характер зависимости скорости коррозии от концентрации КаС1 с максимумом при 100 г/л. Они объясняют это конкурентным влиянием обусловливающих скорость коррозии факторов (разрушение пленки продуктов коррозии под действием хлоридов блокирование активных участков поверхности металла хлорид-ионами при их высоких концентрациях, затрудняющее протекание электродных процессов уменьшение растворимости коррозионно-активного сероводорода при переходе к концентрированным растворам хлористого натрия). [c.18]

    Коррозионная активность реактивных топлив. Она оценива — ется, как и для топлив поршневых ДВС, следующими показателями содержанием общей серы, в т.ч. сероводорода и меркаптановой [c.123]

    Биологическое поражение нефтяных масел существенно повышает их коррозионную активность по отношению к металлам, в том числе к алюминию и его сплавам, не корродирующим при контакте с маслами в обычных условиях эксплуатации. Это связано с усилением химической коррозии из-за образования в масле при жизнедеятельности микроорганизмов таких агрессивных веществ, как органические и минеральные кислоты, аммиак, свободная сера, двуокись углерода, сероводород. Может наблюдаться Также электрохимическая коррозия— на отдельных участках поверхности металла образуются колонии микроорганизмов (в виде наростов), что усиливает аэрацию, увеличивает концентрацию кислорода на этих участках и создает там-разность потенциалов. Другой вид электрохимической коррозии возникает в результате жизнедеятельности сульфатвосстанав-ливающих бактерий, под действием которых из сульфатов образуются ионы серы, реагирующие затем с металлом, образуя сульфиды. Этот процесс получил название катодной деполяризации. Коррозии способствует склонность многих микроорганизмов к разрушению [c.71]

    Антикоррозионные свойства дизельного топлива проявляются при воздействии его на топливопроводящую систему и на различные детали двигателя. Они зависят главным образом от содержащихся в топливе таких неуглеводородных примесей, как кислородные соединения (нафтеновые кислоты и другие кислотосодержащие вещества) и сероорганические соединения (сероводород, элементарная сера и меркаптаны). Коррозионная активность дизельного топлива обусловлена в основном наличием сернистых соединений, которые переходят в него из нефти прн ее переработке. [c.15]

    При анализе топлив часто определяют содержание отдельных классов сернистых соединений, так как одни из них (сероводород, меркаптаны) обладают сильной коррозионной активностью, а другие практически инертны. В нефтях обычно определяют суммарное содержание серы. Для этого навеску нефти сжигают в бомбе (ГОСТ 3877—49) или в лодочке, помещая ее в печь для элементного анализа (ГОСТ 1437—75). Для проведения анализа по первому методу нужно более 20 ч наиболее простым и точным является метод сжигания навески иефти в печи, не связанный с последующим весовым определением серы в виде BaSO,. [c.61]

    Сероводород. Природный и нефтяной газы, каменноугольный газ, широко используемые в промышленности и для бытового отопления, в качестве примеси содержат сероводород. В зависимости от источника получения газы могут также содержать в меньших концентрациях сероуглерод (СЗг), сероокись углерода, или карбо-нилсульфид ( OS), тиофен ( 4h5S) и меркаптаны (RSH), пиридиновые основания, цианистый водород, оксид углерода (И) и аммиак. Сероводород содержится также в- отходящих газах, образующихся при выпарке целлюлозных шелоков и в результате процессов обжига. Технологические и топочные газы, содержащие сероводород, коррозионно-активны при охлаждении ниже точки росы, обладают неприятным запахом, весьма нежелательны при производстве и термической обработке сталей и создают ряд других проблем. Поэтому сероводород и некоторые другие соединения необходимо удалять из этих газов. Некоторые муниципальные власти ограничивают содержание сероводорода в бытовом газе до 0,0115 г/м , хотя часто допускается концентрация 0,35—0,70 г/м . Для металлургических процессов обычно разрешают еще более высокие концентрации — до 1,15 г/м [310]. [c.142]

    Аммиак, амины и пиридиновые осноБания. При коксовании угля азот частично (50—80%) образует основные соединения. Так, типичное распределение таких соединений в сыром городском газе составляет (в %) 1,1 Nh4, 0,1—0,25 H N, 0,004 пиридиновых оснований, следы оксида азота (II), а также около 1% несвязанного азота. Как и соединения серы (с. 144), присутствующие в газе соединения азота токсичны и коррозионно-активны, поэтому были предприняты попытки разработать процессы одновременного удаления сероводорода и аммиака с рекуперацией сульфата аммония и элементарной серы. Коль и Ризенфельд [455] подчеркивают, что некоторые из таких процессов нашли лишь ограниченное применение в промышленности. [c.150]

    В процессах подготовки нефти эмульгированная минерализованная пластовая вода и сернистые соединения вызывают коррозионные разрушения установок стабилизации, обессоливания и обезвоживания нефти. Коррозионную активность перерабатываемой нефти определяют сернистые соединения и вода. В результате расщепления хлористого магния, содержащегося в пластовой воде, образуется хлористый водород, вызывающий интенсивную коррозию установок АТ и АВТ (теплообменники, элек-трогидраторы, сепараторы, холодильники, колонные аппараты и др. [292]. В процессах прямой перегонки нефти коррозионному разрушению подвержены верхняя часть аппаратуры под действием второй фазы водного конденсата с растворенными в ней хлористым водородом и сероводородом [291, 292]. Значительно усиливаются процессы коррозии при введении в сырье водяного пара [292]. Содержание в нефтях нафтеновых кислот способствует коррозии печных труб при температуре ts = 350°С. Защита от [c.7]

    Коррозионная активность и совместимость с неметаллическими материалами. Низкотемпературная коррозия металлов топливных систем свя-е присутствием в топливах химически активных примесей . . ер.-саптанов, низших кислот, свободной серы, сероводорода. Присутствие свободной серы, сероводорода и воды в товарных топливах не допускается. [c.160]

    Циклические деформации в металле оборудования для добычи, сбора, транспорта и переработки нефти и газа возникают за счет изменения давления и температуры перекачиваемого продукта, особенностей технологического процесса его переработки, которые, как правило, соответствуют критериям малоциклового нагружёния. В процессе эксплуатации оборудование работает в условиях одновременного действия внешних нагрузок и коррозионно-активных сред (высокоминерализованные пластовые и грунтовые среды, сероводород и т.д.) и его отказы происходят в основном по причине малоцикло- [c.59]

chem21.info