Назначения экспертизы о хищениях нефти из магистральных трубопроводов. Кража нефти из нефтепровода


» Как воруют из российских нефтепроводов

Иркутская область — национальный чемпион по числу нелегальных врезок в нефтепроводы, их там можно обнаружить десятки. В прошлом году «Транснефть» выявила в Красноярском крае четыре врезки в магистральные нефтепроводы, в Томской области — две, а в Омской — лишь одна врезка. — Наиболее неблагоприятная ситуация на протяжении нескольких последних лет складывается в Иркутской области, где в 2011 году было обнаружено 47 криминальных врезок, — заявили в пресс-службе «Транснефти». — Это около четверти в стране. Украденная нефть перерабатывается на мини-НПЗ, уточнили в пресс-службе. Например, один найденный трехкилометровый отвод оканчивался на огороженной территории, где располагались мини-НПЗ, два хранилища и три бензовоза с продукцией. Другой тянулся 2 км — прямехонько к мини-НПЗ ООО «Ангарская нефтяная компания». Там, говорят в «Транснефти», нашлось 993 т похищенной нефти.

Часть нефти действительно идет на мини-НПЗ — но не для того, чтобы произвести из нее и затем продать некондиционное топливо на местных АЗС, утверждает источник в «Транснефти».

— Проблема некачественного топлива — это в Сибири вопрос жизни и смерти. «Самовар» (мини-НПЗ) не делает качественное топливо для двигателя. Зальешь плохую солярку — двигатель на 40-градусном морозе заглохнет, и человек замерзнет. Поэтому в Сибири за плохое топливо устраивают самосуд. Владельцы мини-НПЗ предпочитают не рисковать и ограничиваются продажей печного топлива, — говорит собеседник. — Оно-то у них получается хорошим.

Зато сибиряки придумали для экспроприированного из трубопроводов «черного золота» новое применение. Нефть просто заливают в автоцистерны и везут на промыслы, где снова закачивают в трубопровод — уже как здесь же добытую.

— Это часто встречается. Популярный способ у малых нефтедобывающих предприятий с одной скважиной, — рассказывает источник в трубопроводной компании.

В «Транснефти», впрочем, говорят, что масштабы таких приписок невелики и серьезно на статистике не отражаются. Речь идет о сотых долях процента нефтедобычи. Но если учесть, что в прошлом году в России было добыто 511 млн т нефти, то 0,01% составит 51 тыс. т. Сейчас эта нефть стоит $41,2 млн.

Больше нефти, чем в Иркутской области, в 2011 году «исчезало» только в Дагестане. Там только за июнь и июль у «Транснефти» «увели» сырья на $14,4 млн.

Но в Дагестане есть своя специфика. Во-первых, нефть предпочитают перерабатывать, а полученными нефтепродуктами не печи топить, а машины заправлять. На выходе получается прямогонный бензин с октановым числом от 40 до 60, но его можно увеличить присадками. Бензин продают через местные АЗС. Оставшийся после перегонки мазут по подложным документам экспортируют. Во-вторых, к бизнесу подходят основательно и с любовью.

— В Дагестане делают очень качественные врезки, мы таких высококвалифицированных сварщиков с радостью приняли бы на работу, — восхищается источник в «Транснефти».

Поэтому число аварий из-за несанкционированных врезок там небольшое. В Сибири все наоборот.

— Выльют на копейки, а нагадят на десятки миллионов. Украдут «КамАЗ», а прольют озеро, — возмущается собеседник в нефтетранспортной монополии.

Выдавать сворованную нефть за добытую — новое веяние, утверждают эксперты. За пределами Сибири об этом еще не слышали.

— Точность счетчиков черного золота на промыслах не превышает 5–7%. Так что, сколько точно добывают нефти, не знает никто, — говорит представитель крупной нефтяной компании. — Допускаю, что нефть может попадать и на большие НПЗ. Я сталкивался с официальными отчетами, в которых утверждалось, что некоторые крупные заводы не ведут учет поступающего сырья. То есть невозможно понять, сколько и какой нефти они реально перерабатывают.

Речь точно не идет о крупнейших предприятиях, входящих в вертикально-интегрированные нефтяные компании, уверен бывший генеральный директор ТАИФ-НК Александр Бабынин.

— Теоретически можно сворованную из трубы нефть продать через мелкую нефтяную компанию, имеющую одну-две скважины. Хотя я таких примеров не знаю. Зато на любом НПЗ учет очень строгий, и надзор регулирующих органов очень суров. Большие НПЗ переработкой ворованного сырья заниматься не будут, — уверен Александр Бабынин.

Несмотря на это, схема с воровством нефти из трубопровода «Транснефти» и продажа от лица мелкой нефтяной компании может быть реализована, согласен аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.

— У нас разные органы иногда показывают объем добычи с разницей до нескольких миллионов тонн в год, — говорит он.

В 2011 году «Транснефть» обнаружила около 200 незаконных врезок. По данным компании, это на 30% меньше, чем в 2010 году.

www.chaspik.spb.ru

Назначения экспертизы о хищениях нефти из магистральных трубопроводов

Особенности назначения криминалистической экспертизы по делам о хищениях нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов

В современных условиях принятие комплекса различных мер защиты от преступных посягательств на топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономической безопасности России. Наиболее криминогенными в нефтяном комплексе являются объекты транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов, на которые приходится более 50% всех совершаемых преступных посягательств в данной сфере (транспортировка — 35,6%; реализация — 15,5%)[ref]Методические рекомендации УБЭП МВД РТ от 29.04.2003 г. № 26/2119.[/ref]. Практика работы по подобным преступлениям показывает, что большая часть преступных посягательств на объекты транспортировки нефти и нефтепродуктов связана с деятельностью хорошо организованных преступных групп. Если учесть, что в настоящее время фактически нельзя встретить уголовного дела, при расследовании которого в той или иной форме не использовались бы специальные познания, то будет очевидно, насколько важно квалифицированное назначение криминалистической экспертизы по делам о хищениях нефти, нефтепродуктов из трубопроводов. Как отмечают многие ученые, специальные познания — это знания, умения и навыки, которыми обладает лицо (специалист) в результате получения соответствующего специального образования и (или) опыта практической работы по соответствующей специальности[ref]Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2005.[/ref][ref]Энциклопедия судебной экспертизы. М., 1999.[/ref]. В то же время, как заметил в своем выступлении на научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы» профессор С.А. Шейфер, «было бы ошибочным считать экспертизу полностью автономной формой познания и отрывать познавательную деятельность следователя от познавательной деятельности эксперта, ибо они, взаимодействуя, образуют неразрывное единство»[ref]Краткий обзор состоявшейся 14-15 февраля 2007г. Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» // Судебная экспертиза. 2007. № 2.[/ref]. В настоящее время практически и теоретически невозможно определить происхождение нефти из конкретной «врезки» в нефтепровод. Это обусловлено тем, что в нефтепроводе течет нефть из разных месторождений и в каждый момент времени ее состав меняется. В связи с этим при проведении осмотра врезки необходимо обращать внимание на наличие у предполагаемого места стоянки нефтевоза луж нефти, которая образовалась при перекачке. Данную нефть изымают в бутылку в количестве не менее 0,5 л и опечатывают в соответствии с УПК РФ. Из подозреваемых нефтевозов нефть также изымают в бутылку в количестве не менее 0,5 л и опечатывают в соответствии с УПК РФ. Если имеются какие-нибудь орудия преступления или другие предметы преступников, где могут оставаться следы нефтепродукта, то эти предметы также изымаются для производства экспертизы. При направлении данных образцов на экспертизу в постановлении необходимо указывать следующие вопросы: «Являются ли представленные жидкости нефтью (нефтепродуктом)? Если да, то идентична ли нефть, изъятая с места осмотра, нефти, изъятой из цистерны автомашины….?»[ref]Информационное письмо ЭКЦ МВД РТ №29/2-46 от 23 ноября 2005 г.[/ref]. Практика показывает, что заключения химических экспертиз по изъятым объектам являются одним из важнейших доказательств по уголовным делам. Так, например, заключением химической экспертизы № 2992/13 от 14.07.2005 г. по уголовному делу № 183533 от 11.06.2005 г., возбужденному следственным отделом при Сармановском РОВД Республики Татарстан, было установлено, что жидкость, изъятая из шланга, жидкость, изъятая из емкости автомашины «КАМАЗ», множественные наслоения на изъятых двух куртках-спецовках являются нефтью и имеют общую родовую принадлежность. Это заключение было признано судом в качестве вещественного доказательства. Кроме этого, имеется возможность «привязать» подозреваемый нефтевоз к месту совершения преступления по результатам почвоведческой экспертизы. В этом случае при проведении осмотра необходимо изъять образцы почвы у предполагаемого места стоянки нефтевоза. Почву изымают в полиэтиленовый пакет из трех разных мест в количестве не менее 1 кг с каждого и опечатывают в соответствии с УПК. Также изымают почву из колесных арок и протекторов подозреваемых нефтевозов в как можно большем количестве. И при направлении на экспертизу в постановлении указывают следующие вопросы: «Не происходит ли почва, изъятая с автомашины … г/н…., от почвенного покрова места происшествия?». По качеству сварного шва можно установить профессионализм сварщика, выявить признаки сварного «почерка». Проведение экспертиз по изъятому шлангу с места преступления и при обыске может показать, что данные два куска составляли единое целое или что изъятый патрубок зажимался в слесарные тиски, изъятые на рабочем месте подозреваемого. По маркировке изъятых задвижек или кранов возможно установить их происхождение. Если с вышеуказанным не возникает особых проблем, то следователю необходимо знать, что контроль качества нефтепродуктов при транспортировке проводится на головных и промежуточных станциях путем отбора проб через каждые 500 м3 транспортируемого нефтепродукта либо через каждые 1-2 часа. Значения показателей качества заносятся в соответствующий лабораторный журнал и передаются диспетчеру. То есть нужно производить выемку указанных журналов, произвести их осмотр и при необходимости направить в экспертное учреждение для установления соответствия качества изъятых нефтепродуктов качественным показателям нефтепродуктов, которые проходили в определенное время в трубопроводе. Оператор каждой линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) магистрального трубопровода передает в лабораторию значения паспортов качества, полученные с предыдущей станции. Телефонограммой на ближайший контрольный пункт сообщается о расчетном времени подхода смеси при последовательной перекачке и ее объеме. Результаты анализа ходовых проб с контрольных пунктов передаются каждые два часа дежурным диспетчерам производственных отделений. На ЛПДС нефтепровода, осуществляющие сдачу транспортируемых нефтепродуктов, паспорта качества резервуаров, по которым осуществлялся прием нефтепродукта от нефтеперерабатывающего завода или коммерческого узла учета, пересылаются вместе с актами приема. Контроль за продвижением партий различных нефтепродуктов по магистральным продуктопроводам и отводам на нефтебазы осуществляется с помощью автоматических приборов, принцип которых основан на разности свойств нефтепродуктов. А при транспортировке топлива для реактивных двигателей для каждого конкретного нефтепродуктопровода разрабатывается индивидуальная инструкция. Надзор за последовательной транспортировкой при отсутствии автоматических приборов осуществляется вручную с последующим их анализом. Проверка перехода с одного нефтепродукта в другой на выкидке насосной головной станции начинается за 10 минут до расчетного времени перехода. Пробы отбираются с интервалом в 2 минуты до тех пор, пока идет изменение плотности. С установлением постоянной плотности отбираются 3 пробы с интервалом в 10 минут. В отобранных ходовых пробах проверяется сходность анализируемых показателей с данными по откачиваемому резервуару. При обнаружении расхождений выясняются причины и принимаются меры по их устранению. На промежуточных и приемных станциях отбор проб начинается за 2 часа до расчетного времени подхода смеси с 10-минутным интервалом, за 30 минут до подхода смеси отбор проб проводится с 5-минутным интервалом, а за 10 минут — с 2-минутным интервалом до установления постоянной плотности следующего нефтепродукта. С установлением постоянной плотности пробы отбираются через каждые 10 минут в течение одного часа. Для анализа используются пробы, отобранные на момент начала контроля, первого изменения плотности, установления постоянной плотности после прохождения смеси, и все последующие пробы. В ходовых пробах определяются плотность, наличие воды и механических примесей, температура конца кипения бензинов и температура вспышки дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей. Другие показатели, в том числе содержание серы в дизельном топливе, определяются при необходимости. Результаты анализов сравниваются с данными паспорта и ходовыми анализами предыдущей перекачивающей станции. Важное значение для производства экспертиз в дальнейшем имеет качество проведения обысков у подозреваемого, которые, как правило, проводятся в его доме, гараже, садовом участке, на рабочем месте. В случаях, когда хищения нефтепродуктов производились неоднократно, организованными группами, во время обыска вероятно обнаружение у подозреваемых похищенных ими ранее нефтепродуктов, различных приспособлений, в том числе и оборудования для газо-электросварки и сверления, с помощью которых совершались врезки в трубопроводы и т.д. При наличии каких-либо документов (накладные, счета и др.), свидетельствующих об интеллектуальном подлоге обоснованности перевозки нефтепродукта, необходимо произвести их изъятие. Также необходимо произвести выемку и осмотр одежды подозреваемых, на которой вероятно обнаружение микрочастиц трубопровода, стружек, опилок или капель оплавленного металла, пятен от нефтепродуктов. По изъятым вещественным доказательствам назначаются соответствующие экспертизы. Предметом криминалистической экспертизы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов в нашем случае будут являться фактические данные, устанавливаемые на основе общих положений методики криминалистического исследования и специальных отраслей знаний — нефтехимии, технологии нефтепереработки и др. Такими фактическими данными при расследовании указанных преступлений являются: наличие на предмете носителе (одежде подозреваемого, различных емкостях, приспособлениях для врезки в нефтепровод, грунте и т.д.) нефтепродуктов; определение тождества нефтепродуктов, обнаруженных на месте происшествия, у подозреваемого и т.д., и нефтепродуктов, находящихся в трубопроводе, определенной емкости и т.д.; установление нефтехимической природы исследуемого вещества, его вида, марки; отнесение исследуемого объекта к определенной категории в соответствии с существующими научно-техническими классификациями и наименованиями товарной продукции. Необходимость установления этих фактических данных определяет и задачи этого рода экспертизы, которые в каждом конкретном случае могут быть уточнены следователем исходя из специфики расследуемого события. При исследовании нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов и легковоспламеняющихся жидкостей могут быть поставлены следующие вопросы:
  1. Является ли представленное вещество нефтепродуктом? Если да, то к какой группе (марке) продукции относится и каково его основное назначение?
  2. Относится ли представленный нефтепродукт к группе горюче-смазочных материалов? Если да, то к какой группе (марке) продукции относится и каково его основное назначение?
  3. Относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся и какова его марка (название)?
  4. Находился ли смазочный материал в эксплуатации? Если да, то какие посторонние примеси присутствуют?
  5. Имеются ли на представленном объекте следы (пятна, наслоения) нефтепродуктов, легковоспламеняющихся жидкостей? Если да, то к какой группе (марке) продукции они относятся и каково их назначение?
  6. Имеют ли представленный образец и образец сравнения общий источник происхождения?
  7. Однородны ли нефтепродукт, обнаруженный на предмете носителе, и нефтепродукт, представленный на исследование?
  8. Какой марке соответствует представленный образец бензина?
  9. Является ли представленный бензин смесью бензинов различной марки? Не содержатся ли примеси иных нефтепродуктов или других жидкостей (воды)?
  10. Фальсифицирован ли представленный на исследование образец бензина? Если возможно определить, то каким способом?
Таким образом, основные задачи криминалистических исследований по делам о хищениях нефти, нефтепродуктов из магистральных трубопроводов можно определить следующим образом:
  • обнаружение не воспринимаемых органолептическим способом следов нефтепродуктов и горюче-смазочных веществ;
  • установление природы вещества неизвестного происхождения с целью отнесения его к продуктам переработки нефти и к смазочным материалам;
  • определение вида, сорта, марки представленных на исследование образцов нефтепродуктов и ГСМ в соответствии с существующими научными, техническими и торговыми классификациями;
  • установление общей групповой принадлежности исследуемых объектов, выявление у них признаков, свидетельствующих о едином источнике их происхождения по месту изготовления (конкретном нефтеперерабатывающем заводе), принадлежности одной партии выпуска и др.;
  • установление принадлежности сравниваемых образцов к одному виду, сорту, марке нефтепродуктов и ГСМ;
  • отождествление масс (объектов) нефтепродуктов и ГСМ;
  • определение количественного содержания конкретных нефтепродуктов и ГСМ в смесях с другими веществами;
  • с привлечением специалистов установить: способ изготовления сварного шва, используемое при этом оборудование (различные виды газоэлектросварки), а также профессионализм лица, производившего сварку, с целью возможного выхода на лицо, производившего сварные работы.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время для эффективной борьбы с профессиональной организованной преступностью появилась необходимость в разработке в составе экспертно-криминалистического подразделения подразделений по профессиональной криминалистической разведке, которая бы проводила анализ совершенных преступлений конкретной категории по указанию руководства ОВД через базы данных, учитывая схожесть способов совершения преступлений, характерных следов и других особенностей. [references/] Автор: И. А. Гумаров — Преподаватель Казанского юридического института МВД России.

Назначения экспертизы о хищениях нефти из магистральных трубопроводов

Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 1

sud-expertiza.ru

Методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с хищением нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов1

Как уже говорилось ранее, защита топливно-энергетического комплекса России от преступных посягательств является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

На протяжении ряда последних лет отмечается рост преступлений в этой сфере, и Самарская область входит в первую пятерку регионов, где совершается наибольшее число преступлений данной категории. Структура экономики Самарской области отличается широким присутствием нефтяной промышленности: добывающей, перерабатывающей, нефтехимической, а также объектов транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Современная транспортная система России наряду с общеизвестными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, авиационным и другими, включает в себя и трубопроводный транспорт. Он является единственным «несамодвижущимся» видом транспорта, обладает особенностью перемещения народнохозяйственных грузов (нефть, нефтепродукты, газ и т. д.) при постоянном стационарном положении трубопровода.

На территории Самарской области расположены 3 нефтеперерабатывающих завода (Сызранский, Новокуйбышевский, Куйбышевский), 17 нефтебаз (самые крупные: Кряжская, Сызранская, Тольяттинская), проходит сеть 3-х магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП), входящая в систему ОАО АК «Транспефтепродукт», АК «Транснефть» Министерства топлива и энергетики России, а именно: МНПП «Самара-Брянск», протяженность которого по территории Самарской области составляет 161 км; МНПП «Уфа-Западное направление», протяженность которого по территории Самарской области составляет 161 км; МНПП «Сызрань-Ульяновск» протяженностью по территории Самарской области 40 км.

Указанные МНПП проходят по территории 9 районов области (Волжский, Кинель-Черкасский, Похвистневский, Кинельский, Сызранский, Красноармейский, Ставропольский, Богатовский, Безенчукский).

От нефтеперерабатывающих заводов к потребителям проложена система трубопроводов, в которых хранятся и транспортируются под высоким давлением десятки видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива, керосина, моторного и печного топлива.

Как уже было отмечено, объекты трубопроводного транспорта обладают всеми признаками источника повышенной опасности. Законом Российской Федерации от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные нефтепродуктопроводы отнесены к категории опасных производственных объектов и защищены от свободного доступа посторонних лиц.

Поэтому любое повреждение, в том числе и несанкционированная «врезка» в трубопровод с целью хищения находящихся в нем нефтепродуктов, наряду с экономическим ущербом, наносимым собственнику трубопровода в результате хищения нефтепродуктов и осуществления аварийно-восстановительных работ, может вызвать чрезвычайные ситуации, нередко с тяжелыми экономическими и экологическими последствиями.

Как показывает практика, причиной большинства аварий и повреждений нефтепроводов и нефтепродуктопроводов стали несанкционированные врезки с целью хищения нефтепродуктов. В последние годы эти действия приобрели вид преступного промысла. Нефтепродуктопроводы характеризуются большой протяженностью и нахождением их на значительном расстоянии от населенных пунктов, наличием подъездных путей, обеспечивающих доступ к трубопроводам грузового транспорта, неглубоким залеганием ниток трубопроводов от 0,5 до 2 метров глубиной. Все указанные обстоятельства объективно способствуют совершению криминальных посягательств в отношении объектов трубопроводного транспорта.

Следственная практика показывает, что значительное количество хищений нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов (более 60%) остаются нераскрытыми. Одними из причин неудовлетворительной результативности работы являются недостаточный профессионализм сотрудников органов предварительного расследования и оперативных служб, отсутствие методики раскрытия и расследования данной категории преступлений, низкий уровень взаимодействия подразделений органов внутренних дел с ли­нейными производственно-диспетчерскими службами трубопроводного транспорта. Вследствие этого при осмотре места происшествия нередко не фиксируются, не изымаются либо утрачиваются необходимые вещественные доказательства (приспособления для врезки и хищения топлива, следы транспортных средств и т.д.), не проводится фото- и видеосъемка, не устанавливаются и не привлекаются к уголовной ответственности возможные соучастники и организаторы преступлений, обеспечивающие изготовление врезок, транспортировку похищенного топлива и его реализацию, а также возможные пособники из числа работников трубопроводного транспорта.

studfiles.net