Нефтяной кризис 1973 года. Кризис добычи нефти


Нефтяной кризис - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Нефтяной кризис

Cтраница 1

Нефтяной кризис, разразившийся на Западе в середине 70 - х годов, болезненно отразился на производстве синтетических лолимеров и привел к его повсеместному спаду. Это было обусловлено тем, что нефть является не только источником энергии, но и основным источником сырья для производства полимеров. Позиции пластмасс в некоторых областях их применения сильно пошатнулись.  [1]

Нефтяной кризис в Америке в 1927 г. был обусловлен перепроизводством добычи нефти именно из этого песка, который залил американский рынок нефтью.  [2]

Нефтяной кризис 1874 - 1875 гг. не только повысил остроту этой борьбы, но и необычайно ужесточил ее. Активная позиция передовых ученых в отношении отмены нефтяного акциза была поддержана подавляющим большинством нефтяных капиталистов, общественными организациями, в частности Русским техническим обществом.  [3]

Нефтяной кризис 1973 г. резко изменил обстановку, приостановив процесс быстрого роста, что вызвало новое беспокойство у бизнесменов. В последующем докладе Дойкай Управление для восьмидесятых ( 1980 г.) говорится: Успех японских компаний в преодолении кризиса может быть объяснен постоянными усилиями в области энергосбережения.  [4]

После нефтяного кризиса 1973 г., последствия которого были достаточно ощутимы, пришло осознание необходимости в быстром и адекватном изменении корпоративных политик.  [5]

До нефтяного кризиса расширение производственных мощностей было одним из наиболее важных стратегических решений, и многие успешно действующие японские корпорации смело вкладывали в него большие капиталы, средства у банков. В результате японские ком-оказались оснащенными новейшим оборудованием, стоимость основного капитала на одного работающего у них выше, а доля собственного капитала - ниже, в других странах.  [6]

В годы нефтяного кризиса ( 1874 - 1875), когда был поднят вопрос об отмене взимания акциза, Министерство финансов командировало в Баку М. Н. Андреева для участия в работах комиссии по пересмотру акцизных правил.  [7]

В ходе нефтяного кризиса долгосрочное планирование было заморожено, но в 1975 г. возобновилось с акцентом скорее яа базовой стратегии, а не финансовых показателях, и чаще методом сверху вниз либо интерактивным, чем просто путем сведения воедино отдельных заданий.  [8]

Когда после первого нефтяного кризиса в 1974 г. специалисты изучали возможности более совершенного прогнозирования развития предприятия, его анализа и регулирования, то искали именно первичный показатель управления. В результате пришли к выводу, что им должен быть потенциал предприятия, шанс на прибыль в будущем.  [9]

Во время первого нефтяного кризиса 1973 года резко возрос спрос на установку большого числа тепловых насосов.  [10]

С наступлением первого нефтяного кризиса в 1973 г. пришло время решительных сдвигов в производстве. Количество оборудования, рабочей силы и задолженность, возросшие в ходе быстрого экономического роста, должны были быть изменены, а активизация управления стала неотложной задачей. Инвестии в оборудование были ограничены, задолженность сокращена, снижены издержки на рабочую силу, а также оперативно приняты и другие меры. Если без этого японские компании были бы подвержены двум волнам кризиса, то такие меры обеспечили проведение их курса без серьезных неудач.  [11]

В ответ на нефтяной кризис в середине 70 - х годов правительство разработало субсидированную программу создания альтернативных видов топлива.  [12]

Энергетический кризис, нефтяной кризис, топливный кризис - эти слова не сходили с первых страниц зарубежных газет в 1973 - 1974 гг. Резкое увеличение цен на нефть, а затем и на нефтепродукты, острая нехватка топлива во многих странах, искусственно раздутая монополиями в погоне за прибылями - внешние симптомы сложного явления, прозаически именующегося ограниченностью невозобновляемых источников энергии и до конца 60 - х годов интересовавшего лишь относительно узкий круг специалистов. Однако в последующие 10 лет эта проблема стала одним из определяющих факторов международной жизни, и важность ее вряд ли уменьшится не только до конца текущего столетия, но и в первой половине следующего века. Различные аспекты проблемы, и прежде всего вопросы обеспеченности ресурсами наиболее эффективных источников энергии - нефти и газа, регулярно обсуждаются на широких международных форумах - геологических и нефтяных конгрессах, энергетических конференциях, причем оценки величины мировых ресурсов нефти и газа варьируют в широких пределах, а предполагаемые закономерности размещения этих ресурсов оказываются весьма противоречивыми.  [13]

Кроме того, нефтяной кризис в капиталистических странах заставил перевести работу тепловых электростанций на нефтяное топливо с повышенным содержанием серы, металлов и асфальтенов.  [14]

В странах-потребителях паника нефтяного кризиса постепенно сменилась осознанием того, что нефти еще много, а ее реальная долларовая стоимость падает. Самым зримым образом это проявилось в розничной торговле имеющимися в изобилии нефтепродуктами, которую возглавили ведущие компании и множество новичков отрасли. Крупнейшим потребителем нефтепродуктов был и остается траспортный сектор - железные дороги, самолеты, корабли и автомобили.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Нефтяной кризис 1973 года - это... Что такое Нефтяной кризис 1973 года?

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 г. объем стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13-15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырехцилиндровыми двигателями, потреблявшими меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более легких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др. К 1985 г. средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[1]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 г. был снят с конвейера.

Реакция на кризис в других странах

Япония. Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители. Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение экспорта угля и сжиженного природного газа. Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти. Еще в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция. Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20 °С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [2].

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

dikc.academic.ru

Нефтяной кризис 1973 года - это... Что такое Нефтяной кризис 1973 года?

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 г. объем стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13-15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырехцилиндровыми двигателями, потреблявшими меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более легких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др. К 1985 г. средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[1]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 г. был снят с конвейера.

Реакция на кризис в других странах

Япония. Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители. Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение экспорта угля и сжиженного природного газа. Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти. Еще в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция. Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20 °С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [2].

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

dvc.academic.ru

Нефтяной кризис 1973 года - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2016; проверки требуют 8 правок.

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США[ | ]

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управление по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 г. объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13-15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др. К 1985 г. средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[1]. Спрос на роскошные автомобили типа

encyclopaedia.bid

Нефтяной кризис 1973 года - Gpedia, Your Encyclopedia

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним четырёхкратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введён запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоёмкой» к «наукоёмкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

См. также

Примечания

ПримечанияСноски

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

www.gpedia.com

Нефтяной кризис в России: проблемы начнутся после 2025 года

Эксперты бизнес-школы «Сколково» представили свой прогноз развития нефтяного сектора России. По их мнению, основные болевые точки проявятся через семь лет, но предпосылки для этого заложены уже сейчас.

Российские нефтяные компании неплохо адаптировались к санкционному режиму, введенному в 2014 году в отношении России Евросоюзом и США, полагают эксперты Энергетического центра бизнес-школы «Сколково». Однако после 2025 года нефтегазовый сектор России может столкнуться с проблемами в связи с ростом трудноизвлекаемых запасов и отсутствием собственных технологий. Более подробно о проблемных точках российского ТЭК — в материале DW.

Положение дел в отрасли: динамика добычи

В среду, 14 марта, Энергетический центр бизнес-школы «Сколково» провел презентацию своего нового исследования «Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями». По данным, приведенным экспертами, добыча нефти в России в последние пять лет росла, несмотря на относительно низкую ценовую конъюнктуру и введенные США и ЕС секторальные санкции. В общей сложности нефтедобыча в РФ за пять лет (с 2012 по 2016 годы) выросла на 6 процентов — с 518 до 548 млн тонн.

«Крупные инвестиции прошлых лет, многочисленные налоговые льготы, а также девальвация рубля позволили не только избежать сокращения добычи, но и обеспечили ее рекордный рост», — отмечают авторы доклада.

Правда, рост производства был обеспечен главным образом за счет ввода новых месторождений — добыча на них выросла на 77 процентов. На действующих месторождениях падение добычи составило 5 процентов. Как говорится в исследовании, «динамика производства на крупнейших действующих месторождениях говорит о том, что они вошли в фазу падающей добычи».

На какие проекты повлияли санкции

Пока, в сложившихся условиях, компании сосредоточены на вводе новых месторождений, расположенных на суше и не требующих использования подсанкционных технологий. Львиная доля шельфовых проектов в связи с отсутствием необходимых технологий заморожена. На сегодняшний день на арктическом шельфе ведется лишь добыча на Приразломном месторождении, оператором которого выступает «дочка» «Газпром нефти». Самым крупным остановленным проектом является совместный проект «Роснефти» и ExxonMobil в Карском море.

Возникли трудности и с реализацией совместных проектов по разработке сланцевой нефти. Из-за санкций практически все они были приостановлены, за исключением Салымского проекта, разработкой которого занимаются «Газпром нефть» и Shell в рамках совместного предприятия «Салым Петролеум Девелопмент».

Российские нефтяные компании стремятся к тому, чтобы в будущем обеспечить прирост добычи за счет сланцевых проектов, однако, как отмечают авторы исследования, несмотря на все усилия, ограничение поставок оборудования может существенно осложнить разработку месторождений.

Мировыми лидерами по производству необходимых для гидроразрыва пласта (ГРП) технологий являются компании Shlumberger, Halliburton и Baker Hughes. Россия пытается производить собственное аналогичное оборудование, но на сегодня оно не может конкурировать с иностранным.

Текущие тренды: огосударствление против глобализации

В связи с введением санкций российские нефтяные компании (НК), вынашивавшие планы международной экспансии, вынуждены все больше фокусироваться на внутреннем рынке.

Так, например, «Лукойл» — лидер по количеству активов за рубежом среди российских НК — добывает за пределами России лишь 13 процентов от своей общей добычи и, как говорится в докладе бизнес-школы «Сколково», не вполне понятно, удастся ли компании расширить эту деятельность. Не вполне гарантирован и успех зарубежных проектов «Роснефти» и «Зарубежнефти». «Перспективы дальнейшего долгосрочного развития и глобализации могут быть серьезно ограничены», — считают авторы исследования.

Одновременно с этим в российской нефтянке растет роль госкомпаний. К 2017 году 38% добычи приходилось на долю государственной «Роснефти». А после возврата «Башнефти» в госсобственность, доля компаний с преимущественным государственным участием (более 50%) в российской нефтедобыче достигла 48% (по сравнению с 33% в 2012 году). Кстати, рост добычи «Роснефти» в 2017 году стал возможен именно за счет приобретения «Башнефти».

Прогнозы добычи

Энергетический центр бизнес-школы «Сколково» представил два варианта развития дальнейших событий — базовый сценарий и сценарий, просчитанный на случай усиления санкций. В соответствии с первым, добыча нефти в России к 2025 году снизится до 540 млн тонн, со вторым — до 505 млн.

При этом первый сценарий предполагает, что к этому времени добыча на новых месторождениях достигнет своего пика в 90 млн тонн, при втором сценарии — 75 млн. Далее, до 2030 года — при обоих сценариях — суммарная добыча нефти на действующих и новых месторождениях будет демонстрировать падение. «Введенные санкции будут оказывать все нарастающее давление на сектор, и если не удастся развить собственные технологии и экспертизу, то падение нефтедобычи может стать весьма чувствительным», — резюмируют эксперты. Наиболее критической технологией для российской нефтедобычи, по их мнению, является гидроразрыв пласта.

Источник — DW

Кризис в России: прогнозы нефтяной кризис, последствия санкций, прогнозы кризиса 2025

krizis-kopilka.ru