Казахстанцы придумали, как очищать нефть от серы и металлов. Кто покупает казахстанскую нефть


Казахстан начал экспорт нефти со своего крупнейшего месторождения :: Бизнес :: РБК

В Казахстане впервые отправили на экспорт нефть, добытую на месторождении Кашаган на шельфе Каспийского моря. Кашаган является одним из крупнейших месторождений, открытых в мире за последние 40 лет

На месторождении Кашаган на шельфе Каспийского моря (Фото: Reuters/Pixstream)

В Казахстане начали отправку на экспорт нефти с Кашагана — крупнейшего месторождения страны, расположенного на шельфе Каспийского моря. Минэнерго Казахстана объявило о том, что в систему Каспийского трубопроводного консорциума закачана партия в 7700 тонн нефти, добытых в рамках пуско-наладочных работ на месторождении.

Одновременно с этим в трубопроводную систему компании «КазТрансОйл» была отгружена экспортная партия в 18,8 тыс. тонн нефти. Кроме того, в магистральную систему компании «Интергаз Центральная Азия» было закачано 22,8 млн кубометров газа.

«В настоящее время продолжается пуско-наладка оборудования морского и наземного комплексов, тестирование контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологических процессов. Выход на стабильный режим работы займет определенное время», — отмечается в сообщении пресс-службы Минэнерго Казахстана.

Кашаган — одно из крупнейших месторождений нефти, открытых в мире за последние 40 лет, его извлекаемые запасы оцениваются в 9–​13 млрд баррелей нефти. Промышленная добыча нефти на Кашагане началась в сентябре 2013 года, к 2017 году ее объемы планировалось довести до 50 млн тонн в год. Однако уже через несколько месяцев добыча была прекращена из-за утечки газа на одном из трубопроводов, металл которого разрушился из-за высокой сернистости кашаганской нефти.

Осенью 2016 года, после масштабной реконструкции инфраструктуры, на Кашагане началась подготовка к возобновлению добычи. В начале октября 2016 года вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявил, что коммерческая добыча нефти на месторождении может начаться в третьей декаде месяца.

«Первое время на Кашагане будет добываться порядка 75 тыс. баррелей нефти. В дальнейшем эта цифра будет расти. Что касается рентабельности, для государства этот проект в любом случае будет выгодным. Мы будем получать роялти и налоги при любой цене на сырье», — пояснил тогда Мирзагалиев.

Участниками консорциума по освоению Кашагана являются компании «Аджип Каспиан Си Б.В.» (16,807%), «КННК Казахстан Б.В.» (8,333%), «ЭксонМобил Казахстан Инк» (16,807%), «Инпекс Норт Каспиан Си, Лтд.» (7,563%), «КМГ Кашаган Б.В.» (16,877%), «Шелл Казахстан Девелопмент Б.В.» (16,807%) и «Тоталь ЭиП Казахстан» (16,807%).

www.rbc.ru

Казахстанцы придумали, как очищать нефть от серы и металлов — Forbes Kazakhstan

Фото: Серикжан Ковланбаев

Тулеген Калау.

- Мы хотим заниматься наукой, и мы будем ее продвигать, – заявил в начале беседы с журналистом Forbes.kz генеральный директор казахстанской научно-исследовательской компании Enertek Тулеген Калау.

По словам Сауле Нуржановой, научного руководителя проекта компании, казахстанская нефть отличается высоким содержанием металлов и серы. В Enertek разработали технологию по очистке тяжелых нефтепродуктов.

- Два элемента – ванадий и сера – «портят погоду» на нефтепереработке. Они имеют свойство концентрироваться в конечном продукте, что влияет на их качество. Более того, эти элементы являются очень вредными для различных операций переработки нефти, таких как гидрокрекинг, гидроочистка и каталитические процессы, – пояснила ученый.

В Казахстане из нефти производят не только бензин и дизельное топливо. Важным продуктом является нефтяной кокс, который идет на производство анодов – одного из основных компонентов, необходимых для выпуска алюминия.

- Цена нефтекокса обратно пропорциональна содержанию в нем примесей серы и тяжелых металлов. На мировом рынке цена кокса в зависимости от содержания в ней этих примесей колеблется от $120 до $1200 за тонну. При уменьшении концентрации серы и металлов в два раза цена также увеличивается в два раза. Компания по производству кокса – ТОО «УПНК-ПВ» - планировала продавать свой продукт по $ 260 за тонну. Наша же технология позволит им увеличить цену до $500 и выше, – рассказал Тулеген Калау. – Желающих купить высококачественный нефтяной кокс много. Например, рынок России испытывает дефицит в 300-350 тыс. тонн этого продукта с низким содержанием серы. Так что за казахстанским нефтяным коксом, избавленным от металлов и серы, будет очередь стоять.

Один из отечественных НПЗ, занимающихся производством нефтяного кокса – Павлодарский нефтеперерабатывающий химический завод (ПНХЗ). Предприятие первым заинтересовалось технологией компании Enertek и профинансировало проведение научно-исследовательских работ и лабораторных испытаний. Проект также был одобрен на научно-техническом совете АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг». К концу года в Enertek планируют получить временный технологический регламент и задание на проектирование опытно-промышленной установки. Саму установку планируется изготовить в следующем году.

- На Павлодарском НХЗ заинтересовались технологией и оказали нам поддержку. Правда, там сейчас полным ходом идет модернизация, и нам не хотелось бы обременять предприятие дополнительными тратами. Потому будем подавать заявку на выделение гранта Министерства науки, – поведал Тулеген Калау.

Компании требуется порядка 300-400 млн тенге для того, чтобы изготовить установку по деметаллизации и очистки от серы и начать ее апробацию на заводе.

– Говоря о внедрении технологий, многое зависит от личной позиции первого руководителя. Мы нашли понимание и поддержку в лице генерального директора Павлодарского ПНХЗ Шухрата Данбая, человека досконально разбирающегося в вопросах науки и Данияра Тиесова, старшего вице-президента АО «НК «КазМунайГаз», генерального директора АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг», – отметил Тулеген Калау.

В компании полагают, что их инновация позволит не только увеличить стоимость нефтяного кокса, но и извлекать металлы в коммерческих целях.

- Наряду с прямыми экономическими выгодами технология очистки обеспечивает минимальный выброс вредных веществ в окружающую среду, что не только является плюсом в пользу экологичности производства нефтехимических заводов, но и снижает расходы на штрафы за выбросы в окружающую среду. Кроме того, вывод примесей из перерабатываемой нефти в разы удлиняет срок службы катализаторов, а на их закупку заводы тратят миллионы долларов, – отметил Тулеген Калау.

В Enertek уверяют, что их изобретение по очистке нефти не имеет аналогов в мире. Разработка технологии заняла около 4 лет, было затрачено 70 млн тенге. Помимо этой технологии, компания за пять лет работы получила еще два патента на изобретение.

В Enertek также занимаются обезвреживанием территорий, где размещаются нефтяные отходы. Это был один из первых научных проектов компании. Он основан на разработках «Сколково».

- Мы чистим полигон Павлодарского НПЗ. А ранее для «КазТрансОйл» мы проводили рекультивацию по разливам. Также поработали с железнодорожным депо Алматы, когда у них были разливы, – делится Тулеген Калау. – Чтобы получить заказ на очистку полигона, приходится сначала доказать, что технология работает. Но зачастую нам за пробный участок не платят. Все делаем сначала за свой счет, потом уже, если партнера все устраивает, нам делают заказ.

Помимо науки Enertek занимается комплексными проектами по водоподготовке и очистке сточных вод, поставкой водоочистительных систем, в том числе с применением инновационных канадских самоочищающихся фильтров.

- Мы изучаем интересные разработки ученых других стран. Пытаемся привести их сюда. Мы позиционируем себя как технологических интеграторов – если существуют технологии, способные решить проблему, мы эти технологии выбираем, тестируем и предлагаем на апробацию отечественному заказчику. Если таких технологий нет, или они не совсем подходят, мы их дорабатываем своими силами и потом внедряем в производство, – рассказал руководитель компании.

forbes.kz

КазТрансОйл заработает на Роснефти | Atameken Business

Транзит нефти в Китай станет дороже для России, что выгодно Казахстану.

11 Марта 2017 08:02 Автор: Куралай Абылгазина

АО «КазТрансОйл» (КТО) увеличит выручку на 26,9 млн долларов в 2017 году за счет роста тарифов и объемов транзита российской нефти в Китай.

В конце 2016 года Казахстан и Россия договорились об увеличении объема транзита российской нефти (Роснефть) через территорию Казахстана в Китай с 7 млн тонн до 10 млн тонн. В результате загрузка нефтепровода Казахстан-Китай (участок Атасу-Алашанькоу мощностью 20 млн тонн) увеличится с 12 млн тонн (Роснефть + нефть казахстанских месторождений) до 15 млн тонн в год.

Кроме этого казахстанская сторона увеличит выручку не только от прокачки сырья Роснефти, но и за счет роста тарифов. 1 марта 2017 года министерство энергетики утвердило новые тарифы на транзит российской нефти по маршруту Прииртышск-Атасу-Алашанькоу: на участке граница РФ-граница РК (Прииртышск) – Атасу, включая перевалку нефти на ГНПС «Атасу» - 3,11 доллара за 1 тонну без учета НДС; Атасу – Алашанькоу (КНР) – 8,25 долларов за 1 тонну без учета НДС. Их протяженность: Прииртышск-Атасу - 892,179 км, Атасу-Алашанькоу – 965,1 км.

По новому тарифу выручка за транспортировку российской нефти составит около 106,8 млн долларов (из расчета 1 тонн нефти на 1000 км): Прииртышск-Атасу (100% доля КТО) – 27,6 млн долларов против более 16,3 млн долларов в 2016 году, Атасу-Алашанькоу (нефтепровод Казахстан-Китай, доля КТО – 50%) – 79,2 млн долларов против 48,1 млн долларов в 2016 году. Таким образом «КазТрансОйл» по предварительным расчетам заработает на 26,9 млн долларов больше по сравнению с 2016 годом.

Отметим, прежние тарифы, которые действовали с 2014 по 2016 годы, достигали: Прииртышск-Атасу, включая перевалку нефти на ГНПС «Атасу» - 2,63 доллара за 1 тонну без учета НДС; Атасу-Алашанькоу – 7,17 долларов за 1 тонну без учета НДС. Межправительственное соглашение двух стран позволяет России транспортировать нефть через Казахстан в течение пяти лет (2014-2019 годы) с автоматической пролонгацией на дополнительные пять лет.

Куралай Абылгазина

abctv.kz

Нефть из Казахстана: выгодный проект или новая авантюра?

Беларусь пробует втянуться в еще один нефтяной проект, на этот раз с Казахстаном. О заинтересованности в поставках в Беларусь казахстанской нефти и ее переработке на наших НПЗ Александр Лукашенко заявил по итогам встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Эксперты, положительно оценивая очередную попытку Беларуси диверсифицировать поставки нефти, полагают, что результативность нового проекта будет зависеть от желания или нежелания России ставить палки в колеса.

Интерес Беларуси к созданию нефтяного альянса с Казахстаном понятен, также как и намерения максимально выгодно воспользоваться этой возможностью. По подтвержденным запасам нефти — более 5 млрд. тонн, Казахстан входит в число 15 ведущих страна. При этом на территории Казахстана расположено крупнейшее в мире (среди всех открытых за последние три десятка лет) нефтегазовое месторождение — Кашаган, запасы нефти которого оцениваются в 10,5 млрд. тонн.

По расчетам экспертов, к 2015 году благодаря разработке этого месторождения нефтедобыча Казахстана увеличится в три раза. В ближайшие годы страна намерена войти в топ-5 мировых нефтедобытчиков.

По данным Министерства нефти и газа Казахстана, в 2010 году в стране было добыто около 80 млн. тонн нефти и газового конденсата. В январе-апреле 2011 года в Казахстане было добыто 22,755 млн. тонн нефти (на 3% больше соответствующего периода 2010 года), в том числе 5,6 млн. тонн — в апреле.

Наращивая добычу нефти, Казахстан параллельно увеличивает ее экспорт, который за первый квартал 2011 года вырос почти на 2% — до 16,7 млн. тонн. Поставки нефти из Казахстана осуществляются, в частности, в Италию (26,7% от общего объема экспорта), Китай (14,0%), Нидерланды (11,2%), Австрию (6%).

Как считает председатель правления фонда «Самрук-Казына», председатель ассоциации Kazenergy Тимур Кулибаев, «реализация даже только большей части существующих трубопроводных проектов в нефтяной сфере выведет нашу страну в первую пятерку мировых экспортеров нефти», цитирует его пресс-служба ассоциации.

Естественно, Беларусь не хочет упускать возможность попасть в число импортеров казахстанской нефти. Тем более ситуация обязывает. Казахстан — партнер по Таможенному союзу и создаваемому Единому экономическому пространству, а значит, есть большие шансы договориться и отработать канал поставок исходя из взаимных интересов. Несомненное преимущество — возможность в рамках Таможенного союза покупать нефть без уплаты пошлины.

Аналитик по вопросам нефти и газа голландского банка ING Groep (Лондон) Игорь Куринный не видит проблем с покупкой казахстанской нефти, но отмечает сложности ее транспортировки в Беларусь.

«В Казахстане есть несколько консорциумов, которые добывают нефть, и в принципе свободны в выборе, кому эту нефть продавать. Поэтому Беларуси можно налаживать сотрудничество и с компаниями, и с правительством страны. Но если с покупкой нефти проблем нет, то возникает вопрос непосредственно с ее транспортировкой. Строить трубу — нереально. Значит, придется импортировать нефть через территорию России: либо по железной дороге, либо по трубе компании «Транснефть». Естественно, расходы по транспортировке по железной дороге несомненно выше, чем по трубе. Но согласиться ли «Транснефть» выделить квоту на объемы транзита? Так что в любом случае с Россией придется договариваться. И если она не будет ставить палки в колеса, Беларусь сможет получать казахстанскую нефть». Эксперт в сфере энергетики Татьяна Манёнок, оценивая перспективы нефтяного проекта с Казахстаном, считает, что лучше иметь альтернативный канал поставок, чем не иметь вообще.

«Если казахские партнеры заинтересованы в переработке нефти в Беларуси и видят в этом выгоду, то почему бы им не перерабатывать нефть на давальческих условиях на белорусских НПЗ? Но возникает вопрос, как это согласуется со вторым партнером, который давно работает с Беларусью и тоже заинтересован в этом рынке? Кроме того, существуют определенные процедуры в рамках Таможенного союза, есть нефтяные соглашения с Россией». Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин подтвердил: действительно возможны проблемы с переработкой казахстанской нефти из-за действующих договоренностей с Россией.

«Мы сегодня не можем перерабатывать казахстанскую нефть, потому что у нас есть договоренность с Россией по этому году по премии. Речь идет о том, что со всех вывозимых переработанных в Беларуси нефтепродуктов, если даже они реализуются в Казахстан, мы должны вернуть России вывозные пошлины», — цитирует Жилина БЕЛТА. 

По словам главы «Белнефтехима», этот вопрос сейчас регулируют Казахстан и Россия: «Они должны отрегулировать, и наше движение начнется. Уже сегодня мы могли бы что-то делать».

Но самое главное препятствие для поставок нефти из Казахстана в Беларусь — это отсутствие единой транспортной политики в Таможенном союзе. Речь идет о равном доступе к магистралям, нефтепроводам, равных для всех тарифах.

«В течение двух-трех лет вы (Казахстан. — ред.) произведете в два раза больше нефти, а куда девать. Трубы же есть через Россию, но квоты Россия установила — 2-3 млн. тонн прокачки, не знаю, сколько сейчас. А мы можем переработать 22 млн. тонн», — обозначил проблему Александр Лукашенко, подчеркнув необходимость снятия всех искусственных препятствий при поставках нефти и нефтепродуктов.

Ожидается, что в ближайшие месяцы Россия подготовит предложения по равному доступу к транспортным системам.

Белорусская сторона полагает, что при определенном раскладе нам будет даже выгоднее покупать казахстанскую нефть, а не российскую. Только сомнительно, что Россия в охотку пойдет на создание для Беларуси таких условий.

Беларусь может попробовать подойти к вопросу импорта нефти из Казахстана и с другой стороны, считает Игорь Куринный.

«Можно сотрудничать с Казахстаном в разработке месторождений и добыче нефти, купив, например, долю в каком-то проекте. Но есть один существенный минус: войти в нефтяные проекты в Казахстане не так просто. Они супердорогие и технологически сложные. К примеру, проект по Кашагану стоит около 130 млрд. долларов. И такие проекты реализуются международными нефтяными компаниями».

naviny.by

Кто купит казахстанские нефтеперерабатывающие заводы? » Матрица.kz

Чуть более месяца назад появилась информация о планах правительства выставить на продажу три крупных казахстанских НПЗ: Шымкентский, Павлодарский и Атырауский. Как известно, правительство Казахстана намерено провести масштабную приватизацию принадлежащих республике активов с целью доведения доли государства в экономике до 15% ВВП к 2020 году. Постановление правительства на этот счет должно выйти в свет со дня на день. Вернее, его обещали опубликовать в течение ноября текущего года, пишет Аtameken.info.

В рамках данной программы планируется в первую очередь реализовать инвесторам через различные механизмы госпакеты акций 60 крупных предприятий республики. В этом списке значатся три НПЗ на территории Казахстана, а также, по данным агентства «Блумберг», НПЗ в румынском городе Констанца в составе «Ромпетрола», который является стопроцентной собственностью нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ).

Как ранее сообщил первый заместитель премьер-министра Бахытжан Сагинтаев, будет сформирован новый перечень объектов, состоящих из наиболее крупных компаний республиканской собственности, фонда «Самрук-Казына», холдингов «Байтерек» и «КазАгро».

- Этот перечень будет состоять из 60 крупных компаний. В так называемые ТОП-60 входят: 38 компаний от «Самрук-Казыны», от «Байтерека» – 4, от «КазАгро» – 4, а также 14 объектов, которые находятся в республиканской собственности, – уточнил Сагинтаев.

Наиболее крупные активы предлагается реализовать стратегическим инвесторам путем прямой продажи или вывода на фондовый рынок через инструменты IPO и SPO. Другие компании планируется продать на аукционе или методом прямых продаж. При этом в предприятиях со стопроцентным государственным участием на торги будут выставлены контрольные или блокирующие пакеты акций – от 25% до 50% плюс 1 акция.

Проданные заводы останутся в Казахстане

В буквальном смысле слова атакованный и взятый в плотное кольцо журналистами в кулуарах Х Евразийского форума Kazenergy председатель правления КМГ Сауат Мынбаев вынужден был подтвердить намерения правительства выставить на продажу отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Чуть позже заместитель председателя правления КМГ Данияр Берлибаев пояснил журналистам, что пока НПЗ входят лишь в предварительный список объектов, которые находятся на рассмотрении правительства.

По его словам, пока рано говорить о том, какая может быть продана доля отечественных НПЗ. Как известно, «КазМунайГазу» принадлежат 100% Атырауского и Павлодарского заводов и 50% Шымкентского НПЗ.

- На самом деле, я не исключаю и такого, что будет продано и 100, и 50 процентов, – заявил ранее представитель КМГ.

По его мнению, нет никаких оснований опасаться продажи таких объектов, как НПЗ.

- После продажи НПЗ из Казахстана не исчезнут, не испарятся. То, что хорошо «КазМунайГазу», хорошо стране – это точно. Приватизация может улучшить ситуацию, поскольку в этой сфере будет активно присутствовать частный бизнес. Лично я вижу очень много плюсов от приватизации, – подчеркнул Берлибаев, добавив, что пока КМГ ни с кем переговоры о продаже НПЗ не вел.

А покупатель кто?

В то же время возникает вполне резонный вопрос: кто же может стать реальным покупателем казахстанских заводов в столь нелегкое кризисное время?

Ранее в числе претендентов на покупку акций Павлодарского НПЗ называли такие российские компании, как «Роснефть» и «Лукойл». Как известно, возведенный в бытность СССР, Павлодарский завод изначально технологически был построен для переработки нефти с месторождений России в Западной Сибири. После развала Союза вопрос обеспечения его сырьем из РФ всегда был проблемным для казахстанских властей.

Однако, по мнению российского эксперта по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игоря Ивахненко, вряд ли сейчас российские компании пойдут на такую сделку.

- Сейчас, действительно, очень трудно будет государству продать НПЗ. Еще труднее вкладывать в развитие в период тотального инвестиционного кризиса. Думаю, российские компании не захотят покупать долю или бизнес в переработке. Ведь все прежние проблемы с обеспечением Казахстана нефтепродуктами в Астане объясняли негативным влиянием России, – сказал Ивахненко в интервью порталу Atameken.info.

По его словам, в случае, если активом, то есть тем же Павлодарским НПЗ, станут владеть россияне, они окажутся заложниками ситуации: «Государство будет объяснять их алчностью все казахстанские корпоративные и местные трудности».

- Нефтяники в России это прекрасно понимают. Поэтому, если они примут решение войти в такую сделку, то за ясные выгоды в других проектах, – подчеркнул эксперт.

Он высказал мнение, что наилучшим партнером для Казахстана в этой сделке может стать Китай.

- Как известно, импорт казахстанской нефти в КНР, несмотря на некоторые проблемы с выполнением плана, все же поддерживается. То есть интерес к казахстанскому сырью для производства своего горючего у китайцев есть, может в некотором объеме появиться и к своим продуктам переработки, полученным на мощностях в Казахстане. К тому же китайцы уже имеют опыт ведения нефтеперерабатывающего бизнеса в РК, и им будет легче достичь компромисса в экономических вопросах, не переходя в политическую плоскость, – резюмировал Игорь Ивахненко.

Как известно, сам Казахстан приобрел в собственность НПЗ в Румынии именно в период кризиса, когда вся нефтепереработка в Европе лежала на боку. Три действующих казахстанских нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский – расположены, соответственно, на западе, севере и юге республики.

www.matritca.kz

Транспортировка нефти КазТрансОйл | Atameken Business

АО «КазТрансОйл»  презентовало итоги производственно-хозяйственной деятельностиза первое полугодие 2017 года.

18 Июля 2017 16:08 Автор: Саян Абаев

КТО ликвидировал кипрскую «дочку»

В первом полугодии 2017 года объем транспортировки нефти АО «КазТрансОйл» составил 22,7 млн тонн, что на 4%  больше аналогичного периода 2016 года, сообщает пресс-служба компании. Отметим, за шесть текущего года производство нефти в Казахстане достигло около 42 млн тонн нефти. Об этом ранее сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев. В целом в 2017 году республика  может превысить годовой план по добыче нефти в 81 млн тонн.

«План годовой был 81 млн тонн. Мы думаем, что будет больше», - цитирует министра информационное агентство «Прайм».

Консолидированный объем транспортировки и перевалки нефти и нефтепродуктов АО «КазТрансОйл» в обозреваемом периоде составил 28,9 млн тонн, что на 2% больше аналогичного показателя за первое полугодие 2016 года.

Грузооборот нефти в первом полугодии отдельно по АО «КазТрансОйл» составил 18,9 млрд тонно-километров, что на 6% больше, чем в первом полугодии 2016 года. Консолидированный грузооборот нефти составил 23,1 млрд тонно-километров, что на 7% выше аналогичного показателя за первое полугодие 2016 года.

Объем подачи волжской воды потребителям Атырауской и Мангистауской областей по водоводу «Астрахань-Мангышлак» за отчетный период составил 12,7 млн куб. м, что на 6% больше аналогичного показателя за первое полугодие 2016 года.

АО «КазТрансОйл» — национальный оператор Республики Казахстан по магистральному нефтепроводу, крупнейшая нефтетранспортная компания, владеющая диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов протяженностью 5373 км и водоводов протяженностью 1975 км. Производственные объекты группы компаний АО «КазТрансОйл» расположены в Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской областях Казахстана.

Саян Абаев

abctv.kz