Трейдеры уже не знают, куда девать нефть. Куда девать нефть


Куда девать столько нефти?

Тот факт, что вчера выстроилась огромная очередь из танкеров - длиной более двух миль, перевозящих нефть из Ирака в США.Ччерез несколько недель после сообщений о том, что у Китая в настоящее время не хватает резервуаров для хранения запасов нефти, может служить подтверждением, что уровень перенасыщения мировых рынков сырой нефтью становится гигантским, и это начинает неблагоприятным образом сказываться на ценах на нефть.

Financial Times сообщает, что "объёмы транзитной нефти в море сейчас выше, по крайней мере, в два раза показателя на начало года, а это сопоставимо с объёмом суточной мировой поставки нефти. Количество нефтяных танкеров определялось экспертами Financial Times на основе данных наблюдения со спутников и нефтедобывающей промышленности".

Уровень избыточности накопленных мировых запасов нефти является беспрецедентным, пишет FT:

"В цистернах 14 супертанкеров, ожидающих захода в порты Индонезии, Малайзии и Сингапура — главных нефтяных хабов Азии — находится около 35 миллионов баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.

Доставляющие нефть в Китай, который в скором будущем может обогнать США в качестве крупнейшего в мире импортёра нефти, пять загруженных под завязку супертанкеров, каждый из которых способен перевозить более 2 миллионов баррелей нефти, стоят на рейде в портах Циндао, Далянь и Тяньцзинь.

В Европе, несколько танкеров меньшей тоннажности сталкиваются с краткосрочными задержками в Роттердаме и в Северном море.

У побережья США в Мексиканском залива в ожидании разгрузки скопились танкеры, перевозящие в общей сложности около 20 миллионов баррелей нефти, сообщает агентство Рейтер. Сейчас запасы сырой нефти в нефтехранилищах на американском побережье залива достигли рекордного уровня.

Ещё 8 миллионов баррелей нефти везутся из ОАЭ, в то время как Иран в ожидании отмены санкций готовится нарастить экспорт нефти".

Но в отличие от последнего падения цен на нефть в период финансового кризиса, только половина нефти, закачанной на плавучие склады, размещена там специально нефтетрейдерами, стремящимися нажиться за счёт удержания запасов, пока не восстановятся цены. По оценкам трейдеров, хранение нефти на плавучих складах в море будет рентабельным, если разница между текущей ценой на марку Брент и полгода назад увеличится с сегодняшних 4,5 долларов до 6".

По данным консалтинговой компании JBC Energy, во многих регионах уровень заполняемости береговых нефтехранилищ постепенно приближается к пределу, и дальнейшее падение цен сделает хранение на танкерах в море более экономически целесообразным.

По словам исполнительного директора крупнейшей компании-судовладельца Euronav Патрика Роджерса, проблема с перенасыщением была настолько острой, что трейдеры даже просили замедлить движение судов, чтобы они смогли успеть решить вопросы с хранением излишков нефти.

Как отмечает Asociated Press, "такое большое скопление нефтяных танкеров является последним признаком устойчивого глобального избыточного предложения".

"Похоже, что избыток предложения на мировом рынке только усугубляется", — сказал эксперт Мэтт Смит из аналитической компании ClipperData.

www.dal.by

Трейдеры уже не знают, куда девать нефть

Из-за глобального избытка нефти трейдеры и нефтедобытчики столкнулись с крупной проблемой - нехваткой хранилищ для нее.

Запасы нефти в США находится на самом высоком уровне более чем за 80 лет. По данным Администрации энергетической информации США (EIA), заполнено почти 70% нефтехранилищ страны. Ожидается, что этой весной главные хранилища в Кушинге, штат Оклахома, будут заполнены полностью. Специалисты Citigroup уверены, что европейские коммерческие нефтехранилища заполнены более чем на 90%, в Южной Корее, ЮАР и Японии - более чем на 80%, пишут "Ведомости".

Емкости для хранения нефти заканчиваются, из-за этого, как прогнозируют некоторые аналитики, цены на нефть могут снизиться еще больше: нефтедобытчикам придется продавать ее с дисконтом немногим остающимся покупателям, которым еще есть, где ее хранить. Это на руку НПЗ-потребителям.

Сейчас в мире добывается почти на 1,5 млн баррелей в день больше необходимого, поскольку рост спроса замедлился, а нефтедобыча в США выросла. В результате нефть может оставаться в хранилищах годами, говорят аналитики. Если ее избыток увеличится, еще большему числу компаний придется закрыть скважины, фактически храня нефть под землей.

Емкости для хранения нефти сами становятся объектом торговли. CME Group, владеющая Нью-Йоркской товарной биржей (NYMEX), планирует 29 марта начать торговлю первыми фьючерсными контрактами на хранение нефти.

В США строятся новые резервуары, также для хранения нефти фрахтуются крупные танкеры. С 2009 года, когда в последний раз запасы нефти были высоки, были построены новые хранилища на десятки миллионов баррелей, но сегодня и они быстро наполняются.

Fairway Energy Partners планирует в качестве хранилищ использовать пять подземных соляных пещер, расположенных в 4 км от стадиона NRG Stadium в Хьюстоне. Там можно поместить около 19 млн баррелей нефти до конца 2016 года. Стены в таких пещерах непроницаемы, поэтому они хорошо подходят для хранения нефти и природного газа.

Многие трейдеры рассматривают уровень запасов в нефтехранилищах в Кушинге как главный признак глобального избытка нефти. Этот город является центром, где сходятся нефтепроводы, идущие от месторождений Техаса и Канады до НПЗ на побережье Мексиканского залива. Там же находятся крупнейшие в США коммерческие нефтехранилища. Кроме того, именно туда доставляется нефть, используемая для торговли фьючерсами на NYMEX.

Запасы в Кушинге за неделю по 27 февраля выросли до 49,2 млн баррелей, по данным EIA. За четыре недели они увеличились на 7,8 млн баррелей. При таком темпе все емкости там будет полностью заполнены к маю. К середине года коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов могут достичь рекордного уровня в 2,83 млрд баррелей, прогнозировало в феврале Международное энергетическое агентство. В последний раз такое было в августе 1998 года, тогда баррель нефти в среднем стоил 13,88 доллара, что сегодня эквивалентно 19,18 доллара.

Количество нефтегазовых буровых установок в мире сократилось до пятилетнего минимума - такими подсчетами ранее поделились эксперты из американской нефтесервисной компании Baker Hughes.

В минувшем месяце в мире в среднем работало 2986 установок, что на 323 меньше показателя за январь этого года и на 750 ниже уровня февраля прошлого года.

При этом среднемесячное количество действовавших в мире нефтяных и газовых буровых установок по итогам прошлого года равнялось 3578 - это самый высокий уровень с 1985 года. В 2013 году данный показатель составлял 3412 установок, то есть за прошлый год показатель увеличился на 4,9%.

Аналитики считают, что прогноз остается слабым из-за высокого уровня добычи нефти. Инвесторы тем временем приспосабливаются к более низкой ценовой конъюнктуре.

 

www.dal.by

Назарбаев не знает, куда девать нефть / Экономика / Независимая газета

Главной темой вчерашних выступлений на выездном заседании Всемирного экономического форума в Алма-Ате стала проблема маршрутов транспортировки казахстанской нефти на западные рынки. Собственно, проблема заключается в том, что тянуть трубу из Казахстана опасно и очень дорого. Причем, как было отмечено на заседании одного из предваряющих саммит круглых столов, более дешевые маршруты на Ближний Восток и, в частности, в Иран в смысле сбыта ведут в никуда. Как отметил один из руководителей итальянской компании ENI Джан Мария Грос-Пиетро, там много своей нефти. В этой ситуации Россия, прокачивающая казахстанское сырье через свою трубопроводную систему, оказывается почти монополистом. Аналитик Newsweek Оуэн Мэтьюс даже заявил, что мы привыкли смотреть на Казахстан, как на свой "задний дворик" и республика не свободна в выборе путей транспортировки сырья.

Открывая первое заседание Евразийского экономического саммита, президент республики Нурсултан Назарбаев заявил, что в ближайшие годы добыча нефти в Казахстане увеличится в несколько раз и призвал "без политизации" решить проблему постройки "системы трубопроводов, которая была бы способна увеличить экспорт казахстанской нефти до 200 млн. тонн в год". Вице-премьер РФ Виктор Христенко, в свою очередь, сказал, что "Россия последовательно выступает против чрезмерной политизации процесса доставки нефти Каспия и Каспийского региона на мировые рынки и отдает приоритет прагматичному подходу". Это подтвердил и замминистра энергетики Владимир Станев: "Каждый волен выбирать маршрут, но через Россию безопасно, надежно и выгодно".

По словам бывшего вице-председателя "Шеврон Тексако Корпорейшн" Ричарда Мацке, решение геополитических споров является одним из основных условий прихода в регион инвестиций. А в них тот же Казахстан будет очень нуждаться в ближайшие годы. По данным американских экспертов, сейчас на шельфе Каспия добывается 1,5 млн. баррелей нефти в день. За ближайшие 10 лет на месторождениях, которые разрабатываются сегодня, добыча упадет на треть. При этом, как показывают расчеты, чтобы обеспечить прирост добычи на 1 баррель в сутки необходимо потратить 20 тыс. долл. Таким образом, чтобы довести к 2010 году добычу нефти на Каспии до 4 млн. баррелей в сутки потребуется вложить 60 млрд. долл.

Впрочем, на практике, а не в теории затраты в том же Казахстане оказываются значительно больше. И дело здесь не только в политических рисках, хотя проблемы Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Аджарии еще далеки от разрешения, а, например, война в Чечне вынудила инвесторов Каспийского трубопроводного консорциума потратить лишних 2,5 млрд. долл., чтобы построить трубу в обход опасного региона. По словам Мацке, 10 лет назад, когда строительство КТК еще только начиналось, инвесторы думали, что достаточно просто заплатить деньги и построить трубу, но подрядчики быстро увеличили планируемые затраты втрое.

Неожиданное продолжение на форуме получила тема засекречивания российских запасов нефти. Представитель одной из отечественных нефтяных компаний заявил, что резервы России значительно выше известных мировому сообществу. По его словам, аудит четырех крупнейших компаний показал, что их запасы практически совпадают с теми объемами черного золота, которыми официально обладает Россия - 50 млрд. баррелей. Всего же, по его мнению, резервы нашей страны составляют 100-210 млрд. барр. нефти, а запасы Каспийского региона - 50 млрд. баррелей.

www.ng.ru

Трейдеры уже не знают, куда девать нефть

Емкости для хранения нефти заканчиваются, из-за этого, как прогнозируют некоторые аналитики, цены на нефть могут снизиться еще больше: нефтедобытчикам придется продавать ее с дисконтом немногим остающимся покупателям, которым еще есть, где ее хранить Global Look Press

Из-за глобального избытка нефти трейдеры и нефтедобытчики столкнулись с крупной проблемой - нехваткой хранилищ для нее.

Запасы нефти в США находится на самом высоком уровне более чем за 80 лет. По данным Администрации энергетической информации США (EIA), заполнено почти 70% нефтехранилищ страны. Ожидается, что этой весной главные хранилища в Кушинге, штат Оклахома, будут заполнены полностью. Специалисты Citigroup уверены, что европейские коммерческие нефтехранилища заполнены более чем на 90%, в Южной Корее, ЮАР и Японии - более чем на 80%, пишут "Ведомости".

Емкости для хранения нефти заканчиваются, из-за этого, как прогнозируют некоторые аналитики, цены на нефть могут снизиться еще больше: нефтедобытчикам придется продавать ее с дисконтом немногим остающимся покупателям, которым еще есть, где ее хранить. Это на руку НПЗ-потребителям.

Сейчас в мире добывается почти на 1,5 млн баррелей в день больше необходимого, поскольку рост спроса замедлился, а нефтедобыча в США выросла. В результате нефть может оставаться в хранилищах годами, говорят аналитики. Если ее избыток увеличится, еще большему числу компаний придется закрыть скважины, фактически храня нефть под землей.

Емкости для хранения нефти сами становятся объектом торговли. CME Group, владеющая Нью-Йоркской товарной биржей (NYMEX), планирует 29 марта начать торговлю первыми фьючерсными контрактами на хранение нефти.

В США строятся новые резервуары, также для хранения нефти фрахтуются крупные танкеры. С 2009 года, когда в последний раз запасы нефти были высоки, были построены новые хранилища на десятки миллионов баррелей, но сегодня и они быстро наполняются.

Fairway Energy Partners планирует в качестве хранилищ использовать пять подземных соляных пещер, расположенных в 4 км от стадиона NRG Stadium в Хьюстоне. Там можно поместить около 19 млн баррелей нефти до конца 2016 года. Стены в таких пещерах непроницаемы, поэтому они хорошо подходят для хранения нефти и природного газа.

Многие трейдеры рассматривают уровень запасов в нефтехранилищах в Кушинге как главный признак глобального избытка нефти. Этот город является центром, где сходятся нефтепроводы, идущие от месторождений Техаса и Канады до НПЗ на побережье Мексиканского залива. Там же находятся крупнейшие в США коммерческие нефтехранилища. Кроме того, именно туда доставляется нефть, используемая для торговли фьючерсами на NYMEX.

Запасы в Кушинге за неделю по 27 февраля выросли до 49,2 млн баррелей, по данным EIA. За четыре недели они увеличились на 7,8 млн баррелей. При таком темпе все емкости там будет полностью заполнены к маю. К середине года коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов могут достичь рекордного уровня в 2,83 млрд баррелей, прогнозировало в феврале Международное энергетическое агентство. В последний раз такое было в августе 1998 года, тогда баррель нефти в среднем стоил 13,88 доллара, что сегодня эквивалентно 19,18 доллара.

Количество нефтегазовых буровых установок в мире сократилось до пятилетнего минимума - такими подсчетами ранее поделились эксперты из американской нефтесервисной компании Baker Hughes.

В минувшем месяце в мире в среднем работало 2986 установок, что на 323 меньше показателя за январь этого года и на 750 ниже уровня февраля прошлого года.

При этом среднемесячное количество действовавших в мире нефтяных и газовых буровых установок по итогам прошлого года равнялось 3578 - это самый высокий уровень с 1985 года. В 2013 году данный показатель составлял 3412 установок, то есть за прошлый год показатель увеличился на 4,9%.

Аналитики считают, что прогноз остается слабым из-за высокого уровня добычи нефти. Инвесторы тем временем приспосабливаются к более низкой ценовой конъюнктуре.

www.newsru.com

КУДА ДЕВАТЬ НЕФТЬ » Новое поколение

Ботагоз ОмарМиннефтегаза Казахстана на случай введения Западом экономических санкций в отношении России рассматривает новые возможности транспортировки нефти, в том числе через Батуми и Иран. Одновременно с этим на протяжении нескольких лет модернизируются отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Как заверяет главный энергетик страны, уже после 2016 года отечественные НПЗ смогут полностью покрывать внутренние потребности страны в топливе

Напомним, между правительствами Казахстана и России до 2014 года действовало соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в соответствии с которым Россия беспошлинно поставляла нефть в нашу страну в размере 7 миллионов тонн. Причем на протяжении этих трех лет предусматривалась компенсация потерь бюджета РФ от поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан. “Со стороны России поступило предложение об изменении соглашения, и мы были вынуждены поставлять свою нефть на свои НПЗ. Та нефть, которую мы без налога получали, была в определенной мере облегчением, но коллеги из РФ аргументировали необходимость изменения соглашения тем, что Казахстан и сам добывает немало нефти”, - отметил вчера в ходе правительственного часа в мажилисе министр нефти и газа Узакбай Карабалин. Он добавил, что если Атырауский и Шымкентский НПЗ в Казахстане принимают отечественную нефть, то в Павлодар (такова особенность предприятия) поставляется российская нефть, и все три НПЗ на сегодняшний день модернизируются. “После 2016 года мы сможем перегонять на наших НПЗ любую нефть”, - заверил министр. Но пока в Казахстане нет возможности поставлять на Павлодарский НПЗ 5 миллионов тонн нефти. Максимально приближенный к реалиям объем - 3,5-4 миллиона тонн черного золота. Что касается возможных санкций со стороны Запада по отношению к России, министр отметил, что в этом случае Министерство нефти и газа рассматривает возможность транспортировки нефти через порт Батуми. По его словам, дополнительные сложности от санкций могут возникнуть ввиду возможного ограничения российского экспорта нефтепродуктов. “Возможно, тогда к нам будет приходить большое количество нефтепродуктов. С одной стороны, это хорошо. Но с другой стороны - заполнение рынка, если это будет более дешевый нефтепродукт, осложнит работу наших НПЗ, затоварит их”, - отметил министр. “Кроме того, мы сейчас внимательно наблюдаем за тем, как идет потепление в отношении Ирана: если санкции в отношении Ирана будут сняты, то у нас есть отработанный путь экспорта, из Актау мы переваливали на порт Нека в свое время. Это было для нас хорошее направление до того момента, как Иран не включил более жесткие условия”, - отметил министр. По мнению Узакбая Карабалина, остается очень важное направление - Китай. “На сегодняшний день нефтепровод в Китай имеет мощность 20 миллионов тонн на участке Атасу - Алашанькоу. От Атырау, от западных областей сегодня мощности не такие большие, между Кенкияк и Кумколь - 12 миллионов и далее 3,6 миллиона тонн. У нас есть программа в течение двух лет усиливать это направление с тем, чтобы мы могли полностью 20 миллионов тонн прокачивать в сторону Китая. Кроме того, мы знаем, что в южном направлении Узбекистан и Туркменистан тоже нуждаются в нефти. Это направление также надо отрабатывать”, - предложил глава Миннефтегаза. Параллельно с этим в Казахстане продолжают обсуждать вопрос о строительстве четвертого НПЗ. Сегодня рассматриваются различные варианты. К примеру, если завод возводить на Карачаганаке, то для нормальной работы и конкурентоспособности он должен перерабатывать не менее десяти миллионов тонн нефти. И такой завод обойдется в 3-4 миллиарда долларов. “Сегодня конденсат является действительно высоколиквидным экспортным товаром, за счет чего мы получаем достаточно высокие поступления в бюджет. Но мы по этим проектам имеем обязательства: если он продается даже на внутренний рынок, то по мировой цене. И если мы сегодня будем конденсат перерабатывать с высокой мировой ценой, то понятно, какой цены у нас будут нефтепродукты. С экономической точки зрения, пойти на этот шаг мы пока не можем”, - добавил он. По его словам, строительство нового НПЗ, возможно, будет начато в 2016 году. АО “Национальная компания “КазМунайГаз” завершит работу по технико-экономическим расчетам и исследованиям вопроса о строительстве четвертого крупного нефтеперерабатывающего завода в Казахстане только к 2015 году. Каждая реконструкция НПЗ обходится государственному бюджету Казахстана в более чем один (а порой и два) миллиард долларов США. “Это зависит от того, какие условия будут представлены инвестором, какие гарантии будут с нашей стороны, чтобы эти проекты были интересны для инвестирующих сторон”, - отметил министр. В настоящее время, по его словам, идет процесс модернизации всех трех казахстанских НПЗ, который завершится ориентировочно в 2016 году. А к 2022 году республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам евро-4 и 5.

Астана

np.kz

Куда деть нефть - хранилища в мире заполнены

Превышение предложения нефти над спросом составляет примерно 1.55 млн баррелей в сутки.

Это ведет к падению котировок.

Если на рынке не произойдут изменения, резервуары для хранения «черного золота» вскоре заполнятся до отказа.

Объем запасов в США находится на максимальном уровне за последние 80 лет, а хранилища заполнены на 70%.

Но не только в США - нефтехранилища и в других странах мира уже скоро будут полностью заполнены и не смогут принимать нефть.

В США ориентируются на, так называемые, «мастер-запасы» терминала в Кушинге (штат Оклахома) – здесь они достигли 49 млн баррелей, увеличившись только за последние 4 недели на 7.8 млн баррелей.

Если темпы потребления не возрастут, то через 1.5 месяца физически негде будет хранить нефть.

Терминал в Кушинге является перевалочной базой на пути нефти из Канады и Западного Техаса - на нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива.

И именно на этот терминал ориентируются при обеспечении фьючерсных контрактов на нью-йоркской бирже NYMEX.

Запасы растут устрашающими темпами – это создает впечатление о нехватке емкостей для хранения всей нефти.

Подобная ситуация наблюдается и в Европе – здесь хранилища заполнены на 90%.

В Японии, Южной Корее и ЮАР уровень запасов составляют 80% от объема хранилищ.

Потребители рассчитывают, что, в соответствии с логикой процесса, это приведет к дальнейшему падению цен.

Пока что производители пытаются приспособиться к ситуации – ищут дополнительные возможности для хранения.

Одна из них – использование танкеров.

Вполне вероятно, что может быть превзойден рекорд августа 1998 года, когда мировые запасы нефти достигли 2.83 млрд баррелей.

Любопытно – на тот момент времени цена барреля нефти составляла $13.38 долларов (в пересчете - с учетом инфляции на сегодняшний день – $19.18).

Мировой рынок нефти ежедневно ожидает публикации данных о запасах добытой нефти в США – от этого зависит текущая цена.

По состоянию на 11 марта они составляли рекордные 449 млн баррелей – понятно, что после публикации цены «потянулись» вниз.

Процесс ценообразования не обращает внимание на пропагандистов и злобные выпады в отношении США – рост добычи американскими нефтяными компаниями, постоянно внедряющими новые технологии, растет, заполнение хранилищ активно продолжается - несмотря на процесс закрытия сотен скважин как нерентабельных из-за низких цен на нефть.

Отсюда и неприязненное отношение стран-нефтяников к странам-технологам, выливающееся в столкновения, конфликты и военные действия в разных частях света, в основном – в Африке и на Ближнем Востоке.

Качели с ценами на нефть качаются – то мы, автолюбители, взлетаем вверх и радуемся, что дешево заправляем баки своих машин, то они – нефтяники, наверху – и считают дополнительные прибыли.

Все по своему счастливы!

stop-news.com

Куда деньги девать? // Нефть и газ // Аналитика

Куда деньги девать?

19 июля 2002 г., 00:00Дмитрий ЛеоновNeftegaz.ru531

В прошлом году Дума внесла поправки в закон "О таможенном тарифе", которые привязывают ставки экспортных пошлин на нефть к цене сырья на мировом рынке. Нефтяные компании получили предсказуемость таможенного режима. Правительство утратило возможность регулирования внутреннего рынка нефти тарифными методами. На удачу, добыча нефти в последние 2 года росла опережающими темпами по сравнению с возможностями экспорта, в противном случае цены на нефть на внутреннем рынке наверняка пошли бы на сближение с мировыми.Экспортные пошлины на нефтепродукты ? это ещё один инструмент регулирования внутреннего топливного рынка для правительства. Нефтяники решили, что с этим фактором непредсказуемости пора кончать, и инициировали проведение через Думу поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которой ставки экспортных пошлин на нефтепродукты не должны превышать 90% от ставки экспортной пошлины на нефть.Но нефтяные компании упустили один нюанс. Последние несколько лет дополнительные доходы инвестировались в отрасли не связанные с основным нефтяным бизнесом. Это: металлургия, автомобилестроение, пищевая промышленность, торговля и т.д. Снижение таможенных барьеров приведёт к тому, что эти вложения окажутся в значительной степени обесцененными, так как неизбежное повышение внутренних цен на нефть и нефтепродукты приведет к снижению рентабельности отраслей, ставших объектами экспансии нефтяников. Благоприятная конъюнктура рынка позволила нефтяникам аккумулировать дополнительные средства. Увеличение фактических инвестиций не способствовало уменьшению дополнительных прибывающих средств на счетах компаний экспортёров нефти. Например, резерв свободных средств на счетах ЮКОСа и "Сургутнефтегаза" составляет сейчас по $3,5-4 млрд. у каждой компании. В "Сибнефти" не инвестированный избыток прибыли в 2001 году составил около $1 млрд. вся сумма была распределена среди акционеров.Не удивительно, что НК (нефтяные компании) активно инвестируют и тем самым диверсифицируют свой бизнес. Этот шаг является перестраховочным на случай снижения мировых цен на нефть. Не последнюю роль играет и желание использовать опыт, накопленный в нефтяной промышленности, для того чтобы резко повысить эффективность предприятия, а затем выгодно продать его новым собственникам. За последние 2 года акционеры "Сибнефти" в кооперации с группой "Сибала" приобрели около 70% российской алюминиевой отрасли, скупили автомобильные предприятия ГАЗ и ПАЗ, внедрились в авиастроение и целлюлозно-бумажную промышленность, стали совладельцами крупнейших предприятий энергетики. Есть намерения развивать общероссийскую сеть розничных магазинов "Эконом". Тем более, что активы НК включают крупнейшую компанию "Омский бекон" и молочный комбинат в Саранске.Акционеры Тюменской нефтяной компании (ТНК) также приобрели весьма значительные активы в алюминиевой отрасли, энергетике и машиностроении. Деньги, вырученные "Интерросом" от продажи СИДАНКО, работают в цветной металлургии. В начале нынешнего года ЮКОС объявил о внедрении в розничную торговлю, купив контрольный пакет акций розничной сети "Копейка". Аффилированные с ЮКОСом компании владеют предприятиями пищевой промышленности. Поступали сообщения и о том, что интерес к розничной торговле проявляют акционеры "Татнефти". "ЛУКОЙЛ? и "Сургутнефтегаз" предпочитают инвестировать в смежные отрасли: нефтепереработка и нефтехимия. В России нет отраслей, сравнимых по уровню рентабельности с нефтяной. Рентабельность такой компании, как ЮКОС, по международным стандартам отчетности составляет около 40%. В периоды благоприятной конъюнктуры рентабельность предприятий цветной металлургии может доходить до 35-40%, хотя рынок металлов переживает сейчас не лучшие времена. С другой стороны, рентабельность пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки в основном не больше 10-12%, в легкой промышленности ? 7-8%.Автомобильная промышленность ? это в принципе низкорентабельный бизнес. Среднемировая норма чистой рентабельности составляет 2-3%, а операционной рентабельности ? 5-7%. На динамично развивающихся рынках она немного выше и составляет 3-5% и 8-11% соответственно. Поэтому основным мотивом инвестиций акционеров нефтяных и металлургических компаний в автомобильную отрасль является диверсификация бизнеса. В отличие от экспортоориентированных сырьевых отраслей, автомобильная промышленность основана прежде всего на растущем внутреннем спросе. Примечательно, что уровни рентабельности сырьевых и несырьевых отраслей, как правило, имеют противоположную динамику. Если цены на энергоносители находятся на низком уровне, то рентабельность обрабатывающей промышленности повышается. И наоборот, рост цен на топливо приводит к увеличению издержек в обрабатывающей промышленности, ее рентабельность снижается. Существуют экономические теории, в соответствии с которыми повышение цен на энергоносители на 1% приводит к снижению рентабельности производства на 2-3%.Фактическое снижение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты, которое предусматривается принятыми Думой поправками к НК, означает, что по мере развития экспортных мощностей внутренние цены на энергоносители будут неизбежно приближаться к мировым. Нечто подобное уже случилось в химической промышленности и металлургии, где внутренние цены не ограничиваются экспортными пошлинами и потому по многим позициям приближаются к мировым. Поэтому можно смело предсказать, что ограничение экспортных пошлин на нефтепродукты приведет к росту доходов НК, но одновременно поставит под удар их инвестиции в другие отрасли экономики.

neftegaz.ru