ОПЕК может пересмотреть квоты на экспорт сырой нефти, если Ирак уменьшит свой нефтяной экспорт с сентября. Квоты на вывоз нефти


Квота экспортная — это...что такое экспортная квота: лицензирование квоты

Добавлено в закладки: 0

Что такое квота экспортная? Описание и определение понятия

Квота экспортная является точно установленным объемом, (пределом, нормой, лимитом) определенных товаров и продукции, которые поставляются за границу (на экспорт). Такими квотами пользуются те страны, в которых экономика завязана  на экспорт  конкретного  сырья. Это помогает стабилизировать цены на сырье. Экспортная квота как показатель экономики страны, является  характеристикой степени значимости экспорта для народного хозяйства государства  или в отдельных его отраслях в соответствии с видам продукции. Экспортную квоту подсчитывают в процентном отношении  общего объема экспорта, который осуществили за некоторый промежуток времени по отношению ко всему объему  производства за тот же период. Квота экспортная подсчитывается отдельно для каждого товара или продукции.

Рассмотрим, более детально, что значит термин квота экспортная.

Квотирование – это более гибкий и прогрессивный инструментом внешнеторговой политики, нежели изменение тарифов. Все потому что тарифы устанавливаются законодательством страны и международными соглашениями. Кроме того квота не дает возможности увеличивать объем продаж снижением цен. Еще благодаря квотированию государство имеет возможность оказывать поддержку определенным производителям и отраслям.

Квота экспортная является величиной товарной массы или ее стоимостью, которая разрешена к вывозу из страны. Являясь количественным показателем, определяющим размеры экспорта в денежной форме или в натуральных единицах (тонны, кубометры и т. д.).  Это форма нетарифного регулирования внешнеторговых отношений. С одной стороны, по экспортной квоте можно судить о уровне развития данной отрасли в стране-экспортере, а с другой – характеризовать значение экспорта для развития экономики страны. Смотря на объемы национального производства устанавливают списки товаров и их долю в процентном отношении, которая допустима к ограниченному вывозу. Лицензия подтверждает экспортную квоту, которая выдается соответствующим государственным органам.

Лицензирование квоты экспортной

Лицензирование внешней торговли является частью квотирования или  может быть самостоятельным инструментом воздействия. Лицензия (разрешение государственных органов) регулирует объем и совершение операций импорта-экспорта. Действует лицензия по отношению к товарам общегосударственного назначения и в других случаях определенный срок. В Российской Федерации лицензирование проходит право вывоза товара по квоте, и также экспорт некоторых товаров специального назначения (военной техники, драгоценных камней и металлов и др.).

До 1994 года включительно экспортная квота применялась в Российской Федерации контроль экспорта при тогдашней значительной разнице между мировыми и внутрен­ними (более низкими) ценами на традиционные товары российского экспорта. С приближением внутренних цен к мировым количество квотируемых товаров уменьшалось. Постановлением Правительства №758 от 1 июля 1994 года квотирование ограничивается только выполнением международных обяза­тельств РФ и осуществляется лишь по экспорту следующих: необработанного алюминия, карбида крем­ния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых тек­стильных изделий.

Экспортная квота может вводиться на действующих международных соглашений (многосторонних и двусторонних). Такие соглашения определяют долю каждой страны-участницы при экспорте. Например ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), которая устанавливает экспортные квоты на нефть для стран, которые входят в ОПЕК.

Экспортные квоты косвенно влияют и на состояние внутреннего рынка страны, вывозящей те или иные товары, т.к. являются инструментом регулирования спроса и предложения их на внутреннем рынке. Используются отдельными странами для ограничения экспорта стратегических товаров.

Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина квота экспортная.

biznes-prost.ru

Бензин: зачем нам квоты? | Политком.РУ

08.06.2011

На прошлой неделе ФАС подготовила проект закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов», где, в частности, предложено ограничить развитие АЗС для вертикально интегрированных компаний и обязать ВИНК выделять на своих НПЗ специальные квоты на переработку для независимых производителей нефти. Чтобы разобраться, насколько эти предложения целесообразны, необходимо ответить на вопрос, какую проблему должна эта мини-реформа решить.

На наш взгляд, проблема состоит в том, чтобы воспрепятствовать повторению ситуации начала 2011 года, когда в стране на пустом месте возник дефицит топлива. С одной стороны, на рубеже 2010–2011 гг. государство активно «пощипало» производителей и потребителей нефтепродуктов1 , но с другой стороны, оно не возражало против продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке с премией 15–20% относительно мировой цены (нетбэк). Но как только государство попыталось вернуть внутренние цены на бензин в паритет с нетбэком, на рынке резко возник дефицит топлива, несмотря на тот факт, что формально цены на АЗС, принадлежащих ВИНК, не поднимались. Монополисты просто ограничили объемы продаж на своих АЗС и резко сократили оптовые продажи независимым операторам розничного рынка.

Гипотеза о том, что это явилось следствием запрета продажи низкокачественного топлива, не проходит проверку статистикой Росстата относительно объемов производства нефтепродуктов.

Таким образом, ВИНК попытались сыграть на обострение и ограничили свои продажи на внутреннем рынке даже после того, как повышение пошлины на экспорт бензина до уровня 90% от нефтяной сделало экспорт нефтепродуктов менее выгодным, чем его реализацию на внутреннем рынке2 – пусть и с небольшим убытком для себя.

Таким образом, прецедент 2011 года состоялся благодаря возможности ВИНК на уровне НПЗ перераспределять реализацию продукции между внутренним и экспортным рынком в обход рыночных сигналов, пусть даже скорректированных пошлинами.

Простой вертикальной демонополизации рынка будет недостаточно, так как сохранение горизонтальной монополизации сектора на уровне НПЗ (даже если полностью его отделить от добычи и розницы) оставит возможность отпускать бензин на экспорт в обход внутреннего рынка, нагнетая на последнем обстановку. Поэтому здесь для недопущения искусственного дефицита 2011 года важно, не какой объем рынка будут занимать ВИНК на розничном рынке, а механизм реализации нефтепродуктов с НПЗ, чтобы обеспечить доступ независимых сетей. Это проблему может решить горизонтальная демонополизация рынка (чтобы НПЗ конкурировали друг с другом), но, во-первых, это вопрос не быстрый, а во-вторых, в некоторых регионах может возникать ситуация с единственным крупным НПЗ-монополистом.

Решение, предлагаемое ФАС, – введение минимальных квот отгрузки нефтепродуктов для независимых розничных сетей – на наш взгляд, неудовлетворительно по следующим причинам:

а) С одной стороны, в нём не решаются проблемы ценообразования на отгружаемую продукцию. С другой, устанавливать одновременно и квоты, и цены – это прямой путь к Госплану;

б) такой порядок будет сдерживать развитие сети АЗС независимых производителей (ограничение квотами!) и конкуренцию между ними, ведь по квоте бензин будут обязаны продать;

в) абсолютно не понятно кем и по какой методике эти квоты будут определяться, изменяться и торговаться.

Как краткосрочную альтернативу демонополизации сектора можно предложить более работоспособную, на наш взгляд, конструкцию – проведение еженедельных электронных торгов на базе отдельных НПЗ (или групп НПЗ, при условии, что они охватывают географически одинаковый рынок), администрируемых государством (например, ФАС). При этом цена экспорта будет открытой и соответствовать формуле, предложенной ФАС (например, нетбэк по бензину). А также объем реализуемых на экспорт нефтепродуктов будет определяться остаточным образом: после полного удовлетворения всех заявок с более высокой предложенной ценой – как «ставок» представителей независимых АЗС (или нефтебаз), так и «ставок» представителей розничного отделения ВИНК. При этом необходимо ввести несколько дополнительных ограничений, чтобы избежать злоупотребления механизмом:

1) запрет реализации на экспорт: запретить иную отгрузку нефтепродуктов на экспорт, кроме как «проданных» через электронные торги;

2) запрет использования посреднических схем: для ВИНК – запретить оптовую реализацию бензина и дизтоплива вне системы торгов; не принимать на реализацию нефтепродукты других компаний, кроме как через систему торгов;

3) развитие конкуренции: ограничить недельные объемы покупки для независимых АЗС суммой объемов еженедельной реализации бензина плюс максимальные доказанные объемы хранения; для АЗС ВИНК (поскольку там можно отгружать «с колес») – объемами еженедельной реализации бензина с некоторым повышающим коэффициентом (допустим 1,3) 3 либо другими методами.4 В этих условиях манипулирование рынком будет сильно ограничено: например, станет невозможной (либо будет сильно затруднена) продажа нефтепродуктов самому себе – когда представители АЗС ВИНК выставляют неадекватно высокие цены и скупают бензин, чтобы затем, демпингуя на розничном рынке, продавать бензин в ноль или даже в покрываемый за счет холдинга убыток. Единственной угрозой может быть только остановка отгрузки (производства) бензина вообще, но остановка продаж будет гораздо более финансово невыгодной для НПЗ, чем перенаправление потоков реализации с внутреннего рынка на внешний. Хотя, безусловно, необходимо совершенствовать налоговое законодательство таким образом, чтобы производить и продавать бензин оставалось выгодным.

Можно возразить, что этот вариант очень напоминает сегодняшний вариант биржи, который, как показывали события, не функционирует должным образом. Однако у предлагаемого варианта есть два важных отличия:

а) продажа через торги 100% производимых нефтепродуктов (бензин, дизель), а не 15%, как сейчас. Когда ВИНК реализуют через собственную сеть не менее 35% совокупного объема продаж бензина, то монопольно контролировать цену на торгуемые 15% путем выставления встречных предложений через посредников становится элементарно просто;

б) торги на единственной бирже не являются панацеей от регионального монопольной власти: биржа – в Москве, а единственный НПЗ может находится в Сибири! Поэтому проведение торгов на уровне НПЗ или их групп может если не решить проблемы локальной монопольной власти, то существенно ее ослабить.

* * *

Безусловно, предлагаемая мера не является заменой решительной горизонтальной и вертикальной демонополизации нефтяного сектора, причем на всех его уровнях. Начиная с добычи, где следует поощрять появление малых компаний, занимающихся разработкой удаленных, старых, мелких месторождений, и продолжая на уровне нефтепереработки, где речь может идти либо о полном выводе НПЗ из состава ВИНК, либо о появлении правил регулирования доступа независимых производителей нефти и, безусловно, затронуть региональные розничные рынки, которые по факту поделены между ВИНК, отнюдь не стремящимися к развитию конкуренции.

Максим Петроневич, Николай Кондрашов

Материал подготовлен Центром развития

1. В частности, после повышения акцизов, налогов на фонд оплаты труда и требований отгрузки нефтепродуктов аграриям с дисконтом и, по неподтверждённым данным, без ограничений месячного потребления (но с ограничением по годовой норме) нефтяникам предлагали зафиксировать цены при растущих ценах на нефть.2. Конечно, не исключено, что право продавать топливо на внутреннем рынке с премией ВИНК получили не в обмен на какую-то услугу, например, отгрузку топлива с дисконтом аграриям. 3. То есть если АЗС ВИНК на торгах нефтепродуктов много купили, но мало реализовали, то в следующую сессию (через неделю) максимальный объем покупки будет существенно ограничен.4. Например, в целях снижения доли присутствия АЗС ВИНК на региональных рынках объемы покупки «с торгов» можно зафиксировать или даже постепенно снижать.

Версия для печати

politcom.ru

Минэнерго РФ хочет ввести квоты на экспорт топлива // Госрегулирование // Новости

Минэнерго РФ предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю произведенных бензина и дизтоплива. 

 

Изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ и они могут заработать уже во 2-м квартале. 

Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по данным агентства, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% - бензина, что примерно соответствует нынешним поставкам на внутренний рынок.

Экспорт дизеля, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 г 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина - 7%. 

Инициативы Минэнерго связаны с поручением сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 г.

Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%. 

Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов, кроме высокооктанового бензина, является профицитным. 

Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить Минэнерго, были заключены в 2011 г.

Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов.

ФАС, один из главных инициаторов соглашений, предложение Минэнерго не поддерживает.

Замглавы ведомства А.Голомолзин заявил, что рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем. 

Нефтяники инициативу Минэнерго единодушно осуждают, считая метод нерыночным.

Нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно для сбалансированности внутреннего рынка, и поддерживают его в состоянии легкого голода. 

Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив - газа и дизеля.

neftegaz.ru

Китай урезает квоты на экспорт нефти, «самовары» останутся за бортом

Китай снижает квоты на экспорт нефтепродуктов для четырех крупнейших нефтеперерабатывающих компаний страны на 40% в рамках первого раунда лицензирования на 2017 год, сообщают осведомленные источники, ознакомившиеся с документами. В уведомлении не указано конкретных квот для независимых нефтепереработчиков, известных как «teapots» («самовары»). Напомним, что ранее в этом месяце агентство Reuters сообщало, что правительство исключило мелкие НПЗ из своей экспортной программы.  

В уведомлении, датированном 23 декабря, министерство торговли и Генеральное таможенное управление КНР заявляют, что четыре крупнейших государственных нефтепереработчика в следующем году получат разрешение на реализацию 12.4 млн тонн бензина, дизельного  топлива и авиатоплива за рубежом. За первый раунд в прошлом году было продано 20.54 млн тонн нефтепродуктов.   И все же, снижение квот вряд ли принесет ощутимое облегчение перенасыщенному азиатскому рынку нефти. Китайские гиганты не использовали огромные квоты, установленные в начале прошлого года, претендуя на более реалистичные нормы в этом году.  

По теме: Китай может свести на нет все старания ОПЕК

«Снижение квот не отражает ослабление внешнего спроса. Напротив, этот шаг символизирует перемены в экспортной стратегии, - отмечает китайский трейдер, пожелавший остаться неизвестным. - Мы ожидаем, что общая квота в 2017 будет равна или слегка превысит показатель уходящего года». В 2016 году власти Китая выдали разрешения на экспорт рекордных 46.08 млн тонн нефтепродуктов, что на 80% выше, чем в 2015. За 11 месяцев этого года КНР экспортировала 43 млн тонн, включая другие продукты, помимо бензина, дизельного  топлива и авиатоплива, что соответствует приросту на 35% в годовом выражении. 

По мнению трейдеров, следующий раунд  установления квот будет объявлен во втором квартале, и, скорее всего, нормы будут выше на фоне подъема спроса на топливо во многих регионах со стороны строительного и транспортного секторов после замедления в зимний период. Как правило, Поднебесная объявляет три или четыре раунда квот в течение года.   

По теме: Над рынком нефти снова нависла китайская угроза

«Самовар» за бортом!

Независимые нефтепереработчики на этот раз не вошли в список, хотя фигурировали в нем в первом раунде 2016 года. Тогда четыре частных НПЗ впервые получили квоты.  На долю частных компаний приходится лишь малая часть китайского экспорта, но их выход из игры означает, что экспортный бизнес вновь переходит в руки гигантов. А это наносит удар по небольшой, но стремительно растущей группе, которая привнесла свежий дух конкуренции в нефтяную индустрию КНР. Со своими 6.05 млн тонн Sinopec Corp получила почти половину от общего объема в первом раунде. Sinochem Group не получила никаких квот на продажу авиатоплива.  Из трех основных продуктов доля дизельного топлива составила 5.25 млн тонн (42% от общего объема для четырех крупнейших компаний), бензина – 3.65 млн тонн (30%), а авиатоплива – 3.5 млн тонн (28%). 

Подготовлено Forexpf.ru по материалам агентства Reuters Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс

www.profinance.ru

Венесуэла может временно увеличить квоты на добычу и экспорт нефти

11:1022.05.2002

(обновлено: 12:18 05.06.2008)

2200

Так "ПДВСА" планирует помочь правительству в решении проблемы дефицита бюджета, который в значительной степени пострадал от последствий попытки военного переворота в Венесуэле в апреле, отметил источник. По его словам, дано устное распоряжение министерства энергетики Венесуэлы об увеличении сверхквотного экспорта нефти-сырца на 150-200 тыс баррелей в день. Квота Венесуэлы, выделенная ОПЕК, - 2,497 млн баррелей в день. Такое решение могло быть связано и с тем, что, по официальной информации, прибыль "ПДВСА" за последний год упала на 14 проц - на 4,32 млрд долларов США и составила 46,25 млрд долларов, что гораздо ниже запланированного бюджетом страны. Средняя цена на венесуэльскую нефть в этом году составила 19,20 доллара США за баррель. В прошлом году - 20,21, годом ранее - 25,91 доллара. Министр энергетики и добывающей промышленности Венесуэлы Альваро Сильва Кальдерон опроверг намерение "ПДВСА" повысить квоты на экспорт нефти. Каракас, заявил он, "будет четко придерживаться правил,...

КАРАКАС, 22 мая. /Корр. РИА "Новости"/. Не исключено, что Венесуэла временно увеличит квоты на добычу и экспорт сырой нефти. Они будут несколько больше объемов, выделенных ей решением ОПЕК, сообщил РИА "Новости" в среду высокопоставленный источник в руководстве крупнейшей в Латинской Америке нефтегазовой монополии "Петролеос де Венесуэла" /"ПДВАС"/.

Так "ПДВСА" планирует помочь правительству в решении проблемы дефицита бюджета, который в значительной степени пострадал от последствий попытки военного переворота в Венесуэле в апреле, отметил источник. По его словам, дано устное распоряжение министерства энергетики Венесуэлы об увеличении сверхквотного экспорта нефти-сырца на 150-200 тыс баррелей в день.

Квота Венесуэлы, выделенная ОПЕК, - 2,497 млн баррелей в день.

Такое решение могло быть связано и с тем, что, по официальной информации, прибыль "ПДВСА" за последний год упала на 14 проц - на 4,32 млрд долларов США и составила 46,25 млрд долларов, что гораздо ниже запланированного бюджетом страны.

Средняя цена на венесуэльскую нефть в этом году составила 19,20 доллара США за баррель. В прошлом году - 20,21, годом ранее - 25,91 доллара.

Министр энергетики и добывающей промышленности Венесуэлы Альваро Сильва Кальдерон опроверг намерение "ПДВСА" повысить квоты на экспорт нефти. Каракас, заявил он, "будет четко придерживаться правил, вырабатываемых на венских конференциях ОПЕК".

ria.ru

ОПЕК снизит квоты на добычу и экспорт нефти на 1,5 млн баррелей в день, даже если крупные нефтепроизводители не сократят свои квоты на 0,5 млн баррелей

14:0619.12.2001

(обновлено: 19:46 04.06.2008)

1700

Организация стран-экспортеров нефти намерена с 1 января снизить квоты на добычу и экспортные поставки сырой нефти на 1,5 млн баррелей в день, даже если страны - крупные нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, не сократят свои квоты на 0,5 млн баррелей. Об этом сообщил РИА "Новости" источник в штаб-квартире ОПЕК, близкий к руководству мирового нефтяного картеля. Окончательная доработка всех деталей предстоящего снижения квот на нефть-сырец, сказал источник, произойдет в ходе чрезвычайной встречи министров энергетики и нефти стран-членов ОПЕК 28 декабря в Каире. По мнению собеседника, если решение ОПЕК о снижении нефтяных экспортных объемов и вступит в силу с 1 января, институтам коммерческого распространения нефтяных энергоносителей понадобится несколько недель, чтобы эти сокращения отразились на ситуации на мировых рынках сырья, в том числе на росте цен на нефть и горючее. Основная же цель встречи ОПЕК в Каире - определение путей более активного сотрудничества между мировым нефтяным...

ВЕНА, 19 декабря. /Корр. РИА "Новости" Борислав Печников/. Организация стран-экспортеров нефти намерена с 1 января снизить квоты на добычу и экспортные поставки сырой нефти на 1,5 млн баррелей в день, даже если страны - крупные нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, не сократят свои квоты на 0,5 млн баррелей. Об этом сообщил РИА "Новости" источник в штаб-квартире ОПЕК, близкий к руководству мирового нефтяного картеля.

Окончательная доработка всех деталей предстоящего снижения квот на нефть-сырец, сказал источник, произойдет в ходе чрезвычайной встречи министров энергетики и нефти стран-членов ОПЕК 28 декабря в Каире.

По мнению собеседника, если решение ОПЕК о снижении нефтяных экспортных объемов и вступит в силу с 1 января, институтам коммерческого распространения нефтяных энергоносителей понадобится несколько недель, чтобы эти сокращения отразились на ситуации на мировых рынках сырья, в том числе на росте цен на нефть и горючее.

Основная же цель встречи ОПЕК в Каире - определение путей более активного сотрудничества между мировым нефтяным картелем и государствами-крупными нефтепроизводителями, в первую очередь Россией, Мексикой, Норвегией, Оманом, а также Казахстаном и Анголой, подчеркнул источник в ОПЕК.

ria.ru

ОПЕК может пересмотреть квоты на экспорт сырой нефти, если Ирак уменьшит свой нефтяной экспорт с сентября

09:4621.06.2002

(обновлено: 12:35 05.06.2008)

700

Не исключено, что ОПЕК пересмотрит квоты на добычу и экспортные поставки сырой нефти, если Ирак с сентября для поддержания цен на экспортируемую им нефть в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" уменьшит свой нефтяной экспорт. Об этом сообщил высокопоставленный источник в венской штаб-квартире ОПЕК.> По его словам, 4-5 июля в Вене могут состояться переговоры между представителями комитета по санкциям ООН /так называемого комитета номер 661/ и иракскими делегатами из министерства нефти страны. Эта встреча может иметь весьма важное значение как для самого Багдада, так и решений, которые будут приниматься на уровне министров энергетики и нефти стран-членов мирового нефтяного картеля. Под давлением США и Великобритании комитет по санкциям ООН был вынужден разработать "строгую и жесткую шкалу для цен на иракскую нефть", что вызвало негативную реакцию Багдада. Механизм цен, которым пользуется комитет по санкциям ООН в отношении иракской нефти, не позволяет Багдаду...

ВЕНА, 21 июня. /Корр. РИА "Новости" Борислав Печников/. Не исключено, что ОПЕК пересмотрит квоты на добычу и экспортные поставки сырой нефти, если Ирак с сентября для поддержания цен на экспортируемую им нефть в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" уменьшит свой нефтяной экспорт. Об этом сообщил высокопоставленный источник в венской штаб-квартире ОПЕК.

> По его словам, 4-5 июля в Вене могут состояться переговоры между представителями комитета по санкциям ООН /так называемого комитета номер 661/ и иракскими делегатами из министерства нефти страны. Эта встреча может иметь весьма важное значение как для самого Багдада, так и решений, которые будут приниматься на уровне министров энергетики и нефти стран-членов мирового нефтяного картеля.

Под давлением США и Великобритании комитет по санкциям ООН был вынужден разработать "строгую и жесткую шкалу для цен на иракскую нефть", что вызвало негативную реакцию Багдада. Механизм цен, которым пользуется комитет по санкциям ООН в отношении иракской нефти, не позволяет Багдаду производить более 2,1 млн баррелей "черного золота" в день, заявил министр нефти Амер Мохаммед Рашид.

Если переговоры в Вене не увенчаются успехом, Ирак может в сентябре начать сокращать экспорт нефти.

ria.ru