Правительство просчиталось. Рост цен на бензин и дизельное топливо продолжится. Кыргызстан цена на нефть


Госантимонополия ответила, почему на фоне снижения мировых цен на нефть цены на ГСМ в Кыргызстане остаются высокими

4 февр. 2016, 13:25 1572

Государственное агентство антимонопольного регулирования, рассмотрев вопрос, почему на фоне снижения мировых цен на нефть цены на ГСМ в Кыргызстане остаются высокими, сообщает следующее:

 

«Наша республика завозит горюче-смазочные материалы (ГСМ) извне, и пока является импортозависимой. Причем почти 100% ГСМ ввозится из России. То есть, цены на ГСМ в Кыргызской Республике напрямую зависят от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов Российской Федерации.

 

Согласно информации Ассоциации нефтетрейдеров, что в структуре затрат при переработке и получении ГСМ российскими НПЗ, сырая нефть, т.е. сырьё занимает всего 10% в структуре себестоимости ГСМ, затраты на производство составляют 17%, 23% занимает налог на добычу полезных ископаемых, 22% - акцизы, 18% - НДС и налоги, и 10% - наценка.

 

Казакстан.

 

В Республике Казахстан добывается нефть и перерабатывается на собственных нефтеперерабатывающих заводах, что позволяет покрыть потребности республики в ГСМ на 70%, а остальные 30% страна импортирует.

 

Разница в ценах связана с следующими причинами:

 

- Акцизный налог Казахстана в два раза ниже, чем в Кыргызстане (в Казахстане акцизный налог на ГСМ 11000 тенге 2249 сом/тн, в Кыргызстане 5000 сом/тн), размер акциза дизельного топлива 600 теңге/тонна или 122 сом, в Кыргызстане- 400 сом/тонна.

 

- транспортные расходы казахских компаний ниже чем, в Кыргызстане. Это связано с тем, что казахские компании везут ГСМ по внутренним тарифам, а кыргызские компании везут дорогими транзитными тарифами.

 

А также, в августе 2015 года после девальвации национальной валюты тенге Казахстана, резко изменились цены на ГСМ в Казахстане и Кыргызстане. Если курс тенге до девальвации составило 0,3295 теңге/сом курс НБКР от 20.08.2015г.), после девальвации 37,1% или резко снизилось до 0,2072 тенге/сом. В результате резко поднялось разница цен на ГСМ.

 

Если пересчитать цены на ГСМ в Казахстане до девальвации (0,3295 тенге/сом), то цены дизельного топлива в двух странах одинаковые, а цена на ГСМ в Кыргызстане дешевле на 6-7 сомов.

 

 

Кыргызстан

Казахстан

сом

тенге

сом

сом

25.01.16 курс

20.08.15 курс

АИ-80

31

89

18,44

29,33

АИ-92

33,5

125

25,90

41,19

АИ-95

38,5

138

28,59

45,47

Дт

33,5

99

20,51

32,62

 

 

 

 

 

 

Разница в ценах:

 

 

 

АИ-80

 

 

-12,56

-1,67

АИ-92

 

 

-7,60

7,69

АИ-95

 

 

-9,91

6,97

Дт

 

 

-12,99

-0,88

 

25.01.16 20.08.15

 

Курс НБКР: 0,2072 сом/1 тенге 0,3295 сом/1тенге

 

Однако в Республике Казахстан существует ограничение на экспорт ГСМ, которое вводится 2 раза в год на периоды проведения полевых работ в целях обеспечения собственных нужд.

 

Кроме того, в Казахстане действует экспортная пошлина на вывоз бензина и дизельного топлива в размере 169 долл. США на 1 тн, нефти – 60 долл. США на 1 тн.

 

Поэтому импортировать ГСМ из Казахстана является менее привлекательным, чем из России».

 

Сравнительные цены горяче-смазочных материалов сом/л

Наименование

Таджикистан

Россия

Казахстан

Кыргызская Республика

1

Аи-80

42,0

30,3

18,0

31,0

2

Аи-92,93

47,0

31,3

26,0

33,5

3

ДТ (летом)

45,0

32,0

20,0

33,5

 

reporter.akipress.org

Правительство просчиталось. Рост цен на бензин и дизельное топливо продолжится » Экономика » www.24.kg

В Кыргызстан уже месяц не поставляют дизельное топливо из России. Республика выбрала весь утвержденный правительствами двух стран лимит на беспошлинную поставку солярки. Об этом ИА «24.kg» сообщил представитель ОсОО «Накта ойл» Наиль Гилязетдинов.

По его данным, в первую очередь ГСМ в Кыргызстане дорожает из-за роста цен на сырую нефть. За два месяца баррель нефти подорожал почти на $20. Это привело к росту цены на дизельное топливо на $200 за тонну.

Кроме того, в октябре Кыргызстан выбрал утвержденный лимит беспошлинных поставок дизтоплива. Он был утвержден в объеме 490 тысяч тонн. В распоряжении ИА «24.kg» оказалось письмо, в котором говорится, что Федеральная таможенная служба России приостановила декларирование нефтепродуктов, направляющихся в Кыргызстан.

Теперь мы можем закупать его только с уплатой пошлины, которая составляет $28,8 за тонну.

Из-за поставок с уплатой таможенной пошлины стоимость дизельного топлива может вырасти на 2 сома, бензина — на 1,5 сома. И это без учета общего роста цен на нефтепродукты из-за удорожания нефти.

«Индикативный план поставок дизельного топлива был уменьшен на 200 тысяч тонн. Это сделали для того, чтобы можно было беспошлинно поставлять сырую нефть для НПЗ «Джунда». Но завод не выполнил свои обязательства по выпуску дизельного топлива на внутренний рынок», — прокомментировал обстановку представитель нефтетрейдеров.

Если бы они произвели хотя бы половину заявленного объема — 100 тысяч тонн солярки, то проблем с топливом не было бы. Сейчас мы не знаем, как будут дальше развиваться события. Не исключена ситуация, что дизельного топлива может вообще не быть в стране.

Наиль Гилязетдинов Отметим, вопрос о том, что ГСМ в Кыргызстане осталось на две недели, поднял накануне депутат парламента от фракции «Бир Бол» Исхак Пирматов. Он сообщил, что Кыргызстан уже превысил индикативный баланс. Депутат уверен, что те, кто составил некорректный баланс, должен понести ответственность.

Исхак Пирматов подчеркнул, что сегодня нужно открыто сказать гражданам о том, что в ближайшее время в Кыргызстане цены на ГСМ будут расти. «Сейчас дорога каждая минута, потому что в конечном итоге страдать будут обычные граждане Кыргызстана, на которых и скажется рост цен на ГСМ», — сказал он.

Сегодня нужно решать вопрос на уровне первых-вице-премьеров. Они должны провести переговоры и договориться о том, чтобы Россия пересмотрела индикативный баланс с нашими поправками.

Исхак Пирматов Пирматов также возмущен тем, что кабинет министров до сих пор не научился принимать превентивные меры. «Нашему правительству нужно научиться не решать проблемы, а предупреждать их. Решать вопросы лояльно, чтобы в итоге не страдали обычные люди», — заключил он.

24.kg

Стоимость ГСМ в Кыргызстане растет на фоне мирового падения цен на нефть

Начиная с мая этого года в Кыргызстане наметилась устойчивая тенденция роста цен на горюче-смазочные материалы, хотя на мировом рынке происходит снижение цен на сырую нефть.

Согласно данным Национального статистического комитета, с мая по настоящее время средняя стоимость бензина марки АИ-95 в Кыргызстане выросла на 8,3% (с 40,55 до 43,93 сома за литр). Бензин марки АИ-92 подорожал на 17,3% (с 35,74 до 41,92 сома), АИ-80 – на 9,5% (с 32,06 до 35,11 сома). Дизельное топливо выросло в цене на 5,1% (с 37,98 до 39,93 сома).

По словам экс-главы Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыра Акенеева, повышение цен на ГСМ связано с ростом отпускных цен в России, откуда Кыргызстан получает весь объем нефтепродуктов. Причем цены растут несмотря на падение цены на нефть во всем мире.

"Причина происходящего в том, что нефтепродукты – основная статья доходов российского бюджета. Сейчас у России проблемы с наполнением бюджета, поэтому она держит внутренние цены. Например, сегодня в самой России стоимость автомобильного топлива на 40-50% выше мировых цен. И если бы в отношении Кыргызстана действовала экспортная пошлина, то средняя цена на бензин была бы сегодня выше 50 сомов. Но мы получаем нефтепродукты по нулевой ставке", – пояснил Акенеев.

Он считает, что ситуация с ценами может улучшиться после вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Одним из решений может стать поставка сырья из Казахстана на нефтеперерабатывающий завод "Джунда" в Кара-Балте. При этом предприятие сможет выпускать до 600 тыс. тонн нефтепродуктов в год, покрывая около половины потребности страны.

"Кроме того, появится возможность диверсифицировать поставки за счет завоза готовых нефтепродуктов из Казахстана, если это окажется выгодным. В настоящее время поставок ГСМ из Казахстана нет, поскольку соседняя страна около шести лет вводит запрет на экспорт нефтепродуктов. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС подобных ограничений уже не будет", – заключил эксперт.

www.vb.kg

Дешевая нефть - дорогой бензин

Несмотря на оказанный положительный эффект для стран - импортеров нефти, падение цен на «черное золото» не сильно сказалось на глобальной экономике.

В мире около 100 из 200 стран добывают и экспортируют нефть. По объему экспорта нефти первое место занимает Саудовская Аравия, на втором месте - Россия. В списке 15 крупнейших экспортеров нефти половина находится на Ближнем Востоке, также в нем присутствуют две бывшие советские страны - Россия и Казахстан.

Преимущество арабских стран в том, что себестоимость их нефти ниже по сравнению с другими. По этой причине многие страны Персидского залива, которые накопили достаточный валютный фонд, не испытывают кризиса в условиях падения цен.

Вместе с тем бывшие советские страны – Россия, Казахстан и Азербайджан - в результате падения цен на нефть испытывают кризис, что также влияет на соседей. Благодаря экспорту нефти этим странам удавалось удерживать авторитарные режимы, а также национальную валюту на стабильном уровне и за счет этого обеспечивать благополучие населения. Однако теперь рубль, тенге и манат пришлось отпустить: чтобы удержать валюту в условиях низких цен на нефть этим странам пришлось бы потратить валютные резервы.

Дешевая нефть, дорогой бензин

Снижение цен на нефть никак не сказались на цене на бензин. Стоимость ГСМ в различных странах разная. Цены на нефтепродукты зависят от таких факторов как регулирование и налоговая политика. Эксперт головного офиса МВФ в Вашингтоне Оя Чиласун (Oya Celasun) в интервью «Азаттыку» заявил:

- В этом вопросе (что цены на бензин не снижаются пропорционально снижению стоимости нефти) нужно учитывать два момента. Во-первых, доставка бензина предусматривает определенные расходы – расходы на рабочую силу, транспортировку и все остальное. С падением цен на нефть эти расходы не уменьшились. То есть, в том, что цены на бензин не падают так же быстро, как на нефть, есть финансовые основания. Во вторых, в некоторых странах нефтяные компании и предприятия по переработке сырой нефти за счет продажи бензина по старым ценам покрывают свои расходы. Поэтому они резко не снижают цены на бензин.

Оя Чиласун отметил, что вышесказанное применимо и по отношению к Кыргызстану.

В Кыргызстане в 2014 году бензин марки АИ-92 стоил 37,8 сома или 77 центов, сейчас его цена составляет 34,5 сома или 45 центов. Другими словами, снижение цен в сомах составило 10%, а в долларах – 40%. Цена на нефть с начала 2014 года упала на 300 процентов.

Влияние на экономику

Падение цен на нефть объясняется сокращением импорта со стороны первой экономики мира – США, приступившей к тому же к экспорту своей нефти. Вторая экономика мира - Китай - также сократила объем закупаемой нефти. В результате предложение на мировом рынке превысило спрос.

По подсчетам экспертов, страны мира в год потребляют 34 миллиарда баррелей нефти. Даже при снижении цены на 10 долларов за баррель 340 миллиардов долларов остаются в руках потребителей, они не переходят экспортерам. С начала 2014 года цена барреля нефти упала на 80 долларов и достигла 30 долларов. Таким образом, с этого времени около трех триллионов долларов остались в бюджетах стран потребителей.

Как считает эксперт головного офиса МВФ в Вашингтоне Оя Чиласун, несмотря на то, что падение цены на нефть положительно повлияло на некоторые страны, этот фактор существенно не скажется на глобальной экономике:

- Дешевая нефть развернула русло доходов от не очень нуждающихся в ее потреблении стран в другие, заинтересованные в «черном золоте». Это, конечно, страны-импортеры нефти. Дешевая нефть позволяет потребителям сохранить деньги, сократить операционные расходы. Оставшиеся деньги нужны, чтобы вложить их в потребление и усиление инвестиций. Однако рост экономик импортеров был меньше, чем мы ожидали. Причина в том, что многие развитые страны до сих пор не преодолели финансовый кризис. Например, показатель роста объема сбережений потребителей в США можно объяснить этим фактором. Вторая причина – цены на бензин в развивающихся странах не упали пропорционально снижению цен на нефть. В общем, это положительно сказалось на импортерах, но не настолько, как мы ожидали.

Поэтому низкие цены на нефть не могут значительно повлиять на рост глобальной экономики. МВФ оценил рост мировой экономики в 3,4 процента относительно прогнозируемых 3,6%.

JsO

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи здесь.

rus.azattyk.org

Инфографика: Рост цен на бензин в Кыргызстане за последние 12 лет | KLOOP.KG

Кризис в Украине и санкции против главного поставщика топлива в Кыргызстан — России — вызвали стремительный рост цен на бензин в республике. Редакция Kloop.kg проанализировала, как менялись цены за последние 12 лет — с тех пор стоимость топлива выросла в четыре раза.

Редакция Kloop.kg опирается на наблюдения кыргызстанца Искена Сыдыкова, который на протяжении 12 лет каждую неделю вёл таблицу с изменениями цен на высокооктановый бензин Аи-95.

В инфографике представлены цены на начало каждого года и причины, по которым эта цена изменилась.

Заголовки американских газеты после теракта 11 сентября.Статистика Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК) гласит, что 2002 год начался с падения мировой цены на нефть на 35 процентов.

Снижение цен на “черное золото” на отрезке с сентября 2001 по январь 2002 года произошло из-за террористических актов 11 сентября 2001 года, в результате которых были разрушены башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

К концу года стоимость нефти опять начала расти и остановилась на отметке в 30 долларов на фоне заявлений властей США о наличии у иракского лидера Саддама Хуссейна оружия массового поражения.

Одной из причин роста цен на нефть стала неудачная попытка государственного переворота в Венесуэле, когда деловая элита страны, недовольная реформами президента Уго Чавеса, на несколько дней захватила власть, а производство и поставки нефти на мировые рынки на время прекратились.

Среднегодовая стоимость нефти — 25 долларов США за баррель.

Протесты против войны в Ираке.По сообщению мирового новостного агентства USA Today, в начале 2003 года рост цены на нефть составил 19 процентов.

Несмотря на возвращение венесуэльской нефти на мировые рынки, цены на топливо продолжали расти. Причина — война в Ираке, которую развернули коалиционные войска НАТО во главе с США.

Ирак был одним из главных поставщиков нефти после снятия всеобъемлющих санкций ООН на режим Саддама Хуссейна, которые действовали на страну с 1990 года по 1998 год и были введены после попытки Ирака аннексировать Кувейт.

Среднегодовая стоимость нефти — 28,9-30 долларов США за баррель.

Порт Шанхая. Рост экономики в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе вызвал значительный рост спроса на “черное топливо”Однако, влияние последствий военной кампании НАТО в Ираке не в полной мере отразились на мировых рынках по торговле нефтью в 2003 году.

Стоимость нефти действительно резко поднялась в 2004 году, когда она побила рекорд, достигнув уровня 41,17 долларов за баррель.

Динамика повышения цен на “черное золото” поддерживалась ростом экономики в азиатских странах — Китае, Южной Корее, Тайланде, Камбодже, Вьетнаме, Малайзии.

Как писал в 2004 году бывший замминистра топлива и энергетики России Андрей Конопляник, ОПЕК увеличила квоты по добыче нефти до 30 млн. баррелей в сутки, что явилось самим большим ростом производства за период с 1998 по 2004 год.

“Организация надеется, что увеличение добычи поможет вернуть мировые цены в рамки ценового коридора ОПЕК 22-28 долл./барр. Однако это не мешает экспертам предрекать новый взлет цен на топливо. В частности, Агентство природных ресурсов и энергии Японии не исключает, что цена на нефть поднимется аж до 86 долларов за баррель, что может привести к глобальному экономическому кризису”.

С этого года начинается “эпоха высоких цен на нефть”.

Среднегодовая стоимость нефти — 37,7 долларов США за баррель.

Ураган Катрина – самый разрушительный ураган в истории США, в результате которого 80% Нового Орлеана – одного из крупнейших городов на юге страны – оказалось под водой, а ущерб составил 125 млрд. долларов США.Ирак всё ещё ведет войну с НАТО. По южным штатам США проходит ураган Катрина. Юго-Восточная Азия нуждается во всё больших поставках нефти в регион. Стоимость цен на нефть выросла до 60 долларов в течение года, что явилось скорее психологическим влиянием на рынки, нежели реальным ростом спроса и снижением предложения.

Однако, по словам бывшего вице-президента Британской вещательной корпорации Уильяма Рис-Могга, спрос в среднегодовой статистике перестал расти так стремительно, как это было в 2004 году.

«Стабильное повышение нефтяных цен в течение четырех лет было связано с ростом спроса на 2 с лишним процента в год, в то время как предложение увеличивалось медленнее: после впечатляющих 4,1 процента в 2004 г. оно выросло в 2005 г. всего на 1,25 процента, а в 2006 г. – на 0,5 процентов».

При этом, как пишет Конопляник, некоторые страны-экспортеры нефти через некоторое время превращаются в импортеров сырья из-за квот нефтяного производства, устанавливаемых ОПЕК, и постепенного истощения ресурсов по всему миру.

«Китай, который еще 10 лет назад экспортировал нефть, в 2003 году вышел на второе место в мире по ее импорту. В прошлом же году впервые нефть и газ пришлось импортировать и Великобритании. В свою очередь и Норвегия уже фактически вышла на пик своих добывающих возможностей. Весной в импортера нефти превратилась и Индонезия», — пишет Конопляник.

Средняя стоимость нефти — 53,6 доллара США за баррель.

При Махмуде Ахмадинежаде Иран вновь стал объектом усиленных нападок со стороны Запада.Война в Ираке и в Афганистане всё ещё продолжается, а в мировых СМИ уже начали звучать предположения о возможном начале войны с Ираном, которые появляются на фоне ухудшения отношений между Вашингтоном и Тегераном.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о возобновлении процесса обогащения урана, что и вызвало протест со стороны государств «шестерки», куда входили США, Великобритания, Россия, Франция, Китай и Германия.

На Ближнем Востоке, кроме Ирана, был ещё один источник беспокойств — Вторая ливанская война. 34-дневные военные действия в ходе столкновений между израильской армией и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», которая контролировала южные районы Ливана сильно испугали мировые рынки, что и вызвало рост цен на нефть до 79 долларов США за баррель.

Помимо этого, президент Боливии Эво Моралес объявил о национализации всех нефтяных месторождений в стране.

Средняя стоимость нефти — 79-80 долларов США за баррель.

Политика сдерживания цен на нефть не смогла повлиять на стоимость “черного золота” в 2007 году.В начале года происходит падение цен на нефть из-за политики сдерживания со стороны ОПЕК, который в ноябре 2006 года сначала урезал производство нефти, а в феврале 2007 года вернул предыдущие квоты.

Однако, это не сдержало стоимость нефти, которая к концу года достигла 90 долларов за баррель.

Средняя стоимость нефти — 90 долларов США за баррель.

Мировой финансовый и экономический кризис стал главным потрясением 2000-х. На экране смартфона: показатели падения крупнейших фондовых бирж в США и Европе. На экране компьютера: новость об отказе Конгресса США выделить 700 миллиардов долларов США на поддержание банков, которые в итоге потерпели банкротство.Год начала международного экономического кризиса, который частично продолжается до сих пор и явился крупнейшим со времен Великой депрессии 1929-1939 года в США и странах Западной Европы.

Однако, до июля 2008 года стоимость барреля нефти растет и бьёт все мыслимы и немыслимые рекорды. Хронология роста цен:

14.04.2008 года — 110$ за баррель 29.04.2008 года — 120$ за баррель 21.05.2008 года — 130$ за баррель 28.06.2008 года — 140$ за баррель

Такой беспрецедентный рост цены более чем в полтора раза из-за ипотечного кризиса, грянувшего в 2007 году и вызвавшего приход спекулятивного капитала на рынок нефти, что, в свою очередь, вызвало ослабление доллара.

3 июля 2008 года цена на нефть достигла 145 долларов за баррель и это пока что рекордная отметка за всю историю торговли “черного золота”.

Динамика изменения цен на нефть с сентября 2007 по сентябрь 2014 года.

В следующие полгода стоимость нефти резко упадет до 40 долларов на фоне мирового экономического кризиса, который грянул после того, как двух крупных банков США – Lehman Brothers и Bear Stearns.

Кризис вызвал банкротство ряда финансовых и промышленных корпораций, что вызвало глобальную экономическую рецессию, а затем и стагнацию вплоть до 2013 года.

Мы решили не высчитывать среднюю стоимость барреля, так как за один год нефть сначала подорожала в полтора раза, а затем подешевела почти в четыре раза, что вызывает сложности в вычислениях.

Весь год стоимость цены на нефть постепенно возвращалась к отметке в 80 долларов.

Государства боролись с последствиями мирового экономического кризиса и пытались противостоять рецессии, которая коснулась почти все развитые экономики мира.

Средняя стоимость нефти – 60 долларов за баррель.

Революция 7 апреля 2010 года.Это, можно сказать, единственный пример отсутствия влияния мировых процессов на Кыргызстан и цены на бензин в республике.

В апреле 2010 года произошел государственный переворот, в результате которого был свергнут с поста президента Курманбек Бакиев.

С мая 2010 года начинается сильный рост цен на ГСМ — почти на десять сомов.

07.04.10 30,30 сом
17.04.10 31,30 сом
21.04.10 31,30 сом
24.04.10 31,80 сом
28.04.10 32,30 сом
28.05.10 36,00 сом
28.06.10 37,00 сом
31.07.10 37,30 сом
27.08.10 37,70 сом
28.09.10 38,00 сом
30.10.10 38,80 сом
30.11.10 39,70 сом
31.12.10 39,70 сом

В мире, тем временем, стоимость нефти также повышалась на фоне роста протестных настроений в Северной Африке и Ближнем Востоке, а также разлива нефти в Мексиканском заливе.

Средняя стоимость нефти — 84-85 долларов за баррель.

Площадь Тахрир в Египте, 2011 год.С начала 2011 года происходит резкий рост цены на нефть на фоне начала “арабской весны”.

Революции в Тунисе, Египте и Ливии вызывают беспокойство на рынках по торговле нефтью.

Кроме того, год примечателен для истории тем, что Европа и США были в шаге от дефолта — именно это явилось одной из основных причин второго за пять лет преодоления отметки в 100 долларов США за баррель нефти.

Однако, к концу года опять произошло падение до 90 долларов США, так как Египет и страны Ближнего Востока обеспечили бесперебойные поставки нефти на мировые рынки.

Средняя стоимость нефти — 90 долларов США за баррель.

Ожидается, что нефтяное эмбарго против Ирана со стороны ЕС снимут в этом году.Стоимость нефти недолго держалась на отметке 90 долларов за баррель нефти.

Уже в начале 2012 года Европейский союз ввел санкции против Ирана, который продолжал обогащение урана, несмотря на протесты мировой общественности — Тегеран был отрезан от доступа на западные рынки.

Сначала это вызвало рост стоимости сырья до 128 долларов за баррель. Но, вскоре, после того как Греция приняла пакет мер по сокращению бюджетных расходов введения мер по экономии государственных средств, стоимость нефти упала до 111 долларов за баррель.

Средняя стоимость нефти — 113-114 долларов за баррель.

Военный переворот, в результате которого был свержен Мохамменд Мурси, стал одной из главных причин беспокойства на рынке нефти в 2013 году.Рост цен на нефть в первом полугодии 2013 года был вызван нестабильностью в Египте, где военные свергли правительство Мохаммеда Мурси. Сначала было неизвестно — будут ли военные закрывать Суэцкий канал, по котором проходили нефтяные танкеры из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока в Европу и США.

Верхняя отметка в году — 110 долларов за баррель нефти — была достигнута в момент, когда Конгресс США не принял бюджет, в результате чего правительство бездействовало на протяжении двух недель.

Однако, вскоре, цена стала падать, после того, как “шестерка” согласилась снять санкции с Ирана, после того, как новый президент Хасан Рухани согласился сократить производство обогащенного урана.

Средняя стоимость нефти — 100 долларов за баррель.

“Евромайдан” стал началом затяжного украинского кризиса, а также ухудшения отношений между Россией и Западом.Стремительный рост стоимости на бензин в этом году связан с кризисом на Украине и проблем с Исламским государством (ИГИЛ) на севере Ирака и восточных частях Сирии. Третий пакет санкций коснулся крупнейших российских государственных корпораций – “Роснефть” и “Газпром нефть”. На фото: глава правления “Газпрома” Алексей Миллер (справа) и глава “Роснефти” Игорь Сечин (слева). Фото: Рейтерс.Новый (3-й) пакет санкций Европейского Союза и США коснулся нефтегазовой сферы, что вызвало рост цен на ГСМ в Кыргызстане на 5 процентов. Стоимость ГСМ на 29 сентября 2014 года.

Санкции коснулись крупнейших нефтегазовых корпораций России — «Роснефти», «Газпромнефти» и «Лукойла».

kloop.kg

Нефтетрейдеры ожидают рост цен на бензин в Кыргызстане

Кыргызстан превысил лимит беспошлинного ввоза нефтепродуктов из России, поэтому нефтетрейдеры приостановили поставки топлива в страну — по информации Ассоциации нефтетрейдеров, это может привести к повышению цен на бензин, если поставки не возобновятся.

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов сказал в интервью Kloop.kg, что Кыргызстан превысил лимит на беспошлинный ввоз топлива из стран ЕАЭС, что привело к росту цен на топливо в стране.

Почти за месяц стоимость бензина разных марок выросла примерно на 1 сом. Например, наиболее потребляемый бензин марки АИ-92 сейчас стоит 40 сомов на заправках «Газпромнефть-Азия», когда его стоимость была 39,4 сома в середине октября.

Сейчас топлива в Кыргызстане, по прогнозам нефтетрейдеров, хватает примерно на месяц: бензина — на 30 дней, дизельного топлива — на 20.

«По нашим данным, у нас еще есть запас на поставку. Но система учета у российской таможни другая, по их данным мы превысили [лимит на беспошлинную поставку топлива]», — сказал Кулов.

По его словам, бизнесмены будут вынуждены оплачивать пошлину в $28 за тонну при ввозе топлива в Кыргызстан, что, в свою очередь, влияет на розничную стоимость бензина на заправках.

Поэтому нефтетрейдеры пока приостановили ввоз нефтепродуктов, ожидая реакции от кыргызского правительства. «Сейчас мы обратились в правительство по этому вопросу и ждем ответа», — сказал Кулов.

Директор ассоциации также говорит, что рост цен может быть связан еще и с подорожанием топлива на российских заводах, где нефтетрейдеры его покупают, и с общим повышением цен на нефть.

По словам Кулова, Кыргызстан может беспошлинно завозить 490 тысяч тонн топлива. Однако Россия, как основной поставщик нефтепродуктов в Кыргызстан, пока не одобрила заявку кыргызских нефтетрейдеров на декабрь о беспошлинном ввозе.

О проблемах с поставками топлива публично на заседании парламента сообщил депутат Исхак Пирматов. Он заявил 9 ноября, что из-за проблем с поставками топлива в стране осталось на две недели.

Госкомитет промышленности Кыргызстана отреагировал в тот же день, опровергнув информацию депутата. Однако позже сообщил, что запасы «остались на месяцы» и власти Кыргызстана проводят переговоры с Россией о бесперебойных поставках нефтепродуктов.

Беспошлинный ввоз нефтепродуктов — льгота для стран-участниц ЕАЭС, однако для каждой страны прописан лимит. Россия — основной поставщик топлива для Кыргызстана. Ежегодно Кыргызстан потребляет более 1 млн тонн ГСМ.

По теме:

kloop.kg

Мировые цены на нефть продолжают стремительно падать - VESTI.KG

Как подобная тенденция повлияет на экономику Кыргызстана?

Развивающиеся страны, которые закупают импортную нефть, могут извлечь большую выгоду из процесса снижения цен на черное золото, но только в том случае, если параллельно будут происходить ускоренные экономические реформы. Вчера подобные данные представил Всемирный банк в своем анализе о снижении цен на нефть. 

Уточняется, что сравнительно невысокие цены на нефть сохранятся весь 2015 год. Таким образом, в течение всего этого времени страны-импортеры черного золота смогут снизить инфляцию и стабилизировать свой бюджет.

Между тем, для стран-производителей нефти подобная ценовая тенденция станет причиной замедления роста экономики. Все это нанесет ущерб инвестициям в геологоразведку и разработку новых месторождений.    

Какое влияние падение мировых цен на нефть окажет на экономику Кыргызстана? С этим вопросом «Вести.kg» обратились к экс-председателю Ассоциации нефтетрейдеров Джумакадыру Акенееву.

- Нужно понимать, что наша страна не закупает нефть в чистом виде, - заявил он. – На сегодняшний день Кыргызстан импортирует только различные горюче-смазочные материалы. Возможно, ситуация изменится после того, как у нас заработают китайские нефтеперерабатывающие заводы, но пока об этом говорить слишком рано. Что касается покупки импортных ГСМ, то в этом вопросе КР полностью зависит от российского рынка. Как известно, РФ – это крупнейший мировой экспортер нефти. Понятно, что снижение цен на черное золото нанесет ущерб экономике этой страны. Но там был проведен очень грамотный налоговый маневр. Если раньше налогом облагалась только та нефть, которую экспортировали, то отныне пошлину обязаны платить все нефтедобывающие предприятия вне зависимости от того, где они реализуют свою продукцию. Очевидно, что это мера поддержит рубль и укрепит бюджет. Поэтому Кыргызстан вряд ли извлечет какие-либо выгоды из снижения цен на нефть. Самое большое, на что мы можем надеяться, это удешевление бензина. За последний год цена на топливо снизились, и если эта тенденция продолжится, то для нашей страны это станет наиболее благоприятным развитием событий.

Наталья Гребенщикова Фото www

vesti.kg