Ликвидация последствий аварийных разливов нефти (стр. 3 из 3). Ликвидация аварийных розливов нефти


Ликвидация последствий аварийных разливов нефти

Комплекс, находясь на дне, не изнашивается, круглосуточно готов к работе и летом и зимой. Кратность использования не ограничена. Всплывающие боновые заграждения могут быть установлены как в пресной, так и в морской воде.

Всплывающие боновые заграждения (ВБЗ) отличаются по использованию:

    аварийные – находящиеся на дне и поднимаемые на поверхность только в случае аварии.

Каждая секция такого бона снабжена впускными невозвратными клапанами и травяще-предохранительными клапанами. Чтобы, после ликвидации аварии, положить такой бон на грунт, нужно с борта плавсредства выпустить газ из каждой секции последовательно.

Такие всплывающие боновые заграждения следует выставлять для аварийного разделения акваторий порта, закрытия входа в порт или терминал, для предотвращения распространения нефти при ее аварийном разливе.

Этот тип боновых заграждений также целесообразно выставлять на реке вблизи подводного перехода магистрального нефтепровода. Для аварийного БЗ в качестве станции газонаполнения используются баллоны высокого давления.

    рабочие – всплывающие боновые заграждения, находящиеся на дне и поднимаемые для ограждения танкера при погрузке (судна при бункеровке).

По окончании нефтяных операций воздух из ВБЗ выпускается с причала без помощи плавсредства и ВБЗ ложится на грунт. Судно отходит и до окончания швартовки следующего судна ВБЗ лежит на дне.

Для такого типа ВБЗ баллонная станция газонаполнения не удобна. Оптимальным вариантом является компрессор среднего давления, работающий на ресивер такого объема, которого достаточно для наполнения ВБЗ.

Любой из перечисленных видов ВБЗ может быть установлен на глубинах 25-30 м как в морских, так и речных условиях.

Огнеупорные боновые заграждения

Огнеупорные боновые заграждения предназначены для сжигания нефти на поверхности воды.

Боны предназначены для многоразового использования.При тралении с помощью такого бона одновременно со сжиганием локализованного нефтяного разлива можно ликвидировать на месте от 600 до 1800 баррелей (100 до 300 тонн) нефти в час.

Огнеупорные боны могут также использоваться для предотвращения распространения возникшего пожара, удерживая его в зоне, которая может быть эффективно обработана пеной.

Универсальные боновые заграждения

Универсальное боновое заграждение состоит из 2 автономных вертикально расположенных и соединенных между собой оболочек: воздушной и водонаполняемой . Вертикальная компоновка воздушной оболочки над водонаполняемой позволяет сформировать надводный борт (воздушная оболочка) и подводную часть – юбку бона (водонаполняемая оболочка).

Принцип работы заключается в следующем:

Боновое заграждение развертывается с вьюшки, находящейся на бонопостановщике (Boom's boat) и одновременно идет заполнение воздушной и водонаполняемой оболочек.

Воздух и вода подаются от воздуходувки и отвода водомета бонопостановщика либо от источника воздуха и осушительного (балластного или пожарного) насоса любого плавсредства.

Однако, для облегчения установки боновых заграждений на сильном течении, заполнение бона следует производить раздельно: сначала заполнить верхнюю камеру воздухом, выставить БЗ на якоря и только после этого заполнить водобалластную камеру водой.

По окончании локализации нефтеразлива, спускается с бонопостановщика скиммер, имеющий воздушный привод от установленного на бонопостановщике компрессора, и сбор нефтепродуктов осуществляется в водонаполняемую оболочку. При этом происходит вытеснение воды нефтью, закачиваемой в водонаполняемую оболочку. По окончании сбора нефти боновое заграждение может быть отбуксировано к месту передачи и утилизации нефти.

Преимущества универсального бонового заграждения:

  • Удобство хранения, транспортировки, работы системы "бонопостановщик-боновое заграждение";
  • Отсутствие балластной цепи, что позволяет снизить вес универсального бонового заграждения и увеличить длину секции до 250 метров;
  • Отказ от дополнительных емкостей для сбора нефти. Водонаполняемая оболочка выполняет функции балласта и сбора локализованных боновым заграждением нефтепродуктов.

Ликвидация аварийных разливов ННП

Методы ликвидации разливов ННП

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Механический метод

Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается так же достаточно большой. (При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения цикл отделения нефти от воды достаточно затруднен.) Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Применение механического метода ликвидации разлива ННП возможно при соответствии технических характеристик используемых средств условиям разлива.

К достоинствам данного метода можно отнести высокую эффективность при проведении работ, возможность сбора различных видов ННП, всесезонную возможность использования данного метода. Тем не менее, в местах механического сбора на поверхности воды всё равно остаётся тонкая плёнка ННП.

Осуществляется механический метод путём применения судов-нефтесборщиков или скиммеров. Ниже приводятся некоторые их модели.

Суда-нефтесборщики

Суда-нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории.

Бортовой нефтесборный катер для спасательных судов «ЭКО-5»

«ЭКО-5» представляет собой стальной плоскодонный катер с кормовым туннелем и подвесным мотором. Площадь рабочей палубы – 11 м2. Предназначен для сбора нефтепродуктов и наплавного мусора с поверхности воды.

Компактные размеры позволяют погрузить катер на спасательное судно и доставить его к месту разлива.

Успешно производит работы по очистке акватории на мелководье, в непосредственной близости от берега и иных местах, недоступных для больших судов-нефтесборщиков.

Технические характеристики:

Скиммеры

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно мизерными габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы. Но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств.

Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми. Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

В реальных условиях по мере уменьшения толщины пленки, связанной с естественной трансформацией под действием внешних условий и по мере сбора ННП, резко снижается производительность ликвидации разлива нефти. Также на производительность влияют неблагоприятные внешние условия. Поэтому для реальных условий ведения ликвидации аварийного разлива производительность, например, порогового скиммера нужно принимать равной 10-15% производительности насоса.

Скиммер пороговый

1

2

3

комментарии

скачать[зарегистрируйтесь]

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

mirznanii.com

Ликвидация последствий аварийных разливов нефти

предназначен для сбора с поверхности воды светлых нефтепродуктов, различных масел и сырой нефти. Скиммер изготовлен из алюминиевого сплава АМГ-5 на базе пневмоприводного насоса.

Скиммер пороговый изготавливается в двух вариантах:

Для привода скиммера необходим сжатый воздух под давлением 6-8 бар. (При снижении давления воздуха, но не ниже чем до 3,5 бар. скиммер сохраняет работоспособность, но снижается производительность). Для использования порогового скиммера СП-6 автономно (не с судна, обеспеченного сжатым воздухом) возможна комплектация силовым блоком (электро или дизель компрессором).

Основные технические характеристики порогового скиммера:

Скиммер СП отличается высокой надежностью, пожаро/взрыво безопасен, не требует специального обучения персонала.

Скиммер Magnum 100 предназначен для сбора разлитой нефти и нефтепродуктов на море в открытых акваториях.

Физико-химический метод

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов анализируется как эффективный в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам.

Диспергенты

Диспергенты представляют собой специальные химические вещества и применяются для активизации естественного рассеивания нефти с целью облегчить ее удаление с поверхности воды раньше, чем разлив достигнет более экологически уязвимого района.

Диспергенты применяются в жёстких условиях, когда механический сбор ННП затруднён или невозможен, т.е. при глубине свыше 10 метров, температуре воды ниже 5 °C и температуре наружного воздуха ниже 10 °C. Диспергенты дают возможность оперативного проведения ликвидации. Также их использование возможно совместно с различными техническими средствами. К недостаткам диспергентов относятся токсичность и ограниченность применения по температуре.

Сорбенты

Для локализации разливов ННП обосновано применение и различных порошкообразных, тканевых или боновых сорбирующих материалов. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

К достоинствам сорбентов относятся независимость применения от внешних условий и минимальные расходы на хранение и транспортировку.

Ниже приведены некоторые типы сорбирующих изделий.

Сорбирующие элементы

Сорбирующие элементы могут использоваться с боновыми заграждениями постоянной плавучести всех типов. Успешно применяются не только для ликвидации аварийных разливов нефти и топлива, но и в превентивных целях в местах возможных разливов: в окрестностях морских платформ, нефтеналивных терминалов. Сорбирующие элементы собирают с поверхности воды нефтяные загрязнения и другие нерастворимые органические соединения, вплоть до удаления радужной пленки. За счет установления боновых заграждений с сорбирующими элементами на несудоходных реках можно улучшить экологическое состояние этих рек.

Сорбирующие боны

Сорбирующие боны предназначены для защиты береговой линии от нефтяных загрязнений, сорбции нефти на закрытых водоемах, выпускных коллекторах ТЭЦ, локализации разливов нефтепродуктов на палубах судов, нефтехранилищах. Также возможно использование в качестве дополнительного рубежа сорбирующего бонового заграждения совместно с бонами других модификаций.

Термический метод

Термический метод основан на выжигании слоя нефти.

Применяется непосредственно после загрязнения при следующих условиях: толщине плёнки ННП более 3мм, скорости ветра менее 35 км/ч, безопасном расстоянии до 10 км от места сжигания по направлению ветра.

К достоинствам метода относят быстроту ликвидации аварийного разлива ННП, применение при ликвидации малого количества технических средств и минимальные затраты. Однако, в результате применения термического метода должны быть осуществлены дополнительные меры пожарной безопасности. Негативным последствием применения метода является то, что из-за неполного сгорания ННП образуются стойкие канцерогенные вещества.

Для ограничения распространения пламени, применяют огнеупорные боновые заграждения.

Биологический метод

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.

В основе биологического метода лежит понятие биоремедитации.

Биоремедитация - это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов.

Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. В большинстве случаев все эти микроорганизмы являются жесткими аэробами.

Существуют два основных подхода в очистке загрязненных территорий с помощью биоремедитации:

  • стимуляция локального почвенного биоценоза;
  • использование специально отобранных микроорганизмов.

Стимуляция локального почвенного биоценоза основана на способности молекул микроорганизмов к изменению видового состава под воздействием внешних условий, в первую очередь субстратов питания.

Наиболее эффективно разложение ННП происходит в первый день их взаимодействия с микроорганизмами. При температуре воды 15-25 °С и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/м2 водной поверхности в день. но при низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время - до 50 лет.

Заключение

Вероятность возникновения разливов нефти велика, и это подразумевает комплексное реагирование и борьбу с разливами нефти различными средствами. Своевременная и качественная борьба с разливами нефти может существенно снизить размеры экологического и экономического ущерба. Серьезные разливы нефти невозможно предугадать заранее, однако, в случае возникновения разливов, борьба с ними должна производиться всеми возможными и целесообразными методами локализации и ликвидации.

В заключение необходимо отметить, что каждая чрезвычайная ситуация, обусловленная аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, отличается определенной спецификой. Многофакторность системы "нефть - окружающая среда" зачастую затрудняет принятие оптимального решения по ликвидации аварийного разлива. Тем не менее, анализируя способы борьбы с последствиями разливов и их результативность применительно к конкретным условиям, можно создать эффективную систему мероприятий, позволяющую в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварийных разливов ННП и свести к минимуму экологический ущерб.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что при выборе метода ликвидации разлива ННП нужно исходить из следующих принципов:

  • все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки;
  • проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Список используемой литературы

1. Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. - СПб.: Центр-Техинформ, 2000.

2. Гвоздиков В.К., Захаров В.М. Технические средства ликвидации разливов нефтепродуктов на морях, реках и водоемах: Справочное пособие. - Ростов-на-Дону, 1996.

3. http://www.northsea.ru

4. http://sio.su

5. http://www.ecooilgas.ru

6. http://pipelines.ru/

1

2

3

комментарии

скачать[зарегистрируйтесь]

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

mirznanii.com

Ликвидация аварийных разливов нефти Вики

Разлив / Танкер Расположение Дата *Тонн сырой нефти Баррелей Галлонов Источник
Kuwaiti oil fires (англ.)русск. [b] Кувейт Кувейт январь 1991 — ноябрь 1991 &&&&&&0136000000.&&&&&0136 000 000-205,000,000 &&&&&01000000000.&&&&&01 000 000 000-1,500,000,000 &&&&042000000000.&&&&&042 000 000 000-63,000,000,000 [3]
Kuwaiti oil lakes [c] Кувейт Кувейт январь 1991 — ноябрь 1991 &&&&&&&&03409000.&&&&&03 409 000-6,818,000 &&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000-50,000,000 &&&&&01050000000.&&&&&01 050 000 000-2,100,000,000 [4][5][6]
Lakeview Gusher (англ.)русск. США США, Керн, Калифорния 14 мая 1910 — сентябрь 1911 &&&&&&&&01200000.&&&&&01 200 000 &&&&&&&&09000000.&&&&&09 000 000 &&&&&&0378000000.&&&&&0378 000 000 [7]
Gulf War oil spill (англ.)русск. [d] Ирак Ирак, Персидский залив и Кувейт 19 января 1991 — 28 января 1991 &&&&&&&&&0818000.&&&&&0818 000-1,091,000 &&&&&&&&06000000.&&&&&06 000 000-8,000,000 &&&&&&0252000000.&&&&&0252 000 000-336,000,000 [4][8][9]
Deepwater Horizon США США, Мексиканский залив 14 апреля 2010 — 15 июля 2010 &&&&&&&&&0560000.&&&&&0560 000-585,000 &&&&&&&&04100000.&&&&&04 100 000-4,900,000 &&&&&&0172000000.&&&&&0172 000 000-180,000,000 [10][11][12][13][14]
Ixtoc I Мексика Мексика, Мексиканский залив 3 июня 1979 — 23 марта 1980 &&&&&&&&&0454000.&&&&&0454 000-480,000 &&&&&&&&03329000.&&&&&03 329 000-3,520,000 &&&&&&0139818000.&&&&&0139 818 000-147,840,000 [15][16][17]
Atlantic Empress / Aegean Captain Тринидад и Тобаго Тринидад и Тобаго 19 июля 1979 &&&&&&&&&0287000.&&&&&0287 000 &&&&&&&&02105000.&&&&&02 105 000 &&&&&&&088396000.&&&&&088 396 000 [18][19][20]
Mingbulak oil spill (англ.)русск. Узбекистан Узбекистан 2 марта 1992 &&&&&&&&&0285000.&&&&&0285 000 &&&&&&&&02090000.&&&&&02 090 000 &&&&&&&087780000.&&&&&087 780 000 [21]
Nowruz Field Platform (англ.)русск. Иран Иран, Персидский залив 4 февраля 1983 &&&&&&&&&0260000.&&&&&0260 000 &&&&&&&&01907000.&&&&&01 907 000 &&&&&&&080080000.&&&&&080 080 000 [22]
ABT Summer Ангола Ангола, в 1 300 км от берега 28 мая 1991 &&&&&&&&&0260000.&&&&&0260 000 &&&&&&&&01907000.&&&&&01 907 000 &&&&&&&080080000.&&&&&080 080 000 [18]
Castillo de Bellver ЮАР, Салданья-Бей 6 августа 1983 &&&&&&&&&0252000.&&&&&0252 000 &&&&&&&&01848000.&&&&&01 848 000 &&&&&&&077616000.&&&&&077 616 000 [18]
Amoco Cadiz (англ.)русск. Франция Франция, Бретань 16 марта 1978 &&&&&&&&&0223000.&&&&&0223 000 &&&&&&&&01635000.&&&&&01 635 000 &&&&&&&068684000.&&&&&068 684 000 [18][21][21][23][24]
MT Haven Италия Италия, Средиземное море возле Генуи 11 апреля 1991 &&&&&&&&&0144000.&&&&&0144 000 &&&&&&&&01056000.&&&&&01 056 000 &&&&&&&044352000.&&&&&044 352 000 [18]
Odyssey (англ.)русск. Канада Канада, в 1 300 км от Новой Шотландии 10 ноября 1988 &&&&&&&&&0132000.&&&&&0132 000 &&&&&&&&&0968000.&&&&&0968 000 &&&&&&&040656000.&&&&&040 656 000 [18]
Sea Star Иран Иран, Оманский залив 19 декабря 1972 &&&&&&&&&0115000.&&&&&0115 000 &&&&&&&&&0843000.&&&&&0843 000 &&&&&&&035420000.&&&&&035 420 000 [18][21]
Irenes Serenade Греция Греция, Пилос 23 февраля 1980 &&&&&&&&&0100000.&&&&&0100 000 &&&&&&&&&0733000.&&&&&0733 000 &&&&&&&030800000.&&&&&030 800 000 [18]
Urquiola Испания Испания, Ла-Корунья 12 мая 1976 &&&&&&&&&0100000.&&&&&0100 000 &&&&&&&&&0733000.&&&&&0733 000 &&&&&&&030800000.&&&&&030 800 000 [18]
Torrey Canyon (англ.)русск. Великобритания Великобритания, Силли 18 марта 1967 &&&&&&&&&&080000.&&&&&080 000-119,000 &&&&&&&&&0587000.&&&&&0587 000-873,000 &&&&&&&024654000.&&&&&024 654 000-36,666,000 [18][21]
Greenpoint oil spill (англ.)русск. США США, Бруклин, Нью-Йорк 1940 — 1950 &&&&&&&&&&055000.&&&&&055 000- 97,000 &&&&&&&&&0400000.&&&&&0400 000-710,000 &&&&&&&017000000.&&&&&017 000 000-30,000,000 [25]

ru.wikibedia.ru