По дисциплине Ликвидация аварийных разливов нефти. Ликвидация разливов нефти литература


Аварийных разливов - Книга - стр. 1

ВОРОБЬЕВ Ю.Л., АКИМОВ В.А., СОКОЛОВ Ю.И.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И ЛИКВИДАЦИЯ

АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ

НЕфТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

МОСКВА 2005

ББК 39.49 (2Рос) В75

Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И.

В75 Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефте­продуктов. - М.: Ин-октаво, 2005. - 368 с.

В книге классифицированы возможные источники разливов нефти и нефтепродук­тов, возможные риски разливов нефти при ее добыче на суше и на морском шельфе, а также при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций природного характера, криминальных врезок, военных дей­ствий и террористических актов.

Отражены требования международных соглашений и российских правовых актов в области предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов, правовой опыт США в борьбе с разливами нефти.

Большое внимание уделено организации борьбы с разливами нефти и нефтепро­дуктов с отражением требований планов ликвидации разливов нефти на суше и на море, структуры и порядка их разработки, приведены положения конкретного плана организации борьбы с разливами нефти на море.

Приведены рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной промышленности в области организации борьбы с крупными разливами нефти с при­влечением сил и средств международных центров.

В книге отражены вопросы мониторинга аварийных разливов нефти, описаны ос­новные технологии и средства локализации и ликвидации разливов нефти и нефте­продуктов, утилизации отходов разливов и организации безопасности работ при лик­видации разливов нефти.

Книга может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблема­ми борьбы с разливами нефти, специалистам объектов нефтяной промышленности, главам администраций регионов и работникам органов управления гражданской обо­роны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организующих работы по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, а так­же компаниям, специализирующимся на проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

© МЧС России, 2005ISBN 5-98738-033-2 © Оформление Инюктаво, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. ИСТОЧНИКИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА СУШЕ

И ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ РОССИИ 9

1.1. Нефтепромыслы 9

  1. Общая характеристика нефти 9

  2. Российские месторождения нефти 12

  3. Стадии разработки нефтяных месторождений 16

  4. Разливы на нефтяных месторождениях 26

1.2. Разливы при транспортировке нефти и нефтепродуктов 39

  1. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов... 39

  2. Железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов 72

  3. Речные перевозки нефти и нефтепродуктов 77

  1. Утечки из нефтехранилищ 82

  2. Разливы нефти вследствие чрезвычайных ситуацийприродного характера 88

  3. Разливы нефти вследствие криминальных врезок,

военных действий и террористических актов 94

Глава 2. РИСКИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА МОРЕ 103

  1. Разливы при транспортировке нефти морским транспортом 103

  2. Разливы нефти на нефтетерминалах 114

  3. Риски разливов на морских акваториях 119

  1. Освоение континентального шельфа 120

  2. Бассейн Балтийского моря 125

  3. Бассейн Черного и Азовского морей 138

  4. Бассейн Каспийского моря 144

  5. Бассейны северных морей 153

  6. Бассейн Охотского моря 162

Глава 3. ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ

С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ 171

  1. Международные соглашения по предотвращениюзагрязнения моря нефтью и нефтепродуктами 171

  2. Гражданская ответственность в области защиты морской

среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами 185

  1. Режим континентального шельфа 196

  2. Законы США по разливам нефти 200

  3. Нормативное и правовое обеспечение в области борьбы

с разливами нефти в России 208

3

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С РАЗЛИВАМИ НЕФТИ

И НЕФТЕПРОДУКТОВ 216

  1. Мониторинг аварийных разливов нефти 216

  2. Организация мероприятий по предупреждению

и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов 227

4.3. Планы ликвидации разливов нефти 242

  1. Общие требования и структура планов ликвидацииразливов нефти 242

  2. План по предупреждению и ликвидации аварийныхразливов нефти на море 248

  3. Рекомендации международной ассоциациипредставителей нефтяной промышленности по охранеокружающей среды 268

  4. Организация борьбы с крупными нефтянымиразливами за рубежом 280

Глава 5. ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ЛИКВИДАЦИИ

РАЗЛИВОВ НЕФТИ 293

5.1. Ликвидация разлива нефти на море 293

5.1.1. Поведение нефти, разлитой на поверхности

чистой воды 293

  1. Поведение нефти, разлитой в ледовых условиях 294

  2. Технологии ликвидации разливов нефти на море 296

  1. Технологии ликвидации разливов нефти на суше 311

  2. Средства ликвидации разливов нефти 325

  3. Технологии утилизации отходов ликвидации разливов

нефти 343

5.5. Вопросы безопасности при проведении ликвидации

разливов нефти 350

Заключение 357

Использованные источники 370

ВВЕДЕНИЕ

Нефть - горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Нефть известна с древ­нейших времен, ее добывали еще в Мессопотамии. В России первое да­тированное письменное упоминание о ней относится к 1637 году. Именно тогда в рукописях Пушкарского приказа было сказано о нахождении «ка­занской черной нефти». А еще через столетие, в 1745 году, в России был сооружен первый нефтеперегонный завод в Пустозерске архангелогородс-ким «рудознатцем» и купцом Федором Прядуновым. Нефть добывалась из колодцев и использовалась для смазки и обогрева жилищ.

Россия является одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. А первый нефтяной фонтан был получен в России в 1864 году из скважины, пробурен­ной у реки Кудако на Кубани. В 1901 году на долю России приходилось 52% мировой добычи нефти — 706 млн пудов по сравнению с 555 млн пудов в США; добыча в 13 остальных нефтедобывающих странах была на этом фоне пренебрежительно мала. Уже к середине 20-х годов нашего столетия добыча нефти в России достигала 2,5 млн тонн в год, в 30-е годы — 5—7 млн тонн в год, в 1950 году - 18 млн тонн, в 1960 году - 118 млн тонн, в 1988 году -557 млн тонн, в 1998 году - 303 млн тонн, в 2004 году - 459 млн тонн.

Поначалу казалось, что нефть приносит людям только пользу, но посте­пенно выяснилось, что использование нефти и продуктов ее переработки имеет и оборотную сторону. С увеличением объемов добычи, переработки, транспортировки, хранения и потребления нефти и нефтепродуктов, расши­рялись масштабы их разливов и загрязнения ими окружающей среды.

Разлив нефти - это сброс сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных ма­териалов, смесей, содержащих нефть, и очищенных углеводородов в окру­жающую среду, произошедший в результате аварийной ситуации при добы­че, транспортировке и хранении нефти.

Вероятность, частота возникновения, масштаб, интенсивность и экологи­ческие последствия аварийных разливов нефти различаются в зависимости от широкого спектра природных и технологических факторов. Любая неф­тедобыча не может быть абсолютно экологически чистой. Какое-то количе­ство углеводородов, как показывает мировый опыт, обязательно попадает в окружающую среду.

Наибольшие потери нефти связаны с ее морской транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывоч­ных и балластных вод, — все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Снимки поверхности Земли, сделанные со спутников, показывают, что уже почти 30% поверхности океа­на покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана.

На долю нефти в совокупном мировом энергопотреблении приходится около 40%, и эта цифра, по прогнозам экспертов, останется неизменной в течение ближайших 15-20 лет. По данным Energy International Administration

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

(EIA) потребление энергии в мире по состоянию на 1 января 2001 года выглядело следующим образом (таблица 1) [87].

Таблица 1 Соотношение потребляемых энергоресурсов в мире (на 1 января 2001 г.)

Вид энергоресурса

% соотношения

Нефть

38,8

Уголь

23,7

Газ

22,7

Гидроэнергия

7

Атомная энергия

6,5

Альтернативные источники энергии*

1,3

* Альтернативные источники энергии включают в себя солнечную, ветряную, при­ливную, геотермальную энергию, а также энергию, получаемую при сжигании биомассы.

В недрах России сосредоточено около 13% разведанных мировых запа­сов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих орга­низаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают более 90% всего объема добычи [69].

Нефтегазовый сектор является доминирующим во всей российской эко­номике. Нефть экспортируется из России преимущественно в страны даль­него зарубежья. В настоящее время основным рынком экспорта российской нефти и нефтепродуктов является Европа. На этот рынок приходится по­рядка 90% экспорта, в связи с этим сложившаяся транспортная инфраструк­тура страны ориентирована на удовлетворение потребностей этого региона. Рынок нефти стран Западной и Центральной Европы останется для России крупнейшим и в ближайшие 20—25 лет. В то же время, постепенно растет доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в экспорте российской нефти. Экспорт в восточном направлении возрастет с 3% в настоящее время до 18% в 2015 году за счет увеличения экспорта с Сахалина и с новых месторождений Восточной Сибири и Якутии. В настоящее время потреб­ность Китая в нефти составляет 150 млн тонн в год. Прогнозируется, что к 2010 году потребление нефти там увеличится до 390-410 млн тонн. К 2010 году спрос Японии на нефть увеличится до 260-280 млн тонн [49, 86].

Развитие нефтедобычи и нефтепроизводства сопровождаются увеличени­ем масштабов и ростом объемов нефтяных загрязнений и отходов, вызываю­щих нарастание экологической угрозы, уменьшение площадей хозяйственных угодий, снижение плодородия почв и ухудшение здоровья населения. Суще­ствующие технологии ликвидации нефтяных загрязнений не обеспечивают требуемых объемов, темпов и степени очистки природных, промышленных и хозяйственных объектов от нефтяных загрязнений, оказываются малоэффек-

Введение

тивными и высоко затратными и не соответствуют современным требовани­ям экологии. При этом по экспертным оценкам, от 3 до 7% добытого, переве­зенного и сохраненного нефтепродукта в стране теряется безвозвратно в за­грязнениях и отходах. В декабре 2000 года на Парламентских слушаниях, посвященных экологической безопасности в нефтегазовой промышленности, в материалах, представленных Комитетом по экологии Государственной Думы РФ, приводились данные о ежегодных потерях 17-20 млн тонн нефти.

В связи с активизацией разработки, добычи на континентальном шельфе и транспортировки морем углеводородов резко возросла опасность аварий, связанных с большими разливами нефти. Риски аварийных разливов, на­пример, на Балтике, оцениваются сейчас до 2500 тонн, на Черном море - до 3700 т, а при катастрофах танкеров эта цифра возрастет до десятков тысяч тонн, что обусловливает необходимость повышения уровня технического оснащения и профессиональной подготовленности соответствующих аварий­но-спасательных служб [74].

Усиливаются требования к потенциальным загрязнителям — добываю­щим установкам и нефтяным терминалам - в части их готовности своими силами ликвидировать аварийные разливы нефти, для чего они должны иметь соответствующие средства и формирования. Для объединения усилий спа­сательных служб Россия имеет двусторонние соглашения с сопредельными государствами по ликвидации разливов нефти на море, а также является участницей всех международных конвенций и ряда региональных соглаше­ний по этим направлениям.

Жидкие углеводороды проходят через систему 1600 крупных нефтебаз и хранилищ нефтепродуктов и 30 нефтеперерабатывающих заводов страны. Сеть продуктопроводов протянулась по густонаселенным территориям цен­тра европейской части России и исключительно ценным в сельскохозяй­ственном отношении районам юга России. Магистральные трубопроводы проходят вблизи населенных пунктов и промышленных предприятий (2800 зданий и сооружений находятся на минимально допустимых расстояниях от магистральных трубопроводов), 15 тысяч раз пересекают железные и шоссейные дороги, 2 тысячи раз - реки, каналы и озера [88, 102].

Основными источниками загрязнений являются добывающие предприя­тия, элементы системы перекачки и транспортировки нефти и нефтепро­дуктов, нефтяные терминалы и нефтебазы, железнодорожный транспорт (ци­стерны), речные и морские нефтеналивные танкеры, автозаправочные комп­лексы, и станции компаний и автопредприятий, и другие объекты.

Объемы отходов нефтепродуктов и нефтезагрязнений, скопившиеся на отдельных объектах, составляют десятки и сотни тысяч кубометров. Значи­тельное число хранилищ нефтешламов и отходов, построенных с начала 50-х годов, ввиду ветхости, превратились из средства предотвращения нефтезагряз­нений в постоянно действующий источник таких загрязнений.

Странами ООН, участвующими в мероприятиях по улучшению и охране окружающей среды, согласован общий перечень наиболее важных (приори­тетных) веществ, загрязняющих биосферу. К их числу относят соединения

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

тяжелых металлов, пестициды, полициклические ароматические углеводо­роды (ПАУ), хлорорганические соединения (ХОС), фенолы, детергенты, нитраты и нефтепродукты.

В настоящее время нефть - самое распространенное вещество, загрязня­ющее природные воды. Транспортировка половины добываемой на миро­вом шельфе нефти обеспечивается танкерным флотом. Транспортировка на танкерах оценивается до 2 млрд тонн в год. При этом 0,03% транспортируе­мой танкерами нефти и нефтепродуктов, теряется по различным причинам.

Огромное количество нефти попадает в окружающую среду и при нормальной («рутинной») работе отечественных нефтепроводов и нефте­промыслов.

Существуют нормативы потерь (нормы естественной убыли) нефти и нефтепродуктов при их перекачке по трубопроводам. Например, при пере­качке бензина по трубопроводу норма естественной убыли составляет 0,19 кг на 1 тонну перекачиваемого топлива на 100 км трубопровода. Другими сло­вами, при перекачке 1 млн тонн бензина по трубопроводу длиной 1000 км допускается потеря 1900 тонн. При этом, согласно «общим положениям», в нормы естественной убыли не включены потери, связанные с ремонтом, ава­рийные потери и потери, вызванные последствиями стихийных бедствий.

Официально допустимые нормы потерь нефтепродуктов при отпуске в транспортные средства составляют 1,25 кг/тонн. Норма естественной убы­ли при перекачке с железной дороги на нефтебазу составляет 171 кг на 1000 тонн, при погрузке с нефтебазы на танкер - 1400 кг на 1000 тонн. По существующим в России нормативным документам, регламентирую­щих «нормы естественной убыли», допустимые потери нефти, например, при железнодорожных перевозках, составляют 0,042% (420 кг на 1000 тонн), т. е. при перевозке 1 млн тонн нефти допускается потеря 420 тонн [45, 46].

В России основное количество нефти попадает в окружающую среду при транспортировке нефти в результате многочисленных аварий на нефтепро­водах. На нефтепроводах ежегодно отмечается 50-60 тысяч случаев проры­вов, «свищей» и пр., что приводит к значительным потерям нефти. Только на месторождениях Западной Сибири прорывы нефтепроводов случаются до 35 тыс. раз в год.

С 2000 по 2004 годы Россия обеспечила самый высокий прирост добы­чи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. К большому сожалению, с увеличением добычи нефти растут и объемы ее разливов.

refdb.ru

Реферат - Проблемы планирования и ликвидации разливов нефти

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ

Хаустов А.П., Редина М.М., РУДН

В качестве одной из наиболее действенных организационных мер, которые должны способствовать снижению ущербов от аварий, рассматривается планирование ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Составление планов (ПЛАРН), безусловно, не устранит основные причины аварийности, однако должно способствовать минимизации последствий и скорейшему восстановлению пострадавших территорий и населения.

Цель ПЛАРН – заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения [3].

Однако качество создаваемых документов зачастую далеко от совершенства. Так, анализ ПЛАРН, поступавших в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, показывает, что в них, как правило, не предусмотрены предупредительные природоохранные мероприятия по минимизации отрицательных воздействий на окружающую среду, не учтены особенности территорий в зоне потенциальных ЧС, недостаточно проработаны вопросы безопасности временного хранения и утилизации нефтезагрязненных отходов и грунтов [2], не всегда обосновано применение сорбентов для ликвидации аварий. Также важнейший пробел – крайне слабая проработка вопросов постмониторинга состояния почвы, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха в районе аварийного разлива нефтепродуктов.

Еще одна крупная проблема заключается в том, что не всегда планируемые в ПЛАРН природоохранные мероприятия являются оптимальными, позволяющими предусмотреть и предотвратить возможное вторичное загрязнение объектов окружающей среды в ходе локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

В целом можно отметить, что система планирования ЛАРН в России в настоящее время не достаточно совершенна, необходимо ее развитие с учетом опыта первых лет планирования и исполнения планов ЛАРН. Необходимо более ответственно подходить к документации и анализу аварий, вне зависимости от объемов разлитой нефти и нанесенного ущерба. До настоящего времени в научно-технической литературе не проводилось сопоставления ПЛАРН и реально выполненных работ по какому-либо объекту с оценкой ущербов, нанесенных окружающей среде. Чаще всего оценки работ по ликвидации разливов нефти содержатся в средствах массовой информации и сопровождаются чудовищным искажением фактов масштабов аварий и их последствий. В то же время, владельцы нефтетранспортных систем и виновники аварий стараются повсеместно занижать объемы вылившейся нефти и площадей, подвергшихся загрязнению.

Среди основных направлений работ по совершенствованию планирования предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов можно выделить следующее:

более тщательную проработку при проектировании нефтепроводов в зонах повышенной экологической уязвимости;

усиление технологического и экологического контроля на нефтепродуктопроводов с применением беспилотных летательных аппаратов;

составление полного каталога произошедших аварий в пределах административных образований с оценкой эколого-экономических и социальных последствий, принятых мер к виновникам аварий;

прозрачность и доступность всей информации по авариям, способам, технологиям и времени их ликвидации;

введение обязательного экологического страхования в зависимости от выработанного ресурса нефтепродуктопроводов;

профессиональный и компетентный подход к оценкам риска аварий при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов на предпроектной стадии с учетом экологических и социальных последствий аварий.

ПЛАРН охватывает наиболее вероятные сценарии развития неблагоприятных событий, что делает прогнозирование важнейшим моментом при подготовке документа. От достоверности полученных прогнозных оценок зависит качество подготовки к возможным аварийным ситуациям, эффективность устранения их последствий и, в конечном итоге, целесообразность составления самого документа. В этом случае проблема анализа риска неблагоприятных событий становится важнейшей при планировании ЛАРН [7].

Методы оценки рисков, которые внесены в качестве обязательной процедуры в руководящие документы, уже сегодня нуждаются в существенной корректировке. Отдельные оценки одних и тех же технологических рисков от аварии на магистральном нефтепроводе могут различаться на 2 порядка, что свидетельствует о недопустимых погрешностях.

Также нуждается в теоретическом и практическом обосновании существующая классификация рисков на нефтепроводах, на которой основаны расчеты для Декларации промышленной безопасности. Отметим также, что при составлении ПЛАРН этот документ используется крайне слабо, а в самих декларациях расчеты начали проводиться недавно и многими руководителями не принимаются во внимание.

Анализ документов, регламентирующих создание ПЛАРН показал, что нормативная база весьма несовершенна и находится в стадии разработки. В целом можно выделить следующие упущения действующей нормативной базы.

Слабо детализирована методологическая и методическая основа разработки документов по ПЛАРН для предприятий ТЭК. В действующей нормативной документации недостаточно учтена специфика возможных аварий и организации структуры их ликвидации на объектах для различных типов территорий.

Существующая нормативная правовая база может быть охарактеризована как разрозненная, поскольку условия отдельных производственных процессов и отдельных типов территорий рассредоточены по многочисленным документам разных уровней и отраслевой принадлежности.

Недостаточно четко прописано взаимодействие работников предприятий и органов МЧС, Ростехнадзора, органов Санэпиднадзора, МПР и местных администраций.

В соответствии с указаниями МПР РФ при возникновении аварии необходима передача обязательных сведений в территориальные органы и Спецморинспекции МПР России. В документах, регламентирующих разработку ПЛАРН, чаще всего отсутствует перечень сведений и порядок оформления таких документов.

Отсутствуют достаточно обоснованных рекомендаций по унификации приложений к плану ЛАРН, перечень необходимых исходных данных для разработки планов. Это приводит к формализации их основы и невыполнению многих важных положений, регулирующих действия по ликвидации аварий и их последствий.

Толкование многих терминов в анализируемых документах не унифицировано, что приводит к различному восприятию важнейших определений и, соответственно, к разночтениям в самих планах.

В действующих документах недостаточно полно разработан алгоритм действий субъектов-природопользователей для совершенствования превентивных механизмов возникновения аварийных разливов.

Системе мониторинга отдаленных последствий аварийных разливов нефти в ПЛАРН практически не отводится места, что противоречит природоохранному законодательству РФ. Требования к организации системы мониторинга последствий аварии не представлены.

ПЛАРН следует рассматривать в первую очередь как организационный документ, руководство к действию при устранении последствий аварии (экологических, социальных, технических). Поэтому оперативность устранения аварийных разливов наряду с качеством восстановительных работ должна быть главным критерием оценки действий участников ликвидации аварии.

Действующая нормативная документация предписывает проведение рекультивационных работ по окончании операций по локализации аварии. Однако важно не просто провести какие-либо мероприятия, а выбрать оптимальные из возможных вариантов и проконтролировать качество их проведения. Работы по рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных территорий активизировались в последние десятилетия, особенно в ХМАО. Так, по официальным данным в 1994 г. площадь земель, рекультивированных после нефтезагрязнения, составила 98,759 га, в 1998г. 837,536 га, а в 2000 г. - 1013,192 га нефтезагрязненных земель.

Контроль качества работ по реабилитации пострадавших территорий должен основываться на проведении мониторинговых исследований (постмониторинг). При этом в качестве ориентира (целевого показателя) качества территорий необходимо использовать определенные нормативы состояния компонентов природной среды. Основная проблема, возникающая при контроле состояния почв и подземных вод в ходе мероприятий ЛАРН и при постмониторинге отдаленных последствий, заключается в отсутствии нормативов остаточных содержаний нефтепродуктов для большинства регионов России. В связи с этим следует отметить положительный опыт ХМАО по разработке и применению нормативов остаточного содержания. В качестве дополнительных критериев можно предложить расширенный список требований к приемке восстановленных территорий, разработанный в Республике Коми. Также весьма важно отработать и закрепить нормативными документами процедуру приемки рекультивированных земель.

Литература

2. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2008 году. Казань, 2009.

3. Лещинский В.Б., Мовсесов В.Н., Шашкова Е.С., Хаустов А.П., Редина М.М. Рекомендации по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на почве. Р Газпром 2-1.3-285-2008. – М.: ООО «Газпромэкспо», 2009. - 90 с.

5. Чрезвычайные ситуации и профессиональная безопасность в нефтегазовом комплексе/ Под ред. проф. А.П. Хаустова. - М.: ГЕОС, 2009. – 456 с.

6. Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. – М.: Дело, 2006.

www.ronl.ru

По дисциплине Ликвидация аварийных разливов нефти

кафедра ТХНГ

курс 4

  1. Модели растекания нефти в ледовых условиях.

  2. Сжигание нефти на месте разлива как метод локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

  3. Расчёт дозировки диспергентов.

Составил: _________________________ доцент Н. А. Антропова

Утверждаю: зав.кафедрой ___________________ А.В. Рудаченко

«28 » июня 2014 г..

Курсовая работа (кр) студента

В качестве курсовой работы предлагаются следующие темы:

  1. Рассчитать ущерб водному объекту, почве и атмосфере при проколе нефтепровода в месте подводного перехода.

  2. Рассчитать ущерб водному объекту, почве и атмосфере при порыве нефтепровода в месте подводного перехода.

  3. Рассчитать ущерб почве и атмосфере при проколе нефтепровода

  4. Рассчитать ущерб водному объекту, почве и атмосфере при проколе нефтепровода в месте подводного перехода.

  5. Рассчитать ущерб водному объекту, почве и атмосфере при порыве нефтепровода в пойменной части реки.

Цель выполнения курсовой работы:

– закрепление и более глубокое усвоение теоретических знаний и практических навыков в применении методов для решения конкретных задач;

– приобретение навыков и освоение методов анализа и синтеза, выбора и обоснования при проектировании заданных объектов;

– развитие самостоятельности при выборе методов достижения цели и творческой инициативы при решении конкретных задач;

– подготовка к выполнению ВКР.

Оформление курсовой работы необходимо выполнить согласно стандарта ТПУ (РАБОТЫ ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ, ПРОЕКТЫ И РАБОТЫ, 2006).

8. Формируемые компетенции

Результаты формируемых компетенций в зависимости от вида полученных знаний по дисциплине «Ликвидация аварийных разливов нефти» представлены в табл. 7.

Таблица 7

Формируемые компетенции в зависимости от вида полученных знаний по дисциплине

«Ликвидация аварийных разливов нефти»

Коды

Компетенции,

совокупный ожидаемый результат по завершении обучения

Совокупность оценочных заданий

по дисциплине

«Подготовка, транспорт и хранение скважинной продукции»

лекции

практические занятия

самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

(ОК-4)

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-5)

вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать кон­фликты

(ОК-6)

проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность

(ОК-14)

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции

(ОК-15)

понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности

(ОК-17)

осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям

(ОК-18)

быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности

(ОК-19)

быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению

Профессиональные компетенции

общепрофессиональные способности

(ПК-9)

оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве

(ПК-10)

применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

(ПК-11)

обоснованно применять методы метрологии и стандартизации

studfiles.net