Особенности транспортировки Казахстанской нефти через территорию РФ. Маршруты транспортировки нефти


Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке. США + Турция + Иран: rcross

Эрнест Султанов: Тройственное отношение. Что объединило Турцию, США и Иран. Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке // Коммерсант Власть. №30-31(1135-1136). 17.08.2015.http://www.kommersant.ru/doc/2787116На Ближнем Востоке формируется альянс, состоящий из Турции, США и Ирана, который способен изменить карту мира, в том числе и энергетическую. В результате этого Россия может потерпеть поражение в борьбе за европейский газовый рынок.Эрнест Султанов

Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке

За последние несколько лет Ближний Восток стал свидетелем революций, гражданских войн и исчезновения целых государств. Одним из результатов столь динамичного изменения ситуации в регионе стало формирование неожиданных, даже парадоксальных альянсов. Наиболее известный из них — "Исламское государство", франшиза которого активно используется недовольными не только на Ближнем Востоке, но и за его пределами. Другим знаковым явлением стал союз между нынешним египетским режимом и рядом ближневосточных монархий, прежде всего Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, намеренный бороться с "Братьями-мусульманами". Однако наибольшее значение для будущего региона будет иметь Тройственный союз, включающий Анкару, Вашингтон и Тегеран.Формирующийся альянс уже начал оказывать влияние на Ближний Восток. В частности, на его фоне усилилось сотрудничество между Саудовской Аравией и Израилем. Речь идет о совместном противодействии иранской угрозе, в том числе с использованием лоббистского потенциала обеих стран в Вашингтоне. Другим неожиданным шагом стала попытка Эр-Рияда привлечь на свою сторону в качестве союзника Москву. С этой целью внушительная саудовская делегация во главе с сыном короля приняла участие в Петербургском экономическом форуме. Причем обсуждались не только значительные саудовские инвестиции в российскую экономику, но и политика на нефтяном рынке и военные закупки. А в качестве подтверждения серьезности намерений был согласован визит короля Салмана в Россию.Главная опасность для Тройственного союза исходит не от внешних, а от внутренних сил. В США часть элиты считает Иран ключевой угрозой внешней политике Вашингтона в регионе. Причем, по их мнению, стоит только додавить Тегеран, как все существующие проблемы разрешатся самостоятельно. А, учитывая поддержку со стороны влиятельного лобби, эту позицию вряд ли стоит сбрасывать со счетов. В этом плане показательными стали дебаты среди потенциальных кандидатов от республиканцев, которые соревновались в неприятии сближения с Ираном.В Иране, в свою очередь, по-прежнему сильны позиции тех, кто выступает за опору исключительно "на своих" в регионе. Для этой части элиты, прежде всего силовой, обладание ядерным оружием является гораздо более эффективным средством защиты собственных интересов, чем договоренности с традиционными противниками. Точно так же и в Турции многие по-прежнему видят в Тегеране ключевого соперника в регионе. Причем интересы "Братьев-мусульман", на которых делала ставку Анкара, во многих точках Ближнего Востока, включая Сирию и Йемен, противоречат позициям местных союзников Ирана.Есть ряд причин как политического, так и экономического характера для создания альянса между США, Турцией и Ираном. Однако еще более важную роль играет тот факт, что речь идет о значимых в военном плане игроках. Фактически это единственные присутствующие в регионе силы, способные на длительное наземное, а не только виртуально-воздушное участие в региональных конфликтах. Другие региональные силы, прежде всего Израиль и Саудовская Аравия, во многом скомпрометировали себя неспособностью достичь поставленных военных целей. Эр-Рияд уже несколько раз терпел унизительное поражение от йеменских хуситов, а Израиль так и не смог добиться каких-либо серьезных результатов в противостоянии с движением "Хамас". Причем как израильтяне, так и саудовцы, фактически ограничивающиеся использованием авиации, оказываются неспособны на серьезную наземную операцию в Йемене или Газе.Эффективность нового Тройственного союза может быть проверена уже на Сирии. В ситуации гражданской войны получить полный контроль над страной в одиночку никто не может. Более реально выглядит ее раздел с устранением "чужаков", как внешних, так и внутренних. Причем речь идет не о "Zero sum game", а именно о "Win — win situation". Фактически это означает, что ключевые региональные игроки получают возможность узаконить раздел сфер влияния: турки и их союзники берут под контроль северную часть страны с Алеппо, а иранской коалиции достается южная с Дамаском. В свою очередь, Вашингтон добивается значимой и, самое главное, не требующей прямого военного присутствия победы над радикалами из ИГ и в деле "проверяет" партнеров по переустройству нового Большого Ближнего Востока. Фактически Вашингтон возвращается к модели ближневосточного альянса середины 1950-х годов. То есть речь идет о новом Багдадском пакте, в рамках которого ключевые местные игроки берут на себя ответственность за "региональную безопасность" в сотрудничестве с Вашингтоном.Причем и психологически время для создания Тройственного союза было выбрано максимально удачно. Показательно, что в отношении египетского переворота 2013 года, бомбежек Газы в 2014 году и переговоров по иранской ядерной программе в 2015-м Вашингтон оказался ближе к Анкаре и Тегерану, чем к Тель-Авиву и Эр-Рияду.Для Турции и Ирана формирующийся альянс важен и в контексте общей курдской проблемы. Дело в том, что, взяв город Телль-Абьяд, курды сумели соединить три находящихся под их контролем сирийских анклава. Более того, контролируемая ими территория примыкает к фактически независимому и управляемому из Эрбиля Северному Ираку. Таким образом, все более реальной становится перспектива создания Большого Курдистана. Причем речь идет не только о вхождении в него сирийских и иракских территорий, но и об угрозе дезинтеграции Турции и Ирана. Тем более что Рабочая партия Курдистана усиливает свое региональное влияние, фактически являясь наиболее боеспособным подразделением по сравнению не только с курдской милицией в Сирии, но даже и с опытной "Пешмергой" в Ираке. Соответственно, раздел между Анкарой и Тегераном Сирии, а в перспективе и Ирака позволяет в том числе решить и общую для них курдскую проблему. Показательно, что Иран, у которого по-прежнему действует оборонительный договор с режимом Башара Асада, фактически проигнорировал прямое военное вмешательство Турции в сирийский конфликт.Создание нового Большого Ближнего Востока требует не просто заинтересованности ключевых игроков, а их вовлеченности без возможности повернуть назад. Соответственно, участие Тегерана и Анкары в разделе Сирии и Ирака вполне приемлемо для Вашингтона. Показательно, что в рамках этого нового уровня согласия турецкие и американские военные начали совместные действия, в том числе с использованием военно-воздушной базы Инджирлик. В свою очередь, в Ираке американцы уже давно координируют свои действия с КСИР.В создающемся Тройственном союзе именно Вашингтон является лидером, с одной стороны, сдерживающим потенциальные противоречия между Анкарой и Тегераном, а с другой — имеющим инструменты давления на них. В отношении противоречий достаточно сказать, что Турция и Иран исторически соперничают за лидерство в регионе.Вашингтон в этой игре имеет серьезные козыри против обоих своих партнеров. Достаточно сказать, что всегда можно найти основания обвинить Тегеран в несоблюдении договоренностей, создав основания для возвращения санкций. Турция в этом плане еще более уязвима. Фетхуллах Гюлен, ставший на сегодня ключевым политическим противником Реджепа Эрдогана, ведет свою борьбу с территории США. А что касается оснований для давления на Анкару, то в случае необходимости поводом может послужить даже пребывание турецких военных на Кипре.В свою очередь с иранской элитой у турецкого руководства выстроились вполне позитивные и взаимовыгодные отношения. Реджеп Эрдоган посетил в январе 2014 года Иран и подписал с Хасаном Рухани соглашение о создании Совета стратегического сотрудничества. Именно через Турцию реализовывались различные полулегальные схемы торговли с Ираном в обход санкций. Кстати, именно из-за иранского досье оказались под обвинениями в коррупции Эрдоган и близкие к нему люди.Раздел зон влияния может быть закреплен через строительство газопровода из Ирана в Турцию. Причем, если газопровод пройдет и через контролируемые зоны в нынешних Ираке и Сирии, это лишь подтвердит серьезность намерений новых партнеров по установлению новой системы на Ближнем Востоке.Одновременно политика Тройственного союза в Сирии и Ираке позволяет Реджепу Эрдогану решить внутриполитические задачи. Парламентские выборы в Турции предполагали три основных варианта развития внутриполитической ситуации. Два из них, полная победа и полное поражение, вполне устраивали президента Эрдогана. В первом случае он получал конституционное большинство в парламенте, необходимое для установления президентской республики. Не случайно "план" на выборы составлял 400 мест (лучший результат до этого — всего 363 места) в парламенте нового созыва. В случае потери требуемого для формирования правительства большинства вся ответственность падала на нынешнее партийное руководство (будучи президентом, Эрдоган формально является беспартийным).Единственный вариант, который был политически неудобен для Эрдогана,— это завоевание Партией справедливости и развития большинства без решения проблемы президентской власти. В этом случае Эрдоган оказывался вне игры, а роль партийного руководства и правительства во главе с Давутоглу серьезно усиливалась.При этом поражение на парламентских выборах (ПСР получила всего 258 мест) вовсе не означает конец неооттоманского проекта под руководством нынешнего президента. Такой вариант был предсказуем, и на этот случай у Эрдогана был готов альтернативный план. Дело в том, что в условиях послевыборной неопределенности и отсутствия стабильного большинства в парламенте значение президента как гаранта стабильности Турции серьезно повышается. Тем более что для исполнения этой роли вполне созрели не только внутриполитические, но и внешнеполитические угрозы в виде "Большого Курдистана" и "Исламского государства". Причем успешная борьба с этими угрозами в рамках Тройственного союза позволяет Эрдогану решить проблему формирования новой политической системы, одновременно остановив начавшееся брожение внутри Партии справедливости и развития.Для реализации плана Б у Эрдогана есть все необходимые условия. Прежде всего, вполне подготовленный и лояльный военный аппарат. Выход армии из казарм уже не представляет угрозы с точки зрения риска военного переворота. Причем для сегодняшнего военного истеблишмента как раз смена власти в стране представляет риск. Приход оппозиции к власти вполне может привести к новому витку чисток и кадровых перестановок, направленных уже против тех, кто сотрудничал с Эрдоганом. В этом плане показательно, что президент наградил бывшего последние четыре года руководителем Генерального штаба генерала Недждета Озеля высшей воинской наградой, притом что в период его пребывания на этом посту армия фактически не воевала.Одновременно турецкая армия имеет хороший опыт военных действий против наиболее боеспособных в регионе подразделений РПК. Причем сложный характер местности на юго-востоке Турции мало уступает Северу Сирии и Ирака. С точки зрения оснащенности у турецкой армии также улучшилась ситуация именно при Эрдогане, который активно развивал ВПК страны. Наконец, создание подконтрольной Анкаре зоны в Сирии и Ираке имеет под собой серьезную систему обоснований. И дело здесь не только и не столько в терактах на территории Турции или обстрелах приграничных городов. Претензии Анкары имеют под собой историко-идеологическую основу. С одной стороны, речь идет о защите "своих", то есть тюркского населения, оказавшегося на территории других государств после развала Оттоманской империи. С другой, получение контроля над этими районами воспринимается и как возврат незаконно отторгнутых англичанами и французами турецких территорий.Речь идет о создании турецкой зоны ответственности, аналогичной той, что уже существует у иранцев и их союзников из "Хезболлы". Причем, учитывая ограниченность возможностей ИГ и резкое усиление контроля на турецко-сирийской границе, у Анкары есть хорошие перспективы добиться быстрой эффективной победы. При этом и с Эрбилем у Анкары не должно быть серьезных противоречий. Дело в том, что для Масуда Барзани основную угрозу представляет именно РПК, а не турки, которым выгодно пребывание контролируемой местной администрации у власти.Важно также учесть, что именно Анкара наиболее активно взаимодействовала с ИГ на протяжении последних лет. Речь идет о возврате заложников-турок, о продаже нефти, пограничном взаимодействии, а также о координации действий на фронте, причем не только антиасадовском. Учитывая неоднородность ИГ, вполне можно говорить и о наличии фракции, выступающей за конструктивные отношения с Анкарой. В этом плане и бомбардировки турецкой авиации направлены против той части ИГ, которая находится вне игры с турецкими спецслужбами.И самое главное, в рамках реализации Анкарой большой игры на Ближнем Востоке — это эффективно работающие и лояльные спецслужбы. Готовясь к альтернативному плану, Эрдоган не позволил "уйти в парламент" нынешнему главе спецслужб. Речь идет не только об их близости и готовности выполнять любые поставленные задачи, но и о тесной связи Хакана Фидана с коллегами из США еще со времен его учебы.Происходящее вполне укладывается в план Б. Теракты произошли на юго-востоке страны. Пострадали от них курды и левые. Виновным было "назначено" "Исламское государство". Дальнейшее обострение ситуации с безопасностью (убийство сотрудников антитеррора) потенциально будет способствовать консолидации общества вокруг единственного сильного человека. Манифестации против политики властей являются в этой ситуации логичной, но вряд ли успешной темой. Осознавая неизбежность вторжения, ключевые силы начнут консолидироваться, а успешно выступившая на последних выборах курдская партия Демирташа либо будет закрыта, либо окажется в маргинальном и политически крайне уязвимом положении.Участие в формировании нового Большого Ближнего Востока создает для Турции возможности для нового экономического рывка. В этой связи расширение зоны "влияния" позволяет вернуть потерянные после деградации отношений с Башаром Асадом рынки. Более того, после войны этот регион будет нуждаться в восстановлении, а это, в свою очередь, дает возможность загрузить созданные за последние 13 лет мощности турецких строительных и промышленных корпораций. А за счет доступа к нефтегазовым месторождениям, причем не только в Сирии, но потенциально и в рамках большого Мосульского вилаета, Анкара может финансировать собственный "план Маршала" для соседей.В рамках Тройственного союза Анкара фактически достигает одной из своих стратегических целей в сфере энергетической политики. Даже не имея нефтегазовых месторождений на своей территории, Турция постепенно может стать крупным продавцом на европейском энергетическом рынке. Для этого необходимо, чтобы соседи продавали ей энергоресурсы на границе с дисконтом. Однако если до последнего времени никто, кроме иракских курдов и ИГ не соглашался на такую выгодную исключительно для Анкары схему, то теперь ситуация может измениться. Дело в том, что сегодня именно производители энергоресурсов, прежде всего газа, начинают конкурировать за их транспортировку через Турцию на европейский рынок.Речь прежде всего о российском "Турецком потоке", позволяющем в перспективе обойти территорию Украины. В то же время и Азербайджан обсуждает возможности расширения экспорта своего газа через проходящий через Турцию Трансадриатический трубопровод. Да и снятие санкций с Тегерана поднимает вопрос об эффективном пути экспорта его газа с месторождений Южного Парса. При этом возникает конкуренция, позволяющая Анкаре добиться максимально выгодных для себя условий.

Как шли переговоры по "Турецкому потоку"Евгений Федуненко1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин, находясь в Анкаре, объявил об отказе от строительства газопровода "Южный поток". В тот же день "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м в год через Черное море в Турцию. Планируется проложить четыре нитки мощностью по 15,75 млрд куб. м газа в год каждая, первая нитка предназначена для Турции, остальные — для транзита газа в ЕС. Газопровод получил название "Турецкий поток".В феврале 2015 года был согласован маршрут нового газопровода, длина морской части должна составить около 910 км, а сухопутной части по турецкой территории до границы с Грецией — 180 км.В апреле Греция, Сербия, Македония, Венгрия и Турция выразили свою заинтересованность в проекте, подписав декларацию об энергетическом сотрудничестве в создании "экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников" для транспортировки природного газа из Турции в Европу. Греция попросила у России финансовой помощи в обмен на согласие на прокладку "Турецкого потока" по своей территории.В мае по первой нитке газопровода был заключен подрядный контракт с итальянской компанией Saipem. Строительство должно было начаться в июне. Задержки в переговорах по проекту связывались с парламентскими выборами в Турции, а также отсутствием соглашения о скидке, которую требовала турецкая сторона. В том же месяце Македония, по территории которой мог быть продолжен "Турецкий поток", заявила, что не подключится к проекту без одобрения ЕС.В июне Турция дала разрешение на инженерные изыскания в Черном море. В том же месяце Россия и Греция подписали меморандум о совместном строительстве и эксплуатации продолжения газопровода "Турецкий поток" по территории Греции. "Газпром" обязался профинансировать строительство стоимостью $2 млрд.В июле "Газпром" расторг контракт по прокладке первой нитки газопровода c итальянской Saipem, а также заморозил инвестиции в проект "Южный коридор", по которому газ должен был подаваться в "Турецкий поток", вследствие чего мощности последнего могут уменьшиться вдвое, до 32 млрд куб. м. В том же месяце "Газпром" и турецкая Botas достигли договоренности о скидке на газ, которая составит 10,25%. Тогда же агентство Reuters со ссылкой на турецкие источники сообщило, что переговоры по "Турецкому потоку" прекращены, но в России и в Турции это опровергли.Кроме того, в июле Еврокомиссия раскритиковала планы "Газпрома" по строительству газопроводов в обход Украины и предложила план по обеспечению Греции, Болгарии и Сербии азербайджанским газом, а Венгрии и Словении — сжиженным газом из будущего терминала в Хорватии.В августе "Газпром" заявил, что стоимость газопровода без налогов может составить $11,4 млрд, однако к настоящему времени ни межправительственного соглашения, ни договоров с подрядчиками не заключено.

rcross.livejournal.com

Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке. США + Турция + Иран

Эрнест Султанов: Тройственное отношение. Что объединило Турцию, США и Иран. Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке // Коммерсант Власть. №30-31(1135-1136). 17.08.2015.http://www.kommersant.ru/doc/2787116На Ближнем Востоке формируется альянс, состоящий из Турции, США и Ирана, который способен изменить карту мира, в том числе и энергетическую. В результате этого Россия может потерпеть поражение в борьбе за европейский газовый рынок.Эрнест Султанов

Карта. Маршруты транспортировки нефти и газа на Ближнем Востоке

За последние несколько лет Ближний Восток стал свидетелем революций, гражданских войн и исчезновения целых государств. Одним из результатов столь динамичного изменения ситуации в регионе стало формирование неожиданных, даже парадоксальных альянсов. Наиболее известный из них — "Исламское государство", франшиза которого активно используется недовольными не только на Ближнем Востоке, но и за его пределами. Другим знаковым явлением стал союз между нынешним египетским режимом и рядом ближневосточных монархий, прежде всего Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, намеренный бороться с "Братьями-мусульманами". Однако наибольшее значение для будущего региона будет иметь Тройственный союз, включающий Анкару, Вашингтон и Тегеран.Формирующийся альянс уже начал оказывать влияние на Ближний Восток. В частности, на его фоне усилилось сотрудничество между Саудовской Аравией и Израилем. Речь идет о совместном противодействии иранской угрозе, в том числе с использованием лоббистского потенциала обеих стран в Вашингтоне. Другим неожиданным шагом стала попытка Эр-Рияда привлечь на свою сторону в качестве союзника Москву. С этой целью внушительная саудовская делегация во главе с сыном короля приняла участие в Петербургском экономическом форуме. Причем обсуждались не только значительные саудовские инвестиции в российскую экономику, но и политика на нефтяном рынке и военные закупки. А в качестве подтверждения серьезности намерений был согласован визит короля Салмана в Россию.Главная опасность для Тройственного союза исходит не от внешних, а от внутренних сил. В США часть элиты считает Иран ключевой угрозой внешней политике Вашингтона в регионе. Причем, по их мнению, стоит только додавить Тегеран, как все существующие проблемы разрешатся самостоятельно. А, учитывая поддержку со стороны влиятельного лобби, эту позицию вряд ли стоит сбрасывать со счетов. В этом плане показательными стали дебаты среди потенциальных кандидатов от республиканцев, которые соревновались в неприятии сближения с Ираном.В Иране, в свою очередь, по-прежнему сильны позиции тех, кто выступает за опору исключительно "на своих" в регионе. Для этой части элиты, прежде всего силовой, обладание ядерным оружием является гораздо более эффективным средством защиты собственных интересов, чем договоренности с традиционными противниками. Точно так же и в Турции многие по-прежнему видят в Тегеране ключевого соперника в регионе. Причем интересы "Братьев-мусульман", на которых делала ставку Анкара, во многих точках Ближнего Востока, включая Сирию и Йемен, противоречат позициям местных союзников Ирана.Есть ряд причин как политического, так и экономического характера для создания альянса между США, Турцией и Ираном. Однако еще более важную роль играет тот факт, что речь идет о значимых в военном плане игроках. Фактически это единственные присутствующие в регионе силы, способные на длительное наземное, а не только виртуально-воздушное участие в региональных конфликтах. Другие региональные силы, прежде всего Израиль и Саудовская Аравия, во многом скомпрометировали себя неспособностью достичь поставленных военных целей. Эр-Рияд уже несколько раз терпел унизительное поражение от йеменских хуситов, а Израиль так и не смог добиться каких-либо серьезных результатов в противостоянии с движением "Хамас". Причем как израильтяне, так и саудовцы, фактически ограничивающиеся использованием авиации, оказываются неспособны на серьезную наземную операцию в Йемене или Газе.Эффективность нового Тройственного союза может быть проверена уже на Сирии. В ситуации гражданской войны получить полный контроль над страной в одиночку никто не может. Более реально выглядит ее раздел с устранением "чужаков", как внешних, так и внутренних. Причем речь идет не о "Zero sum game", а именно о "Win — win situation". Фактически это означает, что ключевые региональные игроки получают возможность узаконить раздел сфер влияния: турки и их союзники берут под контроль северную часть страны с Алеппо, а иранской коалиции достается южная с Дамаском. В свою очередь, Вашингтон добивается значимой и, самое главное, не требующей прямого военного присутствия победы над радикалами из ИГ и в деле "проверяет" партнеров по переустройству нового Большого Ближнего Востока. Фактически Вашингтон возвращается к модели ближневосточного альянса середины 1950-х годов. То есть речь идет о новом Багдадском пакте, в рамках которого ключевые местные игроки берут на себя ответственность за "региональную безопасность" в сотрудничестве с Вашингтоном.Причем и психологически время для создания Тройственного союза было выбрано максимально удачно. Показательно, что в отношении египетского переворота 2013 года, бомбежек Газы в 2014 году и переговоров по иранской ядерной программе в 2015-м Вашингтон оказался ближе к Анкаре и Тегерану, чем к Тель-Авиву и Эр-Рияду.Для Турции и Ирана формирующийся альянс важен и в контексте общей курдской проблемы. Дело в том, что, взяв город Телль-Абьяд, курды сумели соединить три находящихся под их контролем сирийских анклава. Более того, контролируемая ими территория примыкает к фактически независимому и управляемому из Эрбиля Северному Ираку. Таким образом, все более реальной становится перспектива создания Большого Курдистана. Причем речь идет не только о вхождении в него сирийских и иракских территорий, но и об угрозе дезинтеграции Турции и Ирана. Тем более что Рабочая партия Курдистана усиливает свое региональное влияние, фактически являясь наиболее боеспособным подразделением по сравнению не только с курдской милицией в Сирии, но даже и с опытной "Пешмергой" в Ираке. Соответственно, раздел между Анкарой и Тегераном Сирии, а в перспективе и Ирака позволяет в том числе решить и общую для них курдскую проблему. Показательно, что Иран, у которого по-прежнему действует оборонительный договор с режимом Башара Асада, фактически проигнорировал прямое военное вмешательство Турции в сирийский конфликт.Создание нового Большого Ближнего Востока требует не просто заинтересованности ключевых игроков, а их вовлеченности без возможности повернуть назад. Соответственно, участие Тегерана и Анкары в разделе Сирии и Ирака вполне приемлемо для Вашингтона. Показательно, что в рамках этого нового уровня согласия турецкие и американские военные начали совместные действия, в том числе с использованием военно-воздушной базы Инджирлик. В свою очередь, в Ираке американцы уже давно координируют свои действия с КСИР.В создающемся Тройственном союзе именно Вашингтон является лидером, с одной стороны, сдерживающим потенциальные противоречия между Анкарой и Тегераном, а с другой — имеющим инструменты давления на них. В отношении противоречий достаточно сказать, что Турция и Иран исторически соперничают за лидерство в регионе.Вашингтон в этой игре имеет серьезные козыри против обоих своих партнеров. Достаточно сказать, что всегда можно найти основания обвинить Тегеран в несоблюдении договоренностей, создав основания для возвращения санкций. Турция в этом плане еще более уязвима. Фетхуллах Гюлен, ставший на сегодня ключевым политическим противником Реджепа Эрдогана, ведет свою борьбу с территории США. А что касается оснований для давления на Анкару, то в случае необходимости поводом может послужить даже пребывание турецких военных на Кипре.В свою очередь с иранской элитой у турецкого руководства выстроились вполне позитивные и взаимовыгодные отношения. Реджеп Эрдоган посетил в январе 2014 года Иран и подписал с Хасаном Рухани соглашение о создании Совета стратегического сотрудничества. Именно через Турцию реализовывались различные полулегальные схемы торговли с Ираном в обход санкций. Кстати, именно из-за иранского досье оказались под обвинениями в коррупции Эрдоган и близкие к нему люди.Раздел зон влияния может быть закреплен через строительство газопровода из Ирана в Турцию. Причем, если газопровод пройдет и через контролируемые зоны в нынешних Ираке и Сирии, это лишь подтвердит серьезность намерений новых партнеров по установлению новой системы на Ближнем Востоке.Одновременно политика Тройственного союза в Сирии и Ираке позволяет Реджепу Эрдогану решить внутриполитические задачи. Парламентские выборы в Турции предполагали три основных варианта развития внутриполитической ситуации. Два из них, полная победа и полное поражение, вполне устраивали президента Эрдогана. В первом случае он получал конституционное большинство в парламенте, необходимое для установления президентской республики. Не случайно "план" на выборы составлял 400 мест (лучший результат до этого — всего 363 места) в парламенте нового созыва. В случае потери требуемого для формирования правительства большинства вся ответственность падала на нынешнее партийное руководство (будучи президентом, Эрдоган формально является беспартийным).Единственный вариант, который был политически неудобен для Эрдогана,— это завоевание Партией справедливости и развития большинства без решения проблемы президентской власти. В этом случае Эрдоган оказывался вне игры, а роль партийного руководства и правительства во главе с Давутоглу серьезно усиливалась.При этом поражение на парламентских выборах (ПСР получила всего 258 мест) вовсе не означает конец неооттоманского проекта под руководством нынешнего президента. Такой вариант был предсказуем, и на этот случай у Эрдогана был готов альтернативный план. Дело в том, что в условиях послевыборной неопределенности и отсутствия стабильного большинства в парламенте значение президента как гаранта стабильности Турции серьезно повышается. Тем более что для исполнения этой роли вполне созрели не только внутриполитические, но и внешнеполитические угрозы в виде "Большого Курдистана" и "Исламского государства". Причем успешная борьба с этими угрозами в рамках Тройственного союза позволяет Эрдогану решить проблему формирования новой политической системы, одновременно остановив начавшееся брожение внутри Партии справедливости и развития.Для реализации плана Б у Эрдогана есть все необходимые условия. Прежде всего, вполне подготовленный и лояльный военный аппарат. Выход армии из казарм уже не представляет угрозы с точки зрения риска военного переворота. Причем для сегодняшнего военного истеблишмента как раз смена власти в стране представляет риск. Приход оппозиции к власти вполне может привести к новому витку чисток и кадровых перестановок, направленных уже против тех, кто сотрудничал с Эрдоганом. В этом плане показательно, что президент наградил бывшего последние четыре года руководителем Генерального штаба генерала Недждета Озеля высшей воинской наградой, притом что в период его пребывания на этом посту армия фактически не воевала.Одновременно турецкая армия имеет хороший опыт военных действий против наиболее боеспособных в регионе подразделений РПК. Причем сложный характер местности на юго-востоке Турции мало уступает Северу Сирии и Ирака. С точки зрения оснащенности у турецкой армии также улучшилась ситуация именно при Эрдогане, который активно развивал ВПК страны. Наконец, создание подконтрольной Анкаре зоны в Сирии и Ираке имеет под собой серьезную систему обоснований. И дело здесь не только и не столько в терактах на территории Турции или обстрелах приграничных городов. Претензии Анкары имеют под собой историко-идеологическую основу. С одной стороны, речь идет о защите "своих", то есть тюркского населения, оказавшегося на территории других государств после развала Оттоманской империи. С другой, получение контроля над этими районами воспринимается и как возврат незаконно отторгнутых англичанами и французами турецких территорий.Речь идет о создании турецкой зоны ответственности, аналогичной той, что уже существует у иранцев и их союзников из "Хезболлы". Причем, учитывая ограниченность возможностей ИГ и резкое усиление контроля на турецко-сирийской границе, у Анкары есть хорошие перспективы добиться быстрой эффективной победы. При этом и с Эрбилем у Анкары не должно быть серьезных противоречий. Дело в том, что для Масуда Барзани основную угрозу представляет именно РПК, а не турки, которым выгодно пребывание контролируемой местной администрации у власти.Важно также учесть, что именно Анкара наиболее активно взаимодействовала с ИГ на протяжении последних лет. Речь идет о возврате заложников-турок, о продаже нефти, пограничном взаимодействии, а также о координации действий на фронте, причем не только антиасадовском. Учитывая неоднородность ИГ, вполне можно говорить и о наличии фракции, выступающей за конструктивные отношения с Анкарой. В этом плане и бомбардировки турецкой авиации направлены против той части ИГ, которая находится вне игры с турецкими спецслужбами.И самое главное, в рамках реализации Анкарой большой игры на Ближнем Востоке — это эффективно работающие и лояльные спецслужбы. Готовясь к альтернативному плану, Эрдоган не позволил "уйти в парламент" нынешнему главе спецслужб. Речь идет не только об их близости и готовности выполнять любые поставленные задачи, но и о тесной связи Хакана Фидана с коллегами из США еще со времен его учебы.Происходящее вполне укладывается в план Б. Теракты произошли на юго-востоке страны. Пострадали от них курды и левые. Виновным было "назначено" "Исламское государство". Дальнейшее обострение ситуации с безопасностью (убийство сотрудников антитеррора) потенциально будет способствовать консолидации общества вокруг единственного сильного человека. Манифестации против политики властей являются в этой ситуации логичной, но вряд ли успешной темой. Осознавая неизбежность вторжения, ключевые силы начнут консолидироваться, а успешно выступившая на последних выборах курдская партия Демирташа либо будет закрыта, либо окажется в маргинальном и политически крайне уязвимом положении.Участие в формировании нового Большого Ближнего Востока создает для Турции возможности для нового экономического рывка. В этой связи расширение зоны "влияния" позволяет вернуть потерянные после деградации отношений с Башаром Асадом рынки. Более того, после войны этот регион будет нуждаться в восстановлении, а это, в свою очередь, дает возможность загрузить созданные за последние 13 лет мощности турецких строительных и промышленных корпораций. А за счет доступа к нефтегазовым месторождениям, причем не только в Сирии, но потенциально и в рамках большого Мосульского вилаета, Анкара может финансировать собственный "план Маршала" для соседей.В рамках Тройственного союза Анкара фактически достигает одной из своих стратегических целей в сфере энергетической политики. Даже не имея нефтегазовых месторождений на своей территории, Турция постепенно может стать крупным продавцом на европейском энергетическом рынке. Для этого необходимо, чтобы соседи продавали ей энергоресурсы на границе с дисконтом. Однако если до последнего времени никто, кроме иракских курдов и ИГ не соглашался на такую выгодную исключительно для Анкары схему, то теперь ситуация может измениться. Дело в том, что сегодня именно производители энергоресурсов, прежде всего газа, начинают конкурировать за их транспортировку через Турцию на европейский рынок.Речь прежде всего о российском "Турецком потоке", позволяющем в перспективе обойти территорию Украины. В то же время и Азербайджан обсуждает возможности расширения экспорта своего газа через проходящий через Турцию Трансадриатический трубопровод. Да и снятие санкций с Тегерана поднимает вопрос об эффективном пути экспорта его газа с месторождений Южного Парса. При этом возникает конкуренция, позволяющая Анкаре добиться максимально выгодных для себя условий.

Как шли переговоры по "Турецкому потоку"Евгений Федуненко1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин, находясь в Анкаре, объявил об отказе от строительства газопровода "Южный поток". В тот же день "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м в год через Черное море в Турцию. Планируется проложить четыре нитки мощностью по 15,75 млрд куб. м газа в год каждая, первая нитка предназначена для Турции, остальные — для транзита газа в ЕС. Газопровод получил название "Турецкий поток".В феврале 2015 года был согласован маршрут нового газопровода, длина морской части должна составить около 910 км, а сухопутной части по турецкой территории до границы с Грецией — 180 км.В апреле Греция, Сербия, Македония, Венгрия и Турция выразили свою заинтересованность в проекте, подписав декларацию об энергетическом сотрудничестве в создании "экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников" для транспортировки природного газа из Турции в Европу. Греция попросила у России финансовой помощи в обмен на согласие на прокладку "Турецкого потока" по своей территории.В мае по первой нитке газопровода был заключен подрядный контракт с итальянской компанией Saipem. Строительство должно было начаться в июне. Задержки в переговорах по проекту связывались с парламентскими выборами в Турции, а также отсутствием соглашения о скидке, которую требовала турецкая сторона. В том же месяце Македония, по территории которой мог быть продолжен "Турецкий поток", заявила, что не подключится к проекту без одобрения ЕС.В июне Турция дала разрешение на инженерные изыскания в Черном море. В том же месяце Россия и Греция подписали меморандум о совместном строительстве и эксплуатации продолжения газопровода "Турецкий поток" по территории Греции. "Газпром" обязался профинансировать строительство стоимостью $2 млрд.В июле "Газпром" расторг контракт по прокладке первой нитки газопровода c итальянской Saipem, а также заморозил инвестиции в проект "Южный коридор", по которому газ должен был подаваться в "Турецкий поток", вследствие чего мощности последнего могут уменьшиться вдвое, до 32 млрд куб. м. В том же месяце "Газпром" и турецкая Botas достигли договоренности о скидке на газ, которая составит 10,25%. Тогда же агентство Reuters со ссылкой на турецкие источники сообщило, что переговоры по "Турецкому потоку" прекращены, но в России и в Турции это опровергли.Кроме того, в июле Еврокомиссия раскритиковала планы "Газпрома" по строительству газопроводов в обход Украины и предложила план по обеспечению Греции, Болгарии и Сербии азербайджанским газом, а Венгрии и Словении — сжиженным газом из будущего терминала в Хорватии.В августе "Газпром" заявил, что стоимость газопровода без налогов может составить $11,4 млрд, однако к настоящему времени ни межправительственного соглашения, ни договоров с подрядчиками не заключено.

ferenzad.livejournal.com

Способы транспортировки нефти

Введение Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе. Несмотря на постоянное ужесточение норм безопасности, перевозка нефтепродуктов остается губительной для окружающей среды. Представители международных экологоохранных организаций считают, что мер, принятых на сегодняшний день для охраны природы от нефтяных загрязнений, недостаточно. Особенно опасны морские и речные танкеры. Потому необходимы такие меры как вывод из эксплуатации устаревших и однокорпусных судов, выработка четкого плана по ликвидации нефтяных загрязнений. Высокие требования к безопасности заставляют предприятия-нефтеперевозчиков модернизировать материально-техническую базу. Введение новых современных образцов цистерн, контейнеров, емкостей, оборудованных системами контроля давления, температуры, влажности и других параметров требует больших материальных вложений. Именно поэтому в условиях рынка конкурентоспособными оказываются крупные компании, работающие, как правило, по полному циклу. Это значит, что предприятие само добывает, перерабатывает, хранит и транспортирует нефтепродукты. Нефте-газовая отрасль быстро становится крайне высокотехнологичным производством. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении экологических норм в которых часто забывают, в целом производство и транспортировка нефтепродуктов становятся безопаснее. Темпы роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти и газа напрямую ведут к усовершенствованию имеющихся и созданию новых видов транспорта. Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты. К общим условиям транзита относятся направление и дальность транзитных маршрутов, метод транспортировки и ценовая политика участников транзита. Метод транзита оценивается при сравнении рентабельности, и здесь первенство удерживают системы трубопроводов, так как цена перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу - 10-15%. Однако разветвленность железнодорожных магистралей на фоне жесткой привязки системы нефтепродуктопроводов к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) обеспечивает доминирующее положение железнодорожного транспорта на рынке внутренних транзитных услуг. Несомненно, что некоторые страны, через территорию которых проходят транзитные маршруты, умело пользуются своим географическим положением при согласовании транзитных цен. Поэтому формирование цен, а тем более несанкционированный забор нефтепродуктов, как это было недавно в случае с Белоруссией, серьезно сказываются на условиях и, прежде всего, интенсивности транзита.         Направления транзитных маршрутов олицетворяют собой смесь экономической рентабельности и политической стратегии. На данный момент традиционным является центрально-европейское направление: нефтепродукты транспортируются по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Также активно используются черноморские порты: Туапсе и Новороссийск. К этому направлению (каспийско-черноморско-средиземноморскому) относится и транзит нефтепродуктов уже через территорию России из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Северное направление нефтепровода "Дружба" выходит на страны Балтии и рассматривается как сфера совместного использования Россией - для транспортировки своих нефтепродуктов, странами СНГ - для возможного увеличения транзита через территорию России. Подготовка нефти к транспортировке На начальном этапе разработки нефтяных месторождений, как правило, добыча нефти происходит из фонтанирующих скважин практически без примеси воды. Однако на каждом месторождении наступает такой период, когда из пласта вместе с нефтью поступает вода сначала в малых, а затем все в больших количествах. Примерно две трети всей нефти добывается в обводненном состоянии. Пластовые воды, поступающие из скважин различных месторождений, могут значительно отличаться по химическому и бактериологическому составу. При извлечении смеси нефти с пластовой водой образуется эмульсия, которую следует рассматривать как механическую смесь двух нерастворимых жидкостей, одна из которых распределяется в объеме другой в виде капель различных размеров. Наличие воды в нефти приводит к удорожанию транспорта в связи с возрастающими объемами транспортируемой жидкости и увеличением ее вязкости. Присутствие агрессивных водных растворов минеральных солей приводит к быстрому износу как нефтеперекачивающего, так и нефтеперерабатывающего оборудования. Наличие в нефти даже 0,1% воды приводит к интенсивному вспениванию ее в ректификационных колоннах нефтеперерабатывающих заводов, что нарушает технологические режимы переработки и, кроме того, загрязняет конденсационную аппаратуру. Легкие фракции нефти (углеводородные газы от этана до пентана) являются ценным сырьем химической промышленности, из которого получаются такие продукты, как растворители, жидкие моторные топлива, спирты, синтетический каучук, удобрения, искусственное волокно и другие продукты органического синтеза, широко применяемые в промышленности. Поэтому необходимо стремиться к снижению потерь легких фракций из нефти и к сохранению всех углеводородов, извлекаемых из нефтеносного горизонта для последующей их переработки. Современные комплексные нефтехимические комбинаты выпускают как различные высококачественные масла и топлива, так и новые виды химической продукции. Качество вырабатываемой продукции во многом зависит от качества исходного сырья, т. е. нефти. Если в прошлом на технологические установки нефтеперерабатывающих заводов шла нефть с содержанием минеральных солей 100—500 мг/л, то в настоящее время требуется нефть с более глубоким обессоливанием, а зачастую перед переработкой нефти приходится полностью удалять из нее соли. Наличие в нефти механических примесей (породы пласта) вызывает абразивный износ трубопроводов, нефтеперекачивающего оборудования, затрудняет переработку нефти, образует отложения в холодильниках, печах и теплообменниках, что приводит к уменьшению коэффициента теплопередачи и быстрому выходу их из строя. Механические примеси способствуют образованию трудноразделимых эмульсий. Присутствие минеральных солей в виде кристаллов в нефти и раствора в воде приводит к усиленной коррозии металла оборудования и трубопроводов, увеличивает устойчивость эмульсии, затрудняет переработку нефти. Количество минеральных солей, растворенных в воде, отнесенное к единице ее объема, называется общей минерализацией. При соответствующих условиях часть хлористого магния (MgCl) и хлористого кальция (CaCl), находящихся в пластовой воде, гидролизуется с образованием соляной кислоты. В результате разложения сернистых соединений при переработке нефти образуется сероводород, который в присутствии воды вызывает усиленную коррозию металла. Хлористый водород в растворе воды также разъедает металл. Особенно интенсивно идет коррозия при наличии в воде сероводорода и соляной кислоты. Требования к качеству нефти в некоторых случаях довольно жесткие: содержание солей не более 40 мг/л при наличии воды до 0,1%. Эти и другие причины указывают на необходимость подготовки нефти к транспорту. Собственно подготовка нефти включает: обезвоживание и обессоливание нефти и полное или частичное ее разгазирование. Способы транспортировки нефти С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов, совершенствовались способы доставки. Долгое время это делалось весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки и бурдюки наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки и таким образом доставлялись до места. Или же по воде - в дубовых, а позже стальных бочках. Такой способ транспортировки был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока. В итоге, первой начав производство керосина, Россия оказалась не в состоянии поставлять его по приемлемым ценам даже на внутренний рынок: керосин закупался в Америке. В 1863 году этой проблемой заинтересовался Д.И. Менделеев. В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через десять лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться повсеместно. Ещё одним удобным способом транспортировки нефтепродуктов стал железнодорожный транспорт. В 1878 году, с целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты, был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку - Сураханы - Сабунчи длиной 20 км. Ее строительство было закончено 20 января 1880 года. Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах.               География железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, в хранилища или потребителям, привязана к так называемых нефтегазовым бассейнам. Некоторые железнодорожные направления - такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское, Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и ГСМ. Объемы таких перевозок чрезвычайно велики: на настоящее время только по Азербайджанской железной дороге перевозят ежегодно до 14 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Более того, наблюдается рост объемов перевозок. Так в 2005 году ОАО "РЖД" доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2006 - 10,2 млн тонн. Пропускная способность границы позволяет РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай. Общемировой объем железнодорожных нефтеперевозок возрастает каждый год на 3-4 %, а в России этот показатель достигает 6%. Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, нефтепродукты - такие как бензин, ДТ, или сжиженный газ - на небольшие расстояния до места реализации оптимально доставлять автоцистернами. Перевозка топлива таким способом заметно повышает его потребительскую стоимость. Рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров, что определяет их локальный характер - от нефтебазы до заправочной станции и обратно.         У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы. Наиболее быстрый воздушный способ очень дорог, требует особых мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются редко - в случаях экстренной необходимости или невозможности доставить ГСМ иным путем. Например, в военных целях или в случаях фактической недоступности местности для иных, кроме воздушного, видов транспорта. Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «черного золота» жизненно важна для процветания отрасли. Самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки нефти являются нефтепроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров. Их делают из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Постепенно все большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика. Они не подвержены коррозии и обладают практически неограниченным сроком эксплуатации. Нефтепроводы бывают подземными и наземными. У обоих типов есть свои преимущества. Наземные нефтепроводы легче строить и эксплуатировать. В случае аварии значительно легче обнаружить и устранить повреждение на трубе, проведенной над землей. В то же время подземные нефтепроводы менее подвержены влиянию изменений погодных условий, что особенно важно для России, где разница зимних и летних температур в некоторых регионах не имеет аналогов в мире. Трубы можно проводить и по дну моря, но поскольку это сложно технически и требует больших затрат, большие пространства нефть пересекает при помощи танкеров, а подводные трубопроводы чаще используют для транспортировки нефти в пределах одного нефтедобывающего комплекса. Различают три вида нефтепроводов. Промысловые, как понятно из названия, соединяют скважины с различными объектами на промыслах. Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому, магистральному нефтепроводу или просто относительно удаленному промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса. Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы. Теоретические и практические основы строительства нефтепроводов разработал знаменитый инженер В.Г. Шухов, автор проекта телевизионной башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали первый в Российской империи промысловый нефтепровод для доставки нефти с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 километров. А в 1907 году также по проекту В.Г. Шухова построили первый магистральный нефтепровод длиной 813 километров, соединивший Баку и Батуми. Он эксплуатируется по сей день.         Сегодня общая протяженность магистральных нефтепроводов в нашей стране составляет около 50 тысяч километров. Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные системы. Наиболее протяженная из них – «Дружба», построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Восточной Сибири в Восточную Европу (8 900 км). В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». Нефтепровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», будет доставляться к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью. Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это средство транспортировки нефти действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры.

www.referatnatemu.com

Особенности транспортировки Казахстанской нефти через территорию РФ

Еще в 1997 году Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев обратился к своему народу с посланием «Процветание, безопасность и улучшение благосо­стояния всех казахстанцев», которое определило стратегические приоритеты развития Казахстана на период до 2030 года.В соответствиис посланием одним из долгосрочных приоритетов Республики Казахстан в энергетической сфере должно было стать создание системы независимых маршрутов для экспорта нефти, способных предотвратить за­висимость Казахстана от одного «соседа». Такая по­литика Казахстана, как государства, не имеющего выхода к открытому морю, была оправдана тем, что подавляющая часть углеводородов транспортиро­валась на тот момент времени через российскую си­стему магистральных нефтепроводов.

По состоянию на 2010 год можно констатиро­вать, что Казахстан проделал огромную работу по диверсификации направлений экспорта нефти, и в настоящее время уже практически создана экспорт­ная система, дающая казахстанским грузоотправи­телям возможность выбора рынков сбыта.

В настоящее время Казахстану доступны три направления экспорта нефти через территорию России. Во-первых, это долгое время являющийся основным экспортным маршрутом для экспорта ка­захстанской нефти — трубопровод Атырау — Самара, в 2009 г. по которому было прокачено рекордные 17,5 млн. тонн нефти. Второй маршрут — это морские по­ставки из Актаув Махачкалу для дальнейшей транс­портировки по системе магистральных нефтепро­водов ОАО «АК «Транснефть» в порт Новороссийск. Третий маршрут — нефтепровод Каспийского трубо­проводного консорциума (КТК), по которому в 2009 г. было транспортировано 27,2 млн. тонн казахстан­ской нефти.

Нельзя не сказать, что в настоящее время увели­чение поставок нефти из Казахстана по российской территории ограничено фактической пропускной способностью указанных нефтепроводов.

Если говорить об альтернативных маршрутах, позволяющих Казахстану экспортировать нефть в обход территории России стоит отметить активно развивающиеся направление экспорта казахстан­ской нефти в Китай по нефтепроводу «Казахстан — Китай», который был создан на паритетных на­чалах между АО «КазТрансОйл» и Китайской на­циональной нефтегазовой корпорацией (КННК), первый этап которого ознаменовался в 2006 г. запу­ском нефтепровода Атасу — Алашенькоу, а в 2009 г.в рамках второго этапа был введен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк — Кумколь, что обеспечило соединение западной и восточной сети магистраль­ных нефтепроводов Казахстана, благодаря чему стало возможным осуществлять поставку нефти Актюбинской и Западно-Казахстанской областей в направлении Китая.

Транспортировка казахстанской нефти в обход территории России также осуществляется морским путем из порта Актау в направлении портов Нека (Иран) и Баку.

Рассматривая перспективы дальнейшего роста добычи нефти в Казахстане (по прогнозам добыча возрастет до 150 млн. тонн к 2020 году) встает за­кономерный вопрос о дальнейшем развитии экс­портных систем магистральных нефтепроводов, позволяющих доставлять казахстанскую нефть на мировые рынки.

Так, в настоящее время Казахстан участвует в проекте расширения нефтепровода КТК. В результа­те увеличения пропускной способности данного не­фтепровода его мощность должна составить к 2015г. 67 млн. тонн в год.

С российской стороной Казахстан также участву­ет в проработке проекта расширения нефтепровода Атырау — Самара, по которому уже долгое время не может быть принято решения.

Так, в 2008 годуОАО «АК «Транснефть» и ОАО «КазТрансОйл» начали совместную работу по изуче­нию возможности увеличения пропускной способ­ности данного нефтепровода до 25 млн. тонн нефти в годс транспортировкой порядка 10,0 млн. тонн легкой нефти в направлении порта Новороссийск. В рамках совместной работы было разработано ТЭО проекта и проведена сравнительная оценка транс­портировки нефти по нефтепроводу по сравнению с альтернативными маршрутами, которая показала, что этот маршрут является для казахстанских гру­зоотправителей вторым по экономической привле­кательности после КТК.

Однако до сих пор казахстанские нефтедобываю­щие компании не представали информации о своих планах в отношении заполнения увеличенных мощ­ностей нефтепровода Атырау — Самара, на основа­нии которых могло было быть принято решение о дальнейших действиях по развитию этого проекта.

Казахстанская сторона не может принять ре­шение относительно проекта расширения не­фтепровода Атырау — Самара даже, несмотря на подписанный20 ноября2009 года Протокол о внесении изменений и дополненийв Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти от 7 июня2002 года,в соответствиис кото­рым тариф на транспортировку казахстанской неф­ти через территорию России нефти до конца2014 года был зафиксирован на уровне1 ноября2009 годас последующей индексацией только один раз в годв соответствиис уровнем инфляции. В резуль­тате чего в настоящее время тарифы на транспор­тировку нефти по магистральным нефтепроводам ОАО «АК «Транснефть» устанавливаются дифферен­цированно для российских и казахстанских грузо­отправителей (в результате чего удельный тариф на транспортировку нефти для российских грузоот­правителей выше, чем для казахстанских).

Более того, по итогам 6 месяцев2010 г. на­блюдается существенное снижение объемов про­качки казахстанской нефти по маршруту Атырау — Самара (7,29 млн. тонн по сравнению с 8,62 млн. тонн за аналогичный период 2009 г.). Такое значи­тельное снижение объемов транспортировки неф­ти через данный нефтепровод по информации АО «КазТрансОйл» объясняется переориентированием поставок углеводородного сырья одним из основ­ных грузоотправителей АО «СНПС-Актобемунайгаз» из нефтепроводаАтырау — Самара в нефтепроводКенкияк — Кумколь (для поставок в Китай).В этой связи под вопрос ставится не только будущее про­екта расширения нефтепровода Атырау — Самара, но и сохранение объемов прокачки, зафиксированных в межправительственном Соглашении о транзите нефти от 7 июня2002 года(не менее15 млн. тонн в год).

Как представляется, такая политика Казахстана по отношению к развитию маршрутов экспорта нефти по территории Российской Федерации мо­жет диктоваться сугубо политическими мотивами, которые основываются на желании уменьшить за­висимость от одного транзитера. В данном контек­сте Казахстан активно развивает новые маршруты экспорта собственной нефти в обход территории России.

Так, в настоящее время Казахстан совместно с азербайджанскими партнерами активно принима­ет участие в проекте Казахстанской каспийской си­стемы транспортировки (ККСТ), которая включает в себя строительство нефтепровода Ескене-Курыки создание Транскаспийской системы (Курык- Баку), что сможет обеспечить Казахстану выход на Средиземное море через территорию Азербайджана, Грузии и Турции по нефтепроводу Баку —Тбилиси — Джейхан.

Такой проект требует вложения существенных материальных ресурсов: требуется строительство нефтесливных терминалов на казахстанском по­бережье Каспийского моря, танкеров и судов, не­фтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных со­оружений до нефтепроводаБаку-Тбилиси-Джейхан. Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном эта­пе транспортировку 23 млн. тонн нефти в год с по­следующим увеличением до 35-56 млн. тонн в год.

Для реализации этого проекта Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и АО «КазМунайГаз» уже создана совместная компа­ния и объявлен международный тендер на опреде­ление подрядчика на подготовку ТЭО проекта.

Более того Казахстан изучает возможности экс­порта своей нефти и по другим альтернативным маршрутам. Так, в рамках официальной встречи в марте2010 г. Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Президента Румынии Траяна Басеску обсуждались перспективы дальнейшего сотрудни­чества по развитию маршрутов транспортировки казахстанских энергоносителей в Румынию.

Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что с вводомв эксплуатацию крупнейшего в мире месторождения «Кашаган» представляется пер­спективным создание нового маршрута транспор­тировки нефти из Казахстана через Каспийское море в Баку, далее через Грузию и Черное море тан­керами в Румынию.

Такая стратегия Астаны по диверсификации маршрутов экспорта нефти, как было отмечено выше, не всегда может основываться на чисто эко­номической выгоде,— определяющую роль в этом вопросе в последнее время начинает играет поли­тика.

В этой связи, возникает закономерный вопрос о дальнейших перспективах развития транзита ка­захстанской нефти через территорию Российской Федерации.

В данном случае «борьба» между странами- транзитерами казахстанской нефти может раз­вернуться за дополнительные70 млн. тонн нефти в год (к 2020 г.), которые смогли бы обеспечить для России увеличение тарифной выручки; опти­мальную загрузку систем магистральных нефте­проводов, а также усиление ведущей роли России в вопросах политической интеграции со странами Каспийского региона.

Таким образом, для сохранения и увеличения объемов транспортируемой через территорию Российской Федерации казахстанской нефти необ­ходимо предпринять попытки по разработке еди­ной стратегии России по обеспечению транспор­тировки казахстанской (каспийской) нефти через территорию Российской Федерации. Такого рода стратегия должна заключаться в разработкеи реа­лизации мероприятий, направленных на усиление роли России, как транзитного коридора для транс­портировки нефти.

Для высокоэффективной работы современного предприятия, в какой бы сфере экономики оно ни работало, необходима хорошо налаженная система управленческого учета и отчетности для менедже­ров разных уровней. В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для це­лей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия, исходя из особенностей деятельности и условий хозяйствования, самостоя­тельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет.

Для предприятий, работающих в отрасли про­мышленности строительных материалов, основ­ным методом учета затрат является попередельно полуфабрикатный. Это обусловлено особенностью производства в данной отрасли, которая состоит в том, что результат каждого передела может быть реализован на сторону как самостоятельный про­дукт. Основные переделы: добыча сырья, техноло­гическая транспортировка сырья, подготовка сы­рья, производство (обжиг) клинкера, производство (помол) цемента.

Учет осуществляется с перечислением себестои­мости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из передела (цеха) в передел (цех) в системе счетов бухгалтерского учета. Себестоимость определяется по выпуску продукции каждого пере­дела. При этом калькулируется себестоимость не только продукта по предприятию в целом, но и продукции отдельных переделов, передаваемой другим переделам для обработки или для сборки. Подобный вариант учета предполагает использова­ние бухгалтерского счета 21 «Полуфабрикаты соб­ственного производства». Калькуляция содержит комплексную статью такого же названия, которая в последующем расшифровывается и детализируется. Затраты на изготовление полуфабрикатов собствен­ного производства учитываются в каждом цехе ком­плексной статьей «Полуфабрикаты собственного производства» (счет 21). Передача полуфабрикатов собственного производства из одного цеха (пере­дела) в другой может отражаться на синтетических счетах по фактической себестоимости, а в текущем учете — по нормативной (плановой) себестоимости с последующим доведением ее до фактической се­бестоимости. По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в корреспонденциисо счетом20 «Основное производство» отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрика­тов. По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собствен­ного производства» отражается стоимость полуфа­брикатов, переданных на дальнейшую переработку (в корреспонденциисо счетом20 «Основное произ­водство») или реализованных другим предприяти­ям (в корреспонденциисо счетом90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»).

Необходимо отметить, что одной из предпосы­лок для выделения управленского учета в отдель­ную подсистему является тот факт, что основой управленческого учета является не учет затрат, а управление.Для этого учет ведется по единицам финансовой оргструктуры, т. е. по центрам финан­совой ответственности: затрат, доходов, прибыли и инвестиций, затраты распределяются по объектам калькулирования, а их оценка осуществляется на основестандарт-костаи директ-костас использова­нием операционного анализа.

Таблица 1. Элементы финансовой оргструктуры

Центры ответственности

Ответственность

Права

Центр затрат

За произведенные затраты и нефинансовые цели

Руководитель не может самостоятельно назначать цены и менять объем производства

Центр доходов

За доходы и нефинансовые цели, но не за произведенные затраты

Руководитель не может самостоятельно назначать пены и менять объем производства

Центр прибыли

За прибыль и как правило * за нефинансовые цели

Руководитель может самостоятельно назначать цены и менять объем производства

Центр инвестиций

За прибыль и эффективность капвложений

Руководитель может самостоятельно назначать цены, менять объем производства и инвестировать

www.strategplann.ru

маршрут транспортировки нефти - это... Что такое маршрут транспортировки нефти?

 маршрут транспортировки нефти oil&gas: oil-transit route

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • маршрут транспортировки наркотиков
  • маршрут транспортной линии

Смотреть что такое "маршрут транспортировки нефти" в других словарях:

  • Добыча нефти — (Extraction of oil) Понятие нефтедобыча, методы и технологии добычи нефти Добыча нефти, описание методов и технологий добычи нефти Содержание Термин «» в современном мировом лексиконе стал синонимом общепринятого словосочетания «черное золото». И …   Энциклопедия инвестора

  • Северный Экспортный Маршрут — Нефтепровод Баку  Новороссийск один из нескольких трубопроводов идущих из Баку. Нефтепровод Баку  Новороссийск  трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря. По состоянию …   Википедия

  • Балтийская трубопроводная система-II — Трубопроводы Восточной Европы У этого термина существуют и другие значения, см. БТС (значения). Балтийская трубопроводная систе …   Википедия

  • Северный проход — Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен красным) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (синий) Северный морской путь  кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним… …   Википедия

  • Северо-Восточный проход — Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен красным) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (синий) Северный морской путь  кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним… …   Википедия

  • Северо-восточный проход — Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен красным) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (синий) Северный морской путь  кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним… …   Википедия

  • Нефтепровод — (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… …   Энциклопедия инвестора

  • Транспорт Азербайджана — Карта основных автомобильных и железнодорожных маршрутов Азербайджана. В Азербайджане представлены все основные виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, вод …   Википедия

  • Нефтепровод Одесса — Броды на карте трубопроводов Восточной Европы Нефтепровод Одесса  Броды  нефтепровод, построенный в 2001 году …   Википедия

  • Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан — Нефтепровод Баку  Тбилиси  Джейхан  трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в …   Википедия

  • Нефтепровод Одесса — Броды — на карте трубопроводов Восточной Европы Нефтепровод Одесса  Броды  нефтепровод, построенный в 2001 году[1] между городом …   Википедия

universal_ru_en.academic.ru