Маржа нефтепереработки поддержит цены на нефть − аналитик Reuters. Маржа переработки нефти


Маржа нефтепереработки и факторы ее роста в Украине

Мокрицкая Н.В.

В мировой практике для определения эффективности переработки нефти на НПЗ используют показатель маржи, который отражает не только технологические возможности отдельных предприятий, но и показывает экономическую эффективность отдельных технологических схем и оптимальный уровень качества используемого исходного углеводородного сырья.

Маржа НПЗ в странах ЕС в начале 90-х годов ХХ в. стабилизировалась на уровне 2 дол. США за баррель, а затем снизилась до 1,5 дол. США за баррель в середине 1996 г. с подъемом до 2,5 дол. США за баррель в 1996-1998 гг. и до 3,55 дол. США за баррель в 2000 году. К 2002г. произошел спад этого показателя до 2 дол. США за баррель, а к 2008г. наблюдался рост этого показателя (до 6,18 дол. США за баррель).

Сегодня маржа нефтепереработки из-за низкой ее глубины и высокой цены на НПЗ Украины составляет 15 дол. США за тонну, то есть более чем в 4 раза уступает аналогичному показателю в странах Евросоюза.

Многократное повышение мировых цен на нефть отрицательно сказалось на маржинальном доходе НПЗ, особенно тех, которые обладали простой схемой переработки сырья (выход светлых нефтепродуктов составляет до 70%). Таковыми, например, являются практически все построенные в Украине НПЗ, тогда как в странах ЕС доминируют предприятия с классической (выход светлых нефтепродуктов – до 85%) и глубокой переработкой (свыше 90%), а в США – преимущественно с глубокой переработкой. В результате технологических различий в Украине в новых условиях переработка нефти в большинстве НПЗ стала убыточной, и они были вынуждены остановиться на длительную модернизацию, тогда как на «флагманах» отрасли Кременчугском и Лисичанском НПЗ маржа составляет только 15 грн. за 1 т. переработанной нефти, что на порядок меньше, чем в России и еще в большей мере уступает этому показателю в странах ОЭСР.   

Строительство мало- и среднетоннажных НПЗ мощностью от 0,5 до 2, 0 млн. т в год является одним из приоритетных направлений развития нефтепереработки за рубежом. Создаваемые на основе интегрированных процессов глубокой переработки нефти и облагораживания светлых дистиллятов, они обеспечивают высокую экономическую эффективность переработки и быструю окупаемость капиталовложений.

В Украине с учетом достройки нефтепровода «Одесса - Броды» до Плоцка и Гданська в перспективе открывается возможность использования на своих действующих и вновь построенных НПЗ более качественных по сравнению с российскими азербайджанских, казахстанских и норвежских сортов нефти. В этом контексте можно рассмотреть проблему связи качества сырья с определением профиля и конфигурации нового НПЗ, например, в г. Броды с использованием высококачественных сортов нефти месторождений, расположенных в Норвегии.

Что качается тенденций в производстве нефтепродуктов, то в западноевропейских странах прогнозируется самый низкий темп прироста по сравнению с другими регионами мира. И это вполне закономерно, поскольку отражает эффективность проводимой государствами ЕС политики ресурсосбережения как составной части природоохранных мер. По некоторым секторам экономики наблюдается даже снижение потребления нефтепродуктов, в частности, за счет замены котельных топлив на газ в энергетике и промышленности. В отличие от США дизельное топливо в Западной Европе имеет более важное значение, чем бензин.

В ближайшей перспективе (до 2015 года) в Европе сохранится установившаяся в течение последнего десятилетия тенденция роста потребления нефтепродуктов, как в целом, так и по отдельным составляющим (моторные топлива, сжиженный нефтяной газ и другие). Например, среднегодовой прирост потребления дизельного топлива составит 2,1%, а доля в общем увеличении потребления нефтепродуктов поднимется до 51%. При этом спрос на прочие газойли будет увеличиваться на 0,6% в год, тогда как по автомобильным бензинам показатели упадут до -1,8%. Несколько возрастет спрос на реактивное топливо. Котельное топливо, включая бункерный мазут, будут пользоваться слабым спросом, что и объясняет сокращение их потребления на 1,1%. Уменьшится со временем и потребление так называемой «малотоннажной продукции», куда входят смазочные масла, парафины, битумы и кокс.

Таким образом, для обоснования оптимальной технологической структуры, обеспечивающей европейский уровень маржи нефтепереработки в Украине, необходимо разработать концепцию развития потребности в основных нефтепродуктах с учетом перспективных требований потребителей. Для обеспечения отечественных НПЗ более качественной нефтью правительству необходимо обеспечить достройку нефтепровода Одесса – Броды до Гданська с целью выхода Украины на источник сортов нефти из Каспийского, Северного и Норвежского морей. С целью повышения эффективности капитальных вложений и прибыльности нефтепереработки при проектировании новых и модернизации действующих НПЗ учитывать возможный вариант их работы на более качественном сырье и более глубокую переработку нефти до 86-92%.

be5.biz

Маржа нефтепереработки расчет | sv-groups.ru

QuFъTcУ4Мъд╖▓z2╔о╢%╬╩╘IВ│░·╦2-╟y;б=єm{╠╔╬j┘ Oo·ф╚R─_43*╫╘╠Х:▄;ИuТиягт╡z·FЧ0p╞%┐ъ╔Н║Сч╔ЇлaO╟Т^│ХQT║е э3ЦЩЕРжТ╬ы╝ЗZе╣╨Ш║ЄsФZWЛk%└мй&█╕╙NB╓ж-J оtЖк&їo│%ш;├╗╥Гуъ9Щ;╣Се─╔#╚h╘╠Ж╪ф╞╪ЁTaО┼HCдhgqW$╤┬B│Iнxd╞ Xс╓1Жё;X∙╙збЭGняT└└└└└└└└AD03┼3└└└└└ ╥╦т╝д║╞PЎ/╩Kмe65▌╨ААВБА»уgcЖъvЁЩNНG╣ь%N║СЛТЫ╒?Ь]wMжfа╘┌Ю[╧╝cЦz╡~╙_ЎУЖYкT▀zЎЬKg╤_Вc∙╚ЎrNcЄYWК╔╞┘4Vjm’Аб|у$╕Y?MМcчэ)┘=SVp]S6БбRК+d~с■юЗм┌у№╝·-ъ1[/,e╗aыF├Q{цк╗ё┤╖O▓╝╞ьЮї▒б:╡D╝╞√lEХhп┴K╢MЙ Q$rЇХ[∙С]уrЬ╣Ф{ЖЕFС╚фд▀2юmО└ьn╠[HЗ╨╥▀B▐|БND}╘▄▌∙╥,gmQ╓*vp∙╨Rмй╒╛dШb9ЩCOтIО%qle╧,sяЗп▀ sИё └мe4▐Ї^ы|4}hbUф╝e█╫qт╘jMчl╕╝НЖJНx┐9.╝╜dИnъчЇ@ў╦╤#ЙM╦Зb░╙Hee,u9Eo2=]еVдОJ┌hAзхщЎSНту╥├ Zeb'[zя═O»╧e╬╔▌є/YWI╞ю+уЎ\э4║╤╡N 7A╞пв╘∙rїХУ╒Ц[A┌╝╫╟~▓╢z▒┤ь╫vзфi№И·ДЩ╓╩Е;┐1zВNX╬]VПмЕ▄ёdyкTП5)v═|─y4№╧╜}Ё╤Сф6╟зoГўбз╘ГA?╟ у»о.вєI╕\Cз$х╪о?2u▌·i}╒iOO╞ь-6їX╓┼)E▌rp*щ°┬щ┘охЦз’S╘ф,[email protected]╠ЭЖё;XЁ╬─эc╟VЮЖu·║+╒(@[email protected]└└└└P01P3╠C0░0╠╠╠╠╠╠╠ ╙╠b№д║╞#х┬lk╣@╠Q┴p°ъ°U╗NгК[email protected]═fEb╢ц9~Чгц^шёыЁsэQ∙КР#OI╣Uo∙vЗ█┐yП╠Tя7ШВI6l┌[╪.

Методология

Внимание

НПЗ. Среднемесячная цена внутреннего рынке на нефть (без НДС) определяется по экспортному паритету — как среднемесячный экспортный нетбэк от продажи нефти Urals на европейском рынке (CIF NWE), рассчитанный для УУ в Западной Сибири. В качестве УУ в Западной Сибири принимается Нижневартовск.

Среднемесячный экспортный нетбэк для Urals на узле учета в Западной Сибири рассчитывается по формуле: НЗС = Цнефть – Фпорт – Ппорт – Цтамож – ЭПнефть – Ттруба где: Цнефть – среднемесячная цена на нефть Urals CIF NWE;Фпорт – среднемесячная стоимость фрахта танкеров дедвейтом 100000 т для нефти на маршруте Приморск — Роттердам;Ппорт – стоимость перевалки в порту Приморск в заданном месяце;Цтамож – стоимость таможенного оформления груза;ЭПнефть – экспортная пошлина на нефть в заданном месяце;Ттруба – среднемесячный трубопроводный тариф от узла учета в Западной Сибири до порта Приморск. I╝ьо╡╨г╪ЫFXu#NжЇтюЫ▓Kи┌уRф*°QЄsчш3Юфй╣Qм╘ТЁул╖1ЯP¤.й╧╡╚┐┬zЭ |u∙)F0ЛгQrm╡Ъ╬ў∙╦iaf▌ўсї╟МХ pj2tх&эЪ═?mЕfvx╝$х╝уYГйEP·2JnW▌Лyднй╘Ц*вп,ЬяuпмЩRЪx╥J╒хЎ(lpэ@цо7[УWк╣8(°С╬╬ў╘м┘ХщaёйQ╡╩╓Н▐l┤┼╤KРд▓pгї╔╖ЯaY▓у|[M)+╩щц╖kk▄╥╞lщмоЯK?Ar┬;}ёПЫ╔╝╒ю╨╞хSu9яoh╥╢еУ┬┼╓[░N╘’-█d┌╚╓єДИ█╨ХFтЪRФ\SVЁyК┌╔J¤l░─оJ╗КцжЭ║J╡$УRчF╥cФy9I)Iичvпr├m╔╝Zi█ш4є╜╣КЪJ/┴rIqiЦ{i}3╛┘зъяН╤*VнЇ7╛╥ф╒№7┼Э╝BХ9к╒j;┘F*Mз╞тTЕсM▌_qdї╒Ь!АчupЭ6sо[email protected]?Жз┐$ЛzОщ[┼J╦чэ8┴l┘B*н\пдy√~a┌тъ╝M»A╣О╠jAГ sО@oЬr┤R├угCGFnnpM▐9╛Шг;Д~4Фj┬m╬яЯхq;+М╠ЖУ8▄Pй%Ъз+k└╧√Эг ┤ъ╣л╡(█╕╤уъ┬Xz╢Ь╨ед╫Г▄┌·\тп5мТцщd▒8ї╞щ’╝5;┐╥╔°HQбJЭFўw╖╙╗╫№~sМ)╝Tq7bг╝в╖в╘cвч╒ъ┴’X╩щR┴┬yт═°4щ╖щv&├CЗ▐НTЗ+k╘q^╕g╠@лБн)╣n▀├ЦНi▐9_YрХ5х╦я[+█v╫NЇЪюv[U╣9S┬╙▀У╗rЦє┐j*6f2еUY┼I9я&й┼_[ф╣ЙЇЁ╡n╝╠A╪╤~■Ъ╢k╓6$╪2╢┬ca┤▀╜л┘╘═╙ЫНе╝││eОВхUe%~Fi.wЮ}┼^ V8кrpТJею╙╡ЦeЦ:Ф(╨Дрдъ╙Ьj+&хЫ═uYшJчЫдhв╟╙▄┌_дV:Nеэк.Ў╘q█ы╬Д^ef╞c═Щ 8e}╓▌ї╔Ц█b7┼еў=D:Ё┤╖┤╔У6─нМ┐▄Pї!О(Uт╥ЗD=мП╝╤:мo╣∙5ыd├Тьr бшмЛvG{╘O▓Ы┴cб»╢1P▒ША(ИБША-А╠@─[email protected]@3р Лp╕АИ▄.

/ chapter_3_rus

Что такое наценка и маржа в торговле, а также чем они отличаются и на что следует обращать внимание при разговоре о них, наглядно рассказывает видео: В микроэкономике маржа (grossprofit — GP) – разновидность прибыли, отражающая разницу между выручкой и затратами на изготавливаемую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги или разницу между ценой и себестоимостью единицы товара. Данный вид прибыли совпадает с показателем «прибыль от реализации».

Инфо

Также в рамках экономики фирмы выделяют маржинальный доход (contributionmargin — CM) – еще один вид прибыли, который показывает разницу между выручкой и переменными затратами. Данный вид прибыли помогает сделать выводы о доле переменных затрат в выручке.

В финансовой сфере под термином «маржа» понимается разница в процентах, курсах валют и ценных бумаг и процентных ставок.

Формула расчета маржи

Единицы измерения Все стоимостные показатели задаются своими среднемесячными значениями в долларах за тонну. Исходные показатели, исчисляемые в рублях (цены внутреннего рынка, транспортные тарифы и т.п.), переводятся в доллары через среднемесячный курс американского доллара к российскому рублю ЦБ РФ.

Важно

Цены на нефть Urals переводятся из баррелей в тонны через коэффициент баррелляжа 7,3. Информационные источники При подготовке Сводки используются данные ЦДУ ТЭК, Росстата, транспортных компаний, котировки агентств Argus Media, OMT Consult, а также информация ИГ «Петромаркет», полученная по собственным каналам.

Интерпретация публикуемых данных Сводку следует рассматривать как аналитический, а не как статистический материал.

Новости // в тренде

Публикуемые в Сводке оценки маржи переработки нефти рассчитываются исходя из определенных упрощающих предположений в отношении состава продуктов нефтепереработки, происхождения сырья и правил ценообразования на нефтяном рынке (см. «Методология расчетов»). В частности, используемая в расчетах информация о ценах на нефть и нефтепродукты вынужденно ограничена котировками спотовых цен, которые публикуются рыночными агентствами. Даже при самом лучшем качестве этих данных они в принципе не могут отражать цены по всему спектру реальных сделок с нефтепродуктами. Таким образом, публикуемые значения маржи могут несколько отличаться от тех, которые гипотетически можно было бы получить, располагая всей полнотой знаний о производственной деятельности НПЗ и коммерческой – его владельца.

sv-groups.ru

Mortrans.Info Маржа переработки западноафриканской нефти в США растёт

Маржа переработки западноафриканской нефти на Атлантическом побережье США в декабре выросла по сравнению с доходностью переработки сорта Bakken, расширив возможности для арбитража, сообщает Platts.

С начала декабря маржа переработки нигерийского сорта Bonny Light составляет в среднем $10,42 за баррель, что даёт премию в $5,77 за баррель по сравнению с Bakken, поставляемой на Атлантическое побережье из Северной Дакоты по железной дороге. В ноябре маржа переработки Bonny Light составляла в среднем $10,26 за баррель, а премия к Bakken $1,67 за баррель.

Хотя пока нельзя говорить о поспешной отправки нефти из Западной Африки в США, расширение арбитража, по-видимому, привлекает нефть из этого региона. Данные программы отслеживания движения судов Cflow показывают небольшое увеличение количества танкеров, прибывающих на Атлантическое побережье из Западной Африки в декабре. В текущем месяце должно прибыть пять судов по сравнению с тремя в ноябре и двумя в октябре.

Танкер Value прибыл 1 декабря с нигерийского терминала Brass River, а танкер Eagle Atlanta с нефтью из Конго прибыл 4 декабря. Ожидается, что к 17 декабря в Филадельфию придут ещё три судна. Прибытие танкера Toska с нигерийского терминала Escravos ожидалось 12 декабря, танкера Value с Brass River - 14 декабря, а танкера Genmar Harriet с камерунского терминала Kome Kribi, куда поступает нефть из Чада - 17 декабря.

В последние годы американские переработчики снизили свою зависимость от импорта нефти, в особенности лёгких малосернистых сортов из Западной Африки и Северного моря. Тем не менее он иногда увеличивают импорт, если нефть предлагается по выгодным ценам.

Спрос на западноафриканскую нефть остаётся слабым, и дифференциалы спотовых цен снижаются. Так, на прошлой неделе сорт Bonny Light оценивался с премией в 65 центов за баррель к Dated Brent по сравнению с премией в $1,25 за баррель 3 ноября.

Более двух третей нигерийской экспортной программы на январь ещё не продано, утверждают источники на рынке, и хотя ангольская программа торгуется, ценовые дифференциалы заключаемых сделок снижены. В настоящее время доступны менее 10 партий ангольской нефти с отгрузкой в январе, но в основном это тяжёлые сорта, такие как Pazflor и Saturno.

- Значительную часть ангольской программы на январь купил Китай. Примерно 10-12 партий ушли по срочным контрактам, ещё 30 партий, вероятно, пойдут в Азию и оставшиеся 10 отправлены западным покупателям. Маловероятно, что какие-то из них будут проданы в США, хотя в некоторых случаях трудно понять, каков пункт назначения, пока нет данных от морских перевозчиков, - сказал один из трейдеров.

Западноафриканские продавцы также сталкиваются с ужесточением конкуренции со стороны ближневосточных поставщиков на азиатских рынках. Примечательно, что Саудовская Аравия агрессивно снижает цены на свою нефть для Азии и результате в настоящее время в Сингапуре маржа переработки является наилучшей для саудовской нефти.

Маржа переработки сорта Arab Light в Сингапуре с начала декабря составляет среднем $3,22 за баррель, что даёт премию в $1,83 за баррель к ангольскому сорту Cabinda по сравнению со скидкой в $1,28 за баррель в сентябре.

После отказа США от импорта западноафриканской нефти цены на неё упали, что поддерживает маржу переработки в Европе и Азии. В Сингапуре маржа переработки сорта Cabinda с начала декабря составляет в среднем $1,40 за баррель по сравнению с 53 центами за баррель в ноябре и минус $5,24 за баррель в мае.

В регионе ARA (Амстердам - Роттердам - Антверпен) маржа переработки Cabinda с начала декабря составляет в среднем $1,78 за баррель. Хотя маржа снизилась по сравнению с ноябрём, в мае она составляла в среднем 37 центов за баррель.

Но самой высокой маржа переработки Cabinda в настоящее время является на Атлантическом побережье США, где она с начала декабря составляет в среднем $9,02 за баррель по сравнению с $1,54 на американском побережье Мексиканского залива.

Хотя цена сорта Cabinda на Атлантическом побережье и побережье Мексиканского залива примерно одинакова, на побережье Мексиканского залива имеется избыток предложения нефтепродуктов, что снижает доходность. На Атлантическом побережье маржа переработки нефти Cabinda с сентября снизилась на $33,84 за баррель и с начала декабря составляет в среднем $77,31 за баррель. На побережье Мексиканского залива маржа в аналогичный период снизилась на $42,23 за баррель.

У переработчиков на побережье Мексиканского залива постоянно увеличивается ассортимент марок нефти, из которого они могут выбирать. Однако в последнее время в регионе наблюдается избыток нефтепродуктов. НПЗ продолжают экспортировать дизельное топливо в Европу и Латинскую Америку, а экспорт бензина в Мексику, как правило, увеличивается в этот период года.

Однако ценовые дифференциалы отражают избыток предложения. Впрочем, этот избыток не может длиться долго. Даже если спрос на экспортные поставки не вырастет, в I квартале американские переработчики обычно снижают производительность из-за техобслуживания. Это приведёт к уменьшению объёмов производства, но в то же время будет оказывать давление на нефтяные цены.

mortrans.info

Маржа нефтепереработки в 2015 г. одна из лучших с 1990 г., – ВР (инфографика)

Расчетный Индикатор маржи переработки (Refining Marker Margin, RMM) для НПЗ British Petroleum (BP) в 2015 г. составил $16,96/барр., что на 18% превышает показатель 2014 г. Об этом говорится в отчете ВР. Согласно статистике RMM, которая ведется с 1990 г., выше маржа переработки была лишь в 2012 г., когда она составила $19,15/барр.

При этом в квартальном разрезе RMM показал снижение к концу 2015 г. с почти $20/барр. в III квартале до $13,2/барр. в IV квартале.

Справка OilNews

Refining Marker Margin – комплексный показатель, отображающий динамику доходности нефтепереработки в разных регионах присутствия ВР. В расчетах доходности регионов принимаются разные типы нефти, процессы вторичной нефтепереработки и структура доходов НПЗ по продуктам.

Структура RMM по НПЗ BP

Регион

Западное побережье США

Северо-Запад США

Северо-Западная Европа

Средиземно-морье

Австралия

Удельный вес в RMM

26,00%

12,00%

37,70%

5,60%

18,70%

Типичный сорт нефти

WTI

ANS*

Brent

Azeri Light

Brent

Процесс

Коксование

Коксование

Крекинг

Крекинг

Крекинг

Доля бензинов в RMM

66,7%

60%

50%

50%

50%

Доля ДТ в RMM

33,3%

40%

50%

50%

50%

* ANS – экспортная нефть сорта Alaska North Slope

Теги: BP, RMM, Индикатор маржи переработки, переработка нефти

enkorr.com.ua

Маржа нефтепереработки поддержит цены на нефть − аналитик Reuters От Investing.com

© Reuters. Глобальная маржа нефтепереработки поддержит цены на нефть − аналитик Reuters

Investing.com − Глобальная маржа нефтепереработки значительно увеличилась в последние недели, что должно поддержать высокий спрос на нефть и придать импульс спотовым и фьючерсным ценам в краткосрочной перспективе, считает аналитик по нефти Reuters Джон Кэмп.

Маржа нефтепереработки — важный инструмент измерения прибыльности нефтеперерабатывающих заводов, поскольку она представляет собой рентабельность НПЗ/нефтеперерабатывающего региона.

Проще говоря, маржа – это разница (в долларах за баррель) между выручкой за произведенную продукцию и затратами на сырье (нефть). Глобальная маржа переработки определяет направления потоков нефти и нефтепродуктов по миру. Она помогает определять, перекачают ли нефть из одного хаба в другой и, следовательно, улучшатся или ухудшатся фундаментальные показатели в соответствующих регионах.

Потребление бензина находится на подъеме и прибыль многих нефтеперерабатывающих заводов резко выросла, пишет Джон Кэмп. Так, крупнейшая в США независимая нефтеперерабатывающая компания Valero сообщила о существенном росте ориентировочной маржи на прибыль предприятий нефтеперерабатывающей промышленности по всей Северной Америке, что косвенно указывает на улучшение состояния всего нефтеперерабатывающего сектора США и Канады.

Расчетный индикатор глобальной маржи переработки – совокупный показатель по отрасли НПЗ во всей Северной Америке, Европе и Азии – вырос с недавнего минимума $10,50 в первом квартале до $12,80 во втором квартале с учетом доступной на данный момент статистики.

«Некоторые комментаторы предположили, что ралли с начала февраля полностью обусловлено деятельностью хедж-фондов, но одновременный рост глобальной маржи нефтепереработки предполагает, что оно также имело под собой фундаментальную основу», – пишет Джон Кэмп.

Предупреждение: Fusion Media would like to remind you that the data contained in this website is not necessarily real-time nor accurate. All CFDs (stocks, indexes, futures) and Forex prices are not provided by exchanges but rather by market makers, and so prices may not be accurate and may differ from the actual market price, meaning prices are indicative and not appropriate for trading purposes. Therefore Fusion Media doesn`t bear any responsibility for any trading losses you might incur as a result of using this data.

Fusion Media or anyone involved with Fusion Media will not accept any liability for loss or damage as a result of reliance on the information including data, quotes, charts and buy/sell signals contained within this website. Please be fully informed regarding the risks and costs associated with trading the financial markets, it is one of the riskiest investment forms possible.

ru.investing.com

Рост на падении — «НефтеРынок»

Мировые нефтяные котировки идут вниз уже несколько месяцев подряд. Среди ключевых причин падения - затоваренность рынка и желание снизить закупки российского сырья из-за конфликта в Украине, что привело к появлению на рынке других поставщиков. Превышение предложения нефти над спросом на протяжении большей части лета и осенью особенно заметно в Атлантическом бассейне. Причин несколько. Во-первых, в этом году резко растут объемы добычи в США: EIA прогнозирует общий рост производства более чем на 1 млн барр./день, до уровня 1970 года. Экспортеры вынуждены искать объемы нефти, которые раньше импортировали США, новых покупателей - преимущественно в Европе и Азии. Однако экономический рост в Азии замедлился, а спрос на нефть со стороны многих стран в регионе стал не таким стабильным. Из-за этого все больше и больше сырья - особенно нигерийской легкой нефти – стало поступать в Европу, конкурируя с европейскими сортами нефти и сбивая цены. Обострило ситуацию, оказав дополнительное давление на цены, и возвращение в августе на рынок Средиземноморья ливийской нефти.

Отчасти низкий спрос в Европе вызван сезоном профилактических ремонтов на НПЗ в конце лета - начале осени. Это оказывает давление на цену сырья в регионе, но тем самым и подталкивает вверх маржу переработки.

«Спад цен на нефть еще летом начал позитивно отражаться на марже нефтепереработки», - сказал глава Gunvor (одного из крупнейших нефтетрейдеров) по исследованиям и анализу рынка Дэвид Файф на отраслевой конференции в Брюсселе в сентябре, сообщает сайт Platts.Агентство Platts на своем сайте также сообщает, что резкое падение мировых цен на нефть в течение последних двух месяцев подтолкнуло НПЗ-маржу в Европе до самого высокого за полтора года уровня. В середине сентября маржа НПЗ, перерабатывающих сернистую нефть Urals, в Северо-Западной Европе выросла до $6,27/барр., самого высокого значения с февраля 2013 года. Маржа переработки среднесернистой нефти с месторождения Фортис в Северном море подскочила до $5,48/барр., самого высокого показателя с октября 2012 года.

 

 

 

 

 

Увеличению маржи нефтепереработки способствовал и тот факт, что цены на продукцию НПЗ упали не так сильно, как цены на сырую нефть. Как заявила в Брюсселе эксперт International Energy Agency (IEA) Торил Босони, первичная переработка нефти в Европе впервые с 2012 года показала положительную экономику. Во Франции восстановление маржи НПЗ произошло после того, как в начале 2014 года она упала до рекордно низкого значения, сообщили во французской ассоциации нефтеперерабатывающей промышленности UFIP. Помимо того, что европейские переработчики выиграли от падения цен на нефть, они также стали более гибко подстраивать уровень загрузки заводов к уровню рентабельности, тогда как ранее объем выпускаемой продукции в основном зависел от сезонных профилактических ремонтных работ. Так, в июне переработка нефти в регионе снизилась на 1,2 млн барр./сут. по отношению к аналогичному показателю прошлого года. Но в июле, когда маржа начала восстанавливаться, произошло резкое увеличение загрузки НПЗ. «Меньше сезонного снижения ожидается в сентябре и октябре по сравнению с прошлым годом», - заявила Босони, отметив, что маржа в целом все же довольно низкая - не сравнить с золотыми временами 2007-го.

Сейчас многие переработчики в Европе работают на пониженном уровне загрузки - 70-75%. Однако специалисты говорят, что такой уровень недостаточен, чтобы дать хорошие результаты. Американские НПЗ летом были загружены на 88-90% мощности, что является хорошим уровнем для рентабельности. Европейские переработчики опасаются, что модернизированные мощности, которые введут в эксплуатацию в ближайшие два года, скоро окажут давление на показатели рентабельности. «У нас был временный всплеск показателя маржи летом 2014-го, но с дополнительными мощностями, превышающими рост спроса», - сказал Дэвид Файф в Брюсселе.

Ближнее зарубежьеО хорошем состоянии дел говорят польские нефтепереработчики. Так, группа Lotos, управляющая НПЗ в Гданьске, на прошлой неделе сообщила, что маржа переработки достигла в сентябре самого высокого в этом году значения - $7,86/барр. По сравнению с показателем сентября прошлого года маржа Гданьского НПЗ выросла на 73%. При этом показатель маржи за сентябрь почти вдвое выше, чем в мае этого года, когда НПЗ зарабатывал всего $4,09/барр. Майский показатель является худшим за текущий год, отметили в Lotos. Увеличение маржи произошло в основном за счет снижения цен на нефть и растущей разницы котировок между Brent и Urals.

«Высокая маржа в сентябре 2014 года в основном обусловлена ростом дифференциала Brent-Urals и тем, что цены на нефть падают быстрее, чем на нефтепродукты», - говорится в сообщении компании. Кроме того, директор по производству группы Lotos Марек Герра заявил, что в последнее время загрузка Гданьского НПЗ составляла 90% - выше среднего уровня. «Сегодняшние наценки на дизельное топливо ниже, чем ожидалось, но на здоровом уровне», - сказал он.

Отметим, что в рамках программы 10+, которую группа Lotos закончила в 2011 году, НПЗ в Гданьске был модернизирован. Перерабатывающие мощности предприятия были увеличены с 6 млн т/год до 10,5 млн т/год, а ассортимент продукции НПЗ расширен. В результате завод стал производить больше высокомаржинальных продуктов, а также имеет возможность перерабатывать сырье, требующее большей технологической обработки.

Стоит напомнить, что Lotos имеет намерения в ближайшие годы реализовать проект строительства установки замедленного коксования и сопутствующей инфраструктуры для нее. Компания оценивает, что реализация этого проекта дополнительно позволит увеличить маржу нефтепереработки приблизительно на $2/барр. - за счет сокращения доли тяжелых нефтепродуктов в общем объеме производства в пользу более дорогостоящих видов топлива.

Кому хорошо, а кому…Сейчас для европейских НПЗ ситуация в целом сохраняется неплохая. На НПЗ Средиземноморья, использующих в качестве сырья нефть Urals, маржа держится на уровне чуть выше $5/барр., передает Reuters. Это значительно выше, чем $1-2/барр., которые фиксировались на протяжении большей части года. Однако ниже среднего показателя $5,50/барр, державшегося в течение первых пяти дней октября.

Между тем в Азии сложилась другая конъюнктура рынка. Если европейские НПЗ привыкли работать на грани рентабельности и теперь довольны небольшим улучшением экономики, то азиатские переработчики ощущают снижение своих заработков из-за падения цен на нефть. Сейчас ситуация для них не так благоприятна, как была ранее. Ключевой фактор, влияющий на маржу переработки, - спрэд между ценой нефти и нефтепродуктов - в Азии снизился. Индекс SGRM (Singapore gross refining margin) упал на 19%, до $4,7/барр., передает индийское деловое издание business-standard. Кроме того, снизилась разница между ценой легкой и тяжелой нефти, что тоже нанесло удар по компаниям, управляющим сложными нефтеперерабатывающими комплексами. Так, компания, владеющая самым большим и современным НПЗ в мире - Reliance Industries, заявила, что ее операционные показатели по итогам II квартала будут хуже, чем ожидалось. Владелец Джамнагарского НПЗ ожидает увеличения чистой прибыли год к году лишь на 2-3% из-за низких цен на нефть и маржи переработки. Хотя маржа в нефтехимическом бизнесе, как ожидается, улучшится, слабые показатели нефтеперерабатывающего сегмента негативно отразятся на размерах прибыли, считают аналитики.

Учитывая, что, по прогнозам, ощутимого роста цен на нефть в ближайшее время не предполагается, аналитики ожидают, что индекс SGRM будет колебаться между $6/барр. и $8/барр. Некоторые полагают, что падение GRMS не может составить больше 20%, потому что он продолжит набирать от разницы между ценой легкой и тяжелой нефти.

 

 

www.nefterynok.info

Бензина хоть залейся :: Бизнес :: Газета РБК

Эксперты предупредили о росте профицита моторного топлива

В 2017–2018 годах профицит бензина в России может вырасти почти вдвое и превысить 10 млн т, прогнозирует Vygon Consulting. Но это вряд ли приведет к снижению цен, напротив, они продолжат расти, указывают эксперты

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В 2018 году профицит автомобильного бензина в России может превысить 10 млн т, подсчитали эксперты Vygon Consulting в докладе, который есть у РБК. С учетом мощности российских НПЗ излишки могут достигнуть 11,3 млн т. Но точная цифра будет зависеть от конъюнктуры рынка, возможно, частично нефтяники могут заменить лишний бензин другим продуктом — нафтой, оговариваются они.

В 2014–2016 годах профицит бензина в России составлял 4,1–4,6 млн т, эти объемы нефтяные компании экспортировали. В 2017 году профицит резко вырастет — компании могут экспортировать 7,2 млн т топлива, прогнозируют эксперты Vygon Consulting. Профицит вырастет в основном из-за роста производства бензина: в 2017 году объем выпуска может вырасти на 5%, до 42 млн т, в 2018 году — еще на 9%, до 45,9 млн т. При этом спрос на бензин, потребление которого впервые упало в прошлом году, продолжит снижаться в 2017–2018 годах, но незначительно (см. график). Лишний бензин нефтяные компании, скорее всего, будут поставлять на экспорт на Ближний Восток (например, в Иран, где наблюдается дефицит топлива), а также в Африку, которую многие компании рассматривают сейчас как точку роста, считает старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Татнефти» отказались раскрывать планы по экспорту бензина в 2017–2018 годах.

Профицит бензина может давить на цены, но вряд ли серьезно будет на них влиять, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Если цены на внутреннем рынке сильно упадут, нефтяники начнут отправлять больше бензина на экспорт и на рынке вновь сложится дефицит, что приведет к восстановлению цен, объясняет он. Цены на внутреннем рынке и так очень низкие: налоговая система поменялась, акцизы выросли, но нефтяникам не разрешили быстро переложить их в цены на бензин, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Рентабельность АЗС сильно упала, и теперь цены на бензин должны расти темпами намного выше инфляции, считает аналитик. Это уже происходит, указывают эксперты Vygon Consulting. В 2017 году цена на бензин Аи-92 в среднем вырастет на 7,3–8,5%, причем основной рост уже произошел в первой половине 2017 года, подсчитали эксперты.

На прошлой неделе президент Владимир Путин обещал, что российские власти не позволят производителям и продавцам бензина «задирать цены», но искусственно их занижать тоже не будут, так как это вредно для экономики. «Если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем держать свои цены по-другому, чем в соседних странах, иначе нам нужно просто создавать новый железный занавес», — сказал он. Цены на бензин в России и так ниже, чем во многих других государствах, «если мы не хотим, чтобы у нас все утащили, то надо и внутри страны держать определенный уровень», объяснил тогда президент (цитаты по ТАСС).

Маржа переработки из-за падения цен на нефть упала с $3,5 за баррель в 2015 году до $1,7 за баррель в 2016 году, посчитали эксперты Vygon. Больше всех пострадали небольшие НПЗ, которые занимаются то​лько первичной переработкой нефти, их маржа в прошлом году составила всего $0,2 за баррель. Несмотря на это, нефтяные компании продолжают строить установки по первичной переработке нефти, замечают эксперты Vygon Consulting. В 2017–2018 годах прирост первичной переработки составит 9 млн т. Это объемы ТАНЕКО (6 млн т) и Ейского НПЗ (3 млн т). Вся переработанная нефть на новой установке первичной переработки ТАНЕКО будет подвергнута глубокой переработке, сказал РБК представитель «Татнефти» (контролирует ТАНЕКО). В результате глубина переработки составит 99%, темные нефтепродукты выпускаться не будут, утверждает он. С представителем Ейского НПЗ связаться не удалось.

В 2017–2018 годах из-за роста цен на нефть маржа переработки вырастет до $3–3,3 за баррель, считают эксперты Vygon. Но сейчас маржа в рублевом эквиваленте на 30% меньше, чем в 2014 году, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это значит, что денег в отрасли стало меньше, а возможности по модернизации НПЗ снизились, поясняет он. Пока государство поддерживает переработку с помощью налоговой системы, сейчас это происходит за счет предоставления заводам так называемой таможенной субсидии (разница между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты), так что модернизация медленно, но будет продолжена, говорит Борисов. Но если государство завершит налоговый маневр (отменит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты), маржа переработки упадет настолько, что новые проекты не окупятся и многим НПЗ потребуются компенсационные меры, считают эксперты Vygon Consulting. Минфин считает возможным завершить налоговый маневр в 2022–2025 годах, говорил в марте министр финансов Антон Силуанов (цитаты по «Интерфаксу»).

www.rbc.ru