Энциклопедия по машиностроению XXL. Масла из нефти


Производство минерального базового масла из нефти

07.12.2016

"Как из нефти делают моторное минеральное масло?"

Большая часть смазочных материалов в мире состоит из масел на минеральной основе.

Сырая нефть бывает многих сортов и типов: начиная от светлой, содержащей в основном короткие углеводородные молекулярные цепи и заканчивая черной битумной нефтью состоящей из крупных углеводородных цепей. Нефть представляет собой очень сложные смеси, содержащие множество различных соединений из водорода и углерода. Эти молекулы, известные как углеводороды, могут быть размерами от 4-х атомного метана до огромных молекул с более 60 атомами углерода. Такую дифференциацию размеров молекул в нефти химики давно используют для изготовления привычных нам веществ.

Нефтеперерабатывающий завод

Большинство смазочных масел делают из сырой нефти. Процесс получения происходит на нефтеперерабатывающем заводе. На заводе из сырой нефти производят различные продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, мазут.

Смазочное масло состоит из углеводородных молекулам определенного размера: в диапазоне от 26 до 40 атомов углерода. Молекулы, которые используются в бензине или керосине, более короткие и имеют меньше атомов углерода.

Начальный этап переработки нефти - обезвоживание и обессоливание.

После того, как сырую нефть обессоливают и пропускают через печь, где она нагревается и частично испаряется, ее направляют в ректификационную колонну. Эта колонна разделяет углеводороды, пользуясь различной температурой кипения молекул различного размера. В ректификационной колонне нефть нагревают и охлаждают, добиваясь разделения на основе размеров молекул. Самые маленькие углеводороды (от 5 до 10 атомов углерода) поднимаются до самого верха колонны. В дальнейшем из них сделают бензин. Соединения, содержащие от 11 до 13 атомов углерода, будут переработаны в керосин и топливо для реактивных двигателей.

Соединения имеющие от 26 до 40 атомов углерода - это материал, используемый для создания смазочного масла. В нижней части колонны, скапливаются самые тяжелые и самые большие из углеводородов: молекулы с длиной цепочки из более 40 атомов углерода. Они используются для битумных продуктов: асфальт, гидроизоляции, краски.

Следующий шаг делается, чтобы уменьшить тенденцию базового масла к окислению в процессе эксплуатации, а также для улучшения характеристик вязкости и температуры застывания.

Процесс экстракции: деасфальтизация - экстракция - депарафинизация - гидроочистка

Вакуумная перегонка мазутов в атмосферно-вакуумных установках является одним из основных способов получения сырья для последующего процесса преобразования - каталитического крекинга.

Процесс деасфальтизации в вакуумной колонне разделяет мазуты на два продукта: гудрон и смазочные дистилляты, которые имеют более высокую температуру кипения.

Экстракция растворителем используется для удаления большей части ароматических соединений и нежелательных компонентов из смазочных дистиллятов. Обычно используемые растворители содержат фенол, фурфурол или диоксид серы. На выходе получаются базовые масла-рафинаты и экстракт с высоким содержанием ароматических углеводородов, которые высоко ценятся в качестве технологического масла или мазута.

После экстракции растворителем рафинаты подвергают депарафинизации, чтобы улучшить текучесть масла при низких температурах. Этот процесс также производит два продукта. Побочный продукт - воск, который содержит парафины, нафтены и некоторые ароматические соединения. Теперь депарафинированное масло может стать базовым для многих смазочных материалов, но есть еще один процесс, который может сделать это минеральное масло продуктом премиум-класса.

Гидроочистка изменяет полярные соединения в масле с помощью участия водорода в химической реакции. После этого процесса, масло становится светлым и получает улучшенную химическую стабильность. Окончательное качество такого базового масла определяется применяемой температурой и давлением в процессе гидроочистки.

Процесс преобразования: гидрокрекинг - гидродепарафинизация - гидрочистка.

Гидрокрекинг: в этом процессе рафинирования, масляные дистилляты подвергают химической реакции с водородом в присутствии катализатора при повышенных температурах и давлениях (420°С и 30 атм.). Ароматические и нафтеновые молекулярные кольца разламываются, открываются и присоединяют атомы водорода с образованием изопарафиновой структуры. Взаимодействие с водородом удаляет из масел удалении воду, аммиак и сероводорода.

В блоке гидрогенизации используется специфичный катализатор, который преобразовывает парафины в более желательные изопарафиновые структуры.

Поскольку предыдущие два процесса производят разрыв химических связей между двумя атомами углерода, необходимо произвести насыщение этих ненасыщенных молекул. Это делают путем введения в раствор водорода. Новые молекулы являются насыщенными, более стабильными и лучше противостоят процессу окисления.

Есть небольшие различия в характеристиках готового базового масла, получаемого этими двумя процессами. Основное отличие заключается в содержании ароматических молекул Процесс гидрокрекинга может уменьшить содержание ароматических соединений на 99,5%, в то время как процесс экстракции удаляет всего 15-20%.

В зависимости от уровня переработки и очистки базовые минеральные масла делятся на группы:I — минеральные масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями; II — улучшеные минеральные масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, прошедшие гидрообработку;III — гидрокрекинговые базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга.

С помощью крекинга производится самый качественный продукт. Но стоимость переработки масла с использованием этого процесса дороже. Дополнительные расходы в конечном счете оплачивает покупатель.

www.oil-ok.com.ua

Получение масел из нефти - Энциклопедия по машиностроению XXL

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ и ПРОИЗВОДСТВО СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Получение масел из нефти  [c.199]

Систематическое изучение процессов трения и роли в них смазок дало научную, основу для изыскания и подбора необходимых смазочных материалов. Приоритет в разработке учения о роли смазок и получении смазочных масел из нефти принадлежит представителям русской науки — создателю гидродинамической теории трения Н. П. Петрову и великому химику Д. И. Менделееву.  [c.3]

В настоящем Сборнике публикуются работы, проведенные во ВНИИ ИП за последние годы в области разработки методов получения масел из сернистых нефтей изучения химического состава масел и сырья для них разработки методов получения и изучения свойств парафинов из нефтей Восточных районов СССР исследования присадок, улучшающих эксплуатационные свойства масел исследования физико-химических свойств и разработки новых методов получения консистентных смазок.  [c.2]

Необходимость получения широкого ассортимента смазочных масел из нефтей Урало-Волжских месторождений потребовала проведения глубоких исследований как в области изучения химического состава сырья, так и в области создания новой технологии масляного производства из этих нефтей. Эта работа, проводившаяся  [c.4]

ПОЛУЧЕНИЕ МАСЕЛ ИЗ ВОСТОЧНЫХ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ  [c.8]

Исследовательскими и опытными данными установлена возможность получения масел из сернистых нефтей с разными температурами застывания до —45° (для трансформаторного масла) и с выходами от 64 до 80 % в зависимости от заданной температуры застывания и глубины очистки сырья фенолом (табл. 6, см. стр. 15).  [c.17]

Для применений, требующих глубокой очистки масла, кислотно-щелочной способ непригоден. Серная кислота кроме удаления из масла нежелательных примесей может растворять и уносить из масла такие составные части, которые повышают его стабильность. Для получения электроизоляционных масел из сернистой нефти применяют обычно так называемую селективную очистку, заключающуюся в обработке дистиллята растворителем, способным избирательно (селективно) удалять из масла растворимые примеси, не влияя на основные углеводороды.  [c.96]

Все смазочные масла, применяемые в промышленности, получаются из нефти путём разгонки последней. При перегонке из нефти испаряются вначале наиболее лёгкие её погоны — бензины и керосины, или так называемые светлые продукты. После отгона светлых продуктов получается остаток — мазут, который и является сырьём для получения смазочных масел.  [c.768]

Нельзя не отметить, что до применения распыливания жидкое топливо почти не употреблялось для сжигания. Нефть в то время использовалась, как правило, лишь для получения масел и некоторых других химических продуктов. Керосин находил себе применение только для освещения. Бензин и мазут представляли собой нежелательные продукты перегонки нефти и нередко выливались как отбросы производства. Первая попытка дробления нефти привела к созданию весьма примитивных аппаратов, представлявших собою набор трубок, из которых вытекали сравнительно крупные капли, сжигавшиеся в объеме печей. Только  [c.5]

Для смазки подшипников применяются минеральные смазочные масла из нефти. При нагревании нефти до определенной тем-[ ературы вначале испаряются легкие ее составляющие — бензин и керосин. Их часто называют светлыми продуктами. Полученный остаток — мазут после стока светлых продуктов является основным видом сырья для получения смазочных масел. Каждый сорт минерального масла характеризуется вязкостью и липкостью.  [c.130]

Искусственное жидкое топливо получают также путем синтеза из твердого топлива (угля) и газообразного водорода. На нефтеперегонных заводах из нефти отделяют легкокипящие фракции — бензин, лигроин, керосин, соляровые масла, газойль и другие топлива. Остатки тяжелых фракций, так называемый мазут, используется для получения смазочных масел или, реже, сжигается в топках.  [c.14]

В качестве смазочных материалов используют жидкие нефтяные и синтетические смазочные масла, пластичные (старое название — консистентные) и твердые смазки, а также воду, воздух и другие газы. Наибольшее распространение имеют нефтяные смазочные масла и пластичные смазки. Сырьем для получения нефтяных смазочных масел является мазут, который получают из нефти после отгона светлых продуктов — бензинов и керосинов. Мазут разгоняют под вакуумом в специальных установках, при этом получают ряд фракций (дистиллятов). Первыми получают самые легкие дистилляты, затем последовательно более тяжелые. Для получения смазочных масел дистилляты подвергают очистке серной кислотой, щелочью и отбеливающими землями.  [c.295]

Минеральные масла — жидкие смазочные материалы — получают из мазутов — остатков после отгонки из нефти светлых продуктов — бензина, керосина и дизельного топлива. Для получения минеральных масел мазут подвергают перегонке. Сначала отделяются легкие фракции — дистилляты. Они служат полуфабрикатами для изготовления масел малой и средней вязкости, называемых дистиллятными. Такие масла имеют меньше асфальтосмолистых веществ, отличаются большей стабильностью и меньшим содержанием веществ, выпадающих в осадок. После отгонки дистиллятов остается масляный гудрон, из которого получают более тяжелые и высоковязкие масла, называемые остаточными.  [c.99]

Понятие о перегонке нефти и получении смазочных масел из нее  [c.24]

Решить проблему смазки позволило внедрение минеральных масел, полученных из нефти.  [c.161]

В России начали производить масла из нефти уже в 1867 г. [19]. Одним из первых обратил внимание на возможность получения смазочных масел из мазутов Д. И. Менделеев.  [c.161]

Жидкие минеральные масла представляют собой продукт переработки нефти. Из нефтяного осадка (мазута) перегонкой в вакууме последовательно получают масла малой, средней и высокой вязкости. Для получения масел с определенными свойствами их дополнительно очищают от смолистых веществ или добавляют растительные (хлопковые) масла, противозадирные, противоизносные вещества, антифрикционные присадки.  [c.251]

Главным источником для получения смазочных масел является нефть. Нефть содержит ценные смазочные вещества — углеводороды. Наиболее ценным масляным сырьем считаются парафинистые нефти, как, например, пенсильванские. Однако русские и румынские нефти нафтенового основания считаются также весьма ценным масляным сырьем. Синтетические смазочные масла превосходят по качеству все известные масла из нефтяного сырья или их составные части. Поскольку такие искусственные масла еще очень дороги, теперь, как и прежде, предпочитают масла, изготовленные из нефти.  [c.199]

Смазочные масла, полученные из нефти, обладают многими ценными свойствами. Чтобы добиться получения масел оптимальных качеств, необходимо правильно выбрать метод и глубину очистки. Излишне глубокая очистка может значительно ухудшить качества масла. Однако высококачественные  [c.200]

Выработка Б. из нефтей осуществляется в основном двумя методами 1) получением остаточных Б. после отгонки с перегретым паром всех легких фракций и часто смазочных масел в остатке получается готовый Б. 2) окислением воздухом при высоких температурах гудрона (остаток от перегонки нефти).  [c.409]

Жидкие смазочные материалы — минеральные масла — получают из мазутов — остатков первичной переработки нефти (перегонки при атмосферном давлении). Основные процессы при получении масел следующие.  [c.9]

На новых восточных заводах Советского Союза введен в действие комплекс установок для получения масел из сернистых нефтей. В основу производства положены принципиальная технологическая схема и показатели, разработанные ВНИИ НП в результате выполнения большого объема научно-исследовательских и опытных работ. Проектное оформление схемы и промьипленных установок выполнено Гипронефтезаводом при участии Гипронефте-маша. -  [c.8]

Следует отметить, что более совершенная технология получения масел из восточных сернистых нефтей по сравнению с бакинскими маслами кислотнотщелочной и контактной очистки  [c.87]

Переработка мазутов из малосернистых нефтей связана с получением ДИС1ИЛЛЯТНЫХ и остаточных масел, из высокосернистых нефтей—со вторичными процессами и получением битумов.  [c.25]

Нефти Куйбышевской области такие, как михайловская девон ская, Дмитриевская девонская, являются не менее благоприятныр сырьем для получения масел, чем туймазинская девонская нефть Суммарный выход дистиллятных и остаточных масел из указан ных нефтей Куйбышевской области составляет от 19 до 24%- Ин дексы вязкости дистиллятных масел лежат в пределах 83—88,Е остаточных масел 83—94.  [c.218]

Углеводородный и структурно-групповой состав фракций, bi>ikh-пающнх выше 350°С, характеризует нефти Ферганской долины как благоприятное сырье для получения масел. Содержание углерода, прихоляшегося на парафиновые углеводороды и цепи (Си) в масляных фракциях основных нефтей Ферганской долины, довольно высокое (от 63 до 74%). Среднее число колеи в молекуле (Ко), наоборот, невысокое и колеблется от 0,55 до 2,30. Вследствие этого индустриальные масла и их компоненты, полученные из дистиллятных фракций, имеют высокие индексы вязкости (81—98).  [c.390]

Полученные в результате регенерирования масла во многих случаях не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к свежим маслам. Для регенерированных масел установлены некоторые отклонения показателей качества [21, табл. 96—ЮО]. Показатели качества (цвет и содержание серы) регенерированных индустриальных масел из сернистых нефтей не нормируются. Кинематическая вязкость при 50 °С смеси масел И-5А и И-8А должна быть 4,6—8,5 мм с, температура вспышки (в открытом тигле) не ниже 120 С кинематическая вязкость при 50 С смеси масел И-12А и И-20А должна быть 12 мм /с, температура вспышки (в открытом тигле) не ниже 165 °С. Вязкость регенерированной смеси масел И-ЗОА, И-40А и И-50А должка соответствовать вязкости свежего масла с учетом допусков, кроме температуры вспышки, которая должна быть не ниже 180 °С. Температура вспышки в открытом тигле регенерированных масел (после применения их в качестве смазочного материала для двигателей внутреннего сгорания) должна быть не ниже 170 С.  [c.281]

При переработке нефтей с высоким (0,3—3,0%) содержанием нефтяных (нафтеновых) кислот наблюдается интенсивное разъедание оборудования из углеродистой стали, работающего при 200—400 °С. Коррозия поражает на установках первичной переработки нефти трубы и печные двойники на выходе радиантных секций печей, трубопроводы от печей до ректификационных колонн, корпуса колонн в зоне ввода горячей струи, ректификационные тарелки эвапорационного пространства над питательным вводом, трубопроводы и арматуру на линиях транспортировки горячих среднедистиллатных нефтепродуктов [69. Отмечаются случаи коррозии теплообменного оборудования. Обследования предприятий в СССР и за рубежом 70, 71] показали коррозионные разрушения также оборудования вакуумного блока (для получения масел), охватывавшие среднюю часть корпуса и тарелки колонны над вводом мазута, трансферные линии с температурой 150—300°С и последние трубы потолочного экрана печей. В меньшей степени поражается оборудование установок крекинга и переработки продуктов крекинга [70]. Коррозия перечисленного оборудования отмечается при переработке черноморских нефтей (Кубанского месторождения) [69], ряда нефтей Азербайджана, а также Румынии, Венесуэлы, Калифорнии [70].  [c.101]

Производство минеральных масел заключается в том, что из нефти сначала отгоняют ее легкие фракции — бензин, керосин и газойль. В остатке получается мазут, который подвергается дальнейшей перегонке для получения смазочных масел. Из мазута отбираются дестиллаты легких масел — солярового, трансформаторного, веретенного, машинного, и более тяжелых — автотракторных и цилиндровых. В результате специальной очистки де-стиллатов от вредных примесей (сера, сернистые соединения, органическая кислота, смолистые вещества и др.) получаются готовые продукты.  [c.352]

За последние годы большое значение для трансформаторостроения приобрело применение масел из сернистых нефтей новых месторождений. Получение из них стабильных масел, достаточно стойких против окисления, потребовало разработки новых методов очистки дистиллята.  [c.106]

В 1954—55 гг. для приработки двигателей ЗИЛ-120 в масло добавляли 3 , ЭЗ-2-Ь1,0% гексахлорэтана. Опыты с этой присадкой показали удовлетворительные результаты. Однако производство ЭЗ-2, как II большинства серусодержащих ирисадок, сложно, требует дорогостоящего оборудования и дефицитных растительных масел или животных жиров. В связи с эти.м возникает вопрос о де11ствии на приработку и начальный износ металлических поверхностей природной серы, находящейся в маслах, полученных, например, из восточных сернистых нефтей.  [c.72]

Химические свойства, состав и строение масел. 1) Получение масел, их состав и свойства. Для изготовления М. и. типа трансформаторных в качестве сырья берут соляровые дестиллаты, к-рые для обеспечения получения высокосортных М. и. должны быть в свою очередь получены перегонкой из непарафинистых мазутов. Лучшие М. и. получаются из дестиллатов эм-бенского месторождения (Доссор-Маккатская нефть с нафтеновым основанием). Значительно хуже или с большими трудностями получаются масла из дестиллатов бакинских нефтей,  [c.250]

Главным источником добывания бензола служат продукты, к-рые получаются при переработке каменного угля на кокс и светильный газ. В последнее время источники В. расширились широкое применение пиролиза к нефтям и жирным природным газам (для последних с последующей конденсацией продуктов пиролиза) приводит к ароматизации при этом основным продуктом получается Б. Возможно получение его из конденсированных многокольчатых соединений— нафталин, антрацен и т. п. — путем деструктивной гидрогенизации в присутствии различных катализаторов (МпОд, MoS , MoS,, и др.). Вследствие большой упругости паров Б. во всех случаях, когда образование Б. происходит при одновременном образовании газа, Б. извлекается из газа путем промывания газа маслами, хорошо растворяющими Б. (фракции каменноугольного масла, тетралин, соляровое масло), или твердыми поглотителями (активный уголь, силикагель). Из газов коксовых печей, дающих главную массу В., извлечение его производится обычно при помощи масел в скрубберах (см. Газ светильный). Для растворения применяют или нефтяное соляровое масло (Америка) или фракцию каменноугольного дегтя, которая в пределах 200—300° дает не менее 80% дестиллата. При хорошем масле можно извлечь ив газа до 98% всего заключающегося в нем Б. Коксовый газ, пройдя черев холодильники, смолоотде-лители и аммиачные промыватели, имея t° не выше 20°, поступает в скрубберы, где промывается поглотительным маслом, растворяющим В. Масло, насыщенное Б. (ок. 3%), поступает на регенерацию в колонные аппараты,  [c.254]

Все дестиллаты, полученные при перегонке нефти, содержат большее или меньшее количество смолистых веществ. В виду их легкой окисляемости дестиллаты необходимо очищать, т. е. главным образом удалять эти смолы. Очистка нефтепродуктов до сих пор еще ведется сорной к-той. Серная к-та, извлекая смолы, осаждается в конус мешалки, увлекая и часть дестиллата. Этот осадок, к-рый затем спускается из конуса, называется кислым гудроном. Из кислых гудронов от очистки смазочных масел возможно получать Б. двумя способами 1) отмывкой горячей водой кислого гудрона от серной к-ты до полного ее удаления и окислением остатка или отмывкой основной части к-ты, нейтрализацией известью и окислением 2) по второму способу смолистую часть кислого гудрона растворяют в сольвент-нафте. При этом происходит разделение раствора смол и серной к-ты. После очистки (промывкой)  [c.410]

Д. маловязких масел. Получение маловязких масел из парафинистых нефтей является как бы побочным производством при процессе получения парафина. Обычно при перегонке нефти отбирается широкая фракция маловязких масел, которая служит источником получения парафина. Последний получается путем отпрессовывания на фильтр-прессах выделившегося парафина при охлаждении широкой фракции масел до г° -f4°. Отфильтрованные масла (фильтрат) имеют все erne высокую порядка -f9 . Даль-  [c.245]

Повышение спроса на смазочные масла, естественно, совпало с развиа-ием современной нефтяной промышленности, вследствие чего оказалось возможным получение масел исключительно из минерального сырья масла растительного и животного происхождения и продукты, получаемые из них, стали употребляться лишь в редких случаях и только как примесь к минеральным маслам, для дополнения или усиления какого-либо из их свойств. Мы начнем наше изложение свойств смазочных материалов с описания смазочных масел, добываемых из нефти.  [c.171]

Существуют нефти настолько богатые смазочными маслами, что их можно употреблять для смазки непосредственно — без перегонки, освободив только от взвешенных и смолистых примесей, что достигается путем отстаивания и фильтрования через адсорбент. Полученные таким образом смазочные масла называются натуральными маслами. Из числа американских нефтей как натуральное масло применяли нефть из Мекки (Огайо), подробно изученную проф. Мэбэри. Однако количество получаемых таким образом масел в настояш,ее время совершенно ничтожно, ж все смазочные минеральные масла получаются из нефтей путем перегонки и последуюпхей очистки дестиллатов и остатков.  [c.177]

mash-xxl.info

Нефтяные масла - это... Что такое Нефтяные масла?

720 мл. минерального моторного масла. Минеральное масло.

Нефтяные масла — жидкие смеси высококипящих углеводородов (температура кипения 300—600 °C), главным образом алкилнафтеновых и алкилароматических, получаемые переработкой нефти.

Классификация

В основу системы классификации и обозначения нефтяных масел положены их кинематическая вязкость (устанавливается в нормативно-технической документации) и эксплуатационные свойства.[1]

По способу производства делятся на дистиллятные, остаточные и компаундированные, получаемые соответственно дистилляцией нефти, удалением нежелательных компонентов из гудронов, депарафинизации, гидрочисткой или смешением дистиллятных и остаточных.

В последнее время получил распространение метод преобразования исходного нефтяного сырья в более ценные продукты гидрокрекингом — получаемые в таком производстве масла, при значительно более низкой себестоимости, приближаются по свойствам к синтетическим.

По областям применения делятся на смазочные масла, электроизоляционные масла и консервационные масла. Используются также в косметической промышленности.

Присадки

Для придания необходимых свойств в нефтяные масла часто вводят присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.

Буквенное обозначение минеральных масел

Способ очистки и назначение минеральных масел указываются в маркировке. Буквенные обозначения масел делят по [2]:

  • свойствам
    • Л — легкое, маловязкое
    • С — среднее, маловязкое
    • Т — тяжелое, высоковязкое
    • У — улучшенное
  • способу очистки
  • назначению

Маркировка обычно представляет собой набор из 1—3 букв и номера:

  1. Первая буква определяет назначение масла
  2. Вторая буква (может отсутствовать) определяет способ его очистки
  3. Третья буква (может отсутствовать) определяет наличие присадок в нём
  4. Номер определяет вязкость масла

Примеры:

  • ТКп — трансформаторное масло кислотной очистки с присадкой;
  • Тп−22 — турбинное масло селективной очистки с присадкой вязкостью v=22·10−6 м²/с;
  • И-12 — масло индустриальное (среднее) средней кинематической вязкостью (при 50 °С) 12 мкм²/с;
  • АК-15 — автотракторное масло кинематической вязкостью (при 50 °C) более 150 мкм²/с.

Примечания

  1. ↑ ГОСТ 17479.0-85 Масла нефтяные. Классификация и обозначение. Общие требования.
  2. ↑ Воскресенский В. А., Дьяков В. И. Глава 2. Смазочные вещества и их физико-химические свойства // Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник. — М.: Машиностроение, 1980. — С. 14. — (Библиотека конструктора). — ISBN ББК 34.42, УДК 621.81.001.2 (031)

Литература

  • Казакова Л. П., Крейн С. Э. Физико-химические основы производства нефтяных масел. — М., 1978.
  • Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983—792 с.
  • Черножуков Н. И. Очистка и разделение нефтяного сырья, производство товарных нефтепродуктов. — 6 изд. — М., 1978.
  • Воскресенский В. А., Дьяков В. И. Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник. — М.: Машиностроение, 1980. — (Библиотека конструктора). — ISBN ББК 34.42, УДК 621.81.001.2 (031)

3dic.academic.ru

Масла из малосернистых нефтей - Справочник химика 21

    Конденсаторное масло из малосернистых нефтей [c.198]

    Масла из малосернистых нефтей [c.559]

    Масло цилиндровое тяжелое 52 (ГОСТ 6411-76) — остаточное масло из малосернистых нефтей сернокислотной и селективной очистки. Применяют для поршневых паровых машин различного назначения, работающих с перегретым до 400 °С (и выше) паром. Отличается от масла цилиндрового 38 более высокими вязкостью, температурами вспышки и застывания, пониженной зольностью. [c.295]

    Показатели Масла из малосернистых нефтей (ГОСТ 5304-54 и ГОСТ 6360-58) Масла из сернистых нефтей (ГОСТ 8581—63)  [c.28]

    Масла из малосернистых нефтей Из смеси бакинских нефтей. ... [c.554]

    В качестве смазочного для турбореактивных двигателей применяют также трансформаторное масло из малосернистых нефтей по ГОСТ 982—56 и трансформаторное масло из восточных сернистых нефтей селективной очистки по ГОСТ 10121—62 (принято в качестве резервного). [c.117]

    Часовые масла (более 10 марок) — высокоочищенные масла из малосернистых нефтей содержат присадки. [c.43]

    Индустриальные масла представляют собой нефтяные дистиллятные масла различных вязкости и степени очистки, например индустриальные масла из малосернистых нефтей подвергаются кислотно-контактной и кислотно-щелочной очистке. Масла из сернистых нефтей проходят селективную очистку. Для менее ответственных механизмов применяют масла только после щелочной очистки (ГОСТ 2854-51). [c.35]

    Масла из малосернистых нефтей. При производстве трансформаторных масел из нефтей бакинского месторождения в настоящее время в основном используют смесь нескольких парафинистых нефтей. При надлежащей глубине очистки из этого сырья могут быть получены высокостабильные масла (типа масла марки Т-1500). [c.275]

    Остаточные масла из сернистых нефтей, особенно из западносибирских, характеризуются меньшей коррозионной агрессивностью, чем грозненское масло из малосернистых нефтей. [c.49]

    Приведенный в таблице ассортимент масел включает как вырабатываемые в течение многих лет и знакомые широкому кругу потребителей масла из малосернистых нефтей, так и масла одноименных марок из восточных сернистых нефтей. За последние годы высококачественные масла выпускают во все увеличивающихся масштабах на заводах, перерабатывающих сернистые нефти. Для масел, получаемых из сернистых нефтей, нормируется содержание серы. [c.38]

    Нужно отметить, что нормируемое содержание серы в этих маслах отнюдь не является отрицательным показателем, так как сера в них находится в связанном состоянии и не оказывает вредного воздействия, в частности, на металл. Опыт применения за последние годы таких масел показал, что они обладают хорошими противоизносными свойствами, в ряде случаев более высокими, чем масла из малосернистых нефтей. Сернистые масла обладают также более высокими вязкостно-температурными свойствами, что важно при применении их в зимнее время. Масла из сернистых нефтей получают с применением более совершенной технологии (селективная очистка, контактная очистка и др.). [c.38]

    МС-14 1 МС-20 ) ГОСТ 21743-72 Авиационное Смесь остаточного и дистиллятного компонентов остаточный компонент (масла из малосернистых нефтей) [c.129]

    Масла из сернистых нефтей МС-20П, МРТУ 38-1-156-65 Масло из малосернистых нефтей  [c.12]

    ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ МАСЛА ИЗ МАЛОСЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ [c.8]

    Процесс очистки масла движущимся адсорбентом экономически рентабелен, так как многократно проводится регенерация адсорбента и растворителя с последующим их использованием. Масло из малосернистых нефтей, полученное путем адсорбционной очистки, выпускается с добавкой 0,2% ионола по МРТУ 38-1-142—68 (см. табл. 1). [c.12]

    Масла после сушки негашеной известью были залиты в трансформаторы и на протяжении нескольких лет за ними проводился лабораторный контроль. На рис. 13 показано изменение кислотных чисел масел за длительный период их эксплуатации в трансформаторах. Из приведенных данных видно, что стабильность масел, обработанных СаО, значительно выше, чем масел, высушенных обычными методами. Следует отметить, что сушке негашеной известью подвергались масла из малосернистых нефтей и без антиокислительных присадок. [c.39]

    Приведенный выше материал по технологии регенерации трансформаторных масел в основном относится к маслам из малосернистых нефтей. В технической литературе большей частью отсутствуют сведения о практическом опыте регенерации трансформаторных масел из сернистых нефтей. В какой-то мере это связано со сравнительно небольшой продолжительностью эксплуатации в энергосистемах [c.90]

    Выше было сказано, что при добавлении свежего масла к нестабильному регенерированному маслу стабильность последнего повышается. ОРГРЭС рекомендовал проводить стабилизацию нестабильных регенерированных масел свежими маслами [2]. Эти рекомендации относятся к периоду, когда выпускалось только трансформаторное масло из малосернистых нефтей (бакинских) марки ТК без присадки. [c.125]

    Масло для вентилящ10Ш1ых фильтров (висциновое масло) (ГОСТ 7611—75) — очищенное масло из малосернистых нефтей (табл. 14.15). Предназначено для поглощения пыли из воздуха. [c.516]

    Соответствующие фракции сернокислотной очистки малопарафинистых нефтей или фенольной очистки сернистых парафини-стых нефтей с антиокислительной присадкой Маловязкая низкозасты-вающая нефтяная основа с добавкой вязкостной присадки, антиокислителя и красителя Очищенное масло из малосернистых нефтей [c.204]

    Если общая стабильность против окисления регенерированного трансформаторного масла не соответствует нормам ГОСТ, то его можно использовать по прямому назначению только после стабилизации антиокислительной присадкой (например, ионолом в количестве 0,2—0,4%) или свежим маслом из малосернистых нефтей (до 30%). [c.301]

    Смазка предохранительная СП-3 (смазка 59ц), ГОСТ 5702-51 59ц, МРТУ 12Н 89—64, 59ц и 59цс на СЖК, МРТУ 38-1-225—66, состоят из трансформаторного масла, триэтаноламина и триэтаноламинового мыла олеиновой кислоты. В смазке 59ц на СЖК вместо олеиновой кислоты употребляют синтетические жирные кислоты (фракция Сю— ie). В смазке 59ц по ГОСТ 5702—51 применяют трансформаторное масло из малосернистых нефтей по ГОСТ 982—56, а в смазке 59ц по МРТУ 12Н № 89—64 — трансформаторное масло из сернистого сырья. Смазку 59ц на СЖК по МРТУ 38-1-225—66 выпускают двух марок — 59ц на СЖК и трансформаторном масле из малосернистых нефтей по ГОСТ 982—56 и 59цс на СЖК и трансформаторном масле из сернистого сырья. [c.295]

    В Советском Союзе трансформаторные масла из малосернистых нефтей получают кислотно-щелочной очистЯой. Для этих масел важно определение оптимальной глубины кислотной очистки и условий проведения тщательной водной промывки от следов солей. Выбор оптимального расхода кислоты зависит от химического состава сырья. [c.119]

    Масла из малосернистых нефтей по способу очистки трансформаторного дистиллята подразделяются на следующие кислотно-щелочной очистки карбамидной депарафинизации адсорбционной очистки. [c.8]

    Отработанное трансформаторное масло из малосернистых нефте " с кислотным числом 0,17 мг КОН/г было регенерировано с применением силикагеля, неактивированного (5%) и активированного газообразным аммиаком (2,5%), и отбеливающей глины (7%). Полученные при этом масла, а также масла, содержащие стабилизирующие добавки, послужили основными объектами исследования (табл. 51). Для проведения стендовых испытапи были выбраны такие присадки, производство которых уже налажено или намечено на ближайшие годы, — ионол, НГ-2246, антраниловая кислота и дисалицилиденэтилендиамин (ДСЭА). Для повышения стабильности [c.133]

chem21.info

Трансформаторные масла нефтей - Справочник химика 21

    Турбинное и трансформаторное масла получают из качественных нефтей и для стабилизации подвергают усиленной очистке, обрабатывая фенолами, серной кислотой и щелочью, а также подвергают депарафинизации. Масла и керосины должны характеризоваться высокой степенью чистоты — полным отсутствием воды и механических загрязнений. Особенно важны такие показатели, как деэмульгирующая способность масел (8 мин) и их вязкость. Турбинное масло по техническим нормам должно иметь условную вязкость ВУ 3,0— 3,5° Е при 50° С. [c.31]     Покажем на примере отличие качественно одинаковых и неодинаковых физических процессов. Свободная конвекция между твердой поверхностью и различными жидкими и газообразными средами (воздух, водород, вода, спирт, трансформаторное масло, нефть и т. д.) составляет группу качественно одинаковых физических процессов, поскольку на границе тело—среда и в самой среде происходят одинаковые физические процессы. [c.66]     Так, на базе керосино-соляровых фракций балаханской масляной нефти вырабатывается основа для масла АМГ-10, наряду с этим, из этой нефти получаются высококачественное трансформаторное масло, авиамасло МК-8, веретенное АУ, индустриальное масло 50 (машинное СУ) обычных и экспортных качеств, турбинные масла трех марок (Л, УТ и Т), дизельное масло зимнее, цилиндровое 38, вапор и др. [c.131]

    В перспективе намечается переработка всего вакуумного отгона этой нефти для получения высококачественного автола-6 и трансформаторного масла. [c.132]

    Исследования адсорбционного метода очистки велись для остаточных масел (деасфальтизаты гудронов из балаханской масляной нефти, а также нефти Нефтяных Камней), дистиллятов дизельных масел и дистиллятов трансформаторного масла из различных нефтей. [c.151]

    Хорошие результаты получены [78] при очистке диметилформ-амидом дистиллята анастасьевской нефти, выкипающего в пределах 260—410 °С и предназначенного для производства трансформаторного масла. Этот растворитель характеризуется более низкой КТР в нем данного сырья, чем фурфурол, что позволяет проводить очистку при более низкой температуре. Выход рафината в случае использования диметилформамида больше, а качество выше, чем при фурфурольной очистке. Следовательно, этот растворитель обладает большей избирательностью по отношению к поли-циклическим ароматическим углеводородам и смолам. Кроме того, диметилформамид имеет более низкую температуру кипения (153 °С), что играет важную роль при его регенерации. При использовании Ы-метилпирролидона качество рафината лучше, однако его высокая растворяющая способность приводит к необходимости добавлять антирастворитель для уменьщения потерь ценных углеводородов с экстрактом, а невысокая избирательность к нафтеновым кислотам требует при получении трансформаторного масла предварительной щелочной очистки сырья.) Положительные результаты были получены [79—81] и при использовании рассмотренных выше новых растворителей для глубокой очистки жидких и твердых парафинов. Результаты очистки трансформаторного дистиллята различными растворителями приведены ниже  [c.112]

    Выявлено также, что для стабильности трансформаторного масла из бузовнинской нефти большое значение имеет его фракционный состав. [c.152]

    Кроме того, при адсорбционной очистке алюмосиликатом из нефтей бузовнинской и даже Нефтяных Камней получают качественные трансформаторные масла (таблица 57). [c.153]

    Из рассмотренных данных видно, что трансформаторное масло адсорбционной очистки из нефти Нефтяных Камней по изменению тангенса угла диэлектрических потерь, кислотного числа, содержанию водорастворимых кислот, после окисления, а также по времени появления кислой реакции равноценно маслу, полученному из балаханской масляной нефти. [c.153]

    Улучшение эксплуатационных качеств трансформаторных масел и особенно их стабильности рекомендуется за счет внедрения процесса адсорбционной очистки, позволяющего получать устойчивые против окисления трансформаторные масла из недоброкачественного смолистого и ароматизированного сырья (нефти Нефтяных Камней, балаханская тяжелая и ир.) [c.182]

    Для автомобилей аналогичного назначения разрабатывалось масло гидрол-4 [59]. В качестве основы масла взята смесь трансформаторного масла из восточных нефтей с 10% осерненного вапора. К смеси добавлено 10% совола, что позволило повысить плотность основы и улучшить ее [c.442]

    Последние годы трансформаторное масло изготавливают по ГОСТ 10121—62 также путем селективной очистки и глубокой депарафинизации из сернистых восточных нефтей. [c.451]

    Трансформаторные масла сернокислотной очистки из малосернистых нефтей выпускаются по ГОСТ 982—56. В масла из эмбенских нефтей для понижения температуры их застывания добавляют не более 0,2% депрессора АзНИИ. [c.523]

    Трансформаторное масло из эмбенских нефтей, доочищенное 15% зикеевской земли. ... 1 0,0027 1 [c.539]

    Трансформаторное масло из сернистых нефтей [c.588]

    Влиянне металлов на окисление трансформаторного масла из бакинских нефтей [c.556]

    Товарные трансформаторные масла вырабатываются из малосернистых нефтей кислотно-щелочной очисткой соответствующих дистиллятов, из сернистых нефтей селективной очисткой и по технологии, включающей гидрирование. [c.558]

    Влияние антиокислителей I группы и их смесей на стабильность трансформаторного масла из масляной балаханской нефти [18] [c.596]

    Рис. и. 7. Действие смесей антиокислителей различных групп на стабильность товарного трансформаторного масла из бузовнинской нефти [18]. [c.596]

    Трансформаторное масло (из туймазинской нефти содержание серы 0,7%) [c.599]

    Ниже приведены данные, полученные А. М, Гранат с сотр. [60] при депарафинизации карбамидом (10%) трансформаторного масла, выделенного из смеси эмбенских нефтей при использовании в качестве активатора этанола-ректификата, этанола-сырца и ректификата с добавкой различных количеств дистиллированной воды  [c.35]

    С при одновременном снижении выхода депарафината с 95 до 89%. Дальнейшее увеличение количества карбамида (до 200%) снижает выход масла при сохранении той же температуры застывания. Прп получении из сураханской отборной нефти трансформаторного, масла в присутствии растворителя-фракции 65—130° С (100%) и активатора — метанола (10%) снижение температуры застывания масла от —6 до —42° С достигается подачей 75—100% карбамида. [c.58]

    При депарафинизации первого масляного компонента бибиэйбатской парафинистой нефти (350—396° С) установлено, что температуры застывания —48° С, предусмотренной ГОСТ па трансформаторное масло, можно достичь при подаче 50% карбамида (активатор — этанол), а при подаче 100 и 200% карбамида температура застывания снижается до —50 и —52° С. Депрессия температуры застывания составляет соответственно 44, 46 и 48° С. Депарафинизация второго компонента бибиэйбатской нефти (399—500° С) карбамидом в количестве 100 и 200% позволяет достичь температуры застывания —12° С при депрессии, равной 35° С, что вполне обеспечивает выработку индустриальных и моторных масел. [c.58]

    Установлено, что депарафинизация карбамидом дистиллята трансформаторного масла (фракции 350—396° С) этой нефти проходит весьма эффективно и полученное масло имеет температуру застывания от —45° С (карбамида 50%, растворителя 100%, активатора — этанола 20%) до —55° С (карбамида 100%, растворителя 50%, активатора — этанола 20%) при выходах соответственно 80 и 66%. При депарафинизации второго масляного компонента (фракция 396—500° С) получено при подаче 100% карбамида и 100% растворителя масло с температурой застывания —11° С при депрессии температуры застывания 34° С. При добавлении к этому маслу 0,1% депрессоров АзНИИ температура масла снижается до —25° С. Точно так же и сама широкая масляная фракция (350—500° С) успешно подвергается депарафинизация карбамидом, после чего ее можно с успехом использовать для получения автолов. [c.117]

    Результаты депарафинизации дистиллята трансформаторного масла бибиэйбатской парафинистой нефти [c.117]

    По данным [116], эффективными ингибиторами окисления трансформаторных масел, полученных из сернистых нефтей путем фенольной очистки соответствующих дистиллятов, являются децилциклогексилсульфид и децилтиофан (табл. 2.16). Эффективными противоокислительными добавками к трансформаторному маслу являются также фракции сернистых соединений, выделенные из экстракта от очистки трансформаторного дистиллята и содерлглавным образом сульфиды. Хорошими ингибиторами являются сульфоксиды. Фракции сернистых соединений, не содержащие сульфидной серы, не улучшают стабильности трансформаторного масла. [c.89]

    Классификация вязкости. Классификация смазочных масел по вязкости очень важна. Удобной является система, предложенная Обгцеством Автомобилистов (SAE). У каждого класса нефти, имеется свой опознавательный индекс, приведенный в табл. III-3. Для классов, обозначенных буквой и цифрой, максимальные и минимальные вязкости определены при 0° F. Для классов, обозначенных лишь цифрой, вязкость установлена при 210° F [106]. Вязкость употребляется при классификации различных марок нефтей и необходима при установлении более строгих требований для керосина и трансформаторного масла. [c.180]

    В целях охлаждения и для изоляции трансформаторы иногда опускаются в минеральное масло, для чего пригодны легкие и подвижные сорта их, типа веретенного. Применяемые для этой цели масла должны удовлетворять ряду не совсем обычных условий, почему рассмотрение их вынесено в. особую главу. Прежде всего требуется, чтобы масла были совершенно сухими. Так как трансформаторное масло испытывается на пробиваемость электрической искрой, самые незначительные следы воды могут быть вредны. Перед таким испытанием масло фильтруется только через фильтр, долго и хорошо высушенный в эксикаторе, над серной кислотой или хлористым кальцием. Воду в трансформаторных маслах невозможно определить точно, пользуясь обычными методами, поэтому заслуживают внимания только те, которые дают совершенно точные "цифры, хотя бы и ценой некоторого усложнения способ Родмана, см. в главе о нефти). Кроме воды в масле не должно быть также каких бы то ни было взвешенных чайтпц, не исключая обрывков или волокон фильтра, а также, что само собой разумеется, кислот. Определение всех этих примесей производится по обычным методам, и здесь может быть опущено. Довольно важным моментом является температура вспышки и вязкость. Первая имеет значение в случаях искрового разряда, при порче, напр., изоляции. Надо заметить, однако, что опаспость эта преувеличена и влечет за собой слишком строгие нормы, сильно суживающие область пригодных для трансформаторов продуктов. Германские условия предусматривают максимальную температуру масла в трансформаторах [c.302]

    Из приведенных данных видно, что отбор масел из сураханской отборной составляет всего 9,6% на нефть. Такой незначительный отбор масел определяется существующей технологической схемой, предусматривающей только переработку концентрата. В настоящее время заканчивается сооружение установки карбамидной депарафинизации, на которой часть вакуумного отгона сураханской отборной нефти, включая соляровые фракции этой нефти с атмосферной установки, будет использована на получение трансформаторного масла. [c.132]

    Депарафинизация рафинатов адсорбционной очистки проходит при большей скорости фильтрования, большем отборе депарафи-нированиого масла и меньшем содержании масла в петролатуме. По аксплуатационным свойствам автомобильные масла адсорбционной очистки из восточных нефтей Не уступают маслам фенольной очистки того дее сырья и превосходят их по термоокисли-тельиой стабильности [19]. Маловязкие масла из восточных нефтей типа трансформаторных после адсорбционной очистки обладают лучшими низкотемпературными свойствами, чем масла из того же сырья фенольной очистки. Трансформаторное масло адсорбционной очистки из сернистой восточной нефти более богато ароматическими углеводородами и серосодержащими соединениями, чем масло фенольной очистки . выход его на 25% больше и оно более стабильно против окисления, что объясняется различиями в групповом составе этих масел. Характеристика трансформаторных масел различных способов очистки из восточных сернистых нефтей приведена ниже [13, 19]  [c.276]

    Опыты проводили на эмульсиях воды в трансформаторном масле и в нефти. Радиус основной доли эмульгированных капель был 20— 50 мкм. Слой воды, через которую шла промывка, был высотой 0,7 м. Всплывающие капли сплошной среды имели радиус I—3 мм. Для фиксации выделения эмульгированной воды в нее добавляли раствор поваренной соли или анилиновый краситель синего цвета. Количество воды, переходящее в сплошную фазу, определяли либо по изменению ее солености, либо по изменению прозрачности, измеряемой электрофотокалориметром. В каждом опыте через слой дренажной воды про- [c.31]

    Для смазки дозвуковых ТРД с умеренным температурным режимом широко распространены низкозастывающие, маловязкие нефтяные масла. Для отечественных ТРД пспо-твзуются масло МК-8 (ГОСТ 6457—66), масло МС-6 (ГОСТ 11552—65), масло МК-6 (ГОСТ 10328—63), трансформаторное масло (ГОСТ 982—56). Масла МК-8 и МК-6 вырабатываются сернокислотной очисткой соответственно из балаханской масляной п троицко-анастасьевской нефтей трансформаторное масло получают также сернокислотной очисткой из бакинских нефтей, масло МС-6 — селективной очисткой и глубокой депа-рафинизацией из туймазинской девонской нефти. [c.451]

    Для полной характеристики масло обычно классифицируют по всем указанным признакам, например трансформаторное масло из сернистых нефтей фенольной очистки, депарафинированное, ингибированное присадкой ионол. [c.522]

    Маловяакое масло МН-2 для маслонаполненных кабелей низкого и среднего давления (1—3 ат). Оно готовится из малосмолистой беспарафи-новой доссорской нефти и представляет собой трансформаторное масло, несколько более глубоко очищенное и доочшценное зикеевской землей. [c.528]

    К маслам, используемым не для смазки, а для других целей, относятся трансформаторное, парфюмерное и медицинское масла. Трансформаторное масло применяют в электротехнической промышленности для заливания в трансформаторы и масляные выключатели в качестве изолируюш,ей и охлаждающей жидкости. Готовится трансформаторное масло из дистиллятов беспара-финовых и малосмолистых нефтей. [c.44]

    Чтобы исключить всякие сомнения в принципиальной возмои -ности применения этого метода для анализа и исследования названных нефтепродуктов, была проведена серия опытов по гидрогенолизу индивидуальных сераорганических соединений в растворах нефтяных фракций. В качестве растворителя была взята нефтяная фракция (трансформаторное масло из бакинских нефтей), не содержащая серы. Гидрированию в растворе этой фракции подвергались две смеси сераорганических соединений бинарная смесь, состоящая из дифенилсульфида и дибензтиофена, и тройная смесь, состоящая из дифенилсульфида, бензтиофена и дибензтиофена. Гидрирование проводилось в тех же условиях, но при давлении водорода 50 ат. Результаты, полученные при гидрировании этих смесей (табл. 94 и рис. 62), вполне согласуются с данными, полученными при гидрировании бинарных и многокомиопснтпых смесей сераорганических [c.407]

    Выбор растворителя определяется в известной мере характером исходного сырья. Так, для разбавления керосинов, содержащих большое количество к-парафинов, что приводит к образованию значительных количеств комплекса, Л. ]М, Розенберг с сотр. [25] рекомендует применять изооктан. На установке карбамидной депарафинизации дизельного топлива Грозненского нефтеперерабатывающего завода в качестве растворителя сырья (а также в качестве агента для разрушения комплекса) применяют фракцию прямой перегонки 80—110° С. Для получения низкозастывающих автола и трансформаторного масла рекомендованы в качестве растворителей петролейный эфир и фракции 80—146° С [70]. С. Р. Сергиенко и В. Т. Скляр [71] показали, что применение дихлорэтана в качестве растворителя позволяет успешно вести карбамидную депарафинизацию вы-сокоароматизированных фракций нефти. Для депарафинизации остаточного масла предложено применять в качестве растворителя крезол [72]. Сравнительная оценка ряда растворителей [c.40]

    В этой же работе [55] показана возможность применения процесса карбамидной депарафинизации для широкой фракции с н. к. 480—485° С сураханской отборной нефти с получением из головной ее части трансформаторного масла, а из хвостовой — автотракторного масла АК-6. На примере дистиллятных масел калинской нефти верхнего отдела было установлено, что для дистиллятов широкого и суженного фракционного состава оптимальные условия депарафинизации карбамидом практически одни и те же, а время достижения максимальной депарафинизации пропорционально вязкости депарафинируемой масляной фракции. [c.117]

chem21.info

Масла из несернистых нефтей - Справочник химика 21

    Присадка ПМС (ПМСя) — многозольная сульфонатная присадка, содержащая избыток металла (3,5—5-кратный против теоретического). Технология получения этой присадки разработана во ВНИИ НП [2, с. 158]. Сырьем служили дистиллятные масла из сернистых нефтей и нейтральные продукты сульфирования, выделенные при получении белых масел из несернистых нефтей. В качестве селективного растворителя и промотора реакции использовали фенол. Испытание присадки ПМСя в смеси с различными маслами на двигателях показали ее высокую диспергирующую и нейтрализующую эффективность. [c.82]     Наиболее качественным является масло селективной (фенольной) очистки с присадкой 2,6-ди-трет-бутил-га-крезолом (ГОСТ 1012—62). Масла сернокислотной очистки из несернистых нефтей (ГОСТ 982—56) и гидроочистки из сернистых нефтей (МРТУ 12Н № 95—64) близки по своим эксплуатационным свойствам. [c.523]

    В настояш,ее время имеются весьма ограниченные сведения о химическом составе остаточных масел из сернистых нефтей и о его влиянии на поведение масла в двигателе. По этой причине при разработке технологии производства масел из сернистых нефтей руководствовались в основном требованиями ГОСТ на физико-химические показатели для масел из несернистых нефтей, не уделяя должного внимания химическому составу и потенциальным возможностям, заложенным в самом сырье. [c.69]

    Для более полного выявления антикоррозийных свойств последние определяли с базовым маслом из несернистых нефтей МТ-16 производства Ярославского нефтемаслозавода им. Менделеева. [c.300]

    МАСЛА ИЗ НЕСЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ [c.8]

    Масла из несернистых нефтей  [c.9]

    Масла из несернистых нефтей М-8Б, М-10Б (Дп-8, Дп-11), МРТУ 38-1-234-66 [c.10]

    Масло из несернистых нефтей М-12В (Дп-11), МРТУ 38-1-257—67 [c.11]

    Каждая группа включает низкоиндексные масла из несернистых и малосернистых нефтей (азербайджанских и др.) и высокоиндексные масла из сернистых нефтей, выпускаемые заводами восточных районов страны. Масла пз сернистых нефтей имеют улучшенные вязкостно-температурные свойства. [c.480]

    Принципиально отличаются масла, полученные методом гидрирования, которые содержат сернистые соединения в меньшем количестве, чем трансформаторные масла из несернистых нефтей (8 большой концентрацией ароматических углеводородов. [c.530]

    Для нефтепереработчиков особый интерес представляют атомы углерода, водорода, кислорода и серы, так как они входят в состав молекул различных соединений, составляющих нефти. Несернистые светлые дестиллаты и минеральные масла состоят почти целиком из молекул, содержащих только атомы углерода и водорода. Смолистые соединения нефти помимо углерода и водорода содержат также атомы кислорода и серы и в значительно меньших количествах некоторые другие атомы. [c.8]

    Испытания на окисляемость при давлениях до 100 кгс/см показали, что масла из сернистых нефтей по сравнению с маслами из несернистых бакинских нефтей дают в 1,5 раза больше отложений и самовоспламеняются в интервале температур 200—220°С вместо 260°С [23]. [c.70]

    В процессе производства масел, главнЫ М образом при очистке дистиллятов, значительная часть сероорганических соединений извлекается вместе с полициклическими ароматическими углеводородами, смолами и другими нежелательными компонентами. Однако некоторое количество этих соединений присутствует в маслах, полученных даже из несернистых или малосернистых нефтей. Например, авиационное масло МК- в, вырабатываемое из мало-сернистой балаханской масляной нефти и прошедшее глубокую сернокислотную очистку, содержит 0,10— 0,15% серы [2]. В маслах, полученных из сернистого сырья, серы содержится в 10— 15 раз больше, т. е. от 0,6 до 1,6%, что при учете молекулярной массы масляных фракций нефтей соответствует 10—15, а иногда и более процентам сероорганических соединений. [c.26]

    СОЛЯРОВОЕ МАСЛО — фракция нефти, применяемая в качестве дизельного топлива и минерального масла и обычпо подвергаемая щелочной очистке. Основные свойства С. м. темп-ра выкипания ок. 300— 400° до 3,50° отгоняется ок. 60—70% в нек-рых случаях (топливо) возможен и более легкий фракционный состав (250—370°) df0,88—0,91 мол. в. 210—290 вязкость 5—9 сст (50°) т. всп. не менее 125° т. заст. ок. —20° теплоемкость (20—200°) 0,43—0,66 кал/кг -град, скрытая теплота испарения 50—54 кал/г, поверхностное натяжение ок. 30 дин/см (10°). Групповой химич. и элементарный состав С. м. зависит от природы нефти, из к-рой оно получено. С. м., получаемое нз бакинских, грозненских и досорских несернистых нефтей, составляет от 7 до 15% на нефть с групповым химич. составом 15—30% ароматич. углеводородов, 30—60% нафтеновых, 25—40% парафиновых. В продуктах, получаемых из эмбенских нефтей, количество нафтеновых углеводородов может достигать 70—80% при малом содержании ароматич, углеводородов и еще меньшем количестве парафиновых. Содержание углерода и водорода в С. м. для практич. целей принимают обычпо равным 86% и 13% (соответственно) и теплотворную способность, равную 10000—10100 ккал/кг. [c.484]

    Антикоррозийные свойства дистиллятов и масел, полученных из сернистых нефтей, проявляются и при добавлении последних к обычным маслам, полученным из несернистого сырья. Так, например, добавление к остаточному маслу из эмбенских нефтей 1 —2% дистиллятных масел из различных сернистых нефтей снизило коррозийную агрессивность эмбенского масла в 2—3 раза (рис. 116). [c.390]

    С ростом кислотности повышается коррозионная активность масла оседающие на активной части трансформатора осадки и другие продукты окисления понижают прочность изоляции и ухудшают теплопередачу от сердечника трансформатора. Поэтому качество трансформаторного масла должно быть достаточно высоким независимо от того, по какой технологии оно вырабатывается и из каких нефтей (несернистых или сернистых). [c.43]

    Н. Г. Пучков и М. С. Боровая [18] на основе испытаний масел из сернистых и несернистых нефтей на карбюраторном двигателе утверждают, что масла из серпистых нефтей дают повышенное лакообразование вследствие содержания в них сернистых соединений. В работе Л. Г. Жердевой и Б. Б. Кроль [15] показано, что при испытании масел, содержащих от 0,8 до 1,1% серы на двигателе Дизеля, получено пониженное лакообразование. По данным С. Э. Кре1ша, К. К. Папок и Б. С. Зусевой [9, стр. 219], добавление к маслам серпистых соединений в концентрации, не превышающей [c.389]

    Опыт применения турбинных масел из сернистых и несернистых нефтей в современных паровых турбинах и различных турбоагрегатах показывает, что эти масла быстро сткреют и при контакте с водой образуют стойкую эмульсию, содержащую осадок (шлам), отлагающийся на деталях, в масляных емкостях циркуляционных систем и на стенках маслопроводов. Сильное эмульгирование масла и шламообразование особенно заметны при эксплуатации турбин ПВК-150-ХТГЗ, в которых обычно происходит обводнение масла, циркулирующего в маслосистеме. [c.360]

    Присадка ПМС (ПМС Я). Это многозольная сульфонатная присадка, содержащая избыток металла (3,5—5-кратный против теоретического). Технология этой присадки разработана во ВНИИ НП28-31. Сырьем служили дистиллятные масла из сернистых нефтей и нейтральные продукты сульфирования, выделенные при получении белых масел из несернистых нефтей. В качестве селективного растворителя и промотора реакции использовали фенол. Ис- [c.79]

    Полученные при лабораторных исследозаниях и стендовых испытаниях результаты необходимо было подтвердить в эксплуатационных условиях. Для этой цели в 1935—1937 гг. турбинные масла 22 из сернистых и несернистых нефтей с композицией присадок испытывали в блочных турбинах мощностью 150 000 и 300 000 кзт на Назаровской ГРЭС, в Краснодарэнерго и др. Эти испытания прошли со вполне положительными результатами. [c.59]

    При обсуждении данных опытов с соединениями серы нельзя сравнивать микробиологический процесс с процессом жидкофазного окисления углеводородов. Роль органических соединений серы весьма важна с производственной точки зрения при определении степени обессе-ривания сырья и правильного выбора схемы и глубины очистки продукта. В настоящее время показано, что смазочные масла из восточных сернистых нефтей являются высококачественными продуктами, превосходящими по ряду физико-химических и эксплуатационных показателей масла из несернистого сырья [125]. [c.67]

chem21.info

Масла нефтяные способ получения - Энциклопедия по машиностроению XXL

Нефтяные масла по способу получения основы могут быть дистиллятными (из нефтяных дистиллятов, вьщеленных при вакуумной перегонке мазута), остаточными (полученными из гудрона - остатка от вакуумной перегонки мазута) и компаундированными (полученными в результате смешивания дистиллятных и остаточных компонентов).  [c.386]

По происхождению (способу получения) вьщеляют нефтяные, синтетические и растительные масла. В наибольших масштабах используются нефтяные масла, получаемые путем переработки нефтяного сырья. Синтетические масла, получаемые на основе углеводородного или других видов сырья, чаще используются в смеси с нефтяными маслами — полу-синтетические масла.  [c.400]

Масла классифицируют также по происхождению (нефтяные, синтетические, частично синтетические, растительные), а масла нефтяного происхождения - по способу их получения.  [c.381]

Другим способом очистки является непосредственное фильтрование масла через слой адсорбента. Схема технологического процесса получения нефтяного масла показана на фиг. 77.  [c.137]

Разработан способ получения эффективных масло-растворимых ингибиторов коррозии и эмульгаторов на основе петролатума и окисленного петролатума путем нитрования их азотной кислотой . При обработке нефтяного петролатума азотной кислотой происходят одновременно его нитрование и окисление с образованием соединений, аналогичных пол ающимся при ------------окиелеш1и летролатума- воздухом. Реакция введения  [c.47]

Масла нефтяные переочищенное 97 способ получения 91 — 95 старение 98—99 трансформаторное 99—100 химический состав 95 Масляно-смоляной лак 153—154 Масляный лак 152—153 Медь 251 — 254  [c.315]

Для различных типов масел применяют нефтяные основы, различающиеся как по вязкости, так и по способу получения. Индустриальные масла главным образом готовят на базе дистиллятных маловязких компонентов (кинематической вязкостью 3...190 мм с при 50 °С). Основу моторных масел, как правило более высоковязких, получают смешением дистиллятных и остаточных компонентов, взятых в соотношении, зависящем от сезонности применения масла (северное, зимнее, летнее, все-сесозонное) и от конструкции двигателя внутреннего сгорания (карбюраторный двигатель или дизель).  [c.386]

Выпускаемые нефтяной промышленностью масла различных сортов отличаются друг от друга по ряду показателей, из которых важнейшими являются вязкость, смазочная способность (маслянистость), температура вспышки, температура застывания, способность отделяться от воды (т. е. деэмульгировать), химическая и термическая стабильность (т. е. способность выдерживать значительный нагрев в присутствии кислорода воздуха без существенного изменения состава масла). Все эти свойства масел зависят от их химического состава, технологии получения и способа очистки. Очистка смазочных масел производится для того, чтобы удалить из них непредельные углеводороды и асфальто-смолистые вещества, присутствие которых в маслах приводит к быстрому окислению и осмолению последних в процессе эксплуатации. Окисление масел вызывает коррозию смазываемых поверхностей и элементов смазочной системы, а также загрязнение их продуктами окисления. Присутствие в маслах большого количества продуктов окисления и смолистых веществ может привести к закупориванию трубопроводов и смазочных каналов. Помимо этого, очистка масел улучшает также температурно-вязкостные характеристики их.  [c.22]

Особенно широко распространены присадки в произйодстве нефтяных смазочных масел . Характеристика таких присадок, способы их получения, свойства и механизм действия широко освещены в литературе. Некоторые из присадок, применяемых в нефтяных моторных маслах, эффективны и в нефтяных жидкостях для гидравлических систем. Однако сведения по примене-  [c.163]

Примеси, содержащиеся в первичных продуктах прямой перегонки мазутов — сырых маслах (асфальтосмолистые вещества, непредельные углеводороды, нефтяные кислоты и т. д.), зачастую вредно влияют на работу механизмов. При большой потребности в смазочн ых материалах иногда мирятся с этими недостаткал и сырых масел и используют их в качестве смазочных жидкостей. Но чаще для смазки машин используют очищенные масла. Очистку сырых масел проводят различными способами серной кислотой (масла сернокислотной очистки), щелочами (выщелаченные масла). Наиболее эффективна селективная очистка, при которой применяют растворители, действующие избирательно (селективно) на примеси, подлежащие удалению. В результате очистки масла приобретают нужные свойства, например стабильность против окислительного действия кислорода воздуха. Однако применение самых совершенных способов очистки не позволяет получить л асла, полностью отвечающие разнообразным требованиям эксплуатации. Поэтому для получения тех или иных свойств к маслам добавляют различные химические вещества — присадки, улучшающие ОДНО или несколько их свойств.  [c.99]

Для получения ядовитого тумана термомеханическим способом применяют растворы ядохимикатов в минеральном масле. В качестве растворителей используют соляровое и веретенное масла, дизельное топливо и нефтяной ди-стиллярный экстракт. В качестве токсиканта рабочих жидкостей применяют ядохимикаты в следующих концентрациях технический ДДТ 8—10%, технический гексахлоран 3,3—3,6%, эфиросульфонат б% и др.  [c.126]

Этот способ пока не имеет практич. значения вследствие малых выходов бутадиена. 3) Можно считать установленным, что большинство органич. соединений при пирогенном разложении образует некоторое количество бутадиена-1,3. Количество бутадиена колеблется в широких пределах, в зависимости от исходного материала и от условий процесса. Наиболее обещающим сырьем для пирогенного процесса образования бутадиена-1,3 является нефть может быть нек-рые специальные сорта нефти окажутся особо пригодными. Образовать бутадиен "способна как сама нефть, так и все ее фракции. Оптимальные условия процесса Г 7004-750° и возможно быстрое удаление образовавшегося бутадиена из сферы высокой (закалка). По опытам С. Лебедева [ ] и его сотрудников из бакинской нефти и ее фракций были получены такие выходы бутадиена би-биэйбатская нефть 3,75% различные фракции бензина 7,5т 11% керосин 6,0% соляровое масло 5,5% мазут 2,5%. При существующих способах пиролиза нефти (получение светильного газа и блаугаза, ароматизация нефти, крекинг) количество возникающего в процессе бутадиена повидимому колеблется от предела, близкого к 1%, до малых долей процента. Вопрос о выделении и эксплоатации бутадиена, образующегося при процессах пирогенизации нефти, в особенности при ожидаемом широком развитии крекинга, является вопросом значительной экономической важности. Значительные трудности встретятся при очистке нефтяного бутадиена-1,3 от многочисленных сопровождающих его других непредельных углеводородов. Последние затрудняют полимеризацию бутадиена и повидимому неблагоприятно отзываются на качестве получающегося каучука.  [c.416]

mash-xxl.info