Справочник химика 21. Мазут из нефти


Мазут. Области применения.

При производстве многих продуктов, таких как моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла и т.д., используется мазут. Кроме этого, мазут применяется и в качестве котельного топлива.

Мазут представляет собой нефтепродукт, но при этом он может производиться и из каменных углей, а также горючих сланцев, однако такие варианты мазута предназначаются для потребления в месте производства, а потому не изготавливаются в больших количествах.

Мазут является смесью большого количества различных компонентов, среди которых имеются некоторые органические соединения, нефтяные смолы, карбены, углеводороды с молекулярной массой 400-1000 г/моль. Консистенция мазута жидкая, а цвет темно-коричневый.

В настоящее время известны следующие виды мазута: топочные, прямогонные, крекинг-мазут, флотский, печное бытовое топливо.

Мазут представляет собой остаток первичной перегонки нефти и может применяться в качестве котельного топлива - облегченный мазут (выше 330?С), а также в качестве сырья, в последующем перерабатываемого на масляные фракции до гудрона, который применяется при производстве масел - утяжеленный мазут (выше 360?С).

Кроме этого, если раньше мазут использовался как сырье установок термического крекинга, то на сегодняшний день он применяется и в качестве сырья установок гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Используя разные составы и физико-химические свойства исходного материала, имеется возможность получать мазут, обладающий различными свойствами. В зависимости от плотности, вязкости и содержания в составе мазута серы производится оценка его качества. Плотность мазута определяют при температуре 20?С, и она должна составлять 0,89 - 1 грамм на кубический сантиметр.

Не менее важным параметром оценки качества является температура застывания, которая варьируется от 10 до 50?С, но исключением являются флотские мазуты, для которых данная температура составляет от минус 5 до минус 10?С. Вязкость мазута должна находиться в пределах 8-80 мм2/с и измеряется при температуре 100?С.

Содержание в составе мазута серы должно составлять 0,5 - 3,5 %. Благодаря таким эксплуатационным свойствам мазута, как небольшое (менее 0,3%) содержание золы и высокая теплопроводность, имеется возможность получать требуемые температуры при вполне небольшом расходе сырья.

На сегодняшний день большое количество мазута перерабатывается, и в результате переработки получаются дистиллятные смазочные материалы и моторные топлива. Несмотря на то, что мазут применяется во многих отраслях, основными его потребителями являются предприятия промышленности, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

Мазут применяется в двигателях морских судов и тепловозов, но наиболее широко используется как топливо для паровых котлов, промышленных печей и котельных установок.

Пик потребления мазута выпадает на зимний сезон, однако, это не означает, что на него нет спроса в остальное время года.

В современное время наиболее популярен мазут М-100.

www.proil.ru

Переработка мазута. Способы и конечные продукты переработки :: BusinessMan.ru

В процессе переработки нефти образуется осадок – мазут. Он является тяжелым веществом, ухудшающим качество ископаемого. Именно поэтому мазут из него удаляют. Между тем он сохраняет горючие свойства, а его стоимость намного меньше, чем у бензина, керосина и дизельного топлива.

Получение мазута

Основной способ получения мазута – переработка нефти или ее продуктов. Полученная густая темно-коричневая жидкость представляет собой смесь тяжелых веществ. Реже применяется способ обогащения каменного угля и других полезных ископаемых, обладающих горючими свойствами.

На сегодняшний день все большую популярность обретает переработка шин в мазут, точнее, в маслянистую жидкость, схожую с ним по всем показателям.

Преимущества

Мазут является относительно безопасным горючим веществом. Если утечка природного газа создает серьезную угрозу взрыва, то пожар, возникший в результате розлива нефти или продуктов ее переработки, ликвидируется намного легче.

Кроме того, мазут имеет следующие преимущества:

  • невысокая стоимость;
  • способен вырабатывать большое количество электроэнергии;
  • может использоваться в сочетании с биотопливом.

Недостатки

Главным недостатком мазута является урон, наносимый окружающей среде. При его сгорании образуются такие же отходы, как при использовании угля. Далеко не каждая страна может себе позволить приобрести современные системы, уменьшающие степень токсичности выбросов.

Помимо этого, в перспективе ожидается увеличение цены на мазут, т. к. она напрямую зависит от стоимости сырой нефти.

Виды мазута

На сегодняшний день известны и широко применяются технологии получения следующих видов мазута:

  • М-40, М-100;
  • флотский Ф-5 и Ф-12;
  • прямогонный;
  • топочный;
  • котельный;
  • технологический;
  • мазут-Т;
  • негостированный.

Как правило, они применяются в котельных, различных установках и для транспортных средств.

Самым широко используемым видом мазута является топочный. Он образуется уже после первичной обработки нефти. Остальные виды вырабатываются в гораздо меньших количествах. Это обусловлено переходом на другое, более экологичное топливо.

Переработка

Масляная жидкость, полученная после первичной или вторичной перегонки нефти, используется в чистом виде как топочное масло или отправляется на установку для дальнейшего разделения его на составляющие (фракции).

Переработка мазута осуществляется вакуумным методом. Его суть состоит в следующем: в установке сырье нагревается до 430 °С. Под воздействием высоких температур начинается испарение тяжелых углеводородов. Установка по переработке мазута представляет собой ректификационную колонну. Это своеобразный сосуд, предназначенный для разделения жидкостей на отдельные фракции.

По завершению процесса крекинга в верхней части колонны образуется соляровый дистиллят, ниже – составляющие, которые служат основой для производства различных товарных масел. Для переработки мазута в топливо данные масляные фракции подвергаются дальнейшей очистке. На завершающем этапе они повторно разделяются на составляющие. Затем фракции дополнительно очищаются и в каждую часть добавляются различные примеси. В результате этого получаются масла, готовые к реализации конечному потребителю.

В самой нижней части ректификационной колонны скапливается остаток нефтепродукта. Возможно 2 варианта дальнейших действий – запускается вторичная переработка мазута либо он используется для изготовления гудрона, который, в свою очередь, нужен для производства битума и остаточных масел. Эти вещества также необходимы. К примеру, битум является материалом, который широко применяется в бытовом и дорожном строительстве. Также на его основе производятся изоляционные материалы.

Таким образом, переработка мазута является практически безотходным процессом. Ведь всем его составляющим находится применение.

Продукты переработки, их применение

Основными продуктами переработки мазута являются:

  1. Котельное топливо. Самый массовый вид горючего, производимый для котельных, различных судовых установок и технологических печей. Образуется в результате первичной перегонки мазута. Критериями оценки качества служат: вязкость, содержание серы, коксуемость, температура застывания и сгорания, плотность, наличие воды и различных примесей.
  2. Моторное топливо. Является горючим для двигателей внутреннего сгорания. Отличается хорошими экологическими свойствами, небольшой химической активностью и отсутствием примесей. Последние влияют на уровень вредных отложений в двигателе.
  3. Дистиллятные и остаточные масла. Смазочные материалы, используемые, в основном, для уменьшения трения деталей различных механизмов и производства гидравлических жидкостей.
  4. Битум. Востребованный в бытовом и дорожном строительстве материал, обладающий множеством преимуществ. Отличительная особенность битума – сопротивляемость к возгоранию. Кроме того, он имеет высокую степень устойчивости к воздействию агрессивных веществ, воды и высоких температур. Характеристики битума могут совершенствоваться за счет добавления различных химических соединений.

В современном мире значение нефти очень велико. Продукты переработки уникального полезного ископаемого используются в крупнейших отраслях промышленности. Мазут – масляная жидкость, полученная в процессе перегонки нефти, сохранившая ее горючие свойства и отличающаяся низкой стоимостью. Вещество применяется в качестве топлива для котельных или подвергается дальнейшей переработке для производства различных масел и битума.

businessman.ru

Мазут — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мазу́т (также костр. мазу́та; возможно, от арабского «мазхулат» — «отбросы») — жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.

Свойства

Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.

Смолы Асфальтены Карбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки
*Малосернистая нефть 14,0 0,1 0,03
Мазут вторичной переработки 10,2 8,4 0,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как, забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5-50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые так же ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].

Применение

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420, 350—460, 350—500 и 420—500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя: 1. Мазут атмосферной перегонки нефти 2. Гудрон 3. Вакуумные газойли 4. Экстракты масляного производства 5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные) 6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования 7. Битумы 8. Остатки висбрекинга 9. Тяжелая смола пиролиза

Основные потребители мазута — промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.

Экспорт из России

Мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России (в денежном выражении).

  • В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута на 10,2 млрд долл.[www.customs.ru/ru/stats/stats/trfgoods/popup.php?id286=120].
  • В 2006 — 47,5 млн тонн на 13,7 млрд долл. [www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/trfgoods/popup.php?id286=253].
  • В 2007 — 55,6 млн тонн на 18,2 млрд долл. [www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/trfgoods/popup.php?id286=376].

Напишите отзыв о статье "Мазут"

Литература

  • Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964.
  • Энглин Б. А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.
  • ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия, Минск (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Примечания

  1. ↑ [www.chemfive.ru/news/sostav_i_svojstva_topochnykh_mazutov/2014-10-31-384 Состав и свойства топочных мазутов]. Химия и химическая технология в жизни (31.10.2014 г.).

Ссылки

  • [engineeringsystems.ru/m/mazut.php Мазут] на "Инженерной энциклопедии"
  • [www.gosthelp.ru/text/GOST1058599Toplivoneftyan.html ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия]. Проверено 31 мая 2013.
  • [www.gosthelp.ru/text/Postanovlenie118Texniches.html Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»]. Проверено 31 мая 2013.

Отрывок, характеризующий Мазут

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l'empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий: «Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации. Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня. Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали. Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них. Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших. – Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах. – Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово! Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.

wiki-org.ru

Мазут Википедия

Мазу́т (возможно, от арабского «мазхулат» — «отбросы») — жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.

Свойства[ | код]

Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.

Смолы Асфальтены Карбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки
*Малосернистая нефть 14,0 0,1 0,03
Мазут вторичной переработки 10,2 8,4 0,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как, забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5—50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые так же ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].

Применение[ | код]

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420, 350—460, 350—500 и 420—500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя: 1. Мазут атмосферной перегонки нефти 2. Гудрон 3. Вакуумные газойли 4. Экстракты масляного производства 5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные) 6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования 7. Битумы 8. Остатки

ru-wiki.ru

Мазут — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мазу́т (возможно, от арабского «мазхулат» — «отбросы») — жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350—360°С.

Свойства

Мазут представляет собой смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными : вязкость 8—80 мм²/с (при 100 °C), плотность 0,89—1 г/см³ (при 20 °C), температура застывания 10—40°С, содержание серы 0,5—3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4—40,7 МДж/моль. Типичное распределение смолисто-асфальтеновых веществ в мазуте представлено в таблице 1.

Смолы Асфальтены Карбены и карбоиды
Мазут атмосферной перегонки
*Малосернистая нефть 14,0 0,1 0,03
Мазут вторичной переработки 10,2 8,4 0,9

Зольность мазутов преимущественно обусловлена содержанием кислородсодержащих соединений, содержащих катионы металлов. Некоторая доля золы образуется из взвешенных частиц (преимущественно силикаты и диоксид кремния). При переходе к более вязким мазутам содержание взвешенных частиц и коллоидных частиц повышается. Зола является крайне нежелательным компонентом продуктов сгорания мазутов, так как, забивает форсунки, ускоряет коррозию оборудования, ухудшает экологическую обстановку в регионе и требует периодической остановки и чистки оборудования котельных установок. Наибольшей опасностью отличаются соединения ванадия (в золе представлены пятиоксидом ванадия V2O5), резко снижающие стойкость большинства сталей к высокотемпературной коррозии. Содержание оксида ванадия в золе большинства мазутов составляет порядка 5—50 %, и увеличивается по мере повышения содержания в мазуте серы. Сернистые соединения при сгорании образуют оксиды серы, которые так же ядовиты и ускоряют коррозию за счет образования с водяным паром серной и сернистой кислот[1].

Видео по теме

Применение

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления её дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350—420, 350—460, 350—500 и 420—500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя: 1. Мазут атмосферной перегонки нефти 2. Гудрон 3. Вакуумные газойли 4. Экстракты масляного производства 5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные) 6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования 7. Битумы 8. Остатки висбрекинга 9. Тяжелая смола пиролиза

Основные потребители мазута — промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.

Экспорт из России

Мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России (в денежном выражении).

  • В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута на 10,2 млрд долл.[1].
  • В 2006 — 47,5 млн тонн на 13,7 млрд долл. [2].
  • В 2007 — 55,6 млн тонн на 18,2 млрд долл. [3].

Литература

  • Сергиенко С. Р., Высокомолекулярные соединения нефти, 2 изд., М., 1964.
  • Энглин Б. А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3 изд., М., 1980.
  • ГОСТ 10585-99 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия, Минск (протокол № 15-99 от 28 мая 1999 г.)

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Нефтяной мазут - Справочник химика 21

из "Производство регенерата"

Нефтяной мазут. В виде самостоятельного мягчителя мазут не применяется, так как он дает регенерат с невысокими физикомеханическими показателями. Широко он применяется в комбинации с сосновой смолой, благодаря чему достигается значительное удешевление регенерата и повышаются его пластические свойства. [c.27] Мазут является одним из продуктов, получаемых при обработке нефти. Это маслянистая жидкость, остающаяся после отгонки из нефти более легких фракций, кипящих до 300°С при атмосферном давлении. Так как такой мазут часто применяется для отопления паровых котлов, то он носит название мазута-топ-лива в отличие от специального сорта мазута-мягчителя, не применяемого для регенерации резины. [c.27] В зависимости от места происхождения нефти мазут может иметь названия грозненский, бакинский, саратовский, ишим-баевский. [c.27] Нефть различных месторождений неодинакова по своему составу следовательно, и состав мазута также неоднороден. Только в пределах одного месторождения можно говорить о более или менее постоянном составе мазута, но и в этом случае, вследствие изменений условий переработки нефти, состав мазута может колебаться и изменяться в определенном направлении. [c.28] С целью удовлетворения все растущей потребности в горючем для автомобильного и авиационного транспорта значительная часть нефти подвергается крекингу, т. е. термическому разложению при высоких температурах (450—500°), в результате чего получаются продукты, близкие по составу к бензину и другим горючим материалам, получаемым прямой гонкой. [c.28] Неперегоняющийся остаток, получаемый при крекинге нефти, носит название крекинг-мазута. Его состав может колебаться в зависимости от качества исходной нефти и условий крекинга. [c.28] Опытными данными и длительной практикой наиболее подходящим для регенерации резины признан ишимбаевский сернистый мазут-топливо марки 80 и 40 . [c.28] Для этой цели может быть использован также мазут из серии- стых (саратовских) нефтей. [c.28] Практика показала, что мазут, наиболее пригодный для регенерации резины, должен отвечать вышеуказанным требованиям. Однако приведенные выше характеристики часто бывают недостаточными для суждения о качестве мазута, и наиболее надежным способом определения пригодности мазута для пуска его в производство является технологическая проба. [c.28] В холодное время мазут обладает повышенной вязкостью, что затрудняет его слив из железнодорожных цистерн. Для облегчения слива мазут подогревают паром, который подается либо в закрытые змеевики специальной конструкции или пропускается непосредственно в массу мазута. Последний способ подогрева мазута ведет к тому, что часть пара конденсируется в воду, которая остается в мазуте и сливается вместе с ним в емкость для хранения. Поэтому эти емкости обычно оборудуются нижним сливным патрубком, с помощью которого отделяют воду от мазута, пользуясь тем, что она, как более тяжелая жидкость, опускается на дно емкости. [c.29] Так как транспортировка, слив из железнодорожных цистерн и хранение мазута более совершенны, чем транспортировка, слив и хранение смолы, то потери его при всех этих операциях незначительны и могут происходить только при небрежной работе. [c.29]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Мазут, получение - Справочник химика 21

    ДО определенной температуры (в пределах от 32,2 до 87,8° С), после чего определяют температуры застывания. Наиболее низкая температура застывания мазута, полученная при этом, принимается за максимальную температуру застывания. [c.218]

    Основное назначение процесса вакуумной перегонки мазута — получение дистиллятных фракций для установок каталитического крекинга и производства масел. Остаток достаточно глубокой вакуумной перегонки — битум получается здесь не как целевой, но необходимый продукт. Ввиду значительной суммарной мощности установок вакуумной перегонки наибольшая часть дорожных битумов в ряде стран [29], в том числе в США [11], получается именно по этому процессу. В нашей стране использование вакуумной перегонки для получения битумов связывается с углублением переработки нефти при большем извлечении дистиллятов остаток перегонки будет по консистенции соответствовать некоторым сортам битумов. Если же переработка тяжелых дистиллятов в моторные топлива невозможна, то углубление вакуумной перегонки ради получения остаточных битумов нецелесообразно, так как выделен ные дистилляты приходится возвращать в остаточное котельное топливо. [c.33]

    Содержание ванадия в мазутах, полученных из некоторых зарубежных нефтей, приведено в табл. 4. 55. [c.261]

    Перегонку нефти можно осуществлять на трубчатых установках двух основных типов — одноступенчатых и двухступенчатых (но могут быть и трех- и четырехступенчатые системы). В первом случае нефть перегоняется так, что на одной установке отбираются все фракции — от бензиновой до любой высококипящей фракции включительно. Во втором случае применяются две последовательно работающие установки 1) атмосферная, где из нефти отгоняются бензин, лигроин, керосин, газойль, и 2) вакуумная, где из мазута, полученного с первой установки, отгоняются масляные дестиллаты. При перегонке нефти бензин и лигроин являются легкими частями, керосин и газойль — тяжелыми. При перегонке мазута соляровая и веретенная фракции выполняют роль легких частей по отношению к высококипящим цилиндровым фракциям легкие фракции, перегоняясь совместно с более тяжелыми, понижают температуру кипения последних. Чтобы избежать разложения, во второй ступени при перегонке мазута испарение и ректификация фракций в колонне осуществляются в вакууме с одновременным применением водяного пара,. При первичной перегонке нефти испарение и ректификация фракций в колонне производятся также в присутствии водяного пара, но под атмосферным давлением. [c.89]

    Расчет барометрического конденсатора предусматривает переработку мазута, полученного из тяжелой нефти в этом случае нагрузка конденсатора (объем поступающих паров и количество отнимаемого от них тепла) значительно больше, чем при переработке мазута, полученного из легкой нефти. [c.178]

    НЫМИ исследования нефтей или результатами лабораторной разгонки мазута, полученными в заводских лабораториях. На примере данных о перегонке пермских нефтей [8] можно показать возможность подбора рациональных условий однократного испарения мазута для получения сырья каталитического крекинга. На рис. 4 приведены кривые зависимости доли отгона от мазута в зависимости от температуры (а) и давления (б). При использовании аналогичных зависимостей в производственных условиях заданную долю отгона вакуумного дистиллята лучше регулировать температурой, если изменение давления не продиктовано какой-либо другой технологической необходимостью. В этом случае можно воспользоваться графиком зависимости давления от температуры при различной доле отгона (рис. 5). Одним из способов уве- личения ресурсов сырья для каталитического крекинга является строительство установок вакуумной перегонки, работающих при более низком остаточном давлении. [c.23]

    В Советском Союзе на одной из ТЭЦ в районе г. Горький пущен и успешно эксплуатируется агрегат газификации мазута. Полученный искусственный высококалорийный газ очищается от серы и подается на энергоустановки электростанции. По существу это прообраз экологически чистой энергетики на базе сернистого топлива. [c.21]

    По способу получения различают смазочные масла дестиллат-ные и остаточные. Дестиллатные смазочные масла получаются путем вторичной перегонки масляных мазутов, полученных после извлечения легких фракций из наиболее высококачественных нефтей. [c.22]

    Характеристика фракций мазута, полученных перегонкой и дробным [c.81]

    Мазут применяют в комбинации с сосновой смолой. Мазуты, полученные из нефти разных месторождений, имеют разный состав. Наиболее пригодны для регенерации резины сернистые мазуты, например мазут-топливо марки 80 и 40 (ГОСТ 1501— 57), особенно ишимбаевский и саратовский мазуты. [c.373]

    Необходимо указать, что при использовании мазута, полученного из тяжелых высокосмолистых нефтей, процесс вакуумной концентрации благоприятствует образованию смолисто-асфальтовых веществ в битуме. [c.40]

    Снижение вязкости мазута, полученного из высокопарафинистой нефти [c.30]

    Наиболее типичные образцы осциллограмм процесса горения дизельного топлива и мазута, полученные при одних и тех же ус- [c.42]

    СЖИГАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА И МАЗУТА, ПОЛУЧЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ [c.74]

    Зависимости КПД брутто котла от его производительности при обычном и нестехиометрическом сжигании газа и мазута, полученные по результатам наладочных испытаний, приведены на рис. 4.3. Абсолютная разность КПД при обычном и нестехиометрическом режимах практически не превышает 0,2 % при сжигании природного газа и 0,4 % при сжигании мазута (рис. 4.4). Это меньше абсолютной погрешности определения КПД брутто котла, которая в соответствии с расчетами по методике [78] составляет 0,43 %. [c.121]

    Технология производства масел включает следующие основные этапы (рис. 52) получение масляных фракций и в остатке гудрона путем вакуумной перегонки мазута получение из масляных фракций и гудрона базовых масел путем очистки — удаления нежелательных компонентов компаундирование — получение товарных масел. [c.133]

    Продукт однократного крекинга мазута, полученный при р = 20 ат, i = = 490 , объемной скорости 13,4 час. . .... [c.42]

    При исследовании газойлей и мазутов, полученных из смолистой западно-сибирской и парафинистой ухтинской нефтей (табл. I) на основании диаграммы фазовых переходов (см. рис. 6) было установлено [50], что ниже 45°С исследуемые вакуумные газойли находятся в коллоидно-дисперсном состоянии. [c.22]

    Определена возможность получения из депарафинированных карбамидом высокопарафинистых и парафинистых нефтей реактивных топлив, зимних сортов дизельных топлив и топочных мазутов. Получение широкого ассортимента парафинов вьщеляется в отдельный процесс, не связанный с первичной переработкой нефти. Он по результативности превьппает показатели всех действующих процессов производства парафина. [c.5]

    Товарные мазуты, мазуты прямой перегонки, крекинг-остатки, гудроны и экстракты имеют высокую температуру застывания. Из 38 образцов товарных мазутов для девяти температура застывания оказалась выше, чем это предусмотрено ГОСТ 1501-57. Прямогонные мазуты, полученные при перегонке нарафинистых нефтей, имеют температуру застывания более +25° С. Температура застывания крекинг-остатков составляет +25 н- +34° С. [c.36]

    Как известно, количество твердых частиц в современных топочных мазутах, полученных при компаундировании высоковязких крекинг-остатков с маловязкими нефтепродуктами, определяется содержанием карбоидов. Карбоиды имеют мелкий фракционный состав, и, как было указано (см. раздел 1. 6), целесообразно, не допуская их осаждения в аппаратуре и трубопроводах мазутного хозяйства, направлять вместе с мазутом в топку для сжигания. Карбоиды имеют такие размеры, при которых засорение сопел и каналов форсунок средней и большой производительности невозможно. [c.230]

    Сырьем для вакуумной колонны служит мазут, полученный на атмосферной колонне. Наличие в мазуте большого количества низко- [c.9]

    Мазуты, полученные при переработке сернистых нефтей, содержат значительное количество парафинов и смолисто-асфальтовых веществ (табл. 131), вследствие чего при понижении температуры они не только увеличивают вязкость, но и теряют свою подвижность (текучесть) обычно при температурах, более высоких, чем температура застывания, определяемая стандартным способом. В этом случае их вязкость изменяется от загустевания и от застывания. [c.441]

    Температура застывания мазутов зависит от химической природы сырья, степени отбора легких фракций от сырья и способа их получения (прямая гонка или крекинг). Температура застывания мазутов прямой гонки, полученных из парафинистых нефтей, обычно значительно вьппе, чем у мазутов, полученных из нефтей нафтено-арома-тических. Увеличение глубины переработки сырья и вязкости мазутов заметно повышает температуру их застывания. [c.447]

    Флотские мазуты также подвержены влиянию предварительной термической обработки, особенно мазуты, полученные из сернистых нефтей. Малосернистые мазуты имеют максимальную температуру застывания, значения которых обычно отрицательные при термообработке 50—60°. Минимальная - температура застывания их оказывается при подогреве до 70—90°. На флотские мазуты с температурой застывания — 28° и ниже (определенной по ГОСТ) термообработка влияния не оказывает. Сернистый флотский прямогонный мазут ФС-5 имеет максимальную температуру застывания обычно при [c.448]

    В крекинг-мазутах, полученных из восточных нефтей, содернпрямой перегонки оно в 3 раза ниже и составляет 3—4 10 % [24]. [c.65]

    В случае мазутов, полученных из одной и той же нефти, но с различными пределами выкипания, справедлива другая зависимость  [c.19]

    Мазут, полученный после отбора фракций [c.63]

    Мазут, полученный после отбора [c.73]

    Наиболее экологичным и экономически выгодным является использование эмульсионного нефтешлама в качестве компонента топочного мазута. Нефтешлам, образующийся на сооружениях механической очистки, подается в резервуар. В резервуаре производится его нагрев (до 60 С), отстой и дренаж выделившейся воды. Затем нефтешлам насосом подается в смеситель, куда также подается мазут, полученная смесь направляется в дезинтегратор (эмульгирующее устройство), а затем эмульгированная смесь мазута и нефтешлама, соответствующая ГОСТу на мазут марки М-100, поступает в товарный парк. [c.97]

    В литературе встречается указание на то, что при помощи ультрафиолетовых спектров можно определить в высококипящих фракциях пефти весьма низкие концентрации (до 0,08%) конденсирован-нкх полициклоароматических углеводородов. Следует, однако, подчеркнуть, что для исследования брались высококипящие фракции нефти, подвергавшиеся термокаталитической переработке в довольно жестких условиях. Первая фракция (426—555° С) была получена при вакуумной перегонке очищенного смазочного масла, вторая (315—371° С) — выделена из газойля каталитического крекинга и третья (371—437° С)—из мазута, полученного в процессе парофазного крекинга. Характеристика физических и химических свойств этих фракций [55] показывает, что конденсированные полициклические ароматические структуры, содержащиеся в них, имеют вторичное происхождение, т. е. образовались в процессе переработки нефти. [c.295]

    В [163] проведено изучение влияния добавок технического углерода на размеры дисперсных частиц в этих нефтях. Размеры частиц, определенные методом фотокорреляционной спектроскопии, меняются от 0,4 до 1,2 мкм. Авторами [164] изучен мазут, полученный из смеси западно-сибирских нефтей. Показано, что размер частиц меняется экстремально в зависимости от добавки модификатора. Измеренные значения лежат в пределах от 0,10 до 0,15 мкм. При одной и той же концентрации добавки достигается минимальное значение размеров частиц, структурной вязкости мазута и максимум выхода вакуумного газойля. [c.108]

    Один из опытно-промышленных пробех ов проводили на установке АВТМ-9 при переработке западносибирской нефти. Добавкой служил экстракт фенольной очистки Ш масляной фракции (глуоокой очистки рафината до рефракции 1,4680), который подавался в мазут на прием сырьевого насоса в количестве 2% мае. на мазут. Полученные результаты сопоставлялись с результатами холостого пробега (без подачи экстракта). На установке предусмотрен возврат фракции вакуумного газойля в колонну К-2. [c.128]

    Как известно, многие затруднения, возникающие при сжигании нефтяных топлив при применении механических форсунок, связывают с наличием в мазутах карбоидов. Карбоиды обусловливают закоксовывание форсунок, наблюдаемое при сжигании товарных мазутов, полученных путем компаундирования высоковязких крекинг-остатков с маловязкими компонентами. Чем ниже производительность форсунок, тем быстрее они закоксо-вываются. Например, форсунки производительностью 0,14— 0,28 кг сек при плохом качестве топлива иногда закоксовываются уже через 20—30 мин с момента установки их в тонке. При закоксо-вывапии форсунок резко ухудшается расиыливание. Это приводит [c.328]

    Вопросы о постоянстве температуры застывания мазутов имеют очень важное эксплуатационное значение, так как от нагрева мазутов при сливе, перекачках их температура застывания может изменяться. Поэтому к данным по температуре застывания необходимо относиться критически, так как не исключена возможность при определении температуры застывания одного и того же образца мазута получения несовпадаюш,их значений, что имеет важное значение для поставш,ика и получателя. [c.450]

    Мазут получен на фракционирующей установке, имеющей ко- с эффективностью погоноразделения, равной 20 теоретическ1 Л5 тарелкам. [c.111]

chem21.info