все нефтяные компании баку. Месторождения нефти баку


Бакинский нефтегазоносный район - это... Что такое Бакинский нефтегазоносный район?

Открытка 1863 год. «Балаханы, откуда нефть доставлялась на Бакинские нефтеперегонные заводы в бурдюках и бочках, перевозимых на арбах и вьючным способом.»

Бакинский нефтегазоносный район — крупный район по добыче, запасам нефти и газа в Российской империи, Азербайджанской ССР, а затем на территории современного Азербайджана. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.

Промышленная разработка началась с последней трети XIX века. В Бакинском нефтегазоносном районе свыше 80 месторождений нефти и газа. Основные месторождения — Шах-Дениз, Азери-Чираг-Гюнешли, Нефтяные Камни, Бахар, Сангачалы-море. Также нефть разрабатывается на акватории Каспийского моря.

История добычи

Первая скважина пробурена в 1847 году близ Баку[1]

Добыча во времена СССР

На Каспии в 1947 г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в 1949 г. — Нефтяные камни, в 1950 г. — Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в 1959 г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.

Современное состояние

Современный Бакинский нефтегазоносный бассейн по-прежнему играет роль главного двигателя экономики независимого Азербайджана, благодаря добытой нефти и высоким ценам на неё на мировых рынках ВВП страны вырос на 27 % в 2007 году. Построены нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку-Эрзурум.

Ссылки и примечания

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Второе Баку Википедия

Волго-Уральская нефтегазоносная область (другое официальное широко распространённое название — Второ́й Баку́) — часть крупного нефтегазоносного бассейна, расположенного в России, на территории Восточно-Европейской платформы[1]. Столица — город Ишимбай[2][3][4], основатель — инженер-геолог Алексей Александрович Блохин.

История

В мае 1929 года при участии начальника горного отдела Ф. Н. Курбатова Башсовнархоз обратился в Государственный исследовательский нефтяной институт и в Геологический комитет с просьбой организовать разведку на нефть в Башкирии. Летом того же года по инициативе академика И. М. Губкина Государственный исследовательский нефтяной институт направил в БАССР три специальные геологические партии, одна из них под руководством геолога А. А. Блохина работала в будущем Ишимбае[5]. В июне 1930 года правительство БАССР поднимает вопрос об ускорении начала работ по глубокому бурению перед президиумом Всероссийского ЦИК и Совнаркомом СССР. 28 октября 1930 года вышло Постановление Правительства СССР, обязывающее ВСНХ СССР «обеспечить в планах Союзнефти на 1931 год глубокое бурение месторождений нефти в БАССР». Были приняты меры по укреплению материально-технической базы нефтеразведок. Осенью 1930 года по завершении геологических исследований А. А. Блохин наметил четыре точки скважины № 701—704 под бурение глубоких скважин.

16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут с глубины 680,15 метра скважина № 702 выбросила первый 36-метровый фонтан промышленной нефти — в течение 4 часов около 50 тонн нефти[6]. Эта дата является началом становления нефтяной промышленности Башкирии. Именно скважина № 702 на территории современного крупного города Ишимбая положила начало «Второму Баку»[7]. Был организован первый в Поволжье и на Урале нефтепромысел. Новый нефтяной центр СССР получил именование Ишимбаевский по деревне Ишимбаево.

В 1935 году в Ишимбаево организован трест «Башнефть» (приказ НКТП от1/IX — 1935 г. № 1026 а) (в 1940 переименован в трест «Ишимбайнефть»[8]).

Первоначально название «Второй Баку» применялось к Ишимбайскому нефтяному месторождению, но быстро распространилось на весь регион.

С освоением с 1932 года нефтяных месторождений между Поволжьем и Уралом создавалась вторая (после города Баку) крупная база нефтяной промышленности СССР. По аналогии «Третьим Баку» стала Западная Сибирь[9][10][11].

Начиная с 1950-х гг. «Второй Баку» вышло на 1-е место в СССР по размерам добычи нефти (71,5 % в 1965), но в связи с освоением вновь открытых нефтеносных месторождений в Западной Сибири, на полуострове Мангышлак доля «Второго Баку», при абсолютном росте добычи, стала снижаться (в 1970 — 58,6 %).

В 1932 году в Башкирии было открыто Ишимбайское нефтяное месторождение, которое положило начало разработке крупнейших месторождений между Волгой и Уралом, получивших название «Второй Баку». В 1934 году была построена ширококолейная железная дорога Ишимбай — Уфа, протяженностью 171 км, предназначавшаяся для доставки нефти из Ишимбая на нефтеперерабатывающий завод в Уфу. Уже к 1936 году добыча нефти увеличилась, железная дорога и водный транспорт не справлялись с необходимым объёмом перевозки нефти. Поэтому построили и ввели в эксплуатацию в 1937 году нефтепровод Ишимбай — Уфа, диаметром 12 дюймов, протяженностью 168 км с одной перекачивающей насосной станцией. Несколько раз этот трубопровод менял направление перекачки. Во второй пятилетке (1933—1937 годы) трубопроводная сеть СССР увеличилась ещё на 1150,9 км.[12]

Примечания

  1. ↑ Волго-Уральская нефтегазоносная область // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Агафонов, Кутимов, Фёдоров, 1968, с. 3.
  3. ↑ Мангушев, Поляков, Уткин, 1985, с. 4.
  4. ↑ Никулочкин, Д. В. Путешествие в Затайрукский лесопарк : ч. I // Подметки+ : газ. / ред. Г. Р. Ямалова. — Ишимбай : РИК «Аспект», 2015. — № 15 (8 апреля). — С. 2. — ISSN 2220-8348.
  5. ↑ Мангушев, Поляков, Уткин, 1985, с. 10.
  6. ↑ Зыкина Р. Город чёрной нефти на Белой реке (рус.) // Республика Башкортостан : газета. — Уфа, 2005. — 10 февраля. — № 26.
  7. ↑ Виктор Белимов. Вторая жизнь для "второго Баку". «Эксперт Урал» №20 (102) (2003). Проверено 23 января 2017.
  8. ↑ Осташевская Г. А. (редактор). Нефть Башкирии. Статистический сборник. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. — С. 185. — 192 с. — 5000 экз.
  9. ↑ НЕФТЬ И ГАЗ КАСПИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ - Сергей КОЛЧИН - CA&CC Press AB, 2001
  10. ↑ Знамя № 24, 6 ноября 1966 года - Край больших горизонтов - "21 декабря 1965 года в Тюмень по первому сибирскому трубопроводу пришла нефть. Родилась новая стальная нефтяная река! Залежи сибирской нефти — это не второе и даже не третье Баку"
  11. ↑ Валентина Патранова. История - Третье? "Первое Баку". Независимое нефтяное обозрение; газета "Новости Югры" (1 марта 2000). Проверено 23 января 2017.
  12. ↑ Шаммазов A.M., Б. Н. Мастобаев, Р. Н. Бахтизин (УГНТУ), А. Е. Сощенко (ОАО «АК „Транснефть“»). Трубопроводный Транспорт России. (1917—1945 гг.)

Литература

  • Агафонов М. А., Кутимов Б. П., Фёдоров И. Г. Ишимбай. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968. — 76 с. — 10 000 экз.
  • Мангушев К. И., Поляков В. Н., Уткин Ю. В. Чудесный клад. — М.: Советская Россия, 1985. — 144 с. — 20 000 экз.
  • Губкин Иван Михайлович. Урало-Волжская нефтеносная область (Второе Баку), М.—Л.: АН СССР, 1940
  •  Каримов А. К. Диссертация «Исследование ароматических углеводородов сернистых нефтей Второго Баку». Л., 1953
  • Сафронов Е. Д., Фадеев А. Д.Первые шаги освоения «Второго Баку»//ж.Вопросы истории. № 4, 1970.

wikiredia.ru

Все Нефтяные Компании Баку - Популярное - Баку

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ нефтяные и газовые компании. Нефтегазодобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. Нефтеперерабатывающие заводы. НПЗ.

Нефтеперерабатывающие заводы НПЗ Азербайджана занимают лидирующие позиции среди предприятий страны. Основным видом деятельности Азербайджанских нефтяных и газовых компаний считается добыча и переработка нефти. Продукцией нефтеперерабатывающих заводов Баку является: Бензин Керосин Авиационное и ракетное топливо Дизельное топливо Моторные масла Мазуты и битумы.

Если вы заинтересовались сотрудничеством с такими предприятиями Азербайджана и Баку, то вы в любой момент можете посетить официальный сайт заводов по переработке нефти и узнать всю необходимую информацию. На официальном сайте завода, занимающихся переработкой нефти, Вы найдете информацию о вакансиях и работе нефтеперерабатывающего завода НПЗ Азербайджана и Баку и любую другую полезную информацию.

Полный список крупнейших нефтеперерабатывающих заводов НПЗ Азербайджана.

В справочнике каталоге для вас всегда предоставлена актуальная информация о вакансиях и работе нефтеперерабатывающих заводов Азербайджана, официальные сайты заводов, адреса, телефоны, выпускаемая продукция, самые свежие и актуальные новости нефтяной и газовой промышленности.

Основные виды продукции: нефть, дизельное топливо, бензин, масла автомобильные и промышленные, газ горючий природный.

ООО РЕСУРС+ Череповец, Вологодская 33

ИНОСТРАННЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

КОНТРАКТ ВЕКА: ТРЕЗВЫЙ РАСЧЕТ ПРОТИВ АМБИЦИЙ
Страсти вокруг проекта освоения каспийских нефтяных месторождений c помощью нескольких транснациональных нефтяных компаний, инициатором которого в 1994 году стал Азербайджан, то утихают, то вспыхивают с новой силой

П ричин тому множество. Однако главная из них кроется в объективной реальности: Каспий долгие годы считался зоной совместных политических и экономических интересов Ирана и Советского Союза, и после развала последнего права на его богатства, главным из которых, безусловно, является нефть, заявили сразу несколько государств. Впрочем, правильнее было бы сказать попытались заявить , причем в разное время и с разной степенью активности.

В то время, когда остальные искали аргументы для формального обоснования собственных претензий (в первую очередь, конечно, Россия), Азербайджанская Республика действовала. По словам президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Натика Алиева, ускоренное развитие нефтегазовой отрасли на основе привлечения иностранных инвестиций было единственным шансом для республики выйти из полосы затянувшегося экономического кризиса. Не воспользоваться им означало бы обречь экономику страны на бесконечное латание дыр, что в свою очередь привело бы к отсрочке в реализации социальных программ, которых в воюющем Азербайджане нынче предостаточно.

Сегодня процесс освоения новых нефтяных месторождений и политические консультации по статусу Каспийского моря идут параллельно. Насколько такой подход руководства Азербайджана был необходим и оправдан, вряд ли кто-нибудь сегодня рассудит объективно и беспристрастно. Разве что истории это под силу.

Кому-то нужна истина, кому-то -- нефть

И дея разработки месторождений каспийского шельфа не так нова, как это может показаться людям неискушенным. Еще до распада Советского Союза правительство СССР объявило тендер на азербайджанские месторождения, и именно тогда на горизонте впервые появились крупнейшие мировые нефтяные компании, такие как Бритиш петролеум , Амоко , Пеннзойл , Рэмко , Экссон и другие.

После распада СССР Азербайджан два года самостоятельно вел разведку и освоение месторождений. Претензии со стороны России появились позже, когда уже договор о создании международного консорциума находился на стадии подписания. Кстати, тот первый тендер выиграла американская компания Амоко , которая сегодня по праву имеет самую высокую, 17-процентную долю в консорциуме наравне с английской Бритиш петролеум .

Между тем с приходом к власти в Азербайджане Народного фронта переговоры по созданию консорциума были фактически заморожены. И возобновились лишь тогда, когда вчера еще опальный Гейдар Алиев вновь встал во главе государства.

Все это время Россия, озабоченная собственными внутренними проблемами, не слишком внимательно следила за развитием событий вокруг новой азербайджанской нефти .

Сегодня, задним числом, можно сетовать, что установлением морских границ между постсоветскими государствами, соседями по Каспию, никто не занимался, пока Азербайджан не ввел в одностороннем порядке в международную практику понятие сектор Каспийского моря такой-то страны , тем самым создав прецедент. Но, похоже, российские власти тоже были заинтересованы в том, чтобы именно Азербайджан начал процесс освоения каспийских нефтяных месторождений, не дожидаясь команды Москвы.

Поначалу российская сторона настаивала на том, чтобы все природные богатства Каспийского моря находились в общем владении всех государств, границы которых выходят на побережье. На уровне российских МИДа, Минтопэнерго и Роскомнедра был даже подготовлен и разослан во все прикаспийские республики документ, по которому предлагалось за каждой из заинтересованных стран сохранить 12-мильную зону, а морские пространства за ее пределами считать общим достоянием. Должен быть создан коллективный орган, который выдавал бы лицензии всем нефтедобывающим компаниям в соответствии с их техническими возможностями и с учетом экологической обстановки. Азербайджан проект этого документа не поддержал.

После визита в Москву президента Азербайджана Гейдара Алиева и его переговоров с Борисом Ельциным и премьером Виктором Черномырдиным стало вдруг очевидно, что Россия уже не столь активно возражает против создания международного нефтяного консорциума. Таким образом, де-факто существование азербайджанского сектора Каспийского моря северным соседом было признано.

Среди аналитиков существует множество версий относительно того, почему Москва кардинально поменяла точку зрения на порядок разработки каспийских нефтяных месторождений. Дело в том, что в это же время ГНКАР переуступила 10 процентов из своей 30-процентной доли участия в проекте крупнейшей нефтяной компании России - АО ЛУКойл . Некоторые склонны искать в этом шаге карабахский мотив: пообещав народу возвратить захваченные Арменией в ходе военного конфликта исконно азербайджанские земли, Гейдар Алиев якобы вынужден был косвенно подключить и Москву к решению этой насущной проблемы. Еще одна версия связана с азербайджанским происхождением нынешнего руководителя компании ЛУКойл Вагита Алекперова.

Интересно, что сын президента Азербайджана Ильхам Алиев, занимающий ныне высокий пост вице-президента ГНКАР (круг его должностных интересов - международные связи компании), объясняет неожиданное появление в консорциуме ЛУКойла только тем, что с уходом с политической арены Народного фронта Азербайджана, не очень благоволившего России и всему, что с ней было связано, появилась реальная возможность включить в проект наиболее динамично развивающуюся в последнее время российскую компанию. В этом, и только в этом смысле, добавил он, включение АО ЛУКойл в проект можно считать моментом политическим.

Выигрывают все

П о признанию директора департамента Морнефть акционерного общества Роснефть Ивана Чернова, в любом случае участие ЛУКойла в освоении месторождений Азери, Чираг и Гюнешли следует расценивать как несомненный успех российской фирмы. Более того, было бы неплохо, если бы в освоение новых нефтяных месторождений на Каспии постарались включиться и другие российские компании. Но, как известно, одного желания российских фирм участвовать в проекте, сулящем безусловные выгоды, мало. Вопрос упирается в финансовые возможности каждой из них.

Что касается АО ЛУКойл , то, по словам Вагита Алекперова, российская компания полностью отвечает по обязательствам финансирования проекта в размере 10 процентов от общей стоимости. Кроме того, специалисты ЛУКойла работают над системой перевозки по России и странам СНГ грузов, необходимых для деятельности консорциума. Предметом особой заботы ЛУКойла стала собственная социальная программа в Азербайджане, которая включает в себя помощь русской общине республики, организацию выступлений ведущих российских артистов в Баку, широкую и многогранную издательскую деятельность. Вступив позже остальных, более именитых собратьев, в борьбу за каспийские нефтяные миллионы, ЛУКойл тем не менее успела уже отметить свое участие в проекте чисто внешними признаками: открыв в Баку сеть фирменных автозаправочных станций, пользующихся у населения невероятной популярностью, компания ЛУКойл сняла попутно для себя и проблему рекламы.

По Соглашению о совместной разработке и долевом разделе добычи, которое было подписано 20 сентября 1994 года в Баку, каждая из иностранных нефтяных компаний получит свою долю прибыли и каждая будет нести ответственность за выплату налогов согласно законам Азербайджана.

Условия контракта весьма благоприятны и для самого Азербайджана. Он получит в общей сложности 80 процентов всей добытой нефти. С учетом налогов на прибыль, стоимости долей, принадлежащих ГНКАР и правительству Азербайджана, реализация проекта может принести в государственную казну до 80 миллиардов долларов. К тому же проект по мере развития предполагает создание большого числа рабочих мест для квалифицированных азербайджанских специалистов. Еще на стадии общего согласования проекта ГНКАР удалось добиться существенного для республики преимущества: весь попутный газ достанется ей бесплатно, тогда как поначалу предполагалось, что его придется выкупать. Так что выгоды от контракта века очевидны для всех его участников.

Задачка из школьного учебника

К ак известно, добыча нефти - только часть программы освоения месторождений каспийского шельфа, суммарные запасы которых составляют примерно один миллиард тонн. Проблема транспортировки нефти в последнее время тоже приобрела ярко выраженную политическую окраску.

Россия отстаивает северный вариант , согласно которому ранняя нефть должна пойти через Дагестан и Чечню на Новороссийск. В пользу этого способа транспортировки говорит относительная дешевизна работ по окончательной подготовке существующего нефтепровода. Российская компания Транснефть в феврале нынешнего года подтвердила гарантии безопасности трубопровода, несмотря на то, что военные действия в Чечне ведутся до сих пор. До 60 миллионов долларов до середины 1997 года готова вложить в реконструкцию нефтепровода компания Транснефть .

Западная труба (Баку - Батуми) будет стоить примерно 230 - 240 миллионов долларов, и для ее реконструкции потребуется создание специального консорциума, о возможном участии в котором, впрочем, уже заявили несколько западных компаний. Безусловным преимуществом западного маршрута является то, что он пройдет по относительно спокойным в военном отношении районам.

У вице-президента ГНКАР Ильхама Алиева нет сомнений в том, что республика не должна в случае с транспортировкой нефти становиться заложницей политических пристрастий. По его словам, интерес Азербайджана, как и в случае с освоением месторождений, должен заключаться в минимальном риске, по возможности коротких сроках подготовки трубопроводов и максимальной прибыли.

Ожидается, что все-таки российская труба будет готова быстрее, несмотря на то, что в последние несколько недель повышенную активность проявляет Турция, желающая заполучить (пусть даже за большие деньги) азербайджанскую нефть аккурат в нефтеналивном порту Джейхан, который уже сегодня технически готов осваивать до 120 миллионов тонн нефти в год.

- Р азрабатывая документы по контракту века, - подчеркнул Ильхам Алиев, - мы постарались свести экономический и финансовый риск практически к нулю. Скажем, если даже на не до конца разведанном пока месторождении Карабах сухими окажутся все скважины, мы не потеряем на этом ни цента. В случае же успеха 70 процентов нефти будут принадлежать Азербайджану. У нас нет ни времени, ни средств, чтобы рисковать.

Реализация проекта позволит в максимально короткие сроки увеличить добычу нефти с сегодняшних 9 миллионов тонн в год до 17 - 20 миллионов уже через пять-шесть лет, практически ничего не вкладывая. Если учесть, что нефтяная отрасль дает сегодня 40 процентов доходной части бюджета, становится понятно, какие нас могут ждать перспективы.

Михаил ПЕТРОВ

(В публикации использованы материалы журналов Каспий и Trend )

Такого представительства известных и не очень западных компаний не знал еще ни один проект из осуществляемых нынче на территориях бывших советских республик

П ервой к контракту века успела британская компания Рэмко , однако до недавнего времени дела у нее шли не совсем успешно. Она довольствовалась весьма скромной долей участия в проекте разработки месторождений Азери , Чираг и Гюнешли и долгое время вела безрезультатные переговоры с ГНКАР о разработках месторождения на суше Мурадханлы . Тем не менее в начале 1996 года ей удалось создать вместе с ГНКАР совместное предприятие.

Американская компания Пеннзойл (доля в контракте века - 9,8 процента) совместно с Рэмко к лету 1995 года закончила работу по строительству станции сжатия и переработки попутного газа на месторождении Гюнешли и прокладке 120-километрового трубопровода от газокомпрессорной станции до газоконденсатного завода в Карадаге.

Заключение второго нефтяного контракта по освоению структуры Карабах явилось проверкой состоятельности и инвестиционной активности сразу нескольких иностранных компаний. Российская ЛУКойл и итальянская Аджип сумели создать СП и теперь в сумме имеют больше половины процентной стоимости контракта. Пеннзойл неожиданно оказался на вторых ролях и старается компенсировать это демонстрацией жесткой позиции по отношению к партнерам.

ЛУКойл , как бы наверстывая упущенное, старается играть первую скрипку и в проекте разработки не менее перспективной газовой структуры Шах-Дениз .

Задействованные по самому крупному счету в контракте века американские компании Амоко и Юнокал , кроме того, активно работают еще на двух месторождениях.

60 процентов долевого участия в новом консорциуме Шах-Дениз будет принадлежать тройному альянсу, организованному английской Бритиш петролеум , норвежской компанией Статойл и турецкой ТПАО .

В последнее время активность стала проявлять и крупнейшая американская компания Мобил , интересующаяся новыми, не охваченными пока разработкой участками морского шельфа.

Национальная буровая компания Ирана, которой не удалось в свое время получить желанные 5 процентов в контракте века, надеется на создание в ближайшее время азербайджано-иранского СП.

По последним сведениям, до одного миллиарда долларов готова вложить в нефтяную отрасль Азербайджана и японская Мицуи Корпорейшн . Ее заинтересовало строительство газокомпрессорной станции на месторождении Баха .

Разделение прибыли по нефтяному контракту

75,00 % -- Azerbaijan Royalties

Источники: http://www.neft-gaz-prom.ru/catalog/3/6/, http://www.ogoniok.com/archive/1996/4450-2/99-22-25/

baku-99412.my1.ru