Норвегия приступает к разработке крупнейшего месторождения нефти на шельфе. Месторождения нефти норвегия


Норвегия приступает к разработке крупнейшего месторождения нефти на шельфе

Осло, 22 августа 2015, 10:52 — REGNUM  Министерство нефти и энергетики Норвегии одобрило первую стадию разработки месторождения Йохана Свердрупа, расположенного в Северном море. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе компании Statoil, решение было принято 20 августа.

Месторождение Йохана Свердрупа будет разрабатываться в несколько этапов. На первой стадии установят четыре связанные между собой мостами платформы, а также три подводные буровые плиты. Как отметили в компании, на прошлой неделе была выполнена первая часть проекта — в Северном море установили опорную плиту для бурения.

В планах у компании добиться производительности нефтяной скважины в 70%, что позволят сделать новейшие технологии. Предполагается, что на первой стадии выработка составит порядка 315 000−380 000 баррелей нефти в день. Добыча первой нефти ожидается в конце 2019 года.

В проекте «Йохан Свердруп» участвуют несколько компаний. Наибольшую долю имеет Statoil — более 40%. Помимо него акционерами выступают Lundin Norway, Petoro, Det norske oljeselskap and Maersk Oil. Как ранее сообщало ИА REGNUM, месторождение Свердрупа оценивается как одно из пяти самых крупных на норвежском континентальном шельфе, его запасы составляют от 1.7 до 3 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Согласно заявлениям Statoil, разработка месторождения может быть рентабельной даже при ценах на нефть в районе $40 за баррель. Компания назвала разработку месторождения Йохана Свердрупа одним из наиболее значимых индустриальных проектов следующих 50 лет. Statoil уверен, что разработка и обслуживание месторождения обеспечит поступление доходов и создание рабочих мест для будущих поколений, что очень актуально сегодня для Норвегии.

regnum.ru

Как Арктика спасет нефтяную промышленность Норвегии | Аналитика

Statoil, Lundin Petroleum, OMV и другие компании занялись добычей в Северном Ледовитом океане. А теплый Гольфстрим и мелкие прибрежные воды многократно повышают их шансы на успех.

Нефтяная отрасль только начала восстанавливаться после самого тяжелого кризиса за несколько десятилетий. В таких условиях Северный Ледовитый океан кажется последним местом, куда могут устремится нефтяные компании в поисках новых месторождений.

Однако именно это происходит на шельфе Баренцева моря.

По прогнозам норвежских властей, в этом году Lundin Petroleum, OMV (XETRA: OMV) и другие компании пробурят 15 новых скважин в Баренцевом море. Самые амбициозные планы у Statoil ( NYSE: STO.NYSE). Ее огромной плавучей буровой установке Songa Enabler размером с два футбольных поля предстоит пробурить пять разведочных скважин.

Баренцево море обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с американской Арктикой, за освоение которой так активно выступает Дональд Трамп. Благодаря Гольфстриму Баренцево море практически свободно ото льда — в отличие от других северных регионов, таких как Аляска и Гренландия. С 2014 года некоторые компании — например, Royal Dutch Shell (AMS: RDSA.AMS) — уже отказались от разработки месторождений в этих труднодоступных местах. Относительно мелкие прибрежные воды Норвегии снижают затраты, при этом потенциальный выигрыш огромен: четвертая скважина Songa Enabler будет пробурена в месторождении Korpfjell — вероятно, самом крупном у побережья Норвегии, обнаруженном за последние 30 лет. Тим Додсон, глава отдела разведки месторождений государственной нефтяной компании Statoil, говорит:

«Это крупнейшая неисследованная структура на норвежском шельфе. Она имеет первостепенное значение для компании, северных регионов и для всей страны».

Норвегия делает ставку на то, что малоисследованное Баренцево море поддержит увядающую нефтяную промышленность страны. С 2000 года добыча нефти в Норвегии сократилась наполовину. По оценкам Норвежского нефтяного директората, новые месторождения содержат более 17 млрд баррелей нефти и газа, или 65% от неисследованных ресурсов страны.

В Хаммерфесте, региональном нефтяном узле, гордо именующем себя «самым северным городом мира», спад в отрасли в значительной степени остался незамеченным. Тогда как по стране прокатилась волна сокращений.

В окружении заснеженных гор, во фьорде к югу от центра города компания Polarbase обслуживает суда, снабжающие Songa Enabler и другие буровые установки. Когда в 1990-е разведка нефти в Баренцевом море была приостановлена на шесть лет, Polarbase выжила, продавая снегоходы и выращивая рыбу. В этот раз все по-другому.

Разведка энергоносителей переживает подъем, и компания теперь «полностью сфокусирована на нефти и газе», говорит административный директор Polarbase Кетил Холмгрен.

Рабочие на платформе Songa Enabler

С 2010 года Statoil, Lundin и OMV уже обнаружили в Баренцевом море более миллиарда баррелей нефти. Eni SpA в прошлом году начала добычу на месторождении Goliat с первой платформы в регионе. А Statoil планирует принять окончательное инвестиционное решение по проекту Johan Castberg в этом году. Ранее компания сократила прогнозируемые издержки более чем на 50%.

Хотя Гольфстрим приносит теплую воду из Атлантического океана, платформа Songa Enabler подготовлена к изменчивым условиям севера и может переносить температуру до -25 градусов Цельсия. Она даже оборудована специальным обогреваемым аварийным выходом на палубу. Но в конце апреля за исключением нескольких снежинок в воздухе ничто не указывает на то, что вы находитесь далеко за Полярным кругом.

Регион Korpfjell считается высокорикованным — Додсон отмечает, что вероятность обнаружить там нефть не превышает 16%. Однако в случае успеха месторождение может оказаться крайне выгодным. Учитывая высокие шансы найти нефть в других регионах, Додсон прогнозирует открытие минимум одного месторождения в этом году.

Поскольку шельфовая разведка переживает глобальный спад, правительство выставило на аукцион по лицензированию рекордное количество площадей в Баренцевом море.

Но несмотря на оптимизм в отрасли, отношение к арктическому бурению в Норвегии остается неоднозначным. Страна с населением 5,3 млн человек стала одной из самых богатых в мире после обнаружения нефтяных месторождений в Северном море в конце 1960-х годов.

Гринпис и Всемирный фонд дикой природы утверждают, что бурение производится слишком близко к границе полярного ледникового щита — хрупкой экосистемы, являющейся домом для различных видов животных начиная от планктона и заканчивая млекопитающими. Утечка нефти может нанести ей непоправимый вред. Также ведутся ожесточенные дебаты по поводу того, оправдана ли разработка отдаленных месторождений в условиях борьбы с изменением климата и возможного падения спроса на ископаемые виды топлива.

Скважина Songa Enabler в Баренцевом море, к северу от Норвегии

Если арктические проекты не окупятся, норвежское правительство потеряет миллиарды долларов — в настоящее время оно предлагает щедрые вычеты и льготы на разведывательные работы и инвестиции в разработку месторождений в обмен на высокие налоговые ставки на производство энергоносителей в будущем. Йенс Уллвейт-Моу, норвежский инвестор, заработавший более 400 млн долларов на нефтяных предприятиях, говорит:

«Очень высока вероятность, что эти инвестиции окажутся нецелесообразными».

От своих нефтяных активов он избавился более 10 лет назад. С ним не согласен министр нефти и энергетики Норвегии Терье Совикнес. Ссылаясь на проект Castberg госкомпании Statoil, он говорит:

«Мы безубыточны при минимальной стоимости нефти в $35 за баррель. Таким образом, споры о рискованности инвестиций в разработку месторождений можно считать безосновательными».

Терье Совикнес (по центру), Тим Додсон (справа) и Джез Эверти, глава Statoil по разведке нефти в Норвегии

Скважины Statoil в Баренцевом море являются одними из самых дешевых в этом году. Бурение каждой обходится всего в 25 млн долларов. Додсон говорит:

«Честно говоря, это миф, что все работы здесь обходятся гораздо дороже».

Для Хаммерфеста это хорошие новости. 15 лет назад Statoil решила построить здесь завод по сжижению природного газа для переработки ископаемых с месторождения Snovhit — первого, открытого в Баренцевом море. С тех пор одна только нефтяная отрасль создала в городе более 1,2 тыс. новых рабочих мест.

До этого Хаммерфест был типичным городом-призраком. В поисках работы жителям приходилось переезжать в другие регионы, рассказывает административный директор Polarbase Кетил Холмгрен, 55-летний уроженец Хаммерфеста. Но теперь «уехавшая молодежь планирует вернуться».

Подготовила Евгения Сидорова

ru.ihodl.com

Обнародован план развития нового крупного месторождения нефти в Норвегии

Графическая модель первой фазы проекта (фото: detnor.no)

Норвежская государственная нефтяная компания Statoil и ее партнеры в пятницу представили планы освоения и дальнейшей эксплуатации месторождения Johan Sverdrup Field в Северном море, одной из крупнейших находок на норвежском шельфе. Ход подготовки к первой фазе разработки был представлен министру энергетики Торду Лиену.

В ходе первой фазы могут быть созданы более 50000 рабочих мест, сообщается на сайте правительства.

Месторождение Johan Sverdrup планируется освоить в несколько этапов. Первая фаза работы состоит в установке четырех платформ, соединенных между собой мостами, и трех нагнетателей воды.

«Это великой день. Мы составили план развития крупнейшего с 1980 года нового месторождения на норвежском континентальном шельфе. Через несколько десятилетий Johan Sverdrup будет иметь громадное значение для Норвегии при любых ценах на нефть».

Элдар Сэтре, шеф Statoil

Амбиции Statoil по внедрению передовых технологий позволяют компании рассчитывать нефтеотдачу месторождения в районе 70%. Производственная мощность одной из фаз составляет диапазон от 315000 до 380000 баррелей в день. Первая нефть планируется на конец 2019 года.

«В течение многих десятилетий в будущем это месторождение будет финансировать всеобщее благосостояние нашего государства».

Торд Лиен, министр энергетики

Партнерство, состоящее из компаний Statoil, Lundin Norway, Petoro, Det norske oljeselskap и Maersk Oil, определило Statoil как главного оператора на всех этапах разработки месторождения и его эксплуатации.

nordenline.ru

История нефтегазовой индустрии Норвегии (Часть2)

1973 - Нефтяной кризис

Нефтедобывающие страны ОПЕК в октябре начали бойкот стран, которые поддержали Израиль в войне Судного дня (Йом Кипур). В октябре цена на нефть выросла на 70%, а затем произошло дальнейшее увеличение на 130% в декабре. До кризиса цена на нефть держалась на отметке $ 2,8 за баррель. Когда кризис закончится в 1974 году, цена была около $ 10,5 за баррель. В Норвегии, кризис привел к тому, что все АЗС были закрыты в субботу и воскресенье и после 19.00 по рабочим дням. С начала декабря, был также введен запрет на вождение автомобиля в выходные дни. Проект по нормирование бензина был подготовлен в январе 1974 года, хотя он так никогда и не был реализован. Необычно мягкая зима и распространяющееся накопление излишних запасов привели к тому, что ограничения в Норвегии был сняты в феврале 1974 года. Нефтяной кризис привел к тому, что норвежское танкерное судоходство вошло в затяжной кризис.

1974 – Обнаруженный гигант

В 1974 году было обнаружено месторождение «Статфьорд» (Statfjordfeltet). В основном месторождение располагалось на норвежской территории, но часть была и на территории Великобритании. Все производственные объекты, расположенные на норвежской стороне, и само месторождение разрабатывались Норвегией компанией «Статойл Гидро» в качестве оператора (до 1987 года оператором была компания «Мобил» (Mobil)). «Статфборд» является одним из крупнейших морских месторождений нефти в мире и содержит в основном запасы нефти, а также значительные объемы газа.

1977 – Выброс нефти на платформе «Браво» 22 апреля 1977 года, произошел первый неконтролируемого выброс нефти на норвежском континентальном шельфе – выброса нефти с платформы «Браво» (Bravo) в блоке 2/4 на месторождение «Экофиск».  Данная авария получила огромное международное внимание, и легла в основу создания самых строгих экологических требований по работе на норвежском шельфе. Профессиональная пожарная команда «Ред Эдейр» (Red Adair) во главе с лейтенантом Асгером «Бутс» Хансеном  («Boots» Hansen) были доставлены из США для тушения пожара. Через 8 дней, 30 апреля, им удалось это сделать. Это было самым большим событием для средств массовой информации Северной Норвегии. Через несколько часов после появления новости,  журналисты со всего мира начали съезжаться в Ставангер.  Была назначена следственная комиссия, которая подвергла резкой критикой деятельность оператора в отношении контроля нефтяных скважин и ряда других факторов, таких, как ликвидации аварийных разливов нефти. Ущерб от выброса, к счастью, оказался меньше, чем того опасались. Нефтяное пятно достигло пляжей вплоть до Северного моря. Последовавшие затем дебаты по поводу экологических последствий, привели к тому, что разведочное бурение у берегов Северной Норвегии было отложено на два года.

1979 – Жемчужина в короне

Первая из трех больших бетонных платформ на месторождение «Статфьорд»  начала добывать нефть. Американская компания «Мобил» была оператором месторождения до 1987 года, после оператором стала компания «Статойл». Месторождение «Статфьорд» было названо «жемчужиной в короне» в норвежской нефтяной промышленности из-за его огромных размеров. Месторождение по-прежнему является крупнейшим в мире среди офшорных нефтяных месторождений.В этом же году, было открыто месторождение «Тролл» (Troll). Местрождение «Тролл» содержит 1,300 миллиарда кубических метров газа. Пройдет 17 лет прежде чем начнется производство на месторождение после момента его открытия. Когда началась поставка газа из данного месторождения в Европу в 1996 году, Норвегия являлась одним из основных поставщиков энергии. Каждый год производилось в 3,5 раза больше энергии с месторождения «Тролл», чем из всех гидроэлектростанций в Норвегии. Уже в 1986 году, были подписаны первые долгосрочные контракты с европейским покупателям по продаже газа с месторождения «Тролл».

1980 – катастрофа на платформе Александр Л. Киелланд (Alexander L. Kielland)

27 марта 1980 в 18.30 перевернулась буровая установка "Александр Киелланд" в районе месторождения «Эдда» (Edda) на территории месторождения «Экофиск». Это было самое ужасное бедствие в нефтяной истории Норвегии. Авария потрясла правительство и промышленность в целом, и в последующие годы норвежская нефтяная и газовая промышленности развивалась таким образом, чтобы оказаться в числе мировых лидеров в сфере безопасности. Одна из пяти «ног» буровой резко сломалась из-за усталости материала в стальном стержне. Авария стала одной из ужаснейших в истории Норвегии. В целом, 123 человека из 212 членов экипажа погибли. Через несколько часов после того, как буровая перевернулась,  семь самолетов и 19 вертолетов из Норвегии, Дании, Германии и Великобритании вылетели в поисках оставшихся в живых и погибших. Кроме того, девять военных кораблей и 71 гражданское судно со всей области Северного моря участвовали в спасательной операции, которая происходила в условиях  сильного шторма и надвигающегося урагана. Восемьдесят девять человек были спасены в этих погодных условиях. Авария привела к новым и более жестким требованиям к безопасности на норвежском шельфе. Были введены улучшенные процедуры готовности к чрезвычайным ситуациям и разработано более эффективное спасательное оборудование.

Бурение нефтяных скважин на севере

В 1980х  правительство разрешило разведку нефти севернее 62 широты. Разведка нефти севернее 62 широты была вопросом политической полемики на протяжении 1970-х. Лейбористское правительство хотело начать разведывательное бурение в 1977 году и получило поддержку со стороны консерваторов. Советы начальников общин в трех северных губерниях поддержали план. Они пришли к выводу, что нефтяная промышленность обеспечит создание новых рабочих мест и будет способствовать развитию районов. Организаций рыбной отрасли, природоохранные организации, социалистическая левая партия (SV) а также другие партии высказывали опасения касательно как экологических, так и экономических последствия расширения области поиска. Разногласия также были и в правительстве. Министерство окружающей среды отложило начало бурения на год по причине неготовности нефтяных охранных мероприятий. Непредвиденный выброс нефти на буровой «Браво» в 1977 году привел к дальнейшему отложению вопроса еще на два года. И только впервые в 1980 было инициировано разведочное бурение к северу от 62 широты.

1981 - открытие в Норвежском море Первое обнаружение нефти в районе «Халтенбанкена» (Haltenbanken), месторождение «Мидгард»  (Midgard) (часть местрождения Асгард (Åsgard)). Район «Хелтенбанкен» находится в серединной норвежской части Северного моря и с течение времени приобрел важное значение для норвежской нефтяной промышленности. Первое месторождение было открыто в 1981 году. «Драуген» (Draugen) был запущен в производство в 1993 силами стационарной платформы,  производство на «Хейдрун» (Heidrun) в 1995 осуществлялось с помощью платформы с растянутыми опорами, на «Нъорд» (Njord) в 1997 использовались подводные скважины и плавучие стальные платформы, месторождение «Норне» (Norne) в 1997, которое лежит к северу от фактического местоположения Халтенбанкена, разрабатывалось с помощью производственных судов, и «Кристин» (Kristin) в 2005 - силами полупогружной платформы. Территория Асгард, включающая в себя месторождения «Мидгард», «Смёрбукк» и «Смёрбукк» Сё (Midgard, Smørbukk og Smørbukk Sø), разрабатывалась с помощью подводных скважин, нефтяных судов и плавучей платформы для добычи газа.

1984 – Белоснежка

Обнаружено месторождение «Белоснежка» в Баренцевом море. Парламент проголосовал за создание финансового управления Прямыми Государственными Финансовыми Интересами (SDFI) в оффшорной нефтяной промышленности. Некоторые доли компании «Статойл» были переведены со счетов компании на собственный счет в Министерство финансов. Причина состояла в том, что доходы отрасли намного возросли, и это не являлось правильным, чтобы все государственные доходы проходили через счета компании «Статойл». Доходы от финансового управления представляет собой практически весь нефтяной фонд на сегодняшний день.

1986 - Дали газу

Парламент одобрил разработку газовых месторождений «Слейпнер Ост» (Sleipner Øst) и «Тролл». Данное решение подтвердило, что Норвегия пытается создать образ газовой нации, и что мы, в конечном счете, станет одними из крупнейших экспортеров энергоносителей на европейский рынок. Сегодня, норвежский газ экспортируется во все основные страны-потребители в Западной Европе.

1987 – Смена оператора

«Статойл» переняла на себя обязанности оператора на месторождении «Статфьорд» после нескольких лет политической борьбы и перетягивание каната с бывшим оператором «Мобил». Смена оператора оказалась очень успешной, по причине  хорошего взаимного сотрудничества между двумя компаниями. «Статфьорд» было особенно важным для «Статойл» для ее дальнейшего развития в качестве оператора на норвежском континентальном шельфе и на международном уровне.

1988 – На суше дорого

Новая часть нефтеперерабатывающего завода «Монгстад» (Mongstad)была открыта после четырех лет строительства и реконструкции старого завода, когда Арве Йонсен (Arve Johnsen) был вынужден уйти с поста руководителя компании «Статойл» по причине огромных перерасходов бюджета. Ежегодно завод принимает судна с общим тоннажем приблизительно в 190 миллионов баррелей сырой нефти.

1991 – Авария

23 августа затонуло бетонное основание буровой установки «Слейпнер» (Sleipner) в ходе навязанного погружения, в «Гандсфьорде» (Gandsfjorden) недалеко от Ставангера. Авария была вызвана по причине ошибки в проектировании. Ни один человек не  погиб в аварии. Норвежские подрядчики (NC) построили новый корпус, который был завершен в срок, так что производство могло начаться в назначенное время, двумя годами позже.

Новые пошлины

Был введен CO2- налог. Начиная с этого момента, нефтяная промышленность инициировала ряд мер по сокращению выбросов от производства на шельфе. Норвегия всегда имела строгие экологические правила для добычи и транспортировки нефти и газа. Например, с самого начала был запрет на сжигание  газа на нефтяных месторождениях, как это было почти во всех других странах. CO2- налог усилен фокус отрасли на окружающую среду и укрепил позиции Норвегии в качестве самого чистого в мире производителя нефти и газа.

1992 -  Больше трубопроводов

В феврале парламент одобрил прокладку трубопровода между месторождением «Хейдруном»  и «Тьелдбергодденом» (Tjeldbergodden (Haltenpipe)), а также создание завода по производству метанола. Протяженность трубопровода составляет 245 километров, строительство было завершено в 1996 году.

1996 – Сильная держава

Началась поставка газа с месторождения «Тролл», которая наравне с начавшейся поставкой газа с месторождения «Слейпнер» тремя годами ранее, превратила Норвегию в сильную державу на европейском рынке газа и сделала вторым крупнейшим экспортером газа в Европе после России.

1997 – Последнее крупное открытие

Последнее крупное открытие газа на норвежском континентальном шельфе – это «Ормен Ланге» (Ormen Lange). Месторождение было открыто в 120 километрах от берега и на глубине между 850 и 1100 метров. Это привело к тому, что инженерам пришлось придумывать новые решения, чтобы начать освоение. Производство на месторождении началось в 2007 году. Газ транспортируется на берег территории  коммуны Аукра (Аukra), где его сушат и экспортирует оттуда в Англию через трубопровод « Лангелед» (Langeled).

1999 – Еще новая отрасль, а уже в музее

В 1999 году в Норвегия и в частности в городе Ставангере появился музей, посвященный нефтяной и газовой промышленности. Музей нефти производит документирование и экспонирует исторические моменты нефти-газовой отрасли - как достижения, так и проблемы - так, чтобы люди могли получить как представление,  так и знание отрасли  и принципов коммунального управления в наиболее важных отраслях промышленности Норвегии.

Продажа и деление

Компания «Сага Петролиум» была куплена компанией «Ношк Гидро». После переговоров между «Ношк Гидро» и «Статойл», который был крупным акционером в «Сага Петролиум», «Статойл» взяла на себя часть лицензий «Сага Петролиум» на норвежском шельфе. Поводом для продажи компании «Сага Петролиум» послужил тот факт, что компания ослабила свои финансовые возможности после приобретения  кувейтской нефтяной компании «Санта Фэ Эксплорейшен» (Santa Fe Exploration), на фоне того, как цены на сырую нефть снизились. Началось производство на месторождение «Асгард». Местрождение «Асгард» производит как нефть, так и газ. Газопровод из Асгарда в Коршто (Kårstø) на территории Северного Роголанда соединяет серединную часть норвежского континентального шельфа с газовой инфраструктурой дальше на юг и укрепляет возможности Норвегии в плане поставок и гибкости по отношению к европейским рынкам.

2000 – Вершина достигнута

Производство на норвежском континентальном шельфе достигло пика добычи нефти. Правительство создало систему, которая сделала шельф привлекательным для инвестиций новых компаний. Причина была в том, что правительство увеличило геологоразведочные работы.

2001 – Переход на биржу

«Статойл» стала котироваться на бирже после того, как парламент принял решение о приватизации компании годом ранее и продал часть государственных долей компании. Компания была зарегистрирована на фондовой бирже в Осло и Нью-Йорке 18 июня.

2004 - Раскол власти 1 января 2004, отдел безопасности и контроля был отделен от директората, чтобы обеспечить независимость от ресурсов и производства. Государственное Агентсво по надзору  за обеспечением безопасности нефтегазового производства (Petroleumstilsynet) стало независимым надзорным органом, ответственным за профессиональное здоровье и безопасность на норвежском шельфе.

2005 - История походит к завершению

Уменьшение запасов месторождения «Фригг». Месторождение «Фригг» было первым крупным газовым месторождением в производство на норвежском континентальном шельфе, и имело платформы в Норвегии и Великобритании. Граница между двумя странами преодолевалась через пешеходный мост между платформами.

2007 - Начало производства и слияние

Начинается производства на месторождениях «Ормен Ланге» и «Белоснежка». «Статойл» и нефтяная часть компании «Ношк Гидро» объединились в одну компанию под условным названием «Статойл Гидро» (StatoilHydro). В 2009 году министр нефти и  энергетики отметил, "что большинство акционеров будут голосовать только за предложения названий, где  будет включено слово «Статойл», либо как отдельно стоящее, либо в качестве доминирующей части нового имени".«Белоснежка» является самым северным месторождением и трубопроводы от него являются самым длинными многофазными трубопроводами в мире - то есть такими, где компоненты газа, воды и легких нефтяных продуктов проходят, не смешиваясь, в одном и том же трубопроводе. Газа экспортируется, главным образом, в США в виде сжиженного природного газа, который охлаждается и транспортируется специальными судами до западного побережья США. Часть газа идет на испанский рынок.Открыто газовое месторождение «Ормен Ланге». «Ормен Ланге» является третьим по величине месторождение газа в Европе, и имеет крупнейшие скважины газа в мире. Трубопровод, который доставляет газ из Норвегии в Англию является самым длинный подводный газопроводом в мире.

2011 – Все еще жизнеспособны

Норвегия празднует 40-летие в качестве производителя нефти и газа. Промышленность является наиболее важной промышленной отраслью страны и в ней работают прямо или косвенно 250.000 человек по всей стране. Одновременно с  громкими политическими дебатами о будущем отрасли,  принимаются решения, которые в ближайшие несколько лет будет иметь большое значение для будущего Норвегии в качестве нефтегазовой нации.

Фото: Харальд Петерсен - Statoil ASA

norginfo.com

Роль и место логистики при разработке нефтяных месторождений континентального шельфа Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Олаф <Х*ауге

РОЛЬ И МЕСТО ЛОГИСТИКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА НОРВЕГИИ

Введение. История нефтяной промышленности Норвегии уходит в 1920-е годы прошлого века, когда были начаты первые геологические работы на нескольких островах, расположенных севернее материковой части страны и находившиеся под ее юрисдикцией. Один из первых поисковиков-геологов, Биргер Якобсен, обратился в Высший Норвежский Суд с просьбой закрепить за ним права собственности, и вскоре он их получил на часть острова Ян Майен. Вскоре Норвегия объявила его частью территории Королевства Норвегии и 27 февраля 1930 г. утвердила соответствующий Закон. Норвегия заявила свои права на остров, который и попал под норвежский суверенитет. Якобсен тогда же запланировал приступить к геологоразведочным работам на нефть на этом острове, но открыть что-либо существенное ему не удалось. В 1952 г. Норвежское государство возвратило себе права на данную деятельность на Ян Майене, а наследники получили денежную компенсацию в размере 170 тыс. норв. крон2.

С позиции сегодняшнего дня считается, что современный этап истории норвежской нефтяной промышленности берет свое начало с лета 1966 г. и насчитывает более 50 лет. 19 июля 1966 г. компания Exxon приступила к разбуриванию первой нефтяной скважины на норвежском континентальном шельфе с платформы «Ocean Traveler» («Океанский путешественник») на блоке 8/3. Платформу отбуксировали в Осло в июне 1966 г. и после проведения необходимых ремонтных работ и установки нового оборудования отогнали на соответствующий участок. Таким образом, в норвежскую историю и вошла указанная дата начала работ на шельфе - 19 июля 1966 г. В данной статье автор рассматривает ключевые вопросы логистики в привязке к развитию деятельности нефтяников. В принципиальном плане мы разделяем взгляды

1 Перевод на русский язык д.э.н. Ю.А. Щербанин.

2 Skjeldal, Berge Feber, 2009.

185

Гурдина в части классической логистики, изложенные им в книге Global Logistics Management. Мы полагаем, что логистика и цепочки ценностей, которые были реализованы, являются весьма важными факторами, послужившими достижению потенциального успеха, о котором думали более 50 лет назад. Ключевыми же факторами успехов, достигнутых норвежской нефтяной промышленностью, являются режим строжайшего государственного регулирования и создание и функционирование одной государственной нефтяной компании.

Вместе с тем, еще в июле 1964 г. телевизионный канал NRK представил интервью Дира Мо (по нынешнему - пресс-секретарь Правительства), в котором обсуждались вопросы сейсморазведки и сбора данных. Было сказано, что на основе собранных данных, норвежский сектор Северного моря представляет весьма и весьма большой интерес для геологоразведки на нефть и газ [1]. Известно, что после проведения сейсморабот были открыты крупные месторождения нефти и газа, к которым проявили большой интерес такие компании, как Mobil, Exxon, Phillips 66, а после 2000 г. - Lundin. Все эти компании подтвердили наличие огромного потенциала, подтвердились выводы, которые были озвучены в 1964 г. Отметим, что правительство Великобритании ввело систему концессий до того, как это сделала Норвегия. Они предоставили компании ВР, которая в то время принадлежала государству, 50% общего объема предоставленных компаниям концессий.

В 1960-х годах в Норвегии отмечали, что ряд зарубежных нефтегазовых компаний с международным участием проявляли интерес к разработкам месторождений на Северном море и желание участвовать в новых концессионных соглашениях. Это было вызвано ростом нефтяных рынков в мире и Европе, а также близостью месторождений к рынкам сбыта. Норвежский континентальный шельф предоставлял такую альтернативу - нефтяные ресурсы рядом с европейским нефтяным рынком. Норвежский сектор Северного моря стал рассматриваться как весьма привлекательный с точки зрения будущих высокодоходных территорий. Компании рассматривали норвежский сектор и с точки зрения логистики, просчитывались транспортные расходы, выявлялись другие возможные издержки. Привлекательными виделись возможности транспортировки нефти до континентальных сухопутных терминалов на коротких плечах. Кроме того, норвежская промыш-

186

ленность уже тогда имела соответствующие технологии для строительства складских мощностей (нефтебазы, резервуарные парки), а также целого ряда оффшорных установок для добычи нефти. Разработка новых технологий для нефтяной промышленности позволила вполне удачно комбинировать работу подразделений по бурению, добыче и хранению нефти, обеспечить компании мощностями для хранения различных запасов, возможностями для эксплуатации разведанных геологических структур [2].

Установление режима нефтяной политики в Норвегии. В 1965 г. правительство Норвегии предоставило 78 концессий, из которых 40% - компании Exxon, которая являлась самой крупной международной нефтяной компанией в 1960-х годах. Эта доля была самой значимой на норвежском шельфе. МИД Норвегии управлял концессионной системой. Министерство промышленности в тот период было занято расследованием самой большой аварии в истории Норвегии, произошедшей в нефтяном секторе. Авария произошла 5 ноября 1962 г. в Свалбарде, на залежах в Кингс Бэй. Лейбористское правительство меньшинства, сформированное в 1961 г., в 1963 г. после аварии было вынуждено уйти в отставку. В этой связи на Министерство промышленности «свалилась» сложная задача провести всесторонне расследование аварии. Этим и объясняется, почему управление концессиями и разработку Норвежского нефтяного режима было передано в руки МИДа, а руководителем был назначен Йенс Эвенсен. Концессионные доли в соответствии с норвежской системой, отличались от системы, принятой в Британском секторе. Норвегия предоставляла концессии как крупным независимым компаниям, так и небольшим компаниям, что гарантировало как фонды, так и доступ к технологиям. Это было также необходимым для ведения самых различных операций, включая логистическую деятельность. Такой режим оставлял дверь открытой для будущего присутствия иностранных компаний «на шельфе». Считаем, что формирование правильной политики способствовало также ведению дальнейших дел в нефтяном секторе страны, в частности, способствовало продвижению на север к Баренцеву морю [3].

В Норвегии концессионная система воспринималась в контексте того времени политической системы 1960-х годов. Система принимала только активную роль государства в бизнесе. Государственный сектор стимулировал деятельность путем увеличе-

187

ния расходов. В Европе инфраструктурные компании, такие как железные дороги, авиакомпании, некоторые нефтяные компании были государственными. Например, в Италии, Франции, Великобритании. Они впоследствии подключились к разработкам на норвежском шельфе. В Скандинавии начиная с 1930- годов социал-демократы составляли большинство в правительствах или в правительственных коалициях. В Норвегии социал-демократы были мажоритарной партией с 1945 до 1961 г., в период, когда их поддерживали левые партии из правительственного меньшинства. В принципе это был период послевоенного роста. В 1971 г. Парламентский комитет поддержал «Зеленую Книгу», которая содержала десять регулируемых целей, известных как «Десять нефтяных поправок». Предложения, представленные социал-демократическими миноритариями в виде «Белой Книги», также носили характер «режима регулирования» [4].

Европейские компании, а также государственные международные нефтяные компании, предоставили Норвегии доступ к современным морским нефтяным технологиям, включая подводные технологии, испытанные французской компанией Elf при разработке шельфа в Африке. Первой арендованной платформой, построенной для работы на море, владела Американская нефтяная компания. Для бурения, добычи, исследований, разработки месторождений в норвежских водах требовались подводные технологии. Используя уже разработанные подводные технологии компаниями, разрабатывавшими шельф, норвежцы приступили к организации нефтяной логистики, исходя при этом из того, что логистика предполагает более эффективную работу и низкие издержки; долгосрочный эффект от использования логистики будет рассмотрен ниже. На наш взгляд, именно новые и обновленные технологии подводных работ вскоре сделали бурение и эксплуатацию более прибыльными и более рентабельными. Это стало особенно заметно после массового ухода нефтяных компаний на месторождения севернее в Норвежском море, а затем и в Баренцево море.

В 1965 г. на первом концессионном слушании по заявкам Exxon была единственной компанией, подавшей документы на разработку блоков в северной части Норвежского континентального шельфа в Северном море. Это указывало на то, что помимо прочего у компании Exxon были многообещающие, перспективные сейсмологические данные. Такую активность можно было

188

объяснить наличием более эффективных поисковых технологий, продемонстрированной компетентностью, чего не хватало другим компаниям (они только приступали к таким разработкам). Это давало норвежскому правительству возможность отклонить концессионные договоры, стимулировать деятельность в северном секторе и побуждать к исследованиям потенциала Норвежского континентального шельфа. Компания Exxon получила наибольшую долю концессионных договоров, поэтому-то Норвегия имела возможность доступа к более рискованному финансированию, необходимому для разработки новых месторождений. По случайному стечению обстоятельств, Фарук Аль-Касим, иракский геолог-нефтяник женился на местной девушке из округа Мёре и Румсдале, получил работу и присоединился к команде Эвенсена. Это позволило норвежской нефтяной бюрократии получить доступ к квалифицированным знаниями эксперта и экспертному анализу в нефтяной сфере. Его назначение безусловно обеспечило Норвегии независимую экспертную оценку нефтяной деятельности, которой не хватало стране в первой половине 1965 г. Отметим, что иракский опыт и знания отчетливо прослеживаются в документе «10 нефтяных поправок». В статье, опубликованной в Nettavisen.no, иракский геолог-нефтяник Фарук Аль-Касим представлен в качестве независимого эксперта группы специалистов нефтяного дела, а также и в качестве члена группы отдела управления, который разработал нефтяную политику в Норвегии. Один из студентов бакалаврской программы по направлению «Нефтегазовое дело» из Технического Университета логистики, г. Молде, лично связался с Фарук Аль-Касимом, который подчеркнул, что его главная цель состояла в том, чтобы избежать последствий, которые он наблюдал в нефтяном секторе Ирака. В документе «10 нефтяных поправок» правительства Браттели было провозглашено, что норвежские нефтяные ресурсы должны быть общим достоянием для всех норвежцев. Это ограничивало бесконтрольное ведение работ и гарантировало участие и контроль со стороны государства [5].

В 1965 г. компания Exxon наняла нефтяную компанию, которой принадлежала платформа, расположенная в Техасе и специализировавшаяся на работах в шельфовых зонах. Платформа нуждалась в ремонте после переброски через Атлантический океан. Судостроительный завод Aker Mek в Осло отремонтировал и модернизировал платформу для того, чтобы она могла выдерживать

189

жесткие погодные условия Норвежского континентального шельфа. Проводя бурение с этой платформы на втором блоке компании Exxon (позже названном Balder, до сих пор действующем месторождении), в 1967 г. компания обнаружила первые следы нефти в норвежском секторе. Позже независимая компания Phillips-66 пробурила 2/4 блока с арендованной платформы «Ocean Viking». Эта платформа была такой же, как платформа «Ocean Traveler», которая была построена на местном судостроительном предприятии Moss Rosenberg в Ставангере. Эта конструкция - первый элемент в нашей логистической нефтяной нефти: строительство, ремонт и обслуживание платформы. Такие платформы необходимо было использовать, чтобы начать разработку нефти и, если обнаруженное месторождение было объявлено экономически выгодным, фиксировать планируемый профиль добычи и временные рамки. Следовательно установить физический поток и размещение необходимой деятельности для работы на месте залегания нефти. Это обеспечивает погрузо-разгрузочные работы легче и делает их более выгодным экономически, на основе услуг местных поставщиков, что является важным элементом для учреждения и функционирования нефтяной деятельности на территории Норвежского континентального шельфа [6].

Вторым этапом логистической составляющей в системе нефтяной логистики является строительство резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов на Норвежском континентальном шельфе Северного моря. В 1970 г. норвежские подрядчики (NC) начали строить железобетонные платформы для морских нефтяных работ в шельфовых зонах. Три прежние норвежские подрядные фирмы создали единую компанию. Все они были опытными застройщиками, конструирующими бетонные дамбы для гидроэнергетики, главным образом в Норвегии. Компанией NC был построен резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов в Рогаланде. Новые, модернизированные нормативы отсрочили строительство резервуаров. 1 июля 1973 г. Экофисский резервуар был сооружен на Ekofisk - Экофисском месторождении [7]. В настоящее время компании могут функционировать в бесперебойном режиме, что обеспечивает стабильность структуры пласта и эффективное с точки зрения экологии использование эксплуатируемых месторождений. Это значительно увеличило потенциал добычи нефти в Экофисском месторождении, который утроил показатели с 17 до 50%.

190

Американская компания Phillips-66, будучи в то время независимой нефтяной компанией, нашла залежи нефти и газа Cod в 1968 г., а затем Ekofisk в 1969 г. (ошибочно написанное норвежское и английское название позже никогда не исправлялось). Открытие месторождения Ekofisk в 1969 г. навсегда изменило будущее нефтяной деятельности на Норвежском континентальном шельфе. 23 декабря 1969 г. компания Phillips-66 объявила это месторождение экономически выгодным, рентабельным. Ожидаемые цены на сырую нефть и будущие ожидаемые доходы от месторождения Ekofisk могли полностью обеспечить необходимую инфраструктуру. Прибыль, полученная в результате эксплуатации месторождения, финансировала необходимые логистические решения, включая обеспечение резервуаром для хранения нефти и нефтепродуктов. Жесткие погодные условия в Северном море требовали устойчивых ёмкостей для хранения нефти в Ekofisk, поскольку с буйковой системой загрузки судов невозможно проводить разработку месторождения нефти в короткие или даже более длительные сроки. Такое завершение работ и быстрый ввод в эксплуатацию месторождения могут нанести вред или даже разрушить геологическую структуру пласта. Это снижает общий коэффициент извлечения нефти. Наличие резервуара-хранилища стабилизировало долгосрочную эксплуатацию нефти на Норвежском континентальном шельфе, поэтому подтвердилась возможность разработки месторождения на более продолжительные сроки. Это, соответственно, обеспечивает большую доходность и увеличивает прибыль. Эксплуатационные работы на месторождении Ekofisk длятся до настоящего времени уже почти 50 лет. Добыча нефти все еще продолжается благодаря усовершенствованному решению задач нефтяной логистики, а именно благодаря системе ре-зервуарного хранения на месторождении. Существуют парки резервуаров для конкретных платформ. Самой большой является платформа «Troll А» с шахтными емкостными хранилищами.

Нефтяной консорциум с компанией Phillips-66 в качестве партнера в 1971 г. сформировал за счет имеющихся активов капитал для установки дополнительных средств материально-технического обеспечения. Они внедрили очередной элемент в логистическую цепочку добычи нефти: сначала в октябре 1975 г. нефтяные трубопроводы транспортировали нефть в Тиссайд, Англия, а в сентябре 1977 г. - появился газопровод в Эмден, Гер-

191

мания. Оба средства транспортировки были профинансированы доходами от крупного, прибыльного нефтяного месторождения ЕкоЙ8к. Местные предприятия-поставщики материально-технического обеспечения увеличили доходы от нефти в цепочке поставок, а затем и доходы от природного газа. Оба процесса - разработка и эксплуатация месторождения, а также и другие виды деятельности стали более эффективными. Со временем, важнейшая составляющая в высокотехнологичном, капиталоемком производстве, подобном нефтедобычи, более короткие дистанции между поставщиком компонентов, необходимых для поддержания добычи, и месторождением стали менее дорогостоящим и более безопасным. Издержки от ожидания или прекращения / возобновление добычи могут быть весьма велики. Поэтому, норвежский нефтяной сектор разработал политику предоставления концессионных договоров нефтяным компаниям, что оказалось достаточно прибыльным для создания необходимых логистических решений материально-технического обеспечения.

Следующий шаг в системе логистики нефти проявляется позже, когда из прибыли от добычи нефти финансируют решения логистической системы, включающие различные типы закачки материалов в пласт. Законтурное заводнение происходило с помощью захвата С02, закаченного обратно в пласт, что улучшало извлечение нефти. Согласно одному из нефтяных модернизаци-онных решений - применению улучшающих добавок - получена обратная логистика. Так, захват выбросов С02 был возможен с помощью различных потенциальных источников: одним из них является - нефть в пласте, другим - С02, выловленный из турбины, через которую проходит природный газ, обеспечивающий энергопотребности платформы. Такая «обратная логистическая закачка» в пласт используется на месторождении 8Ырпег [8].

Новые и усовершенствованные технологии для поиска и сбора дополнительной информации о пласте, картографирование и мониторинг нефтяных ресурсов расширили точность данных о пласте. Использование фотоаппарата дает третью степень измерения данных, а использование акустических приборов добавило четвертую степень измерения. Всё это улучшает добычу и является одним из основных элементов для достижения международной высококачественной глобальной системы управления логистикой. Новые возможности обеспечивают компании информацией о

192

пластах, которой не хватало в 1965 г. при поиске потенциальных месторождений в концессионном раунде. В то время нефтяные компании собирали информацию о пласте по данным сейсмологической разведки. Улучшенная система обработки информации обеспечивает повышение доходности и увеличивает прибыль нефтегазовой деятельности. В глобальных масштабах управления логистические потоки компании должны перерасти в высококачественную логистическую систему. Лидерство в конкретной отрасли является приоритетным аспектом для компаний мирового уровня. По нашему мнению, высококачественная логистическая система поможет новым участникам рынка устанавливать свою деятельность в рамках норвежского нефтяного режима с такими компаниями-лидерами, которые уже работают на Норвежском континентальном шельфе.

В 1975 г. норвежское правительство социал-демократических меньшинств обновило закон о нефти в Норвегии. Правительство добавило налог на аренду площади в размере 50%. Возражения высказала лишь одна небольшая парламентская партия. Нефтяные компании не обращались в суд на данную поправку правительства. Налоговая система привела к сокращению налогов для уже разрабатывающих месторождения компаний для того, чтобы они могли финансировать программы бурения на зрелых и истощенных пластах. В норвежских газетах публикуются ежегодные списки налоговых отчётов, в которых в первую десятку входят международные нефтяные компании, получающие самые высокие налоговые скидки. Результатом политики таких налоговых сокращений для экономики Норвегии является дополнительное извлечение нефти из зрелых и истощенных месторождений.

Кроме того, если компании, работающие на зрелых или истощенных месторождениях, могут использовать существующие логистические сети и агрегировать свою деятельность, то разработка и транспортировка добытых ресурсов на ближайший нефтеперерабатывающий завод на материковой части или в существующие трубопроводные системы становится значительно дешевле. Так, уже функционирующие трубопроводы в Великобританию или на континентальных зонах будут вполне доступны. В литературе по международной торговле рассматриваются преимущества потребителей, если компании используют преимущества внешней экономики или создают их. Обычно определяют три вида преимуществ внешней торговли: специализированные поставщи-

193

ки, объединение рабочей силы и обмен знаниями. Поставки специализированных грузов являются экономически более выгодными. Нефтяные компании на Норвежском континентальном шельфе, которые являются новыми некрупными участниками, естественно, получают меньше прибыли, чем крупные международные компании. Если новые участники получают доступ к существующим логистическим возможностям, включая трубопроводные системы, они увеличивают свои нормы прибыли. Если владелец трубопровода позволяет новым участникам использовать имеющуюся пропускную способность, это также снижает общие издержки предоставляемых мощностей. Экономическая эффективность растет как у нового участника, так и у тех, кто уже давно поставляет продукцию для перекачки по трубопроводу. Зачастую это объясняется развитием существующего кластера, который расширяется как на материке, так и в шельфовых зонах, а это ведет в целом к экономическому росту [9].

Модернизация нефтяной логистической системы сопровождалась и ускорялась также и через изменение налогового режима, которое проводило норвежское правительство. Норвежское государство принимало на себя большую часть рисков, если те или иные компании, оперировавшие в различных условиях, сталкивались с ними.

Добыча нефти на месторождении Экофиск в 1971 г. была экономически выгодной, доходы росли. В 1975 г. результаты вновь стали демонстрировать стабильность и устойчивость3. Норвежские политики, норвежские и иностранные инвесторы смогли разработать вполне реальный прогноз, согласно которому предстоящий период будет длительным и высокодоходным. Высоко-доходность для Норвегии мы объясняем принятием активных шагов со стороны государства в части регулирования режимов функционирования нефтяных компаний, в частности, в сегменте развития эффективных логистических технологий. В 1975 г. изменения налогового режима привели к росту доходов норвежского государства. Более того, существовавшие и приходящие на нефтяной рынок новые компании улучшили свою доходность. Эти вопросы подробно рассматривались в магистерских диссертациях двух норвежских студентов, обучавшихся по совместной

3 Автор, по всей видимости, имеет в виду тот факт, что после первого мирового нефтяного кризиса (октябрь 1973 г.) нефтяники Норвегии вновь вышли на высокий уровень экономических результатов (Прим. Ю.Щ.).

194

программе между РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Техническим университетом логистики, г. Молде, Норвегия.

Дополнительный рост в 1975 г. на 50% в нефтяном налоге представлял собой плату за дополнительную аренду площадей/площадок, которая выплачивалась любой энергетической компанией, работавшей в Норвегии. Это привело к изменениям в распределении нефтяных доходов между частными производственными фирмами и норвежским государством. Для нас такая ситуация привела к меньшим рискам. Оперирующие компании были вынуждены уделять повышенное внимание совершенствованию технологии добычи и внедрению новой техники. Вполне вероятно, что создавшееся положение привело к последующему развитию стимулов для активного обновления, увеличения прибыльности и улучшения логистики, к изменениям в части эксплуатации оборудования и даже появлению новых производственных процессов. В целом, по прибыльности, измененный налоговый режим давал меньшее покрытие издержек, чем принятый в 1965 г. Но новый налоговый режим открывал большие возможности для продвинутых компаний, для компаний, обладавших передовой техникой и технологиями. В том числе, это относится и к логистике, развитие которой могли себе позволить сильные компании, способные и умеющие покрыть расходы и добавить дополнительную прибыль на данные сегменты [10].

Очередной шаг был направлен на улучшение технологий добычи углеводородов, на развитие горизонтального бурения и логистики, в части совершенствования систем доставки. С внедрением новой техники и технологий нефтяные компании стали располагать новыми и более точными данными, которые использовались для совершенствования бурения и разработки новых технических регламентов. Все это привело к росту физических объемов добычи. Так, новая информация о залежах нефти и газа привела к разработке новых планов по эксплуатации месторождения Тролль, которое располагало на тот период времени самыми крупными запасами газа. Эксплуатация месторождений Северного моря привела к развитию новых технологий, которые внедрялись с одобрения норвежских властей путем включения в различные программы по развитию добычи углеводородов. Например, норвежская компания Норск Гидро разрабатывала проекты горизонтальной внутрискважинной сепарации. В пилотном про-

195

екте на месторождении Тролль впервые в мире был применен

„4

подводный сепаратор, расположенный на морском дне .

Развитие месторождения дало новый импульс внедрению современных технологий, включая логистическую составляющую. Программа по добыче нефти и газа на месторождении Тролль направлена на увеличение доходов на всех трех блоках. Изменились требования к логистам, которые должны теперь учитывать мнения и стремление оказать содействие компаниям, помогавшим Норск Гидро. Эта программа отражает роль месторождения Тролль как «роль слона на нефтяном месторождении» (в смысле крайне могучего месторождения).

Выводы. На наш взгляд, созданная логистическая система, постепенно способствовала превращению нефтегазового сектора в более доходный бизнес, который стал более стабильным, генерирующим новые рабочие места в Норвегии.

1. В 1964 г. инвесторы организовали ННК (NOCO) - Норвежский нефтяной консорциум и затем создали совместно с компанией Amoco новую структуру The AmocoNOCO. Они распределили риски своих инвестиций с компаниями Texas Eastern и Amerada в части концессий и открыли месторождение Valhalla Field. Этот факт продемонстрировал, что некоторые компании, базирующиеся в Норвегии, рассматривали деятельность в нефтегазовой сфере как благоприятную возможность для развития промышленности с «нуля». Как было указано выше, ожидания по объемам добычи на месторождении Экофиск были невелики. Исходя из темпов развития, в Белой Книге - 1974 Норвежский парламент обозначил 30-летний горизонт. По нашему мнению, последующие политические режимы и развитая нефтяная логистика внесли серьезные коррективы в части будущего и увеличили этот временной горизонт вдвое.

2. Режим деятельности Норвегии в нефтяной сфере, который регулировал работы, производимые на норвежском континентальном шельфе, завершился тогда, когда закончился срок контроля со стороны Министерства иностранных дел. Авария на нефтяном месторождении Свальбард в ноябре 1965 г. повлияла на стартовые условия разработки нефти и газа в Норвегии.

4 На газовом месторождении Тролль установлена самая большая морская платформа в мире — 472 м высотой (в воде — 369 м, вес — 660 тыс. т).

196

3. Норвежские отрасли промышленности внесли свой вклад в решение логистических проблем весьма скоро, причем в тесной увязке с развитием образования, компетенций и персонала в целом.

4. Проект Экофиск начат в 1971 г. Это был самый «скоростной», с точки зрения начала мощной промышленной эксплуатации, проект на норвежском шельфе. Экофиск получил свое развитие и благодаря логистике. Сроки его эксплуатации были пролонгированы более чем на 50 лет.

5. Правительство при поддержке Парламента одобрило создание норвежской нефтяной компании Статойл, которая начала свою деятельность 1 января 1972 г. Сразу после создания Статойл правительство страны указало компании на необходимость выбора и продвижения норвежских поставщиков продукции в соответствии с положениями документа «Десять нефтяных поправок». Замечание 8 «выдвигает» Статойл в качестве государственной компании, в которой норвежское государство является основным решающим и заинтересованным лицом. Позже Статойл сотрудничал с растущим числом норвежских компаний, которые оказывали поддержку нефтяникам в части оказания услуг.

6. «Нефтяная направленность» способствовала развитию существующих и новых норвежских отраслей промышленности (замечания 3 и 4). Без сомнения, это мощнейшее влияние нефтяной промышленности на развитие других промышленных отраслей.

7. Замечание 7 подчеркивает активную роль государства, где координирующую роль по развитию всех промышленных отраслей в Норвегии играл Статойл. Статойл по существу выступил в роли интегратора норвежских компаний, которые были заинтересованы в развитии нефтяной промышленности страны, в развитии операций на шельфе. К первым норвежским нефтяным контрактам следует отнести контракты по «Экофиск нефтяные резервуары». Позже на базе соответствующих контрактов в Норвегии возникли и трубопроводные системы.

8. Приветствовалась деятельность по оказанию услуг по поставкам в рамках нефтяной логистической системы норвежских компаний, развивавших свою деятельность в нефтяном сегменте.

9. Создание новых нефтяных компаний в Норвегии началось с 1971 г. Сегодня в Норвегии много нефтяных компаний, но во главе всех - Статойл.

197

10.Проект Экофиск превратился в долгосрочный внутренний нефтяной проект, в рамках которого получили развитие логистические системы, выстроенные на норвежском шельфе и привлекшие значительное число норвежских поставщиков отечественной продукции. Нефтяная логистическая система была отстроена под контролем и регулированием государства. Норвежские граждане активно поддерживали такие проекты, поскольку они вовлекали в оборот внутренние ресурсы. В настоящее время Норвегия имеет в своем распоряжении инвестиционный фонд, который можно оценить в более чем 1,4 млн. норв. крон на одного жителя страны (примерно 170 тыс. евро на человека). При комбинировании регулятивного режима использования госбюджета были субсидированы новые логистические системы, что привело к достижению известных успешных результатов. Надо быть справедливым и подчеркнуть, что данный результат был запланирован политиками, которые представили свои политические решения и постарались их воплотить в жизнь.

11. Отметим, что Дания также планировала развивать нефтяную промышленность и разрабатывала различные режимы для этого, но единственная датская нефтяная компания прекратила свое существование еще в 1960-е годы. И только датская транспортная компания Маерск процветает. Норвежское правительство приглашало шведскую частную автостроительную компанию Вольво для работы в нефтяной промышленности Норвегии в 1979 г. Шведские владельцы Вольво отвергли этот план. Конечно, история Вольво могла бы быть иной, если бы владельцы приняли норвежский план в 1979 г. Сегодня мы видим «в рядах» норвежского шельфа шведских предпринимателей. Лундин-Норвегия открыло в 2011 г. огромное месторождение Йохан Свердруп, расположенное в Норвежском море в составе нескольких блоков. Ни одна из других нефтяных компаний, включая многонациональные компании, не разведали других месторождений. В Норвегии полагают, что их история доказала возможность развития промышленности различными путями. Полагаем, что развитие традиционных логистических систем, на примере развития шельфа, возможно и дальше. Промышленные успехи, которые подняли Норвегию на новый уровень благодаря нефтяной промышленности, демонстрируют верность выбранного пути, и мы не стесняемся разрабатывать новые потенциальные режимы развития.

198

Литература и информационные источники

1 NRK tv.nrk.no/serie/temapakke-olje/fsam00000089/02-07-1964

2 www.regjeringen.no/globalassets/upload/kilde/oed/bro/2002/0004/ddd/pdfv/152135-fakta_12.pdf

3. Hanisch and Nerheim Norsk Oljehistorie. Fra vantro til overmot?, 1992

4. Stortingsmelding av 14. juni 1971

5. https://psmag. com

6. http://www. norskolje.museum.no/balder

7. www.kulturminne-ekofisk.no

8. http://www.norskpetroleum.no/miljo-og-teknologi/fangst-transport-og-lagring-av-co%E2%82%82/co2-sleipner -фото-аллигатор-фильм-_bug-statoil_600x300-2

9. Кругман и др. Международная экономика, теория и политика, 2015

10. Gourdin Global Logistics Management. A Competitive Advantage for the 21st Century, 2006.

11. https://tv.nrk.no/serie/temapakke-olje/fsam00000089/02-07-1964

12. https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/kilde/oed/bro/2002/0004/ddd/pdfv/152135-fakta_12.pdf

199

cyberleninka.ru

Девять самых значимых проектов для нефтяной промышленности Норвегии

Реализация проектов, которые по самым скудным оценкам приведут к добыче 3,1 млрд. баррелей нефтяного эквивалента,  запланирована на ближайшие пять лет. Нефтегазовая ассоциация Норвегии  «Norsk olje og gass» (Norog) проводит обзор девяти месторождений, которые по ее мнению станут важными проектами в ближайшие годы.

Семь месторождений в Северном мореМесторождения, которые упоминает  Norog, распределились следующим образом: одно - в Баренцевом море («Голиат»), два – в Норвежском море («Ааста Ханстен», «Мария») и оставшиеся семь -  в Северном море.В Северном море были выделены следующие месторождения. Запланированный год начала добычи нефти и газа на месторождениях приведен в скобках: Martin Linge «Мартин Линге» (2016), Valemon «Валемон» (2014), Ivar Aasen «Ивар Аасен» (2016), Gudrun «Гудрун» (2014), Edvard Grieg «Эдвард Григ» (2015) и  Johan Sverdrup «Йохан Свердруп» (2018).Согласно предварительной оценки, объем  запасов девяти месторождений составит не менее 3,1 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.Объемы производства нефти на нефтяных месторождениях (все показатели приведены в нефтяном эквиваленте)• Martin Linge «Мартин Линге»: 189 млн. баррелей• Goliat «Голиат»: 190 млн. баррелей• Gudrun «Гудрун»: 127 млн. баррелей• Ivar Aasen «Ивар Аасен»: 150 млн. баррелей• Aasta Hansteen «Ааста Ханстен»: 295 млн. баррелей• Maria «Мария»: 120 млн. баррелей• Edvard Grieg «Эдвард Григ»: 165 млн. баррелей • Valemon «Валемон»: 206 млн. баррелей• Johan Sverdrup «Юхан Свердруп»: 1,7 млрд. баррелей (минимум)В общей сложности объем производства всех месторождений составляет 3141 млн. баррелей нефтяного эквивалента. С учетом нынешних цен на нефть это значение равно примерно $ 345,6 млрд. или более 2100 млрд. норвежских крон.Крупное нефтяное месторождение: Запасы нефтяного месторождения «Юхан Свердруп» могут превысить 1,7 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.

Разработка месторождения «Кастберг» отложена В акватории Баренцева моря единственно упомянутое месторождение - «Голиаф». Разработка месторождения «Кастберг», о котором так много говорилось, была отложена. Причиной тому служит неопределенность в оценке потенциальных ресурсов месторождения. Более того, правительство приняло решение об увеличении налогообложения деятельности на шельфе.В свою очередь это приведет к тому, что компании будут искать другие пути решения проблемы, что согласно «Norog» станет результатом  снижения их гибкости. - Первоначальный уровень инвестиций вырос с 80 – 90 млрд. до более 100 млрд. крон. Неясность в оценке потенциальных запасов месторождения привело к отсрочке проекта и принятии решения о рассмотрении других альтернативных возможностях развития. Помимо  этого, сокращение гибкость с будущими партнерами рассматривается  в контексте погрузки нефти на суда, как Eni поступила с месторождением «Голиат»,  - отмечает «Norsk olje og gass» в своем экономическом докладе. Возможность инвестирования десятков миллиардов в месторождение «Skarfjell»Еще одно месторождение, которое не вошло в предложенный  список – это месторождение «Skarfjell», которое было открыто в северной части Северного моря  крупнейшей нефтегазодобывающей компаний  «Wintershall».- Запасы нефти месторождения «Skarfjell»  оценены в 60-160 млн. баррелей нефти. В этой же области находится до 400 млн. баррелей нефти и 38 млрд. стандартных кубометров газа, которые еще не разработаны. Многое в этой ситуации все еще остается неопределённым. Однако если партнеры сконцентрируют своем внимание на «Skarfjell» ,то встанет вопрос об инвестициях в десятки миллиардов,- говорится в докладе.

50 миллиардов крон на месторождение «Свердруп»Говоря о самых крупных проектах ближайших лет, инвестиции в развитие месторождения «Юхан Свердруп» составят 50 млрд. крон. - Предполагается, что инвестиционное решение по месторождению «Юхан Свердруп» будет принято в 2014 году. Начало добычи запланировано на 2018 год, следовательно, выбор концепции окажет значительное влияние на оценку инвестиций, так как первая часть инвестиционного периода совпадает с периодом анализа,  -  пишет «Norog».Глубина воды в этом районе может снизить возможности выбора партнеров. Скорее всего, это приведет к решению о строительстве прочной конструкции с несколькими платформами и размером  инвестиций в около  50 млрд. крон  на момент анализа.

Источник: tu.noФото:Eni

norginfo.com

Норвегия отчаянно нуждается в новых нефтяных месторождениях

Благодаря сокращению затрат и крупным открытиям нефтяных месторождений, сделанным незадолго до обвала цен на нефть, Норвегия сможет поддерживать темпы добычи нефти и газа в течение ближайших пяти лет. Однако, власти страны опасаются, что сокращение объемов разведочного бурения и отсутствие открытий крупных новых месторождений в течение последних двух лет предвещает после 2023 года проблемы для этого крупнейшего в Западной Европе производителя нефти.

Почти две трети неоткрытых ресурсов, как полагают эксперты, расположены в Баренцевом море. Об этом заявило в своем обзоре норвежского континентального шельфа в 2017 году руководство Норвежского нефтяного директората.

Однако, прошлогодняя геологоразведочная кампания в норвежской Арктике завершилась полным провалом. Нефтяные компании не отказываются от разведки в Баренцевом море, однако компании и власти теперь понизили свои ожидания относительно возможных крупных открытий в этих районах.

«В той части Баренцева моря, которая в настоящее время свободна от льдов, наиболее крупные месторождения уже разрабатываются, – сказала агентству Bloomberg генеральный директор Норвежского нефтяного директората Брент Ниланд. – Теперь мы дошли до следующего по размерам поколения».

«Власти будут раду любому открытию хотя бы 500 миллионов баррелей нефти», – откровенно заявила Ниланд корреспонденту Bloomberg.

В прошлом году наиболее перспективная разведочная скважина Korpfjell, первая скважина, пробуренная в норвежской секции ранее спорного района между Норвегией и Россией, которая также является самой северной скважиной на шельфе Норвегии, принесла разочарование по сравнению с ожиданиями. Предполагалось, что месторождение может содержать более 250 миллионов или даже миллиард баррелей нефтяного эквивалента.

Неудачная геологоразведочная кампания в Баренцевом море привела к тому, что лишь 11 компаний подали заявки на получение лицензий на добычу во время 24-го лицензионного аукциона в Норвегии, на котором предлагались 93 участка в Баренцевом море и 9 в Норвежском море. Компании Statoil, Aker BP и Lundin подали заявки, но Норвежский нефтяной директорат заявил, комментируя ситуацию, что «состав участников указывает на то, что на этот раз некоторые игроки уделяют приоритетное внимание разведке в зрелых районах».

В прошлом году компании пробурили в общей сложности 34 разведочных скважины на шельфе, что на 3 меньше по сравнению с 2016 годом, сообщил директорат, и выразил предположение, что в нынешнем году количество разведочных скважин будет примерно таким же, как в 2017-м. В прошлом году половина скважин была пробурена в Баренцевом море, 12 – в Северном море и 5 в Норвежском море. Для сравнения, буровая компания в 2016 году включала 5 скважин в Баренцевом море, 3 – в Норвежском море и 29 – в Северном море.

В прошлом году геологоразведочная активность в Северном море, составляющем основу нефтяной индустрии Норвегии, была на самом низком уровне за последние 11 лет, но в этом году компания Statoil, например, намерена уделить первоочередное внимание более зрелым областям на шельфе, а именно, в Северном море. Это связано с тем, что Statoil намерен извлечь выгоды из возможности связать вновь открытые месторождения с существующей инфраструктурой.

Планы бурения на этот год, которые представили компании, указывают на то, что большинство разведочных скважин будут пробурены в Северном море. В какой-то мере, это будет утешением для властей, поскольку нефтяные компании не станут в очередной раз игнорировать разведку в районе, которые позволил Норвегии стать ведущим производителем нефти и газа.

Однако, Норвегия нуждается в новых и более крупных месторождениях, причем чем раньше, тем лучше. «Для того, чтобы добыча нефти могла сохраниться на нынешнем уровне после 2025 года, абсолютно необходимо, чтобы появились новые подтвержденные ресурсы, а также крупные новые открытия месторождений», заявил Норвежский нефтяной директорат.

Необходимость в дополнительных геологоразведочных работах и более крупных открытиях стала основной темой обзора Директората в 2017 году. «Слишком мало разведочных скважин», «лишь незначительные открытия», и «работа по разведке должна быть активизирована» – все эти фразы использовались в нем слишком часто. Впрочем, в остальном отчет был весьма позитивным, продемонстрировав рекордную добычу газа, сокращение издержек по всем направлениям, а также замедление снижения уровня инвестиций.

Общий объем добычи нефти и газа в Норвегии увеличился в 2017 году в четвертый раз  подряд благодаря высоким темпам добычи газа. С другой стороны, добыча нефти сократилась до 1,59 миллиона баррелей в сутки с 1,61 млн. в 2016 году, что означает снижение на 2 процента, в основном из-за незапланированного закрытия на обслуживание месторождения Goliat. В этом году, по оценкам экспертов, добыча нефти снизится еще на 2 процента до 1, 55 млн. баррелей в сутки. Ожидается, что этот спад продолжится до 2020 года, когда гигантское месторождение Johan Sverdrup, которое должно начать давать нефть в конце 2019 года, поможет Норвегии увеличить объем добычи до 2023 года.

Общее увеличение добычи нефти и газа, таким образом, будет продолжаться до 2023 года, возможно, будет даже достигнут рекордный уровень 2004 года, но тогда на нефть приходилась большая часть добычи, а в 2023 году около половины объема производства будет приходиться на природный газ.

В то время как добыча нефти в Норвегии, как ожидается, будет расти в течение следующих пяти лет, после 2023 года индустрия столкнется с очередным спадом, если в ближайшее время не произойдет крупного открытия.

Источник
Перевод для MixedNews — Игорь Абрамов

inosmi.by