Уход за грузовыми трюмами (танками) и подготовка их к приёму нефтяных грузов. Мойка танков сырой нефтью


Устройство нефтяных танкеров - Рабочее оборудование

На танкере все грузовые операции производятся грузовой системой (рис. 1), которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палу­бе и в грузовых танках.

Грузовое устройство танкера представляет собой целый комплекс специаль­ных устройств и систем. В него входят:

  1. трубопроводы;
  2. грузовые насосы;
  3. зачистная система;
  4. система подогрева груза;
  5. система мойки танков сырой нефтью;
  6. система инертных газов и газоотводная система.
Рис. 1 Схема грузовой системы танкера

Трубопроводы. Для погрузки и выгрузки жидкого груза на нефтеналивных судах устанавливается специальная грузовая система, состоящая из приемной и разгрузочной магистралей (рис. 2).

Рис. 2 Палубный трубопровод

Приемный (всасывающий) трубопровод прокладывается в грузовых танках. Каждый грузовой насос имеет отдельный магистральный трубопровод, от которого в определенную группу танков идут приемные отростки, запираемые клапанами или клинкетами. Такая проводка всасывающего трубопровода позволяет независи­мо принимать и откачивать несколько различных сортов нефтепродуктов.

Разгрузочный (напорный) трубопровод начинается у грузовых насосов вер­тикальными трубами, идущими на верхнюю палубу. Дальше магистраль проклады­вается по палубе и от нее к бортам идут отростки, к которым при погрузке и вы­грузке присоединяют подаваемые с берега гибкие шланги или стендера терминала. Палубные магистральные трубопроводы соединяются вертикальными трубами (стояками) с магистральными трубопроводами, проложенными в танках.

На днище грузового танка располагаются грузовой и зачистной трубопрово­ды. На комбинированных судах ОВО трубопроводы проходят под днищем в тунне­лях двойного дна.

На танкерах устанавливаются различные системы грузовых линий, однако следует отметить основные три системы: кольцевую, линейную и переборочно-клинкетную.

Кольцевая система (рис. 3) — эта система, применяемая на танкерах не­больших размеров с двумя продольными переборками и с двумя насосными поме­щениями — носовым и центральным. Два насосных отделения разделяют грузовые танки на 3 самостоятельных группы с самостоятельными палубными трубопрово­дами, позволяющими без риска смешения грузить три сорта груза.

Насосные отделения располагаются обычно в средней части танкера. Ис­пользуются, как правило, поршневые насосы. Недостатком системы является мно­жество перемычек и трудность при зачистке танков, расположенных в корму от насосного помещения, при дифференте танкера на корму.

Линейная система (рис. 4) — применяется с использованием центробеж­ных насосов, расположенных в насосном помещении в кормовой части танкера, по­зади всех грузовых танков. Грузовых линий может быть две, три, четыре — в зави­симости от величины и конструкции танкера. На каждой из них имеется самостоя­тельный грузовой насос и замыкается группа танков. Линии и замкнутые на них группы танков могут сообщаться и разобщаться клапанами, которых должно быть не менее двух. Таким образом обеспечивается перевозка различных сортов груза, помещенных в разные группы танков.

Рис. 3 Кольцевая грузовая магистраль: 1 – палубные приемники; 2 – кингстоны; 3 – грузовые насосы; 4 — танковые приемникиРис. 4 Линейная грузовая магистраль: 1 – палубные приемники; 2 – кингстоны; 3 – грузовые насосы; 4 — танковые приемники

Переборочно-клинкетная — система отличается от двух предыдущих тем, что в грузовых танках не прокладываются трубопроводы. В переборках у днища выре­заются отверстия, закрывающиеся специальными задвижками. При погрузке и вы­грузке груз перетекает через эти отверстия из танков в танк, где устанавливаются грузовые и зачистные трубопроводы, вблизи от насосного помещения. Эту систему называют еще системой свободного потока (FREE FLOW).

Достоинством системы является небольшое количество устанавливаемых трубопроводов, что уменьшает затраты на постройку танкера. Недостатком явля­ются ограничения возможностей при перевозке одновременно нескольких сортов груза.

На всех этапах перегрузочных операций необходимо управлять движением груза по судовым трубопроводам. Это управление осуществляется с помощью клинкетных задвижек или клапанов. Наибольшее распространение на танкерах по­лучили клапаны системы баттерфляй, с вертикальной или горизонтальной осью поворота тарелки.

Трубопроводы и клапаны подвергаются гидравлическому испытанию на непроницаемость давлением воды, равным полуторному рабочему давлению, подъем его производят медленно грузовым насосом. Отсутствие течи свидетель­ствует о герметичности трубопроводов и клапанов.

Управление грузовыми клапанами, как правило, осуществляется дистанци­онно с применением гидравлических систем, получивших широкое применение.

Грузовые насосы (рис. 5). Для выгрузки на танкере имеется 3 — 4 гру­зовых насоса. Они располагаются в нижней части насосного (помпового) отделе­ния, само отделение находится между машинным отделением и грузовыми танка­ми. Широкое применение на танкерах получили грузовые насосы центробежного типа, которые имеют ряд достоинств — простота конструкции, малый вес и габари­ты, большая производительность. В качестве зачистных насосов на подавляющем большинстве танкеров используются поршневые насосы.

Рис. 5 Грузовой насос на судне

В качестве насосов, подающих сырую нефть к моечным машинкам грузовых танков, должны использоваться грузовые насосы или насосы, специально преду­смотренные для этой цели.

Система подогрева груза (рис. 6). Нефтеналивные суда, перевозящие вязкие нефтепродукты, имеют систему подогрева груза. Подогрев нефтепродуктов производится для понижения вязкости, что облегчает их перетекание. Система по­догрева имеет вид змеевиков из стальных труб, по которым пропускают пар. Змее­вики укладываются по всему днищу танка на высоте около 10 см от него. Иногда система состоит из отдельн

sea-man.org

Системы мойки танков

 

При мойке грузовых танков преследуются такие цели:

- подготовка танков для приема балласта;

- при смене сорта перевозимого груза;

- предотвращения нарастания твердых неоткачиваемых остатков нефтепродуктов;

- подготовка дегазации перед ремонтом и докованием.

Мойка танков по разомкнутому циклу ранее осуществлялась при сливе за борт отстоявшейся промывочной воды с контролем содержания в ней нефти.

Сейчас мойка танков по замкнутому циклу заключается в многократном использовании промывочной воды без слива ее за борт при непрерывном проточном отстое этой воды от содержащейся в ней нефти в специальных отстойных танках.

Для предотвращения нарастания твердых остатков, уменьшения объемов мойки применяется метод предварительной мойки танков сырой нефтью. Этот метод не исключает традиционную мойку водой, а облегчает ее, значительно уменьшая количество воды, необходимое для мойки.

Для мойки нефтью используются стационарно установленные моечные машинки и грузовая система. Мойка производится в среде инертного газа с содержанием кислорода в атмосфере танка не белее 5 %.

Резкое увеличение габаритов танков крупнотоннажных танкеров потребовало переход от переносных моечных средств к стационарным.

Рядом фирм были разработаны новые принципы мойки танков, базирующиеся на применении высоконапорных гидромониторов, смонтированных в танках стационарно.

Каждый ствол работает на воде с давлением 0,8…1,2 МПа и имеет пропускную способность 160…190 м³/ч. Сопло ствола дает сильную струю воды с эффективной плотностью до 40 м.

Мойка производится только в среде инертных газов. Движение ствола состоит из комбинации вращательного движения вертикальной оси и касательного вокруг горизонтальной оси, создавая спиральную форму обмыва с хорошим охватом поверхности танка. Привод и управление программой движения ствола осуществляется головкой (рисунок 7.1).

Частоту вращения можно менять от 0 до 2-х об/мин, угловые движения можно тоже варьировать для увеличения отмыва наиболее загрязненных участков.

Поскольку после завершения грузовых операций количество неоткачиваемой нефти на танкерах обычной конструкции достаточно велико, для облегчения последующей мойки предложен метод «Слимклин». Он основывается на заполнении танка балластом до определенного уровня ниже подпалубного набора. Остаточная нефть всплывает. Внутрь танка опускается складной буй специальной конструкции, который плавает на поверхности таким образом, что его отсасывающие отверстия находятся на поверхности в слое нефти. Через шланг буй подключен к всасывающему агрегату производительностью 50 м³/ч (рисунок 7.2).

В отечественной практике действует ОСТ 5.057-71 «Система мойки грузовых танков. Правила и нормы проектирования». Согласно этим правилам отстойные танки, располагающиеся вблизи грузового насосного отделения должны состоять из двух сообщающихся между собой емкостей, образующих двухступенчатую систему проточного отстоя.

Танк первой ступени предназначается для отстоя в нем промывочной воды от основного количества отмытых остатков груза. Танк 2-й ступени обеспечивает более полный отстой воды, что дает возможность ее последующего использования в качестве моющей.

 

1 - управляющая съемная головка; 2 - подача воды; 3 - палуба; 5 - поворотный ствол   Рисунок 7.1 - Стационарный гидромонитор для мойки танков Рисунок 7.2. Принцип выборки неоткачиваемых остатков нефти по методу „Скимклин"

 

Минимальная вместительность отстойного танка 1-й ступени должна быть не менее 2,5 объема, занимаемого остатками груза, отмываемого со всех внутренних поверхностей грузовых танков за одну мойку.

На рисунке 7.3 показана схема системы мойки грузовых танков с помощью переносных моечных машинок.

По грузовой палубе вдоль судна проложена моечная магистраль 33 с отростками, имеющими раздвоенные патрубки 34 с запорными концевыми клапанами 35, оканчивающимися быстросмыкаемыми соединениями. С помощью быстросмыкаемой гайки гибкий рукав 36 с переносной моечной машинкой заводится в танк 31 через моечную горловину 32. Переносная моечная машинка имеет сдвоенные разнонаправленные сопла, выходя из которых мощные струи воды смывают остатки нефтепродуктов с поверхностей и набора одновременно двух противоположных стенок танка. Вода для мытья танков забирается из-за борта моечным насосом 23 через трубопровод и подается в двухступенчатый паровой водоподогреватель 19, где нагревается до 80 ºС. Посредством датчика 17 и регулирующего клапана 16 автоматически поддерживается заданная температура. С помощью эжекторного устройства вода после водоподогревателя второй ступени по трубопроводу 20 подводится к моечной магистрали 33. Скопившаяся, в результате мытья танка, вода откачивается одним из зачистных насосов 26 по трубопроводу 37 и подается по трубопроводу 29 в отстойную цистерну первой ступени 18. Когда уровень промывочной воды достигнет колена переливной трубы 15, она перетечет по этой трубе в отстойную цистерну второй ступени 10.

Продолжительность отстоя для танкеров DW≥50 тыс.т не менее 6 часов. Моечный насос может забирать воду после отстоя из нижней части цистерны 10 по трубопроводу 22 либо забортную воду через кингстон 2 по трубопроводу 7 или вода удаляется самотеком по переливочной трубе 8.

 

 

1 - кингстонный ящик; 2 - приёмно-отливной кингстон; 3 - водяной фильтр; 4 - при­бор для определения нефтесодержания; 5 - электромагнитный клапан; 6 - пароотборный трубопровод; 7 - забортный трубопровод; 8, 15 - переливные трубопроводы; 9 - клинкет; 10 - отстойная цистерна второй ступени; 11 - гаситель выходной скоро­сти воды; 12 - горловина; 13 - верхняя палуба; 14 -грузовое насосное отделение; 16 - регулирующий паровой клапан; 17 - датчик температуры; 18 - трубопровод свежего пapa; 19 - двухступенчатый водоподогреватель; 20 - трубопровод горячей моющей воды; 21 - конденсатный трубопровод; 22 - трубопровод отстойной воды; 23 - моечный насос; 24 - дроссельный клапан; 25 - невозвратно-запорный клапан; 26 - зачистные поршневые насосы; 27 - трубопровод выдачи нефтеостатков; 28 - от­стойная цистерна первой ступени; 29 - трубопровод помывочной воды; 30 - пере­мычка; 31 - грузовые танки; 32 - моечные горловины; 33 - палубная моечная маги­страль; 34 - раздвоенный патрубок; 35 - концевые клапаны с быстросмыкаемыми соединениями; 36 - гибкий рукав с моечной машинкой; 37 - трубопровод помывоч­ной воды от грузовых танков

 

Рисунок 7.3 - Система мойки грузовых танков

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Пригодность сырой нефти - стр. 6

10 Пригодность сырой нефти

При определении пригодности нефти для мойки сырой нефтью необходимо учитывать руководящие указания и критерии, содержащиеся в разделе 9 Руководства по эксплуатации и оборудованию системы мойки сырой нефтью.    

11 Перечень проверок

По имеющимся на судне записям должно быть установлено, что перед мойкой сырой нефтью была проведена эксплуатационная проверка в соответствии с перечнем проверок и что все приборы функционировали нормально По отдельным пунктам может проводиться выборочная проверка.    

12 Программы мойки

12.1 Если танкер производит выгрузку в нескольких портах, в журнале нефтяных операций должно быть указано, были ли танки промыты сырой нефтью в предыдущих портах выгрузки или в море. Должно быть определено, что все танки, которые будут или могут быть использованы для приема балласта во время предстоящего рейса, будут промыты сырой нефтью до выхода судна из порта. Производить мойку каких-либо других танков, кроме тех, которые предназначены под прием балласта, в порту выгрузки груза не обязательно, однако эти другие танки должны быть промыты по меньшей мере в соответствии с 6.1 Пересмотренных спецификаций (резолюция А.446(Х1)). Проверку выполнения этого требования следует производить по журналу нефтяных операций.    

12.2 Любая мойка сырой нефтью должна быть закончена до выхода судна из последнего порта выгрузки.

12.3 Если мойка танков не производится одним из предпочтительных способов, указанных в Руководстве, ИКГП должен установить, что причины для этого были уважительными, а предложенный порядок мойки танков приемлемым.    

12.4 Относительно каждого промываемого танка следует убедиться, что операция выполняется в соответствии с Руководством, а именно:    

.1 работа подпалубных и погружных машинок контролируется по индикаторам, характеру звука или иными одобренными способами;    

.2 порядок работы подпалубных машинок, если они применяются, соответствует установленной программе;    

.3 продолжительность мойки соответствует установленным требованиям; и    

.4 число одновременно работающих моечных машинок не превышает установленного количества.    

13 Зачистка танков    

13.1 Минимальный дифферент судна и параметры зачистных операций должны указываться в Руководстве.    

13.2 Все промытые сырой нефтью танки должны быть зачищены. Качество зачистки проверяется ручным замером по меньшей мере в самой крайней кормовой секции каждого танка, допускающей такой замер, или другим способом, предусмотренным и описанным в Руководстве. Должно быть удостоверено, что качество зачистки было проверено или будет проверено до отхода судна из последнего порта выгрузки

14 Балластировка    

14.1 В журнале нефтяных операций должна быть сделана запись о том, какие танки были промыты сырой нефтью в море. Эти танки должны оставаться порожними при переходе из одного порта выгрузки в другой для возможности их проверки в следующем порту выгрузки. Если эти танки назначаются в качестве танков отходного балласта, может потребоваться принять в них балласт на самой ранней стадии выгрузки груза. Это производится по эксплуатационным соображениям, а также потому, что они должны быть забалластированы при выгрузке груза, если пары углеводорода должны сохраняться на судне Если эти танки необходимо проверить, когда они порожние, это должно быть сделано сразу же после швартовки танкера. Если ИКГП прибудет после того, как в танки начали принимать балласт, то он не сможет с помощью футштока определить состояние дна танка. Однако в этом случае возможна проверка поверхности водяного балласта. Толщина нефтяной пленки не должна превышать значения, указанного в 4 2 10(b) Пересмотренных спецификаций (резолюция А.446(Х1)).    

14.2 Танки, предназначенные под балласт, перечисляются в Руководстве. Однако решение о том, какие именно танки могут быть использованы под балласт в предстоящем рейсе, оставляется на усмотрение капитана или ответственного лица командного состава По журналу нефтяных операций следует определить, что все такие танки промыты до того, как танкер покинет свой последний порт выгрузки. Необходимо отметить, что если танкер в промежуточном порту вновь принимает груз сырой нефти в танки, предназначенные под балласт, мойка этих танков должна требоваться не в этом, а в последующем порту.

14.3 По журналу нефтяных операций следует определить, что дополнительный водяной балласт не принимался в танки, которые не были промыты сырой нефтью во время предыдущих рейсов.    

14.4 Должно быть проверено, что танки отходного балласта зачищены настолько полно, насколько это возможно. Если отходный балласт принимается через грузовые трубопроводы и насосы, зачистка последних должна быть произведена в какой-либо другой грузовой танк или на берег по специальному трубопроводу небольшого диаметра, предусмотренному для этой цели.    

14.5 Методы предотвращения выделения паров, если это требуется местными правилами, предусматриваются в Руководстве и должны неукоснительно выполняться. ИКГП должен убедиться в том, что это выполняется    

14.6 Должна соблюдаться указанная в Руководстве типовая технология выполнения балластных операций ИКГП должен убедиться в том, что это выполняется.    

    1. При необходимости смены отходного балласта сброс его в море должен производиться в соответствии с правилом 9 Приложения I к МАРПОЛ 73/78. По журналу нефтяных операций следует проверить выполнение этого требования на судне.

     

Добавление 3  

   

Руководство по проведению расследований и проверок в соответствии с Приложением II к МАРПОЛ 73/78  

   

Часть 1

 

Проверка свидетельства (Свидетельство о пригодности судна или Свидетельство ВЖВ), судна и оборудования  

 

1 Суда, которые должны иметь свидетельство

1.1 Поднявшись на борт и представившись капитану или ответственному лицу командного состава судна, ИКГП должен проверить Свидетельство о пригодности судна. Свидетельство ВЖВ и журнал грузовых операций.    

1.2 Свидетельство содержит сведения о типе судна, датах освидетельствовании и перечень продуктов, которые судну разрешено перевозить.    

1.3 В качестве предварительной проверки должна быть подтверждена действительность свидетельства путем установления того, что свидетельство правильно заполнено и подписано и что требуемые освидетельствования выполнены. При изучении свидетельства особое внимание следует обращать на проверку того, что перевозятся только те вредные жидкие вещества, которые перечислены в свидетельстве, и что эти вещества размещаются в танках, одобренных для их перевозки    

1.4 Следует проверить журнал грузовых операций, с тем чтобы убедиться, что в нем содержатся самые последние записи. В журнале должно быть указано, покинуло ли судно предыдущий порт (порты) с остатками вредных жидких веществ на борту, которые не могут быть сброшены в море В журнале могут также содержаться необходимые записи, внесенные соответствующими властями в предыдущих портах. Если проверка устанавливает, что судну было разрешено выйти в море из последнего порта выгрузки при определенных условиях, ИКГП должен убедиться, что такие условия выполнены или будут выполнены. Если ИКГП обнаружит в этом отношении нарушение эксплуатационных требований, то государство флага должно быть информировано посредством доклада о недостатках.    

1.5 Если свидетельство является действительным, а общее впечатление ИКГП и визуальный осмотр на борту судна подтверждают хороший уровень технического обслуживания, он должен, при условии что в журнале грузовых операций не указаны какие-либо нарушения эксплуатационных требований, ограничить проверку выяснением недостатков, о которых было сообщено.    

1.6 Если, однако, общее впечатление или наблюдения ИКГП на борту судна дают явные основания полагать, что состояние судна, его оборудования или его груза, а также осуществляемые на нем операции по обращению с остатками в существенной степени не соответствуют указанным в свидетельстве данным, он должен провести более детальную проверку;    

.1 вначале для этого требуется проверка одобренного судового Руководства по методам и устройствам;    

.2 более детальная проверка должна охватывать грузовую зону и район насосного отделения судна и начинаться с общего обзора расположения танков, перевозимых грузов, условий перекачки и зачистки и груза,    

.3 затем может быть произведен более тщательный осмотр судового оборудования, указанного в Руководстве по методам и устройствам. Этот осмотр должен также подтвердить, что никаких неодобренных изменений в конструкции судна и его оборудовании не производилось;и    

.4 если возникнет какое-либо сомнение в техническом обслуживании или состоянии судна или его оборудования, то могут быть проведены, если необходимо, дальнейшие осмотры и испытания. В этом отношении см. Руководство ИМО по освидетельствованиям (резолюция МЕРС.25(23) и резолюция А.560(14)).    

1.7 ИКГП следует иметь в виду, что судно может быть оборудовано сверх требований Приложения ІІ к МАРПОЛ 73/78. Если такое оборудование неисправно, следует информировать об этом государство флага. Однако само по себе это не должно служить причиной задержания судна, если неисправность не представляет чрезмерной угрозы причинения ущерба морской среде.    

2 Суда государств, не являющихся Сторонами Конвенции    

2.1 Поскольку суда этой категории не снабжаются Свидетельством о пригодности судна или Свидетельством ВЖВ, требуемыми Приложением II к МАРПОЛ 73/78, ИКГП должен убедиться в стандартах конструкции и оборудования, относящихся к судну, на основании требований, изложенных в Приложении II к МАРПОЛ 73/78, а также Стандартах на методы и устройства.    

2.2 Во всех других отношениях ИКГП должен руководствоваться процедурами проверки судов, указанных выше в 1 (т.е. судов, которые должны иметь свидетельство).

2.3 Если судно имеет какое-либо свидетельство, отличное от требуемого свидетельства, ИКГП может при оценке этого судна принять во внимание форму и содержание этой документации. Такое свидетельство, однако, имеет значение для ИКГП лишь в том случае, если на судне имеется Руководство по методам и устройствам.    

3 Контроль    

При осуществлении контрольных функций ИКГП должен использовать профессиональные знания, с тем чтобы определить, следует ли задерживать судно до устранения любых замеченных недостатков или разрешить ему выйти в море при наличии определенных недостатков, не представляющих чрезмерной угрозы причинения ущерба морской среде. При этом ИКГП должен руководствоваться тем принципом, что требования, содержащиеся в Приложении П к МАРПОЛ 73/78 и Стандартах на методы и устройства, в отношении конструкции, оборудования и эксплуатации судов существенно важны для защиты морской среды и что отступление от этих требований может представить чрезмерную угрозу причинения ущерба морской среде.        

Часть 2

Нарушение положений, касающихся сброса    

1 В том, что касается незаконных сбросов согласно Приложению I к МАРПОЛ 73/78, прошлый опыт показывает, что предоставляемая государству флага информация часто недостаточна для того, чтобы государство флага могло возбудить судебное разбирательство в отношении предполагаемого нарушения требований, касающихся сброса. Настоящее добавление имеет целью определить сведения, которые будут необходимы государству флага для возбуждения судебного преследования в случае нарушений положений, касающихся сброса, согласно Приложению II к МАРПОЛ 73/78.

2 Рекомендуется, чтобы при подготовке государством порта доклада о недостатках в тех случаях, когда недостатки приводят к нарушению требований, касающихся сброса, власти прибрежного государства или государства порта руководствовались перечнем возможных доказательств, приведенным в части 3 настоящего добавления. В этой связи следует иметь в виду, что:

.1 доклад имеет целью обеспечить оптимальное сравнение доступных данных; однако даже если не могут быть представлены все данные, необходимо сообщить как можно больше сведений; и    

.2 важно, чтобы все сведения, включенные в доклад, были подкреплены фактами, которые, при рассмотрении их в целом, убедят государство порта или прибрежное государство в том, что нарушение имело место; и    

.3 сброшенным веществом может быть нефть, и в этом случае применяется приложение 2 к дополнению II к Приложению I к МАРПОЛ 73/78 (Процедуры контроля).    

3 В дополнение к докладу государства порта о недостатках, государство порта или прибрежное государство должны составить доклад на основе перечня возможных доказательств. Важно, чтобы эти доклады дополнялись такими документами, как:    

.1 показания очевидца загрязнения В дополнение к сведениям, требуемым согласно разделу 1 части 3 настоящего добавления, заявление должно включать соображения, по которым очевидец пришел к заключению, что ни один из других возможных источников загрязнения не является фактическим источником;    

.2 акты относительно методов взятия проб из разлитого пятна и на борту судна. Они включают сведения о месте и времени взятия проб, должности и фамилии лиц(а), выполнивших взятие проб, и расписки лиц, получивших пробы для передачи или на хранение,    

.3 отчеты об анализе проб, взятых из разлитого пятна и на борту судна; отчеты должны включать результаты анализов, описание примененного метода, ссылку на научную документацию, подтверждающую точность и надежность примененного метода, или ее копии, фамилии лиц, выполнивших анализы, и сведения об их квалификации:    

.4 акт ИКГП, проводившего проверку на борту судна, с указанием его должности и организации,    

.5 показания опрошенных лиц;    

.6 показания свидетелей;    

.7 фотографии пятна; и

.8 копии соответствующих страниц журнала грузовых операций, судовых журналов, лент самописцев с записями о сбросе и т.д.

Все результаты наблюдений, фотографии и документы должны быть заверены подписями, удостоверяющими их подлинность. Все документы должны быть засвидетельствованы, удостоверены или подтверждены в соответствии с законами государства, которое их подготавливает. Все показания должны быть подписаны и датированы лицом, делающим это показание, и, если возможно, заверены свидетелем подписания. Фамилии лиц, подписавших показания, должны быть напечатаны четким шрифтом выше или ниже подписи

4 Доклад, указанный в 2 и 3, должен быть направлен государству флага. Если прибрежное государство, обнаружившее загрязнение, не является государством порта, проводившим расследование на борту судна, то государство, проводящее указанное расследование, должно направить копию сообщения о результатах также государству, обнаружившему загрязнение и обратившемуся с просьбой произвести расследование    

Часть 3

 

 

Перечень возможных доказательств предполагаемого нарушения положений, касающихся сброса, Приложения ІІ к МАРПОЛ 73/78    

I Действия при обнаружении загрязнения

1.1 Подробные сведения о судне или судах, подозреваемых в нарушении    

.1 Название судна

.2 Причины, по которым подозревается судно    

.3 Дата и время (ВКВ) наблюдения или опознания

.4 Местонахождение судна

.5 Флаг и порт приписки

.6 Тип, размеры (приблизительная вместимость) и другие описательные данные (например, цвет надстройки, вид эмблемы на трубе)

.7 Состояние осадки (в грузу или в балласте)

.8 Приблизительные курс и скорость    

.9 Положение пятна относительно судна (например, за кормой, слева, справа по борту)

.10 Часть судна, из которой наблюдался сброс

.11 Прекратился ли сброс, после того как судно было замечено или когда с ним была установлена связь по радио    

1.2 Подробные сведения о разлитом пятне

.1 Дата и время (ВКВ) наблюдения, если отличаются от 1.1.3    

.2 Положение пятна по долготе и широте, если отличается от 1.1.4

.3 Приблизительное расстояние от ближайшего берега в морских милях

.4 Глубина воды по морской карте

.5 Приблизительные габаритные размеры пятна (длина, ширина и величина в процентах его поверхности, покрытой веществом)

.6 Физическое описание пятна (направление и форма, например, сплошное, пятнами или полосами)

.7 Цвет пятна    

.8 Состояние неба (яркое солнце, сплошная облачность и т.д.), освещение и видимость (км) во время наблюдения    

.9 Состояние моря

.10 Направление и скорость ветра у поверхности воды    

.11 Направление и скорость течения

1.3 Сведения о наблюдателе (наблюдателях)

.1 Фамилия наблюдателя

.2 Организация, к которой принадлежит наблюдатель (если таковая имеется)

.3 Должность наблюдателя в этой организации

.4 Наблюдение произведено с летательного аппарата (судна) (берега) или иного места    

.5 Наименование или обозначение судна или летательного аппарата, с которого произведено наблюдение

.6 Конкретное положение судна, летательного аппарата, места на берегу или иного места, из которого произведено наблюдение    

.7 Действия, выполняемые наблюдателем в то время, когда производилось наблюдение, например, патрулирование, совершение рейса (рейс или полет из ... в ...) и т.д.    

1.4 Метод наблюдения и документирования    

.1 Визуальное    

.2 Обычные фотографии

.3 Записи и/или фотографии, сделанные с помощью дистанционных датчиков

.4 Пробы, взятые из разлитого пятна

.5 Любая другая форма наблюдения (указать)    

Примечание. Желательно, чтобы фотография сброса была цветной. Наилучшие результаты могут быть достигнуты следующими тремя фотографиями:

- фрагменты пятна, снятые почти вертикально вниз с высоты не более 300 метров при солнце, расположенном сзади фотографирующего;

- общая панорама судна и пятна, показывающая вытекание вещества из определенного судна; и    

- фрагменты судна с целью его опознания.    

1.5 Другие сведения, если можно установить радиосвязь    

.1 Капитан информирован о загрязнении

.2 Объяснение капитана

.3 Последний порт захода судна

.4 Следующий порт захода судна

.5 Фамилия капитана судна и судовладельца

.6 Позывной сигнал судна

2 Расследование на борту судна

2.1 Проверка свидетельства (Свидетельство о пригодности судна или Свидетельство ВЖВ)

.1 Название судна

.2 Регистровый номер или позывной сигнал    

.3 Порт приписки

.4 Тип судна

.5 Дата и место выдачи

.6 Дата и место подтверждения

2.2 Проверка Руководства по методам и устройствам

.1 Перечень веществ по Приложению II, которые судну разрешено перевозить

.2 Ограничения танков, в которых эти вещества могут перевозиться

.3 Судно оборудовано эффективной системой зачистки    

.4 Количество остатков, установленное при освидетельствовании

2.3 Проверка журнала грузовых операций (ЖГО)

Снять копии с достаточного количества страниц ЖГО, охватывающих полный цикл погрузочно-разгрузочных и балластных операций и операций по очистке танков. Снять также копию схемы расположения танков.

2.4 Проверка судового журнала

.1 Последний порт захода, дата отхода, осадка носом и кормой    

.2 Порт проверки, дата прибытия, осадка носом и кормой

.3 Местонахождение судна во время или приблизительно во время сообщения об инциденте

.4 Выборочная проверка соответствия времени сброса, указанного в журнале грузовых операций, достаточному расстоянию от ближайшего берега, требуемой скорости судна и достаточной глубине воды

2.5 Проверка другой документации на борту судна    

Другая документация, относящаяся к доказательствам (при необходимости снять копии), такая, как:    

- грузовые документы в отношении перевозимого или недавно перевозившегося груза, а также соответствующие сведения о требуемой температуре выгрузки, вязкости и/или точке плавления

- записи о температуре веществ во время выгрузки    

- записи измерительного оборудования, если оно установлено    

2.6 Проверка судна

.1 Соответствие судового оборудования Руководству по методам и устройствам

.2 Взятые пробы. Из какого места на борту судна взяты

.3 Источники значительных протечек    

.4 Грузовые остатки на поверхности изолированного балласта или чистого балласта в выделенных для него танках

.5 Состояние льял насосного отделения

.6 Состояние системы измерения    

.7 Содержимое отстойных танков (установить количество воды и остатков)

2.7 Показания причастных лиц

Если ЖГО не ведется должным образом, могут быть уместны сведения по следующим вопросам:    

.1 Производился ли сброс (случайный или преднамеренный) во время, указанное в сообщении об инциденте

.2 Какие танки должны быть загружены в порту    

.3 Очистка каких танков потребовалась в море. Подвергались ли танки предварительной мойке    

.4 Когда и где производилась их очистка

.5 В отношении остатков каких веществ производилась очистка    

.6 Что было сделано с отстоем танков после мойки

.7 Производился ли сброс в море из отстойного танка или грузового танка, используемого в качестве отстойного

.8 Когда и где производился сброс

.9 Каково содержимое отстойного танка или грузового танка, используемого в качестве отстойного    

.10 В каких танках находился грязный балласт во время балластного рейса (если судно прибыло в балласте)

.11 В каких танках находился чистый балласт во время балластного рейса (если судно прибыло в балласте)    

.12 Подробные сведения о данном рейсе судна (предыдущие порты захода, последующие порты захода, характер рейса и перевозки)    

.13 Трудности, возникшие при сбросе в береговые приемные сооружения    

.14 Трудности, возникшие при эффективных зачистных операциях    

.15 Какие танки чистые и какие грязные по прибытии    

.16 Выполненный или предусматриваемый ремонт грузовых танков

Различные сведения

.17 Замечания, касающиеся состояния судового оборудования

.18 Замечания, касающиеся сообщения о загрязнении

.19 Прочие замечания.

3 Расследование на берегу

3.1 Анализы проб Указать метод и результаты анализа проб

refdb.ru

Способ подготовки системы механизированной мойки грузовых танков нефтеналивного судна сырой нефтью

 

СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СИСТЕМЫ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ МОЙКИ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО СУДНА СЫРОЙ НЕФТЬЮ, при котором предварительно откачивают по грузовой магистрали подтоварную воду, а также нижний слой нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня электризации среды в свободном объеме танка, после откачки по грузовой магистрали нижнего слоя нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, осуществляют подачу нефти в танк, подлежащий мойке, через моечные машинки системы механизированной мойки под уровень товарной нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК дерег

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫ (21) 3248042/27- 11 (22) 12.02.81 (46) 07.07;84. Бюл. № 25 (72) В. Г. Агафонов, Э. Г. Бадальян, Ю. Б. Бондаренко, Л. П. Дворовенко, Л. К. Крыштын, В. Н. Мельников, В. Ф. Полищук, Г. Н. Смирнов, С. В. Смирнов и К. Б. Щигловский (53) 621.791.023 (088.8) (56) 1. Гольденфон А. К. и др. Анализ методов мойки грузовых танков нефтеналивных судов. Топливоиспользование на морских судах и теплохимические исследования.

Труды ЦНИИМФа, вып. 237. Л., 1978, с. 28 — 34.

2. Указания по мойке танков сырой.нефтью (Международная палата судоходства и Международный морской форум нефтяных компаний). Лондон, 1976 (прототип).,.SUÄÄ 1101379 А (54) (57) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СИСТЕМЫ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ МОЙКИ

ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ НЕФТЕНАЛИВНОГО СУДНА СЫРОЙ НЕФТЬЮ, при котором предварительно откачивают по грузовой магистрали подтоварную воду, а также нижний слой нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня электризации среды в свободном объеме танка, после откачки по грузовой магистрали нижнего слоя нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, осуществляют подачу нефти в танк, подлежащий мойке, через моечные машинки системы механизированной мойки под уровень товарной нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему Е механизированной мойки.

1101379

Изобретение относится к транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов, в частности к способам очистки грузовых танков нефтеналивных судов от отложений на их стенках, и может быть использовано также при очистке различных береговых резервуаров для хранения нефти.

Известен способ механизированной мойки грузовых танков нефтеналивных судов сырой нефтью, согласно которому подача нефти к моечным машинкам при наличии воды в ней для снижения опасного уровня электризации аэрозольной среды в танке производится при пониженных давлениях потока в моечной магистрали (1).

Недостатком этого способа нефтяной мойки танков является его сравнительно низкая эффективность.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ подготовки системы механизированной мойки грузовых танков нефтеналивного судна сырой нефтью, при котором предварительно от качи ва ют по грузовой магистрали подтоварную воду, а также нижний слой нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки (2).

Однако при реализации известного способа не исключается полностью возможность попадания в моющую струю воды, содержащейся, в частности, в магистрали подвода нефти к моечным машинкам, т. е.. не устраняется возможность возникновения повышенной электризации среды в свободном объеме танка.

Цель изобретения — снижение уровня электризации среды в свободном объеме танка.

Эта цель достигается тем, что согласно способу подготовки системы механизированной мойки грузовых танков нефтеналивного судна сырой нефтью, при котором предварительно откачивают по грузовой магистрали подтоварную воду, а также нижний слой нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, после откачки по грузовой магистрали нижнего слоя нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки, осуществляют подачу нефти в танк, подлежащий мойке, через моечные машинки системы механизированной мойки под уровень товарной нефти из танка, обеспечивающего нефтью систему механизированной мойки.

На чертеже схематично изображена система механизированной мойки грузовых танков судна сырой нефтью, общий вид.

Мойка танков нефтью осуществляется следующим образом.

При выгрузке судна из обеспечивающего мойку нефтью грузового танка 1 судна про5

55 изводится по грузовой магистрали 2 судна через открытый клапан 3 и грузовой насос 4 откачка содержащего воду нижнего слоя нефти на берег, на другое судно или в другой грузовой танк этого же судна. После откачки указанного слоя нефть из танка 1 по моечной магистрали 5 через открытый клапан 6 подается грузовым насосом 4 через моечные машинки 7 в подлежащий мойке грузовой танк 8. Одновременно из танка 8 по грузовой магистрали судна через открытый клапан 9 и грузовой насос 10 производится выдача груза (нефти) на берег или на другое судно.

Подача нефти в танк 8 через моечные машинки 7 начинается в период расположения сопел моечных машинок под уровнем находящейся в танке нефти. Начало указанной подачи нефти в танк 8 выбирается таким образом, чтобы обеспечить режим затопления содержащих воду моющих струй 11 нефти в течение времени, необходимого для полного освобождения моечной магистрали 5 от имеющейся в ней воды. Затопление моющих струй в первоначальный период подачи нефти в подлежащий мойке танк полностью исключает возможность образования в его свободном объеме мелкораспыленных высокозаряженных водяных частичек, т. е. устраняет возникновение взрывоопасных разрядов статического электричества в процессе мойки танков сырой нефтью.

Результаты опытной проверки на морских танкерах серий «Крым» и «Пабло Неруда» предложенной электростатически безопасной технологии проведения мойки грузовых танков сырой нефтью показали ее высокую эффективность.

Наблюдаемый фактический уровень электризации (объемной плотности заряда) среды в танках при реализации предложенного способа мойки их сырой нефтью, устраняющего возможность распыления воды в свободном объеме танков, не превышает

10 Кл/м з. Указанный уровень электризации среды значительно меньше опасного значения, принятого равным 10 8 Кл/м . Электростатическая безопасность процесса мойки танков сырой нефтью по предложенному способу подтвердилась при использовании различного штатного моечного оборудования судов, в частности при использовании отечественных моечных машинок ММ 200 с производительностью 160 — 200 мз/ч и зарубежных машинок типа «Ганклин» с производительностью 80 — 100 м /ч. Указанные данные получены с помощью известного метода, основанного на непосредственном определении в небольшом сетчатом цилиндре удельной заряженности (объемной плотности заряда) среды в танках. Как известно, применение этого метода не требует учета каких-либо конструктивных параметров тан1101379

Составитель Ю. Серов

Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 4663/10 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ков. Измерительный датчик с сетчатым цилиндром в этом случае может устанавливаться в любой точке объема танков.

Предложенный способ обеспечивает электростатическую безопасность проведения высокоэффективной операции мойки грузовых танков нефтеналивных судов сырой нефтью и, тем самым, способствует широкому внедрению указанной операции на нефтеналивном флоте.

   

www.findpatent.ru

Предотвращение загрязнения - стр. 4

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Процедуры по предотвращению загрязнения воздуха и воды.

В руководстве по оборудованию и методам (P& A Manual) имеются Технологические схемы (Добавление А) по очистке грузовых танков (CDP) и по удалению смывок (SDP). Алгоритмы опроса по ответам «да» или «нет» приведут к необходимой процедуре. Для CDP процедуры пронумерованы как номера колонок 1(а), 1(в), 2,3,4,5(а), 5(в), 6, 7, 8, а для SDP 16. В указанной колонке выполнять требования, отмеченные х начиная сверху вниз.

Меры в случае разлива – прекратить все операции с грузом, балластом и бункером, объявить общесудовую тревогу, немедленно сообщить представителю терминала и портовым властям о разливе, принимать меры к предотвращению или сведению к минимуму попадания груза за борт, устранить последствия разлива на палубе, устранить причину разлива. Если разлив произошел в открытом море, то заполнить соответствующие бланки согласно инструкции судовладельца и отправить их по указанным (на этих бланках) адресам.

Аналогичные сведения требуется передать при обнаружении угрозы разлива. Приступить к ликвидации последствий разлива согласно обязанностей по тревоге «РАЗЛИВ ГРУЗА».

Глава 2. Программа подготовки персонала нефтяных танкеров

IMO –INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION (Международная Морская Организация) – является Международным Форумом по морским делам.Под контролем и непосредственным ее руководством издаются и применяются международные Конвенции, Кодексы и Руководства, в которых изложены требования к нефтяным танкерам.

Такими Конвенциями являются: SOLAS 1974 и MARPOL 73/78

  • SOLAS 1974 – THE SAFETY OF LIFE AT SEA. – Безопасность человеческой жизни на море, в которой изложены требования к судам по безопасности.

  • MARPOL 73/78 – THE PREVENTION OF POLLUTION FROM SHIPS.- Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов, в которой изложены требования к танкерам в этой части.

Помимо Конвенций различными Международными концернами и форумами изданы Руководства, касающиеся нефтяных танкеров, такие как:

  • «Безопасность на нефтяных танкерах»

  • «Международное Руководство по безопасности нефтяных танкеров и терминалов»

  • Руководство по перекачке нефти с судна на судно

  • Руководство по чистому морю для нефтяных танкеров

  • Руководство по операциям вертолет/судно.

Наряду с применением Международных Конвенций, допускается применение национальных законов и портовых правил, но требования в них могут быть изменены только в сторону ужесточения.

10. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ

Грузовые танки – это закрытые помещения, образованные постоянными элементами конструкции судна и предназначенные для перевозки жидких грузов наливом.

На каждом танкере размеры и расположение грузовых танков должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Предполагаемый разлив нефти при повреждении борта и днища в любом месте по длине судна не должны превышать 30.000 м3 либо величины, вычисленной по формуле:

OA– предполагаемый вылив нефти

Dw – дедвейт.

  1. Вместимость любого центрального танка не должна превышать 50.000 м3.

  2. Вместимость любого бортового танка не должна превышать 75% предела предполагаемого вылива нефти (30.000)

  3. Длина любого грузового танка нефтеналивного судна не должна превышать 0,2 L, где L – расстояние равное 96% полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте равной 85% теоретической высоты борта от киля при двух продольных переборках.

При расчете условных повреждений корпуса за основу расчета предполагаемого вылива нефти из грузовых танков принимается условие, что повреждение захватывает пространство в форме параллелепипеда, прилегающего к борту и днищу судна и имеющего разряды соответственно: условное повреждение борта

Продольная протяженность повреждения – 14,5 метров

Поперечная протяженность повреждения – 11.5 метров

Вертикальная протяженность повреждения – без ограничений.

При повреждении днища принимаются два дополнительных условия, которые должны учитываться раздельно применительно к определенным районам условных повреждений корпуса.

Условное повреждение днища

Продольная протяженность повреждения равна L/10 в районе, простирающемся на 0,3 L от носового перпендикуляра, а в любой другой части судна равняется t/10 или 5 м, что меньше.

Поперечная протяженность повреждения равна В/6 или 10 м, но не менее 5 м, в районе, простирающимся на 0,3 L от носового перпендикуляра, а в любой другой части судна – 5 м.

Вертикальная протяженность повреждения от основной линии в любой части судна равно В/15 или 6 м, что меньше.

Для уменьшения влияния свободных поверхностей наливных грузов на остойчивость танкера в танках устанавливаются продольные переборки, число которых как правило не превышает трех. Они устанавливаются на расстоянии от борта 0,25-0,33 ширины судна.

На супертанкерах, для уменьшения влияния свободной поверхности груза в центральных танках, под главной палубой устанавливаются карлингсы на глубину около 3-х метров.

Поперечный разрез танкера с двойным корпусом.

Устройство трубопроводов

На днище грузового танка располагаются грузовой и зачистной трубопроводы. На комбинированных судах ОВО трубопроводы проходят под днищем в туннелях двойного дна.

На танкерах устанавливаются различные системы грузовых линий, однако следует отметить основные три системы: кольцевую, линейную и переборочно-клинкетную.

Кольцевая система – это система, применяемая на танкерах небольших размеров с двумя продольными переборками и с двумя насосными помещениями – носовым и центральным. Два насосных отделения разделяют грузовые танки на 3 самостоятельных группы с самостоятельными палубными трубопроводами, позволяющими без риска смешения грузить три сорта груза.

Насосные отделения располагаются обычно в средней части танкера. Используются, как правило, поршневые насосы. Недостатком системы является множество перемычек и трудность при зачистке танков, расположенных в корму от насосного помещения, при дифференте танкера на корму.

Линейная система применяется с использованием центробежных насосов, расположенных в насосном помещении в кормовой части танкера, позади всех грузовых танков. Грузовых линий может быть две, три, четыре - в зависимости от величины и конструкции танкера. На каждой из них имеется самостоятельный грузовой насос и замыкается группа танков. Линии и замкнутые на них группы танков могут сообщаться и разобщаться клапанами, которых должно быть не менее двух. Таким образом обеспечивается перевозка различных сортов груза, помещенных в разные группы танков.

Переборочно-клинкетная система отличается от двух предыдущих тем, что в грузовых танках не прокладываются трубопроводы. В переборках у днища вырезаются отверстия, закрывающиеся специальными задвижками. При погрузке и выгрузке груз перетекает через эти отверстия из танков в танк, где устанавливаются грузовые и зачистные трубопроводы, вблизи от насосного помещения. Эту систему называют еще системой свободного потока (FREE FLOW).

Достоинством системы является небольшое количество устанавливаемых трубопроводов, что уменьшает затраты на постройку танкера. Недостатком являются ограничения возможностей при перевозке одновременно нескольких сортов груза.

На всех этапах перегрузочных операций необходимо управлять движением груза по судовым трубопроводам. Это управление осуществляется с помощью клинкетных задвижек или клапанов. Наибольшее распространение на танкерах получили клапана системы баттерфляй, с вертикальной или горизонтальной осью поворота тарелки.

Трубопроводы и клапаны подвергаются гидравлическому испытанию на непроницаемость давлением воды, равным полуторному рабочему давлению, подъем его производят медленно грузовым насосом. Отсутствие течи свидетельствует о герметичности трубопроводов и клапанов.

Управление грузовыми клапанами, как правило, осуществляется дистанционно с применением гидравлических систем, получивших широкое применение.

Грузовые и зачистные насосы.

Широкое применение на танкерах получили насосы центробежного типа в качестве грузовых, благодаря ряду достоинств. Это – простота конструкции, малый вес и габариты, большая производительность.

В качестве зачистных насосов на подавляющем большинстве танкеров используются поршневые насосы. (Подробно о насосных системах см. гл. 3)

Системы мойки и дегазации грузовых танков.

В систему мойки танков входит стационарное и переносное оборудование: моечные машинки – переносные и стационарные, шланги, подогреватель моющей жидкости, трубопроводы, насосы для подачи моющей жидкости в танки, эжекторы, зачистные насосы, система вентиляции грузовых танков.

Мойка всех или части танков бывает необходима перед сменой груза, перед постановкой танкера в док, для проведения ремонта. Также мойка танков производится под чистый балласт, с которым судно приходит в порт погрузки и который может быть слит за борт в портовых водах. Требования к чистоте танков в соответствии с Конвенцией МARPOL 73/78 состоят в том, что остаток нефтепродукта в чистом балласте не должен превышать 15 частей нефти в 1 млн. частей балластной воды. Мойку грузовых танков следует выполнять, руководствуясь Наставлениями по мойке грузовых танков и топливных цистерн и Правилами по защите от статического электричества на морских судах.

Технологические процессы мойки танков должны проводиться с учетом требований Конвенции МARPOL 73/78 в части сброса за борт нефтесодержащих вод.

При нахождении в особых районах мойка должна производиться только по замкнутому циклу без слива промывочных вод в море. Они должны сохраняться на судне и сдаваться в береговые очистные сооружения. В районах Мирового океана, где Конвенцией разрешен сброс промывочных вод и загрязненного балласта, должны соблюдаться все требования Конвенции в процессе сброса.

Газоотводная система танкера

Интенсивные испарения нефтепродуктов, особенно легких сортов, изменение объемов груза при резких колебаниях температур воздуха и воды обуславливают необходимость оборудования грузовых танков газоотводными системами.

Существует два вида газоотводных систем: отдельно для каждого грузового танка и для обслуживания группы танков. Отдельные газоотводные устройства должны возвышаться над грузовой палубой не менее чем на 2,5 м.

Групповая газоотводная система снабжается общей магистралью, к которой подходят трубы из каждого грузового танка, отводящие газы из верхних точек отсека. Общая магистраль заканчивается вертикальной трубой, проложенной вдоль мачт или колонок и отводящей пары нефтепродуктов в атмосферу.

Газоотводные трубы делают таким образом, чтобы в них не могли застаиваться вода и нефть. В наиболее низких участках трубы должны иметь спускные краники, а верхние отверстия закрываться защитными колпаками для предохранения от попадания атмосферных осадков. На трубах, идущих от каждого грузового танка, должны быть установлены огнепреграждающие конструкции. Их назначение – препятствовать попаданию пламени от горящего танка в соседние.

Газоотводная система снабжается дыхательными клапанами (давление- вакуум), работающими в автоматическом режиме. Назначение этих клапанов поддерживать определенное давление в танке. Обычно они должны срабатывать по давлению, превышающему 1800 мм/вод.столба, и по вакууму, превышающему 400 мм вод.столба.

До начала погрузки дыхательные клапаны газоотводной системы (давление/вакуум) должны открываться.

По окончании грузовых операций дыхательные клапаны устанавливаются в автоматический режим. Для предотвращения попадания паров нефтепродуктов в судовые помещения необходимо перед погрузкой иллюминаторы, двери, ведущие в эти помещения, плотно закрыть. Систему кондиционирования воздуха переключить на работу по замкнутому циклу.

Система подогрева груза

Отдельные сорта грузов нефти характеризуются значительной вязкостью и высокой температурой застывания. Танкеры, предназначенные для перевозки таких грузов, оборудуются специальной системой подогрева груза, чтобы предотвращать застывание его в танках.

Такая система состоит из змеевиков, изготовленных из цельнотянутых трубок, из легких металлов (алюминиево-латунного сплава), собранных на фланцевых соединениях. Змеевики укладываются как правило, по всему днищу танка, на высоте около 10 см от него. Иногда система состоит из отдельных секций, устанавливаемых в различных частях танках. В систему подается пар или горячая вода. Пар подается из котла, проходя через систему змеевиков, он возвращается в виде конденсата обратно в котел. Клапаны для управления системой подогрева груза выведены обычно на палубу. Для того, чтобы предотвратить возможность попадания нефти через поврежденные змеевики в котел, отработанный пар и конденсат из системы подогрева груза пропускается через отстойные цистерны, в которых должно происходить полное отделение нефти от конденсата, который только после этого поступает в теплый ящик.

Очень важно при подготовке танкера к перевозке груза произвести испытание системы на герметичность воздухом под давлением 5 кг/см2.

В процессе подогрева груза герметичность змеевиков контролируется через спускной краник. Если из краника идет чистая вода, а затем пар, очевидно змеевик исправен. Если из краника идет конденсат, загрязненный нефтью – это сигнал о неисправности системы. В зимнее время система должна осушаться от конденсата после использования.

Система мойки танков сырой нефтью

Общие указания

Каждое нефтеналивное судно для перевозки сырой нефти дедвейтом 20.000 т и более должно быть оборудовано системой мойки танков сырой нефтью.

Любой грузовой или отстойный танк, оснащенный системой мойки танков сырой нефтью, должен быть оборудован системой инертных газов.

Требования к трубопроводам

Трубопроводы и арматура, входящие в систему мойки танков сырой нефтью, должны быть изготовлены из стали или эквивалентного материала и должны обладать прочностью, выдерживающей рабочее давление в соответствии требованиям Правил Классификации и постройки морских судов, раздел «Системы и трубопроводы». Трубопроводы должны иметь надежные соединения и стационарные крепления.

Система должна быть независимой от пожарной или любой иной системы. Только участки грузовой системы могут входить в систему мойки танков сырой нефти при условии, что они удовлетворяют требованиям к последней.

На комбинированных судах должна допускаться возможность демонтажа оборудования системы при перевозке грузов, не являющихся сырой нефтью, при условии, что после установки этого оборудования вновь система будет сохранять свои качества и первоначальные характеристики после испытания.

На напорном трубопроводе системы должно быть предусмотрено устройство для защиты трубопровода от превышения расчетного давления.

Никакая часть системы не должна располагаться в машинных помещениях. Если система мойки танков оборудована паровым подогревателем, который используется при мойке водой, то он должен быть надежно отделен двойным запорным клапаном или заглушкой при мойке сырой нефтью.

Конструкция трубопровода должна обеспечивать возможность максимального его осушения от сырой нефти при переходе на мойку водой.

Система мойки танков сырой нефтью после установки на судне должна быть испытана гидравлическим давлением равным 1,5 рабочего давления.

Требования к моечным машинам

Машинки для мойки танков сырой нефтью должны быть стационарными и иметь конструкцию, одобренную Регистром. Характеристики: диаметр сопла, рабочее давление. Кинематика и регулировка по времени должны обеспечивать эффективную очистку секции грузового танка в радиусе действия моечной машинки в предусмотренное время.

Отключение каждой машинки должно осуществляться с помощью запорного клапана.

Число и расположение моечных машинок должно обеспечивать эффективную мойку всех горизонтальных и вертикальных поверхностей танков.

При этом: 1) для горизонтальных поверхностей танка суммарная площадь, закрытая для обработки прямой струей нефти, не должна превышать 10% общей горизонтальной площади

2) для вертикальных поверхностей танка суммарная площадь, закрытая для обработки прямой струей нефти не должна превышать 15% общей площади стенок танка.

Подпалубная машинка должна иметь указатель вращения ствола вокруг вертикальной оси, поворота его вокруг горизонтальной оси и положения на каждый момент.

Машинки должны быть изготовлены из материалов, не склонных к искрообразованию.

Требования к насосам.

В качестве насосов, подающих сырую нефть к моечным машинкам грузовых танков, должны использоваться грузовые насосы или насосы, специально предусмотренные для этой цели.

Подача насоса должна быть достаточной для обеспечения необходимого расхода при заданном давлении для наибольшего числа моечных машинок, работающих одновременно.

Если для зачистки танков работают эжекторы, то дополнительно к указанному требованию насос должен обеспечивать подачу рабочей жидкости на эжекторы, для эффективной их работы.

Требования к зачистной системе.

Конструкция зачистной системы и ее пропускная способность должны обеспечивать эффективную зачистку грузовых танков от скопления нефти и осадков. Пропускная способность зачистной системы должна в 1,25 раза превышать подачу всех моечных машин, работающих одновременно на любом этапе мойки.

Зачистная система может включать насосы объемного типа, центробежные самовсасывающие насосы, или эжекторы, или устройства, удовлетворяющие требованиям Регистра; должна быть оборудована клапанами, позволяющими отключать любые танки, не подвергающиеся зачистке.

Зачистная система должна быть оборудована приборами контроля-счетчиками, манометрами, которые должны иметь средства дистанционного показа контролируемых параметров в посту управления грузовыми операциями (ПУГО). Для эффективного контроля работы зачистной системы должны быть предусмотрены индикаторы уровня и средства ручного замера уровня в танках.

Средства ручного замера должны распологаться в кормовой части танка, а также в трех других подходящих для этой цели местах.

Должна быть предусмотрена возможность осушения грузовых насосов и трубопроводов с помощью зачистной системы в грузовые или отстойные танки или береговые емкости.

Для осушения любых грузовых насосов и трубопроводов в береговые приемные сооружения должен быть предусмотрен специальный трубопровод небольшого диаметра, присоединенный к сливной стороне клапанов приемно-отливных патрубков с обоих бортов.

Площадь поперечного сечения трубопровода небольшого диаметра не должна превышать 10% площади сечения главной грузовой магистрали.

Система инертных газов

Согласно Правила 62 гл.II-2 СОЛАС 74 на танкерах устанавливается система инертных газов (СИГ) для предотвращения взрывов внутри грузовых танков.

В связи с тем, что после завершения выгрузки груза нефти в грузовых танках присутствуют смеси углеводородных газов с воздухом, которые являются взрывоопасными, защита танков от взрыва обеспечивается путем введения в них инертного газа. Инертный газ обеспечивает поддержание в грузовых танках атмосферы с низким содержанием кислорода, а также снижает концентрацию углеводородных газов до безопасных пределов.

Источники инертного газа

Источниками инертного газа являются: главный или вспомогательный котел танкера, либо специальный автономный генератор инертного газа.

Состав инертного газа

  1. Азот (N2) – 79-80%)

  2. Диоксид углерода (СО2) - 12-14%

  3. Кислород (О2) – 2-4%

  4. Диоксид серы (SO2) – 0,2-0,4%

  5. Оксид углерода СО –следы

  6. Окислы азота NO - следы

  7. Твердые частицы (сажа) и пар – остальное.

Качество инертного газа обеспечивается сгоранием топлива в судовых котлах, чтобы содержание кислорода в топочном газе составляло не более 5% по объему.

Методы замены атмосферы внутри танка

  1. Разбавление (dilution) – процесс смешивания

  2. Замещение (displacement) - процесс образования слоев.

Грузовые танки должны быть инертизированы, когда в них находится груз нефти, грязный балласт, либо когда они пустые после выгрузки, но не дегазированные. Содержание кислорода в атмосфере танка не должно превышать 8% по объему с положительным давлением газа не менее 100 мм водяного столба.

Если судно было дегазировано, то до погрузки танки должны быть инертизированы.

В процессе мойки сырой нефтью инертизация танков обязательна.

Составные части системы

Газоочиститель (СКРАББЕР) – предназначен для охлаждения топочного газа, поступающего из котла, удаления диоксида серы почти полностью и отделения частиц сажи – все три процесса проходят при большом применении морской воды.

Газ охлаждается, проходя через водяной затвор, затем газ поднимаясь вверх, проходит сквозь воду, стекающую вниз. Для эффективного контактирования с водой устанавливаются состоящие из нескольких уровней устройства: 1) водораспылительные сопла, 2) поддоны с пластмассовыми опилками, 3) отражающие тарелки, 4) сопла Вентури.

В верхней части башни газоочистителя водяные капли удаляются с помощью антиконденсатных устройств (demisters). Могут применяться пропиленовые тюфяки.

Нагнетатели инертного газа

Используется для подачи очищенного инертного газа в грузовые танки. Подача газа должна осуществляться с производительностью не менее 125% от максимальной интенсивности выгрузки судна в единицах объема.

На практике устанавливаются либо один большой и один малый нагнетатель с общей производительностью соответствующих величин 125% от максимальной интенсивности выгрузки, либо устанавливаются 2 нагнетателя производительностью каждого, составляющей вышеуказанную величину (125%). В этом случае при выходе из строя одного, второй обеспечивает все требования.

Палубный водяной затвор

Палубный водяной затвор и механический невозвратный клапан, вместе взятые, представляют собой устройства, автоматически препятствующие оттоку газов, выделяемых грузом, из грузовых танков в машинное отделение и другие зоны судна, где размещена установка инертных газов.

Система распределения инертного газа

Должна предусматривать наличие:

  1. Средств для подачи инертного газа в танки.

  2. Средств для выпуска в атмосферу находящихся в танке газов во время погрузки и балластировки.

  3. Дополнительных впускных или выпускных точек для инертизации, продувки и дегазации.

  4. Средств отсечения отдельных танков от магистрали инертного газа.

  5. Средств защиты танков от чрезмерного давления или вакуума.

Системы с автоматическим регулированием давления и линией рециркуляции газа

позволяют регулировать давление газа в палубной магистрали. Неиспользуемый в грузовых танках инертный газ вновь возвращается в газоочиститель или выпускается в атмосферу, при этом отпадает необходимость изменения скорости нагнетателя газа.

Клапаны давления/ вакуума (PV)

Требования, предъявляемые к установке механических клапанов, обеспечивающих «дыхание» танков во время рейса, аналогичны тем, которые используются на танкерах не оснащенных СИГ. Параметры срабатывания: давление – 1800 мм/WG

vacuum – 400 мм/ WG

Прерыватели давления/вакуума, заполненные жидкостью

Эти устройства будут работать при заданном давлении только при условии, если заполнены до правильного уровня жидкостью, плотность которой соответствует установленной величине. Параметры срабатывания по давлению10% выше P/V.

Vacuum 125% от P/V.

Для предупреждения замерзания жидкости необходимо использовать подходящее масло, либо смесь воды с гликогелем.

В штормовую погоду гидравлический удар, вызванный перемещением жидкости в танках, может привести к выдавливанию жидкости из прерывателя давления/вакуума.

Контрольно-измерительные приборы и сигнализация

Для безопасной и эффективной эксплуатации СИГ требуются стационарные и переносные контрольно-измерительные приборы:

  1. Контроль расхода воды, подаваемой в очиститель, снижения потока срабатывает сигнализация

  2. Уровень воды в газоочистителе

  3. Температура инертного газа на напорной стороне газов нагнетателей. Сигнал должен срабатывать при Т-65С

  4. Падение уровня воды в палубном затворе

  5. Давление инертного газа в магистрали. На переходе в грузу давление в грузовых танках должно быть не менее 100 мм WG. При понижении t наружного воздуха возможно требуется подкачка

  6. Содержание кислорода. Точка отбора проб для анализатора кислорода и блок регистрации данных должны располагаться на участке системы трубопроводов позади нагнетателей и впереди клапана регулировки давления газа.

7. Грузовые насосы танкера, оборудованные СИГ, сблокированы с датчиком давления в грузовых танках. В процессе выгрузки груза, если давление понижается до 100 мм/WG, грузовые насосы автоматически останавливаются, чтобы избежать появление вакуума.

Аварийные мероприятия

  1. В случае полного отказа СИГ необходимо предпринять экстренные меры по предотвращению какого-либо подсоса воздуха в грузовые танки. Следует прекратить выгрузку, закрыть палубный разобщающий клапан, открыть газо-выпускное отверстие на участке между этим клапаном и клапаном регулировки давления газа, и немедленно приступить к ремонту.

  2. Если установлено, что танки невозможно поддерживать в инертизированном состоянии до окончания ремонта СИГ, то следует как можно скорее подключить внешний источник инертного газа (с берега).

Опасности для здоровья

Если человек присутствует в атмосфере, содержащей менее 5% кислорода, он сразу теряет сознание. Если искусственное дыхание будет сделано через 4 минуты или позднее, то произойдет необратимое нарушение мозговой деятельности и наступит смерть. Присутствие в атмосфере, в которой содержится менее 21% кислорода, не обязательно приводит к нарушению физиологической деятельности человека, но может притупить сознание, нарушить координацию. Воздействие атмосферы с недостатком кислорода более опасно для человека, чем воздействие углеводородных паров, поэтому контроль за содержанием кислорода очень важен во всем объеме танка. Важно убедиться, что инертный газ не поступает в дегазированный танк через магистраль, трещины и т.п.

Необходимо строго инструктировать персонал, что недостаток кислорода представляет серьезную опасность для здоровья.

textarchive.ru

Мойка танков сырой нефтью.

В соответствии с главой 2 МАРПОЛ 73/78 протоколом 1978 года, танкеры, находящиеся в эксплуатации, дедвейтом 40 тыс. тонн и более и на танкерах дедвейтом 70 тыс. тонн и более, должны иметь либо танки изолированного балласта, либо систему мойки сырой нефтью, и в соответствии с приложением 1 к МАРПОЛ 73/78, правилом 18 и 4, каждый новый нефтеперевозящий танкер, на котором должен быть предусмотрены танки изолированного балласта, либо который должен быть оборудован системой мойки сырой нефтью подчиняются следующим требованиям:

а) он оборудован нефтяными трубопроводами, смонтированными и установленными таким образом, чтоб остаток нефти в трубопроводах был минимальным;

б) предусматриваются дренажные средства для осушения всех грузовых насосов и всех нефтяных трубопроводов после окончания выгрузки, при необходимости путем подсасывания к зачистному устройству, обеспечивается возможность сброса стоков из дренажных трубопроводов и насосов, как на берег, так и в грузовые танки или отстойный танк.

Для сброса на берег предусмотрен специальный трубопровод небольшого диаметра, который присоединяется к забортным стопорным клапанам на судовых приёмо-отливных патрубках.

Танкера, перевозящие сырую нефть, оборудуются стационарными мо­ечными устройствами, непосредственно связанными с грузовой системой, которые могут использоваться для мойки танков сырой нефтью. Эта система, называемая СМСН, детализирована и подробно приводится в Руководстве ИМО "Система мойки сырой нефтью". Каждый танкер, исполь­зующий СМСН, должен иметь "Руководство по оборудованию и эксплуата­ции системы мойки сырой нефтью", которое должен применять танкер с СМСН, и где дается полная технология мойки, разработанная специально для данного танкера и одобренная Администрацией. Мойка сырой нефтью обыч­но проводится танкером при разгрузке, иногда после частичной разгрузки, или на переходе в море. Сырая нефть, используемая при мойке, растворяет неф­тяные остатки в танке, и они могут быть сданы вместе с грузом.

Капитан танкера должен быть хорошо ознакомлен с требованиями к проведению мойки сырой нефтью в порту выгрузки и выполнять эти требо­вания. Перед началом мойки танков сырой нефтью необходимо получить официальное письменное разрешение на это представителя грузополучателя и портовых властей. Согласно "Руководству для портовой инспекции при мойке сырой нефтью", которое включено в документ ИМО "Система мойки сырой неф­тью", мойка танков сырой нефтью входит в сферу компетентности портовой инспекции. В случае отказа в разрешении проведения мойки сырой нефтью капитан танкера должен сообщить об этом с указанием причины отказа Ад­министрации флага судна для последующей передачи в ИМО и танкер дол­жен принять такие альтернативные действия, которые требуются Админист­рацией порта.

Перед прибытием в порт, где будет проводиться мойка сырой нефтью, необходимо убедиться, что клапаны на всех моечных машинках надежно закрыты. Система мойки танков сырой нефтью должна быть испытана при дав­лении и проверена на наличие протечек. В процессе мойки проводится по­стоянное наблюдение за системой, при обнаружении любых протечек при­нимаются немедленные соответствующие меры для их ликвидации. По окон­чании мойки система мойки сырой нефтью должна быть тщательно осушена от нефти.

Не допускается размещение каких-либо узлов системы мойки танков сырой нефтью в машинном отделении. Если система мойки танков оборудо­вана паровым подогревателем для использования при мойке водой, то этот подогреватель на время мойки сырой нефтью должен быть надежно отклю­чен от моечного трубопровода двумя запорными клапанами или четко обо­значенными заглушками.

Во избежание образования чрезмерных электростатических зарядов вследствие наличия в используемой для мойки сырой нефти отстоявшейся воды, нефть из каждого танка, из которого предполагается принимать мою­щую жидкость, должна быть предварительно выгружена на 1 м, прежде чем она будет использована для этой цели.

Для исключения случаев загрязнения моря при мойке танков сырой нефтью использовать гибкие шланги для гидромониторов не допускается.

Количество промываемых сырой нефтью танков должно быть таким, чтобы принятый в них во время балластного рейса водяной балласт обеспе­чивал требуемые осадку и дифферент на всех этапах балластного рейса. Кро­ме того, с учетом характера предстоящего рейса и ожидаемых погодных ус­ловий, следует промыть сырой нефтью дополнительные танки на случай вы­нужденного приема дополнительного балласта из-за плохой погоды.

Остальные грузовые танки должны промываться по принципу чередо­вания для удаления отложений, причем для этого нет необходимости промы­вать их сырой нефтью чаще, чем один раз в четыре месяца.

Вода, принятая в танк, который промыт сырой нефтью, но не ополоснут водой, рассматривается как грязный балласт.

Во время проведения мойки сырой нефтью в танках образуются газо­образные углеводороды. Поэтому мойка танков сырой нефтью должна про­изводиться только при условии заполнения замываемых танков инертным га­зом до состояния, исключающего возможность взрыва и пожара. Создание, поддержание и контроль взрывоопасной атмосферы в грузовых танках необ­ходимо производить в соответствии с руководством по эксплуатации системы инертных газов, разработанным для данного танкера. Подача инертного газа должна проводиться так, чтобы в замываемом танке постоянно, поддер­живалось небольшое его избыточное давление, немного ниже давления сра­батывания предохранительных клапанов. При этом одновременно предот­вращается выделение образующихся углеводородов из танка и поступление в танк воздуха извне.

В помещениях, из которых проводится контроль за грузовыми опера­циями и управление механизмами, на мостике и на бортах нефтяных танке­ров во время проведения мойки танков сырой нефтью должны размещаться предупредительные надписи.

Предполагается следующая надпись:

ВНИМАНИЕ! БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НЕ ТРОГАТЬ!

Операции по мойке танков сырой нефтью и последующей промывке водой необходимо регистрировать в ЖНО, часть II.

Использование сырой нефти в качестве моющего средства имеет два главных достоинства:

- сырая нефть хорошо отмывает остатки нефтепродуктов, являясь наи­лучшим растворителем для тяжелых фракций;

- отмытые остатки используются вместе с грузом сырой нефти, не за­грязняя море.

Мойкой танков грузом сырой нефти достигается:

- сокращение объемов ручного труда на выборку загустевших остат­ков;

- увеличение грузовместимости судна за счет более полного удаления неоткачиваемых остатков груза при выгрузке;

- сокращение потерь груза, удаляемого при водной мойке;

- исключение обводнения груза сырой нефти забортной водой, что происходит при водной мойке;

- сокращение затрат времени на моечные операции за счет совмеще­ния их с грузовыми операциями;

- уменьшение коррозии корпуса судна от ударного воздействия на ме­талл моющих струй морской воды.

Организационные трудности обусловлены жесткими требованиями ИМО к порядку ее использования и, прежде всего, необходимостью испра­шивать разрешение портовых властей на проведение мойки этим методом, которые могут не разрешить ее использование в порту.

Кроме того, при использовании СМСН необходимо соблюдать особые меры предосторожности, так как в танках могут образоваться чрезмерные электростатические заряды.

Поэтому после применения мойки сырой нефтью танки необходимо сразу же заполнить инертным газом (по инструкции, разработанной для данного танкера).

Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав

Элементы грузовой системы | Газоотводная система танкеров | Система инертных газов | Управление системой инертных газов | Системы мойки танков | Система подогрева груза | Защита танков от коррозии | Статического электричества | Принципы управления | Магистралей с арматурой и насосных станций. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

Уход за грузовыми трюмами (танками) и подготовка их к приёму нефтяных грузов.

Грузовые танки подвергаются наиболее сильной коррозии при перевозке светлых нефтепродуктов (бензина, керосина и т.п.) и сырой нефти с большим содержанием серы. Способствует коррозии и забортная солевая вода, принимаемая в танках при переходах в балласте в случае, если танкер не оборудован автономной балластной системой.

Для защиты танков от коррозии применяют 3 основных способа: покрытие внутренних поверхностей танков и их оборудования химически стойкими лакокрасочными материалами, электрохимическую защиту и введение в перевозимых груз ингибиторов.

В качестве электрохимической защиты применяется протекторная. Протекторы из магниевых или других сплавов размещают равномерно в непосредственной близости от внутренних поверхностей танка. Находясь в электролите, каковым является солёная балластная вода, проектор-электрод выполняет роль катода. Его частицы переносятся на стальную поверхность танка, обладающую более высоким потенциалом, и создают на ней защитную плёнку.

При 3-ем способе особые химические вещества – ингибиторы, внесены в перевозимый груз, - оседают на поверхности танка, создавая защитную плёнку.

Подготовка танков к приёму груза зависит от рода перевезённого в предыдущем рейсе груза и груза, предъявленного к перевозке. Например, при постоянной перевозки сырой нефти и мазута достаточно очистить танки от грязи и твёрдых остатков, оседающих на днище, а при смене сортов груза танки необходимо промыть и дегазировать. Промывают танки водой или сырой нефтью.

Водная мойка осуществляется механизированными способами, и только для очистки от остатков нефтепродуктов труднодоступных мест применяют ручную мойку из пожарных шлангов с последующим пропариванием и промыванием танков. Основными средствами механизации мойки танков являются стационарные гидромониторы и переносные моечные машинки. При подаче воды сопла машинки вращаются вдоль горизонтальной и вертикальной осей и мощными струями обмывают внутренние поверхности танка. Забортная вода подогретая до температуры 70-90оС, насосом подаётся на машинку по шлангу. Одновременно грязная промывочная вода откачивается в отстойный танк. Для переноса машинки из танка в танк и перемещения её в танке сверху вниз используют специальные шланговые автоматизированные лебёдки.

 

Химико-механизированную мойкутанков выполняют теми же моющими машинками, но в горячую воду добавляют различные препараты, обладающей высокой моющей способностью. Мойка осуществляется по замкнутому циклу и с промежуточным 1- или 2-хступенчатым проточным отстоем промывочной воды.

При мойке по замкнутому циклу в зависимости от числа используемых отстойных танков применяют 1- ил 2-хкаскадные системы.

При мойке танков с промежуточным отстоем промывочной воды на моечные машинки через подогреватель подаётся насосом забортная вода. Из замываемого танка нефтеводяная смесь подаётся зачистным насосом в верхнюю часть отстойного танка. Из нижней части этого танка отстоявшаяся промывочная вода сливается самотёком за борт или в верхнюю часть 2-го отстойного танка и из него сливается самотёком за борт. В обоих случаях при достаточно длительном отстое удаётся довести содержание нефти в сливаемой за борт промывочной воде до допустимой нормы.

Грузовые танки современных танкеров оборудованы стационарными системами мойки: в танках установлены гидромониторы и зачистные эжекторы, что значительно улучшает качество зачистки.

 

Мойка танков сырой нефтьюпредотвращает загрязнение моря с танкеров, т.к. позволяет избавиться от сепарации нефтеводяной смеси и её удаления. Суть способа в том, что грузовой насос принимает нефть из разгружаемого танка и подаёт её через трубопровод на берег, а часть нефти от трубопровода отводится на стационарные моечные машинки, установленные в данном танке. Таким образом, мойка подпалубного набора и вертикальных переборок танка происходит одновременно с выгрузкой нефти, что сокращает затраты времени на промывание танков после окончания выгрузки. Мойка сырой нефтью возможна только при заполнении танка инертным газом с таким расчётом, чтобы содержание кислорода в атмосфере танка не превышало 8% во избежание воспламенения паров нефти. Хорошее растворяющее действие сырой нефти в сочетании с динамическим воздействием струй из моечных машинок позволяет полностью очистить стенки грузового танка от налипшей на них нефти.

При мойке танков выполняют следующие основные правила техники безопасности. Ручная зачистка и мойка танков возможны только в светлое время суток после тщательной дегазации и вентиляции при температуре в танке не выше +50оС и влажности не более 80%. Не допускается мойка танков при крене судна более 5о, а также во время грозы. Работники могут спускаться в танки для установки и перемещения переносных моечных машинок, а также для удаления остатков нефтепродуктов и ржавчины только в шланговых противогазах, комбинезонах и обуви, неразъедаемой нефтью, не имеющих гвоздей и не скользящих по металлу. Переносные моечные машинки должны быть надёжно присоединены к шлангам, подвешены на прочных растительных тросах и заземлены. Нельзя спускаться в незачищенные или недегазированные танки с содержанием в воздухе паров углеводородов более 0,3мг/л.

В танке могут работать не более 2-х человек. Они одевают плотно облегающие тело предохранительные пояса с лямками и страховочными тросами, испытанными на прочность. Около люка должны неотлучно находиться по 1-му дежурному на каждого работающего, снабжённые свистками для подачи сигналов. Между работающими в танке и дежурными должна быть отработана условная сигнализация. Перед началом работ по зачистке, мойке и дегазации танков члены бригады получают инструктаж по технике безопасности.

 

=Морская практика для матроса (стр.76)=

 

Похожие статьи:

poznayka.org