nikitskij › Блог › Моторное масло Shell из природного газа! Моторное масло не из нефти


На каком масле? Исследуем синтетику и «суперсинтетику»

Полиалкиленгликолевое, полностью эстеровое и эстеровое с добавлением микрокерамики — мы подвергли экспертизе три необычных масла, а в качестве фона взяли качественный «гидрокрекинг» и «наиболее полную» синтетику. Итак, чем эти диковинные масла отличаются от обычной синтетики?

ПЯТЬ ГРУПП

Стенд 2a

Стенд на базе специально доработанного мотора ВАЗ-2111.

Стенд на базе специально доработанного мотора ВАЗ-2111.

Любое моторное масло — это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа — обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа — улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, — они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа — базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное — и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа — Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа — полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО — это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов — этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО — высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик — около 225 °C.

miniaturaHDRa

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, — это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры — полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтет

www.zr.ru

Моторное масло Shell из природного газа! — DRIVE2

Месяц назад я побывал в исследовательском центре «Шелл» в г. Гамбурге, где впервые увидел бесцветное моторное масло, преобразованное … из природного газа!

Немножко терминологии для понимания. Революционная технология Shell PurePlus заключается в преобразовании природного газа в кристально чистое базовое масло. Оно практически не содержит примесей, характерных для масел из сырой нефти, и используется для создания высококачественных синтетических смазочных материалов. В итоге, Shell PurePlus способствует снижению потребления масла и стоимости обслуживания, увеличению срока службы ДВС, гораздо большей чистоте двигателя, а также повышению экономии топлива.

Моторное масло нового поколения Shell Helix Ultra благодаря уникальному сочетанию технологий Shell PurePlus и Active Cleansing Technology позволяет двигателю автомобиля оставаться таким чистым, как будто он только что сошел с конвейера завода. Базовые масла на основе технологии Shell PurePlus кристально чистые. Однако готовые моторные масла, произведенные на основе технологии Shell PurePlus, имеют традиционный янтарный цвет. Это связано с добавлением в продукт пакета присадок.

Специалист по маслам нам рассказал про полевые испытания инновационного продукта Shell Helix Ultra с технологией Shell PurePlus на автомобилях Mercedes Benz C 200 CGI с двигателем OM 271 860 (бензиновый), прошедших в общей сложности 100 000 км каждый (в среднем 1300 км в день) на территории Германии, при этом интервал замены масла составлял 25 000 км. После прохождения 100 000 км двигатели автомобилей разбирались полностью и оценивались на предмет наличия и количества различных отложений. Детали двигателей выглядели, как только что сошедшие с конвейера.

Для воплощения технологии Shell PurePlus в жизнь, “Шелл” инвестировал более 18 миллиардов долларов в реализацию проекта по строительству крупнейшего в мире завода Pearl GTL в Катаре! Завод в Катаре производит около 1 млн тонн базовых масел в год из природного газа по технологии Shell PurePlus, добыча которого ведется на шельфе месторождения Nord Field в Персидском заливе.

Но вернемся в Гамбург. Исследовательский центр «Шелл» в Гамбурге занимается исследованиями в области топлива, смазочных материалов и всем, что с этим связано. Достаточно секретное место, поэтому за мной ходил специально приставленный сотрудник-)

В центре работает 250 сотрудников: химики, инженеры, технологи и ассистенты, которые работают над улучшением имеющейся продукции и разработкой новой.

Работы ведутся в тесном сотрудничестве с ведущими производителями автомобилей и техники и конечными потребителями.

Нет наверно двигателя в мире, который бы тут не протестировали!

Это не случайно, в центре Shell проводят специальные исследования с использованием двигателей, трансмиссий, и автомобилей

Тестирование влияния моторного масла на экономию топлива проходит в специальном помещении, где установлен динамометр.

Динамометрические стенды позволяют проводить разнообразные испытания моторных и трансмиссионных масел, объединяет все эти испытания то, что автомобиль находится в условиях максимально приближенных к реальной эксплуатации.

В исследовательском боксе автомобиль на шасси можно разгонять до 150 км/ч, изменять температуру от -40 до +50 С, имитировать потоки воздуха.

Управлять автомобилем может человек или робот, в зависимости от целей исследований. В данном случае тестировали BMW.

Наиболее часто такие шасси служат для испытаний на экономию топлива.

Нам была предоставлена возможность "поуправлять" таким автомобилем. Эта задача, оказалась не из легких. Необходимо было слажено работать педалями сцепления и газа-)

"Исследовательская" заправка

а мини-заводе во время экскурсии по центру происходило смешивание масел для гонок «Формулы-1», команды Ferrari.

Мини-завод служит ряду целей: изготовление пробных партий пока нетоварных рецептур для проведения стендовых испытаний, изготовление масел для гонок и первой заливки Ferrari, изготовление ограниченных партий масел для специальных исследований производителей техники.

За время посещения исследовательского центра я узнал столько нового, что теперь хоть в ученые иди!-)

Надеюсь, вам было интересно!

www.drive2.ru

Без нефти — Авторевю

Можно ли обратить порося в карася, то есть природный газ в моторное масло? Я видел, как это происходит, - в головном технологическом центре концерна Shell в Амстердаме.

Получать масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма. Бедная нефтью Германия тогда готовилась к следую­щей войне, и в поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем - углеводороды.

Первый промышленный реактор немцами был запущен в 1935 году, а к концу Второй мировой войны в Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» - на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники вермахта и почти вся авиация люфтваффе. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин. Любопытно, что после войны в СССР из Германии было вывезено восемь заводов, но запущены были только две немецкие установки - в Новочеркасске и Ангарске, тихо почившие в бозе в начале девяностых.

В нынешнем году у исследовательского центра Shell в Амстердаме юбилей — ровно 100 лет. А разработку технологий по переработке газа здесь начали ­больше 40 лет назад

Завод Pearl GTL в Катаре выглядит внушительно — его размер 1,5х1,5 км. Прямо здесь, на одном из участков, производится готовое масло Helix Ultra на «газовой» основе

Союзники подошли к делу рачительнее - после войны немецкие ученые продолжали работать над синтетическими топливами в Бюро горной промышленнос­ти США, и сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP.

Но всех обставил концерн Royal Dutch Shell - в его ассортименте теперь есть не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти - по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

Голландцы серьезнее других занялись поисками альтернативого сырья еще в 1973 году, когда из-за войны между Израилем, Египтом и Сирией страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в США, отчего за один день цена нефти удвоилась, а в течение года выросла четырехкратно. В 1983 году в головном исследовательском центре в Амстердаме уже работал пилотный заводик, а в 1993 году Shell открыл работающее на газе местного месторождения крупное предприятие в малайзийском Бинтулу. А в 2012 году, получив доступ к морским скважинам второго по величине в мире месторождения природного газа и вложив 20млрд долларов, Shell запустил мегазавод Pearl GTL в Катаре.

Отработавший 100 тысяч километров на масле Shell с базой PurePlus мотор 1.8 тестового Мерседеса С-класса имеет минимум износа и отложений

GTL-синтетика выходит недорогой: при нынешних котировках нефти и газа себестоимость не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

А хороши ли GTL-масла? Как уверяют голландцы, по низкотемпературным качествам они не хуже, чем масла на базе ПAO и полиэфиров. Сейчас в лабораториях Shell вовсю тес­тируется «газомасло» вязкости 0W-16 и идут работы над 0W-10 - в обоих случаях температура застывания ниже -50°С.

Чистейшая GTL-синтетика бесцветна и почти не имеет запаха

помимо моторных масел используется в косметике Nivea, Olaz и Shiseido

Смазывающие свойства - на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Лучше, чем у ПАО, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров - гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется - то есть масло на GTL-базе должно будет отличаться относительно низким угаром.

А недостатки? Главный, как и у ПАО, - низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у ПАО, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов.

С апреля масло Shell Helix Ultra выпускается исключительно на «газовой» базе PurePlus. К концу года на полученную по технологии GTL базу перейдет и мотоциклетная серия масел Shell Advance, а затем «газомасло» в том или ином количестве будет в составе баз всей линейки моторных масел Shell - в том числе и тех, что производятся в российском Торжке.

Интересно, последуют ли примеру голландцев другие нефтехимические гиганты - и как это повлияет на мировые цены на нефть?

Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло

autoreview.ru

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Концерн Shell первым в мире освоил синтез моторных масел не из нефти, а из природного газа. Мы посетили центр исследований компании, чтобы познакомится с уникальной технологией поближе

«Это новаторская технология, и говорить о ней можно много. Но резюмировать я могу коротко: это невероятно! И то, о чем мы хотим вам рассказать, является настоящим прорывом в области производства моторных масел», — так эмоционально начал представление нового продукта вице-президент Shell Lubric NTS Marketing Эндрю Хепхер. Заинтриговал Эндрю…

Пилотная установка GTL Технологического центра в Амстердаме

 

ОТ ИДЕИ ДО ОСНОВЫ

С точки зрения массового потребителя, моторные масла делятся на хорошие и плохие. Любая дорогая «синтетика» — это хорошо. А внутри линейки находящегося на слуху бренда — все масло масляное. Притом что инженеры-разработчики подобных продуктов готовы часами рассказывать о нюансах процессов. И специалисты Технологического центра концерна Шелл, находящегося в Амстердаме (всего концерн имеет 6 подобных центров), исключением не являются. А что касаетсясамой работы, то ежегодно концерн Шелл инвестирует в научно-технические разработки более $1 млрд. Столь высокие инвестиции — вещь во многом вынужденная. Считается, что к середине текущего века спрос на энергоносители вырастет вдвое. А чем больше будет использовано энергоносителей, тем больше будет выбросов в атмосферу. Поэтому в концерне Шелл взят курс на использование новых, более чистых источников энергии. Так, в поисках тех самых источников, более пристальное внимание было обращено на природный газ. И это не сиюминутное изменение вектора. Еще в 1970-х годах в концерне Шелл начались работынад технологией Gas-To-Liquid («газ в жидкость»), сокращенно GTL. Это было реакцией производителей на нефтяной кризис на Ближнем Востоке. Но тогда, на лабораторном уровне, удавалось производить лишь несколько граммов базового масла в день. Десять лет спустя была построена пилотная установка и оптимизирован процесс превращения природного газа в жидкие углеводороды с использованием катализаторов. Реальность коммерческого использования этой революционной технологии была доказана в 1990-х, когда в Малайзии была запущена первая промышленная установка концерна, работающая по технологии GTL. А в 2012 году в Катаре введен в строй крупнейший завод Pearl GTL. Сегодня концерн Шелл выводит на рынок новую линейку полностью синтетических моторных масел, но речь в амстердамском Технологическом центре шла не столько о готовом продукте, сколько о базовом масле, произведенном по уникальной технологии Shell PurePlus. Технология действительно уникальная: буквально каждый шаг разработки был запатентован, и на выходе готового продукта в концерне Шелл насчитали более 3500 патентов только по этой теме. А что касается столь пристального внимания к базовым маслам, то в этом нет ничего удивительного — в формуле современных высококачественных масел 90 % составляет именно «база».

Марк Уэкам: «Работая с Ferrari, мы знаем, что мощные двигатели — это зона высоких рисков. А отсюда и высокие требования к маслам»

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Если вы услышите сигнал тревоги, следуйте моим указаниям», — технолог лабораторной установки, работающей по процессу GTL, начал с инструктажа по технике безопасности. Вообще, вопросам безопасности в Технологическом центре уделяется особое внимание. А затем был урок химии, преподанный в столь популярной форме, что так и хотелось спросить: а почему конкуренты не додумались до подобного процесса? Правда, тут же вспомнилась и 40-летняя история разработок концерна Шелл… Что же касается самого принципа процесса GTL, то все начинается с подачи в установку природного газа метана и кислорода (преимущество газовых ингредиентов состоит и в том, что в метане нет примесей, характерных для сырой нефти), после чего происходит этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Затем синтез-газ поступает в реактор, где при посредстве катализатора происходит синтезирование жидких углеводородов (процесс синтеза Фишера — Тропша). На выходе из реактора жидкость при температуре окружающей среды превращается в воскообразную массу, имеющую длинную молекулярную цепочку. Следующим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг, в результате которого та самая длинная цепь углеводородов делится на более короткие цепочки, представляющие собой разные фракции: собственно базовое масло, дизель, керосин и т. п. Побочными продуктами производства могут быть и моющие средства, и «исходники» для производства пластика, и материалы для косметической промышленности… Преимущество подобного процесса еще и в том, что здесь можно избирательно, на молекулярном уровне, определять качественный состав продукта. «Качество базового масла является ключом и к качеству конечного продукта, — говорит Селда Гюнсел, возглавляющая отдел технологий. — Базовое масло, произведенное по нашей технологии Shell PurePlus, обладает высокими качествами из-за химического состава, созданного на молекулярном уровне. Оно очень стабильно как при крайне высоких, так и при очень низких температурах, отличается низкой летучестью. Добавив к нему наши запатентованные активные присадки, мы получили полностью синтетическое моторное масло Helix Ultra, изготовленное с использованием технологии Shell PurePlus, обладающее прекрасными качествами по защите от износа и очистке самых мощных на сегодняшний день двигателей. Есть и еще одна причина, по которой мы столь тщательно работаем над качеством масел: чем выше их свойства, тем большей экономии топлива мы можем добиться. С нашей линейкой Helix Ultra с технологией Shell PurePlus мы рассчитываем снизить этот показатель на 3 %. Скажете, немного? Но если учесть, сколько автомобилей ездит по нашим дорогам, цифры будут впечатляющими».

Тестовый мотор после использования маcла Shell Helix Ultra с технологией PurePlus

Слева — прозрачное базовое масло из газа, дальше 2 баночки с «базой» из нефти, присадки и справа — готовый продукт Shell Helix Ultra

Здание Технологического центра концерна Шелл в Амстердаме

Селда Гюнсел: «Мы постоянно должны искать что-то новое. И сейчас в качестве исходного материала для производства базовых масел мы выбрали природный газ»

НА ГРАНИ

Говоря о «самых мощных на сегодняшний день двигателях», Селда Гюнсел не погрешила против истины: еще в 1930-х годах началось сотрудничество концерна Шелл и Энцо Феррари, а когда в 1947 году с производственной линии фабрики в Маранелло сошли первые Ferrari, в их двигателях было масло Shell. И сегодня связи Шелл и Ferrari неразрывны, включая совместную работу в «Формуле-1». Посещение Технологического центра в Амстердаме проходило накануне Гран-при Испании, поэтому вопросы, задаваемые Марку Уэкаму, возглавляющему отдел, занимающийся разработкой «спортивных» масел, в большей степени были посвящены «королевским гонкам». Смысл своей работы в «Формуле-1» Марк сформулировал кратко: «Достичь победы, соблюдая все правила и технические требования». Что же касается разработки масел для двигателей, работающих на грани возможностей, то здесь особых трудностей для своего отдела Марк Уэкам не видит: «Мы были на сто процентов готовы к работе в условиях новых технических требований 2014 года. Турбированные моторы? У нас накоплен большой опыт по работе с такими двигателями. Высокие обороты? Еще в прошлом году двигатели «раскручивались» до 18 000 об/мин, а сейчас они достигают порядка 12 500… Действительно, производители моторов нередко ставят перед нами новые задачи, но мы с этим справляемся, так как всегда стараемся работать на опережение, прогнозировать тенденции. Более трудной задачей я считаю работу в условиях инноваций мощных двигателей дорожных автомобилей Ferrari и Maserati, еще одного партнера концерна Шелл. Здесь надо учитывать, что владельцы этих машин используют их не только на гоночных треках, но и для повседневной езды. И масло должно сохранять свои характеристики отнюдь не для 300 километров дистанции гонок «Формулы-1». Главное в том, что масло и для обычных машин, и для болидов «Формулы-1» не должно иметь компромиссов».

А это масло, взятое для анализа из мотора болида F 14T. Не исключено, что в следующем сезоне в Ferrari будут использоваться масла, произведенные по технологии GTL

НА ПРОМЫШЛЕННОМ УРОВНЕ

В своем выступлении Селда Гюнсел много говорила о новых тенденциях в разработке масел, но закончила его фразой: «Одного новаторства недостаточно — нужно вывести разработки на коммерческий рынок. И практическое применение разработанного нами продукта является важнейшим компонентом». Подтверждением этих слов Селды является завод Pearl GTL, построенный два года назад в Катаре, промышленная установка GTL которого может производить в год 1 млн тонн базового масла. Это значит, что в год можно заменить масло в 250 млн двигателей. Снабжается завод природным газом из второго по величине месторождения, находящегося в 40 км от Катара, а восемь кислородных установок (самые крупные в мире) получают кислород из воздуха со степенью очистки 99,5 %. Вообще, рассказывая о заводе в Катаре, сотрудники концерна Шелл любят оперировать цифрами. Площадь, которую занимает завод, — 1,5 км х 1,5 км, а в заключительной стадии строительства там работало более 50 000 рабочих из 50 стран. Количества стали, использованной при строительстве, хватило бы для постройки десяти Эйфелевых башен, бетона было использовано в два раза больше, чем ушло на строительство самой высокой в мире башни в Дубаи… Но это уже так, к слову.

Поршень двигателя, в котором использовалось масло с технологией Shell PurePlus, после 100 000 км пробега. На днище лишь следы горения топлива. Других отложений нет

Цех очистки воды завода Pearl GTL В Катаре

5koleso.ru

Моторное масло из природного газа: его производство и достоинства

Автомобильные технологии постоянно развиваются, а в связи с ужесточением экологических норм, это происходит еще быстрее. Так благодаря контролю организаций по охране экологии производители моторных масел усовершенствовали свое производство и научились делать экологически безопасное смазочное средство для современных автомобилей из природного газа. Такие масляные жидкости обеспечивают такую же эффективность работы двигателя и обладают такими же свойствами, как и нефтяные аналоги смазок.

Содержание статьи

Природный газ – как альтернатива нефти

Термин «природный газ» подразумевает смесь разнообразных газов внутри недр земляной коры, которая образовалось посредством разложения органических веществ, не имеющих доступа к кислороду. В большинстве природный газ, это метан (примерно 98%), он и является основой для создания моторного масла.

Подстегнуло компаний производителей начать использовать газовое сырье не только в связи с ужесточением норм, но и из-за постоянного повышения цен на нефть. Но это всё дало толчок в развитии высоких технологий и способов производства моторных масел.

Самой крупной компанией по созданию и продаже моторных масел на основе природного газа является голландский производитель Shell, который уже давно является крупным игроком на автомобильном рынке смазочных средств.

Технология производства

Всем известен тот факт, что газ это не жидкость, но каким образом тогда из него делают смазочный жидко-образный продукт? Помогло в решении этого вопроса свойства метана при окислении – он разделяется на два вида молекул: угарный газ и водород. После этого на молекулярном уровне производится соединение «базы». После этого для получения финального продукта, в «базовый состав» добавляются различного рода присадки, которые и делают из газового вещества жидкую прозрачную смазку.

Но прозрачный смазочный материал не является готовым маслом – он еще не может работать в двигателях современных автомобилей. Для окончательного результата в моторное масло из природного газа добавляют окрашенные присадки, которые и дают коричневый цвет составу.

Достоинства газовых смазок

Успей, сделай себе подарок!

Инновационные масляные смазки, сделанные из природного газа, производятся под постоянным контролем специалистов. В связи с этим их модернизация происходит после выпуска каждой новой партии, поэтому смазка из газа обладает большим количеством преимуществ перед нефтяными аналогами. Кроме того исходный материал легче и чище. Давайте рассмотрим основные достоинства масла из природного газа:

Улучшение чистоты двигателя – в технологиях производства инновационных масел использую эффективные технологии моющих активных присадок, например Active Cleansing Technology. Это позволяет достигать высокой чистоты всех деталей автомобильного двигателя и даже спустя долгую эксплуатацию, мотор и его части будут выглядеть новыми, будто машина только что сошла с конвейера завода.

Низкая летучесть – компания Shell, один из производителей газовых моторных масел, изобрела технологию Shell Pure Plus, которая позволяет создавать смазки с очень низкими показателями испаряемости. Благодаря такой характеристики, смазочный материал внутри двигателя приходится менять реже, так как происходит меньший расход масляной жидкости во время угара.

Работа при низких температурах – благодаря активному действию своих компонентов, смазочные материалы из природного газа способны работать при очень низких температурах, например синтетическое газовое масло Shell Helix Ultra умеет запускать двигатель при температуре -40 градусов по Цельсию, что является высокими показателем.

Долгое время службы – автомобильные моторные масла, произведенные из природного газа способны работать не только в критических условиях, но и на протяжении долгого времени, а все благодаря инновационным компонентам. Присадки и элементы масляной жидкости этого типа обеспечивают высокое качество смазки на всей протяжение её работы.

Именно масло из природных газов способно выдерживать низкие температуры и имеет высокую стойкость к окислению на протяжении долгого количества времени. А все благодаря инновационному составу, который был придуман специалистами, для соответствия смазок международным экологическим стандартам, а так же постоянной модернизации состава.

Интервал замены масла из природного газа

Частота замена масляной моторной смазки обычно указывается в инструкции по эксплуатации автомобильного транспортного средства. Специалисты в России рекомендуют интервал замены смазок в двигателе примерно 15 тысяч километров или один раз в год. В Европе же рекомендуют производить замену один раз в 30 тысяч километров. А вот производители вообще, советуют автомобилистам обеспечивать двигатель, своего транспортного средства, свежей смазочной жидкостью каждые 5 тысяч километров, так в его работе не возникнет неполадок никогда. Частота замены масла именно из газового продукта не отличается по совету специалистов, но автомобилисты заметили, что оно служит дольше обычного моторного смазочного продукта, поэтому его использование возможно на более длительном периоде службы двигателя.

Shell Helix Ultra

Моторное масло из газа сегодня производит не так много компаний, самым крупным игроком в этой сфере считается Shell, который в своё время открыл завод Pearl GTL, по производству газовых смазочных составов. И именно его масляная жидкость из газа является популярной на российском рынке и используется широко. Сегодня известно три масла этого типа: Shell Helix Ultra, Shell Helix Synthetic HX8, Shell Helix HX7.

Автомобилисты рекомендуют использовать масло Shell Helix Ultra для сохранности мотора, потому что оно лучше других обеспечивает защиту всем деталям и обладает моющим свойством. Смазку Shell Helix Synthetic HX8 используют при необходимости работы двигателя в низких температурных условиях. А для поддержания чистоты внутри движка лучше всего использовать Shell Helix HX7.

Видео: моторное масло из газа

avtotehnar.ru

Масло из газа: формула защиты

Моторное масло из природного газа имеет большой ресурс, низкий расход на угар, эффективно работает при низких температурах и позволяет улучшить экономичность двигателя. С недавнего времени такое масло делают на российском заводе Shell

текст: Михаил Ожерельев  /  фото: автора  /  27.07.2016

В конце весны на комплексе по производству смазочных материалов «Шелл» в Торжке запустили производство моторных масел Shell Rimula R5 и Rimula R6 с новой технологией Dynamic Protection Plus. В ее основе лежит формула, объединившая технологию производства базового масла из природного газа Shell PurePlus и специальный адаптивный пакет присадок. Учитывая, что базовые масла являются основными компонентами товарного продукта, такое сочетание позволяет обеспечить максимальную эффективность работы современных дизельных двигателей и снизить общие эксплуатационные затраты на содержание техники.

НЕ ИЗ НЕФТИ, А ИЗ ГАЗА

Технология Shell PurePlus заключается в преобразовании природного газа в кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти, и используется для создания высококачественных смазочных материалов. В ее основе лежит процесс газожидкостной конверсии (GTL), разработанный в 1925 году двумя немецкими учеными-химиками Фишером и Тропшем для производства топлива. Несколько десятилетий на основе GTL создавалось только топливо, так как существующие в то время катализаторы и варианты технологического оформления процесса не позволяли синтезировать молекулы углеводородов большого размера, которые содержатся в маслах. Впоследствии появление на рынке избытка нефти, связанное с открытием новых месторождений, снизило интерес к данной технологии. Однако концерн «Шелл» не забывал об этом направлении и продолжал исследования, в том числе с целью получения смазочных материалов. В течение 40 лет компания разрабатывала технологию катализаторов и прошла путь от получения первой капли синтетического базового масла до вывода на рынок нового продукта в промышленном масштабе, зарегистрировав в общей сложности 3500 патентов.

С 2012 года технология Shell PurePlus получила воплощение в ряде премиальных продуктов «Шелл», таких как, например, моторное масло Shell Helix Ultra. А теперь в этот продуктовый портфель добавилась линейка масел Shell Rimula.

Сегодня масла Shell Rimula R5 и Rimula R6 с новой технологией Dynamic Protection Plus выпускаются на заводе смазочных материалов «Шелл» в Торжке

Благодаря улучшенным показателям вязкости базовое масло из природного газа требует меньших затрат энергии на прокачку в двигателе, что позволяет обеспечивать топливную экономичность и более быстрый пуск двигателя при отрицательных температурах. Кроме того, вследствие низкой испаряемости такое масло позволяет снизить расход смазочного материала на угар.

«Технология производства синтетических базовых масел с помощью газожидкостной конверсии позволяет получать уникальные продукты в плане низкотемпературных характеристик, — говорит Мария Болталина, руководитель службы технической поддержки «Шелл» в России и Восточной Европе. — Эти продукты обеспечивают надежный запуск двигателя при экстремально низких температурах — ниже минус 40 °С. У масел с технологией Shell PurePlus прокачиваемость при низких температурах на 80 % лучше, чем у предыдущих продуктов Shell Rimula. Кроме этого, уникальная формула Dynamic Protection Plus позволяет снизить расход масла на угар на 45 % в сравнении с допусками OEM и на 23 % в сравнении с прежней рецептурой».

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

За изменение физических и химических свойств товарного продукта отвечает примененный в составе формулы Dynamic Protection Plus комплексный адаптивный пакет присадок. Входящие в его состав противоизносные, антиокислительные, моющие и диспергирующие компоненты отвечают за изменение физических и химических свойств продукта, активируя нужные присадки и обеспечивая защиту тяжело нагруженного дизельного двигателя именно тогда, когда это необходимо — при работе техники в условиях экстремальных нагрузок, перепадах температур или в неблагоприятных погодных условиях.

В сумме новая технология Dynamic Protection Plus позволяет обеспечить долгий срок службы масла и двигателя, увеличить интервалы замены масла (в двигателях спецтехники возможно увеличение интервала до 1500 мото-часов), снизить расход масла на долив, сократить расходы на топливо и ТО, а также обеспечить защиту двигателя в любых температурных и погодных условиях. На сегодняшний день технология Dynamic Protection Plus нашла применение в моторных маслах Shell Rimula R5 и Shell Rimula R6, а для масел Shell Rimula R4 в качестве базы по-прежнему используются улучшенные минеральные масла.

Обновленное масло Shell Rimula R6M соответствует отраслевому стандарту API CI-4, наличие допусков от большинства европейских, американских и японских производителей дизельных двигателей делает его универсальным для смешанного парка. Масло Shell Rimula R5 также имеет большое количество допусков от производителей оборудования.

Эксплуатирующие организации предпочитают моторные масла, обеспечивающие более высокий уровень защиты двигателя и позволяющие работать на полную мощность. Однако полноценную защиту двигателя от износа может обеспечить только комплексный товарный продукт, в котором применяется и технология базовых масел, и технология присадок.

 

 

Обновленное масло Shell Rimula R6M соответствует уровню API CI-4, наличие допусков от большинства мировых производителей дизельных двигателей делает его универсальным для смешанного парка

Защита — это емкое понятие, которое включает все рабочие характеристики смазочного материала применительно к условиям эксплуатации. Например, очень высокая степень износа отмечается при низкотемпературном пуске. Чтобы от этого избавиться, нужно использовать такую формулу продукта, которая позволит улучшить пусковые характеристики. И именно Shell Pure Plus, технология производства синтетических базовых масел из газа, позволяет существенно — на 80 % — повысить прокачиваемость масла при отрицательных температурах. Это во-первых.

Во-вторых, двигатель в процессе работы нагревается, в нем могут образовываться различные отложения, для нейтрализации которых требуется масло с высокими антиокислительными свойствами. Эти свойства синтетическому маслу как товарному продукту придает комплексный адаптивный пакет присадок.

Наконец, чтобы обеспечить длительный сервисный интервал дизеля без риска коррозионно-механического износа, нужно не только бороться с образованием лаков и нагаров, но и препятствовать загустеванию при попадании сажи. С такой задачей может справиться только комплексный продукт, обладающий высокими антиокислительными свойствами и низкой склонностью к угару.

ВСЕ ПРОЕКТЫ GTL

В 1930-1940-е годы на основе технологии Фишера — Тропша было налажено производство синтетического бензина, синтетической высококачественной дизельной фракции и твердого парафина. Сырьем для процесса служил уголь, из которого газификацией получали синтез-газ, а из него углеводороды. К 1945 году в мире имелось 15 заводов синтеза Фишера — Тропша (ФТ) общей мощностью около 1 млн тонн углеводородов в год. Они выпускали синтетические моторные топлива и масла.

Впоследствии открытие обширных месторождений нефти в Аравии, Северном море, Нигерии, на Аляске резко снизило интерес к синтезу ФТ. Почти все существующие заводы были закрыты. Активность в этой области возобновилась к 1990-м годам.

В 1990 году компания Exxon запустила опытную установку на 8 тыс. тонн. Спустя два года южноафриканская компания Mossgas построила завод мощностью 900 тыс. тонн, где в качестве сырья использовался природный газ с шельфового месторождения. В 1993 году компания «Шелл» запустила завод в Малайзии мощностью 14 тыс. баррелей масел в сутки, используя специальный катализатор и оригинальную технологию «средних дистиллятов». Сырьем служит синтез-газ, получаемый окислением местного природного газа. В 2012 году Schell построил и открыл завод по той же технологии в Катаре, его мощность 500 тыс. баррелей в сутки. Свои проекты в области синтеза ФТ разной степени проработки имеют также компании Chevron, Conoco, BP, ENI, Statoil.

5koleso.ru

Моторное масло из газа или технология Shell Pure Plus

Ребята, эта статья своего рода небольшая сенсация! Помните, я писал про масло Shell Helix для «Приоры»? Если нет, то читайте статью, познавательная. Так вот, я решил написать в  «Шелл», для того чтобы узнать, по какой технологии производится это масло (потому как много слухов ходит). И вы не поверите — они пригласили меня в Гамбург, в исследовательский центр, где испытывают различные виды смазочных материалов! Меня простого Российского блоггера, из небольшого города, в общем, эмоций масса. Я побывал в лаборатории, чем и хочу с вами сегодня поделиться, гарантирую, будет интересно …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

  • Про технологию производства
  • Получение готового продукта
  • Про интервал и замену
  • Про технологию производства

    Скажу так — концерн «Шелл» научился делать моторное масло из природного газа! Для простого обывателя звучит, как фантастика — знаю, однако такая технология уже существует несколько десятков лет, это так называемый процесс синтеза Фишера — Тропша, толком ее применить для создания одновременно топлив и базовых масел в промышленном масштабе еще ни одному производителю не удавалось. И вот реально это удалось только «Шелл», еще в 1970 года концерн начал работать в направлении технологии Gas – TO – Liquid (газ в жидкость), что сокращенно можно назвать GTL.

    Получение из газа жидкого базового масла начинается с окисления метана — вы получаете угарный газ и водород, это так называемый синтез газ – «маленькие молекулы», однако это еще не конечный продукт. После этого, эти маленькие молекулы можно выстраивать в цепочки (если грубо выразится это как нанизывать бусинки на ниточку), реально долгий и сложный процесс – конечный продукт из газа, так называемый – «базовый» вариант. Но это опять не то масло, которое мы льем в двигатель нашего с вами автомобиля. Финальный продукт получается путем добавления в него присадок. От себя замечу – меня удивила прозрачность этого базового масла, буквально как вода, это и есть масло по технологии Shell Pure Plus. Вот небольшие фото.

    готовый продукт, загуститель и присадки

    Вы можете задать справедливый вопрос – а зачем вообще придумывать велосипед, делать масло из газа? Ведь остальные производители делают из нефти и вроде бы все у них хорошо?

    Справедливый вопрос – причин такого, не побоюсь этого слова, «технического скачка», несколько.

    Во-первых, газ добывается не в Германии или еще где-то в Европе, а получают его в Катаре, возить газ от туда в Европу очень дорого и экономически не обосновано. А вот производство базового масла и жидких топлив на мощностях крупнейшего завода (Pearl GTL), построенного «Шелл»в Катаре, вполне себя окупает.

    Во-вторых, базовое масло получается очень чистым (чище чем у конкурентов, которые базируются на нефти), в момент нашей экскурсии по лаборатории, была произнесена такая фраза, что если его очистить еще немного (буквально два цикла), то его можно будет применять чуть ли не в косметике! Я уже молчу про двигатели автомобилей.

    Так что, как видите, вполне обоснованная технология. Причем «Шелл» старается идти в ногу со временем, вкладывая в различные инновационные технологии около 1 миллиарда долларов в год! Наверное, вам интересно посмотреть, как получают сам продукт из газа – однако в нашем исследовательском центре этого не было, да и если честно — то в Катаре, навряд ли бы нам разрешили снимать, ведь технология уникальна, а конкуренты не дремлют.

    Получение готового продукта

    Вот мы и подошли к получению готового моторного масла (я имею в виду с присадками). В исследовательском центре есть свой собственный мини-завод по производству масел. Здесь производят масла (в ограниченных объемах) для премиальных брендов, таких как Ferrari, а также для болидов «Формулы 1». Смешивание происходит в очень точных пропорциях: в базовое масло (то прозрачное что на фотографиях сверху), добавляются секретные присадки (нам даже их снимать запрещали, когда мы проходили через склады). Пропорция примерно – 3 части масла и 1 часть присадок (на фото две баночки с присадками, но реально из каждой берется по половине).

    В итоге получается всем нам знакомое слегка коричневатое масло. Поэтому прозрачность масла теряется (все дело в присадках, которые окрашены)! Вот небольшое видео, в котором я разложил пропорцию.

    Смешение в маленьких тюбиках это одно, а вот как происходит смешение в больших резервуарах? Тут ребята, также «комар носу не подточит», нам удалось побывать в цеху приготовления масел именно для «формулы 1». Каждая партия масла, если можно так выразиться —  именная, то есть готовит один специальный сотрудник.

    В базовое масло из бочек добавляется строго определенное количество присадки , причем они закреплены на специальных электронных весах.

    В нашем случае нужно было добавить 36 килограмм на цистерну. В общем, словами не расскажешь, смотрим ролик, там более понятно!

    На промышленных производствах точность смешения тоже тщательно контролируется, потому как практически все делает автоматика — за качество можно не беспокоиться.

    Далее идет банальный процесс упаковки масла в канистры, аналогично такое масло маркируется Shell Pure Plus. Таким образом, пройдя длинную цепочку от газа до базового состава, а затем добавления присадок,  упаковка, Shell Helix Ultra попадает в наши с вами двигатели.

    Про интервал и замену

    Знаете ребята, немцы все же достаточно тактичный народ, как я не пытался вывести заведующего лабораторией на откровенные высказывания, что-то типа – наше масло лучшее и ВСЕ! Такого они не говорят, хотя реально технология уникальная и продукт действительно стоящий – как я уже писал в статье про «Приору» — «цена – качество».

    Но все же меня интересовали такие аспекты как интервал замены! Чем же все же лучше масло, созданное по технологии Shell Pure Plus и возможно ли на нем ездить более 15 000 километров?

    Ответ был такой – как сказал нам руководитель лаборатории, нужно менять масло, чем чаще – тем лучше (будете менять каждые 5000 километров, двигатель вообще не будет знать ни отложений, ни износа). C маслом Shell Helix Ultra с технологией Pure Plus, можно гарантировано проездить 15000 километров в наших с вами тяжелых условиях эксплуатации, а при интервале замены в 10000 километров загрязнение двигателя уменьшается в разы. То есть простыми словами масло дает нужную защиту и обеспечивает чистоту деталей двигателя в рекомендованный многими производителя интервал (тут хочу заметить — что некоторые масла других брендов плохо ходят от замены до замены, поэтому их желательно менять чаще). Но больше 15000 даже с таким чистым маслом в российских условиях не рекомендуется ездить, нужно менять. В Европе интервалы замены масел, конечно, больше. Там то же самое масло применяют с интервалами до 30 000 км. Вот небольшой ролик, в котором я постарался задавать вопросы руководителю лаборатории.

    Что хочется отметить в заключении про эту технологию, ребята ведь реально сейчас у других производителей даже близко нет таких разработок! Можно сказать, что компания сделала шаг вперед, оставив позади своих основных конкурентов.

    На этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ, скоро выложу статьи из автомобильного музея Гамбурга, очень познавательно.

    P.S. Наша группа в «белых халатах» Ваш покорный слуга третий справа.

    avto-blogger.ru