Снимая кино, я не думаю о пьедестале – Мурад Ибрагимбеков. Мурад ибрагимбеков нефть


Формула кино. "Нефть" Мурада Ибрагимбекова; Александр Сокуров снимает фильм о японском императоре Хирохито

Передача о тех, кто снимает, показывает и рассказывает о кино. Автор и ведущий программы - Мумин Шакиров. Мумин Шакиров: Ошеломляющий успех кинокартины "Возвращение" Андрея Звягинцева, завоевавшей двух "Золотых львов" на последнем венецианском кинофестивале оказался столь впечатляющим, что несколько отодвинул на второй план еще один удачный российский проект под названием "Нефть". Если быть точным, то в титрах он значится, как совместный российско-азербайджанский фильм. Эта документальная картина завоевала "Серебряного льва" на конкурсе короткометражек продолжительностью не более 10 минут. Автор фильма "Нефть" - выпускник ВГИКа кинорежиссер Мурад Ибрагимбеков. О картине "Нефть" сложно рассказывать. Это надо смотреть, так как автор создал художественный образ полезного ископаемого на фоне бурно развивающейся азербайджанской столицы Баку, откуда родом сам режиссер. На основе кино и фотодокументов за 6 минут Мурад Ибрагимбеков сумел показать, а точнее изобразить за счет пластического монтажа, синхронных шумов, музыки и точно выбранного ритма, что есть для новейшей истории Азербайджана нефть. Документальное эссе Ибрагимбекова, конечно же, это подарок эстетам и киноманам, тем кто хорошо знают историю русского, советского документального кино и имена таких мастеров, как Дзига Вертов и Артур Пелешьян. Картина "Нефть" - это субъективный взгляд на свой город. Мурад Ибрагимбеков: Это очень личная работа, потому что я - азербайджанец, и Баку мой родной город, и я хотел сделать картину об истории Баку на хронике. Я забрался в архивы, это Госфильмофонд "Белые столбы" и архив кино и фотодокументов в Красногорске, это из московских архивов, и плюс к этому бакинские архивы. И вот несколько лет я смотрел, изучал то, что есть по Баку. На самом деле, удовольствие не очень дешевое. Фильм довольно дорогостоящий. Мумин Шакиров: Когда смотришь ваш фильм, то возникают ассоциации с Дзигой Вертовым, конкретно - с картинами "Киноглаз", "Человек с киноаппаратом". Вы учились во ВГИКе, и, естественно, эти картины смотрели. Насколько связаны те ваши впечатления и ощущения, когда вы монтировали эту картину? Мурад Ибрагимбеков: Они связаны впрямую, потому что вот Бродский как раз сказал, что поэзия - это язык в его эстетической функции. Вот это - монтаж в его эстетической функции. Для меня, как для режиссера и для киношника, был еще важен сам факт, что монтажом можно добиться такого результата. Мумин Шакиров: Вы готовили эту картину к Венеции, или ее сделали, а потом уже искали фестиваль, как это обычно бывает? Мурад Ибрагимбеков: Трудно было готовить картину к определенному фестивалю, потому что я делал ее достаточно долго, несколько лет. Мумин Шакиров: Ваша картина - 6 минут по длине. Как вышли на эту цифру? Мурад Ибрагимбеков: Цифра вышла на меня. Я резал до тех пор, пока не понял, что надо остановиться, у меня было 4 часа материала, это 40 коробок пленки. Там было все, что было связано с Баку и нефтью. Была абсолютно конкретная история, которую я написал. Она занимала страницу. Потом была моя задача, как режиссера - рассказать. Если я вам покажу то, что было написано, и то, что вы видели на экране, то вы поймете, что это полностью совпадет. Поймите правильно, что, это, наверное, так и должно быть. Это филармонический кинематограф в чистом виде. Критики не должны им особо заниматься, скорее это вопрос для людей, которые занимаются профессией, и они должны об этом говорить, сидя за столом, друг другу. Мумин Шакиров: Нефть - это основа болезненных конфликтов и одновременно относительного благополучия, не только Азербайджана, но и России. Отсюда символическое восприятие этой документальной талантливой картины на фоне современной истории двух государств. Обе страны плотно сидят на трубе. Комментарии излишни. Что снимают культовые российские кинорежиссеры? Имя Александра Сокурова в рекомендациях не нуждается. Его по праву причисляют к мастерам современного мирового кинематографа. На протяжении последних 5 лет он желанный гость на Каннском кинофестивале, где его картины всегда участвуют в главном конкурсе. Александр Сокуров готовится к съемкам очередного фильма о монстрах и вождях ХХ века. На этот раз под его режиссерский скальпель попал ни кто иной, как японский император Хирохито. Проект называется "Солнце". Метафора очевидна, Япония – страна восходящего солнца. Сокурову до этого дважды удавалось вскрыть черепную коробку тирана. В 1999-м году он снял картину "Молох" об Адольфе Гитлере. В 2000-м году в картине "Телец" главным героем выступил Ульянов-Ленин. Император Хирохито – неожиданный поворот в творческой судьбе кинорежиссера. Александр Сокуров: События, происходившие на Востоке, и все, что удалось сделать японцам в 40-е годы, захватив огромные территории, это нисколько не меньше, чем то, что сделал Гитлер. То же самое, только в другой части Земли, колоссальная экспансия, огромная энергия, в чем-то непреодолимая, очень мощная, сильная, своеобразная. Условно говоря, это определенный тип судьбы человека западного, человека евразийского, человека восточного, в котором отражается жизнь не только этих людей, но и огромного числа людей, так же, как и зависимость от них. Эти судьбы, эти ситуации - они определяют закономерности, меньше меня интересующие исторически, и больше интересующие просто с точки зрения того, как складывались судьбы человека в прошедшее время. Мне это очень важно. Мумин Шакиров: Как и в прежних своих работах о вождях ХХ века, Александр Сокуров рассказывает о нескольких днях из жизни своего героя. Императора Хирохито он застает уже после капитуляции Японии в 1945-м году. Александр Сокуров: Действие очень короткое. Это 2-3 дня, когда американцы вошли на территорию Японии, и его отношения с Макартуром, решение его судьбы, будет суд над ним, или нет. Если будет суд, то что будет, расстреляют, или повесят, как хотел Сталин... Это такой драматический период в жизни человека, и жизни, на самом деле, всего японского народа, потому что если бы американцы приняли другое решение, то для Америки и Японии последствия были бы еще более катастрофическими. Если бы они приняли решение судить и расстрелять его, то тогда бы страна точно обрушилась бы, просто упала бы на дно гражданской войны, партизанской войны. Мумин Шакиров: Немаловажен тот факт, что режиссер наблюдает за своим героем уже после того, как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Александр Сокуров: События, которые мы представляем на экране, эти 2-3 дня, они, на самом деле, являются таким концентратом событий, которые происходили, может, в течение 2-3 месяцев. Конец лета-осень 1945-го года. Нас интересует ситуация, когда это уже произошло, потому что история со сбросом атомной бомбы - это абсолютно особенная история, которой надо заниматься серьезно. И когда-нибудь может кто-нибудь это сделает. В первую очередь, это моральная и нравственная сторона, а во вторую – технология, новый век, как говорят, атомный, потому что каждый руководитель, каждый человек, принимая такое решение, обязательно должен думать о масштабах последствий. Мумин Шакиров: Александр Сокуров намерен уйти от прежних стилистических решений, использованных в таких картинах, как "Молох" и "Телец". Япония и император Хирохито - это другая культура и иная изобразительная графика. Александр Сокуров: "Молох" отличается от "Тельца", и "Телец" от "Молоха" тоже. Это все разные картины. Эта тоже будет отличаться. Она будет во многом новая для меня. Это будет картина с большой динамикой, но, в общем, конечно, камерная, хотя там предполагается, что будут большие, массовые сцены. Мне бы хотелось, чтобы это была камерная картина, потому что это все же некоторое такая внутреннее, интимное повествовании о таком внутреннем состоянии человека, внутреннем переживании его. Мумин Шакиров: Это будет глубоко несчастный человек? Александр Сокуров: Я бы не хотел, чтобы на эту картину распространялись какие-то мотивации фильмов предыдущих, "Молоха" и "Тельца". Хирохито - это вообще по типу и по характеру другой человек, отличающийся, естественно, и от Сталина, и от Ленина, и от Гитлера. Это совсем другой человек. У него другой характер ответственности, другая историческая и культурная среда, отличающаяся и от Европы, и от советской евразийскости этой. Можно сказать, что он несчастен по одному тому, что он стоит перед волнительным решением ситуации: предстоит ему жить дальше, или же его повесят, или расстреляют. В этом смысле, он испытывает, конечно, огромные трудности, драматизм. Но мне кажется, ощущения такой глубокой мотивированной вины в то время к нему еще не приходило. Мумин Шакиров: Мы будем видеть, как этот человек принимает важные решения? Александр Сокуров: Конечно. В фильме этот процесс представлен подробно. На самом деле, это принципиально важная картина. Она, во-первых, важна для тех людей, которых я очень люблю. А я люблю Японию, много раз там бывал, и поэтому фильм будет представлять, на мой взгляд, очень интересное декорационное решение. У нас много декораций, очень и очень интересную свето-цветовая композиция, в таких серебристо-серых теплых тонах, конечно, здесь есть мотивация художественная, и есть мотивация эмоциональная. Для меня качество изображения, художественное качество имеет огромное значение. Картина будет сниматься в России процентов на 90, мы здесь будем строить довольно большие декорации, и натуру частично будем снимать здесь, а частично в Японии. Это связано с экономическими причинами, поскольку смета у нас, как всегда в моих картинах, очень скромная. Мумин Шакиров: Принципиальными будут решения, касающиеся актеров будущего фильма. Если в прежних картинах "Телец" и "Молох" роли Адольфа Гитлера и Ульянова-Ленина играл русский артист Леонид Мозговой, то в проекте "Солнце" будут заняты преимущественно японские и американские артисты. Александр Сокуров: Слишком значительна и велика специфика, слишком велик вес и значение национальной такой идентификации. Здесь нет и не должно быть никаких ошибок и приблизительностей. Здесь обобщение возможно через подробное, честное служение факту и национальной прелести какой-то, что для меня всегда было очень важно – прелесть национального характера. Мумин Шакиров: Понятно, что Хирохито будет японский актер, это звезда, или необязательно? Александр Сокуров: Совсем необязательно. Это связано с особенностями таланта человека, с его способностью тонко и особенно нежно прослеживать задачи режиссерские, тем более, что таких очень известных и крупных актеров в Японии, кроме коммерчески известного Такиши Китано, практически нет. Но, в общем, актерская школа в Японии очень высока, и японский кинематограф демонстрирует это. Когда я бывал в Японии в условиях подготовительного периода, некоторые мои японские друзья выражали тревогу, потому что эта тема для японцев драматичная и трагичная. До сих пор в Японии не разрешается снимать в игровом кино фигуру императора, и есть такое табу вообще на все, что связано с Хирохито. В каком-то смысле, наверное, это политическое табу, в каком-то смысле - национальное табу, табу традиции, трагедии, которая пережита. И предполагалось, что в Японии мы вообще не найдем исполнителей этой роли, потому что, как мне говорили, никто не согласится из-за страха, поскольку это может вызвать очень агрессивную реакцию у правых лидеров, известных в Японии своими радикальными позициями. Мне говорили, что эти люди способны и на убийство. Один японский режиссер, мой очень хороший знакомый, известный человек, пытался несколько раз выступить в публичных средствах информации, на телевидении и в газетах, по поводу ответственности Японии за Вторую мировую войну и пытался прокомментировать место и роль Хирохито - впоследствии в него стреляли, он получил ранение, и во второй раз получил удар ножом в спину. На фоне такой ситуации разворачивается фильм, и мне некоторые друзья говорили, что если картина выйдет, то это будет иметь для них абсолютно революционное значение, хотя я не уверен в этом. Мумин Шакиров: Кинопроект "Солнце" о японском императоре Хирохито - это очередная картина пока еще не завершенной тетралогии Александра Сокурова. Четвертым фильмом из этого цикла станет киноэссе о докторе Фаустусе. В основу картины лягут произведения Томаса Манна и Гете.

www.svoboda.org

Мурад Ибрагимбеков покажет свой фильм о Расуле Гамзатове — Российская газета

На XII Международном фестивале мусульманского кино, который пройдет с 5 по 11 сентября в Казани, покажут художественно-документальный фильм о Расуле Гамзатове "Мой Дагестан. Исповедь", снятый Мурадом Ибрагимбековым по сценарию, написанному его дядей, Рустамом Ибрагимбековым, совместно с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Картина должна начать серию фильмов о жизни выдающихся дагестанцев. Поэтическое творчество - лишь одна ипостась великого Расула, отмечают сценаристы, он был одним из выдающихся политических деятелей в истории республики, был членом Президиума Верховного Совета СССР. Накануне премьеры фильма мы поговорили с его режиссером.

Мурад, когда вы работали над фильмом "Мой Дагестан. Исповедь", вам приходилось и реконструировать события, и снимать игровые куски, и записывать интервью, какой опыт был прежде всего в помощь?

Мурад Ибрагимбеков: По основной профессии я игровик, но много лет занимаюсь исчезнувшим видом так называемого "монтажного кинематографа", снимаю кино на основе чистой хроники. Недавно закончил свою трилогию "Человек" - из трех короткометражных фильмов: "Нефть", "Цивилизация" и "Человек". И, конечно, этот опыт очень помог мне в работе над картиной о Расуле Гамзатове. Строго говоря, реконструкция событий или фактов в документальном советском кинематографе существовала всегда, ну а я еще использовал те приемы, которые применяют в научно-популярных телесериалах, и тешу себя мыслью, что изобрел некое ноу-хау на съемках "Моей исповеди".

Вы не обидитесь, если ваш фильм о Расуле Гамзатове назовут "заказным"?

Мурад Ибрагимбеков: Он и есть заказной. Дело в том, что Рамазан Абдулатипов - фанат Расула Гамзатова с юности, если применимо такое понятие к главе республики Дагестан. Считает себя его учеником, а началось все с того, что Абдулатипов, еще не будучи большим начальником, начал собирать архив Расула, который, кроме того, что поэт, был еще и мыслителем, философом. И у него много чего было написано в дневниках, а также записано на пленках и дискетах. И все эти архивы были собраны у Абдулатипова. Помню, как мы с Рустамом Ибрагимбековым начали все это читать, пытаясь понять, что из этого можно сделать.

Потому что если всерьез, главное в этом фильме - первоисточник, проза "Мой Дагестан" - помните такую книгу Расула Гамзатова? Сейчас она забыта, а была невероятно популярна. И фильм, по сути, калька с этой книги, мы просто придумали структуру, и я как режиссер хроникально и документально структурировал материал, задача, стоявшая передо мной, была, скорее, инженерная, а не литературная.

Как себя чувствовали во время съемок, уж больно время сейчас не поэтическое?

Мурад Ибрагимбеков: Не думаю, что время не поэтическое, просто поэзия стала другой, и мы порой не узнаем ее. Вот, по-вашему, русский рок или русский рэп - это поэзия?

А та поэзия, которая звучала на стадионах и в Политехническом музее во времена Расула Гамзатова, где она? Она куда-то ушла?

Мурад Ибрагимбеков: Нет, она просто затихла, она не в мейнстриме. Ну, с каким бы временем сравнить? Допустим, монголы завоевывают Китай, и мастера, которые занимались традиционным китайским рисунком тушью, уходят в тень, перестают быть официальными художниками. Но они не перестают рисовать, вот в чем суть. Так и с поэзией, она где-то есть, и она вернется. Собственно, она и не уходила, ее просто нужно уметь искать.

Что питало вашу фантазию во время работы над фильмом? Книга?

Мурад Ибрагимбеков: Нет, сам Дагестан. Я придумал, как буду делать фильм, после первой экспедиции в республику. До этого ничего не знал о Дагестане, и взял с собой небольшую группу. Красота этих мест поразила меня.

Что вы прежде всего открыли для себя?

Мурад Ибрагимбеков: Новый горный Кавказ. Когда ехал, думал, что знаю наши закавказские республики, я же родом из Азербайджана. Мне казалось, что они все похожи, а оказалось, нет. Дагестан очень сильно отличается от Азербайджана по укладу жизни, по культуре, для меня это оказалось открытием.

Скажите, по какому принципу выбирали людей для интервью?

Мурад Ибрагимбеков: Когда работаешь с хроникой, ничего не выбираешь, берешь все, что возможно. В результате в фильм вошла лишь десятая часть интервью, которые я записал. Да и людей, которые знали Расула лично, в живых осталось немного. Конечно, о Расуле говорят Евгений Евтушенко, Василий Лановой, народный артист СССР Мурад Кажлаев, народный артист России Айгум Айгумов, народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов, дочери - Патимат и Салихат, его родственники и даже гунибские футболисты.

А почему читать текст доверили именно Василию Лановому?

Мурад Ибрагимбеков: Во-первых, они дружили, а потом, мне казалось, что я соединяю в картине знакового поэта и знаковый голос. Думаю, не ошибся. Конечно, я сделал себе подмалевок: попросил хорошего актера, своего приятеля прочесть текст. Он прочел, и я подумал - "Как точно ложится молодой голос, но если читать будет актер класса Ланового, это будет настоящим культурологическим событием для меня". И мы поехали в Театр Вахтангова.

Где вы нашли мальчика, который танцует в горах?

Мурад Ибрагимбеков: Это солист Дагестанского детского ансамбля "Родина", мы обошли все детские театры и кружки, прежде чем нашли его, у нас был огромный кастинг.

Кто играет стариков-горцев в картине?

Мурад Ибрагимбеков: Артисты известного фольклорного ансамбля "Горцы". Снимались у нас и простые жители аулов. Роли отца, матери, молодого Расула и Шамиля сыграли артисты дагестанских театров. Выбирали тщательно, объездили все театры, и для меня стало открытием то, что в Дагестане замечательная актерская школа.

По какой причине в фильме возникает Шамиль?

Мурад Ибрагимбеков: Личность Шамиля всегда интересовала поэта, он немало размышлял о его месте в истории Кавказа. И, если вы заметили, время вносило коррективы в оценку деятельности национального героя Кавказа. Коснулось это и Расула Гамзатова, и ему приходилось говорить взаимоисключающие вещи про Шамиля. Как это было, расскажу на примере нашей семьи. Мой отец Максуд был на четыре года старше своего брата Рустама. Учились они в одной школе, и отец отдал младшему брату учебник по истории. И когда Рустама вызвали отвечать, он сказал, что Шамиль - английский шпион. "Нет, - поправил учитель, - Шамиль - великий борец с царизмом". Видимо, учебник успели поменять: до какого-то года Шамиль был "английским шпионом", а потом стал "борцом с царизмом и освободителем народов".

Какое из высказываний Расула Гамзатова запало вам в душу?

Мурад Ибрагимбеков: Порядочный человек всегда остается порядочным.

Справка

Мурад Ибрагимбеков - режиссер, сценарист, актер и продюсер, родился в 1965 году в семье писателя Максуда Ибрагимбекова в Баку. Участвовал в более чем 30 теле- и кинопроектах. За короткометражный фильм "Нефть" (2003) удостоен Серебряного льва Венецианского фестиваля. Картина "Три девушки" (2007) названа "Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии". Фильм "И не было лучше брата" (2010) получил призы фестивалей "Литература и кино" в Гатчине и минского "Лiстопада" (приз Союзного государства). Премьера фильма "Мой Дагестан. Исповедь" состоялась на ММКФ-2015, также фильм был показан в Махачкале, в Доме кино в Москве, в программе Фестиваля "Литература и кино" в Гатчине-2016 и по каналу "Культура".

rg.ru

Фильмография

МУРАД ИБРАГИМБЕКОВ - режиссер

2015 «Перецу Маркишу - неугасимый светильник» - документальный фильм.

2013 «Мой Дагестан. Исповедь» - полнометражный документальный фильм.

2011 «Здесь место свято» - полнометражный документальный фильм.

2010 «И не было лучше брата»- Официальный конкурс 46 Международного кинофестиваля в Карловых Варах (46th KVIFF)- Приз за лучшую Мужскую Роль на кинофестивале «Киношок»- Приз за лучшую операторскую работу на Международном фестивале «Листопад» («Лiстапад 2011»)- Приз за лучшую женскую роль на фестивале («Восток&Запад. Классика и Авангард» 2011- Приз за режиссуру (МКФ в Бухаресте) 2012

2010 «Грозное Время» - телевизионный фильм (продюсер)

2009 «Объект №1» - короткометражный фильм- Официальный конкурс международного Венецианского кинофестиваля (66th Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica)

2004-2008 «Формула Власти» - цикл телевизионных программ, совместный проект информационного агентства Итар-Тасс и РТР (режиссер)

2006 «Московские истории» - телесериал

2006 «Три девушки»- Номинация на приз российской киноакадемии “Ника” за лучший фильм СНГ и стран Балтии- Международный кинофестивать а Шанхае- Московский Международный Кинофестиваль

2005 «Россия-Америка. Из прошлого в будущее.» - документальный фильм (Итар-Тасс, ОРТ)

2005 «United Nations - 60 years and one day» - документальный фильм

2004 «Побег» - художественный фильм

2003 «Побег» - 8 серийный телевизионный фильм- Grand Prix of VI Eurasia Teleforum

2003 «НЕФТЬ» - короткометражный фильм- «Серебряный Лев» за лучший короткометражный фильм на 60м междунарожном кинофстивале в Венеции (60th Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica)- Приз Российской Киноакадемии «Ника» за лучший документальный фильм

2000 «Истинные происшествия» - художественный фильм- Специальный приз жюри на фестивале «Киношок»- Приз а лучшую режиссуру на международном фестивале во Владикавказе

1997 «Мужчина для молодой женщины»- Бронзовый приз на XIV международном фестивале в Боготе- Приз Российской киноакадемии «Ника» за лучшую роль второго плана

1993 «Вальс золотых тельцов»

MURAD IBRAGIMBEKOV - director

2015 "To Peretz Markish everburning light" - short documentary

2013 "My Dagestan. Confession" - full length documentary

2011 "Holy is this place" - full length documentary

2010 "There was never a better brother" - feature film

2010 "The Terrible Times" - 4 episodes, Producer

2009 "Object #1" - short film.

66th,Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica, Venezia

2004-2008 Director of "Formula of Power", joint project of the Itar-Tass news agency and Russian State Television

2006 "Moscow Stories" - 10 episodes

2006 "Three Girls" - feature film- NIKA, Russian Film Academy Award, nomination for Best feature film CIS and Baltics- International film festival in Shanghai- Moscow International Film Festival

2005 "Russia - America: from the past to the future" - documentary

2005 "United Nations - 60 years and one day" - documentary

2004 "Escape" - feature film

2003 "Escape" - 8 episodes- Grand Prix of VI Eurasia Teleforum

2003 "The Oil" - Short film based on original newsreels.- Silver Lion for the Best Short Film - 60th Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica, Venezi.- NIKA, Russian Film Academy Award for the Best Documentary Film

2000 "True Stories" - feature film- Special Jury Prize of "Kinoshock" - Russian National Film Festival- Prize for the "Best Director" - International festival in Vladikavkas (Russia, 2001)- The film was shown at the Internation Film Festival San - Paulo, 2001,and in the Cinema Festival in Wiesbaden, 2001

1997 "The Man for the Young Woman"- Bronze Prize of XIV IFF in Bogota- NIKA, Russian Film Academy prize for best supporting actor

1993 "The Waltz of the Golden Calves"

На русском

www.ibragimbekov.ru

Фильм Мурада Ибрагимбекова “Нефть” в Москве

Откроет форум 24 мая документальный фильм азербайджанского кинематографиста Мурада Ибрагимбекова "Нефть".

Ежегодный неконкурсный показ предоставит зрителям возможность увидеть новейшее игровое, документальное и анимационное кино. Также любители кино смогут посмотреть ретроспективы и принять участие в дискуссиях с создателями фильмов, критиками, киноведами и культурологами.

Напомним, что документальный фильм Мурада Ибрагимбекова "Нефть" имеет "Серебряного льва" в номинации "лучший короткометражный фильм" Венецианского фестиваля.

525ci.com

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

Новости категории

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

Шоу-бизнес

news.day.az

Архив фантастики

Архив   Персоналии   Кинематограф   Награды   Фестивали   Сборники   Серии   Периодика   Издательства   Сайты   Произведения   Термины

Дополнения

  Календарь   Хроноскоп   Энциклопедии   Рекорды
Официальная страничка автора
  • Мамед Ибрагим Ахмед оглы Ибрагимбеков – отец (1898)
  • Фатима Алекпер гызы Мешадибекова – мать (1915)
  • Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков – брат (5 февраля 1939)
  • Анна Юрьевна Герулайтис (Ибрагимбекова) – жена (1948)
  • Мурад Максуд оглы Ибрагимбеков (1965) – сын
Азербайджанский писатель, драматург, сценарист и режиссер. Родился в Баку. Отец – учитель географии. Окончил факультет промышленного и гражданского строительства Азербайджанского политехнического института (1955-1960), Высшие сценарные курсы (1962-1964) и Высшие режиссерские курсы (1971-1973) в Москве. В 1960-62 гг. работал сначала прорабом, потом главным прорабом в тресте «Азтяжпромстрой» в Баку. Первые публикации в 1960 году. С 1964 года – сценарист и режиссер-постановщик. В 1965-м был принят в Союз писателей СССР. В 1975 году на сцене Малого театра была поставлена его пьеса «Мезозойская история» (реж. Б. Равенских), которая шла впоследствии на сцене 40 театров страны, а в 1978 году в ленинградском ТЮЗе была поставлена другая пьеса М. М. Ибрагимбекова – «За все хорошее – смерть» (реж. З. Карагодский), которая также с успехом шла на сцене 50 театров страны. С 1989 года – президент Пен-клуба Азербайджана, депутат парламента Азербайджанской Республики (1985-2005). Из-под его пера вышло более полутора десятков сборников рассказов и повестей, среди которых встречаются и фантастические новеллы. Но его вклад в фантастику эпизодичен. Живет и работает в Баку. Его младший брат Рустам прославился сценарием к знаменитому фильму «Белое солнце пустыни». Жена – тележурналист. Его сын – кинорежиссер, создатель нескольких кинофильмов, лауреат кинематографических премий Венецианского фестиваля, премии «Ника» и еще нескольких других наград за документальный фильм «Нефть». Племянник Фуад также начал снимать кино.
Фильмография и экранизации
  • 1971 – Главное интервью – сценарист
  • 1975 – Тайна горного подземелья – сценарист
  • 1977 – В один прекрасный день (в составе киноальманаха «В один прекрасный день») – сценарист
  • 1977 – Кто поедет в Трускавец – сценарист
  • 19.. – Один для всех (реж. Мурад Ибрагимбеков) – автор истории
  • 1993 – Вальс золотых тельцов (реж. Мурад Ибрагимбеков) – сценарист
  • 1996 – Мужчина для молодой женщины (реж. Мурад Ибрагимбеков) – сценарист
  • 2003 – Нефть (реж. Мурад Ибрагимбеков) – сценарист
Награды и звания
  • 1976 – Государственная премия Азербайджанской ССР
  • 1981 – орден Трудового Красного Знамени
  • 1995 – орден Славы Азербайджанской Республики
  • 1998 – Народный писатель Азербайджанской Республики
Публикации в периодике и сборниках на русском языке
  • Дорога в рай: [Рассказ] // Ленинец (Уфа), 1964, 11,13,16,18 июня
      То же: // Ленинсе (Уфа), 1964, 11,13,16, 23 июня – [На башкирском языке]
  • Электронный мозг Арчибальда Демпли // Ленинец (Уфа), 1964, 31 марта – с.
      То же: // Ленинсе (Уфа), 1964, 4 апреля – с. … – [На башкирском языке]
  • Исчезновение Стива Брайта: [Рассказ] // Формула невозможного. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1964 – с.58-67
  • Прыжок в высоту: [Рассказ] // Формула невозможного. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1964 – с.68-75
  • Гяур: Рассказ // Молодежь Азербайджана, 1965, 2 октября – с.
  • Санто ди Чавес:[Рассказ] // Фантастика, 1966. Выпуск 2. – М.: Молодая гвардия, 1966 – с.214-230
      То же: Под названием «Крысы»: Научно-фантастический рассказ // Эти удивительные звезды. – Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1966 – с.57-79
  • В один прекрасный день: Рассказ // Литературный Азербайджан, 1970, №12 – с.49-58
      То же: Рассказ / Рис. В. Витальева // Неделя, 1971, №18 – с.8-9 То же: [Рассказ] // Азербайджанские рассказы. – Баку: Азгосиздат, 1975 – с.99-113 То же: М. М. Ибрагимбеков. В один прекрасный день. – М.: Советский писатель, 1980 – с.5-19 То же: М. М. Ибрагимбеков. История с благополучным концом. – Баку: Язычы, 1983 – с.8-19 То же: М. М. Ибрагимбеков. История с благополучным концом. – Баку: Язычы, 1984 – с.8-19 То же: М. М. Ибрагимбеков. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. – Баку: Азернешр, 1987 – с. То же: М. М. Ибрагимбеков. И не было лучшего брата. – М.: Известия, 1988 – с.
  • Занятое место: [Рассказ] // Полюс риска. – Баку: Гянджлик, 1970 – с.19-48
  • История с благополучным концом: Повесть // Дружба народов, 1983, №2 – с.75-136
      То же: М. М. Ибрагимбеков. История с благополучным концом. – Баку: Язычы, 1983 – с.459-541 То же: М. М. Ибрагимбеков. История с благополучным концом. – Баку: Язычы, 1984 – с.459-541 То же: След на холме. – Баку: Язычы, 1985 – с.235-320 То же: [Повесть] // М. М. Ибрагимбеков. Несколько причин для развода. – М.: Молодая гвардия, 1985 – с.3-124 То же: М. М. Ибрагимбеков. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. – Баку: Азернешр, 1986 – с. То же: М. М. Ибрагимбеков. И не было лучшего брата. – М.: Известия, 1988 – с.
Публикации в периодике и сборниках на украинском языке
  • Одного чудового дня: Оповідання / Пер. з рос. В. Ципко // М. М. Ібрагімбеков. Одного чудового дня. – К. Дніпро, 1983 – с.
Творчество автора
  • Арас Дадаш-заде. Ибрагимбеков, Максуд Мамед Ибрагим оглы // Краткая литературная энциклопедия. Том 9. – М.: Советская энциклопедия, 1978 – с.321

Виталий Карацупа

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.  © 2001-2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa

archivsf.narod.ru

Снимая кино, я не думаю о пьедестале – Мурад Ибрагимбеков

БАКУ, 12 октября – «Новости-Азербайджан». В настоящее время  в Баку на стадии завершения идет съемочный процесс нового российского фильма «И не было лучше брата» по повести азербайджанского писателя- драматурга Максуда Ибрагимбекова.

В этой связи  эксклюзивное интервью «Новости-Азербайджан» с режиссером данного фильма, лауреатом Гран-при «Серебряный лев» МКФ в Венеции в конкурсе к/м фильмов (Нефть - 2003 год), Мурадом Ибрагимбековым,  в беседе с Ульви Мехти:

- Ваш новый короткометражный фильм «Цивилизация»  - это вторая часть будущей трилогии. В эти пять с лишним минут уложились конец ХХ века и начало нового столетия, знаменитое  11 сентября 2001 года, когда мир в одночасье стал другим. Все либеральные ценности превратились в облако пыли и пепла  над вечным городом Нью-Йорк. Какого наше сегодняшнее настоящее, и какого наше будущее – это то, что остаётся после фильма как некая смута…

- Ну, если брать либеральные ценности, то это является ступенью человеческой эволюции, но никак ни концом. Сегодня настал момент откровения, когда мы должны удержаться на этих ценностях ценностей, но скажу больше, мы должны идти и развивать эти ценности. Другого  пути я не вижу, для того чтобы удержаться на принципах человек – человеку…- В первом фильме трилогии «Нефть» был посыл как национально образующий энергоресурс, во втором фильме эти энергоресурсы несут некий элемент глобализма, который ведет к разрушению, а не к созиданию, в отличие от первой короткометражки.   

- Фильм «Нефть» - это некий минерал, сырьё об энергетической пассионарии младонации,  где путем документальной хроники присутствует стремление все  это представить как рассказ, точнее способом киноочерка. Фильм не о нефтяниках и геологах, и не о том, что бьёт из земли, а о становлении народа  в самом национальном самосознании. Тут конечно подход исключительно индивидуальный, о моём  авторском восприятии родного края.  «Цивилизация»  - это некая идея космополита, который в один миг вдруг понял, что человечество приходит к саморазрушению, а потом идет попытка возрождения.

 - Мир возрождается после знаменитых 9. 11.?

- Все же разрушения не было. Это всего лишь маленький повод  в истории человечества. Все зависит от того, как автор преподносит ту иль иную историю. Мир мы воспринимаем как событие только в том случае, если нам кто-то рассказывает о значимости события. Это, на мой взгляд, глубокое заблуждение историков в попытке преподнести данное событие как изменение мировой цивилизации. Это всего лишь эпизод в историческом масштабе  глобальной цивилизации.

- Как тогда быть с виртуальными персонажами новейшей истории: Бен Ладен, Хаттаб, все они плод бесчисленных телекоммуникаций, именуемых врагами человечества.

- Все же мне думается, что они живые «люди» (с улыбкой), они делают то, что им велено по инструкции, и  это является тупиковой ветвью человечества. Мы забываем о побудительных мотивах, даже больше - о них не всегда принято говорить. - Тогда тут уместна фраза доктора  PR-пропаганды Йозефа  Геббельса: «Когда мы хотим что-то сказать, мы добиваемся не правды, а эффекта…»- Мне не приходилось заниматься пропагандой.

- Что есть «0бъект №»  - короткометражка, которая была по осени в конкурсе венецианского кинофестиваля 2009 года?

- Ну – это история о Москве. О том, как мы относимся к символам истории. Что есть Русский символизм. О символах разрушения и созидания,  неких рукотворных атрибутах. Метраж тот же самый, что и всегда -  5 минут.

- Вас в мировом кино воспринимают сквозь призму короткого метра, и почему не удаётся на этом пьедестале подтвердить свой результат  через полный метр?

- Снимая кино, я не думаю о пьедестале. Я совершенно не беспокоюсь о том, как меня воспринимают в мировом кино. Главное, быть его частью и постоянно интегрироваться в процессы, происходящие сегодня в мировом кино. Главное, быть его частью и всегда держать руку на пульсе.

- Вы сейчас заняты международным проектом экранизации повести Максуда Ибрагимбекова «И не было лучше брата». Зачем было надо снимать в оригинале ретрограда, не легче и актуальнее было адаптировать под ХХI век? Герои Баку 60-х соответствуют моральным требованиям сегодняшнего  Баку?

- Приличных, хороших людей в ту эпоху, когда писалась книга, и в наше время, приблизительно находится в одинаковом количестве дефицита. Выродков, дегенератов, подонков всегда было в одинаковом количестве большинства. В этом случае мир не меняется, и может лучше все как есть  оставлять в оригинале. В этом есть определённый вкус времени, определённая режиссёрская задача, как преподнести в ретростилистике. Не скрою, я думал об адаптации  сквозь призму сегодняшнего дня, но тогда был огромный риск потерять аромат, первоисточник литературного произведения. 

- Тяжело было добывать экстерьер (натуру) для съёмок первоисточника Баку 60-х, когда сегодня идет нескончаемый капремонт на улицах Баку? Удовлетворены процессом работ?

- Да вообще кино само не легко даётся, и я знал, на что шел. Бремя съёмок - это естественная часть профессии, часть жизни. Удовлетворен? Не могу сказать, да и нет, все покажет экран.

ru.sputnik.az

Ибрагимбеков Мурад Биография - фильмография

Родился 12 марта 1965 г. в Баку. В 1989 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Таланкина). С 1991 г. — независимый продюсер кинокомпании "Ибрус". С 1995 г. работает в рекламе, режиссер ряда рекламных роликов. С 1997 г. снимает сюжеты для киножурнала "Ералаш". Автор и режиссер рекламных роликов (пива "Три медведя", "Доктор Дизель", 1997).призы и награды1996 МКФ "Богота" (Бронзовый приз, фильм "Мужчина для молодой женщины") 1997 РКФ "Литература и кино" в Гатчине (Спец. приз жюри, фильм "Мужчина для молодой женщины") 2000 ОКФ "Киношок" в Анапе (Спец. приз жюри "За талантливую кинематографическую аранжировку прозы М. Зощенко", фильм "Истинные происшествия") 2001 КФ во Владикавказе (Приз за лучшую режиссуру, фильм "Истинные происшествия") 2001 РКФ "Литература и кино" в Гатчине (Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, Приз "За освоение наследия русской литературы", фильм "Истинные происшествия") 2003 МКФ в Венеции (Приз "Серебряный лев" в конкурсе к/м фильмов, фильм "Нефть") 2003 Межрегиональный фестиваль "Евразийский калейдоскоп" в Москве (Гран-при творческого конкурса, фильм "Побег") 2003 Премия "Ника" (За лучший неигровой фильм, фильм "Нефть")

роли в кино2009 Предел желаний :: Тимур2007 Три девушки (Азербайджан, Германия, Россия) :: Занзарен, художник2003 С любовью, Лиля :: Борис Гинзбург1998 С Днем Рождения!

озвучивание2006 Чемоданы Тульса Люпера. Русская версия | The Tulse Luper Suitcases. Russian Version (Венгрия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Россия)

Режиссер2010 Москва, я люблю тебя! (киноальманах)2010 И не было лучше брата2007 Три девушки (Азербайджан, Германия, Россия)2006 Московская история (не был завершен)2003 Замыслил я побег2000 Истинные происшествия, или Безумный день монтёра (Россия, Азербайджан)1996 Мужчина для молодой женщины1992 Вальс золотых тельцов1987 Руся (короткометражный)1987 Один за всех (короткометражный)1986 Дундуклей (короткометражный)

Сценарист2010 Москва, я люблю тебя! (киноальманах)2010 И не было лучше брата2007 Три девушки (Азербайджан, Германия, Россия)1996 Мужчина для молодой женщины1992 Вальс золотых тельцов1987 Руся (короткометражный)1986 Дундуклей (короткометражный)

Продюсер2010 И не было лучше брата2010 Грозное время

kino-cccp.net