Почему нельзя подымать налоги на добычу нефти и газа. Налоги на нефть газ


Пора повышать налоги на нефть и газ | Новости

Теперь нефть снова стоит дорого. Средняя цена Urals в I квартале этого года — $75,3. Но даже год назад при средней цене барреля в $44 в уместности льгот были большие сомнения. До кризиса, когда лидерами в добычи нефти были частные компании, налоговая нагрузка на нефтянку была сконструирована так: НДПИ и экспортные пошлины шли вверх при цене нефти выше $16 и $27 за баррель соответственно. До этого уровня, при совсем низких ценах, нагрузка была минимальной. Если при цене нефти в $44 ее добыча и экспорт нерентабельны, значит что-то не так с издержками на транспортировку сырья и прочими расходами.

Что дают нефтяникам налоговые льготы, прекрасно видно из опубликованной вчера отчетности «Роснефти» по US GAAP за I квартал (см. таблицу). Прибыль госкомпании выросла до самого высокого уровня за последние полтора года — с начала кризиса.

Показатель, $ млрд

I квартал 2010

I квартал 2009

Рост, в %

Прибыль

2,43

2,06

18

Выручка

14,8

8,3

79

Налоги на добычу, экспортные пошлины

6,1

3,3

85

Транспортировка

1,76

1,25

41

EBITDA

4,44

2,3

92

Добыча, млн барр. в день

2,29

2,11

8,4

Переработка, млн т

12,1

11,6

4

Долг

16,4*

18,5**

-11

Цена нефти, $

75,3

44

71

* на 01.04.2010

** на 01.01.2010

Источники: Bloomberg, Интерфакс

Кроме общих для всех нефтяников льгот, «Роснефть» пользуется специальными льготами при добыче нефти в Восточной Сибири. Минфин пытался их отменить, но результатом внутриправительственного спора стало продление льгот как минимум до конца года. Из приведенных показателей очевидно, что, несмотря на рост расходов и налогов, нефтяники при нынешних ценах чувствуют себя весьма неплохо и никакой нужды в продлении льгот нет.

Пожертвовав нефтяными налогами, российский бюджет попал в достаточно плачевное положение. Пришлось упразднить разделение доходов на нефтяные и прочие. Цена нефти, при которой бюджет-2010 можно было бы свести без дефицита, достигла, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, $95. Пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза, что говорит о гигантской неудаче нашей бюджетной политики.

Стоит нефти подешеветь, как страна очень быстро наберет долги. Это очень несвоевременно. Впереди большие расходы, а займы в ближайшие годы, скорее всего, будут только дорожать. Ведь Греция — только начало кризиса суверенного долга. Бюджетные проектировки развитых стран Европы и США показывают, что он может затянуться на несколько лет. Россия вошла в этот кризис в очень благоприятной ситуации: госдолг крайне низок. Но это временно.

Возвращение нефтяных налогов на докризисный уровень позволило бы избежать давно запланированной на 2011 год и очень вредной меры — повышения налоговой нагрузки на оплату труда. Этот шаг будет сильно сдерживать послекризисное восстановление экономики и осложнит ее модернизацию. Нагрузка на оплату труда особенно высока в секторе услуг. Но всему сервисному сектору едва ли удастся записаться в «инновационные компании», которые увеличения нагрузки не почувствуют.

www.forbes.ru

Пора повышать налоги на нефть и газ

С антикризисной поддержкой реального сектора пора заканчивать, заметил на пятничной коллегии Минфина и Минэкономразвития один из наших лучших экономистов, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Премьер Владимир Путин удивился: видимо, аппарат правительства таких предложений не выдвигал. Поддержка нефинансового сектора увеличивает спрос на импорт, но тут уж ничего не поделаешь, ответил премьер.

На самом деле поддержка реального сектора - это не только прямое выделение средств из бюджета. Это еще и налоговые льготы. Премьер об этом, судя по газетным пересказам, забыл. Самую мощную антикризисную поддержку - причем первыми - получили из бюджета российские нефтяники. Вот с ней точно пора заканчивать.

Налоговые льготы для нефтяников правительство ввело в разгар кризиса, в конце 2008-го. Они должны были скрасить компаниям снижение цены нефти и прекращение доступа к дешевым кредитам. Были снижены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на добычу, ускорена амортизация, снижен налог на прибыль. Но нефть достаточно быстро подорожала, и особых трудностей с погашением долга у нефтяников не возникло. Помогла нефтяникам и девальвация рубля.

Теперь нефть снова стоит дорого. Средняя цена Urals в I квартале этого года - $75,3. Но даже год назад при средней цене барреля в $44 в уместности льгот были большие сомнения. До кризиса, когда лидерами в добычи нефти были частные компании, налоговая нагрузка на нефтянку была сконструирована так: НДПИ и экспортные пошлины шли вверх при цене нефти выше $16 и $27 за баррель соответственно. До этого уровня, при совсем низких ценах, нагрузка была минимальной. Если при цене нефти в $44 ее добыча и экспорт нерентабельны, значит что-то не так с издержками на транспортировку сырья и прочими расходами.

Что дают нефтяникам налоговые льготы, прекрасно видно из опубликованной вчера отчетности «Роснефти» по US GAAP за I квартал (см. таблицу). Прибыль госкомпании выросла до самого высокого уровня за последние полтора года - с начала кризиса.

Кроме общих для всех нефтяников льгот, «Роснефть» пользуется специальными льготами при добыче нефти в Восточной Сибири. Минфин пытался их отменить, но результатом внутриправительственного спора стало продление льгот как минимум до конца года. Из приведенных показателей очевидно, что, несмотря на рост расходов и налогов, нефтяники при нынешних ценах чувствуют себя весьма неплохо и никакой нужды в продлении льгот нет.

Пожертвовав нефтяными налогами, российский бюджет попал в достаточно плачевное положение. Пришлось упразднить разделение доходов на нефтяные и прочие. Цена нефти, при которой бюджет-2010 можно было бы свести без дефицита, достигла, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, $95. Пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза, что говорит о гигантской неудаче нашей бюджетной политики.

Стоит нефти подешеветь, как страна очень быстро наберет долги. Это очень несвоевременно. Впереди большие расходы, а займы в ближайшие годы, скорее всего, будут только дорожать. Ведь Греция - только начало кризиса суверенного долга. Бюджетные проектировки развитых стран Европы и США показывают, что он может затянуться на несколько лет. Россия вошла в этот кризис в очень благоприятной ситуации: госдолг крайне низок. Но это временно.

Возвращение нефтяных налогов на докризисный уровень позволило бы избежать давно запланированной на 2011 год и очень вредной меры - повышения налоговой нагрузки на оплату труда. Этот шаг будет сильно сдерживать послекризисное восстановление экономики и осложнит ее модернизацию. Нагрузка на оплату труда особенно высока в секторе услуг. Но всему сервисному сектору едва ли удастся записаться в «инновационные компании», которые увеличения нагрузки не почувствуют.

maxpark.com

Налог на финансовый результат для нефтяных компаний: причины и последствия

Налоговые доходы от добычи нефти и газа являются одним из основных источников пополнения бюджета России.

На текущий момент на уровень добычи нефти в России оказывает негативное влияние ряд существенных внутренних и внешних факторов. К числу основных внешних факторов можно отнести падение мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, а также экономические санкции против России. К внутренним факторам относится снижение качества запасов российской нефти, падение добычи действующих месторождений, недостаточность инвестиций в новые технологии, повышающие нефтеотдачу, что препятствует эффективной добычи нефти в отношении как выработанных так и новых месторождений.

До недавнего времени существующая система налогообложения нефтяной ренты в условиях высоких цен на нефть позволяла успешно решать фискальные задачи, обеспечивая доходы бюджета на достаточно высоком уровне, при этом задача регулирующего воздействия налогообложения, призванная стимулировать увеличение добычи нефти за счет повышения ее эффективности, как таковая не решалась. Справедливости ради нужно отметить, что действующий режим обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает определенные изъятия по трудноизвлекаемым запасам, налоговые льготы, однако системный подход на законодательном уровне, позволяющий эффективно решать задачу стимулирования доходности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти отсутствует.

В этой связи в текущих условиях усиления негативного воздействия как внешних так и внутренних факторов игнорирование регулирующей роли налогообложения нефтяных доходов в угоду фискальным интересам наряду с другими причинами в конечно счете может негативно отразить на перспективах развития добычи нефти, а, следовательно, и на доходах бюджета. Поэтому предпринимаемые в последнее время законодательные инициативы по изменению существующей системы налогообложения нефтяной ренты путем введения налога на финансовый результат и налога на добавленный доход являются очевидно давно назревшими и необходимыми.

 

Действующий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает обложение налогом объема добычи нефти. При этом при расчете налога применяются коэффициенты, которые должны позволять учитывать специфику добычи конкретных месторождений. Вместе с тем на практике указанные коэффициенты не позволяют в полной мере обеспечить учет всех геологических, географических и иные подобных факторов, влияющих на качество добычи нефти. При этом идею дальнейшей дифференциации ставок за счет введения новых коэффициентов, либо дополнения или изменения существующих вряд ли можно признать рациональной, учитывая количество тех условий и характеристик, которые должны приниматься во внимание, а также, принимая во внимание, что указанные характеристики и условия не являются статичными, а в течение времени изменяются.

В этой связи более эффективным представляется подход, предполагающий замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с объема добычи на финансовый результат, что в наибольшей степени соответствует задаче экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях, а значит, в конечном счете, и фискальным интересам государства. В идеале налогообложение финансового результата должно приводить ко взиманию больших налогов в период максимальной доходности добычи и разработанности месторождения и соответственно к уменьшению налогового бремени при выработанности месторождения, либо в начале ее разработки, стимулируя налогоплательщика повышать эффективность добычи на данных этапах.

На текущий момент идея обложения финансового результата в отношении низкодоходных месторождений нашла свое отражение в законодательных инициативах по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД). И тот и другой налог предполагает налообложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти в отношении низкодоходных месторождений: НДД – для новых, НФР – для действующих. НФР планируется облагать доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доведение до товарного состояния. Расходы на капиталовложения списываются в ускоренном порядке. Предлагаемая максимальная ставка налога 60%. НДД облагается выручка за вычетом эксплуатационных затрат и капитальных вложений. При этом в отличие от НФР капиталовложения предполагается вычитать сразу. Ставка налога рассчитывается с учетом отношения накопленного дохода к накопленным затратам.

 

Оценивая указанные законопроекты , следует отметить, что предлагаемые к введению НФР и НДД  выгодны для налогоплательщиков, поскольку являются в целом более гибкими налоговыми инструментами, нежели действующая система налогообложения в виде НДПИ. Если при существующем режиме налогоплательщик фактически никак не заинтересован работать с труднодоступной нефтью, то при переходе на налогообложение финансового результата учет затрат на разработку и добычу трудноизвлекаемых запасов позволяет снизить налоговую нагрузку, вкладывая тем самым сохранившиеся  средства в развитие технологий и инфраструктуры, повышая эффективность добычи таких трудноизвлекаемых запасов.

Переход на налогообложение финансового результата в перспективе выгоден и бюджету - даже если в моменте доходы бюджета от налогообложения добычи труднодоступной нефти снизятся, в перспективе предпринимаемые меры по повышению эффективности добычи такой нефти должны позволить увеличить объемы добычи, и тем самым доходы бюджета. В то же время очевидно, что в текущей ситуации полный отказ от НДПИ является невозможным в силу фискальных причин, что подтверждается и представителями Минфина России в своих оценках указанных законодательных инициатив. В этой связи наиболее правильным решением был бы некий поэтапный переход к новой системе налогообложения с учетом оценки результатов эффективности ее применения. Так указанную систему можно было бы ввести изначально в отношении новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а затем распространить ее действие на выработанные месторождения, и впоследствии на остальные действующие месторождения.

В идеале новая система должна обеспечить универсальный механизм налогообложения, применимый в отношении всей добычи, как действующих высокодоходных скажин, так и в отношении уже выработанных или новых трудноизвлекаемых запасов исходя из рентабельности их добычи. При этом очевидно, что предлагаемый механизм налогообложения финансового результата уже на данном этапе требует дальнейшей проработки, в том числе в части уточнения порядка расчета налоговой базы, условий и оснований учета расходов на капитальные вложения. Предлагаемая система ускоренного списания не должна давать оснований для ее рассмотрения в качестве возможности компенсации непродуктивных затрат за счет бюджета.

Одновременно и для налогоплательщиков переход от НДПИ к новой системе не должен приводить к ухудшению условий налогообложения существующих льготируемых проектов. Для чего налоговый эффект от перехода на новую систему налогообложения по таким проектам должен быть заранее просчитан и учтен при формировании соответствующего механизма налогообложения во избежание непрогнозируемых рисков увеличения налоговой нагрузки по таким проектам.

zakon.ru

Почему нельзя подымать налоги на добычу нефти и газа . ТЭК,

Почему инициатива Кабмина по повышению налогов за недропользование приведет к упадку отрасли

На этой неделе Кабинет Министров зарегистрировал в парламенте законопроект №4309а, предусматривающий, в частности, повышение ставок платы за недропользование на 60-70% для частных компаний. Цель инициативы банальна - Кабмину нужно наполнять пустую казну. Но вот способы, которым правительство пытается сократить бюджетный дефицит, не только старомодны, но опасны для отечественной нефтегазовой отрасли.

Dob_table_1.PNG

Сейчас добыча нефти и газа одна из самых быстрорастущих отраслей экономики Украины. За первое полугодие прирост добычи газа частными компаниями составил 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие же показатели роста демонстрирует частная нефтедобыча (без показателей Укрнафты). И основной причиной таких успехов является высокие цены на энергоресурсы и, что не менее важно, - лояльное налогообложение в отрасли.

В случае если закон №4309а будет принят, частные газодобывающие компании будут вынуждены платить с одной тысячи кубометров добытого газа 4 557 грн налога на недра. И это не считая других платежей

налога на прибыль и других выплат по формуле расчёта налогообложения, с которым конечный показатель достигает до 6 500 грн. Максимальная цена реализации газа, установленная НКРЭ, составляет не более 4 724 грн за тыс. кубометров. С учетом НДС, надбавок и расходов на транспортировку, конечная цена будет колебаться в пределах 5 400 грн за тыс. кубометров.

Таким образом, убыток от добычи тыс. куб. м газа составит от 700 до 900 грн. Естественно такие налоги не толь не позволяют поддерживать уровень добычи, но и ставит крест на планах по увеличению производственных показателей. Единственный выход, который останется для компаний - остановить добычу. А это значит, что вместо наполнения бюджета, государственная казна может вообще остаться без поступлений от пользователей недрами.

Учитывая, что повышение собственной добычи газа на фоне прекращения поставок из России, является приоритетным, то инициатива нашего правительства выглядит просто абсурдной.

Добывать нефть и конденсат станет тоже невыгодно. Вместо "обычных" 3 500 грн за тонну, придется платить 5 261 грн, что в среднем на 50% больше. К примеру, крупнейшей нефтедобывающей компании Укрнафта придется по году дополнительно заплатить в бюджет 3,5 млрд. грн налогов. Такое повышение налогов не позволит компаниям развивать существующий портфель активов и неминуемо приведет к резкому падению добычи и в итоге - к сокращению бюджетных поступлений.

Нужно подчеркнуть, что предлагаемые Кабмином изменения не коснутся газ,а добываемого государственными компаниями, который идет на нужды населения, ставка платы за недра останется на прежнем уровне. Речь идет о компании Укргаздобыча (100% владеет Нафтогаз), но даже она оказалась под ударом. Увеличение платы за недра за нефть и конденсат обойдется Укргаздобыче дополнительно в 1 млрд грн, которые этак компания заплатить не сможет, поскольку несет убытки от продажи газа для потребностей населения по заниженным ценам.

В условиях нового налогообложения экономически оправданной будет только добыча из скважин глубиной более 5 000 м, но таких скважин в Украине единицы.

Это уже не первая попытка властей расправиться с добытчиками. Всего лишь несколько недель назад в Верховной Раде с подачи правительства был принят в первом чтении законопроект №4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе", который обязывал частные компании продавать газ Нафтогазу без определенной цены и условий. Фактически - это попытка экспроприации газа частных компаний.

Не дожидаясь принятия данного законопроекта Нафтогаз уже начал вести переговоры с добытчиками о закачке половины газа в подземные хранилища.

Убийственные инициативы чиновников по отношению к нефтегазовой отрасли вызывают много вопросов, но сомнения не вызывает одно - правительство, Министерство энергетики и угольной промышленности - главные идеологи разрушения нефтегазодобывающей отрасли. Нужно понимать, что если бизнесу будет выгодно работать в Украине, бизнес сам наполнит казну. Пока этих простых истин в чиновники не понимают. 

Геннадий Кобаль, аналитик консалтинговой компании Ньюфолк

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

biz.liga.net