Урок химии в 10 классе. природные источники углеводородов. Нефть. Нефть 10 класс химия


Презентация по химии на тему "Нефть" (10 класс)

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация по химии на тему "Нефть" (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Нефть и нефтепродукты Учитель химии МБОУ «Игоревская СШ» Шеметова Ольга Алексеевна

2 слайд Описание слайда:

Нефть - это жидкий природный раствор, состоящий из большого числа углеводородов (УВ) разнообразного строения и высокомолекулярных смолисто-асфальтеновых веществ. В нем растворено некоторое количество воды, солей, микроэлементов. Главные элементы: С - 83-87%, Н - 12-14%, N, S, O - 1-2%, реже 3-6% за счет S. Десятые и сотые доли процента нефти составляют многочисленные микроэлементы.

3 слайд Описание слайда:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОБЫЧЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ. Добыча нефти и нефтепродуктов, их переработка и транспортировка тяжело сказываются на состоянии и плодородии почвенного покрова Земли. Общеизвестно, что хорошие почвы - это обильное плодородие. Но почвы на нашей планете играют и другую, менее известную, но не менее важную роль. В почвенном покрове Земли и ее гумусовой оболочке сосредоточена основная доля живого вещества суши и его биогенной энергии. Отсюда экологическая система “ почва - организмы “ оказывается одним из главнейших механизмов формирования всей биосферы, ее стабильности и продуктивности в целом. .

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Все нефти при простой перегонке разделяются на фракции: 1) Газовая фракция (t кипения до 40(C) содержит нормальные и разветвленные алканы до C5. 2) Бензин (газолин) (t( кипения 40-180(C) содержит до 20% от общего состава. Углеводороды- C6-C10. 3) Керосин (t( кипения 180-230(C) -содержит углеводороды C11-С12 В основном используется в качестве топлива. 4) Легкий газойль(t( 230-305(C) -легкое дизельное топливо, в состав входят C13-C17. Используют как дизельное топливо. 5) Тяжелый газойль и легкий дистиллят. (t( кипения 305-405(С). С18-С25. 6) Смазочные масла(t( кипения 405-515(C). Содержат углеводороды C26-C38, Из которых наиболее известен вазелин. 7) Остаток после перегонки называют асфальтом или гудроном

6 слайд Описание слайда:

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами Загрязнение континентальных и океанических вод углеводородами является в настоящее время одним из основных видов загрязнения гидросферы. Ежегодно в Мировой океан сбрасывается 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. .

7 слайд Описание слайда:

Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. Большая часть нефти попадает в воду от двигателей внутреннего сгорания и промышленных предприятий. Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность воды нефтяной пленкой, которая препятствует доступу воздуха и света. В ряде случае толстый слой нефтепродуктов на водной поверхности может оказаться огнеопасным. Известны случаи загорания прудов отстойников на нефтеперерабатывающих заводах.

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Конец

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-011155

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по химии 10 класс по теме "нефть"

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация по химии 10 класс по теме "нефть"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

НЕФТЬ Выполнила учитель высшей квалификационной категории МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска Федотова Марина Владимировна 2015г.

2 слайд Описание слайда:

Нефть Сырая нефть – природная легко воспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию в качестве топлива и сырья для химического производства. Химическая нефть – это сложная смесь углеводородов с различным числом атомов углерода в молекулах; в их составе могут присутствовать сера, азот, кислород и незначительные количества некоторых металлов.

3 слайд Описание слайда:

Общие сведения Нефть образуется вместе с газообразными углеводородами обычно на глубине более 1,2—2 км; залегает на глубинах от десятков метров до 5—6 км. Однако на глубинах св. 4,5—5 км преобладают газовые и газоконденсатные залежи с незначительным количеством лёгких фракций. Максимальное число залежей нефти располагается на глубине 1—3 км. Вблизи земной поверхности нефть преобразуется в густую мальту, полутвёрдый асфальт и др. — например, битуминозные пески и битумы.

4 слайд Описание слайда:

Состав нефти В составе нефти выделяют углеводородную, асфальтосмолистую и зольную составные части. Также в составе нефти выделяют порфирины и серу. Углеводороды, содержащиеся в нефти, подразделяют на три основные группы: метановые, нафтеновые и ароматические. Метановые (парафиновые) углеводороды химически наиболее устойчивы, а ароматические - наименее устойчивы (в них минимальное содержание водорода). При этом ароматические углеводороды являются наиболее токсичными компонентами нефти. Асфальтосмолистая составная нефти частично растворима в бензине: растворяемая часть - это асфальтены, нерастворяемая - смолы. В смолах содержание кислорода достигает 93% от его общего количества в составе нефти.

5 слайд Описание слайда:

Состав нефти Органическая масса 98% Углерод 83% Водород 13% Кислород и азот 0.2 – 0.3% Сера 0.1 – 0.7% Никель, железо, серебро и др 0.01 – 0.03%

6 слайд Описание слайда:

Нахождение в природе Почти вся добываемая в мире нефть извлекается посредством буровых скважин, закрепленных стальными трубами высокого давления. Для подъема нефти и сопутствующих ей газа и воды на поверхность,скважина имеет герметичную систему (подъемных труб, механизмов и арматуры), рассчитанную на работу с давлениями, соизмеримыми с пластовыми.

7 слайд Описание слайда:

Нефть бывает от светло-бурого до чёрного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется. Так как нефть – смесь различных углеводородов, то у неё нет определённой температуры кипения.

8 слайд Описание слайда:

Добыча нефти Добыча нефти происходит посредством буровых скважин, закрепленных стальными трубами высокого давления. Для добычи и подъема нефти и сопутствующих ей газа и воды на поверхность скважина имеет герметичную систему подъемных труб, механизмов и арматуры, рассчитанную на работу с давлениями, соизмеримыми с пластовыми. Добыче нефти при помощи буровых скважин предшествовали примитивные способы: сбор ее на поверхности водоемов, обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, посредством колодцев. Добыча нефти из колодцев производилась в Киссии, древней области между Ассирией и Мидией в 5 веке до нашей эры при помощи коромысла, к которому привязывалось кожаное ведро.

9 слайд Описание слайда:

Добыча нефти

10 слайд Описание слайда:

Ректификация Ректификация (от лат. rectus — правильный и facio — делаю) — разделение смесей жидкостей, основанное на неоднократном испарении жидкостей и конденсации паров. Ректификацию осуществляют в специальных ректификационных колоннах. Применение Ректификацию широко применяют в промышленности, например для получения спирта-ректификата, с отделением сивушных масел и альдегидных фракций, для выделения бензинов, керосинов и других фракций из нефти, а также получения компонентов воздуха (кислорода, азота, инертных газов).

11 слайд Описание слайда:

Ректификационная колонна Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение. Вначале из неё удаляют растворённые газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих водородов нефть нагревают. Первыми переходят в парообразное состояние и отгоняют углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие относительно низкую температуру кипения. С повышением температуры смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти. Чаще всего при такой перегонке получают три основные фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению.

12 слайд Описание слайда:

Фракции нефти 1) Из газолиновой фракции бензинов получают газолин, бензин. 2) Из лигроиновой фракции - лигроин, который используют для производства хим. реактивов и как горючее для тракторов. 3) Из керосиновой фракции получают - керосин. 4)В следующей фракции получают газойль – дизельное топливо. 5) Остаток после перегонки нефти – мазут.

13 слайд Описание слайда:

Пиролиз - разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. При пиролизе нефти основными продуктами реакции являются непредельные газообразные углеводороды и ароматические. С целью получения индивидуальных ароматических углеводородов, водорода или бензина с повышенным содержанием аренов используют очень важный способ переработки нефтепродуктов – риформинг.

14 слайд Описание слайда:

Крекинг Слово “крекинг” означает расщепление. На крекинг - заводах углеводороды не перегоняются, а расщепляются. Процесс ведётся при более высоких температурах (до 600о), часто при повышенном давлении. При таких температурах крупные молекулы углеводородов раздробляются на более мелкие. При крекинге нефть подвергается химическим изменениям. Меняется строение углеводородов. В аппаратах крекинг - заводов происходят сложные химические реакции. Эти реакции усиливаются, когда в аппаратуру вводят катализаторы.

15 слайд Описание слайда:

Процесс переработки нефти и газа.

16 слайд Описание слайда:

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»

17 слайд Описание слайда:

Месторождения нефти и газа в Иркутской области Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение

18 слайд Описание слайда:

Запасы нефти и газа в Иркутской области Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти - 2050 млн. т., по газу - 7,5 трлн.м3. Разведанные запасы нефти и газа в пределах Сибирской платформы на сегодня позволяют рассматривать Восточную Сибирь, как один из перспективных регионов для создания нового центра добычи углеводородного сырья.

19 слайд Описание слайда:

Карта строительства нефтепровод ВСТО Значение строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан для укрепления экономической мощи нашей державы невозможно переоценить. Именно поэтому и у нас в стране, и за рубежом так велик интерес общества к созданию Восточного маршрута транспортировки российской нефти.

20 слайд Описание слайда:

Обход трассы вокруг озера Байкал Сооружение уникальной во всех отношениях нефтепроводной системы в сложнейших природно-климатических условиях ведет компания «Транснефть». Отсутствие не только развитой, но и на некоторых участках какой-либо инфраструктуры вообще) явились серьезным вызовом для организации работ, учитывая сжатые сроки строительства.

21 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО Подготовительные работы при прокладывании нефтепровода ВСТО

22 слайд Описание слайда:

Строительство ВСТО Условия прокладывания трубопровода – экстремальные.

23 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО Особенности региона строительства (а это значительные температурные амплитуды от –50 до +50 оС, перепады высот, многолетнемерзлые и вечномерзлые грунты, которые составляют порядка 20 % трассы.

24 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО Вырубается большое количество древесных пород, загрязняются реки.

25 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО Суровых условий работы не выдерживает даже техника

26 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО А после нас – хоть трава не расти…

27 слайд Описание слайда:

Прокладывание нефтепровода ВСТО Здесь были мы…

28 слайд Описание слайда:

Влияние строительства на окружающую природу

29 слайд Описание слайда:

Акции протеста экологов 3 марта2008года группа общественных деятелей провела в Иркутске публичную акцию "Попей воды в последний раз!". Она была направлена против решения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), давшей положительное заключение о возможности строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) по берегу озера Байкал. Инициаторами акции выступил фонд "Открытая Россия", к которому присоединились Иркутское региональное отделение политической партии "Союз Правых Сил", общественная организация "Байкальская экологическая волна" и "Объединенный гражданский фронт".

30 слайд Описание слайда:

Нефтеперекачивающие станции Фотографии НПС с самолета

31 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-358961

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

презентация по химии"Нефть и ее переработка"10 класс

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация по химии"Нефть и ее переработка"10 класс

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Измен Нефть и ее переработка.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Нефть и ее переработка МБОУ «Новотроицкая СОШ»

2 слайд Описание слайда:

Физические свойства нефти Нефть — горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом..  не имеет формулы- смесь углеводородов  нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых XX-XXIв. месторождения нефти приурочены к осадочным породам

3 слайд Описание слайда:

Теории происхождения нефти Классическая теория ( опыт немецких ученых Г.Гефера и К.Энглера поставленный ими в 1888 году по перегонке рыбьего жира при температуре 400 С и давлении около 1 Мпа)  Карбидная или биогенная -М.Бертло (1866), Д.И.Менделеев(1876) Круговорот углерода в природе.

4 слайд Описание слайда:

Месторождения нефти Туймазинское (1937)-Башкирия Ромашкинское (1948) – Республика Татарстан ,Альметьевский р-н Самотлорское (1965)г)-Западная Сибирь Мамонтовское (1965) Приобское Лянторское

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Перегонка нефти

7 слайд Описание слайда:

Материальный баланс атмосферной перегонки западно- сибирской нефти ПРЕДЕЛЫ ВЫКИПАНИЯ, °С ВЫХОД ФРАКЦИИ, % (МАСС.) ПРЕДЕЛЫ ВЫКИПАНИЯ, °С ВЫХОД ФРАКЦИИ, % (МАСС.) Газ 1,1 % Бензиновые фракции <62°С 4,1% 62—85°С 2,4% 85—120°С 4,5% 120—140°С 3,0% 140—180°С 6,0% Керосин 180—240°С 9,5% Дизельное топливо 240—350°С 19,0% Мазут 49,4% Потери 1,0%

8 слайд Описание слайда:

Крекинг нефти Крекинг – это реакции расщепления углеродного скелета крупных молекул при нагревании и в присутствии катализаторов. Крекинг (англ. cracking, от crack — расщеплять), переработка нефти и её фракций для получения главным образом моторных топлив, а также химического сырья, протекающая с распадом тяжёлых углеводородов.

9 слайд Описание слайда:

Термический крекинг Первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти была создана и запатентована инженером В. Г. Шуховым и его помощником С. П. Гавриловым в 1891 году

10 слайд Описание слайда:

Химизм крекинга Протекает по радикально-цепному механизму с разрывом связей С—С в молекулах парафиновых (С5 и выше) Одновременно с разрывом связей происходят реакции полимеризации C4h20 -> C2H6 +C2h5 C8h28 -> C4h20 + C4H8 C16h44 ->C8h28 + C8h26

11 слайд Описание слайда:

Типичный материальный баланс процесса каталитического крекинга Продукция Выход % на сырье Гидроочищенныйвакуумный газойль (Фр.350-500°С) 100 Получено всего: 100 h3 0,04 СН4 0,25 C2H6 0,23 C2h5 0,36 C3H8 0,85 С3H6 2,73 бутан 0,89 бутены 2,5 изобутан 4,20 бензиновая фракция (ОЧИ-91/92) 58,62 газойль (легкий+тяжелый) 27,17 Кокс + потери 2,17

12 слайд Описание слайда:

Сравнительная характеристика видов крекинга Термический 1.ť=470-550̊̊ С 2.большая детонационная стойкость бензина - 3.легко окисляется Каталитический 1.Катализатор 2. ť=450-500 ̊С 3.Высокая детонационная стойкость бензина 4.Устойчив при хранении

13 слайд Описание слайда:

Влияние нефтедобывающей промышленности на окружающую среду

14 слайд Описание слайда:

Влияние нефтедобывающей промышленности на окружающую среду

15 слайд Описание слайда:

Влияние нефтедобывающей промышленности на окружающую среду

16 слайд Описание слайда:

Домашнее задание:§17

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация"Нефть и ее переработка"для 10 класса.Состоит из 15 слайдов.Позволяет изучить физические свойства нефти,приводит сведения о теории происхождения нефти, знакомит с месторождениями и их расположением, дает представление о количестве добываемой в России нефти.В презентации приводятся  способы переработки нефти-прямая перегонка и крекинг,материальный баланс позволяет понять преимущества крекинга по сравнению с перегонкой.В работе указано влияние нефтеперабатывающей отрасли на окружающую среду-почву. воздух, воду и распределение нефтесодержащих загрязнителей по окружающей среде.

Общая информация

Номер материала: 154924

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

разработка урока химии в 10 классе по теме: "Нефть"

Урок по теме "Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты"

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с нефтью как естественноисторическим телом, гипотезами происхождения нефти, составом и свойствами.

Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.

Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.

Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.

Формировать умение работать в группах.

Воспитывать чувство “локтя”, ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Поддерживать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: банка с нефтью, стакан с водой, 4 пробирки с нефтью, коллекции «Нефть и нефтепродукты», презентация, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА

  1. Подведение к теме

Слайд № 1

Здравствуйте ребята! Сегодня перед нами стоит задача познакомиться с нефтью, её составом, свойствами и способами переработки. В ходе нашего урока хотелось бы также получить ответы на такие важные в наше время вопросы, как:

  1. Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества?

  2. Почему в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости (демонстрирую нефть)?

Одним словом, почему нефть так важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом»?

Ответить на все эти вопросы нам поможет сегодняшний урок.

Эпиграфом к уроку будет высказывание Зелинского Слайд № 2

  1. Изучение нового материала

Начнем с истории…

Исторические сведения

Нефть известна человечеству с давних времен. Как показали археологические раскопки, на берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э. Нефть использовалась для освещения жилищ, добавлялась в состав для бальзамирования трупов.

Слайд № 3

В Китае бурение было известно ещё в XVIII в. до нашей эры. Для ее добычи строились нефтяные колодцы. Китайцы употребляли нефть для освещения, как лекарство и в военных целях. Китайские воины из “огненных повозок” бросали горшки с горящей нефтью в ряды врагов.

Слайд № 4

В VII веке н. э. Византийцы создали так называемый “греческий огонь”. В одном из многочисленных рецептов, которые греки хранили в глубочайшей тайне, написано "Возьми чистую серу, нефть, винный камень, смолу, поваренную соль, деревянное масло; хорошенько провари все вместе, пропитай этим составом паклю и подожги. Такой огонь можно погасить только песком или винным уксусом". В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц. В ХV веке в Париже появились первые асфальтированные улицы. Главное, нефть стали использовать для керосиновых ламп, для заделывания щелей и смоления судов

Несмотря на то, что, начиная с 18 века, предпринимались отдельные попытки очищать нефть, она использовалась почти до 2-ой половины 19 века в натуральном виде. В этот период в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки.

Первые нефтяные компании перевозили нефть в винных бочках, баррелях, вместимостью 48 галлонов или 180 литров. Потом стали наливать по 42 галлона, или 159 литров. В коммерции баррель (42 галлона) до сих пор служит для измерения количества нефти.

Что известно о происхождении нефти? Слайд № 5

Происхождение нефти

Происхождение нефти является одной из тайн природы. Спор об этом относится к числу “великих геологических споров”, еще не завершенных.

Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория.

Предложение о неорганическом происхождении нефти выдвинул в 1876 г. Д.И. Менделеев. Он считал, что вода, попадающая в недра Земли по трещинам-разломам в земной коре, под действием высоких температур и давлений реагирует с карбидом железа, образуя углеводороды, которые поднимаются по трещинам породы, скапливаясь в пустотах – ловушках.

Основы биогенной теории происхождения нефти в нашей стране заложили академики В.И. Вернадский и И. М. Губкин. Согласно этой теории нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились реками в водоёмы, и морского зоо- и фитопланктона. Один из существенных доводов в пользу этой точки зрения наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, а также азотсодержащих органических соединений, вероятно, ведущих своё происхождение из хлорофилла растений и гемоглобина животных.

Вопрос о происхождении нефти имеет не только теоретическое значение. Он прямо связан с проблемой исчерпаемости ресурсов природных источников углеводородов. Согласно биогенной теории запасы нефти образовались в ранние геологические эпохи, и сейчас, сжигая углеводородное топливо, человечество необратимо тратит ту энергию, которую запасли доисторическое живые организмы. Если же нефть постоянно образуется в глубинах Земли, то бурение глубоких скважин позволит найти практически неисчерпаемые запасы. Окончательное решение этого вопроса учёным ещё предстоит найти, хотя на сегодняшний день все-таки наиболее доказанной считается теория биогенного происхождения нефти.

Месторождения нефти

Нефтегазоносных бассейнов разведано больше 600, разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 50 тысяч. Слайд № 6

Различают легкую и тяжелую нефть. Легкую нефть извлекают из недр насосами или фонтанным способом. Из такой нефти делают в основном бензин и керосин. Тяжелые сорта нефти иногда добывают даже шахтным способом (в Республике Коми), и готовят из нее битум, мазут, различные масла.

Нефть наиболее универсальное топливо, высококалорийное. Её добыча отличается относительной простотой и дешевизной, ведь при добыче нефти нет необходимости опускать под землю людей. Транспортировка нефти по трубопроводам не представляет большой проблемы. Главный недостаток этого вида топлива – невысокая ресурсообеспеченность (около 50 лет). Общегеологические запасы равны 500 млрд. тонн, в том числе разведанные 150 млрд. тонн.

Основные запасы нефти находятся в северном полушарии. Всего 75 стран мира добывают нефть, но 90% её добычи приходится на долю всего 10 стран. Слайд № 7

Главные страны производители:

Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика. Слайд № 8

В то же время больше 4/5 потребления нефти приходится на долю экономически развитых стран, которые являются главными страны-импортеры:

Япония, Зарубежная Европа, США.

А теперь познакомимся с этим веществом поближе. Группы учащихся получают информацию для ознакомления и делают сообщения.

1 группа

Что такое нефть?

Нефть – это “сгусток энергии”. С помощью лишь 1мл. её можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведёрный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объёма нефть занимает первое место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько малы, что для извлечения 1мг. ядерного топлива надо переработать тонны горных пород.

Нефть – это не только основа топливно-энергетического комплекса любого государства.

Здесь к месту знаменитые слова Д. И. Менделеева “сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями”. В каждой капле нефти содержится более 900 различных химических соединений, более половины химических элементов Периодической системы. Это действительно чудо природы, основа нефтехимической промышленности. Примерно 90% всей добываемой нефти используется в качестве топлива. Несмотря на “свои 10%”, нефтехимический синтез обеспечивает получение многих тысяч органических соединений, которые удовлетворяют насущные потребности современного общества. Недаром люди уважительно называют нефть “чёрным золотом”, “кровью Земли”.

Слайд № 9

Нефть – горючая маслянистая жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная, с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима.

Слайд № 10

Нефть – жидкость очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов – парафины, циклопарафины (нафтены) и ароматические.

Слайд № 11

С чего начиналась переработка бензина? (Сообщение учащегося)

Слайд № 12

Немного из истории переработки нефти

В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения её промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колёс у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучшей стороны – в эти годы уже появились первые перегонные заводы в России (на Кавказе) и в Америке.

Переработку нефти на Кавказе впервые начали братья Дубинины, крепостные из Владимирской губернии. Аппарат Дубининых был очень прост. В качестве топлива для перегонки нефти использовались дрова. Основной целью перегонки было получение керосина. Из 30 вёдер нефти получали 16 вёдер керосина. Керосин широко применяли как топливо для керосиновых ламп, керогазов. Интересно, что остальную часть нефти обычно уничтожали сжиганием, она долгое время не находила применения. Однако с изобретением двигателя внутреннего сгорания именно эта фракция – бензин – оказалась едва ли не самым главным, самым ценным продуктом нефтепереработки.

Современная нефтепереработка – это сложный комплекс производственных процессов, направленный на получение нефтепродуктов, а также сырья для нефтехимии и органического синтеза.

2 группа

Слайд № 13

ПЕРЕГОНКА НЕФТИ (первичная переработка)

Так как нефть – сложная смесь природных углеводородов различной молекулярной массы, то первичная переработка – это перегонка нефти, которая позволяет разделить нефть на отдельные фракции в соответствии с температурой кипения углеводородов.

Перегонка основана на разнице температур кипения углеводородов, входящих в состав нефти, т.е. перегонка – физический процесс, с углеводородами не происходят химические превращения.

В промышленности перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной (разделительной) колонны. В печи находится змеевик (трубопровод). По трубопроводу непрерывно подается нефть, где она нагревается до 350°С и в виде паров поступает в ректификационную колонну (стальной цилиндрический аппарат высотой 50 - 60 м). Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну и через отверстия поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие углеводороды конденсируются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию. Более летучие углеводороды собираются выше и образуют керосиновую фракцию, ещё выше собирается лигроиновая фракция. Наиболее летучие углеводороды выходят в виде паров из колонны и сжижаются, образуя бензин. Часть бензина подается обратно в колонну для орошения поднимающихся паров. Это способствует охлаждению и конденсации соответствующих углеводородов. Жидкая часть нефти, поступающей в колонну, стекает по тарелкам вниз, образуя мазут, представляющий собой ценную смесь большого количества тяжёлых углеводородов. Такая перегонка называется фракционной.

Состав фракций и интервалы их температур кипения на разных заводах могут сильно различаться в зависимости от исходного состава нефти. И, кроме того, на современном производстве перегонка происходит не в одной, а последовательно в нескольких ректификационных колоннах. Это обусловлено экономическими соображениями (меньше затраты энергии) и необходимостью получить более чистые продукты.

Главный недостаток такой перегонки ― малый выход бензина (не более 20 %).

Слайд № 14

Задание классу

Ознакомление с основными продуктами нефтепереработки (конспектирование)

3 группа

Слайд № 15

КРЕКИНГ НЕФТЕПРОДУКТОВ ( вторичная переработка)

Для получения высококачественных нефтепродуктов фракции нефти подвергают вторичной переработке, так как при прямой перегонке получается только 15-20 % бензина, остальное – высококипящие продукты. Их высокая температура кипения обусловлена тем, что молекулы таких углеводородов представляют собой слишком длинные цепи. Процесс расщепления углеводородов нефти на более летучие вещества называется крекингом (англ. to crack – колоть, расщеплять). Крекинг даёт возможность значительно повысить выход бензина из нефти. Впервые крекинг-процесс в России предложил в конце 19 века инженер Владимир Григорьевич Шухов.

Слайд № 16

Сущность крекинга заключается в том, что при нагревании происходит расщепление крупных молекул углеводородов на более мелкие, в том числе на молекулы, входящие в состав бензина. Обычно расщепление происходит примерно в центре углеродной цепи по С—С-связи, например:

С16Н34 → С8Н18 + С8Н16

Получившиеся вещества частично могут разлагаться далее, например:

С8Н18 → С4Н10 + С4Н8

С4Н10 → С2Н6 + С2Н4

Такой процесс, осуществляемый при температуре около 470°С -550°С и небольшом давлении, называется термическим крекингом. Этому процессу обычно подвергаются высококипящие нефтяные фракции, например мазут.

Бензин, получаемый термическим крекингом, невысокого качества, не стоек при хранении, он легко окисляется, что обусловлено наличием в нём непредельных углеводородов.

Более перспективен каталитический крекинг.

Этот процесс был впервые осуществлён в 1918 году Н.Д. Зелинским. Его проводят в присутствии катализатора (алюмосиликатов: смеси оксида алюминия и оксида кремния) при температуре 450 — 500°С и атмосферном давлении. Обычно каталитическому крекингу подвергают дизельную фракцию. При каталитическом крекинге, который осуществляется с большой скоростью, получается бензин более высокого качества, чем при термическом крекинге. Это связано с тем, что наряду с реакциями расщепления происходят реакции изомеризации алканов нормального строения.

Кроме того, образуется небольшой процент ароматических углеводородов, улучшающих качество бензина.

Слайд № 17

Бензин каталитического крекинга более устойчив при хранении, так как в его состав входит значительно меньше непредельных углеводородов по сравнению с бензином термического крекинга.

Таким образом, высокое качество бензина, получаемого каталитическим крекингом, обеспечивается наличием в его составе разветвленного строения углеводородов и ароматических углеводородов.

Чем же отличаются разные марки бензина? (Сообщение учащегося)

Слайд № 18

«Бензин: состав и октановое число. Детонация»

Бензин – основное топливо для двигателей внутреннего сгорания. От его качества зависит работа двигателя, его долговечность, скорость передвижения. Давайте посмотрим, как работает автомобильный двигатель.

Смесь паров бензина с воздухом засасывается в цилиндр и сжимается поршнем.

Сжатая смесь поджигается электрической искрой от запальной «свечи». Углеводороды, входящие в состав смеси, сгорают с образованием оксида углерода (IV) и воды, а также оксида углерода (II). Образующиеся газы двигают поршень, совершая работу. Чем сильнее сжимается смесь паров бензина и воздуха, тем больше мощность двигателя. Однако смеси некоторых углеводородов, входящих в состав бензина, сгорают со взрывом еще до достижения максимального сжатия. И происходит это не от электрической искры, а от высокой температуры в цилиндре. При этом взрывная волна стихийно распределяется в сжатом пространстве цилиндра. Она с огромной скоростью ударяет о поршень, о чем свидетельствует характерный стук в двигателе. Такое взрывное сгорание, называемое детонацией, приводит к преждевременному износу двигателя.

Было установлено, что детонацию в основном вызывают углеводороды нормального (неразветвленного) строения. В то же время углеводороды с разветвленной углеродной цепью, а также непредельные и особенно ароматические углеводороды допускают значительное сжатие паров бензина с воздухом.

Для характеристики качества бензина разработана октановая шкала. Каждый вид автомобильного топлива характеризуется октановым числом. За ноль принята способность к детонации у н-гептана, который детонирует очень легко. Октановое число относительно устойчивого к детонации 2,2,4 – триметилпентана, чаще называемого изооктаном, принято за 100.

По этой шкале бензин с октановым числом 92 имеет такие же детонационные свойства, как смесь 92 % (по объёму) изооктана и 8 % гептана. Именно октановое число указывают в маркировке бензина. Чем выше октановое число, тем мощнее может быть двигатель.

Октановое число бензиновой фракции, получаемой непосредственно перегонкой нефти, не превышает 65 – 70, такой бензин не подходит для современных двигателей. Бензин с более высоким октановым числом получается при крекинге. В зависимости от типа крекинга бензин имеет октановое число 70 -80. Качество бензина можно улучшить также риформингом. Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора. Более дешёвый и лёгкий путь увеличения октанового числа состоит в добавлении к бензину некоторых веществ, изменяющих характер горения топлива. Так, детонационную стойкость бензина увеличивают небольшие количества тетраэтилсвинца Pb(C2Н5)4.

Такой бензин называют этилированным. Однако при его использовании в окружающую среду из выхлопных газов попадают чрезвычайно вредные для неё и здоровья человека соединения свинца. Чтобы отличить этилированный бензин от обычного, его окрашивают в красновато-фиолетовый цвет. Во многих странах и большинстве городов России использование этилированного бензина запрещено.

В настоящее время в мире широко распространены антидетонационные кислородсодержащие добавки к моторному топливу, такие, например, как метанол, этанол и другие. При сгорании топлива с этими добавками в выхлопных газах не появляется никаких дополнительных загрязнений. К сожалению, в России пока применение кислородсодержащих добавок распространено мало.

Изучая нефть, нельзя не затронуть вопрос об экологических проблемах, связанных с нефтью

Экологические проблемы, связанные с нефтью

Нефть нерастворима в воде и её плотность меньше, чем у воды, попадая в неё, нефть растекается по поверхности, препятствуя растворению кислорода.

Давайте проведём эксперимент, доказывающий эти рассуждения.

Порядок выполнения эксперимента:

Добавим небольшое количество нефти в стакан с водой. Жидкости не смешиваются. Мы наблюдаем нефтяную плёнку на поверхности воды.

Слайд № 19

Если нефть попала в водоём, то нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие. Количество поступающей за год в Мировой океан нефти оценивается в 5–10 млн. т. Нефть и нефтепродукты попадают в океан не только при аварии судов, но и при разведке, добыче и сливе балластных вод танкерами. 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л морской воды.

Слайд № 20

Воздействие нефти на экосистемы проявляется по-разному, в зависимости от степени загрязнения. Это может быть:

- Непосредственное отравление живых организмов с летальным исходом.

- Нарушение физиологической активности.

- Прямое обволакивание нефтепродуктами живых организмов, отсутствие доступа кислорода. Возникновение болезней, вызванное попаданием в организм углеводородов.

- Негативные изменения в среде обитания.

III. Подведение итогов урока

Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики. Нефть и продукты ее переработки – то, без чего сегодня человечество не проживет и дня. Мы рождаемся и живём в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. Но с сожалением приходится констатировать, что более 90 % этого ценнейшего углеводородного сырья расходуется пока как топливо, только оставшиеся 10 % тратятся на химическую переработку.

В заключение нашего урока я бы хотела, чтобы вы объяснили, почему Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью, это всё равно, что топить ассигнациями? (ученики высказывают свои предложения)

Менделееву приписывают не совсем то, что он имел в виду, - фраза, конечно, не имела отношения к важности развития нефтехимических производств. Эти слова сказаны в связи с сжиганием лёгкой бензиновой фракции. Но, к сожалению, по бережливости с углеводородным сырьём мы ушли не намного дальше. Достаточно вспомнить факелы попутных нефтяных газов в районах нефтедобычи и факелы над нефтеперерабатывающими заводами. Напрасно сжигая нефтепродукты, человечество приближает момент их исчерпания. По прогнозам, нефти в мире должно хватить на 40 лет. Кроме того, сжигание углеводородного сырья приводит к печальным экологическим последствиям: от смога на улицах городов до увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере Земли, которое, по мнению некоторых учёных, может привести к глобальному изменению климата на планете.

www.metod-kopilka.ru

Тест по Химии "Нефть и способы её переработки" 10 класс

«МБОУ СОШ №3» О. Муром Владимирской области

« Нефть и способы её переработки».

Аляева Л.Н.

  • Природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения, содержащих в молекуле от 5 и более атомов углерода, с другими органическими соединениями, прежде всего полиароматическими углеводородами:

    1. арены;

    2. бензол;

    3. нефть;

    4. метан.

  • Цвет нефти:

    1. черный;

    2. темно-коричневый;

    3. бурая;

    4. она может быть всеми перечисленными цветами.

  • Как нефть проявляет себя во взаимодействии с водой:

    1. растворима;

    2. нерастворима;

    3. малорастворима;

    4. выпадает в осадок.

  • Какое влияние оказывает нефть на микроорганизмы:

    1. она никак не влияет;

    2. Пагубно, вплоть до гибели;

    3. Положительно;

    4. в одном случае положительно, в другом отрицательно.

  • Какие из перечисленных ниже организмов могут использовать нефть в качестве пищи:

    1. человек;

    2. растение, они используют нефть для фотосинтеза;

    3. животные;

    4. некоторые виды бактерий.

  • Температура кипения нефти:

    1. 100°С;

    2. 260°С;

    3. не имеет постоянной температуры кипения;

    4. 473°С.

  • Физический способ разделения смеси компонентов, основанный на различии их температур кипения:

    1. Фракционная перегонка;

    2. ректификация;

    3. способ кипячения;

    4. правильные ответы а и б.

  • Специальные установки для физического разделения компонентов нефти:

    1. ректификационные колонны;

    2. фракционные колонны;

    3. реакционные столбы;

    4. все варианты ответы верны.

  • Топливом являются:

    1. бензин;

    2. керосин и дизель;

    3. мазут и керосин;

    4. бензин, керосин, дизель и мазут.

  • Сырье для производства химических реактивов:

    1. лигроин;

    2. керосин;

    3. бензин;

    4. никотин.

  • Топливо для электростанций, кораблей; сырье для производства масел:

    1. лигроин;

    2. никотин;

    3. мазут;

    4. бензин

  • Смесь низкомолекулярных углеводородов:

    1. ректификационные газы;

    2. бензин;

    3. лигроин;

    4. керосин.

  • Углеводороды состава отС5Н12 до С11Н24:

    1. ректификационные газы;

    2. бензин;

    3. лигроин;

    4. керосин.

  • Углеводороды состава от С8Н18 до С14Н30:

    1. ректификационные газы;

    2. бензин;

    3. лигроин;

    4. керосин.

  • Углеводороды состава от С13Н28 до С19Н36:

    1. ректификационные газы;

    2. бензин;

    3. лигроин;

    4. керосин.

  • Легкоплавкие смеси твердых углеводородов:

    1. соляровое масло;

    2. вазелин и парафин;

    3. смазочные масла;

    4. битум.

  • Битум и асфальт получают из:

    1. из мазута;

    2. из смеси парафинов;

    3. из солярового масла;

    4. из смазочного масла.

  • Бензин получаю из:

    1. из газолиновой фракции;

    2. из лигроиновой фракции;

    3. из керосиновой фракции;

    4. из дизельного топлива.

  • Петролейный эфир получают из:

    1. из лигроиновой фракции;

    2. из газолиновой фракции;

    3. из керосиновой фракции;

    4. из дизельного топлива.

  • Смазочные масла получают из:

    1. из керосиновой фракции;

    2. из лигроиновой фракции;

    3. из дизельного топлива;

    4. из мазута.

  • В ректификационных колоннах осуществляют:

    1. фракционную перегонку;

    2. ректификацию;

    3. крекинг;

    4. очистку.

  • Очистку нефти делают для:

    1. увеличения концентрации нефтепродуктов;

    2. увеличения выхода бензина;

    3. удаления механических примесей;

    4. извлечения мазута.

  • Перед подачей в ректификационную колонну нефть подогревают до температуры:

    1. 40-200°С;

    2. 320-350°С;

    3. 150-250°С;

    4. 180-300°С

  • Бензиновая фракция отделяется при температуре:

    1. 40-200°С;

    2. 320-350°С;

    3. 150-250°С;

    4. 180-300°С.

  • Лигроиновая фракция отделяется при температуре:

    1. 40-200°С;

    2. 320-350°С;

    3. 150-250°С;

    4. 180-300°С

  • Керосиновая фракция отделяется при температуре:

    1. 40-200°С;

    2. 320-350°С;

    3. 150-250°С;

    4. 180-300°С.

  • битум отделяется при температуре:

    1. 40-200°С;

    2. 320-350°С;

    3. 150-250°С;

    4. 180-300°С.

    5. правильного ответа нет

  • Октановое число показывает:

    1. содержание бензина в нефтепродукте;

    2. детонационную устойчивость;

    3. способ получения нефтепродукта;

    4. температуру воспламенения.

  • В качестве эталона для определения октанового числа в

    1. Н-гептан;

    2. Изооктан;

    3. керосин;

    4. асфальт.

  • Полиароматические углеводороды входят в состав:

    1. ректификационных газов;

    2. бензинов;

    3. дизельного топлива;

    4. мазута.

  • Приложение.

    docbase.org

    Урок химии в 10 классе. природные источники углеводородов. Нефть.

    Предмет: Химия

    Тема урока: Природные источники углеводородов. Нефть. 

    Тип урока: комбинированный. 

    Цель: Ознакомить учащихся с практическим применением и получением углеводородов. 

    1. Образовательные задачи: обобщить знания учащихся о природных источниках органических соединений и их переработке; показать успехи и перспективы развития нефтехимии и коксохимии; углубить знания учащихся из курса экономической географии о газовой и нефтяных отраслях промышленности, современных направлениях переработки сырья. 2. Развивающие задачи: развивать представление учащихся о взаимосвязи между строением и свойствами веществ и применением на основе этих свойств; развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала. 3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды. 

    Методические приемы: объяснение нового материала в форме эвристической беседы с применением элементов методики критического мышления. Оборудование: штатив с пробирками, бензол, нефть, табл. «Схема трубчатой установки для непрерывной перегонки нефти», коллекция «Уголь», «Нефть». 

    Учащиеся заранее разделяются на группы, предварительно проводят сбор материала для проектов.

    ПЛАН УРОКА. 

    1. Орг. момент. 2. Сообщение целей урока. 3. Актуализация знаний: • Решение задачи: Определите объём кислорода и воздуха, необходимые для сжигания 78 г бензола (у доски). • Фронтальный опрос: 1. Какой класс углеводородов мы изучали на предыдущем уроке? 2. Почему он имеет такое название? 3. Что вы можете сказать об особенностях строения данного класса соединений? 4. Способны ли арены при обычных условиях обесцвечивать растворы КМnО4 и бромной воды? Почему? 5. Бензол – горючее вещество? (демонстрация). 6. Почему выделяется много копоти при горении? (Доказать путём математического расчёта). 7. Применение бензола и его гомологов. 

    Выступление 1 группы. (ребята подготовили коллаж по теме), рассказ сопровождается демонстрацией физической карты России.1. Природный газ. Попутный нефтяной газ. Средний состав природного газа (по объёму) СН4-80-97% Состав природного газа различных месторождений С2Н6-0,5-4% неодинаков. Наиболее ценится газ с высоким содержанием С3Н8-0,2-1,5% метана. С4Н10-0,1-1,0%

    Запасы природного газа на нашей планете очень велики (примерно 1015 м3). По запасам природного газа первое место в мире принадлежит России. Природный газ является ценнейшим видом топлива. При сгорании газа выделяется много теплоты, поэтому он служит энергетически эффективным и дешёвым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. Использование на производстве природного газа даёт возможность повысить производительность труда. Природный газ – источник сырья для химической отрасли промышленности: получение ацетилена, этилена, водорода, сажи, различных пластмасс, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и других продуктов. Попутный нефтяной газ – это газ, существующий вместе с нефтью, он растворен в нефти и находится над ней, образуя «газовую шапку», под давлением. На выходе из скважины давление падает, и попутный газ отделяется от нефти. Этот газ в прошлые времена не использовался, а просто сжигался. В настоящее время его улавливают и используют как топливо и ценное химическое сырьё. Возможности использования попутных газов даже шире, чем природного газа, так как состав их богаче. В попутных газах содержится меньше метана, чем в природном газе, но в них значительно больше гомологов метана. Чтобы использовать попутный газ более рационально, его разделяют на смеси более узкого состава. После разделения получают газовый бензин, пропан и бутан, сухой газ. Извлекают и индивидуальные углеводороды – этан, пропан, бутан и другие. Дегидрированием их получают непредельные углеводороды – этилен, пропилен, бутилен и др. 

    Выступление второй группы учащихся. (сопровождается презентацией)

    2. Коксохимическое производство. Уголь – «чёрное золото» - ценнейшее химическое сырьё. Запасы каменного угля в природе значительно превышают запасы нефти. Поэтому каменный уголь – важнейший вид сырья для химической отрасли промышленности. В настоящее время в промышленности используется несколько путей переработки каменного угля: сухая перегонка (коксование), гидрирование, неполное сгорание, получение карбида кальция. При нагревании каменного угля без доступа воздуха образуются: кокс, каменноугольная смола, аммиачная вода, коксовый газ. Пиролиз – разложение органического вещества при высокой температуре без доступа воздуха.(t – 10000С, продолжительность – 14 ч.) Продукты пиролиза каменного угля: кокс, каменноугольная смола, аммиак, коксовый газ. Способность угля давать при переработке самые различные продукты, совсем непохожие на исходные материалы, является почти безграничной. Многие люди, покупая в аптеках сульфидин, аспирин, салол, новокаин, стрептоцид, вряд ли догадываются, что все эти лечебные препараты созданы из угля. Выступление 3 группы учащихся.

    Кубань – старейший нефтяной район страны. На Кубани первое нефтяное месторождение было открыто в долине реки Кудако (район Крымска) отставным русским полковником Арнольдом Николаевичем Новосельцевым 3 февраля 1863года. Здесь ударил первый нефтяной фонтан высотой 15 метров. Скважина давала до 2000 ведер нефти в сутки. На месторождении впервые была установлена обсадная труба. Так в России началась промышленная добыча нефти. Нефть добывают главным образом в предгорной полосе. В крае открыто много нефтяных месторождений. Они расположены в предгорной полосе в направлении Северская – Ильская – Абинск. Основные месторождения – Калужское, Новодмитриевское, Холмское и Крымское.

    Разведка нефти ведется при помощи геофизических исследований и бурения скважин. В основе первых лежит сейсмическая разведка, то есть «прощупывание» земных недр с помощью упругих волн, создаваемых искусственными взрывами.

    Нефть и нефтепродукты. Состав нефтей: парафины, циклопарафины, ароматические углеводороды. Помимо этого О2, N2, S и др. ВМС (смолы и асфальтные вещества). Фракции, получаемые при перегонке нефти. • От 400 до 2000С – газолиновая фракция бензинов – от С5Н12 до С11Н24. • От 1500 до 2500С – лигроиновая фракция - от С8Н18 до С14Н30 (горючее для тракторов). • От 1800 до 3000С – керосиновая фракция - от С12Н26 до С18Н38. • Свыше 2750С – газойль – дизельное топливо. • Остаток после перегонки нефти – мазут. (Соляровое масло, смазочные масла, вазелин, парафин, гудрон). Крекинг нефтепродуктов. 1891 г-Шухов В. Г. Крекинг – процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле. Выступления учащихся.

    Последствия добычи нефти для окружающей среды.Сейсморазведка

    Для определения содержания нефти и газа в подводных месторождениях чаще всего применяются методы сейсморазведки. Они основаны на генерировании сейсмических волн и регистрации колебаний, отраженных от поверхности дна, что и позволяет судить о его структуре и потенциальных запасах.

    Шумы, создаваемые сейсморазведкой, мешают морским организмам определять другие звуки, общаться между собой и искать пищу. В особен-ности это касается китов. Известны случаи, когда животные, привлеченные неизвестными им звуками, получали серьезные, и зачастую смертельные травмы от мощных гидроударов.

    Многие виды рыб покидают районы разведочных работ. Вслед за ними уходят и хищники, оставляя излюбленные места обитания. Однако некоторые организмы могут существовать только в строго определенных условиях, и многие из них погибнут, так и не успев освоиться в новой среде.

    Разведочные и промысловые бурения

    Бурение скважин начинается уже на этапе сейсморазведки в тех районах, где обнаруживаются запасы нефти и газа. Разведка и добыча углеводородов почти всегда сопровождаются сбросом отходов в виде отработанных буровых растворов и шламов. В них содержится огромное число токсичных примесей, тяжелых металлов из выбуренных горных пород и глинистых взвесей, повышающих мутность Воды в местах сброса,

    Другим значимым источником загрязнения является сброс пластовых вод. Они отличаются не только высоким содержанием нефтяных углеводородов, тяжелых металлов и солей, но и наличием природных радионуклидов, которые при контакте с морской водой могут выпадать в осадок и образовывать локальные микроскопления.

    Аварийные ситуации.

    Каждая авария уникальна и развивается по своему сценарию. Экологические последствия аварийных выбросов приобретают особенно тяжелый характер, когда происходят вблизи берегов.

    Птицы, соприкоснувшиеся с нефтью, вылившейся из танкеров, гибнут, так как нефть замасливает их перья, а если она свежая, то действует и как яд.

    Технологии, применяемые для ликвидации разливов нефти.

         В открытом море время от времени. наблюдаются большие количества снулой рыбы. Связана ли гибель рыбы со сбросом в море сильно ядовитых промышленных стоков - доказать трудно. Тем не менее, известно, что морским организмам вредят даже очень малые концентрации органических соединений ртути и кадмия, а также хлорированные углеводороды. Эти вещества, применяющиеся как инсектициды и как сырье для химической промышленности, опасны для морских организмов даже в очень слабой концентрации. "Поэтому надо предотвратить дальнейший рост концентрации этих веществ. Рыбакам нередко приходится выбрасывать за борт больную рыбу, иногда около 30 % своего улова.

    Интересно, что такое боновые заграждения и как они могут помочь в случаи разлива?

    Боновые заграждения обеспечивают эффективную локализацию возможных зон разлива и перемещения нефти в акватории портов, водохранилищах, затонах, реках, в открытом море, а также используются для ограждения нефтеналивных судов в процессе произведения грузовых операций, тем самым, обеспечивая надёжную защиту от загрязнения водных акваторий.Боновые заграждения изготавливаются из специальной ткани, обладающей высокой прочностью, стойкостью к воздействию кислот, щелочей, нефти и нефтепродуктов. Конструкция соединений обеспечивает оперативное развёртывание боновых заграждений.Специалистами разработаны и производятся боны следующих модификаций:Боны постоянной плавучести - общей высотой от 830 до 1500 мм. Боны постоянной плавучести обладают высокой разрывопрочностью и обеспечивают скорость их буксировки до 3-х узлов. Конструкция боновых заграждений обеспечивает максимальное сопротивление ветровым и волновым нагрузкам.Надувные боновые заграждения - относятся как к оперативным средствам защиты водоёмов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, так и к стационарным заграждениям морского назначения. Могут изготавливаться двухконтурными.

     Аварийные боновые заграждения - компактные надувные боновые заграждения, предназначенные для локализации нефтеразливов, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам и прибрежной зоне морских заливов. Высота АВ3 - 400-680мм.Приливные боны - предназначены для защиты береговых линий, гаваней и рек с высокими приливно-отливными течениями от разлитых нефти и нефтепродуктов. Приливное боновое заграждение также идеально для использования в водах с маленькой глубиной, где стандартные боны мало эффективны. Приливное боновое заграждение имеет специальные камеры, наполненные водой, которые во время отлива формируют барьер и предотвращают прохождение нефти ( которую несёт течение под боном ) на берег или пляж. Бон всплывает как только глубина воды увеличивается. Изготавливаются общей высотой 200 и 300мм.Всплывающие боновые заграждения - одна из последних разработок в сфере комплексов по локализации и сбору разливов нефти и нефтепродуктов. Всплывающие боновые заграждения отличаются высокой надежностью. Уникальность конструкции обеспечивает оперативность развёртывания ( боны полностью перегораживают реку за 2-3 минуты ). Пуск осуществляется дистанционно в момент обнаружения утечки из нефтепровода. Комплекс, находясь на дне не изнашивается, круглосуточно готов к работе и летом и зимой, не препятствует судоходству. Всплывающие боновые заграждения могут использоваться многократно.Выступление учащихся, сопровождающееся показом слайдов.

    В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного человеком. Это изменение незапланированно, неуправляемо и может оказаться катастрофическим. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа и некоторых других газов, которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, нагреваются и тем самым нагревают нашу планету. Основная причина увеличения концентрации СО2 в атмосфере – нарушение его круговорота из-за сжигания топлива и вырубки лесов. Нефтепродукты и другие отходы различных производств загрязняют Мировой океан. Так, 1т нефти способна покрыть тонким слоем площадь моря в 12 км2, плёнка не пропускает солнечные лучи, что замедляет образование кислорода в воде и приводит к гибели водных экосистем и соответственно к уменьшению кислорода в атмосфере. Способность океана к самоочищению от нефти не превышает 10 млн. т в год. Следовательно, верхняя оценка антропогенного воздействия на Мировой океан - 8 млн. т в год – уже близка к критической, а мёртвый океан – это мёртвая планета. Подведение итогов урока. Обсуждение выступлений групп. Рефлексия.

    Д/з. Акватории морских и речных портов, места стоянки и бункеровки судов зачастую загрязняются нефтяным топливом. Особенно остро стоит проблема сбора нефтепродуктов с поверхности воды встаёт в случае аварий танкеров. Один из путей ликвидации таких загрязнений – высыпание на нефтяное пятно лёгких материалов, впитывающих нефть (пенька, древесные опилки, гранулы пористых полимеров). Далее эти материалы необходимо собрать и отжать из них топливо в специальные ёмкости, чтобы потом использовать вновь. Предложите принципиальную схему устройства для сбора нефтепродуктов с поверхности воды, позволяющего собирать их в непрерывном режиме. 

    infourok.ru

    Интегрированный урок химия + биология + география по теме Нефть. 10-й класс |

    Цели и задачи урока:

    • Познакомить с составом нефти и способами ее переработки, гипотезами происхождения. Показать направления использования нефти в качестве топлива и химического сырья. Доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
    • Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современных технологиях, охране окружающей среды.
    • Рассмотреть основные международные грузопотоки нефти, определить страны, которые остаются ведущими экспортерами нефти.
    • Определить перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в мире. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.
    • Продолжить формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе, развивать навыки общения. Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
    • Формировать черты социально направленной личности.
    • Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
    • Поддерживать познавательный интерес к предметам.

    Оборудование: коллекции «Нефть», географические карты, интерактивная доска, штатив с пробирками, стакан с водой, нефть, перышко.

    Организация урока: Класс разбит на 3 группы, формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. У каждого ребенка – тетради предметные, контурные карты и атласы, учебники, раздаточный материал.

    Ход урока

    1 этап урока. Общая продолжительность – 7 минут.

    1. Вызов – просмотр видеосюжета
    2. Мозговой штурм. Посмотрев сюжет, ответьте на вопрос: Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодняшнего урока? Односложные ответа типа «нефть» не предлагать!!! Обосновать актуальность темы. (Регламент: 30 секунд – обсуждение в группе, 30 секунд – изложение позиции группы).
    3. Осмысление – подведение итогов по 1 этапу.

    Учитель географии: Подведение итогов по теме «Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото»».

    Учитель химии и биологии: Подведение итогов по теме «Что такое нефть. Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

    2 этап урока. Осмысление. Получение новой информации, систематизация известной информации – 15 минут.

    Учитель химии и биологии: Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти – одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория – нефть образуется на основе карбидов металлов. Менделеев выдвинул гипотезу о происхождении нефти. Сопоставив среднюю плотность Земли с плотностью поверхностных горных пород, он пришел к выводу, что в глубинах Земли имеются огромные залежи железоникелевых сплавов, которые при высоких температурах образуют карбиды металлов. Эти раскаленные карбиды взаимодействуют с водой, проникшей к ним по трещинам, образуя углеводороды, составляющие нефть. Как вы думаете, что лежит в основе органической теории происхождения нефти? – фронтальный опрос. Давайте проверим ваши гипотезы, обратившись к следующему ресурсу. (Флеш анимация – органическая теория происхождения нефти)

    Учитель химии и биологии: С точки зрения химии, нефть – это действительно, природная смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов. Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода.

    • Нефть состоит из 100 различных соединений, содержащих азот, серу. Элементарный состав нефти следующий (работа со слайдами презентации)
    • Состав нефти нельзя выразить одной формулой. Почему?
    • Ее состав непостоянный и зависит от месторождения.
    • В состав нефти входят различные углеводороды – предельные, циклоалканы, ароматические (В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана).

    Почему нефть, полезное ископаемое органического происхождения, свободно встречается в природе? Каковы физические свойства нефти? Для ответа на этот вопрос проведем лабораторную работу.

    Ход лабораторной работы: работа в группе

    • Рассматриваем пробирку с нефтью – опишите нефть
    • Напоминает ли нефть по запаху бензин?
    • Растворяем нефть в воде
    • Обмакивание пера в стакан с водой на поверхности которой пленка из нефти. Попытайтесь это перо окунуть в воду. Нефть растворилась?

    В современной экологии появился новый термин – «Нефтяная чума» , правда она появилась не сегодня и не внезапно. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Каковы источники поступления нефти в моря и океаны? фронтальный опрос

    Вывод: Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих веществ. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы их компонентов реками. Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список.

    • А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.
    • Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти.

    Но разве нефть виновата в уничтожении окружающей среды? Виноват человек, халатно относящийся к биосфере – своему дому!

    Учитель химии и биологии: А вот представить современную жизнь без нефти мы не можем! Как человечество издревне использовало нефть? (топливо)

    А вот выдающийся химик Николай Дмитриевич Зелинский говорил: «Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигается нефть в топках». Изучая нефтяные месторождения в районе Баку, Д.И.Менделеев заявил о недопустимости использования нефти только как топлива. «Топить можно и денежными ассигнациями», – писал он в одной из своих экономических статей. Менделеев резко возражал Л.Нобелю, который настаивал на нефтяном отоплении.

    Следует напомнить, что каждая тонна нефти дает столько же химического сырья, сколько можно получить из 15 т бурого угля. Следует также учесть, что 70% используемой в мире энергии в наши дни получают с помощью нефти и природного газа. Итак – нефть – топливо, нефть- химическое сырье, нефть – синтетические продукты питания и т.д.

    А как же добывают и перерабатывают нефть? Учитель географии. Разведка. Схема добычи, транспортировки, Работа со схемой.

    Учитель химии и биологии: Способы переработки нефти: работа со слайдами

    • Физический метод (первичная переработка самой нефти)
    • Химический метод (вторичная переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)

    Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх Мы с вами уже усвоили, что в состав углеводоров нефти входят до 50 углеродных атомов. Самая легкая фракция содержит 3-4 С – газовый бензин 40 градусов, 5-11 – бензиновая фракция 40-200 градусов, 8-11 – лигроиновая 150-250 градусов, 12-18 – керосиновая 180-300 градусов, 13-19 – дизельное топливо 200-350 градусов, 18-50 – мазут,

    фронтальный опрос: применение данных нефтепродуктов

    Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырье для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС).,

    Лигроин – Применяют как горючее в карбюраторных и дизельных двигателях, как растворитель в лакокрасочной промышленности, как гидравлическую жидкость в некоторых приборах.

    Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, авиационное топливо, Также керосин — основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины дизельное топливо, мазут.

    В процессе крекинга нефти полученные продукты применяют: в получении взрывчатых веществ, лекарственных мазей, мазей для приготовления парфюмерных изделий, волокна лавсана, растворителей, бутадиенового каучука, бутадиенстирольного каучука.

    Давайте проверим, насколько вы уяснили понятие о фракциях нефти.

    Работа с флеш анимацией (желающие к доске)

    Вопрос: Как вы думаете выход какой фракции желательно увеличить? Почему? Для этого используют химические способы переработки. Какие? (Учащиеся, опираясь на знания, полученные на уроках химии по теме «Алканы» рассказывают о крекинге).

    Химические способы переработки. (Выход бензина до 70%). Крекинг – слово произошло от «тухрек»- раскалывать, расщеплять. Способ изобретен русским инженером в 1891 г., в России начал осуществляться только после Октябрьской революции. Цель- получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье- соляровые фракции. Условия – t=470-550°C. Р=2-7 Мпа. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием высокой t. работа со слайдами

    Задание: Написать уравнения крекинга гексадекана. – самостоятельная работа. Проверим работа со слайдами

    Возьмите раздаточный материал и найдите тексты о видах крекинга. Работая с раздаточным материалом в группе сравните виды крекинга – работа в группе (3-5 минут)

    Давайте проверим, сравнив с эталоном – работа со слайдами

    Сделать вывод: для чего нужна вторичная химическая переработка нефти?

    Рассмотреть диаграмму как подтверждение.

    3 этап. Самостоятельная деятельность учащихся.

    Учитель географии: Мы поняли, что такое нефть, значение нефти в промышленности. А каков расклад сил на мировом рынке нефти.

    Каждая группа получает задание и в течении 7 минут его выполняет и готовит презентацию по этому заданию.

    1 группа. Должна вспомнить, что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? Определить ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблицы. Сделать вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

    страна Запасы нефтью (в млрд т) Добыча (в млрд т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
    Саудовская Аравия 43,1 450 96
    Ирак 16,7 55 304
    ОАЭ 16,2 120 135
    Кувейт 15,7 105 149
    Иран 14,9 185 80
    Венесуэла 10,3 175 59
    Мексика 8,5 170 50
    Россия 6,7 300 22
    Китай 4,0 160 25
    США 3,8 380 10

    Вывод: Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность нефтью. Среди богатых стран нефтью выделяются развивающиеся государства (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

    Подготовить ответ по следующему плану:

    • Выявить страны-лидеры по запасам нефти (на основе данных учебника). Выявить страны-лидеры по добыче нефти (на основе дополнительных статистических данных).
    • Мировая добыча нефти и ее распределение по странам мира (на основе дополнительных статистических данных).
    • Назвать страны – лидеры в добыче нефти. Какие страны по экономическим показателям лидируют в данной группе?

    2 группа

    Но кто же является основными потребителями нефти?

    • Потребление нефти и нефтепродуктов. Назовите основные направления грузоперевозок нефти.
    • Выявить страны и регионы-экспортеры нефти (на основе дополнительного материала и текста учебника).
    • Выявить страны-импортеры нефти (на основе дополнительного материала), основные грузопотоки нефти (на основе карты и текста учебника).

    Группа 3

    • Проанализировать изменения в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) мира, произошедшие за последние 100 лет, используя текст учебника.
    • Изучить историю создания организации стран-экспортеров нефти ОПЕК.
    • Какие страны входят в ОПЕК, ее роль на мировом рынке нефти (текст учебника, дополнительный материал, заранее подготовленный учащимися).
    • Почему замедлились темпы добычи нефти?

    Выступление групп, презентация своей темы, ответы на вопросы одноклассников.

    Д/З: Закрепляя материал, выполните задание №2 на контурных картах. Отметьте основные грузопотоки нефти. По химии – задание в рабочих тетрадях на печатной основе. Заключение и подведение итогов урока.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    goxi.ru