История нефти. Нефть Победы и «безнефтье» поражения. Нефть 3 рейха


Как из-за нехватки нефти нацистская Германия проиграла Вторую мировую войну | История | ИноСМИ

Одна из величайших загадок Второй мировой войны — это невероятный сбой в военной машине Третьего рейха, которая не сумела обеспечить армии необходимых запасов нефти и одновременно лишить их противника, прежде всего Советский Союз и Великобританию. В определенном смысле повторилась ситуация 1918 года, когда немецкие танки были остановлены на Сомме из-за нехватки топлива. Так немцам помешали добиться триумфа в Первой мировой войне. То, что союзники располагали огромными запасами нефти, сыграло в их победе решающую роль.

Вермахт, сухопутные, морские и воздушные силы которого нуждались в горючем топливе, совершил невероятный промах, готовясь к европейской и мировой войне, несмотря на тот факт, что к 1938 году большая часть немецкой техники работала на нефти. Вероятно, ключевым фактором, повлиявшим на огромное упущение немецких планировщиков, стал рост производства синтетического топлива в самой Германии. Из дешевого бурого угля, которым изобиловали недра Восточной Германии, в процессе переработки получалось горючее топливо. Процесс был эффективен благодаря применению гидрирования угля по методу Бергиуса. Еще до войны его успешно освоила нефтехимическая компания «И. Г. Фарбен» (I.G. Farbenindustrie AG), сотрудничавшая с компанией Рокфеллера «Стандарт-ойл» (Standard Oil). До 1944 года эта немецкая компания производила почти 25% всех нефтепродуктов в Германии. В Лойне находился самый крупный завод по производству синтетического бензина.

До начала Второй мировой войны Третий рейх удовлетворял остальную часть (почти 70%) своего спроса на нефть экспортом из Северной и Южной Америки, а также с нефтяных месторождений в Румынии, которыми владели американские и британские компании. В 1938 году Гитлер назначил своего заместителя Германа Геринга ответственным за экономическую подготовку к военным действиям. Однако Герингу не удалось добиться особых успехов, поскольку немецкая экономика была слаба в том, что касалось обеспечения стратегическим сырьем в ходе полномасштабной войны.

Süddeutsche Zeitung25.01.2017Die Welt24.05.2017Die Welt02.05.2016Всего через несколько недель после начала Второй мировой войны, летом 1939 года, Геринг получил доклад, где давалась оценка запасам нефти, необходимым для войны с СССР, которая была запланирована на начало 1942 года. В докладе говорилось, что поставки нефти из Румынии необходимо увеличить вдвое, чтобы операция «Барбаросса» прошла успешно. Помимо того, немцы рассчитывали и на персидскую нефть. Однако большая проблема заключалась в том, что румынскую нефть контролировали иностранные компании, такие как «Роял Датч Шелл» (Royal Dutch Shell), «Стандарт-ойл» и другие. Короче говоря, нефть была в чужих вражеских руках, и для начала большой войны это было серьезным препятствием. Кроме того, нефти вообще очень не хватало. Немцы получили румынскую нефть только в 1940 году, когда Румыния вступила в Пакт трех держав. В связи с этим на протяжении всей войны вплоть до 1944 года румынская нефть была основным источником топлива для немецкой техники.

В 1940 году «Дойче Банк» (Deutsche Bank) и руководство нацистской Германии примерялись к крупным нефтяным месторождениям в Ираке и обдумывали, как вернуть долю собственности «Дойче Банк» в турецкой нефтяной компании в Ираке (эту долю у Германии отобрали британцы после Первой мировой войны). Чтобы взять под контроль иракскую нефть, Гитлер должен был помешать планам Муссолини по присвоению Ирака. Муссолини боялся дать арабским странам независимость, поскольку считал их возможной добычей для своей фашистской империи. Немцы не вмешивались в иракские дела до весны 1941 года и поэтому упустили шанс на возможную успешную прогерманскую революцию в Ираке, так как не перечили итальянцам, которые подавляли идею иракской независимости.

Только в январе 1941 года немецкие чиновники, ответственные за стратегическое планирование и логистику в ходе приближающейся операции «Барбаросса», начали писать в отдел Ближнего Востока Имперского министерства иностранных дел. В письмах говорилось, что подошло время руководству Германии включить в свои планы этот регион, что Берлин должен взять под контроль арабскую нефтяную политику, и что нельзя допускать, чтобы Италия, подавляющая локальные антибританские мятежи, мешала доступу стран «оси» к нефтяным запасам. В мае 1941 года германские сухопутные и воздушные силы вошли в Ирак в ходе операции в Северной Африке. Их цель состояла в оказании поддержки антибританским мятежникам, преданным Рашиду Али аль-Гайлани и авторитетному иерусалимскому муфтию Мухаммеду Амину аль-Хусейни. Кроме того, немецкие силы рассчитывали поддержать антибританские движения в Сирии и Иране. В то время Ирак добывал менее четырех миллионов тонн нефти в год (в основном на месторождениях под Мосулом, с которых по трубопроводам нефть поступала на британскую территорию в Палестину и в Триполи, откуда британские танкеры увозили ее для снабжения армии).

© BundesarchivТанк «Пантера» на Восточном фронте, 1944 год

Основным источником нефти для Британской империи на Ближнем Востоке были Иран и Бахрейн, которые поставляли 16 миллионов тонн нефти в год через крупнейший мировой НПЗ в Абадане в Иране, а также по трубопроводу, который заканчивался в иракском порту Басра. В связи с этим один высокопоставленный немецкий стратег справедливо написал в письме Гитлеру, Риббентропу и Верховному командованию Вермахта, что Суэцкий канал и порт Басра представляют собой две равноценные стратегические опорные точки британской военной машины. Без нефтепродуктов, используемых как горючее, британские войска не смогут продвигаться. Взяв под контроль нефтяные месторождения и НПЗ в Сирии, Палестине и Ираке, Германия и Италия получили бы необходимое топливо для прорыва к Суэцкому каналу и перекрыли бы поставки нефти союзникам с Ближнего Востока. Таким образом, британские военно-морские силы не смогли бы ответить на немецкий прорыв.

С военной точки зрения проблема была в том, что немецкое военное и политическое руководство слишком поздно осознало, насколько стратегически важно обеспечить поставки нефти еще до начала войны. В апреле 1941 года после восстания иракских полковников под руководством антибританских и пронемецких националистов, премьер-министром стал Рашид Али аль-Гайлани. Он тут же изгнал короля Фейсала, который пользовался поддержкой британцев, и британские войска оказались блокированы. Немецкие действия были катастрофическими, но британцам удалось высадить около 14 тысяч индийских солдат в Басре и с их помощью предотвратить захват Ирака. Британская военная авиация за две недели уничтожила более слабые немецкие войска. Неуверенная попытка немцев поддержать антибританский мятеж потерпела крах через три недели. Это было полное военное и политическое поражение. Немецкие военные планировщики вовремя не осознали стратегическую важность Ближнего Востока как региона, через который протекает «черное золото», и поэтому жестоко обманулись. Всю его важность они поняли только тогда, когда уже было слишком поздно, в отличие от британцев и американцев, которые всегда понимали стратегическую важность нефтяных месторождений.

Таким образом, во время войны союзники контролировали более 75% мировой добычи нефти, что давало им огромное стратегическое преимущество. В руках Германии сосредоточилось намного меньше нефтяных месторождений. В связи с этим исключительно важной оставалась Румыния, которая добывала от пяти до семи миллионов тонн нефти в год. Производство в Польше, Венгрии и в самой Германии достигало нескольких сотен тысяч тонн или нескольких десятков тысяч тонн. Немцы контролировали всего пять процентов мировой нефтедобычи. Хотя у Италии было чуть больше нефтяных ресурсов, она производила всего несколько сотен тысяч тонн, а для войны этого было недостаточно. Нехватка нефти крайне негативно сказывалась на стиле ведения войны. Повсеместная механизация означала потребность в большом количестве бензина, дизельного топлива, горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов.

Серьезный удар по военным планам Германии был нанесен в 1944 году, когда британские и американские военно-воздушные силы разбомбили несколько немецких промышленных объектов. В американском анализе стратегических бомбардировок от 1944 года говорится, что немецким военным планам не так мешали бомбардировки мирных жителей и других промышленных объектов, как бомбардировки заводов по производству синтетического топлива в Германии, Венгрии и Румынии. Известно, что агент Управления стратегических служб, родившийся в Германии, Вальтер Дж. Леви составил детальную карту с немецкими нефтяными заводами, которые подверглись бомбардировкам.

В последнем американском докладе о стратегических бомбардировках от 1947 года излагались причины немецкого поражения: «Главным источником запасов и единственным источником получения топлива для авиации были 13 заводов по производству синтетического топлива и три небольших завода, которые открылись в 1944 году. Главным источником продуктов нефтепереработки являлись месторождения в Плоешти в Румынии и Венгрии. Они обеспечивали приблизительно 25% общих запасов жидкого топлива в 1943 году. НПЗ в Плоешти подверглись бомбардировкам, которые начались со смелой атаки на низкой высоте в августе 1943 года. Однако добиться удалось немногого, и поставки продолжились до апреля 1944, когда удары возобновились. Благодаря этим бомбардировкам, а также бомбардировкам Дуная поставки нефти из Румынии удалось сократить. В августе 1944 года этот источник стал совершенно недоступен из-за русской оккупации — теперь немцы больше, чем прежде зависели от заводов по производству синтетического топлива, которое постоянно снижалось, и к июлю 1944 года все крупные заводы были разрушены… Частично производство восстановилось в ноябре и декабре, однако до конца войны полностью вернуть прежние объемы так и не удалось».

© РИА Новости, Федор Левшин | Перейти в фотобанкЗахваченные гитлеровские танки, Венгрия

Тем не менее немецкая военная промышленность не собиралась сдаваться без боя. Потребовалось 6552 американских и британских военных самолета и 18 328 тонн бомб, чтобы уничтожить крупнейшие заводы по производству синтетического топлива. Поэтому в мае 1944 года в Третьем рейхе возник дефицит нефтепродуктов. Вскоре запасы стали быстро расходоваться, и вермахт очень пострадал от недостатка топлива. Дивизии бронетехники продвигались с трудом. В декабре 1944 года министр вооружений Альберт Шпеер заявил, что нехватка горючего приняла катастрофические масштабы.

Например, когда в середине декабря 1944 года началась отчаянная немецкая Арденнская операция, запасов горючего для такого большого наступления не хватало. Немцы рассчитывали захватить нефтяные запасы союзников, но не сумели этого сделать. Многим бронетанковым подразделениям не хватало горючего. В феврале и марте 1945 года на плацдарм под Барановым на Висле немцы стянули 1200 танков, чтобы помешать продвижению советских войск, однако немецкие танки не смогли сдвинуться с места из-за нехватки горючего, и Красная армия без труда их уничтожила. Война была в буквальном смысле проиграна потому, что вермахту не хватило топлива для продвижения моторизированных подразделений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Поставки нефти из США в Третий Рейх

Ниже перечисленые факты имеют подтверждение или это просто враньё, расчитанное на то, что никто его проверять не будет? Ваше мнение, камрады?http://lj.rossia.org/users/kro1975/405184.html Ссылка на книгу Тарбелл "История компании Standard Oil" (в более полном виде - здесь - http://sultanov.azeriland.com/nashestvie/nashestvie_2/page_28.html):

С согласия У.Тигл, председателя совета директоров "Стандарт ойл оф Нью-Джерси", и его президента У.Фэриша танкеры, перевозившие нефть "Стандарт ойл", были укомплектованы немецкими экипажами. Эти суда везли нефть на Канарские острова, там они перезаправлялись, а нефть перекачивали в немецкие танкеры, направлявшиеся в Гамбург

23 июня 1941 года директор ФБР Эдгар Гувер писал министру финансов Моргентау: "В ходе проверки иностранных вкладов в банке "Чейз нэшнл" обнаружены крупные перечисления американским нефтяным компаниям в счет поставок горючего за границу. Согласно имеющимся в нашем распоряжении данным, компания "Стандарт ойл оф Нью-Джерси" получила деньги из Германии за поставки нефти по распоряжению немецкого "Рейхсбанка".

15 июля 1941 года военная разведка США сообщала, что концерн наладил транспортировку нефти из Арубы на Канарские острова. В донесении, в частности, говорилось: "Примерно 20% этих поставок предназначаются для фашистской Германии, причем команды шести судов из тех, которые осуществляют перевозки по маршруту, набраны преимущественно из нацистов. Нашему агенту удалось выяснить, что немецкие подводные лодки, постоянно курсирующие в районе Канарских островов, подходят туда именно с целью заправки. Этот же агент обратил внимание на следующее: до сих пор ни один из танкеров концерна "Стандарт ойл" не был торпедирован ВМС Германии, в то время как суда других американских компаний, действовавших на иных маршрутах, постигла такая участь".

Американский посол в Мадриде Карлтон Хейс заявлял 26 февраля 1943 года, что "на душу населения в Испании приходится значительно больше нефтепродуктов, чем в данный момент на каждого из жителей Атлантического побережья США".

Посол Хэйс в Мадриде признал: объем ввозимого из Америки бензина и нефтепродуктов равноценен полной грузоподъемности всего испанского танкерного флота. Он, правда, при этом не сказал о том, что большая часть этого флота постоянно курсировала между Испанией и Германией, снабжая топливом немецкие посольства, военные объекты, подвозя горючее для заправки танков и бронемашин.

Помощнику госсекретаря Сэмнеру Уэллесу 31 марта 1941 года был представлен подробный доклад о том, что в портах Мексики, Центральной и Южной Америки итальянские и германские торговые суда заправляются американским топливом. Среди компаний, снабжавших горючим противника, значились "Стандарт ойл оф Нью-Джерси" и "Стандарт ойл оф Калифорния".

26 декабря 1941 года посол США в Лондоне Джон Вайнант обсуждал вопросы горючего с министром финансов Великобритании сэром Кингслеем Вудом. Стороны пришли к выводу, о котором Вайнант тут же сообщил в Вашингтон: "Посольство США разделяет мнение британского правительства о том, что в данный момент не следует ломать установившийся порядок вещей и предпринимать шаги, которые едва ли негативно отразятся на положении Германии, а только усугубят тяжелое положение союзников и лишат перспективы деятельность американских и британских компаний".

http://rodina.h20.ru/Statyi/neft.php

Ссылка на книгу "Торговля с врагом":

Американский нефтяной концерн "Стандард ойл оф Нью-Джерси" в 1941 году был крупнейшим в мире. Он и финансировавший его банк "Чейз нэшнл" принадлежали Рокфеллерам.( Запомним эту известную фамилию, прим автора.) Председатель совета директоров концерна Уолтер Тигл, президент -Уильям Фэриш .

Тигл по-прежнему поставлял концерну "И. Г. Фарбениндустри" тетраэтил, необходимый для производства авиационного бензина, патентом на производство которого располагали, кроме "Стандард ойл", "Дженерал моторс" и "Дюпон".

Поставки тетраэтила Германии осуществлялись через британский филиал концерна Тигла. В 1938 году Шмиц подписал в Лондоне контракт на 500 тонн этила, а в следующем году закупил его через тот же лондонский филиал еще на 15 млн. долларов. В итоге гитлеровские военно-воздушные силы получили возможность бомбить Лондон - город, который предоставил им горючее.

Еще в 1936 году его коллега из "Стандард ойл оф Калифорния" построил там нефтеперерабатывающий завод. Примерно в то же время Тигл возвел точно такой же завод в Гамбурге, ежедневно снабжавший военно-воздушные силы Геринга 15 тыс. тонн бензина.

В ходе встречи в Гааге, проходившей в помещении голландского отделения "Стандард ойл", Говард и Рингер подробно обговорили совместные планы на будущее. Рингер передал американскому коллеге увесистый пакет немецких патентов, которые в документах "Стандард ойл" были оформлены таким образом, чтобы администрация США не смогла их конфисковать в военное время.

B июле 1941 года Фэриш и Фрэнк Говард обратились в министерство финансов с просьбой о выдаче официального разрешения на продажу венгерского филиала "Стандард ойл" немецкому концерну "И. Г. Фарбениндустри".

Танкеры американского концерна один за другим пересекали океан, перевозя в трюмах нефть для фашистской Германии... Но как мог Фэриш осуществлять перевозки для Геринга и Шмица, если вдоль всего побережья США постоянно курсировали патрульные суда Великобритании, чтобы пресечь любую подобную попытку? В мае 1940 года, например, англичане захватили в территориальных водах Соединенных Штатов танкер под французским флагом, направлявшийся в Касабланку с 16 тыс. тонн нефти "Стандард ойл" в трюмах, предназначенной для гитлеровской Германии.

Госсекретарь США Корделл Хэлл потребовал у англичан выдачи судна, и те подчинились, не желая нарушать нормы международного морского права, после чего танкер продолжил свой путь в Африку во главе каравана из шести судов.

В начале 1942 года Рузвельт и вовсе отстранил верного министра от вопросов, связанных с поставками нефти, образовав при совете экономической войны, позднее переименованном в управление экономической войны, специальный комитет, на который возложил ответственность за экспорт нефти и нефтепродуктов. во главе комитета встал преданный Фэришу человек, его правая рука Макс Торнбург, а среди членов комитета оказались Гарри Кольер и сам Фэриш. Торнбург, ловкий и опытный бизнесмен, послушный воле Фэриша, получал теперь 8 тыс. долларов в год от правительства и 13 тыс. от "Стандард ойл".

28 августа, то есть через четыре дня после описываемых событий, сотрудник аппарата американского торгового советника в Аргентине подписал разрешение на продажу филиалом "Стандард ойл" нефти аргентинскому отделению "И. Г. Фарбениндустри", которое также числилось в "черном списке".

В 1943 году американские компании продали франкистам 25 тыс. тонн сульфата аммония и 10 тыс. тонн хлопка.

22 января 1944 года заместитель госсекретаря Дин Ачесон в радиопередаче Эн-би-си, озаглавленной "Говорит госдепартамент", заявил: "США вынуждены продавать Испании нефть, поскольку это предусмотрено комиссионным соглашением, достигнутым с нейтральными странами в ответ на их обещание воздерживаться от поставок противнику необходимых ему товаров".

В течение ближайшей недели вскрылись новые факты о помощи врагу. Опираясь на них, Гарольд Икес, несмотря на противодействие со стороны Дина Ачесона, добился принятия президентом Рузвельтом решения о временном прекращении поставок нефти в Испанию. Икес предусмотрительно подобрал целое досье, из которого явствовало, что нефть из Испании попадала прямо в Германию, что на испанской территории беспрепятственно действовали немецкие агенты, а Франко недавно предоставил фашистской Германии кредит в размере 400 млн. песет.

Лишь 28 января 1944 года правительство Великобритании сумело, наконец, добиться прекращения поставок нефти, бензина и других нефтепродуктов в Испанию. Возмущению Франко не было предела. Дин Ачесон дипломатично хранил молчание.

Рейх - Суммарные приблизительные данные на 1941г по светлому топливу (дизтопливо+бензин) без учёта заправки подводных лодок на базах Латинской Америки.

Потребность 15 -16 млн.т.Стратегический резерв 10 млн.т.Собственное производство синтетич.топлива 5 млн.т.Импорт из сателлитов (Румыния и Венгрия) 6 млн.т.Импорт из С.Африки ч/з порты Средиземного моря 3 млн.т.Импорт через каналы «Стандарт» и «Дэвис» 6 млн.т.

 

reibert.info

История нефти. Нефть Победы и «безнефтье» поражения

Одним из важнейших аспектов, которые отмечают историки в ходе Второй мировой войны, является несопоставимый нефтяной потенциал противоборствующих сторон, обеспечивающих войскам и тылу топливо и энергоисточники. На одной чаше весов – катастрофический дефицит нефтяных ресурсов у стран «оси» – Германии, Италии, Японии. На другой – суперпрочные позиции стран антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР и Великобритании. В преддверии войны Германия отчаянно пыталась решить проблему нефтяной уязвимости, но все попытки оказались тщетными.

В 1920-1930-е годы облик вооруженных сил ведущих мировых держав претерпел коренные изменения. Извлекая уроки Первой мировой войны, страны спешно провели модернизацию вооруженных сил. Были созданы так называемые «армии моторов», немыслимые без двигателей внутреннего сгорания. Самолеты, танки, автомобили, подводные лодки и надводные корабли на дизельных установках – это были уже не смелые эксперименты, а основа основ военных доктрин, для реализации которых требовалось нефтяное топливо.

Воевать без нефти было невозможно. А победить – тем более.

Мировой расклад

В предвоенный 1938 год в мире добывалось около 280 млн тонн черного золота. Главной нефтедобывающей державой являлись США – накануне войны здесь производилось 164,1 млн тонн нефти, что составляло почти 60% мировой добычи.

На втором месте находился Советский Союз. Его добыча составляла 30,2 млн тонн нефти, или 10,8% от мирового показателя.

Тройку лидеров замыкала Венесуэла – 27,5 млн тонн (9,8%), причем нефтедобычу страны фактически контролировали американская компания Standart Oil of New Jersey (будущая Exxon) и британо-нидерландская Royal Dutch/Shell. Позиции Великобритании значительно усиливала также нефтяная концессия в Иране, где в 1938 году добывалось 10,4 млн тонн нефти, или 3,7% от мирового показателя. Кроме того, англо-американский капитал занимал прочные позиции в Ираке (4,3 млн тонн в 1938 году), а также в потенциально богатых нефтью в то время Саудовской Аравии, Бахрейне и Кувейте.

Совсем иначе обстояли дела у Германии и ее главных союзников – Италии и Японии. Их совокупная добыча в 1938 году составляла ничтожную цифру и не превышала 1 млн тонн нефти. Все вн

oilcapital.ru

Алмазы Третьего Рейха и некоторые особенности управления глобальными сырьевыми рынками. Часть 3.

Работа американских спецслужб позволила предположить, что источником алмазного сырья для военной индустрии Третьего Рейха могла быть "Де Бирс". Это очасти подтверждало и странное нежелание Эрнста Оппенгеймера вывезти стоки "Де Бирс" в США. В этом случае их точный состав и объем становился известен не только кругу избранных сотрудников корпорации, и вопрос - каким образом Германия в 30-е годы стала крупным экспортером алмазного инструмента - отпадал сам собой. После получения "бельгийского досье", Министерство юстиции США инициировало судебное преследование "Де Бирс". Но в 1945 году дело было закрыто безо всяких последствий, если не считать ликвидацию счетов "Де Бирс" в американских банках.

Это было не единственное дело такого рода, рассматривавшееся американской Фемидой. Спецслужбы США собрали внушительное досье на крупнейшую мировую нефтяную компанию "Стандарт ойл". Подробности впечатляли: немецкие экипажи на танкерах "Стандарт ойл", перевалочные базы на Канарах, где нефть перекачивалась в германские танкеры, заправка немецких подводных лодок на специально созданных островных базах, прямые поставки синтетического каучука в Германию и до и после после Перл-Харбора, передача нацистам технологии для производства синтетического горючего, финансовые связи с лидером нацистской оборонной промышленности концерном "ИГ Фарбениндустри", поставка нефтепродуктов в Германию через Испанию и Северную Африку... Только через Франко нацисты получали ежемесячно 48 тысяч тонн техасской нефти! И это - в 1944 году!

В результате сенатских и судебных расследований "Стандарт ойл" понес "заслуженное" наказание за сотрудничество с Гитлером - штраф в 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов и конфискацию в пользу государства патентов, полученных от "ИГ Фарбениндустри".

Факты сотрудничества в течение Второй мировой войны крупнейших транснациональных корпораций с нацистами всегда были секретом Полишинеля. Масштаб этого процесса был столь значителен и количество людей, задействованных в нем столь велико, что сохранить это прискорбное явление в тайне или, по крайней мере, предать забвению было невозможно. Фактура по поставкам стратегических товаров (и финансовому обеспечению этих сделок) англо-американскими корпорациями Третьему Рейху многочисленна и достоверна, она изложена в сотнях статей и на страницах впечатляющих монографий, подобных труду Чарльха Хайема "Торговля с врагом" (Charles Highham. Trading With The Enemy: An Expose of The Nazi-American Money Plot 1933-1949. New York, 1983).

В чем же причина этого историчского парадокса, очевидно не совместимого с представлениями о морали, патриотизме и национальных интересах? На протяжении почти всей второй половины ХХ века большинство исследователей достаточно категорично отвечало на этот вопрос - причиной были сверхприбыли. Действительно, Третий Рейх был в состоянии время от времени оплачивать услуги поставщиков стратегических товаров, и оплачивать щедро. Несмотря на то, что к 1936 году золотовалютные ресурсы Германии почти обнулились, а с 1939 года немцы быстро теряли рынки для своего основного экспорта (промышленное оборудование, машины, продукция химпрома, оружие), захват европейских стран, начиная с аншлюса Австрии, позволил Гитлеру оперировать награбленным золотом и прочими конвертируемыми ценностями. Такая возможность была нацистам предоставлена не без помощи английских госструктур. В ноябре 1938 года правительство Чехословакии, обоснованно предполагая скорую оккупацию страны немцами, переправило свой золотой запас - около 80 тонн благородного металла в подвалы Банка Англии. В марте 1939 года, полностью оккупировав Чехословакию, Гитлер попросил это золото вернуть. Руководитель Банка Англии Монтегю Норманн и министр финансов Джон Саймон с просьбой фюрера любезно согласились. Не менее странная история произошла с 200 тоннами бельгийского золота, также возвращенного в Рейх из африканских колоний, куда бельгийское правительство успело его спрятать незадолго перед оккупацией страны.  Само бельгийское правительство (и секретная информация о месте нахождения бельгийского золотого запаса) в тот момент находилось в изгнании - в Лондоне. При оккупации Бельгии нацисты захватили в Антверпене приличное количество алмазов ювелирного качества и бриллиантов. Этот дорогостоящий товар отнюдь не был использован в технических целях. Через крупных алмазных дилеров он был реализован в США, в третьих странах были открыты долларовые счета, через которые оплачивались поставки стратегического сырья, в том числе и технических алмазов. Для подобных расчетов использовались также конвертируемые швейцарские франки, которые Германия получала, размещая в банках "цюрихских гномов" награбленное (в том числе и у жертв Холокоста) золото.

Так что у Третьего Рейха было чем заплатить за миллионы карат технических алмазов для своей оборонной индустрии. Некоторые источники утверждают, что "Де Бирс" осуществляла поставки Германии по цене $26 за карат - в 30 (!) раз дороже, чем при поставках для США. Если это соответствует действительности, то можно согласиться с утверждением, что "Де Бирс" внесла неоценимый вклад в падение гитлеровского режима (разоряя его на корню),  и одновременно блестяще доказать марксистский тезис о том, что за 300% прибыли капитал способен на любое преступление.

Подобное торжество диалектики все же оставляет место для сомнений в том, что именно сверхприбыли были главной и единственной причиной сотрудничества англо-амариканских корпораций с Германией. Действительно, трудно скинуть со счетов этническую принадлежность владельцев, например, "Стандарт ойл" и "Де Бирс". Если автор "Международного еврейства" Генри Форд еще мог быть в какой-то степени солидарен с автором "Майн Кампф" по "еврейскому вопросу", то от Рокфеллеров и Оппенгеймеров этого ожидать сложно.  Можно ли было искушенным бизнесменам мирового уровня уподобиться человеку, который станет продавать патроны гангстеру, приставившему револьвер к его лбу, только потому, что гангстер готов платить втридорога?

Следует также учитывать, что в США и Великобритании во время войны были приняты чрезвычайно жесткие законы, карающие не только экономическое сотрудничество непосредственно со странами Оси, но и с фирмами нейтральных государств, заподозренных в таком сотрудничестве. Эти законы были хорошо обеспечены финансово и организационно, и превентивные службы вполне были способны получать соответствующую информацию (что можно наблюдать на примере того же алмазного "бельгийского досье"). Неужели сверхприбыли оправдывали для корпораций риск конфронтации с государственными институтами в условиях войны?

И наконец, сверхприбыли еще как-то годятся в качестве причины сотрудничества с Третьим Рейхом в тот период, когда он разбухал от захваченных территорий и награбленных ценностей. Но как объяснить поставки стратегических материалов в 1943 и тем более - в 1944 году? Когда уже у Германии не только были исчерпаны финансовые резервы, но даже ее армейская элита не испытывала иллюзий, что военное поражение - только вопрос времени?

Англо-американские корпорации, практически всю войну сотрудничавшие с Третьим Рейхом должны были быть уверены: 1) военная победа Германии, а следовательно и глобальная реализация идеологических установок национал-социализма невозможны, 2) никаких репрессий со стороны государственных институтов за сотрудничество с врагом не последует, несмотря на то, что сами факты станут известны, 3) Третий Рейх должен иметь возможность вести боевые действия до строго определенного момента. Что могло обеспечить такую уверенность?

В 2005 году в Лондоне была издана впечатляющая работа экономиста Гвидо Препарата "Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий Рейх". (Guido Preparata "Conjuring Hitler. How Britain and America made the Third Reich" London, 2005). Основываясь на анализе многочисленных документов, в том числе из архива Банка Англии, автор убедительно показал, что англо-американская помощь Третьему Рейху, включавшая как прямые инвестиции, так и "нелегальные" поставки, делалась "не из циничного желания получить доход", но ради будущей реконструкции Европы и прежде всего Германии под эгидой элитарных англо-американских клубов, объединяющих владельцев и высший менеджмент крупнейших транснациональных корпораций, а также первый эшелон политических фигур, обслуживающих корпоративные интересы. Эта книга в известной степени развивает и дополняет работы профессора Стенфордского университета Энтони Саттона (Anthony Sutton) "Уолл-стрит и взлет Гитлера" ("Wall Street and the Rise of Hitler"), "Уолл-стрит и большевистская революция" ("Wall Street and  the Bolshevik Revolution"), "Алмазная связь" ("The Diamond Connection"), "Орден "Череп и кости" ("America's Secret Establishment: An Introduction to the Order of Skull & Bones") и ряд других, увидевших свет в 70-х - 90-х годах прошлого столетия.

Работы этого типа (которых в настоящее время становится все больше) по отношению к рассматриваемой проблеме можно интерпретировать следующим образом: Третий Рейх был ни чем иным, как тщательно изготовленным проектом, основной целью которого было окончательное и бесповоротное лишение стран континентальной Европы (Германии в первую очередь) каких - либо притязаний на долю в контроле над мировыми ресурсными рынками. Решить такую задачу можно было, создав на обломках Веймарской республики идеологизированный режим, достаточно сильный, чтобы ввязаться в войну с СССР, но изначально обреченный на поражение в этой кампании. Именно поэтому помощь союзников СССР (легальная) и одновременно Германии (нелегальная) была средством затягивания вооруженного конфликта между советским и нацистским режимами, конфликта, который бы максимально обескровил обе стороны. Экономическая сторона этого процесса (пресловутые сверхприбыли) была второстепенна по отношению к конечному результату: Германия и ее саттелиты навсегда теряли контроль над минерально сырьевой базой Африки и Азии, СССР после победы превращался в замкнутую автаркическую систему, выступающую по отношению к ресурсным рынкам исключительно в роли пассивного продавца сырья, добываемого на собственной территории. Причем такая роль СССР являлась органическим продолжением рассматриваемого проекта и достигалась комплексом мер - от построения "железного занавеса" до неформальных соглашений с некоторыми представителями элиты.  При всей дискуссионности эта гипотеза вполне объясняет, почему корпорации, сотрудничавшие с нацистами, отделались чисто символическим наказанием, хотя доказательств их вины было более чем достаточно. Находит объяснение также и то удивительное обстоятельство, что СССР за все время своего существования не предпринял ни малейшего усилия для установления контроля над минерально - сырьевыми ресурсами тех стран, где его мощное военное присутствие без труда могло такой контроль обеспечить. Хотя наиболее впечатляющим примером такого рода служит Ангола, но СССР не мог контролировать даже нефтяной комплекс Румынии - страны, входившей в СЭВ.

Содержание неформальных переговоров элит противоборствующих государств конечно не протоколируется, поэтому многие исторические загадки и трудно объяснимые парадоксы навсегда таковыми и останутся. Но сам факт таких контактов уже может быть достаточно красноречив. В конце XIX века создатель "Де Бирс" Сесил Родс основал "Круглый стол" - элитарный клуб, площадку для консультаций людей, располагающих финансовыми и политическими инструментами, позволяющими влиять на исторический процесс. Членами этого объединения, среди прочих влиятельных джентльменов были Монтегю Норманн (руководитель Банка Англии), Эрнст Оппенгеймер (владелец "Де Бирс"), Ялмар Шахт (министр финансов третьего Рейха).

www.rough-polished.com

Каучук и вольфрам для Третьего рейха

В обеих мировых войнах Германия была крайне зависима от поставок импортного стратегического сырья для химической, металлургической и фармацевтической промышленности. По опыту Первой мировой руководство Третьего рейха пыталось заранее «подстелить соломку» в преддверии новой войны, организовав прорыв неизбежной блокады с помощью специальных судов. В итоге эпопея с доставкой в Германию каучука и руды редких металлов вышла долгой и захватывающей.

Гитлеровская Германия отлично помнила ужасы блокады Первой мировой, и руководство Рейха было полно решимости не допустить подобного в новом мировом конфликте. Достичь этого планировалось молниеносным ведением военных кампаний, максимальным использованием ресурсов оккупированных стран и государств-сателлитов, синтезированием критически важных продуктов силами химической промышленности, а также торговлей с нейтральными и союзными странами.

Когда западные союзники с началом Второй мировой войны привычно и отработанно перекрыли импорт в Германию, ситуация уже кардинально отличалась от реалий Первой мировой. Стратегический маршрут поставок железной руды из Швеции немцы обезопасили господством в Балтике и нейтралитетом скандинавских стран. Практически вся Восточная Европа была в зоне полного господства или влияния Германии, Италия была союзником, балканские и скандинавские государства благожелательно нейтральны. Торговый договор и сотрудничество с СССР открыли для немцев богатейшие ресурсы продовольствия и сырья, возник сухопутный транзитный маршрут с Дальним Востоком.

Автаркия – мать порядка

Уязвимость Третьего рейха в плане снабжения была существенно ниже, чем у кайзеровской Германии. Вооружённые силы и государственные структуры, наученные горьким опытом, создали стратегические запасы на военный период. Так, к примеру, предусмотрительный гросс-адмирал Эрих Редер сумел накопить для флота такие запасы дизельного топлива, что руководство вермахта приказало изъять у него 400 000 тонн для обеспечения наступления во Франции в мае 1940 года.

Но, несмотря на все эти факторы и большие успехи немецкой химической промышленности в производстве синтетического топлива, каучука и других важнейших материалов, проблемы оставались – «война моторов» пожирала огромное количество дефицитных ресурсов. Расстаться с импортом для Германии было тяжело, тем более что к этому добавлялась потеря большого количества судов торгового флота – она уже наступила на эти грабли в 1914 году, когда огромное число судов мощнейшего торгового флота немцев было захвачено, потоплено или реквизировано.

Нагрудный знак «За прорыв морской блокады» (Abzeichen für Blockadebrecher), учреждён в апреле 1940 года

Перед Второй мировой войной немецкий торговый флот был третьим в Европе (после британского и норвежского) и состоял из более чем 2400 судов с общей грузовместимостью порядка 4,3 млн брт. Когда внешнеполитическая обстановка резко осложнилась, около 500 судов общей вместимостью почти 1,5 млн брт (более 30% тоннажа) находились в дальних рейсах. Германии, как державе, не обладающей господством на море, в очередной раз пришлось пойти на риск блокады и потери значительной части торгового флота, надеясь на автаркию и быструю победу на континенте. В первую же очередь немцы надеялись сохранить те грузы, что уже были в пути.

Как и у англичан, которые всемерно оберегали свой импорт, бывший залогом выживания, у немцев были предвоенные разработки таких мероприятий. 25 августа 1939 года все немецкие торговые суда, находящиеся в море, получили кодированный сигнал о необходимости уклониться от обычных торговых путей и принять все меры к прорыву на родину или укрытию в нейтральных портах. В итоге почти 100 судов с грузом примерно в 500 000 тонн смогли прорваться домой в течение первого года войны, 325 укрылись в нейтральных портах. Остальные 70 судов были перехвачены, но только 15 из них попали в руки врага – остальные были затоплены. Многие идущие домой или интернированные суда были предусмотрительно использованы для снабжения немецких надводных рейдеров и подводных лодок.

Тем не менее, англичане, не менее опытные в вопросах блокады, чем немцы, пользуясь своим полным господством в плане морской мощи, решительно прервали торговлю нейтралов с нацистской Германией. Не обращая внимания на претензии Италии, к тому же бывшей союзником Германии, они прервали морской экспорт угля из Германии в Италию на формально нейтральных итальянских судах. Удавшийся «блицкриг» всё равно не решал всех вопросов снабжения, а после начала войны с Советским Союзом перед немцами с новой силой встал вопрос, как всё-таки обеспечить промышленность теми видами сырья, которые не могли быть захвачены или куплены в обход блокады.

Каучуковая проблема

Одним из наиболее острых вопросов, вставших перед немецкой военной экономикой, было устойчивое снабжение каучуковыми и резинотехническими изделиями. Ещё в далёком 1909 году, когда цены на натуральный каучук были запредельными, немецкие химики по заказу фирмы «Ваyer» разработали технологию искусственного каучука на основе метил-изопрена. Качество этого продукта и технологичность его получения оставляли желать лучшего, и, тем не менее, успех химиков позволил Германии получить в годы Первой мировой войны 2500 тонн синтетического каучука.

Несмотря на то что после войны цена натурального каучука сильно упала и надобность в синтетическом каучуке исчезла, немцы продолжали опыты, и в начале 30-х годов разработали новую технологию получения синтетического каучука из бутадиена методом его полимеризации в присутствии натрия в углекислом газе. Этот каучук получил название «буна» (бутадиен и натрий). Путём различных модификаций было налажено производство каучука с различными свойствами, в том числе устойчивого к бензину и другим агрессивным жидкостям. К началу войны в Германии функционировали три завода по производству синтетического каучука.

Проблема заключалась в том, что в производстве синтетического каучука всё равно требовалось использовать натуральный – только он мог придать продукту устойчивость к отрицательным температурам. Натуральный, к тому же, всё ещё был дешевле, поэтому перед войной в Германии производилось только 5000 тонн синтетического каучука, а импорт натурального составлял 92 000 тонн. С началом войны ситуация резко изменилась: импорт голландского и южноамериканского каучука напрямую был перекрыт. Производство синтетика возросло до 22 000 тонн в 1939 году и 40 000 тонн в 1940 году.

При производстве синтетического каучука широко использовался труд заключённых. К примеру, изображённый на фото завод фирмы I.G. Farbenindustrie AG обслуживали узники лагеря Моновитц, известного также как Аушвитц III

Запасы натурального каучука быстро истощались. После оккупации Голландии немцы подчистую выгребли все национальные запасы этого крупнейшего поставщика, 7000 тонн, и всё равно к концу 1940 года у них осталось всего 1800 тонн. В это время Третий рейх существенно выручил торговый договор с СССР, который предусматривал и транзит сырья из Азиатско-Тихоокеанского региона. Посланник МИД Германии Карл Шнурре (Karl Schnurre) отмечал в меморандуме от 15 мая 1941 года:

«Берлин, 15 мая 1941 г. Транзитная дорога через Сибирь пока ещё в действии. Поставки сырья из Восточной Азии, в частности, каучука, перевозимого в Германию по этой дороге, продолжают быть существенными (в течение апреля – 2000 тонн каучука специальными составами и 2000 тонн обычными сибирскими поездами)».

Однако, в соответствии с планом «Барбаросса», уже был определён срок нападения на Советский Союз. Было ясно, что транзит скоро прекратится, и надо предпринимать действия по обеспечению поставок с Дальнего Востока другим путём. 14 ноября 1940 года командование кригсмарине передало приказ всем судам, находящимся в Тихоокеанском бассейне, следовать в Японию под загрузку стратегическим сырьём. Кригсмарине планировали крупнейшую операцию по прорыву морской блокады.

Подготовка этой операции была вскрыта советской резидентурой в Японии под руководством Рихарда Зорге, который поддерживал хорошие отношения с немецким военно-морским атташе адмиралом Паулем Веннекером (Paul Wenneker) и общался с капитанами немецких судов – будущих блокадопрорывателей. Информация о том, что Германия планирует сократить транзит через СССР до минимума и загружает суда стратегическими материалами для прорыва в порты Франции, была передана в Москву и стала ещё одним тревожным звонком для советского руководства. Эпопея немецких морских блокадопрорывателей, питавших промышленность Третьего рейха каучуком, молибденом, вольфрамом, джутом, хинином и другими жизненно важными для продолжения войны материалами, началась.

Разрывая цепь блокады

29 декабря 1940 года из японского Кобе вышел первый блокадопрорыватель – судно «Везерланд» (Weserland) тоннажем 6528 брт. Ранее оно использовалось как судно снабжения вспомогательного крейсера «Орион». В дальнейшем немцы решили использовать для прорыва блокады всё, что было способно на дальний рейс – суда снабжения, захваченные призы, подходящие итальянские суда.

«Первая ласточка» успешно долетела – 4 апреля 1941 года «Везерланд» прибыл в Бордо. Ещё за год до этого Адольф Гитлер подписал указ об учреждении нагрудного знака «За прорыв морской блокады». Награждались им не только экипажи «специальных» блокадопрорывателей, но и члены команд торговых судов-одиночек, прорывающихся в Рейх на свой страх и риск. Изображенный на знаке нос корабля, разрывающий цепь, символизировал, что не так уж и плотна английская «цепь», опоясывающая моря вокруг подконтрольного Германии побережья.

«Везерланд», ранее — судно снабжения «Эрмланд»

Понимая, что судов, находящихся на Тихом океане, не хватит, немцы планировали «челночные рейсы» в Японию и из Франции. Адмирал Фридрих Руге (Friedrich Oskar Ruge) в своём труде о морской войне писал, что за сырьём планировалось отправлять каждую зиму 12 судов, что должно было дать порядка 50 000 тонн драгоценного импорта, отмечая, тем не менее, что «…это было задумано чересчур оптимистично». Действительно, несмотря на то что блокадопрорыватели использовали разные уловки (маскировку судна под нейтральное, смену названий), англичане и пока ещё формально нейтральные американцы принимали все меры, чтобы обнаружить и задержать их.

Привести в формате статьи всю статистику прорыва блокады не представляется возможным, поэтому кратко перечислим основные показатели по годам согласно немецким данным. Английская историография разделяет действия блокадопрорывателей на несколько крупных периодов, что не слишком удобно для данного формата.

В 1940 году из Японии вышли в рейс два судна: «Везерланд» и «Бенно» (Benno) – экс-норвежский танкер «Оле Якоб» (Ole Jakob), ранее захваченный рейдером «Атлантис» (HSK 2 Atlantis) в качестве приза. Оба благополучно прибыли в Бордо весной-летом 1941 года.

В 1941 году Японию покинули 11 судов (в том числе два итальянских), из которых в Европу прибыли семь. Судно «Эльбе» (Elbe) было потоплено самолётами с британского авианосца «Игл» (HMS Еаgle) у Азорских островов, судно «Рамзес» (Ramses) вынужденно вернулось в Японию, «Оденвальд» (Odenwald) был захвачен американским крейсером «Омаха» (USS Omaha) в американской «нейтральной зоне». Наконец, судно «Шпреевальд» (Spreewald) по ошибке потопила немецкая подлодка U 333. В обратном направлении, из Бордо в Японию, в том году вышло четыре судна, из них два, «Бенно» и «Кота Пинанг» (Cota Pinang), были потоплены союзниками.

Построенный в 1916 году, американский лёгкий крейсер «Омаха» к началу Второй мировой уже устарел, но для перехвата транспортов его вполне хватало. Крейсер сыграл важную роль в блокаде, перехватив в итоге три блокадопрорывателя

Хотя немцы и понесли серьёзные потери, а японцы были полны скептицизма, маршрут оказался действующим – прорвавшиеся суда привезли около 30 000 тонн важнейшего сырья. То, что подобные поставки – вопрос выживания, не скрывалось даже в официальных документах верховного командования. Вот выдержка из директивы фюрера от 5 марта 1941 года «О сотрудничестве с Японией»:

«…Положение с сырьём государств-участников пакта требует, чтобы Япония захватила те области, в которых она будет нуждаться для продолжения войны, особенно в том случае, если в войну вмешаются Соединённые Штаты. Поставки каучука должны осуществляться и после вступления Японии в войну, ибо они имеют для Германии жизненно важное значение».

В 1942 году из Японии было отправлено 13 судов, но добралось только семь. Вновь судно «Доггербанк» (Doggerbank), экс-британское «Спрейбэнк» (Speybank), стало жертвой немецкой субмарины U 43, ещё одно судно вернулось в Японию, одно было повреждено американской подлодкой и осталось на ремонте в Сингапуре. Три судна были обнаружены противником и затоплены собственными командами: с 1942 года немцы во избежание захвата судна и груза стали оснащать блокадопрорыватели подрывными зарядами с таймером. Из Германии в Японию в том же году прорвалось 11 судов, ещё три судна были уничтожены союзниками.

Блокадопрорыватель «Оденвальд», захваченный американским крейсером «Омаха»

Несмотря на то что потери груза достигли почти 50%, немцы и не думали останавливаться – война становилась тотальной, и тем ценнее становилась каждая тонна стратегического груза, прошедшая сквозь блокаду. Но и союзники начинали предпринимать всё более серьёзные меры для удушения стратегического импорта Третьего рейха. В декабре 1942 года английские коммандос провели диверсионный рейд против «осиного гнезда» блокадопрорывателей – порта Бордо. Уинстон Черчилль считал, что успех операции ускорит окончание войны на полгода. В результате операции «Франктон» (Operation Frankton) шесть немецких судов получили повреждения, но шесть захваченных в плен коммандос были расстреляны немцами.

Попытки пробить «Каменную стену»

В январе-феврале 1943 года из Японии в Германию вышли семь блокадопрорывателей. Результат был шокирующий – до цели дошло лишь судно «Пьетро Орсеоло» (Pietro Orseolo), да и то в пути оно получило торпеду с американской подводной лодки «Шэд» (USS Shad) и подверглось атакам авиации союзников. Три судна вернулись, два были затоплены командами, одно потоплено англичанами. Немцы весной 1943 года отправили в Японию четыре судна, из них дошли два: одно было перехвачено и потоплено крейсером «Свободной Франции» «Жорж Лейг» (Georges Leygues), а второе вернулось, получив повреждения от авианалёта.

«Пьетро Орсеоло»

Гросс-адмирал Карл Дёниц, будучи до 1943 года командующим подводными лодками, до своего назначения на пост главкома кригсмарине очень прохладно относился к заботам о возвращающихся на родину блокадопрорывателях. Потопление по ошибке «Шпреевальда» и «Доггербанка» закончилось для него крупными скандалами, а постоянные приказы выделять лодки для прикрытия вызывали у него возмущение. Дёниц не раз обращался в Руководство войной на море, настоятельно доказывая бесполезность и даже вред этих операций, на что командование с раздражением отвечало, что тысячи тонн дошедшего до Рейха каучука – гораздо больший успех, чем потопление лодкой пары судов противника.

Заняв одну из высших должностей в Рейхе и расширив свой кругозор до государственного уровня, Карл Дёниц изменил своё мнение. Теперь по его приказу навстречу блокадопрорывателю могло выйти и четыре лодки. В заключительной операции прорыва блокады он приказал использовать для прикрытия все доступные силы, что обернулось последним крупным сражением немецкого надводного флота, в котором он потерпел тяжёлое поражение.

В октябре 1943 года, после долгого перерыва и подготовки, началась последняя крупная операция по прорыву блокады – Рейх требовал стратегические материалы любой ценой. В течение октября из Йокогамы и Кобе вышли пять судов: «Везерланд», «Рио-Гранде» (Rio Grande), «Осорно» (Osorno), «Бургенланд» (Burgenland) и «Альстеруфер» (Alsterufer). Немцы основательно подготовились – зная, что авиация союзников буквально кишит в Бискайском заливе, да и в открытом океане легко нарваться на палубный самолёт или береговой разведчик, суда оснастили довольно сильным вооружением. Так, «Осорно» (6591 брт), вышедший из Кобе первым 2 октября 1943 года, имел на борту одно 105-мм орудие, два 37-мм автомата, четыре 20-мм автомата, четыре пулемёта MG 34 и четыре 86-мм пусковые установки ракет DSR.

Блокадопрорыватель «Бургенланд» был перехвачен 5 января 1944 года крейсером «Омаха» и затоплен своим экипажем

Немцам предстояло прорвать несколько патрульных линий, из которых наиболее опасной была в районе узости Атлантического океана, на широте Фритауна. Опираясь на авиабазу на острове Вознесения и базы на бразильском побережье Наталь и Ресифе, союзники полностью контролировали этот район с воздуха. Немалую опасность представлял и район Азорских островов, где базировались корабли и авиация союзников и недалеко от которых проходили крупные конвои. Лишь в Бискайском заливе прорыватели могли рассчитывать на более-менее серьёзное прикрытие своей авиацией и кораблями.

15 ноября 1943 года «Оcорно» обогнул мыс Доброй Надежды и начал прорыв в Северную Атлантику. Капитан, 54-летний Пауль Хелльман (Paul Hellmann), был опытным блокадопрорывателем. Он и его новое, построенное в 1938 году, быстроходное судно, выдававшее 16 узлов, уже совершили в 1941 году удачный прорыв из Чили в Японию, а затем выполнили рейс из Японии в Европу и обратно.

8 декабря 1943 года «Оcорно» был обнаружен американским «Либерейтором», взлетевшим с острова Вознесения. На перехват вышли крейсер «Марблхед» (USS Marblehead) и эсминец «Уинслоу» (USS Winslow), но Хелльман ускользнул – американцы перехватили только греческий сухогруз. Поиски союзников в северо-западном направлении результатов не дали – Хелльман шёл на север, прямо на пути атлантических конвоев. Масштабные поиски «Оcорно» с привлечением других кораблей к северу от «барьера» привели к тому, что вслед за Хелльманом через узость Наталь – Фритаун проскочил и следующий прорыватель – «Альстеруфер».

«Хуаскаран» (Huascaran) — транспорт, однотипный с прославившимся впоследствии блокадопрорывателем «Осорно»

Англичане, осознав, что «первая линия» прорвана, приняли энергичные меры – началась операция с многозначительным названием «Каменная стена» (Stonewall). Здесь следует отметить, что большую помощь англичанам оказывала «Ультра» – служба перехвата и расшифровки немецких сообщений. Блокадопрорыватели шли в режиме радиомолчания, но немецким лодкам регулярно передавались указания о запрете атак одиночных судов в определённых районах, что наводило союзников на след.

9 декабря подводная лодка U 510, обнаружив и опознав прорыватель, немедленно сообщила об этом командованию – и англичанам заодно. На Азорские острова были срочно переброшены крейсеры «Гамбия» (HMS Gambia) и «Глазго» (HMS Glasgow), которые с 15 декабря начали патрулировать линию в 500 миль длиной к северо-северо-западу от островов. В охоте приняли участие и самолёты авианосных групп. Именно «Уайлдкэт» с американского эскортного авианосца «Кард» (USS Card) вечером 23 декабря обнаружил неуловимого Хелльмана на расстоянии уже 560 миль к западу от острова Уэссан. К тому времени «Осорно» дважды успел удачно пересечь коммуникации союзных конвоев (существует даже легенда, что он пристроился к одному из них) и, успешно обойдя Азорские острова, вышел на финишную прямую, повернув на восток, прямо в Бискайский залив.

Развязка была близка: в воздух поднялись самолёты британского Берегового командования, из Плимута на поддержку «Гамбии» и «Глазго» на скорости 25 узлов вышел крейсер «Энтерпрайз» (HMS Enterprise). В этот момент в игру вступили главные силы немцев. Чтобы нейтрализовать американцев, в бой против авианосца «Кард» и его группы эсминцев Дёниц бросил группу подводных лодок «Боркум» (Borkum), которая была развёрнута к западу от Бискайского залива в количестве 13 единиц. В трёхдневном сражении союзники потеряли два эсминца – американский «Лири» (USS Leary) и британский «Харрикейн» (HMS Hurricane), у немцев не вернулась на базу лодка U 645.

«Кард» — один из самых успешных американских эскортных авианосцев. Снимок сделан в 1944 году

В полдень 24 декабря навстречу «Осорно» из Бордо вышли 8-я флотилия эсминцев и 4-я флотилия миноносцев – по шесть кораблей в каждой. С утра 25 декабря над транспортом постоянно висели британские самолёты, но Хелльман умелым маневрированием избежал повреждений, а зенитные расчёты сумели сбить один «Сандерленд». В полдень 25 декабря командир немецкой 8-й флотилии капитан цур зее Ганс Эрдменгер (Hans Otto Erdmenger) принял «Осорно» под свой эскорт. Подтянулось и воздушное прикрытие – тяжёлые истребители Ju 88.

Под беспрерывными атаками авиации утром 26 декабря отряд без потерь достиг устья Жиронды. Уже в самой Жиронде «Осорно» налетел на остов затонувшего судна и получил пробоину 12 метров длиной. Чтобы спасти груз и затем речными баржами разгрузить его, судно выбросили на берег. 31 декабря англичане предприняли авианалёт, чтобы сорвать выгрузку, но он из-за плохой погоды закончился безрезультатно.

«Альстеруферу» повезло меньше. Англичане знали о его подходе и были намерены отыграться. Транспорт был обнаружен утром 27 декабря британским «Сандерлендом», после чего наблюдение и атаки с воздуха были постоянными. При этом на перехват пошло усиленное соединение операции «Каменная стена» (Force Z) уже в составе четырёх крейсеров. Немецкие эсминцы и миноносцы также вышли из Бордо и Бреста, чтобы встретить прорыватель, но в 16:15 того же дня «Либерейтор» из 311-й (чешской) эскадрильи RAF удачным ракетно-бомбовым ударом поставил точку в операции. Команда оставила охваченное пожаром судно и двое суток спустя была спасена канадскими корветами.

Гибнущий блокадопрорыватель «Альстеруфер», 27 декабря 1943 года. Снимок с борта британского «Либерейтора»

Немецкому отряду прикрытия, который, не встретив «Альстеруфер», развернулся и взял курс на восток, не удалось избежать встречи с перенацеленными на него крейсерами «Глазго» и «Энтерпрайз». Последовавший 28 декабря бой в Бискайском заливе закончился для немцев тяжёлым поражением и дорогой платой за попытку «удвоить ставки»: погиб флагманский эсминец Z 27, а также миноносцы T 25 и T 26. Бой унёс жизни 532 немецких моряков, в том числе и командовавшего соединением Ганса Эрдменгера.

Остальным прорывающимся немецким судам усилившая бдительность патрульная линия Наталь – Фритаун не дала ни единого шанса. «Рио-Гранде» и «Бургенланд» были перехвачены соответственно 4 и 5 января нового 1944 года крейсером «Омаха» и затоплены своим командами. Несколькими днями ранее южнее патрульной линии такая же участь постигла «Везерланд» – его перехватил эсминец «Сомерс» (USS Somers).

Единственное, что оставалось немцам – объявить великой победой прибытие в Рейх вместе с «Осорно» 3944 тонн каучука, 1826 тонн цинкового и 180 тонн вольфрамового концентратов. На капитана и команду блокадопрорывателя пролился дождь наград. Пауль Хелльман 31 декабря 1943 года был награждён сразу обеими степенями Железного креста, а 6 января 1944 года стал кавалером Рыцарского креста – уникальный случай в истории Третьего рейха, когда эту награду за высшие боевые заслуги получило сугубо гражданское лицо, капитан торгового судна. Этот факт наглядно иллюстрирует, как смещалась шкала признания отличий в терпящей поражение Германии и насколько важными были эти успешные прорывы для военной промышленности Рейха.

Забавное фото — Карл Дёниц вручает капитану «Осорно» Паулю Хелльману Рыцарский крест, 28 апреля 1944 года

Несколько сот тонн вольфрамового концентрата хватало на год производства военной продукции, также как и тысяча тонн каучука означала производство шин для многих тысяч самолётов и автомобилей, шлангов, резинотехнических изделий и другой продукции, без которой немыслимо было нормальное техническое оснащение вооружённых сил.

С началом 1944 года эпопея немецких надводных блокадопрорывателей была закончена. 18 прорвавшихся судов доставили более 100 000 тонн стратегических материалов. Далее немцам пришлось вспомнить опыт Первой мировой войны и открыть новую, ещё более мрачную страницу прорыва блокады, и использовать подводные блокадопрорыватели.

Литература:

  1. History of United States Naval Operations in World War II Samuel Eliot Morison, vol.10 – Book Sales, 2001
  2. Horst H. Geerken. Hitler's Asian Adventure – Books On Demand, 2015
  3. Клэй Блэйр. Подводная война Гитлера. 1942–1945. Жертвы – М.: «АСТ», 2001
  4. Фридрих Руге. Война на море. 1939–1945 – М.: «АСТ», СПб.: «Полигон», 2000
  5. http://www.forum-marinearchiv.de
  6. http://nnm.me
  7. http://nzetc.victoria.ac.nz
  8. http://www.wlb-stuttgart.de
  9. http://www.ibiblio.org
  10. http://www.warsailors.com
  11. http://www.feldgrau.net

warspot.ru

Иной вид будущего третьего рейха.

Обычно предоставляя ретрофутуризм третьего рейха в голову приходит всякая монументальность. Космопланы Зенгера, железные дороги с сверхширокой колеёй, гигантские статуи арийцев на границе и прочее. Но следует признать, что был в третьем рейхе и другой ретрофутуризм более близкий к обычному американскому или советскому.

Ниже приведены картинки из листовки "Was wird uns die Technik der Zukunft bringen?" (Что принесут нам технологии будущего), опубликованной в 1941 году.

1. Проблема нехватки нефти беспокоила Третий Рейх почти с начала Второй Мировой войны. Поэтому совершенно не удивительно что в качестве техники будущего предложен автомобильный транспорт на альтернативных источниках энергии (как сказано в описании - Транспорт без бензина). В частности междугородний автобус для автобанов с парогенератором работающим на дровах или газу (тут было сложно сдержатся от одной нехорошей шутки, но я смог).

2. Скоростной пассажирско-почтовый лайнер. Оснащён катапультой для самолётов, что позволяет ему высаживать и принимать пассажиров и развозить почту не заходя в порты.Все стримлайн корабли похожи друг на друга как братья, так что сложно сказать - вдохновлялись ли немцы американскими проектами или нет.

3. Совмещённый вокзал для поездов и летающих машин-автожиров. В каждом районе города должны быть такие вокзалы, между ними люди перемещаются на поездах, а дальше по району их развозит как обычный транспорт, так и летающие автомобили.

4. Метро "Торпеда". Проект подземного поезда на электрическо-магнитном двигателе. Нижний рельс создаёт магнитное поле позволяющее избежать сопротивление рельса, а по верхнему передаётся ток. Для движения используется линейный двигатель.Скорость поезда может достигать 300 километров в час. Подобное метро должно связать между собой основные районы города.

5. Атомная почтовая подводная лодка. Интересно отметить отсутствие нормальных винтов - лодка приводится в движением вращением всего корпуса. Для больше скорости форма лодки выполнена более обтекаемой, как у рыб и водных млекопитающих. Об атомном реакторе прямо не сказано - он подписан как "Реактор на новом физическом принципе не требующий топлива". А вот зачем возить почту на подлодке к сожалению не сказано.

6. Пассажирский скоростной гидролайнер. Перевозит 120 человек пассажиров со скорость 700 километров в час. Оснащён как обычными так и спальными местами. Предполагается что такие самолёты вытеснят корабли с коротких и средних маршрутов.

7. Стратосферный лайнер. Для высотного полёта в салон подаётся воздух из запасов и проведено отопление. Для достижения большей скорости самолёт построен по форме напоминающей форму птицы (что интересно - если с приданием животной формы субмаринам автор угадал, то с самолётами - нет).

8. Высотная парковка совмещённая с подземной. По сути ничего необычного.

К сожалению люди описывающие будущее рейха не вспоминают о таком футуризме вместо этого описывая уже приевшуюся картину "ехал маус через маус видит маус в маус маус".

youroker.livejournal.com

Экономика Третьего рейха Википедия

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
Экономика Третьего рейхаВалюта Статистика ВВП Рост ВВП Инфляция (ИПЦ) Уровень безработицы Внешняя торговля Экспорт Государственные финансы Государственный долг Государственные доходы Государственные расходы
Банкнота в 5 рейхсмарок
рейхсмарка
146 млрд рейхсмарок
10,2
9% по отношению к 1939 году
0% (1939)
8,6 млрд. рейхсмарок (1943)
387 млрд. рейхсмарок (1945)
60 млрд. рейхсмарок (1942) включая контрибуции оккупированных территорий
130 млрд. рейхсмарок (1942)
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Эконо́мика Третьего рейха — этап экономической истории Германии в период 1933—1945 гг., при котором управление народным хозяйством страны и способом его включения в международное разделение труда осуществлялись в соответствии с национал-социалистическими доктринами Третьего рейха. В системе категорий экономической теории экономика нацистской Германии представляла собой государственно-монополистический капитализм, в соответствии с определением которого широко использовались элементы планирования, экономического программирования и другие инструменты активного вмешательства государства в экономические процессы.

В период Второй мировой войны экономика Третьего рейха широко практиковала использование принудительного труда и разграбление оккупированных стран (изъятие их ресурсов), что играло существенную роль в поддержании стабильности параметров внутреннего рынка несмотря на гипертрофированные масштабы военного производства.

Содержание

  • 1 Экономические предпосылки возникновения Третьего рейха
  • 2 Экономика в довоенные годы 1933—1939
    • 2.1 Милитаризация экономики
    • 2.2 Германия на европейском рынке угля в 1937 году
  • 3 Во время Второй мировой войны
  • 4 Реформирование
    • 4.1 Корпоративная реформа
    • 4.2 Имперская экономическая палата (гильдия)
    • 4.3 Германский трудовой фронт (профсоюз)
    • 4.4 Финансовая реформа
    • 4.5 Виды инструментов расчётов по обязательствам
    • 4.6 Комплексный механизм ликвидации инфляции:
    • 4.7 Аграрная реформа
    • 4.8 Социальное устройство
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Экономические предпосылки возникновения Третьего рейха[ | код]

После поражения кайзеровско

ru-wiki.ru